Средства композиции в дизайне: 14. Основные средства композиции: симметрия, асимметрия.
14. Основные средства композиции: симметрия, асимметрия.
Основные средства композиции:
1) Контраст
2) Нюанс
3)Тождества
4) Симметрия
5) Асимметрия
6) Ритм
7) Модуль
8) Пропорциональность
9) Масштабность
Симметрия
Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии:
зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная.
Это симметрия, в которой элементы
композиции расположены на одинаковом
расстоянии от плоскости симметрии и
при наложении друг на друга их фигуры
совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура
зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)
Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии:
1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии.
2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)
Асимметрия
Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).
15. Основные средства композиции: ритм. Статический ритм, динамический ритм.
Наиболее значимые признаки формы для ритмизации.Основные средства композиции:
1) Контраст2) Нюанс
3)Тождества
4) Симметрия
5) Асимметрия
6) Ритм
7) Модуль
8) Пропорциональность
9) Масштабность
Ритм
Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм.
Состоит из элементов
повторяющихся через одинаковый интервал.
Ряды могут быть простыми и сложными.
1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом.
2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:
— Чередование на одинаковых интервалах.
— Чередование равных элементов с неравными интервалами
— Ряд с чередованием неравных элементов
Динамический ритм.
Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами)
или геометрической
(величина каждого последующего интервала
равна величине предыдущего умноженное
на постоянное число, рис.
Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.
Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):
1) Размер
2) Интервал
3) Цвет (светлота)
Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.
Свойства и средства композиции в реальном проектировании • Дизайн
Графическому дизайну так же, как живописи и графике, присущи композиционные закономерности художественной формы: трехмерное пространство, поверхность, зрительное воздействие изображения. Композиция строится на соразмерности ее частей и элементов, а соразмерность — это отношения объемов, цвета, света, ритма и т.д.
В графическом дизайне схемы построения композиций разнообразны и определяются основным элементом, при этом они могут быть пространственными, объемными, линейными, цветовыми, фактурными и т.
д. Эстетические категории в композиции — соразмерность, пропорциональность, ритмичность, созвучие.
Обращение к принципу серийности связано со стремлением увеличения разнообразия, многостороннего раскрытия темы, идентификации объектов.
Для художественного языка в графическом дизайне характерны цикличность, смена состояний произведения во времени, программность решения.
Графический дизайн имеет большой запас выразительных средств проектирования, а дизайнер-график владеет разнообразными приемами и методами проектирования.
Пространственные и цветовые отношения в графической композиции являются смыслообразующими ее элементами.
Цвет — свойство визуального восприятия формы, которое используется как средство создания художественной формы.
Формообразование с помощью цвета — это способность полихромии радикально преобразовывать ощущение объемно-пространственной формы.
В его основе лежат формы, которые предполагают монохромию*, полихромию низкой активности или активную полихромию.
Под активностью полихромии понимают величину контраста по цветовому тону, между отдельными цветами, светлоте и насыщенности. Полихромия обладает различной степенью активности.
Взаимодействие полихромии и формы происходит в большом диапазоне от нюанса до контраста.
Цветовая гармония достигается сочетанием отдельных цветов или их множества, которое образует органическое целое, вызывающее эстетическое переживание.
Декоративная композиция — это своеобразный художественный мир.
К главным художественным качествам декоративно-изобразительной композиции относят декоративное преображение натуры, условность изображения, праздничность, красочность, нарядность, выразительность, технические особенности.
В дизайне стиль — это способ выражения смысла и художественной ценности работы. Ограничение выбора, использование возможностей, подчинение решений проектной цели — таковы функции стиля в дизайне.
Характерным признаком стиля считается его сравнительное постоянство, относительная устойчивость.
Процесс развития графического дизайна проходит в постоянном обращении к исторически сложившимся стилям в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне. В настоящее время он имеет большой выбор художественных средств и исторических стилей, к которым относятся экспрессионизм, кубизм, футуризм, вортцизм, дадаизм, супрематизм, конструктивизм, баухауз, неопластицизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.
В XX веке в визуальной культуре доминировал модернизм.
Очень важно увидеть черты исторических типов визуальных культур в контексте графического дизайна.
В графическом дизайне стиль носит концептуальный характер и выражает творческую платформу. Использование того или иного стиля в проекте необходимо для его унификации и придания ему художественной ценности.
Стилизация, в отличие от стиля, представляет собой формирование визуального образа путем использования внешних признаков выбранного стиля.
Композиция графического дизайна — основные понятия | Amadine Полезные статьи
Композиция — это концепция, которая фокусируется на многих аспектах и, несомненно, имеет большое значение в дизайне.
Если эта часть дизайна отсутствует, можно сразу сделать вывод, что дизайн плохой. Даже дизайнер-любитель или иногда творческий художник знает, что композиция управляет графическим дизайном, как пчелиная матка управляет ульем. Но что такое графическая композиция? Каковы его основные средства? Какие типы композиции используют профессионалы, чтобы выделиться? Ответы на все эти вопросы напрямую влияют на конечный результат вашего графического произведения. Вот почему мы решили подробно изучить его в статье ниже. Итак, приступим к профессиональному чтению!
Что такое графическая композиция
Композиция – это пространство, в котором отдельные элементы должны стать единым целым, где изображения, текст, цвет и графика становятся единым замыслом, в котором все сочетается. В графическом дизайне под композицией понимается творческий процесс, направленный на обеспечение целостности, взаимосвязанности и гармоничного сочетания всех элементов. В любом случае целому нужна идея, чтобы действительно стать композицией.
Идея – основа композиции
Что угодно можно воспринимать как творческую идею; это не обязательно отправная точка для создания композиции. Идея может возникнуть и как интерпретация уже существующей композиции. Это также считается отдельным видом идеи. Однако в графическом дизайне, как и в искусстве, идея не всегда ясна и понятна.
Рациональная и эмоциональная информация в графическом дизайне
Графический дизайн ориентирован на пользователя. Каждый воспринимает информацию на двух уровнях. Созерцая графическую композицию, мы всегда воспринимаем ее как на аналитическом, так и на эмоциональном уровнях. То есть рассказывать истории можно только с помощью образов без использования слов. И, наше сознание прочитает и расшифрует заложенный дизайнером посыл. Для этого нужно более детально разбираться в графической композиции.
Компоненты графической композиции
Давайте более подробно рассмотрим ключевые компоненты графической композиции.
Пространство
Любая композиция существует в определенных пределах, а графическая композиция ограничена плоскостью, на которой она создана. Именно поэтому она называется планарной (плоской) композицией. Эта плоскость может быть представлена чем угодно: экраном монитора или смартфона, листом бумаги и т.п.
Графическая композиция физически двухмерна, плоская, имеет высоту и ширину. Но не стоит забывать и о мнимом измерении глубины в композиции, которое позволяет нам называть, какие объекты ближе, а какие дальше от нас. Таким образом, мы делим пространство на планы. Их может быть много, чаще всего передний план, средний и задний план. Чем сложнее композиция, тем больше планов.
Графические элементы
Внутри композиции тексты активно взаимодействуют с графическими элементами, которые также являются эффективным средством передачи содержания. Это могут быть иллюстрации, значки, фотографии и т. д.
Изображения могут быть простыми и дословно передавать смысл (например, в рекламе зубной пасты люди чистят зубы).
В других случаях они могут передавать смысл с помощью графической метафоры, например, по принципу ассоциаций и символов (например, изображение светящейся лампочки, символизирующее идею). Таких символов и ассоциаций может быть много.
Декоративные элементы
Композиция не ограничивается сюжетными элементами. К ним можно добавить узоры, рамки, орнаменты, абстрактные пятна и т. д., которые будут выполнять исключительно декоративные функции. Никакой смысловой нагрузки они не несут и выполняют только эстетическую функцию. Дозированное и аккуратное использование декоративных элементов сделает вашу композицию более интересной и богатой, но необдуманное добавление слишком большого количества элементов может превратить вашу работу в полную катастрофу.
Цвет
Цвета — это целый отдельный мир восприятия композиции. С помощью цветов можно выделить главный элемент в пространстве или передать общее настроение и атмосферу.
Текст (Подписи)
Текст так или иначе присутствует в графическом дизайне, что отличает графический дизайн от изобразительного искусства.
Компоненты графической композиции взаимодействуют с помощью определенных композиционных принципов и приемов. Благодаря этим принципам зритель понимает и чувствует сюжет, контекст и основную мысль композиции. Композиционные принципы – это подход к построению композиции, или ее типа. Эти приемы еще называют выразительными средствами композиции, или средствами гармонизации. Как видите, без них ничего не сделать, поэтому давайте рассмотрим их подробнее.
Типы композиции
Типы композиции сами по себе являются ее мощными выразительными компонентами. Главное помнить, что размещение элементов композиции определяет наше ее восприятие, и наоборот — восприятие композиции зависит от того, как элементы композиции размещены в ее пространстве.
Вы можете кардинально изменить восприятие композиции зрителем, разместив элементы в определенном месте композиции под определенным углом и на определенном расстоянии от других элементов. Поэтому перед тем, как приступить к работе, необходимо определиться, в каком виде композиции вы хотите передать первоначальную идею.
Ниже описываются три пары типов композиции.
Закрытый или открытый
Рассмотрим эти два композиционных типа и чем они отличаются. В закрытой композиции ключевые элементы часто окружены ограничивающими их элементами, что делает композицию закрытой. В графическом дизайне этого можно добиться, добавляя в композицию контурные рамки или абстрактные ограничивающие фигуры.
И наоборот, в открытой композиции нет ограничивающих рамок. Это позволяет передать ощущение пространства, свободы и масштаба. Этот тип композиции чаще всего используется при изображении пейзажей. Так, в графическом дизайне композиция открыта, когда в ней нет ограничивающих элементов или рамок.
Поэтому открытая композиция часто воспринимается как более свободная и просторная.
В то же время замкнутая композиция кажется менее просторной, но позволяет более эффективно направлять взгляд зрителя. С помощью этого типа композиции можно выделить главного героя или сделать акцент на ключевом элементе сюжета. Отдельные элементы можно сделать цельными, сгруппировать с помощью рамок. Замкнуть композицию поможет и обычная прямоугольная форма на фоне, выполняющая ту же задачу. Поместив текст в отдельный контейнер, вы можете выделить его и выделить среди общей информации.
Симметричный или асимметричный
Симметрия уравновешена, поэтому линия симметрии, используемая в качестве конструктивного ориентира, помогает вашей аудитории почувствовать баланс или дисбаланс композиции. Композиции, в которых используются оси симметрии, воспринимаются более организованными, упорядоченными и сбалансированными.
Распространено мнение, что к симметричному типу относятся композиции, состоящие из двух одинаковых половинок, отражающих друг друга.
На самом деле эта точка зрения неверна. Наличие или отсутствие оси симметрии как структурного компонента делает композицию симметричной. Симметричная композиция строится вокруг оси симметрии. Ось симметрии представляет собой воображаемую линию, которая делит плоскость на два уровня или зеркальные половины. Он бывает трех видов — горизонтальный, вертикальный и диагональный.
В приведенном ниже примере показана композиция с горизонтальной симметрией.
Это композиция с вертикальной симметрией.
А это пример композиции диагональной симметрии.
Асимметричная композиция, напротив, строится без симметричных линий. Это вызывает ощущение динамизма и отсутствия стереотипов, демонстрируя сильную индивидуальность. В такой композиции сложнее найти баланс, но в этом ее суть.
Статическая или динамическая
В графическом дизайне мы часто имеем дело с абстрактными формами — геометрическими фигурами, надписями, узорами и многим другим. Наше восприятие распознает их как более или менее статичные, т.
е. находящиеся в покое. Композиция, основанная на горизонтальных направляющих, часто воспринимается как более статическая, без предпосылок к движению. Чем более прямоугольна графическая композиция, тем больше вероятность того, что она будет восприниматься как статическая.
Динамичная композиция передает ощущение движения. Зритель чувствует динамику при взгляде на такую работу. Динамика может передаваться следующими способами.
Во-первых, изображение движения часто создается путем размещения фигуры на наклонной диагонали, а не на статической горизонтальной линии. Причем, чем больше угол наклона, тем четче восприятие предпосылок к движению. Таким образом, наше сознание начинает предвосхищать возможность движения. Такие диагонали могут существовать как ориентиры, но они не должны быть очевидными.
Еще один способ передать динамику — использовать визуальные цепочки ─многократное повторение одного и того же элемента с небольшим изменением интервалов.
Как определить и выбрать тип композиции
Вот несколько советов, как правильно определить тип композиции:
- Ощущение простора, отсутствие ограничений и свободы делают композицию открытой.

- Ощущение концентрации и направленности за счет ограничения делает композицию замкнутой.
- Ощущение беспорядка и творчества делает композицию асимметричной.
- Ощущение порядка и равновесия делает композицию симметричной.
- Ощущение спокойствия и стабильности делает композицию статичной.
- Ощущение движения и динамики делает композицию динамичной.
Композиция не может принадлежать к двум видам из одной пары одновременно. То есть композиция не может быть одновременно закрытой и открытой, статической и динамичной одновременно. Но в графическом дизайне часто бывает так, что в одной плоскости находится не одна, а несколько композиций одновременно. Поэтому при анализе учитывайте этот момент. Например, вы можете создать открытую, динамичную асимметричную композицию, которая дает полное художественное представление о том, как она должна выглядеть.
Выразительные средства графической композиции
Чтобы передать определенный сюжет с помощью элементов графической композиции, недостаточно просто разместить их в пространстве композиции. Нам нужно, чтобы они проявлялись и выражали себя. Для этого следует использовать определенные приемы, называемые выразительными средствами графической композиции. Их всего семь, и снова перечислим попарно:
- Метр/Ритм — отвечает за передачу ощущения динамики.
- Симметрия/Асимметрия — для создания ощущения симметрии композиции.
- Пропорция/Соотношение величин — достижение пропорциональности композиции.
- Размер/Масштаб — передает ощущение масштаба.
- Сходство/Различие — объединяет элементы в визуальные группы.
- Nuance/Contrast — позволяет передать силу различий в некоторых элементах.
- Созвучие/Диссонанс — определяет, отражает ли ваша история состояние спокойствия или хаоса.

Рассмотрим каждую пару подробнее, чтобы понять их предназначение в построении графической композиции.
Метр/Ритм
Основной задачей пары «Метр/Ритм» является визуализация динамики. С этим присутствием вы можете передать ощущение направления, интенсивности и даже силы. Чтобы оценить ритм, нужно определить метр (который употребляется здесь в первичном смысле — размерность) и определить размерность. Имея измерение, можно передать ощущение ритма, то есть то, как элемент взаимодействует с этим измерением. Ритм может быть равномерным, восходящим или нисходящим.
Примером визуализации динамики в графическом дизайне является изображение настроек яркости или громкости. Уменьшая или увеличивая количество изображаемых элементов относительно друг друга, мы можем передать суть.
Симметрия/Асимметрия
Все помнят, что чем ближе композиция к состоянию симметрии, тем она оптически сбалансированнее. Для демонстрации неравенства, т.
е. дисбаланса одного элемента по отношению к другому, мы используем асимметрию. Симметрия прекрасно иллюстрирует организацию и порядок, а асимметрия — творческий беспорядок.
Пропорция/Соотношение величин
Чтобы ваша композиция воспринималась гармонично, полезно определить основную пропорцию и построить композицию относительно нее. Для обеспечения пропорциональности графической композиции дизайнеры часто используют модульные сетки. Размер графического элемента должен определяться его относительным значением и окружением. Здесь нам понадобится принцип золотого сечения, рассмотренный далее в нашей статье о правилах композиции.
Размер/Масштаб
Чтобы передать размер крупного объекта на фотографии, представьте себе человека, который понятия не имеет, насколько велика Пизанская башня в Италии. Если показать им башню на картинке, человек не сможет визуализировать ее размеры. Но, если рядом с этой башней нарисовать людей, то сразу становится понятно, что она очень высока.
Итак, чтобы передать непонятный размер одного предмета, нужен другой предмет понятного размера.
Нюанс/Контраст
С помощью пары «Нюанс/Контраст» можно передать, насколько различны элементы по отношению друг к другу и обеспечить выразительность визуальной составляющей.
Для справки: нюанс — незначительное отличие элемента от других подобных, а контраст — существенное отличие. Чем больше разница между элементами, тем выше контраст. Контраст можно передать несколькими способами, а именно через цвета, формы элементов, эмоционально-содержательные метафоры.
Сходство/Различие
Эти средства передают идею общих черт через визуальное сходство. И наоборот, чем менее похожи элементы визуально, тем сильнее их существенное различие. В графических интерфейсах одни и те же функции имеют общие визуальные особенности.
Реализация этих средств часто обеспечивается приемом изобразительной рифмы. Чтобы ваши надписи гармонично смотрелись с графическими изображениями и декоративными элементами, важно научиться находить в них общие черты.
Консонанс/Диссонанс
По своей сути эти выразительные средства помогают приблизить восприятие либо к гармоническому, либо к бунтарскому (смущенному). Дизайнер сам решает, какое состояние выбрать для реализации творческой идеи. Для достижения диссонанса можно использовать разные образы, вызывающие чувства, темные цветовые палитры или причудливые композиционные решения. Для создания созвучия, наоборот, рекомендуем использовать веселые картины, теплую и яркую цветовую палитру и нежную полиграфию.
Таким образом, выразительные средства композиции — это совокупность изобразительных приемов, позволяющих добиться того или иного эмоционального или смыслового эффекта — как от композиции в целом, так и от отдельных ее элементов.
Заключение
Будь вы новичок с творческим складом ума, только постигающий основы графического дизайна, или профессионал с полным знанием всех средств композиционной выразительности, никогда не поздно научиться чему-то новому.
И когда вы уверены в теории, самое время извлечь максимальную пользу из практики. Попробуйте включить основные композиционные принципы, данные в статье, и пусть ваши проекты будут такими гармоничными или бунтарскими, какими вы хотите их видеть.
Пересмотрено в январе 2023 г.
Что такое композиция в графическом дизайне?
Эта фундаментальная концепция дизайна передает красоту, логику и согласованность посредством цвета, формы и симметрии. Цвета, форма, пространство и симметрия — вот лишь некоторые из аспектов, которые следует учитывать при создании творческой композиции.
Все графические дизайнеры должны знать (и действительно владеть) этими и другими элементами, чтобы создавать маркетинговые материалы, которые будут связаны с их целевой аудиторией. Подробно изучите эту фундаментальную концепцию с арт-директором, редакционным дизайнером и типографом Хавьером Алькаразом (@javieralcaraz).
Композиции дизайнера-редактора Хавьера Алькараза.
Что такое композиция?
Композиция — это искусство объединения нескольких элементов в единое целое, поэтому официальное определение композиции в мире искусства звучит просто: расположить формы в пространстве .
Это может быть достигнуто путем:
— Объединив их
— Создание связей между ними
— Размещение их определенным образом или в определенном порядке
Композиция как методология
По определению, использование композиции в качестве методологии позволяет объединить различные аспекты конкретного языка в единое целое.
Например, письмо передает идеи с помощью визуальных символов, известных как буквы. В семантике выбор правильных слов помогает читателям или аудитории понять предполагаемое значение. Синтаксис — это искусство придавать значения словам по их положению в предложении.
Композиция также важна в музыке. Он включает в себя организацию звуков и тишины во времени, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Здесь тоже есть свои правила:
— Гармония связывает аккорды и соединяет различные части произведения
— Мелодии придают значение и идентичность определенным звукам, создают иерархию
— Ритм — это движение, основанное на последовательности элементов. Он также встречается в танце, поэзии и изобразительном искусстве.
Графический дизайн использует визуальный синтаксис для усиления смысла. Визуальная эстетика — это также язык, состоящий из уникальных особенностей и элементов.
Различные визуальные композиции, выбранные редакционным дизайнером Хавьером Алькарасом. Повторяющиеся элементы создают ощущение единства.Понятия, которые помогут вам думать о композиции
В графическом дизайне процесс композиции часто является одним из наиболее важных способов решения визуальной проблемы. Некоторые из концепций графического дизайна, прошедшие через историю, включают:
— Unity.
— Вес
— Ритм
— Движение
— Баланс
— Контраст
Фото: Пепе Химено.Сложность сочинения фильма
Фильм — это потрясающая, сложная дисциплина, сочетающая в себе искусство письма, звука и визуальных эффектов.
Структура повествования рассказывает историю логично и осмысленно. Аудиовизуальное повествование уделяет большое внимание темпу и гармонии структуры сцены. Каждый кадр или кадр составлен путем согласования отдельных элементов с практическими, эстетическими и повествовательными намерениями фильма.
Движение и разнообразие — это лишь два визуальных критерия, используемых для достижения этого баланса, в то время как Операторы (оператор-постановщик) одержимы:
— Тип кадра
— Освещение
— Контраст
— Глубина резкости
Как создать композицию?
Поиск единого целого определяет порядок каждой из отдельных частей. Важно включить и соединить все элементы в гармоничную композицию, и для этого вам необходимо учитывать:
— Цвет (в этом уроке объясняется, как использовать цвет для формирования ваших композиций.
)
— Форма
— Близость
— Ориентация
Искусство композиции дает вам бесконечные возможности для создания вашего окончательного произведения, но главное помнить, что независимо от того, насколько разнообразны ваши элементы дизайна, вы хотите убедиться, что в конечном итоге все они выглядят одинаково. части целого.
Различные элементы, создающие ощущение единства.Ключи к композиции
Короче говоря, нужно помнить, что:
— Цель любой композиции достичь единства
— Каждый визуальный элемент должен лежать в основе ключевой темы или идеи, которая объединяет работу
— Идея формирует то, как различные элементы соотносятся друг с другом , и то, как ваш набор элементов соотносится с пространством. Это также помогает создать восприятие единого целого.
— Визуальное единство является синонимом связности . Последовательные идеи рассматриваются как логичные, без сбивающих с толку противоречий, которые могут привести к недоверию или низкому эстетическому удовлетворению.


