Правила построения кадра в фотографии: Композиция фото | Основы композиции в фотографии

Содержание

основные элементы, правила построения, границы, сюжетно-композиционный кадр и советы опытных фотографов

Профессиональные фотографы знают о том, как важна композиция кадра. Чтобы снимок получился естественным и эффектным, необходимо правильно сделать акцент на изображаемом объекте, и в этом вам поможет знание основных правил композиции.

Цвета

Научно доказано, что каждый цвет оказывает эмоциональное воздействие на человека. Так, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и их оттенки ассоциируются с солнцем и летом. Холодные цвета, например, фиолетовый, розовый и синий, визуально отдаляют предметы от зрителя. Они ассоциируются с водой, зимой и холодом.

Особое внимание нужно уделить насыщенности, если вы хотите, чтобы композиция кадра в фотографии вызывала у зрителей определенные чувства. Чтобы создать ощущение ностальгии и покоя, используйте мягкие тона. Если вы хотите привлечь внимание, создать чувственный кадр, который надолго запомнится людям, отдайте предпочтение ярким краскам.

Профессионалы предостерегают новичков от ошибок при подборе цветов. Чтобы фотография получилась гармоничной, не помещайте яркие цветовые пятна в стороне от самого важного объекта. Это собьет зрителя с толку и помешает людям правильно воспринять кадр.

Контраст

Фотография должна привлекать внимание. Чтобы взгляд «цеплялся» за изображение, следуйте перечисленным ниже советам.

  • Светлые предметы принято снимать на темном фоне, и наоборот.
  • Если вы фотографируете людей, откажитесь от коричневого и желтого фона. В противном случае снимок получится неестественным.
  • Если того не требует задумка, не используйте пестрые фоны, так как они отвлекают внимание от основного объекта.

Помните о том, что все предметы должны находиться в неком равновесии. Поэтому, располагая в одной части снимка какой-либо яркий объект, убедитесь, что в другой находится что-то, что тоже привлечет внимание зрителя. Это может быть действие или цветовое пятно.

Текстура и паттерны

Паттерн в фотографии – это многократно повторяющиеся объекты, при помощи которых создается композиция кадра. В фотографии интерьера, пейзажа или архитектурного памятника можно использовать данный прием. Текстуры же в сочетании со светом и тенями добавляют в снимок некую изюминку. С их помощью вы сможете сделать акцент на различных материалах.

Правило нечетных объектов

Опытные фотографы советуют размещать в кадре нечетное число предметов. Считается, что это поможет зрителю сосредоточить внимание на важных объектах. В некоторых случаях, конечно, данное правило использовать нельзя: к примеру, если вы снимаете семейный портрет.

Расположение объектов

Композиция кадра должна быть построена таким образом, чтобы важные элементы фотографии образовывали простейшие геометрические фигуры, например, квадраты или треугольники. Это позволит вам сделать акцент на изображенных объектах. Такой совет дают фотографы-профессионалы.

  • Прямоугольники и квадраты вызывают ощущение стабильности.
  • Круги и овалы ассоциируются со спокойной и уютной обстановкой.
  • Треугольник, расположенный в нижней части кадра, создает иллюзию устойчивости. Если поместить эту фигуру на вершину фотоснимка, появится ощущение нестабильности.

Выше мы уже говорили о цветовом равновесии в кадре. Не забывайте, что предметы должны соответствовать друг другу по размеру и объему. Если вы расположили в одной части снимка крупный объект, то с помощью ракурса сделайте акцент на предмете в другой части.

В некоторых случаях композицию кадра в фотографии нужно выстраивать при помощи законов симметрии. Иногда главный объект размещают в центре, чтобы создать необычный снимок. Композиция получается центрированной (важный предмет находится ровно посередине), а это значит, что остальные объекты можно разместить симметрично друг другу. Если вы снимаете пейзаж с водой, то правило симметрии применить просто необходимо! Подберите такой ракурс, чтобы объекты и их отражение были симметричны, и сделайте один из лучших снимков в своей жизни.

Правило золотого сечения

Если обратиться к историческим данным, можно понять, что об этом правиле знали древние египтяне. Над изучением свойств золотого сечения работал всемирно известный художник Леонардо да Винчи. В чем состоит суть правила? Нужно визуально «поделить» кадр на 9 равных частей. Точки пересечения линий называются узлами внимания. Именно здесь стоит расположить главный объект кадра. Добиться интересного эффекта можно, поместив линию горизонта на уровне одной трети снимка.

Профессионалы советуют не пренебрегать правилом золотого сечения, ведь его использование сделает фотоснимок гармоничным. Кстати, в современных камерах реализуется возможность отображения подобной сетки, что облегчает работу фотографов.

Линии

Профессионалы советуют выстраивать композицию кадра с помощью диагональных линий. Этот прием считается одним из наиболее эффективных, с его помощью создаются качественные снимки. Суть приема состоит в том, чтобы располагать все самые важные объекты вдоль диагоналей. Это позволит вам «направить» взгляд зрителя в нужную сторону.

Человеческий мозг воспринимает окружающий мир слева направо и снизу вверх. В таком же порядке люди изучают и фотографии, поэтому помещайте важные предметы в левой нижней части снимка. Это позволит правильно расставить акценты в композиции в кадре. Фото, представленные в данной статье, иллюстрируют данный прием.

Линии не обязательно должны быть прямыми. Используя плавные изогнутые линии, вы ненавязчиво «сопровождаете» зрителя до главного элемента кадра. Можно «направлять» взгляд людей при помощи пересекающихся линий. Если точка пересечения находится перед объектом, на котором вы хотите сделать акцент, то она сыграет роль стрелки. Если же линии пересекаются за пределами кадра, то создается иллюзия свободного пространства, добавляется глубина и перспектива.

Формат

Выстраивая композицию кадра, помните, что для вертикальных объектов следует использовать вертикальные кадры, то же самое касается горизонтальных предметов. Первый вариант подойдет для съемки портретов, многоэтажных зданий и башен. К горизонтальной композиции обращайтесь в том случае, если снимаете пейзаж.

Интересный способ, как выделить сюжетно-композиционный центр при помощи границ кадра, – это прием под названием «кадр в кадре», или фрейминг. В качестве рамки можно использовать окна, свисающие ветви, дверные проемы и арки.

Ракурс и точка съемки

Опытные фотографы не понаслышке знают о том, как важно найти правильный ракурс. Профессионалы дают несколько советов о том, как выбрать наиболее подходящую точку съемки.

  • При съемке портрета располагайте камеру на уровне глаз. Если фотографируете человека в полный рост, поместите точку съемки на уровне пояса модели.
  • Следите за положением линии горизонта: она не должна разделять кадр на две равные части. Зрителю будет сложно сфокусировать взгляд на важном объекте, если он в буквальном смысле поделен пополам.
  • Камера должна быть расположена на уровне изображаемого объекта. Если сфотографировать предмет или человека сверху, он будет казаться слишком маленьким, и наоборот.

Перспектива

Если сделать фотографию, не заботясь о соблюдении правил композиции кадра, то снимок получится двухмерным. Однако профессионалы научились передавать объем, или глубину пространства, или перспективу, при помощи трех планов: переднего, среднего и заднего. Рассмотрим этот прием на примере пейзажа. На первый план поместите мелкие объекты вроде камней, на средний – деревья и кустарники, а на задний – горы.

Существует другой способ, как передать перспективу. Для этого нужно поставить главный объект на первый или средний план, а фон размыть. Фотографы советуют использовать максимально открытую диафрагму, чтобы размытие получилось естественным.

С опытом вы научитесь передавать глубину кадра при помощи цветов и оттенков. Ощущение объема появится, если на переднем плане расположить более темные предметы. Известно, что светлые объекты кажутся более далекими, а темные – близкими.

Движение

При построении композиции кадра нужно принимать во внимание множество деталей, среди них – движение. Если вы снимаете предмет, который не находится в статическом состоянии, то необходимо оставить свободное пространство перед ним. Кадр будет выглядеть, как будто объект только что «вошел» в него, создастся иллюзия простора.

Практика

Опытные фотографы советуют новичкам использовать любые возможности, чтобы попрактиковаться в съемках. Базовые приемы построения композиции можно изучить за довольно короткий срок, однако необходимо нарабатывать личный опыт в создании фотографий и постоянно увеличивать багаж знаний.

В данной статье были представлены лишь основы композиции кадра. Это не означает, что все вышеперечисленные рекомендации необходимо выполнять беспрекословно. Нужно знать правила, по которым выстраивается композиция, а осознанное их нарушение позволит вам создать уникальные кадры.

Композиция фотографий

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом.

Правила композиции фотографии

Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции. Ниже приведен ряд советов по построению правильной композиции фотографического кадра.

Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила «Золотого сечения» в фотографии. Основная идея — заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.

Правило золотого сечения — На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило одной трети — Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части.

Выделение объекта — можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

Выделение контрастом — при разглядывании фотографии взгляд, как правило сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.

Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи света, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

Обрамление объекта. Интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.).

Выделение светом — позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку.

Использование линий — линии эмоционально воздействуют на зрителя:

  • изогнутые линии успокаивают
  • ломаные действуют как раздражитель
  • вертикальные линии придают величие
  • горизонтальные — спокойствие и безмятежность
  • диагональные — динамичность

Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.

Точку схождения параллельных линий в перспективе лучше располагать вне центра кадра. Часто используется прием использования вводящих линий — это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке «золотого сечения». Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета.

Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы. Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.

Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности — тени, черный цвет — часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности — белый цвет и оттенки светло-серого — ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением. Можно приводить много различных правил построения композиции, некоторые советы для начинающих написаны в этой статье.

Выразительность фотографии

Любая фотография имеет право на жизнь. Сколько бурных эмоций вызывает у зрителя простая любительская карточка для семейного альбома. Главное в таких фотографиях — кто изображен, а не как. На фотографии мы видим своих детей, знакомых и любимых, и фотоснимок восстанавливает с ними духовный и эмоциональный контакт. И часто нам абсолютно не важно композиционное построение таких изображений. На любительских фотографиях «обрезанные» по колени ноги у объекта нисколько не снижают эмоционального восприятия снимка. Но стоит такую фотографию показать более широкому кругу зрителей, она сразу станет скучной, бесцветной и тривиальной. В чем тут дело? Отсутствие отношений между зрителем и персонажем фотографии в жизни нарушает духовный контакт при рассматривании изображения, и это надо чем-то восполнить. Поэтому фотограф должен затронуть интересную для зрителя тему. Если он хочет представить свои мысли более широкой аудитории, чем просто родственники и знакомые, то должен более вдумчиво относиться к выразительным возможностям фотографии.

Тема и сюжет снимка
Создание любой фотографии начинается с выбора темы. Тема снимка может быть задана заказчиком, а может быть определена интересом самого фотографа. Любая тема раскрывается через сюжет, который представляет собой совокупность находящихся на снимке фигур и предметов в их взаимной связи.

Существует основополагающее правило: сюжет на одном изображении должен быть один. Фотограф должен сам точно определить, что он хочет сказать, а не заставлять разбираться в фотографии зрителя. Фотограф, перед тем как нажать кнопку спуска фотоаппарата, должен четко выявить признаки, по которым он хочет раскрыть свою мысль, и сделать акцент на этих признаках на своем изображении. Например, нас часто завораживают прекрасные виды природы, и тогда свое настроение фотограф хочет передать зрителю. Особо не анализируя, что конкретно привело его в восторг, фотограф снимает кадр. Но, получив фотографию, в итоге испытывает разочарование: на снимке ничто не останавливает взгляд. Сюжет часто разбивается на несколько второстепенных сюжетов, порой не связанных друг с другом. Фотограф не определил, что он хочет показать, например, красивое небо, состояние природы или какой-либо интересный объект. Разбираться в мыслях фотографа становится скучно и неинтересно.

При выборе сюжета надо помнить о новизне предлагаемой информации. Это очень важно. Каждый день на нас обрушивается огромный поток визуальной информации, наш взгляд «замыливается». Чтобы привлечь внимание зрителя к своему изображению, нужно его чем-то задеть. Поэтому так важно найти нетривиальную форму при раскрытии темы. В любительской фотографии, а часто и в профессиональной, фотограф использует шаблонное решение. Поэтому на свет появляются в огромном количестве закаты и восходы, лютики-цветочки на поляне, кошечки и собачки, и еще многое другое, растиражированное в миллионах «фоток». Но если фотограф посмотрит на тот же самый цветок с необычной и интересной точки зрения, мы можем присутствовать при рождении шедевра. От тривиального до гениального бывает один шаг, и этот шаг должен пройти фотограф, а не зритель.

Особенности построения фотоизображения
Выявление главных составляющих изображения проводится путем построения композиции кадра. Любой снимок представляет собой плоскость, заполненную линиями, пятнами и тонами различной интенсивности. Возникает первый вопрос: насколько применимы законы композиции из живописи при построении фотоизображения? Ответ на этот вопрос лежит в сюжете конкретного снимка. Следует помнить, что живопись и фотография — это два самостоятельных вида искусства, каждое из которых решает свои специфические задачи. Поэтому при построении фотографической композиции следует использовать помимо живописных законов и специфические приемы, характерные только для фотографии. Главная особенность любого фотографического изображения — это его документальность. Никакая картина художника не сможет конкурировать с фотографией по части документальности. При этом документальное изображение может создать художественный образ невероятной силы. Тому есть замечательные примеры фотографий времен Великой отечественной войны (например работа Д. Бальтерманца «Горе». В этом случае фотограф подчеркивает фотографическую природу изображения. В его арсенале есть возможность применения сменной оптики, позволяющей передавать пространство не так, как его видит глаз человека. Например, широкоугольный объектив дает иллюзию присутствия зрителя в гуще событий. Или применение сверхширокоугольного объектива при съемке городского ландшафта создает сюрреалистический, искаженный рисунок. Таким образом, сменная оптика может быть использована как средство художественного выражения (а не только как технический инструмент, когда в кадр, например, не помещается снимаемый объект целиком), усиливающее основную идею снимка.

Фотограф может пользоваться глубиной резкого снимаемого пространства как изобразительным средством, целенаправленно регулируя его протяженность. Примером может служить творчество фотографов группы «Ф64», например, Ансела Адамса, в чьих работах использовалась максимально возможная глубина резкого изображения. Тончайший слой резкого изображения стал стилистикой фотографа Кейта Картера.

Особенностью фотографического изображения является построение «незаконченной» композиции, то есть важные смысловые объекты композиции могут быть частично «обрезаны», придавая изображению пространственную незавершенность. Этим самым подчеркивается фотографическая природа изображения (фотограф вырезает из реального окружающего пространства его элемент, и в кадр фотоаппарата не помещаются снимаемые объекты целиком). Такая композиция характерна для репортажной фотографии. Композицию постановочной фотографии при стилизации ее под реальный репортаж часто специально выстраивают незаконченной. Такое композиционное решение фотографического изображения начали использовать и художники, когда им необходимо придать живописной композиции элемент документальности происходящего. Ярким примером может служить картина Ю. Пименова «Новая Москва» (1937 г.), в которой использована фотографическая композиция.

Совершенно по-разному передается движение в живописи и фотографии. Проведенные фотографические съемки скачущей лошади еще во второй половине ХIХ века показали, что лошадь в движении никогда не находится в таком положении, как изображают ее художники. Художник на картине передает образ движения, а не само движение. Он сознательно искажает действительность в целях наибольшего воздействия на зрителя путем создания образа, не существующего в природе. Фотограф же фиксирует реальные фазы движения, которые на фотографии могут вовсе и не раскрывать само движение. Автомобиль, снятый в движении при небольшой выдержке, остается резким на резком фоне и выглядит на фотографии неподвижным, даже если он реально двигался с большой скоростью. Поэтому в фотографии применяются приемы, позволяющие создать иллюзию движения. Наиболее распространенные среди них — передача движения за счет создания «смазанного » изображения объекта или фиксирование выразительной фазы движения.

Общие правила построения композиции
Очень часто мы используем фотоаппарат как прибор, создающий изображение, которое принципиально не отличается от изображения, сделанного художником с помощью кисти и красок (фотограф не использует документальность как средство выражения). В этом случае фотограф в полной мере использует живописные законы композиции, разработанные художниками в течение многовековой истории живописи.

Эти законы хорошо известны, часто приводятся в учебной литературе. В данной статье рассмотрим лишь общие положения, которые дадут возможность избежать многих ошибок при съемке. Композиционно кадр должен быть выстроен таким образом, чтобы в изображении хорошо читался один или несколько смысловых центров. Существует целый набор приемов, позволяющих выделить смысловой центр кадра. Первый — использовать правило «золотого сечения». Важный по значимости объект располагается вдоль линий или в месте их пересечения, делящих кадр по вертикали и горизонтали на три приблизительно равные части. Самый шаблонный пример — горизонт при съемке пейзажа должен пролегать по одной из таких линий. Горизонт, находящийся в середине кадра, делит изображение на две равнозначные части (два сюжета), что ухудшает восприятие изображения. Исключением служат кадры, построенные на ритме рисунка. Ритм исключает наличие смыслового центра.

Важный объект в кадре можно выделить, делая его самым крупным в изображении. Наличие двух близких по размеру объектов в кадре может затруднить для зрителя «чтение» фотографии. Изменить масштаб объекта в этом случае возможно, например, выбором наилучшей точки съемки.

Акцентировать внимание зрителя позволяет еще один прием — тональное построение кадра. В первую очередь внимание привлекает светлое пятно в кадре или объект, окрашенный специальным образом. Красная точка на поле черно-белой фотографии читается «первой», невзирая на ее размер относительно других объектов.

Важным средством акцентирования внимания считается творческое использование глубины резкого изображения. Важный объект лучше читается на нерезком фоне. Исключением может быть случай, когда сам объект формируется исключительно за счет смазывания изображения. Например, толпу на фотографии можно передать съемкой движущихся людей на длительной выдержке, получая на изображении бесформенную массу.

Художественную выразительность кадра можно усиливать правильным выбором точки съемки. При сильном изменении ракурса перспективные искажения, возникающие при съемке сверху вниз и снизу вверх, могут стать очень выразительными. Внедренные в практику еще фотографами-конструктивистами в 1920-30-х годах ракурсные съемки могут усиливать или снижать грандиозность события и т.д. Ракурсные съемки могут выделить те главные признаки объекта, на которых хочет сконцентрировать внимание фотограф.

Большое значение в построении изображения играет передача пространства на плоскости. Трехмерность пространства можно передать с помощью линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива передает пространство на плоскости путем схождения параллельных линий на изображении, идущих вдаль, постепенным уменьшением размеров предметов с увеличением их расстояния до зрителя. Композиционное расположение объектов на плоскости в этом случае зависит от применяемой сменной оптики: так, широкоугольный объектив увеличивает расстояние между объектами на изображении по отношению к реальности, а в случае с длиннофокусной оптикой — уменьшает. Таким образом, использование необходимой оптики позволяет управлять композиционным построением кадра с учетом художественной задачи.

Современные технологии получения изображения позволяют создавать ирреальное пространство, в котором автором сознательно нарушаются законы линейной перспективы. Такое построение пространства использовалось еще художниками в начале ХХ века, его мы можем увидеть, например, в натюрмортах Д. Штеренберга. Применение фотоколлажа и фотомонтажа позволило компоновать изображение, не согласуясь с законами линейной перспективы, что увеличивало художественную выразительность снимка. Яркими примерами могут служить работы А. Родченко, Г. Клуциса, Л. Лисицкого. Некоторые фотографы достигают искажения линейной перспективы ракурсными съемками. В настоящее время компьютерная обработка изображения существенно расширила творческие возможности фотографии.

Ощущение трехмерности пространства на плоскости воспринимается зрителем также через наличие планов в кадре. Передний, второй, дальний планы придают изображению объемность. Несмотря на то, что чаще всего главную роль играет второй план, активный передний план может стать центральным местом композиции. Передний план на изображении может быть создан объектом, ракурсной съемкой, когда искажается линейная перспектива пространства передней части кадра по отношению ко всему полю кадру (такой эффект может быть также достигнут наклоном передней доски объектива), выбором соответствующего тона (передний план создается тенью). Например, активный передний план был одним из главных элементов композиционного построения кадра в советской фотографии 1920-30-х годов.

Гармония и единство элементов композиции 
При построении композиции следует придерживаться правила гармонии и единства составляющих элементов. Все элементы композиции должны выявлять главный объект съемки и быть согласованы с ним. Множество не связанных друг с другом объектов в кадре, например при съемке натюрморта, сильно затрудняют восприятие изображения. Главный сюжет снимка дробится на несколько второстепенных. Чтобы выявить основной элемент композиции, пользуются приемами построения изображения, приведенными выше.

На снимке должно быть необходимое и достаточное число элементов. Для усиления эффекта в кадр необходимо вводить такие объекты, которые максимально выявляют основную идею снимка. Классическим примером может являться работа А. Карелина «Подаяние». На постановочной фотографии барышня подает милостыню старику. Чтобы усилить социальный конфликт между показанными на фотографии представителями двух различных групп общества, Карелин вкладывает в руки барышни зонтик от солнца, тем самым подчеркивая ее принадлежность к дворянству. Автор долго не мог найти выразительный элемент композиции, и только зонтик помог ему максимально передать зрителю идею снимка.

Кадрирование
При съемке всегда возникают объекты, мешающие общему характеру композиции. Для достижения максимального художественного эффекта важно отбросить все, что мешает раскрыть идею снимка. Убрать все лишние элементы из композиции помогает кадрирование изображения. Кадрирование может осуществляться как на этапе съемки, так и в процессе печати фотографии. Большая практика съемки и анализа результатов позволяют фотографу видеть будущий кадр заранее, пытаясь уже на этапе съемки устранять ненужные элементы. Однако часто приходится делать кадрирование в лаборатории при печати, что также является важным элементом получения выразительной фотографии. Показательным примером служит известная работа А. Родченко «Портрет матери», в которой автор при печати оставил в кадре только лицо матери крупным планом.

Позитивная печать
Большое художественное значение имеет правильный выбор способа позитивной печати. В современной фотографии качественная печать является одним из главных условий существования снимка. Некоторые виды печати позволяют кардинально усилить художественную выразительность снимка. Так, в пикториальной фотографии конца ХIХ — начала ХХ века  специально применялись такие способы печати, как гуммиарабик, бромойль и др. Например, в работе В. Улитина «В тумане» (1920 г.) туман передан снижением контраста изображения и использованием шероховатой фактуры бумаги для техники печати «бромойль с переносом».

Критически настроенный читатель наверняка найдет в архивах мирового фотоискусства фотографию, которая не будет удовлетворять общим правилам композиции, представленным в этой статье. Но даже в этом случае такое построение изображения должно быть художественно оправдано. Следует помнить, что только художественная идея определяет техническое воплощение снимка, а не наоборот.

Формулировка правила третей

Джилл Уотерман | Пн, 14.03.2016

Поделиться

Выделение нашего кинетического, изменчивого мира в виде двухмерного статического прямоугольника (или квадрата) — очень субъективная практика. Большинство фотографов знакомы с техническими правилами, такими как экспозиция и фокусировка, которые влияют на успешные результаты. Композиционные правила, однако, имеют менее определенное влияние на успех изображения.

На самом деле, когда дело доходит до композиции, ведутся здоровые споры о том, следует ли вообще использовать термин «правило». Это подливает масла в огонь в спорах об одном из фундаментальных принципов фотографической композиции: Правиле третей.

Фотографии предоставлены Джилл Уотерман. Первоначально он применялся в качестве композиционного инструмента в пейзажной живописи, которая описана далее в статье Джона Харриса Explora «Кто написал правило третей».


Использование правила третей, чтобы сбалансировать фигуру с геометрической композицией. Массивная форма спинки сиденья на переднем плане эффектно утяжеляет этот образ.

Это правило или рекомендация предполагает, что составление изображения с воображаемой сеткой, наложенной на две горизонтальные и две вертикальные линии, которые делят кадр на девять равных сегментов, и размещение ключевых элементов изображения вдоль этих линий и в точках пересечения приведет к более сбалансированная и эстетически приятная фотография.

Этот тип композиционного тропа во многом противоречит спонтанной природе фотографии. Это, пожалуй, наиболее актуально для практиков более классических фотографических дисциплин, таких как пейзаж, архитектура и натюрморт. Фотографы этих специальностей, как правило, работают с камерами большего формата, закрепленными на штативе, и часто доверяют устройствам, таким как фокусировочный экран, в качестве вспомогательного средства для выравнивания элементов изображения с линиями сетки и точками силы, которые составляют основу правила третей. Все это предполагает более созерцательную практику с тщательно взвешенными решениями кадрирования перед применением, чтобы увековечить сцену в изображении.

При компоновке по правилу третей может быть полезно обрамлять изображение от краев внутрь. Здесь две фигуры являются ключевыми якорными элементами слева и справа.

Четкий фокус на двух созвездиях создает баланс левого и правого, в то время как напряжение добавляется часами с мягким фокусом, охватывающими сетку между левой третью и центром кадра.

Применение различных целей

Итак, как примирить такие загадочные факты и поведение в нашем мире «наведи-и-стреляй» и «беги-и-стреляй»? Возможно, даже более важным, чем вопрос «как», является вопрос , почему Правило третей по-прежнему остается действенной композиционной помощью, учитывая, что с течением времени в процессе создания изображения изменилось так много.


Это изображение сфокусировано на центральной металлической рамке, но внимание занято ключевыми элементами изображения, расположенными вдоль линий и точек, определяющих правило третей.

Чтобы лучше понять сохраняющееся значение этого правила — или инструмента, если хотите, для более позитивного толкования — возможно, стоит спросить: когда вы компонуете фотографию, какую часть кадра вы действительно видите? Как часто вы обращаете внимание на углы, края и другие композиционные механизмы в поле вашего зрения? Возможно, более важный вопрос заключается в следующем: как часто вы просто размещаете свой основной объект в центре видоискателя, ЖК-дисплея или экрана? Вы вообще в курсе динамики кадра за этой точкой?

Наведение на объект в середине кадра — естественная привычка, которая подкрепляется техническим требованием фокусировки объектива камеры на цели. Хотя это может быть лучшим или единственным подходом к снимку, сделанному с помощью объектива с ручной фокусировкой, такой предсказуемый рецепт, вероятно, ограничит внимание и интерес зрителя при многократном использовании в качестве композиционного решения.


Структура правила третей и центральная точка фокусировки сосуществуют в этом изображении пассажиров, снующих по коридорам Центрального вокзала.

 

Разбивка элементов изображения

Важнейшая функция «Правила третей» — привлекать взгляд зрителя и привлекать внимание к различным частям изображения. Для этого вышеупомянутые линии сетки и точки пересечения должны совпадать с ключевыми элементами изображения. Хотя некоторые могут считать это ограничивающим фактором при создании уникальной и привлекательной фотографии, предписанная структура сетки облегчает фотографу эффективный анализ того, как данная сцена занимает кадр, а затем корректирует композицию по желанию на лету.


Пример кадрирования по правилу третей, при котором выделяется только один участок сетки.

Каждое изображение, которое нужно захватить, представляет собой уникальный набор обстоятельств, но ключ к процессу кадрирования позволяет заданным элементам изображения — линии горизонта, опорным точкам, ориентирам направления, доминирующим формам, графическим текстурам и цветовым отношениям — называть несколько — чтобы быть вашим проводником, и позволять отношениям между такими элементами привлекать и направлять взгляд в кадре.

В отличие от классических дисциплин фотографии, описанных ранее, давайте завершим это обсуждение наиболее доступным из примеров, отдав дань уважения нынешнему поколению камер мобильных телефонов. При настройке надежного приложения для работы с фотографиями на смартфоне вы, вероятно, обнаружите доступную опцию (или, если нет, ее легко загрузить) для механизма кадрирования с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий, который устанавливает соотношение сторон 2: 1. в низ и из стороны в сторону.


Вертикальные линии сетки по правилу третей создают прочную основу для балансировки фигуры с архитектурным элементом, а размещение горизонта в точке пересечения линий сетки в правом нижнем углу привлекает взгляд вдаль.

Хотя вы, возможно, раньше использовали эти линии сетки для выравнивания горизонта или выравнивания краев, использование их в качестве инструмента для составления правила третей может повысить эффективность при определении размера кадра, особенно с учетом неформального формата маленького экрана. .

Заключение

Попробуйте в качестве упражнения. Сопоставление элементов изображения с линиями и точками сетки правила третей может дать вам более четкое представление о потенциальном визуальном напряжении (или его отсутствии) в изображении. Представьте, что вы акробат, жонглирующий мячами в воздухе. Вы можете принять правило третей в одном изображении и нарушить его в следующем в пользу другого композиционного поворота. В этом нет ничего плохого. Конечная цель состоит в том, чтобы шарики двигались, одновременно пробуя новые узоры, чтобы ваши изображения оставались свежими и привлекали внимание зрителя.


Верхний угол и размещение люстр в верхней части сетки «Правило третей» привлекают взгляд, прежде чем он приводится в движение вокруг изображения с помощью вращающейся карусели в нижней части кадра.

Чтобы узнать больше о правиле третей и других наблюдениях за фотографической композицией, вы можете посмотреть эти два видеоролика B&H Event Space на канале B&H YouTube.

Дэвид Броммер: Лучшая фотографическая композиция: за пределами правила третей

Адам Марелли: Преодоление разрыва: классическое искусство, созданное для фотографов

Для получения дополнительных изображений, демонстрирующих преимущества применения правила третей для четкости и силы изображения, посетите это слайд-шоу фотографа, искателя приключений и автора Арта Вулфа. Его популярные учебные предложения включают Искусство фотографии: основные навыки для более сильных композиций и Новое искусство фотографирования природы: обновленное руководство по созданию потрясающих изображений животных, природы и пейзажей .

Изображения предоставлены Art Wolfe,   © 2016

В мае 2015 года Вулф выступил с докладом на первой ежегодной конференции B&H Optic. Чтобы посмотреть его презентацию The Inspirational Traveler , а также видеоролики 19 других спикеров, нажмите здесь.

В июне 2016 года B&H проведет конференцию Optic 2016. Оставайтесь с нами для получения полной информации.

 

Правила композиции — веб-сайт мисс Додж

Существуют основные правила композиции, которые начинающие фотографы должны усвоить, чтобы понять, как создавать интересные композиции объектов и фона, которые будут поддерживать интерес зрителя к их фотографиям. Эти правила являются рекомендациями, которые помогут вам сделать более качественные фотографии и улучшить свои навыки наблюдения. Многие фотографы не согласны с идеей преподавания этих рекомендаций. Они заявляют, что фотограф должен следовать своим представлениям о композиции. Я полностью согласен с тем, что опытные фотографы должны следовать своим инстинктам, но новички должны иметь прочную основу из основных теорий и правил, на которые можно опираться с большей практикой.

Прежде чем сделать снимок, спросите себя:


«Какую историю я рассказываю этой фотографией?»

# 1 УПРОЩЕНИЕ

Это правило направлено на то, чтобы композиция оставалась очень простой. Нет никаких сомнений в том, что является предметом, когда вы используете это правило. Есть три способа упростить композицию.
1. Заполните кадр объектом
Один из способов упростить композицию и сфокусироваться на объекте — подойти к объекту достаточно близко, чтобы он заполнил весь кадр. На этом фото нет фона. Вы видите только предмет.
2.  Используйте не отвлекающий фон
Упростите композицию, приблизившись к объекту, оставив вокруг него небольшое пространство. Фон, который вы видите, должен быть простым и не отвлекать внимание объекта.
3. Увеличение одной части объекта
Вы также можете создать простую композицию, увеличив часть объекта и сосредоточив внимание на конкретной детали.

Не отвлекающий фон заполняйте рамку в

# 2 НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛИНИИ

Правило «направляющие линии» — это метод, при котором линии на фотографии используются для привлечения внимания к объекту.
Вот несколько предметов, которые могут быть направляющими линиями в фотографии:
дороги, шоссе, дорожки, тропинки, ступени, лестницы, перила, перила
деревья, ветки, палки, стены, заборы, береговые линии, реки, рукава, ноги
здания , окна, двери, все, что образует линию,
Есть три способа применить это правило для создания интересных композиций.

1. Первый метод заключается в использовании линий для направления взгляда зрителя к объекту . Линии создают путь прямо к вашему объекту.

2. Второй метод использует линии, чтобы направлять взгляд вашего зрителя в путешествие по фотографии.

                                      3. Третий метод заключается в использовании линий для создания интересного дизайна . Линии являются основными

# 3РАМА

Правило кадрирования — это метод фокусировки на объекте фотографии с помощью рамки. Вы используете элементы в сцене, чтобы обрамить объект. Существует 4 различных техники кадрирования.
1. Используйте обычную рамку, например, зеркало или пустую рамку для фотографий.
2. Использование в архитектуре — заборы, перила, здания, оконные или дверные рамы.
3. Используйте природу — деревья, цветочные поля, ветки, скалы и т.д.
4. Используйте участки с высокой контрастностью света и тени.

Назначение

1. Сделайте в общей сложности 8 фотографий для этого задания, по две фотографии для каждого из 4 правил кадрирования.
    1.  Используйте буквальную раму, такую ​​как зеркало или пустая рама для картины, оконная или дверная рама.
    2.  Использовать архитектуру — заборы, перила, здания, оконные или дверные рамы.
    3.  Используйте природу – деревья, цветочные поля, ветки, скалы и т. д.
    4.  Используйте области с высокой контрастностью света и тени.

2. Расположите свою лучшую фотографию по каждому из четырех правил и создайте простой коллаж в Photoshop. Ваши фотографии должны располагаться в центре коллажа. (Я пройдусь по специфике в классе).
                -размер бумаги: 8 1/2″ x 11″ 
                — бумажный фон: черный или очень темный цвет
                — белая рамка: 35–45 пикселей
                — Пометьте каждую фотографию конкретным правилом кадрирования, которое применимо к этой фотографии.
                — Опубликуйте на своем веб-сайте Weebly и отправьте уведомление в Schoology.

# 4 Правило третей

Правило третей — это композиционная техника, которая создает приятные для глаз аранжировки и/или отрицательное пространство для визуального потока.
В этом правиле для размещения объекта (фокуса или центра интереса) используется сетка. Сетка состоит из девяти четных квадратов или прямоугольников, как сетка для игры в крестики-нолики. Важные предметы или элементы на вашей фотографии должны располагаться вдоль этих линий или их пересечений. Следование этой технике создает больше визуальной энергии и интереса к композиции по сравнению с простым размещением объекта в центре фотографии.
Существует 5 способов использования правила третей.
1. Поместите объект на вертикальную линию.
2. Поместите объект на пересечение вертикальной и горизонтальной линий.
3. Поместите линии горизонта на одну из горизонтальных линий.
4. Если у объекта есть глаза, поместите глаза на верхнюю горизонтальную линию, которая также называется линией уровня глаз.
5. Объект занимает 1/3 кадра, а негативное пространство — 2/3 кадра, или наоборот.

1. Задание по развитию навыков

Найдите в камере 3 свои фотографии, которые можно применить к правилу третей. Если вы не можете найти три, попробуйте найти 2 фотографии. Разместите сетку «Правило третей» на своих фотографиях, используя следующие указания.

  1. Откройте Photoshop и создайте новый документ размером 4 x 6 дюймов.
  2. Создайте сетку правила третей с направляющими линейки.
  3. Поместите встроенную фотографию в документ размером 4 X 6 дюймов.
  4. Сделайте скриншот своей фотографии и загрузите его на Weebly.
  5. Повторите описанные выше шаги и для других фотографий.

2. Задание по фотографии

Часть 1
Сделайте 6 разных фотографий одного и того же объекта, используя различные параметры правила третей. Используйте разные положения правила третей для каждой фотографии.
           Параметры правила третей:

  1. Объект находится на левой или правой вертикальной линии.
  2. Линия горизонта находится на верхней или нижней горизонтальных линиях.
  3. Субъект находится на одном из 4 пересечений горизонтальных и вертикальных линий.
  4. Глаза располагаются на верхней горизонтальной линии (также называемой линией глаз).
  5. ​Объект занимает 2/3 кадра или наоборот.

Часть 2
Выберите 4 лучших фотографии и создайте простой коллаж в Photoshop. Ваши фотографии должны располагаться в центре коллажа. (Я пройдусь по специфике в классе).
-document Размер: 8 1/2 «x 11»
-документ Фон: черный или очень темный цвет
-фотографы должны иметь 35-45 пикселей белая граница
-Label Каждая фотография с конкретным правилом третей, которое применимо к этой фотографии.
                — Только когда вы закончите задание, сохраните документ в формате jpeg.​ 
                                                                           .

# 5 Баланс

Когда вы думаете « уравновесить », вам может прийти в голову изображение весов, одинаково взвешенных с обеих сторон.


​Когда дело доходит до композиции искусства и фотографии, баланс  не обязательно означает, что фотография симметрична или имеет одинаковый вес с обеих сторон.

Баланс  – это художественный принцип, связанный с выравниванием элементов (основной объект, область фона, второстепенные объекты, негативное пространство и т. д.) в изображении для создания композиции, которая кажется завершенной или сбалансированной. Это также называется визуальным балансом .

Чтобы понять баланс в искусстве, вы должны понимать, что каждый элемент в кадре имеет визуальный вес. Люди, здания, животные, цвета, значения, текстуры, линии и формы — все это имеет визуальный вес. Яркие цвета имеют больший визуальный вес, чем пастельные тона. Большой предмет будет более визуален, чем маленький предмет того же предмета. Ключ к балансу — понять визуальный вес всего в композиции и расположить элементы так, чтобы создать гармонию друг с другом.
Гармония = Баланс

Эти элементы обычно имеют больший визуальный вес .

  1. Области контраста
  2. Элементы, находящиеся в фокусе (особенно если большая часть фотографии не в фокусе).
  3. Яркие пятна
  4. Насыщенные объекты
  5. Теплые цвета
  6. Крупные объекты
  7. Люди и (в меньшей степени) животные
  8. Глаза объекта пространство, он приобретает визуальный вес, потому что зрители хотят смотреть в том же направлении, что и объект)

Симметричный баланс   Также называется формальным балансом 
Асимметричный баланс   Также называется неформальным балансом
Радиальный баланс

Задание

Сделайте 2 фотографии, демонстрирующие симметричный баланс.
Сделайте 2 фотографии, демонстрирующие асимметричный баланс.
Сделайте 1 фотографию, демонстрирующую радиальный баланс.

Опубликуйте 5 фотографий на своем веб-сайте Weebly и отметьте соответствующий тип баланса — симметричный, асимметричный и радиальный.

 Первое домашнее задание — Мои лучшие фотографии

Сделайте по одной фотографии для каждого из правил на этой странице.
Правило третей
Ведущие линии
Упрощение
Кадрирование
Баланс
Эта фотография должна быть лучшим, что вы можете сделать в данный момент. Вы будете делать фотографии за пределами школы, чтобы вы могли найти объекты и предметы, которые вам интересны. Думайте как художник и делайте фотографии, которые что-то значат для вас или передают ваш взгляд на мир.
У вас будет один для выполнения этого задания.

Если вы забудете все эти правила, запомните это…

1. Думайте, прежде чем фотографировать.
2. Сфокусируйтесь на объекте.
3. Следите за фоном позади вашего объекта.
4. Держите камеру неподвижно.

4. Композиция: правило третей, ведущие линии и кадрирование

1 квартал‎ > ‎

4. Композиция: правило третей, ведущие линии и кадрирование

Цель :  Уметь использовать правило третей, направляющие линии и кадрирование, чтобы сделать ваши фотографии более интересными.

Компетенции CTE и EALR:
CTE 2: Студенты смогут использовать правила композиции, включая правило третей.
EALR 1: Учащийся понимает и применяет знания и навыки в области искусства.
EALR 4: Учащийся устанавливает связи внутри и вне искусства с другими учениками, жизнью, культурой и работой.
        
Элементы и принципы искусства: Баланс, линия, акцент и пространство

Задание:

Сделайте 10 фотографий каждой техники композиции (всего 30 фотографий), которые интересны и подчеркивают использование техники. Обязательно фотографируйте людей, предметы и природу, чтобы у вас был выбор из разнообразных фотографий. Разместите 9 лучших в своем блоге (по 3 из каждой категории). Вы действительно проделали замечательную работу, пробуя разные ракурсы, рискуя, создавая осмысленные изображения и проявляя творческий подход в целом. Пожалуйста, продолжайте в том же духе с этим заданием.

Правило третей

Правило третей — это сетка, которая определяет расположение вашей фотографии. Он используется во всех видах фотографии, таких как мода, натюрморт, реклама и изобразительное искусство. Вот как выглядит сетка:

В идеале вы хотите разместить линии на фотографии вдоль линий сетки и поместить объект в одну из точек пересечения сетки. Это заставляет взгляд зрителя осматривать фотографию и создает интерес и баланс на фотографии. Это не означает, что у вас не может быть «хорошей» фотографии, если вы не используете правило третей — все правила предназначены для того, чтобы их нарушать, а искусство гибко.

Примеры студентов:

LISA

Tewelde

    

 

Направляющие линии

Направляющие линии также помогают направлять взгляд зрителя по фотографии, что делает ее более интересной. В качестве линий вы можете использовать натуральные или искусственные материалы. Вы должны поместить что-то интересное в конце ведущей строки, чтобы сделать фотографию интересной.

 

Примеры учеников:


 Дэнни                            

                             0002

                                      

Эмили

           

                                                                        

Лилия

Профессиональные изображения для ведущих линий:

Гордон Паркс

Анри Картье-Брессон


Обрамление

Обрамление — это когда вы окружаете объект материалом — естественным или искусственным. Кадрирование привлекает внимание к объекту, сохраняя при этом интерес к фотографии.


Глэдис

 

от Marina


You can see more examples on the PowerPoint


Rubric

 

Beginning

Approaching

Meeting

Exceeding

 

Камера

Эксплуатация

Некоторые фотографии имеют подходящие кадрирование, экспозицию и фокус.

Некоторые из ваших фотографий имеют правильный фокус, обрезку и экспозицию.

Большинство из ваших 30 фотографий и все 10 лучших имеют правильный фокус, обрезку и экспозицию.

Все  ваших фотографий имеют правильный фокус, обрезку и экспозицию.

 

Техника

Вы начали использовать технику композиции в своих фотографиях.

Вы использовали некоторые приемы композиции в своих фотографиях.

 Вы пробовали делать фотографии под разными углами.

Вы использовали приемы композиции на всех своих фотографиях, уделяя внимание расположению и ракурсу.

 Вы использовали эффективное освещение, ракурсы и обрезку на большинстве своих 10 лучших фотографий.

Вы использовали приемы композиции на всех своих фотографиях, подчеркивая механизм и баланс .

 Вы использовали эффективное освещение, ракурсы и обрезку на  всех  10 лучших фотографий.

 

Визуальная коммуникация

Вы начали разрабатывать сообщение для своих фотографий.

 

 

Вы пытаетесь передать сообщение через свои фотографии.

 

Вы используете объекты/людей для передачи сообщения (идеи, чувства или истории) на своих фотографиях.

 

Вы используете символику  для передачи четкого сообщения на своих фотографиях.

 

 

Photoshop

Вы начали использовать инструменты Photoshop, уровни черного и т. д. в качестве инструментов кадрирования и т. д.

Вы использовали инструменты Photoshop на некоторых своих фотографиях (например, уровни, кадрирование, черно-белое изображение и т.  д.).

Вы использовали инструменты Photoshop для настройки своих фотографий (таких как уровни, обрезка, черно-белое изображение и т. д.).

Вы без проблем использовали инструменты Photoshop для улучшения своих фотографий.

 

Управление проектами

 

 Вы начали создавать фотографии для этого проекта.

Вы демонстрируете некоторую пользу от управления проектами, сняв около 30 изображений и создав 7-10 фотографий на различные темы.

 Вы демонстрируете правильное управление проектом, сняв не менее 30 изображений и создав 10 композиционных фотографий различных предметов.

У вас есть документация о вашей работе в виде листа мозгового штурма и контактного листа.

  Вы демонстрируете отличное управление проектами, сняв не менее 30 изображений и создав 10 композиционных фотографий различных предметов, используя экспериментирование  (использование различных способов для создания желаемой композиции).

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *