Лучшие портреты мира: женский, детский, мужской; зарубежных и русских художников

Содержание

Любимые женские портреты — savin — LiveJournal

Дорогие читательницы моего ЖЖ!
Завтра вы будете принимать поздравления от своих близких, а я поздравлю вас сегодня. Праздничный выпуск рубрики «Любимые художники». Топ-20 самых красивых женщин в мировой живописи. По моему скромному, но вполне себе авторитетному, мнению.

0. Леонардо Да Винчи. «Дама с горностаем» (1496, Музей Чарторыйских, Краков)

Начнём с великого Леонардо. Уж не знаю, особенности это тогдашних вкусов или личные пристрастия художника, но самыми красивыми и женственными у него получались… библейские мужчины. В самом деле, пресловутая Джоконда смотрится мужиковатой на фоне его Иоанна Крестителя, например, или нашумевшего недавно «Спасителя Мира». Кажется на этой особенности Леонардо, даже был основан один из сюжетных ходов «Кода Да Винчи» Дэна Брауна.  А из нарисованных Леонардо женщин самой прекрасной, на мой взгляд, получилась Чечилия Галлерани, которую художник изобразил с горностаем на руках.

Леонардо у нас выступал вне конкурса, а следующие два портрета у меня, пожалуй, самые любимые. Я их уже показывал. Это замечательная девушка в синем тюрбане Вермеера и автопортрет Зинаиды Серебряковой, занятой утренним туалетом.

1. Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага)

2. Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет» (1909, Третьяковская галерея, Москва)

3. Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797, Третьяковская галерея, Москва)

Владимир Боровиковский — мастер портрета. Писал он и коронованных особ, и просто знатных. Но, пожалуй, самой живой и красивой у него вышла именно Лопухина.

4. Наталья Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями» (1907, Третьяковская галерея, Москва)

Королева русского авангарда Наталья Гончарова себя нарисовала как-то скромно и трогательно.

5. Пьер Огюст Ренуар. «Портрет Жанны Самари» (1877, Музей изобразительных искусств им.

Пушкина, Москва)

Жанна Самари — молодая актриса, парижская знаменитость. Подобно тому, как нынешние звёзды мелькают на обложках глянцевых журналов, Жанна неоднократно появлялась на картинах Ренуара (да и не только его). Но наверное, глубже всех в историю вошёл этот замечательный и нежный портрет.

6. Абрам Архипов. «Девушка с кувшином» (1927, Третьяковская галерея, Москва)

Кровь с молоком. Характерные для Архипова росплески красок тут очень в тему. И, пожалуй, это самая жизнерадостная участница моего топа.

7. Пабло Пикассо. «Портрет Ольги» (1923, частная коллекция)

Ольга Хохлова, русская балерина, возлюбленная и первая жена Пабло. Пикассо рисовал Ольгу много, и этот портрет, наверное, не самый известный и не самый интересный из всех. Но мне он нравится — грустная и отстранённая…

8. Пабло Пикассо. «Жаклин с цветами» (1954, частная коллекция)

Жаклин Рок — возлюбленная и вторая жена Пабло. Пикассо рисовал Жаклин много (более 400 раз), но это, кажется, первый её портрет. Ну и, конечно, тут более нам привычный Пикассо.

9. Василий Тропинин. «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея. Москва)

Классика жанра. Девушка за рукоделием. Пожалуй, лучшая вещь русского портретиста Тропинина.

10. Амедео Модильяни. «Портрет Жанны Эбюртен» (1918, частная коллекция)

Ещё один портрет возлюбленной художника. На этот раз Модильяни — его вытянутые лица ни с кем не спутать.

11. Алексей Веницианов. «Девушка в платке» (Русский музей, Санкт-Петербург)

Платок как-то странно на голове держится, но какие глаза!

12. Жан Оноре Фрагонар. «Читающая девушка» (1770-е, Национальная галерея искусств, Вашингтон)


Фрагонар был большой любитель фривольных сцен, но эту юную особу изобразил за весьма достойным занятием. А какая подушка!

13. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей, Санкт-Петербург)

Русская провинциальная идиллия. Фирменная кустодиевская купчиха с непременным чаем, арбузом, котом и церквами.

14. Кес Ван Доген. «Женщина в черной шляпе» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Стильная, но немного холодная.

15. Доменико Гирландайо. «Портрет девушки» (1490, Лондонская национальная галерея)

Юная девушка из кватроченто. В ярких красных бусиках.

16. Питер Пауль Рубенс. «Потрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мне она почему-то Миледи из фильма про Д’Артаньяна напоминает. Не нашёл с ходу в сети, но я видел карандашный набросок этой картины (ну или не карандашный — чем там Рубенс набрасывал?) — мне кажется, там девушка получилась живее, симпатичнее и не такой надменной, как в окончательной живописной версии.

17. Кузьма Петров-Водкин. «Девушка в сарафане» (1928, Русский музей, Санкт-Петербург)

На мой дилетантский взгляд, Кузьма Сергеич умудрялся органично совмещать в своих картинах стилистику ренессанса, русской иконы и тенденции тогдашнего авангарда. Что ни женщина у него — то Мадонна. И непременно в красном.

18. Роберт Фальк. «Лиза на солнце» (1907, Музей изобразительных искусств, Казань)

А эту нетрудно принять за Моне или Ван Гога. Но нет — это наш соотечественник Роберт Фальк. Очень интересный художник (на самом деле, он совсем не похож ни на Моне, ни на Ван Гога). Признаюсь, открыл его для себя я совсем недавно — много Фалька висит в новой Третьяковке, куда я ходил во время последней поездки в Москву прошлой осенью. Ну а на картине — жена художника.

19. Джон Эверетт Милле. «Самые милые глаза, которые когда-либо видел» (1881, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)

Громкое заявление в названии. Оставим его на совести художника. Впрочем, девушка действительно весьма мила. И картина хороша (хоть я и не большой поклонинк Милле и прочих прерафаэлитов).

Ну и, как говорится, last but not least.

20. Энди Уорхол. «Бирюзовая Мэрелин» (1964, частаня коллекция)

Собственно, бирюзовую Мэрелин можно заменить на любую другую — у Энди Уорхола есть Мэрелин на любой вкус и цвет 🙂

За сим откланиваюсь. И ещё раз с праздником!

Кто из художников-портретистов разных времён создал картины, ставшие культовыми


Один из самых популярных стилей в искусстве — портретная живопись. Он позволяет весьма точно изобразить не просто внешность человека, а уловить и запечатлеть саму его душу. Многие великие художники, такие как Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, бесконечно экспериментировали в своё время именно с портретной живописью. В начале 20 века некоторые историки искусства предсказывали, что портреты устареют, искусство фотографии станет определяющим в этом жанре. История же постоянно, последовательно и беспощадно доказывала ошибочность этого мнения…

Мало того, что со временем люди не утратили интерес к искусству портретной живописи, но стиль развивался. Знаменитые художники и мастера портрета выдвигали всё новые жанры, вступая на неизведанную доселе территорию и расширяя рамки. В данном материале собраны одни из самых известных художников-портретистов на протяжении веков, вплоть до сего дня.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Леонардо да Винчи был выдающимся итальянским учёным эпохи Возрождения. Кроме этого он был гениальным художником и новатором. Его без пафоса можно назвать одним из самых талантливых и умных людей в истории человечества. Именно благодаря да Винчи возник термин «Человек эпохи Возрождения». Гений установил ориентир для всех последующих поколений творческих людей.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи, около 1512 года.

О детстве и отрочестве художника и изобретателя практически ничего не известно. Только то, что отец был состоятельным человеком и любителем женщин, был несколько раз женат. Леонардо с юных лет интересовался рисованием, поступил в стажёры к Андреа Верроккьо. Развивая мастерство, стал одним из самых величайших живописцев. Самые популярные работы: «Тайная вечеря» (1498 г.), «Мона Лиза» (1503 г.), «Дама с горностаем»(1489 г.), «Спаситель мира»(1500 г.).

Портрет Моны Лизы дель Джокондо (между 1503 и 1506 годами) работы Леонардо да Винчи.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как «Еврейская Джоконда» «непродаваемого» художника Серова ушла с аукциона за баснословные 14 млн.дол

Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669)

Автопортрет Рембрандта ван Рейна (1659 г.).

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в семье голландского мельника в городе Лейден. Мальчик получил отличное образование. Сначала в латинской школе, потом в Лейденском университете. Его быстро увлекло искусство. Молодой человек получил признание, так как был безмерно талантлив. Своих первых учеников он взял, когда ему самому едва исполнилось 22 года. Чуть позже Рембрандт переехал в Амстердам. Именно здесь он создал свои легендарные и невероятно мистические произведения на религиозные темы.

«Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, 1642 год.

Самые известные портретные работы художника включают в себя: «Ночной дозор» (1642), «Аристотель с бюстом Гомера» (1653 г.), «Возвращение блудного сына» (1669 г.).

Йоханнес Вермеер (1632 – 1675)

Ещё один великий голландский художник Йоханнес Вермеер родился в 1632 году в Делфте. Семья была очень бедной и блестящего образования не получил. Мать была безграмотной домохозяйкой, а отец простым ткачом. Чуть позже отец занялся продажей картин, а сын стал ему помогать. Так он увлёкся искусством. Специалисты считают, что самое большое влияние на будущего художника оказал Карел Фабрициус. Когда Вермеер стал главой Гильдии Святого Луки в 1662 году, он познакомился с разными дельфтскими художниками, меценатами и коллекционерами. Это был период его зрелого творчества.

Единственный предполагаемый портрет Йоханнеса Вермеера с его картины «Сводница» (1656 г.).

За пределами родины о Вермеере никто не знал. К тому времени бизнес его разорился, так как в Нидерландах был экономический кризис. Художник умер, от отчаяния впав в помешательство. Самые известные на сегодня работы мастера: «Женщина, читающая письмо (ок. 1657 или ок. 1663 г.), «Доярка» (1658 г.), «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665 г.).

Доярка, Йоханнес Вермеер, около 1660 года.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему картина Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» более 200 лет ждала признания искусствоведов и коллекционеров

Винсент Ван Гог (1853 – 1890)

Винсент Ван Гог — один из самых известных художников-постимпрессионистов. Он использовал цвет в качестве основного средства выражения. Отец будущего художника был священником. Мальчик рос неуверенным в себе и считал, что его призвание — стать пастором. Понадобилось довольно много времени, чтобы раскрыть и суметь реализовать свой истинный творческий потенциал. Он учился у столь выдающихся мастеров, как Писсарро, Гоген, Моне и Кормон. Техника с годами усовершенствовалась. Только психологические проблемы усугублялись. Художник умер от ранения, нанесённого самому себе ружьём. Лучшими работами считаются: «Портрет Жозефа Рулена» (1889 г.), «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889 г.), «Доктор Поль Гаше» (1890 г.).

Автопортрет Винсента Ван Гога, 1887 год.

Портрет Жозефа Рулена работы Винсента Ван Гога, 1889 год.

Джон Сингер Сарджент (1856–1925)

Джон Сингер Сарджент родился в январе 1856 года в итальянской Флоренции. Его увлекло искусство портрета. У художника был особый, элегантный стиль. В 1876 году Сарджент эмигрировал в Америку. В этот же период он начал экспериментировать с импрессионистскими техниками. Через пару лет неугомонный мастер отправился в Мадрид, чтобы исследовать шедевры Диего Веласкеса. Потом в Нидерланды, чтобы вдохновиться работами Франса Хальса.

Автопортрет Джона Сингера Сарджента, 1906 год.

Произведения Сарджента очаровали английскую публику, и он стал очень известным художником в Соединённых Штатах. Сарджент провёл оставшиеся годы жизни, рисуя акварелью фрески с альпийскими и итальянскими пейзажами. Он скончался 15 апреля 1925 года в Лондоне. Некоторые из его самых известных работ включают в себя: «Портрет мадам Х» (1884 г.), «Портрет Дороти Бернард» (1889 г.), «Леди Агнью из Лохно» (1892 г.).

Портрет мадам X (мадам Пьер Готро) работы Джона Сингера Сарджента, (1883-1884 гг. ).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как бравурный женский портрет «подмочил» репутацию и изменил судьбу своего создателя: Скандальная слава Джона Сарджента

Густав Климт (1862 – 1918)

Фотопортрет Густава Климта, 1914 год.

Густав Климт был австрийским художником и родоначальником венской школы. Его ранние работы были выполнены в популярном в те времена классическом стиле. Увидеть это можно на фресках. Например, таких, как Венский Бургтеатр. Эстетика Климта начала формироваться в 1897 году. Тогда он основал венскую школу живописи Sezession, в которой преподавалась популярная эстетика в стиле модерн. Климт создал три фрески для крыши аудитории Венского университета. Эти работы вызвали жаркие споры из-за их эротических образов и негатива. Общество так и не приняло их.

Художник любил работать в стиле портрета. Он весьма точно умел обращаться с человеческими формами без затенения, подчёркивая чувственность кожи, обволакивая её чрезвычайно орнаментальными, плоскими и великолепно составленными сегментами украшения. Одни из самых известных работ художника: «Юдифь и голова Олоферна» (1901 г.), «Портрет Эмили Флёге» (1902 г.), «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907 г.).

Портрет Адели Блох-Бауэр I (Adele Bloch-Bauer I) работы Густава Климта, 1907 год.

Пабло Пикассо (1881 – 1973)

Пабло Пикассо перед его картиной «Поклонник» (Художественный музей Базеля) на вилле les Clochettes, Сорг, Франция, лето 1912 года.

Пабло Пикассо является, пожалуй, самой знаковой фигурой 20-го века. Больше всего он прославился тем, что изобрёл кубизм и разрушил двумерную плоскость изображения, чтобы выразить трёхмерное пространство. Пикассо повлиял на подъём экспрессионизма и сюрреализма, черпая вдохновение в иберийском и африканском искусстве. Творчество Пикассо включает в себя более чем 20 000 картин, литографий, иллюстраций, статуй, театральных постановок и эскизов костюмов.

Одни из самых знаменитых работ мастера: «Сидящий арлекин» (1901 г. ), «Старый гитарист» (1904 г.), «Автопортрет с палитрой» (1906 г.).

Грант Вуд (1891–1942)

Грант Вуд — один из самых выдающихся представителей среднезападного регионализма. Он родился в 1891 году недалеко от Анамоса, штат Айова. Рос мальчик буквально впитывая в себя типичный образ жизни Среднего Запада. Обучение он прошёл в местной художественной академии, также провёл год в Академии Жюлиана де Пари. Потом путешествовал и побывал в Германии. Здесь на него оказали огромное влияние работы фламандских и немецких мастеров 16 века. Художник решил полностью отказаться от своей импрессионистской эстетики и начал рисовать реалистично и в мельчайших деталях.

Автопортрет Гранта Вуда, около 1925 года.

Многие работы Вуда остались незамеченными. Самые известные включают в себя: «Американскую готику» (1930 г.), «Дочери революции» (1932 г.), «Басня Парсона Уимса» (1939 г.).

«Американская готика» Гранта Вуда, 1930 год.

Фрида Кало (1907 – 1954)

Фрида Кало с детства демонстрировала независимый характер, бросая вызов традиционным моральным моделям поведения и социальным нормам.  Она ценила своё мексиканское наследие и культуру, ею двигали чувственность и страсть. Жизнь Фриды была омрачена болезнями и травмами. Из-за этого очень многие её работы были созданы буквально в постели. Они ярко отражали все её страдания и боль. Художница умерла от лёгочной эмболии 13 июля 1954 года.

Фрида Кало, 1932 год.

Одни из самых известных работ Кало: «Две Фриды»(1939 г.), «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» (1940 г.), «Сломанная колонна» (1944 г.).

«Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», Фрида Кало, 1940 год.

Фрэнсис Бэкон (1909–1992)

Фрэнсис Бэкон родился в 1909 году в Дублине. Отец был военным и занимался тем, что дрессировал лошадей. Бэкон широко известен как человек, который поддерживал жизнь и здоровье британского фигуративного искусства. Ему пришлось столкнуться с превосходством концептуального и абстрактного искусства. На художника оказал влияние сюрреализм, в основном работы Пикассо. У мальчика было весьма бурное детство, семья постоянно переезжала с места на место.

Портрет Фрэнсиса Бэкона работы Реджинальда Грея, 1960 год.

Во время Второй мировой войны Бэкон был в гражданской обороне, что оказало огромное влияние на его искусство. Из-за своего недовольства Бэкон повредил большую часть своих картин. Умер он в 1992 году во время поездки в Мадрид, оставив после себя бесчисленное количество произведений искусства, которые сейчас хранятся в музеях по всему миру. Они включают в себя: «Три этюда к портрету Генриетты Мораес» (1963 г.), «Двойной портрет Люсьена Фрейда и Франка Ауэрбаха» (1964 г.), «Эскиз к портрету Папы Иннокентия X» (1965 г.).

Элизабет Пейтон (1965 – настоящее время)

Элизабет Пейтон является одной из самых известных художников-портретистов современности. Она была пионером возрождения фигурации в современной живописи в 1990-х и начале 2000-х годов. Её портреты мировых деятелей искусства и знаменитостей затрагивают темы молодости, славы и красоты. Работы невероятно глубоки, но при этом скромны. Пейтон позволяет зрителю лучше понять свои стремления, тревоги, создавая уровень близости, который незаметно отражается в изображённых предметах. Пейтон рисовала леди Диану, Курта Кобейна и Ноэля Галлахера. Обычно художница не знала людей, которых изображала лично. Для своих портретов она использовала изображения из книг, журналов, обложек альбомов и музыкальных клипов.

Для Элизабет важен жизненный путь человека и то, насколько он вдохновляет других. Она жила и преподавала в Германии более пяти лет. В 2017 году её картина с изображением канцлера Германии Ангелы Меркель украсила обложку американского журнала Vogue. Одними из самых известных работ Пейтон являются: «Бен» (2014 г.), «Сид Вишес арестован» (2018 г.), «Дэвид Боуи» (2021 г.).

Эми Шеральд (1973 – настоящее время)

Наверное, самая современная портретистка — это Эми Шеральд. На протяжении всей своей карьеры Шеральд в первую очередь пыталась исследовать понятия идентичности и духовного наследия. Художница использует портретную живопись, чтобы рассказывать неожиданные истории с целью изменить положение афроамериканского наследия в истории искусства. Одни из самых знаменитых работ Эми: «Они называют меня Redbone, но я бы предпочла быть Strawberry Shortcake» (2009 г.), «Мальчик без прошлого» (2014 г.), «Притворщик» (2016 г.).

Крейг Уайли (1973 – настоящее время)

Работа Крейга Уайли направлена на то, чтобы извлечь выгоду из возможности создания натюрмортов и фигур в 21 веке.  Родившийся в Зимбабве художник наиболее известен своими гиперреалистичными портретами, но его также интересуют цвет и текстура. Он создаёт всё из реальности, но выбирает и перестраивает свои объекты, основываясь на своих очень конкретных намерениях. Искусство Уайли тщательно спланировано и в некотором смысле очень интеллектуально. Хотя он тщательно планировал и выполнял свою работу, конечный результат всегда вызывал ощущение спонтанности. Художник никогда не использует фотографии для основы своих портретов. Он любит вникать в саму душу. Некоторые из самых известных работ Крейга включают в себя: АБ (Событие) (2010 г.), ЛК (Гора) (2010 г.), АБ (Молитва) (2013 г.).

Шади Гадириан (1974 – настоящее время)

Шади Гадириан является тегеранским фотографом. Она занимается изучением роли женщин в современном обществе, которое по её мнению застряло где-то между давними традициями и нынешним временем. Портреты художницы сосредоточены на несоответствиях, которые происходят в повседневной жизни. Это тема и веры, и государственной цензуры, и социального положения женщин. Шади знаменита тем, что сочетает традиционные методы фотографии с современными стратегиями смешанных медиа, чтобы подчеркнуть все сложности иранского общества и истории.

Одними из самых известных работ художницы являются: «Будь красочным» (2006 г.), «Моя фотография для прессы № 4» (2008 г.), «Ноль, ноль # 10» (2008 г.).

Кёхинде Уайли (1977 – настоящее время)

Кёхинде Уайли можно называть и нигерийским и афроамериканским художником. Он специализируется исключительно на портретной живописи. Особо знаменит тем, что использует композиционный стиль и точность старых мастеров, чтобы возвысить свои исторически маргинализированные чернокожие сюжеты. Художник использует яркий фон с лиственными узорами или мотивами, подобными текстильным.

Работы Уайли также известны как Bling-Bling Baroque из-за того, что он сочетает классические техники с привлекательным современным стилем.

Он, например, классно изобразил Майкла Джексона в образе короля Филиппа II (2009 г.), главную героиню фильма «Юдифь и Олоферн» (2012 г.) в виде чернокожего человека, держащего в руке голову белого. Основной своей целью живописец считает не вызывать споры и подстрекательства, а усугубить представления о групповой идентичности.

Некоторые из самых известных работ Уайли включают в себя: «Наполеон ведёт армию через Альпы» (2005 г.), «Рандерсон Ромуальдо Кордейро» (2008 г.), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (2012 г.).

В этом списке, конечно же, не все выдающиеся художники-портретисты. Список скорее представляет некую эволюцию искусства портрета. Объединяет же всех истинных мастеров портрета во все времена то, что они стараются запечатлеть гораздо больше, чем просто внешний вид их моделей, но и кое-что из их духовной сущности.

Прочтите в другой нашей статье о том, как русский портретист серебряного века стал одним из самых дорогих художников мира: Борис Григорьев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 известных портретных картин и реальных людей, которые их вдохновили

Йоханнес Вермеер, «Искусство живописи (детали)», ок. 1666–1668 (Фото: Google Arts & Culture через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.

Независимо от масштаба своих любимых сюжетов, большинство художников баловались вековым искусством портретной живописи .

Этот жанр, определяемый изображением людей, практиковался самыми влиятельными художниками в истории искусства, кульминацией которого стала обширная коллекция всемирно известных портретов.

Хотя художники, создавшие эти произведения, широко известны, сюжеты часто менее очевидны. Хотя многие, в том числе сверкающее золотом «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта, указывают на личность натурщика, некоторые более расплывчаты, например, причудливая «Женщина в шляпе» Анри Матисса. В обоих случаях, узнавая больше о предметах картин, мы можем увидеть эти знакомые и 9Знаменитые портреты 0006 в новом свете.

Знаменитые картины и реальные люди на них

Портрет Арнольфини , 1434

Ян Ван Эйк, «Портрет Арнольфини», 1434 год. (Фото: Национальная галерея через Викисклад, общественное достояние)

Родившийся на территории современной Бельгии художник

Ян ван Эйк был одним из первых мастеров масляной среды и использовал ее для создания тщательно детализированных композиций. Его самая выдающаяся работа, Портрет Арнольфини остается иконой Северного Возрождения, воплощая в себе многие эстетические идеалы и технические новшества того времени.

На нем изображен богатый торговец — предположительно Джованни ди Николау ди Арнольфини — и его жена в богато украшенной комнате, которая демонстрирует их богатое богатство. Головной убор женщины предполагает, что они действительно супружеская пара, поскольку во Фландрии 15 века только незамужние женщины носили распущенные волосы. Однако, вопреки тому, что думают многие зрители, жена не беременна, а лишь держит свое объемное верхнее платье на груди, что было принято для того времени.

Ян ван Эйк, «Портрет Джованни Арнольфини», ок. 1434 (Фото с Викисклада, общественное достояние)

 

Мона Лиза , гр. 1503–1516

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», ок. 1503–1516 (Фото: Galerie de tableaux en très haute définition через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Пожалуй, самый известный портрет в истории искусства. Мона Лиза   была написана итальянским художником, изобретателем и писателем Леонардо да Винчи в 1506 году. Шедевр представляет собой поясной портрет сидящей женщины на лоджии (комната, по крайней мере, с одной открытой стороной), с которой открывается вид на туманный природный ландшафт. Фигура смотрит в сторону зрителя и мягко улыбается.

Итак, кто такая Мона Лиза ? На протяжении веков личность весьма узнаваемой фигуры оставалась загадкой. Однако в 2005 году немецкие ученые обнаружили рукописный комментарий в гейдельбергской рукописи 9.0007, который идентифицировал ее как Лизу дель Джокондо (урожденную Герардини), флорентийскую дворянку. Портрет был заказан ее мужем, торговцем Франческо Джокондо.

Хотя портрет, который висит в парижском Лувре, является самым известным Мона Лиза , он не единственный. На протяжении веков многие художники, в том числе, в случае с копией из музея Прадо, ученики Леонардо да Винчи, создавали собственные портреты легендарной Лизы дель Джокондо.

Мастерская Леонардо да Винчи, «Мона Лиза (копия Прадо)», ок. 1503-1516 (Фото: Museo del Prado через Wikimedia Commons Public Domain)

 

Девушка с жемчужной сережкой, c. 1665

Иоганн Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой», ок. 1665 (Фото: Mauritshuits через Wiki Art, общественное достояние)

В 1665 году голландский художник Йоханнес Вермеер создал свое самое известное произведение искусства: Девушка с жемчужной сережкой . Несколько историков искусства поставили под сомнение истинную личность молодой женщины, изображенной на картине. Одна из самых распространенных теорий состоит в том, что женщина, о которой идет речь, — Мария Вермеер , старшая дочь художника. Однако до сих пор есть несколько ученых, которые сомневаются в этом, и хотя эту картину маслом часто считают одним из самых значительных портретов, технически это вовсе не портрет.

Девушка с жемчужной сережкой на самом деле трони —исследование неустановленного лица. Трони были особенно популярны во времена Золотого века Голландии, когда такие художники, как Вермеер и Рембрандт , начали использовать неназванные предметы для своих «портретов». Часто эти фигуры одеты в роскошные одежды и расположены на простом фоне, что подчеркивало их анонимный характер.

Девушка с жемчужной сережкой является ярким примером этой традиции, так как изображает неизвестную девушку, одетую в роскошные одежды. «Подобно видению, исходящему из тьмы, она не принадлежит ни времени, ни месту», — заявляют искусствоведы Артур К. Уилок и Бен Бруос в каталоге выставки. «Ее экзотический тюрбан, окутывающий голову кристально-голубым цветом, увенчан яркой желтой тканью, которая эффектно спадает за плечо, придавая образу таинственность».

Трони Рембрандта в Метрополитен-музее

 

Композиция в сером и черном цветах, c. 1871

Джеймс Эббот Макнил Уистлер, «Аранжировка в сером и черном № 1», 1871 г. (Фото: Музей Орсе, Wikimedia Commons, общественное достояние)

Американский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер нарисовал Композиция в сером и черном № 1 портрет его матери Анна Макнейл Уистлер , в 1871 году.

Анна Макнил Уистлер родилась в Северной Каролине и переехала в Россию со своим мужем Джорджем Вашингтоном Уистлером в 1830-х годах. Через несколько лет после его смерти она переехала в Англию, где жила со своим сыном Джеймсом. Именно в их лондонском доме он написал этот знаменитый портрет, на котором изображена 67-летняя женщина, сидящая перед серой стеной.

Хотя это произведение часто называют просто Мать Уистлера , художник назвал его Композиция в сером и черном № 1 как намек на его лирический подход к живописи. «Как музыка — это поэзия звука, так и живопись — это поэзия зрения, и сюжет не имеет ничего общего с гармонией звука или цвета. . . вот почему я настаиваю на том, чтобы называть мои произведения аранжировок и гармоний », — сказал он в 1878 году.

Анна Матильда Свисток (Фото с Викисклада, общественное достояние)

 

Мадам Х , 1884

«Мадам X (Мадам Пьер Готро)», Джон Сингер Сарджент, 1884 год. Сейчас находится в Метрополитен-музее. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Американский художник Джон Сингер Сарджент лучше всего известен своими портретами богатых и аристократов в Англии (где он проживал после 1886 года) и в Америке. Несмотря на то, что Сарджент был вдохновлен традицией Великого Манера внушительных аристократических портретов, отягощенных символикой добродетели, портреты Сарджента были отчетливо современными. Вместо неоклассической позы или стилизованной жесткости Сарджент выбрал позы, которые предполагали естественные, легкие моменты, застывшие во времени.

Его самый известный портрет Мадам X изображала модную мадам Виржини Амели Авеньо Готро , американскую светскую львицу, которая вышла замуж за французского банкира и проживала в Париже. Хотя сама Готро была довольна изображением, оно вызвало споры, когда оно было показано на Салоне в Париже в 1884 году из-за вызывающей одежды и расслабленной позы.

Сарджент и Салон пытались сохранить личность Готро в секрете, но в конечном итоге она стала общеизвестной, и картина смутила и художника, и натурщика. Вскоре после этого Сарджент уехал из Парижа в Лондон.

Фотография Виржини Амели Авеньо Готро, ок. 1878 г. (Фото с Викисклада, общественное достояние)

 

Женщина в шляпе, 1905

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 г. (Фото: SFMOMA через Wikimedia Commons, общественное достояние)

В 1905 году художник Анри Матисс нарисовал Женщина в шляпе , полихроматический портрет своей жены, Амели . В дополнение к демонстрации выразительного подхода Матисса к живописи и формированию фовизма, эта картина игриво указывает на реальную профессию Амели: владелицу шляпного магазина.

Хотя Амели много лет работала менеджером своего мужа, его одержимость своим ремеслом в конце концов разлучила их. «Я очень люблю вас, мадемуазель, — сказал Матисс своей жене, — но я всегда буду любить рисовать больше».

Хотя они расстались в 1939 году после более чем 40 лет брака, их романтические и рабочие отношения увековечены Женщина в шляпе и несколькими другими картинами с изображением Мадам Матисс .

Амели Матисс (Фото с Викисклада, общественное достояние)

 

Портрет Гертруды Стайн, 1905–6

Пабло Пикассо, «Портрет Гертруды Стайн», 1905–1906 гг. (Фото с Викисклада, общественное достояние)

В начале 20 века известная писательница и коллекционер произведений искусства Гертруда Стайн была в авангарде парижского авангарда. Переехав из Окленда, штат Калифорния, во французскую столицу в 1903 году, она тесно сотрудничала с важными деятелями модернизма, от новаторских писателей, таких как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй, до художников-авангардистов, таких как Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Поддержка Штейн была особенно важна для Пикассо , который считал ее покровительство катализатором своего раннего успеха. В 1905 году он написал портрет Штейна в стиле, типичном для его розового периода, фазы, характеризующейся теплой цветовой палитрой и намеками на «примитивные» влияния, такие как африканские маски и иберийская скульптура.

Помимо иллюстрации ключевых особенностей этого важного периода, Портрет Гертруды Стайн также отражает самоуверенное поведение его натурщицы и самостоятельный статус — к большому удовлетворению Стайна. «Я была и до сих пор довольна своим портретом, для меня это я, и это единственная репродукция меня, которая всегда есть я для меня», — писала она в своей книге 9.0181 Пикассо .

Карл Ван Ветчен, «Портрет Гертруды Стайн на фоне американского флага», 1935 г. (Фото: Библиотека Конгресса через Викисклад, общественное достояние)

 

 

Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907

Густав Климт, «Адель Блох-Бауэр I», 1907 г. (Фото: Neue Galerie через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Во времена Золотого периода художник Густав Климт начал украшать свои полотна сусальным золотом. Кульминацией этого монументального решения стали две его самые ценные картины:  Поцелуй и Портрет Адели Блох-Бауэр I .

Портрет Адели Блох-Бауэр I звезд Адель Блох-Бауэр, богатая еврейка из Вены. Считавшаяся либо другом, либо любовницей художника, Блох-Бауэр была покровительницей искусств. Она и ее муж Фердинанд Блох-Бауэр собрали коллекцию из более чем 400 произведений искусства, в том числе «Портрет Адели Блох-Бауэр» — картину, заказанную Фердинандом в качестве подарка на юбилей его родственникам.

Помимо эфирного изображения миссис Блох-Бауэр, картина известна своей противоречивой историей. В то время как она заявила в своем завещании, что картина должна отправиться в Австрийскую государственную галерею в Вене, ее зять счел это «просьбой» и решил оставить ее в семье. Его часто отдавали в аренду музеям и галереям для выставок, но в 1941 году нацисты украли.

После войны картина была помещена в Австрийскую галерею Бельведер в Вене, где и оставалась до тех пор, пока не была возвращена семье Блох-Бауэр в 2006 году. Через несколько месяцев они продали ее за 135 миллионов долларов.

 

Американская готика, 1930

Грант Вуд, «Американская готика», 1930 г. (Фото: Google Arts & Culture via Wikimedia Commons, общественное достояние)

Художник Грант Вуд нарисовал 1930. В то время как многие люди предполагают, что мрачные мужчина и женщина основаны на реальном фермере и его жене, культовая картина на самом деле представляет собой портрет необычного дуэта: младшей сестры художника, 9 лет.0006 Нэн Вуд Грэм и дантист, доктор Байрон МакКиби .

Вуд был вдохновлен на создание этой картины, когда увидел Дом Диббла, «очень пригодный для рисования» неоготический дом в Элдоне, штат Айова. Чтобы создать сцену, он решил включить «тех людей, которые, по его мнению, должны жить в этом доме». Вместо того, чтобы искать натурщиков для картины, он попросил Грэхема и Маккиби быть моделью.

Хотя Вуд хотел, чтобы эта пара представляла отца и его дочь, он был открыт для интерпретаций зрителей. «Эти подробности, конечно, не имеют большого значения, — писал художник в письме в 1941. «Важно, соответствуют ли эти лица американской жизни и что-то о ней говорят».

Нэн Вуд Грэм и доктор Байрон МакКиби

Эта статья была отредактирована и обновлена.

Статьи по теме:

Знаменитые художники, которые увековечили себя с помощью известных автопортретов

20 терминов по истории искусства, которые помогут вам умело описать произведение искусства

Увлекательные картины раскрывают уникальные мастерские 5 известных художников

Монументальные шедевры: 8 самых известных крупномасштабных картин в истории искусства

15 изысканных королевских портретов, которые стоит посмотреть

«Мария-Антуанетта в сорочке». Элизабет Виже-Лебрен, 1783; с
королевой Викторией Томаса Салли, 1838 г .; и Карл I на охоте Антониса ван Дейка, 1635

 

Королевские портреты представляют собой важную часть истории живописи. Эти портреты служили средством общения членов монархии. Через них аристократическое общество стремилось показать свой статус, важность, богатство и личность. Королевские портреты также являются свидетельством силы общественного имиджа и пропаганды. Кроме того, они служили подарками, которыми обменивались члены монархии. Вот 15 изысканных королевских портретов, о которых вы должны знать!

 

1. Королевский портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже-Лебрен
Мария-Антуанетта в платье-рубашке работы Элизабет Виже-Лебрен, 1783 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Элизабет Виже-Лебрен была официальным художником французской королевы Марии-Антуанетты. Отец Виже Лебрен тоже был портретистом, и он думал о ее живописи, когда она была маленькой. Художница была одной из очень немногих женщин, принятых в Академию Сен-Люк.

 

После того, как она стала портретистом королевы, в 1783 году ее пригласили в Королевскую академию. За свою карьеру она написала около 30 портретов Марии-Антуанетты. Мария-Антуанетта была привязана к идее роскошного и щедрого королевского образа жизни в Версале. Ее часто цитируют как фразу «Пусть едят пирожные», хотя нет никаких исторических свидетельств того, что она действительно говорила это.

 

Мария-Антуанетта была обезглавлена ​​во время Французской революции в 179 г.3. Опасаясь революции, официальный художник Марии-Антуанетты Виже Лебрен бежала в Италию со своей дочерью.

 

2. Королева Виктория Томас Салли
Королева Виктория Томас Салли, 1838 г., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Королева Виктория взошла на престол в возрасте восемнадцати лет в 1837 году и оставалась королевой почти 64 года. Королева Виктория любила писать, рисовать и рисовать. Она также известна тем, что ведет дневник. После смерти мужа принца Альберта в 1861 году Виктория носила только черное. Их история любви вдохновила на создание многих романов и фильмов. Во время правления Виктории в Соединенном Королевстве произошел большой прогресс в области искусства и науки.

 

Этот ее портрет в полный рост был написан американским художником Томасом Салли после коронации Виктории. Королева изображена романтично, юная, смотрящая поверх своих плеч, в бриллиантовых украшениях и короне.

 

3. Мария Югославская Пайя Йованович
Королева Мария Карагеоргиевич Пайя Йованович, 1922, через Городской музей Белграда

 

Мария Югославская была королевой сербов, хорватов и словенцев с 19С 22 по 1934 год, когда она вышла замуж за короля Александра. Ее матерью была Мария Саксен-Кобург-Готская, последняя королева Румынии, бабушкой которой была королева Виктория. Она была большой поклонницей автомобилей и любила ездить на дальние расстояния. На этом королевском портрете, написанном Пайей Йованович, Мария изображена модно одетой в диадеме. Йованович — один из самых известных сербских художников, проживший почти 100 лет. За свою долгую карьеру он написал более 1000 картин. Он был широко известен своими портретами.

 

4. Людовик XIV Гиацинт Риго
Портрет Людовика XIV (1638-1715) Король Франции Гиацинт Риго, 1701, через Лувр, Париж

 

Людовик XIV был французским королем, прославившимся высказыванием «Я — государство». Людовик XIV стал известен как Король-Солнце, правивший по божественному праву, данному ему Богом. На портрете Гиацинта Риго 1701 года мы видим Людовика XIV в полный рост. На картине изображен царственный портрет абсолютного монарха, одетого в коронационную мантию. Выкройки платья изображают геральдическую лилию, лилию, символизирующую французскую монархию. Король также изображен с мечом рядом с бедром, символизирующим его силу. Сначала портрет был заказан в качестве подарка Филиппу V Испанскому, но Людовик XIV решил оставить оригинал себе.

 

5. Екатерина II Великая Федор Рокотов
Екатерина II Федора Рокотова, 1763, Государственная Третьяковская галерея, Москва, через Google Arts and Culture

 

Екатерина II Великая была императрицей России с 1762 по 1796 год. Она взошла на престол после свержения с престола своего мужа Петра III. Она покровительствовала искусствам и внесла большой вклад в культурное пробуждение России. Поддерживала идеи русского Просвещения. На коронационном портрете, написанном Федором Рокотовым в 1763 году, Екатерина Великая изображена в царственном серебряном платье с горностаевой мантией. Ее волосы украшены жемчугом. За год до написания этого царского портрета Рокотов стал их придворным живописцем.

 

6. Императрица Австрии Елизавета Франц Ксавьер Винтерхальтер
Фотография портрета Елизаветы, императрицы Австрии.

Императрица Елизавета Австрийская, также известная как Сиси, была весьма неординарной личностью. Она стала императрицей после того, как вышла замуж за Франца Иосифа I Австрийского в возрасте шестнадцати лет. Она любила природу, верховую езду, моду и поэзию. Она была известна своей красотой и очень заботилась о своей внешности. Из-за этого она часто сидела на диете и занималась спортом. На этой копии картины, написанной Францем Ксавьером Винтерхальтером, мы видим Сиси, одетую в красивое платье, с драгоценными камнями в волосах. Она была убита в Женеве в 189 г.8 итальянского анархиста по имени Луиджи Лучени.

 

7. Карлос II Клаудио Коэльо
Карлос II Клаудио Коэльо, 1680-83, через Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

 

Карлос или Карл II, король Испании, был последним Габсбургом, правившим Испанией. Этот королевский портрет был написан Клаудио Коэльо, испанским художником позднего барокко, около 1680 года. Карл II был физически и умственно неполноценным. Известно, что у него была челюсть Габсбургов, уродство, связанное с инбридингом в королевской семье. Из-за его состояния и существовавших в то время суеверий его считали околдованным.

 

8. Мадам де Помпадур Франсуа Буше
Мадам де Помпадур Франсуа Буше, 1750, через Гарвардские художественные музеи, Кембридж

 

Мадам де Помпадур была любовницей короля Франции Людовика XV. Благодаря своему уму она занимала влиятельное положение при королевском дворе. Она также покровительствовала многим художникам. Она сама создала ряд офортов. Между 1750 и 1759 годами Буше написал несколько ее портретов. На этом портрете 1750 года, выполненном в стиле рококо, изображена мадам де Помпадур, одетая в роскошное платье с розовыми лентами и кружевными деталями, с браслетом-камеей на запястье, на котором изображено лицо ее возлюбленного короля Людовика XV. На этой картине она изображена пудрящей румяные щеки своего бледного лица.

 

9. Мария Терезия Австрийская Антон фон Марон
Мария Терезия Австрийская. Автор Антон фон Марон, 1772 г., Художественно-исторический музей, Вена

 

Мария Терезия Австрийская была одной из самых известных Габсбургов. Она взошла на престол в 1740 году в возрасте 23 лет. У нее было шестнадцать детей – пять сыновей и одиннадцать дочерей! Одной из ее дочерей была будущая королева Франции Мария-Антуанетта. Во время своего правления Мария Терезия реконструировала   Дворец Шёнбрунн в Вене, популярный сегодня туристический объект .

На королевском портрете Антона фон Марона она изображена одетой в черное, оплакивающей внезапную смерть своего мужа императора Франца Стефана.

 

10. Франц II Иоганн Дзоффани
Франц II Иоганна Дзоффани, 1775 г., Художественно-исторический музей, Вена

 

На этом королевском портрете немецкого художника Иоганна Цоффани мы видим Франца II в детстве. Франц II стал императором Священной Римской империи в 179 г.2. Сразу после восшествия на престол он столкнулся с проблемами, которые Французская революция создала для монархии. Глобус и книги, изображенные на портрете, должны рассказать нам о хорошем образовании будущего императора, которое он получил во Флоренции. В правом верхнем углу также можно заметить бюст Марка Аврелия. Франц II также изображен с орденом Святого Стефана на шее.

 

11. Гравюра по мотивам королевского портрета Людовика XVI
Людовик XVI Чарльза Клемента Бальвея, 1790 г., через Смитсоновский национальный музей американской истории, Вашингтон, округ Колумбия

 

Людовик XVI был внуком Людовика XV и мужем Марии-Антуанетты. Он взошел на престол в 1774 году. Гравюра французского художника Шарля Клемана Бальве, также известного как Бервик, представляет собой репродукцию королевского портрета Людовика XVI, написанного Антуаном-Франсуа Калле. Французский король изображен в полном королевском костюме. Первый в истории посол Франции в США подарил копию гравюры Джорджу Вашингтону в 179 г.1. Как и его жена Мария-Антуанетта, Людовик XVI был обезглавлен во время Французской революции в 1793 году.

 

12. Карл I на охоте Антониса Ван Дейка
Карл I на охоте Антонис ван Дейк, 1635, через Лувр, Париж

 

Одним из шедевров Лувра является портрет Карла I на охоте. Портрет был выполнен известным фламандским художником Антонисом ван Дейком, который стал официальным королевским художником английского двора. Художник находился под влиянием Питера Пауля Рубенса и, как полагают, был его помощником между 1618 и 1620 годами. Король изображен элегантно, но небрежно, наслаждаясь своим времяпрепровождением. Однако он одет более элегантно, чем обычный человек, отправившийся на охоту. Поскольку Карл I не был уверен в своем низком росте, художник расположил его так, чтобы мы смотрели на короля снизу вверх. Фигура короля также размещена на левой более яркой стороне картины, чтобы он оставался в центре нашего внимания.

 

13. Джейн Сеймур Ханс Гольбейн
Джейн Сеймур Ганса Гольбейна, 1536-37, Художественно-исторический музей, Вена

 

Джейн Сеймур была третьей женой Генриха VIII. Ранее она была фрейлиной первых двух жен короля, Екатерины Арагонской и Анны Болейн. Генрих VIII и Джейн Сеймур поженились в 1536 году, всего через одиннадцать дней после казни Болейн. Она умерла из-за осложнений во время родов. Она родила долгожданного Генриха VIII наследника — будущего короля Эдуарда VI. Автором этого портрета является Ганс Гольбейн, немецкий художник, ставший официальным художником английского двора в 1536 году. Гольбейн прорисовал платье королевы в мельчайших деталях, уделяя особое внимание фактуре материалов ее платья и украшений.

 

14. Портрет Елизаветы I
Портрет Елизаветы I работы неизвестного континентального художника, ок. 1575 г., через Национальную портретную галерею, Лондон

 

.

Елизавета I была королевой Англии и Ирландии с 1558 года до своей смерти в 1603 году. Она была дочерью Анны Болейн и Генриха VIII. Она была хорошо образована и очень умна. Она была последним тюдоровским монархом. Эта картина неизвестного художника (возможно, фламандского художника) также известна как портрет Дарнли. Считается, что этот королевский портрет был написан, когда королеве было за сорок. Позднее к портрету была добавлена ​​корона, помещенная позади нее. Считается, что со временем портрет выцвел. Сначала цвета, вероятно, были насыщеннее, а цвет лица королевы не был таким бледным, как кажется сейчас.

 

В левом нижнем углу картины находится кулон с изображением Минервы, богини мудрости, Венеры, богини любви, и Юпитера, эквивалента греческого бога Зевса. Фигуры Купидона и Марса также изображены по бокам украшения.

 

15. Королевский портрет Анны Болейн
Анна Болейн неизвестного художника, конец 16 века – по произведению ок. 1533-36, через Национальную портретную галерею, Лондон

 

Анна Болейн была второй женой Генриха VIII. Они поженились в 1533 году после того, как архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер аннулировал брак Генриха с Екатериной Арагонской.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *