Кроп объектив на полном кадре: Что будет, если на полнокадровую тушку прицепить КРОПнутый объектив

Содержание

Еще раз про кроп и ЭФР

Правильный пересчет ЭФР, когда он делается и для каких объективов. Почему пересчет нужно выполнять даже для тех объективов, которые первоначально спроектированы для использования на кропнутых камерах? Это самый частый вопрос, который задают здесь в комментариях на Радоживе или мне в личных сообщениях. Я так часто отвечаю на этот вопрос, что придумал свой свод простых и бескомпромиссных правил на этот счет.

про кроп и ЭФР

Правило 1

Правило 1: ЭФР (Эквивалентное Фокусное Расстояние) привязано к размеру кадра 36 Х 24 мм.

Пересчитывается именно ЭФР, но никак не фокусное расстояние (ФР). Все пересчитывается/сводится именно под кадр 36 Х 24 мм (полный кадр, узкий формат, малоформатная фотография).

ЭФР используется ради удобства. Кадр 36 Х 24 мм выбран из-за того, что это один из самых распространенных размеров кадра. Расчет ЭФР дает быстрое понимание углов обзора того или иного объектива. Градусами обзора или угловым полем фотографы оперировать не привыкли, гораздо проще выражаться в значениях ФР, ЭФР и физического размера кадра.

Правило 2

Правило 2: на объективе всегда указывается фокусное расстояние (ФР), а не ЭФР. Фокусное расстояние (ФР) является физическим параметром и не зависит от размера используемого кадра.

Различные маркеры в имени объектива, такие как Nikon DX, Canon EFS/EF-S, Pentax DA, Sony DT, Konica Minotla DT, Sony E, Sigma DC, Tamron DI II, Tamron DI III, Tokina DX  (у каждого производителя они разные) указывают, что объектив может проецировать изображение лишь на круг/прямоугольник не больше определенного радиуса/диагонали. Кроп-фактор (Kf) того или иного объектива или сенсора как раз показывает на сколько эта диагональ больше или меньше диагонали кадра размером 36 Х 24 мм.

Важный пример: маркер ‘DX’ на объективе Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical для цифровых зеркальных камер с сенсором APS-C, у которых используется кроп-фактор Kf=1.5X, не означает, что этот объектив дает ЭФР 35 мм при использовании на кропнутой камере с APS-C сенсором с Kf=1. 5X (формат Nikon DX). 35 мм – это ФР, а не ЭФР. Маркировка Nikon DX лишь означает, что это такой объектив, который не может проецировать изображения на полнокадровый сенсор 36 X 24 мм (Nikon FX), а может работать только с кропнутыми сенсорами размером не больше Nikon DX/APS-C Kf=1.5X. Фактически, это лишь указание/рекомендация использовать этот объектив исключительно на камерах/фотоаппаратах серии Nikon DX (у которых кроп-фактор Kf=1.5X). Потому ЭФР такого объектива на камере Nikon DX будет составлять 52.5 мм (35*1.5). Это же замечание касается и всех остальных систем и остальных маркеров, описанных выше.

Правило 3

Правило 3: пересчет ЭФР выполняется всегда и для всех объективов. Для нахождения ЭФР нужно умножить фокусное расстояние объектива (ФР) на кроп-фактор фотоаппарата (Kf).

Упрощение для правила: так как кроп-фактор полнокадровых камер с размером кадра 36 Х 24 мм равняется единице, то можно утверждать, что в таком случае числовое значение ФР будет равняться числовому значению ЭФР. Большой и средний форматы имеют Kf<1. Полный кадр имеет Kf=1. Кропнутые фотоаппараты имеют Kf>1.

Примеры

Пример 1. Объектив, разработанный для использования на камерах с кропнутым (уменьшенным) сенсором. Nikon DX VR AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G. Маркер DX.

  • ЭФР на кропнутых камерах с сенсором APS-C и коэффициентом кропа Kf=1.5Х (Nikon DX) будет равняться 27-82.5 мм.
  • ЭФР на камерах с полнокадровым сенсором и коэффициентом кропа Kf=1X (Nikon FX) будет равняться 18-55 мм (но объектив не сможет полноценно работать).
  • ЭФР на среднеформатных камерах и коэффициентом кропа Kf=0.82Х будет равняться 14.76-45.1 мм (но объектив не сможет полноценно работать).

Пример 2. Объектив, разработанный для использования на полнокадровых камерах. Sigma 50mm 1:1.4 DG ART. Маркер DG.

  • ЭФР на кропнутых камерах с сенсором APS-C и коэффициентом кропа Kf=1. 6Х будет равняться 80 мм (50*1.6).
  • ЭФР на камерах с полнокадровыми сенсорами с коэффициентом кропа Kf=1X будет равняться 50 мм (50*1).
  • ЭФР на среднеформатных камерах с коэффициентом кропа Kf=0.55Х будет равняться 27.5 мм (50*0.55, но объектив не сможет полноценно работать).

Пример 3. Объектив, разработанный для использования на среднеформатных камерах. FUJINON GF LENS 50mm 1:3.5 R LM WR. Маркер GF.

  • ЭФР на кропнутых камерах с сенсором Micro 4/3 и коэффициентом кропа Kf=2Х будет равняться 100 мм (50*2).
  • ЭФР на камерах с полнокадровыми сенсорами и коэфициентом кропа Kf=1X будет равняться 50 мм (50*1).
  • ЭФР на среднеформатных камерах и коэффициентом кропа Kf=0.79Х будет равняться 39.5 мм (50*0.79).

Фокусное расстояние – это то число или числа, которые написаны на самом объективе. Производители сменной оптики почему-то не приучены писать ЭФР, из-за чего среди фотолюбителей возникает множество заблуждений и споров. Только редкие компактные камеры пишут несколько чисел для своих объективов – с ФР и рядышком с ЭФР, что очень удобно. Производители смартфонов часто пишут только ЭФР.

Материалы по теме

  1. Размер матрицы имеет значение
  2. Идентификация кропа
  3. Воскрешение кропа
  4. Взаимосвязь фокусного расстояния, угла обзора и дистанции фокусировки
  5. Сферический беззеркальный кроп в вакууме
  6. Что такое фокусное расстояние объективов
  7. Зависимость угла обзора объектива от дистанции фокусировки (Focus Breathing)
  8. О выборе фикса для кропа – 35 или 50 мм
Здесь на сайте комментарии не требуют никакой регистрации. В комментариях можно задать вопрос по теме, или оставить свой отзыв, или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Мой Youtube-канал, а также группа Радоживы на Facebook и VK.

Боке, полный кадр и кроп. боке на APS-C камеры

За идею статьи огромная благодарность Евгению Кожухарю. Статью можно считать продолжением темы ‘Индентификацию кропа‘.

Боке, полный кадр и кроп. Восстань КРОП! Востань из Мертвых! Яви свое БОКЕ!

Преамбула

Полнокадровые камеры Nikon и Sony (может и другие) могут работать как в обычном полнокадровом режиме, когда для получения изображения используется весь сенсор фотоаппарата, так и в режиме кадрирования. Например, можно использовать режим кадрирования APS-C (DX для Nikon). В таком режиме используется только центральная область сенсора фотоаппарата. Размер этой области точно соответствует размеру матриц на кропнутых камерах формата APS-C. Если говорить проще — полнокадровые фотоаппараты можно заставить ‘поработать кропом’.

Возможность снимать в режиме кропа лично мне позволяет немного манипулировать эквивалентными фокусными расстояниями (ЭФР). Для меня это оказалось очень приятной функцией во время съемки на фикс-объективы.

Пример использования режима кропа: я часто снимаю мероприятия на светосильный объектив-полтинник Nikon 50/1.4G и полнокадровую камеру Nikon D700. Порой я не могу достаточно близко подойти до снимаемого объекта, тогда я включаю режим кадрирования. Для этого, в меню фотоаппарата, достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24 х 16′. В настройке «Подсветка точки АФ» у меня выбрано значение «Выкл.», что позволяет после включения функции ‘Формат DX 24 х 16′ затемнять неиспользуемую область изображения, видимого в ОВИ. Фактически в оптический видоискатель я вижу только изображение, которое я получу после спуска затвора. Визуально кажется, что объектив из 50 мм фикса превращается в 75 мм фикс. Такая хитрость позволяет проще кадрировать будущий кадр, доставать до более удаленных объектов съемки.

Конечно, я прекрасно понимаю, что полностью тот же результат можно получить во время вырезания центральной части фотографии во время обработки (результат будет 100% аналогичен тому, что я получаю функцией ‘Формат DX 24 х 16′). Но психологически гораздо удобней выстроить кадр непосредственно во время съемки.

С электронным видоискателем Sony a7 еще проще – там сразу видишь изображение, получаемое с центральной части сенсора без затемнения областей в ЭВИ.

Ближе к сути

Так вот, переключаясь между форматами FX<->DX и снимая на один и тот же объектив одни и те же сцены, я заметил, что порой размытие дальнего и ближнего плана в формате DX выглядит (визуально выглядит) сильней, чем в полнокадровом режиме FX.

Должно же быть как раз наоборот! Все мы знаем байку про то, что полнокадровые камеры сильней размывают дальний план. Как же тогда быть?

Посмотрите на два следующих снимка и отметьте для себя где размытие дальнего плана сильней. Под размытием можно подразумевать величину кружочков нерезкости.

Первый снимок:

Исходный снимок с камеры Sony a7II. На снимке имеется множество кружочков (дисков) нерезкости

Второй снимок:

Исходный с камеры Sony a7II в режиме APS-C (фактически – вырезка центральной части предыдущего снимка)

Визуально зона размытия на втором снимке выражена сильней, а диски нерезкости больше. При этом второй снимок, грубо-говоря, сделан на кроп. Такое происходит, если снимать с одного и того же расстояния без сохранения пропорций в кадре.

Возьмем отдельный ярко выраженный диск (кружочек) нерезкости.

С полнокадрового снимка:

Диск нерезкости на полнокадровом снимке

С кропнутого снимка:

Ярко выраженный диск нерезкости

Выбранный диск нерезкости на снимках имеет одинаковый размер в пикселях.

Выбранный диск нерезкости

Полнокадровый снимок с Sony a7II имеет размеры 6000 х 4000 пикселей (24.000.000 пикселей). Площадь кружочка составляет Pi*D*D/4 и равняется 54.297 пикселям. При этом размер кружочка составляет 1/442 от изображения всего изображения (0,23%).

Кропнутый снимок с Sony a7II имеет размеры 3936 х 2624 пикселей ( 10.328.064 пикселей). Площадь кружочка составляет Pi*D*D/4 и равняется все тем же 54.297 пикселям. При этом размер кружочка составляет 1/190 от изображения всего изображения (0,53%).

При переходе от полнокадрового снимка к кропнутому, соотношение диска нерезкости ко всему кадру выросло приблизительно в 2. 3 раза. Это же число можно было бы получить благодаря коэфициенту кроп-фактора Kf=1.5, возведя его в квадрат.

Напрашивается серьезный вывод: если снимать на кропнутую и полнокадровую камеры

на один и тот же объектив, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то эффект размытия на кропнутой камере будет выглядеть сильней за счет разных пропорций зон нерезкости.

Спойлер 1: у разных камер одного типа (кроп или полный кадр) разное количество мегапикселей, но соотношение диска нерезкости ко всему кадру будет одинаковое.

Спойлер 2: меня просили сделать эксперимент с точечным источником света, размещенным на бесконечности. Я этого не сделал, потому эксперимент можно считать не на 100% честным. Можете провести свое расследования кружочков нерезкости на бесконечности сами.

Спойлер 3: в статье я показываю снимки, приведенные к одинаковым размерам в пикселях – по 1200 пикселей по длинно стороне. Это нужно учитывать.

Спойлер 3.1: для сравнения снимки с кропа и полного кадра подгонялись под одинаковый размер. У снимков одинаковое соотношение сторон 2:3, во время down scale снимки смотрятся одинаково.

Спойлер 4: статья не про ГРИП.

Не нужно путать ГРИП и диск нерезкости.

Спойлер 5: не нужно путать ГРИП и силу размытия дальнего / переднего плана. ГРИП может быть одинаковая для двух снимков, но сила размытия дальнего/переднего плана будет кардинально отличаться. Если говорить очень грубо, то ГРИП сильней всего зависит от числа F (диафрагменного числа), а размытие дальнего/переднего плана сильней всего зависит от фокусного расстояния объектива.

Хитрость в том, что отношение размера объекта к размеру кадра будут изменяться. Чтобы снять один и тот же объект, в данном случае – веточка с ягодками, с одинаковым масштабом (чтобы размер веточки в кадре был одинаковый и на полнокадровой и на кропнутой камере) в случае с кропнутой камерой придется отойти от снимаемого объекта съемки дальше, чем во время использования полнокадровой камеры.

Тест. Получить одинаковые снимки на полный кадр и кроп, используя один и тот же объектив

Для сохранения пропорций снимаемого объекта в кадре с тполнокадровой и кропнутой APS-C камеры дистанция фокусировки должна отличаться в 1.5 раза. Разницу в дистанциях фокусировки легко посчитать, используя мои выкладки здесь.

Очень важно: разница дистанции фокусировки соответствует коэффициенту кроп-фактора.

Все снимки ниже сделаны с одинаковыми настройками ISO, выдержки и диафрагмы, но с разной дистанцией фокусировки и режимом кадрирования (все равно, что снимали бы на кропнутую и полнлоформатную камеры на одинаковых настройках).

Первый снимок сделан в режиме полного кадра (FX режим), дистанция фокусировки составляет приблизительно 45 см (данные из EXIF):

Снимок в режиме полного кадра

Второй снимок сделан в режиме кропа (DX режим), дистанция фокусировки составляет приблизительно 45 см (данные из EXIF). Снимок сделан на ту же камеру, с той же позиции, что и предыдущая фотография, просто в этот раз включен режим ‘Формат DX 24 х 16′ (полная аналогия, если бы использовалась кропнутая камера). Видно, насколько увеличивается масштаб съемки:

Снимок в режиме кропа

Отодвинем камеру от снимаемого объекта. Третий снимок сделан в режиме полного кадра, дистанция фокусировки составляет приблизительно 60 см (данные из EXIF):

Снимок в режиме полного кадра

Четвертый снимок сделан в режиме кропа, дистанция фокусировки составляет приблизительно 60 см (данные из EXIF). Снимок сделан на ту же камеру, с той же позиции, что и предыдущая фотография, просто в этот раз включен режим ‘Формат DX 24 х 16′ (полная аналогия, если бы использовалась кропнутая камера). Видно, насколько увеличивается масштаб съемки:

Снимок в режиме кропа

Сравнение снимка на “полнокадровую” камеру и “кропнутую” камеру:

Два снимка

Отчетливо видно, что пропорции снимаемого предмета в кадре остались прежними (т. е. с одинаковым масштабом), но передача перспективы изменилась. В случае с режимом DX перспектива стала уже (ощущается визуально как наплыв дальнего плана). Ужатая перспектива на DX снимке соответствует таковой с 75 мм объектива, используемого на полнокадровой камере.

Хорошо заметно изменение перспективы на следующей гиф-анимации. Заметьте, как в режиме DX (т.е. кропа) “приближается” дальний план, ужимая перспективу:

Маленькое замечание. Хотя я и указал, что разница в дистанции фокусировки должна составлять 1.5 раза для получения одинакового масштаба съемки, можно заметить, что в данном случае разница составляет 60см/45см=1.33 раза. Небольшая погрешность может быть связана с тем, что данные в EXIF могут записываться не совсем точно. Косвенно подтверждением этому служит то, что объектив Nikon 50/1.4G имеет МДФ, равную 45 см, но я снимал не на МДФ, так как кольцо фокусировки было докручено не до упора, в то же время EXIF показывает 45 см. Также, объектив Nikon 50/1.4G имеет эффект Focus Breathing – изменение угла обзора во время фокусировки. Да и снимки, все же, не совсем похожи из-за дисторсии линзы (по краям полного кадра дисторсия и виньетирование заметны сильней).

Маленький вывод, мимо которого все проходят мимо: при соблюдении масштаба съемки (снимаемый объект имеет одинаковые пропорции на парных снимках) на полнокадровую камеру и на кропнутую камеру, используя одно и то же фокусное расстояние и одинаковое число F (например, один и тот же фикс-объектив с одинаковым числом F) визуальное размытие (диски зоны нерезкости) на кропе будут выглядеть большими, нежели на полном кадре. Да, именно так! Кроп, фактически, будет сильней размывать дальний/передний план. Не верите, тогда просто внимательно посмотрите на GIF-анимацию выше. Визуально видно, насколько диски зоны нерезкости DX-камеры больше, нежели диски нерезкости FX-камеры. Считаю, что именно по этой причине так сложно отличить снимки с полного кадра и кропа с использованием одного и того же объектива на одном и том же значении диафрагмы. Фотографы психологически ожидают более сильного размытия на полнокадровую камеру, а получается совсем наоборот. Радиус диска нерезкости, в таком случае, увеличивается в K раз, где K – коэффициент кроп-фактора. Странно, но все проходят мимо данного вывода.

Тест. Получить одинаковые снимки на полный кадр и кроп, используя разные объективы (или объектив с переменным фокусным расстоянием)

Чтобы изображения с полного кадра и кропа были одинаковы (или очень и очень сильно похожи), следует использовать разные фокусные расстояния и значения диафрагмы.

Например, если взять объектив Tamron 28-75/2.8, то одинаковые снимки на полнокадровую и кропнутую камеру должны получится, например, в следующем случае:

  • на кропнутой камере используется 50 мм фокусного расстояния и диафрагма F/2.8
  • на полнокадровой камере используется 75 мм фокусного расстояния и диафрагма F/4

При этом должны сохраниться степень размытия, масштаб и перспектива.

Следующие снимки были получены с одной и той же дистанции фокусировки. Камера всегда находилась на одном и том же месте. Менялись только установки экспопары и фокусного расстояния. Экспопара (выдержка/диафрагма) менялась для компенсации экспозиции и силы размытия.

Первый снимок сделан в режиме полного кадра:

Полный кадр

Второй снимок сделан в режиме полного кадра, но с поджатой диафрагмой:

Полный кадр

Третий снимок сделан в режиме кропа с той же дистанции фокусировки, но с другим фокусным расстоянием:

Снимок на кроп

Наглядно подобие снимков видно в следующей гиф-анимации:

Похожие снимки

44 мм вместо 50 мм получилось, скорее всего, по нескольким причинам:

  • возможно Tamron 28-75/2.8 имеет не честных 75 мм на длинном конце, а 70 (как у большинства объективов подобного класса)
  • возможно 44 мм фокусного расстояния вписано в EXIF не совсем корректно. Кто знает, как программируются чипы у Тамронов
  • скорее всего, во время теста я все же допустил небольшое отклонение в сохранении схожести картинки

Немного отличающиеся снимки получились из-за:

  • разного света
  • 2. 8*1,5=4.2, но в камере Nikon D700 нельзя задать значение диафрагмы F/4.2, можно выбрать только F/4.0 или F/4.5, F/4.0 ближе к теоретическому рассчету
  • разной дисторсии на разных фокусных расстояниях и режимах кадрирования
  • разного виньетирования на разных фокусных расстояниях и режимах кадрирования

Все тестовые материалы в формате RAW+JPEG можно скачать по этой ссылке и самому поковыряться в материале из статьи.

Итоги

  1. Самый очевидный итог. Если снимать один и тот же сюжет на кропнутую и полнокадровую камеры, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то будет меняться масштаб съемки.
  2. Не очевидный итог. Если снимать один и тот же сюжет на кропнутую и полнокадровую камеры, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием, на одном и том же значении диафрагмы и с одного и того же расстояния, то эффект размытия на кропнутой камере будет выглядеть сильней (за счет разного масштаба зоны/диска нерезкости, смотри картинки с дисками нерезкости). В числовом эквиваленте сила размытия увеличивается на квадрат кроп-фактора. В итоге, можно сказать, что в такой ситуации кроп-камера сильней размывает дальний план. Эту особенность я заметил во время реальной съемки. Именно эта особенность стала причиной написания этой статьи.
  3. Разница в дистанции фокусировки между камерами с разными размерами матриц, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием и сохранением масштаба съемки соответствует коэффициенту кроп-фактора. Для APS-C камер (например, Nikon DX), по сравнению с полнокадровыми камерами, придется увеличить дистанцию съемки в 1.5 раза для сохранения того же масштаба съемки.
  4. Разница в перспективе. С одним и тем же фикс объективом на кропнутой и полнокадровой камере одинаковые снимки получить не удастся из-за разной передачи перспективы (смотри первую GIF-анимацию).
  5. Одинаковые кадры (насколько это возможно из-за разного разрешения матриц и других условностей) с кропнутой и полнокадровой камеры можно получить только на объективы с разными фокусными расстояниями (смотри вторую GIF-анимацию). Чтобы снимки с кропнутой камеры были максимально приближены к снимкам с полнокадровой камеры, на кропнyтой камере следует использовать фокусное расстояния в K раз меньшее, чем на полном кадре, и число диафрагмы в K раз меньше, чем на полном кадре. K – это коэффициент кроп-фактора. В случае с кропом Nikon DX  K=1.5.

Больше интересной информации на эту тему читайте а разделе ‘Идентификация кропа‘.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Полнокадровый объектив на камере aps-c против объектива aps-c на полнокадровой камере

Хотите узнать разницу между полнокадровым объективом на тушке APS-C и объективом APS-C на полнокадровом фотоаппарате? Хотите знать, какие объективы можно установить на какие камеры и совместимы ли различные комбинации камера/объектив?

Прочитав статью вы узнаете о том: можете ли вы использовать полнокадровый объектив на body APS-C; или объектив APS-C на полнокадровой тушке.

Что происходит, когда вы устанавливаете объектив для полного кадра на камеры APS-C?

Полнокадровый объектив предназначен для полнокадровых камер. Но что произойдет, если вы возьмете этот полнокадровый объектив …
… и установите его на корпус камеры APS-C?
По правде говоря, совсем немного.

Читайте о лучших объективах для aps-c Nikon D3500

Фокусное расстояние
Во-первых, фокусное расстояние объектива не меняется. Видите ли, фокусное расстояние объектива является физическим свойством — оно постоянно с момента создания объектива. Фокусное расстояние — это расстояние от точки внутри объектива до датчика камеры, и оно не изменяется вне зависимости от размера матрицы.
Глубина резкости (ГРИП)
Во-вторых, глубина резкости не меняется. Глубина резкости определяется диафрагмой, фокусным расстоянием и расстоянием от объектива до точки фокусировки; ни один из этих параметров не зависит от размеров матрицы.
Качество изображения
В-третьих, оптические свойства объектива остаются прежними. Оптика объектива остается неизменной независимо от того, на какую камеру вы его устанавливаете.

Об этом () написано в статье: Как влияет кроп фактор на фокусное расстояние, диафрагму и светосилу?
Однако есть одна особенность, которая изменяется с размером матрицы:
Поле зрения объектива
Видите ли, всякий раз, когда вы устанавливаете объектив на камеру, он проецирует круглое изображение на датчик камеры.

Это круглое изображение всегда одинакового размера, независимо от матрицы камеры. Но она не всегда использует все это проецируемое изображение. Полнокадровый объектив предназначен для проецирования изображения идеального размера для сенсора полнокадровой камеры.
Но когда полнокадровый объектив устанавливается на кроп камеру, меньшая матрица, по существу, обрезает изображение, проецируемое полнокадровым объективом. И в результате вы получаете более узкое поле зрения, то есть более узкую часть сцены, захваченную датчиком.
Есть смысл?
Размещение меньшего датчика позади объектива не меняет его фокусное расстояние. Что меняется, так это только угол зрения.

Теперь, когда вы знаете, как работает полнокадровый объектив на камере APS-C, вы можете увидеть одно большое преимущество использования этой комбинации.

Преимущества использования полнокадрового объектива на камере APS-C

Более узкое поле зрения увеличивает дальность действия объектива, поэтому вы можете легко фотографировать более удаленные объекты. Это увеличенное поле зрения часто называют кроп-фактором, когда 100-мм объектив превращается в 150-мм объектив на камере APS-C.
Это важно для фотографов дикой природы и спорта, потому что им часто нужно делать снимки на расстоянии. Это увеличивает радиус действия их объектива, даже если фокусное расстояние не меняется.

Обычная практика — использование полнокадровых объективов на APS-C камерах среди фотографов-диких животных для увеличения сцены.

Недостатки использования полнокадрового объектива на камере APS-C

Есть несколько важных недостатков использования этой комбинации. С одной стороны, полнокадровые объективы имеют тенденцию быть больше и дороже, чем их аналоги APS-C.
Кроме того, в то время как дополнительное приближение сцены полезно для фотографов, занимающихся спортом и съемкой дикой природы, оно также значительно затрудняет пейзажную фотосъемку, поскольку поле зрения широкоугольного объектива становится уже.

Из-за кроп фактора, проектировать сверхширокоугольные объективы APS-C сложнее, чем сверхширокоугольные полнокадровые объективы.

Что происходит, когда вы прикрепляете объектив APS-C к полнокадровой камере?

Во многих отношениях установка объектива APS-C к полнокадровой камере аналогично прикреплению полнокадрового объектива к камере APS-C.
Фокусное расстояние
Например, фокусное расстояние объектива не изменяется, как и у полнокадрового объектива с момента его изготовления. Фокусное расстояние — это оптическое свойство объектива, которое не зависит от размера сенсора.
Глубина резкости
И глубина резкости объектива также не меняется, потому что фокусное расстояние объектива остается постоянным.
Качество изображения
Оптические качества объектива тоже не меняются; как я объяснил выше, качество изображения объектива не зависит от размера сенсора.
Однако при установке объектива APS-C на полнокадровую камеру есть одна проблема: проекция изображения
Изображение, проецируемое объективом, предназначено для датчиков APS-C, а не для полнокадровой матрицы. Таким образом, оно меньше, чем требуется, и не покрывает всю матрицу.
Теперь, если вы используете body и объективы брендов Sony или Nikon, вы все равно можете установить объектив APS-C на полнокадровую камеру. Но вы обнаружите виньетирование (то есть затемнение) по краям кадра, которое может легко испортить фотографию если его не обрезать в photoshop.
Если вы устанавливаете объектив APS-C на полнокадровую камеру Nikon и Sony и не видите виньетирования, возможно, это связано с тем, что камера автоматически определила объектив как APS-C и переключилась в режим кадрирования, в котором используется только часть матрицы. Это жизнеспособный способ фотографирования, но вы потеряете разрешение. Ведь камера обрезает мегапиксели!

Canon EF-S объективы на Full Frame

Обратите внимание, что все становится немного сложнее, когда речь идет о штатных объективах Canon. Если вы попытаетесь устанавить объектив Canon EF-S на полнокадровую камеру Canon, крепление объектива будет врезаеться в механизм внутри камеры, чего нужно избегать любой ценой. Это не будет проблемой для объективов сторонних производителей для камер Canon APS-C, но объективы EF-S просто не следует устанавливать на полнокадровые камеры Canon.

Если вас устраивает фотография с более низким разрешением, вы можете использовать объективы APS-C на полнокадровых камерах.
Преимущества использования объектива APS-C на полнокадровой камере.

Основное преимущество установки объективов APS-C на полнокадровые камеры


Вы можете пользоваться меньшими по размерам, более дешевыми объективами APS-C, предлагаемыми производителями. Они часто бывают высокого качества, но стоят намного дешевле, чем их полнокадровые собратья.

Например, фотографы Nikon часто устанавливают 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor на полнокадровых корпусах. Этот объектив отличается превосходным оптическим качеством и компактной конструкцией по впечатляюще низкой цене.

Недостатки использования объектива APS-C на полнокадровой камере

Когда вы используете объектив APS-C с полнокадровой камерой, вы используете только часть датчика. Это, в свою очередь, снижает разрешение конечного изображения. Вы будете вынуждены обрезать, или ваша камера будет обрезать для вас — так, что 24-мегапиксельная матрица будет способна создавать только 10-мегапиксельные фотографии.

Выводы

Теперь, когда вы закончили читать эту статью, вы знаете все об использовании объективов APS-C на полнокадровых сенсорах, а также полнокадровых объективов на сенсорах APS-C.
И вы знаете плюсы и минусы каждого из вариантов.
Просто помните:
Вам не нужно бояться устанавливать полнокадровые объективы на камеры APS-C, а также опасаться обратного.
Однако объективы Canon EF-S на полнокадровом фотоаппарате использовать нельзя!

Кроп-фактор — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кроп.

Кроп-фактор (от англ. Crop factor, crop — обрезать, factor — множитель) — условный коэффициент, отражающий изменение поля зрения объектива при его использовании с кадровым окном уменьшенного размера. Эта величина появилась одновременно с цифровой фотографией и чаще всего интерпретируется, как виртуальное увеличение фокусного расстояния оптики, рассчитанной на малоформатный кадр фотоплёнки при использовании фотоматрицы меньшего размера. Физический смысл кроп-фактора можно описать отношением диагонали стандартного кадра к диагонали используемого.

Kf{\displaystyle K_{f}} = диагональ35мм / диагональматрица (диагональ малоформатного кадра 24×36 мм ≈ 43,3мм)

Таким образом, кроп-фактор «полнокадровой» матрицы, соответствующей размерам малоформатного кадра, равен единице. В практической фотографии кроп-фактор не может быть меньше единицы, поскольку использование кадра размеров, превышающих расчётные, приводит к виньетированию. Кроп-фактор служит только в качестве справочной величины и никак не влияет на действительное фокусное расстояние объективов, зависящее от их оптической конструкции.

Содержание

  • 1 Происхождение термина
  • 2 Уменьшение поля зрения
  • 3 Эквивалентное фокусное расстояние
  • 4 Эквивалентная резкостная диафрагма
  • 5 Сменная оптика для камер с кроп-фактором
  • 6 Некоторые размеры матриц
    • 6.1 4/3, 18×13,5 мм, соотношение сторон 4:3
    • 6.2 DX и APS-C, около 25,1×16,7 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.3 APS-H формат, 27×18 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.4 Полнокадровый (англ. full frame) фотодатчик формата 36×24 мм ±1 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.5 Среднеформатная матрица формата 60×45 мм, соотношение сторон 4:3
  • 7 Кроп-фактор и размеры матриц
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Литература

Происхождение термина

В аналоговой фотографии понятия кроп-фактора не существовало, несмотря на огромный диапазон размеров кадрового окна фотоаппаратов. Каждому формату негатива соответствует определённое фокусное расстояние объектива, считающееся нормальным. Обычно оно приблизительно равно диагонали кадра или незначительно её превосходит[1]. Так, для крупноформатных камер с кадром 9×12 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см нормальный объектив — 80 мм, а для малоформатного — 50[2]. Объективы с фокусными расстояниями меньшими, чем нормальное, считаются широкоугольными (короткофокусными), а с бо́льшим — длиннофокусными. Так, фокусное расстояние 50 мм, считающееся нормальным для малоформатного кадра, в среднем формате соответствует широкоугольному объективу, а для 16-мм киноплёнки — длиннофокусному. Однако понятие «кроп-фактор» никогда не использовалось, поскольку для каждого типа аппаратуры с различными размерами кадра выпускались соответствующие объективы, в том числе сменные.

Слово «кроп-фактор» получило распространение одновременно с появлением гибридов, созданных из серийных зеркальных фотоаппаратов и цифровых приставок с ПЗС-матрицей. Наиболее известны такие гибриды, как Kodak DCS 100, Kodak NC2000 и Canon EOS DCS 3 на основе малоформатных камер[3]. Такие устройства использовали стандартные плёночные объективы для съёмки на матрицы значительно меньших размеров. В 1990-х годах создание крупных матриц было сопряжено с большими технологическими сложностями, и самым большим доступным размером был нынешний APS-H[4]. Матрицы уменьшенного размера до настоящего времени значительно дешевле полнокадровых и используются в цифровых зеркальных фотоаппаратах совместно с объективами, выпущенными для 35-мм фотоплёнки или разработанными позднее для кадра такого же размера. В результате при съёмке используется только центральная часть изображения, даваемого объективом, сужая его расчётный угол поля зрения[5]. В этом случае величина кроп-фактора служит относительной мерой для определения масштаба изображения, даваемого объективом на уменьшенном кадре. Впоследствии понятие кроп-фактора стало применяться во всей цифровой фотографии, как средство сопоставления фотосистем с различным размером матрицы.

Для цифровых зеркальных фотоаппаратов кроп-фактор обычно находится в пределах 1,0—1,6. Наибольшее распространение получили значения 1,6 и 1,5 (стандарты APS-C и Nikon DX), а величина 1,3 (стандарт APS-H) встречается только в камерах семейства Canon EOS-1D. Кроп-фактор беззеркальных фотоаппаратов обычно выше: 1,5—2 (Samsung NX и Micro 4/3). В некоторых случаях понятие кроп-фактора используется применительно к матрицам большего размера, чем малоформатные. Так, цифровые задники для фотоаппаратов Hasselblad среднего формата 6×6 см, оснащаются матрицей 37×37 мм, обеспечивая кроп-фактор 1,5 относительно исходного плёночного кадра[6].

Уменьшение поля зрения

Поле зрения объективов 50 и 70 мм для кадра разных размеров. Границы кадра, даваемого объективом 70 мм на «полном кадре», примерно совпадают с кадром объектива 50 мм на «кропнутой» матрице

Наличие кроп-фактора уменьшает эффективный угол изображения и сопряжённый с ним угол поля зрения объектива. Например, объектив с фокусным расстоянием 28 мм на полном кадре обладает углом поля зрения примерно 73° по диагонали. На кадре с кроп-фактором 1,6 этот угол составит всего 50° по диагонали, что эквивалентно объективу с фокусным расстоянием примерно 45 мм (28×1,6=44,8){\displaystyle (28\times 1{,}6=44{,}8)} для 35-мм плёнки.

Это неудобно, когда необходим широкий угол. Сверхширокоугольные объективы при уменьшении размера кадра становятся просто широкоугольными, а широкоугольные становятся нормальными. Однако для телеобъективов кроп-фактор даёт определённые преимущества. Например, 300-мм объектив с учётом кроп-фактора 1,6 даёт такой же угол поля зрения, как телеобъектив с фокусным расстоянием 480 мм[7]. Кроме этого, характеристики у обычных объективов обычно падают к краям, поэтому объективы на меньшей матрице дают более однородное по качеству изображение[8].

Конкретный объектив всегда даёт одинаковое изображение, независимо от того, на какую камеру он установлен. Увеличение изображения происходит только потому, что используется его меньшая часть, которая выглядит увеличенной при печати в том же формате. Сужения поля зрения объектива на уменьшенной матрице можно избежать применением особой разновидности широкоугольного конвертера, выпускаемого компанией Metabones под названием Speed Booster.

Устройство предназначено для беззеркальных фотоаппаратов и позволяет сохранить поле зрения «полнокадровых» объективов на матрице размера APS-C[9]. При этом светосила этих объективов увеличивается пропорционально квадрату кратности конвертера с сохранением глубины резкости.

Эквивалентное фокусное расстояние

Для профессиональных фотографов, привыкших к соотношению фокусных расстояний и углов поля зрения малоформатной аппаратуры, его изменение привнесло неудобства при выборе оптики для цифровых фотоаппаратов. Поэтому был изобретён термин «Эквивалентное фокусное расстояние», который характеризует фокусное расстояние объектива с эквивалентным углом зрения для конкретного кроп-фактора[5]. Например, об объективе 31 мм (при установке его на камеру с кроп-фактором ≈1,6) будут говорить как об эквиваленте 50 мм для 35-миллиметровых камер.

Для сравнения фокусных расстояний двух объективов, предназначенных для разных фотоаппаратов, необходимо указанные на объективах фокусные расстояния (ФР) умножить на кроп-фактор фотоаппарата. Например:

1. Объектив SMC Pentax-DA имеет маркировку «18~55 mm». Кроп-фактор фотоаппарата, на котором установлен данный объектив, — 1,53. Умножив фокусные расстояния на кроп-фактор, получаем эквивалентные фокусные расстояния (ЭФР): 28~84 мм.

2. Объектив фотоаппарата Olympus C-900Z имеет маркировку «5,4~16,2 mm». Кроп-фактор данного аппарата равен 6,56. Умножив, получаем ЭФР объектива: 35~106 мм.

Теперь, переведя ФР обоих объективов к ЭФР, мы можем их сравнить. Первый обладает более широким углом зрения при широкоугольном положении, второй — более длиннофокусным телеположением.

Эквивалентная резкостная диафрагма

Не общепринятый и некорректный термин, появление которого связано с упрощённым пониманием связи между ГРИП и относительным отверстием. Не встречается в специальной, учебной и справочной литературе.

Предполагается, что объектив с фокусным расстоянием, например, в 1,6 раз меньшим, на матрице в 1,6 меньшего размера, на тех же диафрагмах будет обладать большей глубиной резкости, чем объектив с исходным фокусным расстоянием и эквивалентным углом поля зрения. Поэтому для той же глубины резкости предлагается использовать так называемую «эквивалентную резкостную диафрагму», значение которой больше (знаменатель меньше), чем у исходного объектива.

Поскольку данное предположение не учитывает ни разрешения фотоприёмника, ни масштаба увеличения (размера конечного отпечатка), то фактическая ГРИП может значительно отличаться от предполагаемой.

Сменная оптика для камер с кроп-фактором

Большинство производителей цифровой зеркальной фотоаппаратуры создали упрощённые линейки объективов и стандарты байонетов, совместимые с доминирующим, но допускающие укороченный задний отрезок и уменьшенное поле изображения. Такие линейки рассчитаны только на цифровые фотоаппараты такого же стандарта и несовместимы с полнокадровыми и плёночными. Однако удешевление конструкции таких объективов, особенно широкоугольных, позволяет создать качественную оптику потребительского уровня. Наиболее известными стали такие стандарты, как Canon EF-S и Nikon DX. Объективы этих стандартов создают качественное изображение в пределах поля 22,5×15 мм, соответствующего сенсору APS-C.

Объективы, рассчитанные на камеры с кроп-фактором, обычно нельзя использовать со стандартными, несмотря на идентичную конструкцию байонета. Этому может препятствовать другое устройство хвостовой части, входящей в камеру глубже (например, серия Canon EF-S). Даже в случае отсутствия технических ограничений на установку (Pentax, Nikon), объектив может давать заметное виньетирование, или вовсе ограничивать поле изображения пределами центрального круга. При этом стандартные объективы можно использовать с «кропнутыми» фотоаппаратами без ограничений.

Некоторые размеры матриц

Схема для визуального сравнения размеров матриц с различным Kf{\displaystyle K_{f}}

4/3, 18×13,5 мм, соотношение сторон 4:3

Стандарт 4/3 разработан совместно компаниями Olympus, Kodak и несколькими другими. Сейчас (2010 год) камеры с матрицами такого формата производят фирмы Olympus и Panasonic. Декларировались цели снижения стоимости производства, веса камер и объективов.

DX и APS-C, около 25,1×16,7 мм, соотношение сторон 3:2

Фотосенсоры таких размеров наиболее часто встречаются в цифровых зеркальных, беззеркальных и дальномерных фотоаппаратах. Их площадь примерно соответствует размеру кадра полуформатного фотоаппарата.

APS-H формат, 27×18 мм, соотношение сторон 3:2

Фотосенсор с линейными размерами в 1,3 раза меньшими, чем у 35-мм кадра. Разработан фирмой Canon и использовался только в линейке фотоаппаратов Canon EOS-1D, выпуск которой прекращён.

Полнокадровый (англ. full frame) фотодатчик формата 36×24 мм ±1 мм, соотношение сторон 3:2

Первым в мире серийным фотоаппаратом с полнокадровым сенсором и кроп-фактором, равным единице, в сентябре 2002 года стал Canon EOS-1Ds[10]. За два года до этого Asahi Optical и Kyocera анонсировали полнокадровые фотоаппараты, производство первого из которых Pentax MZ-D так и не было запущено

Full Frame (FX) камеры и Crop (DX) камеры. Отличия и разница

Views: 4 140

Сегодня, практически все цифровые зеркальные камеры делятся на два вида:

  1. Full Frame (FX) матрица
  2. Crop (DX) матрица

Для простого обывателя, отличие между первым и вторым на глаз не определишь.

За стандарт между «полной матрицей» и кропнутой взята матрица пленочных фотоаппаратов с середины прошлого века. Когда фотоаппараты были аналоговыми, и в них использовалась пленка 35mm.  В начале XXI века, в век компьютеризации, начала расти популярность так называемых цифровых фотоаппаратов. Когда вместо пленки, изображение писалось на цифровую память фотоаппарата или внешней карты с помощью цифровой матрицы.

Раннее, считалось, что производство цифровых зеркальных фотокамер с кропнутой матрицей обходится значительно дешевле, чем производство матрицы на полный кадр. Отсюда и разница в стоимости.

Например, кропнутый Nikon D3100 на данный момент, с китовым объективом Nikon Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom можно приобрести за ~$350, в то же самое время, самая дешевая зеркальная камера от Nikon с Full Frame матрицей Nikon D610 (body) стоит в районе ~$1200. Разница в цене просто огромная. Немного отступлюсь, но на мой взгляд, сегодня, это чисто маркетинговые игры самих производителей.

Несомненно, картинка на Full Frame камере будет смотреться лучше, объемней. Однако из-за своей дороговизны, очень часто, начинающие фотографы покупают кропнутые камеры. На мой взгляд, это правильно. Для начала, нужно понять простые основы фотографии, практиковаться, читать литературу и т.д.

Сегодня, очень много всяких кропнутых зеркальных камер, компакт-камер, беззеркальных камер. Вот основные типы матриц на цифровых фотоаппаратах:

1. Four Thirds 4/3
2. 1.5″
3. APS-C (1.6 crop)
4. APS-C (1.5 crop)
5. Full frame
6.  Medium format

Говоря простым языком, то на кропнутую матрицу попадает меньше изображения. Грубо говоря, при одинаковом фокусном расстоянии объектива, мы на Кропе увидим в видоискатель меньше изображение, чем на Full frame камере. И не путайте мегапиксели и Кроп или Full frame. Это два разных понятия. Есть разница и в объективах. Не все объективы можно поставить на Full frame камеру, зато на Кропе они будут работать замечательно. И наоборот. Более детально про это можно посмотреть здесь.

Что же касается объектиов, то для кропа фокусное 18-55мм будет эквивалентно 24-70мм на Full frame камере. На снимке, при одинаковом фокусном, расстояние до объекта и сам кадр будет идентичным.

Ниже, я приведу несколько снимков для примера. Правда снимал я на Nikon D7100 (Кроп). Первый снимок обычный режим, второй DX (Кроп режим). Примерно такой же и смысл между Full frame и Кроп камерой.

Как мы видим по фото, при одинаковом фокусном расстоянии, на кропе картинка ближе за счет того, что матрица меньше, и соответственно, она делает меньше снимок.

И еще один пример. Взять объектив NIKON AF-S 50 mm f/1.8G Nikkor который одинаково подходит как для Full frame так и для кропа. На полном кадре мы имеем фокусное 50 mm, но если поставим на кроп, то 50х1,5=~75 mm. Полноценный портретник.

Итак, итог. Конечно, для профессионального фотографа, чтобы получить объемные снимки однозначно нужна камера с Full frame матрицей. Но для начинающего, подойдет и кроп камера. Правда здесь нужно быть осторожно с выбором объективов. По итогу, если все-таки из любителя вырасти в профессионала, то б.у. кроп объективы, которые не подходят на полный кадр, придется скидывать практически за бесценок. Но есть и еще один вариант: оставить кроп камеру с оптикой как запасной фотоаппарат.


Заметки на свободную тему: Начинающему фотографу на заметку: кроп-фактор и фокусное расстояние

Третьего дня одно за другим: шарился по сайту Олимпуса - у объктива подписаны эквиваленты фокусных расстояний для полного кадра; в комментариях к заметке про объектив начали поучать, что 45mm Zuico - это, оказывается, не портретник, а "полутелевик"! Вот так. В ответ на этот дуплет, вот вам заметка: что такое кроп-фактор, фокусное расстояние и как они работают друг с другом. Погнали.

Итак, для начала давайте про основы. Понятия "зеркалка" и "мыльница" прочно вошли в обиходный язык не только профессиональных фотографов, но и даже блогеров-домохозяек. Меньшей популярностью пользуется термин "системные камеры", отчасти, как мне кажется, из-за того что непонятно в чем их кардинальное отличие. Маркетологи придумали для них дурацкое определение: "камеры со сменной оптикой". Понятнее не стало, но типа ясно что это не совсем зеркалки, но и не мыльницы.

Меж тем, коренное различие кроется внутри самой камеры и от типа ее механизма или возможности сменить объектив зависит мало. Например, камеры Nikon D50 и Nikon D610 - обе "зеркалки", только отличаются весом почти вдвое. Как так? А вот так: у D610 матрица (или сенсор) соответствует размеру кадра 35мм пленки (т.н. "полный кадр"), отчего камера и называется полнокадровой (или fullframe), а младший Nikon имеет сенсор меньшего размера: его диагональ в 1,5 раза меньше диагонали полнокадровой матрицы, micro 4/3 (MFT) - вдвое меньшую матрицу, мыльницы - еще меньшую и т. д. Соответственно, меньше размер (и вес) механизмов, оптики и т.д.

Отношение диагонали полнокадровой матрицы к диагонали матрицы камеры называют кроп-фактором (КФ). Наглядное сравнение и значение кроп-фактора для матриц разных систем приведено на следующей картинке.

Кроп-фактор обозначает отношение размеров матриц и к фокусному расстоянию прямого отношения не имеет
Зачем были сделаны "кропнутые" матрицы? Их стали производить, чтобы уменьшить размер и массу техники, а, как следствие, удешевить производство (и снизить цену в рознице, да). Вот еще одна иллюстрация, которая содержит важную цифру - процентное отношение площади матрицы: даже самый лучший кроп не дотягивает до половины фуллфрейма, а micro 4/3 примерно в полтора раза меньше кроп-зеркалок (и матриц беззеркальных системных камер Sony).
Наглядное сравнение размеров и площади кроп-матриц с полным кадром
Так, с полнокадровыми и кроп-матрицами разобрались, кроп-фактор определили. Едем дальше: неужели в Олимпусе сидят дураки и пишут полную дичь на своем сайте? Конечно нет, но своими загадочными определениями они вносят изрядную сумятицу в неокрепший мозг начинающего фотографа. Чтобы понять в чем тут смысл, нужно разобраться с фокусным расстоянием и его эквивалентом.

Не будем сейчас вдаваться в физические характеристики матриц разного размера, влияющие, например, на светочувствительность. Давайте на практике разберемся, на что будет влиять кроп-фактор при фотосъемке, а на что - нет. Проще всего это сделать, нарисовав наглядные картинки.

Для сравнения я взял матрицу формата micro 4/3, которая стоит в моем OM-D E-M10, помимо того, что этот пример мне близок, на ее примере удобно рисовать и считать - КФ равен двум. Ну так вот, для начала давайте посмотрим что происходит с тем светом, что проникает в объектив фотоаппарата.

Результирующая картинка с конкретным объективом будет одинакова, что для полнокадрового фотоаппарата, что для кропа. Только во втором случае записывается лишь часть изображения.
Независимо от размера матрицы, один и тот же объектив будет иметь некое определенное фокусное расстояние или его диапазон. Теперь смотрим на рисунок и понимаем, что вне зависимости от размера матрицы (и КФ!) картинка, "пролезающая" сквозь объектив, будет одинакова, но. Если в полнокадровом аппарате матрица захватит максимальное поле зрения объектива, то в кропе края изображения обрежутся, а если быть более точным, просто не попадут на матрицу и будут проигнорированы. Собственно, с английского "to crop" и переводится как "обрезать".
Фуллфрейм и ФФ-объектив, кроп-матрица и ФФ-объектив, кроп-матрица и кроп-объектив.
Еще одна картинка для наглядности - слева фуллфрейм с полнокадровой оптикой, в центре - кроп-матрица micro 4/3 и полнокадровый объектив, справа - кропнутая матрица и кроп-объектив. Ничего страшного не происходит, фокусное остается все тем же, только уменьшается "воспринимаемая" часть кадра.

Таким образом, получается, что если прикрутить (например через переходник) один и тот же объектив к кропу и полному кадру, мы увидим одно и то же фокусное расстояние, но разное поле зрения, обусловленное размерами матрицы. И вот для компенсации этих потерь в поле зрения как раз таки придумали термин Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР). На зум-объективах его можно подобрать руками, а на фиксах - "ногами" 🙂 Придется отойти вдвое (для КФ = 2) дальше.

Эквивалентное фокусное расстояние - такое ФР, которое нужно выставить на кроп-камере, чтобы получить кадр, соответствующий кадру на полнокадровой 35мм камере.

Еще один пример, не совсем точный с точки зрения физики оптики, но смысл происходящего должен быть ясен
Интересен и вопрос, а что будет, если сделать наоборот - прицепить кроп-объектив к полнокадровой камере? Если закрыть глаза на то, что некоторые производители программно отключают работу аппаратов в таких конфигурациях, снова ничего страшного - по краю кадра просто появится темная область, виньетка.

Физику явления, как я надеюсь, объяснить более-менее удалось. Давайте теперь в двух картинках разберем как так получилось, что у граждан существует стойкое убеждение про то, что кроп-фактор влияет и на фокусное расстояние. Причем настолько стойкое, даже прочитав про ЭФР, они говорят: "Да, ну может быть, но все равно..." Смотрим на фото:

Пейзаж, снятый на полнокадровый и кроп-объектив с одним фокусным расстоянием
Не важно как и на что оно было сделано, важнее, что если принять его за полный кадр, то поле зрения micro 4/3 будет лишь в границах, отмеченных рамкой. Но вот мы смотрим кадр с кропа отдельно и...
Предыдущий пейзаж так, как будто его снимали камерой micro 4/3 с кроп-фактором 2
У нас создается иллюзия приближения! Почему? А потому, что даже Full HD мониторы имеют размер картинки в 2 мегапикселя, а рассматриваем мы, на минуточку, изображения не менее 13 мегапикселей. Как только мы "кропнули" кадр, количество объектов на экране уменьшилось, а деталей - увеличилось.

В итоге: независимо от формата матрицы, на объективах всегда указывается фокусное расстояние для 35 мм кадра (фуллфрейм), и оно остается неизменным для любого фотоаппарата с которым будет использоваться оптика. Кроп-фактор указывает лишь на отношение площади матрицы к некому эталону в виде полного кадра, он не меняет фокусное расстояние и не "зуммирует" (не приближает!) кадр. Только ограничивает картинку. Да, конечно, для получения поля зрения объектива такого же, как это было бы на 35мм кадре, придется либо выставить ФР = ФРо/КФ, либо отойти на расстояние кратное кроп-фактору - это и будет эквивалентным фокусным расстоянием. Но применение 45мм объектива на micro 4/3 никак не делает его "полутелевиком".

Photo Phone, Compact, APS-C, полный кадр: выучите язык факторов кадрирования

Практически каждый фотограф знает фразу «кроп-фактор» (иногда также называемый «множителем фокусного расстояния» или «увеличением фокусного расстояния»). И многие из них также смутно осознают, что он определяет размер сенсора относительно кадра аналоговой пленки. Но меньше людей знают, как именно это влияет на то, как выглядят фотографии с телефонов, компактных камер и цифровых зеркальных камер APS-C по сравнению с фотографиями с полнокадровой камеры.Между тем различия могут быть весьма разительными. Вы увидите их фокусное расстояние, светосилу и резкость.

Вы, наверное, заметили, что при использовании одинаковой экспозиции (диафрагмы, светочувствительности и ISO) на разных камерах можно получить значительно разные изображения. Тем более, что касается глубины резкости. Это замечательно видно, когда вы сравниваете примеры с противоположных сторон спектра - большие полнокадровые зеркалки и смартфоны.

Сравнение фотографии со смартфона и фотографии с полнокадровой зеркальной камеры с сопоставимыми значениями диафрагмы и угла обзора.

На изображении выше показаны результаты работы полнокадровой зеркальной камеры Canon 5D Mark IV и LG G4, каждая с одинаковым углом обзора и аналогичными настройками диафрагмы (f / 2 для зеркальной камеры и f / 1. 8 для телефона). Однако изображение с зеркальной камеры имеет гораздо более размытый фон.

Различия между этими устройствами объясняются множеством факторов. Но у них одно происхождение - использование сенсоров и линз разного размера. Эти размеры и вытекающие из них свойства определяются кроп-фактором .

Фактор урожая может сказать вам размер сенсора

Любой производитель оборудования может сделать сенсор любого размера - и они это делают. Поскольку размеры имеют значение, в технических характеристиках камеры почти всегда упоминается либо ширина и высота сенсора в миллиметрах (например, 36 × 24 мм), либо диагональ.

К сожалению, по историческим причинам это диагональ не для датчика, а для электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), которая представляла бы его еще в эпоху аналоговых видеокамер. Таким образом, он немного больше датчика.Он указывается в долях дюйма (например, 1/4 дюйма).

Поскольку трудно сравнивать датчики и, прежде всего, линзы, установленные на них, когда они выражаются таким образом, было введено относительное сравнение. Вот что такое кроп-фактор .

Коэффициент кадрирования выражает , во сколько раз меньше (или иногда больше) данный датчик, чем кадр из 35-мм пленки , измеренный по диагонали. Чем выше кроп-фактор, тем меньше размер сенсора.

Смартфоны: сенсоры в 36 раз меньше, чем в полном кадре

Полнокадровый Датчики имеют кроп-фактор , равный 1 , и являются эталоном для кроп-факторов.

Меньшие датчики имеют кроп-фактор , превышающий 1 . Типичные базовые зеркалки имеют кроп-фактор 1,5 или 1,6, у беззеркальных камер - 2, а у сенсоров в смартфонах - около 6. Таким образом, сенсор смартфона имеет диагональ в 6 раз меньше, чем у полнокадровых зеркалок, а площадь поверхности примерно равна В 36 раз меньше («примерно», потому что у них может быть разное соотношение сторон).

Между тем в камерах среднего и большего формата датчики на больше, чем полнокадровые , и, следовательно, имеют кроп-фактор менее 1 (обычно от 0,5 до 0,8).

Сравнение датчиков различных размеров. Источник: Викимедиа

Фактор кропа помогает вам Что есть в объективах

На рисунке ниже показаны два разных

Вот как кадрирование сенсора цифровой SLR влияет на ваши линзы

У большинства из нас есть камеры с маленькими кадрированными сенсорами, которые искусственно увеличивают фокусные расстояния полнокадровых объективов.Вот что вам нужно знать.

Если вы когда-либо работали с цифровыми SLR, вы, вероятно, слышали вопрос «Эй, это полнокадровая камера?»

Если это не так, вы обычно услышите "Ой. Хорошо. Вам стоит подумать о том, чтобы его купить. "

Реальность такова, что полнокадровые датчики не всегда лучше, несмотря на их ценники и сравнения с 35-миллиметровыми камерами прошлого.Фактически, у большинства из нас есть камеры с меньшими по размеру сенсорами, которые искусственно увеличивают фокусные расстояния полнокадровых объективов.

Что такое полнокадровый датчик?

Полнокадровые датчики - это, по сути, эволюция 35-миллиметровой пленки - формат полностью основан на традиционном кадре на 35-миллиметровом рулоне. Полнокадровая фотография занимает весь размер сенсора, что позволяет использовать все доступное пространство (за исключением круговой обрезки, которую производят все линзы).

Датчик камеры S35 (скажем, на Canon C300 - кинокамера) будет немного обрезан и даст изображение, сопоставимое с тем, что вы найдете на зеркальной фотокамере с кадрированным датчиком (также известной как датчик APS-C). Конечно, что-то вроде вашего Canon 5D Mark III определенно является полнокадровым.

Что все это значит?

По сути, это стандартный размер сенсора среди профессионалов. Когда вы слышите, как кто-то говорит о фокусном расстоянии 50 мм, они говорят о том, как выглядит фокусное расстояние 50 мм на полнокадровом датчике. Обрезанные сенсоры типа APS-C не воспринимают большое изображение, а используют только то, что видит сенсор. Датчик APS-C имеет кроп примерно 1,6x, что эффективно превращает объектив 50 мм в объектив 80 мм.

Использование полнокадрового датчика пропускает больше света в камеру, дает больше пространства с точки зрения большего видоискателя для кадрирования вашего снимка и часто позволяет использовать меньшую глубину резкости (для стилистического вида с большим количеством боке).

Следует иметь в виду два основных размера сенсора: полнокадровый и APS-C .Ниже приведено очень удобное изображение из Википедии, на котором показано сравнение всех размеров сенсоров , и вы даже заметите, что размер APS-C имеет небольшую разницу между брендами.

Так. .. А как насчет обрезанных датчиков?

Означает ли это, что обрезанные сенсоры - это плохо? Нет.Они хуже по качеству, чем полнокадровые сенсоры? Нет. Это просто сенсоры меньшего размера, которые дешевле изготавливать, но эффективно дают похожее, удобное изображение. Они меньше, чем полнокадровые сенсоры, и поэтому не используют все поле обзора, которое обеспечивают линзы.

Таким образом, вы можете получить камеру с кадрированным сенсором по довольно доступной цене по сравнению с чем-то вроде Nikon D810 или Canon 5D Mark III.

Обрезанные датчики не работают так же хорошо при слабом освещении, как полнокадровые камеры (хотя возраст и назначение являются определяющими факторами), и они обычно не дают такой малой глубины резкости.Поскольку меньше света попадает в ваше изображение через меньший датчик, существует вероятность (в условиях низкой освещенности) зернистости или шума. Однако при хорошем освещении за счет использования светосильных линз качество изображения может быть практически таким же.

Коэффициент кадрирования поля зрения (множитель фокусного расстояния)

С появлением Корпуса цифровых зеркальных фотоаппаратов, термин «фактор урожая поля зрения» вошел в наш мир.Источником этого термина является датчик размером меньше 35 мм присутствует во многих сенсорах цифровых зеркальных фотокамер Canon и других производителей. Объективы Canon EF по-прежнему фокусируют изображение в той же плоскости, что и раньше, но датчики размером меньше 35 мм не захватывают все изображение. Таким образом, изображение получается «обрезанным». Коэффициент культуры поля обзора (далее FOVCF) относится к количеству изображения, которое обрезается.

Вот диаграмма, показывающая разницу в размерах между доступными в настоящее время датчиками цифровых зеркальных фотокамер Canon. (Лично я не ожидаю увидеть в ближайшем будущем какие-либо новые размеры от Canon).

На приведенном выше изображении указаны FOVCF и приблизительный размер датчиков. Внутренний прямоугольник, 1.6x FOVCF, также имеет заштрихованную область вокруг него, чтобы указать 95% -of-final-image. видоискатель, установленный на большинстве корпусов цифровых зеркальных камер Canon EOS с датчиком такого размера.

Когда вы смотрите в видоискатель цифровых зеркальных камер Canon, размер сенсора сразу очевиден, так как размер видоискателя обычно отражает размер сенсора. Полнокадровый видоискатель большой - и очень красивый. Видоискатели 1,6x меньше - красиво, но меньше и обычно показывают только 95% окончательного изображения. Одна из проблем с видоискателем 95% заключается в том, что вы можете видеть на снимке объекты, которые вам не нужны - и которые не видны во время съемки. Обычно это не имеет большого значения, но, безусловно, разница. Полнокадровые корпуса Canon 1-й серии обычно имеют 100% видоискатели. Хотя это полнокадровый корпус, Цифровая зеркальная фотокамера Canon EOS 5D имеет видоискатель 96%.

Я также должен отметить, что то, что видно в видоискателе, также зависит от увеличения видоискателя, которое варьируется в линейке Canon EOS. Увеличение видоискателя не влияет на окончательное изображение.

Большинство обзоров цифровых зеркальных фотокамер Canon на сайте содержат таблицы, иллюстрирующие различия сенсора и видоискателя.

Кадрирование объекта значительно отличается от кадра между различными зеркалками FOVCF. при использовании объектива с одинаковым фокусным расстоянием и одинакового расстояния до объекта.

Еще раз повторю - существенно другое оформление.

«Множитель фокусного расстояния » - это не совсем правильный, но полезный термин. которые многие любят использовать для описания фактора урожая поля зрения. Хотя физическое фокусное расстояние объектива на самом деле не изменяется на камере FOVCF, тема кадрирования конечно есть. Умножив фокусное расстояние объектива (или диапазон фокусных расстояний) на FOVCF, вы получите Эквивалент кадрирования объекта полнокадрового объектива с фокусным расстоянием при использовании на одинаковом расстоянии.Например, если вы ищете кадр, аналогичный объективу 50 мм (классический «нормальный» объектив). на полнокадровой (кроп-фактор 1,0) корпус SLR, вам, вероятно, понадобится 35-миллиметровый объектив на вашем корпусе 1.6x FOVCF. 35 мм x 1,6 = кадрирование аналогично объективу 56 мм на корпусе полнокадровой камеры. Это фокусное расстояние часто называют «эффективным фокусным расстоянием». Объектив по-прежнему 35-миллиметровый, но ваше окончательное изображение будет включать только кадрирование полного изображения объектива.

Какое влияние оказывает FOVCF на линзы? Нет - физически.Линзы одинаковы и сохраняют все свои физические характеристики. Но есть некоторые различия в использовании этих линз, о которых следует упомянуть ...

Во-первых, большинство линз создают изображение высочайшего качества из центра кругов изображения. Искажение, мягкость (противоположная резкости), виньетирование ... Эти проблемы часто проявляются во внешней части круга изображения. Поскольку в зеркальных фотокамерах FOVCF используется только центральная часть объектива Canon EF, они часто избегают слабых мест объектива .Я говорю «объектив Canon EF», потому что Объективы Canon EF-S созданы специально для Корпуса зеркальных фотокамер с 1,6-кратным увеличением FOVCF (но по-прежнему требуют применения того же FOVCF, что и стандартные объективы Canon EF, чтобы получить эквивалентное сравнение фокусных расстояний).

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *