Градиентный фильтр для объектива: Градиентный фильтр: серый, нейтральный – как выбрать и правила использования

Содержание

Градиентный фильтр: серый, нейтральный – как выбрать и правила использования

В арсенале любого профессионального фотографа обязательно должен иметься градиентный фильтр, который поможет сделать фотографию с яркими и темными объектами менее контрастной и обеспечит адекватную светопередачу светлых участков картинки. Чаще всего градиентный светофильтр используется для пейзажной съемки, в которой обычно присутствуют контрастные переходы.

 

 

 

Что такое градиентный фильтр и для чего он предназначен?

Градиентный фильтр для объектива – это специальный фото аксессуар, выполненный из стекла или пластика, который наполовину затемнен. Его основное предназначение – обеспечить во время съемки попадание света на определенную часть снимка. Само затемнение имеет плавный переход от одного края к другому. Конструкция монтируется на объектив при помощи резьбы или за счет специальных креплений. Такой фильтр для фотоаппарата может быть различных типов:

  • Форма. Градиентные фильтры бывают круглой и квадратной (прямоугольной) формы. Конструкция первых включает резьбу для накрутки непосредственно на объектив фотоаппарата. Для использования вторых необходим специальный объективный держатель.
  • Материал. Градиентники выпускаются из стекла или пластика. Стеклянные аксессуары более хрупкие, но могут иметь многослойное просветление, пластиковые отличаются износостойкостью и практичностью.
  • Цвет. Самым востребованным считается серый нейтральный градиентный фильтр. Существует также огромное количество цветовых вариаций, которые помогают придавать определенной части снимка самый нестандартный оттенок. При использовании градиентного фильтра с держателем, можно применять сразу несколько градиентников
  • Тип градиента. Он может быть плавным, жестким и риверсивным. В первом случае затемнение выполнено равномерно, от большего к меньшему. Во втором – зоны имеют жесткую границу. В риверсивном фильтре имеется жесткая граница, а осветление выполнено от середины к верхней части.

Плотность или степень затемнения каждый производитель обозначает по своему, поэтому прежде чем купить градиентный фильтр, стоит сравнить модели и выбрать предпочитаемый вариант.

Правила использования градиентного фильтра

Как правило, при съемке пейзажа, в кадре верхняя половина более яркая, а нижняя – темная. Если при этом не использовать специальных аксессуаров, то можно получить фотографию со сплошным светлым небом и темным пятном на месте земли. За счет градиентного фильтра уменьшается переход между разными по яркости объектами. При этом фотография хорошо передает тональность, богатство палитры неба и позволяет сохранить четкость темных участков.

Во время дневной съемки большую часть времени верхняя область кадра (небо) будет более яркой. В зависимости от погодных условий и местности эта разница может быть достаточно существенной, и не вмещаться в динамические параметры камеры. Из-за этого на фотографии будут присутствовать пересвеченные участки или области с недостаточным экспонированием.

Использовать градиентный фильтр необходимо затемненной частью на светлом элементе или объекте (небе). Это можно делать при фотографировании восхода или заката в период «золотого» часа или любых других случаях.

На первый взгляд может показаться, что применение градиентника не оправдано, и исправить изображение можно программным способом. Но, стоит учитывать такие нюансы:

  1. Если матрица имеет динамический диапазон меньше, чем необходимо для фотографирования, с помощью градиентного фильтра можно приглушить яркость и лучше проработать темные участки.
  2. Градиентный фильтр позволяет сделать качественное фото, которое не нуждается в обработке выбранной области, тем более, что такое редактирование может ухудшить качество картинки.
  3. При большом фокусном расстоянии снижается эффективность градиентника.
  4. Использование нескольких фильтров автоматически увеличивает время экспозиции.

Градиентный фильтр – недорогой аксессуар, отличающийся универсальностью и практичностью. Он незаменим при пейзажной съемке и поможет улучшить качество фотографии без необходимости проведения сложной программной обработки.

Особенности выбора

Хотите, чтобы в пейзажах была сбалансирована яркость? Тогда стоит обязательно использовать градиентный фильтр. Правила выбора хорошего аксессуара:

  • Конечно, можно использовать градиентник с резьбовой оправой, но такое приспособление за счет зафиксированного участка перехода не дает возможности подстраиваться под особенности картинки. Пластинчатые фильтры имеют специальное крепление, которое позволяет устанавливать аксессуар и регулировать его так, как нужно.
  • При необходимости приукрасить цвета при съемке можно пользоваться цветными градиентниками, во всех остальных случаях стоит использовать нейтрально серый градиентный фильтр.
  • Переход между затемнениями. Он может быть резким или мягким. Первый используется чаще всего с телеобъективами, для широкоугольных объективов – оптимальный вариант с мягким переходом.
  • Степень затемнения. Ослабление светового потока может быть двухкратным, четырехкратным или восьмикратным. В идеальном случае необходимо наличие полного комплекта фильтров, но большинство потребностей пейзажного снимка можно перекрыть градиентным фильтром с четырехкратным затемнением.
  • Производители. На рынке представлено большое количество брендов, производящих градиентные фильтры. Cokin, Lee, Tian Ya – бюджетные варианты, обеспечивающие приемлемое качество при доступной цене. Модели фильтров Marumi, Schneider — более дорогие решения для использования профессионалами.

Правильно подобрав градиентный фильтр можно управлять освещенностью отдельных участков изображения, предотвратить переэкспонирование самых ярких элементов. А правильное и бережное отношение к аксессуару обеспечит его долговечность, и предотвратит наличие мелких царапин и дефектов, приводящих к ухудшению снимков.

Использование нейтральных градиентных фильтров

Градиентные нейтральные фильтры (GND) являются важным инструментом при съёмке сцен с широким динамическим диапазоном. Они являются секретом успеха пейзажных фотографов. И хотя их используют уже более ста лет, сегодня эффект градиента можно применить в цифровом виде, в процессе обработки RAW или последующего редактирования. В любом случае, понимание того, как добиться максимального эффекта от градиентных фильтров, несомненно окажет огромное влияние на качество снимков.


 
Стандартная экспозиция
 
Градиентный фильтр

Общие сведения

Когда мы окидываем взглядом пейзаж, наши глаза адаптируются к различным уровням яркости. Стандартная камера, однако, экспозицию при съёмке не меняет. Как следствие, яркие зоны могут стать блёклыми, а тёмные окажутся лишены деталей — по сравнению с тем, как их видели мы.

Хотя фотофильтры зачастую рассматривают как искусственные ухищрения, градиентные фильтры в действительности делают нечто противоположное: помогают вам получить снимок, который ближе к тому, что видят наши глаза.

+
исходная сценафильтрснимок

Принцип их действия состоит в изменении количества пропускаемого света по направлению к одной из сторон фильтра, что может быть использовано практически в любой ситуации, где яркость равномерно изменяется в одном направлении — при наличии чёткой границы, такой как горизонт, или более плавной. В общем случае, эффект сильнее наблюдается на широкоугольных снимках, прежде всего потому что они обычно покрывают соответственно более широкий диапазон яркостей.

Эти фильтры называются градиентными нейтральными, поскольку они имеют градиентный переход (1) от прозрачного до нейтрально-серого (2), и эффективная плотность (3) серого покрытия нарастает и как следствие блокирует больше света.

Градиентные фильтры влияют на два аспекта снимка:

  1. Динамический диапазон. Появляется возможность снимать сцены, диапазон яркостей которых превышает возможности камеры. Это наиболее понятное применение.
  2. Локальный контраст. Несмотря на то, что GND-фильтры обычно снижают контраст между предельно яркими и тёмными зонами, контраст в каждой из этих зон в действительности повышается* — тем самым улучшая цветность и детальность. Это преимущество является, пожалуй, наименее общеизвестным, притом именно оно максимально улучшает качество снимка.

* Это происходит потому, что предельные тона смещаются ближе к полутонам, где тональная кривая камеры имеет наибольший контраст (а наши глаза наиболее чувствительны к разнице тонов).

Второе преимущество является причиной того, что многие фотографы часто применяют градиентные фильтры, даже когда динамический диапазон сцены соответствует возможностям камеры. Таким образом можно, например, сделать облака более выразительными или заставить их выглядеть более грозно. Существует изумительное многообразие применений.

Типы градиентных фильтров

Действие отдельно взятого градиентного фильтра определяется двумя свойствами:

  1. силой. Так обозначают разницу в светопропускании одной стороны фильтра относительно другой.
  2. плавностью перехода
    . Так характеризуют смену тёмных тонов светлыми при движении от окрашенной стороны к прозрачной.

Из этих двух наиболее важной характеристикой является сила фильтра. Ниже перечислены наиболее распространённые определения силы:

СильныйСлабый

(белый = прозрачный)

Сила
(f-ступени)
 Терминология бренда:
Hoya, B+W & CokinLee, TiffenLeica
1ND2, ND2X0.3 ND2X
2ND4, ND4X0.6 ND4X
3ND8, ND8X0. 9 ND8X

вспомните, что каждая «ступень» силы уменьшает светопропускание вдвое

Какая сила вам нужна? Её можно оценить, направив камеру сперва на тёмную половину сцены и прочитав показания экспозиции, а затем наведя её на светлую половину и прочтя новые показания. Разница между двумя экспозициями и есть максимальная сила фильтра, которая вам потребуется, хотя вы наверняка захотите нечто более умеренное, чтобы получить снимок, который выглядит более реалистично.

Например, если мы используем режим приоритета диафрагмы, и экспозамер камеры оценит требуемую выдержку как 1/100 секунды для неба и 1/25 секунды для земли, вам не понадобится фильтр более мощный, чем ND2. Однако вы быстро обнаружите, что не всё сводится к игре цифр; оптимальная сила существенно зависит от предмета съёмки и того вида, который вы хотите получить.

Наиболее универсальным, пожалуй, является именно двухступенный фильтр; более слабый часто окажется слишком слабым, а более сильный может дать неправдоподобный вид.

В любом случае, зачастую совсем не сложно воспроизвести результат применения одно- или трёхступенного GND-фильтра в процессе пост-обработки снимка, сделанного с двухступенным.

Плавность перехода:
мягкий градиент → жёсткий градиент

белый = прозрачный (пропускает 100% света)

Второй важной характеристикой является плавность перехода. Большинство производителей выпускают только два типа: мягкий и жёсткий. Однако, к сожалению, эти термины не стандартизованы, и плавность может значительно варьироваться в зависимости от производителя.

В общем случае, для широкоугольных объективов требуются более жёсткие градиенты, прежде всего потому, что когда более широкий диапазон яркости попадает в кадр, яркость меняется более резко. Плавные градиенты зачастую прощают больше ошибок, когда они неоптимально расположены, однако в то же время их положение сложнее определить с помощью видоискателя.

Как использовать градиентный нейтральный фильтр

Хотя область градиента невооружённым взглядом заметна на самом фильтре, его положение зачастую намного менее очевидно при взгляде через видоискатель. Кнопка предпросмотра глубины резкости может оказаться большим подспорьем, но при этом нужно точно знать, на что смотреть.

Контролю поддаются три характеристики GND-фильтра: положение (1), сила (2) и плавность перехода (3). Из них только первая подлежит изменению после выбора фильтра, но при цифровой обработке изменению поддаются все три (подробнее об этом позже). Наведите курсор на положения фильтра, чтобы увидеть его влияние

:

Положение фильтра:оптимальноевышесильнеежёстче
без фильтранижеслабеемягче

Примечание: в примере используется очень жёсткий градиент, более жёсткий, чем настоящие
Это сделано специально, чтобы легче было определить различные положения градиента.

1) Положение. Оптимальное положение обычно близко к линии горизонта, хотя наиболее реалистичные снимки порой получаются, когда переход расположен чуть ниже. Всё же будьте внимательны: поместив градиент слишком высоко, вы создадите над горизонтом яркую полосу, а поместив его слишком низко, неестественно затемните отдалённый пейзаж. Уделите особое внимание объектом, которые превышают линию горизонта, таким как деревья или горы.

2) Сила. Выравнивание баланса между тёмными и яркими зонами может значительно улучшить снимок, но можно легко перестараться. Постарайтесь избегать нарушения тональной иерархии сцены; если небо было ярче земли, практически всегда является хорошей идеей сохранить это соотношение на снимке — если вас интересует реалистично выглядящий результат.

Примечание: на примере выше сила рассчитывается на основе того, как сильно хочется осветлить передний план (в противовес к гашению неба). Экспозиции для примеров более сильного и более слабого фильтров, как следствие, основаны на небе (что приводит к более длинной выдержке при более сильном фильтре).

3) Плавность перехода. Эта характеристика будет существенно зависеть от типа и расположения предмета съёмки. Закаты и восходы над водой, например, зачастую лучше выглядят в плавных градиентах. Если линия горизонта неровна и прерывается деревьями и горами, мягкий градиент может помочь избежать выявления GND-эффекта на этих объектах. На примере выше использование более жёсткого фильтра отлично сработало на правой части горизонта, но создало резкий переход на объектах слева.

Примечание: при использовании физического GND-фильтра плавность перехода также зависит от фокусного расстояния и диафрагмы объектива. Переход будет выглядеть намного более плавно с телеобъективами, например, поскольку градиент будет увеличен гораздо сильнее, чем широкоугольным объективом. К тому же градиент будет выглядеть более размытым в силу меньшей глубины резкости (при выбранной диафрагме).

Не бойтесь подойти к вопросу творчески. На примере выше, можно было бы добиться лучших результатов, изменив угол градиента, так чтобы он приблизительно следовал линии гор на горизонте, поднимаясь к дереву вверху слева.

Аналогично, можно накладывать несколько фильтров, чтобы учесть более комплексную геометрию освещённости.

Сложности

Пожалуй, наибольшей проблемой градиентных фильтров является ограничение вариантов перехода линией. Если в предмете съёмки наличествуют детали, пересекающие линию перехода, они могут выглядеть неравномерно и неестественно затемнёнными. К таким деталям обычно относятся деревья, вершины гор и люди.

без GND-фильтрас GND-фильтром
(тёмный камень вверху справа)

на снимке справа используется двухступенный GND-фильтр

Впрочем, даже с затемнением верхушек можно справиться, однако это требует применения других инструментов. Максимального эффекта можно добиться, используя Photoshop (или другой фоторедактор) и в нём маску слоя, с помощью которой можно вручную ретушировать зоны, требующие прибавки в экспозиции, однако этого метода по возможности следует избегать, поскольку при таком подходе зачастую сложно добиться естественности, и пост-обработка потребует гораздо больших усилий.

Цифровые фильтры по сравнению с физическими

GND-фильтры можно применять физически, помещая их перед объективом, или в цифровом виде, применяя градиент экспозиции при обработке RAW (или используя цифровое слияние нескольких экспозиций).

Пример цифрового
GND-фильтра
(Photoshop).

← 

Физический фильтр накладывает несколько больше ограничений, поскольку выбор вариантов ограничен производителями. Полученное изображение, к тому же, является результатом применения градиента, и если имело место смещение, скорректировать его будет намного сложнее.

С другой стороны, физические GND-фильтры зачастую позволяют получить результаты более высокого качества. Физический градиент затемняет избыточно яркие зоны, тогда как цифровой осветляет тёмные (усиливая тем самым визуальный шум). Как следствие, физический градиентный фильтр, требуя намного более длительной экспозиции для тёмных зон, даст в них значительно меньше шума.

Этот недостаток цифровых градиентных фильтров всегда можно обойти, сделав два снимка с разными экспозициями (и объединив их программно), однако такой подход может быть проблематичен при съёмке динамичных сюжетов. Вдобавок, мультиэкспозиция (брекетинг) требует штатива и дистанционного управления — в противном случае камера может смещаться в процессе экспозиции или между оными.

Нюансы применения физических фильтров

Если вы склонитесь к физическим градиентным фильтрам, они могут оказаться гораздо более просты в использовании, если вы найдёте фильтр правильной системы. GND-фильтры обычно монтируются одним из трёх способов:

  • Стандартный резьбовой. Используется для большинства фильтров, в том числе ультрафиолетовых и поляризующих. Однако резьбовой фильтр может быть исключительно сложно адаптировать к требуемому положению градиента.
  • Без крепления/ручной. Такой фильтр быстро и легко использовать, но обычно не удаётся сохранить положение градиента для серии снимков, и к тому же фильтр занимает руку. Вдобавок, в таком режиме очень сложно внести небольшие поправки.
  • Держатели фильтров. Обычно представляют собой адаптер, который накручивается на объектив и позволяет закрепить квадратный градиентный фильтр с возможностью его перемещения в пазах, что позволяет точно позиционировать положение градиента. Наиболее общераспространённой является система держателей фильтров Lee.

Пример фильтродержателя.
Автор снимка: scalespeeder.

Обратные градиентные фильтры. В этой вариации GND-фильтров специального применения вместо градиента от прозрачного к серому нанесен градиент от прозрачного через тёмно-серый к светло-серому. Такой фильтр может быть полезен для съёмки восходов или закатов, поскольку он позволяет затемнить иначе яркую полосу у горизонта. Впрочем, почти всегда это можно сделать позднее, при пост-обработке.

Качество изображения. Всякий раз, когда вы вносите дополнительный стеклянный элемент между предметом съёмки и сенсором камеры, вы рискуете снижением качества изображения. И хотя обычно фильтры не создают проблем, всё же на них могут быть пятна, микроцарапины и другие дефекты, которые могут снизить резкость и контраст ваших снимков. Вдоавок, многие GND-фильтры не имеют многослойного покрытия, вследствие чего могут быть больше подвержены бликам (особенно учитывая то, что они часто используются при жёстком и драматическом освещении).

Примечания и сопутствующие статьи

Градиентные нейтральные фильтры, конечно же, являются всего лишь одним из многих способов обработки сложного освещения. Есть и другие общепринятые методы, в том числе:

  • Восстановление теней/засветок. Этим инструментом можно воспользоваться при редактировании снимков, и это прекрасная альтернатива GND-фильтрам во всех случаях, когда яркость не изменяется монотонно в одном направлении (1), а динамический диапазон в целом не слишком велик (2).
  • Ожидание лучшего освещения. Если вы обнаружите, что вам нужен трёхступенный фильтр или более, задумайтесь над тем, чтобы сделать снимок в другое время дня.
  • Расширенный динамический диапазон. Если вышеописанные подходы неприменимы на практике, ещё одним популярным методом является слияние нескольких экспозиций в изображение расширенного динамического диапазона (High Dynamic Range — HDR), для чего можно использовать Photoshop, Photomatix и другие программы.

Смежные темы рассматриваются в статьях:

  • Расширенный динамический диапазон
    Ещё один мощный метод обработки сложного освещения.
  • Светофильтры: поляризаторы, UV, ND и GND
    Обзор существующих фильтров, в том числе краткие сведения о GND-фильтрах.
  • Что такое поляризационные фильтры
    Зачастую их можно использовать для снижения разницы яркости неба и земли, помимо прочего.
  • Что такое нейтральные светофильтры
    Эти фильтры уменьшают входящий свет аналогично градиентным, но равномерно по всему изображению.

Руководство для начинающих по градуированным фильтрам нейтральной плотности

Градуированный фильтр нейтральной плотности представляет собой кусок стекла или смолы, частично окрашенный, но не полностью поперек. Но почему вы должны их использовать? И какой тип вы должны получить? Читайте обзор.

Что такое градуированный фильтр нейтральной плотности?

Градуированные фильтры нейтральной плотности (также известные как Grad ND или GND) имеют градиент от темного к светлому. В зависимости от фильтра его можно прикрепить непосредственно к камере или поместить в специальный держатель, который крепится к передней части объектива. Это может затемнить часть кадра, оставив остальную часть неизменной.

Градуированный нейтральный фильтр и держатель фильтра на камере Sony

Зачем использовать градуированный нейтрально-серый фильтр?

Поместив фильтр нейтральной плотности на объектив, вы можете заблокировать свет от самой яркой части сцены, например, от неба. Например, если вы снимаете закат, небо может быть очень ярким, а передний план довольно темным.

Используя фильтр нейтральной плотности с темным, расположенным вверху, вы можете выровнять тональный диапазон в изображении и получить возможность запечатлеть весь снимок на одном изображении. В результате получаются хорошо экспонированные небо и передний план. Несмотря на то, что силуэт прекрасен, иногда хочется запечатлеть больше деталей на переднем плане.

Силуэты хороши, но иногда хочется деталей

Как это улучшит мои фотографии?

Многие пейзажные фотографы используют фильтр нейтральной плотности, особенно для восхода и заката. Но они могут быть полезны в любой ситуации, когда у вас слишком яркое небо, для таких вещей, как архитектура и недвижимость. Они особенно полезны, если есть четкое горизонтальное (или даже вертикальное) разделение между светлым и темным.

Это не означает, что вы должны постоянно оставлять их на объективе. Если в вашей сцене нет сильного яркого/темного тонального диапазона, вы можете легко обойтись без него. Использование GND также имеет дополнительное преимущество, позволяя использовать более длительные выдержки, создавая приятные эффекты размытия на ваших фотографиях. Однако именно здесь стандартный фильтр нейтральной плотности может оказаться более удобным, чем градуированный фильтр нейтральной плотности.

Использование этого метода предотвращает переэкспонирование или недоэкспонирование различных частей изображения, что не всегда удается исправить при постобработке. Или попытка сделать это приводит к слишком большому шуму и размытым областям. Захват ровного тонального диапазона и хорошо экспонированного изображения даст вам гораздо более приятное изображение без всякой болезненной обработки.

Недоэкспонированный

Переэкспонированный

Хорошо сбалансированная экспозиция

Как пользоваться фильтром Grad ND

На самом деле им довольно легко пользоваться. Для круглых фильтров вы просто прикрепляете его к передней части объектива.

Для квадратных фильтров держатель обычно навинчивается на объектив (они бывают разных диаметров). Затем стеклянный фильтр вставляется в прорези — начните с ближайшей к объективу прорези. Обычно есть винты, которые нужно затянуть, чтобы фильтр не выпал и не сломался. Убедитесь, что ваш фильтр безопасен.

Держатель фильтра привинчивается к объективу.

Затем установите штатив и измерьте расстояние от переднего плана. Попробуйте перевести камеру в ручной режим и наклонить камеру к земле.

Затем возьмите показания прибора для измерения неба и рассчитайте разницу. Если небо +2, а передний план -1, разница между небом и землей составляет 3 ступени. Используйте фильтр GND в пределах одной ступени друг от друга (в данном случае фильтр GND с двумя ступенями). Поместите его на объектив и расположите градиент над линией горизонта. В зависимости от вашего GND, у вас может быть мягкая или жесткая градуированная линия.

Наконец, выставьте передний план и сделайте снимок. Он должен быть хорошо раскрыт. Проверьте свою гистограмму, так как вам, возможно, придется внести небольшие коррективы. Это может потребовать немного практики, но оно того стоит.

Какой тип фильтра GND мне выбрать?

Я упомянул жесткий и мягкий градиенты, но какой выбрать? На самом деле есть несколько переменных, которые следует учитывать. GND с мягкими краями предлагает более постепенный переход между ясным и темным цветом, тогда как жесткий край — это короткий переход.

Жесткий фильтр полезен, если у вас есть очень четкая линия горизонта, например морской пейзаж, где горизонт — это просто вода и небо. Вы можете позволить темной части покрыть небо и расположить край градиента над линией горизонта. Вам действительно не нужен большой градиент.

Фильтр с мягкими краями предназначен для сцен без прямой линии горизонта, таких как закат над горой или лесом. Градиент позволяет затемнить небо без явной линии горизонта, вы можете расположить край примерно над горизонтом и позволить ему постепенно светлеть.

Они также различаются по мощности, на 1,2 и даже 3 стопа света. Иногда полезно иметь несколько разных. Вы также можете сложить их в большинство держателей фильтров, увеличивая зазор в более ярких и темных областях. Я также упомянул стандартные фильтры ND, в них вообще нет градиента. Они имеют одинаковую плотность сверху донизу. Отлично, если вы хотите создать длительную экспозицию воды.

Почему бы просто не использовать брекетинг?

Хороший вопрос. Брекетинг может избавить вас от всевозможных проблем с экспозицией. Некоторые из новых камер даже имеют встроенный брекетинг экспозиции и тому подобное. И он удобен в использовании, но в большинстве случаев требует постобработки.

Брекетинг также не всегда дает такие же тональные диапазоны, как при использовании фильтра GND. Однако это может быть довольно близко. Еще одна вещь, которую дают фильтры GND и ND, — это длинная выдержка. В зависимости от того, как долго вам требуется экспозиция, вы можете складывать фильтры, вы не можете получить это с помощью брекетинга.

Захватите небо и передний план

Последнее слово о фильтрах GND

Я не очень большой пейзажный фотограф, но я не возражаю против хороших снимков восхода или заката красивого пейзажа или особенно морского пейзажа. У меня есть ряд мягких градиентов (я предпочитаю мягкий край жесткому, даже для морских пейзажей). У меня есть 1- и 2-ступенчатый фильтр GND, а также навинчивающийся квадратный/прямоугольный держатель фильтра. Я часто смешиваю их с фильтром ND, чтобы получить длинные выдержки волн и тому подобного, которые, как мне кажется, добавляют сцене. Убедитесь, что они чистые, так как морские брызги и тому подобное могут испачкать их.

Нет ничего плохого в том, чтобы попробовать фильтры GND и брекетинг в одном и том же месте. Увидев разницу, вы, возможно, удивитесь.

Введение в градуированные фильтры нейтральной плотности

Съемка изображений с хорошей экспозицией как на переднем плане, так и на небе не так проста, как может показаться. На самом деле, это распространенная проблема при работе с высококонтрастными сценами.

Слишком часто мы обнаруживаем, что небо засвечено, когда мы экспонируем для пейзажа. Экспозиция для неба приводит к слишком темному переднему плану.

Возможно, это звучит знакомо. Если да, то знайте, что вы не одиноки. Это одна из самых распространенных трудностей, с которыми сталкиваются пейзажные фотографы.

Преимущество известной проблемы в том, что решения уже существуют.

В этом случае есть два основных решения: Смешивание экспозиции (расширенный) и градуированные фильтры нейтральной плотности (простой)

Сегодня мы рассмотрим последний. Эти фильтры очень популярны среди пейзажных фотографов, так как они позволяют легко делать снимки с хорошей экспозицией.

Продолжайте читать, и вы узнаете, что такое градуированные фильтры нейтральной плотности, почему их любят фотографы, как их использовать и какие модели выбрать.

Что такое градуированные фильтры нейтральной плотности?

Начнем с очевидного вопроса: Что такое градиентные фильтры нейтральной плотности?

Если вы читали нашу статью «Почему фильтры нейтральной плотности улучшат вашу фотографию», возможно, у вас уже есть идея.

Градуированный фильтр нейтральной плотности (сокращенно GND) — это частично затемненный фильтр, который помещается перед объективом.

Затемненная часть предназначена для того, чтобы на матрицу камеры попадало меньше света. Так же, как обычный фильтр нейтральной плотности.

Эти два фильтра отличаются тем, что затемнена только верхняя часть GND. Остальное прозрачно. Это означает, что фильтр позволяет затемнить часть кадра, не затрагивая остальную часть.

Другими словами, он может сбалансировать экспозицию, затемняя переэкспонированное небо.

Типы градуированных фильтров нейтральной плотности

Здесь все становится немного запутанным. Итак, пристегнитесь и сделайте несколько заметок; Существует не один тип фильтра GND. Они бывают разных форм и вариаций.

Было бы удобно иметь дело только с одним набором фильтров для каждой ситуации. Реальность совсем другая. Во-первых, у вас есть три разных типа переходов: Soft, Medium, и Hard. Затем у вас есть степени затемнения: одна, две или три ступени. У вас есть обычные и обратные фильтры, ввинчиваемые и квадратные, разные материалы и широкий выбор производителей.

Тьфу… С чего вообще начать? Давай выясним.

Вставная или навинчивающаяся система

Первое решение, которое вы должны принять, это выбрать систему навинчиваемую или вставную (часто называемую квадратными фильтрами). Это решение повлияет на все ваших фильтров, так что хорошенько подумайте, прежде чем принять решение.

Перейдите к моей статье Как выбрать свои первые фильтры (и какие системы использовать), чтобы узнать больше о различиях и о том, что вам следует выбрать.

Обе системы имеют свои плюсы и минусы, но когда дело доходит до градуированных фильтров нейтральной плотности, предпочтительнее использовать вставные фильтры.

Вставная система позволяет перемещать фильтр вверх или вниз, не перемещая камеру. Это означает, что вы можете расположить переход от темного к прозрачному вдоль линии горизонта. На объектив крепится круглый или ввинчивающийся светофильтр. Это означает, что вам нужно переместить камеру, чтобы выровнять переход и горизонт.

Мягкая кромка, средняя или жесткая кромка

Вы уже знаете, что градуированные фильтры поставляются в трех вариантах прочности. Чего вы, возможно, еще не знаете, так это того, что они также производятся в трех вариантах; мягкий, средний и жесткий край.

Определяет переход между затемненной и прозрачной частями фильтра. Если вы посмотрите на картинку выше, вы увидите разницу между правым и левым фильтрами.

Слева у вас есть Hard Edge GND Filter. При этом переход между нейтральной плотностью и прозрачным стеклом жесткий, и нет «между».

Фильтр справа имеет более плавный переход между темным и светлым цветом, что делает его фильтром GND с мягкими краями. Более плавный переход означает, что затемненная область имеет менее четкое начало и конец.

A Medium GND Filter находится где-то посередине между мягким и жестким.

Я бы не сказал, что один лучше другого. Какой из них вы хотите использовать, зависит от ситуации. Если горизонт ровный, может быть предпочтительнее жесткий край. Когда горизонт менее ровный, вы можете предпочесть мягкий край, чтобы облегчить переход и снизить риск получения очень очевидной жесткой линии.

Если вы хотите выбрать только один, я бы порекомендовал получить среднее преимущество, так как в большинстве ситуаций оно работает нормально.

Подробнее: Это единственный градуированный фильтр нейтральной плотности, который вам нужен?

Обратноградуированные фильтры нейтральной плотности

Последний вариант, который у вас есть, это Обратноградуированный фильтр нейтральной плотности .

Как и обычный GND, обратный градуированный фильтр затемнен лишь частично. Разница в том, что самая темная часть находится вверху, а самая яркая посередине, а обратный GND – наоборот.

Скажите, что у вас есть 3-ступенчатый обратноградуированный фильтр нейтральной плотности. Самая темная точка (3 ступени) будет на переходе к прозрачному стеклу, а верхняя часть фильтра будет только на 1 ступени. Другими словами, он позволяет большему количеству света проникать в верхнюю часть затемненной части, чем в нижнюю, в то время как нижняя половина все еще прозрачна.

Этот фильтр обычно используется, когда солнце вот-вот зайдет, а над горизонтом ярко светит свет. Обычный градуированный фильтр справился бы со своей задачей, но, скорее всего, верхняя часть изображения будет очень темной, так как именно здесь находится самая темная точка фильтра, а горизонт все еще может быть ярким.

Как я уже говорил, темнее всего в конце затемненной области. Совместив затемненный край с горизонтом, вы получите правильно сбалансированное изображение; избегая передержки при сохранении деталей в верхней части неба.

Когда использовать градуированные фильтры нейтральной плотности

Сила градуированных нейтрально-серых фильтров заключается в том, что они могут корректировать переэкспонированное небо. Проблема, однако, в том, что это может также затемнить элементы, которые вам не нужны.

Почему?

Это очень просто; фильтр имеет горизонтальный переход между темной и прозрачной областями. Это означает, что что-нибудь выше переход будет затемнен. Это замечательно, если у вас плоский горизонт без выступающих элементов, но проблематично, если на изображении есть деревья, здания или горы.

Все, что выступает над горизонтом, будет затронуто фильтром. То, что небо нуждается в затемнении, не означает, что горы тоже нуждаются в этом.

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда градуированные фильтры нейтральной плотности работают и не работают:

Ситуации, в которых работают фильтры

Как уже упоминалось, градуированный фильтр нейтральной плотности лучше всего работает, когда над горизонтом нет никаких элементов. Это не значит, что горизонт должен быть абсолютно плоским.

Имейте в виду, что существует разница между жесткой, средней и мягкой версиями. Жесткая версия оставит видимый переход между затемненным и прозрачным, в то время как мягкая версия более снисходительна.

ЛОС УРРОС, ИСПАНИЯ – СЪЕМКА С ЛИ 0,9 ЖЕСТКИЙ ГРАД

Изображение выше является прекрасным примером того, когда можно использовать фильтр с жесткими краями. Поскольку горизонт плоский, вы можете легко выровнять фильтр вместе с ним. Вам не нужно беспокоиться о видимых линиях перехода.

Итак, для чего в данном случае был фильтр?

Я снял сразу после захода солнца. Небо было очень ярким по сравнению с передним планом, который был довольно темным. Без фильтра это приводило к засветке (передержке) неба при экспонировании для морских стеков.

С помощью градуированного фильтра (в данном случае 3-ступенчатого жесткого градиента) я смог вернуть детали и цвета неба, сохранив при этом яркость переднего плана такой, как мне хотелось.

Примечание. Следите за гистограммой, чтобы убедиться, что изображение не переэкспонировано или недоэкспонировано.

Это может быть менее очевидно. На первый взгляд, вы можете сказать, что это не подходит для фильтров GND. Шпиль церкви и холмы создают неровный горизонт. Тем не менее, все это находится в пределах допустимого расстояния.

Жесткий фильтр в этом случае не работает. Вы увидите очень заметную линию перехода вместе с фотографией. Вы можете поместить переход чуть выше отражений, но это слишком затемнит деревья и церковь. В основном проблема была в небе.

В идеале при съемке этого я бы использовал фильтр с мягкими краями. Плавный переход сделает свою работу, не оставив следов использования.

Но какое-то время я ношу только средний край. Он стал моим любимым градиентным фильтром нейтральной плотности по многим причинам. К счастью для меня, это сработало и для этого кадра.

Давайте посмотрим на последнее изображение, над которым работает градуированный фильтр. И снова у нас относительно ровный горизонт. Это всего лишь несколько областей, которые выступают прямо над ним. Этих областей может быть достаточно, чтобы сделать четкие края проблематичными, но и средний, и мягкий краевые фильтры сделают эту работу.

Ситуации, в которых фильтры не работают

Возможно, вы уже знаете, в каких ситуациях градиентный фильтр нейтральной плотности не подойдет для вашей фотографии. Давайте кратко рассмотрим несколько примеров, просто чтобы прояснить ситуацию:

После очень яркого восхода солнца в Исландии я наткнулся на это заброшенное здание, возвращаясь к машине. В этой сцене было что-то завораживающее, и вскоре я подумал, что это будет идеальный пример для статьи, подобной этой.

Как видите, небо полностью размыто и картинка довольно скучная. При таком ярком небе было невозможно захватить весь динамический диапазон. Фильтр GND решает проблему неба, но, как видно на картинке ниже, он также делает дом почти полностью черным.

Кроме того, вы можете видеть, что части переднего плана также затемнены. Это связано с тем, что мой фильтр не совсем прямой. Всего лишь небольшая ошибка может иметь большое значение.

Вот еще один пример, когда использование градуированного фильтра не сработало. Да, небо может быть хорошим, но деревья теперь чисто черные:

Альтернатива градуированным фильтрам нейтральной плотности

Хорошей новостью является то, что вся надежда не теряется в тех случаях, когда нельзя использовать фильтр. На самом деле существует несколько альтернатив (альтернативы, которым доверяют многие фотографы независимо от ситуации)

Вариант № 1: Брекетинг экспозиции

Захват нескольких экспозиций и их смешивание вместе при постобработке — популярный метод, который часто используют многие фотографы. На самом деле, есть много фотографов, которые предпочитают этот метод фильтрам GND в любом сценарии.

Эта техника немного более сложная и требует базовых знаний о слоях и масках в Photoshop или другом фоторедакторе.

Проще говоря, этот метод требует от вас захвата двух или более изображений с разной экспозицией (например, одно недоэкспонированное, одно обычное и одно переэкспонированное). Затем при постобработке вы берете правильно экспонированные части каждого изображения, и смешать их вместе в один окончательный файл.

Вариант №2. Воспользуйтесь преимуществами динамического диапазона камеры

Современные камеры становятся все лучше и лучше. Динамический диапазон является одним из факторов, которые значительно улучшились за последние годы. Его почти не узнать по сравнению с камерами, которым всего 5 лет.

Для вас это означает, что вы можете выявить много информации в тенях во время постобработки, не добавляя большого количества шума.

В случаях, когда есть значительный контраст между небом и пейзажем, экспонируйте изображение для неба. Следите за своей гистограммой, чтобы убедиться, что вы не обрезаете светлые участки (но держите светлые участки как можно дальше вправо, не касаясь края)

Это, скорее всего, приведет к довольно темному изображению в целом, но в редакторе RAW вы можете усилить тени и вернуть красивые детали.

Примечание: этот параметр не будет работать, когда между светлыми и темными участками наблюдается сильный контраст, и он сильно зависит от качества вашей камеры. Я предлагаю попробовать это в различных случаях, чтобы увидеть, насколько хорош динамический диапазон вашей системы.

Заключение

Градуированные фильтры нейтральной плотности могут существенно изменить пейзажную фотографию. Они имеют силу до мгновенно исправляет переэкспонированное небо, оставляя остальное нетронутым.

Однако бывают ситуации, когда фильтр может принести больше вреда, чем пользы. Очевидные линии перехода — это большие красные флажки и то, что сделает ваши изображения менее впечатляющими.

Также важно понимать, что вам не нужны эти фильтры. Вы вполне сможете делать впечатляющие снимки и без него. Однако для этого, скорее всего, потребуется больше времени на постобработку.

Ступенчатый фильтр нейтральной плотности поможет вам добиться наилучших результатов в камере. На мой взгляд, это часть облегчения жизни. От чего я не откажусь.

Используете ли вы градуированные фильтры нейтральной плотности? Или, может быть, вы клянетесь в других альтернативах? Дайте нам знать в комментарии ниже.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *