Александр родченко фотографии: 10 лучших фотографий Александра Родченко

Содержание

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года.

В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру — при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).

Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…».

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло.

У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма.

Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография… — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать«1, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление.

Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека.

В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…«2

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»

1 Александр Родченко. Опыты будущего. М., 1996, с. 199-200.
2 Александр Родченко. — Там же, с. 282.

в Казани покажут работы фотографа №1

  • Открывающаяся сегодня фотовыставка Александра Родченко — это вторая часть просветительского проекта Галереи Люмьер и фонда Still Art Foundation, который москвичи презентуют в Казани. Символично, что экспозиция посвящена одному из лидеров русского авангарда и основоположнику советского дизайна и рекламы. Он хоть и не снимал столицу Татарстану, но именно в Казани состоялся как профессионал, получив единственное художественное образование. Здесь Родченко знакомился с техникой, занимаясь в 1910-е в этнографическом кабинете Казанского университета, оборудованном прекрасной аппаратурой, где находился «волшебный фонарь», который проецировал цветные картинки.

  •  «БИЗНЕС Online» побывал на выставке до ее официального открытия. А куратор из Галереи Люмьер Александра Анисимова, открывшая накануне в «Хазинэ» экспозицию другой легенды советского фотоискусства Владимира Лагранжа, снова провела для нашего издания подробную экскурсию, рассказав о выставке и самых важных периодах в творчестве Родченко, став проводником в мир автора.

  • В ГСИ шли последние приготовления к открытию, поэтому большинство экспонатов еще находилось на полу, ожидая развески.

  • Кстати, их можно было трогать только в перчатках.

  • В экспозиции представлено почти 60 фоторабот одного из главных экспериментаторов фотоискусства, которые собраны в коллекционном портфолио из собрания фонда Still Art. Портфолио вышло в 1990-е в количестве 35 экземпляров. «При жизни у Родченко не было ни одной персональной выставки, — рассказала Анисимова. — Его работы публиковались в журналах, были частью афиш, рекламных плакатов. Персональная выставка случилась в 1957-м — ровно на следующий год после его смерти. Ее организовала супруга художника Варвара Степанова, ориентируясь на списки Родченко, в которых он выделял свои ключевые работы». Фактически портфолио, которое увидит публика в Казани, представляет ту первую персональную выставку. Все фотографии напечатаны с подлинных авторских негативов, т. е. из архива самого Родченко.

  • Есть лишь одно исключение — портрет матери фотохудожника. Это одна из самых первых его работ по хронологии на выставке. Дело в том, что в 1930-е этот негатив в виде стеклянной пластины был разбит. И, как призналась наш экскурсовод, пришлось делать дубль-негатив и печатать это фото с него. Кстати, оригинальный снимок выглядит иначе — на нем мама фотографа изображена полностью читающей журнал, который тоже виден в кадре. Однако Родченко впоследствии применил прием кадрирования, обрезав фото и дав зрителю рассмотреть мелкие детали ее лица. Об этом приеме подробнее куратор расскажет чуть позже.

  • Выставка состоит из двух разделов. Первый — это классические и самые узнаваемые работы Родченко. Вторая часть — портреты, фотографии его семьи, членов группы ЛЕФ («Левый фронт искусства»), творческой интеллигенции 1920–1930-х годов. «Почему Александр Родченко так важен для нас? Почему мы о нем говорим и считаем основополагающим фотографом, слава которого проявилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом? — задает вопрос Анисимова и сама же на него отвечает: — Когда случился значимый скачок в развитии фототехники, у него появляется фотоаппарат и он начинает заниматься фотографией как раз для того, чтобы от коллажей перейти к фотоколлажам».

  • 1924 год — важнейший период в творчестве Родченко. Дело в том, что в свою мастерскую он начинает приглашать друзей, свою творческую компанию — Владимира Маяковского (на фото справа), Лилю Брик (на фото слева). Эти фото сделаны в один год. «В случае с Маяковским он сам попросил Родченко сделать портреты, так как выходили сборники его стихотворений и их нужно было проиллюстрировать, — указывает куратор выставки. — В случае с Брик получилась интересная история. Ее Родченко снял для того, чтобы она стала частью будущего плаката, на котором держит ладонь у лица и выкрикивает слово „книги“. Важно понимать, что Родченко занимается фотографией скорее в прикладном характере, понимая, что для коллажей можно использовать не вырезки из газет и журналов, а самому сделать фото, дать его укрупненным и получить желаемый результат. Поэтому его первая съемка начинается с портретов».

  • Когда у художника появляется репортерская камера, а именно: Kodak и позднее Leica, он находит возможность не оставаться в пределах мастерской, а выходить на улицу. Как раз эта фотография пионера — классический пример того новаторского, что Родченко привносит в фотографию. И ракурсная съемка — одна из главнейших вещей. «Не привычная, на уровне глаз, когда репортер держит камеру, выстраивая центральную композицию и делая стандартный кадр, — дополняет рассказ московская гостья. — В этом случае он ищет принципиально новый композиционный прием, поднимая камеру вверх, либо опускает вниз так, что фактически искажается предмет или персонаж съемки».

  • Один из главных принципов Родченко, которому он следует в своих работах, — это необходимость научиться «видеть обыкновенные вещи необыкновенно». Например, о таком говорят вот эти его работы, сделанные на Мясницкой улице в Москве. Снятый снизу мужчина на лестнице — новое восприятие реальности, так никогда и никто прежде не делал.

  • Кстати, в экспозиции также будет представлена книга фотографа, в которой отдельно рассказывается о каждом представленном снимке.

  • «Из неочевидных вещей, из не самых изучаемых — это эксперименты Родченко со светом в 1930-е, — рассказывает куратор выставки. — Он, как человек увлеченный, упражнялся в том, что выбирал какие-то объекты, в данном случае это стеклянный графин с водой, за которым можно увидеть осветительный прибор. Сам кувшин стоит на зеркальной поверхности. Так вот, он на протяжении нескольких часов делал этот снимок. Он ставил источник света и постепенно начинал его смещать, смотря, как меняется объект во время съемки».

  • Этот эксперимент можно заметить и на портрете супруги Родченко, «амазонки русского авангарда» Варвары Степановой. Как известно, художник на олимпе мирового фотоискусства возвышается отнюдь не один, а вместе с супругой, художником-авангардистом и тоже фотографом. Кстати, с ней он познакомился именно в Казани, когда они вместе учились в художественной школе у Николая Фешина.

  • Снимок «Конические шестерни» (1929) — это третья композиционная особенность работ Родченко. «Это фото действительно очень отличается от всего репортажа, который он тогда сделал. Более того, с ним связана любопытная история, когда его отправили на завод, чтобы снять производство, — рассказала гостья из Москвы. — Вдруг он настолько увлекается ритмом этих шестеренок, что решает сделать подобную фотографию с укрупненным планом и жестким кадрированием. Родченко затем периодически прибегает к такому приему».

  • На снимке изображен художник Александр Шевченко (1924). И здесь зритель видит еще один композиционный прием Родченко — абсолютно новаторский — мультиэкспозицию, создающую движение. «Если говорить о психологизме этого портрета, то мы видим удивительный проект того, что герой кадра держит самого себя за руку. Подобные истории у Родченко встречаются не так часто, но есть такой филигранный кадр, где мультиэкспозиция применяется на 100 процентов», — поясняет Анисимова.

  • Портрет дочери Родченко и Степановой Варвары Родченко. Снимок называется «Букет полевых цветов».

  • Родченко — символ советской фотографии. Западные авторы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами, например Альбертом Уотсоном, до сих пор используют приемы, внедренные им в мир фотоискусства. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры.

  • Выставка легенды российской фотографии и одного из первых дизайнеров в СССР Родченко, чья жизнь была непосредственно связана и с Казанью, откроется 29 сентября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. А работать экспозиция будет до 28 ноября. (Фото предоставлено Александрой Анисимовой)

  • Александр Родченко | Сигаретник на Страстной площади

    Александр Родченко | Продавец сигарет на Страстной площади | Метрополитен-музей ×

    Обрежьте изображение:

    Отсканируйте свой QR-код:

    С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

    Детали обложки

    Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

    Заголовок: Продавец сигарет на Страстной площади

    Художник: Александр Родченко (русский, Санкт-Петербург 1891–1956 Москва)

    Дата: 1927 г.

    Середина: Серебряно-желатиновый отпечаток

    Размеры: Изображение: 11 5/16 дюйма × 17 дюймов (28,7 × 43,2 см)
    Лист: 11 5/16 дюйма × 17 дюймов (28,7 × 43,2 см)

    Классификация: Фотографии

    Кредитная линия: Покупка, Подарки Общества Альфреда Штиглица, 2015 г.

    Регистрационный номер: 2015.74

    Узнать больше об этом произведении

    Хронология истории искусств

    Похожие произведения искусства

    • Александр Родченко
    • Фотоотдел
    • Фотографии
    • Из Азии
    • Из России
    • С 1900 г. н.э. по настоящее время

    Ресурсы для исследований

    Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

    API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

    Обратная связь

    Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

    Фотографии в Метрополитен

    В отделе фотографий Метрополитена хранится коллекция из более чем 75 000 работ, охватывающих историю фотографии с момента ее изобретения в 1830-х годах до наших дней.

    Александр Родченко | Сосны в Пушкинском парке

    Александр Родченко | Сосны в Пушкинском парке | Метрополитен-музей ×

    Обрежьте изображение:

    Отсканируйте свой QR-код:

    С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

    Детали обложки

    Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

    Заголовок: Сосны в Пушкинском парке

    Художник: Александр Родченко (русский, Санкт-Петербург 1891–1956 Москва)

    Дата: 1927 г.

    Середина: Серебряно-желатиновый отпечаток

    Размеры: 29,3 х 23,4 см (11 9/16 х 9 3/16 дюйма)

    Классификация: Фотографии

    Кредитная линия: Коллекция Ford Motor Company, подарок Ford Motor Company и Джона К. Уодделла, 19 лет.87

    Регистрационный номер: 1987.1100.5

    Узнайте больше об этом произведении

    Хронология истории искусств

    Музейные публикации

    «Фотография между войнами: отрывки из коллекции Ford Motor Company»: бюллетень Художественного музея Метрополитен, т. 45, вып. 4 (Весна, 1988)

    Новое видение: фотография между мировыми войнами. Коллекция Ford Motor Company в Метрополитен-музее

    Похожие произведения искусства

    • Александр Родченко
    • Фотоотдел
    • Фотографии
    • Из Азии
    • Из России
    • С 1900 г. н.э.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *