Эжен атже фотографии: Эжен Атже – патриарх уличной фотографии

Эжен Атже – патриарх уличной фотографии

Жан Эжен Огюст Атже появился на свет 12 февраля 1857 года в маленьком городе Либурн во Франции. Он рано осиротел и был взят под опеку родным дядей, крупным чиновником. Вскоре после этого новая семья Эжена Атже переехала жить в Париж. Там мальчик получил прекрасное образование, окончил хорошую школу.

Дядя хотел, чтобы племянник продолжил обучение в университете, но творческую личность нельзя было удержать в строгих рамках, и Эжен Атже начал кочевую жизнь, став сначала моряком, а затем странствующим актером.

Спутницей всей жизни Атже была актриса Валентина Компаньон, с которой он познакомился в 1886 году. Супруги долго скитались по стране, пока в 1898 году не осели в Париже. В качестве источника дохода и самореализации уже немолодой Атже выбрал новое занятие – фотографирование.

Становление фотохудожника

Начало нового века сопровождалось небывалым техническим подъемом. Появлялись первые автомобили, самолеты и кинотеатры; развивались новые виды творчества, в том числе фотография, как слияние техники и изобразительного искусства.

Свое призвание Эжен Атже нашел в фотосъемке парижских улиц. Город быстро менял облик и многое из того, что успевал запечатлеть фотограф, быстро исчезало. Благодаря работе Эжена Атже у французов  осталось множество бесценных снимков, с помощью которых можно окунуться в атмосферу старого Парижа. 

Фотограф в старой одежде с черным покрывалом в руках бродил по улочкам города, вооружившись тяжелой камерой. К нему в кадр попадали дворцы и парки, дома и люди, набережные и магазинчики, мосты и архитектурные памятники. Иногда мастер выбирался за город, где фотографировал ярмарки, пейзажи, народные гулянья и просто людей посреди улицы. 

Поклонники у творчества Атже появились быстро, и свои дебютные снимки он распродал в течение первого года работы. Его фотографии приобретали библиотеки, институты и частные ценители искусства, среди которых было немало творческих людей. Супруга Атже оставила театр, чтобы помогать ему в обработке фотографий.

Работа фотодокументалиста

После начала Первой мировой войны здоровье мастера резко ухудшилось, ему стало физически трудно справляться с фотографированием. Несмотря на это, мэтр сделал в тот период большое число снимков.

Фотоаппарат тех времен сильно отличался от современной камеры. Это было достаточно большое устройство, которое нужно было переносить вместе со штативом. Снимки фиксировались на пластинах 18х24 см, а резкость наводилась специальными мехами. Вместо экспонометра Атже использовал таблицы собственного изготовления.

После выполнения снимка требовалась перезарядка кассеты, для чего фотограф носил с собой большой отрезок черной ткани, чтобы можно было спрятать руки и избежать засветки ценных материалов. Фотоматериалы того времени стоили дорого, а деньги у мастера были не всегда. Несмотря на такое количество препятствий, Эжен Атже сделал в этот период более 10 000 снимков.

Мастерство Атже было очень велико. Не имея специального образования, без вспомогательных приспособлений, рассчитывая только на естественное освещение, он в своих работах достигал неимоверного результата, добиваясь оптимальной игры света и тени. Он великолепно справлялся с интерьерной фотографией. 

После окончания войны часть фотографий мастер продал за солидную сумму, чем существенно поправил свое материальное положение. Примерно в 1920 году судьба свела его с Беренис Эббот, американкой, оказавшейся в Париже. Молодая женщина также увлекалась фотографией. Эббот поддерживала метра всеми силами – не только морально, но и материально. Но в 1926 году скончалась жена Атже, Валентина Компаньон. Трагедия стала для фотографа непосильным ударом, и он ушел из жизни 4 августа 1927 года, практически через год после ее смерти.

Творческое наследие

Известность творчество Эжена Атже обрело, благодаря Беренис Эббот. Она приложила максимум усилий, чтобы о фотографе узнали многие. Эббот организовывала выставки его работ, делала публикации в прессе, чем привлекла внимание ценителей искусства. Спустя сорок лет после смерти мастера, благодаря многолетнему труду Беренис Эббот, имя Эжена Атже приобрело мировую известность, а его снимки до сих пор публикуются в учебных пособиях по фотографии.

Старый Париж в фотографиях Эжена Атже

Эжен Атже – «Бальзак фотоаппарата», оставивший громадную коллекцию фотографий былого Парижа, его старых улочек, архитектуры и жителей.

Эжен Атже (Jean Eugene Auguste Atget) родился в 1857 году в Либурне. В детстве осиротел и воспитывался дедом по материнской линии в Бордо. Получив среднее образование, ушёл в торговый флот, а в 1878 году переехал в Париж, где со второй попытки поступил на актёрские курсы. Пятнадцать лет без особых успехов продлилась актёрская деятельность Атже, примкнувшего к труппе передвижного театра. Из-за болезни голосовых связок ему пришлось покинуть актёрство и заняться живописью. В конце 1880-х годов среди его интересов оказалась и фотография.

Атже стал настоящим мастером в жанре городской фотографии, снимая в документальном стиле фасады домов, пустые переулки, витрины, прохожих, парки Версаля, уличные ярмарки и проституток. Многие запечатлённые им старые здания вскоре снесли.

Чтобы заработать на жизнь, фотограф продавал свои снимки архитекторам, ремесленникам, декораторам, издательствам, библиотекам, музеям и художникам, которые писали с них картины.

Над его ателье даже висело объявление: «Атже – документы для художников».

«В результате более двадцати лет труда и личной инициативы, я собрал все улочки старого Парижа на фотопластинках форматом 18х24. Это художественная документация красивой гражданской архитектуры от 16-го до 19-го веков: старые отели, исторические и любопытные дома, красивые фасады, красивые двери, красивые деревянные отделки, дверные молотки, старые фонтаны. Этот огромный художественный и документальный сборник завершён. Я могу искренне сказать, что владею всем Старым Парижем», – Эжен Атже.

Эжен Атже умер в 1927 году. Его великолепный архив сохранился благодаря усилиям Ман Рэя и Беренис Эббот, высоко ценившим его творчество. Эббот сказала:

«Его запомнят, как городского историка, настоящего романтика, влюблённого в Париж. Он – Бальзак фотокамеры, чьи работы позволяют нам сплести необъятный гобелен французской цивилизации».

Смотрите также:

  • Мастер фотографии Вилли Рони
  • Итальянский фотограф Джанни Беренго Гардин
  • Он снимал для вечности. Мастер фотографии Брассаи
  • Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Телеграм

Эжен Атже (1857–1927) | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Хотя Эжен Атже изучал драму в Париже в середине 1870-х годов и несколько лет после этого был странствующим актером, театральная чувствительность Эжена Атже нашла свое лучшее выражение в более обдуманной, созерцательной и чисто визуальной форме искусства. В конце 1880-х он начал фотографировать все, что было нужно художникам в качестве моделей для их работ, а к 1898 году он открыл практику в Париже. Он стал одержим созданием того, что он скромно называл «документами» города и его окрестностей, а также составлением визуального сборника архитектуры, ландшафта и артефактов, которые отличают французскую культуру и ее историю. За исключением краткой попытки запечатлеть уличную жизнь в начале своей карьеры, Атже редко фотографировал людей, предпочитая сами улицы, а также сады, дворы и другие области, которые составляли культурную сцену.

К концу своей жизни Атже накопил архив из более чем 8000 негативов, которые он разделил на такие категории, как «Парижские интерьеры», «Транспортные средства в Париже» и « Petits Métiers » (торговля и профессии). В то время как его основная клиентура менялась, Атже продолжал посещать ателье и кафе художников до конца своей жизни, продавая свои картины тем, кто наиболее способен увидеть их внутреннюю ценность.

В 1920-х годах Ман Рэй и сюрреалисты провозгласили Атже своими фотографиями витрин, в которых отражение улицы сочеталось с предметами для продажи, а также изображениями мест, которые казались театральными сценами, чреватыми неизбежным действием. Его проницательные наблюдения за моментами, когда сегодняшнее дорожное движение пересекается с извечными заботами общества, далеко за пределами сюрреалистических кругов продемонстрировали, как фотография может кратко и выразительно описывать культурные ценности, вездесущие и почти такие же невидимые, как воздух.


Цитата

Отдел фотографии. «Эжен Атже (1857–1927)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/atgt/hd_atgt.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Жарковски, Джон и Мария Моррис Хамбург. Работа Атже . 4 тт. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1981–85.

Дополнительные эссе Департамента фотографии
  • Отдел фотографий. «Фотография и гражданская война 1861–1865 гг.». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Анри Картье-Брессон (1908–2004)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Ранние фотографы американского Запада: 1860–70-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотография и сюрреализм». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Томас Икинс (1844–181916): Фотография, 1880–90-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Уокер Эванс (1903–1975)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Ранняя документальная фотография». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотография в Баухаузе». (октябрь 2004 г. )
  • Отдел фотографий. «Дагеррейская эпоха и ранняя американская фотография на бумаге, 1839–1860». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Новое видение фотографии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Пол Стрэнд (1890–1976)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотожурналистика и фотопресса в Германии». (октябрь 2004 г.)

38 Великолепные фотографии «Старого Парижа». , улица Лепик, Монмарт, Париж, около 1899–1900 гг. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

3 из 39

Парижане смотрят на полное солнечное затмение, 17 апреля 1912 г. Музей Метрополитен/Эжен Атже

4 из 39

Пон-Нёф, Париж, 1925 год. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

6 из 39

Люксембургский сад, 1902 год. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

7 из 39

Рю де ла Монтань-Сент-Женевьев, 1924 год. из 39

Версальский дворец, 1903. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

9 из 39

Набережная Анжу, 1924 г. Музей Метрополитен/Эжен Атже

10 из 39

Place Eau-de-Robec, 1908 г. Метрополитен Художественный музей/Эжен Атже

11 из 39

Сады замка Со в Со, коммуна к югу от Парижа, 1925 г. неизвестно, ок. 1900-11 гг. Метрополитен-музей/Эжен Атже

13 из 39

Автомобиль и два мотоцикла перед гаражом, улица Валанс, Париж, 1922 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

14 из 39

Кувшинки, вероятно, в ботаническом саду Багатель Парк на окраине Парижа, 1910 год. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

15 из 39

Путь возле Сен-Клу, коммуна в западном пригороде Парижа, 1923 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

16 из 39

Мясная лавка, улица Кристин, Париж, около 1920-х годов. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

17 из 39

Магазин фруктов и овощей, улица Муфтар, Париж, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

18 of 39

Pont Marie, мост через Сену, Париж, 1912 год. Художественный музей Метрополитен/Eugène Atget

19 из 39

Магазин «Couronne d’or» (Золотая корона), Quai de Bourbon, Париж, 1922 год. Метрополитен-музей/Эжен Атже

20 из 39

Статуи в Сен-Клу, коммуне в западном пригороде Парижа, около 1915-1919 гг. Метрополитен-музей/Eugène Atget

21 из 39

Rue du Cimitière-Saint-Benoît, Париж, 1923 г. Музей Метрополитен/Эжен Атже

22 из 39

Магазин корсетов, бульвар Страсбург, Париж, 1912 г. Музей Метрополитен/Эжен Атже

23 из 39

За пределами Парижа, около 192 .Метрополитен-музей/Эжен Атже,

24 из 39

Продуктовая витрина, закрытая во время обеденного перерыва, улица Мэтр-Альбер, Париж, 1912 г. Музей Метрополитен/Эжен Атже

25 из 39

Жнецы, Сомма, 1898 г. Музей Метрополитен /Eugène Atget

26 из 39

Карусель, местонахождение неизвестно, 1923 г. Музей Метрополитен/Eugène Atget

27 из 39

Уличные музыканты, местонахождение неизвестно, 1898-1899 гг. Музей Метрополитен/Eugène Atget Атгет

28 из 39

Уличный асфальтоукладчик, около 1899–1900 гг. Метрополитен-музей/Эжен Атже

29 из 39

Манекен без головы у магазина, около 1926–1927 гг. Метрополитен-музей/Эжен Атже

30 из 39

Неизвестная пара возле публичного дома, 1921 год. 1925. Метрополитен-музей/Эжен Атже

32 из 39

Бутик, Марше-о-Аль, Париж, 1925 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

33 из 39

Жилой интерьер, Париж, 1910 год. Музей Метрополитен/Эжен Атже

34 из 39

3 Похороны 9 кушетка, 1910 год. Художественный музей Метрополитен/Эжен Атже

35 из 39

Хижина старьевщика, местонахождение неизвестно, 1910 год.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *