Фотограф дмитриев нижний новгород – Фотограф Максим Дмитриев (Нижний Новгород)
Фотограф Максим Дмитриев (Нижний Новгород)
Фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858-1948), по-праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России. В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени. Но после революции имя Дмитриева было несправедливо забыто и только по прошествии многих десятилетий творчество этого талантливого фотодокументалиста было вновь по достоинству оценено. Дмитриев в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и непостановочные бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.
Будущий классик русской фотографии родился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Свое образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в обычной церковно-приходской школе. После окончания школы мальчик был вынужден зарабатывать себе на жизнь простой работой – плетением корзин для продажи и пением псалмов на похоронах. Однако мать Дмитриева пожелала, чтобы мальчик занялся каким-либо более достойным ремеслом. Для этого она отвезла его в Москву и устроила Максима подмастерьем к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Здесь-то он впервые узнал, что такое фотография и получил первые практические знания, связанные с вымачиванием фотопластинок в азотной кислоте, их дальнейшей обработкой и ретушью. С учителем мальчику очень повезло. Настюков был не только известным фотографом, услугами которого пользовались даже члены императорской семьи, но и чрезвычайно талантливым, начитанным и любознательным человеком. Он живо интересовался особенностями национальной архитектуры, скульптурой и памятниками древнерусского быта. Дмитриев также не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об искусстве. С согласия учителя мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать живопись и основные приемы работы со светом и тенью.
01. Фото сделанное в фотосалоне М. Настюкова.
В мастерской Настюкова в распоряжение начинающего фотографа попали многочисленные художественные альбомы и гравюры, которые значительно расширили творческий кругозор молодого человека. Здесь же будущий фотолетописец Нижнего Новгорода впервые заочно познакомился с этим городом и его знаменитой ярмаркой, где М.П. Настюков с 1860 года имел собственную лабораторию.
02. Андрей Осипович Карелин, в фотоателье которого работал М. Дмитриев (ПОДРОБНЕЕ О КАРЕЛИНЕ)
В 1874 году 16-летним юношей Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника Настюкова на Нижегородской ярмарке. Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось познакомиться с известным нижегородским фотографом и художником Андреем Осиповичем Карелиным, лауреатом нескольких международных выставок. Три года спустя молодой человек отказался от работы у Настюкова и переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников Карелина, Д.Лейбовского, основательно усвоившего манеру и виртуозную фотографическую технику своего учителя. Наконец, в 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером и художником способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того дала необходимые материальные средства для создания фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году совместно с другими фотографами. Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет «скитался» по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственную фотомастерскую.
03.
Владелица дома на бывшей Осыпной улице в Нижнем Новгороде купчиха Авдотья Пальцева не спешила переделывать помещение, приспособленное для фотоателье и по неизвестным причинам освобожденное А.Карелиным. Следующим арендатором помещения стал решивший начать собственное дело Максим Дмитриев. Следуя его пожеланиям, Пальцева построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Именно там разместился фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». Фотостудия Дмитриева была открыта в 1886 году.
04. Максим Дмитриев
В Нижнем Новгороде Максим Дмитриев женился на Анне Филипповне Городецкой и у них родилось трое детей — Анна, Александр и Катя.
05. Дети Максима Дмитриева.
06. Максим Дмитриев с семьёй
07. Максим Дмитриев с семьёй
08. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна
09. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна
10. Жена М. Дмитриева — Анна Филипповна в китайском костюме.
11. Жена М. Дмитриева с дочерью Анной
12. Дочь Максима Дмитриева Анна
13. Жена М. Дмитриева (справа)
14. Дети Анна и Александр
15. Брат жены Николай Филиппович Городецкий с детьми Дмитриевых.
Уже в первых самостоятельных фотоработах Максима Дмитриева четко прослеживалась главная особенность его фотографического творчества – документальные съемки с ярко выраженной социальной направленностью. Впервые М.П. Дмитриев выставил свои произведения на Всероссийской юбилейной фотографической выставке 1889 года в Москве. Там были выставлены 53 безукоризненно выполненные, большого формата фотографии самых разных жанров: портреты, пейзажи, групповые снимки, бытовые сцены. Посетители выставки восхищались великолепными волжскими видами, лесными пейзажами, группами людей и уличными сценами Нижнего Новгорода, дивились смелости фотографа, не побоявшегося выставить портрет недавнего ссыльного В.Г. Короленко. Знатоки фотографии разводили руками — такого прежде на выставках им видеть не доводилось: филигранное, поистине «карелинское» мастерство в сочетании с безошибочным расчётом на серьёзный коммерческий успех. Общий вывод был один: в русской художественной фотографии появилось новое имя.
16. М. Дмитриев. Автопортрет с трубкой.
1889 год стал в творческой биографии М.П. Дмитриева началом его будущих блестящих успехов на фотографических выставках самых высоких рангов — отечественных и зарубежных. Спустя год — высшие награды на Одесской выставке за позировку в портретах, а в Казани — за сцены и жанры, мастерски скомпонованные. 1892 год принёс двойной успех М.П. Дмитриеву — золотую медаль Парижской международной фотографической выставки и Почётный диплом выставки в Амстердаме.
17.
Глубокий интерес М.П. Дмитриева к отечественной истории и этнографии сформировался благодаря его активному участию в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). Членом НГУАК Дмитриев стал по примеру своего учителя — художника и фотографа А.О. Карелина и его сына Андрея Андреевича. Оба они еще в 1888 году стали активно участвовать в действиях этой комиссии, выезжали по ее заданию на съемки исторических мест и предметов старины.
18. А. Н. Воскресенский, пристав Макарьевской части Нижегородской губернии и М. П. Дмитриев
Емкие по содержанию и прекрасно выполненные технически фотопанорамы исторических мест и отдельных памятников Нижнего Новгорода в условиях повышенного интереса к российским древностям получили широкое распространение даже среди простых обывателей. Высланная в 1895 году в столичную Академию художеств серия фотографий памятников Нижегородского Поволжья получила высокую оценку. Максим Дмитриев выпустил около тысячи нумерованных видовых открыток. Кроме фотографии Максим Петрович Дмитриев занимался ещё и общественной деятельностью. Он был гласным Городской думы, присяжным заседателем при Нижегородском окружном суде, председателем нижегородского фотографического кружка.
19.
Из рекламного объявления тех лет: «Фотограф М. ДМИТРИЕВ, УДОСТОЕННЫЙ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ ПОЧЕТНОГО ДИПЛОМА на Голландской всемирной фотографической выставке в г. Амстердаме в 1895 г. и на Парижской всемирной фотографической выставке, по художественному отделу профессиональных фотографов за 1892 г. ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ СНИМАЕТ моментально во всякую погоду ПОРТРЕТЫ, ГРУППЫ. Продаются волжские виды, типы, сцены, пейзажи, виды Н.-Новгорода, ярмарки и выставки. ПРИНИМАЮТСЯ ЗАКАЗЫ: по снятию заводов, магазинов, пароходов, животных, а также и копий со старых карточек, с которых увеличиваю до натуральной величины. Фотографии открыты ежедневно от 9 час. утра до 6 час. вечера. В ГОРОДЕ, Осыпная улица, дом Пальцевой, НА ЯРМАРКЕ 3-я Сибирская, д. Журавлева.
И ОБЩЕДОСТУПНАЯ: в собственном павильоне, рядом с цирком. Телефон № 195″
20.
21.
Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых «Виды и люди Нижнего Новгорода», «Сормово», «Волжская коллекция» (очень подробно ЗДЕСЬ), «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», «Русь верующая», «Нижегородская выставка», «Портреты» и другие, подробнее расскажу в следующих постах.
22. Помимо работы в студии Максим Петрович уделял много времени съёмкам видов Нижнего Новгорода и его окрестностей. Рассматривая эти снимки, которым уже более ста лет, невольно удивляешься их качеству. На фото — Нижний Новгород, Черный пруд.
«Бывало, облюбую где-нибудь интересное местечко, в верстах в пяти-семи от города, думаю, надо бы снять. Потом выбираю подходящую погоду, денёк с облачками, утречком или к вечеру. Погружаю на рессорную ручную тележку камеру, объектив, треногу, тройку двойных кассет с пластинками, брезент на случай дождя и… айда, впрягайся, Максим Петрович, езжай на съёмку» (А. Силоамский, статья «Большой художник», журнал «Советское фото», № 11,1958 г.)
23. Нижний Новгород, вид на Главный Ярмарочный дом, около 1895 года.
24. Дмитриеву приходилось таскать многокилограмовую камеру и наборы больших стеклянных пластинок по узким лестницам в поисках хороших ракурсов. На фото — Нижний Новгород, Гордеевка. Вид на одну из улиц. Справа на заднем плане — ипподром, 1896 год.
chronograph.livejournal.com
Фотографии царской России Максима Дмитриева
Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
Все мы знаем и любим фотографии Сергея Прокудина-Горского. Цветные кадры царской России – это уникальное достояние. Но есть еще один классик, равный по величине. Это Максим Дмитриев. В отличие он Прокудина-Горского, он донес до нас не открыточную Россию. Он сделал первые жанровые снимки страны.
Довольно популярная в интернете подборка фотографий, но я все равно себе оставлю на память и вам заодно покажу, может кто то не видел.
Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892
2. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
3. Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
4. Больные тифом в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
5. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
Нижегородская ярмарка 1896
6. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. Негатив 18х24 см
7. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора. Негатив 18х24 см
8. Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г. Негатив 18х24 см
9. Самокатс
masterok.livejournal.com
Максим Петрович Дмитриев — основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист
Нижегородскому фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву обязаны все историки и этнографы, исследовавшие Россию середины XIX — начала ХХ века, а также любители литературы и музыки того времени. Мало кто из его современников-коллег оставил настолько обширное и ценное фотонаследство.
Дмитриев практически в одиночку заложил основы фотопублицистики в России, он — родоначальник репортажной съемки, причем в современном ее понимании. Максим Петрович фотографировал рядовых крестьян и разнорабочих, а не только пышные процессии (хотя на приезде Николая II на городскую выставку работал тоже он). Фотограф использовал все достижения прогресса того времени — большеформатные камеры, гуммиарабик, печать на дереве и материи.
Также Максим Дмитриев был выдающимся портретистом. Он фотографировал Максима Горького с семьей (писатель дружил с ним много десятилетий), в его доме-студии бывали Федор Шаляпин, Иван Бунин, Дмитрий Менделеев, Владимир Гиляровский и другие представители сливок российской науки и культуры. Знаменитый критик Владимир Стасов, друг Льва Толстого, говорил, что даже в Европе не видел снимков, сопоставимых с работами Дмитриева.
Максим Петрович активно принимал участие в жизни губернии — снимал ее жителей, пейзажи, делал городские зарисовки, ездил к старообрядцам-кержакам и выксунским рабочим. Во время засухи и тифозной эпидемии в конце XIX века он создал серию сильных снимков о бедствующих жителях и поспособствовал привлечению внимания к их горю. Он не был сторонним наблюдателем, помногу занимался благотворительностью, а также этнографическими исследованиями.
Грандиозная работа Дмитриева — фотоцикл о Волге и Поволжье длиной в десятилетие — принесла ему почетное членство в Российском географическом обществе. Снимки из серии используются чуть ли не во всех научных изданиях по истории региона и России XIX века, на них запечатлены памятники архитектуры, курганы и горы, городки Поволжья и представители живших там этнических групп.
Будучи патриотом своего края, Дмитриев не был бессребреником. В нем сочеталось профессиональное мастерство, талант публициста и коммерческая жилка. Он умел безошибочно рассчитать успех, привлечь к себе внимание, предпринимательский талант позволил ему из воспитанника бездетного крестьянина стать владельцем собственного фотоателье.
Из деревни в Тамбовской губернии к собственному нижегородскому фотоателье
Максим Дмитриев родился в 1858 году. В возрасте 2 лет расстался с матерью, дворовой тамбовского помещика. До подросткового возраста он жил у крестьянина, у которого не было детей. Отучившись в церковно-приходской школе, мальчик начал зарабатывать себе на жизнь и в 14 лет переехал в Москву. Его мать смогла «пристроить» сына в подмастерья к фотографу, и за несколько месяцев Максим освоил навыки, на которые у других уходили годы.
Основы композиции, понятие перспективы и работу со светотенью юноша изучал, занимаясь по выходным в «Строгановке» (знаменитом художественном училище) и ретушируя фотографии. В середине 70-х годов XIX века он впервые приехал на нижегородскую ярмарку и в свободное время увлеченно бродил в толпе с портативной камерой. Там он встретил знаменитого местного фотографа А.Карелина, которому сразу понравился бойкий и явно талантливый молодой человек.
Стать учеником мастера с европейской известностью Дмитриев не смог — у него еще не закончился шестилетний контракт в Москве. Молодому фотографу повезло — владелец ателье продал дело, что позволило расторгнуть договор и уехать в Нижний. Там Дмитриев сначала работа у ученика Карелина, а потом перешел к нему самому в помощники. Кроме ценных навыков и знаний о свете, оптике и живописи, молодой фотограф смог накопить и деньги, которых хватило на открытие своего фотоателье.
Блестящий дебют, европейская известность и жизнь при советской власти
После нескольких лет разногласий с деловым партнером Дмитриев смог открыть свое личное ателье — оно стало в Нижнем Новгороде шестым. Победить в конкурентной борьбе ему помогли художественное и деловое чутье, энергичность и мастерство. Окончательный успех пришел к нему в 1889 году, после серии работ с юбилейной московской фотовыставки. Фотограф предусмотрительно поставил на фотографиях адрес своего ателье и о дебютанте заговорили.
После успеха в Москве пришла очередь столицы, где «Волжская коллекция» принесла автору похвальные отзывы. Следующие выставки Дмитриева состоялись в Одессе, Казани и других городах. К фотографу стали поступать многочисленные заказы, он много работал и был вынужден расширить свою студию.
К знаменитому на весь Нижний Новгород фотопавильону со стеклянными стенами и крышей добавились кирпичные подсобные сараи, где хранился огромный архив Дмитриева. На первом этаже дома была фототипия, где выпускались открытки с видами и портреты известных моделей фотографа, а на третьем этаже он жил с семьей.
Следующим этапом карьеры Дмитриева стал успех в Европе и США. Там экспонировались его работы, их удостаивали все новых наград. На фотовыставке в Париже фотограф показал не только отмеченные наградами снимки, но и остросоциальные кадры, на которых были сняты арестанты, занятые на стройке. Это вызвало недовольство российской критики и привлекло к работе внимание европейской публики.
В это же время фотограф сделал серию фотографий неурожая в Нижегородской губернии и приступил к волжскому циклу, который был закончен только в 1903 году. В серию вошли фото реки от Астрахани до Рыбинска, а всего автор сделал тысячи кадров. К сожалению, многократно растиражированные фотографии не принесли ему отчислений из-за несовершенства законов об авторском праве.
После революции Максим Дмитриев остался жить в Нижнем Новгороде. Его фотоателье сначала обложили огромным налогом, а потом национализировали — не помогло даже заступничество Максима Горького.
Бесценные негативы вывезли, многие из них пропали при переезде. Фотограф по мере сил продолжал заниматься творчеством и до последних дней интересовался новинками фотоиндустрии.
После его смерти в 1948 году в здании его бывшего ателье открыли первый в России фотомузей, где и сегодня поклонники могут увидеть плоды незаурядного таланта Максима Дмитриева.
Фотографии царской России от основоположника фотожурналистики Максима Дмитриева
Факты из биографии Максима Петровича Дмитриева
Максим Дмитриев.
1858 г. Родился в Тамбовской губернии.
1873 г. Поступает в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову.
1874 г. Работает в фотопавильоне М.П. Настюкова на Нижегородской ярмарке.
1877 г. Поступает ретушером в ателье Д. Лейбовского.
1879 г. Принят в ателье выдающегося фотографа А.О. Карелина.
1881 г. Открывает собственное фотоателье.
1889 г. Принимает участие во Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
1892 г. Получает малую золотую медаль Московской выставки, золотую медаль Парижской всемирной фотографической выставки, Гран-при выставки в Сен-Жиле, Почетный диплом выставки в Брюсселе.
1893 г. Издает знаменитый альбом фотографий «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии».
1896 г. Принимает участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.
1901-1904 гг. Снимает руины Макарьевского Желтоводского монастыря.
1903 г. Завершает работу над «Волжской коллекцией».
1913 г. Фиксирует в серии крупноформатных фотографий приезд императора Николая II в Нижний Новгород.
1929 г. Фотоателье Дмитриева переходит в ведение комиссии по улучшению жизни детей. Фотограф утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.
1937 г. Из архива Дмитриева реквизируются 7000 негативов.
1948 г. Умер в Горьком в возрасте 90 лет.
Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892
Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.
Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.
Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.
Больные тифом в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.
Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18 × 24 см.
Нижегородская ярмарка 1896
Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. Негатив 18 × 24 см.
Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора. Негатив 18 × 24 см.
Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г. Негатив 18 × 24 см.
Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир». Негатив 18 × 24 см.
Колокольные ряды на ярмарке. Негатив 18 × 24 см.
Театр Фигнер. Негатив 18 × 24 см.
Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро. Негатив 18 × 24 см.
Русь верующая 1891-1904
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.
Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.
Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.
Святой источник в Саровском мужском монастыре. Негатив 18 × 24 см.
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Негатив 50 × 60 см. Фрагмент.
Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г. Негатив 18 × 24 см.
Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде. 1902 г. Негатив 18 × 24 см.
Странники на пути в Саровский мужской монастырь. Негатив 18 × 24 см.
Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь. Негатив 18 × 24 см.
Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.
Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Поволжье 1894-1904
Сушка сетей. Негатив 18 × 24 см.
Озеро Вселуг. Широковский погост. Негатив 18 × 24 см.
Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. Негатив 18 × 24 см.
Вид на Волгу с Башменской горы. Негатив 50 × 60 см. Фрагмент.
Караван судов на Волге под Ярославлем. 1894 г. Негатив 30 × 40 см.
Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г. Негатив 18 × 24 см.
Осташковские рыбаки. Негатив 18 × 24 см.
Слуда. Вид на берег Оки. Негатив 18 × 24 см.
Александровский мост через Волгу в Сызрани. 1894 г. Негатив 18 × 24 см.
Нижний Новгород 1912-1914
Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки. Негатив 45 × 55 см. Фрагмент.
Вид на плашкоутный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода. Негатив 18 × 24 см.
Кулачный бой перед ночлежным домом Н.А. Бугрова. Негатив 18 × 24 см.
Нижегородские «босяки». Негатив 18 × 24 см.
В операционном зале Государственного банка. 1913 г. Негатив 18 × 24 см.
Площадь перед Ромодановским вокзалом. Негатив 18 × 24 см.
В зале городского суда. Негатив 18 × 24 см.
Нижегородские «босяки». Негатив 18 × 24 см.
cameralabs.org
Фотографии Максима Дмитриева, часть №1
Представляю небольшую подборку фотографий известного российского фотографа Максима Петровича Дмитриева (1858-1948). Благодаря его творчеству мы можем погрузиться в атмосферу России конца XIX, начала ХХ веков. Всегда с большим интересом рассматриваю его фотографии.
01. Народная столовая в заштатном городе Починках Лукояновского уезда. — 1892 год
02. Народная столовая в селе Черновском Сергачского уезда. — 1892 год
03. Народная столовая в селе Черновском Сергачского уезда — 1892 год
04. Раздача крестьянам благотворительного хлеба в заштатном городе Починках Лукояновского уезда — 1892 год
05. Рудники в Выксунских заводах — середина 1890-х
06. Село Василева Слобода, Нижегородская губерния, 1894 год
07. Базар около церкви в селе Бор. Вид Никольско-Знаменской церкви. 1894 год
08. Базар около церкви в селе Бор. Вид Никольско-Знаменской церкви. 1894 год
09. Село Василева Слобода, Нижегородская губерния, 1894 год
10. Село Лысково. Вид на церковь и базар, Нижегородская губерния, 1894 год
11. Торговые ряды. Базарная площадь, с. Бор, Нижегородской губернии, 1894 год
12. Ложкари. 1897 год
13. Ложкарное производство в деревне Деяново. 1897 год
14. Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 год
15. Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 год
16. Ложкарный базар в городе Семенове. Конец ХIX — начало ХХ века
17. Ложкарный базар в Семенове. 1897 год
Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
chronograph.livejournal.com
Нижний Новгород. Часть 17. Нижний Новгород Максима Дмитриева-2: humus — LiveJournal
Нижний Новгород.Часть 1
Нижний Новгород.Часть 2
Нижний Новгород.Часть 3
Нижний Новгород.Часть 4
Нижний Новгород.Часть 5
Нижний Новгород.Часть 6
Нижний Новгород.Часть 7
Нижний Новгород.Часть 8
Нижний Новгород.Часть 9
Нижний Новгород.Часть 10
Нижний Новгород.Часть 10
Нижний Новгород.Часть 11
Нижний Новгород.Часть 12
Нижний Новгород.Часть 13
Нижний Новгород.Часть 14
Нижний Новгород.Часть 15
Нижний Новгород. Часть 16
Нижний Новгород. Часть 17. Нижний Новгород Максима Дмитриева-1
Фуникулер у стен Кремля.Нижний Новгород. 1910-е.
Нижний Новгород. Кремлевский фуникулер (1896г).
Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро.1896
Печерская слобода и рейд Волги.
Печерская слобода.
Слуда. Вид на берег Оки.
Муромский затон. Пожар на затоне. к. XIX в. г. Нижний Новгород.
Храм Владимирской иконы Божьеи Матери в Гордеевке, Нижний Новгород
Пожар в Гордеевке.
Убийство в Гордеевке
Черный пруд
Общий вид Александро-Невского собора в половодье. г. Нижний Новгород.1899 г.
Общий вид нагорной части города с Ярмарочного собора г. Нижний Новгород Фото М. П. Дмитриев к. XIX в.
Парад войск около Спасской церкви г. Нижний Новгород. к. XIX в.
Печерская слобода
Нижний Новгород. Вид на Ивановский съезд и Скобу
Ромадановский вокзал
Нижний Новгород.1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро
Площадь Новобазарная
Церковь Симеона Столпника
Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир».
Театр Фигнер.
Спасо-Преображенский собор в Сормове
Сибирские пристани
Кремлевский элеватор. 1893 год.
Мариинский Женский институт
Общий вид Губернской гимназия и почтамта
Памятник Александру II. 1911 год.
Общий вид Острожской улицы
Кремлёвский элеватор, башня и Ярмарка
Мининский сад. Памятник Минину и Пожарскому
Слияние реки Оки с Волгой
Художественный музей
Спасо-Преображенский Кафедральный Собор
Общий вид на Спасскую улицу
humus.livejournal.com
Дмитриев Максим Петрович — русский фотограф, фотохудожник (21 августа 1858 – 1948) » Перуница
М. П. Дмитриев. Автопортрет с трубкой. Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) — фотограф, ученик А.О.Карелина, создатель школы отечественного фоторепортажа. Конец XIX начало XX века.
Родился в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. Благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошую профессию, в 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа М.П. Настюкова, где приобрел практические навыки. М.П. Настюков поощрял в ученике стремление к познанию, и Максим Дмитриев по воскресеньям посещал рисовальные классы Строгановского художественного училища.
В 1874 г. 16-летним юношей Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы Ярмарки, где Настюков владел своим фотопавильоном. Пребывание юного фотохудожника в Нижнем Новгороде стало судьбоносным: ему посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. Три года спустя молодой человек переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников А.О. Карелина Д.Лейбовского. Наконец, в 1879 г. Дмитриеву было предложено место в фотоателье самого Карелина.
В 1887 г. М.П. Дмитриев открывает собственное фотоателье, оказавшееся весьма рентабельным. Однако работа в стационарных условиях не приносила мастеру полного удовлетворения: он стремился снимать живую природу, людей в обычных бытовых условиях. Московская публика впервые увидела работы Максима Петровича в 1889 г. на выставке, посвященной 50-летию светописи. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. И публика, и критики дали высокие оценки фотографиям Дмитриева.
В 1892 г. М.П. Дмитриев принял участие во Всемирной выставке в Париже, где был удостоен золотой медали. Иностранная пресса пестрела хвалебными отзывами. Золотые медали были получены им и на Московской выставке 1892 г., и на юбилейной выставке в Чикаго 1893 г. Важное место в творчестве фотографа всегда занимали работы, имевшие социальную направленность. После засухи 1891 г. в Поволжье Дмитриев создал цикл фотографий, изданный в 1893 г. отдельным фотоальбомом «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», который произвёл ошеломляющее впечатление.
Виды разоренных голодом деревень, умирающих детей, самоотверженной работы врачей, сестер милосердия и земских деятелей, помогающих больным крестьянам, никого не могли оставить равнодушными. Это было первое в России (и одно из первых в мире) издание с репортажными фотографиями, рассказывающее о постигшем русский народ несчастье, показывающее тяжелую жизнь и страдания простых людей. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.
В 1894 г. Дмитриев приступает к новой работе: он начинает создание цикла фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевшего места вдоль Верхней и Средней Волги. Съемки продолжались 10 лет. Портретный жанр также нашел отражение в творчестве М.П. Дмитриева. В разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, конечно, Максим Горький, с которым фотограф был особенно дружен. Особую часть творчества Дмитриева составляют «научные» фотографии: фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимал археологические находки и фиксировал различные этапы реставрации церквей и монастырей.
После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 г. фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.
Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 г. краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. Однако художественное наследие М.П. Дмитриева всегда пользовалось успехом. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям Карелина и Дмитриева как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам.
Память: на доме № 9 по улице Пискунова в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, где работал мастер, установлена мемориальная доска
Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. Фото М. П. Дмитриева. Из серии «В заволжских скитах». Конец XIX начало XX века.
Нижний Новгород. Фото М.П. Дмитриева. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро
Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. Фото М.П. Дмитриева. 1895 г.
Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. Фото М.П. Дмитриева 1897 г.
Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Семья больных тифом в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Семья, больная тифом, в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева 1891-92 гг.
Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Нижний Новгород.Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Печерская слобода. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Поволжье. Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Рыбацкие тони в верховьях Волги. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Слуда. Вид на берег Оки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Типы старообрядцев. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.
Чернухинский скит. Уставщицы. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.
Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре). Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века.
www.perunica.ru