Свет и освещение: Дэвид Килпатрик — Свет и освещение читать онлайн
Дэвид Килпатрик — Свет и освещение читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …55
Предисловие редактора перевода
Настоящая книга — не первая в серии практических руководств по фотографии, выпускаемых издательством «Мир». Но именно она, пожалуй, касается самой сути этого вида искусства — грамотной оценки и использования света. Без света просто не существует фотографии, ведь само это слово в точном переводе означает «светопись». И разница между хорошей и плохой фотографией, когда все другие, более рутинные этапы ее получения выполнены достаточно квалифицированно, будет определяться только способностью фотографа выигрышно использовать имеющиеся условия освещения или сознательно и творчески управлять ими. Осознанная и кропотливая, подчас совершенно индивидуальная работа со светом — вот тот резец, которым опытный фотограф, подобно скульптору, воплощает свой творческий замысел.
Написанная опытным фотографом-практиком, эта книга рассказывает о свете и освещении в фотографии. Как и другие практические зарубежные руководства, она не перегружена теорией, не уводит читателя в дебри многочисленных альтернатив.
Ее цель иная — на конкретных примерах показать, как свет и освещение могут преобразить фотографию и что дает фотографу современная техника для управления этим выразительным средством. Почти всем своим содержанием она связана как с техническим, так и с творческим аспектами работы, а все рутинные проблемы, например определение экспозиции или фокусировка, предполагаются либо уже знакомыми читателю, либо в достаточной мере автоматизированными. Доступный и наглядный стиль изложения, конкретность, которую мы пытались сохранить и даже несколько акцентировать в русском переводе, делают книгу безусловно полезной и интересной и для начинающих любителей, особенно для тех, кто стремится сразу обратиться к изучению огромного опыта больших мастеров или просто грамотных фотографов.
Автор охватывает весь диапазон условий освещения — от искусственного освещения мощными студийными электронными вспышками и простыми приборами с лампами накаливания до подчас неконтролируемого дневного освещения и освещения в глубоких сумерках.
Для большинства наших читателей имеющееся и особенно естественное освещения более важны, чем рафинированные условия специальной студии. Такое же отношение, как отмечает автор, присуще и многим зарубежным фотографам, включая профессионалов. Поэтому значительное место в книге отводится систематизации и «узнаванию» типичных условий естественного освещения, практическим советам по их оптимальной реализации. С этими вопросами тесно связана и достаточно новая даже для зарубежных публикаций проблема управления дневным светом с помощью отражающих и поглощающих панелей — перспективная и широкодоступная технология, которая может быть полезной как в любительских, так и в профессиональных условиях. Такой подход открывает совершенно новые возможности обеспечения оптимальных условий освещения в случаях, которые раньше рассматривались как неконтролируемые. Традиционной технике в книге тоже уделяется значительное внимание. Предлагаемый в этом случае материал позволяет не только повысить уровень работы в профессиональной студии, но при желании умело организовать и любительскую студию.
Читая книгу, уделите внимание иллюстрациям. Подписи к ним часто разъясняют основной текст, а тематические подборки могут служить своего рода подсказками не только начинающим, но и более опытным фотографам. Такова, например, развернутая иллюстрированная схема съемки портрета и натюрморта, в каждом варианте которой специальной организацией освещения выделяется тот или иной изобразительный момент. В этих примерах проявляется и еще одно достоинство книги — постоянное соотнесение технических рекомендаций с творческой стороной замысла, демонстрация их неразрывной связи. Для мягкого и пластичного портрета молодой блондинки неприемлемы схемы освещения, которые являются наилучшими при съемке волевого лица молодого мужчины, а подчеркивание формы и тональности натюрморта может потребовать принципиально различных решений в зависимости от конкретного вида изделия или предмета.
В большинстве своих примеров и советов автор тяготеет к обычной фотографии, в особенности к двум ее наиболее близким зарубежной коммерческой деятельности видам: портретной и рекламной съемке.
Эти случаи рассматриваются наиболее тщательно, с указанием специфических трудностей и особенностей. Подобные рекомендации, по-видимому, представляют для наших фотографов-профессионалов особый интерес, так как почти полное отсутствие соответствующих пособий в отечественной литературе и весьма высокий уровень зарубежного опыта в этих областях могут значительно облегчить их работу. В тех случаях, когда это связано с какой-либо спецификой, даются практические рекомендации для киносъемок и видеосъемок. При этом почти все рекомендации вдумчивый читатель может в значительной степени перенести на конкретные условия своей работы.
Для советского читателя не все советы автора реализуемы. В отсутствие некоторых, особенно студийных, типов осветителей и насадок, автоматизированных систем и приспособлений затрудняется, и не только для любителя, реальное воплощение многих интересных идей. Но даже в таких казалось бы безвыходных положениях конкретный совет дает возможность творчески преобразовать идею под имеющееся оборудование или натолкнуть на путь создания достаточно полноценных заменителей.
Наиболее важны здесь накопленный опыт, умение предостеречь от ловушек, способных неожиданно погубить результаты уникальной работы.
И наконец, подобная книга — скорее руководство, а не учебник. Как по учебнику грамматики невозможно научиться писательскому мастерству, так и по такому руководству — фотографическому искусству. Поэтому, чем в меньшей степени вы будете относиться к ней как сборнику бесспорных прописей и чем в большей степени рассматривать ее как материал к творческому размышлению, дополняя его собственным творческим опытом — неизбежными потерями и бесценными находками, — тем более полезную роль сыграет эта книга в вашем творческом становлении. И здесь еще раз нелишне напомнить одну из редких бесспорных истин искусства вообще: собственного опыта и умения не заменить ничем.
А. Шеклеин.
Свет и изображения
Видимый свет дает нам наиболее полное отображение или воспроизведение действительности. Зрение снабжает мозг человека значительно большим объемом информации, чем любой другой орган чувств, а наша способность обрабатывать зрительную информацию развита наиболее сильно.
Преодолевая один из главных недостатков головного мозга — неспособность сохранять в визуальной памяти все подробности видимою изображения, — человек прошел долгий путь от наскальных рисунков до фотохимического (фотографического) воспроизведения и электронной(видео) записи изображений.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …55
Свет и освещение / Хабр
Часто (в том числе и на хабре) всплывает вопрос освещения, особенно «нанотехнологиченого» светодиодного и зачастую говны священных войн «светодиод» против люминисцентных ламп начинают подбурливать. Больше года я уже собирался написать статью о свете, и оно наконец свершилось.
Из этой статьи вы узнаете почему в фотостудиях не снимают с люминесцентными лампами, почему светодиоды до сих пор не захватили мир и стоит ли ими освещать улицы. Поехали!
О цвете и спектре
Все мы знаем, что зрение у нас – примитивное, трехкомпонентное: у нас три типа «цветных» рецепторов – «красные», «синие» и «зеленые».
Но жизнь как обычно сложнее – цвет определяется длинной волны/энергией кванта света, а она – как double, принимает любые значения. Соответственно, к нам в глаз может прилететь квант света посередине между красным и зеленым, и на него «в половину» силы среагируют и красный и зеленый типы рецепторов. Отсюда и происходят разные «непонятные» смешения цветов – если объект отражает и красный и зеленый свет, то мы увидем желтый, хотя на самом деле квантов с «желтой» длиной волны там нет.
Чтобы было понятнее: глаз не может отличить, если объект отражает чисто желтый свет (580нм), или одновременно зеленый (520нм) и красный (680нм). В глазу оба рецептора активируются в обоих случаях и мы увидим один и тот же цвет, желтый.
Реальность намного сложнее чем просто RGB. Отсюда все эти проблемы с «цветовыми профилями», «балансом белого», «неправильным освещением»
Об ущербном освещении
Если кто из вас занимался печатью фотографией дома с красной лампой – могли заметить, что все предметы, которые не отражают красный свет в свете красной лампы — кажутся черными.
Основные характеристики ламп
1. Эффективность, лм/вт (=сколько видимого света выдает лампа на 1Вт мощности).
2. Срок службы/надежность
3. Качество освещения (спектр, мерцание)
Основные типы ламп
В данной статье ограничимся лишь тем, что широко используется для освещения, информацию по всякой специфике вроде ксеноновых дуговых ламп можно найти сами знаете где 🙂
1. Лампы накаливания
Исторически первый тип ламп. Ужасная энергоэффективность – 8-10 лм/Вт. Основная проблема с надежностью — во время включения. Т.е. сопротивление нити накала тем ниже, чем ниже температура, при включении лампа отжирает до 10x номинальной мощности, и за счет сверхбыстрого нагрева нить постепенно повреждается.
2. Галогеновые лампы
Фактически, это тоже лампы накаливания, но в колбу добавлен бром или йод, что повышает срок службы и позволяет поднять температуру нити. Энергоэффективность чуть получше – 10-15 лм/Вт, спектр также непрерывный также смещен в красную область, но уже меньше. Единственный практически идеальный источник света для фотографии (отдаленно с ним сравнимы только ксеноновые лампы вспышки, но спектр уже не ровный, с сильно выпирающей синей частью, особенно у 480нм). Также при наличии механизма плавного пуска срок службы может быть очень большим (без него – в зависимости от кол-ва включений/выключений).
Главное что нужно помнить: если помещение отапливается электричеством, то ставить туда «энергосберегающие»(люминесцентные) лампы для экономии энергии нет смысла вообще, придется на столько же больше энергии потратить для дополнительного отопления, или будет просто холоднее.
3. Люминесцентные лампы
В люминесцентных лампах разряд в парах ртути (которой в лампе считанные миллиграммы) дает ультрафиолет, который люминофор переизлучает в видимом диапазоне. Вопреки попыткам раздуть истерику, жесткий ультрафиолет не может в серьёзных количествах выйти из лампы – т.к. корпус из обычного стекла ультрафиолет не пропускает, а то что остается – сильно меньше солнечного уровня. Для того, чтобы ультрафиолет выходил — нужен корпус из кварцевого стекла, а оно весьма недешево, по ошибке его не подсунут .
Основных групп 2: «длинные» и «компактные, в стандартные цоколь». Отличие – в длинных нет электроники, она часть светильника. В компактных – в качестве электроники стоит низкокачественные китайские поделки которые зачастую сгорают быстрее чем сама лампа. Само собой, бывают компактные лампы и с нормальной электроникой, плавным пуском и проч. – но стоят они огого(с каждой лампой электронику выкидывать… куда greenpeace смотрит), и не делают особо.
Китай побеждает. Справа как раз образец электроники от лампы, которую выбрасывают с каждой лампой (фото отсюда). Кстати, этой электроникой (балластом) можно питать и длинные лампы аналогичной мощности, хотя это не самое надежное решение — все-таки тут все компоненты самые дешевые и низкокачественные.
Энергоэффективность компактных – от 50 до 70 Лм/Ватт (это еще самые лучшие что есть у Phillips).
Надежность – зависит от температуры, электроники, и качества изготовления в целом. Если у вас плафон смотрит «вниз», так что горячий воздух не может никуда выйти – лампа сдохнет очень быстро. Помогает просверливание дырок по всему пластиковому корпусу. Также, электронную часть можно ремонтировать – во многих случаях там просто течет конденсатор, который можно заменить на аналогичный (ремонт более чем актуален для ламп большой мощности). Т.к. лампы эти делают для простых смертных, найти данные по спектру не так просто, и можно предполагать что используется самый дешевый и простой люминофор – ведь надо сэкономить стоимость и для электронной части лампы.
«Длинные» лампы – гораздо интереснее, эффективность от 50-65 Лм/Ватт (с более «приятным» спектром) до 100-110 с «плохим» спектром, это уже с учетом электроники. В любом случае, за счет того, что электроника не выбрасывается, при меньшей стоимости лампы служат дольше. Также на сайте филипс для любой прямой лампы можно спокойно посмотреть её спектр и увидеть, насколько он близок к солнечному.
Теперь подробнее о спектре – он далеко не ровный. В спектре энергоэффективной люминисцентной лампы (с «плохим» спектром, сверху)– например видно что там, где наш глаз наиболее чувствителен (530-550нм) – провал почти до 0. (Потому и нельзя сказать, 10Вт люминисцентой лампы = 50Вт лампы накаливания). Отсюда и искажение света: если в комнате будет объект, который отражает в основном свет с длиной волны 530нм – он будет выглядеть намного темнее(практически черным), намного менее насыщенным.
В реальности, объекты редко отражают одну конкретную длину волны, потому просто соотношение RGB изменится по сравнению с дневным светом, и многие вещи будут темнее/менее насыщенными чем на дневном свете.
Лампы с «хорошим» спектром хоть и имеют пики, все-таки не имеют таких жестких провалов – но за это пришлось заплатить вдвое худшей светоотдачей при равной мощности.
Срок службы – зависит от температуры и качества электроники (балласта). Нормальный балласт имеет плавный пуск для продления срока службы, и работает на высокой частоте (=нет мерцания). Гудения от древних дроссельных балластов со стартерами и мерцания в современных лампах больше нет.
В полевых условиях качество люминофора лампы проверить можно компакт-диском — смотрим на радугу от лампы на диске. Если «радуга» из полос — дерьмовый люминофор (3 полосы — более дерьмовый, 5 полос — чуть менее). На лампе с хорошим люминофором радуга будет непрерывная. Но компактных ламп таких я думаю не найти.
4. Светодиодные лампы
Наиболее дешевые(только на таких и делают лампы) белые светодиоды – синие + желтый люминофор, что дает подобие белого света, но на самом деле далеко не белый.
Выраженные пики на 450 и 550нм, с провалом около 500, и после 600нм.
Соответственно, со светодиодным освещением цвета также получатся искаженными.
Лучшие готовые светодиодные лампы дают энергоэффективность в начале службы 50-60 Лм/Вт (т.е. меньше чем лучшие люминесцентные, примерно столько, сколько и компактные люминесцентные). Большой мощности у них быть не может, т.к. они очень быстро дохнут при перегреве. Срок службы сильно зависит от температуры, и в любом случае не выше 50’000 часов (на половинной мощности и с хорошим охлаждением конечно может и больше). Если лампа перегревается до 100С – то за единицы/десятки часов сдохнет. Но вот частое включение/выключение им не вредит совершенно.
Если светодиоды покупать отдельно, то во первых будет трудно найти правильные светодиоды с хорошей светоотдачей. На заводе их сразу бьют на категории, и наиболее эффективные — продают дороже. А зачастую то что лежит в наличии в магазинах — из самых плохих серий, с эффективностью 30-40 Лм/Вт. Далее нужно эффективное питание (со стабилизированным током, а не напряжением), хреновый блок питания с КПД 75% легко ухудшит светоотдачу почти до уровня галогеновых ламп 🙂
Долгие годы меня мучал вопрос, почему нельзя питать светодиоды стабилизированным напряжением, если подобрать его очень точно, чтобы был нужный ток? Дело в том, что при нагреве «сопротивление» диода сильно будет менятся, и при том же напряжении через него может пойти ток сильно меньше или сильно больше нормы, и диод быстро деградирует (при превышении тока в 2 раза — они сразу не сгорают, просто срок службы в 1000 раз меньше.
Светоотдача на ватт кстати быстро падает, потому дополнительного света почти не будет, все уйдет в тепло).
С учетом всего сказанного, делать основное освещение на светодиодах, особенно при их цене – полное безумие, и ситуация в ближайшие годы быстро не изменится. Преимущества есть только при работе в условиях вибрации (фонари, транспорт) и частого включения/выключения (туалет).
5. Натриевые лампы
Натриевые лампы – можно увидеть в уличном освещении. Имеют феноменальную эффективность, обычно 100-150, до 200 Лм/Вт (да-да, в 4 раза эффективнее лучших светодиодных ламп, и в 2 раза лучше самых эффективных люминесцентных), стоят копейки.
Проблема лишь в том, что светят они желтым светом, и больше никаким, потому освещать им можно только улицы, склады и проч. Все что не отражает желтый свет – будет черным.
Срок службы – десятки тысяч часов, цена – копейки. В свете этого можно сказать только, что установка светодиодного уличного освещение – полнейший попил бабла.
Нет ничего эффективнее и дешевле натриевых ламп для уличного освещения.
6. Металлогалогенные лампы c керамической горелкой
Эти лампы – легкая экзотика. С эффективностью около 100лм/Вт, со спектром без больших провалов, но достаточно дорогие. По всем параметрам кроме цены они лучше люминесцентных, и именно на их основе я собираю себе едрёную люстру в комнату. Есть еще с кварцевой горелкой — там спектр похуже. Нагуглить можно по ключевому слову CDM-TD или на сайте филипса.
Заключение
Мораль истории такова:
- В туалет и фонарики покупаем светодиодные лампы (не боятся тряски, включений/выключений).
- Основное освещение в комнате где идет работа – люминесцентные с «хорошим» спектром (проверять на сайте производителя, если информации нет — значит все плохо ). Лучше «длинные», если найдете подходящие светильники.
- Освещение в комнатах где не нужно работать – энергоэффективные люминесцентные лампы с плохим спектром (или с хорошим, если электричества не жалко).
Лучше «длинные», если найдете подходящие светильники. - Освещение на улицах и складах – натриевые лампы.
- Фотография – только галогеновые лампы (500Вт светильники с галогенками-палочками стоят копейки). (Про лампы-вспышки тут не говорим, они безусловно не плохие)
- Обычные лампы накаливания – только на черный день.
Комментарии/вопросы/мнения – в студию!
Pebble Pendant — Andlight, декоративная студия дизайнерской студии и производителя светильника в Ванкувере, Канада
______
серия гальки
Дизайн:
:
: 5
:
:
:
Серия прославляет необъяснимые и прекрасные качества камней.
Улучшая свою простую, но скульптурную форму за счет прозрачности, две формы, выдуваемые из стекла, объединяются, вступая в диалог. В результате получается, казалось бы, сделанный на заказ подвесной светильник, форма которого бесконечно меняется по мере того, как он выглядит под разными углами.Всегда комбинация из двух форм, выдувных из стекла, каждая с тремя вариантами отделки, галька позволяет каждому извлекать свою личную коллекцию.
Срезанный лист ︎︎︎
Подвеска
Линейный наг. Мировой рынок
︎ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
︎ ЗАПРОС ИЗОБРАЖЕНИЯ
︎ ЗАПРОС ФАЙЛА 3D/REVIT/IES
︎ ЗАПРОС НА ПОКУПКУ
DIMENSIONS
Model Specific
MATERIALS
Glass
Алюминий
ПРОИЗВОДСТВО
Канада
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 8
14W LED 300ma
90+ CRI
Dimming: Triac or 0–10
COLOUR TEMPERATURE
CANOPY
финиш
Жемчужина (PL)
CITRIN поддерживать и сотрудничать в дальнейшей настройке наших светильников для крупномасштабных проектов.
По всем вопросам обращайтесь по адресу [email protected]
СЕРТИФИКАТЫ
PEBBLE PENDANT, SLATE/SLATE
PEBBLE ARCHIPRODUCTS DESIGN AWARD FINALIST, 2019
PEBBLE PENDANT, PEARL/CITRINE
ПОСМОТРЕТЬ НАШИ ПРОДУКТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ︎
ПРОЕКТЫ Обе формы стекла соединены друг с другом с помощью алюминиевого держателя светодиода и радиатора; позволяя формам располагаться близко друг к другу в гармонии, в то же время размещая электрические соединения и систему подвески. Одна сторона в два раза ярче другой, что позволяет комбинировать большие и малые формы с постоянной светоотдачей.
«Вдохновением для создания серии послужила красота, присущая речным камням — кажущаяся простой, реальная сложность их формы — результат тысячелетней лепки природы. Выдувание стекла было интересным процессом для реализации этой идеи, поскольку оно позволяет манипулировать материалом. Я хотел позволить этим первобытным формам светиться, добавляя им глубины и наделяя их душой».
— Лукас Пит
Марк 9Серия 0000 COLUMN — ANDlight, студия дизайна декоративных светильников и производитель в Ванкувере, Канада
EN/FR
______
Подвеска
Дизайнер: Lukas Peet, 2022
Порядок колонны. Граненая поверхность колонны имитирует рифление, используемое на зданиях и храмах, для создания ощущения ритма, мягко рассеивающего свет, излучаемый в пространство.
Поскольку он может быть расположен в сегментах цилиндров из выдувного стекла, он может удлинять пространство по вертикали или расширять его по горизонтали.
Quick Links ︎
︎ Инструкции — Северная Америка
︎
︎ ЗАПРОС ФАЙЛА 3D/REVIT/IES
︎ ЗАПРОС НА ПОКУПКУ
ОТРЕЗНЫЕ ЛИСТЫ ︎︎︎
2 РАЗМЕРА, 2 НАПРАВЛЕНИЯ, 2 ОТДЕЛКИ
Модули от одного до шести можно масштабировать по вертикали, а модули от трех до шести можно комбинировать по горизонтали.
Доступная в двух размерах — 175 и 300, Колонна выполнена из прозрачного углерода и порошкообразной слоновой кости, похожей на камень.
175 Vertical — слоновая кость
300 Вертикальная0004
300 HORIZONTAL – IVORY
DIMENSIONS
Model Specific
MATERIAL
Glass
Aluminum
Производится
Канада
Электрика
Входное напряжение: 110–120 В, 220–240 В, 110–277 В
Лампа: 12 Вт 24 В.

Лучше «длинные», если найдете подходящие светильники.