Цветовая температура в фотографии – Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Цветовая температура света – это характеристика, определяющая цветовую тональность, присущую конкретному источнику освещения. Так, по цветовой температуре обычно различают холодный, теплый и нейтральный свет. Для измерения этой характеристики света существует специально разработанная шкала, где за единицу измерения приняты тысячи Кельвинов (К).

Сгруппируем основные источники освещения на три большие группы согласно их цветовой температуре:

1. Теплый свет, которому соответствует низкое значение цветовой температуры в Кельвинах (1500 К – 3500 К):


— лампы накаливания (60-100 Вт) – 2600-2800 К- солнечный свет в режимное время (закат или восход) – 3300-3500 К2. Нейтральный свет, которому соответствуют средние значения цветовой температуры в Кельвинах (4500-6500 К)- дневной свет в ясную погоду (4500 – 5000 К)

— дневной свет в полдень, когда на небе появились кучевые облака (5500 К)

— вспышка (5500-5600 К)

3. Холодный свет

, которому соответствуют высокие значения цветовой температуры в Кельвинах (6500-20000 К)

— дневной свет в пасмурный день, высокая облачность (6500К-7500К)

— сумерки (7500К-8500К)

— ясное голубое небо зимой – 15000К

Чтобы адекватно отображать цвета на фотографии, необходимо выставить такой важный параметр съемки как баланс белого. В цифровой фотографии именно этот параметр отвечает за цветопередачу изображения.

При помощи баланса белого определяется соответствие цветовой гаммы полученного изображения (фотографии) реальной цветовой гамме объекта съемки в момент получения снимка. Установка определенного значения баланса белого – один из методов цветокоррекции цифровой фотографии.

При выставлении значения цветовой температуры (регулировке баланса белого) можно либо отдать предпочтение реалистичности цветопередачи (приоритет – соответствие цветов изображения натуральным цветам), либо субъективно подбирать баланс белого, при котором снимок выглядит максимально привлекательно. Так, первый метод выставления баланса белого обычно используется в репортажной съемке, а второй – в художественной фотографии.


Существует несколько способов выставления баланса белого для достижения нормальной цветопередачи:

1. Выставление баланса белого в настройках фотоаппарата перед началом съемки. Возможен выбор из предустановленных настроек камеры (дневной свет, вспышка, лампа накаливания и проч.) или же ручной ввод конкретного значения цветовой температуры в Кельвинах.

2. Корректировка баланса белого в графическом редакторе. При таком способе максимальной точности можно достичь только при съемке в формате RAW, т.е. при получении необработанной информации об изображении. Так, например, при корректировке баланса белого в программе Adobe Lightroom при работе с фотографиями RAW, баланс белого можно изменять без потери качества картинки и без искажения снимка.

3. Выставление баланса белого по нейтрально-серой карте. Этот способ считается наиболее точным, так как позволяет достоверно идентифицировать нейтрально-серый цвет на изображении. Метод заключается в следующем: перед съемкой рядом с главным объектом устанавливается нейтрально-серая карта и делается тестовый снимок. Затем проводится съемка, а при

цветокоррекции в графическом редакторе (например, лайтруме) баланс белого выставляется по серой карте на первом снимке (ее изображение принимается за нейтрально-серый цвет, а все остальные цвета корректируются под эти настройки). Затем полученные настройки баланса белого переносятся на все снимки из серии. Обращаю внимание, что снимки должны быть сделаны в формате RAW. Также некоторые камеры позволяют перед съемкой выполнить регулировку баланса белого по серой карте прямо в настройках самого фотоаппарата.

А теперь практический совет:

Если вы снимаете в формате RAW, то можете не задумываться насчет правильности предустановленного баланса белого в вашем фотоаппарате. Его всегда можно скорректировать или изменить при обработке фотографии на компьютере. Предварительные настройки баланса белого в этом случае нужны больше для адекватного представления изображения на экране фотоаппарата в режиме предпросмотра.

Если вы снимаете в формате JPG, следите за правильностью выставленного значения баланса белого. Потому что фотографии, сжатые в формат JPG не поддаются такой глубокой обработке, как RAW-файлы. Также следите за настройками баланса белого при изменении условий освещения в течение съемочного дня. Меняйте настройки баланса белого при изменении места съемки (на улице или в помещении), при изменении характера освещения (яркий день или закатное солнце), при включении или отключении вспышки.

Оставляйте ваши комментарии внизу записи. Хороших вам снимков!

studyfoto.ru

Цветовая температура в фотографии | printservice.pro

Цветовая температура - одна из главных характеристик света в фотографии. Зрение человека позволяет очень точно воспринимать цвет, независимо от окружающего освещения. Но на фотографии, в отличие от того, что человеческий глаз видит в реальности, в разных условиях освещения может возникнуть желтый, синий или зеленый оттенок. Во время фотосъёмки камера фиксирует весь свет, не делая никакой поправки на цветовую температуру освещения. Настройка баланса белого поможет легко избавиться от паразитных оттенков на фотографии. Возможно выбрать из предустановленных настроек камеры (дневной свет, вспышка, лампа накаливания и проч.) или ввести в ручном режиме конкретное значение цветовой температуры в Кельвинах.

Цветовая температура (Color Temperature)

Источник света Цветовая температура в градусах Кельвина (К)
Сумерки, глубокая тень 12 000 - 18 000
Дымка, тень при дневном свете 9 000 - 12 000
Фотовспышка6 500 - 7 500
Пасмурно 6 000
Дневной свет5 400 - 5 600
Флуоресцентная лампа4 900
Солнечный свет - два часа после восхода или два часа перед закатом3 850 - 4 100
Солнечный свет - час после восхода или за час до заката3 850 - 4 100
Лампа накаливания3 200
Восход и закат3 000 - 3 150
Лампа 200 Вт3 000
Лампа 100 Вт2 900
Лампа 75 Вт 2 700
Свеча1 700
Пламя спички1 200
Для ручной установки точного баланса белого нужна специальная серая карта. У современных камер есть возможность перед съемкой выполнить регулировку баланса белого по серой карте, после чего цвета на фотографии будут естественными. Такой способ неудобен тем, что при малейших изменениях в условиях освещения, баланс белого нужно настраивать заново. Корректировать неверные установки баланса белого можно уже после съемки, в RAW-конвертере, если съемка производилась в формате RAW. Чтобы скорректировать цвет изображения, нужно просто отрегулировать ползунки Temperature (Температура) и Tint (Оттенок). Другой вариант - использование колорметра - специального прибора для точного определения цветовой температуры. Прибор даёт показания не только в Кельвинах, но и в майредах (майред - единица измерения цветовой температуры излучения абсолютно чёрного тела, равная 106/t, где t - температура абсолютно чёрного тела). Дополнительно прибор даёт рекомендацию по применению конверсионных и коррекционных светофильтров. Например, синие светофильтры увеличивают цветовую температуру до нужных оттенков. Цифровые технологии дают возможность коррекции снимка программным методом. В программе Photoshop к изображению можно применить фильтр, выбрав в меню Image>Adjustments>Photo Filter...

printservice.pro

Цветовая температура. Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии?


Комфортная работа для пользователя. Перевод на другой язык. Словарь терминов.


О слетевших драйверах и прочих "сюрпризах" новых MAC OS и PS


О мировой компании Phase One и программе по работе с цветом


Главной задачей является улучшение фотографии и доведение всей выполненной работы фотографа, стилиста, визажиста, модели до желаемого результата, на который рассчитывает заказчик.


Что позволяет ретушеру и фотографу быстро получать качественный результат?


Специальная статья для тех, кто до сих пор ретачит мышкой или на трекпаде


3 самых популярных файлообменника


Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии?


Работа из дома и другие принципы


sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB? 8 или 16 бит?


О возможностях работы со снимками формата RAW в PS


Покажем несколько несложных действий в Photoshop


Приложения, которые помогут работать быстрее и эффективнее


LIVE с врачом-терапевтом Светланой Горашко


LIVE с фотографом Ольгой Мурзаковой


LIVE с художником и архитектором Анной Неизвестной


Американский фотограф Барри Харли показывает, как можно сделать стильный групповой портрет с помощью относительно недорогого оборудования.


Роль Instagram в наши дни, как Instagram меняет реальность


Phase One представили Capture One 12 с массой долгожданных нововведений


Недостаток сна вреден и для здоровья, и для продуктивности. Наверняка вы слышали это много раз. Но сможете ли вы почувствовать, что ваши способности ухудшились?


Fashion & beauty фотограф с многолетнем стажем. От администратора в студии до востребованного профессионала и гуру света.


Почему, когда мы пытаемся достичь успеха, правило пяти часов работает, а упорный труд — нет?


Составляем так, чтобы не потеряться и не уничтожиться


Компания Wacom является ведущим производителем высококачественных устройств для цифры и ретуши с 1983 года. А также регулярно обновляет свои устройства, делая их все лучше.


Последняя версия фотошоп появилась 15 октября с впечатляющим набором новых функций


Будь вы фотограф или ретушер всегда важно следить за примерами работ востребованных фотографов. А также понимать, что делает фотографию такой эффектной. Компания Louis Vuitton – отличный пример гармонии цветовых решений.


О колористике, цветовых схемах и галстуках


В мире обработки фотографий существует несколько категорий обработки. У каждого фотографа свой стиль и задачи, которые он передает ретушеру для обработки изображений.


Синергия фотографов и ретушеров в эпоху аналоговой фотографии


avretouchinglab.com

Способы коррекции цветовой температуры

Снимая в автоматическом режиме, фотограф не часто имеет проблемы с искаженной цветопередачей на снимках. Однако иногда в силу особенностей освещения фотографии неожиданно приобретают не естественный оттенок. Причина паразитной окраски на снимках кроется в такой важной характеристике света, как цветовая температура. О том, что это такое и какие существуют способы изменения цветовой температуры мы и поговорим в этой статье.

Цветовая температура

Цветовая температура является одной из главных характеристик света в фотографии. В отличие от цифровой фотокамеры, зрение человека обеспечивает очень точное восприятие цвета, независимо от особенностей освещения. Белый лист бумаги выглядит для нас белым и при солнечном свете под открытым небом, и при свете обычной лампочки накаливания. Однако, как известно, белого цвета в принципе не существует, в том смысле, что белый цвет является спектром всех излучаемых длин волн, от красного до фиолетового цвета. Такой спектр может излучать нагретое до высокой температуры физическое тело.

В этой связи в зависимости от температуры тела спектр может смещаться, например, в красную (при низких температурах), либо в синюю сторону (при высоких). Если человеческий глаз способен быстро адаптироваться к изменению цветовой температуры, то цифровые камеры очень чувствительны к этой характеристике света и встроенная автоматика не всегда справляется со своей работой. При нарушении баланса белого, в частности, дневной свет может придать фотографии голубоватый оттенок, а лампа накаливания слишком желтый.

«Синий снег»

Во время фотосъемки камера фиксирует весь свет, падающий на светочувствительную матрицу, не делая никакой поправки на цветовую температуру. В результате, иногда у фотографа получаются снимки с «синим» снегом в морозную погоду, либо фотографии людей на морском побережье с телами красноватого оттенка. Поэтому при фотографировании в разных световых условиях делается поправка на цветовую температуру источника освещения.

Снег после применения фильтра

Поменять установки цветовой температуры и баланса белого можно в соответствующих настройках цифрового фотоаппарата. Фотографам довольно часто приходится работать над коррекцией цветовой температуры снимков. Обычно такой брак встречается при неправильно определенной цветовой температуре или неправильно подобранной экспозиции, а также при нарушениях в настройках балансе белого. Кроме того, проблемы с цветовой температурой снимка возникают из-за чрезмерного или низкого контраста сцены, отсутствия дополнительного освещения, плохого сочетания оттенков и мелких недоработок фотографа.

Цветовая температура обычно измеряется в градусах Кельвина  (К). При съемке бывает довольно сложно определить цветовую температуру света, что называется на глаз, особенно если происхождение источника света неизвестно. Можно привести небольшую сравнительную таблицу цветовой температуры естественных и искусственных источников света:

Солнечный день 5600 — 6500 К
Солнечный свет на закате и на рассвете 3000 – 4000 К
Сумеречное небо поздним вечером 2000 К
Дневной свет неба при сильной облачности 7000 – 8500 К
Чистое голубое небо 12000 – 20000 К
Пламя свечи 1500 – 2000 К
Керосиновая лампа 1900 – 2050 К
Люминесцентная лампа 3500 – 5000 К
Импульсная лампа-вспышка 4000 – 6500 К
Лампочка  накаливания 2500 – 3000 К
Свет от прожектора 3300 – 3500 К

Для точного определения цветовой температуры предназначены специальные приборы – колорметры. Но они достаточно дороги и редко применяются в нашей стране даже среди фотографов-профессионалов. Измерители цветовой температуры дают показания не только в Кельвинах, но и в майредах (майред – единица измерения цветовой температуры излучения абсолютно черного тела, равная 106/t, где t – температура абсолютно черного тела).

Дело в том, что разница в 500 К при цветовой температуре 3000 К совсем не то же самое, что разница в 500 К при температуре 15 000 К. Чтобы, например, получить шкалу, по которой одним и тем же числовым значениям разностей соответствовали бы конкретные фильтры для обеспечения цветового баланса, необходимо превратить цветовые температуры именно в майреды. Для этого нужно разделить 1 000 000 на цветовую температуру в Кельвинах — 5000 К соответствует 200 майред. В инструкции к светофильтрам, используемых в фотографии, производители обычно указывают плюсовые или минусовые значения сдвига цветовой температуры именно в майредах.

Светофильтры

В пленочной и цифровой фотографии для изменения цветовой температуры непосредственно во время съемки можно применять специальные конверсионные и коррекционные светофильтры. Такие фильтры, будучи установленными на объектив цифрового фотоаппарата, изменяют цветовую температуру снимка соответствующим образом. Например, синие светофильтры (обозначаемые № 80А, № 80В, № 80С и № 80D) обладают широкой полосой пропускания, а в синей области спектра пропускают практически весь световой поток, что позволяет им увеличивать цветовую температуру до нужных оттенков.

Светофильтр № 80B

В свою очередь, конверсионные светофильтры янтарного цвета (№ 85, № 85А и № 85В) поглощают часть лучей в синей области спектра, в меньшей степени поглощают в зеленой области и прозрачны для лучей в красной области спектра. Сине-голубые конверсионные фильтры служат для повышения цветовой температуры, а красно-коричневые — для ее понижения.

Коррекционные светофильтры способствуют меньшему изменению цветовой температуры по сравнению с конверсионными фильтрами. Например, коррекционные светофильтры желтого оттенка (81, 81А, 81В, 81С, 81D и 81EF) могут использоваться для небольшого уменьшения эффективной цветовой температуры источника света. Каждый светофильтр обладает собственным корректирующим коэффициентом для определения экспозиции и изменения цветовой температуры (сдвига) в майредах.

Стоит помнить, что изменение цветовой температуры подчиняются закону аддитивности. Это означает, что при использовании одновременно двух светофильтров общее изменение цветовой температуры будет равно сумме изменений для каждого светофильтра в отдельности. Какие фильтры наиболее полезно иметь под рукой фотографу? Наверное, можно упомянуть конверсионные фильтры 85 (янтарный) и 80В (синий), а также более слабые коррекционные фильтры 81А (янтарный) и 82А (синий).

Хотя фотографу всегда стоит стремиться к обеспечению «правильной» цветовой температуры на снимках, эту характеристики света нельзя рассматривать исключительно как технический параметр. Иногда неправильный цветовой оттенок может даже улучшить вид фотографии. Например, при фотосъемке в пасмурный день в вечернее время на снимках может проявиться синий оттенок, который выглядит довольно эффектно.

При фотографировании на закате, когда солнечный свет имеет пониженную цветовую температуру, снимки часто окрашиваются в привлекательные золотистые и оранжевые тона. И изменять эти оттенки в целях улучшения фотографии Вам вряд ли захочется. На практике, экспериментируя с различными фильтрами, можно довольно быстро понять, в каких условиях освещенности и какие именно светофильтры необходимо применять для исправления цветопередачи.

Коррекция в Photoshop

Грамотная коррекция цветовой температуры может существенно изменить настроение окончательного снимка. Преимущество цифровой фотографии заключается в том, что готовые, отснятые фотографии можно всегда обработать в графическом редакторе для исправления допущенных ошибок, в том числе и для коррекции снимков с неправильной цветовой температурой. Когда Вы допустили ошибку в настройках баланса белого или определении правильной цветовой температуры, на помощь приходит Photoshop, располагающий всеми необходимыми инструментами для коррекции цветопередачи снимка.

В большинстве случаев достаточно воспользоваться инструментарием AutoTone  в этой программе для того, чтобы скорректировать цветовую температуру снимка. Но когда композиция фотографии включает в себя сложные схемы освещения, например, с подсветкой фасадов зданий или интерьерным декоративным освещением, то можно использовать ручную коррекцию баланса белого с помощью разнообразных фильтров (PhotoFilter), которыми также располагает Photoshop. В частности, если на фотографии преобладают теплые тона, то для коррекции и выравнивания цветовой температуры можно предпочесть холодный фильтр (CoolingFilter).

В завершение стоит еще раз отметить, что теория цвета в фотографии и цветовая температура в частности имеют дело не с технической точностью цветопередачи, а, в первую очередь, с восприятием цвета человеком и психологическими понятиями. Цветовую температуру снимка можно изменять сообразно характеру объекта, цели фотографирования и творческому замыслу. Порой некоторые погрешности в цветовой температуре сцены могут придать снимку совершенно неожиданное настроение, которое будет с восторгом воспринято зрителем.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Что вы знаете о цветовой температуре? – ФотоКто

Как мы воспринимаем цвет в значительной степени зависит от нашего культурного воспитания и от того, что ребенку внушали с детства. Становясь взрослее, человек понимает, что огонь – горячий, лед – холодный, красный и оранжевые – теплые цвета, а синий и голубой – холодные. Почему же так важно понимание, что такое цветовая температура?

 

Дело в том, что эти ассоциации в нашем сознании очень сильны, зачастую создатели фильмов используют их для того, чтобы передать атмосферу и придать большую реалистичность своим произведениям. Происходит своеобразное ассоциативное сопоставление – цвета и ощущения.

by Beauty

Когда речь идет о цветовой температуре, то за неизменную основу берется белый цвет. Белый – создание нашего собственного ума, так как он отсутствует в спектре света. Белый цвет путал людей на протяжении тысяч лет. Но уже в конце XVII века Исаак Ньютон продемонстрировал человечеству с помощью призмы, что белый – это смесь всех других цветов. Но пришлось ждать еще до 1900 года и открытия закона Планка, чтобы получить убедительные доказательства того, что цвет зависит от пропорций соединения других цветов.

Макс Планк – немецкий физик, который по заказу производителей лампочек пытался выяснить наилучшую температуру для нити накаливания, необходимую для максимальной яркости при минимальных затратах электроэнергии.

Ученый пытался решить проблему, оперируя современными на тот момент теориями, которые не соответствовали экспериментальным данным. Позже Планк пришел к выводу, что излучение и поглощение света веществом происходит порциями, в зависимости от этого человек видит определенный цвет.

Все во Вселенной, которая имеет температуру выше абсолютного нуля, выделяет какое-то электромагнитное излучение – будь то инфракрасный, видимый свет, ультрафиолетовое или рентгеновское излучение, и все, что находится между этими известными сведениями.

По мере увеличения температуры тело будет выделять все больше и больше тепла, или электромагнитного излучения. Если нагреть тело до такого состояния, что оно станет достаточно горячим и начнет светиться – мы сможем увидеть излучаемый свет. Повышение температуры и это свечение проходят через очень определенный диапазон цвета, который математически описывается законом Планка. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим о цветовой температуре – положение белого цвета относительно цвета черного тела при данной конкретной температуре.

В итоге открытия Макса Планка и определили в качестве эталона цветовой температуры – 3200К для лампочки накаливания. Мы используем эту величину до сих пор, в кинематографическом мире данное число также известно, как температура галогенного света.

Температура на поверхности Солнца составляет около 5800K, но солнечный свет после фильтрации через атмосферу может варьироваться от 2800K в так называемый волшебный час (время восхода/захода солнца) и до 6500К в пасмурный день. В общепринятом понятии 5600K – цвет света в ясный полдень, это то, что мы подразумеваем, когда говорим о сбалансированном дневном свете.

Выше на картинке приведены два примера того, как распределяется интенсивность разных цветов в зависимости от способа свечения. Для флуоресцентного освещения используется трубка, заполненная  парами ртути и инертным газом. Когда электричество проходит очень быстро попеременно через вещество и газ, лампа испускает ультрафиолетовое излучение. УФ-излучение взаимодействует со стенками трубки, которые покрыты люминофором, трубка начинает светиться и излучать свет. Таким образом энергия практически не расходуется на тепло, получается свечение активизированных люминофоров и паров ртути. Этот принцип свечения применяется в источниках люминесцентного освещения, в том числе студийных.

Но, в отличие от ламп накаливания, что испускают свет во всех частотах в соответствии с законом Планка, люминесцентные лампы, как правило, работают в основном на частотах первичных цветов: красного, зеленого и синего. Красный и синий цвета создаются за счет  люминофоров в трубке, а зеленый возникает с помощью светового излучения ртути. Для более дешевых ламп производители иногда искусственно увеличивают количество зеленого цвета, потому что это делает лампочку более яркой, так как зеленый находится как раз в середине видимого спектра. Человеческий глаз преобладания зеленого цвета может не заметить, но к сожалению, это придает кадрам, сделанным при флуоресцентном освещении, зеленый оттенок.

Для ламп, которые используют в фотографии и кинематографии, производители стали  смешивать различные химические компоненты для люминофоров, чтобы получить более полный цветовой спектр, а также возможность изменить цветовую температуру люминесцентных ламп так, чтобы в итоге можно было использовать люминесцентные лампы с галогенными источниками, имеющими цветовую температуру 3200К и люминесцентные лампы для смешивания с дневным светом 5600К. Для более точного воспроизведения цветов окружающего пространства следует искать лампы, у которых более высокий индекс цветопередачи или CRI. CRI 100 – эквивалентен полному спектру, подобному тому, который дает солнце. Стоит брать во внимание осветители, имеющие лампы с CRI выше 90, например, осветители Reddevil.

Светодиодное освещение пока еще до конца не освоили и относят к новым технологиям. Проблемы воспроизведения цвета освещения остаются практически такими же, как и у люминесцентных ламп. Цвет светодиода зависит от материала, из которого изготовлен диод. Существует несколько способов, чтобы получить белый свет – с помощью люминофоров или путем смешивания различных цветных светодиодов вместе в одном приспособлении. Некоторые производители даже умудряются для получения определенной цветовой температуры смешивать интенсивность разноцветных светодиодов. Например, как в осветителе Falcon Eyes LP-DB820CT-SY , где половина светодиодов температуры 3000К, а другая 7000К и за счет изменения интенсивности свечения отдельных светодиодов можно получить все промежуточные оттенки белого.

Цветовая температура в фотографии

Есть традиционно два важных момента, связанных с цветовой температурой, которые каждый фотограф обязан знать наизусть: 3200К – температура лампы накаливания и 5600K – температура света в яркий солнечный день или в полдень.

Почти все современные цифровые камеры имеют возможность для установки пользовательского баланса белого с помощью серой карты. Это делается просто, достаточно заполнить кадр однородным цветом – серым или белым и, нажав кнопку для запоминания баланса белого, «сообщить» камере, что данный цвет является нейтральным, тогда все последующие снимки будут корректироваться относительного этого показателя. Чтобы узнать более подробно, как задать пользовательский баланс белого – посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату. Производители обычно при составлении документации уделяют достаточно внимания освещению этого вопроса.

Для лучшего контроля и более высокой производительности многие камеры также имеют возможность для ручного выбора баланса белого. Эта функция удобна тем, что буквально одним нажатием пальца можно привнести в снимки больше теплых тонов или холодных. Если вы хотите больше теплого тона – следует поднять цветовую температуру, снижение ее приведет к большей прохладе в ваших фотоснимках.

И если вы снимаете в RAW-формате, вы всегда можете откорректировать при постобработке баланс белого, согласно тем задачам, которые будут стоять перед вами на тот момент.

Общая проблема практически для любой цветовой температуры заключается в том, что когда вы снимаете с различными источниками света, излучающими разные цветовые температуры (например, в помещении рядом с окном и с помощью лампы накаливания), при заданном балансе белого 5600К общий оттенок у снимка будет оранжевым. Если вы выставите баланс на 3200К, свет из окна будет выглядеть голубым.

Если у вас нет возможности снимать с источниками света, дающими одинаковую цветовую температуру, можно использовать цветные гели, которые откорректируют цветопередачу уже на стадии съемки и заметно снизят работу при постобработке.

И конечно же в природе не существует причин, по которым фотограф не может использовать комбинированный свет для создания определенного художественного эффекта.

Стоит также отметить, что если вы регулируете мощность галогенного источника света, то это происходит за счет уменьшения напряжения на контактах, а это снизит их цветовую температуру и заставить выглядеть свет теплее. Происходит такое все по тому же закону Планка – нить накаливания недополучает количество тока, поэтому не горит в полную силу, а значит, цветовая температура от таких ламп будет ниже.

Конечно же, с современными технологиями и возможностями программ постобработки, нет необходимости придерживаться жесткого правила – снимать при освещении лампами с одинаковой цветовой температурой. Не существует правил, по которым нельзя одновременно использовать различные цветовые температуры в одном кадре, канонами фотографии не запрещено смешивать холодный наружный свет с теплотой внутреннего освещения. Но понимание механизма цветовой температуры поможет решить художественные проблемы и облегчить постобработку, когда фотограф находится на съемочной площадке. Эти знания – инструменты для создания нужного эффекта. Используйте их, чтобы сделать что-то красивое!

Источник fotogora.ru

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

fotokto.ru

Как влияет цветовая температура на передачу цветов на снимке

Цветовая температура источников света является очень важным параметром, который необходимо учитывать при съемках. От спектрального состава света зависит передача цветов на снимке. Чтобы охарактеризовать состав света по спектру, было введено понятие цветовой температуры.

Цветовая температура – это температура, при которой раскаленное тело излучает свет данного спектрального состава.

Она измеряется в Кельвинах. В специализированной литературе встречается еще одна величина – майред, что означает один на миллион, поделенный на цветовую температуру данного источника света в Кльвинах.

Применение единиц майред дает более наглядную разницу между спектральным составом света разных источников. Разница, например, в 50 майред будет соответствовать одинаковому различию цветового состава света практически в любом интервале, в то время как изменение температуры по шкале Кельвина на одну и ту же величину в синей области спектра не так существенно, как численно равное изменение в красной области спектра.

Цветовая температура дневного света

Цветные пленки изначально рассчитывались для съемки при естественном дневном освещении, которое имеет цветовую температуру приблизительно 5500 К. Цветовая температура дневного света в течение дня может изменяться от 5000 К в условиях облачности до 20 000 К при ясном голубом небе.

Рисунок 1. Цветовые температуры источников света различной природы.

Цветовая температура ламп накаливания

Фотолампы дают более низкую цветовую температуру по спектру. Цветовая температура ламп соответствует 3 400 К или 294 майред. Увеличение отклонения в 50 майред в обе стороны при съемке приведет к появлению желтого оттенка на снимке.

Бытовые лампы накаливания по своему спектральному составу имеют температуру в районе 2 600 – 2 800 К или 384 – 357 майред, что заметно отличается от 294 майред, на которую рассчитана пленка. Поэтому при съемке в таких условиях освещения на снимке будет цветопередача далеко не идеальной.

Цветовая температура фотовспышек

Лампы-вспышки дают по своему спектральному составу свет очень близкий к дневному (температура около 6 000 К). Их можно применять совместно с дневным естественным светом внутри помещений, а также вне стен помещений. Однако фотографу стоит помнить, что применять вспышку совместно с лампами накаливания нельзя. Исключением могут быть случаи, когда вспышка полностью по экспозиции забивает свет от ламп накаливания.

Также нельзя применять лампы накаливания при съемке в условиях естественного освещения, так как от ламп на снимке появится желтоватый оттенок.

Указанных выше недостатков в цветопередаче лишены цифровые фотокамеры. В большинстве моделей цифровых фотокамер, за исключением бюджетных цифро-мыльниц есть функция цветового баланса.

Она позволяет фотографу выставить баланс белого практически при любых источниках освещения, тем самым позволяя точно передать все цвета на снимке при любой их цветовой температуре.

Конечно, установка баланса белого потребует определенных временных затрат и вспомогательного оборудования в виде белой карты (на худой конец можно взять просто белый лист обычной канцелярской бумаги).

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

Баланс белого и цветовая температура

 

В фотографии часто бывает, что не бывает, а бывает, что бывает, и что с этим делать?!!

Сегодня мы поговорим о Балансе белого и Цветовой температуре.

Баланс белого (подразумевается баланс белого цвета) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

То есть вы перед съемкой должны настроить камеру таким образом, что бы в процессе фотосъёмки у вас получился кадр максимально приближенный к тому, как выглядит сцена, которую вы снимали, в данном случае имеется в виду цветовая составляющая.

Чтобы понимать, о чем речь нам придется рассмотреть такое понятие как Цветовая температура.

Основными источниками света в природе являются нагретые тела, в лампе накаливания это вольфрамовая нить, в неоновых, галогенных лампах это газ, на солнце это плазма. Светом называется электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нм. Все что ниже 440 нм называется ультрафиолетовым излучением и человеческим глазом не воспринимается. А что выше 700 нм называют инфракрасным излучением и человек его тоже не видит.

Качественное состояние света принято называть цветовой температурой.

Цветовая температура, это спектр видимого излучения абсолютно черного тела, который зависит от температуры нагрева, измеряемой в Кельвинах (К). Она характеризует спектральный состав излучаемого света. То есть, указывает на цветовой оттенок теплового излучения исходящего от источника.  Чем выше значение K, тем холоднее свет.

Пришла данная технология измерения в человеческий обиход достаточно давно, с развитием кузнечного дела. Во времена, когда не было приборов, с помощью которых, можно было измерить температуру нагретого метала, о силе нагрева судили по цвету, который приобретает свет, исходящий от нагретого метала (не путать с цветами побежалости) при определенных температурах, тогда шкала начиналась от, темно красного повышалась до, оранжевого, а потом до, оранжево-белого. Видя, какой цвет у, метала, кузнец понимал какую относительную температуру, имеет данный нагретый кусок металла. Хотя точной числовой шкалы тогда еще не было.

Потом от кузнецов эстафету в изучении данных явлений перехватили ученые и выяснили, что данная шкала значительно шире. Оказалось, что если нагревать тела сильней чем в кузнице, то после бело-оранжевого, будет бело голубой, то есть, от теплых, к холодным спектральным оттенкам. Получилось, что данную технологию можно применить к измерению всего спектра световых излучений, который человек сможет воспринять не вооружённым взглядом, на этой шкале появились числовые значения, соответствующие температурной шкале Кельвина.

Вы скажете, а нам то, что до всех этих интересностей, дело в том, что все естественные и искусственные источники света, которые будут формировать вашу картинку в кадре, имеют свою цветовую температуру. А чтобы вы могли управлять процессом правильной цветопередачи, и придумали такую штуку как баланс белого, а этот самый баланс белого тоже измеряется в цветовой температуре, то есть в Кельвинах.

Вот список цветовых температур различных источников света.

Цветовая температура         Источник света

1000-2000 K ————————— свечи

2500-3500 K ————————— лампы накаливания

3000-4000 K ————————— восход и закат (чистое небо)

4000-5000 K ————————— флуоресцентные лампы

5000-5500 K ————————— вспышка

5000-6500 K ————————— дневной свет при чистом небе (солнце в зените)

6500-8000 K ————————— умеренная облачность

9000-10000 K ———————— тень или сильная облачность

Мы выяснили, что баланс белого это инструмент цветокоррекции, но почему называется именно баланс белого, а не как то по-другому, подразумевается, что в результате установки правильного баланса белого мы добиваемся такого результата, чтобы на снимке белые цвета выглядели белыми, то есть белый в данном случае является эталоном.

 

В современных цифровых камерах баланс белого регулируется достаточно просто. Вот список стандартных настроек, которые бывают во многих современных фотоаппаратах.

  • Авто — автоматический режим.
  • Дневной свет – в данном режиме камера будет повышать температуру в теплую сторону.
  • Облачно – корректировка под условия освещения в облачную погоду, может быть несколько режимов сильная, слабая, средняя облачность.
  • Тень – похожа на предыдущую настройку, корректировка для съемки в условиях густой тени.
  • Лампа накаливания – камера пытается скорректировать картинку под условия освещения лампой накаливания, которая дает очень теплый тон, следовательно, настройки поползут в холодную сторону.
  • Флуоресцентные – во многих камерах данная настройка разделена на несколько, то есть например, флуоресцентный холодный, теплый, и в таком духе, может быть предложено несколько настроек.
  • Вспышка – корректировка под стандартную температуру вспышки 5500К.
  • Цветовая температура — ручная настройка баланса белого, устанавливаемая фотографом, в некоторых камерах может быть насколько вариантов подобной настройки, например из списка последовательных значений температур по шкале, или из предложенного цветового круга.
  • Пользовательская настройка — установка по серой карте или другому среднему эталону.

В каждом фотоаппарате имеется набор предустановок с помощью которых можно выставить баланс белого для многих стандартных ситуаций. То есть не требуется точно знать какую цветовую температуру надо выставить в настройках, достаточно знать, что мы снимаем, например, в тени, или на солнце, а может в лучах флуоресцентной лампы, тогда мы можем просто выбрать из списка в меню пункт соответствующий данным условиям освещения, и задача решена.

Такой способ применяют многие фотографы, он удобен, можно очень быстро менять настройки, не требует точных замеров, можно прямо в видоискателе или на дисплее посмотреть какой из режимов больше всего подходит для каждой конкретной ситуации.

Минус такого способа это приблизительность, выставить более точные значения если требует ситуация нельзя.

Можно поставить автоматический баланс белого, и в большинстве ситуаций такой подход срабатывает камера, сама выставляет баланс, вам остается только нажать спуск. Но и у такого способа есть минус, иногда камера ошибается, особенно в сложных условиях освещенности.

Надо сказать, что оба описанных способа достаточно хороши и удобны, но иногда могут работать не корректно, и тут надо понимать, если вы снимаете в JPEG или TIFF тогда очень трудно или вовсе не возможно будет откорректировать не точности или ошибки, следовательно, возрастет процент брака. Другое дело, когда съемка ведется с сохранением файлов в формате RAW, тогда корректировки возможны без потери общего качества. И очень многие профессиональные фотографы пользуются такой возможностью, то есть снимают в автоматическом режиме баланса белого или в режиме предустановок, с сохранением кадров в формате RAW, а точный баланс белого выставляют в RAW-конвертерах, это удобно, если снимать приходится в ситуации, когда времени на настройку камеры мало, например, в репортажной фотографии.

Но в продвинутых камерах профессиональных или полупрофессиональных есть возможность выставить очень точно совершенно определенную температуру. Как правило, такой способ работы используют в условиях студии, когда точно известна цветовая температура осветительных приборов.

Многие фотографы практикуют такой способ настройки баланса белого как Нейтральный эталон, это когда в кадре выбирается объект, который является предположительно нейтрально серым, и по нему производится настройка.

Но можно нейтральный эталон не выбирать, а носить всегда с собой, имеется в виду такой инструмент как Серая карта, и если нужно по ней можно выставлять баланс белого, особенно это удобно в постановочной фотографии, когда имеется свободный доступ к снимаемому объекту и не надо торопиться с настройками.

В разных камерах настройка баланса белого производится по своему, как правило, имеется меню, в котором вы можете выбрать вариант настроек или уже готовые предустановки. В профессиональных и полупрофессиональных камерах, часто имеется кнопка, которая открывает меню выбора вариантов установки баланса белого, что ускоряет настройки.

Названия настроек от производителя к производителю могут меняться, хотя большинство из них аналогичны и интуитивно понятно какой пункт меню, каким настройкам соответствует, например пункт который в данной статье описан как «Цветовая температура» может называться «Kelvin», или «Лампа накаливания» могут обозвать «Tungsten». Просто откройте руководство для пользователей к вашей камере и найдите там, как осуществляется настройка баланса белого в вашем аппарате.

В данной статье не описаны методы работы с балансом белого в графических редакторах и RAW-конвертерах, про это в свое время будет статья, и так как тема широкая то возможно не одна.

Еще рекомендую почитать о взгляде на колористику и цвет ведение, у живописцев это не заменимый опыт, окунутся в него будет очень полезно для понимания как цвета взаимодействуют в пространстве кадра (картины), например, поищите Г.В. Беда, «Живопись» рекомендую такие главы как «Цветовые отношения», «Общее тоновое и цветовое состояние освещенности».

Кстати у художников есть ряд способов и методов, помогающих правильно оценивать цвет и тон в натурной  постановке, и упражнения для постановки взгляда художника, думаю, фотографам это тоже будет полезно знать. Надеюсь когда ни, будь, я напишу на данную тему, но это тоже будет другая статья.

Всем успехов, в том числе творчески. Дерзайте!

www.bodu9.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о