Градиентные фильтры для фотоаппарата: Страница не найдена
Урок 4. Светофильтры
В нашем уроке речь пойдет о небольшом помощнике — светофильтре, который есть у любого фотографа.
Светофильтр — это один из наиболее распространенных аксессуаров для фототехники, который одевается на объектив.
В разных источниках Вы можете встретиться с терминами фильтр или фотофильтр, которые обозначают тоже самое устройство, что и светофильтр.
Фотолюбители очень часто используют фильтры как защитный элемент для объектива, оставляя без должного внимания могучий художественный потенциал этих простых устройств.
Светофильтр представляет собой одну или две стеклянные пластинки, которые вставлены в металлическую оправу. Такие фильтры крепятся к объективу с помощью резьбового соединения. Вы так же можете столкнуться с фильтрами в виде прямоугольных пластин, для крепления которых к объективу используются специальные переходники.
Наиболее часто фотографы используют: UV-фильтр (ультрафиолетовый или защитный), ND-фильтр (нейтрально-серый), градиентный и поляризационный фильтр.
Прежде чем перейти к обзору фильтров, фотошкола «Миг» не рекомендует посетителям использовать дешевые и безымянные светофильтры, т.к. они не только не позволят вам добиться нужного эффекта, но и могут сильно исказить картинку. Так же нежелательно приобретать светофильтры на вторичном рынке, т.к. на них могут быть уже микроповреждения, царапины и другие дефекты.
Светофильтры стоит брать с высоким качеством у проверенных фирм. Чем качественнее ваш объектив, тем выше требования к качеству светофильтра (нет никакого смысла гнаться за качественным дорогим светофильтром для дешевого пластикового китового объектива).
UV-фильтры
Главная задача этих фильтров — защита передней линзы объектива от попадания на нее грязи, пыли и капель воды. Так же эти фильтры защищают переднюю линзу объектива от механических повреждений.
Ультрафиолетовые фильтры используются в качестве защитных из-за того, что они блокируют пропускание в оптическую систему фотоаппарата невидимый для человеческого глаза диапазон спектра света.
У большинства производителей светофильтров Вы можете найти в линейке несколько типов UV-фильтров. Какой же из них выбрать?
Выбирайте фильтр с максимальным просветлением — это позволит избежать падения контрастности изображения и нежелательного переотражения лучей.
Обозначение и маркировка и разных производителей светофильтров примерно одинаковая:
— фильтр без маркировки — без просветления. У таких фильтров светопропускание будет на уровне 92%;
— фильтр с маркировкой SC, C — просветление нанесено в один слой с одной стороны фильтра. Светопропускание у таких фильтров на уровне 95%;
— фильтр с маркировкой MC — с каждой стороны фильтра нанесено три слоя просветления. Светопропускание составляет 99,7%;
— фильтр с маркировкой SMC, HMC, MRC — на фильтр с каждой стороны нанесено по шесть слоев просветления.
— фильтр с маркировкой SMC Pro, Pro — на фильтр с каждой стороны нанесено по 9 — 12 слоев просветления.
Профессиональные фотографы рекомендуют использовать UV-фильтры с всем парком оптики, который у вас есть. Для каждого отдельного объектива Вы приобретаете свой фильтр. Фильтр снимается только при возникновении необходимости надеть другой тип фильтра.
Поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр в среде фотографов часто называют поляриком. Главное предназначение этих фильтров — это удаление «мягких» отражений, засветок, всевозможных бликов с поверхности снимаемого объекта. Поляризационный фильтр так же поможет Вам усилить контраст вашего изображения. Изображение будет более ярким с насыщенным цветом. Поляризационный фильтр незаменим при съемке пейзажей.
Поляризационные фильтры делятся на линейные и круговые (циркуляционные). Циркуляционные поляризационные фильтры совместимы с цифровыми TTL-фотокамерами.
Циркуляционный фильтр представляет собой систему из двух оправок, которые могут быть смещены одна относительно другой. Вращая оправу Вы добиваетесь нужного эффекта, который контролируете через видоискатель вашего фотоаппарата.
Помимо положительных свойств у поляризационных фильтров есть и недостаток. Этот недостаток заключается в том, что фильтр «ворует» светосилу вашего объектива. Поляризационный светофильтр может снизить на 1 — 2 ступени световой поток, который попадает внутрь фотоаппарата. Конкретное значение снижение светового потока зависит от качества фильтра. О этой особенности необходимо помнить и вводить при фотосъемке соответствующую экспокоррекцию. При слабом освещении вам может понадобиться штатив из-за того, что величина выдержки становится достаточно большой.
Несколько советов по использованию поляризационного фильтра
— Не стоит использовать на сверхширокоугольных объективах, т.к. вы не сможете получить равномерную интенсивность поляризации на всей плоскости снимка. Предел ширины угла объектива составляет 28 мм.
— При съемке панорам, которые состоят их нескольких кадров так же не стоит применять поляризационный фильтр.
— Наибольший эффект от применения поляризационного фильтра добивается, когда относительно снимаемого предмета, источник света расположен под 90 градусов. Соответственно если солнце расположено перед или сзади фотографа, то эффект от фильтра будет минимальна.
— При рассеянном свете поляризационный фильтр не только бесполезен, но и вреден, т.к. будет в условиях с ограниченным количеством света дополнительно 1 — 2 стопа снижать световую силу объектива.
— При использовании поляризационного фильтра с другими фильтрами будет наблюдаться сильное виньетирование и дополнительное снижение светопропускания через систему фильтров.
— Циркуляционные поляризационные фильтры очень сложно использовать с объективами у которых при зуммировании вращается передняя линза. Вам постоянно придется регулировать настройку своего поляризационного фильтра.
ND-фильтр
Нейтрально-серый фильтр (ND-фильтр) предназначен для снижения светового потока, который попадает в фотоаппарат через объектив, при этом этот фильтр не должен вносить изменения в оттенки объектов, которые мы с вами фотографируем.
Фотографы используют ND-фильтр для получения более длинных выдержек без изменения значений диафрагмы. Так же ND-фильтр будет полезен при условиях, когда очень много света (летний солнечный день), а значение диафрагмы должно обеспечить малую глубину резкости. В этой ситуации, используя нейтрально-серый фильтр можно избавиться от излишка света во время фотосъемки.
Фильтры нейтральной плотности позволяют более гибко работать фотографу с выбором диафрагмы.
ND-фильтры отличаются друг от друга своей световой плотностью. В зависимости от нее они будут позволять вам снизить количество света на 1, 2, 3 и более стопов.
Недавно появились в продаже ND-фильтры с переменной плотностью. Такой фильтр очень похож по своему конструктивному исполнению на поляризационный фильтр. Эти фильтры используют два поляризационных фильтра, вращая которые друг относительно друга можно плавно менять количество пропускаемого через фильтр света.
Ниже в таблице приведем значение плотностей для наиболее популярных ND-фильтров.
Маркировка плотности фильтра | Кол-во света, которое фильтр будет пропускать, % | Экспозиция, Ev (стоп) |
ND2 | 50 | 1 |
ND4 | 25 | 2 |
ND8 | 12,5 | 3 |
ND16 | 6,25 | 4 |
ND32 | 3,125 | 5 |
ND64 | 1,563 | 6 |
ND128 | 0,781 | 7 |
ND256 | 0,391 | 8 |
.
Обратите внимание на то, что номер в аббревиатуре фильтра указывает нам на то, во сколько раз уменьшается количество света, которое прошло через фильтр.
Зачем же нам может понадобиться снижение света?
Нейтрально-серый фильтр используют исключительно для достижения художественного замысла при съемке каких-то подвижных объектов. В качестве примера давайте с вами рассмотрим фотоснимок речки. Если мы реку снимем на коротких выдержках, то вода будет застывшей. Такая речка будет не очень интересно смотреться. Если же мы увеличим с вами выдержку, задействовав ND-фильтр, то вода будет чуточку размыта, что придаст ей ощущение динамики. Рассматривая размытую воду на снимке, зритель будет ощущать ее движение. Тоже самое можно добиться с водой при съемке водопада или волнения на море.
ND-фильтры — это неизменные друзья пейзажистов. Вы не раз воспользуетесь услугами нейтрально-серого фильтра при съемке воды или в горах, когда все вокруг занесено снегом. Так же эти фильтры будут полезны для достижения меньшей глубины резкости при ярком дневном свете или для дополнительного размытия движущихся объектов — человек, автомобиль и т. д.
При использовании нейтрально-серых фильтров стоит учесть то, что чем оптически более плотный фильтр вы используете, тем сложнее фотоаппарату и фотографу навестись на резкость на нужном объекте. Так же необходимо помнить о том, что лучше использовать фильтр той плотности, который позволит вам осуществить вашу творческую мысль. Допускается комбинация из нескольких фильтров, но в этом случае могут быть побочные эффекты в виде снижения качества изображения и получения эффекта виньетирования по краям кадра. Этот же эффект вы сможете получить, если используете на широкоугольном объективе фильтр с широкой оправой.
Если все же есть необходимость использовать несколько фильтров, то лучше в этом случае воспользоваться прямоугольными фильтрами и системой Cokin или ее аналогами.
Градиентный фильтр
Градиентный фильтр по своим свойствам очень похож на нейтрально-серый. Отличие между ними заключается в том, что у градиентного фильтра оптическая плотность плавно изменяется от одной грани фильтра к другой.
Наиболее широкое применение получили градиентные фильтры у которых прямоугольная форма. Эти светофильтры используются совместно с специальным держателем внутри которого мы их можем продольно перемещать, сдвигая грань между светлой и более темной частью фильтра. Но есть градиентные фильтры, которые вставлены в металлическую оправу круглой формы. Их использование не так удобно, как с прямоугольными фильтрами.
Градиентные фильтры бывают цветными. Такие фильтры используются для дополнительного окрашивания снимка. Часто фотографы при фотосъемке комбинируют сочетание из нескольких фильтров.
Еще одной характеристикой градиентных фильтров является плавность градиента. Есть фильтры с достаточно резким переходом, а есть очень плавные. Выбор конкретного фильтра зависит от снимаемого сюжета. Например фильтр с коротким переходом градиента будет уместно использовать при фотосъемке морских пейзажей.
Градиентные фильтры применяют для компенсации перехода яркости. В качестве примера можно привести фотосъемку пейзажа, когда яркость неба намного больше, чем у земли.
Градиентные фильтры очень популярны среди пейзажистов, позволяя им создавать в сложных световых условиях удивительные виды природы.
При использовании градиентного фильтра начинающими фотолюбителями, часто видно неправильное их использование, которое заключается в том, что на фотографии четко видна граница меду темной и светлой частью кадра. Данная граница разделения фильтра часто не совпадает с линией горизонта, особенно это видно на морских пейзажах.
Не стоит думать, что использование градиентных фильтров во время фотосъемки пейзажей — это панацея от всех бед. Это далеко не так, особенно, если у вас в кадре присутствуют дополнительные объекты (дерево, здание, скала и т.д.).
Уход за светофильтрами
Несмотря на значительную разницу в цене между объективом и светофильтром, обращаться с фильтрами необходимо также аккуратно, как и с объективами. В зависимости от состояния поверхности фильтра напрямую зависит качество получаемого изображения. Брать фильтры необходимо исключительно за оправу или за кромки (если нет металлической оправы).
При установке или снятия фильтра с объектива необходимо быть аккуратным чтоб не сорвать резьбу.
Светофильтры необходимо содержать в чистоте. Старайтесь не оставлять на поверхности фильтра отпечатки пальцев, пыль, соленые брызги при съемке у моря и т.д. Все это снижает его эффективность (увеличивается светорассеивание и, как следствие, падает контраст получаемого изображения). Так же помните, что жирные отпечатки пальцев и морские соленые брызги портят просветление на фильтре.
Для очистки поверхности светофильтра применяются такие же методики, как и для очистки любых других оптических поверхностей: с помощью груши или балончика с воздухом Вы сдуваете с поверхности пылинки. Для удаления крупных пылинок можно использовать специальные кисточки с мягким ворсом.
В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, брызгами воды или слюной, ее придется протирать с помощью выпускаемой для этих целей мягкими тряпочками и специальными чистящими средствами. Категорически не используйте для чистки фильтров спирт, т.к. он смоет с поверхности фильтра просветление.
Чистка пластиковых фильтров требует большей осторожности, т.к. их поверхности больше подвержена царапанью. Пластмассовые светофильтры при протирании могут наэлектризовываться и притягивать к себе более интенсивно пыль.
Хранение светофильтров
Хранить и переносить светофильтры следует в пластмассовых боксах в которых они продавались. Пусть это неудобно, но такие боксы гарантируют надежную сохранность фильтра, защиту его от механических повреждений и попадания на его поверхность пыли и грязи.
При интенсивном использовании большого парка фильтров Вы можете приобрести специальную папку с удобными кармашками под фильтры.
В качестве заключения к нашему обзору светофильтров хочется отметить, что начинающему фотолюбителю совершенно нет никакого резона бежать в магазин и скупать всю линейку фильтров.
Вполне достаточно приобрести под свой объектив защитный UV-фильтр. Если Вы увлекаетесь или предполагаете фотосъемку пейзажей, то тогда вам стоит подумать о приобретении поляризационного и нейтрально-серого фильтра. Данные фильтры приобретаются по размеру посадочной резьбы в случае, если у вас один единственный объектив и Вы не планируете расширять парк своей оптики. Если у вас несколько объективов, то защитные фильтры приобретаются на каждый из объективов, а поляризационный и нейтрально-серый берутся из расчета самого большого диаметра резьбы. На объективы с меньшими диаметрами эти фильтры Вы сможете надеть, используя переходные кольца.
Дальнейшие покупки фильтров следует проводить с учетом ваших индивидуальных предпочтений и задач, которые необходимо решать.
Светофильтры градиентные 67 мм в Сыктывкаре: 625-товаров: бесплатная доставка, скидка-27% [перейти]
Партнерская программаПомощь
Сыктывкар
Каталог
Каталог Товаров
Одежда и обувь
Одежда и обувь
Стройматериалы
Стройматериалы
Здоровье и красота
Здоровье и красота
Текстиль и кожа
Текстиль и кожа
Электротехника
Электротехника
Детские товары
Детские товары
Продукты и напитки
Продукты и напитки
Дом и сад
Дом и сад
Вода, газ и тепло
Вода, газ и тепло
Мебель и интерьер
Мебель и интерьер
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство
Все категории
ВходИзбранное
Бытовая техникаФотоаппараты и фототехникаСветофильтры для фотоаппаратовСветофильтры градиентныеСветофильтры градиентные 67 мм
GRAD. GREY FILTER 67 мм (Фильтр градиентный FUJIMI серый)
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
750
990
Fujimi GC-Grey Фильтр градиентный серый (67 мм) Тип: Светофильтр, Размер: Длина 10.000 Ширина
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
770
770
Серый градиентный фильтр Fujimi 67 мм. Тип: Светофильтр, Размер: Длина 30.000 Ширина 20.000 Высота
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
GRAD.GREY FILTER 67 мм (Фильтр градиентный FUJIMI серый)
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Benro Master GND8(0.9) soft 67 мм светофильтр градиентный Состояние товара: Новый
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Светофильтр Fujimi GC-Grey 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Marumi DHG Super Circular PLD 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Набор светофильтров Fujimi Close UP SET +1, +2, +4 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi HUC IR ND8 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi HUC CPL 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
13 790
Светофильтр Nisi Enhance ND-Vario 1. 5-5 stops 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi L395 SMC UV 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi HUC UV 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Kenko 67S C-PL Slim 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Fujimi ND2 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Marumi DHG Lens Circular P.L.D. 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Hoya HMC UV 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Marumi DHG Super Lens Protect 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Fujimi ND1000 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Hoya PL-CIR UV HRT 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Fujimi ND16 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Cветофильтр Fujimi Close UP +10 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi HUC Protector 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi Ti UV Cut-395 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Nisi Allure Soft 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Raylab RLAND67 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Ультрафиолетовый фильтр Flama UV Filter 67mm (светофильтр для фотоаппарата с диаметром объектива 67 мм)
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
1 675
2290
Поляризационный фильтр для объектива 67 мм / CPL 67mm K&F Concept HMC (Тонкая оправа; просветляющие покрытие)
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
Светофильтр Marumi DHG Lens Protect 67 мм
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
GRAD. GREY FILTER 67 мм (Фильтр градиентный FUJIMI серый)
В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары
2 страница из 18
Фильтры
© 2012 Vasili-photo.com
Фотограф использует светофильтры тогда, когда свет не оптимален, а фильтр может его улучшить. Практика показывает, что лучшие снимки делаются без фильтров. Когда освещение идеально, фильтры попросту не нужны. Однако идеальным освещение бывает редко, и если у вас нет возможности дожидаться благоприятных условий, фильтры могут прийти на помощь. Фильтр не сделает плохой свет хорошим, но он может сделать плохой свет приемлемым для съёмки.
Не стоит забывать и о том, что человеческое зрение работает весьма отличным от фотоаппарата образом, поэтому зачастую использовать фильтры приходится просто для того, чтобы сцена вышла на фотографии так, как её видим мы с вами, а не так, как её хочет видеть камера. Именно так – противоестественные манипуляции необходимы для того, чтобы фотографии выглядели естественно. Игнорирование этого принципа ведёт к тому, что большинство любительских снимков смотрятся ненатурально.
При работе с плёнкой фильтры жизненно необходимы. Для цифровой фотографии использование фильтров не столь критично, но ряд фильтров не утратил своей актуальности. Да, некоторые эффекты от использования фильтров могут быть с различной степенью успешности сымитированы в графических редакторах, но, поверьте, обрабатывать хороший кадр, аккуратно экспонированный, снятый с использованием нужных фильтров, значительно легче и приятнее, нежели пытаться вытянуть снимок, небрежно щёлкнутый с пагубной уверенностью во всемогуществе Фотошопа. Сам я, кстати, редко пользуюсь фильтрами. Во-первых, из-за лени, а во вторых, я предпочитаю всячески уклоняться от съёмки, когда свет посредственен и нуждается в чрезмерной модификации. Светофильтры – слабая альтернатива хорошему освещению.
И всё же не лишним будет знать, какие бывают фильтры, и зачем они могут вам понадобиться.
Защитные фильтры
Эти фильтры практически никак не влияют на конечное изображение, но, тем не менее, могут быть весьма полезны.
Производители и продавцы фотоаксессуаров называют защитные фильтры ультрафиолетовыми (УФ или UV), на том основании, что они не пропускают свет с короткой длиной волны и тем самым спасают ваши снимки от ужасного воздействия ультрафиолетового излучения. Не покупайтесь на подобную чушь. Не спорю, вероятно, они не пропускают ультрафиолет, как не пропускает его и обычное оконное стекло. Почему «вероятно»? Да потому, что вы никогда не увидите разницу между снимками, сделанными с УФ фильтром и без оного. Ультрафиолет неразличим для человеческого глаза, как в жизни, так и на цифровых снимках. Плёнка – иной разговор, и отдельные типы фотографических плёнок действительно выигрывают от УФ фильтрации, но к цифровой фотографии это не относится.
Некоторые фильтры промаркированы как цифровые (digital), поскольку якобы оптимизированы для использования с цифровыми камерами. Наивные фотолюбители верят в то, что один кусок прозрачного стекла имеет какие-то волшебные преимущества над другим, точно таким же куском, и готовы платить за фильтр с надписью «digital» в два раза больше, чем за фильтр без подобной надписи.
Единственная функция защитных фильтров – механическая защита. Они защищают переднюю линзу объектива от пыли, царапин, отпечатков пальцев и т.п. Заменить разбитый фильтр выйдет дешевле, чем заменить линзу. Впрочем, если вы уроните объектив на скалы, фильтр его вряд ли спасёт.
Нет ничего плохого в постоянном ношении защитного фильтра на объективе, но ещё лучше научиться обращаться с объективом настолько аккуратно, чтобы необходимость в дополнительной защите не возникала. Кстати, бленда, носимая в рабочем положении, также неплохо предохраняет переднюю линзу и к тому же помогает бороться с бликами.
Вопреки легендам защитный фильтр не ухудшает резкость изображения. Если у вас есть сомнения, проверьте сами, делая серии снимков с фильтром и без. Единственная ситуация, которая чревата незначительной потерей контраста, это съёмка в контровом свете. Но здесь, знаете ли, и без фильтров снимать непросто.
Защитный фильтр должен быть прозрачен. В идеале, когда вы вынимаете его из упаковки, у вас должно возникать впечатление, что производитель забыл вставить стекло в оправу.
Дорогие фильтры с просветлением хороши тем, что меньше бликуют. Вместе с тем даже самые простые и дешёвые фильтры прекрасно справляются со своей защитной функцией.
Нейтральные фильтры
Фотографу всегда не хватает света, но случается и обратное. Например, вы снимаете водопад и хотите получить воду размытой, а скалы резкими. Для этого нужна длинная выдержка, но свет слишком ярок, а ждать наступления сумерек у вас нет никакой возможности. В таких случаях используют нейтрально серые фильтры (ND – Neutral Density), которые представляют собой просто тёмное стекло в оправе, блокирующее часть света, поступающего в объектив, и позволяющее таким образом снимать с малыми скоростями затвора. Нейтральный фильтр не должен иметь цветового оттенка – в идеале он серый – иначе он начинает оказывать влияние не только на экспозицию, но и на цветовой баланс, т.е. перестаёт быть нейтральным.
Нейтральные фильтры бывают разной кратности. Кратность фильтра означает, на сколько ступеней следует увеличить экспозицию при его применении. Например, фильтр ND 8 ослабляет световой поток в 8 раз, т.е. блокирует 3 ступени экспозиции. Некоторые производители указывают не кратность фильтра, а его оптическую плотность, используя логарифмическую шкалу, где каждой ступени экспозиции соответствуют 0,3 единицы. Упомянутый выше восьмикратный фильтр будет обозначен как ND 0,9, а ND 4 превратится в ND 0,6.
Фильтры с высокой кратностью очень сильно затемняют видоискатель, что затрудняет компоновку кадра. Кроме того, при недостатке света ухудшается работа автофокусировки вплоть до полного отказа. Здесь имеет смысл скомпоновать кадр и сфокусировать объектив без фильтра, зафиксировать камеру на штативе, и лишь затем накрутить фильтр и сделать снимок.
Градиентные фильтры
Если у нейтрального фильтра затемнена только половина, а вторая половина прозрачна, причём между двумя зонами имеется плавный переход, такой фильтр называется градиентным (Graduated ND). Он применяется для съёмки высококонтрастных сцен, например закатов, когда небо значительно ярче пейзажа. Затенив с помощью фильтра верхнюю часть кадра, вы получаете возможность увеличить экспозицию в нижней части и таки уместить всю сцену в динамический диапазон камеры.
Снято без фильтра.
Снято с использованием градиентного фильтра.
Наведите курсор, чтобы сравнить с предыдущим кадром.
Градиентные фильтры весьма разнообразны. Тёмная часть фильтра может иметь различную плотность; собственно градиент может быть плавным или же представлять собой чёткую границу, линия которой может быть как прямой, так и изогнутой, чтобы соответствовать рельефу местности. Существуют обратные градиентные фильтры, имеющие тёмную полосу посередине и светлые края. Их используют, чтобы притенить закатное солнце, оставив верх и низ кадра без изменений. Фильтр может быть нейтрально серым, а может – и цветным для придания небу желаемого оттенка.
Большинство градиентных фильтров имеют круглую форму и стандартную оправу с резьбой, но при этом могут поворачиваться внутри оправы, чтобы дать фотографу возможность управлять наклоном градиента. Однако существуют и большие квадратные фильтры, которые вставляются в специальный держатель, предварительно закреплённый на объективе. Такие фильтры могут скользить по направляющим держателя вверх и вниз, позволяя изменять положение границы тёмной и светлой областей фильтра. Сам же держатель может быть повёрнут для обеспечения нужного угла наклона. Лично я предпочитаю круглые фильтры в обычной оправе, поскольку нахожу систему с держателем слишком громоздкой, но это дело вкуса.
Использовать градиентные фильтры следует аккуратно. Остерегайтесь сцен, содержащих предметы, пересекающие границу между тёмной и светлой половинами. Представьте себе горные вершины на фоне затянутого облаками неба. Небо слишком светлое, а горы слишком тёмные. Если вы примените в этой ситуации градиентный фильтр – то да, вам удастся получить детали и в облаках, и у подножия гор, но собственно вершины станут почти чёрными, что будет выглядеть особенно неестественным, учитывая нормально проэкспонированный низ сцены. Вряд ли вы найдёте в продаже фильтр с зубчатой границей, в точности повторяющей рисунок горного хребта.
Идеальный сюжет для применения градиентного фильтра – закат над морем или степью, поскольку граница между зонами с различной яркостью ровная и совпадает с горизонтом.
Градиентные фильтры незаменимы при съёмке на цветную обращаемую плёнку в силу её малого динамического диапазона. При работе с цифровой камерой зачастую можно обойтись и без фильтра, призвав на помощь HDR, т.е. сделав несколько снимков с различной экспозицией, объединить их затем в единое изображение. Метод превосходный, но требует аккуратности и большого вкуса. Кроме того, для HDR непременно нужен штатив и неподвижный сюжет. Если вы снимаете с рук или если в кадре присутствуют раскачиваемые ветром деревья, градиентный фильтр – единственный выход.
Поляризационные фильтры
Это, без сомнения, наиболее интересная группа фильтров.
Прежде всего, разберёмся, что такое поляризация. Световая волна, двигаясь в некоем направлении, совершает колебания в плоскости, проходящей через вектор направления её полёта. Как вы понимаете, через любой вектор, может проходить бесконечное количество плоскостей. Обычный неполяризованный свет, излучаемый каким-либо источником, например солнцем, содержит примерно одинаковое количество световых волн, ориентированных в каждой из бесчисленного множества воображаемых, взаимопересекающихся плоскостей. Если волны света ориентированы неравномерно, т.е. значительная часть волн колеблется в параллельных друг другу плоскостях, такой свет называется поляризованным.
Солнечный свет не поляризован, но он поляризуется, отражаясь от стекла, воды и прочих гладких неметаллических поверхностей, а также, прошу обратить особое внимание, от молекул воздуха.
Поляризационный фильтр (PL, Polarizer) устроен таким образом, что пропускает световые волны только с определённой плоскостью поляризации. Точно так же, как и градиентный фильтр, поляризатор может поворачиваться в оправе, позволяя фотографу выбирать: какие световые волны попадут в объектив, а какие нет.
Поворачивая поляризатор в оправе, можно подобрать положение, при котором он почти полностью блокирует отражённый поляризованный свет. Например, в пасмурную погоду вам не хочется, чтобы вода в лесном озере отражала скучное белесое небо. С помощью поляризационного фильтра вы можете исправить ситуацию, убрав отражение и сделав видимым дно водоёма вместе с камнями и водными растениями, что может очень оживить кадр.
Поляризатор часто используют, чтобы устранить блики на листьях деревьев, а также на мокрых камнях. Это может сделать цвета более насыщенными, но может и убить кадр, лишив сцену объёма, так что знайте меру – не всегда то положение фильтра, при котором его эффект максимален, будет самым уместным положением.
Без фильтра.
С поляризационным фильтром.
Наведите курсор для сравнения.
Наиболее популярное применение поляризационного фильтра – это получение тёмно-синего неба в ясную погоду. Молекулы воздуха, а также частицы пыли, отражая свет, поляризуют его. Это позволяет, отсекая часть поляризованных волн, притемнять небо, оставляя при этом яркость пейзажа неизменной.
Без фильтра.
С поляризационным фильтром.
Свет от неба поляризован неравномерно. Наиболее сильно эффект поляризации выражен если смотреть под прямым углом к солнцу, и практически полностью отсутствует вокруг солнца, а также на противоположном солнцу участке неба. Отсюда два вывода: во-первых, при съёмке с поляризатором наиболее выгодны такие позиции, при которых солнце находится сбоку от вас, а во-вторых, следует быть исключительно внимательным, если вы используете поляризатор вместе с широкоугольным объективом. Если кадр включает в себя большой участок неба, то из-за разной степени поляризации света вы рискуете получить в небе тёмную полосу, выглядящую крайне неестественно, и с головой выдающую вашу неудачную попытку обмануть законы природы.
Пример не слишком удачного применения поляризатора вместе с широкоугольным объективом.
Не забывайте, что поляризационный фильтр крадёт у вас около двух ступеней экспозиции, т. е. при прочих равных условиях заставляет использовать в четыре раза более длинную выдержку. Это означает, что снимать через поляризатор, держа камеру в руках, вы сможете только в солнечную погоду. В тени или же в вечернее время штатив может оказаться отнюдь не бесполезным.
Следует, пожалуй, упомянуть, что поляризационные фильтры бывают линейными и круговыми (C-PL, Circular Polarizer). Не буду вдаваться в технические подробности, но знайте, что автофокус и экспозамер современных камер адекватно работает только с фильтрами, обеспечивающими круговую поляризацию. Беспокоиться по этому поводу не стоит – все поляризаторы, выпускающиеся в XXI веке, круговые, и отыскать неправильный фильтр в настоящее время не так-то просто.
Цветные фильтры
Значимость этих фильтров для фотографа сильно колеблется в зависимости от материала, на который он снимает.
При работе с чёрно-белой плёнкой цветные светофильтры исключительно важны, поскольку, пропуская одни лучи и задерживая другие, позволяют изменять тональные отношения между предметами, а так же управлять контрастом.
При использовании цветных слайдов фильтры необходимы для коррекции цветового баланса плёнки и получения естественных цветов при различном освещении.
Если же ваш основной инструмент – цифровая камера, цветные фильтры вам абсолютно ни к чему. Баланс белого позволяет производить гораздо более смелые манипуляции с цветом, чем любые фильтры. А работа с индивидуальными цветовыми каналами при чёрно-белой конвертации снимков даёт даже больший творческий простор, чем цветные светофильтры в традиционной фотографии.
Эффектные фильтры
К этой категории можно отнести диффузные, звёздные, радужные и прочие подобные фильтры. Художественная ценность таких спецэффектов вызывает у меня глубочайший скептицизм. Более того, большая часть этих фильтров без труда может быть сымитирована в Фотошопе. Если вам угодно побаловаться эффектными фильтрами – вы в своём праве, рассматривать их как серьёзное изобразительное средство мне трудно.
Размеры
Фильтры выпускаются в оправах различного диаметра, и покупать очередной фильтр следует в зависимости от размера передней линзы объектива, для которого этот фильтр предназначен. Большие светосильные объективы требуют соответственно больших фильтров. Существуют переходные кольца, позволяющие использовать фильтры, размер которых не соответствует резьбе на объективе. Маленькие фильтры (скажем, 52 мм) относительно дёшевы и весьма удобны, но, к сожалению не совместимы с крупной оптикой.
Я настоятельно не советую вам брать с собой фильтры разного размера, даже если ваша коллекция включает в себя все возможные и невозможные размеры. Привычка носить в сумке десяток фильтров, которыми приходится непрестанно жонглировать, очень усложняет жизнь и заметно снижает вашу оперативность. Если вы отправляетесь на фотовылазку с несколькими объективами, выбирайте их таким образом, чтобы все они имели одинаковую резьбу для фильтров. Другой вариант – взять комплект фильтров, подходящих к объективу с наибольшей резьбой (например, 77 мм), а остальные объективы снабдить повышающими переходными кольцами.
Некоторые широкоугольные объективы с большой выпуклой передней линзой в принципе не имеют резьбы и не могут быть использованы вместе с традиционными фильтрами. К некоторым объективам специальные тонкие фильтры крепятся сзади. Иногда фильтры не накручиваются на объектив, а вставляются внутрь, в специальную обойму, однако такая конструкция – редкость.
Просветление
Просветление или, как его ещё называют, антибликовое покрытие это тончайшая плёнка, наносимая на оптическое стекло с целью повысить его светопропускающую способность и избавиться от бликов.
Фильтры без просветления блестят так же, как обычное оконное стекло. В нормальных условиях вы не заметите никакого ухудшения качества изображений. Если же в поле зрения объектива попадает солнце или какой-нибудь другой яркий источник света, фильтр без покрытия умножит блики, возникающие из-за переотражения света линзами объектива, а также будет способствовать снижению контраста. Всё это звучит страшно, но на деле деградация картинки не всегда даже заметна для невооружённого глаза. В крайнем случае, несложно завести привычку снимать с объектива защитный фильтр, когда вы снимаете против солнца.
Преимущество непросветлённых фильтров в дешевизне, а также в том, что их легко чистить. В сущности, их спокойно можно мыть под краном или протирать носовым платком (чистым, разумеется!), в то время как фильтры с покрытием требуют более деликатного обращения.
Фильтры с однослойным просветлением можно распознать по маркировке SC или C (Single Coated или же просто Coated), а также по желтоватому или голубоватому оттенку отражений в стекле фильтра. Сами отражения заметно более тусклые, чем в фильтрах без просветления. В контровом свете просветлённые фильтры ведут себя лучше, чем непросветлённые, но опять же, разница незначительна, и отнюдь не поражает воображение.
Самые лучшие и, как следствие, дорогие фильтры имеют многослойное просветление, которое ещё более эффективно борется с бликами и доводит светопропускание фильтра почти до 100%. Такие фильтры на вид абсолютно прозрачны, и даже яркие объекты отражаются в них очень тускло с зеленовато-пурпурным отливом. Маркировка может быть самая различная: MC (Multi Coated), SMC (Super Multi Coated) и т. п.
А вот, собственно, за что мы платим:
Без фильтра.
Фильтр с многослойным просветлением.
Обычный фильтр.
Да уж, разница не впечатляет. При этом мне пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться столь ужасных бликов. Никто в здравом уме не станет снимать в таких условиях.
Если коротко, то многослойное покрытие лучше, чем однослойное, которое в свою очередь лучше, чем вообще никакого покрытия. При этом даже фильтр с многослойным покрытием всё равно будет бликовать при встречном свете, хоть и незначительно. В любом случае, независимо от наличия просветления и его типа, различия в качестве изображения несущественны, и проявляются лишь при экстремальном освещении.
Чистить просветлённые фильтры следует аккуратно, чтобы не поцарапать покрытие. Хорошо зарекомендовали себя салфетки из микроволокна или микрофибры. Впрочем, небольшое количество пыли на фильтре или объективе вполне допустимо и совершенно не влияет на ваши снимки.
Рекомендации
Цифровому фотографу нет нужды запасаться фильтрами всех цветов радуги, но я советую вам обзавестись поляризационным и градиентным фильтрами. Размеры подбирайте исходя из того, с какими объективами вы будете эти фильтры использовать. Если у вас много объективов с разной резьбой, старайтесь по возможности приобретать фильтры большего диаметра и решать проблему совместимости с помощью набора повышающих переходных колец.
Имейте в виду, что у некоторых недорогих объективов передняя линза вращается при фокусировке. Это чрезвычайно затрудняет использование фильтров во вращающейся оправе вместе с подобными объективами.
Помимо двух вышеупомянутых фильтров нелишним будет обзавестись защитными или ультрафиолетовыми фильтрами для каждого из ваших объективов. Даже если вы и не будете носить их постоянно, защитные фильтры могут вам понадобиться при съёмке в суровых условиях, когда велик риск попадания в объектив снега, песка, водных брызг и прочих малоприятных вещей.
Если вы носите на объективе защитный фильтр, не забывайте снимать его, прежде чем накрутить на объектив поляризатор или градиентный фильтр. Иными словами: не стоит готовить бутерброды из фильтров. Чем больше слоёв стекла вы помещаете перед объективом, тем сильнее вы рискуете поймать лишние блики, не говоря уже о потере общей светопропускающей способности всей системы.
Из производителей я могу порекомендовать Marumi за хороший баланс цены и качества. Hoya несколько лучше, но дороже. Поляризаторы Hoya и Marumi одни из лучших, а многослойное просветление фильтров Hoya и вовсе вне конкуренции.
B+W делает выдающиеся фильтры с не менее выдающейся ценой.
Очень популярны градиентные фильтры Cokin, особенно среди любителей квадратных фильтров. Cokin выпускает градиентные фильтры всех мыслимых и немыслимых цветов, но, к сожалению без намёка на просветление. К тому же все они пластиковые, а не стеклянные.
Неплохие нейтрально-серые градиентные фильтры в традиционной оправе делает Tiffen. Особенно хороши фильтры серии HT с многослойным покрытием.
Градиентные фильтры производства Hoya и B+W сделаны из пластика и могут быть не вполне нейтральны по цвету.
Про фильтры Kenko я не могу сказать ничего плохого.
Кроме того многие производители фототехники такие как Nikon, Canon, Fuji и пр. также выпускают фильтры под собственными брендами.
Если вам нужен защитный фильтр без просветления, который не жалко поцарапать или даже разбить, знайте, что дешёвые китайские фильтры работают ничуть не хуже дорогих фирменных фильтров. Перед тем как использовать безымянный фильтр убедитесь в том, что он безупречно прозрачен, и что его оправа достаточно тонкая, чтобы не вызывать виньетирование.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Желаю удачи!
Дата публикации: 19.09.2012 |
Вернуться к разделу «Специальные приёмы»
Перейти к полному списку статей
Как использовать градиентный фильтр для улучшения ваших фотографий
Инструмент градиентного фильтра обычно используется для затемнения или осветления верхней части фотографии — неба. По сути, он заменяет физический градуированный фильтр, который вы надеваете на объектив камеры. В Zoner Photo Studio X вы можете настроить параметры, предоставляя вам множество творческих возможностей.
Помимо градуированных фильтров, о которых вы можете прочитать в статье Градуированные фильтры, вы также можете использовать «виртуальный» фильтр. Это инструмент Zoner Photo Studio в версии 9.0005 Разработать модуль . Вы также можете использовать градиентный фильтр для неразрушающего редактирования и при редактировании изображений RAW.
Изменение настроек
Сначала выберите инструмент Gradient Filter (G). Если вы хотите отредактировать небо в верхней части фотографии, вы можете сделать это, щелкнув и перетащив вверх. В зависимости от размера фильтра градиент будет более или менее плавным. Вы можете точно настроить этот переход, используя настройку Широкий градиент .
СОВЕТ : Иногда может понадобиться использовать функцию Инвертировать маску , которая перевернет весь фильтр. Вы найдете эту опцию на правой панели с опциями для отдельных масок.
Выберите градиентный фильтр (G) и отредактируйте только часть фотографии. Градиентный фильтр имеет множество настроек, которые вы можете настроить. Это означает, что вы можете не только осветлять или затемнять часть фотографии, но также можете добавлять контраст, повышать резкость, настраивать светлые или темные тона или работать с локальной цветокоррекцией и кривыми. У вас также есть возможность установить оттенки для определенного цвета.
Локальная коррекция цвета
Градиентный фильтр также позволяет локально работать с цветами. Используйте локальные кривые Цветовая коррекция и Тональные для настройки контраста в дополнение к цвету. Эта коррекция сослужит вам хорошую службу при редактировании пейзажных фотографий и изменении цветов неба.
С помощью кривых RGB или Luma можно точно настроить локальный контраст и кривые для отдельных цветовых каналов , внесение основных изменений в цвет. Если вас интересует тонирование с помощью кривых, мы написали статью о том, как тонировать цвета с помощью кривых.
Вы можете локально редактировать контраст и цвет с помощью тоновых кривых. Если вы хотите еще больше отредактировать свои цвета, используйте Color Shift. С помощью Color Shift вы можете изменить оттенок, насыщенность и яркость любого цвета, выбранного на фотографии. На этой конкретной фотографии цвет неба мне показался неправильным, поэтому с помощью пипетки я выделил его и придал более темные, сине-фиолетовые оттенки.
Создаем правильную атмосферу для вечерних облаков
Вечернее небо часто окрашивается в интересные оттенки. Вы можете передать это ощущение с помощью градиентного фильтра и сделать цвета более яркими с помощью насыщенности и контрастности.
Раскрашивание неба.Выделение звезд
Четкость и Резкость Настройки помогут вам выделить звездное небо. Эти настройки доступны в Zoner Photo Studio X отдельно от Градиентного фильтра. Однако, если вам нужно выделить только часть фотографии, например, только звезды, лучше всего подойдет Градиентный фильтр.
Подсветка звезд.Улучшение фотографий с рамкой солнце/тень
В летнее время часть снимка часто попадает под прямые солнечные лучи, а остальная часть находится в тени. Это создает впечатление, что одна часть изображения переэкспонирована, а другая недоэкспонирована. Если есть сплошная линия, разделяющая две части, вы можете использовать градиентный фильтр.
Использование нескольких фильтров одновременно
На этой фотографии нам нужно немного затемнить небо. Нажав Добавить маску , можно применить сразу несколько фильтров. Второй фильтр затемнит только небольшую верхнюю часть неба. Вы можете проверить список всех фильтров, используемых в таблице выше.
Два градиентных фильтра на одной фотографии.Подкрашивание только части фотографии
Другой вариант использования градиентного фильтра – использование карты градиента для окрашивания части фотографии. Все зависит от ваших творческих предпочтений. Используйте настройку Color , которую вы найдете в нижней части настройки Gradient Filter. Например, вы получите захватывающие винтажные цвета, используя оттенки фиолетового в Режим исключения . Для этого эффекта вам будет полезно прочитать нашу статью о режимах наложения.
Практичный инструмент, который сэкономит ваше время
Лично я предпочитаю использовать Градиентный фильтр на своем компьютере, потому что часто нет времени установить что-то на камеру во время съемки. Если вы снимаете в формате RAW, вы получите максимальное количество данных, необходимых для работы с изображением.
Загрузите Zoner Photo Studio X и попробуйте локальное редактирование с градиентным фильтром уже сегодня.
7 причин не использовать градиентный фильтр нейтральной плотности и моя причина игнорировать это
29 комментариевИспользование фильтров очень популярно среди пейзажных фотографов. Доступно множество красивых фильтров, которые помогут запечатлеть пейзаж так, как вы хотите. Но насколько эти фильтры полезны на самом деле? Давайте посмотрим.
Одна из самых сложных вещей в пейзажной фотографии — запечатлеть пейзаж так, как вы его видите. Часто динамический диапазон больше, чем может зарегистрировать датчик камеры, особенно когда мы снимаем закаты и пейзажи, где частично небо, а частично передний план. Несмотря на то, что динамический диапазон современных камер увеличился, часто возникает риск обрезания светлых участков или теней.
Есть способы избежать этих проблем, например съемка с брекетингом экспозиции. И можно использовать градиентные фильтры нейтральной плотности, чтобы уменьшить яркость в частях изображения. Эти фильтры позволяют уменьшить яркость на два, три или четыре стопа. Накладывая фильтры друг на друга, можно даже значительно увеличить это значение.
Существует примерно три типа градиентных фильтров нейтральной плотности; мягкий градиент, жесткий градиент и обратный градиент. Эти фильтры должны позволить вам уменьшить динамический диапазон пейзажа таким образом, чтобы он укладывался в пределы сенсора камеры.
Но это все теория. При использовании фильтров в реальности могут возникнуть некоторые проблемы. Я собрал семь причин или ситуаций, когда эти градиентные фильтры нейтральной плотности могут быть не единственным или идеальным решением.
Я хочу начать с чего-то, что я не считаю важным, но в некоторых случаях это может стать проблемой. Большинство градиентных фильтров нейтральной плотности большие и часто уязвимы. Размеры вроде 100×150 мм являются стандартными, но есть и более крупные. Также возможен меньший размер, часто для камер системы micro 4/3 или аналогичных камер небольшого размера. Но даже в этом случае относительного размера достаточно, чтобы занять много места в сумке для камеры.
На этом штативе висит не сумка для фотоаппарата, а сумка только для фильтров, которыми я пользуюсь. Это Улей Фильтра Сдвига Разума. Я использую очень удобный улей фильтров Mindshift, который упаковывается примерно как объектив 70-200mm f/2,8. Если вы любите брать с собой много объективов или предпочитаете небольшую сумку для камеры, вам может быть сложно найти место для всех этих фильтров.
2. Риск искажения цвета и снижения резкости
Большинство объективов предназначены для получения очень четких изображений с минимальным количеством цветовых оттенков. Мы платим большие деньги за эти линзы и не принимаем меньше. Поместив фильтр перед этим дорогим объективом, вы можете снизить качество изображения.
В большинстве случаев вы не заметите разницы в резкости. Но при использовании камер высокого разрешения это может стать заметно. Степень деградации также зависит от качества фильтра и материала, из которого он сделан.
Набор 3-ступенчатых GND-фильтров разных производителей. Некоторые из них действительно нейтральны по цвету, другие демонстрируют легкий цветовой оттенок. Некоторые из них производят блики очень быстро, другие очень устойчивы к бликам. Слева направо: НиСи, Бенро, Касе, Хайда, Кокин 9.0002 Оттенок цвета — еще одна большая проблема, особенно когда участок с нейтральной плотностью действительно темный. Хотя цветовой оттенок можно скорректировать при постобработке, он будет проявляться неравномерно на изображении при использовании градиентных фильтров нейтральной плотности.
3. Повышенный риск отражений и бликов
Как и ухудшение качества, фильтр может увеличить риск отражений или бликов. Большинство современных объективов обладают определенной устойчивостью к бликам. Добавление еще одного куска стекла перед объективом может противодействовать этому сопротивлению. При попадании на изображение прямых солнечных лучей некоторые фильтры могут даже увеличить количество бликов таким образом, что изображение станет непригодным для использования.
В худшем случае фильтр станет зеркалом, отражающим переднюю часть объектива. Это не всегда большая проблема, но когда на передней линзе есть обозначения, они становятся видимыми, а иногда даже читаемыми. Однако фильтр хорошего качества может снизить риск. Стекирование фильтров увеличивает риск.
Отражение, возникшее при использовании фильтра. Это экстремально, показывая размытые буквы, напечатанные на оправе объектива.
4. Фильтры дорогие
Как я уже сказал, фильтр хорошего качества может снизить риск появления цветовых оттенков, снижения резкости и бликов. Но эти фильтры часто очень дороги. Покупка высококачественного стартового набора может стоить вам до 1000 долларов и даже больше.
Тратить такую сумму не всегда нужно. Вы должны учитывать разрешение вашей камеры, а также качество ваших объективов. Нет смысла покупать очень дорогие фильтры, если используемые вами объективы не обеспечивают наилучшего качества изображения. Кроме того, очень дорогие фильтры абсолютно не гарантируют изображения без бликов и других дефектов объектива.
С другой стороны, покупка дешевых фильтров более низкого качества может стать проблематичной при обновлении объективов, что вынудит вас купить другой комплект более высокого качества. Иногда лучше купить хороший набор с первого раза. Что бы вы ни делали, фильтры всегда будут дорогими.
5. Борьба с неровным горизонтом
До сих пор я говорил о фильтрах вообще, а не о практическом применении в полевых условиях. Пятым недостатком является более распространенная проблема с градиентными фильтрами нейтральной плотности; они всегда имеют прямой уклон.
При наличии прямого горизонта можно без проблем использовать градиентный фильтр нейтральной плотности. Если что-то закрывает горизонт, например, деревья, дома или даже горы, прямой градиент может быть не лучшим способом уменьшить яркость неба. Фильтр не будет учитывать объекты, прорывающиеся сквозь градиент. В результате вершины гор также станут темнее.
Фильтр GND не учитывает горы, в результате чего получается не только затемненное небо, но и темные вершины гор.6. Дисбаланс яркости между небом и любыми отражениями на переднем плане
Я считаю, что самой большой проблемой градиентных фильтров нейтральной плотности является дисбаланс яркости, который может возникнуть, когда что-то например, вода на переднем плане отражает небо. Затемняя небо градиентным фильтром нейтральной плотности, вода все равно будет отражать светлое небо. Этот дисбаланс делает изображение очень искусственным, и для его исправления может потребоваться много постобработки.
7. Я могу использовать градиентный фильтр в программном обеспечении для постобработки с большей гибкостью
Современное программное обеспечение для постобработки часто позволяет добавлять цифровой градиентный фильтр к любому изображению. Он будет имитировать использование настоящего фильтра без всех проблем, о которых я упоминал ранее. Вы даже можете использовать маску, чтобы замаскировать любые объекты, которые выходят за прямой горизонт, или уменьшить яркость частей на переднем плане, отражающих небо.
Цифровой способ добавления градиента нейтральной плотности более точен.
Очень просто добавить градиент к изображению в программе постобработки, такой как Lightroom.
Почему я все еще использую фильтры, несмотря на все эти недостатки
Когда я снимаю пейзажи, я почти всегда использую градиентные фильтры нейтральной плотности, когда часть изображения намного ярче остальных. Это может показаться странным, если учесть все недостатки настоящих фильтров. Но для меня фотография — это регистрация пейзажа на месте и запечатление его таким образом, который максимально приближен к тому, как я его воспринимаю. Я люблю фотографировать и играть с фильтрами, чтобы добиться этого, а не пытаться получить это, сидя перед компьютером.
Почему я до сих пор пользуюсь фильтрами, ответить легко; это очень весело. (фото Hetwie (www.hetwie.nl)) Тем не менее, при использовании фильтров я часто также использую брекетинг экспозиции. Я считаю преимуществом уменьшенный динамический диапазон при работе с этими фильтрами. Это значительно упрощает объединение изображений в окончательный результат.
Final Word
Хотя могут быть и более эффективные способы регистрации пейзажа, мне нравится процесс получения снимка с фильтрами. Это доставляет мне массу удовольствия и удовлетворения. Для меня это и есть фотография.
Как вы относитесь к использованию градиентных фильтров нейтральной плотности? Вы пользуетесь этими фильтрами или считаете нелепым тратить такие деньги на то, что часто можно сделать в постобработке? Мне нравится слышать ваше мнение об этом в комментариях ниже.
Темы:
Fstoppers Originals
Gear
Пейзажи
Нандо Хармсен — голландский фотограф, специализирующийся на свадебной и пейзажной фотографии. Уходя своими корнями в эпоху аналоговой фотографии, он приобрел обширные знания о методах и оборудовании фотографии и делится ими в своем личном блоге и на многих семинарах.
Руководство для начинающих по градуированным фильтрам нейтральной плотности
Градуированный фильтр нейтральной плотности представляет собой кусок стекла или смолы, частично окрашенный, но не полностью поперек. Но почему вы должны их использовать? И какой тип вы должны получить? Читайте обзор.
Что такое градуированный фильтр нейтральной плотности?
Градуированные фильтры нейтральной плотности (также известные как Grad ND или GND) имеют градиент от темного к светлому. В зависимости от фильтра его можно прикрепить непосредственно к камере или поместить в специальный держатель, который крепится к передней части объектива. Это может затемнить часть кадра, оставив остальную часть неизменной.
Градуированный нейтральный фильтр и держатель фильтра на камере SonyЗачем использовать градуированный нейтрально-серый фильтр?
Поместив фильтр нейтральной плотности на объектив, вы можете заблокировать свет от самой яркой части сцены, например, от неба. Например, если вы снимаете закат, небо может быть очень ярким, а передний план довольно темным.
Используя фильтр нейтральной плотности с темным, расположенным вверху, вы можете выровнять тональный диапазон в изображении и получить возможность запечатлеть весь снимок на одном изображении. В результате получаются хорошо экспонированные небо и передний план. Несмотря на то, что силуэт прекрасен, иногда хочется запечатлеть больше деталей на переднем плане.
Как это улучшит мои фотографии?
Многие пейзажные фотографы используют фильтр нейтральной плотности, особенно для восхода и заката. Но они могут быть полезны в любой ситуации, когда у вас слишком яркое небо, для таких вещей, как архитектура и недвижимость. Они особенно полезны, если есть четкое горизонтальное (или даже вертикальное) разделение между светлым и темным.
Это не означает, что вы должны постоянно оставлять их на объективе. Если в вашей сцене нет сильного яркого/темного тонального диапазона, вы можете легко обойтись без него. Использование GND также имеет дополнительное преимущество, позволяя использовать более длительные выдержки, создавая приятные эффекты размытия на ваших фотографиях. Однако именно здесь стандартный фильтр нейтральной плотности может оказаться более удобным, чем градуированный фильтр нейтральной плотности.
Использование этого метода предотвращает переэкспонирование или недоэкспонирование различных частей изображения, что не всегда удается исправить при постобработке. Или попытка сделать это приводит к слишком большому шуму и размытым областям. Захват ровного тонального диапазона и хорошо экспонированного изображения даст вам гораздо более приятное изображение без всякой болезненной обработки.
Недоэкспонированный
Переэкспонированный
Хорошо сбалансированная экспозиция
Как пользоваться фильтром Grad ND
На самом деле им довольно легко пользоваться. Для круглых фильтров вы просто прикрепляете его к передней части объектива.
Для квадратных фильтров держатель обычно навинчивается на объектив (они бывают разных диаметров). Затем стеклянный фильтр вставляется в прорези — начните с ближайшей к объективу прорези. Обычно есть винты, которые нужно затянуть, чтобы фильтр не выпал и не сломался. Убедитесь, что ваш фильтр безопасен.
Держатель фильтра привинчивается к объективу.
Затем установите штатив и измерьте расстояние от переднего плана. Попробуйте перевести камеру в ручной режим и наклонить камеру к земле.
Затем возьмите показания прибора для измерения неба и рассчитайте разницу. Если небо +2, а передний план -1, разница между небом и землей составляет 3 ступени. Используйте фильтр GND в пределах одной ступени друг от друга (в данном случае фильтр GND с двумя ступенями). Поместите его на объектив и расположите градиент над линией горизонта. В зависимости от вашего GND, у вас может быть мягкая или жесткая градуированная линия.
Наконец, выставьте передний план и сделайте снимок. Он должен быть хорошо раскрыт. Проверьте свою гистограмму, так как вам, возможно, придется внести небольшие коррективы. Это может потребовать немного практики, но оно того стоит.
Какой тип фильтра GND выбрать?
Я упомянул жесткий и мягкий градиенты, но какой выбрать? На самом деле есть несколько переменных, которые следует учитывать. GND с мягкими краями предлагает более постепенный переход между ясным и темным цветом, тогда как жесткий край — это короткий переход.
Жесткий фильтр полезен, если у вас есть очень четкая линия горизонта, например морской пейзаж, где горизонт — это просто вода и небо. Вы можете позволить темной части покрыть небо и расположить край градиента над линией горизонта. Вам действительно не нужен большой градиент.
Фильтр с мягкими краями предназначен для сцен без прямой линии горизонта, таких как закат над горой или лесом. Градиент позволяет затемнить небо без явной линии горизонта, вы можете расположить край примерно над горизонтом и позволить ему постепенно светлеть.
Они также различаются по мощности, на 1,2 и даже 3 стопа света. Иногда полезно иметь несколько разных. Вы также можете сложить их в большинство держателей фильтров, увеличивая зазор в более ярких и темных областях. Я также упомянул стандартные фильтры ND, в них вообще нет градиента. Они имеют одинаковую плотность сверху донизу. Отлично, если вы хотите создать длительную экспозицию воды.
Почему бы просто не использовать брекетинг?
Хороший вопрос. Брекетинг может избавить вас от всевозможных проблем с экспозицией. Некоторые из новых камер даже имеют встроенный брекетинг экспозиции и тому подобное. И он удобен в использовании, но в большинстве случаев требует постобработки.
Брекетинг также не всегда дает такие же тональные диапазоны, как при использовании фильтра GND. Однако это может быть довольно близко. Еще одна вещь, которую дают фильтры GND и ND, — это длинная выдержка. В зависимости от того, как долго вам требуется экспозиция, вы можете складывать фильтры, вы не можете получить это с помощью брекетинга.
Захватите небо и передний планПоследнее слово о фильтрах GND
Я не очень большой пейзажный фотограф, но я не возражаю против хороших снимков восхода или заката красивого пейзажа или особенно морского пейзажа. У меня есть ряд мягких градиентов (я предпочитаю мягкий край жесткому, даже для морских пейзажей). У меня есть 1- и 2-ступенчатый фильтр GND, а также навинчивающийся квадратный/прямоугольный держатель фильтра.