Штатив это – Значение слова ШТАТИВ. Что такое ШТАТИВ?

Содержание

Как выбрать штатив (Трипод)? Особенности различных типов штативов.

Ну почему рынок штативов настолько полон различными вариантами, и это при том, что все они выглядят почти одинаково и предназначены для одной и той же цели? Почему они такие разные? Почему одни дорогие? Почему другие сравнительно дешевые? Это потому что некоторые из них удерживают камеру более устойчиво, чем другие?

В этой статье мы будем подчеркивать использование штатива для фотографии. Могут быть упоминания о функциях для видео, поскольку у них схожая функциональность. Но штативы для видео съемки, могут значительно отличатся по функционалу от штативов для фотосъемки.

Терминология

Штатив — переносная опора, используемая для фиксации различных устройств. Как правило, это могут быть фотоаппараты, видеокамеры, переносные телескопы. Также могут использоваться в военной технике.

Существуют различные термины этого слова: штатив, трипод, тренога, монопод. Трипод и тренога, означают одно и тоже — штатив с тремя ножками, которые позволяют зафиксировать камеру неподвижно.

Монопод

, это штатив с одной ногой. Понятно, что самостоятельно он использоваться не может. Однако, монопод значительно легче быстро перебрасывать с места на место, при этом, хоть он и не обладает абсолютной неподвижностью, но тем не менее, оператор, с его помощью, может сделать достаточно неподвижные кадры.

Основная цель штатива — удерживать камеру полностью неподвижной, без движения и вибраций; однако, штатив это совсем не простой фото аксессуар. И, хотя все штативы, в общем-то, состоят из одних частей: три ноги, часть, где прикрепляется камера и т.д., но существует множество брендов, стилей и вариаций. Некоторые различия сосредоточены на личных предпочтениях, таких как цвет; другие более ориентированы на конкретные цели.

 

Части штатива (трипода)

Почти все штативы, можно разбить на отдельные, основные компоненты. На приведенном ниже рисунке мы обозначили разные части штатива. Почти каждая деталь поставляется в разных формах, размерах и материалах. Все части выполняют в основном одну и ту же работу, и общая цель штатива — стабильность вашей камеры.

Давайте поближе рассмотрим каждый компонент, сверху донизу,с головы до ног, и обсудим возможные различия между различными типами частей  штативов.

Головка

Существует несколько основных типов головок для штативов. Основная цель головки штатива; обеспечить крепеж камеры к штативу, позволить перемесить камеру в нужном для съемки направлении и затем, во время съемки, удерживать камеру в зафиксированном положении. Ниже следует краткое изложение различных вариантов головки трипода.

3D головка.

Наиболее традиционным типом устанавливаемой на штатив головки,  является 3D головка. Она отличается наличием трех рычагов для управления, исходящими от тела головки. Эти рычаги используются для регулировки положения головки на одной оси по вертикали, горизонтали и для панорамирования. Движение головы по каждой из осей осуществляется путем «ослабления» одного из плеч с помощью раскручивания, изменения положения головки и последующего затягивания рычага.

 

Преимуществами 3D головки являются: точные движения вокруг одной оси и простота использования. Недостатком является размер – из-за рычагов, эти головки, как правило, громоздкие. Это делает их несколько непривлекательными для путешествий.

3D головы обычно используются для пейзажной фотографии, для съемки натюрморта и макросъемки. Однако они могут быть использованы для всех видов съемки.

 

Шаровая головка

По сравнению с некоторыми другими типами головок, шаровая головка представляет собой относительно недавнее изобретение. Конструкция состоит из шарика, заключенного в корпус с зажимной ручкой. Когда ручка ослаблена, шар можно перемещать. Когда камера находится в нужном положении, ручка затягивается, а шарик (и камера) остаются неподвижными.

 

Есть также шаровые головки с вторичным и третичным управлением. У некоторых есть панели панорамирования с отдельной ручкой, чтобы зафиксировать голову на оси панорамирования. У других есть регулируемые регуляторы трения и органы управления, которые позволяют регулировать трение главной ручки для более точного управления.

Для позиционирования камеры на 90 градусов по горизонтали многие шаровые головки имеют один или несколько вырезов в корпусе, которые позволяют стержню шара поворачиваться и располагаться под прямым углом к ​​вертикали.

Преимуществами шаровой головки являются ее компактные размеры (по сравнению с трехсторонними головками) и простота использования. Простейшие шаровые головки имеют только одну регулировочную ручку для перемещения камеры почти под любым углом. Кроме того, из-за их простоты, репозиционирование головы часто бывает очень быстрым делом. Благодаря своей универсальности шаровая головка может использоваться для любого типа фотографического применения.

 

Головки с пистолетной рукояткой

Является вариацией шаровой головки. Здесь, вместо ручки, для фиксации положения, служит механизм с пружинкой. Чтобы переместить головку, вы сжимаете ручку. Как только камера или головка находятся в нужном положении, вы отпускаете захват, и головка штатива остается в этом положении.

 

Преимущества головки пистолетного захвата — простота использования, обеспечивая при этом очень быстрое перемещение головки. Недостатками, как правило, являются более низкая весовая способность этого вида. С акцентом на скорость репозиционирования головки пистолетных захватов, их предпочитают некоторые фотографы диких животных, и спортивные фотографы.

Geared Heads

Geared Heads представляет собой вариант 3D головы, но дополнительно оснащена регуляторами, которые позволяют сместить головку по каждой из осей, на точно заданное значение. Именно точность поворота и является главным преимуществом этого типа головки. Недостатками этих головок, по сравнению с другими стилями, являются вес, сложность и относительно низкая скорость репозиционирования.

 

Из-за точности, которой обладает Geared Heads, их предпочитают фотографы архитектуры, и те фотографы, которые нуждаются в особо точном позиционировании камеры.

 

Карданная головка (Gimbal Heads)

Карданная головка применяется исключительно камер, оснащенных большим и тяжелым объективом, как правило, телеобъективом. Из-за смещения центра тяжести камеры / линзы при использовании чрезвычайно больших объективов головка кардана прикрепляется к точке крепления штатива объектива, а не к камере. Она предназначена для быстрого перемещения объектива для отслеживания быстродвижущихся предметов. При правильной настройке камера будет оставаться устойчивой, даже если фотограф не может удержаться.

Карданные головки большие и тяжелые, но необходимы для определенного типа длинно — фокусной фотографии. Кроме того, для конкретных объективов необходимы специализированные монтажные пластины. Из-за этого дизайна и систем, с которыми он рассчитан на работу, головка кардана является вездесущей в мире дикой природы и спортивной фотографии, но не очень полезна для других целей общего изображения.

Совет: головка — это место, где штатив становится наиболее специализированным. Внимательно учитывайте ваши фотографические потребности, а также мобильность. Многоцелевая шаровая головка — самая универсальная головка штатива. Когда вы сомневаетесь, выберите шаровую головку!

Шасси (или Паук)

Это та часть штатива, где соединяются ноги. Шасси формирует платформу для установки головки или служит для окружения центральной стойки штатива. Некоторые шасси, которые позволяют прямое крепление головки штатива, имеют взаимозаменяемые центральные пластины, которые позволяют добавлять дополнительную центральную колонну или другие типы монтажных систем. Шасси обычно изготавливают из какого-то металлического сплава. Максимальная устойчивость достигается при использовании штатива, который не имеет телескопической центральной колонны.

Многоугольные ножные замки

Большинство ножек штатива состоят из нескольких частей. Это означает, что вы можете регулировать длину ножек, чтобы можно было использовать штатив на разных высотах или в неудобных местах, где одна нога или две ноги не могут  быть под тем же углом, что и другие. Некоторые шасси позволяют ногам достигать почти горизонтального положения, а некоторые, позволяют ногам переворачиваться для более компактного хранения.

Защелки для ног предназначены для удержания ног под заданным углом и входят в конструкции всех типов. У некоторых есть выдвижные язычки, которые открывают угол ноги, другие — ползунки, некоторые имеют ручки трения, а некоторые имеют пружинные механизмы.

Совет по закупкам: Замки для ног входят во все формы и размеры, и они печально известны тем, что они зажимают неосторожные пальцы или руки. Обратите пристальное внимание на дизайн замков и посмотрите, работают ли они для ваших нужд — и будьте осторожны, чтобы не зацепиться!

 

Центральная колонна

Центральная колонна штатива устанавливается либо на шасси, либо с возможностью скольжения по шасси, с тем, чтобы увеличить высоту штатива даже больше, чем это позволяет сделать высота ножек. Многие центральные столбцы переворачиваются, чтобы вы могли смонтировать камеру под шасси штатива для макросъемки или других снимков с низкой высотой камеры.

Большинство центральных колонн имеют фрикционный воротник, который удерживает их на месте до тех пор, пока они не будут вызваны. У некоторых есть система редуктора, с помощью которой вы можете проворачивать рычаг, чтобы поднимать и опускать колонну. Кривошипные системы обычно ставятся на более тяжелых студийных штативах, потому что они добавляют значительный вес к штативу.

Часто в нижней части центральной колонны находится крючок. Это позволяет добавлять стабилизирующий вес к штативу в виде дополнительного веса.

 

Совет. Общее правило заключается в том, что вы не должны поднимать центральную колонну без крайней необходимости, поскольку при увеличении высоты происходит потеря стабильности и увеличение возможных колебаний. Это особенно верно для колон, состоящих из нескольких секций.

Боковые стойки.

Другой разновидностью центральной стойки, является боковая стойка, которая размещается горизонтально, и позволяет одновременно размещать несколько аксессуаров (фотоаппарат, и отдельно вспышка). Это полезно для съемки на столе, макросъемки и для многого другого.

Есть также дополнительные боковые стойки, которые могут быть добавлены к штативу или голове, когда это необходимо.

Примечание. При использовании боковых стоек обратите внимание на центр тяжести вашего снаряжения и знайте, что большинство штативов предназначены для работы параллельно с гравитацией. При работе на боковом рычаге все опоры будут перпендикулярны гравитации, и стабильность может быть уменьшена.

 

Ноги

У всех штативов триподов есть ноги. Три и это факт. Но есть вариации в том, какой они конструкции и как они работают.

Секции

За исключением односекционных ножек штатива, большинство ножек штатива телескопируются и складываются для регулировки высоты и транспортировки. Чем больше секций у ног, тем короче они могут быть убраны. Тем не менее чем больше у вас секций, тем меньшей стабильности вы достигнете.

Совет по съемке: если возможно, избегайте удлинения самой маленькой части штатива до упора. Оставляя нижнюю часть частично втянутой, это добавит штативу общую устойчивость.

Материал

Для изготовления ног к современным штативам, существуют три основных материала *: алюминий, угле волокно и дерево. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

 

Материал Достоинства Недостатки
Дерево
  • Поглощает вибрацию
  • Экологичный
  • Термостойкий
  • Долговечный
  • Коррозионностойкий
  • Большой вес
  • Не сворачивается до компактного размера
Алюминий
  • Хорошее соотношение прочности к весу
  • Долговечный
  • Низкая стоимость
  • Холодный на ощупь, когда холодно снаружи
  • Горячий на ощупь, когда снаружи жарко
  • Подвержен коррозии
Углеволокно
  • Хорошо поглощает вибрацию
  • Отличное соотношение прочности и веса
  • Термостойкий
  • Долговечный
  • Коррозионностойкий
  • Дорогой
  • Не столь прочный

* Доступны и другие материалы: от обычного пластика до сверхпрочной стали, но большая тройка указана в таблице выше.

Для борьбы с тепловыми свойствами и обеспечения более комфортного ощущения при переноске многие ножки штатива имеют защитные приспособления для ног, которые можно приобрести в качестве дополнительных аксессуаров для штатива.

Замки для ног

Многосекционные ножки штатива будут иметь какой-то механизм блокировки, чтобы зафиксировать необходимую длину ног. Двумя наиболее распространенными типами ножных замков являются блокировка флип и поворотный замок.

Флип-замок — это рычаг, который затягивается вокруг следующей меньшей части ножки штатива. Как только ноги будут убраны, или по желанию, вы переверните замок в закрытое положение, и ноги останутся в этом положении.

Поворотный замок обеспечивает фиксацию, поворачивая замок примерно на четверть оборота. Раскрутите, чтобы ослабить замок, вытяните на нужную длину ноги, затем закрутите замок, чтобы зафиксировать длину.

Тип замка также может определять форму секций ножек. Ножки с поворотным замком, неизбежно будут круглыми, в то время как ножки с флип замком, могут быть треугольными или иметь другую форму, позволяющую устанавливать блокировочные замки.

Наконечник ноги

В конце каждой ноги есть наконечник. В зависимости от штатива, наконечник может быть простым, прорезиненным. Или, нога может иметь убирающийся шип под резиновой подушкой. Некоторые штативы имеют взаимозаменяемые наконечники, поэтому фотограф может заменять тип наконечника, в зависимости от местности.

Что еще нужно знать?

Теперь, когда мы подробно рассмотрели компоненты штатива, давайте обсудим некоторые другие важные темы.

Грузоподъемность

Грузоподъемность крайне важна для решения о покупке штатива, но это часто запутанная тема.

Грузоподъемность указывается на ногах и головках штатива. Устойчивость штатива будет обеспечена при значении полезного груза, меньшем, чем наименьшее значение грузоподъемности головки или ног. Например, если у вас есть штатив с грузоподъемностью головки в 18 килограмм  и ножки штатива грузоподъемностью 9 килограмм, то эффективная грузоподъемность вашего штатива составит 9 килограмм.

Это правило применяется в тех случаях, когда голова имеет более высокую грузоподъемность, чем ножки (редко, но, безусловно, возможно). Грузоподъемность не указывает на прочность на разрыв компонента и не указывает на то, что штатив рухнет.

Эта спецификация показывает, при каком весе, стабильность штатива будет нарушена. Поэтому, если на штатив грузоподъемностью в 9 килограмм, поставить нагрузку в 10 килограмм, то это не приведет к порче самого штатива. Тем не менее, стабильность вашей 10 килограммовой камеры нарушится, а это означает, что штатив не сможет удержать камеру настолько устойчиво, насколько хотелось бы.

Например, те, кто перегружал шаровую головку, возможно, видели очень медленное и легкое движение в головке, даже когда сжимали ручку затяжки так сильно, как могли. Да, вы можете сломать штатив с чрезмерным весом, но качественный штатив должен иметь возможность поддерживать вес намного больше, чем любое обычное фотографическое оборудование без сбоев.

Обычным консервативным правилом является использование штатива и головки, которые имеют, по меньшей мере в два-три раза большую грузоподъемность вашей самой тяжелой комбинации камеры / объектива (не забудьте такие аксессуары, как вспышка или микрофон).

Высота

Штативы бывают разной высоты. Одна вещь, которая сильно раздражает, — это настроить камеру на штатив и потратить минуты, наклонившись в талии, просматривая видоискатель. Примените математику и добавьте высоту ног и высоту головки, чтобы узнать, на какой высоте будет видоискатель.

Какова теперь высота? Если видоискатель будет выше ваших глаз, отлично! Все, что вам нужно сделать, — это не удлинить самые нижние секции ног, и все готово. Если общая высота штатива будет небольшой, то готовьтесь постоянно наклоняться, чтобы посмотреть в видоискатель.

Быстросъемные пластины

В прежние дни, фотографы должны были закручивать свои камеры на стандартный винт штатива 1/4 «-20 в верхней части головки. Это занимало много времени и было не удобно, когда фотографы меняли место съемки. Быстросъемные пластины были изобретены, чтобы значительно ускорить этот процесс. Пластина крепится к камере, а затем быстро вставляется в головку штатива.

Некоторые производители имеют запатентованные пластинчатые конструкции, и вам нужно будет обратить внимание на совместимость при смешивании и сопоставлении брендов. Плата, совместимая с Arca, вероятно, является самой универсальной из множества, и многие бренды предлагают совместимые системы.

Индикатор уровня наклона

Для тех, кто делает архитектурную фотографию или просто пытается сохранить горизонт, пузырьковый индикатор уровня — отличный инструмент, который вам нужен, а его наличие на штативе позволяет вам не носить с собой отдельный аксессуар. Обычно головки имеют либо один или несколько уровней глаза, либо два стандартных уровня — по одному для каждой оси.

Сумки и ремни

Штатив и головка штатива — это инструменты, и они должны использоваться как таковые. Чем больше они используются, тем больше царапин, трещин и вмятин на них будет появляться. Но вы можете защитить свой штатив и помочь продлить его жизнь (или, по крайней мере, его свежий вид), транспортируя его в защитной сумке. Некоторые компании продают свои штативы в комплекте с сумкой. А бывает и раздельно. Многие из сумок, имеют специальные крепления для ремней.

Настольные штативы

Поджанром штатива является мини или настольные штативы . Эти миниатюрные штативы могут поддерживать достаточное количество веса и постоянно находится в сумке для камеры до тех пор, пока вы не решите обзавестись с полноразмерным штативом рядом с вами.

Это все о стабильности … и компромиссах

Работа штатива — стабилизация камеры и объектива. Просто, не так ли? Мы упомянули о вибрации и стабильности в статье. Откуда возникает вибрация? Вы можете представить себе совершенно неподвижный штатив и камеру, но теперь представьте ветер, дующий через ваше снаряжение, или метро, ​​грохочущее под улицей.

Или, если две или более ноги треноги в расположены в бегущем потоке воды или в прибое на пляже. Возникает вибрация, и цель штатива — обеспечить стабильность и поглотить эти вибрации, чтобы они не были переданы на камеру.

Итак, какой тип штатива вы покупаете? Выбор штатива становится сложным, когда мы понимаем, что мы должны носить с собой штатив с собой в отдаленном месте или упаковать его в нашу ручную кладь! Большие штативы имеют большую стабильность, но они тяжелее. Маленькие штативы меньше весят, имеют меньший объем, тем самым, более легки для переноски, но имеют меньшую стабильность.

Четырехсекционные штативы могут занимать меньший объем, чем трехсекционные штативов, но они немного менее стабильны. Ножки штатива без центральной колонны более устойчивы, чем стойки с центральной колонкой, но менее универсальны.

Внезапно решение о покупке штатива становится предметом компромисса.

О том, как вы выбирали штатив, делитесь в комментариях.

Автор: Todd Vorenkamp

Источник: bhphotovideo.com

Похожие записи:

www.provideomontaj.ru

Устройство и применение штатива. Как выбрать штатив?

Фотоаппарат — это творческий инструмент с широчайшими возможностями. Однако во многих случаях его потенциал получится раскрыть только при использовании штатива. Длинные выдержки, ночная съёмка, создание тайм-лэпсов — для всего этого будет необходима жёсткая фиксация камеры. В этой статье мы поговорим о штативах: их устройстве и способах применения.

Зачем нужен штатив? Творческие приёмы, которые вы никогда не выполните без штатива

Штатив необходим для надёжной фиксации фотокамеры. Его применение позволяет получить резкие кадры. Чаще всего фиксация камеры необходима при съёмке на длительных выдержках. Когда фотограф держит камеру в руках, она, так или иначе, немного колеблется. С рук в нормальных условиях можно фотографировать при выдержках короче 1/60–1/30 с. Но часто необходимо использовать выдержки длиннее. Бывают случаи, когда съёмка ведётся на выдержках в несколько секунд или даже минут. Однако применение штатива не ограничивается съёмками на длинных выдержках. Давайте разберём подробнее, в каких ситуациях необходима фиксация камеры.

  • Пейзажная фотосъёмка. Пейзажи снимаются при естественном, порой очень скудном, освещении. Как правило, диафрагма при съёмке пейзажа закрыта для получения нужной глубины резкости, а ISO устанавливается минимальным, чтобы не портить качество снимка шумами. Стало быть, выдержки для съёмки пейзажа часто будут требоваться весьма длинные.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 с, 22.0 мм экв.
  • Ночная съёмка. Будь то ночная съёмка в городе или съёмка звёздного неба за городом, фотографировать мы будем на длительных выдержках, поэтому штатив будет незаменимым помощником. Исключение составит портретная или репортажная съёмка в ночном городе — штатив там необязателен просто потому, что при съёмке человека всё равно придётся выдержку укорачивать, иначе он смажется от собственных движений.
  • Размытие движения. Подчас фотографы специально удлиняют выдержку до нескольких десятков секунд для красивого размытия движущихся элементов снимка: воды, плывущих по небу облаков, «следов» от автомобильных фар, звёзд на небе и прочих движущихся объектов. Так фотограф может лучше передать динамику в кадре. Чаще всего этот приём применяется в пейзажной фотографии, но его с тем же успехом можно использовать и в других жанрах, даже в портретной фотографии.

Вода в горном ручье размыта благодаря выдержке в 5 секунд

  • Предметная съёмка с постоянным светом. Фотографируя предметы в помещении, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и при пейзажной съёмке. Постоянное освещение, будь то комнатная люстра или специальный софит, не очень интенсивное, снимать часто требуется на закрытой диафрагме, при этом мы стремимся к тому, чтобы не повышать ISO. Эти же принципы справедливы и для съёмки предметов в технике световой кисти — для данного метода съёмки длинная выдержка необходима. Для качественной съёмки предметов с постоянным светом камеру фиксируют на штативе.

Натюрморт, сделанный с использованием световой кисти. Выдержка — 100 с. Без штатива тут никак не обойтись.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 100 с, 85.0 мм экв.
  • Обеспечение постоянства ракурсов съёмки. Иногда штативом пользуются не для фиксации камеры на длинных выдержках, а для обеспечения постоянства ракурса съёмки, например, в предметной фотографии. Ведь часто фотографу требуется снять множество предметов (например, для каталога) с одного и того же ракурса. Также это актуально в салонах, где делают фотографии на документы. Фотокамера там, как правило, стоит на штативе и уже настроена для получения необходимых результатов.

  • Съёмка с применением супертелеобъективов. Чем больше фокусное расстояние вашего объектива, тем сложнее им снимать с рук. Картинка в видоискателе при увеличении фокусного расстояния будет дрожать всё сильнее. Если со штатными объективами мы можем фотографировать с рук на выдержке около 1/60 с, то при съёмке на телеобъектив на таких выдержках картинка у нас получится почти наверняка смазанной. Что уж говорить о супертелеобъективах, ведь их фокусное расстояние может быть значительно больше 300 мм. Конечно, немного спасает ситуацию наличие в телеобъективе оптической стабилизации (у Nikon она называется «VR» — Vibration Reduction). Однако фотографы, снимающие супертелеобъективами, часто ставят фотоаппарат (точнее, объектив с прикреплённым к нему фотоаппаратом) на штатив, дабы свести к минимуму вибрацию оборудования. К тому же, телеобъективы могут быть очень тяжёлыми, так что длительные съёмки с рук с ними просто невозможны.

Супертелеобъектив Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR. Его вес составляет 5060 грамм.

  • Съёмка тайм-лэпсов. Тайм-лэпс — это короткий видеоролик, составленный из снятых с определённым временным промежутком фотографий. Такой ролик демонстрирует развитие того или иного сюжета в ускоренном времени. Чтобы сделать тайм-лэпс, необходимо снять все кадры строго с одной точки, с одного ракурса. Следовательно, для такой съёмки штатив обязателен.
  • Съёмка видео. Штативом почти всегда пользуются при видеосъёмке, чтобы картинка на видео не «тряслась». Сегодня в видеосъёмке используются и другие системы стабилизации начиная с оптической стабилизации в объективах и заканчивая специальными ригами, моноподами и пр. Однако штатив по-прежнему очень часто используется при съёмке видео.

… Наверняка внимательный читатель сможет предложить и другие варианты применения штатива. Напишите о них в комментариях к этой статье!

Когда штатив не нужен?

Штатив будет лишним тогда, когда съёмка ведётся на коротких выдержках с быстрой сменой ракурсов. Например, портрет не получится снимать на длинных выдержках просто потому, что ваш герой смажется от собственных движений, даже если вы аппарат зафиксируете. В репортажной и свадебной фотосъёмке штатив тоже будет помехой и обузой.

Устройство штатива

Сразу отметим, что существует множество конструкций и видов штативов. Однако мы рассмотрим наиболее удобный, классический вариант штатива.

Штативные ноги — это почти всегда тренога (очень редко встречаются четырёхногие штативы), которая позволяет штативу удерживать равновесие, держать фотокамеру на определённой высоте. Обычно ноги штатива имеют складную телескопическую конструкцию. Количество секций штативных ног варьируется от 2 до 5. Как правило, чем больше секций, тем компактнее штатив, но тем менее жёсткую фиксацию камеры он обеспечивает. Секции штатива фиксируются в разложенном виде с помощью резьбовых (цанговых) фиксаторов или эксцентриковых зажимов. Резьбовые (цанговые) фиксаторы довольно надёжны, но работа с ними не столь оперативна, как с эксцентриковыми зажимами. Однако пластиковые эксцентриковые зажимы могут лопнуть на морозе. Кроме того, на холоде они могут перестать надёжно фиксировать ноги и потребовать повторной настройки. Иногда на верхней секции ног есть накладка из пористого материала-утеплителя — она нужна для комфорта работы со штативом в мороз.

Резьбовые (цанговые) фиксаторы ног штатива

Эксцентриковые зажимы

Накладка из утеплителя на штативной ноге служит для комфорта фотографа при съёмке в мороз. Браться за неё руками не так холодно, как за металлические части.

Крестовина — это узел, на котором закреплены ноги и центральная колонна. От качества крестовины во многом зависит то, насколько жёстко штатив будет фиксировать аппаратуру. Поэтому штативы с пластиковой крестовиной будут не лучшим выбором, тогда как металлические крестовины обычно надёжны. К центральной колонне крепится штативная головка. Благодаря ей удобно корректировать высоту съёмки, выдвигая её вверх или опуская. Отметим, что в некоторых моделях штативов центральная колонна отсутствует, а для более жёсткой фиксации штативная головка крепится напрямую к крестовине. Штативная головка — очень важный и сложный узел в современном штативе. Она используется для точной настройки ракурса съёмки. Штативные головки бывают разных видов:

  • Шаровые головки имеют в своей конструкции шаровой механизм, позволяющий одним движением руки менять положение фотокамеры во всех плоскостях. Такие головки оптимизируют работу с камерой и довольно компактны. В продвинутых моделях шаровых головок представлена функция регулировки камеры по горизонтали, а также фрикционный механизм, позволяющий «зажать» камеру таким образом, чтобы её в любой момент можно было подвинуть рукой, не откручивая никаких зажимов. На штативах продвинутого уровня шаровые головки можно встретить чаще других.
  • Трёхпозиционные (3D) головки снабжены ручками-зажимами, каждая из которых регулирует головку в той или иной плоскости. Такие головки, как правило, проще и дешевле. Однако регулировать ракурс съёмки на них сложнее и дольше, чем на шаровой головке. Трёхпозиционные головки можно часто встретить на бюджетных моделях штативов.

Шаровая головка

Помимо двух основных видов штативных головок, существует множество других специализированных или просто экзотических вариантов. К примеру, панорамные головки облегчают склейку панорам, макроголовки позволяют очень точно выверять ракурс съёмки. Существуют специальные головки для видеосъёмки, не позволяющие делать вертикальные кадры, однако более удобные при работе с видео за счёт плавного перемещения камеры.

На штативной головке, как правило, имеется быстросъёмная штативная площадка. Она прикручивается к фотокамере и позволяет одним движением зафиксировать аппарат на штативе и так же быстро его снять. Штативные площадки могут быть разных стандартов и размеров: разные производители создают свои уникальные штативные площадки. Впрочем, существует стандарт Arca-Swiss, которого некоторые производители стараются придерживаться. Стандартизация обеспечивает более широкий выбор аксессуаров для различных моделей штативных площадок.

Штативные площадки различных видов. В середине — площадка стандарта Arca-Swiss.

Сегодня получили распространение штативные площадки особой формы — так называемые L-plate. Они имеют Г-образную форму. Их использование значительно облегчает съёмку вертикальных кадров со штатива. Они совместимы со стандартом Arca-Swiss. Кроме того, облегая весь низ и левый бок камеры, они обеспечивают фотоаппарату определённую степень защиты от ударов. Бывают и универсальные модели L-plate, однако чаще они выпускаются отдельно под каждую модель фотокамер с учётом конструктивных особенностей.

L-plate для фотокамеры Nikon D810

Nikon D810 с присоединённой L-plate

Обратите внимание, что большинство серьёзных штативов имеют модульную конструкцию: их ноги с крестовиной и центральной штангой продаются отдельно, а головки — отдельно. На любые ноги можно установить любую головку. Это правило не распространяется только на самые экзотические модели штативов. Бюджетные же модели штативов имеют неразборную конструкцию. Следовательно, если на недорогом штативе вышли из строя ноги или головка, то его придётся просто выбросить. В разборном штативе можно обойтись лишь заменой одной детали.

Помимо штативов классической компоновки существует множество других вариантов. Однако они носят узкоспециализированный или даже сувенирный характер. Например, бывают карманные штативы, имеющие очень малую высоту, штативы с гибкими ногами, штативы на базе струбцины, которую можно на что-нибудь прикрутить, штативы на базе лыжных (треккинговых) палок и пр.

Чем заменить штатив?

Часто бывает, что хочется сделать снимок на длинной выдержке в темноте, а штатива нет, как и нет желания или возможности его приобрести. Творческая мысль скупого фотолюбителя нашла множество бытовых заменителей штатива. Рассмотрим некоторые из них.

  • Используем местность. Камеру всегда можно поставить на бордюр, ступени, перила. Почти всегда можно найти подобную опору для аппарата буквально под ногами. Однако не факт, что камера на этой опоре будет надёжно лежать и не упадёт. К тому же, такие опоры не всегда «дотягиваются» туда, где находится самая выгодная точка съёмки. Так что придётся смириться с не самым выгодным ракурсом съёмки и заваленным горизонтом.
  • Используем предметы быта. Стол, стул, стопка книг, перевёрнутый тазик — всё это может стать мобильной опорой для камеры. А стремянка — это уже почти настоящий штатив. Ставя предметы один на другой и подкладывая что-нибудь мелкое под камеру, мы сможем выбрать нужную высоту и ракурс съёмки.
  • Мешочек с крупой. Этот метод позаимствован у стрелков. Тканевый мешочек, плотно набитый крупой, удобен тем, что принимает форму предмета, который был на него установлен, и может этот предмет фиксировать. Таким образом, поставив камеру на мешочек с крупой, будет удобнее выбирать ракурс съёмки.

Попробовав все эти способы на практике, легко убедиться в том, что ни один из них не обеспечит жёсткой и надёжной фиксации аппарата. А многие из них вообще чреваты падением камеры. Итог применения этих способов обычно один — кадры смазаны, нервы потрачены, горизонт завален. Впрочем, это всё же лучше, чем ничего.

Характеристики штатива. Как выбрать подходящий штатив?

Итак, мы убедились, что бытовые и кустарные приспособления не заменят штатив. Пришло время подумать о выборе настоящего штатива. Они различаются по нескольким основным характеристикам.

  • Максимальная грузоподъёмность. От грузоподъёмности зависит, насколько надёжно штатив будет держать камеру. Максимальная грузоподъёмность всегда указана в технических характеристиках штатива. Обратите внимание, что характеристика грузоподъёмности есть и у ног штатива, и у его головки. Если вы покупаете их отдельно, убедитесь, что ноги и головка имеют одинаковую грузоподъёмность, иначе комплект будет несбалансированным. Производитель в этой характеристике указывает тот вес, под которым штатив просто не должен сломаться, и о качестве фиксации речь не идёт. Поэтому для надёжной и качественной работы стоит выбирать модель, чья максимальная грузоподъёмность в несколько раз больше, чем вес вашего аппарата с объективом. Не поленитесь и взвесьте свою фотокамеру с объективом на весах, а потом уже выбирайте штатив.

Комплект Nikon D750 + Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor имеет вес 2200 грамм. Для такого оборудования лучше использовать штатив с заявленной грузоподъёмностью более 10 кг. При этом для работы с телеобъективом особенно важно качество штативной головки, чтобы она надёжно держала объектив.

  • Максимальная и минимальная высота съёмки. Здесь не стоит гнаться за максимальной доступной высотой съёмки. Если вы не собираетесь пользоваться при съёмке стремянкой, лучше всего выбрать такой штатив, чтобы камера, будучи установленной на него, была на уровне ваших глаз. В этой характеристике, как правило, не учитывается то, что головка штатива и сама камера тоже будут иметь какую-то высоту, обычно учитывается лишь высота ног. Чтобы фотокамера оказалась на уровне глаз, верхняя часть штатива должна находиться на уровне вашей груди. Минимальная высота съёмки будет важна тем, кто любит снимать с нижних точек. Это особенно актуально для пейзажистов, ищущих интересные передние планы для своих кадров. И конечно, это важно для макросъёмки в полевых условиях. У продвинутых моделей штативов минимальная высота съёмки может составлять всего несколько сантиметров.

Низкая точка съёмки позволит взять необычные ракурсы

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 30 с, 18.0 мм экв.
  • Вес штатива — краеугольный камень, о который бьются все фотографы, выбирая штатив. Ведь никому не хочется носить с собой лишние килограммы, при этом все хотят иметь максимально надёжный штатив. Вес штативов в среднем колеблется в пределах 0,5–5 кг. Чем больше вес, тем надёжнее, жёстче и грузоподъёмнее будет штатив. Безусловно, тяжёлые штативы менее компактны, их сложнее транспортировать. Но чем меньше вес штатива, тем более хлипким он окажется. Поэтому фотографам приходится идти на компромиссы. Минимальный вес штатива, способного выдержать любительскую зеркальную камеру — чуть более 1 кг. Чем больше вес вашего оборудования, тем тяжелее штатив вам понадобится.
  • Материал, из которого изготовлен штатив. Современные штативы, если не брать в расчёт сувенирную продукцию и подделки, изготавливаются либо из алюминиевых сплавов, либо из углепластика (карбона). Карбоновые штативы намного дороже алюминиевых и имеют незначительно меньший вес. Обычно карбоновые штативы легче своих алюминиевых аналогов на 100–300 граммов. При этом карбон — материал довольно нежный, боящийся ударов, сильных нагрузок и морозов.

Как выбрать штатив для фотоаппарата? Практические советы

Главным критерием в выборе штатива будет то, как вы его собираетесь применять. Вы покупаете штатив для домашнего или студийного использования? Планируете перевозить штатив исключительно на авто? Тогда для вас вес штатива не имеет значения. Вы можете выбрать недорогой, тяжёлый, но надёжный алюминиевый штатив с высокой грузоподъёмностью.

Для использования длиннофокусной оптики штатив должен быть особенно надёжным. Для телеобъективов выбирайте штатив с повышенной грузоподъёмностью и качественной, надёжной головкой.

Вы покупаете штатив для путешествий? Тогда вес штатива для вас крайне важен. Как уже упоминалось, для любительской зеркалки с китовым объективом сегодня можно найти подходящие штативы весом чуть более 1 кг. Карбоновые штативы дороже, однако какого-то принципиального выигрыша в весе или качестве они не дадут.

«Настольный» штатив никогда не заменит полноценного штатива. Обычно настольные штативы носят характер подарочной продукции, не предназначенной для серьёзного использования. Маленький по высоте штатив будет очень сложно применять в большинстве ситуаций просто потому, что с ним вы не сможете выбрать подходящий ракурс для съёмки. На природе он будет утопать в траве, снегу или грязи вместе с камерой. Если вы хотите делать красивые снимки, то и силы на подъём полноценного штатива появятся. Иногда фотографы заносят штативы даже на вершину Эвереста.

Скупой платит дважды. Не гонитесь за дешевизной. Чудес не бывает, качественные материалы и соответствующее изготовление стоят определённых денег. Покупая дешёвый китайский штатив, готовьтесь к тому, что он не будет выполнять своих функций и, скорее всего, быстро сломается. Кроме того, у самых дешёвых штативов головка обычно изготовлена из пластика, поэтому она может сломаться под нагрузкой, и камера упадёт. Брать в путешествие такой штатив не следует, ведь он может сломаться где-то на полпути. Лучше всего выбирать продукцию хорошо зарекомендовавших себя брендов: Manfrotto, Sirui, Benro. Если есть финансовые возможности, можно рассмотреть штативы Gitzo, FLM.

Штатив как обувь: покупать через интернет опасно — вдруг не подойдёт. Лучше всего перед покупкой потрогать штатив руками. Достаточно ли он надёжен? Хорошо ли фиксирует фотоаппарат? Установив камеру на штатив, убедитесь в том, что штатив стоит жёстко, не шатаясь.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Использование штатива. Практические советы

  • Чтобы штатив хорошо выполнял функцию фиксации камеры, он должен быть надёжно и устойчиво установлен. Убедитесь, что ноги штатива расставлены достаточно широко, чтобы он не шатался на ветру. Обычно ноги штатива фиксируются будучи разложенными под нужным углом. У более продвинутых моделей ноги могут фиксироваться под разными углами. Ставьте штатив ровно. Так, чтобы его крестовина находилась в горизонтальном положении. Это обеспечит максимальную устойчивость и комфорт работы. Если штатив устанавливается на неровный грунт, одну ногу можно сделать длиннее, другую — короче, с учётом рельефа местности.
  • Если штатив побывал в грязи, песке или солёной воде, его нужно очистить от загрязнений. Следите за тем, чтобы песок не попадал в трубы штатива. Фиксаторы тоже должны содержаться в чистоте. Если не ухаживать за штативом, его составные части быстро расшатаются, и он придёт в негодность.
  • Всегда имейте при себе ключи-шестигранники для полевого ремонта штатива. Обычно необходимые ключи идут в комплекте со штативом.
  • Штативную площадку очень легко потерять, если не носить её на аппарате всё время. Плюс стандартных штативных площадок — приобрести новую взамен потерянной достаточно легко.
  • Классический совет: чтобы не трясти камеру на штативе в момент нажатия на кнопку спуска, включите на фотоаппарате автоспуск. Более выгодная альтернатива автоспуска — режим задержки экспозиции, присутствующий в старших моделях зеркалок Nikon (Nikon D7200, Nikon D750, Nikon D810). Даже при съёмке с автоспуском создаются вибрации от поднимающегося зеркала в фотокамере. В режиме задержки экспозиции сначала поднимается зеркало, затем таймер отсчитывает несколько секунд (время настраивает пользователь), а уже после этого тихонечко открывается затвор, без малейших вибраций камеры.

Настройка режима задержки экспозиции

  • Чтобы не трясти камеру в момент съёмки, не держитесь за аппарат или штатив руками! Если вы боитесь, что камера упадёт со штатива в момент съёмки, придерживайте её за ремешок.
  • При съёмке со штатива удобно пользоваться пультом дистанционного управления.
  • Выдвигайте центральную колонну в максимально высокое положение только в крайнем случае, ведь в таком положении камера будет не так надёжно зафиксирована. Используйте центральную колонну лишь тогда, когда хочется добиться максимальной высоты съёмки.
  • Не переносите штатив с прикреплённой к нему камерой. Вы рискуете уронить камеру со штатива или что-нибудь ею задеть.
  • Если вы не хотите преждевременной поломки штатива, не опирайтесь на него во время ходьбы.
  • Чтобы при съёмке в сильный ветер сделать штатив устойчивее, на него можно подвесить какие-то тяжести. Например, фотосумку. Для этого во многих моделях предусмотрен специальный крючок в нижней части центральной колонны.

prophotos.ru

ШТАТИВ - это... Что такое ШТАТИВ?

  • ШТАТИВ — (лат.). Подставка в астрономических инструментах и физических приборах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТАТИВ от лат. stativus, твердостоящий. Подставка в землемерных инструментах. Объяснение 25000 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • штатив — стойка, стеллаж, шасси, стенд, патрон, державка, обойма, тренога, подставка, треножник, струбцина, держатель Словарь русских синонимов. штатив сущ., кол во синонимов: 12 • германизм (176) • …   Словарь синонимов

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) ..1) приспособление, чаще всего в виде складной треноги или струбцины, для жесткой фиксации приборов фотографических, геодезических и др2)] Вертикальная стойка для установки лабораторной посуды и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТАТИВ — ШТАТИВ, а, муж. 1. Складное устройство (часто тренога) для установки каких н. аппаратов. Ш. фотоаппарата. 2. Подставка, стойка для каких н. приборов, лабораторной посуды. Ш. микроскопа. | прил. штативный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ШТАТИВ — подзорной трубы, подстава, подножье, ножка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Штатив — 1) вертикальная стойка, на к рой закрепляются приборы; 2) остов инструмента (напр., микроскопа), несущий функциональные части; 3) приспособление для размещения и хранения в вертикальном положении бактериол. и хим. пробирок. Состоит из 2… …   Словарь микробиологии

  • штатив — стойка панель рама — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы стойкапанельрама EN bay …   Справочник технического переводчика

  • ШТАТИВ — (1) переносное приспособление для установки и закрепления в определённом положении различных инструментов и приборов, напр. раздвижной треножник, на котором устанавливают геодезические инструменты, кино или фотоаппараты и т. п.; (2) вертикальная… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Штатив — В Викисловаре есть статья «штатив» Штатив (нем. Stativ) Штатив (треног …   Википедия

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) 1) переносное приспособление , обычно в виде складной треноги, для установки аппаратов фотогр. (см. рис.), геодезич. и др. 2) Вертик. стойка для установки лабораторной посуды и аппаратов. Штатив павильонных фотоустановок …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • dic.academic.ru

    Штатив (тренога) Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Штатив.

    Штати́в (нем. Stativ), трипод (от греч. τρί — три + πόδι — нога), тренога — передвижная опора для оптических приборов, осветительного оборудования и некоторых типов оружия, которая служит для точного наведения и удержания тяжёлых устройств. Наибольшее распространение получили в кинематографе, телевидении и фотографии. Также используются для установки теодолитов, зрительных труб и телескопов.

    Студийные телевизионные и киносъёмочные штативы колончатого типа называются Пьедестал[1]. Как правило, пьедесталы оснащаются гидравлическим подъёмником телескопического типа, а в некоторых случаях приводом для перемещения по полу студии[2]. Лёгкие телевизионные штативы могут дополнительно оснащаться съёмными обрезиненными колёсами[3].

    Назначение[ | ]

    Штативы предназначаются для точной фиксации оптических приборов и съёмочных камер относительно пола или другой поверхности[4]. Некоторые типы штативов предназначены для уменьшения отдачи вооружения или удержания тяжелого оборудования. Так, некоторые типы передвижных кинопроекторов (например, отечественный «КН-20») устанавливались на штатив в виде треноги. Треножник позволяет обеспечить наилучшую жёсткость при раскладной конструкции, удобной для транспортировки. Несмотря на многообразие конструкций, подавляющее большинство штативов обладают тремя опорами, обеспечивающими наилучшую устойчивость, однозначно определяя положение относительно плоскости. При этом опорами могут быть три отдельные «ноги» или три колеса стационарного штатива с плоским основанием типа пьедестал[Прим. 1]. При фотографировании использование штатива для установки камеры, прежде всего, позволяет осуществлять длительные выдержки, недоступные при съёмке с рук[5]. Кроме того, при использовании длиннофокусной оптики, особенно чувствительной к тряске, применение штатива позволяет повысить резкость снимков без дополнительной стабилизации, предотвращая последствия тремора в виде «шевеленки». Современные цифровые технологии панорамной фотографии в большинстве случаев требуют съёмки со штатива с точным перемещением фотоаппарата, обеспечивающим перекрытие соседних снимков по горизонтали и вертикали. Для этого существуют специальные конструкции панорамных штативных головок, поворачивающих камеру вокруг нодальной точки объектива. Это устраняет сдвиг оптической оси, неизбежный при обычном панорамировании. Некоторые киносъёмочные штативные головки также обеспечивают поворот камеры вокруг центра масс.

    При съёмке движущегося изображения кроме фиксации точки съёмки, штатив предотвращает неприемлемую на экране тряску и обеспечивает плавное панорамирование[Прим. 2]. Некоторые типы профессиональной киносъёмочной аппаратуры или телекамер обладают такой массой, что её использование возможно только на штативе, рассчитанном на тяжелую камеру. Соответствующий класс оборудования так и называется: штативная камера. Длительная съёмка даже аппаратом, пригодным для работы с рук, весьма утомительна и требует установки на штатив, обеспечивающий, кроме всего прочего, точное кадрирование. Специальные конструкции штативов используются для вакуумного крепления камер к гладким поверхностям, таким как капот и крыша автомобиля, стекло, кафель и т. д[6]. Для тех же целей может использоваться штатив типа струбцина, пригодн

    ru-wiki.ru

    Штатив - это... Что такое Штатив?

  • ШТАТИВ — (лат.). Подставка в астрономических инструментах и физических приборах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТАТИВ от лат. stativus, твердостоящий. Подставка в землемерных инструментах. Объяснение 25000 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • штатив — стойка, стеллаж, шасси, стенд, патрон, державка, обойма, тренога, подставка, треножник, струбцина, держатель Словарь русских синонимов. штатив сущ., кол во синонимов: 12 • германизм (176) • …   Словарь синонимов

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) ..1) приспособление, чаще всего в виде складной треноги или струбцины, для жесткой фиксации приборов фотографических, геодезических и др2)] Вертикальная стойка для установки лабораторной посуды и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТАТИВ — и статив, статива, муж. (нем. Stativ). Подставка для приборов (спец.). || Складной треножник для установки фотографического аппарата. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ШТАТИВ — ШТАТИВ, а, муж. 1. Складное устройство (часто тренога) для установки каких н. аппаратов. Ш. фотоаппарата. 2. Подставка, стойка для каких н. приборов, лабораторной посуды. Ш. микроскопа. | прил. штативный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ШТАТИВ — подзорной трубы, подстава, подножье, ножка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Штатив — 1) вертикальная стойка, на к рой закрепляются приборы; 2) остов инструмента (напр., микроскопа), несущий функциональные части; 3) приспособление для размещения и хранения в вертикальном положении бактериол. и хим. пробирок. Состоит из 2… …   Словарь микробиологии

  • штатив — стойка панель рама — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы стойкапанельрама EN bay …   Справочник технического переводчика

  • ШТАТИВ — (1) переносное приспособление для установки и закрепления в определённом положении различных инструментов и приборов, напр. раздвижной треножник, на котором устанавливают геодезические инструменты, кино или фотоаппараты и т. п.; (2) вертикальная… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Штатив — В Викисловаре есть статья «штатив» Штатив (нем. Stativ) Штатив (треног …   Википедия

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) 1) переносное приспособление , обычно в виде складной треноги, для установки аппаратов фотогр. (см. рис.), геодезич. и др. 2) Вертик. стойка для установки лабораторной посуды и аппаратов. Штатив павильонных фотоустановок …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • dic.academic.ru

    Как выбрать правильный штатив? 12 главных параметров.

    Прежде всего, необходимо понимать, что идеальных штативов не существует. Есть три основных характеристики — устойчивость, легкость и умеренная цена, но одновременно штатив может сочетать не более двух из них. То есть во всех случаях вы вынуждены будете идти на компромисс. Кстати, именно поэтому профессионалы обычно имеют несколько штативов на разные случаи.

    1. Материал

    Здесь мы выбираем между алюминием и углеволокном. Алюминиевые штативы дешевле, устойчивее и тяжелее. Карбоновые — существенно легче, обычно менее устойчивы и стоят дороже. Меньшая подверженность ветру у алюминиевых штативов как раз и определяется их большим весом. Зато карбон эффективнее поглощает вибрацию, а значит, лучше себя ведет с телевиками.

    Не менее важно то, насколько далеко и долго вам предстоит носить штатив на себе. Не переоценивайте свои силы.


    Manfrotto 055 carbon fibre 3-section tripod view

    2. Количество секций

    Варьируется от 2 до 5. Само собой, что чем больше секций, тем компактнее штатив в сложенном виде. Но стоит понимать: каждая дополнительная секция ухудшает его устойчивость. К тому же, штатив с большим количеством секций уступает в надежности. Но бывают случаи, когда важнее всего компактность.

    Manfrotto 117B Video/Movie tripod Inox Legs

    3. Диаметр ног

    Диаметр самой широкой части штатива — принципиально важен с точки зрения устойчивости. Чем больше диаметр, тем выше устойчивость. По неведомой причине этот параметр обходят стороной и продавцы, и покупатели. И напрасно.

    Manfrotto Digi Mini 4-Section Tripod with Quick Release plate

    4. Производитель

    Их, в общем-то, великое множество. В основном китайских. Но, дабы минимизировать ошибку при покупке, рекомендуется обращать внимание только на три — Gitzo, RRS и Manfrotto. Скорее всего, именно на последний, так как штативы Manfrotto наиболее известны и лучше всего представлены в магазинах. Хороший штатив не может стоить дешево: действительно качественные модели китайских производителей стоят ненамного дешевле упомянутой «большой тройки». Поэтому нет смысла рисковать, покупая дешевый штатив сомнительного качества.

    Manfrotto Super Professional Tripod Mk2

    5. Центральная колонна

    Если коротко, то центральная колонна удобна в ситуациях, когда прежде всего важна высота, а не устойчивость. Например, в студии. А вот когда важно, чтобы штатив был установлен надежно и крепко, например, при архитектурной или пейзажной съемке, центральная колонна будет просто-напросто мешать. И даже поворотная колонна не решит проблему, поскольку это лишний вес, а практической пользы для большинства любителей она не несет. Опять же, она будет мешать при попытке опустить камеру как можно ниже. Поэтому целесообразно рекомендовать в качестве единственного и универсального штатив без центральной колонны.

    Manfrotto MTT2-P02

    6. Высота штатива и съемки

    Это важные параметры, которые определяют диапазон работы в вертикальной плоскости. Высота непосредственно штатива важна в первую очередь для высоких людей и в тех случаях, когда вам, например, нужно снять портрет «глаза в глаза». В других ситуациях — это скорее лишний вес и проблемы при транспортировке. Кроме того, при наличии режима LiveView и поворотного дисплея не так уж и нужно непременно наклоняться к видоискателю. Со штатива как раз удобнее фокусироваться по дисплею.

    Manfrotto Triman Camera Trpod black without Head

    А вот минимальная высота критична при макросъемке или пейзажной фотографии. И, по сути, она определяется пределом раскрытия ног штатива (а также наличием той самой центральной колонны). Если планируется регулярно снимать пейзажи, то стоит убедиться в минимальном значении высоты съемки с конкретного штатива. К слову, если уж вы остановились на штативе с центральной колонной, то присмотритесь к моделям, допускающим ее поворот, ибо это прямо влияет на минимальную высоту кадра.

    Настольный штатив Manfrotto Table Top Tripod

    7. Диаметр основания для штативной головки

    Как правило, на этот параметр мало кто обращает внимание. Между тем, он может порядочно осложнить работу. Маленький диаметр основания (особенно если он меньше будущей штативной головки) плохо сказывается на устойчивости, а слишком большой может стать препятствием при повороте камеры на штативе на 90 градусов — камера просто упрется в основание. Так что основание и головку нужно выбирать одновременно и весьма вдумчиво.

    Manfrotto Neotec

    8. Размеры штатива в сложенном виде

    Малоприятно будет приобрести штатив и обнаружить, что в сложенном виде он не очень компактный, и с трудом помещается даже в крупный чемодан. Между тем, штатив в путешествии — вещь небесполезная, поэтому если вы планируете регулярно брать его с собой, то учтите размеры.

    Manfrotto M-Y Carbon Fibre Tripod

    9. Крюк для груза

    Им оснащены многие штативы, и это очень заметный плюс. Такой крюк не только позволяет повесить фотосумку вместо того, чтобы оставить ее лежать на земле, но и увеличивает устойчивость благодаря дополнительному весу. Так что при прочих равных условиях выбирайте модель с крюком. Пригодится.

    Manfrotto Pocket Support Small

    10. Наконечники ножек

    Они бывают разные: резиновые или стальные; шипы или площадки, а также комбинированные модели. Использование того или иного типа наконечников определяется условиями съемки: втыкать шипы в паркет не очень принято, а резиновые площадки будут менее устойчивы на мягком грунте. В общем, для мягких покрытий лучше шипы, а для твердых — резиновые наконечники.

    11. Замок на ногах штатива

    Замок не очень существенно влияет на качество съемки, зато весьма значим для вашего удобства. Есть три типа замков.

    1. Замок-защелка — примитивно, зато быстро и удобно раскладывать и собирать штатив. Правда, защелки еще и не очень надежно зажимают ноги штатива. В целом, не лучший вариант, несмотря на максимальное удобство.

    2. Кольцевой замок — не имеет выступающих частей, так что весьма удобен в транспортировке. Надежно зажимает ноги штатива. Но, увы, штатив с ним — самый неспешный в раскладывании.

    3. Барашковый замок — очень неудобен в транспортировке, так как он часто за что-то цепляется. Зато он считается самым надежным по степени зажима ног штатива.

    Manfrotto MPRO Carbon Fibre 3-Stage Video Tripod

    12. Уровневая площадка

    Очень приятная вещь. Ее назначение — принципиально ускорять установку камеры параллельно плоскости поверхности. Буквально одним движением. Это весьма полезно при пейзажной или архитектурной съемке. Вроде бы очевидная идея, а реализуется, к сожалению, не так часто. Впрочем, уровневую площадку можно докупить отдельно, так что если вы планируете активно снимать окружающий мир, то очень рекомендуем приобрести этот полезный дополнительный аксессуар.

    rosphoto.com

    ШТАТИВ - это... Что такое ШТАТИВ?

  • штатив — стойка, стеллаж, шасси, стенд, патрон, державка, обойма, тренога, подставка, треножник, струбцина, держатель Словарь русских синонимов. штатив сущ., кол во синонимов: 12 • германизм (176) • …   Словарь синонимов

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) ..1) приспособление, чаще всего в виде складной треноги или струбцины, для жесткой фиксации приборов фотографических, геодезических и др2)] Вертикальная стойка для установки лабораторной посуды и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТАТИВ — и статив, статива, муж. (нем. Stativ). Подставка для приборов (спец.). || Складной треножник для установки фотографического аппарата. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ШТАТИВ — ШТАТИВ, а, муж. 1. Складное устройство (часто тренога) для установки каких н. аппаратов. Ш. фотоаппарата. 2. Подставка, стойка для каких н. приборов, лабораторной посуды. Ш. микроскопа. | прил. штативный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ШТАТИВ — подзорной трубы, подстава, подножье, ножка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Штатив — 1) вертикальная стойка, на к рой закрепляются приборы; 2) остов инструмента (напр., микроскопа), несущий функциональные части; 3) приспособление для размещения и хранения в вертикальном положении бактериол. и хим. пробирок. Состоит из 2… …   Словарь микробиологии

  • штатив — стойка панель рама — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы стойкапанельрама EN bay …   Справочник технического переводчика

  • ШТАТИВ — (1) переносное приспособление для установки и закрепления в определённом положении различных инструментов и приборов, напр. раздвижной треножник, на котором устанавливают геодезические инструменты, кино или фотоаппараты и т. п.; (2) вертикальная… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Штатив — В Викисловаре есть статья «штатив» Штатив (нем. Stativ) Штатив (треног …   Википедия

  • ШТАТИВ — (нем. Stativ) 1) переносное приспособление , обычно в виде складной треноги, для установки аппаратов фотогр. (см. рис.), геодезич. и др. 2) Вертик. стойка для установки лабораторной посуды и аппаратов. Штатив павильонных фотоустановок …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • dic.academic.ru

    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о