Бастиан Ваудт (Bastiaan Woudt) – знаменитый нидерландский фотограф, он смог получить мировое признание не только как талантливый портретист, но и как фотограф моды. Всего за десять лет, смог добиться известности, чего многие не могут достичь и за всю жизнь. В этом ему помог не только талант художника, но и предпринимательская жилка, благодаря которой Бастиан смог с нуля создать себе имя. От эмоциональных портретов до мистических пейзажных фотографий, которые объединены единым черно-белым стилем.
фото: Bastiaan Woudt
Бастиан Ваудт начал свой путь в искусстве съемки, погрузившись в фотокниги и экспериментируя с современными методами фотографии. Он учился у таких мастеров, как Ирвинг Пенн и Ричард Аведон, одновременно исследуя свой собственный художественный стиль. Достаточно скоро Ваудт стал получать международные награды, а также его работы стали появляться в высококлассных галереях по всему миру.
фото: Bastiaan Woudt
С тех пор как в 2009 году фотограф Бастиан Вудт впервые взял в руки камеру, он создал невероятное количество черно-белых изображений, которые стирают различия между фотографиями и сюрреалистическими картинами. Вместо того, чтобы фокусироваться на четких деталях идеального света и тени, фотограф использует резкий контраст и размытые контуры, вызванные движением.
фото: Bastiaan Woudt
Благодаря уникальной палитре черного и белого тона, или как он сам называет – угольным тонам и элегантным композициям, фотографии Ваудта напоминают современную живопись. Он умело и элегантно играет, как с светом, так и с тенью создавая поистине черно-белое искусство.
Реклама
фото: Bastiaan Woudt
В его работах вы найдете намек на сюрреализм, поскольку сдержанные оттенки заставят вас видеть только суть и пробуждают каждую деталь в его работах. Все до единой фотографии Бастиана минималистичны, но при этом движутся, играя с красотой несовершенства — опять же, вдохновленные 50-ми, 60-ми и 70-ми годами двадцатого века. Он чтит старую классическую фотографию, исследуя, как современные методы съемки получая изображения сразу из камеры, так и создавая их на постпродакшне улучшая свои работы и создавая свой современный стиль.
фото: Bastiaan Woudt
Ваудт использует свою интуицию, чтобы направлять в нужное ему русло весь съемочный процесс. В его студии редко встретишь мудборды или подробные списки съемок. Он спотыкается на своих предметах, позволяя людям привлечь его внимание. Его работы отличаются фирменным стилем и высоким художественным качеством создания образов. Помимо замысловатых портретов и минималистичных обнаженных тел, он использует свой талант, чтобы запечатлеть такие места, как Непал и Марокко снимая невероятные черно-белые пейзажи.
фото: Bastiaan Woudt
Работы Вудта широко выставлялись на международных выставках в таких музеях, как Paris Photo, AIPAD New York, Photo London, Photo Shanghai и Fotografiska. В его портфолио работы для таких клиентов, как Harper’s Bazaar, British Vogue, New York Magazine и Numéro Paris — и это лишь некоторые из них.
фото: Bastiaan Woudt
Помимо того, что Ваудт является известным фотографом, у него есть и предпринимательская сторона. Любовь к фотокнигам и возвышенная эстетика вдохновили его на открытие собственного дела. 1605 Publishers — это платформа для начинающих и состоявшихся художников, а также издательство для его собственных фотокниг, а также книг других авторов.
фото: Bastiaan Woudt
В октябре 2017 года Ваудт сфотографировал людей и пейзаж вокруг нового колодца, созданного фондом для местных жителей. Не заинтересованный в том, чтобы сосредоточиться конкретно на колодце, он вместо этого сосредоточился на его окружении. «Меня интересовали люди из сообщества, живущие вокруг», — объясняет он. «Был колодец, но мне не было интересно его фотографировать, мне было интересно снимать людей, которые пользуются колодцем и живут вокруг него».
фото: Bastiaan Woudt
Полученные фотографии являются продолжением живописной эстетики, которую Ваудт умело развивал в течение последних нескольких лет без какого-либо профессионального опыта или формального обучения. Поразительные монохромные портреты показаны рядом с размытой, похожей на шелк текущей водой, в то время как изображения окружающих домов и пейзажей обосновывают проект в его географическом окружении. «Все, что мне нравится в фотографии, отражено в этой работе, — размышляет Ваудт. «Есть сочетание пейзажей, портретов, и я думаю, что проект завершен. Он показывает, как я сейчас вижу фотографию и как я надеюсь принести ее миру».
фото: Bastiaan Woudt
Что характеризует вашу фотографию, что делает ее уникальной?
Бастиан Ваудт: Я не думаю, что смогу описать это лучше, чем Аннабель ван Эйк. Она написала для меня мою биографию и говорит следующее о моей работе:
«С угольными тонами и элегантными композициями его фотографии напоминают современную живопись. В его работах элегантно переплетены свет и тень. Вы найдете намек на сюрреализм, поскольку сдержанные оттенки заставляют вас видеть только суть и пробуждают каждую деталь. Его работы минималистичны, но движутся, играя с красотой несовершенства — опять же, вдохновленные фотографией 50-х, 60-х и 70-х годов. Он чтит эту фотографию, исследуя, как современные методы работы с камерой, так и постобработку, которая может поднять его стиль на новый уровень».
фото: Bastiaan Woudt
С какой камерой вы работаете?
Бастиан Ваудт: сейчас я работаю со среднеформатной системой Fujifilm: GFX100. Раньше я всегда работал с PhaseOne. Красивые файлы, но очень дорогие и очень чувствительны к пыли, песку и воде. Что не очень удобно, когда много снимаешь в дороге. Система Fujifilm идеальна для этого, но также хороша и в студии. Сам я не вижу разницы в качестве кадров с маркой PhaseOne.
фото: Bastiaan Woudt
Можешь рассказать нам больше о своей музе?
Бастиан Ваудт: Я познакомился с Тинотендой около 7 лет назад. Через общение на Facebook (запрещенная в РФ организация), она ответила согласием на эту съемку, которую я хотел запланировать. Во время этой первой съемки мы уже знали, что это будет прекрасное и долгосрочное сотрудничество. Мы понимаем друг друга это глубокая связь, и нам не нужно много объяснять друг другу чего мы ждем во время съемок. Тино как никто другой понимает, какие изображения я хочу получить. Она также очень хороший и милый человек. На съемочной площадке всегда много веселья и смеха, что очень важно.
фото: Bastiaan Woudt
Почему ваш выбор в фотографии пал преимущественно на черно-белый стиль?
Бастиан Ваудт: Пару лет назад я начал много экспериментировать с фотографией, чтобы выяснить, что я хотел бы сделать сейчас. Я быстро понял, что цвет для меня недостаточно интересен. Мне нравится смотреть на линии, абстракции, структуру и текстуру. В портрете меня может сильно беспокоить цвет. Это отвлекает меня от сущности чьего-то лица. На мой взгляд, важную роль также играет то, что, поскольку мы уже видим повседневную жизнь в цвете, дополнительная ценность цвета на фотографии теряется. Мне нравится показывать то, что другие могут не увидеть, а преобразование в черно-белое изображение стирает последний кусочек реальности. Я не ищу правду, я хочу рассказать свою историю.
фото: Bastiaan Woudt
Многие ваши фотографии очень художественные, я бы сказал «графичны», своего рода игра линий, структур и форм, почти ритмичное повторение (отсюда и название) почему?
Бастиан Ваудт: это пришло за годы моих съемок и стало частью моего видения и стиля. Это ритм, который так часто мы встречаем на нашем пути жизни. «Ритм» в моем сознании применим к моей работе. Ритм страниц, ритм строк. Ритм форм и ритм людей. До того, как началась моя карьера фотографа, я активно занимался музыкой, а также миром, который вращается вокруг ритма. Это термин, который постоянно возвращается в мою жизнь. Ритм жизни. Каденция черного и белого.
фото: Bastiaan Woudt
Почему вы находите работы Ирвинга Пенна и Ричарда Аведона такими интересными?
Бастиан Ваудт: это два фотографа, которые заставили меня полюбить фотографию. Динамика их изображений, необработанность черно-белых портретов. То, как Ричард Аведон полностью изменил модную фотографию, на мой взгляд – это идеальное сочетание совершенного и несовершенного.
фото: Bastiaan Woudt
Ваша новая книга впечатляет. Как пришла идея на ее создание?
Бастиан Ваудт: спасибо! Эта книга представляет собой саморефлексивный документ, и я с гордостью могу сказать, что она была опубликована 1605 Publishers, моим собственным издательством. Лично для меня процесс выбора, публикации и пересмотра 10-летней такой личной работы стал катарсическим опытом во время пандемии. Моя творческая эволюция, то, кем я являюсь сегодня и куда я направляюсь как фотограф, теперь уместилось ровно на 500 страницах.
фото: Bastiaan Woudt
Каково вам видеть такую большую часть вашей работы в книге?
Бастиан Ваудт: Я ужасно горжусь этой книгой. Я думаю, что это мое самое большое достижение в моей карьере на данный момент. Я надеюсь, что этот документ не будет считаться отражением времени, более того, он будет постоянно растущей сущностью, которую можно будет дополнять и даже переиздавать на долгие годы вперед.
фото: Bastiaan Woudt
Откуда взялось название «Ритм»?
Бастиан Ваудт: Ритм книги определяется соотношением между изображением, которое вы видите, и изображением, которое следует за вами. Не определяется серией, а просто выбирается тем, как одно изображение «говорит» с другим. Личное путешествие по моей собственной работе, основные моменты моей карьеры, проекты, которые я сделал, и люди, с которыми я имел удовольствие встретиться. Все подобрано и отредактировано мной.
фото: Bastiaan Woudt
По твоим рассказам ты очень занятой человек с множеством интересов. Скажи, у тебя все еще есть время на съемки?
Бастиан Ваудт: Ха-ха. Времени становится все меньше, но, конечно, я уделяю достаточно времени работе над своей фотографией. Так уж получилось, что требуется больше планирования, что неплохо, потому что тогда вы делаете только то, что действительно хотите делать. Я также получаю много энергии от моей новой компании 1605 Publishers. Иногда приходится делать выбор.
фото: Bastiaan Woudt
Можете ли вы рассказать нам больше о вашей следующей книге, она скоро выйдет?
Бастиан Ваудт: у меня пока нет запланированной новой книги. После столь долгой работы над этой книгой я хочу насладиться ею в полной мере. Кроме того, я не думаю, что вам следует слишком быстро издавать собственные книги подряд. Тогда люди немного устают от вас.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
фото: Bastiaan Woudt
[bastiaanwoudt.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube
РАМТограф. Черно-белая фотография
СОБЫТИЯ
СТРАНИЦА ПАМЯТИ
ПОРТРЕТ
СЕМЕЙНЫЙ ПРОСМОТР
НА СПЕКТАКЛЬ!
ССЫЛКИ
ТЕАТР+
ЗРИТЕЛЬСКИЙ ОПРОС
Выпуск № 16
Май 2012 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НОМЕРА
СТРАНИЦА ПАМЯТИ
РЕДАКЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Черно-белая фотография
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ!
Когда разглядываешь старые черно-белые фотографии в тесной комнатке архива РАМТа, тебя охватывает какое-то щемящее чувство тоски: по ушедшему времени, людям, переживаниям, совершенно иному представлению о театре, прочитывающемуся во взглядах, позах, выражениях лиц. Бережно перебирая снимки, ты невольно попадаешь под очарование «черно-белого» театра и совершенно искренне удивляешься яростным попыткам современных бизнес-людей от искусства раскрасить старые фото. Ведь черно-белые кадры – потрясающая возможность окунуться в историю, почувствовать дыхание другой эпохи.
«Сон с продолжением» Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
Один из авторов, снимавший спектакли нашего театра на пленочный «Зенит», – Зураб Мцхветаридзе. Ему посчастливилось работать на переломе двух эпох – черно-белой и цветной фотографии, учиться у мастеров старой школы. Сегодня вместе с ним мы совершим путешествие в эпоху черно-белой пленки и узнаем о тонкостях работы театральных фотографов конца прошлого столетия.
– Зураб, расскажите, как Вы выбрали свою профессию? И как вообще в годы Вашей молодости становились театральными фотографами?
– На Малой Грузинской улице в советское время был полуподпольный выставочный зал, где выставлялись, в основном, авангардисты. И где-то во второй половине 1970-х там проходила одна из первых всесоюзных фотовыставок. Я отстоял в очереди часа четыре. Зашел туда и вышел ошарашенный. Качество фотографий с учетом технических возможностей того времени было потрясающим. Наверное, ничто в жизни больше не оказывало на меня такого сильного эмоционального воздействия.
В то время я учился в МВТУ им. Баумана. Знал только, как пленка вставляется в фотоаппарат и как нажимается кнопка спуска. И вот примерно через полгода после выставки я уже настолько освоил фотодело, что начал занимать в университетских конкурсах призовые места.
Тогда не было никаких специальных образовательных учреждений, где бы учили на театрального фотографа. Был техникум, который готовил работников для бытовой сферы услуг (работавших в ателье художественной фотографии, снимавших фотографии на паспорт). Еще был курс на факультете журналистики МГУ и в Заочном народном университете искусств. Можно было идти куда-то из этих заведений или заниматься самообразованием, что я и сделал. А потом пришел в фотоцех при ВТО (Всероссийское Театральное Общество, сегодня Союз театральных деятелей РФ –
прим.ред.), где я проработал до начала 1990-х, пока цех не прекратил свое существование.
– Чем занимался фотоцех при ВТО?
«Сон с продолжением», Люба – Татьяна Веселкина, Мата – Е.Черняк. Фото Б.Кравеца, 1987г.
– Основал егоЮрий Александрович Меснянкин. Практически вся театральная Москва обслуживалась этим цехом. Оттуда вышло очень много фотографов. Помимо того, что мы снимали фотографии для рекламных целей, мы делали информационный материал о спектаклях; снимали портреты для оформления театральных фойе.
Почти все театры обращались в ВТО, в том числе и ЦДТ. Лишь у немногих были свои, постоянно работающие с ними фотографы.
В фотоцехе работало примерно 100 человек. Было подразделение ретушеров, картонажный цех, который выполнял оформительские работы, художники, делавшие надписи на стендах, отдел, занимавшийся сверхувеличениями, печатал на огромных рулонах фотографии больших форматов.
Когда я пришел к Юрию Александровичу и принес свои фотографии, он сказал: «Приходи работать, но сначала простым лаборантом, а там посмотрим, что из тебя получится». И вот в 1983 году из белой рубашки с галстуком и костюма я нырнул в халат лаборанта. Занимался самыми примитивными операциями: проявкой, фиксацией, промывкой, сушкой, картонажной работой, – освоил практически все фотографические специализации.
– Наверное, приобрели огромный опыт, работая в ВТО…
– Я обязан фотоцеху тем, что имел возможность работать с профессионалами фотографии, учился у стариков, мастеров старой школы. Они очень по-доброму ко мне относились. Делились своими секретами, хотя в фотографическом мире не очень принято, чтобы с тобой кто-то чем-то поделился. Я впитывал как губка, потому что это дело мне нравилось. В те годы в цехе работали Борис Константинович Кравец, который много снимал у вас; Игорь Григорьевич Ефимов, снимавший в Малом театре и в театре Советской армии; Аркадий Ягудаев, потрясающий фотограф с большой фантазией, который в 2007 в конкурсе «Человек Года» стал Журналистом года; Игорь Абрамович Александров, работающий до сих пор в музее МХАТ.
– Кто из мастеров для Вас – эталон в театральной фотографии?
– Для меня им всегда был Валерий Федорович Плотников, снимавший театральную и киноактерскую элиту. Плотников делал портреты, в основном постановочные, и обладал просто великолепной техникой. Его работы можно сидеть и рассматривать часами. А из театральных фотографов хотелось бы еще отметить работы Михаила Михайловича Гутермана, Игоря Владимировича Захаркина и Геннадия Викторовича Несмачного.
– Правильно посадить, поставить свет – это полдела. Если глаза будут пустыми, если не будет внутренней отдачи, то получится ерунда. Классика портретного жанра предполагает обязательный контакт с «моделью». А как установить контакт – это уже зависит от фотографа, который должен уметь расположить к себе человека. Если он не откроется, фотография не получится. В актерской среде есть люди, с которыми очень тяжело работать.
А есть такие, с которыми контакт возникает мгновенно.
Портреты мы снимали, как правило, для оформления театральных фойе. Сейчас некоторые театры просят артистов приносить фотографии, которые им нравятся. Я считаю, что на интернет-сайте такое допустимо, но в фойе нет. В оформлении театра должно быть какое-то единообразие, один стиль.
– Всегда ли портреты подвергались ретушированию?
– Да, и, кстати, по количеству работы, доставшейся ретушеру, можно было определить мастерство фотографа: чем меньше работы ретушеру, тем грамотней фотограф. Это сейчас можно что-то в Photoshop исправить: убрать тени, морщины. А раньше – какой ты свет поставил, такую и получил фотографию.
Знаете, как работали ретушеры? Если портрет был слишком контрастный (тени под глазами или под носом), они вручную лезвиями – специальными движениями в форме запятой – соскабливали эмульсию на готовой фотографии. А вот светлые места затемняли черным анилином.
– А расскажите о том, как 30 лет назад снимали спектакли.
«Сон с продолжением», Снежный король – М.Андросов, Снежная королева – М.Куприянова. Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
– Многие говорят: «Ну что снимать спектакль? Свет есть, все выстроено, сидишь и щелкаешь себе на здоровье». Но это не так просто! Например, очень часто приходилось делать съемку по ходу спектакля, сидя в зале вместе со зрителями. Фотографу выдавали место, кстати, не всегда удачное. Перед тобой могло находиться пять голов. Был у нас один фотограф, который мог и женскую прическу осадить, и сказать «Уберите голову!» Я всегда стараюсь, чтобы меня не было ни видно, ни слышно в зале – считаю, именно так обязаны вести себя фотографы. В театре «Et Cetera», где я проработал несколько лет, я мог выбрать любое место для съемки. Но если рядом попадались те, кому это не нравилось, приходилось уходить из зала. Хотелось бы отметить, что Александр Александрович Калягин с большим вниманием относился к фотографии как таковой, разбирался в ней и сам очень хорошо фотографировал.
– Фотографу когда-нибудь разрешалось выбирать место съемки самому?
– Да. Но все зависело от руководства театра. Иногда спектакли проигрывались отдельно под съемку или это совмещалось с репетициями. Вообще, на репетициях снимать очень хорошо – зрителей нет. Но даже на такой специально организованной съемке я никогда не бегал по залу. Мог поменять позицию один-два раза.
– А если был нужен крупный план?
«Вечер русских водевилей», Кубыркина – У.Урванцева. Фото И.Рыбакова, 1992г.
– Должна быть с собой аппаратура, соответствующая твоим задачам. Для съемки из зала нужна мощная светосильная оптика. Но не всегда получается снять крупный или средний план с одной позиции. И тогда есть выход – повторная съемка с другого места или постановочная съемка.
– С бельэтажа никогда не снимали?
– Я и с колосников снимал, но считаю, что это специфическая съемка. Фотографии же делаются для зрителя, чтобы он получил информацию о спектакле. А основная его часть смотрит спектакль из партера. И режиссер тоже, репетируя постановку, всегда сидит в партере – в самом его центре.
«Ловушка № 46, рост второй», Андрей – Б.Шувалов. Фото Б.Кравеца, 1986г.
– А были случаи, когда Вы пропускали хорошие кадры? Ведь при съемке на пленочные камеры не было возможности делать по 30 кадров в минуту, да и пленку, наверняка, приходилось экономить?
– Конечно, были! Во всех спектаклях есть пиковый момент, которого ты ждешь, но иногда вдруг в нужное мгновение что-то происходит, что не дает тебе снять: например, кто-то на сцене повернулся к тебе спиной или просто пропускаешь этот момент случайно.
– Зафиксировать удачную мизансцену или передать смысл спектакля – что было важнее для театрального фотографа тех лет?
«Победа над солнцем», Артист – И.Ильин. Фото М.Гутермана, 1997г.
– Перед нами разные задачи ставились. Иногда мы снимали так называемый паспорт спектакля. Это были съемки технического плана: зафиксировать переходы и перестановку декораций, световые переходы, костюмы, грим.
При съемке по ходу спектакля никогда не ставилась цель снять высокохудожественное произведение. Ведь ты снимаешь практически в репортажном режиме. И твоя задача – постараться выбрать максимально выигрышные моменты спектакля. И конечно следить за тем, чтобы актеры не оказались с неудачными выражениями лица, ведь для них очень важно, как они выглядят на фотографии.
«Между небом и землей жаворонок вьется», Катерина – Л.Степченкова, Терехов – Е.Дворжецкий. Фото И.Рыбакова, 1989г.
Для фотографа самое главное – этому меня учили старики, – умение видеть. Может, это слишком пафосно будет сказано, но любая фотография это отображение того, что ты увидел. Сегодня технические возможности таковы, что можно камеру на штатив поставить и просто нажимать на кнопку – камера будет сама фотографировать. Но если через тебя это не будет проходить, то ты не уловишь сути, не разглядишь людей и происходящих событий, и твои фотографии будут совершенно бессмысленные и пустые.
– Были на вашей памяти спектакли, которые невозможно было снять? Например, из-за слабого освещения?
– Были. И тогда (при грамотном руководстве театра) делали постановочные фотографии: либо снимали в том же свете, «замораживая» сцены, либо ставили отдельный свет.
– Качество съемки во времена черно-белой фотографии, на Ваш взгляд, было лучше или хуже?
– Сейчас такие технические возможности, которые позволяют даже после съемки подкорректировать огрехи, допущенные фотографом. Обрабатывая портрет, можно не только убирать тени, но и вносить антропологические изменения. И надо сказать, все эти очень удобные в работе новшества очень расхолаживают людей, берущихся за фотографию. Отношение к процессу съемки стало менее ответственным. А раньше на результат влияли только качество оптики и удачно поставленный свет. Ведь сценический свет не всегда позволяет хорошо «прорисовать» лицо. Если он контрастный, появляются тени под носом, под глазами.
– Во времена «Зенита» хотелось цвета в черно-белых фотографиях?
«Победа над солнцем», Артистка – Е. Галибина. Фото М.Гутермана, 1997г.
– Конечно, хотелось. Сложность черно-белой фотографии в том, что через оттенки черного и белого нужно передать объем и множество другой информации. Допустим, разный цвет кожи по-разному передается на черно-белой фотографии. Для того, чтобы не было явного контраста, при печати фотографий нужно было использовать фильтры. Переход к цвету это в любом случае шаг вперед. Цвет добавляет еще одно дополнительное измерение. И тут появляются вообще новые законы: сочетания цветов, цветовой гаммы. С развитием фотографической техники практически все перешли на съемку в цвете.
– А переход от пленки к «цифре»…
– …развращает. Человек при съемке не задумывается о результате – все потом можно «вытянуть», подкорректировать, подправить в Photoshop. Но в то же время при грамотном подходе «цифра» дает неограниченные возможности, которых раньше не было.
«Слабое сердце», Мавра – Н. Шефер. Фото И.Рыбакова, 199 г.
Сейчас появилась модная тенденция снова снимать на пленку. Но это уже совсем не то – эту пленку все равно в итоге сканируют, переводят в компьютер, обрабатывают, а потом печатают. Появилось даже множество программ, которые имитируют пленку и причем, не только пыль, но даже марку фотопленки. Но различия все равно будут видны, когда две фотографии положишь рядом.
Черно-белая фотография имеет право на самостоятельное существование, потому что у нее особый шарм. И пленка до конца не умрет. Это же совершенно другая технология съемки и совершенно другое восприятие мира.
– Возвращаясь к процессу съемки спектакля, напрашивается вопрос: сколько за одну съемку расходовалось пленок?
– Все зависело от условий съемки и от задачи. У меня обычно уходило где-то пленки 3-4 по 36 кадров. Для репортеров очень дорогих изданий была норма: один хороший кадр на пленку. У нас в фотоцехе — 1 из 6 кадров. Была градация оценки кадров: хорошего качества, похуже, репортажные. Была своя сетка, которая отличала менее удачные от более удачных. И это очень мобилизовало.
– Расскажите, как в то время проходил процесс печати фотографий. Ведь все делалось вручную?
«Сон с продолжением», Мило – В. Понарин. Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
– В то время мы сами и пленку проявляли, и фотографии печатали. У меня и дома была своя «лаборатория» – в подсобке. Я жил в коммуналке, и соседи постоянно ругались, что я «химию развел» – в общей раковине промывал пленки. Я составлял проявители, закрепитель, взвешивая нужные компоненты на весах. Ночью, когда все спали, в маленьком закуточке печатал фотографии. Сушил их в ванной, а утром нужно было успеть все снять, пока соседи не проснулись. Но я, конечно, в этом не уникален. Все фотографы моего поколения через это прошли. Кстати «прямая» печать без цифровой обработки до сих пор существует.
– Эти процессы очень трудоемкие?
– Как проходила проявка: в темноте на катушку накручивали пленку, закрывали ее в проявочном бачке, наливали проявитель определенной температуры, потом по сигналу будильника выливали проявку, заливали фиксаж, затем выливали и сушили.
«Вечер русских водевилей», Катерина Ивановна – Н.Чернявская. Фото И.Рыбакова, 1992г.
А потом шел процесс печати. В темной комнате в фотоувеличитель вставлялась пленка. Фотоувеличитель – это такое устройство, в котором свет проходит через негатив, линзы и проецируется на фотобумагу. Таким образом, за определенное время происходит процесс фиксации изображения на светочувствительной бумаге – то есть процесс печати. Как раз в процессе печати и делали то, что сейчас можно легко сделать на компьютере – ручную обработку фотографий. А именно – высветляли или затеняли необходимые участки снимка. А если это была печать не одной фотографии, а целого тиража, то руками сделать коррекцию было практически невозможно. Поэтому шли на хитрость: вырезали кусочек полиэтиленовой пленки, ставили на то место, которое нужно было прикрыть, и она фактически работала как локальный фильтр.
Фотографии тоже, как и пленку, проявляли, закрепляли и сушили.
В фотоцехе были специальные сушильные аппараты, в которых фотографию можно было сделать глянцевой. Глянцевая поверхность лучше передает глубину, но с ней сложнее работать – так как остаются отпечатки. Поэтому я был сторонником матовой бумаги.
– Ваши фотографии в архиве РАМТа можно, действительно, определить по плотной матовой фотобумаге. А Вы сами помните свои работы?
«Приключение Гогенштауфена», сцена из спектакля Фото З. Мцхветаридзе, 1988г.
– Я не храню своих архивов. Для меня всегда был важнее процесс съемки. Но некоторые спектакли очень хорошо помню. Например, «Сон с продолжением». Там была великолепная сценография, сценодвижение, разные спецэффекты: и дым-машина работала, и свет был очень интересным. Хорошо помню «Приключение Гогенштауфена» с Евгеним Редько, он очень запоминающийся актер. Ну и «Приключения Тома Сойера» – потрясающий спектакль для детей. Всем знакомым советовал его.
А еще помню, снимал у вас один капустник с участием Бориса Шувалова, работающего тогда в вашем театре. Что артисты творили на сцене! Я снимать не мог. У меня камера из рук выпадала – так это было смешно.
– Но Вы отработали?
– Конечно, отработал! А что делать? Чем отличается профессионал от любителя? Любитель снимает то, что он хочет. Профессионал же – тот, кому дали задание, и он любой ценой приносит материал.
Школа старой черно-белой фотографии уже не может дать новому поколению театральных фотографов тех знаний, которые необходимы для работы в современном театре – с использованием современной техники и компьютерных возможностей обработки фотографии. Но, тем не менее, есть в ней основы, которые могли бы стать ключом, открывающим в фотографе новые грани понимания фотографии. Разглядывая работы Валерия Плотникова, ты представляешь, как надо вырасти самому, чтобы предложить Алисе Бруновне Фрейндлих думать вместе с тобой во время съемки. Окунаясь в фотографическую реальность старых спектаклей РАМТа, созданных «черно-белыми» фотографами, понимаешь, что только размышляющий вместе с театром мастер может создать пространство, раскрывающее и запечатлевающее атмосферу спектакля и его очарование. Пожалуй, суть любой творческой профессии – умение видеть. В том числе, и глядя через объектив фотокамеры. Об этом сложнейшем искусстве – видеть через объектив – мы продолжим разговор в следующих номерах «РАМТографа».
Алена Барнашова
Блиц-опрос современных театральных фотографов на тему отношения к черно-белой фотографии читайте здесь
Интернет-сайт Валерия Плотникова
▲ наверх
30 000+ черно-белых изображений людей
30 000+ черно-белых изображений людей | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
Просмотр премиум-изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип Unsplash
Сделайте что-нибудь потрясающее
47 Красивые черно-белые портреты
Фотограф-портретист, который снимает черно-белые фотографии, понимает, какие сильные эмоции и настроение может передать монохромное изображение. Хотя установка и окружающая среда могут быть похожими, методы создания эффектного черно-белого портрета могут быть разными для каждого фотографа.
«Когда вы фотографируете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы фотографируете людей в черно-белых тонах, вы фотографируете их души!» ― Тед Грант
Вот несколько ссылок на ресурсы, которые помогут улучшить ваши черно-белые портреты.
Тим Келли – мастерство черно-белого портрета Тим представляет 60 своих самых впечатляющих и разнообразных черно-белых портретных изображений и обсуждает творческую концепцию каждого из них, включая оборудование, освещение, экспозицию и стратегии позирования.
Fstoppers – Путеводитель по черно-белым портретам Фэшн-фотограф Джон Шелл рассказывает о методах и советах, которые он использует для создания великолепных черно-белых фотографий своих клиентов.
Tuts+ — Удивительные примеры черно-белых портретов В этом блоге вы найдете галерею замечательных черно-белых фотографий, а также практические советы и приемы.
Вот коллекция красивых черно-белых изображений, выбранных из нашей группы Flickr.
Амин Фасси – Милла
Дикий Жрец – Незнакомец
Ширрен Лим
Томас Лизер – Я так и не нашел философский камень0476
Ань Ту Нгуен – Роланд
Махеш Баласубраманян – !!!
Бен Роффельсен – Сарко
Амин Фасси – Фредди…
Махеш Баласубраманян – Глубокий взгляд !!!
Wild Priest – Stranger
Nimit Nigam – Eye to Eye…
Christopher – Portrait
Favian A. Roldan – kimberly
Arron Haggart – movie night
Wild Priest – Kid
NIMIT NIGAM-: O
FRANCK-IMANUEL GOGUER-Джастинский квадрат
Sylvie Van Nerum-MOI N/B
Cortoboy-Cut
Amine Fassi-Black-Black-Black-Black
11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111110 гг. Туман – Эмоции (Ромас II Ватикана)
Ширрен Лим – . dog после обеда.
Ширрен Лим – .тибетский/.
Мелинда Сенте – Когда у меня в руке фотоаппарат, я не знаю страха.