Фото родченко: Страница не найдена

Родченко. Беспредметное эхо звука · Город 812

В фотографиях Александра Родченко, экспонированных в Доме Радио, ракурс и фрагмент решают всё. Автор демонстрирует умение видеть по-новому – природное как индустриальное, статичное как движение и стремление.

Остранение Виктора Шкловского не есть чисто литературный приём. Фотография есть та же деконструкция.

Выражение «мои фотографии» двусмысленно. Когда человек в большей степени присутствует на фото: когда он представлен на нём как предмет изображения или когда он является его автором, в качестве модели или в качестве фотографа?

Живопись Родченко была беспредметной, нефигуративной. На его картинах царила геометрия, а геометрия бесчеловечна. Тот же метод был им применён и в фотографии. Принцип Родченко «Никогда не снимать от пупа», а только радикально сверху или снизу, есть снятие человекоразмерности образа.

Ракурс это не оригинальность и новизна субъективно-психологического взгляда на вещи, это перспектива как понятие вполне объективно геометрическое. В логике конструктивизма, к которому принадлежит творчество Родченко, вопрос «Чей это взгляд?» абсолютно лишён смысла. «Зачем же во время скачек вы легли с камерой на беговую дорожку ипподрома под копыта лошадей?», – спросили Родченко. «А мне говорили, что лошадь никогда не наступит на живого человека», – отвечал он. А человек тут как бы и лишний.

20-е и 30-е годы прошлого века ещё не были временем тотального видеонаблюдения, которое лишь в наши дни эксплицировало объективную анонимность визуальной фиксации. Сам Родченко не был, конечно, анонимным творцом, но он был гением конструктивизма, поэтому его образы сугубо эпичны, а не лиричны. Поэтому так хорошо ему и работалось в плакатной рекламе в тандеме с Владимиром Маяковским. В творениях Родченко мы сталкиваемся с воспроизведением постулата архаической эстетики – истина и красота отнюдь не в глазах смотрящего, они обнаруживают себя в объективном мире.

И с другой стороны, фотографии человеческих лиц у Родченко вовсе не являются портретами. Учитывая контрастность светотени, грубую лепку черт, я бы отнесла их к жанру скульптуры. Он создавал образы не столь персонифицированные, сколь отвлеченные, акцентирующие внешний облик, а не внутреннее состояние.

Выставка открывается фотопортретом матери автора. Лучше всего не поддаться уговорам аудиогида видеть в этом изображении глубокий психологизм, ведь мать изображена так, что очки есть, а её глаз и взгляда – зеркала души – на фото нет.

Человек на фото Родченко редко смотрит в камеру или в глаза зрителю, с ним, как правило, невозможно встретиться взглядом. Он виден со стороны, объективно, без установления межличностного контакта или коммуникации. Фотограф вообще любил снимать людей сверху, издалека, когда их много, когда они масса и лица их неразличимы. На демонстрации, в спортивной колонне или пирамиде. Когда видна некая геометрическая конфигурация сосуществования людей. Когда складывается этакий портрет эпохи, а не отдельного человека.

Родченко нравился мир, приводящий Грету Тумберг в ярость – мир техники и индустрии, сборки и разборки механизма. Если всё творчество Антонио Гауди есть привнесение биоморфности в урбанистический пейзаж, то Александр Родченко на природе скучал, пока при помощи фотоаппарата не обнаруживал в деревьях подобие телеграфных столбов или мачт кораблей – несущую конструкцию цивилизации.

Знаменитый заваленный горизонт отнюдь не всегда прямо присутствует на фотоизображении в качестве дали, линии горизонта. В композиции всё решает фрагмент мира, как правило, небольшой. Как и у голландца Маурица Эшера, у Родченко главным персонажем всегда была структура пространства, его графичность, его замкнутый кусок, его ритмичность, расчлененность пространства в клетку, в полоску, в форсированную перспективу сходящихся линий. Ритмика пространства может обратить статичную конструкцию в нечто подвижное, пластичное в значении динамики, а не фактуры.

Этот эффект явлен на фото «Пожарная лестница». Ритмический повтор перекладин ассоциируется с железнодорожными шпалами некой дороги в небо. Несмотря на то, что практической целью этой лестницы являются спуск и эвакуация, фото Родченко обращает её в самодвижение ввысь. Эта оптическая иллюзия на 10 лет опережает строительство первого в стране эскалатора Московского метрополитена. Вот они – взлет, восхождение, космос как предчувствие, по выражению Алексея Учителя.

Чувство эффектности и законченности образа у Родченко не требовало широкоформатности. Он владел искусством противоположным панорамности изображения, умением выхватить фрагмент и придать ему значение целостности и завершенности. Картина мира – это пазл, который надо не собрать, а разобрать. Ограниченность поля зрения на фотографиях Родченко есть замкнутость сюжета на себе, эффект его самодостаточности. Какое магическое впечатление порождает мягкой неправильной формы линия лодок на фото лодочной станции. Законченность образа в его лаконизме, в отсутствии лишнего, в его бесчеловечности не в смысле жестокости, а в форме безлюдности.

Титульное фото выставки – «Пионер-трубач». На этой фотографии пионер дан как раз фрагментом лица, да и горн почти не вместился в окончательный кадр. Они обрезаны решительной рукой монтажёра. Мы видим лишь слияние губ и мундштука инструмента, сосредоточенность, усилие, напряжение, момент превращения дыхания в простую и резкую мелодию горна. Это не музыка, а дудение трубы.

Аналогично тому, как рекламный плакат, для которого позировала Лиля Брик, передаёт не проникновенную человеческую речь, тем более, не задушевный шёпот, а вопль, безличный крик рекламного сообщения. Эти фотографии звука так же беспредметны, как и живопись Родченко.

Елена Краснухина

Александр Родченко в авангарде ВХУТЕМАСа: как конструктивист воспитывал художников новой формации

Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Александр Безин. Старший преподаватель кафедры «Академический рисунок» МГХПА им.С.Г.Строганова. Дизайнер. Соискатель аспирантуры по направлению «Техническая эстетика и дизайн»
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм. ..» Владимир Маяковский

Конструктивизм — абсолютно российское явление. Это слово вошло в употребление как эталон чего-то нового, модного, современного. Конструкция определила творческую концепцию как конструктивизма в целом, так и пропедевтических, технических и проектных дисциплин во ВХУТЕМАСе.

Александр Родченко был в авангарде педагогического состава ВХУТЕМАСа на протяжении всех десяти лет существования учебного заведения. Являлся деканом, профессором Металлообрабатывающего и Деревообделочного факультетов.

Макет лампы. А. Родченко © Частная коллекция А. Лаврентьева

В период с 1918 по 1921 год Родченко работал над композициями из линий и геометрических форм, которые отвечали строгому ритмическому порядку. Особое внимание он уделял взаимодействию и пересечению линий и форм либо врезке композиционных элементов. Данные эксперименты и легли в методическую основу для обучения студентов.

В дальнейшем модель проектирования, разработанная Родченко на этапе становления мастерских, стала одной из первых систем в области дизайн-образования. Им была опробована новая методика преподавания и проектирования, ориентированная прежде всего на функциональность, практичность предмета, его утилитарные особенности — с учётом тенденций культуры и новых технологических достижений.

Родченко воспитывал в студентах новую формацию, новое сознание — не просто художника, а художника-конструктора, ставящего на первое место цель формы, в которой преобладают структурные, геометрические и комбинаторные принципы проектирования и формообразования.

Чертеж лампы. А. Родченко © Частная коллекция А. Лаврентьева

Было важно научить студента нестандартному восприятию обычных вещей, умению проявить творческий подход в решении поставленной задачи. Среди методических подходов, которые использовал Родченко, были задания на трансформацию объекта: «разобрать — отсечь лишнее — собрать». Принцип заключался в упрощении существующей вещи, требовалось освободить её от декоративных или съёмных элементов, открыть конструкцию и т. д. Улучшить существующую вещь посредством расширения возможностей её использования, сделать более удобной, возможно, и более многофункциональной, предложить новые варианты цветового решения, изменить материал. Используя промышленные, массовые технологии изготовления, предложить новую форму вещи либо комплекс вещей, взаимодействующих по принципу экосистемы.

Область исследования функционального назначения предмета стала главной концепцией наравне с применением ключевых принципов работы: рациональность, экономичность, многофункциональность и мобильность изделий. Очертания отдельных предметов подчинялись строгой структуре. Таким образом Александр Родченко решал задачи конструирования, используя инженерный подход, создавая многофункциональную трансформируемую мебель, вращающиеся витрины, проектировал дизайн прозодежды, выступал как графический дизайнер (реклам-конструктор) с Владимиром Маяковским. Творческие поиски в живописи и графике ярко перешли в объёмные конструкции, афиши, рекламные плакаты и полиграфию.

Прыжок. Фото А. Родченко © Частная коллекция А. Лаврентьева

Его увлечение фотографией вообще перевернуло композиционные и сюжетные каноны фотоискусства, а используемые им приёмы будут актуальны и в будущем. Родченко стал первым фотожурналистом в СССР, представившим серийные снимки как самостоятельный жанр, — это подтверждает печать его фотоновеллы о людях Первой фабрики Гознака «Там, где делают деньги» в журнале «Техника и жизнь» в 1924 году. А позже появились эксперименты в фотографии с композицией, пятном, ракурсом, которые принесли ему всемирную известность и признание за рубежом. При этом многолетняя работа в газетах и журналах на родине, к сожалению, не была оценена по достоинству при его жизни.

Степанова В.Ф. «Конструктор Родченко. Линия». 1922. Шарж на А. Родченко © Частная коллекция А. Лаврентьева

Помимо гениальных разработок и изобретений феномен Родченко кроется в создании новых принципов проектирования вещей. Вот некоторые из них: он придумал принцип создания фирменного стиля через абсолютно структурный и профессиональный подход у нас в России; придумал пиктограмму — использовал стилизованные и геометризованные фигурки в создании пиктографических схем; он придумал неоновый свет — из изгибающихся металлических пластин и стекла им были спроектированы светильники для кафе «Питтореск» (для визуализации данного эффекта была сделана тончайшая растушёвка цветным карандашом).

Но самое главное, Родченко считал себя изобретателем линии — линии как инструмента, работающего во всех сферах жизни: от фотографии, живописи и графики до философии и политики. А линия в искусстве есть не что иное, как тип продуцирования неких композиционных формул. Он считал, что главное в дизайне — остроумный, изобретательский принцип, не только технический, но и интеллектуальный, художественный, образный.

Лозунг Александра Родченко: «Человек, организовавший свою работу, жизнь и самого себя, — есть современный художник!»

Александра Родченко можно по праву считать родоначальником, первопроходцем, новатором в отечественном дизайне, охватывающем многие аспекты, окружающие человека.

А. Родченко. Конструкция складывающаяся и разбирающаяся. 2-ой вариант. 1918 г. © Государственный музей архитектуры им. Алексея Щусева

«Через проектирование нужно раскрыть не украшательскую и обстановочную линию вещи, а её практическое применение, её утилитарную ценность, её неожиданную ясность, красоту конструкции, её упрощённое (рациональное) производство и жизненную практичность. Не просто проект, а изобретательское предложение, новое решение должен уметь делать инженер-художник Металлообрабатывающего факультета». В этих словах Родченко сосредоточена основа конструктивного мышления, применяемая и сегодня, нисколько не потерявшая своей актуальности.

Используя подходы ВХУТЕМАСа в проектировании объектов дизайна спустя 100 лет, мы имеем более широкий спектр реализации задуманных идей за счёт новых технологий, производственных возможностей, автоматизации производства и использования новых материалов.

Сегодня перед нами стоит задача раскрыть, а может, и расшифровать идеи, которые стоят за проектами конструктивистов. Возможно, тогда это наследие войдёт в профессию современного дизайнера. Важно не копировать вещи, не имитировать их, наша задача — научиться понимать логику и заложенные принципы, тогда наша национальная школа сможет развиваться дальше.

Поделиться

Советское искусство, культура СССР

Знаковое фото Лили Брик. 1925. Советский фотограф Александр Родченко

Большинство фотографий его фотографии Советский фотограф Александр Родченко создан в конце 20-х – 30-х годах прошлого века. В то время он в основном работал в журнальной фотографии. Вместе с Варварой Степановой создает один из первых тематических фотоальбомов по истории СССР. В частности, Красная Армия и социально-экономическое развитие среднеазиатских республик СССР. В это же время советское фотоискусство достигло своего расцвета. И это не было случайностью. Фотографы смогли запечатлеть невиданные по своим масштабам процессы индустриализации, запечатлеть грандиозный процесс социалистического преобразования страны и общества. В редакционной колонке первого известного журнала «СССР на стройке», с которым Родченко постоянно сотрудничал как фотограф и дизайнер, фотография была провозглашена одним из основных видов советского искусства, отображающим социалистическое строительство в динамике.

Варвара Степанова и советский фотограф Александр Родченко

Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились в 1913 году в Казанской художественной школе. После окончания и прохождения срочной службы в армейской санчасти Родченко, сын прачки и театрального работника, остался в петербургском холодном подвале без всяких возможностей существования и с большим желанием работать.

Мост, 1920-е гг. Советский фотограф Александр Родченко

В 1917 году сразу после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников. Родченко стал секретарем ее молодой федерации, занимавшейся прежде всего организацией нормальных условий жизни и работы молодых художников, большинство из которых приветствовало Октябрьскую революцию. «Мы громко восхваляем революцию как единственный двигатель жизни», — заявили Родченко и Степанова. Это было время анализа окружающей их действительности, начало нового понимания происходящих в обществе революционных процессов и закономерностей их причин, определения будущих целей. И это понимание у каждого началось с осознания собственной позиции.

В первые годы Революции Родченко и Степанова вместе с Василием Кандинским, Малевичем, Татлиным, Эль Лисицким, Алексом Ганом вошли в московскую группу супрематистов и абстракционистов, провозгласивших устаревшими любые конкретные формы искусства. В этот период они экспериментируют с цветом и композицией произведений, а в 1918 году объявили о переходе к беспредметности как о новом этапе развития искусства. Однако параллельно Родченко создавал технические модели, называемые «пространственными конструкциями», это первые эскизы и модели новостроек.

С 1923 года – активные сотрудники журнала Левого фронта искусств «ЛЕФ», которым руководил Маяковский. Публикуя его в своих теоретических материалах, Родченко одновременно разрабатывает первые коллажи для оформления журнала, ставшие затем образцом конструктивистского дизайна. Работая над ними, он решает подчеркнуть проблему важнейших графических деталей для максимальной силы идейного воздействия художественного образа — в коллажах Родченко, по выражению современника, «это взгляд на идеологию». В то же время были созданы статические и динамические титры для кинохроник Дзиги Вертова, первого новатора советского документального кино. (Позже, в 1925 именно он выпустил афиши к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, обойденные картиной капиталистического мира). В свою очередь, Степанова совместно с Л. Поповой выполнила передвижную театральную инсталляцию, которая надолго определила «лицо» театра Всеволода Мейерхольда.

Затем, в 1923 году, Родченко вместе с Маяковским начинает работу над серией знаменитой рекламы Моссельпрома. Всего ими сделано более 100 этюдов – «стихов», точнее, куплетов Маяковского, из которых в общий тираж вышло около шестидесяти. Рекламировались самые разнообразные товары – товары первой необходимости, одежда, товары для дома, сигареты, кондитерские изделия. Характерной чертой рекламного замысла Родченко было вплетение в его композицию и графические концепции знаковых элементов, таких как стрелки, указатели, подчеркивающие образность куплетов Маяковского. Популярность этой новой советской рекламы была огромной, она сразу вытеснила господствовавшее ранее «нэповское искусство» (НЭП). «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, вернее, поменяли свой старый царско-буржуазно-западный стиль рекламы на новый советский», — с гордостью вспоминал впоследствии Родченко.

По крайней мере, высокий балл этой работе был получен, а на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, проходившей в 1925 году в Париже, Родченко получил за нее серебряную медаль в номинации «уличное искусство». По окончании выставки Родченко выполнил знаменитый советский дизайн каталога выставки.

В том же 1925 году в Париже Родченко пожелал встретиться с Пикассо, Леже, с их большим интересом к развитию советского искусства. По словам свидетелей, эта встреча не состоялась в основном только из-за языковых трудностей, а также потому, что замкнутый по натуре Родченко чувствовал себя за границей некомфортно. Он признался Степановой, что только однажды почувствовал себя комфортно в Париже, когда увидел в метро группу рабочих, поющих «Интернационал»: «Тогда я впервые понял, что я не один в Париже». Однако именно парижская выставка стала открытием нового советского искусства, где впервые было признано его всемирное значение.

Известно, что Родченко и Маяковского интересовала технология организации праздничных демонстраций, механизм их проведения. Они пытались «теоретически» построить розыгрыш, обработку для достижения максимального эффекта от мероприятия.

В театре работал и советский фотограф Александр Родченко. В 1929 году Родченко создает сценографию пьесы А. Глебова «Инга», поставленной в Театре Революции. Используя современную тему спектакля о жизни молодой женщины – директора швейной фабрики, Родченко и Степанова детально разрабатывают домашнюю, офисную, клубную мебель и одежду.

Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году, а через год начал свои первые — в Советской России — эксперименты с перспективой и точечной съемкой. Его, как художника, не удовлетворяет стандартная горизонтальная композиция и прямой ракурс, бывшая «нерушимой традицией» для фотографов того времени. Другой сделал чрезвычайно важный шаг в самой принципиальной смене сюжетов фотографии. В начале 20-х годов он часто изображал статичные «скульптуры», «изготовленные в художественных позах». Родченко увидел, что фотография может — а потому должна быть единственно истинным искусством, максимально точно отражающим жизнь — в моментах, составляющих ее движение. Для этого нужно было снимать жизнь молодой советской республики, развивающуюся, выстраивающуюся вокруг, тут и там, показывая ее с самых разных сторон, позволяющих, по его мнению, «уловить» и раскрыть содержание происходящего. предметом или даже общественным явлением.

Между тем, в 1929 году критики пытались обвинить Родченко в подражании западным фотографам, но в опубликованной статье «Нового Лефа» он в простой форме датирует хронологию создания своих работ, опровергает все подозрения в заимствование у «буржуазных фотографов». В 1933 году в качестве корреспондента журнала он целый год провел на строительстве Беломорканала, где создал серию из двух тысяч изображений. В это же время Эль Лисицкий с супругой создают фотосерию «СССР на стройке», посвященную Днепровской ГЭС. В дальнейшем журнал продолжает публиковать о той или иной стройке в виде «эпического фоторепортажа».

По сути, это и есть идеи Родченко – опять же недекларированные, а просто выразившиеся в новаторских образах. Они быстро завоевали огромную популярность среди молодых фотографов и создали в советской фотографии целое направление фотокорреспондентов. Кроме того, большое влияние оказали молодежные подразделения армии «рабочих корреспондентов». И из этой школы вышли лучшие советские фотографы 30-х годов — Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Наконец, в конце двадцатых годов появилось объединение «левых» фотографов – группа «Октябрь», одним из лидеров которой стал Родченко.

Колонна фехтовальщиков. Парад спортсменов в Москве. А.М. Родченко 1936

Колонка. 1935 г. Советский фотограф Александр Родченко

Сумасшедший, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Четыре музы советского искусства (слева направо – Шостакович, Маяковский, Мейерхольд, Родченко) на репетиции спектакля «Жук», 1929 г.

Стекло и графин, 1928 Фотопечать со стеклянных негативов

Плакат. Характерное для Родченко простое и точное решение темы – темная страница истории перевернута, открывается сменяющая друг друга новая красная эпоха, 1923

Мать, 1924 г.

Портрет матери, 1924 г.

Прыжки, 1936 г.

Брик в черном платье, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Лиля Брик в золотом платье, 1924 г. Фотопечать со стеклянной пластины негативы

Владимир Маяковский 1924

Маяковский 1924

Фотография Маяковского с собакой, 1926

Осип Брик, 1924. Фотопечать со стеклянных негативов

Парад физкультурников в Москве, 1920с

Сосны. Пушкино 1927

Пионер-трубач, 1930

Поэт Николай Асеев, 1924. Фотопечать со стеклянных негативов

Улица, 1927 год. , 1927 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Двор на Мясницкой улице, 1927 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Суперобложка к книге В.В. Маяковского «Сергею Есенину». 1926

Прохожий

Лодки. 1926

Демонстрация. 1926

Собрание на демонстрацию. 1929

Пешеходы. 1928

Электростанция 1929

Шуховская башня. 1929

Лестница. 1929

Летний день. 1929

Шуховская башня

Варвара Степанова. 1924

Строительство водонапорной башни инженера Владимира Шухова в Тимирязевском парке 1929

Александр Родченко | Евгения Лемберг с фотоаппаратом (1934) | В наличии для продажи

Шедевры советской фотографии — Галерея Атлас На прошлой выставке

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серебряно-желатиновая печать, отпечатанная позже

5 4/5 × 4 3/10 дюйма | 14,7 × 11 см

2 500–5 000 фунтов стерлингов

Лондон

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продать с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 Доступно

  • Портреты художников и скульпторов

    113 Доступны

  • Портреты художников и скульпторов

    113

  • .

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *