Что такое ev в фотоаппарате – Фото-Любитель: EV — что это?

Фото-Любитель: EV — что это?

Очень часто — и пользуясь своим фотоаппаратом, и читая рекомендации по съемке (особенно иностранного происхождения) — мы сталкиваемся с сокращением «EV». Расшифровывается оно как «Exposure Value», переводится как «величина экспозиции», «значение экспозиции», «экспозиционное число» или... вообще не переводится. Что же это за величина-значение-число?..

Мы все (надеюсь, все?) знаем, что правильно экспонировать кадр можно при разных сочетаниях выдержки и диафрагмы. А эта пара значений — экспопара — зависит от освещения и чувствительности (значения ISO). Так вот, EV и характеризует экспопару в целом (ну, или точнее, освещенность, по которой она выставляется).

За нулевое значение экспозиции принято такое, которое может быть получено, если сделать снимок с выдержкой 1 секунда при диафрагме 1. Увеличение EV на единицу соответствует изменению одного из съемочных параметров на «полное» деление шкалы (именно поэтому EV в разговорной речи часто называют «стопом»). Например, для этого можно увеличить выдержку с 1/60 секунды до 1/30. Или открыть диафрагму с f/5,6 до f/4. И то, и другое вдвое увеличит количество света, попадающего на матрицу.

По правде сказать, любитель, скорее всего, не будет иметь дело с абсолютным значением экспозиции. Нам эти числа пригодятся при установке экспокоррекции. Автоматика камеры рассчитана на кадр некоторого среднего тона. В реальности не всё бывает таким усредненным — и система ошибается. Приходится ее поправлять. О том, когда и на сколько, разговор отдельный.

А сегодня — так сказать, для общего образования — таблица значений EV для разных условий освещения (при использовании чувствительности ISO 100). (Таблица — перевод из статьи английской версии Википедии)

Условия освещенияEV
Дневной свет
Светлый песок или снег в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени)16
Типичная сцена в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени)15
Типичная сцена при подернутом дымкой солнце (мягкие тени)14
Типичная сцена, солнце за облаками (теней нет)13
Типичная сцена, сплошная облачность12
Область в открытой тени, ясное солнце12
Вне помещения, естественный свет
Радуга
Чистое небо на фоне15
Облачное небо на фоне14
Закатный горизонт
Перед закатом12–14
На закате12
Сразу после заката9–11
Луна, возвышение > 40°
Полнолуние15
Между второй четвертью и полнолунием14
Четверть13
Первая или последняя четверть12
Лунный свет, возвышение луны > 40°
Полнолуние−3 ... −2
Между второй четвертью и полнолунием−4
Четверть−6
Полярное сияние
Яркое−4 ... −3
Среднее−6 ... −5
Вне помещения, искусственный свет
Неоновые и др. яркие вывески9–10
Спорт ночью9
Пожар9
Яркие уличные сцены8
Ночные уличные сцены / освещенные окна7–8
Дорожное движение5
Выставки и парки развлечений7
Новогодние гирлянды4–5
Подсвеченные здания, монументы, фонтаны3–5
Освещенные здания издали2
В помещении, искусственный свет
Галереи8–11
Спорт, театр и т.п.8–9
Цирк. Прожектора8
Ледовое шоу, прожектора9
Офис / производственное помещение7–8
Жилой интерьер5–7
Новогодние гирлянды4–5

Фотография в заголовке: Ralph Kiesewetter

foto-hobby.blogspot.com

Экспозиционное число — Википедия

Экспозиционное число, экспозиционный канал (англ. Exposure Value, EV) — условное целое число, однозначно характеризующее экспозицию при фото- и киносъёмке

[1]. Одному и тому же экспозиционному числу могут соответствовать различные комбинации выдержки и диафрагмы (экспопары), но одно и то же количество света[* 1]. В соответствии с законом взаимозаместимости эти сочетания по действию на светочувствительный материал равнозначны и соответствуют одному и тому же экспозиционному числу. При этом, экспозиционное число не является фотометрической величиной и без конкретного значения светочувствительности не может быть однозначно сопоставлено с освещённостью и яркостью.

Шаг логарифмической шкалы экспозиционных чисел, соответствующий двукратному изменению экспозиции, принято называть экспозиционная ступень[2]. Понятие экспозиционного числа разработано в 1954 году немецким конструктором фотозатворов Фридрихом Декелем для упрощения подбора сочетания экспозиционных параметров[3]. Изменение сочетания выдержки и диафрагмы при постоянном экспозиционном числе позволяет регулировать глубину резкости и передачу движения без отклонения общей экспозиции. Первые шкалы экспозиционных чисел появились на фотоаппаратах с центральным затвором[4].

Первоначальное обозначение Ev{\displaystyle E_{v}}, принятое как один из стандартов ISO, со временем трансформировалось в современный английский акроним

EV или eV, получивший статус международного символа[5]. Шкала экспозиционных чисел основана на логарифмической зависимости с основанием 2:

EV=log2⁡N2t,{\displaystyle \mathrm {EV} =\log _{2}{\frac {N^{2}}{t}}\,,}

где N соответствует диафрагменному числу, а t — времени экспозиции в секундах. Светочувствительность при этом подразумевается равной 100 единиц ISO.
Если же она отличается, то значение EV изменяется на значение, равное количеству ступеней на которое чувствительность отличается от 100.
Таким образом, значение EV 0 соответствует экспозиции с выдержкой в 1 секунду при относительном отверстии f/1,0[3][6] при чувствительности светоприёмника равной 100. Если в данном случае изменить светочувствительность, например, на 800 ISO, то EV примет отрицательное значение -3. Однако, при этом же значении экспозиционного числа возможны и другие комбинации выдержки и диафрагмы: 2 секунды при f/1,4; 4 секунды при f/2,0; 8 секунд при f/2,8 и так далее. При любом из этих сочетаний экспозиция, получаемая фотоматериалом или фотоматрицей, будет постоянной, а изменяться будут глубина резко изображаемого пространства и величина смазывания движущихся объектов[* 2]. Каждое изменение экспозиционного числа на единицу, называемое ступенью (жаргонное название «стоп»), соответствует изменению экспозиции вдвое. Так, уменьшение на единицу соответствует более короткой выдержке или закрытию диафрагмы на одну ступень[7].

Тем не менее, экспозиционное число не является фотометрической величиной, а характеризует соотношение между конкретными значениями экспозиционных параметров, непосредственно не связанное с яркостью и освещённостью. Как известно, фотометрическое понятие экспозиции выражается зависимостью[8]:

Hv=E⋅t,{\displaystyle H_{\mathrm {v} }=E\cdot t\,,}

где Hv — экспозиция, E — освещённость в плоскости действительного изображения, а t — выдержка. Освещённость E зависит от относительного отверстия объектива и яркости объекта съёмки, которая не учитывается экспозиционным числом. Во избежание путаницы вместо экспозиционного числа чаще используется понятие экспозиционные параметры, а производители фотоаппаратов предпочитают термин «Экспозиционные установки камеры» (англ. Camera Exposure Settings). Система экспозиционных чисел, стала основой для аддитивной шкалы APEX, принятой в США в виде стандарта ASA Ph3.15-1964.

В СССР система была малоизвестна и понятие экспозиционного числа также не получило широкого распространения. Вместо него использовались табличные методы вычисления экспозиции, содержащие другие условные числа, не имеющие ничего общего с общепринятым экспозиционным[9]. Лишь в фотоэкспонометрах и в некоторых фотоаппаратах с центральными затворами наносились экспозиционные шкалы международного стандарта[7]. В западных странах система APEX так и не дошла до стадии утверждения в виде разметки шкал аппаратуры из-за массового внедрения фотоэлектрических экспонометров.

В современной справочной литературе понятие экспозиционного числа применяется для обозначения конкретных сочетаний выдержки и диафрагмы, чаще всего при описании диапазона работоспособности экспонометров, автофокуса и других устройств, зависящих от световых условий. В экспозиционных числах («стопах») измеряется также фотографическая широта цифровых устройств регистрации изображения.

Таблица 1. Значения экспозиционного числа для различных экспозиционных параметров
Относительное отверстие
Выдержка
в секундах
f/1,0 f/1,4 f/2,0 f/2,8 f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11 f/16 f/22 f/32 f/45 f/64
60 −6 −5 −4 −3 −2 −1 0 1 2 3 4 5 6
30 −5 −4 −3 −2 −1 0 1 2 3 4 5 6 7
15 −4 −3 −2 −1 0 1 2 3 4 5 6 7 8
8 −3 −2 −1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 −2 −1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 −1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1/4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1/8 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1/15 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1/30 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1/60 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1/125 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1/250 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1/500 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1/1000 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1/2000 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
1/4000 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
1/8000 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

На практике используются только целые значения экспозиционных чисел, соответствующие сочетаниям стандартных величин выдержки и диафрагмы, общепринятых в фотоаппаратуре. Дробные значения получили распространение при описании изменения уровня экспозиции, чаще всего, экспокоррекции. Для киносъёмки аналогичная таблица выглядит значительно проще, поскольку в большинстве случаев при стандартной кадровой частоте и постоянном угле раскрытия обтюратора используется единственное значение выдержки, однако в кинематографе система экспозиционных чисел не получила распространения.

В большинстве ситуаций точное определение экспозиции без фотоэлектрического экспонометра невозможно, однако знание экспозиционного числа, соответствующего тому или иному типу сюжета, помогает ориентироваться при вычислении нужных экспопараметров

[10]. Для сопоставления конкретного числа с освещённостью требуется знание светочувствительности. При значении этого параметра, равного ISO 100, все экспозиционные числа принимаются равными соответствующим световым[11].

Таблица 2. Экспозиционные числа для различных условий освещения при светочувствительности ISO 100
Световые условия EV100
Естественное освещение на улице
Освещённые песок или снег при ярком солнце или лёгкой дымке (резкие тени)[* 3] 16
Усреднённый сюжет при ярком солнце или лёгкой дымке (резкие тени) 15
Освещённая ярким солнцем стандартная серая карта 15
Усреднённый сюжет при солнце в дымке (мягкие тени) 14
Усреднённый сюжет при лёгкой облачности (тени отсутствуют) 13
Усреднённый сюжет при плотной облачности 11–12
Сюжет в глубокой тени при ярком солнце 12
Ландшафт, освещённый лунным светом[* 4]
Полнолуние от −3 до −2
Месяц (четверть) −4
Полумесяц −6
Ландшафт, освещённый светом звёздного неба −15
Искусственное освещение на улице
Неоновые и светодиодные вывески 9–10
Ночной спорт 9
Огонь и горящие здания 9
Яркие ночные сцены 8
Ночные сцены на улице и освещённые окна 7–8
Ночной уличный траффик 5
Ярмарки и парки с аттракционами 7
Новогодняя ёлка, подсветка зданий 4–5
Освещённые здания, памятники и фонтаны 3–5
Освещённые здания издалека 2
Искусственное освещение в интерьере
Выставочные залы, галереи 8–11
Стадионы и театральные сцены при полном освещении 8–9
Ледовые шоу с заливающим светом 9
Арена цирка с заливающим светом 8
Офисы и цеха 7–8
Домашние интерьеры 5–7
Новогодняя ёлка 4–5
Источники света
Искрящийся снег на ярком солнце 21
Яркий источник искусственного света 20
Солнечные блики на блестящих металлических предметах 19
Солнечные блики на поверхности воды 18
Диск Луны[* 4]
Полная 15
Ущербная 14
Месяц (четверть) 13
Полумесяц 12
Радуга
На фоне чистого неба 15
На фоне туч и облаков 14
Небосвод у горизонта
Перед закатом 12–14
На закате 12
Сразу после заката 9–11
Полярное сияние
Яркое от −4 до −3
Среднее от −6 до −5
Млечный путь от −11 до −9

Приведённая таблица позволяет с ограниченной точностью определять экспозиционное число, соответствующее описанным световым ситуациям для одного значения светочувствительности. При другой чувствительности для пересчёта используется закон взаимозаместимости, из которого следует, что при повышении значения ISO в два раза, соответствующее экспозиционное число возрастает на единицу. Одним из следствий приведённых таблиц может считаться эмпирическое правило F/16, позволяющее вычислять экспозиционные параметры более простым способом.

Экспозиционное число в фотоаппаратуре[править | править код]

На большинстве фотоаппаратов не предусмотрена возможность перевода экспозиционных чисел в экспозиционные параметры. Однако, часть аппаратуры, оснащённой центральным затвором, снабжалась соответствующей шкалой, например советские «Искра», «Юность», «Зенит-4», а также некоторые модели зарубежных «Фогтлендеров» и «Kodak Pony II»[12]. С распространением фокальных затворов от подобных конструкций стали отказываться, но они долго использовались в профессиональной среднеформатной фотоаппаратуре, рассчитанной на сменную оптику с центральным затвором, например «Hasselblad» и «Rolleiflex SL66».

Шкала экспозиционных чисел или «экспозиционная шкала» при этом наносится на одно из соосных колец, управляющих выдержкой или диафрагмой, градуированных с одинаковым равномерным угловым шагом[13]. Поворот каждого из колец на один и тот же угол в любом месте шкалы при этом приводит к изменению соответствующих экспозиционных параметров в два раза[7]. Направления изменений подбираются противоположными, то есть при вращении колец в одну и ту же сторону выдержка укорачивается, а диафрагма открывается и наоборот[14]. Отдельная защёлка, расположенная на шкале экспозиционных чисел может запирать взаимное вращение обоих колец в соответствии с выбранным на этой шкале значением. В результате, вращение установочных шкал происходит синхронно таким образом, что экспозиция остаётся постоянной во всём диапазоне изменения параметров съёмки[7]. Это повышает оперативность, позволяя быстро подбирать нужное сочетание в зависимости от сюжета: закрытую диафрагму для большой глубины резкости или короткую выдержку при съёмке быстрого движения[15].

В цифровой фотоаппаратуре шкалы экспозиционных чисел не встречаются. Некоторые экспонометры (например, спотметры Pentax) выдают показания в единицах EV для светочувствительности ISO 100. Более современные цифровые модели могут выводить результат в виде экспозиционного числа для конкретного значения чувствительности, устанавливающегося перед замером.

Наиболее часто понятие и символ экспозиционного числа употребляется при разметке шкал экспокоррекции. В этом случае термин экспозиционная ступень используется как относительная величина, выражающая разницу между номинальным и расчётным уровнями экспозиции. В отличие от абсолютных величин экспозиционных чисел, отрицательные значения которых соответствуют очень низким уровням освещённости, знак экспокоррекции отражает сторону, в которую изменяется экспозиция. Так, абсолютное значение -1 EV соответствует выдержке в 4 секунды при f/1,4, в то время как -1 EV при экспокоррекции обозначает уменьшение экспозиции на 1 ступень по сравнению с номинальной. В то же время, положительные величины экспокоррекции обозначаются знаком «+», например +2 EV соответствует увеличению экспозиции на 2 ступени.

Шкала экспокоррекции противоположна шкале абсолютных значений экспозиционных чисел, то есть при коррекции +1 EV экспозиционное число должно уменьшиться на ту же величину. Например, если при съёмке слишком тёмного объекта по результатам измерения, дающего 15 EV, требуется экспокоррекция +2 EV, в конечном счёте увеличение выдержки или открытие диафрагмы приведёт к уменьшению числа до 13.

Взаимосвязь с яркостью и освещённостью[править | править код]

При известной светочувствительности существует прямая взаимосвязь между экспозиционным числом и такими фотометрическими величинами, как яркость и освещённость. Правильная экспозиция при данных световых условиях и светочувствительности определяется при помощи равенства[16]:

N2t=L⋅SK,{\displaystyle {\frac {N^{2}}{t}}={\frac {L\cdot S}{K}}\,,}

где

Используем в логарифме формулы экспозиционного числа вместо левой правую часть этого равенства. Тогда число EV определяется при помощи выражения:

EV=log2⁡L⋅SK.{\displaystyle \mathrm {EV} =\log _{2}{\frac {L\cdot S}{K}}\,.}

Коэффициент K{\displaystyle K} подбирается производителями самостоятельно и чаще всего равен 12,5 (в том числе у Canon, Nikon и Seconic). В этом случае и при светочувствительности ISO 100 зависимость выглядит, как равенство:

L=2EV−3.{\displaystyle L=2^{\mathrm {EV} -3}\,.}

Используя эту зависимость, при помощи экспонометра можно измерять яркость света, отражённого от объекта съёмки.

Таблица 3. Соответствие экспозиционных чисел и яркости (для ISO 100 и коэффициента K = 12,5) и освещённости (для ISO 100 и коэффициента C = 250)
  EV100     Яркость   Освещённость
  кд/м2     фут-ламберт     Люкс     фут/кд  
-4 0.008 0.0023 0.156 0.015
-3 0.016 0.0046 0.313 0.029
-2 0.031 0.0091 0.625 0.058
-1 0.063 0.018 1.25 0.116
0 0.125 0.036 2.5 0.232
1 0.25 0.073 5 0.465
2 0.5 0.146 10 0.929
3 1 0.292 20 1.86
4 2 0.584 40 3.72
5 4 1.17 80 7.43
6 8 2.33 160 14.9
7 16 4.67 320 29.7
8 32 9.34 640 59.5
9 64 18.7 1280 119
10 128 37.4 2560 238
11 256 74.7 5120 476
12 512 149 10,240 951
13 1024 299 20,480 1903
14 2048 598 40,960 3805
15 4096 1195 81,920 7611
16 8192 2391 163,840 15,221

Определение зависимости даёт сравнительно точные результаты для отражённого света. При измерении падающего света (освещённости) дополнительные разночтения могут привноситься типом измерительного сенсора, которые делятся на две главных разновидности: плоские и полусферические с различным распределением направлений чувствительности. При измерении плоским светоприёмником чаще всего используется коэффициент C=250, а зависимость при ISO 100 принимает вид:

E=2,5×2EV.{\displaystyle E=2,5\times 2^{\mathrm {EV} }\,.}

Однако на практике, когда большинство объектов съёмки имеют объём и различную ориентацию относительно источников света, более точный результат может быть получен полусферической измерительной головкой, для которой коэффициент C составляет 320 (Minolta) или 340 (Seconic) для освещённости в люксах.

  1. ↑ Понятие «экспозиционное число» применимо только для непрерывного освещения, и непригодно для вычисления экспозиции, даваемой фотовспышками
  2. ↑ Исключение составляют отклонения от закона взаимозаместимости из-за эффекта Шварцшильда, проявляющиеся при очень длинных или сверхкоротких выдержках
  3. ↑ Значение справедливо для фронтального освещения в дневное время, начинающееся через два часа после восхода, и заканчивающееся за два часа до заката. Для бокового света число уменьшается на единицу, а для контрового — на 2 EV
  4. 1 2 При высоте Луны над горизонтом более 40°
  1. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 431.
  2. ↑ Экспозиционные числа и основополагающий характер экспозиции (рус.). Хостинг картинок. Дата обращения 17 октября 2015.
  3. 1 2 Экспозиционное число (рус.). Экспонометрия. Zenit Camera. Дата обращения 17 октября 2015.
  4. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 78.
  5. ↑ Советское фото, 1990, с. 46.
  6. Константин Воронов. Экспозиция. Часть 3. Как измеряется экспозиция? Ступени экспозиции (рус.). Обзоры. Prophotos (22 апреля 2015). Дата обращения 17 октября 2015.
  7. 1 2 3 4 Фотоаппараты, 1984, с. 79.
  8. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 125.
  9. ↑ Краткий фотографический справочник, 1952, с. 204.
  10. ↑ Экспозиционные числа EV для различных условий освещения (рус.). Фотография. «Prostophoto». Дата обращения 17 октября 2015.
  11. Ken Rockwell. What are LV and EV (англ.) (October 2013). Дата обращения 17 октября 2015.
  12. ↑ Советское фото, 1963, с. 34.
  13. ↑ Выбор фотоаппарата, 1962, с. 40.
  14. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 130.
  15. Шульман М.Я. Разработка устройств для автоматизации установки экспозиции в фотоаппаратах (рус.). Фототехника. Государственный оптический институт имени С. И. Вавилова (1958). Дата обращения 24 октября 2015.
  16. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 73.
  17. ↑ Ansel Adams, 2005, с. 43.
  • Д. З. Бунимович. Выбор фотоаппарата / Е. А. Иофис. — М.: «Искусство», 1962. — 128 с. — 150 000 экз.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 431. — 449 с.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 203—215. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава IV. Сенситометрия // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 75—103. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

ru.wikipedia.org

Что такое экспозиция, "стоп" и "EV"

Что такое экспозиция, «стоп» и «EV»?

Экспозиция — произведение освещенности светочувствительной матрицы (фотоплёнки) на время освещения. Другими словами Экспозиция – мера количества света, воздействующего на сенсор за время освещения (говорят – «время экспозиции»). Она равна произведению интенсивности падающего на матрицу света на время, в течение которого она подвергается облучению. Освещенность регулируется величиной диафрагмы, а время – скоростью затвора (выдержкой).

Сочетание выдержки и диафрагмы называется экспопарой. Представьте себе стакан, который можно наполнять водой либо толстой струей (открытая диафрагма, малое диафрагменное число) за малое время (короткая выдержка), либо тонкой струйкой (закрытая диафрагма, большое диафрагменное число) за большое время (длинная выдержка). В обоих случаях общее количество воды, попавшей в стакан, будет одинаково (одинаковая экспозиция), а «экспопары» — разными. Таким образом, экспопары «F/4.0 и 1/30 c.», «F/2.8 и 1/60 с.», «F/5.6 и 1/15 с.» дадут одинаковую экспозицию. Выбор экспопары зависит от цели фотографа и используемой техники.

Для упрощенной характеристики освещенности объекта используется логарифмическая величина «EV» (Exposure Value). Освещенность в 0 EV достигается, если для нормальной экспозиции объекта с таким освещением требуется экспопара «F/1.0 и 1 сек.» и чувствительность ISO 100. Такое значение освещенности численно равно 2,5 лк. Изменение EV на единицу эквивалентно изменению освещенности в 2 раза (1 EV равно 5 лк, 2 EV — 10 лк, -1 EV — 1,25 лк и т. д.).

Изменение диафрагмы или выдержки на n EV изменяет экспозицию в 2n раз. Изменение чувствительности сенсора (или экспокоррекция в RAW-конвертере) на n EV действует на конечное изображение точно так же, как и аналогичное изменение выдержки/диафрагмы. Для диафрагменных чисел разница в 1 EV — это изменение в корень из 2 раз (например, 2.8 и 4.0), для выдержек и чувствительности — изменение в 2 раза (1/500 с и 1/1000 с, ISO 100 и ISO 200).

В жаргоне фотографов изменение экспозиции часто выражается в «стопах» или «делениях». 1 стоп разницы тождественно равен 1 EV, то есть изменение диафрагмы или выдержки на 1 стоп изменяет количество света, попадающего на матрицу, в 2 раза (диафрагменное число при этом изменяется в корень из 2 раз, а выдержка — в 2 раза). Изменение ISO также может измеряться в стопах.

Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить количество света, нужное для сохранения изображения – это техническая характеристика каждой светочувствительной матрицы (фотоплёнки). Чем больше светочувствительность (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200) матрицы (фотоплёнки), тем меньшая требуется экспозиция. Экспопара (выдержка и диафрагма) – технический синоним термина экспозиция. В некоторых современных видах оборудования (например, SIMD-матрицы, камеры светового поля (англ. Light Field) и Foveon X3) представление об экспозиции (а также о выдержке и диафрагме) можно относить не только к фотоматериалу или устройству в целом, но и к отдельным его элементам и сочетаниям элементов.

fototimes.ru

Экспокоррекция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018; проверки требует 1 правка.

Э̀кспокорре́кция (компенсация экспозиции) (англ. Exposure Compensation) — принудительное введение поправки в измеренную экспозицию для компенсации ошибок измерения или достижения художественных эффектов. Экспокоррекция используется как в плёночной, так и в цифровой фотографии.

Снимок без экспокоррекции. Яркий снег привёл к недодержке Снимок с экспокоррекцией +2eV

При использовании внешнего экспонометра или в ручных режимах экспокоррекция устанавливается для компенсации факторов, не учитываемых экспонометром при измерении, таких как несоответствие спектральной чувствительности фотоматериала и фоторезистора экспонометра, кратность установленных светофильтров или нестандартное светопропускание фокусировочного экрана. Для этого на калькуляторах таких экспонометров имеется отдельная шкала экспокоррекции.

В фотоаппаратах, кинокамерах и видеокамерах, оснащённых автоматическим управлением экспозицией, экспокоррекция применяется для компенсации заведомых ошибок измерения нестандартных объектов или сцен с большим диапазоном яркостей, в том числе с контровым освещением[1][2]. Например, при съёмке лыжников на фоне яркого снега, экспозиционная автоматика отработает с заведомой недодержкой, и лица людей получат недостаточную экспозицию. Установка положительной экспокоррекции, при которой экспозиция будет увеличена по сравнению с расчётной, позволит получить правильно экспонированный снимок[3]. При ручном (полуавтоматическом) управлении экспозицией наличие экспокоррекции необязательно, поскольку поправка может быть учтена при выборе экспопараметров. Тем не менее, экспонометры многих неавтоматических камер позволяют вводить экспокоррекцию при помощи дополнительных индексов шкалы или изменением значения установленной светочувствительности. Последний способ применим также в простейших автоматических камерах, не оснащённых вводом экспокоррекции.

Экспозиция измеряется в логарифмических единицах, которые обозначаются EV или, чаще eV (англ.  Exposure Value) — экспозиционная ступень. Величина экспокоррекции задается в этих же единицах. Сдвиг экспозиции на 1 eV означает изменение количества света, попавшего на фотоматериал, в 2 раза. Например, если вычисленные камерой параметры съёмки равны 1/50 сек (выдержка) и f/8 (диафрагма), то экспокоррекция +1 eV приведёт к съёмке с параметрами 1/25 сек и f/8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 сек и f/5,6 в режиме приоритета выдержки.

Обычно фотограф выбирает значение экспокоррекции на основе личного опыта, но существуют общие рекомендации: съёмка светлых объектов или тёмного объекта на светлом фоне — +½…+1 eV, очень светлых — +1…+2 eV, съёмка тёмных объектов или светлого объекта на тёмном фоне — -½…-1 eV. В некоторых случаях установка экспокоррекции может приводить к слишком сильному переэкспонированию светов или недодержке теней снимка, что необходимо учитывать при выборе её величины. Кроме того, необходимо повышенное внимание фотографа, который должен помнить об установленной экспокоррекции, чтобы отключить её при переходе к съёмке стандартных сюжетов.

В некоторых фотоаппаратах и видеокамерах имеется кнопка, обычно обозначаемая словами англ. Back Light, то есть «контровый свет». Это кнопка вводит фиксированную поправку, обычно равную +1—1,5 eV, и может считаться разновидностью экспокоррекции. Её удобство состоит в том, что ввод компенсации может происходить мгновенно и без отрыва взгляда от видоискателя. В большинстве случаев такая коррекция компенсирует ошибки измерения контрового освещения или в некоторых других случаях, часто встречающихся в практической съёмке.

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава VIII. Экспонометрирование // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. 192—199. — 368 с.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — 449 с.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

ru.wikipedia.org

Ev1 — Что такое OEV в цифровом фотоаппарате? Чем отичается +1EV от -1EV? Можно ли уменьшить Мгб фотоснимка с помощью этихOEV? — 2 ответа



Ev в фотоаппарате это

Автор Ёергей Топтыгин задал вопрос в разделе Уход за аппаратурой

Что такое OEV в цифровом фотоаппарате? Чем отичается +1EV от -1EV? Можно ли уменьшить Мгб фотоснимка с помощью этихOEV? и получил лучший ответ

Ответ от Cheery[гуру]
посмотрели бы документацию. . на нее ссылку дал в вашем пред. вопросе
это относится к Flash Compensation (то есть яркость вспышки) или к Exposure Compensation (компенсация выдержки ) и не влияет на размер, по сути
ps: поставьте себе нормальную карточку памяти и не задавайтесь ненужными вопросами как уменьшить размер снимка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое OEV в цифровом фотоаппарате? Чем отичается +1EV от -1EV? Можно ли уменьшить Мгб фотоснимка с помощью этихOEV?

Ответ от Владимир Матюшкин[гуру]
Никак не влияет. EV удобен в случаях, когда сложная обстановка и нет уверенности, что снимок сразу получиться хорошо. Тогда выгодно менять экспозицию, а потом выбрать тот кадр, что вышел лучше.

Ответ от Veniamin[гуру]
В фотоаппаратах OEV означает Original Exposure Value - оригинальное значение экспозиции.
EV означает поправку экспозиции (экспокоррекцию) .
Если диафрагма прикрыта на одно деление или скорость затвора (выдержка) короче на одно деление, значение EV возрастает на единицу.
И наоборот: Если диафрагма приоткрыта на одно деление или выдержка удлинена на одно деление, то EV падает на 1 деление.
При БРЕКЕТИНГЕ по экспозиции аппарат делает серию снимков - один - с OEV, другой - с +1 (иногда 2) EV, третий - с -1 (или 2) EV, т. е. нормальный, переэкспонированный, недоэкспонированный.

Ответ от Павел Поляков[гуру]
хочу добавить, что фото сделанные с компенсацией в плюс (+1ev например) т. е. фактически переэкспонированные, будут действительно весить меньше. Ибо алгоритм JPEG пожмет файл с переэкспонированными областями (читай местами не имеющими информации) более значительно:)


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

General Motors EV1 на Википедии
Посмотрите статью на википедии про General Motors EV1

Экспокоррекция на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Экспокоррекция

Элементарная алгебра на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Элементарная алгебра

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

В каком режиме снимать? Для чего нужны режимы Р, A, S, M?

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить о различных режимах съемки.


Режим Auto.
В этом режиме электроника фотоаппарата самостоятельно выбирает настройки для фотографии. Это режим хорошо подойдет для людей, не знакомых с понятиями "экспозиция", "выдержка", "диафрагма" и т.д. В среде фотографов выражение "Снимать на Авто" зачастую звучит как оскорбление, но, тем не менее, лучше снимать в автоматическом режиме, чем не снимать вообще.

По схожему принципу работает программный режим Р.
Фотоаппарат самостоятельно выберет необходимую диафрагму и выдержку, а фотографу предоставляется выбор ИСО, а так же назначение поправки экспозиции.
Зачем нужна поправка экспозиции? Фотоаппарат, подбирая экспозицию, предполагает, что в сумме светлые и темные области кадра образуют кадр, эквивалентный 18-процентному серому цвету (так называемый среднесерый кадр). В графическом редакторе это цвет с 18% яркости, как на картинке ниже.

Давайте проверим эту теорию: я возьму нормально экспонированную фотографию и проведу с ней несколько манипуляций в Фотошопе.

Итак, хоть кадр с пейзажем немного светлее, чем эталон 18% серого кадра, все равно можно сделать вывод, что автоматика камеры не намерена обмануть начинающего фотографа.
Для чего же тогда нужна поправка экспозиции? Она обычно обозначается EV (Exposure Value) и измеряется в ступенях (например, +0,3 или -1 EV)
Хороший способ на практике увидеть, для чего нужна поправка экспозиции - сфотографировать кадр, не эквивалентный 18% серому кадру. Например, белый снег, ночное небо. Автоматика будет неправильно экспонировать кадр, но фотограф, умело выставляя поправку, сможет скорректировать решение фотоаппарата.
Пример вы можете увидеть ниже.

Фотография снега получается слишком темной. При поправке экспозиции +1 кадр становится светлее:

Закат получается слишком светлым. При поправке экспозиции -1 кадр становится более темным:

А теперь я предлагаю подробнее остановиться на режиме приоритета диафрагмы А.
Если Вы уже прочитали прошлые статьи, Вы наверняка помните, что ГРИП зависит от диафрагмы. Опытные фотографы знают, в каком случае какое значение диафрагмы необходимо установить. А мы поговорим об этом в следующей статье.
В режиме А фотограф самостоятельно выставляет два параметра - диафрагму и ИСО, контролируя ГРИП и уровень шумов, а электроника фотоаппарата устанавливает выдержку, ориентируясь на 18% серый кадр.
В чем преимущества и недостатки этого режима? Несомненным плюсом является контроль значения диафрагмы, возможность его подбора с учетом снимаемой сцены. Но это вызывает и главный недостаток - при небольших значениях ИСО выдержка может получиться слишком длинной. В этом режиме так же можно использовать коррекцию экспозиции.

Режим S - режим приоритета выдержки.
Если Вы спросите фотографа, увлекающегося съемкой животных, детей, спортивных мероприятий, "Какой параметр важен для фотосъемки предметов в движении?", ответом будет слово "Выдержка".
В режиме S фотограф контролирует ИСО и значение выдержки, а диафрагму устанавливает электроника фотоаппарата. Этот режим, несомненно, позволит начинающему фотографу осуществить множество художественных задумок, заморозить движение (например, падение капли), или, наоборот, показать его (съемка звезд).

Самый тяжелый для новичка режим - режим М.
Этот режим полностью ручной. Фотограф самостоятельно выбирает все параметры фотосъемки, и лишь на его совести остается, будет ли фотография смазанной, шумной, через чур размытой, или же все параметры создадут необычайно прекрасный кадр.
Так же следует упомянуть, что некоторые объективы могут работать лишь в режиме М, зачастую это устаревшие объективы, например советского производства. В этом режиме нет понятия "коррекция экспозиции".
Первым необходимо установить значение наиболее важного параметра (диафрагма для портрета или пейзажа, выдержка для съемки в движении или ИСО для предметной фотографии). Затем устанавливается второй по важности параметр, а третий параметр выступает в роли "регулирующего", с его помощью происходит подбор экспозиции. При подборе экспозиции ориентируйтесь на экспонометр. Если его шкала сдвинута влево, то кадр недоэкспонирован, а правое положение шкалы говорит о переэкспонированном кадре. Однако, стоит помнить, что экспонометр ориентируется на 18% серый кадр, и не всегда стоит следовать его указанию. Сделанный кадр необходимо сразу же оценить на мониторе, и, если потребуется, изменить параметры съемки для последующих кадров.

Тренируйтесь, и Вы с легкостью освоите все режимы фотографирования.

Спасибо за внимание!
Желаю Вам удачных фотографий!

narrata-photo.livejournal.com

Динамический диапазон. Часть 1 / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Вместо красивого неба на закатном снимке получилось белое пятно? А может, наоборот, закат запечатлеть удалось, но внизу лишь чёрный фон? Сфотографировали человека напротив окна, а за ним в кадре образовалась белая пелена? Пришло время разобраться, откуда берутся такие ошибки и как их исправить!

Наверняка вы замечали, что иногда в кадре бывает очень сложно показать и яркое солнце, и тёмные детали: либо небо получается пересвеченным, либо нижняя часть кадра становится слишком тёмной. Почему так происходит? Дело в том, что фотоаппарат способен воспринимать ограниченный диапазон яркости. Речь идёт о динамическом диапазоне. Во времена фотоплёнки это понятие именовалось «фотографической широтой».

Нехватка динамического диапазона в кадре: небо «потеряно», вместо него — белое пятно.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 25 с, 22.0 мм экв.

Небо сохранено, все детали вошли в динамический диапазон.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 с, 22.0 мм экв.

Когда чаще всего ощущается нехватка динамического диапазона?

На практике фотограф постоянно сталкиваться с проблемой недостаточного динамического диапазона. Прежде всего, она будет заметна при съёмке контрастных сцен.

Классический пример — съёмка на закате. Не так просто будет запечатлеть и яркое солнце, и затенённые участки внизу кадра, землю. Нехватка диапазона также ощущается при фотографировании в контровом свете (например, если вы снимаете в помещении напротив окна).

Все области, не вошедшие в динамический диапазон, на снимке получаются или слишком светлыми, или тёмными, лишаются всех деталей. Это, конечно, ведёт к потере качества снимка, техническому браку.

Несколько примеров сюжетов с широким динамическим диапазоном:

Почти любой пейзаж

Некоторые городские зарисовки

Съёмка кадров с Луной; ночная съёмка в городе

Портреты в контровом свете

Что такое динамический диапазон фотоаппарата? Как его измерить?

Итак, динамический диапазон (ДД) — это характеристика фотокамеры, отвечающая за то, какой диапазон яркости она сможет показать на одном кадре. Обычно производители не указывают этот параметр в технических характеристиках фотоаппарата. Тем не менее, его можно измерить, посмотрев, сколько деталей в тёмных и светлых участках кадра сможет передать та или иная камера.

Сравните: камера смартфона имеет узкий динамический диапазон, а зеркальная фотокамера Nikon D810 — широкий.

Кадр, сделанный на камеру смартфона. Детали потеряны как в светлых участках (небо), так и в тёмных (кусты). Вместо них на фото белые и чёрные пятна. Это пример узкого динамического диапазона.

Кадр, сделанный на зеркальный фотоаппарат. Детали сохранены как в светлых участках (видны все оттенки неба), так и в тёмных. Это пример достаточно широкого динамического диапазона.

Кроме того, существуют специальные лаборатории, измеряющие характеристики фотокамер. Например, DXOmark, в базе данных которой очень много протестированных фотокамер. Отметим, что специфика тестирования этой лаборатории такова, что измеряется динамический диапазон на минимальных значениях ISO. Так что, при повышенных значениях ISO, картина может несколько измениться.

Динамический диапазон измеряют в ступенях экспозиции (EV). Чем больше ступеней экспозиции камера может отобразить на фотографии, тем шире её динамический диапазон. Например, фотокамера Nikon D7200 имеет динамический диапазон 14,6 EV (по данным DXOmark). Это прекрасный результат, однако, стоит отметить, что в целом динамический диапазон обычно выше у фотокамер с полнокадровыми матрицами, таких как Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810. А вот динамический диапазон компактных фотокамер может быть всего 10 EV, у смартфонов — и того меньше.

Отметим, что потенциал зеркальных камер (в том числе их динамический диапазон) можно оценить только при работе с RAW-файлами. Ведь на JPEG-снимках будут сказываться многие внутрикамерные настройки. Например, камера может сильно повышать контраст снимков, сужая динамический диапазон. С другой стороны, многие фотоаппараты умеют искусственно расширять его при съёмке в JPEG, но об этом чуть позже.

Как загубить динамический диапазон на фото? Типичные ошибки

Даже если камера обладает широким динамическим диапазоном, это не гарантирует, что на фотографиях будут отображены все детали в тёмных и ярких участках. Рассмотрим основные ошибки фотографов, ведущие к значительному снижению динамического диапазона и плохой проработке деталей.

  • Ошибки экспозиции. Ошибки экспозиции всегда чреваты тем, что на фото будут появляться либо пересвеченные, либо «выбитые в чёрное» области. Загубленный некорректной экспозицией кадр не спасёт даже широкий динамический диапазон.

Рассмотрим пример пересвеченного кадра:

Теоретически, динамического диапазона камеры для этого сюжета должно было хватить, но произошла потеря деталей в светлых участках кадра (на небе) из-за неправильно настроенной экспозиции. Кадр получился слишком ярким.

Обратная ситуация — кадр недоэкспонированный, тёмный.

На этот раз детали потерялись в тёмных участках кадра.

  • Ошибки при обработке. Грубая обработка фотографий на компьютере или применение фильтров внутрикамерной обработки изображения способны очень сильно сузить динамический диапазон на ваших кадрах. Поэтому не злоупотребляйте излишним повышением контраста, работой с насыщенностью цветов, коррекцией экспозиции и т.п.

Оригинальный кадр: все детали сохранены благодаря широкому ДД и грамотной экспозиции снимка.

Фотограф перестарался с обработкой — детали в тёмных и светлых участках оказались утрачены.

Укладываемся в динамический диапазон

Часто даже при съёмке сложных сюжетов с большим перепадом яркости можно не прибегать ни к каким сложным ухищрениям для расширения динамического диапазона. Нужно просто грамотно использовать то, что может дать фотокамера.

  • Выбирайте подходящие условия для съёмки. Чтобы получать качественные кадры, нужно выбирать подходящие условия освещения. Зачастую фотограф сам себя загоняет в такие условия, в которых практически невозможно сделать качественный снимок. Вместо того чтобы пытаться запечатлеть слишком контрастный сюжет, стоит подумать: возможно, лучше выбрать другой ракурс, другое время для съёмки или освещение. К примеру, закатное небо по яркости сбалансируется с землёй после захода. Кстати, не всегда стоит брать в кадр солнце. Подумайте, можно ли обойтись без него. Так вам удастся избежать лишних пересветов. Это относится и к съёмке портретов напротив окна. Достаточно сделать пару шагов от окна и снимать сбоку от него — яркое окно не получится пересвеченным, а на вашу модель будет падать красивое боковое освещение.

Делая этот снимок, я не стал включать в композицию восходящее Солнце, находящееся чуть правее границ кадра. Так я избавил себя от пересветов в области солнечного диска.

При съёмке портрета на природе можно не включать солнце в кадр. Главное — получить от него красивое освещение.

  • Следите за экспозицией. Как мы уже говорили, чтобы сохранить максимум деталей на фотографии, её необходимо корректно проэкспонировать. Уделите внимание настройке параметров экспозиции, пользуйтесь подходящими методами экспозамера и гистограммой. Также всегда просматривайте отснятые кадры, проверяйте их яркость. Если необходимо, делайте дубли посветлее или потемнее, чтобы потом было из чего выбирать.

  • Фотографируйте в RAW. Если вы снимаете сложную сцену, всегда лучше иметь поле для манёвра. Формат RAW предоставит вам целый аэродром, ведь абсолютно вся информация о снимке сохранится на матрице фотоаппарата. При обработке вы сможете сделать тёмные участки снимка светлее или даже немного «вытянуть» детали в светлых участках кадра. Обратите внимание, что осветлять тёмные участки кадра формат RAW позволяет гораздо лучше, нежели затемнять светлые. Поэтому, оберегая светлые участки снимка, фотографы порой специально делают кадры темнее, чем нужно, чтобы потом при обработке «вытащить» нужные детали из теней. Такую обработку позволит сделать практически любой современный RAW-конвертер. В том числе и Nikon Capture NX-D. О расширении динамического диапазона с его помощью мы подготовим специальный материал.

Исходный кадр

Тени «вытянуты» в RAW-конвертере

В следующей части урока мы поговорим о возможностях расширения динамического диапазона. Некоторые из них скрыты в самой фотокамере и доступны любому фотографу. Оставайтесь с нами!

prophotos.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о