Александр родченко фото: 10 лучших фотографий Александра Родченко
Художник недели: Александр Родченко
История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
- Александр Родченко, 1947
Фото: Вадим Ковригин
Источник: Собрание МАММ, tatlin.ru
Годы жизни: 1891–1956
Направление: кубофутуризм, геометрическая абстракция, конструктивизм
Виды искусства: живопись, графика, пространственные конструкции, сценография, фотография, дизайн
Жизнь и творчество
Александр Родченко — ключевая фигура в художественной жизни 1920–30-х годов, живописец авангарда, родоначальник советского дизайна и рекламы, пионер русской авангардной фотографии. В каждой из сфер, к которым Родченко обращался в своей творческой практике, он сказал новое слово, заложив фундамент советской визуальной культуры.
Александр Михайлович Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в здании театра на Невском проспекте, где его отец работал бутафором. В 1901 семья переехала в Казань. Здесь Родченко начал учиться на зубного техника, но быстро оставил эту затею, устроившись вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Он увлекся искусством Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Обри Бёрдслея, японской гравюрой и поэзией Серебряного века. Переломным моментом оказался приезд в 1914 году в Казань футуристов Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и Василия Каменского — посетив их вечер, Родченко всерьез заинтересовался новейшими тенденциями в искусстве. В том же году в училище он познакомился с будущей женой Варварой Степановой. В конце 1915 года пара художников переехала в Москву.
По приезде в Москву начал обучение в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище и познакомился с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным. К последнему художник проникся огромным уважением.
Он участвовал в организованной Татлиным выставке «Магазин» (1916), на которой нашел свое отражение кубофутуристический период творчества Родченко. Впоследствии его работы экспонировались на важнейших выставках конца 1910-х — начала 1920-х годов, в том числе «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919, Москва) и «5 × 5 = 25» (1921, Москва).Следуя за общим направлением развития искусства авангарда, художник обратился к беспредметной живописи, последовательно разрабатывал проблему взаимоотношения плоскости и пространства, цвета и света, фактуры и формы в станковой картине. В противопоставление «Белому на белом» Малевича создал композицию «Черное на черном», где фактура поверхности картины выступила основным объектом живописного эксперимента. Кроме того, Родченко утвердил линию как самоценную форму в искусстве, придав ей значение символа конструкции. Свои теоретические находки художник изложил в текстах манифестов «Все — опыты» и «Линия» (1920). В 1921 году Родченко подытожил свою живописную практику триптихом «Гладкий цвет», состоявшим из трех монохромных холстов — красного, желтого и синего.
- Александр РОДЧЕНКО Круговая и линейная композиция. 1917
Бумага, акварель, гуашь, карандаш, чернила. 26,6 × 20,3
Sotheby’s, Нью-Йорк. 05.11.2015. Лот 154
Цена: $646 000
Источник: artinvestment.ru
Плотная работа с фактурой, использование «нехудожественных» инструментов (циркуля, линейки, валика) для создания живописных работ, вычленение универсальных геометрических принципов построения композиции наметили основу для формирования конструктивизма в изобразительном искусстве. Циклы пространственных конструкций, над которыми Родченко работал с 1918 по 1921 год («Складывающиеся и разбирающиеся», 1918; «Плоскости, отражающие свет», 1920–1921; «По принципу одинаковых форм», 1920–1921) послужили основами для конструктивистского метода.
С большим энтузиазмом встретив Октябрьскую революцию, Родченко во многом сформировал и направил художественную жизнь молодого государства. Он стоял у истоков Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918), был его секретарем, в 1920 году стал одним из создателей РАБИСа (советского профсоюза работников искусства). Работал в отделе ИЗО Наркомпроса и заведовал Музейным бюро (1918–1921). Вел активную преподавательскую деятельность: с 1920 года на живописном факультете, а затем, с 1922 по 1930, на производственном металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. С 1920 был членом президиума ИНХУКа, с 1921 возглавлял институт, деятельность которого сосредоточилась на теоретической разработке проблем конструктивизма и производственного искусства. Художники-производственники, поставившие искусство на пользу быту, во главе с Родченко создавали функциональную мебель, предметы быта, рабочие костюмы. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже был представлен интерьер рабочего клуба Родченко, где воплотились его главные идеи создания среды для «нового» советского человека.
- Александр РОДЧЕНКО Построение № 95. 1919
Холст, масло. 65 × 40
Sotheby’s, Лондон. 29.11.2016. Лот 10
Цена: $4 554 531
Источник: artinvestment.ru
С начала 1920-х Родченко, с самого детства завороженный искусством театральных представлений, работал для театра. В 1920 году он создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы» (1920), оформил спектакли «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре Всеволода Мейерхольда (1929) и «Шестая мира» для Московского мюзик-холла (1931).
Свои находки в живописи Родченко перенес на проектирование рекламного и агитационного плаката, плодотворно сотрудничая в этой сфере с Владимиром Маяковским. Выразительность и убедительность рекламы Родченко строилась на четкой графической схеме изображения, в которую вплетались понятийно-знаковые элементы (стрелки и восклицательные знаки), а также выразительном рубленом шрифте. В плакат, как и в книжную графику («Про это», 1923), Родченко включал элементы фотомонтажа, что добавляло ощущение реальности, вещественности демонстрируемого образа.
Через фотомонтаж в середине 1920-х Родченко пришел к фотографии. Сначала он создавал психологические портреты родственников, друзей и знакомых, а затем сконцентрировался на документальной фотографии, став главным фотографом советского режима.
В конце 1920-х новатор Родченко впервые подвергся критике за формализм. В 1930 году он на базе фотосекции творческого объединения «Октябрь» создал одноименную фотогруппу. В числе ее участников были мастера авангарда в фотографии: Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Владимир Грюнталь, Михаил Кауфман. В 1931 году на выставке группы в Доме печати художник экспонировал ряд снимков, композиционная смелость которых повлекла за собой обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. В результате Родченко вышел из состава «Октября» (1932) и начал работать фотокорреспондентом по Москве «Изогиза», а затем отправился на съемки строительства Беломорско-Балтийского канала (1933).
В целом во второй половине 1930-х годов Родченко переживал некий творческий кризис, который привел его к возвращению к станковой картине. В произведениях конца 1930-х — 1940-х годов он внезапно обратился к фигуративной живописи, перемежая ее с полуабстрактными декоративными работами на тему цирка, портретами, пейзажами, отмеченными динамикой быстрых и легких мазков, экспрессией колорита и фактуры. Художник не переставал экспериментировать и в области абстракции — ряд его работ конца 1940-х годов приближается к абстрактному экспрессионизму, другие наталкивают на ассоциации с зарождавшимся тогда неофициальным искусством. В 1952-м он был исключен из МОСХ, но благодаря усилиям Варвары Степановой восстановлен в 1955 году. Умер 3 декабря 1956 года от инсульта в Москве, незадолго до открытия своей первой фотовыставки.
- Александр РОДЧЕНКО Клоун. Сцена в цирке (Жонглер). 1935
Холст, масло. 80,2 × 59,5
Sotheby’s, Нью-Йорк. 26.04.2006. Лот 93
Цена: $528 000
Источник: artinvestment. ru
Персональные выставки великого мастера авангарда прошли в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1971, 1994, 1998), Музее Людвига в Кёльне (1978), Центре Помпиду в Париже (1981), Венском музее прикладного искусства (1991, 2005) и многих других ведущих зарубежных институциях. В России в последние годы состоялось несколько крупных экспозиций творчества художника (преимущественно его фотографии) — «В гостях у Родченко и Степановой» (2015, Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Александр Родченко. Опыты для будущего» (2016, Мультимедиа Арт Музей), «Александр Родченко. Из коллекции фонда Still Art Foundation» (2020, Центр фотографии братьев Люмьер).
Работы Родченко находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музее, Музее Людвига в Кёльне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и других собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Родченко входит как живопись, так и графика, проданная Sotheby’s за пределами России в разные периоды. Третий по стоимости результат был достигнут нью-йоркским офисом аукционного дома: живопись «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)» (1935, холст, масло) была продана за $528 000. Обновления рекорда пришлось ждать девять лет: графика «Круговая и линейная композиция» (1917, бумага, акварель, гуашь, карандаш, чернила) ушла с торгов на Sotheby’s в Нью-Йорке осенью 2015 года за $646 000. Ныне действующий рекорд был установлен в 2016-м, и место действия перенеслось в Лондон: на осенних «русских неделях» живопись «Построение № 95» (1919, холст, масло) ушла с молотка за $4 554 531.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 745 раз были выведены на аукционные торги, из них фотографии — 625 работ, графика — 54 работы, живопись и тиражная продукция — по 21 работе, коллаж — 8 работ, скульптура — 6 работ, книги — 5 работ, смешанная техника — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $31,4 тыс., медианная стоимость — $5,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $14,23 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 453 к 292 (61 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–2003 | 275 | 190 | 69 | 85 |
2004–2008 | 191 | 127 | 66 | 64 |
2009–2014 | 147 | 71 | 48 | 76 |
2015–2020 | 132 | 65 | 49 | 67 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 288 | 192 | 67 | 96 |
Великобритания | 157 | 101 | 64 | 56 |
Германия | 138 | 79 | 57 | 59 |
Франция | 45 | 22 | 49 | 23 |
РФ | 43 | 26 | 60 | 17 |
Австрия | 25 | 11 | 44 | 14 |
Монако | 12 | 2 | 17 | 10 |
Италия | 11 | 7 | 64 | 4 |
Бельгия | 8 | 6 | 75 | 2 |
Швейцария | 8 | 3 | 38 | 5 |
Израиль | 3 | 2 | 67 | 1 |
Испания | 2 | 0 | 0 | 2 |
Нидерланды | 2 | 2 | 100 | 0 |
Армения | 1 | 0 | 0 | 1 |
Украина | 1 | 0 | 0 | 1 |
Чехия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Untitled | 2016 | 4 406 | 2017 | 686 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –3 720 | –84,4 |
2 | Untitled | 2017 | 686 | 2017 | 327 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –359 | –52,3 |
3 | История Коммунистической партии | 2012 | 7 912 | 2013 | 4 485 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –3 427 | –43,3 |
4 | Копание червей для наживки | 1996 | 3 360 | 1997 | 2 160 | 1 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –1 200 | –35,7 |
5 | Студентка/ Художник Шевченко/ В. Маяковский | 2000 | 251 | 2001 | 201 | 1 | Nagel, Штутгарт | –50 | –19,9 |
6 | Untitled | 2017 | 1 424 | 2017 | 1 252 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –172 | –12,1 |
7 | Колонна «Динамо» | 1992 | 24 006 | 2002 | 16 800 | 10 | Christie’s, Нью-Йорк | –7 206 | –3,0 |
8 | Антракт | 2008 | 11 113 | 2012 | 9 932 | 4 | Phillips de Pury, Нью-Йорк | –1 181 | –2,7 |
9 | Колонна спортивного общества «Динамо», направляющаяся к Красной площади | 2004 | 17 925 | 2006 | 17 405 | 2 | Sotheby’s, Амстердам | –520 | –1,5 |
10 | Lestnitsa (Steps) | 2014 | 275 000 | 2019 | 281 250 | 5 | Christie’s, Нью-Йорк | 6 250 | 0,5 |
11 | Девушка с фотоаппаратом «Лейка» | 1996 | 5 040 | 2002 | 9 600 | 6 | Swann Galleries, Нью-Йорк | 4 560 | 15,1 |
12 | Пионер | 1992 | 32 008 | 2013 | 143 000 | 21 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 110 992 | 16,5 |
13 | Lestnitsa (Steps) | 1993 | 56 015 | 2014 | 275 000 | 21 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 218 985 | 18,6 |
14 | Пионер-горнист | 2001 | 2 514 | 2002 | 3 196 | 1 | Lempertz, Кельн | 682 | 27,1 |
15 | Стадион «Динамо», спортивный парад | 2004 | 9 000 | 2006 | 14 504 | 2 | Sotheby’s, Амстердам | 5 504 | 30,6 |
16 | Композиция | 2002 | 13 617 | 2003 | 25 184 | 1 | Ketterer Kunst, Мюнхен | 11 567 | 84,9 |
17 | Клоун. Сцена в цирке (Жонглер) | 1988 | 30 800 | 2006 | 528 000 | 18 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 497 200 | 89,7 |
18 | Из серии «Музей Родченко». Портфолио № 2: Портреты | 2010 | 23 055 | 2011 | 52 683 | 1 | Phillips de Pury, Лондон | 29 628 | 128,5 |
19 | Эсфирь Шуб | 2001 | 553 | 2002 | 1 422 | 1 | Christie’s, Лондон | 869 | 157,1 |
Работы Александра Родченко имеют 19 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 16,5 %. Медианный CAGR составляет 0,5 %. При этом 5 неудачных для владельцев результатов были показаны на торгах небольших европейских аукционных домов, где покупку и продажу разделял один год. Другими словами, к чему коллекционеры стремились — то и получили. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 136 %: продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму на треть больше первоначальной оценки аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 33 % продаж.
745 продаж — серьезный «улов» для любого арт-аналитика, работающего с рынком русского искусства: подобные показатели аукционной активности среди отечественных художников встречаются нечасто и позволяют (на первый взгляд) сделать анализ более подробным, а выводы — более обоснованными. Тем не менее существуют некоторые подводные камни, о которых пришло время рассказать читателям AI, еженедельно получающим свежие материалы серии «Художник недели».
В случае Александра Родченко первым из таких камней является диверсификация лотов: 625 фотографий из 745 всех проданных на вторичном рынке работ — это 84 %, тогда как доля живописи и графики вместе взятых составляет всего 10 %. Исходя из этого исследователю рынка правильно считать каждый вид искусства, к которому обращался Александр Михайлович, по отдельности.
Однако на этом работа не заканчивается: далее следует отделение инвестиционных «арт-зерен» от «арт-плевел» — проверка работ, по возможности — с привлечением экспертов. У подписчиков сервисов AI такая возможность имеется: речь идет об индикаторах инвестиционного риска, которыми сопровождается статистика продаж на нашем ресурсе. Кратко напомним его суть: на регулярной основе члены экспертного совета AI анализируют наиболее значимые из проданных работ (на основании имеющихся экспертиз, данных о провенансе, а также личных знаний) и присваивают им маркеры — от красного до зеленого. Основными критериями в процессе присвоения маркеров являются (список неполный): спрос на произведения данного художника в настоящее время, соотношение «цена/качество» представленного произведения, ясность в отношении атрибуции работы и др. Важно понимать, что индикаторы инвестиционного риска являются не заключениями о подлинности, но выражением мнения рынка (того самого, в котором новым владельцам приобретенных работ отныне вращаться, а другим коллекционерам — сталкиваться с этими работами) о связанных с ними рисках инвестиций при последующем их выведении на продажу. Так, среди 21 живописной работы Александра Родченко зеленый индикатор (самый низкий риск, единогласный положительный отзыв экспертов) имеют всего три предмета! Что приятно, два из них — включены в топ-3 продаж художника (второй результат показала графика. — AI.). Другими словами, даже в столь небольшом, находящемся как на ладони, сегменте автора, как живопись, инвестиционные перспективы 86 % предметов вызывают обоснованные сомнения ведущих экспертов по творчеству художника. Подробнее об индикаторах инвестиционного риска можно прочесть здесь.
Например, третий по стоимости результат — живопись «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)», проданный на Sotheby’s в 2006 году за $528 тыс., имел безупречный провенанс: ранее эта работа была приобретена на первом и единственном аукционе того же Sotheby’s в СССР за $30,8 тыс. (все лоты тех торгов были предоставлены наследниками художников). И пусть она не стала самой дорогой работой Родченко в тот вечер (рекорд установила абстракция «Линия» за $330 тыс. ), но возможность легального вывоза из СССР живописной работы одного из ведущих авангардистов сыграла свою роль: «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)» приобрел Дэвид Джуда, совладелец лондонской галереи Annely Juda Fine Art. Следующая знаковая живописная работа Родченко с безупречной историей на международных торгах появилась в 2015 году — получаем абсолютный (на данный момент) рекорд художника в $4,55 млн.
Вы спросите: отчего рекордную цену с двумя другими результатами в топ-3 разделяет более $4 млн.? Внимательно посмотрев на детали, вы сами ответите на свой вопрос: второе место принадлежит графике, традиционно оценивающийся значительно ниже работы маслом на холсте (исключение, пожалуй, составляет лишь графика Рафаэля — и то потому, что его живопись на торги до сих пор не выводилась. — AI.). А третий аукционный результат принесла работа, созданная в 1935 году, когда авангардные эксперименты сменились обращением Родченко к фигуративной и полуабстрактной станковой живописи. Об остальных разночтениях в цифрах нашим читателям скажут индикаторы инвестиционного риска.
На текущем, 363-м AI Аукционе выставлен «Пейзаж» 1938 года.
Источник: rusavangard.ru
Патриция Семенюк, AI
Денис Белькевич, AI
© artinvestment.ru, 2023
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Как Александр Родченко придумал советский дизайн – Медиа Contented
Встреча с футуристами и поиск собственного стиля
В 1914 году в Казань с лекцией приехали футуристы Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Публика раскритиковала выступление, но студент художественной школы Александр Родченко был в восторге. Он твердо решил, что хочет присоединиться к футуристам и создавать новое искусство.
«Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем».
Александр Родченко
Афиша выступления футуристов в Казани. ИсточникГод спустя Родченко вместе с женой, художницей Варварой Степановой перебрался в Москву. Там он познакомился с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Георгием Якуловым и другими художниками русского авангарда. Ближе всего Родченко оказались идеи Татлина. Родченко разделял его увлечение конструкцией и материалами и считал своим учителем. Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней.
Каталог футуристической выставки «Магазин», 1916. Источник«Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Александр Родченко
Родченко начинал с беспредметной живописи, экспериментировал с пространством и формой. В 1919 году он написал «Черное на черном» — работу, выполненную полностью черной краской, где разница фактур достигается за счет того, что художник одни части заливает лаком, а другие оставляет матовыми.
Александр Родченко. «Черное на черном», 1918. ИсточникВ 1921 году на выставке «5 × 5 = 25» Родченко показал триптих «Гладкий цвет». Он разделил всю живопись на основные цвета (красный, желтый и синий) и окончательно отказался от изобразительности на холсте.
Александр Родченко. «Гладкий цвет», 1921. ИсточникПосле этого Родченко сосредоточился на производственном искусстве: промышленном дизайне, плакате и фотографии.
ВХУТЕМАС и новый советский дизайн
Родченко говорил, что искусство будущего не может быть «уютным украшением семейных квартир», а должно быть равным «небоскребам, грандиозным мостам и подводным судам».
Во ВХУТЕМАСе Родченко учил студентов «производственному искусству»: он считал, что дизайн должен быть максимально практичным и утилитарным, а форма — сливаться с функцией. Например, он любил давать студентам задания трансформировать какой-либо предмет: убрать съемные декоративные элементы, открыть и изменить конструкцию, сделать вещь функциональнее и удобнее.
Родченко был уверен, что любой бытовой предмет эстетичен. Поэтому на его занятиях студенты создавали натюрморты из максимально «нехудожественных материалов»: кирпичей, листов железа, бумаги и стекла. Так он учил дизайнеров работать с реальными материалами, выразительными фактурами и видеть красоту в обыденном.
Первое в СССР рекламное агентство
В 1920 году Родченко познакомился с Маяковским. Их тандем «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко» начался с курьеза. Родченко работал над плакатом для авиатранспортной компании «Добролет» и пытался сочинить рекламный слоган из фразы «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролета».
«Махнув рукой, я сделал просто небольшую перестановку слов. Получились неуклюжие стишки: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер»».
Александр Родченко
Маяковский увидел плакат и рассмеялся. А Родченко обиделся и ответил: «Если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то и хороших никогда не будет». Маяковский перестал смеяться, задумался и предложил работать вместе.
Александр Родченко. «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер». ИсточникМаяковский находил клиентов и придумывал слоганы, а Родченко отвечал за графическую композицию. Родченко и Маяковский создавали рекламные плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций. Работы было очень много, заказы накладывались друг на друга: на эскизы обложки, рекламу или фирменный знак Родченко отводил всего день.
«Вся Москва была в наших рекламах. Все киоски Моссельпрома, все вывески, все плакаты, все газеты и журналы были наполнены ими. Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый, царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский».
Александр Родченко
В то же время он очень стеснялся своих коммерческих работ: Родченко казалось, что это несерьезное занятие для художника. А Маяковский, слыша такие комментарии, злился. Он говорил, что подписывался под всеми своими стихами на плакатах, а Родченко не может снизойти до обслуживания широких масс. По словам Маяковского, обертки и плакаты не более ценны, чем картины Родченко для выставок.
Фотография через призму конструктивизма
Создавая плакаты, Родченко изучал советские и иностранные фотожурналы, а в 1924 году купил собственный фотоаппарат и увлекся фотографией.
Александр Родченко. «Девушка с лейкой», 1934 ИсточникОн первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи: для коллажа брал вырезки из журналов, а для монтажа снимал сам. Родченко создал плакаты к фильмам Дзиги Вертова «Шестая мира», «Киноглаз» и для «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Придумывал фотомонтажные иллюстрации к книгам: поэме Маяковского «Про это» и книгам «Сифилис» и «Сергею Есенину».
Александр Родченко. Плакат к фильму «Киноглаз» Дзиги Вертова, 1924. ИсточникНа фотографию Родченко тоже смотрел через призму конструктивизма: использовал диагональ для построения композиции, чтобы придать снимку динамику и ритм, часто применял двойную экспозицию.
Александр Родченко. Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция, 1924. ИсточникОн любил снимать с непривычного ракурса: сверху вниз или снизу вверх. Сейчас это кажется обычным, а тогда вызывало критику и возмущение. Например, цензура раскритиковала снимок «Пионер-трубач». По мнению цензоров, мальчик из-за «неправильного ракурса» был больше похож на «откормленного буржуа», чем на пионера.
Александр Родченко. «Пионер-трубач», 1930. ИсточникОсобенности стиля и композиции
Родченко считал, что главное в дизайне — это новаторство и экспериментальный подход. Геометризация форм, модульность и структурность преобладают в его работах над всеми остальными композиционными принципами. Родченко последовательно придерживался идей конструктивизма во всех отраслях: дизайне, графике, фотографии и фотоколлажах. Его работы отличаются геометричностью, лаконичностью и кричащими, рублеными брусковыми шрифтами.
Александр Родченко. «Профсоюз — по женскому рабству удар», 1924. ИсточникРодченко использовал прямые линии и диагональ как основу для построения композиции. Диагональ привносит в его фотоколлажи и плакаты динамику, а четкие геометрические формы и яркие цвета мгновенно привлекают внимание.
Например, плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с Лилей Брик стал одним из символов авангардной рекламы. В нем соединились все излюбленные Родченко приемы: фотомонтаж, диагональ, геометрическая конструкция и яркие цветные акценты.
Александр Родченко. «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». ИсточникВклад в искусство
Современные дизайнеры и фотографы до сих пор используют принципы, разработанные Родченко. В профессиональную среду вошел термин «перспектива Родченко», а также «родченковская композиция».
В 1980-х фирменные приемы его графики — диагональ, крупные планы и броские шрифты — переняли многие известные зарубежные журналы. Например, обложка The Face с юным Феликсом Ховардом, отсылающая к знаменитому фото Маяковского, до сих пор считается одной из лучших в истории популярной прессы.
The Face Magazine. 1985. No 59. ИсточникАлександр Родченко. Портрет Владимира Маяковского, 1924. Источник«То, что произошло между 1914 и 1935 годами, определило развитие любой области дизайна».
Арт-директор The Face Невилл Броуди
Родченко вдохновляет не только дизайнеров, но и музыкантов. В начале нулевых группа Franz Ferdinand выпустила сингл Take Me Out, дизайн пластинки отсылал к плакату Родченко «Шестая часть мира».
Franz Ferdinand. Take Me Out. ИсточникАлександр Родченко. Плакат к фильму «Шестая часть мира», 1926. ИсточникРодченко любил экспериментировать с типографикой и сочетать в своих плакатах различные шрифты. На основе его работ компания ParaType разработала шрифт Rodchenko. Шрифт, вобравший в себя тенденции шрифтового дизайна конструктивистов, передает эстетику авангарда.
Шрифт Rodchenko, разработанный ParaTypeВ 2021 году, к 130-летию дизайнера, академия ВХУТЕМАС создала дипфейк (видео, которое сделано на основе искусственного интеллекта) художника и назвала в его честь три цвета: Rodchenko Red, Rodchenko Blue и Rodchenko Yellow, как они представлены в системе цветов американского института и компании Pantone.
ИсточникДипфейк Родченко, сделанный академией ВХУТЕМАС. ИсточникСто лет назад кадры в резком ракурсе сверху или снизу казались зрителям вызовом, а сейчас этот прием используют повсеместно. Также современные дизайнеры вдохновляются композиционными приемами Родченко, геометрией, акцентными шрифтами и чистыми цветами:
ИсточникИсточникИсточникИсточникИсточникИсточникАлександр Родченко Фото — 2 Для продажи на 1stDibs
Александр Родченко, Пилон: Серебряно-желатиновая печать, конструктивизм, современное искусство
Автор Александр Родченко
Расположен в Гамбурге, Германия Москва) Пилон, 1987 (1927) Среда: Серебряно-желатиновая печать Производство: 1987 г. , с оригинального негатива 1927 г. Размеры…
Категория
Начало ХХ века Модерн Фотография Александра Родченко
Материалы. : Серебряно-желатиновая печать, Современное искусствоАлександр Родченко
Расположен в Гамбурге, DE
Александр Родченко (Санкт-Петербург 1891- 1956 Москва) Железнодорожный мост, 1987 г. (около 1925 г.) Материал: Серебряно-желатиновая печать (посмертно). Производство: произведено в 1987, из оригинала ne…
Категория
Начало ХХ века Современная фотография Александра Родченко
МатериалыСеребряный желатин
Александр Родченко
Александр Родченко, Железнодорожный мост: серебряный желатин в печати, современное искусство, 1987
Related Items
Альпинисты, Аллалинхорн, Уоллис, Швейцария
Находится в Кёльне, Германия
Вольфганг Раушель считается одним из самых успешных альпинистов Германии. Ведь он уже поднялся более чем на 4000 гор, в том числе на Монблан более двадцати раз. Фо…
Категория
1980-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыСеребряный желатин
Вольфганг Раушель
Альпинисты, Аллалинхорн, Уоллис, Швейцария, 1980 г.
Бесплатная доставка
В 9,41 дюйма Ш 6,97 дюйма Г 0,02 дюймПарк-авеню, Нью-Йорк (Aarons Estate Edition)
Слим Ааронс
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
1953: Вид на аккуратно расположенные офисные и жилые дома вдоль Парк-авеню в Нью-Йорке. Архивная печать волокна Поместье проштамповано и пронумеровано вручную тиражом 150 экземпляров с сертификатом…
Категория
1950-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыЖелатин серебра
Slim Aarons
Park Avenue, New York City (Aarons Estate Edition), 1953
H 40 дюймов W 40 дюймовНью-Йорк и Ист-Ривер, 1975 г. Серебряно-желатиновая черно-белая фотография
Находится в Атланте, Джорджия
Оригинальная серебряно-желатиновая черно-белая фотография, изготовленная компанией Poly-Press, Бонн, Германия. Вид на Манхэттен и Ист-Ривер, около 19 г.75. Функции: Оригинальная серебряно-желатиновая фотопечать…
Категория
1970-е Современная фотография Александра Родченко
МатериалыСеребряный желатин
Поли-Пресс (Агентство печати)
Нью-Йорк и Ист-Ривер , 1975 Серебряный Желатин Черное и Белое Фотография, около 1975 г.
В 6,5 дюйма, Ш 8,47 дюйма, Г 0,04 дюймаВинтажная серебряно-желатиновая фотография Иерусалима Стена Плача в ночное время Фото 1973 г.
Находится в Серфсайде, Флорида
Иерусалимская Стена Плача Фото с парой ночью. Это за одну фотографию из портфолио под названием «Иерусалим: город человечества». Монтаж 14 х 17 дюймов. фактический размер фотографии составляет от 9,25 X 14 до 10,5 X 13,5 дюймов (от 22,9 X 35,6 до 26,7 X 34,3 см). Это подписано от руки на лицевой стороне крепления; и штамп на реверсе с именем фотографа и информацией об авторских правах. В складной куртке с тиснением кредита и титула. Первый экземпляр был вручен президенту Соединенных Штатов, второй — президенту Государства Израиль, третий — мэру Иерусалима и четвертый — барону Эдмонду де Ротшильду. Редкий Корнелл Капа и барон Эдмонд де Ротшильд «Иерусалим: город человечества» Фотоальбом 1973. Он был подготовлен международным фондом заинтересованной фотографии INC, Нью-Йорк, для женского отдела Музея американских друзей Израиля, Нью-Йорк. 15 копий были зарезервированы для участвующих фотографов. Цветные отпечатки изготавливаются методом переноса красителя с оригинальных прозрачных пленок, а черно-белые увеличения делаются с оригинальных негативов под наблюдением фотографа. Дизайн и производство — Арнольд Сколник / Бхупендра Кариа. Цветные отпечатки Berkey K & L Custom Services INC, Нью-Йорк. Черно-белые отпечатки Игоря Бахта Вернер Браун – Восход луны над Кнессетом Роберт Берроуз — У Западной стены. Корнелл Капа — Вид из сада скульптур Музея Израиля. Леонард Фрид – Чтение сефардских свитков Торы. Эрнст Хаас – В арабском квартале Старого города. Чарльз Харбутт – Пасха, Благодатный огонь. Рон Хавилио — Wallscape. Бхупендра Кариа – Полуденные молитвы, Аль-Акса…
Категория
1970-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыФотобумага, Серебряный желатин
Роберт Берроуз
Винтажная серебряная желатиновая фотография Иерусалимская Стена Плача Ночное Фото 1973 , 1973
В 14 дюймов Ш 17 дюймов . Самуэль Герман Готшо (8 февраля 1875 г. — 28 января 19 г.71) был американским архитектором. Samuel Gottscho Garden Flowers Photo NY В 21 дюйм Ш 17 дюймовArchitectural Gelatin Silver Print Пергаментная фотография Марка Цитре Старинная фотография
Автор Марк Цитре
Расположен в Серфсайде, Флорида
Марк Ситре, американец, р. 1949 год. «Арки третьего этажа», Форт-Пойнт, 1998 г. Серебряно-желатиновый принт, подписанный вручную и отредактированный карандашом по нижнему краю в масштабе 1/45. Опубликовано: «По пути» Марк…
Категория
Американский модерн 1990-х Александр Родченко Фотография
МатериалыПергамент, серебряный желатин
Марк Цитре
Архитектурный желатин в SIlver Print Vellum Photograph Mark Citret Vintage Photo, 1998 г.
В 17,5 дюйма Ш 14,5 дюймаТалламор, 1988 год
Автор Сара Мун
Расположен в Майами-Бич, Флорида
Талламор, 1988 год Автор Сара Мун Желатин Серебряный Принт без рамы Размер изображения: 14,75 дюйма (высота) x 11,75 дюйма (ширина) Размер листа: 19,5 дюймов В x 15,5 дюймов Ш Подпись, название и дата на обороте карандашом ____________________________________________ Сара Мун — французский фэшн-фотограф, получившая известность в Лондоне в 1970-х годах. Фотографии Мун, отличающиеся живописной, воздушной эстетикой, часто насыщены оттенками драгоценных камней и содержат романтические, волшебные образы. «Для меня фотография — чистая выдумка, — сказала она. «Я не считаю, что делаю какое-то определенное заявление. Вместо этого я что-то выражаю, может быть, эхо мира». Она родилась Мариэль Варин 17 ноября 19 года.39 лет в Виши, Франция, и она и ее еврейская семья бежали из оккупированной Франции в Англию, когда она была еще подростком. Мун начала работать моделью в Париже и Лондоне под именем Мариэль Хаденге, а в 1970 году она серьезно занялась фотографией, приняв псевдоним Сара Мун. Она много работала с Барбарой Хуланицки из лондонского бренда одежды Biba, а затем и с французским лейблом Cacharel. Она также делала фотографии для журнала Vogue, Comme des Garçons…
Категория
20 век Модерн Александр Родченко Фотография
МатериалыСеребряный желатин, черно-белый, архивный пигмент
Сара Мун
Tullamore, 1988, 1988
H 19,5 дюйма W 15,5 дюймаSlim Aarons ‘Jamaica Sea Sailing’
Slim Aarons
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
Jamaica Sea Sailing, 1953 Волокнистая печать Усадебное издание 150 Подпись с печатью и ручной нумерацией с сертификатом подлинности 1953: Двое мужчин плывут на своей яхте Eel II на Ямайке. ..
Категория
1950-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыСеребряный желатин
Слим Ааронс
Слим Ааронс ‘Jamaica Sea Sailing’, 1953 90 003 В 30 дюймов Ш 30 дюймов
Винтажная серебряно-желатиновая фотография Пейзаж стены, архитектурное фото Иерусалима
Расположен в Серфсайде, Флорида
Архитектурное фото Иерусалима Это за одну фотографию из портфолио под названием «Иерусалим: город человечества». Монтаж 14 х 17 дюймов. фактическое измерение фото находится между 9От 0,25 X 14 до 10,5 X 13,5 дюймов (от 22,9 X 35,6 до 26,7 X 34,3 см). Это подписано от руки на лицевой стороне крепления; и штамп на реверсе с именем фотографа и информацией об авторских правах. В складной куртке с тиснением кредита и титула. Первый экземпляр был вручен президенту Соединенных Штатов, второй — президенту Государства Израиль, третий — мэру Иерусалима и четвертый — барону Эдмонду де Ротшильду. Редкий Корнелл Капа и барон Эдмонд де Ротшильд «Иерусалим: город человечества» Фотоальбом 1973. Он был подготовлен международным фондом заинтересованной фотографии INC, Нью-Йорк, для женского отдела Музея американских друзей Израиля, Нью-Йорк. 15 копий были зарезервированы для участвующих фотографов. Цветные отпечатки изготавливаются методом переноса красителя с оригинальных прозрачных пленок, а черно-белые увеличения делаются с оригинальных негативов под наблюдением фотографа. Дизайн и производство — Арнольд Сколник / Бхупендра Кариа. Цветные отпечатки Berkey K & L Custom Services INC, Нью-Йорк. Черно-белые отпечатки Игоря Бахта Вернер Браун – Восход луны над Кнессетом Роберт Берроуз — У Западной стены. Корнелл Капа — Вид из сада скульптур Музея Израиля. Леонард Фрид – Чтение сефардских свитков Торы. Эрнст Хаас – В арабском квартале Старого города. Чарльз Харбутт – Пасха, Благодатный огонь. Рон Хавилио — Wallscape. Бхупендра Кариа – Полуденные молитвы, Аль-Акса…
Категория
1970-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыФотобумага, Серебряный желатин
Рон Хавилио
Винтажная серебряная желатиновая фотография Wallscape, Jerusalem Architectural Photo, 1 973
В 14 дюймов Ш 17 дюймовSlim Aarons ‘Jamaica Sea Sailing’
By Slim Aarons
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
Jamaica Sea Sailing, 1953 Волокнистая печать Усадебное издание 150 Подпись с печатью и ручной нумерацией с сертификатом подлинности 1953: Двое мужчин плывут на яхте «Eel II» на Ямайке. ..
Категория
1950-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыСеребряный желатин
Слим Ааронс
Слим Ааронс ‘Jamaica Sea Sailing’, 1953
В 20 дюймов Ш 20 дюймовАбстрактная черно-белая фотография в рамке «дымчатое стекло», 1969 г.
Автор Барбара Льюис художницей, фотографом и гравером из Чикаго Барбарой Льюис (19 лет).25-2008). Льюис учился в Художественном институте…
Категория
Американский модерн 1960-х Александр Родченко Фотография
МатериалыЧерное и белое, Серебряный желатин
Барбара Льюис
«Дымчатое стекло» Рамка Абстрактная черно-белая фотография, 1969 г. , 1969
В 18,5 дюймов Ш 16,25 дюймов Г 1 дюймВинтаж Серебряный желатин Фотография Скульптура Жака Липшица Фото подписано
Марком Во
Расположен в Серфсайде, Флорида
Марк Во, фигура Монпарнаса, создал коллекцию фотографий, которые в настоящее время хранятся в коллекции Центра Помпиду в Париже, Франция. Марк Во был в равной степени привержен поддержке художников, в частности, создав Фойе художников (1946-70) и в 1951 году первый Музей дю Монпарнас на улице Арриве, 10. Марк Во родился 19 февраля 1895 года в Круле, Нормандия. Благодаря торговцу красками, у которого он купил свои пластины и фотографическое оборудование, он познакомился со скульптором Шарлем Десверном, обладателем Римской премии и автором различных мемориалов, который искал кого-то. фотографировать свои работы. Двумя первыми клиентами Марка Во были его соседки по авеню дю Мэн, 21 — Мари Васильева и Мария Бланшар, которые познакомили его с парижскими художниками-авангардистами: Хуаном Грисом, Андре Лотом, Жаком Липшицем, Ортисом де Сарате…
Категория
1930-е годы Современная фотография Александра Родченко
МатериалыФотобумага, Серебряный желатин
Марк Во
Старинное серебро Желатин Фотография Жак Липшиц Скульптура Фото Знак изд., 1936 г.
В 9,2 дюйма Ш 6,9 дюймаПредыдущие предметы
Двор, Серебряно-желатиновая печать, Конструктивизм, Современное искусство, ХХ век
Александр Родченко
Расположен в Гамбурге, DE
Александр Родченко (Санкт-Петербург 1891- 1956 Москва) Двор, 1987 (1932) Среда: Серебряно-желатиновая печать Производство: 1987 г., с оригинального негатива 1932 г. Dimensio…
Категория
Модерн начала ХХ века Александр Родченко Фотография
МатериалыСеребряный желатин
Александр Родченко
Двор, Серебряно-желатиновая печать, Конструктивизм, Модерн Искусство ХХ века, 1987 (1932)
В 6,3 дюйма Ш 90,45 дюймаМузей Революции, 1926 г., серебряно-желатиновая печать, конструктивизм, современное искусство
Александр Родченко
Расположен в Гамбурге, Германия
Александр Родченко (Санкт-Петербург, 1891-1956, Москва) Музей Революции, 1987 (1926) Среда: Серебряно-желатиновая печать Производство: 1987 года выпуска, с оригинального негатива. ..
Категория
Начало ХХ века Модерн Александр Родченко Фотография
МатериалыСеребро Желатин
Александр Родченко
Музей Революции, 1926, Серебряно-желатиновая печать, Конструктивизм, Современное искусство, 1987 (1926)
В 11,82 д. Ш 9,45 д. 3Александр Родченко
Расположен в г. Гамбург, DE
Александр Родченко (Санкт-Петербург 1891- 1956 Москва) Мост Серебряно-желатиновый отпечаток 1987 г. (оригинальный негатив примерно 1933 г.) Размеры: 18 х 24 см Тираж неизвестен…
Категория
Современная фотография Александра Родченко начала ХХ века
МатериалыСеребряный желатин
Александр Родченко
Мост, 1987 г.
В 7,09 дюйма Ш 9,45 дюймаПрыжок с шестом
Александр Родченко
Расположен в Гамбург, DE
Александр Родченко (Санкт-Петербург 1891- 1956 Москва) Прыжок с шестом Серебряно-желатиновый отпечаток 1987 г. (оригинальный негатив примерно 1933 г.) Размеры: 18…
Категория
Современная фотография Александра Родченко начала ХХ века
МатериалыСеребряный желатин
Александр Родченко
Прыжок с шестом, 1987
В 7,09 дюйма Ш 9,45 дюймаСоветское искусство, культура СССР
Знаковое фото Лили Брик. 1925. Советский фотограф Александр Родченко
Большинство фотографий его фотографии Советский фотограф Александр Родченко создан в конце 20-х – 30-х годах прошлого века. В то время он в основном работал в журнальной фотографии. Вместе с Варварой Степановой создает один из первых тематических фотоальбомов по истории СССР. В частности, Красная Армия и социально-экономическое развитие среднеазиатских республик СССР. В это же время советское фотоискусство достигло своего расцвета. И это не было случайностью. Фотографы смогли запечатлеть невиданные по своим масштабам процессы индустриализации, запечатлеть грандиозный процесс социалистического преобразования страны и общества. В редакционной колонке первого известного журнала «СССР на стройке», с которым Родченко постоянно сотрудничал как фотограф и дизайнер, фотография была провозглашена одним из основных видов советского искусства, отображающим социалистическое строительство в динамике.
Варвара Степанова и советский фотограф Александр Родченко
Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились в 1913 году в Казанской художественной школе. После окончания и прохождения срочной службы в армейской санчасти Родченко, сын прачки и театрального работника, остался в петербургском холодном подвале без всяких возможностей существования и с большим желанием работать.
Мост, 1920-е гг. Советский фотограф Александр Родченко
В 1917 году сразу после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников. Родченко стал секретарем ее молодой федерации, занимавшейся прежде всего организацией нормальных условий жизни и работы молодых художников, большинство из которых приветствовало Октябрьскую революцию. «Мы громко восхваляем революцию как единственный двигатель жизни», — заявили Родченко и Степанова. Это было время анализа окружающей их действительности, начало нового понимания происходящих в обществе революционных процессов и закономерностей их причин, определения будущих целей. И это понимание у каждого началось с осознания собственной позиции.
В первые годы Революции Родченко и Степанова вместе с Василием Кандинским, Малевичем, Татлиным, Эль Лисицким, Алексом Ганом вошли в московскую группу супрематистов и абстракционистов, провозгласивших устаревшими любые конкретные формы искусства. В этот период они экспериментируют с цветом и композицией произведений, а в 1918 году объявили о переходе к беспредметности как о новом этапе развития искусства. Однако параллельно Родченко создавал технические модели, называемые «пространственными конструкциями», это первые эскизы и модели новостроек.
С 1923 года активные сотрудники журнала Левого фронта искусств «ЛЕФ», которым руководил Маяковский. Публикуя его в своих теоретических материалах, Родченко одновременно разрабатывает первые коллажи для оформления журнала, ставшие затем образцом конструктивистского дизайна. Работая над ними, он решает подчеркнуть проблему важнейших графических деталей для максимальной силы идейного воздействия художественного образа — в коллажах Родченко, по выражению современника, «это взгляд на идеологию». В то же время были созданы статические и динамические титры для кинохроник Дзиги Вертова, первого новатора советского документального кино. (Позже, в 1925 именно он выпустил афиши к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, обойденные картиной капиталистического мира). В свою очередь, Степанова совместно с Л. Поповой выполнила передвижную театральную инсталляцию, которая надолго определила «лицо» театра Всеволода Мейерхольда.
Затем, в 1923 году, Родченко вместе с Маяковским начинает работу над серией знаменитой рекламы Моссельпрома. Всего ими сделано более 100 этюдов – «стихов», точнее, куплетов Маяковского, из которых в общий тираж вышло около шестидесяти. Рекламировались самые разнообразные товары – товары первой необходимости, одежда, товары для дома, сигареты, кондитерские изделия. Характерной особенностью рекламного замысла Родченко было вплетение в его композицию и графические концепции знаковых элементов, таких как стрелки, указатели, подчеркивающие образность куплетов Маяковского. Популярность этой новой советской рекламы была огромной, она сразу вытеснила господствовавшее ранее «нэповское искусство» (НЭП). «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, вернее, поменяли свой старый царско-буржуазно-западный стиль рекламы на новый советский», — с гордостью вспоминал впоследствии Родченко.
По крайней мере, высокий балл этой работе был получен, а на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, проходившей в 1925 году в Париже, Родченко получил за нее серебряную медаль в номинации «уличное искусство». По окончании выставки Родченко выполнил знаменитый советский дизайн каталога выставки.
В том же 1925 году в Париже Родченко пожелал встретиться с Пикассо, Леже, с их большим интересом к развитию советского искусства. По словам очевидцев, эта встреча не состоялась в основном только из-за языковых трудностей, а также потому, что замкнутый по натуре Родченко чувствовал себя за границей некомфортно. Он признался Степановой, что только однажды почувствовал себя комфортно в Париже, когда увидел в метро группу рабочих, поющих «Интернационал»: «Тогда я впервые понял, что я не один в Париже». Однако именно парижская выставка стала открытием нового советского искусства, где впервые было признано его всемирное значение.
Известно, что Родченко и Маяковского интересовала технология организации праздничных демонстраций, механизм их проведения. Они пытались «теоретически» построить розыгрыш, обработку для достижения максимального эффекта от мероприятия.
В театре работал и советский фотограф Александр Родченко. В 1929 году Родченко создает сценографию пьесы А. Глебова «Инга», поставленной в Театре Революции. Используя современную тему спектакля о жизни молодой женщины – директора швейной фабрики, Родченко и Степанова детально разрабатывают домашнюю, офисную, клубную мебель и одежду.
Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году, а через год начал свои первые — в Советской России — эксперименты с перспективой и точечной съемкой. Его, как художника, не удовлетворяет стандартная горизонтальная композиция и прямой ракурс, бывшая «нерушимой традицией» для фотографов того времени. Другой сделал чрезвычайно важный шаг в самой принципиальной смене сюжетов фотографии. В начале 20-х годов он часто изображал статичные «скульптуры», «изготовленные в художественных позах». Родченко увидел, что фотография может — а потому и должна быть единственным истинным искусством, максимально точно отражающим жизнь — в моментах, составляющих ее движение. Для этого нужно было снимать жизнь молодой советской республики, развивающуюся, выстраивающуюся вокруг, тут и там, показывая ее с самых разных сторон, позволяющих, по его мнению, «уловить» и раскрыть содержание происходящего. предметом или даже общественным явлением.
Между тем, в 1929 году критики пытались обвинить Родченко в подражании западным фотографам, но в опубликованной статье «Нового Лефа» он в простой форме датирует хронологию создания своих работ, опровергает все подозрения в заимствование у «буржуазных фотографов». В 1933 году в качестве корреспондента журнала он целый год провел на строительстве Беломорканала, где создал серию из двух тысяч изображений. В это же время Эль Лисицкий и его жена создают фотосерию «СССР на стройке», посвященную Днепровской ГЭС. В дальнейшем журнал продолжает публиковать о той или иной стройке в виде «эпического фоторепортажа».
По сути, это и есть идеи Родченко – опять же недекларированные, а просто выразившиеся в новаторских образах. Они быстро завоевали огромную популярность среди молодых фотографов и создали в советской фотографии целое направление фотокорреспондентов. Кроме того, большое влияние оказали молодежные подразделения армии «рабочих корреспондентов». И из этой школы вышли лучшие советские фотографы 30-х годов — Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.
Наконец, в конце двадцатых годов появилось объединение «левых» фотографов – группа «Октябрь», одним из лидеров которой стал Родченко.
Колонна фехтовальщиков. Парад спортсменов в Москве. А.М. Родченко 1936
Колонка. 1935 г. Советский фотограф Александр Родченко
Сумасшедший, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов
Четыре музы советского искусства (слева направо – Шостакович, Маяковский, Мейерхольд, Родченко) на репетиции спектакля «Жук», 1929 г.
Стекло и графин, 1928 Фотопечать со стеклянных негативов
Плакат. Характерное для Родченко простое и точное решение темы – темная страница истории перевернута, открывается сменяющая друг друга новая красная эпоха, 1923
Мать, 1924 г.
Портрет матери, 1924 г.
Прыжки, 1936 г.
Брик в черном платье, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов
Лиля Брик в золотом платье, 1924 г.