Гелиос 42 – Гелиос (объектив) — Википедия
Гелиос (объектив) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Объективы семейства «Гелиос»«Ге́лиос» — наименование семейства советских объективов различного назначения: фотографических, киносъёмочных, для аэрофотосъёмки, проекционных и др. Советская версия немецкого объектива «Zeiss Planar»[1]. По оптической схеме представляют собой полусимметричные анастигматы типа «двойного Гаусса», обычно включающие шесть линз в четырех группах. Реже встречаются семилинзовые объективы.
Индекс в названии обычно указывает на порядковый номер расчёта оптической схемы в ГОИ. Объективы семейства «Гелиос» использовались в качестве сменных и несменных объективов ряда советских фотоаппаратов общего и специального применения, в телевизионных камерах и киносъёмочных аппаратах, кинопроекторах и другой технике[2].
«Гелиос-40-2» 2013 года выпуска Объектив «Гелиос-77М-4» «Гелиос-81 Автомат» на фотоаппарате «Киев-10» «Киев-17» с объективом «Гелиос-81М» «Гелиос-95А-Т». Видна зубчатая рейка электропривода регулировки диафрагмыМодель | Соединение | Фокусное расстояние | Светосила | Угловое поле |
---|---|---|---|---|
Гелиос[* 1][* 2] | 75 мм | ƒ/2,0 | 20° | |
Гелиос-1[6][* 2] | 50 мм | ƒ/2,0 | 33° | |
Гелиос-2[6][* 2] | 75 мм | ƒ/2,0 | 22° | |
Гелиос-3[6][* 2] | 100 мм | ƒ/2,0 | 18° | |
Гелиос-23[7][* 2] | 35 мм | ƒ/2,0 | 46° | |
Гелиос-27 [7][* 2] | 135 мм | ƒ/2,0 | 13° | |
Гелиос-29[* 3] | Несъёмный | 25 мм | ƒ/1,5 | 28° |
Гелиос-31[8][* 2] | 40 мм | ƒ/1,4 | 41° | |
Гелиос-32[8][* 4] | 15,02 мм | ƒ/2,0 | 48° | |
Гелиос-33[8][* 2][9] | 35,16 мм | ƒ/2,0 | 46° | |
Гелиос-34[8][* 5] | 15 мм | ƒ/4,0 | 45° | |
Гелиос-35 | 15 мм | ƒ/1,5 | 30° | |
Гелиос-39[* 5] | 25 мм | ƒ/4,0 | 29° | |
Гелиос-40[* 6] | М39×1 | 85,18 мм | ƒ/1,5 | 28° |
Гелиос-40Т[* 7] | 85 мм | ƒ/1,5 | ||
Гелиос-40-2[* 8] | M42×1 | 85,18 мм | ƒ/1,5 | 28° |
Гелиос-41[* 2] | 150 мм | ƒ/2,0 | 10° | |
Гелиос-42 | 27 мм | ƒ/2,8 | 42° | |
Гелиос-43 | 19 мм | ƒ/1,5 | 30° | |
Гелиос-44[* 9] | M42×1, Байонет K | 58,6 мм | ƒ/2,0 | 40° 20′ |
Гелиос-49[* 10] | 75 мм | ƒ/1,5 | 18° | |
Гелиос-50[* 10] | 100 мм | ƒ/1,5 | 15° | |
Гелиос-51[* 10] | 200 мм | ƒ/1,5 | 8° | |
Гелиос-52[* 10] | 150 мм | ƒ/1,5 | 10° | |
Гелиос-53 | M42×1 | 200 мм | ƒ/2,5 | 12° |
Гелиос-54[* 2] | 135 мм | ƒ/2,0 | 12°40′ | |
Гелиос-55[* 2] | 28 мм | ƒ/2,5 | 56° | |
Гелиос-57 | 9 мм | ƒ/3,5 | 46° | |
Гелиос-58 | 10 мм | ƒ/1,6 | 26° | |
Гелиос-61 | 6×6 см | 80 мм | ƒ/2,5 | 54° |
Гелиос-62 | 29 мм | ƒ/1,8 | 30° | |
Гелиос-64 | 44 мм | ƒ/1,8 | 20° | |
Гелиос-65[* 11] | Киев-Автомат, Ц | 52,54 мм | ƒ/2,0 | 45° |
Гелиос-66[* 5] | 10 мм | ƒ/3,5 | 60° | |
Гелиос-67 | 6×6 см | 200 мм | ƒ/1,5 | 28° |
Гелиос-68[* 12] | 6×6 см | 200 мм | ƒ/1,5 | 28° |
Гелиос-70[* 13] | Байонет K | 52,13 мм | ƒ/1,9 | 46° |
Гелиос-76 | 35 мм | ƒ/2,0 | 52° | |
Гелиос-77[* 14] | 75 мм | ƒ/2,0 | 25° | |
Гелиос-77-4[* 15] | M42×1, Байонет K | 52 мм | ƒ/1,8 | |
Гелиос-79 | несъёмный | 44,77 мм | ƒ/2,0 | 51° |
Гелиос-81[* 16] | Киев-Автомат, Nikon F | 52,5 мм | ƒ/2,0 | 45° |
Гелиос-85 | M42×1 | 85 мм | ƒ/2,0 | 28° |
Гелиос-88 | M42×1 | 50 мм | ƒ/1,9 | 46° |
Гелиос-89[* 17] | несъёмный | 30 мм | ƒ/1,9 | 52° |
Гелиос-91[* 18] | 40 мм | ƒ/4,5 | 19° | |
Гелиос-94 | Киев-Contax | 52,5 мм | ƒ/1,8 | 46° |
Гелиос-95А-Т[* 19] | M42×1 | 51,6 мм | ƒ/2,0 | 44° |
Гелиос-97М | M42×1 | 52 мм | ƒ/2,0 | 45° |
Гелиос-98[* 20] | несъёмный | 28 мм | ƒ/2,8 | 58° |
Гелиос-101 | M42×1 | 52 мм | ƒ/1,8 | 44° |
Гелиос-103 | Киев-Contax | 53 мм | ƒ/1,8 | 44° |
Гелиос-107 | M42×1 | 65 мм | ƒ/2,8 | 50° |
Гелиос-113 | Leica M | 40 мм | ƒ/1,8 | 56° |
Гелиос-123[* 21] | Байонет F | 50 мм | ƒ/1,4 | 49° |
Супер Гелиос-М[* 22] | М42×1 | 52 мм | ƒ/1,8 | |
Р-Гелиос-1[* 23] | 75 мм | ƒ/1,5 | 18° |
Объективы семейства «Гелиос» выпускались как Красногорским механическим заводом, так и другими оптическими предприятиями СССР, в том числе заводами «Юпитер» и «Арсенал». Оптическая схема «Гелиос» была также использована в некоторых киносъёмочных объективах линейки «ОКС» для 35-мм киноплёнки
- ↑ Объектив с цветоделительной призмой для советского аналога «ЦКС-1» цветной трёхплёночной кинокамеры Technicolor[5]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Киносъёмочные объективы для 35-мм киноплёнки
- ↑ Для съёмки экрана осциллографа
- ↑ Для фотоаппаратов миниатюрного формата
- ↑ 1 2 3 Киносъёмочные объективы для 16-мм киноплёнки
- ↑ Есть версия, что объектив изначально разработан как «технический» для пересъёмки чертежей, фотолитографии и съёмки с экрана осциллографа
- ↑ Для телевизионных камер
- ↑ В 2012 году выпуск объектива возобновлён на КМЗ. Кроме резьбовой версии доступны варианты c байонетами Canon EF и Nikon F[10]
- ↑ Создан на основе объектива Zeiss Biotar 2/58». Первоначальное название — «БТК» (Биотар Красногорский). Выпускался в разных вариантах в качестве штатного объектива[11]
- ↑ 1 2 3 4 Объективы для инфракрасной киносъёмки на 35-мм киноплёнку
- ↑ Штатный объектив фотоаппарата «Киев-10». Кольцо установки диафрагмы отсутствует. Выпускался также и в других вариантах, в том числе для телевизионных камер[12]
- ↑ Светосильный объектив для инфракрасной фотографии
- ↑ Разрабатывался в качестве замены «Гелиос-44К-4». Из-за квадратного боке оригинальной двухлепестковой диафрагмы и технологических проблем серийно не выпускался[13][14]
- ↑ Рассчитан в 1961 году для телевизионных камер[15]
- ↑ С индексами 77М-4 и 77К-4 выпускался для фотоаппаратов «Зенит»[16]
- ↑ Для повышения оптических характеристик в объективе использованы сверхтяжёлые кроны («лантановые» стёкла)[17][18]
- ↑ Для полуформатного фотоаппарата «ФЭД-Микрон»[19]
- ↑ Объектив высокого разрешения для микрофильмирования[20]
- ↑ Объектив для телевизионных камер с размером фотокатода 24×32 мм [21]
- ↑ Для полуформатного фотоаппарата «Зоркий-12»
- ↑ Проект светосильного объектива, серийно не выпускался. Известен также как «Арсат» 1,4/50 производства завода «Арсенал»[22][23]
- ↑ Прототип штатного объектива, разрабатывался параллельно с «Зенитар-М»[24]
- ↑ Объектив для флюорографических установок[25]
- ↑ Волосов, 1978, с. 317.
- ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 60.
- ↑ Объективы. Каталог, 1971.
- ↑ Каталог объективов КМЗ (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 11 сентября 2019.
- ↑ Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 246.
- ↑ 1 2 3 Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 12.
- ↑ 1 2 Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 15.
- ↑
- ↑ Описание «Гелиос-33»
- ↑ «Гелиос 40-2С» для Canon и «Гелиос 40-2N» для Nikon Архивная копия от 30 августа 2013 на Wayback Machine
- ↑ Описание «Гелиос-44»
- ↑ Описание «Гелиос-65»
- ↑ Георгий Абрамов. Гелиос-70 (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 11 сентября 2019.
- ↑ Описание «Гелиос-70»
- ↑ Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 427.
- ↑ Аркадий Шаповал. Обзор МС ГЕЛИОС-77М-4 1,8/50 (рус.). «Радожива» (24 апреля 2011). Дата обращения 5 октября 2019.
- ↑ Волосов, 1978, с. 508.
- ↑ И. Бакланов. Создание Гелиосов (рус.). ZENIT Camera (1998). Дата обращения 18 сентября 2019.
- ↑ «Гелиос-89»
- ↑ Волосов, 1978, с. 454.
- ↑ Волосов, 1978, с. 486.
- ↑ Георгий Абрамов. Гелиос-123, завод «Арсенал» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 11 сентября 2019.
- ↑ «Гелиос-123»
- ↑ Советское фото, 1977, с. 39.
- ↑ Волосов, 1978, с. 458.
- ↑ Волосов, 1978, с. 389.
- ↑ Helios lenses… made in Japan? (англ.). Flickr (23 June 2010). Дата обращения 8 сентября 2019.
- Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с. — 100 000 экз.
- Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — С. 360—422. — 543 с.
ru.wikipedia.org
За предоставленный объектив HELIOS-44M 2/58 огромная благодарность Илье. HELIOS-44M 2/58, завод ‘Юпитер’, Валдай. В данном обзоре показан объектив ‘HELIOS-44M 2/58’, серийный номер 8027170, произведенный на заводе ‘Юпитер’, Валдай. Объектив ничем особым не отличается от HELIOS-44M 2/58, произведенного на КМЗ. Основные технические характеристики HELIOS-44M 2/58:
HELIOS-44M 2/58, завод ‘Юпитер’, Валдай. Объектив показан на фотоаппарате Nikon D80. Установлен с помощью безлинзового переходника КП-42/Н (он же M42-Nikon F) Кроп фотографии с камеры Nikon D200: Резкость у объектива Гелиос-44м. Вырезки фотографий без обработки. Примеры фотографий на HELIOS-44M 2/58: Все фотографии сняты на Nikon D200, без обработки, RAW — > JPEG auto levels Q80%, уменьшен размер до 1600х1200, впечатаны данные с EXIF о параметрах съемки. Как использовать с современными фотоаппаратами?Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Переходники (адаптеры) с чипом дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции. Для зеркальных фотоаппаратов
Для беззеркальных фотоаппаратов
Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации). Все мои обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:
Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:
Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке. В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress. ИтогHELIOS-44M 2/58 — хорошая модификация более старых вариантов Гелиос-44 с неплохой резкостью, необычным кручением заднего фона. Главным отличием от предыдущих версий стала моргающая диафрагма с переключателем ‘M/A’ для выбора режима управления диафрагмой. Существует две версии, про то, что именно обозначает буква ‘М’ в названии объектива: Моргающая диафрагма или Модификация объектива.
Материал подготовил Аркадий Шаповал. Добавить комментарий:Добавить комментарий |
|
radojuva.com
Обзор HELIOS-44M 2/58 (КМЗ) | Радожива
Обратите внимание, что различных версий объектива с именем ГЕЛИОС-44М (или HELIOS-44M ) существует достаточно много. Общий список объективов ‘Гелиос-44’ можете найти в разделе ‘Тысяча и одна ночь с ГЕЛИОС-44‘.
HELIOS-44M 2/58 (КМЗ). Это изображение в большем размере. Объектив показан на пленочной зеркальной камере Nikon EL2. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Nikon F без чипа и линзы.
На Радоживе уже есть обзор объектива ‘HELIOS-44M 2/58‘, серийный номер 8027170, произведенный на заводе ‘Юпитер’, Валдай.
В данном обзоре показан такой же объектив — HELIOS-44M 2/58 но с логотипом КМЗ, серийный номер 7843528 и с зеленой надписью ‘MADE IN USSR’. Я не нашел никаких существенных отличий между вариантом завода ‘Юпитер’ и ‘КМЗ’. Возможно более опытные пользователи, которые ’40 лет снимали на эти гелики’, в комментариях укажут, какой вариант из них лучше или хуже.
Объектив из данного обзора я купил за 6 долларов на барахолке foto.ua. Посмотреть цены на современные объективы с ручной фокусировкой можно здесь.
Основные технические характеристики HELIOS-44M 2/58:
Название экземпляра из обзора (как написано на самом объективе) | HELIOS-44M 2/58 MADE IN USSR 7843528 с логотипом КМЗ |
Основные свойства |
|
Диаметр переднего фильтра | 52 мм |
Фокусное расстояние | 58 мм |
Кратность зума | 1 Х |
Разработан | для пленочных камер с размером кадра 36 мм Х 24 мм |
Количество лепестков диафрагмы | 8 скругленных лепестков. Лепестки формируют многоугольники приблизительно правильной формы. На промежуточном значении между F/2 и F/4 лепестки формируют многоугольники с небольшими зазубринами. Лепестки матово-металлические, не черненные. |
Метки | дистанция фокусировки только в метрах. Шкала ГРИП для значений F/2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Шкала со значениями диафрагмы для F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16 (без промежуточных значений). Метка ‘R’ для работы в инфракрасном спектре. |
Диафрагма | От F/2.0 до F/16.0, регулируется кольцом диафрагмы, есть автоматический ‘A‘ или ручной ‘M‘ режим управления диафрагмой. |
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) | 0.55 м, максимальный коэффициент увеличения составляет 1:7.35 (приблизительно) |
Вес | 270 г (приблизительно) |
Оптическая схема | 6 элементов в 4 группах. Оптическая схема типа ‘Planar’ (Планар) Оптическая схема была скопирована с объектива Carl Zeiss Jena Biotat 2/58 с пересчетом на советское оптическое стекло. Эту же оптическую схему используют и другие модификации Гелиос/Helios 44 2/58, а также все модификации Biotar 2/58. |
Бленда | вкручивается в передний светофильтр, маркировка оригинальной бленды не найдена. |
Страна изготовитель | MADE IN USSR (СССР), сделано на КМЗ. |
Период | Точный период неизвестен. Экземпляр из обзора изготовлен 1978. |
Цена | Стоимость подобного объектива колеблется от 10 до 25 у.е. Цены на современные объективы Helios можно посмотреть по этой ссылке. |
HELIOS-44M 2/58 обладает переключателем режима работы диафрагмы M/A, с его помощью можно выбрать ручное или автоматическое (полуавтоматическое) управление диафрагмой (только с камерами, которые поддерживают моргающую автоматическую диафрагму). Кольцо управление диафрагмой позволяет задавать только фиксированные значения диафрагмы (значения F указаны в таблице выше). Жаль, но как у многих других советских объективов — лепестки диафрагмы не зачернены, блестят и покрыты маслом, что может негативно сказаться на контрасте создаваемого изображения.
Кольцо фокусировки вращается на 220 градусов, ход кольца плавный. Кольца диафрагмы и фокусировки металлические с ребрами и прожилками для удобного хвата. Ручная наводка на резкость удобная. Во время фокусировки передняя линза не вращается, только удлиняется оправа корпуса (примерно на 1 см).
Объектив использует простое химическое просветление и слабо переносит боковой и контровой свет. Также у HELIOS-44M 2/58 не зачернены или плохо зачернены фаски линз, что тоже плохо сказывается на контрасте создаваемого изображения.
Объектив из обзора в центре кадра посредственный на F/2.0. На прикрытых диафрагмах края и углы изображения приходят в норму. Как и другие объективы семейства Гелиос-44, версия HELIOS-44M 2/58 подкручивает задний фон (легендарное ‘крученое боке’ объективов из данной линейки).
Снимки в галереи ниже были получены с помощью Canon EOS DIGITAL Rebel XSi и переходника M42-Canon EOS (переходник с чипом, запрограммированным на F/1.4). Фото без обработки, накамерный JPEG.
Скачать исходные файлы в формате JPEG можно по этой ссылке (47 файлов в формате ‘.JPG’, 300 МБ). В обработке несколько фото: 1, 2, 3.
Когда-то у меня был еще один такой объектив, но с другим серийным номером. Его обзора у меня не было, так как он выступал подарком в одной из моих акций. Выглядел он вот так:
Снимки с него в галереи ниже были получены с помощью полноформатной камеры Nikon D700 и переходника M42-Nikon F без чипа и линзы с небольшой обработкой.
Как использовать с современными фотоаппаратами?
Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Переходники (адаптеры) с чипом дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции.
Для зеркальных фотоаппаратов
- CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
- NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
- PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
- SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
- OLYMPUS / PANASONIC: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.
Для беззеркальных фотоаппаратов
- SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sonye Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
- OLYMPUS / PANASONIC / KODAK / XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
- CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
- CANON R: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
- NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
- NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
- FUJIFILM: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
- SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
- PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
- SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
- LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.
Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).
В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Все мои обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 13 лепестков, М39, серебристый, №0220423]
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, М39, серебристый]
- Гелиос-44 1:2 F=5,8 см П [КМЗ с замененными линзами, №0007220, обзор объектива от читателя Радоживы]
- HELIOS-44M 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, серийный номер 7843528]
- HELIOS-44M 2/58 [завод ‘Юпитер’, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 8027170]
- HELIOS-44-2 2/58 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 83052779]
- МС Гелиос 44-3 2/58 [ММЗ, 8 лепестков, 8619437, 9167912]
- MC Helios-44M-4 2/58
- Helios-44K-4 58mm 1:2 [КМЗ, 6 лепестков, Pentax K]
- MC Helios-44M-4 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков] + обзор автофокусной версии
- MC Helios-44M-5 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-6 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-7 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:
- Carl Zeiss Jena Biotar 1:2 f=5,8cm T [17 лепестков диафрагмы, М42]
- Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 T [12 лепестков диафрагмы, М42]
Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке.
HELIOS-44M 2/58 завода КМЗ. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS с чипом.
Итоги
HELIOS-44M 2/58 — ничем особым не отличается от миллионов подобных ему объективов семейства Гелиос-44. Привлекает низкой ценой и доступностью на вторичном рынке. Для ознакомления (чтобы ‘поиграться со светосильным объективом’) я рекомендую более распространенную и порой более дешевую версию — HELIOS-44-2 2/58. Я люблю Гелиосы, на просторах постсоветского пространства очень сложно найти более дешевый вариант светосильного объектива с такой интересной картинкой.
Материал подготовил Аркадий Шаповал.
radojuva.com
Гелиос 40-2: тест объектива | Яркий фотомаркет | www.yarkiy.ru
Особенности рисунка Гелиос 40-2
Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.
В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/1,5, 1/4000 с
В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.
Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 50, f/1,5, 1/400 с
Это он позже будет представлен под именем Гелиос-40 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.
Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.
Фото: Влад Шутов
Canon EOS 5D Mark III / Гелиос 40-2 Установки: ISO 320, f/2, 1/2500 с
Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.
Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/2, 1/640 с
А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 Установки:ISO 100, f/2, 1/640 с
Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.
Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/30 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/25 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2,8, 1/15 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/4, 1/8 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/4 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/8, 1/2 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/11, 1 сФормальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 400, f/1,5, 1/160 с
Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/2, 1/400 с
Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с
Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 200, f/1,5, 1/6400 сАналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/1,5, 1/3200 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2,8, 1/1250 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/4, 1/800 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/400 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/8, 1/200 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/11, 1/100 сДаже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/1,5, 1/250 сА вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/1,5, 1/1250 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/1000 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2,8, 1/640 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/4, 1/320 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/160 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/8, 1/80 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/11, 1/40 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/16, 1/20 с Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/22, 1/10 сВо-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке!!! Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки:ISO 100, f/1,5, 1/500 с
Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/125 с
Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/400 с
Особенности конструкции Гелиос 40-2
К нам на тест попал самый современный из Гелиосов. Его серийный номер начинается с цифры 18 — традиционно для продукции Красногорского завода так обозначается год выпуска. Поэтому его конструкция несколько отличается от более старых версий. В ней появился пластик, которым отделано фокусировочное кольцо. Он сразу с завода оснащён хвостовиком под байонет Canon, а в его полном названии присутствует буква «C» — Гелиос 40-2-С. Выпускается также версия под байонет Nikon F. Никаких переходников с М42 больше не требуется.
Однако на этом приспособленность для работы с современными камерами заканчивается. Электроники в объективе нет — только стекло, металл и пластик снаружи. Значение диафрагмы в камеру не передаётся и не записывается в EXIF. Фотоаппарат даже не догадывается о том, что на него установлен объектив. Поэтому с рядом камер подтверждение фокусировки работать не будет.
Ручная фокусировка с Гелиос 40-2 — это вызов себе. Из-за слабого матирования фокусировочных экранов современных зеркальных камер оценить резкость по оптическому видоискателю будет сложно. В выигрышной позиции оказываются те, кто фокусируется в режиме Live View с использованием пикинга или фокусировочной лупы. В любом случае, нужно быть готовым к большому количеству брака по фокусу. И не стоит забывать, что звенящая резкость с мягкорисующей оптикой — это не совсем то, чего стоит ожидать.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с
Но один совет по фокусировке мы всё же дадим. Лучшие результаты у нас получались при серийной съёмке, когда кольцо фокуса непрерывно вращалось около предполагаемой точки резкости. В серии обязательно оказывались удачные кадры. Ведь ход кольца фокусировки у объектива очень большой и плавный, как и положено подобной оптике. Кстати, это даёт возможность использовать Гелиос 40-2 ещё и для видеосъёмки.
Весьма специфично организовано управление диафрагмой. Здесь за её установку отвечают два кольца — конструкция пришла к нам из тех времен, когда не было не то что электронного управления, но и механизма прыгающей диафрагмы как такового. Сначала нужно выставить желаемое значение диафрагмы промаркированным кольцом со ступенчатым ходом, а потом физически закрыть диафрагму до нужного значения кольцом с плавным ходом. С одной стороны, это позволяет строить кадр через видоискатель с открытой диафрагмой, а перед съёмкой закрывать её, не глядя, до предустановленного значения. С другой — это может запутать новичков. Одно можно сказать точно: возможность плавного и бесступенчатого закрытия диафрагмы оценят видеографы.
Фото: Влад Шутов
ILCE-7RM3 / Гелиос 40-2 Установки: ISO 2000, f/5,6, 1/250 с
Выводы
Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, неповторимом и самобытном рисунке. Безусловно, это объектив с характером: ручная фокусировка не даст вам расслабиться ни на секунду.
Рисунок может меняться в зависимости от условий съёмки — дистанции фокусировки, освещённости и структуры фона. Получить два одинаковых кадра очень трудно. При этом на снимках может присутствовать софт-эффект, неоднородность заполнения бликов, закрученность боке, в контровом свете падает контраст.
www.yarkiy.ru
Многоликий ГЕЛИОС-44. Все модификации объектива Гелиос-44
Объективов ‘ГЕЛИОС-44’ существует такое большое количество и разнообразие, что порой можно среди них потеряться и больше никогда не найтись. В данной статье показаны основные версии и модификации таких объективов.
Тысяча и одна ночь с ГЕЛИОС-44
Объективы ГЕЛИОС-44 выпускались на нескольких заводах:
- КМЗ — Красногорский Механический Завод
- ММЗ — Минский Механический Завод имени С. И. Вавилова, с 1971 ставший БелОМО (Белорусское Оптико-Механическое Объединение)
- Оптико-механический завод ‘Юпитер‘, Валдай.
- Завод ‘Зенит’, Вилейка
Завод изготовитель объектива очень легко определить по логотипу:
Логотипы, под которыми выпускались объективы марки ГЕЛИОС-44
Генеалогическое дерево объективов ГЕЛИОС-44 я выполнил по заводам изготовителям. В основном, разные объективы ГЕЛИОС-44 отличаются такими вещами:
- заводом изготовителем
- посадочной резьбой или байонетом
- оправой корпуса
- наличием репетира диафрагмы
- наличием кольца предустановки диафрагмы
- наличием мультипросветления (маркировка ‘МС’)
- именами, написанными на латыни или кириллице
- кучей других мелочей 🙂
В данной статье имена и обозначения объективов указаны максимально приближенно к тому начертанию, которое имеется на оправе корпуса. Потому здесь ’58мм 1:2′ и ‘2/58’ считаются разными версиями. Обратите внимание, что для облегчения идентификации объективов, добавления новых версий, а также точного и быстрого понимания, про какую модификацию идет речь, я ввел свою дополнительную нумерацию объективов, начинающуюся с буквы ‘h’ (h2xx — КМЗ, h3xx — ММЗ, h4xx — Юпитер).
БТК 1:2 F=5,8см П h201 — БТК расшифровывается как БиоТар Красногорский, самая первая версия объектива, является копией Carl Zeiss Jena Biotar 2/58. Скорее всего изготавливался из немецких заготовок стекла. В дальнейшем, объективы под именем ГЕЛИОС-44 выпускались по пересчитанной оптической схеме под отечественный сорт оптического стекла. Использует 13 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в белом корпусе. Представляет большую коллекционную ценность, так как БТК 1:2 F=5,8см П был больше опытным чем массовым образцом.
ГЕЛИОС-44 1:2 F=5,8см П h202 — Использует 13 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в белом корпусе. Буква ‘П’ отвечает за ‘П’росветленную оптику (простое химическое просветление), в дальнейшем эту букву не писали. От версии h205 отличается минимальной диафрагмой, которая составляет F/22.
ГЕЛИОС-44 2/58 h203 — объектив с байонетным креплением для фотоаппаратов ‘СТАРТ’. 13 лепестков диафрагмы, белый корпус. Объективы для фотоаппаратов ‘Старт’ отличаются от остальных модификаций Гелиосов-44 дополнительной кнопкой на корпусе.
HELIOS-44 2/58 h203-a — объектив с байонетным креплением для фотоаппаратов ‘СТАРТ’. Отличается от h203 тем, что имя написано латинскими буквами.
ГЕЛИОС-44 1:2 F=5,8см П h203-b — объектив с байонетным креплением для фотоаппаратов ‘СТАРТ’. Отличается от h203 тем, что по другому указаны параметры объектива.
ГЕЛИОС-44 2/58 h204 — объектив с байонетным креплением для фотоаппаратов ‘СТАРТ’. 8 лепестков диафрагмы, белый корпус. Отличается от h203 количеством лепестков диафрагмы.
Фотографий нет.
ГЕЛИОС-44 2/58 h205 — Использует 13 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в белом корпусе. От версии h202 отличается минимальной диафрагмой, которая составляет F/16, а также оправой корпуса. Обзор этой модификации можно посмотреть здесь.
HELIOS-44 2/58 h206 — Использует 13 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в белом корпусе. Отличается от h205 тем, что имя написано латинскими буквами.
ГЕЛИОС-44 2/58 h207 — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в белом корпусе. Корпус похож на h205/106. Обзор этой модификации можно посмотреть здесь.
ГЕЛИОС-44 2/58 h208 — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в черном корпусе. От h207 отличается только цветом корпуса.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода КМЗ с написанием имени кириллицей и не было.
HELIOS-44 2/58 h208-a — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M39х1/45,2 в черном корпусе. От h208 отличается только написанием имени.
ГЕЛИОС-44-2 2/58 h209 — Использует 8 лепестковую диафрагму, первая модификация с резьбой M42х1/45,5.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода КМЗ с написанием имени кириллицей и не было.
HELIOS-44-2 2/58 h209-a — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. От h209 отличается только написанием имени.
ГЕЛИОС-44М 2/58 h210 — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Первый объектив с Моргающей диафрагмой, от чего в название добавили букву ‘M’.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода КМЗ с написанием имени кириллицей и не было.
HELIOS-44M 2/58 h211 — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5.
МС ГЕЛИОС-44М 2/58 h212 — Использует 8 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Версия h210/h211 с мультипросветленной оптикой
Гелиос-44М-4 2/58 h213 — Использует 6 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5.
HELIOS-44М-4 2/58 h213-a — Использует 6 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Без репетира/переключателя диафрагмы. Отличается от h215 только написанием имени.
Гелиос-44М-4 2/58 h215 — Использует 6 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Без репетира/переключателя диафрагмы.
Фото отсутствует.
МС Гелиос-44М-4 2/58 h277 — Использует 6 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Без репетира диафрагмы. Добавлено мультипросветление.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода КМЗ с написанием имени кириллицей и не было.
MC HELIOS 44М-4 2/58 h218 — Использует 6 лепестковую диафрагму, резьба M42х1/45,5. Без репетира диафрагмы. В имени нет черточки между ‘Helios’ и ’44M-4′.
ЗЕНИТ Гелиос-44К-4 58мм 1:2 h216 — версия с байонетом Pentax K. Современный корпус.
ZENIT MC HELIOS-44К-4 58мм 1:2 h214 — версия с байонетом Pentax K. Современный корпус. От h216 отличается мультипросветленной оптикой и другим написанием имени.
ZENIT-IR 2/58 MOONLIGHT PRODUCTS INC h219 — неизвестная для меня версия объектива, скорее всего для специальных приборов.
AUTO COSMOGON 1:2 F=58mm h220 — неизвестная для меня версия объектива.
Гелиос-44-1 2/58 h221-a — объектив для камер ЗЕНИТ-7.
HELIOS 44-1 2/58 h221 — для камер ЗЕНИТ-7. от h221-a отличается написанием имени.
Гелиос-44-Д 2/58 h224 — для камер Зенит-Д со специфическим байонетом.
Гелиос44-7 2/58 h222 — объектив для камер ЗЕНИТ-7, черный.
Гелиос44-7 2/58 h223 — объектив для камер ЗЕНИТ-7, зебра
Гелиос-44 2/58 h301 — 8 лепестков, белый корпус, резьба M39х1/45,2.
Гелиос-44 2/58 h301-a — 8 лепестков, белый корпус, резьба M39х1/45,2. От версии h301 отличается только написанием имени объектива.
Гелиос-44 2/58 h302 — 8 лепестков, зебра, резьба M39х1/45,2.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода ММЗ с написанием имени кириллицей и не было.
Гелиос-44 2/58 h302-a — 8 лепестков, зебра, резьба M39х1/45,2. От версии h301 отличается корпусом.
Helios-44-2 2/58 h303-a — 8 лепестков, зебра, ранняя оправа корпуса, резьба M42х1/45,5.
Гелиос 44-2 2/58 h303 — 8 лепестков, черный, резьба M42х1/45,5. Нет черточки между ‘Гелиос’ и ’44-2′
Гелиос-44-2 2/58 h304 — 8 лепестков, черный, резьба M42х1/45,5. Обзор данной модификации можно посмотреть здесь.
HELIOS-44-2 2/58 h304-a — 8 лепестков, черный, резьба M42х1/45,5. От версии h304 отличается только написанием имени объектива.
Гелиос-44-2 2/58 h304-b — новый дизайн корпуса, похож на h305-a
МС Гелиос-44-3М 2/58 h305 — черный, резьба M42х1/45,5, мультипросветленная оптика.
МС Гелиос 44-3 2/58 h305-a — черный, резьба M42х1/45,5, мультипросветленная оптика. Нет черточки между ‘Гелиос’ и ’44-3′ Обзор данной модификации можно посмотреть здесь.
Гелиос-44М 2/58 h306 — единственная версия от ММЗ с моргающей диафрагмой.
На заводе Валдай объективы выпускались сразу и только под резьбу M42х1/45,5. На этом заводе Гелиосы начали выпускать приблизительно с 1969.
HELIOS-44-2 2/58 h401 — первый объектив ‘Гелиос-44’ завода ‘Юпитер’.
Гелиос-44-2 2/58 h402 — похож на h401, но с измененным корпусом.
Фотографий нет.
Гелиос-44-2 2/58 h403 — похож на h401, но с измененным корпусом, легко определить по красным меткам диафрагмы
Фотографий нет.
Helios-44М 2/58 h401-a — моргающая диафрагма. 6 лепестков
Helios-44М 2/58 h401-b — моргающая диафрагма. 8 лепестков.
Гелиос-44М-4 2/58 h404 — с моргающей диафрагмой.
Фотографий нет. Возможно варианта от завода Юпитер с написанием имени кириллицей и не было.
Helios-44М-4 2/58 h405 — с моргающей диафрагмой.
ZENIT MC HELIOS-44М-4 58mm 1:2 h406 — первая мультипросветленная версия завода Валдай. Посмотреть вид объектива можно здесь.
ZENIT MC HELIOS-44М-5 58mm 1:2 h407 — мультипросветленная версия завода Валдай. Посмотреть вид объектива можно здесь.
ZENIT MC HELIOS-44М-5 58mm 1:2 h407-a — по сравнению с h407 имеет измененное кольцо фокусировки.
ZENIT MC HELIOS-44М-6 58mm 1:2 h408 — мультипросветленная версия завода Валдай. Посмотреть вид объектива можно здесь.
ZENIT MC HELIOS-44М-6 58mm 1:2 h408-a — в отличии от h408 имеет матовые лепестки диафрагмы.
ZENIT MC HELIOS-44М-6 58mm 1:2 h408-b — в отличии от h408 имеет другое кольцо фокусировки
ZENIT MC HELIOS-44М-7 58mm 1:2 h409 — мультипросветленная версия завода Валдай. Посмотреть вид объектива можно здесь.
Нашелся вот здесь еще один необычный экземпляр который, судя по логотипу, сделан на оптико-механическом заводе «Зенит», Вилейка, Республика Беларуь.
ZENIT MC HELIOS-44М-5 58мм 1:2 h501 — M42х1/45,5, черный корпус
Я уверен, что модификаций гораздо больше. Если вы знаете полезную информацию по какой-то модификации, пожалуйста, указывайте ее порядковый номер hxxx, в комментариях описывайте отличительные свойства, а также прикрепляйте фотографии с ее видом. Новые модификации я буду добавлять только если есть фотографии, где отчетливо видно, что модификация отличается от уже существующих.
В дальнейшем эта статья будет дорабатываться. Не нужно в комментариях писать ‘а у меня вот такой, его здесь нет’. Лучше пришлите в комментарии информацию про него, я ее добавлю.
Все мои обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 13 лепестков, М39, серебристый, №0220423]
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, М39, серебристый]
- Гелиос-44 1:2 F=5,8 см П [КМЗ с замененными линзами, №0007220, обзор объектива от читателя Радоживы]
- HELIOS-44M 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, серийный номер 7843528]
- HELIOS-44M 2/58 [завод ‘Юпитер’, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 8027170]
- HELIOS-44-2 2/58 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 83052779]
- МС Гелиос 44-3 2/58 [ММЗ, 8 лепестков, 8619437, 9167912]
- MC Helios-44M-4 2/58
- Helios-44K-4 58mm 1:2 [КМЗ, 6 лепестков, Pentax K]
- MC Helios-44M-4 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков] + обзор автофокусной версии
- MC Helios-44M-5 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-6 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-7 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:
- Carl Zeiss Jena Biotar 1:2 f=5,8cm T [17 лепестков диафрагмы, М42]
- Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 T [12 лепестков диафрагмы, М42]
Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
radojuva.com
Объектив Гелиос-44 (М39) обзор — Фототехника СССР
Штатный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов.
Создан на основе объектива Biotar 2/58 (Carl Zeiss Jena), первоначально назывался «БТК» — «БиоТар Красногорский».
Гелиос-44 является самым массовым объективом КМЗ, т.к. им комплектовалось большинство зеркальный фотоаппаратов этого производителя.
Гелиос-44 — один из самых массовых объективов в мире. Он выпускался во множестве разновидностей и вариантов на нескольких предприятиях в СССР.
В обзоре представлена версия под резьбу М39, произведенная на КМЗ.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 58 мм
Угол поля зрения: 40° 28′
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,2 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 13
Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — есть
Ближний предел фокусировки — 0,5 м
Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M49×0,5
для надевающихся насадок — ∅51 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 35/14 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,08
Вес — 225 грамм
Просветление химическое однослойное желтого цвета.
Компоновка Гелиос-44 является классической для объективов к зеркальным фотоаппаратам с резьбой М39.
Самое близкое к камере кольцо — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время прикручивания и откручивания от камеры.
Чуть дальше от корпуса— фокусировачное кольцо. Форма кольца очень типична для того времени — гибрид гайки и шестеренки.
Благодаря форме пользоваться им удобно, благо оно расположено не вплотную к камере, но на фото видно, что само кольцо значительно шире, чем та его часть, которая имеет рифленый накат.
На практике под пальцы ложится как раз гладкая часть кольца, а к рифлению нужно тянуться. Можно было бы сделать рифленую часть и немного пошире.
Полный ход геликоида — длинный — под 280 градусов.
Управление диафрагмой довольно своеобразно. Объектив снабжен кольцом предустановки диафрагмы.
Это — самое дальнее от камеры кольцо. Вращается оно с фиксацией на значениях диафрагмы. Но сама диафрагма при этом не меняется.
Кольцо расположено очень близко к краю, оно тонкое и рифлением покрыто не по всей окружности.
Непосвященный человек может и не понять, что это — отдельное кольцо со своим важным функционалом.
За непосредственно изменение диафрагмы отвечает третье от камеры кольцо . Этим кольцом можно изменить величину диафрагмы от f2 до того значения, которое выставлено передним кольцом предустановки.
Логика тут простая. Сначала мы выбираем ту диафрагму, на которой хотим снимать. И выставляем ее передним кольцом. Затем мы фокусируемся на открытой диафрагме. Да далее, поймав момент — не отрываясь от окуляра и не глядя на шкалы— просто поворачиваем кольцо до упора в сторону закрытия диафрагмы и жмем на спуск.
Но при этом, при повороте кольца в сторону от большего числа диафрагмы к меньшему, — фактически диафрагма будет закрываться! И наоборот.
Это — нормально и ничего не сломалось.
Лепестков диафрагмы 13 штук. Лепестки черные матовые. На всех значениях они образуют абсолютно ровные круги.
Совсем мало объективов в СССР могли похвастаться таким количеством лепестков. 13 — это очень много. Не рекорд, но для ШТАТНИКА — это просто шикарно!
Более поздние модификации Гелиоса-44 имели уже существенно меньше лепестков диафрагмы.
Гелиос-44 — объектив светосильный. Не запредельно светосильный для такого ФР, но вполне достаточно светосильный для 99% сюжетов.
Гелиос-44 в варианте с резьбой М39 — можно использовать на цифровых камерах. Но есть несколько тонкостей.
Об этих тонкостях более подробно написано в статье, посвященной резьбовому креплению М39.
Тут скажу только, что на Nikon с безлинзовым переходником Гелиос-44 из обзора будет фокусироваться только с расстояния не более 120 сантиметров.
Это, конечно, довольно узкая область применения, но плечевой портрет на полном кадре снимать можно без проблем. А для чего еще использовать сейчас такой объектив?
Стоит ли покупать Гелиос-44?
Однозначно, Гелиос-44 должен иметь каждый, кто интересуется использованием советской оптики. Это не просто объектив, это — целая эпоха.
Гелиос-44 — объектив замечательный. Не зря его предком был Carl Zeiss Jena Biotar 2/58.
Это семейство объективов дает резкую картинку, начиная с самой открытой диафрагмы. При этом картинка будет достаточно мягкой — портретной.
Гелиос-44 обладает фирменным характером боке — оно немного закрученное.
P2123006Светосила, резкость, мягкость, 13 лепестков диафрагмы, красивое размытие, длинный ход геликоида — все это делает Гелиос-44 отличным портретником.
Для этих целей его и покупают сейчас. Причем на кропе, при удлинении ЭФР использовать Гелиос-44 для портретной съемки станет даже удобнее.
Модификаций этого объектива множество и покупка именно версии под резьбу М39 — не обязательно лучший вариант.
С одной стороны, более поздние версии имеют уже имидж «ширпотреба» (не очень заслуженно, строго говоря). С другой — исправная и опрятная версия белого М39 сейчас встречается довольно редко и потому стоит недешево.
Если вам нужно максимум качества при минимуме затрат — лучше остановиться на иной модификации Гелиос-44. О таких мы поговорим позже. Следите за анонсами.
Тестовые снимки:
Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Выбрать переходник для своей камеры вам поможет табличка.
Переходник М39-М42 вам понадобится дополнительно во всех случаях.
Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.
Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.
После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.
За переходники, указанные в таблице вы также можете получить кэшбэк. Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.
fotoussr.ru
Обзор Гелиос-44 2/58 (8 лепестков). Видеообзор Гелиос 44.
Обзор Гелиос-44 2/58 (8 лепестков)
Существует огромнейшее количество объективов семейства ‘Гелиос-44’. В данном обзоре представлен объектив Гелиос-44 2/58 с белой металлической оправой корпуса, 8-ю лепестками диафрагмы и посадочной резьбой М39. Изготовлен на Красногорском заводе, серийный №0252188. Этот объектив практически аналогичен Гелиос-44 2/58, отличие состоит только в количестве лепестков диафрагмы.
Видеообзор можно посмотреть на моем канале YouTube:
Все, что описано в обзоре про Гелиос-44 2/58 можно отнести и к Гелиос-44 2/58 из данного обзора. Я не стал ничего детально описывать из-за схожести объективов.
Гелиос-44 на современной камере
Именно объективы ‘Гелиос-44 2/58’ (без других буковок в названии) встречаются в белой и черной оправе корпуса, кроме цвета оправы объективы ничем не отличаются. Объективы Гелиос-44 2/58 выпускались в Красногорске (КМЗ) и в Минске (ММЗ), завод-изготовитель можно узнать по логотипу. Есть экспортные варианты объектива с названием ‘Helios-44 2/58’ made in USSR, а еще есть объективы с буквой ‘П’ в названии, а само название может быть записано как ‘Гелиос-44 1:2 F=5,8cm П‘.
Гелиос-44, один из первых
Все мои обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 13 лепестков, М39, серебристый, №0220423]
- Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, М39, серебристый]
- Гелиос-44 1:2 F=5,8 см П [КМЗ с замененными линзами, №0007220, обзор объектива от читателя Радоживы]
- HELIOS-44M 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, серийный номер 7843528]
- HELIOS-44M 2/58 [завод ‘Юпитер’, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 8027170]
- HELIOS-44-2 2/58 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 83052779]
- МС Гелиос 44-3 2/58 [ММЗ, 8 лепестков, 8619437, 9167912]
- MC Helios-44M-4 2/58
- Helios-44K-4 58mm 1:2 [КМЗ, 6 лепестков, Pentax K]
- MC Helios-44M-4 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков] + обзор автофокусной версии
- MC Helios-44M-5 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-6 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
- MC Helios-44M-7 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:
- Carl Zeiss Jena Biotar 1:2 f=5,8cm T [17 лепестков диафрагмы, М42]
- Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 T [12 лепестков диафрагмы, М42]
Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке.
Просветление передней и задней линзы Гелиос-44
Примеры фотографий
Фото без обработки. Все снято на Canon 350D с помощью двух переходников: М39-М42 + М42-Canon EOS.
Примеры фото на полноформатную камеру Nikon D700 (снято с помощью двух переходников: М39-М42 + М42-Nikon).
Примеры фото на полноформатную камеру Sony a7R (снято с помощью аж трех переходников: М39-М42 + М42-Canon + Canon EF — Sony E ).
Вот ссылка на архив с оригиналами — 738 МБ, 21 фото в формате .ARW (RAW)
Как использовать с современными фотоаппаратами?
Объективы с посадочной резьбой M39 (для зеркальных камер, M39 X 1/45.2), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com.
Для использования на современных цифровых зеркальных камерах Canon EOS нужен переходник M39-Canon EOS, купить такой переходник (адаптер) можно здесь. Также, переходник M39-Canon EOS можно легко заменить двумя переходникам: M42-Canon EOS + M39-M42. Детальную информацию по использованию подобных объективов с любыми камерами Canon EOS найдете здесь.
Для использования на зеркальных камерах Nikon нужен переходник M39-Nikon F, купить такой переходник (адаптер) без линзы и чипа можно здесь. Также, один переходник M39-Nikon F можно легко заменить двумя переходникам: M42-Nikon F + M39-M42. Детальную информацию по использованию подобных объективов с любыми современными камерами Nikon найдете здесь.
Как использовать данный объектив с камерами других систем (Pentax, Sony, Fujifilm, Olympus, Panasonic, Samsung, Sigma и т.д.) — спросите в комментариях и вам обязательно подскажут. Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой пользователь).
В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Вид Гелиос-44 сбоку и вид отверстия диафрагмы
Интересные исторические факты и размышления об истории Гелиосов-44:
Все Г-44, начиная с самых первых от КМЗ и заканчивая самыми последними модификациями, изготовлены из одних и тех же сортов лыткаринского оптического стекла без применения СТК (сверхтяжелых кронов). Другое дело, что, наверное, при Сталине и какое-то время при Хрущеве варили стекло более тщательно, чем при Лёлике (оптическое стекло относится к оборонке!). В начале перестройки была задействована госприемка и качество сборки оптики стало несколько лучше.
Предшественником Г-44 был БТК-2/58 («Биотар Красногорский»), который действительно делали в Красногорске по немецким чертежам Биотара из Шоттовского стекла. Но Г-44 из него никогда не делали. Заготовки Шоттовских стекол были вывезены из Иены после капитуляции Германии вместе с немецкими инженерами и рабочими-оптиками, которые учили наших в Красногорске и в Киеве на Арсенале.
Валентин Калениченко.
Если есть полезная информация про Гелиосы, делитесь ею в комментариях. Там же можно оставлять и впечатления про объектив.
Ознакомление с советскими объективами марки ‘Гелиос’ я рекомендую начать с недорогого и распространенного объектива Гелиос-44-2 2/58 (он же HELIOS-44-2 2/58). По следующим ссылкам можно глянуть на современные объективы ZENITAR и HELIOS.
Материал подготовил Аркадий Шаповал.
radojuva.com