Стива маккарри: История одной фотографии Стива Маккарри «Афганская девочка» с Шарбат Гула

Содержание

История одной фотографии Стива Маккарри «Афганская девочка» с Шарбат Гула

T

КУЛЬТУРА•ЛИЧНОСТЬ

Портрет юной пуштунки, появившийся в июне 1985 года на обложке журнала National Geographic, мгновенно стал символом страданий афганского народа — и к сожалению, остается им до сих пор.

Мужчина за кадром

Фотограф National Geographic Стив Маккарри, уроженец Филадельфии, попал на афганскую войну случайно: путешествуя по Пакистану, он услышал о разгорающейся в соседнем Афганистане гражданской войне, и в конце 1979 года, прямо накануне советского вторжения, перешел границу, предварительно переодевшись в традиционную афганскую одежду. Кадры из Афганистана уже в 1980 году принесли ему профессиональную известность и медаль Роберта Капы, но главное фото его жизни было сделано по ту сторону границы — в пакистанском лагере беженцев Насир-Баг, в палатке, которая служила классом начальной школы для полутора десятков афганских девочек. Войдя внутрь, Маккарри заметил ее взгляд и, по его воспоминаниям, «сразу же понял, что ее портрет был единственным снимком, который он по-настоящему хотел сделать».

Девочка в кадре

Вынос на обложке National Geographic был предельно емким, простым и обезличенным — «Афганская девочка», вот и все, что читателям следовало знать. Что она пережила, что переживет и выживет ли она вообще — оставалось для всех открытым вопросом, в «лучших» традициях военной документалистики. Однако в начале нулевых, когда советских «воинов-интернационалистов» сменили американцы с британцами, National Geographic поставили перед собой амбициозную задачу — найти среди миллионов афганских девочек ту самую, которую они поставили на обложку. Лагерь беженцев Насир-Баг наконец закрывался (после 22 лет работы), и журналисты в отчаянии опрашивали всех его обитателей в надежде найти родных или знакомых своей героини. 

В итоге очевидцы помогли отыскать «девушку с обложки» в небольшой деревушке у подножия гор Тора-Бора и узнать ее имя — Шарбат Гула. Увидев ее, Маккарри тут же ее узнал — позже сходство подтвердили с помощью биометрии (она показала полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии).

Сама Шарбат тоже увидела в «афганской девочке» свои черты и к тому же вспомнила, как ее фотографировали. Ведь до 2002 года это случалось всего трижды в ее жизни: в тот самый раз, в 1984-м, и дважды после — во время ее поисков. Портрет, который покорил весь мир, Шарбат Гула впервые увидела только спустя 17 лет после того, как он был сделан. Встретив ее, Маккарри спросил, что она, совсем юная девушка, чувствовала в том декабре, в момент фотографирования, — страх, отчаяние, растерянность? Шарбат ответила: «Злость».

Афганская Мона Лиза

Кадр, сделанный Стивом Маккарри, оказался самым популярным в истории журнала National Geographic и единственным, попавшим на обложку трижды. Значение снимка прекрасно понимали и коллекционеры. Один подписанный отпечаток размером 52 на 36 сантиметров продали на аукционе Sotheby’s за 18 тысяч 750 долларов. Отпечаток большего размера ушел с молотка за 178 тысяч 900 долларов.

Фотографии взрослой Шарбат Гулы, сделанные во время ее второй встречи с фотографом, были опубликованы в апрельском номере журнала National Geographic в 2002-м. Шарбат также стала героиней телевизионного документального фильма «В поисках афганской девушки», премьера которого состоялась в марте того же года. Три года назад выставка работ Стива Маккарри «Нерассказанная история» прошла в московском музее ММОМА на Гоголевском бульваре — «Афганскую девочку» представили в виде двухметрового отпечатка. 

Шарбат Гула

Второй раз появившись на страницах National Geographic в 2002 году, «афганская девочка» обрела не только имя, но и биографию — и трудную, и обычную для афганских девочек. Брак в 13 лет, три живые дочери (еще одна умерла в младенчестве), сын, муж пекарь (он умрет от гепатита в 2012 году). Жизнь беженки в Пакистане до 1992 года, возвращение в разоренный войной Афганистан, бедность, нужда, тяжелый труд. На вопрос о том, чувствовала ли она когда-либо себя в безопасности, Шарбат ответила корреспондентам отрицательно. Но жизнь при талибах (организация внесена в России в список террористических, ее деятельность запрещена) казалась ей лучше.

«По крайней мере, там был мир и порядок», — говорила она.

В середине нулевых Шарбат вернулась в Пакистан, но в 2016 году была арестована и депортирована из страны вместе с еще двумя миллионами афганских беженцев. Впрочем, тогда она наконец получила хоть какие-то дивиденды от своей всемирной славы: афганское правительство Ашрафа Гани (бежал из страны 15 августа 2021) выделило Шарбат квартиру в Кабуле и ежемесячную «стипендию» в 700 американских долларов.

Все афганские девочки

Едва ли пришедшие к власти в Афганистане талибы будут относиться к Шарбат Гуле как к национальному достоянию. О том, что изображение женщин абсолютное табу, они напомнили сразу же: с улиц Кабула уже убирают все рекламные постеры с женскими лицами. Впрочем, так же маловероятно, что они ее узнают: в интервью National Geographic Шарбат Гула говорит о том, что с удовольствием носит бурку, а значит, выдать ее могут разве что те же пронзительно-зеленые глаза. 

Стив Маккарри впервые увидел Шарбат на занятиях в школе, но и двадцать лет спустя она не умела читать и лишь мечтала об образовании для своих дочерей и внучек. На следующий день после захвата Кабула представитель «Талибана» заявил, что движение не собирается мешать женщинам получать образование. Но крайне маловероятно, что оно собирается им в этом помогать.

{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetruetrue[object Object]{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

//= $articleUrl; ?>

теги: ЛИЧНОСТЬ

читайте также

Московский музей современного искусства — СТИВ МАККАРРИ Нерассказанная история

СТИВ МАККАРРИ
Нерассказанная история

Стив МакКарри
Тренировка шаолиньских монахов.

Чжэнчжоу, Китай
2004
Цифровая печать

Стив МакКарри
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Стив МакКарри
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан
1984
Цифровая печать

Стив МакКарри
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма
1994
Цифровая печать

Стив МакКарри в Тайланде.
Январь 2007

Стив МакКарри
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Даты проведения: 04 июля — 02 сентября, 2018
Адрес: ММОМА, Гоголевский 10

 


АКЦИЯ MMOMAxSIMPLEWINE


Куратор: Дмитрий Озерков

Московский музей современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа представляет персональную выставку всемирно известного фотографа Стива МакКарри “Нерассказанная история”. Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков.  Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia.

Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии — художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений  “фотожурналист” и “репортер”, предпочитая называть себя “наблюдатель” или “рассказчик”. Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и жанровые зарисовки с природных катаклизмов и гуманитарных катастроф, вызывающих у зрителя чувство сопричастности.  

Одна из заметок в путевом блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: “You have to get into the water to make good pictures”, что в переводе означает “Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии”. В частности, МакКарри стал первым фотокорреспондентом на территории Афганистана, запечатлевшим местную жизнь  на фоне военного конфликта, освящение которого было цензурировано как в Америке, так и в Советском Союзе. Как в военных кадрах, так и в сериях, привезенных из путешествий по Индии, Мьянме, Индонезии, Шри Ланке, где отображены религиозные обряды, бытовые сюжеты, потерянные традиции, показан мир во всем его многообразии, автору удается поймать и зафиксировать состояние человека здесь и сейчас, в итоге создать диалог между героем фотографии и зрителем. Его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства, тем самым соединяя разные цивилизации.

Стива МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века. Художественный язык мастера объединяет репортажный подход с чувством эмпатии к герою снимка: попавшие в объектив люди становятся символами эпохи и составляют фактический срез человечества. Как наиболее часто путешествующий фотограф, через свои городские и природные пейзажи МакКарри показывает невероятный масштаб планеты и говорит о важности сохранения традиций и культуры. Камера стала своеобразным паспортом МакКарри, без которого он не выходит из дома.

Принцип его работы с контекстом, желание расширить представления зрителя, соответствуют задачам культурной институции, миссия которой через самопознание знакомить с новым, сохраняя старое. Задумывая провести выставку год назад, Московский музей современного искусства решил обратиться к Государственному Эрмитажу, в котором в 2015 году с успехом прошла выставка “Момент беззащитности”, и пригласил Дмитрия Озеркова в качестве куратора проекта. “Нерассказанная история” в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Проект в музее на Гоголевском бульваре станет первым масштабным опытом сотрудничества двух институций и предваряет открытие центра “Эрмитаж — Москва”.

К открытию проекта Московский музей современного искусства выпустил каталог, которой знакомит зрителя с тем объемом информации, который не вошел в состав выставки: вступительная статья куратора Дмитрия Озеркова, где он “расшифровывает” авторские методы и рассказывает любопытные факты из биографии МакКарри, а также дневниковые записи, слайды, личные фотографии МакКарри, путевые документы. Уникальное издание можно приобрести в книжных магазинах ММОМА на Петровке 25 и Гоголевском бульваре 10, а также в Образовательном центре Музея в Ермолаевском 17.

4 июля в пространстве выставки состоится открытая встреча со Стивом МакКарри и куратором проекта Дмитрием Озерковым. Участие по предварительной регистрации и входному билету.

В рамках выставки Московский музей современного искусства и сеть винотек SimpleWine запустили совместную акцию «Вина с обложки». Первая тысяча винных ценителей художественных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом к запуску проекта. Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

 

Генеральный партнер проекта — BMW Group Russia.

Компания BMW Group поддерживает все знаковые арт-мероприятия в мире, среди которых Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Партнерство с BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия: участие компании гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Культурные инициативы BMW Group

 

Генеральный партнер

Официальный отель

Стратегический медиапартнер

Специальный медиапартнер

Профильный медиапартнер

Официальное телевидение

Медиапартнер

Издание ММОМА

Легендарный Стив МакКарри про контраст между двумя идеями — Российское фото

Легендарный Стив МакКарри
про контраст между двумя идеями

3 декабря 2019
Фото:National Ballet, Zagreb, Croatia, 1989 © Steve McCurry
Текст:Софья Пашнина

Более 30 лет Стив МакКарри (Steve McCurry) был одним из самых знаковых фигур в современной фотографии. Его имя было на десятках обложек журналов и книг, а его выставки проходили по всему миру.

Стив родился в пригороде Филадельфии, Пенсильвания, изучал кино в Университете штата, а затем начал работать в местной газете. После нескольких лет внештатной работы МакКарри решил совершить поездку в Индию, которая в последствие стала излюбленным местом съёмок фотографа. Путешествуя всего с одной сумкой одежды и рулоном плёнки, он прошёл через субконтинент, исследуя его со своей камерой.

Серия работ МакКари под названием «Сопоставление» посвящена концепту противопоставления, который по мнению автора является вечным методом передачи каких-либо социальных комментариев и даже юмора. Сопоставление — это две совершенно противоположные друг другу вещи, объединённые таким образом, что этот контраст вызывает интерес у зрителя и заставляет его по-настоящему задуматься о том, что он видит.

Сопоставление цветов, идей, истории и современного мира, обстановок и культур — вот как можно охарактеризовать потрясающие работы Стива МакКарри.

«Некоторые из моих любимых снимков — это те, где два объекта, два человека или же две ситуации совмещены в единое, и мне нравится вот этот замечательный контраст между двумя по сути расходящимися идеями. Это то, что представлено в фотографии и вообще в искусстве на века», — рассказывает Стив.

Kabul, Afghanistan, 2003 © Steve McCurry

Museum of Modern Art, Rio de Janerio, Brazil, 2012 © Steve McCurry


Hong Kong, China, 1985 © Steve McCurry

Shanghai, China, 1989 © Steve McCurry


Hong Kong, China, 2007 © Steve McCurry

Hong Kong, China, 1998 © Steve McCurry


Havana, Cuba, 2014 © Steve McCurry

Mumbai, India, 1996 © Steve McCurry


Lamayuru Monastery, Ladakh, Tibet, 1978 © Steve McCurry

India, 1996 © Steve McCurry


Rajasthan, India, 1996 © Steve McCurry

Rajasthan, India, 2012 © Steve McCurry


India, 1983 © Steve McCurry

Mumbai, India, 1993 © Steve McCurry


Mumbai, India, 1997 © Steve McCurry

Rome, Italy, 1984 © Steve McCurry


Kyoto, Japan, 2007 © Steve McCurry

Osaka, Japan, 1985 © Steve McCurry


Kosovo, 1989 © Steve McCurry

Al Ahmadi Oil Field, Kuwait, 1991 © Steve McCurry


Karachi, Pakistan, 1981 © Steve McCurry

Luzon, Philippines, 1985 © Steve McCurry


South Africa, 2012 © Steve McCurry

Guggenheim Museum, Bilbao, Spain, 2005 © Steve McCurry


Colombo, Sri Lanka, 1995 © Steve McCurry

Bangkok, Thailand, 2004 © Steve McCurry


Website: https://stevemccurry. com/
Instagram: https://www.instagram.com/stevemccurryofficial/?hl=en

Стив МакКарри: видеть мир, а не смотреть на него

подписка

Искусство

Фотографии Стива МакКарри учат видеть мир. На них военные конфликты, исчезающие культуры и новые традиции. И всегда присутствует человек. В последние годы выставки одного из главных фотографов современности проходят в разных странах. И в Швейцарии тоже.

Через объектив

В 2020 году фотограф отметил 70-летие. Его биографию легко найти в интернете. МакКарри родился в старейшем американском городе Филадельфии. Фотографией увлекся еще в Университете штата Пенсильвания, где изучал кинематографию. В двадцать четыре с отличием защитил степень по театральному искусству, работал фотокором в местной газете. А через пару лет поехал в Южную Азию.

Пройдут годы, и он увидит через фотообъектив Китай, Непал, Бангладеш, Мьянму, Вьетнам, Японию, разные страны на материках планеты. А пока будущее начинающего фотокора-международника не определено. На исходе 1970-х он пересекает Индию и отправляется в северный Пакистан. В одной из деревень знакомится с беженцами из Афганистана, и те рассказывают ему об ужасах войны.

Тайные фотографии повстанцев

МакКарри должен увидеть все сам. В это же время советские войска перекрывают границу для западных журналистов. Американец нелегально переправляется через пакистано-афганскую границу. Он находится сколь возможно долго на территории, занятой повстанцами, и фотографирует, фотографирует. Когда лицо обветрено, в афганской одежде Стива легко принять за местного. Прячет фотопленку в одежду и на себе выносит в Пакистан.

Снимки затем публикуют New York Times, Time, Paris Match. И о жестокости советского вторжения в Афганистан узнает весь мир. После чего в 1980-м серию МакКарри «Тайные фотографии афганских повстанцев» отмечают Золотою медалью Роберта Капы как лучший зарубежный фоторепортаж, требующий исключительного мужества (ежегодная награда в Америке для работающих за границей фотожурналистов, учреждена в 1955 году).

Кувейт. (© Steve McCurry)

Мир должен знать

В последствии фотокамера МакКарри фокусируется на военных трагедиях многие годы. Его снимки фиксируют страдания и неравнодушие людей. Он фотографирует ирано-иракскую войну, гражданскую войну в Ливане и гражданскую войну в Камбодже, исламское восстание на Филиппинах, войну в Персидском заливе, многолетнюю гражданскую войну в Афганистане. Его снимки взывают: война постоянно разрушает мир и человека.


«В эти дни больно быть русским», — говорит писатель Михаил Шишкин. Недавно он удостоился в Италии литературной премии Strega Europeo….

Узнать больше

Швейцарская история с «Z» на груди получила продолжение в издании SonntagsBlick и других СМИ. Расследование журналиста Фабиана Эберхарда открывает лица.

Узнать больше

| Общество

Как мы стали военными беженцами в Швейцарии

«Швейцария для всех» ежедневно получает письма с вопросом: «Как стать военным беженцем в Швейцарии»? Вот рассказ украинки, которая проходит такую. ..

Узнать больше


МакКарри сам несколько раз был на волосок от смерти. Чуть не утонул в Индии. Выжил в авиакатастрофе в Югославии… И где бы он ни был, в священном монастыре Шаолинь или в содрогнувшемся от террористических ударов Нью-Йорке 11 сентября 2001, МакКарри прежде всего оставался фотографом. Его снимки печатались в различных международных изданиях. Особенно часто в журнале Национального географического общества США National Geographic.

Помогать людям

Фотографии МакКарри отмечены многими наградами. Среди них первые премии в престижном международном конкурсе World Press Photo в 1985 и 1992 годах. В 2014-м Королевское фотографическое общество Великобритании наградило МакКарри за значительный вклад в искусство фотографии. А в 2019-м американский фотожурналист уверенно вошел в Международный зал славы фотографии (International Photography Hall).

Папуа — Новая Гвинея. (© Steve McCurry)

Всемирную известность фотограф использует в том числе и для того, чтобы помочь людям сохранить надежду в трудных условиях и обрести уверенность в завтрашнем дне.

В 2004 году Стив МакКарри основал фонд ImagineAsia. Некоммерческая организация сотрудничает с партнерами в афганском регионе Бамиан (Bamyan). Благодаря образовательному проекту афганские дети изучают фотодело, английский язык и компьютер. А работы юных фотокорреспондентов становятся участниками благотворительных выставок.

Так искусство фотографии учит людей видеть мир, а не просто смотреть на него.

Мир Стива МакКарри

В последние годы выставки фотографий Стива МакКарри с успехом проходят в разных странах. И в Швейцарии тоже. Экспозиция в Цюрихе называется «Мир Стива МакКарри» (The world of Steve McCURRY). Полторы сотни фотоснимков разместились в двух просторных залах MAAG Halle. Путешествие начинается в Афганистане и продолжается в Индии, Юго-Восточной Азии, Африке, Кубе, США, Бразилии, Италии, на всех континентах Земли.

Индия. (© Steve McCurry)

Прозрачный свет и глубокие тени, яркие цвета, черно-белые и красочные изображения погружают гостей выставки в атмосферу магии, изумления, гармонии, абсурда. Прекрасные, очень разные, одухотворенные лица, необычные сюжеты со всех концов света становятся живописным свидетельством удивительного разнообразия земного бытия. Аудиогиды на нескольких языках рассказывают предыстории изображений от имени автора.

Афганская девочка

В завораживающей ретроспективе предстают лучшие работы последних лет и культовые изображения МакКарри, которые он сделал за свою сорокалетнюю карьеру. Среди них и «Афганская девочка», один из самых знаменитых снимков мастера и, может быть, самый известный портрет за всю историю фотографии. Это был один из многочисленных кадров, сделанных в лагере беженцев на афгано-пакистанской границе в 1984 году.

На следующий год National Geographic опубликовал фотографию «Афганской девочки» на своей обложке. С тех пор этот детский портрет называют интернациональным символом трагедии афганской войны и проблемы беженцев по всему миру. Также некоторые искусствоведы сравнивают «Афганскую девочку» МакКарри с итальянской «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.

Афганская девочка. (© Steve McCurry)

Через 17 лет фотограф нашел свою ранее неизвестную модель в афганской провинции. Шарбат Гула, как зовут женщину, вспомнила, как много лет назад её фотографировал американец в школе для беженцев на границе Афганистана и Пакистана. Свой известный жителям многих стран детский портрет она впервые увидела почти через два десятилетия.

Мы похожи

Фотограф считает, что всем людям присуще что-то общее, единое, несмотря на различия в религии, языке, этнической принадлежности и так далее. И это общее он стремится запечатлеть. Как и разрушения, которые производит война на свете и в душах людей. Конечно, время способно залечить даже очень глубокие раны. Прошлое превращает события в легенды и сказки. Испокон веков их хранила человеческая память, а теперь и искусство фотографии.

Иордания. (© Steve McCurry)

Узнать больше о творчестве и жизни МакКарри можно на его сайте. Сорок четыре онлайн галереи предлагают для просмотра фотоснимки, сделанные с 2012 по 2021 годы. Среди них есть и десяток чудесных кадров из Москвы и Карелии. Подписи под изображениями исключают ошибку, но даже и без слов Россия узнается интуитивно, хотя сюжеты и настроения разные. Например, такой.

Поклониться времени

— Однажды днем мы ехали по карельской деревне, — вспоминает фотограф в интервью искусствоведу Ханне Старман (Hannah Starman) для Arteez. — И я увидел на обочине старую башню, где когда-то хранили зерно или что-то в этом роде. И был очарован ею: годы наклонили верхушку когда-то стройной башни. Такое меня всегда потрясает: заметить, как время придает чему-то забавную форму.

Время и мир Стива МакКарри открыты для всех желающих в Цюрихе в MAAG Halle до 20 октября нынешнего года. Другая выставка этого же фотографа проходит до конца лета в женевском музее Barbier-Mueller. Она называется «Ваби-саби, красота в несовершенстве» (Wabi-sabi, Beauty in Imperfection). Там можно увидеть и карельскую башню, склонившую голову перед временем.

 

27 советов по фотографии от Маккарри

1. Следуйте своей страсти.  «Один из самых важных моментов, о котором я всегда напоминаю себе, когда сочиняю историю или нахожусь в каком-либо месте, — это искать ситуации и участвовать в том, что вам небезразлично, в историях, которые имеют для вас значение».

2. Ожидайте отличные фотографии в самых неожиданных местах.  «Один из самых важных уроков, которые я усвоил, заключается в том, что некоторые из замечательных фотографий получаются в пути, а не обязательно в пункте назначения».

3. Выходите и стреляйте. «Найди историю, а затем атакуй ее… Слишком долгая подготовка может привести к прокрастинации. Вам нужно продолжать стрелять. Это главная цель».

4. Не отказывайтесь от изображения. «Один из ключей к тому, чтобы найти правильную ситуацию, правильный свет, правильный момент, — это снова и снова возвращаться назад, пока вы не почувствуете, что действительно извлекли из этой ситуации максимум возможного».

5. Стучите в двери.  Возможно, вам придется зайти в дом незнакомца, чтобы сделать лучший снимок. Выйдите из зоны комфорта. «Все зависит от того, как вы относитесь к людям, и как вы развиваете связь с людьми и вовлекаете их в свой процесс, и заставляете их верить в то, что вы делаете, и из этого происходят замечательные вещи».

6. Привет. «Я всегда стараюсь относиться к людям с уважением, а не подбегать к ним и тыкать им в лицо камерой». И относитесь к своим подданным как к равным.

7. Расскажите интересную историю. «Важно сказать что-то, что будет иметь значение, что-то, что изменит мою точку зрения на мир, что-то, чему я смогу научиться».

8. Будь в моменте.  «Мне нравится молча ходить и просто наблюдать за тем, что происходит вокруг меня… просто быть там в одиночестве и просто исследовать, открывать и получать от этого приключения».

9. Получите гида (переводчика или помощника), когда вы находитесь в другой стране. «Тогда ты более свободен. Если ты один, ты не можешь понять, о чем думают люди». И ваш гид может помочь вам избежать неприятностей.

10-15. Настойчиво. Изучайте великих. Эксперимент. Выбирайте предметы с умом. Уважайте частную жизнь людей. Это короткое видео, которое он снял для принтеров Epson. Его совет начинается с 4-й минуты.

16-24. Следуйте правилам композиции, но не бойтесь их нарушать. Правило третей. Ведущие линии. Диагонали. Обрамление. Рисунок на землю. Заполните рамку. Центральный доминирующий глаз. Шаблоны и повторение. Симметрия. «Наслаждайтесь. Фотографируйте по-своему и в своем стиле».

25. Отправляйтесь в места, которые вас зовут. «Я думаю, что радость фотографирования в Индии заключается в том, что вы никогда не знаете, что вас ждет за следующим углом. Всегда есть неожиданное. Всегда есть что-то, что может быть совершенно восхитительным, что-то, что может быть ужасным, что-то, чего вы никогда раньше не видели, что-то чудесное, что-то древнее, что-то глубокое, что-то, что всегда готово ударить вас по лицу».

26. Все хорошее когда-нибудь заканчивается.  Последний рулон Kodachrome — это короткий документ, в котором рассказывается, как Стив снимает последние 36 кадров на пленку Kodachrome. Он дает кучу отличных советов по фотографии, когда снимает всех, от Роберта Де Ниро в Нью-Йорке до кочующих заклинателей змей в Индии.

27. Не просто фотографируйте. Оставить наследие. « В поисках афганской девушки» — превосходный документальный фильм NatGeo о поисках Стивом Шарбат Гулы, предмета его 19-летнего путешествия.84 фото на обложке.

Бонус:  Не могу не упомянуть статью фотографа Мариуса Виета: 7 секретов успеха, которые я узнал от встречи со Стивом Маккарри. Он встретил Стива на конференции и смог задать ему несколько вопросов. Он дает дельные советы.

(фото Стива на обложке, сделанное Джоном Рэмспоттом через CC.)

Документирование войн, боли и недоумения в глазах людей, а также природы, культуры и традиций народа — ключевые элементы фотографии Стива Маккарри. Родился в Филадельфии в 1950-летний МакКарри — один из самых важных фотожурналистов последних пятидесяти лет. Член Magnum Photos с 1986 года, его репортажи были опубликованы в престижных журналах по всему миру, и он один из немногих, кто рассказывал визуальные истории о конфликтах в Иране, Ираке, Афганистане и Персидском заливе, чтобы назвать несколько.

Портрет Маккарри 1984 года Афганская девочка входит в число самых узнаваемых фотографий в мире. Проницательные зеленые глаза принадлежат Шарбат Гуле, пуштунской девушке, живущей в лагере беженцев в Пакистане. Она оставалась безымянной в течение 17 лет до 2002 года, когда Маккарри и команда из Команда National Geographic нашла ее в отдаленном районе Афганистана.

Портреты американского фотографа отражают глубокую, интимную и часто меланхоличную сущность душевного состояния человека. МакКарри четыре раза выигрывал конкурс World Press Photo , а в 2019 году был занесен в Международный зал славы фотографии, что является самым желанным признанием в фотоиндустрии. В 2014 году он основал ImagineAsia , неправительственную организацию в Афганистане, целью которой является предоставление детям образования и улучшение здоровья в сотрудничестве с территорией.

Для FRONTRUNNER Стив Маккарри рассказывает нам несколько анекдотов, связанных с его фотографиями, в том числе точный момент, когда он встретил «афганскую девушку», чья фотография станет обложкой журнала National Geographic в июне 1985 года.

Стив МакКарри (Франция, 2012)
Фото: Бруно Барби

Когда вы впервые взяли в руки камеру? Вас вдохновляли какие-то конкретные фотографы?

Я начал фотографировать, когда мне было 11 лет. На протяжении многих лет одним из моих величайших вдохновителей был Анри Картье-Брессон, у которого было отличное чувство времени, композиции и человечности. Меня также вдохновляли Андре Кертес, Доротея Ланж и Эллиотт Эрвитт.

Фотографировать войну — значит дышать пылью, видеть разрушения, нищету и жертвы: это очень сильная сторона профессии фотожурналиста. Что значит документировать войну?

Важные события необходимо записывать, потому что они становятся историческим документом. Картинка может побудить людей к действию. Для меня цель — найти некую универсальность среди людей в самых разных условиях. Если мне это удастся, образ должен быть понятен всем, кто испытал человеческое состояние, независимо от их индивидуальных обстоятельств.

Steve McCurry
Mandalay, Myanmar (2011)
©Steve McCurry

Среди ваших самых известных работ — портрет афганской девушки , опубликованный в журнале National Geographic . Как была сделана эта фотография в Пакистане в 1984 году, и что вы почувствовали, когда встретились взглядом с Шарбат Гулой?

В 1984 году я был в Пакистане, недалеко от Пешавара, в лагере афганских беженцев. Там были тысячи палаток, одна из которых использовалась как школа для девочек. Я осмотрел палатку и попросил разрешения у учителя сделать несколько фотографий. Я сразу же заметил Шарбата в стороне с друзьями. Она была застенчивой, поэтому я не мог просто подойти к ней напрямую. Я потратил некоторое время на то, чтобы сфотографировать нескольких ее одноклассников. В конце концов, она заинтересовалась и согласилась позировать. Как только мы начали, я знал, что у меня есть только около десяти минут, прежде чем она потеряет интерес и уйдет. Взаимодействие было кратким, но изображение оставило сильное, неизгладимое впечатление.

Как вы выбираете объекты для фотографирования? Вдохновение рождается на рабочем месте?

Многие мои портреты — результат случайности, коротких встреч, которые длились, может быть, пару минут от начала до конца. Главное, набраться терпения, чтобы дождаться идеального момента. Это вопрос интуиции, опыта, интуиции и немного магии.

Steve McCurry
Oaxaca, Mexico (2018)
©Steve McCurry

Вы пережили переход от аналогового к цифровому. Как распознать хорошую фотографию?

Хорошая картина запоминается – она остается с вами, трогает вас и, в конце концов, каким-то образом меняет вас. Тот, который вызывает эмоции, и тот, который заставляет меня хотеть чему-то научиться.

Как вы пережили этот период пандемии?

В течение последнего года COVID-19 я просматривал многие тысячи невиданных фотографий, которые хранились в моем архиве. Когда я просмотрел работу, у меня была возможность увидеть работу, которую до сих пор никто не видел.

Steve McCurry
Афганистан (1992)
©Steve McCurry

Рекомендовать0 рекомендацийОпубликовано в Art

Категории: Искусство

Теги: афганская девушка, художественная фотография, National Geographic, фотография, фотожурналистика, Стив МакКарри, World Press Photo

Фабио Парианте

Фабио Парианте — арт-корреспондент FRONTRUNNER. Он журналист, интересующийся искусством, туризмом и цифровыми коммуникациями. Вклады включают BBC (Великобритания), #MuseumWeek Magazine, Artribune, Corriere della Sera и WIRED (Италия/Япония). Он является соучредителем проекта MAI Марины Абрамович и представляет Италию на фестивале #MuseumWeek. Парианте находится между Неаполем и Римом. В Твиттере @FabioPariante / www.fabiopariante.com

30 лет, 20 паспортов: невыразимые истории фотографической жизни Стива Маккарри

  • Женщины, собирающие клевер в Вади Хадрамаут, недалеко от Шибама, Йемен, 1999 г. «Когда я впервые приехал в Шибам, я был поражен — это необычно. Это прекрасно иллюстрирует уникальность Йемена с точки зрения архитектуры, окружающей среды и ландшафта». Здания шестнадцатого века «похожи на глинобитные небоскребы, возвышающиеся над плоской пустынной равниной. Город окружен горными откосами на дальнем горизонте — это один из самых необычных, интересных пейзажей в мире».

    Стив МакКарри—Магнум

    1 из 19 Предыдущий Следующий
  • Мальчики в багажнике такси, Кабул, Афганистан, 1992 г. Обеспокоенный бедственным положением хазарейцев в Афганистане, Маккарри помог основать некоммерческую организацию под названием ImagineAsia. «Это попытка доставить теплую одежду, учебники, карандаши и тетради в район Бамиан в Афганистане, где живут хазарейцы. Возможно, самое главное, мы помогли организовать классы для детей и их матерей в Кабуле. Кроме того, ImagineAsia спонсировала молодую женщину-хазарейку, которая учится в университете в Соединенных Штатах».

    Стив МакКарри—Магнум

    2 из 19 Предыдущий Следующий
  • Платформа железнодорожного вокзала, Старый Дели, Индия, 1983 г. «Вокзал — это театр, и на его сцене происходит все, что только можно вообразить. Нет ничего, чего бы не заметили поезда».

    Стив МакКарри — Магнум

    3 из 19Предыдущий Следующий
  • Мужчины молятся в мечети Хазратбал, Сринагар, Кашмир, 1998 г. «Я не могу не подчеркнуть, насколько важно работать с надежным помощником или проводником. У этого человека действительно в руках ваша жизнь, и он может создать или разрушить вашу историю». Над своим проектом в Кашмире Маккарри работал с другом и журналистом Суриндером Сингхом Оберой, известным под псевдонимом Lovely. «Лавли — большой, крепкий сикх и главный человек, который помогал мне в этой истории. Я сидел с ним практически каждую ночь, обдумывая различные идеи и варианты историй, делая заметки и списки возможных мест и объектов для фотографирования». 0003

    Стив МакКарри—Магнум

    4 из 19 Предыдущий Следующий
  • Мать и ребенок спят в плавучем доме на озере Тонлесап, недалеко от Ангкора, Камбоджа, 1998 г. «Отчасти это просто терпение и ожидание, пока люди решат посмотреть где-нибудь еще или скучно с вами. Это может быть 80 процентов вашего время не продуктивно, но если вы получите пару раз в ходе день, когда вы можете получить то, что вам нужно, этого достаточно».

    Стив МакКарри—Магнум

    5 из 19 Предыдущий Следующий
  • Рабочие, превращающие веревки из сахарной пасты в леденцы, Кабул, Афганистан, 2007 г. «Я хотел написать эту историю, потому что хазарейцы явно были народом, страдающим от преследований, которых они не заслуживали. Суннитское большинство считает их еретиками, а их социальное положение схоже с положением далитов или касты «неприкасаемых» в Индии. Теперь, с растущим влиянием талибов, несмотря на десятилетие вмешательства США и НАТО, хазарейцы, вероятно, снова пострадают»9.0003

    Стив МакКарри—Магнум

    6 из 19 Предыдущий Следующий
  • Мужчина читает Коран, Сана, Йемен, 1997 г. «С его библейским восточным колоритом, рынками и древними городами-крепостями Йемен экзотичен, но в нем есть гораздо больше».

    Стив Маккарри — Magnum

    7 из 19Предыдущий Следующий
  • Сварщик на верфи по разделке судов, Бомбей, Индия, 1994 г. «Корабли просто огромные, а эти люди, как термиты, медленно их ломают. Суда превращаются в металлолом в течение трех-четырех месяцев, а затем просто исчезают».

    Стив Маккарри — Magnum

    8 из 19Предыдущий Следующий
  • Мать и ребенок смотрят внутрь через окно такси, Бомбей, Индия, 1993 г. «Я ехал в такси и ждал на светофоре во время муссона, и женщина поднесла ребенка к окну машины. Я поднял камеру, сделал два кадра, свет поменялся, и поехали — все произошло секунд за семь-восемь. Через два месяца я наткнулся на эти два кадра, когда редактировал фотографии в Нью-Йорке. Я был в восторге, что картина вышла такой же, как и была. Казалось, это символизирует разделение между моим миром и ее — я в этом кондиционированном пузыре, она там, в жаре и под дождем, — и то, как эти два мира на мгновение сошлись воедино». 0003

    Стив МакКарри—Магнум

    9 из 19 Предыдущий Следующий
  • Трое монахов поднимаются к пагоде Мингун, треснувшей во время землетрясения в 1839 году, Мандалай, Бирма, 1994 год «Есть что-то глубоко притягательное в буддийских странах. Меня бесконечно интригует образ жизни монахов, то, как буддийская философия делает упор на сострадание, а также иконография. Этика и эстетика буддизма сливаются воедино уникальным образом».

    Стив МакКарри—Магнум

    10 из 19 Предыдущий Следующий
  • Станция Агра Форт, Агра, Индия, 1983 «Каждый раз, когда подъезжал поезд, я пытался запечатлеть невероятный водоворот жизни, все время перешагивая через людей, разбившихся на платформах, и пробираясь через горы багажа. Станции Индии – это микрокосм страны. Вы видите, как жизнь проживается прямо перед вами. Все на виду – еда, сон, стирка, уход за детьми, ведение дел. Chai wallahs продают чай, коровы и обезьяны добывают себе еду, люди соревнуются за билеты — шум толпы подобен нападению. Кто-то может чинить обувь, кто-то может кого-то стричь или брить. У многих парикмахеров, работающих на станциях, есть только стул и миска с небольшим количеством воды».

    Стив МакКарри—Магнум

    11 из 19 Предыдущий Следующий
  • Силуэты борющихся верблюдов на фоне нефтяного пожара, нефтяное месторождение Аль-Ахмади, Кувейт, 1991 г. «Темнота, вызванная горящими нефтяными скважинами, была похожа на безлунную ночь. Выдержка на моем фотоаппарате была около четверти секунды на f2.8. На фотографиях видно выжженное, адское место, но они не передают тонкого масляного тумана, висевшего в воздухе и покрывавшего мои камеры, или оглушительный рев горящих колодцев. Они также не показывают неразорвавшиеся бомбы и мины, усеивающие пустыню. Я никогда не забуду тот момент, когда я вышел из машины, чтобы размять ноги, и мельком увидел мину союзников позади машины, по которой бежали следы наших шин!»

    Стив МакКарри—Магнум

    12 из 19 Предыдущий Следующий
  • 35-мм слайды McCurry из Ангкора, Камбоджа

    Steve McCurry — Magnum

    13 из 19 Предыдущий Следующий
  • Страницы из журнала МакКарри «Кашмир»

    Стив МакКарри—Магнум

    14 из 19 Предыдущий Следующий
  • Письмо от Эли Роджерс, редактора иллюстраций, National Geographic Magazine, 17 декабря 1983 г.

    Стив МакКарри — Magnum

    15 из 19 Предыдущий Следующий
  • Обложка и страницы из журнала МакКарри «Муссон», 1983 г.

    Стив МакКарри — Magnum

    16 из 19 Предыдущий Следующий
  • Обложка и страницы из журнала МакКарри «Муссон», 1983 г.

    Стив МакКарри — Magnum

    17 из 19Предыдущий Следующий
  • Обложка и страницы из журнала МакКарри «Муссон», 1983 г.

    Стив МакКарри — Magnum

    18 из 19 Предыдущий Следующий
  • Страница с фотографией из паспорта Маккарри, 1996–2006 гг. (л) Камбоджийская виза, 2003 г., из паспорта Маккарри (r)

    Стив МакКарри—Магнум

    19 из 19 Предыдущий Следующий

По Майлз Литтл

28 августа 2013 г. 4:00 по восточноевропейскому времени

«Пролетая низко над озером Блед, выполняя задание в Словении в феврале 1989 года, пилот подвел самолет в опасной близости к поверхности воды. Колеса заклинило, и мы пошли вниз, пропеллер разбился, когда мы ударились о воду. Самолет перевернулся, и фюзеляж начал тонуть в ледяном озере. Мой ремень безопасности застрял, но сработал инстинкт самосохранения, и я смог вырваться. Мы с пилотом выплыли под самолетом на поверхность. Моя камера и сумка все еще находятся на глубине 65 футов».

Так начинается последняя книга фотографа Magnum Стива МакКарри, Стив МакКарри Нерассказанный: Истории, стоящие за фотографиями (Phaidon). Книга охватывает 30 лет карьеры Маккарри и включает увлекательные эфемеры из его путешествий: дневниковые записи, его фотографии на работе и некоторые из 20 с лишним паспортов, которые он просмотрел за десятилетия. Маккарри пережил авиакатастрофу в Словении, а также вооруженных грабителей и взрывы в Афганистане, но в его снимках сквозит скорее удивление, чем страдание. Ему удается заставить мир казаться огромным и совсем маленьким; экзотично и как-то знакомо.

Выросший в пригороде Филадельфии, Маккарри был буйным ребенком, предпочитавшим играть в лесу учебе. Его первое знакомство с фотографией в 11 лет произошло благодаря фоторепортажу Брайана Брейка в журнале LIFE о муссонах в Индии.

Стив МакКарри фотографирует в Непале, 1983 год

Стив МакКарри — Magnum Photos

«Это просто перенесло меня в другой мир», — сказал он TIME. Вдохновленный такими фотографами, как Доротея Ланж и Уокер Эванс, он понял, что нашел свое призвание.

«Моя первая хорошая фотография была сделана в Мехико, — сказал однажды Маккарри CNN. «Бездомный мужчина спал перед мебельным магазином… под этим новеньким диваном в окне. Сопоставление было, как мне показалось, идеальным образцом. Именно это помогло мне стать профессиональным фотографом».

После окончания колледжа Маккарри провел несколько лет в Today’s Post в городе Кинг-оф-Пруссия, штат Пенсильвания, снимая выпускные вечера и встречи Кивани, оттачивая свое мастерство, но он знал, что это не для него. Он уехал в Индию в 1978, намереваясь остаться на три месяца. Он остался на два года.

«Индия была для меня как другая планета», — сказал он CNN. «Я был там 80 или 90 раз… и еще есть много мест, которые я не видел».

Год спустя за границей он встретил афганских беженцев, которые рассказали ему о назревающем сопротивлении моджахедов агрессивному пророссийскому правительству. Он согласился задокументировать их тяжелое положение; они переодели его в традиционную одежду и незаконно ввезли в страну.

«У меня были пластиковый стаканчик, швейцарский армейский нож, две камеры, четыре объектива, пакет с пленкой и несколько пакетов арахиса, — вспоминает он. Конфликт — и профессиональный профиль Маккарри — резко обострились, когда Советы начали полномасштабное вторжение. Их самолеты летели «так низко и близко, что попали бы в мой объектив», — пишет Маккарри. «Мы просто молились, чтобы они не увидели нас и не начали обстреливать». 9По словам ученых НАСА, 0003 дрейфует в открытый океан. Ледяной массив, известный как B31, скоро будет унесен течениями Южного океана; однако отследить айсберг будет сложно, поскольку на Антарктику опускается зима, оставляя мало дневного света для работы ученых. По словам ученых НАСА, откалывание айсбергов — обычное дело, но отлом B31 поднял новые вопросы о скорости, с которой происходит этот процесс. «Откалывание айсбергов — вполне нормальный процесс», — сказала Келли Брант из НАСА, гляциолог из Центра космических полетов имени Годдарда. «Однако разлом или трещина, создавшая этот айсберг, находилась намного выше по течению от среднего за 30 лет фронта отела ледника Пайн-Айленд (PIG), так что этот регион требует наблюдения». Сообщается, что ученых гораздо больше интересует судьба ледника Пайн-Айленд, который «быстро истончается и истощается» и может привести к значительному повышению уровня моря, если этот процесс продолжится. (Стив МакКарри — Magnum Photos)» /> 900:02 Огромный айсберг, отколовшийся от ледника Пайн-Айленд в Антарктиде в ноябре прошлого года, дрейфует в открытый океан, по данным ученых НАСА. Ледяной массив, известный как B31, скоро будет унесен течениями Южного океана; однако отследить айсберг будет сложно, поскольку на Антарктику опускается зима, оставляя мало дневного света для работы ученых. По словам ученых НАСА, откалывание айсбергов — обычное дело, но отлом B31 поднял новые вопросы о скорости, с которой происходит этот процесс. «Откалывание айсбергов — вполне нормальный процесс», — сказала Келли Брант из НАСА, гляциолог из Центра космических полетов имени Годдарда. «Однако разлом или трещина, создавшая этот айсберг, находилась намного выше по течению от среднего за 30 лет фронта отела ледника Пайн-Айленд (PIG), так что этот регион требует наблюдения». Сообщается, что ученых гораздо больше интересует судьба ледника Пайн-Айленд, который «быстро истончается и истощается» и может привести к значительному повышению уровня моря, если этот процесс продолжится.

Стив МакКарри — Magnum Photos

Какими бы драматичными ни были его приключения, МакКарри всегда сосредоточивался на человеческих жертвах войны, а не на самом конфликте. По его словам, важно сохранять строгую отстраненность перед лицом страданий, чтобы выполнять работу, и, вероятно, также помогает то, что он не женат и не имеет детей.

Отстраненность Маккарри, однако, вряд ли можно назвать формой черствости.

«Люди, где бы они ни находились, хотят, чтобы их уважали и любили. Если вы уважаете людей, двери открываются», — сказал Маккарри «Аль-Джазире». Еще один важный урок — терпение. Прежде чем взять камеру, он исследует место, посещает от пяти до десяти деревень в данной стране, прежде чем сосредоточиться на самой интересной. Он также редко работает один. «Я не могу не подчеркнуть, насколько важно работать с надежным помощником или проводником. У этого человека действительно в руках ваша жизнь, и он может создать или разрушить вашу историю».

Не вся работа Маккарри связана с его действиями в зонах боевых действий. Pirelli, итальянская шинная компания, поручила McCurry снять свой календарь на 2013 год в Рио. Большинство модных фотографов снимают обнаженных девушек-моделей для этих корпоративных календарей. Модели Маккарри не только носили одежду, он также выбирал женщин, связанных с гуманитарными делами. По его словам, такие заказы позволяют ему хорошо работать, не ставя под угрозу свое видение.

«В этом есть медитативность», — сказал Маккарри Art Space. «Когда я гуляю и фотографирую, у меня возникает особый настрой, и я становлюсь гораздо более настроенным на окружающий меня мир. Быть живым — это радость, и, может быть, это то, через что мы прошли».


Стив МакКарри работает фотожурналистом более 30 лет. Он является обладателем золотой медали Роберта Капы, Национальной премии фотографов прессы и четырех первых премий конкурса World Press Photo. Steve McCurry Untold: The Stories Behind the Photographs будет опубликован Phaidon в сентябре 2013 года.


Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected]

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected]

Вам также может понравиться

Стив Маккарри

Фотограф Стив Маккарри наиболее известен своими вызывающими воспоминания цветными изображениями, многие из которых стали современными иконами. Он улавливает суть человеческой борьбы и радости и освещал многие области международных и гражданских конфликтов, включая Бирму, Шри-Ланку, Бейрут, Камбоджу, Филиппины, войну в Персидском заливе, бывшую Югославию, а также постоянное освещение Афганистана и Тибета. Он сосредотачивается на человеческих последствиях войны, показывая не только то, какое впечатление война производит на ландшафт, но и на человеческое лицо.

МакКарри родился в Филадельфии и с отличием окончил Колледж искусств и архитектуры Пенсильванского государственного университета. Он является членом Magnum Photos с 1986 года. Маккарри является лауреатом многочисленных наград, в том числе «Фотограф года журнала» в 1984 году и мемориальной премии Оливье Реббота в 1986 и 1992 годах. Маккарри опубликовал несколько книг, в том числе The Unguarded Moment (2009), Взгляд на восток (2006), Стив Маккарри (2005), Путь к Будде: тибетское паломничество (2003 г.), Юг-юго-восток (2000 г.), Портреты (1999 г.), Муссон (1988 г.) и Императорский путь (1985 г.).

Скачать PDF

Нью-Йорк | Челси

Стив Маккарри: Индия

Специальная презентация 22 июля – 19 августа 2022 г.

Нью-Йорк | МЭДИСОН AVE

Стив Маккарри

В поисках других мест: неопубликованные и знаковые изображения 22 октября 2020 г. — 15 января 2021 г.

Сингапур

Стив Маккарри

Знаковые фотографии 16 января – 7 апреля 2016 г.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.