Лени рифеншталь википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Не признали своих ошибок. Рассказываем о судьбах знаменитостей, поддержавших нацистов

В прошлом столетии тысячи известных людей боролись против нацизма словами и действиями. Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Эрих Мария Ремарк — список можно продолжать очень долго. Но все же нашлись и те, кто поддержал Гитлера, выступил в его поддержку и не испытывал при этом никаких угрызений совести. Рассказываем, в какой форме проходило это сотрудничество и как сложились биографии этих людей.

Нобелевский лауреат — гордость и позор своей страныКнут Гамсун, 1890 год. Фото: wikipedia.org

Норвежского писателя Кнута Гамсуна сделал всемирно известным роман «Голод», опубликованный в 1890-м. На рубеже веков работы писателя стали переводить на основные языки мира, а в 1920-м он получил Нобелевскую премию по литературе за произведение «Соки земли».

В год его триумфа Кнуту было чуть более 60 лет. Казалось, его ждет тихая старость в любимой усадьбе, купленной за два года до этого. Но в 1934-м, спустя год после прихода к власти Гитлера, Гамсун, не любивший англичан, публично заявил, что поддерживает нацистов. Он поддержал лидера норвежских нацистов Видкуна Квислинга и приветствовал оккупацию своей страны нацистами в 1940-м. Спустя три года писатель подарил Йозефу Геббельсу, отвечавшему в Третьем рейхе за пропаганду и цензуру, свою нобелевскую медаль.

В какой-то момент Кнут разочаровался в некоторых нацистах. В 1943-м он просил фюрера избавить Норвегию от Квислинга и Йозефа Тербовена (нацистского наместника в стране), но тот отказался.

«Поскольку дед был очень влиятельным человеком в Норвегии, люди приходили к нему и просили содействия. Нацистский комиссар, который в то время управлял Норвегией, был ужасным человеком, он казнил людей без суда и следствия. К моему деду приходили жены и матери солдат, которых схватили по приказу этого комиссара. Дед надеялся убедить Гитлера прислать в страну другого руководителя. Но разговора у них так и не получилось. Дед к тому времени уже сильно страдал глухотой и не мог слышать то, что сказал ему Гитлер, а Гитлер просто не хотел слушать моего деда», — рассказывал внук писателя.

Но разочарование в конкретных людях не относилось ко всей идеологии. После самоубийства Гитлера Гамсун написал о нем сочувствующий некролог, хотя уже шли последние дни апреля 1945 года, и исход войны был всем понятен.

Кнут Гамсун, 1939 год. Фото: wikipedia.org

После освобождения Норвегии Гамсуна и его жену арестовали. Осенью 1945 года писателя поместили в психиатрическую клинику в Осло, где он провел четыре месяца. Целью этой акции было подтвердить психическое заболевание, чтобы спасти жизнь Гамсуна и защитить классика норвежской литературы от обвинений в государственной измене и сотрудничестве с нацистами. Писателя признали психически здоровым, но заявили, что его умственные способности необратимо нарушены. Это дало повод прекратить уголовное дело.

Затем Кнута перевели в дом престарелых. В 1947 году суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу и назначил ему штраф. История этого судебного процесса стала основой произведения «Заросшие тропы» — последнего в творчестве писателя. Оно появился в 1949-м, когда ему было уже 90 лет. Спустя два года Кнут умер. Он не отказался от своих убеждений и ни в чем не раскаялся. Его жена провела несколько лет в тюрьме за коллаборационизм.

«Мы не можем не любить его, хотя и ненавидели его все эти годы. Гамсун — наша травма. Он — призрак, который не хочет оставаться могиле», — писал Ингар Шлетен Колуэн, биограф Гамсуна.

Снимки партийного съезда и 101 год жизни

Лени Рифеншталь. Фото: wikipedia.org

Любимый режиссер фюрера, Лени Рифеншталь, дожила до 101 года. В детстве она занималась танцами, во второй половине 1920-х и в начале 1930-х годов ставила художественные фильмы, в значительной части которых сама играла главные роли. Большой художественной ценности они не имели. Это были сентиментальные мелодрамы без особых претензий на высокое кино, действие которых происходило, как правило, в заснеженных альпийских горах.

В 1932-м Рифеншталь познакомилась с Адольфом Гитлером и поставила свой талант на службу Третьему рейху. Ей неоднократно восхищался Йозеф Геббельс. «Рифеншталь — единственная из деятелей кино, кто нас по-настоящему понимает», — писал он в дневнике.

Наибольшую славу Лени принесли документальные фильмы «Триумф воли», посвященный партийному съезду НСДАП в Нюрнберге 1934 года, и «Олимпия» — об Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

В книге Нины Гладиц «Лени Рифеншталь: карьера одной преступницы» цитируется интервью Лени за 1937 год, данное одной из американских газет: «Для меня Гитлер — самый великий человек, который когда-либо жил на Земле <…>. Он красивый, умный, обаятельный. У всех великих мужей Германии — Фридриха Великого, Ницше, Бисмарка — были какие-то недостатки. Есть они и у соратников Гитлера. У него одного их нет».

Также режиссер снимала фильмы «Победа веры» и «Наш вермахт», названия которых говорят за себя. В 1939-м возглавляла бригаду кинематографистов, снимавших вторжение в Польшу.

Лени Рифеншталь и Йозеф Геббельс (слева). Фото: wikipedia.org

Во время Второй мировой войны Рифеншталь снимала художественный фильм «Долина», в котором играла главную роль. Гитлер лично приказал выделить для съемок 6−7 миллионов рейхсмарок, хотя уже шла война. В 1944-м для картины потребовалось участие статистов-испанцев. Тогда Рифеншталь попросила найти для нее «по-южному выглядящих людей» в концлагере. Ей прислали синти и рома из «цыганского концлагеря» Максглан, расположенного неподалеку. Большая часть из них — в съемках участвовали 123 человека — позже погибла в Освенциме.

После войны Лени арестовали. Она прошла несколько судов над нацистскими преступниками, сидела на скамье обвиняемых, но была оправдана. Однако дорога в кино для нее оказалось закрытой. Рифеншталь увлеклась фотографией, снимая Нубийскую пустыню и ее жителей. Совершила более двух тысяч погружений в океан (ими она увлеклась, когда ей было уже более 70 лет).

Когда ей было 98 лет, вертолет, в котором она летела, потерпел крушение, но Лени выжила.

Все эти годы она упорно отрицала свою причастность к преступлениям, утверждая, что лишь фиксировала события. Факты о судьбе актеров-цыган стали известны только в 1980-х. Впрочем, монтируя фильм уже после войны, Ленни удалила кадры с ними.

Машины для всех — и одновременно тонны пропаганды

Генри Форд, 1919 год. Фото: wikipedia.org

Генри Форд родился в США в семье ирландских эмигрантов. К успеху он пришел не сразу. До 36 лет был инженером-механиком и главным инженером в чужой компании. Первый автомобиль сконструировал в 30 лет, а свою собственную компанию открыл лишь десять лет спустя.

Зато именно он ввел на своих заводах восьмичасовой рабочий день. Разумеется, это не было ноу-хау Форда, но именно после того, как предприниматель поддержал эту инициативу, она постепенно распространилась на другие предприятия.

Генри стал использовать конвейерный способ производства. Это событие стало настоящей технической революцией, что позволило в несколько раз сократить время выпуска автомобиля: например, если ранее одна из моделей собиралась 12 часов, то теперь стала собираться за 2.

До Форда машина считалась роскошью. А благодаря ему автомобиль стал доступным средством передвижения. Кстати, знаменитая модель Ford Model T появилась, когда Генри было 45 лет.

Но это лишь одна сторона медали. Форд оказался убежденным нацистом и антисемитом. Он приобрел газету «The Dearborn Independent» и последовательно печатал в ней «Протоколы сионских мудрецов» (подложный документ, в котором евреи якобы выдвигали претензии на мировое господство), а также другие антисемитские документы. Продукцию Генри начали бойкотировать, на него посыпались судебные иски.

Все закончилось тем, что бизнесмен публично извинился за все зло, причиненное еврейскому народу. Форд приказал сжечь экземпляры «Международного еврейства» (статьи из его газеты издавались в виде брошюр под таким названием), прекратил издавать их за границей и отозвал издательские права. Но книги уже разошлись по всей Европе. Письма компании Форда об отзыве прав на издание результата не дали.

«Одно из этих писем было отправлено в Лейпциг Теодору Фритшу, немецкому переводчику книг и владельцу издательства „Хаммер“, выпустившему ее перевод. В письме отзывались и прекращались права на издание „Международного еврейства“ на всех языках и запрещалась публикация этой книги от имени Форда где бы то ни было. Фритш попросту оставил инструкции Форда без внимания, заявив, что его подпись подделана. Впоследствии эту книгу, украшенную фотографиями стоящих бок о бок Форда и Гитлера, распространяли во всех школах и государственных учреждениях Германии; ее же бесплатно раздавали в киосках Швейцарии — и никаких мер против этого не принималось», — писали авторы исследования о борьбе Форда против евреев.

Такие взгляды пришлись по душе Гитлеру, который дважды положительно упомянул Генри Форда в своей книге «Моя борьба». В 1938-м немецкие дипломаты вручили промышленнику орден Заслуг германского орла, хотя лично промышленник никогда не встречался с фюрером.

«Я прочитал книгу Генри Форда „Международное еврейство“ <…> и стал антисемитом, — признавался на Нюрнбергском процессе лидер гитлеровской молодежи Бальдур фон Ширах. — В те дни эта книга произвела такое глубокое впечатление на моих друзей и на меня самого, потому что мы видели в Генри Форде успешного представителя общества, а также выразителя прогрессивной социальной политики. В нищей и несчастной Германии того времени молодежь смотрела на Америку, и, помимо великого благотворителя Герберта Гувера (президента США. — Прим. Ред.), именно Генри Форд представлял для нас Америку».

Сам промышленник умер в 1947-м, прожив 83 года.

Наследники постарались сделать все, чтобы сотрудничество Форда с нацистами — например, факт продолжения работы его завода, расположенного на оккупированной немцами территории Франции, который, в том числе, выпускал двигатели для немецкой авиации — отошло на второй план. Они также проспонсировали фильм «Список Шиндлера» — в нем главный герой спасает евреев от Холокоста.

Любовь важнее короны, или герцог, симпатизировавший Гитлеру

Эдуард VIII. Фото: wikimedia.org

11 декабря 1936 года король Великобритании Эдуард VIII обратился к подданным по радио и объявил, что отрекается от престола. «Я нахожу для себя невозможным нести тяжкое бремя ответственности без помощи и поддержки женщины, которую люблю», — заявил он. Корона перешла к его брату Георгу — отцу Елизаветы II, правящей до сих пор.

Речь в обращении короля шла о Уоллис Симпсон — американке, не принадлежащей к британской аристократии и к тому же дважды разведенной. Уточним, что второй развод случился уже после того, как Эдуард взошел на престол.

Британский монарх традиционно является главой англиканской церкви, которому запрещен брак с разведенной женщиной. Английские политики, а также главы почти всех доминионов Содружества заявили, что Симпсон не может быть ни королевой, ни морганатической (то есть, не претендующей на права королевской семьи) супругой Эдуарда.

Премьер-министр Стенли Болдуин предложил королю на выбор три варианта: не жениться, отречься от престола или все же обвенчаться. В последнем случае это повлекло бы отставку правительства, досрочные выборы и обсуждение личной жизни монарха в парламенте. Эдуард выбрал отречение, проправив всего 326 дней, и покинул страну, даже не успев короноваться. Через полгода он обвенчался с Уоллис и продолжил свою роскошную жизнь аристократа как герцог Виндзорский (этот титул предоставил ему брат-король).

Еще будучи монархом, Эдуард с симпатией относился к нацистам. Когда они оккупировали Рейнскую демилитаризованную зону, Британия не предприняла каких-либо шагов. В 1937-м герцог с женой посетили нацистскую Германию, где они встречались с Адольфом Гитлером и его соратниками.

Когда началась Вторая мировая, герцога прикрепили к военной миссии Британии во Франции. После захвата этой страны немцами пара бежала в Португалию. Ходили настойчивые слухи, что в случае захвата Великобритании фюрер снова сделает Эдуарда королем — но уже под своим контролем. Тем более, в одном из интервью герцог заявил, что у Британии мало шансов противостоять немецкому вторжению и что она может попытаться заключить с немцами мир.

Уоллис Симпсон. Фото: wikipedia. org

Последние убеждали герцога переехать в Испанию, где существовал пронацистский режим Франко, и пытались использовать его в своей политической игре. Но британцы сделали ответный ход и назначили Эдуарда губернатором на Багамские острова, где он и провел всю войну. Время показало правильность этого решения.

Американцы подозревали, что Симпсон передавала британские секреты министру иностранных дел Германии Иоахиму фон Риббентропу, с которым ранее находилась в любовной связи. Поэтому они следили за супругами. ФБР полагало, что Багамы были выбраны, чтобы герцогиня не вступала в контакт с британскими официальными лицами и не собирала больше секретов для передачи их немцам.

После войны Эдуард с супругой вернулись в Европу и вели жизнь аристократов. Бывший король утверждал, что восхищался немцами, но не Гитлером. Эдуард умер в 1972-м, прожив 77 лет. Жена пережила его на 14 лет.

Один на самолете — через океан

Геринг вручает Чарльзу Линдбергу орден Германского орла. Фото: wiipedia.org

В 1927 году американец Чарльз Линдберг без посадки в одиночку перелетел из Нью-Йорка в Париж. Собственно говоря, это был не первый такой полет. Еще в 1919-м британские авиаторы Джон Олкок и Артур Браун вдвоем совершили первый беспосадочный трансатлантический перелет. Но в череде новостей об авиации и постоянных рекордов их достижение затерялось. К тому же, Олкок спустя пять месяцев погиб.

Линдберг прекрасно осозновал масштаб достижений предшественников. «Олкок и Браун показали мне дорогу», — сказал он, приземлившись на аэродроме в Ле Бурже. Но за Чарльзом стоял Голливуд, где о его полете сняли фильм. Летчика наградили американским Крестом летных заслуг и французским орденом Почетного легиона, он написал книгу о своем путешествии. Линдберг стал настоящей мировой звездой.

Но в середине 1930-х ему пришлось переехать в Европу. На это повлияла трагедия, случившаяся в семье авиатора. В 1932-м неизвестные похитили полуторагодовалого сына Линдберга и потребовали за него выкуп 50 тысяч долларов. Сумму выплатили, но ребенка родителям так и не отдали. Спустя два с половиной месяца тело мальчика нашли — он уже был мертв.

Сумму похитителям выплатили золотыми сертификатами (разновидность ценных бумаг), срок действия которых истекал. По ним удалось обнаружить предполагаемого убийцу, которого позднее казнили на электрическом стуле. Но в этом деле осталось много неувязок, а сам подсудимый отрицал свою вину.

После суда Линдберг с семьей уехал из США. Жил во Франции и путешествовал по Европе, где в том числе общался с нацистами. Корни такого поведения стоит искать еще в детстве: отец пилота был конгрессменом, выступал против участия США в Первой мировой войне и вмешательства в европейские дела. Аналогичной позиции придерживался и сам летчик, который, к тому же, был сторонником антисемитизма.

В Германию он отправился по просьбе американских военных, просивших оценить военный потенциал Третьего Рейха. С такой же целью он побывал и в Советском Союзе. Авиация последнего его разочаровала, а вот от люфтваффе, восстановленных вопреки Версальскому договору (завершившем Первую мировую), он пришел в восхищение. Это еще больше укрепило его во мнении, что Америке не стоит вмешиваться в европейский конфликт и помогать Британии. Линдберг активно пропагандировал эти взгляды.

Чарльз и его жена Энн Морроу Линдберг. Фото: commons.wikimedia.org

В 1938 году американский посол в Германии организовал для прославленного летчика обед с одним из руководителей НСДАП Германом Герингом, а также тремя высокопоставленными нацистами. Геринг вручил Чарльзу от имени Гитлера орден Заслуг германского орла (тот самый, которым награждали Форда). Летчик принял его, хотя политика нацистов к тому времени уже не вызывала сомнений.

Позиция Чарльза резко изменилась после того, как Япония в декабре 1941-го напала на базу Перл-Харбор и Америка вступила в войну. Линдберг хотел отправиться на фронт. Власти отказались, но Чарльз отправился воевать в качестве гражданского советника и совершил более боевых 50 вылетов в Тихом океане.

После войны он был военным консультантом, путешествовал, написал книгу, получившую престижную Пулитцеровскую премию. Умер от рака в 1974-м, прожив 72 года.

РИФЕНШТАЛЬ ЛЕНИ. 100 знаменитых женщин

РИФЕНШТАЛЬ ЛЕНИ

Полное имя – Хелена Берта Амалия Рифеншталь

(род. в 1902 г.)

Выдающаяся немецкая танцовщица, актриса, кинорежиссер, кинооператор-новатор и фотограф. Культовый мастер документального жанра («Триумф воли», «Олимпия»). Автор фотоальбомов «Последние нубийцы», «Нубийцы Као», «Африка», «Коралловые сады». Осуждена Нюрнбергским трибуналом как проповедник «фашистской этики». Автор автобиографического фотоальбома и мемуаров «Пять жизней Лени Рифеншталь». Лауреат премий многих кинофестивалей.

Лени Рифеншталь перешагнула 100-летний рубеж. Но как бы долго ни продолжалась ее жизнь, два фильма переживут свою создательницу. В этом волшебная сила искусства. Только о ярком, всеми признанном творчестве Рифеншталь чаще всего говорят, что оно проклято. Одна из самых выдающихся и противоречивых женщин XX века ни о чем не сожалеет, вины за собой не признает, а может, просто не в состоянии отказаться от того, что создала.

Она считает, что прожила пять жизней.

Жизнь первая началась 22 августа 1902 г. в польском городке Гданьске, входившем тогда в состав Российской империи, в семье состоятельного торговца сантехникой. Мать Лени, имея русские корни, приобщила дочь к русской литературе. (До сих пор любимым писателем Рифеншталь остается Ф. М. Достоевский, а любимой книгой – «Братья Карамазовы».) Вскоре отец перевез семью в Берлин. Страдая от его тирании, Лени всегда завидовала брату и мечтала быть мужчиной. Уже в детстве она решила, что «в будущей жизни никогда не выпустит руль из своих рук». Наперекор отцу и под тайным покровительством матери она поступила в русский балетный класс и училась у Евгении Эдуардовой.

«Я была танцовщицей и сердцем, и душой», – вспоминает Лени. Свою карьеру в балете она начала блестяще, участвуя в постановках Макса Рейнхарда. Ее программе рукоплескали Берлин, Мюнхен, Прага, Цюрих. Сольный номер «Вальс-каприз», поставленный самой Рифеншталь, пользовался бешеным успехом.

Молодую балерину в танце привлекало человеческое тело, как художественное выразительное средство, как эталон красоты. Да и сама Лени была прекрасна: безупречный овал лица, большие выразительные глаза, пышные рыже-каштановые волосы, идеальная фигура. В числе ее первых поклонников был знаменитый писатель Э. М. Ремарк.

И тут жизнь поставила Лени первую подножку. Катаясь на лыжах, она сильно повредила колено, и о карьере балерины пришлось забыть. От безделья девушка пошла в кино и… влюбилась в так называемые «горные» фильмы, в которых бравые немецкие альпинисты на фоне романтических пиков и ущелий влюблялись и совершали героические поступки. Лени тут же отослала свои сценические фотографии режиссеру фильма.

Съемки у Арнольда Фанка были нелегким испытанием. Павильоны он не признавал. Красавице Лени приходилось по нескольку часов сидеть по шею в снегу, взбираться на ледники и скалы, как настоящей альпинистке. «Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье».

Рифеншталь снялась в семи фильмах режиссеров А. Фанка и Г. В. Пабста. Так, ленты «Священная гора», «Штурм над Монбланом» и «Белый ад Пиц Палю» сорвали кассу по всему миру, а Лени тут же была причислена к первым красавицам немецкого кинематографа и стала буквально культовой актрисой.

Но Рифеншталь всегда хотелось большего. Приобретя у Фанка хороший операторский опыт, она решила начать новую жизнь как самостоятельный оператор и кинорежиссер. В 1932 г. Лени сняла знаменитый «Голубой свет». В нем все впервые: ночные съемки через оранжевый фильтр, светящиеся таинственные контуры предметов, съемки в церкви во время службы, съемки на трудной горной натуре, полный отказ от павильона.

Картина имела бешеный успех. Чаплин и Фербенкс прислали Лени поздравительные телеграммы. Удача сама плыла ей в руки: снимай романтические сказки, внося новаторские элементы, и процветай. Но фильм имел «несчастье» понравиться Гитлеру, а он привлекал Рифеншталь, как харизматическая личность. Увидев его на одном из митингов, Лени написала ему восторженное письмо, и он предложил встретиться. Именно в ней фюрер почувствовал тот творческий потенциал, который способен был оживить его «гениальные» идеи. После того как Гитлер пришел к власти, министерство пропаганды Геббельса и партия финансировали все кинопроекты Рифеншталь.

Третья жизнь Лени началась с документального фильма о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге (1933 г.). Затем последовал престижный заказ лично от Гитлера на фильм в честь 20-летия начала Первой мировой войны, 16-летия начала страданий Германии и 19 месяцев с начала возрождения Германии. Разве могла Рифеншталь отказаться от такого предложения? Конечно, могла. Так поступили многие немецкие артисты и режиссеры. Но им пришлось покинуть Германию. Лени тоже попыталась «увернуться», ссылаясь, что «не может отличить СС от СА». Но фюрер проявил настойчивость: «Это хорошо. Сделайте фильм как художник». Имея неограниченные средства и полную свободу творчества, Рифеншталь создала новое документальное кино. «Триумф воли» (1935 г.) стал «пропагандистской иконой» фашизма.

Для Лени были созданы идеальные условия: в ее распоряжении находились 30 камер, 36 операторов с ассистентами и около 80 помощников. Впервые камера двигалась по рельсам, была закреплена на флагштоке, поднималась на дирижабле (высотные съемки). Монтаж занял пять месяцев. Всю эту работу Рифеншталь выполнила самостоятельно, проводя у пульта иногда до 20 часов в сутки.

Лени сотворила чудо. Зрители увидели зловещее великолепие: под величественную музыку Вагнера, без единого закадрового комментария, немецкая нация возрождалась к жизни. Германия, молодая, красивая, здоровая, была опять полна сил. Обычная хроника превратилась во впечатляющую поэму о национал-социалистах и их вожде, стала гимном «новому режиму», образцом фашистской пропаганды в наиболее совершенной форме. Лени, как и вся немецкая нация, была охвачена воодушевлением и создала для крысолова-фюрера «волшебную дудочку», увлекающую массы в «коричневую бездну». Картина произвела фурор в стране и за рубежом. «Даже Черчилль, – говорила Рифеншталь, – в 1935 г. сказал, что он завидует Германии, что у нее есть такой фюрер». Ходили слухи, что Лени получала такие же заказы от Сталина и Муссолини, и даже от Ватикана.

В 1938 г. Рифеншталь создала «Олимпию», в основу которой была положена спортивная Олимпиада, прошедшая в Берлине в 1936 г. Две части ленты – «Праздник народов» и «Праздник красоты» – полны неожиданных ракурсов, символов. По неисчерпаемому новаторству фильм превзошел даже «Триумф воли» и вновь попал в золотую коллекцию кинематографа. Техника и способы съемок, предложенные Лени в «Олимпии», стали классикой. Специалисты считают, что ни один фильм о спорте не достиг такого уровня. Это величественная ода красоте и мощи натренированного человеческого тела, силе и целеустремленности. Перед зрителями проплывали античные храмы, оживали прекрасные статуи, обнаженные белокожие красавцы и красавицы замирали в классических позах, бежали с факелами древних цирков, соревновались. По мнению фюрера, картину несколько подпортил чернокожий атлет Джесси Оуэнс.

Но независимость в работе, предоставленная им Лени, позволила даже этот «неуместный штрих».

Рифеншталь отсняла 400 км пленки. Были запечатлены выступления всех спортсменов, каждый момент состязаний. До начала съемок она несколько месяцев обучала операторов, для каждого из них были подобраны или изготовлены на заказ камеры и объективы. Фильм снимали с воздушного шара, в воде и под водой; около площадки для прыгунов даже вырыли яму для оператора.

«Триумф воли» и «Олимпия» принесли своей создательнице массу престижных призов, в том числе награды венецианского и французского фестивалей, медаль на всемирной выставке в Париже. Эти два фильма вошли в десятку лучших фильмов мира, стали классикой кинематографа и вечным позором для Рифеншталь. Развязанная фашистской Германией Вторая мировая война перечеркнула третью жизнь Лени черной свастикой. Фанатик своей профессии, она стала проклятым художником, поставившим свое творчество на службу нацистам. Но тем не менее творческие находки личного фотографа и кинооператора фюрера оказались базовыми для дальнейшего развития документального жанра.

По мощи режиссерского видения Рифеншталь сравнивают с С. Эйзенштейном, Вс. Пудовкиным, Ф. Лангом и Д. Вертовым. Ее по праву считают прародительницей современной рекламы и создательницей эстетики видеоклипа с его быстро сменяющимися кадрами, неожиданными планами и ракурсами, резкими склейками.

В самом начале войны Лени в качестве военного репортера единственный раз побывала на фронте. Жестокость немецких солдат в Польше привела ее в ужас, и она выговорила себе свободу у Гитлера от дальнейших партийных заданий, тем более что членом НСДП никогда не состояла. Рифеншталь спешно отправилась в Испанские Альпы, затем в Австрию и Чехословакию, где в течение нескольких лет продолжала снимать свой второй художественный фильм «Долина» по пьесе Анжело Гимере. 120 цыган из концлагерей были использованы ею в массовках. Лени говорит, что этим спасла им жизнь, но никто не принял ее оправданий. Всю войну Рифеншталь продолжала жить своим искусством, стараясь как можно реже находиться в Германии.

«Ей всегда удавалось и удается до сих пор «ничего не знать» о том, о чем она знать не хочет», – написала о ней психоаналитик М. Митчерлих. Но поверить в то, что Лени ни о чем не знала, практически невозможно. Ведь ее единственного брата Хайнца отправили на русский фронт, где он вскоре погиб, не столько за его антивоенные высказывания, сколько за отказ Лени продолжать сотрудничество с нацистами.

После победы над фашизмом Рифеншталь была арестована по обвинению в пособничестве. Три года она провела в лагерях для интернированных и, пережив тяжелейшую депрессию, два года – в психиатрической клинике. Суд снял с нее политические обвинения, но работать в кино она больше не смогла: ее осудили по законам искусства. Со стороны кинопроизводителей Лени был объявлен настоящий бойкот. В 1950-е гг. у нее было много проектов. С ней соглашались работать Анна Маньяни, Брижит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре. Но ни одна из 15 ее работ не была доведена до конца. Фильм «Долина» был окончен лишь в 1954 г., но на экраны не вышел.

Все двери перед Рифеншталь оказались закрыты. До 1962 г. она жила вместе с матерью в Мюнхене в добровольном затворничестве. А затем, под впечатлением от романа Э. Хемингуэя «Зеленые холмы Африки», уехала в Судан. В 60 лет «непрощенная любовница нацизма» начала свою четвертую жизнь. В течение восьми месяцев она одна жила в диких племенах Нубии – масаки и као. Лени была их почетным гостем. Другие репортеры на территорию этих племен никогда не допускались. В результате в 70-х гг. Рифеншталь выпустила три фотоальбома, посвященных африканцам: «Последние нубийцы», «Нубийцы као» и «Африка». Эти великолепные работы, несмотря на их очевидную аполитичность, были встречены прохладно. Критики вновь усмотрели в них идеи нацизма, поскольку они «пропагандировали здоровую плоть, плоть без изъянов», без ущербности, а черный цвет тел ассоциировался с фашистской формой. Лени не признает таких обвинений: «Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают эстетические темы, а не отрицательные. Отрицательное, по-моему, вообще не может вдохновлять на творчество». Фильм Рифеншталь «Черный фрахт», поднимающий вопросы работорговли в современном мире, так и не увидел свет.

В 72 года Лени увлеклась подводным плаванием. Так началась ее пятая жизнь. Правда, чтобы получить лицензию аквалангиста, ей пришлось «слегка» уменьшить возраст – до 50 лет. Ей поверили, ведь ее сопровождал 32-летний любовник, оператор Хорст Кетнер – они до сих пор вместе. Фотоальбом Рифеншталь «Коралловые сады» (1974 г.) гениален, как и все, что она делала. В период с 1974 по 2000 г. Лени совершила более двух тысяч погружений, и результатом этого стал 45-минутный документальный фильм «Подводные впечатления». В нем рассказывается о жизни в глубинах Индийского океана. В прекрасных картинах подводного мира совершенно нет идеологии. Но теперь в свой адрес Рифенталь слышит, что «коричневую бездну» она заменила на «голубую».

Эта замечательная женщина уже отметила свой столетний юбилей. Она не сломлена неудачами, не понимает или делает вид, что не понимает, почему она, художник, осуждена общественным презрением также, как и нацистские преступники. Каждое ее выступление с лекциями или на закрытых показах «Триумфа воли» вызывает бурю протестов. Этот фильм до настоящего времени запрещен в широком прокате. Журналистка Белла Езерская считает, что «конкретное зло, которое он причинил и еще может причинить, стократ превышает его научно-познавательную ценность, как бы высока она ни была. Попади «Триумф воли» в широкий прокат сейчас, он наверняка стал бы культовым фильмом для бритоголовых всех рас и наций». Творчество Рифеншталь – пример того, как чистое искусство может стать страшным идеологическим оружием, оболванивая массы.

О жизненном и творческом пути культового режиссера и оператора XX века в 1993 г. вышла трехчасовая документальная картина Роя Мюллера «Власть образов Лени Рифеншталь» («Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь»). С экрана вместо ожидаемого нацистского монстра зрителю улыбнулась лукавая, жизнерадостная старушка с горящими глазами, готовая поделиться своими воспоминаниями и советами мастерства. Когда Мюллер спустя много лет навел на нее камеру, она грустно пошутила: «Только не заставляйте меня кричать “Хайль Гитлер!”»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

РИФЕНШТАЛЬ ЛЕНИ

РИФЕНШТАЛЬ ЛЕНИ Полное имя – Хелена Берта Амалия Рифеншталь(род. в 1902 г.) Выдающаяся немецкая танцовщица, актриса, кинорежиссер, кинооператор-новатор и фотограф. Культовый мастер документального жанра («Триумф воли», «Олимпия»). Автор фотоальбомов «Последние нубийцы»,

Лени Голикова, улица

Лени Голикова, улица 1960-е. До начала массового жилищного строительства на юго-западе Ленинграда, между улицей Третьего Интернационала, прошлым Дачным проспектом, и парковым массивом «Александрино» существовала дорога, ведущая от проспекта Стачек к проспекту Народного

О лени

О лени Руководитель на службе должен жить сегодняшним днем и не заботиться о будущем. Если он делает все, что должен, с рвением и тщательностью, ему не приходится испытывать упреков совести и сожаления. Но жизнь сегодняшним днем вовсе не означает, что все, касающееся

Режиссер Лени Рифеншталь

Режиссер Лени Рифеншталь Лени, эта «жрица фашистского искусства», как назвала ее одна американская журналистка, была женщиной яркой. Жгучая брюнетка с живыми глазами, с фигурой танцовщицы. Вся Германия смотрела ее фильмы «Победа веры» и «Триумф воли», «Олимпия» и «Наш

Рифеншталь, Лени

Рифеншталь, Лени (Riefenstahl), немецкая киноактриса и кинорежиссер. Родилась 22 августа 1902 в Берлине. Училась в Берлинской школе искусств, принимала участие в балетных спектаклях вместе с Мери Вигман. В 1923-26 танцевала в спектаклях режиссера Макса Рейнхарда. Снималась в кино. В

Подводный мир Лени Рифеншталь

Подводный мир Лени Рифеншталь Хотя Лени уже перевалило за семьдесят, она постоянно стремилась познавать что-то новое и находить себе занятия по душе. Так, проведя вместе с Хорстом несколько дней на берегу Индийского океана, она открыла для себя подводный мир. Поначалу она

Фильмография Лени Рифеншталь

Фильмография Лени Рифеншталь Рифеншталь-актриса1925: «Wege zu Kraft und Sch?nheit – Ein Film ?ber moderne K?rperkultur» – «Пути к силе и красоте – фильм о современной физической культуре»1926: «Der heilige Berg» – «Священная гора», режиссер Арнольд Фанк1927: «Der gro?e Sprung» – «Большой прыжок», режиссер Арнольд

Миф о русской лени

Миф о русской лени Лень – одна из главных черт русского характера в представлениях иноземцев о нашем народе. Западный человек, а ныне уже и восточный, убежден, что русские склонны к безделью и лени, потому что они-де по природе созерцатели. Наши ближайшие соседи и вечные

§ 4.

Мифы о рабстве, воровстве, лени, пьянстве, противоречивости

§ 4. Мифы о рабстве, воровстве, лени, пьянстве, противоречивости Горжусь, что я – россиянин. А. Суворов Рабство Недавно в центре Москвы, напротив храма Христа Спасителя, был установлен памятник государю Александру II, на котором начертаны следующие слова: «Отменил в 1861 г.

Лени Рифеншталь | Биография, фильмы, олимпиады и факты

Лени Рифеншталь

Смотреть все медиа

Дата рождения:
22 августа 1902 г. Берлин Германия
Умер:
8 сентября 2003 г. (101 год) Германия
Известные работы:
«Торжество воли»

Просмотреть весь связанный контент →

Лени Рифеншталь , настоящее имя Берта Элен Амалия Рифеншталь , (род. 22 августа 1902 г., Берлин, Германия — умерла 8 сентября 2003 г. , Пёкинг), немецкий кинорежиссер, актриса, продюсер и фотограф, которая наиболее известна своими документальными фильмами 1930-х годов, в которых драматизируется сила и пышность нацистского движения.

Рифеншталь изучала живопись и балет в Берлине, а с 1923 по 1926 год выступала в танцевальных программах по всей Европе. Свою карьеру в кино она начала как актриса в «горных фильмах» — типе немецкого кино, в котором природа, особенно горный пейзаж, играет важную роль — и со временем стала режиссером в этом жанре. В 1931 года она основала компанию Leni Riefenstahl-Produktion, а в следующем году написала сценарий, поставила, продюсировала и снялась в фильме Das blaue Licht (1932; Голубой свет ).

Викторина «Британника»

Викторина «Поп-культура»

При поддержке нацистской партии Рифеншталь сняла фильмы, в которых превозносились ценности физической красоты и арийского превосходства. Среди них Sieg des Glaubens (1933; Victory of the Faith 9). 0034), короткий сюжет по заказу Адольфа Гитлера; Triumph des Willens (1935; Triumph of the Willens ), важное документальное исследование съезда нацистской партии 1934 года в Нюрнберге, в котором подчеркивалось единство партии, представлялись лидеры немецкому народу и демонстрировалась власть нацистов перед мир; и Olympische Spiele (1938; Olympia ), двухсерийный фильм об Олимпийских играх 1936 года, получивший высокую оценку за эффективность созданной студией музыки и звуковых эффектов. Фильмы Рифеншталь получили признание за богатую музыку, кинематографическую красоту сцен рассвета, гор и сельской жизни Германии, а также за блестящий монтаж.

Поскольку ее фильмы помогали нацистам, Рифеншталь была задержана союзными войсками после Второй мировой войны, и, хотя она была официально оправдана в причастности к нацистским военным преступлениям, она была занесена в черный список. В 1954 году она закончила фильм Tiefland («Низина»), производство которого было прервано войной, но ее карьера режиссера фактически закончилась. Die Nuba ( The Last of the Nuba ), книга ее африканских фотографий, была опубликована в 1973 году.0033 Korallengärten (1978; Coral Gardens ) и Wunder unter Wasser (1990; Wonders Under Water ) — коллекции ее подводных фотографий; документальный фильм о морской жизни, Impressionen unter Wasser ( Impressions Under Water ), был выпущен в 2002 году. 1993; Сила образа: Лени Рифеншталь , или Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь ), в которой она раскрывает себя как бесспорно блестящая женщина с глубоко смешанными чувствами по поводу своей связи с Третьим рейхом. Memoiren (1987; A Memoir , или The Sieve of Time: The Memoirs of Leni Riefenstahl ) — ее автобиография.

Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Германия | Факты, география, карты и история

флаг Германии

Аудиофайл: Гимн Германии (см. статью)

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Канцлер: Олаф Шольц
Капитал:
Берлин 3
Население:
(оценка 2023 г.) 85 887 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 0,913 евро
Глава государства:
Президент: Франк-Вальтер Штайнмайер

Посмотреть все факты и статистику →

5 апреля 2023 г., 5:52 по восточноевропейскому времени (AP)

Немецкая авиакомпания Lufthansa продает бизнес общественного питания LSG Group

Немецкая авиакомпания Lufthansa сообщает, что согласилась продать оставшуюся часть своего бизнеса общественного питания Европейская группа прямых инвестиций Aurelius за нераскрытую сумму

5 апреля 2023 г., 5:38 утра по восточноевропейскому времени (AP)

Мировые акции разошлись после того, как Уолл-стрит упала из-за слабых экономических данных последовательное увеличение еще одного многообещающего знака для крупнейшей экономики Европы

4 апреля 2023 г. , 9:44 по восточному времени (AP)

Световое звуковое шоу преображает экспонаты Берлинского музея

Новая световая и звуковая инсталляция современного британского художника Лайама Гиллика преображает один из самых популярных музеев Берлина

4 апреля 2023 г., 5:54 по восточноевропейскому времени (AP)

Немецкая оппозиция требует расследования в отношении Шольца и налоговой схемы с участием частного банка до того, как он стал лидером страны

3 апреля 2023 г., 12:41 по восточноевропейскому времени (AP)

EY оштрафована за аудит несостоявшейся немецкой платежной компании Wirecard

Немецкое подразделение EY оштрафовано на 500 000 евро после работы в качестве аудитора обанкротившейся платежной компании Wirecard и запрета на аудит определенных видов компаний на два года

Германия , официально Федеративная Республика Германия , немецкий Deutschland или Bundesrepublik Deutschland , страна северо-центральной Европы, пересекающая основные физические подразделения континента, от внешних хребтов Альп на север через разнообразный ландшафт Центрально-Германской возвышенности, а затем через Северо-Германскую равнину.

Германия, одна из крупнейших стран Европы, отличается разнообразием ландшафтов: высокие, отвесные горы на юге; песчаные холмистые равнины севера; лесистые холмы урбанизированного запада; и равнины сельскохозяйственного востока. В духовном сердце страны находится великолепный восточно-центральный город Берлин, который, подобно фениксу, восстал из пепла Второй мировой войны и теперь, после десятилетий разделов, является столицей воссоединенной Германии, и река Рейн, которая течет к северу от Швейцарии и прославляется в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре и песнях. Вдоль его берегов и берегов его основных притоков, среди которых Неккар, Майн, Мозель и Рур, стоят сотни средневековых замков, церквей, живописных деревень, рыночных городов и центров обучения и культуры, включая Гейдельберг, место одного из старейших университетов Европы (основан в 1386 г.) и Майнц, исторически один из самых важных издательских центров Европы. Все они являются центральными элементами процветающей туристической экономики Германии, которая ежегодно привлекает в страну миллионы посетителей, привлеченных ее природной красотой, историей, культурой и кухней (включая ее знаменитые вина и пиво).

Название «Германия» долгое время описывало не какое-то конкретное место, а свободное, изменчивое государство германоязычных народов, которое на протяжении тысячелетий господствовало над большей частью Западной Европы к северу от Альп. Хотя Германия в этом смысле является древним образованием, немецкая нация в более или менее ее нынешнем виде возникла только в XIX веке, когда премьер-министр Пруссии Отто фон Бисмарк объединил десятки немецкоязычных королевств, княжеств, вольных городов, епископства и герцогства образовали Германскую империю в 1871 году. Этот так называемый Второй рейх быстро стал ведущей державой Европы и приобрел колонии в Африке, Азии и на Тихом океане. Эта заморская империя была разрушена после поражения Германии в Первой мировой войне и отречения императора Вильгельма II. За этим последовала экономическая депрессия, повсеместная безработица и политическая борьба, граничащая с гражданской войной, что привело к краху прогрессивной Веймарской республики и подъему нацистской партии под руководством Адольфа Гитлера. После прихода к власти в 1933 года Гитлер основал Третий рейх и вскоре после этого предпринял разрушительный крестовый поход по завоеванию Европы и уничтожению евреев, рома (цыган), гомосексуалистов и других.

Третий рейх распался в 1945 году под натиском союзных армий США, Великобритании, Советского Союза, Франции и других стран. Державы-победительницы разделили Германию на четыре зоны оккупации, а затем на две страны: Федеративную Республику Германии (Западная Германия) и Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия), разделенные более 40 лет протяженной границей. В Восточной Германии эта граница была до падения ее коммунистического правительства в 19 г.89, отмечены защитными сооружениями, предназначенными для предотвращения побега. 185 квадратных миль (480 квадратных километров) «острова» Западного Берлина были точно так же окружены с 1961 по 1989 год Берлинской стеной, проходящей через город, и хорошо охраняемым забором из проволочной сетки в районах, примыкающих к сельской местности Восточной Германии. Хотя Берлин был точкой воспламенения между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны, город утратил свое национальное и международное значение до 1989–1990 годов, когда народное и мирное восстание свергло правительство Восточной Германии и вскоре после этого восстановил единый Берлин как столица объединенной Германии.

Викторина «Британника»

Интересные факты о географии

Опыт превращения Берлина в современный и космополитический город после падения Берлинской стены

Посмотреть все видео к этой статье

После Второй мировой войны Германия приложила огромные усилия, чтобы почтить память жертв и возместить ущерб преступлениям Холокоста, оказание сильной материальной и политической поддержки государству Израиль и активное преследование преступлений на почве ненависти и распространение неонацистской доктрины; последний стал проблемой в 1990-е годы с появлением в Германии антииммигрантских групп скинхедов и доступностью в Интернете книги Гитлера «Майн кампф ». Очевидно, что современная Германия изо всех сил пытается сбалансировать свои национальные интересы с интересами притока политических и экономических беженцев из дальних стран, особенно из Северной Африки, Турции и Южной Азии, притока, который разжигает этническую напряженность и пополняет ряды националистических политических партий. особенно в восточной Германии, где безработица была вдвое выше, чем на западе. Напряженность особенно обострилась во втором десятилетии 21 века, когда в результате революций Арабской весны и гражданской войны в Сирии в Германию прибыло более миллиона мигрантов.

Знайте об истории превращения Берлина, а не Бонна, в столицу воссоединенной Германии

Посмотреть все видео к этой статье

Конституция республики, принятая в 1949 году Западной Германией, создала федеральную систему, которая дает значительные полномочия правительству в его состав Länder (штаты). До объединения было 11 западногерманских земель Länder (включая Западный Берлин, имевший особый статус земли без права голоса), но с присоединением Восточной Германии в настоящее время насчитывается 16 Länder в объединенной республике. Самая большая из земель — Бавария (Bayern), самая богатая — Баден-Вюртемберг, самая населенная — Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вопросы государственной важности, такие как оборона и иностранные дела, остаются за федеральным правительством. Как на уровне штатов, так и на федеральном уровне преобладает парламентская демократия. Федеративная Республика является членом Организации Североатлантического договора (НАТО) с 1955 и был одним из основателей Европейского экономического сообщества ( см. Европейский союз). В течение четырех десятилетий раздела Федеративная Республика заключила ряд соглашений с Советским Союзом и Восточной Германией, которые она в некоторой степени поддерживала экономически в обмен на различные уступки в отношении гуманитарных вопросов и доступа в Берлин. Быстрое экономическое восстановление Западной Германии в 1950-х годах ( Wirtschaftswunder , или «экономическое чудо») вывело ее на лидирующие позиции среди мировых экономических держав, и эта позиция сохраняется.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *