Александр родченко фотограф: 10 лучших фотографий Александра Родченко

Александр Родченко. Даёшь арт в СССР! : Daily Culture

Особенной чертой работ советского фотографа, графика и плакатиста Александра Родченко являются ясность замысла и воплощения, лаконизм образов, гармоничная игра контрастов и теней. Необычные решения, удачно пойманные кадры, колоритные пейзажи городской жизни – фотографии мастера несут в себе особую атмосферу и переносят зрителей на место событий. Со дня рождения Александра прошло более века, но его работы до сих пор вдохновляют и служат образцом для молодых поколений фотографов, дизайнеров и художника.

 

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петерубрге в семье театрального работника и прачки. Когда мальчику было три года, Михаил и Ольга Родченко переехали в Казань. Там Саша поступил в Казанское приходское начальное училище, а по его окончании серьезно стал заниматься рисованием. Отца не устраивало, что сын собирается пойти по его стопам и настоял на том, чтобы Саша занялся чем-то более «мужественным».

Так, Родченко проработал несколько лет в стоматологической лаборатории. Однако, такой расклад уже не устраивал самого будущего фотографа. Поэтому он бросил медицину и 1911-1914 годы уже провёл в Казанской художественной школе имени Николая Ивановича Фешина. Там молодой человек не только приобрёл мастерство и развил свои способности, но и встретил свою первую любовь — Варвару Степанову. Через два года после выпуска из художественной школы молодая пара переехала в столицу.

Оказавшись в Москве, Родченко сразу начал приобретать известность в художественных кругах. Его работы появлялись на главных выставках русского авангарда, он стал постоянным участником архитектурных конкурсов. Кроме того, он занимал место секретаря в профсоюзе художников-живописцев «Молодая Федерация», где в его обязанности входили благоустройство и организация творческой жизни его коллег по цеху. Нередко ему предлагались крупные проекты по оформлению тех или иных пространств: совместно с Георгием Якуловым и Владимиром Татлиным он разрабатывал дизайн кафе «Питтореск», принадлежащего знаменитому булочнику Филиппову.

Здание, в котором находился «Питтореск», нынче жителям и гостям столицы известно как Московский дом художника.

 

Чуть позже, в течение трёх лет, Александр Родченко отвечает в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) за работу музеев, а потом он становится членом живописно-скульптурного ведомства, занимавшегося разработкой и созданием нового архитектурного образа столицы.

Параллельно с социальной деятельностью он активно преподаёт в Институте художественной культуры. Его основной целью во время обучения студентов было научить их разрабатывать не только многофункциональные и удобные конструкции, но и добавлять в них изюминку посредством оригинальных архитектурных решений.

Вместе с тем Родченко развивает и свое мастерство: он занялся абстрактно-геометрическим минимализмом, который внедрял во все свои работы, будь то графика или скульптура. Главным в своем творчестве Родченко всегда называл стремление к созданию новых форм, красок, игры светотеней, и при этом старался использовать минимальный набор инструментов для достижения эти целей.

К примеру, он мог использовать очень ограниченную палитру, или вовсе оттенками одного цвета создавать некое абстрактное изображение, которое каждый зритель мог бы понимать по-своему.

В середине 1920-х Александр приходит к фотографии и уже никогда с ней не расстается. Несмотря на его необъятный вклад почти во все художественные отрасли искусства, наиболее известен в мире он как успешный фотограф. Кроме того, он был одним из родоначальников фотомонтажа. Этот приём он использовал при создании театральных вывесок и киноплакатов, книжных обложек, Ярким примером может быть его плакат к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Родченко использует нежные цвета — розовый и салатовый, а также создаёт необычную композицию: два кадра из фильма показаны нам будто сквозь окуляры бинокля. Такое решение для плакатов было достаточно необычным в то время.

Большую популярность приобрели и его портретные снимки. Александр любил снимать Владимира Маяковского, Варвару Степанову, супругов Брик, известен портрет матери фотографа.

Главной особенностью фотографий Родченко был необычный угол съемки. Отличным примером стали его снимки, созданные в рамках репортерской работы. Александр снимал для журналов «Пионер», «Даёшь», «Огонёк», «Вечерняя Москва», «30 дней», «Радиослушатель». Так были созданы фотографии, посвящённые Москве, студенчеству и спорту. Кроме того, его тайно командировали снимать строительство Беломорканала.


Сохранилось не так много фотографий мастера, однако, всё, что смогло дойти до наших дней, представляет неописуемую ценность как память о временах почти вековой давности: о жизни нашей страны, о современниках фотографа, о людях, живших в СССР. В каждом кадре Родченко всегда чувствуется необыкновенная индивидуальность его героя, атмосферность и яркость красок, даже если сами кадры чёрно-белые.

За свою жизнь Александр Родченко создал тысячи фотографий, сотни картин, плакатов и графических изображений, неоднократно выступал театральным художником, его работы объехали весь земной шар и побывали на самых громких всемирных выставках.

Однако, его нестандартный взгляд на искусство не всегда нравился политической верхушке нашей страны. В 1951 году его на три года исключили из Союза художников. Хотя это нисколько не мешало ему продолжать заниматься любимым делом.

Жизнь художника можно отчасти назвать идеальной. Родители его поддерживали и помогли найти своё призвание. Он встретил «свою» женщину, с которой прошёл почти всю жизнь. Родченко много трудился, и его творчество было по достоинству оценено не только коллегами и соратниками, но и простыми зрителями. Открытия и разработки Родченко до сих пор используются в фотографии, графике, архитектуре и дизайне. И, наверняка ещё не один десяток лет эти работы будут любимы и узнаваемы людьми по всему свету.

 

Ирина Гюне



 
Рекомендуем
Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего

40-й ММКФ. Конкурс. «Гаспар едет на свадьбу» Антони Кордье

7 ступеней Голгофы Андрея Тарковского

Последний концерт Фредерика Шопена

Второй шанс («После.
Глава 2», реж. Роджер Камбл)

Советский король джаза — Николай Левиновский

Мюзикл. История жанра

«Вот это Театр!»

Армения: четыре дня на все четыре стороны

Том Стоппард. Борец за добро и справедливость

Дипфейк мастеркласс и именные цвета в Pantone — Дизайн на vc.ru

Пётр Банков

946 просмотров

Сегодня, 5 декабря, отмечается 130 лет со дня рождения Александра Родченко. Один из основоположников конструктивизма, художник, график, фотограф, новатор рекламы и дизайна он совершил настоящую революцию в фотографии и определил развитие этого искусства на десятилетия вперед.

Помимо радикально нового подхода к фотографии, гениальных разработок и изобретений, феномен Родченко кроется в создании новых принципов проектирования вещей. Он придумал принцип создания фирменного стиля, придумал пиктограмму, неоновый свет.

Но самое главное, Родченко считал себя изобретателем линии — линии как инструмента, работающего во всех сферах жизни.

Отмечаем постером художника Петра Банкова, подборкой материалов про Родченко на VKHUTEMAS.academy и цветным триптихом.

Специально к сегодняшней дате мы выпустили материал про цвет: «Чистый красный, чистый жёлтый, чистый синий: триптих Родченко в Pantone»

100 лет назад Александр Родченко представил свой знаменитый триптих «Гладкий цвет» – три холста выкрашенные в три цвета – красный, жёлтый и синий. Этим триптихом Родченко провозгласил конец станковой живописи. Мы во ВХУТЕМАС.academy решили назвать эти цвета в честь легендарного художника и дизайнера. Представляем вам Rodchenko Red, Rodchenko Blue и Rodchenko Yellow, как они представлены в системе цветов американского института и компании Pantone*.

«Родченко.LIVE. Лекция первая: Опыты для будущего».

Самый сложный элемент проекта на данный момент — Видеоурок от первого лица с технологией deepfake.

«Александр Родченко в авангарде ВХУТЕМАСа: как конструктивист воспитывал художников новой формации».

Лонгрид Александра Безина по теме — целиком можно прочитать ЗДЕСЬ.

«Кто такой Александр Родченко?»

Для тех, кому сейчас лонгрид не осилить, есть приятный и быстрый способ погружения в предмет: Эксплейнер видео в двух частях руки художницы Наташи Поляковой.

часть I

часть II

«Александр Родченко — коротко».

Закрепить материал и быстро вспомнить то, что когда-то знали, можно с нашими шпаргалками. Повторите материал и посмотрите Ключевые факты о художнике максимально сжато в формате карточек.

Онлайн-мастерская Александра Родченко.

Здесь вы найдете ВСЕ материалы, связанные с именем легендарного мастера. Проект в самом разгаре, поэтому раздел будет пополняться. Плюс впереди еще несколько deepfake лекций, подготовленных вместе с Phygitalism.

VKHUTEMAS. academy — новый проект креативной студии RT Creative Lab, посвящённый 100-летию ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) и 130-летию художника и дизайнера Александра Родченко. Онлайн-мастерские открылись на образовательной медиаплатформе ВХУТЕМАС.academy. На сайте проекта в течение нескольких месяцев можно будет не только знакомиться с историей мастерских, но и пройти курсы по основам искусства и дизайна, созданные на основе оригинальных учебных материалов, концепций и теоретических разработок преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа.

Александр Родченко | Культура | Хранитель

Русский авангардист Александр Родченко приобрел международную репутацию новаторского фотографа, живописца, скульптора и графика в годы после русской революции. Спустя полвека после его смерти в лондонской галерее Хейворд проходит первая крупная ретроспектива его работ в Великобритании. Шоу будет включать в себя гравюры и фотомонтажи, а также плакаты и дизайны журналов в характерном для него смелом и угловатом стиле.

Александр Родченко: «Революция в фотографии» открывается 7 февраля, но предварительно посмотреть выставку можно здесь …

  • Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово Александра Родченко, 1932

  • Плакат Александра Родченко. «Книги».

    Правление Ленинградского отделения Госиздата Госиздата. 1924 г. Репродукция

  • Лестница Александра Родченко, 1930. Авторский принт

  • Обложка книги Владимира Маяковского «Об этом», 1923 г.

  • Шуховская башня Александра Родченко, 1929 г.

    Авторская печать

  • Лили Брик Александра Родченко. Портрет для плаката ‘Книги’. 1924. Авторская печать

  • Девушка с Leica Александра Родченко, 1934 г. Авторский принт

  • Здание Моссельпрома Родченко, 1926 г.

    Авторский отпечаток

  • Пионерка Родченко, 1930. Авторский эстамп

Темы

Революционная фотография Александра Родченко на выставке в Берлине

Искусство всегда умело использовать множество своих средств, чтобы протестовать, давать голос тем, кто в этом нуждается, вызывать ажиотаж; но когда один художник использует их все, мы обязаны помнить его. Александр Родченко — один из самых значительных художников-авангардистов, чья практика была поставлена ​​на службу политической революции в России начала ХХ века. Он начинал как обычный художник, на которого оказали влияние русские футуристы, а затем и конструктивисты, только чтобы расширить свое творчество до рекламы, дизайна обложек книг, скульптуры и, конечно же, фотографии . Художник влюбился в него в 1920-х годах, почувствовав, что это наиболее подходящий визуальный инструмент для продолжающейся революции. Прекрасная подборка из них сейчас представлена ​​в Берлине.


Александр Родченко — Парад пожарных на Красной площади, 1935

Фотография Революции

Александр Родченко, пожалуй, наиболее известен своими уникальными композициями и фотографиями с необычных ракурсов. Сначала он создавал фотомонтажи, которыми прославился, но его истинной страстью оказался традиционный способ фотографирования. В то время как изображения и текст, которые он объединял ранее, были более упорядоченными, снимки, которые он делал сам, были эстетически новаторскими, резко обрезанными или сделанными с резким контрастом, что часто удивляло зрителя. Эти произведения стали важным вкладом в искусство и фотографию 19-го века.20 лет и старше. Видение Александра Родченко, возможно, лучше всего отражено в его цитате:

Я хочу сделать несколько совершенно невероятных фотографий, которые никогда не делались раньше… фотографии простые и сложные одновременно, которые будут удивлять и ошеломлять людей. .. Я должен добиться этого, чтобы фотография могла начать считаться формой искусства.


Слева: Александр Родченко — Пионерка с рожком, 1924 / Справа: Александр Родченко — Портрет матери, 19 лет24

JUMP

На берлинской выставке посетители смогут увидеть как самые известные работы Родченко, так и более редкие отпечатки, замыкая круг фотографического опыта. Среди них есть прямолинейные портреты, такие как «Портрет матери» 1924 года, а также примечательные кадры, такие как «Пожарная лестница» (1925) и «Пионер с рожком» . С крыши в Лефортово идет серия Утренняя зарядка .

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *