Рифеншталь википедия – Лени Рифеншталь — Википедия
до и после Третьего Рейха — Статьи
Бузони, увидев, как она танцует под его музыку, написал ей вальс-каприз
Лени Рифеншталь училась в Берлинской школе искусств, страстно увлекаясь живописью, музыкой, балетом и танцами. Под руководством бывшей петербургской балерины Евгении Эдуардовой она обучалась классическому балету и стала лучшей ее ученицей. Заметив её танцевальный талант, итальянский композитор Бузони специально для Лени написал вальс-каприз, который впоследствии будет одним из её коронных номеров. Рифеншталь быстро стала успешной танцовщицей, выступала в составе балетных трупп и давала сольные выступления, но её словно преследовал злой рок — она трижды рвала связки, снова и снова возвращалась к своему увлечению, но в итоге ей все же пришлось распрощаться с мечтами о танцевальной карьере.
Лени Рифеншталь — танцовщица
Затем начались выступления и грандиозные успехи на сценах театров Цюриха, Мюнхена, Праги и Берлина. В кино она появилась как актриса-танцовщица (фильм «Священная гора»), много снималась в «горных фильмах» Адольфа Фанка (действие этих лент происходит в горах) и самостоятельно выполняла там сложнейшие трюки («Шторм над Монбланом», «Белый ад Пиц-Палю»).
Лени Рифеншталь в «горных фильмах»
Свой режиссерский дебют в кино она совершила в 1932 году, сняв картину «Голубой свет» — мистико-романтическую легенду об итальянских доломитах. В картине она сыграла главную роль и впервые обратила на себя внимание Гитлера. Рифеншталь позднее напишет в своих воспоминаниях: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез». За эту работу Рифеншталь получила Серебряную медаль кинофестиваля в Венеции и невероятный зрительский успех: фильм целый год не сходил с экранов Парижа и Лондона. После выхода фильма Рифеншталь пришлось улаживать денежные разногласия с соавтором сценария евреем Белой Балашем. Для защиты своих интересов Рифеншталь обратилась за поддержкой с гуаляйтеру Франконии и редактору антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру.
Лени Рифеншталь в фильме «Голубой свет»
В феврале 1932 года Рифеншталь побывала на выступлении фюрера в Берлинском Дворце спорта. Она написала Гитлеру восторженное письмо, где восхищалась его ораторским талантом. В мае состоялась их встреча. Затем она вместе с другом Геринга и легендарным асом Люфтваффе Эрнстом Удетом принимала участие в съемках фильма «SOS-айсберг».
«Олимпия» входит в десятку лучших документальных фильмов всех времен
В начале 30-х она знакомится с супружеской четой Геббельсов, а в 1933-м году снимает фильм о нюрнбергском пятом съезде НСДАП по заказу Министерства пропаганды. Премьера «Триумфа воли», именуемого «образцом фашистской эстетики», состоялась 28 марта 1935 года. Это был личный заказ Гитлера, посвященный съезду партии и выступлению лидера в Нюрнберге в 1934 году, где специально для съемок был выстроен огромный стадион. Фильм снимали 25 профессиональных операторов. Рифеншталь-режиссер много экспериментировала: придумала специальную систему лифтов для подвижной съемки с разных точек и поставила операторов на роликовые коньки. Абсолютное новаторство заключалось здесь в том, что впервые в документальном кино были использованы панорамная съемка и постановочные кадры. Уже гораздо позднее Рифеншталь спросили, гордится ли она своим фильмом, на что та очень эмоционально ответила: «Горжусь ли я? Что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать».
Кадр из фильма «Триумф воли»
В 1935-м году Министерство пропаганды заказывает Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Она согласилась и назвала его «Олимпией», по аналогии с исторической родиной спортивных соревнований. Эту работу назовут потом «гимном совершенству человеческого тела», для съемок которого Лени придумала катапультировать кинокамеры, помещать их в дирижабли и воздушные шары для того или иного плана. На самом деле фильм был снят в рамках гитлеровской кампании по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Рифеншталь монтировала «Олимпию» 2 года и утверждала, что ее интересовала исключительно работа над фильмом, а не контекст, в который его собираются поместить. Картина восхищала Ингмара Бергмана и Сальвадора Дали, а в 1956-м году ее включили в десятку лучших фильмов мира. «Олимпия» — это уже не просто репортаж, а величие каждого ее героя, величие времени, отражение ницшеанской идеи о Сверхчеловеке. Известно, что после премьеры «Олимпии», Сталин прислал Рифеншталь поздравительное письмо — так его взволновал античный стиль, имперский дух и сверхчеловеческий пафос картины.
Лени Рифеншталь на съемках фильма «Олимпия»
Лени Рифеншталь на съемках в Африке
После «Олимпии» фильмография Рифеншталь заполнена нереализованными проектами и множеством других неприятностей. Экранизация трагедии Генриха фон Клейста «Пентесилея» провалится в начале Второй мировой войны. Рифеншталь, увидев зверства нацистов в одной из польских деревень, отказалась от должности «режиссера партии». Поддержака Рифеншталь незамедлительно прекратилась. Её брат Хайнц был отправлен на Восточный фронт, где погиб.
Лени Рифеншталь за монтажным столом
«Я никогда не отрицала, что попала под влияние Гитлера» — Рифеншталь
После войны Рифеншталь несколько раз проходила через процедуру денацификации, была помещена в психиатрическую клинику, где её «лечили» электрошоком. Вход в «большое кино» был для Рифеншталь заказан. У нее была масса идей, но она не могла получить финансирование. К ней поступали предложения из Норвегии и Швеции снять документальные ленты об Олимпийских играх, но Рифеншталь после долгих раздумий от этих проектов отказалась. «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно, является виной или ослеплением» — скажет Рифеншталь.
Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер на съемках фильма «Триумф воли»
Не найдя вдохновения и поддержки в Европе, Рифеншталь решила в 1956 году отправиться на «черный континент». Как это ни парадоксально, но «личного режиссера Гитлера» хорошо приняли в Африке. Рифеншталь вела съемку в Кении, а в Судане ей даже дали гражданство. Ее фотографии о жизни африканских племен были опубликованы в престижных журналах «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek», «The Sun».
После фоторепортажей Рифеншталь нубийскими племенами заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки. Удивительно, но некоторые критики увидели в фотоснимках Рифеншталь выражение «фашистской эстетики». В своей статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые большие темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и темного».
Лени Рифеншталь с жителями племени Нуба
Удостоверение аквалангиста Лени получила в 70 лет
В 1974 году на Мальдивах в возрасте 71 года Рифеншталь впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Коралловый рай». В августе 1987 года вышли воспоминания Рифеншталь, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Японии стали бестселлером. 8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём доме в городке Пёккинге на Штарнбергском озере.
diletant.media
Рифеншталь, Лени Википедия
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Leni Riefenstahl | |
Имя при рождении | Хелена Берта Амалия Рифеншталь |
Дата рождения | 22 августа 1902(1902-08-22) |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | 8 сентября 2003(2003-09-08) (101 год) |
Место смерти | Пёккинг, Бавария, Германия |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, актриса |
Карьера | 1926—2003 |
IMDb | ID 0726166 |
leni-riefenstahl.de | |
Медиафайлы на Викискладе |
Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.
Рифеншталь работала в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «
ru-wiki.ru
Лени Рифеншталь Википедия
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Leni Riefenstahl | |
Имя при рождении | Хелена Берта Амалия Рифеншталь |
Дата рождения | 22 августа 1902(1902-08-22) |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | 8 сентября 2003(2003-09-08) (101 год) |
Место смерти | Пёккинг, Бавария, Германия |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, актриса |
Карьера | 1926—2003 |
IMDb | ID 0726166 |
leni-riefenstahl.de | |
Медиафайлы на Викискладе |
Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.
Рифеншталь работала в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «
ru-wiki.ru
Рифеншталь Л. Википедия
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Leni Riefenstahl | |
Имя при рождении | Хелена Берта Амалия Рифеншталь |
Дата рождения | 22 августа 1902(1902-08-22) |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | 8 сентября 2003(2003-09-08) (101 год) |
Место смерти | Пёккинг, Бавария, Германия |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, актриса |
Карьера | 1926—2003 |
IMDb | ID 0726166 |
leni-riefenstahl.de | |
Медиафайлы на Викискладе |
Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.
Рифеншталь работала в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «
ru-wiki.ru
Лени Рифеншталь — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, фильмы
Биография
Немка по национальности, Лени Рифеншталь прожила удивительно долгую жизнь длиною в 101 год. За это время она успела проявить себя в качестве кинорежиссера-документалиста и фотографа, танцовщицы и актрисы, а также познать как поклонение, так и ненависть. Сама не отдавая себе в этом отчет, женщина пропагандировала нацистскую партию и кровавую деятельность ее лидера. Несмотря на такое мрачное пятно в биографии, Рифеншталь смогла реализовать себя в разных сферах искусства и внести собственное имя в мировую историю.
Детство и юность
Берта Хелена Амалия Рифеншталь появилась на свет 22 августа 1902 года в рабочем районе Веддинг, находящемся в немецкой столице. Семья девочки являлась многодетной, она росла с тремя братьями, один из которых — Хайнц — был младше Хелены всего на 2,5 года. Отец семейства Альфред являлся владельцем крупной фирмы, занимающейся продажей и монтажом отопительных и вентиляционных устройств. Мать Хелены звали Берта Ида.
Embed from Getty ImagesРежиссер Лени РифенштальСвой творческий путь Рифеншталь начала с музыки. Два раза в неделю в течение 5 лет отец водил ее в художественную школу. Далее девочка стала заниматься живописью и довольно успешно — из-под ее кисти выходили по-настоящему качественные пейзажи. Несмотря на это, ни рисование, ни занятия музыкой не вызывали у нее особого интереса.
На самом деле Лени грезила о танцах. Хотя Альфред был категорически против этого, мать поддерживала стремление дочери и вставала на ее сторону. В 1918-м женщина начала тайком водить Хелену в хореографический класс.
Первое публичное выступление начинающей танцовщицы привело к скандалу в семье Рифеншталь. Отец выпалил в гневе, что отправит своего ребенка в интернат закрытого типа. В стремлении избежать такой участи девушка согласилась поступить в берлинское художественное училище, в котором начала изучать живопись. Альфред выпустил ситуацию из-под контроля, только когда повзрослевшая Хелена пообещала сбежать из отчего дома, если ей не позволят выступать на сцене.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь в молодостиРифеншталь не прогадала — у нее был безусловный талант к танцам. В молодости примкнув к труппе немецкого театра, девушка демонстрировала блестяще выполненные как одиночные выступления, так и в общем составе.
Ей удавалось гармонично сочетать новаторские идеи и классические па. Однако в дальнейшем Лени связала свою судьбу совсем не с танцами. Из-за разрыва связок и долгого восстановления врачи вынесли вердикт: подобные физические нагрузки ей были категорически запрещены. И тогда девушка принялась искать новое для себя увлечение.
Актерская карьера
В 1919 году на большие экраны вышел фильм «Гора судьбы», неплохо стартовавший в прокате. Лени Рифеншталь, оказавшаяся на одном из сеансов, вышла из кинозала обновленным человеком. Девушку настолько впечатлила картина, что она во что бы то ни стало решила познакомиться с создателем проекта — режиссером Арнольдом Фанком.
Мужчина на первой встрече тоже очаровался Хеленой, до такой степени, что сочинил сценарий к своему новому проекту под названием «Священная гора» специально для нее. Девушка усиленно готовилась к началу съемок — училась скалолазанию у профессионалов и каталась на лыжах.
Лени Рифеншталь (кадр из фильма «Голубой свет»)После исполнения дебютной роли фильмография Рифеншталь пополнилась еще несколькими кинокартинами, такими как «Большой прыжок» 1927-го, «Белое безумие — новое лыжное чудо» 1931-го. Набравшись опыта, она поняла, что способна на нечто большее.
В 1932 году состоялась премьера ее собственной киноленты под названием «Голубой свет» — Лени предстала и актрисой, и режиссером, и сценаристом. Рифеншталь перевоплотилась в главную героиню по имени Юнта. Лента о женщине с противоречивой и непростой судьбой, наполненной мистики и загадочности, пришлась по вкусу самому Адольфу Гитлеру.
Режиссура
В феврале 1932-го Гитлер произнес свою пламенную пропагандистскую речь в стенах Берлинского дворца спорта. Среди зрителей, присутствовавших там, была и Лени Рифеншталь. Она настолько восхитилась ораторским даром фюрера, что решила непременно сообщить ему об этом в письме. Ответ не заставил себя долго ждать — Адольф, который к тому времени уже был знаком с картиной «Голубой свет», сам желал поближе пообщаться с талантливой создательницей кино.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь на съемочной площадкеИ причины для этого были не только сугубо личные — Гитлер на тот момент активно искал режиссера, который бы справился со съемками документальной картины о национал-социалистической немецкой рабочей партии. Рифеншталь, которая все еще пребывала под воздействием обаяния и харизмы лидера Третьего рейха, с радостью приняла его предложение. В апреле 1934-го она начала вести работу над созданием киноленты «Триумф воли».
Адольф поставил перед съемочной группой непростую, но понятную задачу — таким образом показать партию и ее лидера, чтобы она предстала перед зрителями в наиболее выгодном свете. Над документальной картиной трудились более 170 человек, было задействовано 30 камер и такое же количество операторов. Каждый из них был обязан научиться с легкостью кататься на коньках прямо во время съемочного процесса, чтобы снять эпизоды в движении. Монтаж киноленты продлился больше 6 месяцев.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь и Адольф ГитлерВесной 1935-го фюрер смог оценить труды своей команды — долгожданная смонтированная пленка хронометражем в 114 минут была полностью готова к показу на больших экранах Германии. 28 марта в Берлине состоялась премьера картины «Триумф воли», на которую пришли простые местные жители. Успех был ошеломительным. Рифеншталь, которая мгновенно получила признание, а вместе с ним и награды, решила сочинить книгу о том, что осталось за кадром документальной ленты.
Сотрудничество с Адольфом Гитлером обеспечило Лени безбедное существование. Талантливой и многогранной артистке были рады в любом обществе, а профессиональные предложения поступали один за другим. Однако лишь на некоторые из них она отвечала согласием. Режиссер принялась за съемки фильма «Олимпия», повествующего об Олимпийских играх 1936-го, прошедших в Берлине. И по сей день эту картину принято считать образцом документалистики.
Embed from Getty ImagesРежиссер Лени РифенштальВо время съемок ленты в ход шли камеры для подводных съемок. Операторы двигались по специализированным рельсам, что облегчало им работу. А когда возникла необходимость в съемках в воздухе, было решено поместить камеры в дирижабли. Гитлер пришел в восторг от полученного результата: кино получилось современным и не прямолинейно пропагандистским.
4 ноября 1938 года, после премьеры документальной ленты «Олимпия», Лени Рифеншталь пришло приглашение в Америку. Однако ей недолго пришлось пробыть за океаном — до американцев дошла информация о еврейских погромах, которые устроили последователи фюрера. Мэр Нью-Йорка предложил запретить к показу «Триумф воли», а Хелена первый раз подумала о том, что совершила роковую ошибку, согласившись воспеть нацистский режим.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь снимает фильм «Олимпия»Далее, понемногу узнавая о подробностях жестокости со стороны правящей партии, Рифеншталь старалась отстраниться от сотрудничества с Гитлером. 30 марта 1944-го режиссер в последний раз встретилась с фюрером на территории его резиденции «Бергхоф».
Спустя некоторое время Лени стала воспринимать «Триумф воли» как свою ошибку, утверждая в нечастых интервью о том, что она абсолютно аполитична. Позже артистка созналась, что оказалась под влиянием Адольфа Гитлера, который имел безусловный дар убеждения. Однако ее оправдания мало кого трогали за душу. Когда произошло свержение политического режима, проекты Лени Рифеншталь прекратили финансировать.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь осуществляет монтаж фильмаВ 1948-м женщина подверглась процедуре денацификации, которую обязаны были пройти все последователи нацистского режима, дабы «очиститься» от старых идей. Режиссер подверглась аресту, после чего ее силой отправили в психиатрическую больницу, где проходило «лечение» электрошоком. Лени не прекращала молиться о том, чтобы подобный ужас поскорее подошел к концу.
Пережив страшные эмоциональные и физические потрясения, женщина захотела восстановить утраченные силы. В апреле 1956-го, когда Рифеншталь было 53 года, она отправилась в путешествие по жаркой Африке. Однако вместо видеокамеры Лени носила с собой повсюду фотоаппарат. Вернувшись на родину, женщина отправила полученные фото в редакцию некоторых глянцевых журналов, которые с успехом опубликовали.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь в 1972 годуВ 1971-м Лени, проводившая время на Мальдивах, в первый раз погрузилась в Индийский океан. Конечно же, дело не обошлось без камеры для подводных съемок, которую женщина взяла с собой, чтобы зафиксировать увиденное. Всего за свою жизнь Рифеншталь совершила около 2 тысяч погружений. Результатом ее многолетних трудов стали фотоальбомы «Чудо под водой» и «Коралловые сады», а также документальный фильм «Коралловый рай».
В 1973 году она презентовала альбом с фотохроникой из жизни нубийцев — жителей племени нуба. Работа получила название «Люди, будто пришедшие с другой звезды».
Личная жизнь
Личная жизнь культовой женщины развивалась активно, как и творческая. О ее любовниках (среди которых, по слухам, был культовый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк) и мужьях ходило много слухов.
Embed from Getty ImagesЛени Рифеншталь и Петер ЯкобПервым супругом Хелены стал Петер Якоб, являющийся лейтенантом альпийских стрелков. Молодые люди познакомились в 1940 году на съемках картины «Долина», которые проходили в Австрии. Мужчина прибыл туда, чтобы восстановиться после ранения и сняться в киноленте в качестве каскадера. Свадьба влюбленных состоялась 21 марта 1944-го в австрийском курортном городе Кицбюэль.
Embed from Getty ImagesХорст Кеттнер и Лени Рифеншталь в последние годыВторым и последним супругом Рифеншталь стал кинооператор Хорст Кеттнер, который был на 40 лет младше своей избранницы. Они прожили вместе до самой смерти Хелены. 61-летний мужчина не отходил от постели жены в последние секунды ее жизни. В старости женщина грустила лишь об одном — что ей так и не удалось завести детей. Рост и вес Лени доподлинно не известны.
Смерть
Причиной смерти Лени Рифеншталь стала злокачественная опухоль. Она скончалась 8 сентября 2003-го, спустя 2 недели после своего 101-го дня рождения. Кремация состоялась спустя 4 дня, прах захоронили на кладбище «Вальдфридхоф» в Мюнхене.
Фильмография
- 1926 — «Священная гора»
- 1932 — «Голубой свет»
- 1933 — «Победа веры»
- 1935 — «Триумф воли»
- 1938 — «Олимпия»
- 1938 — «Олимпия 2»
- 1954 — «Долина»
- 2000 — «Мечта об Африке»
- 2002 — «Коралловый рай»
Библиография
- 1933 — «Борьба в снегах и во льду»
- 1935 — «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии»
- 1937 — «Красота олимпийской борьбы»
- 1973 — «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды»
- 1975 — «Нубийцы из племени Кау»
- 1978 — «Коралловые сады»
- 1987 — «Моя Африка»
- 1987 — «Мемуары»
- 1990 — «Чудо под водой»
24smi.org
Рифеншталь Википедия
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Leni Riefenstahl | |
Имя при рождении | Хелена Берта Амалия Рифеншталь |
Дата рождения | 22 августа 1902(1902-08-22) |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | 8 сентября 2003(2003-09-08) (101 год) |
Место смерти | Пёккинг, Бавария, Германия |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, актриса |
Карьера | 1926—2003 |
IMDb | ID 0726166 |
leni-riefenstahl.de | |
Медиафайлы на Викискладе |
Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.
Рифеншталь работала в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «
ru-wiki.ru
Рифеншталь Лени Википедия
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Leni Riefenstahl | |
Имя при рождении | Хелена Берта Амалия Рифеншталь |
Дата рождения | 22 августа 1902(1902-08-22) |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | 8 сентября 2003(2003-09-08) (101 год) |
Место смерти | Пёккинг, Бавария, Германия |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, актриса |
Карьера | 1926—2003 |
IMDb | ID 0726166 |
leni-riefenstahl.de | |
Медиафайлы на Викискладе |
Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.
Рифеншталь работала в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «
ru-wiki.ru