Камеры большого формата: Карданные камеры и введение в большой формат. Впечатления от Cambo Actus
Карданные камеры и введение в большой формат. Впечатления от Cambo Actus
Здравствуйте, друзья!
Хочу вам рассказать о фотокамерах, которые многим совершенно неизвестны или они их представляют совсем не так, как те выглядят на самом деле. И уж тем более, мне кажется, вам будет интересно как и для чего они используются.
Итак, сегодня мы поговорим о фотокамерах большого формата, которые по-английски называются VIEW CAMERA, FIELD CAMERA и т.д.
Камеру представленную на фото любезно предоставила компания SBF-MOSCOW, которая ими торгует. Она приведена как пример, на котором мы рассмотрим возможности карданных камер (карданной называют камеру у которой стандарты закреплены на одном рельсе, в отличие от старых камер, где стандарты ездили по двум рельсам и имели ограниченную подвижность ввиду этого. Само слово KARDAN внедрила фирма Linhof в своих моделях камер в 1960-ых, хотя первая монорельсовая камера была Sinar Norma, продавалась с 1948г.). На Cambo Actus можно поставить объективы большого формата, но итоговая картинка получается такой, на которую рассчитан задний стандарт.
Я постараюсь рассказать вам о них простым языком, без лишнего пафоса. Плюсы и минусы в доступном для любого человека описании.
к содержанию ↑
На фото представлена моя камера. Я использовал её изображение, чтобы была видна историческая форма камеры, где удобно всё помечать. Камеры большого формата и раньше отличались немного конструкцией, а сейчас стали отличаться внешне сильнее и хотя суть осталась ровно такой же, внешний вид не очень удобен для «разметки».
«Камерой» в данном случае мы называем металлическую конструкцию с рельсами, которая закреплена на штативе и мех, который расположен между двумя стандартами. «Зеркальная» камера, которая сейчас подсоединена к камере большого формата в данном случае работает как цифровой задник. Её можно успешно снять и заменить на матовое фокусировочное стекло, пленочный или цифровой задник и продолжить съемку.
В переднем стандарте находится объектив, который традиционно крепится с двух сторон, с передней стороны передний линзоблок, а с задней стороны —
задний. Объектив крепится на пластину, которая затем вставляется в передний стандарт.
У Cambo Actus в этом месте байонет под несколько типов камер и объектив крепится как вы уже привыкли на современных камерах.
На заднем стандарте располагается светоприёмный элемент. Раньше это была плёнка. Причем для предварительной съемки использовали пленку-полароид. Сначала фокусировались по матовому стеклу с помощью лупы, разглядывая перевернутой изображение. Потом ставили кассету с полароидом (да, тогда уже было в некотором смысле Liveview. Кассеты полароид производились с 1948 г., для большого формата они уже точно были в 1961г.) и делали снимок на неё. Если ошибка в расчёте экспозиции, то можно поправить. Если всё ок, то ставили кассету с пленкой и снимали финальное фото. Сейчас туда устанавливают обычно цифровой задник, но ввиду его дороговизны я ставлю цифровую зеркальную камеру, которая по качеству лучше намного, чем старый цифровой задник, который я мог бы себе позволить.
Ручками под цифрой «2» мы можем перемещать стандарты по кареткам, добиваясь точной фокусировки. Для грубой фокусировки есть стопоры с другой стороны рельсов. Здесь нет автофокуса (и слава богу!).
Ручками «1» мы управляем передним стандартом, делая шифт (сдвиг) и тилт (наклон). Ручка расположенная с задней стороны и не помеченная цифрой управляет функцией swing (тилт в сторону).
Ручки для управления задним стандартом здесь не очень видны, я пометил одну цифрой «3».
Выглядит камера, возможно сложно, но на самом деле это чистая и простая механика.
Моя камера из семейства Cambo, как и Cambo Actus, про который будет рассказано ниже.
к содержанию ↑
к содержанию ↑
Формат кадра
Названия «Большой формат», «средний формат», «узкий формат» условны. Много лет назад формат кадра 4×5″ (9×12 см в метрической системе) считался средним форматом, а большой формат был 8×10″ (20 x 25 см) и больше. Но прошло много времени, формат кадра было выгодно уменьшить, чтобы иметь большое число кадров и мы пришли к тому, что 4×5″ это уже большой формат, а 36 х 24мм это «полный формат». При этом появилось огромное количество моделей камер с форматом кадра еще меньше, чем 36 х 24, их мы считаем «камерами с кроп-фактором». Хотя на самом деле если сравнить с концом 19-ого века у нас все камеры с огромным кроп-фактором 🙂
Форматы сохранившиеся до наших дней:
неметрическая система: 4 х 5″, 5 х 7″, 8 х 10″
метрическая система: 9 х 12 см, 13 х 18 см, 18 х 24 см
Как видите, 36 х 24 мм, о котором многие только мечтают, является лишь крошечным клочком от большого формата.
Размеру кадра приписывают много волшебных свойств, в том числе «пластику», «тональные переходы» и проч., а банальная правда в том, что в основном размер кадра влияет на общую детализацию кадра. «Пластика» в основном зависит от объектива (тот же Петцваль успешно делают на узкий формат, например), а «тональные переходы» зависят от пленки, которая производится для разных форматов одинаковая. Дело в том, что мы часто забываем о том, что чаще всего после съемки обычной фотокамерой мы увеличиваем исходный снимок. А в случае с большим форматом мы или увеличиваем в меньшей степени или вообще не увеличиваем, как в случае с очень большими форматами (например, карты и картины обычно переснимали на камеры с форматом соответствующим оригиналу).
Получается что в случае с сенсором 36 х 24 мм (в своё время на таком размере остановились т.к. еще меньшие размеры не позволяли увеличивать снимок в достаточной степени) мы увеличиваем единичный элемент снимка (зерно пленки или пиксель цифрового снимка) во много раз, а если снимаем 9×12 см, то и увеличивать не надо в большинстве случаев, можно распечатать 1:1 и положить в альбом. Если отсканировать такую пленку, то снимок будет намного больше экрана монитора, который вмещает в себя жалкие несколько мегапикселей (миллионов точек).
Видели ли вы старые снимки? Обратили ли внимание на детализацию кадра? Она вполне себе сравнима с 20 Мпикс современными камерами, а ведь объективы тогда были по качеству как современные «монокли», т.к. ужасно «замыливали» снимок, снижали детализацию.
Обратите внимание как «замечательно» объектив «крутит фон». На снимке Алан Пинкертон, известный основатель детективного агенства в США, Сентябрь, 1862.
Как же было возможно делать детализированные снимки?
Ответ в формате кадра. В то время была распространена контактная печать фотографий. Т.е. негатив прижимался к фотобумаге такого же размера и не было необходимости его увеличивать. По этой причине вы получали конечный отпечаток без каких-либо дополнительных размытий изображения.
Если взять очень большой формат, а потом отсканировать его и уменьшить, то можно получить приличную детализацию даже с относительно размытого оригинала. Вы можете провести эксперимент, взять фото со смазом и уменьшить его на экране и на каком-то этапе вы уже не увидите этой проблемы. Тут тоже самое.
к содержанию ↑
Малая глубина резкости
В комментариях к статье мне заметили, что я не сказал о малой глубине резкости, которая достигается большим форматом. На самом деле всё немного сложнее.
Дело в том, что объектив с тем же фокусным расстоянием (физическая величина именно объектива) для разного формата имеет разный угол зрения.Ниже я привожу калькулятор угла зрения объектива, чтобы вы могли посчитать чему соответствует объектив другого формата.
По представленному ниже рисунку вы сможете найти соответствие по углу зрения среди объективов для 35 мм формата, так будет понятнее.
Из картинки вы увидите, что 120 мм объектив для формата 4×5″, для которого мы рассчитали угол обзора в 64° соответствует (примерно) фокусному расстоянию в 35 мм на формате 36 х 24 мм. Думаю, это многих удивит.
Т.е. при грубом расчёте получаются такие таблицы.
к содержанию ↑
Кроп-факторы для разных размеров кадра
Формат | ширина кадра, мм | высота кадра, мм | диагональ кадра | кроп-фактор относительно 35 мм формата |
---|---|---|---|---|
«узкий формат», 35 х 24 мм | 35 | 24 | 42 | 1 |
4х5″ | 120 | 90 | 150 | 0,28 |
5х7″ | 177,8 | 127 | 218 | 0,192 |
8х10″ | 254 | 203,2 | 325 | 0,129 |
к содержанию ↑
Соответствие объективов по ГРИП при пересчёте на кадр 36 х 24 мм
Формат кадра | Объектив | фокусное при пересчёте на ФФ, мм | Относительное отверстие при пересчёте на ФФ |
---|---|---|---|
4×5″ | 135/5. 6 | 37,8 | 1,57 |
4х5″ | Nikkor 120/5.6 | 33,6 | 1,57 |
4×5″ | 105/3.5 | 29,4 | 0,98 |
Таким образом мы видим, что то что мы готовы были считать телеобъективом, является на самом деле широкоугольным объективом с большим относительным отверстием и даёт очень малую ГРИП на открытой диафрагме.
к содержанию ↑
Расчёт глубины резкости для большого формата
Объективы калькулятор считает правильно. Считает ли он правильно ГРИП я пока не берусь судить, нужно проверять.
к содержанию ↑
Возможности сдвига и наклона
Возможность наклонять и сдвигать плоскость объектива (передний стандарт) и плоскость пленки (задний стандарт) — важнейшая особенность фотокамер большого формата. Не все они обладают такими возможностями в полной мере, многие имеют возможность сдвигать и наклонять только плоскость объектива или имеют ограниченные подвижки в угоду компактности (есть очень компактные камеры большого формата! Меньше современных полнокадровых «зеркальных» и «беззеркальных»!).
На этой картинке вы видите карданную фотокамеру у которой пока нет ни наклона, ни сдвига, она снимает как обычная фотокамера.
к содержанию ↑
Tilt / Тилт (наклон)
Наклоним передний стандарт вперёд.
Как видите, плоскость фокусировки тоже наклонилась и теперь она идёт очень непривычным для фотографа не снимавшего на камеры с наклоном (и тилт-шифт объективы) образом. Начинается она из некоего положения под камерой и идёт под наклоном вверх.
Это даёт вам возможность снять предметы на переднем плане в резкости одновременно с предметами на заднем плане.
Если мысленно отразить картинку вокруг горизонтальной оси, то вы поймёте, что будет если наклонить передний стандарт вверх. ГРИП будет начинаться над камерой и расходящимся клином идти вниз и вперёд.
Наклонами (тилтом) также часто пользуются в предметной фотосъемке, если объект съемки плоский.
пример съемки с тилтом
к содержанию ↑
Swing
Swing или тилт вбок нужен для того, чтобы поместить в ГРИП какие-то вертикальные объекты, уходящие удаль. Обычными объективами так не сделать, т.к. ГРИП в любом обычном случае имеет место начала и конца, как некоторый срез пространства. А в случае с боковым тилтом ГРИП начинается из точки слева или справа от камеры и расходится клином вперёд, расширяясь.
Вид камеры сверху.
к содержанию ↑
Shift / Шифт (сдвиг)
Shift в переводе с английского языка означает сдвиг в данном случае мы смещаем передний или задний стандарт влево-вправо или вверх-вниз.
Представьте себе часто встречающуюся ситуацию, вы пришли на место съемки какого-то архитектурного сооружения с широкоугольным объективом, чтобы сооружение попало в кадр целиком. Но если вы стоите внизу, то 1/3 кадра занимает земля, которая в кадре вовсе не нужна. Если у вас нет варианта зависнуть на высоте середины здания, которое вы снимаете, то вы, скорее всего, попытаетесь подойти ближе и снять его подняв объектив вверх относительно его положения параллельно земле. Таким образом знание сузится в верхней части. Это можно исправить на компьютере, но вы существенно потеряете в детализации снимка.
Имея в руках камеру с тилт-шифт объективом вы более свободны в творчестве. Например, вы можете сместить объектив вверх и тем самым видимая область кадра тоже уедет вверх, земля из кадра уйдет, останется только здание и небо. Предполагается, что ось объектива при этом параллельна земле.
Тилт-шифт это отличное решение проблемы геометрических искажений и удаления лишних областей кадра на этапе съемки, но его возможности шифта ограничиваются 12 мм. Почему так? Шифт в 12 мм (из которых действительно рабочие только 10 мм, а дальше будет увеличиваться виньетирование) обусловлен среднеформатной природой тилт-шифт объективов для «зеркальных» фотокамер. Кадр 36 х 24 мм помещается внутри среднеформатного с такими «полями», которые и дают возможности сдвига.
Теоретически, такой сдвиг возможен на этом объективе. А механически он ограничен 12 мм (для удобства изготовления, наверное) в обоих направлениях. Серые области это сдвиг сенсора на 12 мм. Заштрихованная область — это сенсор 36 х 24 мм.
Предположим, что вы не первый раз слышите про тилт-шифт объектив и уже сталкивались с ситуацией, где сдвига в 10 мм не хватало (в данном случае говорю про реально рабочие сдвиги, без виньетирования). Ничего необычного в такой ситуации нет т.к. многие красивые соборы, например, застроены со всех сторон другими зданиями и фотограф вынужден располагаться очень близко от фотографируемого здания, где сдвига в 10 мм недостаточно. Можно взять тилт-шифт меньшего фокусного расстояния и это решит проблему, а можно использовать камеру большого формата, у которой сдвиги намного больше. Например, у моей камеры ±25 мм, т.е. в 2,5 раза больше.
к содержанию ↑
Шифт вверх или вниз для архитектурной и пейзажной съемки
Чтобы было понятно имеется в виду шифт вверх-вниз или влево-вправо, шифт вверх называют RISE, а шифт вниз FALL.
Предположим, что я хочу сфотографировать большое здание (в данном случае полукруглое пустое здание с бетонными перекрытиями). Если я направлю камеру в сторону здания параллельно земле, то я увижу такую картину.
Здание целиком в кадр не влезает. Зато есть часть тротуара, который мне вовсе в кадре не нужен. Потому я интуитивно поднимаю объектив вверх и получаю здание в кадре, а тротуара нет.
Всё бы хорошо, но в этом случае начинаются геометрические искажения и здания по бокам кадра начинают «валиться» к центру, да и само здание по центру превращается в «морковку». Я специально выбрал полукруглое здание т.к. исправить на нем такие искажения сложнее всего.
Зная про геометрические искажения, возникающие при отклонении оси объектива от перпендикуляра к объекту я возвращаю камеру в горизонтальное положение и делаю шифт вверх.
Ниже представлена схема, которая иллюстрирует зачем нужен шифт вверх.
Здесь вы видите, что поднятие объектива вверх даёт нам совсем другую видимую область. Теперь несмотря на то, что плоскость сенсора у нас параллельна объекту съемки, нам удается разместить на ней наше снимаемое здание, которое раньше в этом случае не попадало целиком в кадр.
Рис.1 — как было бы без функции сдвига (шифта).
Рис.2 — как стало с функцией сдвига вверх (шифт вверх)
Красную линию я оставил, чтобы вы видели как сместилась наша видимая область относительно того что было без шифта.
В результате мы получаем такую картинку.
Теперь и здание поместилось в кадр и другие здания по бокам кадра не падают к центру. И это не фотошоп, а обычный шифт вверх, который так полезен для архитектурной съемки. Разница с коррекциями в фотошопе огромна, всё-таки делить фотоны это не то что делить пиксели 🙂
Что мы вынесли из данного упражнения?
к содержанию ↑
Сдвиг вверх или вниз нужен для
1) исправления геометрических искажений
2) удаления ненужных объектов из кадра
3) панорамы (см.далее)
к содержанию ↑
Шифт в сторону или как стать вампиром
Если представить, что схема, которую я рисовал ранее для сдвига вверх это не вид сбоку, а вид сверху, то вы поймете что мы можем получить сдвигом в сторону (lateral shift).
к содержанию ↑
Шифт в сторону нужен для
1) чтобы не отражаться в глянцевой поверхности
2) панорамы (см.далее)
к содержанию ↑
Панорама на карданных камерах
Не такое уж большое количество фотографов занимается панорамной съемкой, хотя она и будоражит умы многих. Одна из причин этого в том, что панорамная съемка требует некоторых специфических знаний и желательно наличие панорамной головки. И даже при наличии панорамной головки бывает лень ею пользоваться т.к. она громоздкая и требует крепления камеры в определенном положении.
Спешу вас обрадовать, что панорамная съемка камерой со сдвигами никаких специфических знаний не требует и доступна любому новичку в фотографии. Дополнительных дорогостоящих аксессуаров кроме камеры или объектива со сдвигами не требуется.
При этом вы получаете большое преимущество перед теми, кто снимает сферические панорамы — все линии в кадре остаются такими, какими вы их видите, ничего не искажается. Преимущество это является следствием того, что ваш объектив не вращается, ось объектива все время параллельна объекту съемки.
Ключ к успеху в данном случае — круг покрытия вашего объектива. Сейчас мы говорим о камерах большого формата, так что возьмем за точку отсчёта объектив, который кроет кадр 4×5″ (9 х 12 см)на бесконечности. Одна из причин этого, что это не экстремально большой формат и потому объективы для него уже относительно давно делали неплохие и сейчас они на фоторынке стоят весьма недорого.
На данной схеме вы видите круг покрытия объектива, который кроет кадр 4×5″ и этот круг составляет для многих из них 150 мм. В центре, в виде заштрихованного прямоугольника вы видите кадр 36 х 24 мм, т.е. наш обычный полный кадр узкого формата. Серым показан кадр 9 х 12 см, который полностью кроет данный объектив. А светло-оранжевым показано какие могут быть сдвиги вверх-вниз и в стороны нашим маленьким прямоугольничком 36 х 24 мм. Как видите, сдвиги огромны, они больше самого кадра. 55 мм в стороны и по 60 мм вверх и вниз.
Панорама из двух кадров на тилт-шифт объектив 24 мм. Карданной камерой можно было бы захватить больше объектов в кадр.
к содержанию ↑
Ложка дёгтя
1. Приспособления, позволяющие «сшивать» такой формат в автоматическом режиме существуют пока только в профессиональных сферах, например, в приспособлениях для фотокопии картин.
2. Если вы сейчас задумались о пейзажной съемке, то это хорошо. Но, к сожалению, широкоугольные объективы большого формата имеют довольно большой задний линзоблок, который мешает его работе с цифровыми камерами (зеркальными и беззеркальными 35мм). Потому работа возможна только с широкоугольными объективами среднего формата, которые дают меньший выигрыш (но все равно очень значительный). Или можно использовать объективы большого формата, но умеренного фокусного расстояния, примерно от 55 мм и выше.
к содержанию ↑
к содержанию ↑
Размер камеры большого формата
Конечно, многие сейчас представили деревянный ящик размером с человека и такие ящики имели место быть. Сейчас я начну с самого начала появления камер большого формата и кратко покажу их развитие, чтобы вы видели, что из огромных ящиков они постепенно превратились в небольшие камеры, а некоторые такие компактные, что сразу и не скажешь, что это большой формат.
к содержанию ↑
Салонные фотокамеры
Были очень популярны в конце 19-ого века, выяглядели как огромный ящик с увесистым объективом на платформе, которую можно было перекатывать в разные места студии. Из студии они никогда не выходили.
на снимке так называемая павильонная камера, которая не выходила за пределы фотостудии
к содержанию ↑
Специальные фотокамеры большого размера
Существовали специальные огромные камеры, которыми в конце 19-ого века снимали группу людей или большие объекты. Ведь оптическое увеличение не предполагалось и качество фотоматериалов было низкое. т.е. размер такой фотокамеры зависел он необходимости сделать наиболее детализированное фото (где, например, различимы лица всех портретируемых) и размера конечного отпечатка (например, рекламный плакат).
этой камерой фотографировали поезд в 1900г.
к содержанию ↑
Пресс-камеры
Для фотосъемки корреспондентской были сделаны камеры меньшего размера.
Такую камеру уже можно было перемещать хотя бы на лошади или в повозке. Представленной на фото камерой снимали войну Севера и Юга в Северной Америке.
снимок с подобной камеры, 1860-ые
С появлением фотоматериалов более высокого качества камеры большого формата стали уменьшать, в первую очередь это коснулось фотожурналистики т.к. сложно было бегать по городу с огромной фотокамерой. Точнее это было просто невозможно. В тоже время фотокорреспондентам не нужно было высокое качество снимка, ведь печатать предполагалось в газете, качество печати которой было невысокое.
Linhof Technika 4×5
А если камеру сложить, то получалась вообще очень компактная конструкция.
Кому-то кажется, что камера всё равно большая и iPhone тянет его к земле? 🙂 Может просто нужно чаще ходить в спортзал?
Знайте, что камерами Linhof Technika 4×5″ пользовались и женщины.
А репортеры выглядели вот так…
Для чего были нужны такие большие камеры, если уже появились малоформатные камеры Leica и среднеформатные камеры?
Дело опять же в разрешении снимка. У Leica оно хромало ввиду того, что пленка маленькая и после увеличения кадры были не очень детализированные, на обложку журнала такое фото было не разместить (они успешно использовались для газетной печати и небольших врезок в журналах). Среднеформатные камеры, как правило, не имели подвижек и потому были несколько ограничены в съемке архитектуры и пейзажа, но с появлением тилт-шифт адаптеров и более качественных пленок в итоге вытеснили большой формат из репортажной фотографии.
Пример среднефортных (формат кадра 6×6 см) репортажных фотокамер это Zeiss Ikon Nettar, которым активно снимали во время второй мировой (у меня такая есть, отличная камера). Примеры фото с Zeiss Ikon Nettar здесь
К сожалению, в моём музее пока нет полевых камер большого формата (это которые так компактно складываются), так что я просто покажу камеры среднего формата, ближе к большому. 6 х 6 см и 6 х 9 см в сравнении с младшей «зеркальной» фотокамерой, чтобы вы не думали, что камера большого формата обязательно самая большая.
к содержанию ↑
По ходу статьи вы не увидели примеров фото с моей личной камеры на природе и этому есть причина. Редкий смельчак вытащит камеру такого веса на природу 🙂
И потому мы сейчас поговорим о Cambo Actus, небольшой революции в мире карданных фотокамер, которая отличается малым весом и с собой её носить может каждый. Были относительно легкие камеры большого формата и до Cambo Actus, но эта, пожалуй, самая легкая и одна из самых компактных при сохранении функционала.
к содержанию ↑
Описание
Камера приехала ко мне в небольшой коробке.
Как видите, сделана камера в Нидерландах, а не в Китае, что гарантирует её высокое качество изготовления.
Укомплектована камера была мехом и среднеформатным объективом 65 мм, чтобы я мог её сразу попробовать. Под каждый тип объектива нужен свой байонет, потому здесь стоит байонет под Mamiya.
Опытный в плане механики человек обратит внимание на сложные металлические «качели», благодаря которым камера делает наклон и «ласточкин хвост», благодаря которому камера фокусируется. Это весьма сложные в изготовлении детали.
«Цифровым задником» мне послужила фотокамера Sony A7 II. Здесь тоже нужно выбирать байонет под свою фотокамеру.
Камера | Модель камеры |
---|---|
Sony E | α7(R/S), α6000, α5000, NEX-3, NEX-5, NEX-6, NEX-7 |
Fujifilm X | X-T1, X-Pro1, X-E2, X-E1, X-M1, X-A1 |
Fujifilm | Fujifilm GFX-50s |
Panasonic MFT | GM1, GX7, GX1, GF6, GF5 |
Olympus MFT | E-P5, E-PL6, E-PL5, EPM2 |
Canon EF | 5D II, 5D III, 6D, 7D, 70D, 60D |
Nikon F | D810, D800(E), Df, D610, D600, D300(s) |
Это не полный список поддерживаемых камер. Т.е. если, скажем, подходит для Canon 5D mark II, то подойдет и для Canon 5DsR.
На камере стоит широкоугольный мех, который позволяет снимать пейзаж и архитектуру, делая большой шифт при сложенном мехе. Для форматных камер существуют еще варианты меха типа «мешок», который складывается полностью и « макромех», это который стоял на моей камере выше в статье. Макромех удобен для больших увеличений (он как гармошка, может стать очень длинным), но не позволяет делать большие шифты, когда он в сплюснутом состоянии. Потому в идеале нужно иметь два меха. Но для такой «малышки», нацеленной больше на пейзаж и архитектуру можно, в принципе, обойтись и одним, универсальным.
Мех здесь крепится на магнитах, так что его легко снять и также легко одеть. Обычно же на старых камерах нужно было нажимать на стопор и сдвигать защелки, чтобы разблокировать мех. Так что Cambo Actus позволяет работать намного оперативнее. Объектив тоже фиксируется проще, на байонете и его не нужно вывинчивать, как в случае со старыми камерами. После этого вы сдвигаете стандарты и легко укладываете камеру в центральную часть фоторюкзака. Процесс занимает пару минут.
Фокусировку удобно производить когда у вас в качестве задника цифровая беззеркальная камера. Вы включаете focus peaking и отслеживаете объекты в фокусе. Focus Peaking работает по контрастным объектам, потому его не вводит в заблуждение смещение оптической оси объектива.
к содержанию ↑
Технические характеристики
Размер камеры без меха (L x W x H) | 150 x 98 x 149 мм |
Вес (без объектива) | 1,1 кг |
Корпус | Выточен из алюминия на ЧПУ станке |
Горизонтальный шифт | 40 мм (20 влево и 20 вправо) |
Вертикальный шифт | 27 мм (15 / 12) |
Tilt | 19 градусов (9°/10°) |
Swing | 30 градусов (15°/15°) |
Поворот камеры | быстрая смена ландшафт / портретная ориентация |
Аксессуары | замена байонета, панели под объектив и меха, макро рельс |
Индикаторы | в градусах и мм |
Фокусировка | 0-65 мм |
Материал меха | кожа |
Крепление на штатив | 3/8” или 1/4” опционально |
к содержанию ↑
Примеры снимков
Первые пробы были в студии, где я снял лезвие ножа. Я сделал максимальный тилт и лезвие почти попало в ГРИП.
Тест был специально экстремальным, чтобы посмотреть хватит ли наклона. В макросъемке до конца не хватило, но в таком виде обычно ножи и не снимаю.
Вот на таком масштабе все прекрасно попало в фокус (здесь уже мой объектив использован).
Мы съездили с моим кампаньоном Ростиславом к Петропавловской крепости, где находится собор. Сложность съемки этого собора в том, что за спиной другие здания и далеко не отойдешь, приходится пользоваться сверхширокоугольными объективами, которые искажают геометрию кадра. Я попробовал снять собор на Cambo Actus, но объектив у меня был 65 мм, так что даже максимальные подвижки не позволили мне захватить собор целиком в кадр. Тем не менее я почти смог его сфотографировать 🙂
Объектив Mamiya-Secor 65/4 оказался, мягко говоря, не очень хорошим, потому в полном размере я вам приводить эту панораму не буду.
Тема поиска качественных объективов среднего и большого особенно форматов остается открытой. Я лично пользуюсь сейчас Nikkor 120/5.6 по совету Андрея Шурупова и он меня пока устраивает по своим характеристикам для предметной фотосъемки. Но для пейзажной фотосъемки он имеет слишком большое фокусное расстояние (малый угол зрения).
Я также съездил на железную дорогу, чтобы сфотографировать рельсы, уходящие вдаль.
Обычной фотокамерой на 65 мм объектив (это не широкоугольник, учитывая что снят один кадр 36×24 мм) мы получили бы или резкий передний план, а задний размытый или наоборот. А в случае с карданом я пустил плоскость фокусировки вдоль рельс, потому рельсы мы можем наблюдать абсолютно резкие от переднего плана до горизонта.
Если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что металлические фермы между столбами (в верхней части кадра) размыты. Это потому, что ГРИП началась с острия конуса и пошла расходиться вдаль, захватывая всё. Столбы были слишком высокие и близко к камере. В этом отличие фокусировки с наклоном и обычной фокусировкой.
к содержанию ↑
Впечатление от работы
Cambo Actus это первый шаг в сторону популяризации среднего и большого формата карданных камер для массового фотолюбителя, что можно только приветствовать. Да, средний и большой формат больше не удел профессионалов, теперь доступ ко всем инструментам стал доступен любому, кто захочет приобщиться. Камера Cambo Actus стоит не дешево, но намного дешевле своих студийных собратьев, за что создателям большое спасибо.
Корпус сделан отлично, все ручки работают плавно, а пластина с байонетом вставляется мягко. Даже придраться не к чему…
Основное преимущество камеры её малый вес и компактность при сохранении основного функционала карданных камер.
Например, можно ставить камеру под большим углом на лёгком штативе, чтобы снимать листики.
Листики же плоские и длинные, под разными углами. Очень интересно их снять так, чтобы большая часть листа в макросъемке была в плоскости фокуса.
Это просто кладезь возможностей для любителей съемки растений.
Для большинства задач приведённых характеристик хватит с избытком. Также нужно учесть, что можно поставить почти любой объектив, который вы найдете по выгодной цене от среднего или большого формата. Вы сами можете найти свою «затерянную жемчужину» на Ебее и поставить на свой Cambo Actus. Например, объективы от Mamiya вообще очень недорогие. Также рекомендуются объективы от Pentax 67, как одни из наиболее качественных.
к содержанию ↑
Я думаю, пора заканчивать с мифологизацией среднего и большого формата и возвращать её в любительский сектор фотосъемки. Пусть будет больше хороших пейзажных и архитектурных фото. Для разнообразия хочется увидеть кадры без заваленных к центру зданий, ведь это не так сложно. Как приятно смотреть старые фото, где все здания без геометрических искажений, потому как их снимали на форматную камеру с подвижками. Примером могут служить съемки Карла Буллы, который снимал Петербург в начале 20-ого века. Красота! А теперь всё в ваших руках, индустрия сделала вам шаг навстречу.
Конечно, я рассказал далеко не всё о камерах большого формата. Есть большое количество нюансов и дополнительной информации. Потому статья и называется «введение в большой формат», а не «полная энциклопедия». Но, я надеюсь, мы будем развивать тему в будущих статьях и знакомить вас с разными новинками и моими находками в этой области.
к содержанию ↑
[lock]
[/lock]
Выбор фотоаппарата Большого формата 4х5 или набор страшных банальностей: prostolf — LiveJournal
(автор изображения — Ross used under CC BY)
Сегодня я подниму самый проблемный вопрос для желающих, так сказать, шагнуть в мир Большого формата. Собственно, этому первому судьбоносному шагу — приобретению фотоаппарата и посвящено это важное сообщение. Ибо некорректный выбор фотоаппарата для съемок в большинстве случаев приводит к полной и безоговорочной потере интереса к Большому формату.
Я бы не писал ничего по данному очевидному вопросу, но давеча напал на переводную статью журнала Photoklassik, посвященную съемке на формат 8х10, ужасную чуть более чем полностью, и моментально передумал.
Мало того, что человек, который ее написал, ничего толком не смыслит в технике (видно практически полное отсутствие опыта и критического ума), так еще и рассказывает настолько скучно, будто он не агитирует за форматную фотографию, а хоронит её. Аминь, ёпта.
(автор изображения — Barrett Cook used under CC BY)
К неудовольствию любителей обсасывать нюансы данный некролог постинг будет максимально прямолинейным и конкретным. Извините, политика группы подразумевает, что проблему буриданова осла (новичка) при выборе фотоаппарата нужно решать, а не усугублять. Более того, рассказ будет сделан в наибольшей степени на основе личного опыта, поэтому просьба не сильно шокироваться прочитанным, особенно, если у вас своё, отличное мнение.
Итак, наметим с самого начала два взаимоисключающих полюса применения форматной техники: фотоаппарат для съемки пейзажей и аппарат «для всякой ерунды».
(автор изображения — Mycatkins used under CC BY)
С пейзажами все понятно. Они требуют наиболее простой и максимально легкой камеры, которая своим весом не убьет всё настроение на пути к месту съемки.
А про что тогда «всякая ерунда»?
(автор изображения — giacomo citti used under CC BY)
Под «всякой ерундой» понимаются самые разнообразные варианты нестандартной съемки, часто требующие от конструкции фотоаппарата противоположного. Одним из вариантов такого развлечения может быть фотографирование портретов на старую доисторическую оптику, предметная и макро-фотография, отстрел проекционных объективов, съемка на адски тяжелые и гротескно-длиннофокусные объективны и прочее.
Грубо говоря, фотоаппарат должен быть максимально универсален, позволять с собой делать максимум превращений с минимальными затратами на доработку напильником.
Как видите, с пейзажным аппаратом всё намного проще — он должен быть предельно легким и быстро собираться-разбираться в любых условиях. В том числе, в темных пещерах, населенных адски-противными летучими мышами. Поверьте, рано или поздно Вы и туда попадете.
Причина такого условного разделения очень проста — любой фотоаппарат Большого формата при желании можно полностью переделать. Слесарно-фрезеровочный инструмент, прямые руки, немного вдумчивой работы и из ужа можно сделать ежа. Но большинство же не настолько фанатичны, чтобы заниматься камеростроением вместо фотографирования. По этой причине исходя из сугубо практических аспектов был выбран такой немного странный подход.
Итак, начнем с простого: требований к пейзажной технике.
(автор изображения — Tom Hart used under CC BY)
Рекомендации по приобретению деревянных филд-камер довольно просты. Что? Вы шокированы тем, что я сразу исключил металлические карданы и филд-камеры???
Как показывает опыт, любители железных карданов не любят природу и страшно, до визга, бояться гор. Вы удивлены? Я, как человек физически довольно самостоятельный, который минимум раз в год выбирается поснимать на Sinar P2 (формат задней рамки — 8×10) вне бетонных стен, подтверждаю — съемка на металлическую камеру на природе крайне утомительна и при частом приеме вредна для здоровья.
(автор изображения — Denis Mironov used under CC BY)
Кроме того, карданы небыстро собираются, а в случае, если Вы таскаете его в собранном состоянии — он занимает довольно много места в сумке / кейсе. Проще говоря, вещь хорошая, но для большинства будут удобнее филд-камеры.
Также спорным моментом является покупка в качестве первого инструмента металлической филд-камеры. Их часто рекламируют как более надежные чем их деревянные собратья аппараты при чуть большем весе. Как показывает практика, при падении они так же легко рассыпаются на части как деревянные. Как говорится: клеили-сверлили — знаем. Ну, а главной проблемой является то, что они, на взгляд многих фотографов (присоединяюсь), довольно неудобны в работе.
Если, конечно, у Вас есть возможность практически забесплатно приобрести металлическую Toyo AII — это совсем другое дело.
(автор изображения — peter-rabbit used under CC BY)
В отсутствии же очевидной халявы, КРАЙНЕ советую обратить внимание на деревянные камеры и не парить себе мозг выбором из развалов металлических камер, которые в довольно приличном количестве пылятся в комиссионках.
Какой же деревянный аппарат для съемок выбрать?
В общем-то любой. Главное — случайно не купить миниатюрную технику для съемок на широкоугольные объективы или какую-нибудь пресс-камеру.
В первую очередь нужно учитывать, что пейзажи становятся крайне симпатичными на фокусных, начиная где-то 200мм.
Тут маленькое лирическое отступление. Для не совсем заматеревших людей крайне сложно уяснить тот факт, что широкий угол нужно использовать только тогда, когда нет совсем никакой возможности использовать длиннофокусную оптику.
Не верите на слово?
(автор изображения — Patrick Gauthier used under CC BY)
Сходите ради интереса в галерею, посмотрите на работы признанных классиков пейзажной живописи. Прикиньте на глаз фокусное, с которого они писали картины, и спросите себя: является ли пейзаж, изображенный на холсте, широкоугольным или о ужас-ужас, он больше похож на творение длинного фокуса? Это серьезно, ибо идти в пейзажную фотографию ради того, чтобы снимать на объектив с фокусным 90мм и короче — это похуже чем преступление, это диагноз.
Таким образом, ваша деревянная камера должна обладать в меру растяжимым мехом, приличным выдвижением переднего стандарта (ну, где-то около 300мм для формата 4х5) и вполне себе устойчивым положением переднего стандарта на рейке. Наличие телеобъективов отчасти решает проблему съемки дальних объектов, поэтому нет особого смысла городить удлиненные рельсы, объективные доски типа «цилиндр» (top hat) и прочие довольно похабные решения.
(автор изображения — Amélien Bayle used under CC BY)
Тем не менее, рано или поздно, вы, вполне вероятно, поменяете резинки на стопорных ручках, сами ручки, привинтите дополнительные уровни, поставите зацепы для фокусировочной ткани, в общем, чуть-чуть оторветесь в игру в самоделкина.
С учетом уже освещенных моментов самый главный критерий первой деревянной камеры — это Ваше удобство при ее использовании. Крайне удачной идеей будет не заказывать фотоаппарат по почте, а пощупать технику в комиссионке или взять с рук. Как показывает практика, если что-то сильно не понравится — в дальнейшем оно же будет дико бесить всё время.
(автор изображения — Anh Đinh used under CC BY)
Чтобы было проще искать, привожу список основных производителей деревянных фотоаппаратов:
Anba Ikeda,
Chamonix,
Ebony,
Nagaoka,
Osaka,
Shen Hao,
Tachihara,
Wista.
Также в обязательном порядке придется докупать френелевый (или восковой) экранчик, который нужен для того, чтобы сделать изображение на матовом стекле более «светлым» (на самом деле, все сложнее, хотя не стоит особенно забивать мозги технической беллетристикой).
Френель крайне различается по своим качествам. Хорошие френелевые экранчики делаются под конкретное фокусное расстояние, поэтому до их покупки желательно заранее понять, какое фокусное при пейзажной съемке будет использоваться наиболее часто. Китайский френель не так плох, как может показаться, он вполне достаточен, чтобы снимать первое время (да, и второе, и третье тоже). Продукт китайского френелестроения даже часто бывает лучше старых фирменных экранов, которые продаются вместе с подержанными фотоаппаратами.
(автор изображения — Eusebius@Commons used under CC BY)
Очень интересным вариантом являются восковые экраны, которые дают гораздо более «мягкое» изображение, чем френель, хотя картинка и получается менее «светлой». Это сугубо личный опыт, но мне, как оказалось, для съемок пейзажей нравится больше именно восковой экран.
Кстати, восковые экранчики за скромный прайс делает московский обожатель пленки Fujifilm — Дмитрий Курбатов!
Ну, с пейзажной техникой мы более-менее разобрались, а теперь давайте вернемся к самому загадочному!
Специальная техника для «для всякой ерунды» — это, как правило, модульная камера (чаще всего карданного типа), которая используется либо для очень специфических съемок (например, съемки архитектуры или макро) либо для экспериментов.
Приведу простой пример. В наше время многие гонятся за красивой картинкой начала ХХ в., покупая для чего оригинальные антикварные объективы.
(автор изображения — Tekniska museet used under CC BY)
Но вот незадача: большинство объективов того времени были беззатворные, в результате для их использования с современной пленкой потребуется уже вполне современный внутренний затвор (или держатель с фильтрами, но это чуть менее удобоваримый вариант).
В общем, для воплощения портретного безумия придется городить еще один стандарт с затвором (промежуточный стандарт). Сделать это на филд-камере — довольно нетривиальная задача (несложная, но в большинстве случаев компактность такой камеры превратится в миф). А вот реализовать данный трюк на кардане не составит никаких проблем. Кроме того, на кардане совсем несложно быстро заменять задние стандарты, тасуя форматы в зависимости от настроения и творческой задачи.
Собственно, советовать начинать с кардана я бы не стал — проще и интереснее овладеть пейзажной съемкой, чем покупать за совсем не меньшие деньги набор металлического конструктора. Покуда Большой формат не стал существенной частью Вашей жизни: не стоит размениваться на карданных друзей — их потом так долго и скучно продавать…
(автор изображения — erik gould used under CC BY)
В качестве финала преступно краткого рассказа про фотоаппараты скажу, что наиболее полезным для дальнейшего технического совершенствования будет чтение форумных сообщений аксакала Большого формата — ДМБ, также немного известного в миру как Боровков Дмитрий Александрович.
Отмечу только один важный момент, который нужно учитывать: наш горячо любимый ДМБ крайне подвержен перфекционизму (неоперабельная форма), и акцентирует последние лет пять всё внимание не на общих вопросах (он вполне обоснованно презюмирует, что все это уже давно знают), а на частных деталях, которые позволяют достигнуть дополнительного прироста в качестве. Обилие же этих деталей способно вызвать у неподготовленного неофита нервный шок. Да и старофитов тоже: уже многих вынесли штативом вперед.
По этой причине, не очень важно, если Вы в начале пути будете снимать на довольно простые объективы-плазматы самых банальных марок, сканировать на планшетнике и вываливать всё это в сеть. Важно, чтобы в процессе этой неблаговидной (в понимании профессионалов) деятельности развивался глазомер и умение обращаться с техникой. Это искупает практически всё, ну, кроме, естественно, отказа от использования градиентных и поляризационных фильтров. Этого простить невозможно!
Системы большого формата: 4х5, 5х7 или 8х10: prostolf — LiveJournal
(автор изображения — Ronn aka «Blue» Aldaman used under CC BY)
В начале эпохи фотографии Большой формат переживал бурное развитие: в течении короткого времени появлялись и исчезали компании, которые с энтузиазмом производили и продавали фотоаппараты, объективы, пластины.
Результатом бурного развития стало то, что параллельно существовало и развивалось большое количество не самых совершенных фотографических систем.
Более-менее спасало только то, что фотоаппараты, кассеты и прочие аксессуары были деревянные, в связи с чем необходимый ремонт (доработку) техники фотограф мог сделать самостоятельно.
Постепенно произошла унификации систем большого формата. В результате вымирания непопулиярных остались две основные системы, в рамках каждой из которых производятся камеры под пленку трех размеров:
— Англосаксонская форматная система: 4х5, 5х7, 8х10 (дюймы).
— Континентальная форматная система: 9х12, 13х18, 18х24 (сантиметры).
Как нетрудно догадаться, числа в наименовании форматов обозначают размеры сторон листа пленки в дюймах (для англосаксонской системы) и сантиметрах (континентальной системы).
* «Англосаксонская форматная система» — довольно условное наименование. В отличие от США в Англии размер кадра обозначается, начиная не с короткой, а с длинной стороны кадра, т. е. форматы выглядят так: 5х4, 7х5, 10х8.
Так выглядят кассеты для форматов 4х5, 5х7, 8х10:
(автор изображения — Jefrey Pelagio Jacob used under CC BY)
Несмотря на похожие размеры в англосаксонской и континентальной системах пленку формата 9х12 не получится использовать в кассетах для пленки 4х5 (размеры кадра 4х5 в переводе в метрическую систему будут 10.2х12.7см), а пленке 8х10 (20.3×25.4cм), соответственно, не получится подружиться с кассетами 18х24.
* Некоторые производители пленки 5х7 режут ее таким образом, что можно использовать как в родных кассетах, так и кассетах 13х18, однако, даже в случае, если повезет, пленка в направляющих кассеты будет сидеть очень непрочно и может легко выскочить/перекосится при вставке шибера.
В настоящее время континентальная система при обозначении формата фотоаппарата и аксессуаров к нему применяется крайне редко, так как большинство производителей фотоаппаратов, в том числе расположенные в континентальной Европе и Азии, уже давно перешли на маркировку техники в дюймах.
* Исключением из этого правила остается обозначение фокусного расстояния объектива в миллиметрах.
Позитивным результатом развития систем стало то, что уже в течении долгого времени задники делаются таким образом, чтобы принимать кассеты родственных стандартов.
Таким образом, кассеты 4х5 и 9х12 имеют одинаковые внешние размеры, в связи с чем они могут быть использованы как в фотоаппаратах, маркированных 4х5, так и 9х12. Данное правило действует в отношении форматов 5х7 и 13х18, 8х10 и 18х24.
(автор изображения — Junjie Tang used under CC BY)
Люди часто задаются вопросом, с какого формата начать погружение в большой формат.
Каждый выбирает ношу по себе, но есть несколько основных моментов, которые нужно принимать во внимание:
1. Распространенность
На рынке наиболее широко представлены камеры формата 4х5, менее популярны — формата 8х10, а формат 5х7, к сожалению, встречается сравнительно редко.
2. Расходы
Тут все очевидно: чем больше размер пленки, тем дороже будет стоить один кадр.
Например, кадр 5х7 обходится примерно в 1.5 раза дороже кадра формата 4х5.
Стоимость кадра 8х10 в 2.6 раза превышает стоимость кадра 5×7, и в 3,3 раза кадра 4х5.
3. Размеры и вес
Для фотографа большого формата размеры и вес техники имеют существенное значение.
Размер фотоаппарата зависит от размера кадра, так как задний стандарт должен быть размером не меньшим, чем кассета, которая в него вставляется. Таким образом, если сравнивать камеры одной и той же конструкции, то камера формата 5х7 будет больше по размеру камеры 4х5 — в 1,75 раз, а камера формата 8х10 больше 4х5 — в 4 раза.
Конечно, мерить размер фотоаппарата по размеру заднего стандарта — не самый точный подход, но в целом он позволяет понять масштаб проблем, которые могут возникнуть при покупке камер большого формата.
Проблемы по большей части связаны с тем, что покупая фотоаппарат большого формата, фотограф чаще всего не бывает готов к небольшим трудностям, с ним связанным.
Fotografia de gran formato, 20×25 (8×10″), large format photography from Ledicia Audiovisual on Vimeo.
Многие, годами мечтая о большом формате, сразу покупают себе фотоаппарат 8х10, и сильно разочаровываются в нем, так как только купив, понимают, что не могут его таскать на себе. В итоге у таких владельцев громоздкие фотоаппараты пылятся на полке или тихо оккупируют штатив в углу.
По этой причине желательно заранее понимать, что и где вы будете снимать, до покупки фотоаппарата формата 8х10. Если такого понимания нет, то лучше приобрести фотоаппарат формата 4х5, который можно легко переносить в рюкзаке или небольшой сумке.
4. Удобство
Значение удобства конструкции фотоаппарата для получения удовольствия от съемки трудно переоценить.
Существуют два основных типа конструкции форматных камер:
а) полевые (дорожные) фотоаппараты (field cameras)
(автор изображения — Tom Hart used under CC BY)
б) карданные фотоаппараты (monorail cameras).
(автор изображения — Eusebius@Commons used under CC BY)
* Существуют также павильонные фотоаппараты, которые размещаются не на штативах, а на столах-подставках, но широко данные конструкции в большом формате не применяются, а целесообразность их применения возникает только в монструозных ультра-больших форматах (11х14, 14х17 и т. д.)
Пусть вас не смущают исторические названия: карданные фотоаппараты также часто используют на пленэре, как и полевые, а в случае съемки архитектуры они даже более предпочтительны.
Если не вдаваться в технические подробности, то главное различие между конструкциями полевых и карданных камер пролегает в удобстве:
— полевые фотоаппараты удобны в транспортировке, так как относительно быстро складываются по принципу трансформера в коробку с ручкой, которую легко переносить. Тем не менее, они менее удобны карданных при фотографировании с большим количеством подвижек.
— карданные фотоаппараты более удобны для съемки с активным использованием подвижек, чем полевые, но они требуют больше времени и сил для сборки/разборки.
5. Мультиформатность
Мультиформатность — это не фактор, который позволяет определить подходящий формат, а техническая возможность снимать одним фотоаппаратом на несколько форматов.
Мультиформатность полевой камеры достигается тем, что в нее можно поставить задник меньшего формата (например задник 4х5 в камеру 5х7 или 8х10), но тогда в работе придется испытывать все неудобства (вес и размеры) фотоаппарата большего формата.
Мультиформатность модульных карданных камер позволяет для перехода на другой формат быстро поменять заднюю рамку и меха, что снижает размеры и вес фотоаппарата и увеличивает удобство его использования и транспортировки.
Разговор о существующих форматах неизбежно приведет к вопросу:
Так фотоаппарат с каким размером пленки лучше выбрать?
Ответ довольно прост, если посмотреть на виды пленки, которые сейчас производятся.
(автор изображения — Leo Smith Photos / gaucho74’s used under CC BY)
Черно-белая пленка производится во всех основных размерах, как для континентальной, так и англосаксонской системы.
Однако, цветная пленка (и позитив, и негатив) официально режется и фасуется только в размерах: 4х5 и 8х10.
По этой причине для максимального разнообразия (съемки черно-белых и цветных изображений) желательно приобрести камеру, способную использовать кассеты под пленку 4х5 или 8х10.
Впрочем, это не является непреодолимым препятствием для энтузиаста: при желании можно самостоятельно разрезать листы пленки под нужный размер.
Так, например, компанией Shen Hao производятся фотоаппараты и кассеты под формат 5х8, пленка для которого официально не производится. Лист размера 5х8 получается, если самостоятельно разрезать лист пленки 8х10 пополам.
Если попытаться сформулировать простой совет для желающего погрузиться в большой формат, то наиболее выигрышным в художественном и экономическом плане станет покупка легкой дорожной камеры формата 5х7, для которой можно купить (или самостоятельно адаптировать) задник под кассеты 4х5.
Этот комплект позволит снимать как на черно-белую, так и цветную пленку двух основных систем, а также существенно сэкономит деньги и продлит интерес к большому формату.
Если такой универсальной камеры на примете не будет, можно смело брать фотоаппарат формата 4х5.
При этом можно и нужно рассматривать вариант покупки не только полевой, но и карданной камеры, которые на вторичном рынке часто продаются в гораздо лучшем состоянии и за меньшие деньги, чем полевые. Недостатком такого выбора будет разве что необходимость учиться быстро и аккуратно паковать камеру и принадлежности в случае выездных съемок.
Другие материалы по теме:
— Oleg «JurassicParkCamera» Moiseyenko — 4×5 или 8×10?
(хорошая статья, но советы по поводу объективов довольно спорные)
Первая крупноформатная цифровая камера — Photar.ru
Познакомьтесь с первой в мире крупноформатной цифровой камерой. Стартап из Санта-Клара, штат Калифорния под названием LargeSense выпустил LS911, камеру, которая поднимает планку размеров датчика в цифровой фотографии.
LargeSense LS911 имеет 9×11-дюймовый монохромный CMOS-сенсор с разрешением 12Мп и размером пикселя 75 микрон. Базовая светочувствительность составляет ISO 2100, а максимальная – ISO 6400.
В сравнении с LargeSense LS911 среднеформатный датчик в Fujifilm GFX 50S выглядит крошечным:
Камера производит 12-мегапиксельные фотографии 3888×3072 пикселей. Но «большой сенсор даёт более чёткое ощущение пространства с лучшей передачей тонов», говорится в сообщении компании.
Фотографии могут быть сохранены в форматах DNG, TIFF 16 бит, TIFF 32 бит, RAW и JPEG на CF/SD карты. Также имеется 900GB встроенной памяти и выход USB3.1.
Несмотря на то, что датчик может производить только черно-белые фотографии, есть интегрированная система фильтров, которая позволяет из трёх снимков получать цветное изображение.
Любой объектив большого формата может быть использован на LS911 при условии, что он будет покрывать достаточную площадь.
Электронный затвор камеры позволяет работать с выдержкой до 1/26. LargeSense говорит, что внешний затвор будет доступен позже. Он предоставит скорость 1/500 и позволит выполнять точную регулировку.
На задней панели камеры находится дисплей, который позволяет выполнять кадрирование. Фокусировка выполняется с помощью рельс.
Разъем 3,5 мм позволяет подключить кнопку внешнего спуска затвора. Управление настройками камеры можно выполнять через Wi-Fi с помощью любого браузера с поддержкой HTML5 на телефоне, планшете или компьютере.
Кроме фото LargeSense LS911 может снимать 4K-видео со звуком при скорости до 26fps.
Вот пример 4К видео, снятого с помощью LS911:
Также представлено видео, показывающее, как сделать снимок с помощью LargeSense LS911:
LargeSense LS911 доступен в настоящее время в Соединенных Штатах. Стоимость камеры составляет $106000.
Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram
comments powered by HyperCommentsФотограф переделал крупноформатную фотокамеру 8х10 под видео
Результатом остался очень доволен и готов поделиться опытом со всеми, кто захочет повторить его разработку.
Фотограф Зев Гувер из Массачусетса сделал необычную камеру: это одна из первых в мире крупноформатных (8х10) видеокамер. Как полагает сам автор, это первая такая камера в истории.
Правда, компания LargeSense еще в 2015 году представила видео в 4К, снятое на крупноформатную цифровую камеру, но в той камере использовался дорогой цифровой задник, а видео было составлено из файлов TIFF, записанных со скоростью 24 кадра в секунду.
Камера Гувера куда дешевле и практичнее для повседневного использования. Ее передняя часть — старая крупноформатная фотокамера на слайдере для настройки фокуса во время съемки: с его помощью двигаются объектив и мехи.
Перед камерой — старый крупноформатный объектив, который проецирует изображение на белый экран в задней части камеры. А под камерой находится еще одна, цифровая камера (Sony a7S с широкоугольным объективом Irix 15mm f2.4 Firefly), которая получает изображение с проекционного экрана. Чтобы компенсировать угол, под которым на нее попадает изображение, Гувер использует шифт на 12 мм.
А еще Гувер присоединил к камере внешний монитор, чтобы иметь возможность снимать с плеча.
В этом 4-минутном видео он рассказывает, как все это работает, и демонстрирует примеры фото и видео:
“Работать с изображениями крупного формата — это потрясающе”, — рассказывает Гувер. — “Это как IMAX, только гораздо больше! Главный минус — это светочувствительность. В процессе теряется около 6 стопов. Как можно увидеть в видео, даже с потрясающей светочувствительностью a7S снимать в помещении практически невозможно”.
“Но это того стоит. Боке поразительное, блики замечательные. Раньше я использовал метод Бренайзера (“бокераму”), а эта камера делает схожее изображение с одного кадра. И это работает и для видео тоже!”
Вот несколько фотографий, сделанных на камеру Гувера:
В планах фотографа — опробовать и другие крупноформатные объективы на своей камере, в частности, Aero Ektar.
Другие работы Зева Гувера — на его сайте и страницах во Flickr, Instagram и Facebook.
Крупноформатная камера — Википедия. Что такое Крупноформатная камера
Студийная крупноформатная карданная камера «Sinar F» 4×5 дюймов Портативная крупноформатная камера«Micro Precision Products MarkVIII»
4×5 дюймов Матовое стекло крупноформатной камеры и изображение на нём Листовая фотоплёнка размером 18×24 см.
Слева — вид со стороны подложки, справа — со стороны фотографической эмульсии.
Крупноформа́тная ка́мера — фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более[1][2]. Часть студийных камер такого формата называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах. В карданных камерах обе части крепятся к несущей штанге при помощи шарниров, позволяющих им смещаться поперёк оптической оси и отклоняться во всех направлениях. Остальные крупноформатные фотоаппараты имеют ограниченные возможности отклонения и смещения: как правило, объективная доска может смещаться по вертикали и горизонтали, а негативная обладает функцией уклона по этим же осям. Специализированные камеры для моментальной фотографии также относятся к крупноформатным, поскольку обладают минимальным размером кадра 8,5×11 см.
По размеру кадрового окна и, соответственно, по типу применяемого фотоматериала все фотоаппараты (кроме цифровых) принято классифицировать на четыре класса: крупноформатные (фотопластинки, листовые фотоплёнки), среднеформатные (широкая фотоплёнка 61,5-мм), малоформатные (35-мм фотоплёнка) и миниатюрные, рассчитанные на плёнку 16-мм. Крупноформатный негатив рассчитан на контактную фотопечать, давая при этом отпечатки достаточно большого размера. Оптическая печать с таких негативов используется в исключительных случаях, поскольку требует фотоувеличителей специальной конструкции.
История
Первые фотоаппараты были крупноформатными, поскольку размер получаемого изображения зависел от размера кадрового окна. Дагеротипы получались на серебряной пластинке, непосредственно экспонируемой в фотоаппарате и не могли быть другого размера. Последующий технический прогресс и появление негативно-позитивного процесса позволил тиражировать фотоотпечатки контактным способом, позволяющим получать фотографии только того же размера, что и негатив. Кроме того, съёмочные объективы середины XIX века обладали низкой разрешающей способностью, не позволявшей увеличение изображения на негативе. Обычными форматами негатива тогда были 30×40 см, 50×60 см и ещё больше. Успехи оптического конструирования и улучшение качества фотоэмульсий позволили уменьшить формат негатива, предназначенного для получения фотоотпечатков, увеличенных оптическим способом. Так монополия крупноформатных камер на рынке фотооборудования закончилась с появлением среднеформатных, а позднее — малоформатных и миниатюрных камер.
Достоинства
Главное достоинство крупноформатных камер, кроме непревзойденной информационной ёмкости — возможность контроля перспективных искажений и поля резкого изображения[3]. В современной фотографии на большой формат снимают, когда требуется особый контроль над перспективой: подвижки форматной камеры позволяют наклонять плоскость фокусировки и исправлять перспективные искажения[4]. Используя подвижки и наклоны камеры, возможно на полностью открытой диафрагме снимать резкими объекты, непараллельные плоскости кадра, используя принцип Шаймпфлюга.
Фокусные расстояния объективов крупноформатных камер в несколько раз больше, чем малоформатных и позволяют получать очень маленькую глубину резкости даже на больших дистанциях наводки, обеспечивая уникальный оптический рисунок. В современной фотографии крупноформатные камеры применяются для архитектурной, интерьерной съёмки и съёмки рекламы в студии. Также большой формат применим в специальных технических целях для получения фотошаблонов или аэрофотосъёмки с большим разрешением. Размер кадра больший, чем 8×10 дюймов в настоящее время практически не встречается.
Размеры кадра
Существует несколько классов крупноформатных фотоаппаратов, отличающихся размерами кадра и конструкцией. По области применения такие камеры принято делить на три типа: павильонные, дорожные и репродукционные. Павильонные камеры предназначены только для работы в специализированной фотостудии и характерны громоздкой конструкцией, непригодной для транспортировки и съёмки вне помещения. Большинство современных павильонных камер имеют карданную конструкцию, обеспечивая неограниченные возможности подвижек. Более компактны дорожные камеры, имеющие складную конструкцию и сравнительно компактные размеры, в том числе за счёт ограничения свободы подвижек. Дорожные камеры предназначены для установки на лёгкий штатив и могут использоваться в полевых условиях. Репродукционные камеры специально предназначены для изготовления фотокопий документов и других плоских оригиналов. Они сконструированы, как часть репродукционной установки, включающей держатель оригиналов и осветительную систему.
Крупноформатные пресс-камеры предназначены для фотожурналистики и наиболее универсальны. В отличие от большинства других крупноформатных фотоаппаратов они пригодны для съёмки с рук в любых условиях. В кассеты крупноформатных камер заряжались фотопластинки или листовая фотоплёнка. Кассета — деревянная или металлическая коробка со сдвижной светонепроницаемой заслонкой (ши́бером). Кассеты могут быть односторонними или двухсторонними (двойными). В последнем случае, характерном для формата больше, чем 13×18 сантиметров, кассета состоит из двух отсеков, разделённых непрозрачной перегородкой, предназначенных для двух фотопластинок или листов фотоплёнки, повёрнутых друг к другу подложкой. После съёмки на один лист кассета переворачивается для съёмки на второй[5]. Такая конструкция позволяет незначительно сократить вес и объём запаса кассет для выездной съёмки.
Для разных классов крупноформатной аппаратуры характерны различные размеры кадра:
- 9×12 сантиметров или 4×5 дюйма (примерно 10×13 см) — наиболее распространённый формат пресс-камер;
- 13×18 сантиметров или 5×7 дюймов — размер кадра пресс-камер, популярный до Второй мировой войны;
- 18×24 сантиметра или 8×10 дюймов (примерно 20×25 см) — формат кадра большинства дорожных камер;
- от 24×30 сантиметров до 50×60 сантиметров или 20×25 дюймов — форматы, характерные для павильонных камер;
Любая крупноформатная камера пригодна для съёмки на негатив меньшего формата и даже на роликовую плёнку. Для этого используются специальные адаптеры-переходники, часто входящие в комплект. Современные цифровые задники сопоставимы по детализации лишь со снимками 9×12 см, а больший формат даёт выигрыш по детализации[6]. На контактных отпечатках с негативов 18×24 см детализация настолько велика при очень высоком качестве изображения, что создаётся эффект присутствия, так как изображение соответствует по обилию деталей картине, видимой человеческим глазом с хорошим зрением.
В проекте gigapxl.org использовалась камера 9″×18″ и плёнка Kodak Aerocolor III type 2444 и другие выпускаемые для такого формата. Такие плёнки используются для аэрофотосъёмки и военных приложений. После сканирования негатива получалось изображение размером до 88000×44000 пикселей, то есть около 4 гигапикселей. При этом никаких склеек и монтажа не производилось — такое количество деталей получалось благодаря высокому качеству на каждом этапе. В других проектах по производству гигапиксельных фотографий используется монтаж цифровых снимков, тут же сканирование одного негатива размеров 22×44 см, что позволяет снимать динамические сюжеты.
Производители
См. также
Примечания
Литература
- Фомин А. В. § 6. Классификация фотоаппаратов // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 43—48. — 256 с. — 50 000 экз.
- М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
Ссылки
Зеркальная камера Adams — 1901 | Адамс Видекс — 1902 |
AGIFLEX II | Камеры Bronica |
Панорамный вид Аль-Виста 5-B и 5D | Brooks-Plaubel Veriwide 100 |
Airesflex Z — U — Y-III | Airesflex |
B&J Watson Press Cameras | Brooks Veriwide 100 |
FUJITA 66 SQ | БУШ |
Fujifilm FG670 / Bessa III | BUSCH 4X5 Pressman |
КАМЕРЫ GRAFLEX | Calumet 4X5 Просмотр / Держатель рулонной пленки Calumet |
. | Корфилд 66 SLR |
Книга линз GOERZ | CAMBO большого формата |
Гровер 4×5 | Век графика |
Ensign Roll Film Reflex 2 1/4 B Модель Anastigmat | Камеры для самолетов Eagle Series V, VII, IX |
. | Трехцветная камера DEVIN |
Frena No. 00 | Универсальная камера обзора Grover |
Зеркальная камера Холла | Всадник SW 6×9 / Всадник SW 612 Проф. |
Всадник 985 | Модульная оптическая камера Horseman |
Всадник 450 | Поворотный наездник |
ИКЕДА Вью | Всадник VH-R |
. | Держатель пленки для рулонов всадников |
Ica Reflex | Hulcher 70, модель 102 камера |
Idea Камера и объективы Идея №225 / 246/325/385 | ИКА ТРОНА |
KALART пресс-камера | ИКА Вольта |
Калимар Рефлекс | Kalart SISTOGUN II |
Kalimar Reflex SL | Kalimar 120 с двумя линзами |
Калимар Рефлекс SQ | Инструкции для дальномера Kalart |
Komaflex-S | Kalimar Six Sixty |
Kalimar Six Sixty Precision Single-Lens Reflex | Калимар А |
Kilfitt Kilarscope и Kilarflex Reflex Housings | Kowa 6MM (напишите мне) |
Кова Супер 66 | Folmer Graflex Cirkut No. 6 Камера |
Kowa SIX / 66 | Основная камера Kodak — 8X10 |
Koni-Omega M | Kowa Six Exposure Finder, модель II |
КОНИ-ОМЕГА «БЫСТРАЯ» | Koni-Omega Rapid Repair Manual (напишите мне) |
Система Koni-Omega | Кони-Омега «М» |
. | Бюллетени дилеров Kalart 1938-1940 |
КОНИ-ОМЕГАФЛЕКС «М» | Ремонт затвора в фокальной плоскости — включая график скорости |
Авиационная камера К-20 | Приставка угловая Linhof |
Linhof Color | Linhof ТЕХНИКАРДАН S |
Linhof Super TECHNIKA V | Линхоф 220 |
Linhof TECHNIKA 70 / SUPER TECHNIKA | Линхоф Супер Техника 23 |
Linhof Super Technika V Expert 70 | Linhof Technika 6X9 и 2 1/4 X 3 1/4 |
Linhof Technika Модель III | Оптический мультифокальный видоискатель Linhof |
Linhof Technika III Guide (как использовать наклон — поворот) | Linhof Press 70 / Aero-Press |
Linhof Super Technika 4X5 Английский — Gebrauchsanleitung | |
Linhof Schneider Symmar | Linhof TECHNIKA 2 1/4 x 3 1/4 |
Linhof Rollex Rollfilm | Linhof цвет Kompendium |
Прайс-лист Linhof Technika (1962-64) | Система Linhof Technikardan S |
. | Линхоф Мастер Техника |
Linhof Super Rollex (2 1/4 x 2 3/4) | Линхоф Мастер Техника 2000 |
Linhof TECHNIKA Gebrauchsanleitung | Linhof Cine Rollex |
Камеры Mamiya | Linhof Technika Press Linhof Press 23 |
Макина | Linhof Super Technika Модель IV 4×5 |
Die Plaubel-Makina | Makina IIs руководство и буклет |
MPP MicroPress 4X5 | NORITA / Graflex Auto Ext.Трубки |
МК. VIII Микротехническая камера 4X5 | НОБЛЕКС 135 |
НОБЛЕКС 150-175 | NOBLEX PRO |
. | OPTIKA Профессиональный SLR |
Норита 66, Ремонт, ПР | . |
Omega View 45D | Omega View 45E / 45F |
ОМЕГА 120 | Plaubel Makina Plaubel 69W Proshift Superwide |
Polaroid Back для Linhof Super Technika | Плаубель Пеко Юниор |
Plaubel Makina 67 | |
Popular Pressman Reflex (буклет) | . |
Pearl II — 120 пленка | Pearl III — 120 пленка |
Жемчужная река — 4 | Жемчужная река |
Фотокамера | Камеры Printex |
Primarflex II | Ревю Rittreck Six |
Чайка 203 | Чайка 4А |
Поворотный механизм Sanderson | Пресс-камера Sears Tower 2 1/4 x 3 1/4 |
Sinar Инструкция по эксплуатации | Как использовать камеру Swing and Tilt (модель Sanderson) |
Синар П | СОЛАРОН SLR M-93000 |
камера Sinar / код sinar / затвор sinar-copal | Синар Ф |
STAR PREMO — Rochester Optical | Rapid Omega 100 и 200 |
Toyocaflex Модель II | Рулонная пленка Sundam 120 |
Toyo View Deluxe 4X5 | ТОЙО-ВИД 45C |
TOYO-FIELD 45CF | ТОЙО-ВИД 45GII / 57GII / 810GII / 45GX / 810GX |
TOYO-VIEW 45G / 57G / 810G | TOYO-VIEW 45 ГБ / 57 ГБ / 810 ГБ |
TOYO-VIEW VX-125 | Держатель пленки Toyo Roll |
. | TOYO-FIELD 45A II |
WIDELUX | ТОЙО-ВИД D45A / D45M |
WISTA 45 SP / VX | V-PAN 617 Модульная камера обзора Mark III 6×17 Panoramic |
WISTA 45 РФ | WISTA 45 RF — WISTA 45 SP / VX — Буклеты большого формата WISTA |
VERIWIDE 100 | Книга движений камеры Основное руководство для большого формата и наклона и сдвига (напишите мне) |
VIDAX | ШИРОКИЙ ПАНОРАМНЫЙ |
фотоаппарат широкоформатный — это… Что такое широкоформатная камера?
Большой формат — описывает большие фотопленки, большие камеры, камеры обзора (включая камеры-обскуры) и процессы, в которых используется пленочный или цифровой датчик, обычно 4 x 5 дюймов или больше. Наиболее распространены большие форматы 4 × 5 и 8 × 10 дюймов. Реже…… Википедия
Объектив большого формата — Объективы большого формата представляют собой фотографическую оптику, которая обеспечивает круг изображения, достаточно большой, чтобы покрыть широкоформатную пленку или пластины.Объективы большого формата обычно используются в камерах большого формата и камерах обзора. Фотографическая оптика обычно проецирует…… Wikipedia
Ультра-большой формат — Ультра-широкоформатная фотография NOTOC (ULF) относится к фотографии с использованием фотоаппаратов, производящих негативы размером более 8×10 (20×25 см). Движение ULF-фотографии возродилось в последние несколько лет и продолжает расширяться. с пленкой…… Википедия
Камера — Для использования в других целях, см Камера (значения).Различные камеры Камера — это устройство, которое записывает и хранит изображения. Эти изображения могут быть неподвижными фотографиями или движущимися изображениями, такими как видео или фильмы. Термин камера происходит от камеры-обскуры…… Википедия
Большой бинокулярный телескоп — Телескоп Infobox bgcolour = name = Большой бинокулярный телескоп caption = Вид на LBT. Снято в ноябре 2006 г. организация = место большого консорциума = Международная обсерватория Маунт Грэм, Аризона, США, координаты = координаты…… Википедия
Формат 14/9 — Формат проецирования Cinéma… Wikipédia en Français
Format De Projection — Cinéma… Wikipédia en Français
Format cinématographique — Format de projection Cinéma… Wikipédia en Français
Формат проецирования — Cinéma… Wikipédia en Français
Формат 35 мм — Описание на пленке 35 мм; «Côté projecteur» подразумевает, что projecteur à chargement à droite (en relative la salle), ce qui est le cas général Le format 35 mm является стандартным для больших пленочных фотографий… Wikipédia en Français
Формат 35 мм — Формат 35 мм Описание d’un film 35 мм; «Côté projecteur» предполагает, что этот проект является зарядом в соответствии с законом (en relative la salle), ce qui est le cas général Le format 35 mm est un standard de pellicule photographyique d…… Wikipédia en Français
Средний формат — камеры с диафрагмой
- Игрушечные камеры
- фабрика отцов
- поляроид
- игрушечная камера
- деревянная камера
- деревянная камера игрушечная камера
- Наклейки
- Наклейки
- Фильм месяца и обычная подписка для фотофилов
- Фильм
- Фильм месяца Club
- Подписка
- Направляй и стреляй
- 16мм
- 35-мм пленка
- 35-мм пленочная камера
- Камера Agfa
- Анско камеры
- Камера Аргуса
- Камера Canon
- Contax
- Складная камера
- Fuji
- Fujica
- Kodak Camera
- Konica Camera
- Leica
- Ломо Камера
- Камера Minolta
- Фотоаппарат Nikon
- Olympus Camera
- Одноразовая камера
- пентакс
- Направляй и стреляй
- Ricoh
- Rollei Camera
- Samsung
- Спартус
- Шпионская камера
- TLR
- Игрушечная камера
- подводная камера
- Voigtlander
- Камера Yashica
- 35-мм зеркальная фотокамера
- 110 камера
- 35-мм пленочная камера
- Альпа
- APS
- Canon
- Шинон
- Contax
- Зеркалка
- Fuji Film
- Fujica
- Fujifilm
- Fujinon
- Konica
- Leica
- Leitz
- LeitzLeica
- Мамия
- Минолта
- Миранда
- Nikon
- Nikon APS
- Nikon Pronea
- Olympus Camera
- Pentax
- Praktica
- Редко
- Ricoh
- SLR камера
- Topcon
- Яшица
- Zeiss Ikon
- Линзы
- Canon
- Canon EF объектив
- Объектив Canon
- Линза Contax
- Цифровая камера
- увеличивающая линза
- Объектив Fuji / Fujinon
- Konica Объектив
- Объектив Leica
- Фильтры объектива
- Линзы
- Объектив M42
- Макро-объектив
- Mama Sekor Lens
- Аксессуары Minolta
- Объектив Minolta
- миранда линза
- Объектив Nikon
- линза олимпуса
- Объектив Pentax
- Рико
- Rodenstock
- Rollei
- Объектив Sony
- телеконвертер
- Телеконвертеры
- УФ-фильтр
- Vivitar Lens
- Объектив Яшица
- Объектив Zeiss
- Зум-объектив
- Дальномеры и дальномерные линзы
- 28мм
- 35-мм пленочная камера
- Аргус
- Аргус C3
- Аргус С4
- каноник
- Canon
- canon камера
- Кейсы
- Contax
- Индустар
- Kobalux
- кодак
- Konica
- Leica
- Объектив Leica
- Leica M
- Leica M8
- Leitz
- Линзы
- LTM
- Минолта
- Объектив Minolta
- Nikon
- Объектив Nikon
- Olympus Camera
- Объектив Pentax
- Направляй и стреляй
- дальномер
- Дальномер
- Ricoh
- S крепление
- Башня
- Voigtlander
- Яшица
- Zeiss Ikon
- Зоркий
- Средний и большой формат
- 120 Фильм
- Agfa
- Агфа Изолетт
- Cambo
- Fujifilm
- Hasselblad
- Киев
- Кодак
- Большой формат
- Линзы
- Ломо Камера
- Мамия
- Средний формат
- Объектив среднего формата
- Минолта
- Pentax
- Объектив Pentax
- Rollei
- Шнайдер Кройцнах
- телеконвертер
- Телеконвертеры
- TLR
- Игрушечная камера
- Яшица
- Zeiss
- Zeiss Ikon
- Zenza Bronica
- Instax и Polaroid
- Сумка для фотоаппарата
- Fujifilm Instax
- Мгновенная камера
- Полароид 600
- Аксессуары Polaroid
- Камера Polaroid Land
- Полароидные спектры
- Polaroid SX 70
- Пленка и батареи
- 35-мм пленка
- Аккумулятор
- черно-белый фильм
- Цветная пленка
- Просроченный фильм
- Илфорд
- Слайд фильм
- Аксессуары
- 35-мм пленочная камера
- каноник
- Canon
- канон эос
- contax
- аксессуары contax
- удлинительная трубка
- фокусирующий экран
- Leica
- Leitz
- Крышка объектива
- люксметр
- Мамия
- Аксессуары Minolta
- Nikon
- Аксессуары Nikon
- Олимп
- Олимп
- Olympus Camera
- олимпус камера
- Упаковочная пленка
- упаковать пленку обратно
- Pentax
- Направляй и стреляй
- Polarid
- Polaroid
- полароид назад
- Power Winder
- Отпустите кабель
- Ricoh
- Rollei
- Сканер
- Мягкая кнопка отпускания
- Штатив
- Zeiss
- Ремни и сумки
- 35-мм пленочная камера
- Книги
- Сумка для фотоаппарата
- Вспышка камеры
- Ремешок для камеры
- Canon
- Contax
- Линза Contax
- Ремешок в стиле хиппи
- Кодак
- Konica аксессуары
- Leica
- Leitz
- Крышка объектива
- Чехол для объектива
- Фильтры объектива
- Бленда
- люксметр
- Аксессуары Minolta
- Минокс
- Nikon
- Аксессуары Nikon
- Олимп
- Olympus Camera
- Фотография Книга
- Направляй и стреляй
- Power Winder
- Отпустите кабель
- Ricoh
- Rollei
- Мягкая кнопка отпускания
- Sony
- телеконвертер
- Штатив
- УФ-фильтр
- Яшица
- Zeiss
- Мигает
- 35-мм пленочная камера
- Сумка для фотоаппарата
- Вспышка камеры
- Canon
- Leica
- Leitz
- Крышка объектива
- люксметр
- Аксессуары Minolta
- Nikon
- Аксессуары Nikon
- Олимп
- Olympus Camera
- Направляй и стреляй
- Power Winder
- Отпустите кабель
- Ricoh
- Кольцо света
- Мягкая кнопка отпускания
- Штатив
- Zeiss
- Телеконвертеры
- Объектив Canon
- Линзы
- Аксессуары Minolta
- Объектив Minolta
- Объектив Nikon
- линза олимпуса
- телеконвертер
- Телеконвертеры
- Фильтры и адаптеры для линз
- 35-мм пленочная камера
- B + W
- Canon
- Объектив Close Up
- Цифровая камера
- Кодак
- Адаптер объектива
- Фильтры объектива
- Макро-объектив
- Микро 4/3
- Nikon
- Аксессуары Nikon
- Polaroid
- УФ-фильтр
- Бленды
- Крышка объектива
- Бленда
- Бленда
- Минолта
- Аксессуары Minolta
- Аксессуары Nikon
- Олимп
- Zeiss
- Фильм брелки
- Agfa
- Одежда
- Сумки
- Брелок
- Кодак
- Кружки
- Наклейки
- Футболка
- Рубашки для фотоманов
- Одежда
- Толстовка с капюшоном
- толстовки
- Олимп
- Олимп
- olympus mju ii
- наведи и стреляй
- Футболка
- Футболка
- Футболка
- Фотографии Книги
- Книги
- Реклама камеры
- Камера Книга
- Дилерский переплет
- Кодак
- Leica
- Журнал
- Реклама Minolta
- Буклет Nikon
- Olympus Ad
- Фотография Книга
- Бинокли, проекторы и пишущие машинки
- Бинокль
- Карл Цейсс Йена
- Leitz
- Olivetti
- Проектор
- печатная машинка
- Печатная машинка
- Цифровые камеры и аксессуары
- Canon
- Цифровая камера
- Зеркалка
- Fujifilm
- Микро 4/3
- Беззеркальная камера
- Nikon
- Ricoh
- Коллекционирование и антиквариат
- 120 Камера
- 35 мм
- 35-мм пленочная камера
- Реклама
- Камера Agfa
- Анско камеры
- Камера Аргуса
- Дисплей
- Складная камера
- Kodak Camera
- Средний формат
- Nikon
- Фотоаппарат Nikon
- Пленочная камера Nikon
- Олимп
- Направляй и стреляй
- Тахбес
- TLR
- Игрушечная камера
- печатная машинка
- Принты и декор
- Реклама камеры
- Реклама камеры
- Печать с камеры
- Покомпонентное изображение Печать
- Фонарь
- Leica
- Olympus Ad
- Руководства
- Руководство
- Nikon
- Никонос
- Олимп
- Polaroid
- Voigtlander
- Корзина со скидкой
- Корзина со скидкой
- Войти в систему Мой счет
- Подписывайся
- ПРОДАТЬ СВОЮ КАМЕРУ
- Блог
- Около
- Политики
- Войти в систему Мой счет
F КАМЕРЫ ОСТАНОВКИ
- Игрушечные камеры
- фабрика отцов
- поляроид
- игрушечная камера
- деревянная камера
- деревянная камера игрушечная камера
- Наклейки
- Наклейки
- Фильм месяца и обычная подписка для фотофилов
- Фильм
- Фильм месяца Club
- Подписка
- Направляй и стреляй
- 16мм
- 35-мм пленка
- 35-мм пленочная камера
- Камера Agfa
- Анско камеры
- Камера Аргуса
- Камера Canon
- Contax
- Складная камера
Широкоформатные и широкоформатные сканеры
Превосходные образы для сред установки.
Проецируйте яркие изображения в потрясающем разрешении 4K.
Широкоугольный объектив для маленьких комнат и учебных заведений.
Легкий и универсальный, куда бы вы ни отправились.
Точное воспроизведение изображения снова и снова.Наши проекторы с поддержкой разрешения WUXGA Full HD обеспечивают четкое и яркое изображение.
- Просмотреть все проекторы Просмотреть все проекторы
- Связаться с нами Связаться с нами