Родченко фото: 10 лучших фотографий Александра Родченко
Александр Родченко в авангарде ВХУТЕМАСа: как конструктивист воспитывал художников новой формации
Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно
Александр Безин. Старший преподаватель кафедры «Академический рисунок» МГХПА им.С.Г.Строганова. Дизайнер. Соискатель аспирантуры по направлению «Техническая эстетика и дизайн»«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…» Владимир Маяковский
Конструктивизм — абсолютно российское явление. Это слово вошло в употребление как эталон чего-то нового, модного, современного. Конструкция определила творческую концепцию как конструктивизма в целом, так и пропедевтических, технических и проектных дисциплин во ВХУТЕМАСе.
Александр Родченко был в авангарде педагогического состава ВХУТЕМАСа на протяжении всех десяти лет существования учебного заведения. Являлся деканом, профессором Металлообрабатывающего и Деревообделочного факультетов.
Макет лампы.
В период с 1918 по 1921 год Родченко работал над композициями из линий и геометрических форм, которые отвечали строгому ритмическому порядку. Особое внимание он уделял взаимодействию и пересечению линий и форм либо врезке композиционных элементов. Данные эксперименты и легли в методическую основу для обучения студентов.
В дальнейшем модель проектирования, разработанная Родченко на этапе становления мастерских, стала одной из первых систем в области дизайн-образования. Им была опробована новая методика преподавания и проектирования, ориентированная прежде всего на функциональность, практичность предмета, его утилитарные особенности — с учётом тенденций культуры и новых технологических достижений.
Чертеж лампы. А. Родченко © Частная коллекция А. ЛаврентьеваРодченко воспитывал в студентах новую формацию, новое сознание — не просто художника, а художника-конструктора, ставящего на первое место цель формы, в которой преобладают структурные, геометрические и комбинаторные принципы проектирования и формообразования.
Было важно научить студента нестандартному восприятию обычных вещей, умению проявить творческий подход в решении поставленной задачи. Среди методических подходов, которые использовал Родченко, были задания на трансформацию объекта: «разобрать — отсечь лишнее — собрать». Принцип заключался в упрощении существующей вещи, требовалось освободить её от декоративных или съёмных элементов, открыть конструкцию и т. д. Улучшить существующую вещь посредством расширения возможностей её использования, сделать более удобной, возможно, и более многофункциональной, предложить новые варианты цветового решения, изменить материал. Используя промышленные, массовые технологии изготовления, предложить новую форму вещи либо комплекс вещей, взаимодействующих по принципу экосистемы.
Область исследования функционального назначения предмета стала главной концепцией наравне с применением ключевых принципов работы: рациональность, экономичность, многофункциональность и мобильность изделий.
Его увлечение фотографией вообще перевернуло композиционные и сюжетные каноны фотоискусства, а используемые им приёмы будут актуальны и в будущем. Родченко стал первым фотожурналистом в СССР, представившим серийные снимки как самостоятельный жанр, — это подтверждает печать его фотоновеллы о людях Первой фабрики Гознака «Там, где делают деньги» в журнале «Техника и жизнь» в 1924 году. А позже появились эксперименты в фотографии с композицией, пятном, ракурсом, которые принесли ему всемирную известность и признание за рубежом.
Помимо гениальных разработок и изобретений феномен Родченко кроется в создании новых принципов проектирования вещей. Вот некоторые из них: он придумал принцип создания фирменного стиля через абсолютно структурный и профессиональный подход у нас в России; придумал пиктограмму — использовал стилизованные и геометризованные фигурки в создании пиктографических схем; он придумал неоновый свет — из изгибающихся металлических пластин и стекла им были спроектированы светильники для кафе «Питтореск» (для визуализации данного эффекта была сделана тончайшая растушёвка цветным карандашом).
Но самое главное, Родченко считал себя изобретателем линии — линии как инструмента, работающего во всех сферах жизни: от фотографии, живописи и графики до философии и политики. А линия в искусстве есть не что иное, как тип продуцирования неких композиционных формул. Он считал, что главное в дизайне — остроумный, изобретательский принцип, не только технический, но и интеллектуальный, художественный, образный.
Лозунг Александра Родченко: «Человек, организовавший свою работу, жизнь и самого себя, — есть современный художник!»
Александра Родченко можно по праву считать родоначальником, первопроходцем, новатором в отечественном дизайне, охватывающем многие аспекты, окружающие человека.
А. Родченко. Конструкция складывающаяся и разбирающаяся. 2-ой вариант. 1918 г. © Государственный музей архитектуры им. Алексея Щусева«Через проектирование нужно раскрыть не украшательскую и обстановочную линию вещи, а её практическое применение, её утилитарную ценность, её неожиданную ясность, красоту конструкции, её упрощённое (рациональное) производство и жизненную практичность. Не просто проект, а изобретательское предложение, новое решение должен уметь делать инженер-художник Металлообрабатывающего факультета». В этих словах Родченко сосредоточена основа конструктивного мышления, применяемая и сегодня, нисколько не потерявшая своей актуальности.
Используя подходы ВХУТЕМАСа в проектировании объектов дизайна спустя 100 лет, мы имеем более широкий спектр реализации задуманных идей за счёт новых технологий, производственных возможностей, автоматизации производства и использования новых материалов.
Сегодня перед нами стоит задача раскрыть, а может, и расшифровать идеи, которые стоят за проектами конструктивистов. Возможно, тогда это наследие войдёт в профессию современного дизайнера. Важно не копировать вещи, не имитировать их, наша задача — научиться понимать логику и заложенные принципы, тогда наша национальная школа сможет развиваться дальше.
Поделиться
Родченко. Беспредметное эхо звука · Город 812
В фотографиях Александра Родченко, экспонированных в Доме Радио, ракурс и фрагмент решают всё. Автор демонстрирует умение видеть по-новому – природное как индустриальное, статичное как движение и стремление.
Остранение Виктора Шкловского не есть чисто литературный приём. Фотография есть та же деконструкция.
Выражение «мои фотографии» двусмысленно. Когда человек в большей степени присутствует на фото: когда он представлен на нём как предмет изображения или когда он является его автором, в качестве модели или в качестве фотографа?
Живопись Родченко была беспредметной, нефигуративной. На его картинах царила геометрия, а геометрия бесчеловечна. Тот же метод был им применён и в фотографии. Принцип Родченко «Никогда не снимать от пупа», а только радикально сверху или снизу, есть снятие человекоразмерности образа.
Ракурс это не оригинальность и новизна субъективно-психологического взгляда на вещи, это перспектива как понятие вполне объективно геометрическое. В логике конструктивизма, к которому принадлежит творчество Родченко, вопрос «Чей это взгляд?» абсолютно лишён смысла. «Зачем же во время скачек вы легли с камерой на беговую дорожку ипподрома под копыта лошадей?», – спросили Родченко. «А мне говорили, что лошадь никогда не наступит на живого человека», – отвечал он. А человек тут как бы и лишний.
20-е и 30-е годы прошлого века ещё не были временем тотального видеонаблюдения, которое лишь в наши дни эксплицировало объективную анонимность визуальной фиксации. Сам Родченко не был, конечно, анонимным творцом, но он был гением конструктивизма, поэтому его образы сугубо эпичны, а не лиричны. Поэтому так хорошо ему и работалось в плакатной рекламе в тандеме с Владимиром Маяковским. В творениях Родченко мы сталкиваемся с воспроизведением постулата архаической эстетики – истина и красота отнюдь не в глазах смотрящего, они обнаруживают себя в объективном мире.
И с другой стороны, фотографии человеческих лиц у Родченко вовсе не являются портретами. Учитывая контрастность светотени, грубую лепку черт, я бы отнесла их к жанру скульптуры. Он создавал образы не столь персонифицированные, сколь отвлеченные, акцентирующие внешний облик, а не внутреннее состояние.
Выставка открывается фотопортретом матери автора. Лучше всего не поддаться уговорам аудиогида видеть в этом изображении глубокий психологизм, ведь мать изображена так, что очки есть, а её глаз и взгляда – зеркала души – на фото нет.
Человек на фото Родченко редко смотрит в камеру или в глаза зрителю, с ним, как правило, невозможно встретиться взглядом. Он виден со стороны, объективно, без установления межличностного контакта или коммуникации. Фотограф вообще любил снимать людей сверху, издалека, когда их много, когда они масса и лица их неразличимы. На демонстрации, в спортивной колонне или пирамиде. Когда видна некая геометрическая конфигурация сосуществования людей. Когда складывается этакий портрет эпохи, а не отдельного человека.
Родченко нравился мир, приводящий Грету Тумберг в ярость – мир техники и индустрии, сборки и разборки механизма. Если всё творчество Антонио Гауди есть привнесение биоморфности в урбанистический пейзаж, то Александр Родченко на природе скучал, пока при помощи фотоаппарата не обнаруживал в деревьях подобие телеграфных столбов или мачт кораблей – несущую конструкцию цивилизации.
Знаменитый заваленный горизонт отнюдь не всегда прямо присутствует на фотоизображении в качестве дали, линии горизонта. В композиции всё решает фрагмент мира, как правило, небольшой. Как и у голландца Маурица Эшера, у Родченко главным персонажем всегда была структура пространства, его графичность, его замкнутый кусок, его ритмичность, расчлененность пространства в клетку, в полоску, в форсированную перспективу сходящихся линий. Ритмика пространства может обратить статичную конструкцию в нечто подвижное, пластичное в значении динамики, а не фактуры.
Этот эффект явлен на фото «Пожарная лестница». Ритмический повтор перекладин ассоциируется с железнодорожными шпалами некой дороги в небо. Несмотря на то, что практической целью этой лестницы являются спуск и эвакуация, фото Родченко обращает её в самодвижение ввысь. Эта оптическая иллюзия на 10 лет опережает строительство первого в стране эскалатора Московского метрополитена. Вот они – взлет, восхождение, космос как предчувствие, по выражению Алексея Учителя.
Чувство эффектности и законченности образа у Родченко не требовало широкоформатности. Он владел искусством противоположным панорамности изображения, умением выхватить фрагмент и придать ему значение целостности и завершенности. Картина мира – это пазл, который надо не собрать, а разобрать. Ограниченность поля зрения на фотографиях Родченко есть замкнутость сюжета на себе, эффект его самодостаточности. Какое магическое впечатление порождает мягкой неправильной формы линия лодок на фото лодочной станции. Законченность образа в его лаконизме, в отсутствии лишнего, в его бесчеловечности не в смысле жестокости, а в форме безлюдности.
Титульное фото выставки – «Пионер-трубач». На этой фотографии пионер дан как раз фрагментом лица, да и горн почти не вместился в окончательный кадр. Они обрезаны решительной рукой монтажёра. Мы видим лишь слияние губ и мундштука инструмента, сосредоточенность, усилие, напряжение, момент превращения дыхания в простую и резкую мелодию горна. Это не музыка, а дудение трубы.
Аналогично тому, как рекламный плакат, для которого позировала Лиля Брик, передаёт не проникновенную человеческую речь, тем более, не задушевный шёпот, а вопль, безличный крик рекламного сообщения. Эти фотографии звука так же беспредметны, как и живопись Родченко.
Елена Краснухина
Александр Родченко в черно-белом
Новости Наоми Полонски24 января 2020
выставка
Советское искусство
фотография
Александр Родченко Лестница, 1929
Самые знаковые изображения фотографа и художника «Русский авангард» покажут в московском частном Центре фотографии имени братьев Люмьер.
class=»subtitle»> Когда Альфред Дж. Барр, основатель нью-йоркского Музея современного искусства, встретил Александра Родченко (1891-1956) в Москве в 1927 году его не впечатлило. «Родченко показал нам ужасающее разнообразие вещей, супрематических картин… гравюры на дереве, линолеумные гравюры, плакаты, эскизы книг, фотографии, кинодекорации и т..jpg?mode=max)
«Ужасающее многообразие вещей» — это, пожалуй, подходящее описание художественной практики Родченко, которая охватывала самые разные медиа — от скульптуры до фотомонтажа, театрального дизайна и многого другого. Несмотря на разнообразие творчества, карьера Родченко началась и закончилась живописью. В 1921 года он создал три картины «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет». Он представил их на выставке «5×5=25» вместе с работами своих коллег-художников-авангардистов, в том числе Варвары Степановой (1894–1958) и Любови Поповой (1889–1924).
Подобно Казимиру Малевичу (1879–1935) со своим культовым «Черным квадратом» (1915), Родченко провозгласил свой монохромный триптих смертью живописи: «Я довел живопись до логического завершения и выставил три полотна: красное, синее и желтый. Я уверяю: все кончено». Однако на этом дело не закончилось: Родченко вернулся к живописи в более поздние годы, создав ряд ярких абстрактно-экспрессионистских композиций, которые никогда не видели его современники, потому что они не соответствовали санкционированному государством стилю соцреализма.
Александр Родченко. Девушка с Leica, 1932–33
Александр Родченко. Балконы, 1925
В 1931 году, когда государство начало репрессии против культуры, Родченко был объявлен «формалистом» и исключен из группы «Октябрь» (коллектив советских художников-конструктивистов). До появления этого гораздо более авторитарного режима Родченко умел сочетать свою радикальную эстетику со своей радикальной политикой. Он был твердо привержен идее, что искусство должно быть для масс и частью повседневной жизни. В 1920 г. он был назначен директором Музейного бюро и Фонда закупок, который оплачивал работы целого поколения художников-революционеров. Это также сделало его ответственным за обширные коллекции конфискованных произведений искусства.Александр Родченко. Лиля Брик, 1924 г.р.
Александр Родченко. СК «Динамо», 1935 г.р.
Александр Родченко Поэт Владимир Маяковский, 1924 год
Александр Родченко Критик Осип Брик, 1924
Свои пионерские фотографии Родченко начал делать после поездки в Париж в 1925, где он купил две переносные камеры. Экспериментируя с композицией и ракурсом, он использовал крайние ракурсы вверх и вниз (трубач снят снизу подбородка; «Спортивный клуб «Динамо»» снят с высоты птичьего полета), наклон горизонта (женщина поднимается по лестнице, группа сосен ) и фрагментарные крупные планы (лицо матери с платком и пенсне). Отражая динамическое преобразование СССР, фотографии Родченко обесцвечивают знакомое и побуждают зрителей смотреть по-новому. Многие из этих работ будут представлены на выставке в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве, которая откроется в январе 2020 года9.0003
Сокуратор выставки — внук Родченко Александр Лаврентьев, ведущий специалист по тематике. На выставке будут представлены 58 серебряно-желатиновых оттисков из двух альбомов музейной портфельной серии, изданных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах. Серию музейных портфолио составили Варвара Родченко, Александр Лаврентьев и владелец галереи Говард Шиклер. Фотографии, вошедшие в портфолио, от Still Art Foundation были напечатаны Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Александра Родченко с использованием его оригинальных негативов. Спустя почти век «ужасающее разнообразие вещей» Родченко все еще выглядит столь же радикально, как и тогда, когда он их впервые изобрел.
Александр Родченко. Из коллекции Фонда «Стилл Арт»
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Москва, Россия
24 января – 5 апреля 2020 г.
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО (1891-1956)
Детали
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО (1891-1956)
Сборка для демонстрации, 1928 г.
Серебряно-желатиновая печать
Кредитная марка с названием на русском языке, датированная «1935 г.» и пронумерованная неизвестным почерком карандашом/чернилами
11 1/8 x 7½ дюйма. (28,2 х 19,1 см.)
Происхождение
С галереей Роберта Коха, Сан-Франциско;
приобретен нынешним владельцем, c. 1988.
Литература
Quilici (ред.), Родченко: Полное собрание сочинений , Thames & Hudson, 1986, стр. 266; Szarkowski, Фотография до сих пор , Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1989, стр. 210; Лаврентьев, Александр Родченко: Фотография 1924-1954 , Конеман, 1995, с.112, для раскрашенного вручную варианта, там под названием «Сбор на демонстрацию».
Особое примечание
Ставка НДС 5% уплачивается с молотковой цены и 15% с премии покупателя
