Золотое сечение фотография – ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Золотое сечение — PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Золотое сечение — PhotoDzen.com

15 Апреля 2015

Композиция — это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии — основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор

Леонардо Да Винчи.

Для желающих узнать больше — видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка – «точка силы» или «узел внимания». Их четыре – именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде – то лучше на верхней.
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе – то на нижней.
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит
    влево
    , то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении.

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов – тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.

 Фото: Steve McCurry

 Фото: Joe McNally

Фото: Richard Barnabe

ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях — то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль — «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

 Фото: Анри Картье-Брессон

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие

 

photodzen.com

Золотое сечение в фотографии

Поделиться статьёй:

Даже если вы приобрели дорогостоящую видеокамеру и профессиональную оптику к ней, прекрасного результата в фотоделе добиться только с их помощью невозможно. Несмотря на то, что съемка — процесс очень творческий и требующий креативности, здесь также как и в любом другом виде искусства есть свои правила и порядки, соблюдая которые можно добиться потрясающих, красочных и оригинальных фотографий. Самое важное, чему нужно научиться для профессиональной съемки — композиционным основам.

Содержание статьи:

Композиция в фотографии

Что же такое композиция и для чего она нужна в фотоискусстве? С помощью нее мы распределяем предметы и фигуры в пространстве снимка, устанавливаем определенные соотношения и размеры, учитываем тени, свет, цвета. Цель композиции — изобразить фотографируемые объекты определенным образом: привлечь к ним внимание, сделать их интереснее и показать с неожиданных сторон. В правильной композиции всегда будет “центр” кадра — объект, на который больше всего необходимо обратить внимание. Остальные же предметы и фигуры будут являться как бы фоном или менее значимыми элементами фотоснимка.

Композиционные правила

Есть несколько приемов, благодаря которым можно выстроить идеальную композицию в кадре. Они помогут правильно расставить акценты, выделить нужное, рассказать историю или передать эмоции и чувства.

  1. Контрастность. Используется для того, чтобы привлечь максимальное внимание к нужному объекту. Предмет светлого оттенка разместите на более темном фоне, а темный — на светлом. Не стоит использовать пестрые фоны, которые будут забирать на себя большую часть внимания, а также сливаться с объектом.
  2. Грамотное размещение. Элементы кадры, которые важны фотографу, не следует размещать в кадре хаотично и как попало. Лучше, чтобы они образовывали геометрические фигуры — так будет гармоничнее.
  3. Соблюдение пропорций. Если в кадре несколько объектов, которые стоят в разных частях и на нескольких планах, то фотографируйте таким образом, чтобы они соответствовали друг другу по размеру, объему и цветам.
  4. Использование принципа золотого сечения. Коротко это правило гласит: лучше всего размещать объект на 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра.
  5. Размещение по диагонали. Означает распределение объектов съемки вдоль по диагональным линиям, например, от левого верхнего края до правого нижнего. Так зритель пройдется взглядом по всей площади фотоснимка.
  6. Формат фотографии. Вертикальные объекты, на которых вы акцентируете внимание, фотографируем вертикально. Для пейзажей подойдут горизонтальные кадры.

Золотое сечение — что это?

Одним из самых мощных композиционных правил в фотографии является правило золотого сечения, которое еще называют “божественной пропорцией”. Согласно ему, кадр необходимо разделить на девять частей — двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали. На пересечении линий образовываются четыре точки, называемые узлами внимания — это самые активные области на фотографии, на которые приходится больше всего внимания. Именно там и на самих линиях необходимо размещать главные объекты и расставлять акценты.

Композиция должна состоять из нескольких частей — таких, чтобы вся горизонталь отрезка имела в соотношении большую и меньшую части, одинаково пропорциональные к основной длине. Параметры золотого сечения составляют 1:0.618:1.

История возникновения правила

Свои истоки правило берет с древнейших времен: первые упоминания о нем найдены в трудах Евклида “Начала”, которые были написаны около 300 лет до н. э. Там он применял принцип деления отрезка в крайнем и среднем отношении для построения правильного пятиугольника, который тоже называют золотым.

По другой версии, за закон золотого сечения человечество должно быть благодарно Пифагору, который сам сделал это открытие и поведал о нем остальным. Но Пифагор был не только известным математиком, но и мистиком, поэтому открытие данного правило обросло мистическими значениями и потусторонними смыслами. Последователи великого мыслителя не брали во внимание такие домыслы, а лишь руководствовались этим правилом для создания прекрасных скульптур, сооружений и барельефов.

Интересный факт: эти золотые пропорции использовались в жизни древних людей, а точнее — египтян. По правилам золотого сечения сконструированы пирамида Хеопса, египетский храм Парфенон, барельефы и даже украшения, которые найдены в гробнице Тутанхамона.

Поучаствовал в поиске идеальных пропорций и итальянский математик Леонардо Фибоначчи, которому удалось выявить удивительную закономерность. Случилось это примерно в 1200 году. Ученый тогда заметил, что в природе и окружающей нас действительности есть определенная схема, которой все подчиняется и которая очень приятна человеческому глазу. Он поставил в ряд определенные числа и заметил, что каждая часть последовательности является результатом сложения двух предыдущих. Благодаря этой последовательности мир увидел знаменитые спираль и сетку Фибоначчи, которые используют в построении грамотной композиции до сих пор.

Золотое сечение в фотографии

Как уже было сказано ранее — точки силы, образованные пересечением линий в сетке, привлекают больше всего внимания зрителей, поэтому именно на них делаются акценты и выделяются главные фигуры и предметы.

Этот прием очень популярен в фотографии и является классическим, поэтому знать об особенностях его применения в снимках разных жанров должен каждый фотограф, который хочет профессионально владеть своим ремеслом. Самое сложное здесь — гармонично расположить все объекты в кадре. Не стоит перегружать фотографию большим количеством объектов, на которых хочется остановить внимание — достаточно будет выделить две-три точки.

Съемка людей

В головном портрете выигрышнее всего выделить глаза или губы. Расположите их в точках пересечения линий. Так вы акцентируете внимание на эмоциях человека, покажете его характер и темперамент.

В портрете по пояс могут применяться те же самые правила, касающиеся глаз и губ. Но порой руки — тоже очень важная часть снимка, которая может различные состояния: скрещенные, распахнутые и в любых других позах — их можно расположить на линии сечения. Пусть они тоже играют важную роль в кадре.

Оставляйте место на фотографии, которое идет после взгляда человека. Так, если человек смотрит в правую сторону, размещайте его на левой линии сечения.

Модель в полный рост можно расположить на крайней правой или левой линии сечения — так зрителю откроется фон, с помощью которого вы сможете передать обстановку и атмосферу вокруг героя снимка. Такие фотографии хочется рассматривать и улавливать мелкие детали.

Если речь идет о съемке нескольких человек, то не обязательно размещать их в середине кадра — можно также воспользоваться правилом золотого сечения и сделать снимок оригинальнее и интереснее. Расположите героев кадра таким образом, чтобы каждый из них попадал на две линии или точки сетки.

Эти же правила подойдут для съемки животных и даже натюрмортов — не бойтесь экспериментировать!

Съемка пейзажей

В пейзажной съемке есть два нюанса, о которых стоит знать в первую очередь:

Во-первых, наличие линии горизонта, которая делит фотографию на две части. Это такая горизонтальная линия, которая отделяет небо от земли. Часто можно услышать фразу “горизонт завален” — это означает, что эта линия-граница расположена не по правилу золотого сечения, а наклонена в одну из сторон. Такого допускать нельзя.

Во-вторых, расположение линии горизонта. Она может быть либо в верхней, либо в нижней трети. Вы должны решить, оставлять больше пространства для неба, или же для земли. Все зависит от того, где больше интересных и ярких объектов расположено. Сместив горизонт вниз, вы открываете взор на небо: оно может быть усеяно красивыми облаками, звездами, иметь красивый закат или сочетания цветов. Располагая линию выше, мы акцентируем внимание на земле: показываем детали пейзажа, красивую природу, здания и другие объекты.

Но второе правило можно нарушить, но только очень аккуратно. Хотите сделать зеркальный снимок, где небо отражается на поверхности земли? Чтобы не упустить ничего лишнего и точно передать эффект зеркала, поставьте линию горизонта строго посередине — так вы сможете показать как красоту самого неба, так и его отражения.

Нужно избавляться от излишней монотонности кадра. Например, когда на снимке сливаются спокойная водная гладь и ничем не выделяющееся небо. Учитесь делать акценты с помощью дополнительных объектов: отыщите такой кадр, в котором на берегу будет располагаться лодка, люди или красивое здание. Не забывайте про использование вертикальных линий сечения.

В композиции должны быть яркие элементы, привлекающие внимание. Хорошим приемом является использование контрастов: зажженный костер в вечернем пейзаже, яркие фонари на серой улице, крупный выделяющийся предмет на фоне пустынного пейзажа. Такие акценты послужат своеобразным “якорем”, за который зритель будет цепляться во время просмотра снимков.

Макрофотография

Макросъемка, возможно, нуждается в акцентировании внимания на определенных объектах даже больше, чем другие жанры фотографии. Здесь присутствует ключевая фигура или элемент композиции, от которого не стоит отвлекать внимания на что-либо еще.

В фотографиях такого типа должен преобладать минимализм: если вы фотографируете яркий и пестрый объект, например, цветок или бабочку, то фон должен быть максимально размыт, иначе окружающая предмет обстановка может сместить нужные акценты и отвлечь внимание на себя. Посыл должен быть точечным и выделять самое важное в снимке, не отвлекаясь на окружение.

Съемка в движении

Динамичные кадры точно также, как и остальные, должны строиться по правилам композиции. Самый часто используемый шаблон — когда движущийся объект располагается на правой или левой вертикали, то есть, смещен в бок, а перед ним открывается свободное пространство. Этот способ — наилучший для того, чтобы продемонстрировать динамику. Снимайте автомобили, животных, людей, используя большую выдержку — это поможет добиться эффекта движения.

Рекомендуем располагать объекты преимущественно на левой вертикали золотого сечения: так вы покажете, что они движутся вперед.

 

Сетка в фотокамере

На всех современных фотоаппаратах, чаще всего зеркальных, возможность снимать по сетке встроена в интерфейс. Она выводится на экран из меню и позволяет не вымерять трети на глаз. Сетки в камерах бывают разные: как стандартные, которые мы разбирали выше, так и с разбивкой на большее число прямых линий. Отличный вариант для тех, кто только начинается пользоваться законом золотого сечения в своих работах — так вы намного быстрее поймете принцип действия правила и способы деления кадра.

Спустя много сотен лет правило золотого сечения и пропорции Фибоначчи продолжают использовать в самых разных областях: по ним строят здания, рисуют картины, оформляют интерьеры, фотографируют, снимают кино и даже пишут музыку. Уметь правильно ими пользоваться — значит быть профессионалом своего дела.

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Композиция в фотографии. Часть 2: Золотое сечение

Золотое сечение — это более сложный принцип построения композиции, который лежит  в основе правила третей. Понятие золотого сечения использовалось такими художниками как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. В этой статье я постараюсь простыми словами объяснить смысл этого принципа и то, как он может помочь вам в создании красивых и композиционно интересных фотографий.

В природе  практически все устроено по правилу золотого сечения, включая элементы человеческого тела.

Правило золотого сечения было применено как при строительстве пирамиды Хеопса,


так и при создании фасадов собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари).

Наш глаз привык к данной пропорции, и все, изображенное с соблюдением композиционного правила золотого сечения, воспринимается как гармоничное изображение. В то время как нарушение золотого сечения при создании композиции создаст дисбаланс.

Я не буду утомлять вас объяснением правила золотого сечения с математической точки зрения и просто скажу, что определенные точки  в композиции картины или фотографии автоматически привлекают внимание зрителя. Это четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев. На картинке выглядит это так.

Как вы видите линии золотого сечения сконцентрированы в центре рамки в отличие от правила третей, где линии равномерно распределены по всему пространству.

Располагая объект в в этих точках пересечения, вы делаете его центральной частью композиции, привлекая внимание зрителя к нему.

Как применять правило золотого сечения про компоновке кадра

К счастью в большинстве современных фотоаппаратов есть такая функция как «сетка». Потому я советую включить ее перед тем, как определять композицию кадра и далее следовать следующим рекомендациям:

  • На точках пересечения линий золотого сечения располагайте самые интересные и важные моменты вашей фотографии. В случае если вы выбрали очевидный центр композиции ( одинокую фигуру человека, дерево, самый яркий автомобиль), то расположите его так на пересечении решетки, чтобы он был на треть снизу или сверху рамки, или на треть с каждой из сторон.
  • Если вы хотите выделить передний план композиции, то расположите линию горизонта вдоль верхней линии сетки, чтобы получить примерное соотношение ландшафта к небу 2:1.
  • Если же вы хотите сфокусировать внимание зрителя на небе, то лучше расположить линию горизонта вдоль нижней линии сетки.
  • Расположение линии горизонта по центру обычно смотрится гармонично при создании симметричных и статичных снимков.

  • Передать движение в снимке можно путем смещения объекта из центра в левую область снимка.

В случае если функция «сетка» не предусмотрена вашей моделью фотоаппарата, то рекомендую воспользоваться упрощенным приниципом золотого сечения – правилом третей. Его будет легче применять на глаз нежели правило золотого сечения.

studyfoto.ru

Правило золотого сечения в фотографии

Так называемое правило «золотого сечения» было хорошо известно еще ученым древних времен, они умели применять его на практике и использовали его в сфере геометрии. Например, его можно встретить в работах математика Пифагора, жившего еще в 6 веке до нашей эры. По-настоящему широкое применение правило «золотого сечения» находит в эпоху возрождения, им руководствовались великие художники и живописцы для композиционного построения своих работ. Но и в наш век фотографии, когда в данной сфере используются новейшие разработки науки и техники, это правило не забыто современными фотомастерами.

Суть данного правила состоит в визуальном рассечении рисунка, изображения или фотографии в пропорциях, равных 2:1. В результате изображение получается разделенным на 9 равных частей, получается некая сетка, состоящая и двух горизонтальных линий и двух вертикальных, пересечение которых и образует 9 параллелограммов. Зонами «золотого сечения» принято считать точки, которые образуют углы центрального квадрата. Если располагать любой объект в пределах этих точек, то изображение приобретает некий динамизм, гармоничность.

С увеличение количества изображаемых предметов, повышается и сложность решения задачи. Но, так или иначе, в любой фотографии есть целевой объект, его и нужно располагать в пределах воображаемых горизонтальных и вертикальных линий. Особенно важно применение данного правила при создании пейзажных фото, снимков ландшафтов природы.

Для лучшего понимания, приведем простой пример. Допустим, вы фотографируете поле с пшеницей и заходящее на его фоне солнце. Ни в коем случае не допускается располагать линию горизонта посередине фотографии. В этом случае фото будет статичным. В идеале линия горизонта должна совпадать с одной из горизонтальных линий «золотого сечения», то есть, выше или ниже середины снимка. Это улучшит обзор данной фотографии. Конечно, это правило не является основополагающим для всех снимков, ведь из каждого правила есть и исключения.

Если на снимке присутствует река, либо след от самолета, или дорога, уходящая вдаль, то есть какой-либо диагональный объект, то нельзя делать так, чтобы его начало и конец располагались по направлению из одного угла кадра в другой. Такое расположение будет «уводить» взгляд зрителя за пределы фото. В таком случае нужно всего лишь вывести нашу диагональную линию за какую-либо из воображаемых линий «золотого сечения». Если же диагональ слишком крута, то хорошо расположить вдоль ее верхнего края какой-то крупный предмет. Он будет «блокировать» взгляд зрителя и не пускать его за пределы фотографии.

Конечно, правило «золотого сечения» нельзя возводить в абсолют, но помнить о нем чрезвычайно важно, именно благодаря ему фотографии приобретают динамичность и завершенность.

www.takefoto.ru

Правило третей и золотое сечение в фотографии

В руководствах для начинающих фотографов встречается «Правило третей», которое ещё называют «золотым сечением». Давайте попробуем разобраться и посмотрим, насколько это правило полезно.

(Last Updated On: 23.02.2018)

Откуда взялось «правило третей»

Сложно определить, с чьей лёгкой руки «Правило третей» стало правилом. Несомненно, корни его — в «золотом сечении» Фибоначчи, математической модели гармонии. «Золотое сечение» — это деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.Анри Картье Брессон никогда не использовал шаблоны, но его композиция — безупречнаНесмотря на название («последовательность Фибоначчи», «спираль Фибоначчи») «золотое сечение» стало термином эстетики лишь в середине 19 века, начиная с сочинений Адольфа Цейзинга. И уже тогда, в 19 веке, это учение подвергалось критике искусствоведов и ценителей прекрасного.

И вот там и сям мы видим советы типа «Разделите поле кадра двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, сегментируя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Располагайте объекты съёмки в точках пересечения линий или на самих линиях». Иллюстрации, сопровождающие такие советы, говорят совершенно противоположные вещи: правило третей само по себе не обеспечивает снимку ни гармонии, ни красоты, ни осмысленности. Собственно, даже о композиции говорить в этом случае не приходится, потому что правило третей не относится к выстраиванию композиции.Судя по композиции, есть важная связь между парнем и забором на фоне. Он либо успешно преодолел этот забор, либо сейчас начнёт его ломать

Компоновка, конструирование и композиция

Выстраивание кадра состоит из трёх уровней, трёх этапов:

  1. Компоновка
  2. Конструкция
  3. Композиция

А.И. Лапин в книге «Фотография как…» сравнивает компоновку кадра с орфографией, конструкцию — с грамматикой фразы, а композицию — с поэтикой, наполнением этой фразы выразительностью и смыслом. Компоновка есть в каждом кадре, конструкция — тоже, а вот композиции может и вовсе не быть. Размещение объектов в плоскости кадра — это компоновка. И «правило третей» — лишь один из способов скомпоновать объекты в поле кадра. А вот выстраивание взаимодействий объектов в кадре, акцента и фона, обнаружение силовых линий, ритмов и рифм для выявления скрытых смыслов — композиция. Это средства выражения смысла, эмоции, идеи, выходящие далеко за рамки возможностей компоновки.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи и рецепты!
@aromaesthetica

Композиция — искусство увидеть главное, расставить в поле кадра и акцентировать формой, светом и цветом главные объекты кадра для решения конкретной творческой задачи. Механический подход тут не работает!

Формулы гармонии

Универсальную формулу красоты пытались найти не один раз. Например, помимо «сечения Фибоначчи» существует теория «прекрасной линии» Вильяма Хогарта («Анализ красоты», 1753). По этой теории, S-образная линия компоновки в ограниченной плоскости любого формата обеспечивает зрителю легкий способ «войти» в пространство изображения. По мнению Хогарта, благодаря диагоналям, лежащим в основе такой композиции, художник управляет эмоциональным состоянием зрителя. Нет исследований, подтверждающих или опровергающих эту теорию, но очевидно, что её используют — и успешно. (См. также «клотоида», или «Спираль Корню»).

Объединяет эти теории один момент: их создавали математики, а не художники и не фотографы. В компоновке великих кадров можно обнаружить самые разные схемы. Треугольники, круги, квадраты, кресты, «весы» — что угодно, если оно помогает лучше выразить видение автора, сюжет, идею, момент. Более того: в правильно выстроенном кадре можно найти и золотое сечение, и «прекрасную линию», и «весы», и диагонали. Думал ли о них автор, когда снимал? Нет. Вивисекция произведения — удел эстетов и теоретиков, а фотограф просто ловит момент.© Михаил ПетровНельзя измерить меру и степень эстетического воздействия художественного произведения, но можно вычислить, как смотрит человек, к чему проще привязывается глаз, узнать траекторию взгляда и вычислить опорные точки для размещения сюжетно важных объектов. Такие исследования проводятся, например, в интернет-коммерции. Применимо ли это к искусству? Конечно. Но в отличие от веб-дизайнеров и маркетологов у вас, как у фотографа, нет времени для тестов и расчётов. В ваших руках — мгновение для решения, а также опыт и чутьё. Больше ничего нет.

Композиция строится на случайности. Я никогда не высчитываю. Смутно различаю структуру и жду, чтобы что-то произошло. Здесь нет правил. Не надо стремиться во что бы то ни стало объяснить тайну.

— Анри Картье-Брессон.

Схема или творчество?

Композиционные центры фотографии определяются фотографом, организующим линейное, тональное и цветовое построение кадра. Если акцентируемые фотографом объекты изображения расположены в этих точках и по этим силовым линиям, изображение воспринимается легче, а производимое им впечатление становится сильнее.

Отсюда следует вывод: компоновку кадра определяет творческий замысел фотографа. Если хотите просто показать объект — размещайте его по центру. Если надо показать явные или скрытые связи этого объекта с другими объектами — ищите соответствующие способы компоновки кадра. Таких способов неизмеримо много, и в каждом случае выбор определяется визуальной логикой, вкусом и чутьём. И если логика и вкус отказывают — никакие надуманные правила не спасут, и останется натягивать ужа на ежа (или сову на глобус).Едва ли фотограф думал о гармонии, снимая этот весёлый репортаж. И тем не менее…Картье-Брессону принадлежит фраза:

Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами.

Увы, современные камеры уже предлагают такие решения (вплоть до совмещения профиля портретируемого человека с линией нарисованного горизонта, не говоря о сетке «золотого сечения» в поле видоискателя).

Учитесь видеть, иначе механическое следование навязанным шаблонам лишит вас шанса в нужный момент принять верное решение. И не думайте, что это касается только художественных жанров. Этим же принципам подчиняется и техническая съёмка.

Людям свойственно искать принципы и законы, пытаться понять анатомию вселенной и правила, по которым всё устроено так, а не иначе. Однако формулу любви ещё никто не нашёл. Никакие ходульные шаблоны не помогут получить хороший кадр, если нет идеи, а элементы вселенской головоломки не сложились так, что вы почувствовали: «Вот оно!». Без этого ощущения получается фото на паспорт, даже если кадр будет идеальным примером «золотой пропорции» Фибоначчи.

Правило третей, «золотое сечение», «прекрасная линия», «золотая спираль»? Оставьте это роботам. Гармония не подчиняется правилам, а в композиции не бывает простых решений. Учитесь видеть, находить скрытые связи объектов, слушайте истории, которые рассказывает окружающий мир, и пытайтесь эти истории воплотить в своих кадрах.

Примечание. В качестве иллюстраций использованы работы А. Картье-Брессона, М.Петрова и неизвестного автора (портрет юноши у забора).

Резюме

Название статьи

Правило третей и золотое сечение в фотографии

Описание

В тексте рассмотрены некоторые способы компоновки кадра, разработанные математиками прошлого («золотое сечение», «правило третей», «прекрасная линия»), и возможность их применения в фотографической композиции.

Автор

Екатерина Наумчик

Издатель

aromaesthetica.ru

aromaesthetica.ru

Правило золотого сечения | Блог о фотографии и микростоках

Фотография появилась в 1839 году, и изначально ее возможности использовались в качестве точной (документальной) фиксации какого-либо действия или объекта. Подумайте сами, какого было удивление людей, увидевших пейзаж, на котором прорисована каждая веточка и листочек, или дерево, на котором отчетливо видна фактура коры.

Да, наверное, если сравнивать картину и фотографию, то прорыв был колоссальным по тем временам.

Вскоре такие снимки стали обыденностью, а фотография начала перенимать художественные закономерности из других искусств.

Правило золотого сечения в фотографии – вот о чем я сегодня хочу рассказать.

Наверное, впервые это определение вы услышали в школе на уроке математики… Давайте перенесемся в прошлое – в школьный  кабинет.

Вы сидите за партой и наблюдаете зеленую доску, на которой мелом нарисован отрезок.

Принцип золотого сечения в фотографии

Именно этот рисунок нам и поможет дать определение.

Золотое сечение – пропорциональное деление отрезка ( С в нашем случае) на разные части, при котором весь отрезок (С) так относиться к большей части (В), как сама большая часть (В) относиться к меньшей (А).

Мозг начинает сопротивляться и думать, из школьного курса математики с трудом вспоминаются пропорции.

В пропорциях это будет выглядеть следующим образом.

С:В=В:А

В цифрах значение золотого сечения выглядит следующим образом

Если выразить значение в дробях, то это приблизительно 5/8.

Посмотрите видео, и все станет понятней

Давайте еще повспоминаем школьный курс математики.

Тот же отрезок в дробях можно представить следующим образом

Принцип золотого сечения в фотографии

Наверное не раз в фотоаппаратах (как в зеркальных, так и в компактных камерах) вы видели сетку, в которой применяется правило золотого сечения:

Принцип золотого сечения в фотографии

В фотографии чаще используется упрощенное правило золотого сечения – правило третей.

Похожие рамки вы могли видеть при кадрировании своих фотографий в Adobe LightRoom.

Этот прямоугольник построен по принципу золотого сечения (этот термин, кстати, ввел Леонардо да Винчи).

Выберем за единицу длины сторону А, сторона В будет 0,618*А, ну а размеры сетки вы можете увидеть на рисунке.

Принцип золотого сечения в фотографии

Один из самых простых способов использовать правило золотого сечения – применение правила трех третей.

Согласно нему, кадр делится на три части по горизонтали и по вертикали, в результате получается девять секторов. Значимые точки и линии кадра располагаются на расстоянии 3/8 от края кадра (в упрощенном варианте, когда сектора равны – на расстоянии 1/3).

Правило золотого сечения в фотографии применяется следующим образом:

если присутствует очевидный центр композиции (одиноко стоящее дерево, дом, солнце на горизонте, роза на столе), вам нужно расположить его на одной из четырех точек пересечения решетки. Располагая объекты таким образом, вы получите наиболее выигрышную композицию.

Подробней о правиле трех третей я расскажу в следующих статьях. Если вы хотите заработать на своем хобби (фотографии), то вам нужно знать требования, предъявляемые микростоками к фотографиям (правильная композиция в них входит), прочитайте статью “Покоряем фотобанки! Требования к изображениям на микростоках (фотобанках). Часть 2.”

Если композиция состоит из нескольких различающихся по смыслу областей, можно использовать следующий прием.

Проведите диагональ в прямоугольнике. Из вершины проведите перпендикуляр к диагонали, получиться три треугольника разного размера. Скомпонуйте кадр так, чтобы ключевые объекты располагались в этих треугольниках (областях), и кадр будет выглядеть гармонично.

Правило золотого сечения в фотографии

От сухой и многим скучной математики давайте перейдем к живым примерам.

Правило золотого сечения. Семь интересных фактов о которых вы возможно не знали.

1. Это правило применалось при строительстве пирамид.  В частности, всем известная пирамида Хеопса построена с учетом этого правила. Главная загадка пирамид – геометрические соотношения, до сих пор ведутся споры, случайно или нет были выбраны размеры основания и высоты пирамиды.

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения

2. Парфенон V в. до н.э. одно из красивейших сооружений древнегреческой архитектуры.

 Правило золотого сечения просматривается в фасаде здания. Ученые  установили, что в Парфеноне нет прямых линий, а поверхности не плоские, а слегка изогнутые. Зодчие знали, что строго горизонтальная линия или плоская поверхность кажется наблюдателю слегка изогнутой посередине.

3. Правило золотого сечения в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари).

Фасад и другие части этого замечательного здания построены с учетом этих замечательных пропорций.

Правило золотого сечения

4.  Правило золотого сечения присуще шедеврам русской архитектуры.

И. Шевелев, изучая  архитектуру церкви Покрова на Нерли, выяснил, что в ней проявляется пропорция 2 : ?5, представляющая собой отношение большей стороны к диагонали прямоугольника с отношением сторон 1:2.

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения обнаружено и в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.

Правило золотого сечения

В основу сооружения положен прямоугольник со сторонами 1 и ?5 – 1, состоящий из двух прямоугольников золотого сечения.

Не менее известная закономерность русских церквей – число куполов.

Новгородский Софийский собор имеет 13 куполов.

Правило золотого сечения

Источник

В других храмах прослеживается последовательность, совпадающие с рядом чисел Фибоначчи (1,2,3,5,8,13,21).

Случайно ли такое совпадение?

5. Правило золотого сечения не обошло и скульптуру.

Всем известная статуя Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делиться пупочной линией в золотом сечении.

Правило золотого сечения

6. Живопись.

Знаменитую Джоконду из творчества Леонардо да Винчи нельзя упустить из виду: композиция картины основана на золотых треугольниках, являющимися частями правильного звездчатого пятиугольника.

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения просматривается и в картине И.И. Шишкина “Сосновая роща”

lepser.ru

21 фотография с отличной композицией

Нам нравится поговорка: «Правила существуют, чтобы их нарушать». Но не стоит руководствоваться ею безоговорочно. Новичкам всё же нужно с особым вниманием подходить к композиционным принципам фотографии. Ведь чтобы нарушать правила, их необходимо для начала изучить вдоль и поперёк.

«Правило третей» и «золотое сечение» это базовые принципы построения композиции, с которых чаще всего начинается обучение на всех курсах фотографии. Некоторые фотолюбители стараются избегать их, как чумы, отыскивая нестандартные композиции, чтобы придать кадрам оригинальный вид и непохожесть на работы коллег.

Но дело в том, что многие наиболее популярные фотографии, загруженные на 500px, созданы с соблюдением «правила третей» и «золотого сечения». Не верите? Вот более двадцати безумно популярных снимков из архивов 500px, которые прекрасно составлены по всем базовым принципам:

Один в трущобах. Автор фото: Алессандро Бергамини 

Поймай меня, если сможешь. Автор фото: Скотт Келби 

Шаги. Автор фото: Хоссейн Заре  

Автор фото: Йорг Х.  

Рыбалка. Автор фото: Угур Туфан Эмексиз 

Пора возвращаться домой! Автор фото: Ариф Унсал 

Эй, друг. Автор фото: Ханна Майнхард 

Автор фото: Энн Неврева 

Сиротинушка. Автор фото: Йорн Педерсен Аллан 

Неспешная поездка. Автор фото: Джейк Олсон 

В прыжке над Языком тролля. Автор фото: Чжокан Цзя 

Рядом с облаками. Автор фото: Дарко Герсак  

Поймать при солнце. Автор фото: Марко Редаелли  

Одно дерево в тиши. Автор фото: Роб Дикинсон 

Ледяная пещера Ватнаёкюдль. Автор фото: Энтони Спенсер 

Бэтмен. Автор фото: Регине Хойзер 

Автор фото: Галия Желнова  

Я смотрю на тебя. Автор фото: Карас Ионуц 

Обретение баланса. Автор фото: Райан Дьяр 

Свет буквой Х. Автор фото: Sebleu  

Правило третей и спираль Фибоначчи. Автор фото: Marco Ciofalo Digispace 

Подробнее о фотокомпозиции:

9 советов по фотокомпозиции на примерах легендарного Стива МакКарри
Правило Третей — основа притягательного снимка
Правила композиции в пейзажной фотографии для новичков
Рекомендации по созданию композиции кадра
Основные элементы композиции в фотографии — волшебство ведущих линий

 

cameralabs.org

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *