Центр фотографии ольги свибловой: Мультимедиа Арт Музей, Москва | Музей

Содержание

Музей Мультимедиа-арт-музей, Москва – Афиша-Выставки

Каждый третий вторник месяца в Московский Дом Фотографии бесплатный вход, это решило выбор «куда сходить».

На последнем этаже в красках выставлен новый календарь Пирелли 2018 на тему Алисы в Стране Чудес. Их очень люблю — ярко модно классно, изобретательно, прям как Дали делал, только цветное и с красивыми странными моделями. Тут даже Вупи Голдберг засветилась. Поиск в яндекс выдаёт, конечно, не все изображения, хоть их там в действительности и не намного больше. Но размер! Каждое фото метра 2-3 в высоту и подсвечено изнутри в темноте, очень красиво. По сути просто очень хорошего качества насыщенные яркие изобретательные постановочные фото с красивыми людьми на заданную тему, выполненные группой людей, к которой есть доверие, обусловленное просто знаком качества Пирелли. От нового альбома любимой музыкальной группы обычно ждешь подвох, а тут — нет. И этим ценно.

На остальных 6 этажах — 1 зал «современного искусства», Пикассо и картина с битвой стульями в кафе почему-то понравились, остальные залы — отпечатанные найденные негативы советских фото-классиков. Перед какими-то фото стоишь долго, потому что слышно снимки.

Вот например поле шумит и конь с телегой появляется слева вверху.

Или тоже поле, и так вот едешь на машине теперь рассекая его по асфальтовой дороге, и оно кажется безжизненным. А там на фото советские крестьяне с лошадью и непонятным приспособлением дружно так сено заготавливают в похожие на хижины кучи. Сразу — жизнь.

Детские дворовые аттракционы: никто тогда не думал, что веревки или торчащие металлические крылья ракеты 🚀это опасно. И как же здорово на этом всем лазить.

И, да, и в Норильске, и в каких-то там ещё городах с непривычным названием, не Москва, тоже была жизнь.

А то ведь непонятно это было. Кино — не показатель, кино специально делают и по телевизору 📺 показывают. А фото… черно-белое… это совсем другое дело. Прямо представляешь, как человек там был, достал фотоаппарат и щелкнул. Потом, пока убирал фотоаппарат, видел жизнь. Как снимок не оживает, а продолжает жить. Ведь он жил до него.

Он снимал до начала войны, потому что прямо с началом войны он тоже снимал, и его убило шрапнелью. И не сказать, что тем ценнее становятся сделанные им снимки. Они ценные и без этой информации. Просто одни фотографировали потоком, а через других каждый кадр говорящий, кричащий, молчащий,.. — какой-то.

Полно просто отпечатков: просто завод, рабочие, прохожие. Смотреть на это прошлое по прошествии лет — уже чувства вызывает. И хорошо, что их человек понаделал в целлулоидные ролики, и кто-то потом нашел этот пыльный чемодан, распечатал, и вот мы ходим по выставке. У другого — как бриллианты. И сложно самому себе даже правильно объяснить, почему так. Можно только потом, идя по улице копаться в своей зрительной памяти, словно включая там старенький проектор 📽 впечатлений.

Ольга Свиблова: фото, биография, фильмография, новости

Российский режиссер-документалист, основатель Московского дома фотографии, куратор художественных экспозиций и академик Российской академии художеств.

Ольга Львовна Свиблова родилась летом 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка. В детстве она посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях.

Ольга Свиблова окончила психологический факультет Московского государственного университета, прошла обучение в аспирантуре и защитила диссертацию по теме «Метафоризация творческих процессов», но в результате посвятила себя искусству.

– В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид. Так ко мне пришло современное искусство.

Творческий путь Ольги Свибловой / Olga Sviblova

Ольга Свиблова организовала множество художественных выставок, проектов и фестивалей в середине 1980-х годов. В рамках семнадцатой молодежной выставки были представлены картины малоизвестных неофициальных художников – Ольга Свиблова не только выступила в качестве куратора выставки, но и написала несколько книг, посвященных этим работам.

Ольга Свиблова – режиссер-кинематографист. Она представила документальную ленту «Черный квадрат» в 1988 году, которая была отмечена на кинофестивалях в Каннах, Лондоне и Чикаго. Кроме того, среди ее произведений – «Кривоарбатский переулок, 12», «В поисках счастливого конца» и «Дина Верни».

Ольга Свиблова очень любит кино и называет себя идеальным зрителем игровых картин, но сама при этом готова работать исключительно над документальными проектами.

Ольга Свиблова является основателем ассоциации «Искусство конца века» и Московского дома фотографии (Мультимедийного комплекса актуальных искусств). Она по праву считается человеком, возродившим интерес к фотографии в России. Кроме того, Ольга Свиблова открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, она надеется, что ее выпускниками будут, в первую очередь, художники.

– Не так давно у нас была выставка, на которой были выставлены фотографии обычной домашней съемки обычных людей конца восьмидесятых годов, когда с огромной скоростью менялось время, менялись люди, появлялись новые герои… Это абсолютно непрофессиональные фотографии: где-то режется кадр, где‑то нечеткость, почти нигде не приходится говорить о композиции… Если бы тогда я посмотрела на эти фотографии глазами директора музея, я бы однозначно сказала, что это неинтересный материал. А сейчас это стало историческим свидетельством, сделав эту выставку одной из самых успешных на Фотобиеннале. Так обычная любительская съемка стала отражением перелома в истории.

В 2001 году Ольга Свиблова была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Среди ее наград – национальная премия «Олимпия», победа в рамках конкурса «Инновация» за лучший кураторский проект «Вторжение» и Европейская премия.

Личная жизнь Ольги Свибловой / Olga Sviblova

Ее первый супруг – поэт Алексей Парщиков. У них есть взрослый сын, известный фотограф по имени Тимофей.

В 1991 году Ольга Свиблова вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал француз Оливье Моран, основатель центра современного искусства «Ля Баз».

– Мой муж молчалив и спокоен. Он видит картину в целом, я – в деталях. Он делает по дому практически всё, потому что многие вещи у него получаются лучше. Он готовит – я мою листья для салата. Всё, что он делает, вызывает у меня восхищение.

Ольга Свиблова – биография, фото, личная жизнь, новости, Инстаграм 2021

Биография

Ольга Львовна Свиблова – заметная персона в кругах отечественной культурной элиты. Имя этой женщины регулярно вносят в топ-50 наиболее влиятельных людей в российском искусстве. А в 2011-ом она вошла в международный рейтинг издания «Le journal des Arts», попав в сотню самых авторитетных персон мирового искусства.

Родилась Ольга Свиблова летом 1953 года в Москве в интеллигентной семье, где мама – филолог, преподаватель немецкого языка в университете, а папа – инженер в космической отрасли, работал в Курчатовском институте. При этом семья жила в коммуналке, где даже ванной не было. Зато в огромной квартире было много детей, а во дворе со старым сараем – собак, которых маленькая Оля обожала. Девочка даже заявила, что, когда вырастет, станет их пастухом.

Искусствовед и кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

В 4-летнем возрасте Свиблова заболела костно-суставным туберкулезом. Она могла передвигаться с огромным трудом. Наверное, именно тогда у Ольги выработался характер: чтобы стать на ноги и преодолеть последствия страшной болезни, она была вынуждена упорно заниматься спортом, преодолевая боль и слабость.

Родители оказались мудрыми людьми. Они давали дочери возможность развиваться так, как ей хотелось. Никогда не давили и оставляли свободу действия, правильного или неправильного. Так Ольга Свиблова научилась мыслить и выбирать.

Ольга Свиблова

В старших классах математической школы Свиблова выбрала биологию. Поступила с легкостью, но скоро разочаровалась. Девушка ушла, бросив биологию после 3 курса, и поступила на психологический факультет МГУ. Окончила аспирантуру в 1987 году, защитив диссертацию по теме «Метафоризация творческих процессов».

Карьера

Биография Ольги Свибловой начиная с конца 1980-х связана с искусством. История прихода в мир прекрасного довольно проста и одновременно символична. В юности девушка увидела на столичной улице странных людей, которые отличались от общей серой массы. У них были длинные волосы и бороды. Одежда тоже выделяла их из толпы. Заинтересовавшись этими субъектами, девушка отправилась за ними, соблюдая дистанцию. Так Ольга впервые попала на выставку современного искусства. Атмосфера и гости мероприятия так ей понравились, что Свиблова начала регулярно посещать подобные собрания.

Искусствовед Ольга Свиблова

В середине 1980-х Ольга Львовна и сама взялась за организацию художественных выставок. На сегодня она куратор более 500 проектов, среди которых и современное художественное искусство, и фотография.

В 1996 году Свиблова основала Московский дом фотографии, который сегодня носит название «Мультимедиа Арт Музей». А еще она основала ассоциацию «Искусство конца века» и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

Искусство фотографии Ольга Львовна выделяет особенно. В стенах возглавляемого ею «Мультимедиа Арт Музея» не так давно состоялась выставка любительских фотографий конца 1980-х. Непрофессиональные снимки, которые принесли люди, оказались необычайно занимательными в плане отображения духа прошедшего времени, той атмосферы и лет, когда стремительно менялась эпоха. Интерес к выставке оказался так высок, что ее признали одной из самых успешных на «Фотобиеннале».

Вторая половина 1990-х принесла Свибловой ряд новых творческих задач. Наряду с организацией экспозиций, Ольга стала художественным директором Московского «Фотобиеннале», конкурса «Серебряная камера» и фестиваля «Мода и стиль в фотографии».

А еще Ольга Львовна Свиблова известна как режиссер-кинематографист. На ее счету несколько работ, которые принесли ей известность далеко за границами России. Дебютный фильм Свибловой – лента «Архитектор Мельников». Спустя год, в 1987-ом, вышла картина под названием «Кривоарбатский переулок, 12». За эту работу Свибловой вручили приз на фестивале документального кино об архитектуре, который прошел в Лозанне.

В 1988 году режиссер представила на суд зрителей документальную картину «Черный квадрат». Фильм рассказывает о русском андеграунде периода с 1953 по 1988 годы. За него Ольга Свиблова была награждена главным призом Чикагского фестиваля документального кино и первым призом Бомбейского фестиваля документалистики. Но самая почетная и престижная награда – «Золотая пластина». Это приз парижской критики Каннского фестиваля.

В 1991-ом и 1995-ом Ольга Свиблова презентовала еще две документальные ленты – «В поисках счастливого конца» и «Дина Верни». Эти картины тоже получили престижные российские и зарубежные награды. Во второй киноленте рассказывалось о жизни музы французского художника Аристида Майоля, участницы французского «Сопротивления», неоднократно спасенной своим покровителем. В память о художнике Дина к 1995 году открыла посвященный его творчеству музей.

На родине труд искусствоведа и режиссера оценили по достоинству: в 2001 году Свиблову наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Искусствовед и кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Начиная с 90-х годов Ольга Свиблова сотрудничает с французскими, британскими и исландскими музеями, регулярно становясь куратором выставок. Ольга вывозит в столицу Франции инсталляции российских художников и фотографов, среди которых Валерий Кошляков, Мария Серебрякова, Сергей Чиликов, Александр Родченко и другие. На Венецианском биеннале современного искусства Ольга представляла российский павильон. При участии Свибловой в 2016 году в музее Помпиду в Париже прошла выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Ольга Свиблова знаменита собственным стилем, который выработался у нее с годами. Ольга не изменяет многолетней привычке носить эффектные украшения в виде массивных колье и бус. Одно время искусствовед регулярно появлялась с жемчужным колье, основа которого была сделана из сетчатого материала. Позднее Ольга стала отдавать предпочтение бусам, сделанным из крупных прозрачных шаров, которые называла мыльными пузырями. Впервые Свиблова приобрела их в Венеции, в магазинчике сестер Марианны и Сюзанны Сент. Благодаря Ольге Свибловой коллекция вошла в моду и принесла авторам финансовый успех.

Кинорежиссёр-документалист Ольга Свиблова

Из одежды Ольга Львовна предпочитает модели коллекций японских и бельгийских модельеров. Любимый цвет предметов гардероба – черный. По словам Свибловой, вкус ей привила мама, которая водила ее еще девочкой на модные показы в ГУМ. А летом родители привозили вещи из Германии, на турпутевки в которую копили целый год. Благодаря маме Ольга научилась находить в комиссионных магазинах брендовые вещи. Любую депрессию она исцеляет походом в секонд-хенд, чтобы «лечение» не получилось разорительным. А еще Свиблова с детства не выбрасывает одежду, а переделывает ее, так как считает, что с нарядом покупает часть себя.

Личная жизнь

Впервые искусствовед пошла под венец в 18 лет. Но этот опыт оказался печальным. Приближающийся день бракосочетания вызывал в невесте не восторг и радость, а желание все отменить. Но белое платье было куплено, зал заказан, и отступать было некуда. То, что совершает ошибку, Ольга поняла в день бракосочетания. Поэтому сбежала сразу же после торжественного объявления пары мужем и женой. Развод последовал спустя 3 месяца.

Второй раз Ольга Свиблова вышла замуж через несколько лет. Ее мужем стал талантливый и творческий человек, поэт Алексей Парщиков. В 1983 году у пары появился сын Тимофей. Супруги прожили вместе 18 лет, но в результате расстались.

Ольга Свиблова с сыном

Личная жизнь Ольги Свибловой сложилась счастливо после встречи и знакомства с Оливье Мораном, французом по национальности, владельцем страховой компании, директором выставочного центра La Base в Париже и своим единомышленником. Супруга не стало в 2014 году. В третьем браке общих детей не было.

Сын Ольги Свибловой, Тимофей Парщиков, окончил операторский факультет ВГИКа и отучился на высших курсах режиссеров и сценаристов. Позднее стал знаменитым в Москве фотографом.

Ольга Свиблова сейчас

За многолетнее плодотворное сотрудничество Ольга Свиблова в 2017 году удостоилась титула Офицер Ордена Почетного легиона от французского правительства. Сейчас искусствовед продолжает совместную работу по проведению выставок в российских и европейских музеях, о чем свидетельствуют фото в «Инстаграме» Свибловой.

Ольга Свиблова: культура держится на персоналиях

Город помогает. Понятно, что трудно, что на всех всего не хватает, но я вижу это поступательное движение, и оно правильное. Мы сейчас рассматриваем вопрос о строительстве многофункциональных Домов новой культуры, этих комплексов, обсуждаем, сколько они должны стоить и так далее. Но их нужно делать, решая одновременно кадровые вопросы. Директор местного ДК — это должен быть человек-оркестр, но кто будет готовить таких людей? Надо понимать, что этих людей надо выявить, потому что культура — это вещь, которая имеет системную организацию, но при этом она держится только на персоналиях. В Москве надо создать огромный методический центр, происходящее там, лучший опыт можно выкладывать в интернет. Должны быть записи, которые в любой момент можно посмотреть, чтобы это анализировали преподаватели на местах, чтобы они сюда могли приехать, могли почувствовать эту ауру. Должны быть деньги на их образование и, если нужно, на переквалификацию, и должны быть для них подъемные, нормальная зарплата.

Образование вообще очень важная часть жизни нашего общества и важно, чтобы эта традиция не прерывалась. 

— Что у вас на ближайшее время запланировано? 

— Буквально 6 июня открываем выставку гениального классика Тарасевича о физиках и лириках. Она о времени, когда люди гордились тем, что у них есть образование и тем, что они приносят пользу, а не тем, что у них есть яхты, пять квартир и семь домов. 

— Как вы считаете, это когда-нибудь станет актуально снова? 

— Конечно! Потому что люди объелись ситуацией потребления, но она должна была возникнуть, и не надо поэтому ее ругать. Во всем мире это выход из последствий Второй мировой войны, а у нас — из нищеты советского времени. И в этот момент надо людей накормить, показать, что есть какие-то варианты другой одежды, путешествий. Что это за мужчина, который не может построить дом, пусть маленькую квартирку для своей семьи? Сейчас мужчины стали похожи на мужчин, а на что они были похожи в советское время? Тотальная катастрофа.  
Когда ты зарабатываешь, это возможность что-то сделать для других, и мы видим сейчас, как бизнес начинает помогать культуре, детям, науке, медицине.

Интервью с Екатериной Финогеновой

Екатерина, вы 18 лет работали с Ольгой Львовной Свибловой. Расскажите, пожалуйста, с чего начинался маркетинг культурной сферы? Какими были музеи, когда вы пришли в эту сферу? Как все поменялось? Можете ли вы сказать, что музеи стали более открытыми?

Сфера, конечно, сильно изменилась за это время. Когда МАММ (тогда еще Дом фотографии) начинался, мы были пионерами во всем. Тогда в Третьяковку ходили в бахилах, там сидели бабушки, которые ненавидели всех входящих в музей, потому что они топтали «великие» полы.

На тот момент музейная культура была очень закрыта к публике. Я бы сказала, что люди ходили в музеи вопреки. Московский Дом фотографии формировался как совершенно иная институция: модная, современная, обращенная к зрителю. Таких музеев тогда еще не было. Он был государственный, но создан и построен Ольгой Свибловой. Она убедила Мэрию и Департамент культуры в необходимости такого музея. Они выделили бюджет и дали здание на Остоженке.

В то время музей использовал все самые современные технологии и каналы коммуникации. Ольга Львовна в этом плане человек очень современный и прогрессивный. Ей всегда хотелось все новое, и она это пробовала. И, конечно, музей был заинтересован именно в публике, в том, чтобы она приходила и ее было все больше и больше.

Первая очередь у нас была на выставку Хельмута Ньютона. Сейчас история очередей в музеи стала какой-то культовой, а я считаю, что это не круто, хотя на данный момент это показатель популярности. Люди не должны стоять. Что это за история вымученного искусства? Ты должен сначала пройти 5 кругов ада, чтобы получить это искусство. На выставке Серова Третьяковка не была готова к этому и не справилась с логистикой. Пушкинский работает по гардеробу, там без очереди не обойдется никогда. Есть истории, когда очереди объективные, например в Эрмитаже, но многие делают это совершенно специально, чтобы потом сказать «а у нас тоже была очередь», запостить, отправить фотографии в отчете. Многие государственные музеи так делают, у них есть показатели, государственное задание, от которого зависит финансирование и зарплата руководителя. Посещаемость – один из важнейших показателей и краеугольный камень. Поэтому организуют все эти бесплатные дни, бесконечные «Ночи музеев» и «Ночи искусств».

То есть это все организуется не потому, что культура открыта к зрителю и мы такие классные и современные, а из-за того, что есть госзадание?

Сейчас в 70 процентах случаев это насильственный способ открыть музеи публике и организовать у них хоть какую-то посещаемость. Когда мы говорим про музейную жизнь столицы, мы чаще всего какие музеи имеем в виду? Пушкинский, Третьяковку, Гараж, МАММ, ММОМА, Еврейский центр, ну и еще пару. А сколько их в реальности? Огромное количество, и про большинство из них мы даже не знаем.

Как вы попали в команду к Ольге Львовне? Очевидно, в 2000-е работать в культуре не было так модно, как сейчас.

Я училась на четвертом курсе МГУ, и мне было скучно. Я выбрала специализацию PR, но у нас не было ни одного преподавателя-практика. PR мы учили понаслышке. Тогда я решила, что надо пойти на практику и посмотреть на то, как это работает. Моя мама, врач, была знакома с Ольгой Львовной. Мама была большим поклонником искусства, собирала живопись. У меня квартира как музей — везде висят картины, гобелены, графика. Я уже в 12 лет стояла 5 часов в очереди в Музей Дали, потому что мама сказала «надо». Я выросла в музеях, меня водили на вернисажи, раз в месяц я ходила в театр. Так я попала на стажировку к Ольге Львовне, которая все еще не закончилась.

Как тогда выглядел отдел PR?

Нас было два человека, и Ольга Львовна нас всему учила. Все было интуитивно, работать со СМИ было чуть проще, их было гораздо меньше. Тогда ведь про диджитал никто не знал в принципе. Мы распечатывали фотографии для публикаций, вручную вырезали их ножницами.

Вот представьте, у нас фотобиеннале, а это 160 выставок за 1 месяц! Открытия происходят одновременно, все за одну неделю. К каждой выставке у тебя есть от 1 до 5 фотографий. Они все напечатаны, вырезаны, сзади наклейка с подписью, а еще пресс-релизы… Представляете, сколько это бумаги? У нас были огромные ящики, которые мы таскали с выставки на выставку.

Ольга Свиблова: «Медиа — это всё, чем пользуется художник, чтобы создать произведение»

—Ольга, что такое современный музей?

На другом конце провода тишина.

— Алло! Алло!

— Я думаю.

— Поняла. Извините.

— Мультимедиа Арт Музей в год посещают около 700 тысяч человек, причём 3/4 из них — молодёжная аудитория от 18 до 35 лет. Значит, музей людям нужен.

Современный музей — это пространство, попадая в которое из повседневной рутинной жизни человек встречается прежде всего сам с собой через искусство. И это очень важно. Каждая выставка — это месседж, который позволяет сосредоточиться на важных вопросах и задуматься о смысле жизни каждого из нас. Искусство даёт нам витальную энергию. Лучше Аристотеля, давшего определение катарсиса, до сих пор никто не сформулировал это состояние.

Но, для того чтобы получить этот катарсис, подключиться к витальной энергии, заложенной в произведение искусства, нужны определённые знания и умение не просто смотреть, но видеть. Задача музея — помочь зрителю, показывая искусство, именно видеть и чувствовать. В стремительно меняющемся мире меняются и музеи, стираются грани жанров и видов искусств. Музейными пространствами становятся улицы и городская среда. Если мы говорим, например, о стрит-арте. Искусство заполняет imagine places, оно уходит в онлайн, так как в онлайн уходит коммуникация. А искусство и есть коммуникация.

В белых стенах музейных залов выставки сменяют друг друга с невероятной быстротой

— То есть вы хотите сказать, что другие виды искусств, кроме изобразительного, тоже вторгаются в музей?

— Да, конечно.

Например, в МАММ есть программы МАМММusic, МАММCinema, МАММPoetry и другие. Когда-то «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, основанные Ириной Александровной Антоновой, были прецедентом. Сегодня концерты и музыкальные события в музеях — тренд. В рамках программы МАМММusic у нас проходили фестивали Владимира Мартынова, Филипа Гласса и другие. Замечательный фестиваль VIVARTE Ивета и Тамаз Манашеровы делают в Третьяковской галерее. Их фонд U-Аrt уже много лет проводит Vivacello, ставший неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Многие концерты в рамках этого фестиваля проходят в музеях, в том числе и в МАММ. Приходя на концерт в музей, люди по-новому воспринимают выставки, а зрители открывают для себя музыку. В современном искусстве саундтрек часто становится неотъемлемой частью экспозиции, а звуковая инсталляция (англ. sound installation) в музеях сегодня уже привычное явление.

…Родченко мечтал о музее, который объединит все виды и жанры искусств. Его «Опыты для будущего» сегодня стали реальностью. Можно сказать, что мы создавали музей, следуя его заветам…

— Ваш музей называется Мультимедиа Арт Музей. Почему вы выбрали такое название?

— С момента своего возникновения искусство пользуется разными медиа. Медиа — это всё, что художник использует для того, чтобы создать произведение. Это холст, краски, мрамор, поролон, мусор, фотография, кино или видео, звук и так далее. По сути, Александр Родченко был мультимедийным художником, работая с самыми разными техниками и материалами в таких различных областях искусства, как живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, полиграфия и кино. Он писал в своих дневниках, что когда-нибудь его творчество будет восприниматься как единое целое. Родченко мечтал о музее, который объединит все виды и жанры искусств. Его «Опыты для будущего» сегодня стали реальностью. Можно сказать, что мы создавали музей, следуя его заветам.

МАММ ежегодно входит в число самых посещаемых художественных музеев страны

— Кто определяет сегодня границы того, что такое искусство?

— В 1917 году Марсель Дюшан установил свой знаменитый «Фонтан» в нью-йоркском музее. И это была концептуальная революция. Сушилки для тарелок и писсуар обрели в музейном пространстве художественные смыслы. Этот радикальный жест вскрыл символическую природу искусства, нашу способность видеть другие смыслы, которые приобретает предмет, попадая в музейное пространство. Так он проявил силу контекста, который влияет на смысл текста. Центральная фигура в мире искусства — художник. Произведения его, попадая в музеи, как правило, проходят апробацию через руки коллекционеров. Без последних нельзя представить себе существование сферы искусства, и именно они видят в молодом художнике потенциал. Достаточно вспомнить наших великих российских коллекционеров Щукина и Морозова, открывших миру и Франции великих французских художников Матисса, Гогена, Ван Гога и других. Дар и талант видеть и чувствовать искусство, находить новые бриллианты в художественном процессе и сегодня, и в истории искусства, переоткрывая или открывая впервые то, что не попало в рамку общепринятых ценностей, — дар не меньший, чем быть художником.

Многие музеи мира основывались коллекционерами (вспомним Третьяковскую галерею) или создавались на основе частных коллекций.

Ольга Свиблова входит в число самых влиятельных деятелей искусства не только в России, но и в мире

Дары музеям во всём мире являются важнейшим фактором пополнения музейных собраний. Хочется упомянуть проект двухлетней давности «Коллекция» в Центре Помпиду. Благодаря усилиям российских коллекционеров в этот один из крупнейших и самых посещаемых в мире музеев попало более 500 работ наших современных художников. Центр Помпиду обладает крупнейшей коллекцией искусства русского модернизма. Василий Кандинский, Марк Шагал, Игорь Ларионов, Наталья Гончарова — шедевры русского искусства здесь являются важнейшей частью культурного диалога России с миром. Благодаря дару «Коллекция», в который Ивета и Тамаз Манашеровы также внесли свой вклад, мир увидел современное искусство России, что, безусловно, важно и для мира, и для нашей страны.

На вопрос, почему я вместе с Николя Гутниковым, куратором Центра Помпиду, собирала эту коллекцию для парижской выставки, а не для МАММ, могу ответить, что этот проект делался прежде всего для российского искусства и наших художников. Зато лёд тронулся, и сегодня частные российские коллекционеры дарят больше музеям России. А создание выставок — это всегда процесс межмузейного сотрудничества. В МАММ осенью прошлого года мы показывали дивную выставку Константина Бранкузи из того же Центра Помпиду, а в сентябре покажем Джима Дайна. Тоже оттуда. В Центре Помпиду сейчас на выставке «Витебск» красуются шедевры русского авангарда, в том числе из многих российских музеев.

Универсальное пространство музея позволяет демонстрировать не только традиционные виды искусства, но также перформансы и инсталляции

— Кто такой директор музея?

— Директор музея — это беспокойный сумасшедший трудоголик. Он прежде всего должен любить то, что делает, и, конечно, хорошо знать искусство в самом широком диапазоне. Директор отвечает за выставочную программу, думая о популяризации искусства и его развитии, зная, что происходит в других музеях и своей страны, и за её пределами. Межмузейная среда конкурентна, как и любая другая сфера жизни. Борьба за зрителя — это ежедневная работа. Это организация образовательных программ, коммуникации, в первую очередь творческая работа по превращению художественного материала в выставочный проект, который здесь и сейчас особенно важен, нужен и будет услышан самыми разными зрителями — от молодёжи до стариков, от продвинутого зрителя до тех, кто пришёл в музей впервые.

…Межмузейная среда конкурентна, как и любая другая сфера жизни. Борьба за зрителя — это ежедневная работа…

Главное, чтобы директор музея обладал способностью меняться быстрее, чем меняется культурная среда, чтобы видел стратегию будущего развития. У директора должны быть dreams, и он должен знать, как найти solutions. Директор должен уметь не спать, впитывать, как губка, всё, что происходит в мире, уметь читать произведение искусства, которое всегда — отражение реальности и телескоп, направленный в будущее. И ещё директор должен уметь объединять. Объединять людей в команду, потому что музей — это команда, а я горжусь нашей командой МАММ. Объединять художников, объединять друзей. Только сообща можно получить результат, который принесёт тебе самому удовлетворение и будет интересен людям.

МАММ — Места — Эшколот…

МАММ

Остоженка ул., 16

+7 (495) 637-11-00

http://mamm-mdf.ru

Основанный в 1996 году искусствоведом и куратором Ольгой Свибловой Мультимедиа Арт Музей, Москва (до 2009 года — Московский Дом Фотографии) является сегодня одним из ведущих музеев Москвы и России. Основная специализация музея – фотография и современное искусство. Музей впервые провел московские выставки звезд мировой фото- и художественной сцены Хельмута Ньютона, Анри Картье-Брессона, Уильяма Кляйна, Орлан, Пьера и Жиля, Питера Линдберга, Брассая, Нан Голдин, Аннет Мессаже, Дэвида Линча, Сары Мун, Андреаса Гурского, Эрвина Олафа, Дениса Хоппера.
Одними из наиболее масштабных проектов МАММ являются международные фестивали «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». Музей активно формирует собственную коллекцию, ведет издательскую деятельность, организует образовательные программы для взрослых и детей, проводит лекции, кинопоказы и творческие встречи. Обновленное здание музея на Остоженке, 16 – это безупречная современная архитектура, восемь этажей выставочного пространства, ультрасовременное оборудование.
В 2006 году музеем была основана Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, ставшая за эти годы ведущим образовательным центром в области фотографии и современного искусства.

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021

Russian Photo Impresario — The New York Times

МОСКВА — Была почти полночь, а Ольга Свиблова все еще была в силе. Хотя Московский Манеж — выставочный центр рядом с Красной площадью — был закрыт на несколько часов, г-жа Свиблова проводила частную экскурсию по выставке, которую она курировала для городской Фотобиеннале, которая продлится до конца июня и проходит несколько десятков раз. музеев и выставочных площадей по всему городу. Рядом с коллекцией некоторых из самых известных фотографий Анри Картье-Брессона г-жа М.Свиблова выбрала для выставки черно-белые работы Андрея Безукладникова, малоизвестного российского перестроечного фотографа.

Г-жа Свиблова, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея в Москве (МАММ), сказала, что некоторые искусствоведы высмеивали ее размещение изображений г-на Безукладникова, включая портреты из туберкулезной больницы, где фотограф также был пациентом Работы человека многие считают отцом современной фотожурналистики. Когда г-жа Свиблова курила тонкую сигарету, пренебрегая вездесущими знаками «Не курить», у нее создалось впечатление, что ее никогда особо не заботили критики или условности.

56-летней Свибловой приписывают почти единоличную демонстрацию утраченного искусства неофициальной советской фотографии. МАММ, который был основан в 1996 году как Московский Дом фотографии, вскоре переедет в более просторные раскопки на улице Остогенка, в самом центре Москвы, недалеко от ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здание будет включать четыре этажа больших выставочных площадей и архивов, в которых будет размещено более 90 000 фотографий и других предметов из коллекции музея.

Можно также утверждать, что г-жаСвиблова сделала для мира современного российского искусства то же, что Картье-Брессон сделал для современной фотожурналистики. Она дважды курировала российский павильон на Венецианской биеннале (в прошлом году она выделила мультимедийные работы Андрея Молодкина), а также является известным режиссером, получившим различные награды, в том числе приз парижских критиков на конкурсе Semaine de la Critique в Каннах в 1988 году. за документальный фильм «Черный квадрат» о художниках русского авангарда. Свиблова также является директором Московской фотобиеннале с 1996 года и за свою карьеру организовала более 500 выставок фотографии и современного искусства в России и за рубежом.Ее последняя выставка за пределами России, «Гласность: советское нонконформистское искусство 1980-х годов», проходит в лондонской галерее Haunch of Venison до 26 июня.

«Она — абсолютный образец силы», — заявили представители искусства. историк Нина Миалл, работавшая с г-жой Свибловой на лондонском шоу. «Ее пропаганда русского искусства, в частности фотографии, и ее работа по привлечению международного внимания к нему сыграли важную роль в развитии этой сцены».

Свиблова была вовлечена в эту сцену почти всю свою жизнь.Описывая себя ребенком «хрущевской весны» — времени большей открытости в Советском Союзе после смерти Иосифа Сталина — г-жа Свиблова сказала, что первая фотовыставка, которую она посетила, когда ей было 6 лет, была выставкой о советский премьер, в том числе кадры Дмитрия Бальтерманца, на которых Хрущев играет на аккордеоне и ест попкорн.

После посещения математической школы № 444 в Москве, где, по ее словам, она выучила иностранный язык и изучала письма советских диссидентов — редкое образование в то время.Свиблова изучала философию и психологию в МГУ, позже защитила докторскую диссертацию по психологии искусства. Она вышла замуж за русского поэта Алексея Парчикова в 18 лет (у них был общий ребенок, Тим, которому сейчас 26 лет и фотограф, до развода в 1991 году).

Ольге Свибловой приписывают почти единоличную демонстрацию утраченного искусства неофициальной советской фотографии. Кредит … МАММ

Хотя ей предложили работу в Министерстве внутренних дел после получения степени бакалавра, она отказалась, предпочел вместо этого работать дворником.«Я до сих пор считаю, что это было самое счастливое время в моей жизни», — сказала она, добавив, что многие поэты и художники ее поколения сказали бы то же самое. «Мы работали дворниками или ночными охранниками, потому что это была работа, которая давала вам свободу — самое дорогое в жизни — свободное время для творческого самовыражения».

В течение семи лет она подметала улицы днем ​​и проводила вечера, развлекая художников, поэтов и писателей в квартире, которую она делила со своим мужем. Именно в то время, когда они устраивали спонтанные подпольные художественные выставки, у нее появился вкус к кураторству.В конце концов она оставила свою обширную работу по организации мероприятий для художников, а в 1987 году организовала свою первую официальную выставку для молодых советских художников. Вскоре последовали и другие выставки, в том числе первый Фестиваль советского андеграундного искусства в Иматре, Финляндия, в 1988 году.

За годы своего существования г-жа Свиблова приобрела огромную международную репутацию за продвижение российского современного искусства. В 2007 году она была награждена Орденом Дружбы тогдашним президентом Владимиром Путиным за вклад в развитие культурных связей России.В 2008 году она получила Французский Почетный легион.

«В России она в некотором роде знаменитость, — сказала Мария Байбакова, 24-летняя основательница Baibakov Art Projects, которая считает г-жу Свиблову своим наставником. «Она всегда очень поддерживала молодых людей, приходящих в мир искусства в Москве».

Но именно историческая фотография больше всего понравилась г-же Свибловой ее соотечественникам.

В 1991 году, когда она поехала во Францию ​​(ее второй муж, Оливье Моран, француз), чтобы работать над документальным фильмом о современном искусстве, она наткнулась на несколько выставок советской фотографии, которую никогда не видела в России, потому что архивы страны были в советское время подвергался жесткой цензуре со стороны государства.«В то время зарождалась новая Россия, и мы были страной без какой-либо визуальной истории», — сказала она. «Я понял, что без истории нельзя заглядывать в будущее».

Она вернулась в Россию с заказом на организацию фестиваля фотографии и начала собирать фотографии со всей страны, выслеживая фотографов и отслеживая потенциальных клиентов, чтобы собрать то, что впоследствии стало коллекцией Московского Дома фотографии.

Фонды включают дагерротипы 1850-х годов на самых современных цифровых мультимедийных платформах; есть классические архивы авангардных фотографов революции, таких как Александр Родченко и Макс Пенсон, а также фотографии художников-живописцев 1920-х и 1930-х годов, в том числе Александра Хлебникова и Аркадия Шайхета. В музее также хранятся коллекции современных российских и зарубежных фотографов и художников.

Через музей г-жа Свиблова проводит восьмую фотобиеннале. Тема этого года — «Vive La France», часть московской программы выставок, театров и мероприятий по всему городу «Год Франции». Г-жа Свиблова не только руководит биеннале, но и курирует несколько выставок, в том числе выставки Cartier-Bresson, г-на Безукладникова и молодого фотографа Наташи Павловской.

На вопрос, какое у нее любимое произведение искусства, г-жа Свиблова ответила, что это все равно что просить мать выбрать ее любимого ребенка. Когда ее нажимают, она говорит, что ей нравится очаровательная черно-белая фотография Жанны Моро Питером Линдбергом, которая включена в выставку Фотобиеннале в Манеже. «Когда я умру, я думаю об этом портрете», — сказала она. Она также сказала, что ей нравится фотография кактуса в горшке рядом с кружевными занавесками, сделанная г-ном Безукладниковым. Действительно, произведение можно рассматривать как метафору того, что нужно для успеха в мире искусства, и для г-жиСама Свиблова: немного острая, но мягкая.

Ольга Свиблова, российский энтузиаст фотографии

После пятнадцати лет неустанной работы по признанию российской фотографии страстная основательница Московского Мультимедиа Арт Музея рассказывает о своем вкусе к искусству.
(Москва, интервью с Армель КАНИТРОТ )

«Миссия нашего музея — дать людям возможность путешествовать в прошлое и будущее» .Очаровательная женщина, Ольга Свиблова — «Мисс Российская фотография» — наконец-то открыла двери в Мультимедиа Арт Музей Москвы (МАММ), завершив пятилетнее строительное испытание, которое часто подвергалось опасности из-за смены архитекторов, конструктивных дефектов, экономический кризис и неопределенность от местных выборов.
Силуэт, достойный Большого театра, элегантный шиньон, серые глаза, подчеркнутые прямоугольными очками, Ольга Свиблова одета в черное с чрезвычайной, но простой изысканностью.Она носит одни часы по московскому времени, а другие синхронизирует с мужем в Париже. Ее женственность простирается даже до кончика ее непрекращающихся тонких сигарет, странная смесь огня и льда, силы и хрупкости, доброты и твердости, а также необычайно уникальный способ сочетания естественности с изысканностью и чрезмерной русской сентиментальности с мудрость. Она, по словам окружающих, «соблазнительна и остра, одарена потрясающим умом и энергией» .Чрезмерная и дальновидная, ее работа поразительно последовательна. После пятнадцати лет и 3000 выставок в России и за рубежом она продолжает борьбу за признание фотографии как искусства, обучая публику и поддерживая художников своей страны. Организованные в рамках двух альтернативных биеннале, многочисленные призы и подпитанные коллекцией из 82 000 работ, ее выставки сделали акцент как на российской, так и на международной фотографии, от великих мастеров, таких как Родченко , до молодых российских художников, таких как «Camera d’argent». Приз , в настоящее время выставленный в Московском Манеже.
Ей удается скрыть тот факт, что она работала до 4 часов утра над своей предстоящей выставкой на «Горбачев» , имея по одному сотовому телефону в каждой руке, разговаривая с мужем, решая 36 проблем на заднем сиденье своей машины с водителем. , предоставлено спонсором музея. Потому что, если она всем сердцем и душой предана общественному делу и ее музей спонсирует город Москва, поиск меценатов и спонсоров просто необходим. И именно благодаря поддержке ее мужа, французского брокера по страхованию произведений искусства, и ее вере в русскую пословицу «Лучше иметь сотню друзей, чем сотню рублей» , она смогла сделать свои самые безумные ставки.В стране, охваченной лихорадкой потребления, она решила смешать тревожное искусство с блеском. Биеннале «Мода и стиль» — это повод для финансирования ее выставки, посвященной конфликтам. «Я продаю Беттину Реймс, чтобы иметь возможность выставить Себастьяно Сальгадо. Фотожурналистике надо помогать, иначе не будет истории. Фотография позволяет нам сомневаться в настоящем и будущем ». Чтобы защитить свои самые амбициозные проекты, очень харизматичная Ольга встает на трибуну, чтобы убедить любого олигарха в важности инвестирования в искусство и культуру для их личной выгоды.Поиск души? «Я узнал, что часть жизни — это воспринимать это как театр, но в каждом человеке есть основа человечности, ключ которой я должен найти, чтобы распространять послание».
Великолепные объемы пространства, впечатляющее освещение и безупречный вид: новый музей открывается шестью выставками, раскрывающими талант и образовательные проблемы, которыми руководствуется его основатель. Изображения широко обсуждаемого Симона де Пюри соседствуют с изображениями Георгия Петрусова , мастера русского модернизма 1920-1950 годов, или Фотоальбома Александра Будберга , историка мировой фотографии, комментируемого русский критик с исторической, эстетической, социальной и политической точки зрения. «Менее устрашающие и менее дорогие, чем книги по искусству, статьи журналистов — это наши волшебные линзы, которые заставляют голоса заглушать изображения». , — говорит режиссер. В то время как разносторонние изображения из «Флуксуса», «Электрических ночей» и мультимедийной коллекции МАММ напоминают ей, что «Искусство всегда мечтало об интерактивности и выходило за ее пределы, при этом внося свой вклад в вопросы мира» . Принимая во внимание эволюцию фотографии, безмерно превышающую ее границы, и плодотворный путь, который она прошла со своей публикой, Ольга Свиблова посвящает этот музей современному искусству, Интернету и цифровому искусству.
Гордясь открытием первого в России музея для людей с ограниченными возможностями, Ольга Свиблова подчеркивает свою приверженность своей четырехлетней образовательной программе для детей-сирот и инвалидов. «Благодаря камере мы можем научить их общаться, расширить их кругозор, чтобы они почувствовали себя частью мира» . Она сохраняет замечательную веру в достоинства труда и образования, в силу культуры и искусства. «У меня была возможность иметь учителей, которые взращивали нашу индивидуальность, подчеркивая, что коллективные и человеческие ценности являются приоритетом и что творить важнее, чем зарабатывать деньги» .Этим ценностям она привержена обучению своих учеников в своей школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, основанной в 2006 году, известной своими ателье и экскурсиями для людей с ограниченными возможностями.
«Я осуждаю ваше отсутствие воображения» , — ответил ее отец, когда во время героического подвига Юрия Гагарина она выразила отсутствие интереса к полетам в космос. Ее мать родилась в 50-х годах в интеллигентной семье, преподавала немецкий язык, а отец — успешным авиационным инженером.Как и многие ее соотечественники, она жила в комнате площадью 14 квадратных метров в квартире, которую делили с 12 другими семьями, которые принадлежали одному из дедушек. После получения докторской степени по психологии искусств по теме «Метафора как модель творческого процесса» юная Ольга долгое время работала дворником вместе со своим первым мужем, русским поэтом и отцом ее ребенка. Режиссер Carré Noir (Черный квадрат), документального фильма о «андеграундном» искусстве, получившего приз Каннских кинокритиков в 1990 году, она также была арт-куратором российского павильона на Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах.
Ее 200 сотрудникам не всегда легко поспевать за ней — за эту гиперактивность приходится расплачиваться. Пара, разрывающаяся между Москвой и Парижем, разорванная кругосветными путешествиями и отдельными моментами, возвращающимися к корням на своей плавучей даче посреди нерушимого Камарга. «Жаль, если ночь — единственное доступное время для организации выставок, потому что, когда общественность получает сообщение, я забываю плохие моменты» , — говорит она. «Я помню все экспонаты, все книги, которые меня преобразили.Искусство предлагает открытия, которые мы никогда не смогли бы испытать сами. Когда я увлечен проектом, я не могу не поделиться им. Я горжусь нашими 40 000 посетителей и надеюсь, что смогу помочь им научиться чувствовать, задавать себе вопросы и реагировать. Не знаю, спасет ли мир красота, но она может помочь держать глаза открытыми ».

Armelle CANITROT , Critique et Chef du Service Photo du quotidien La Croix, 21 января 2011 г.

Подпишитесь, чтобы прочитать | Файнэншл Таймс

Разумный взгляд на мировой образ жизни, искусство и культуру

  • Полезные чтения
  • Интервью и отзывы
  • Кроссворд FT
  • Путешествия, дома, развлечения и стиль

Выберите вашу подписку

Пробный

Попробуйте полный цифровой доступ и узнайте, почему более 1 миллиона читателей подписались на FT

  • В течение 4 недель получите неограниченный цифровой доступ Premium к надежным, отмеченным наградами бизнес-новостям FT

Подробнее

Цифровой

Будьте в курсе важных новостей и мнений

  • MyFT — отслеживайте самые важные для вас темы
  • FT Weekend — полный доступ к материалам выходных дней
  • Приложения для мобильных устройств и планшетов — загрузите, чтобы читать на ходу
  • Подарочная статья — делитесь до 10 статьями в месяц с семьей, друзьями и коллегами

Подробнее

ePaper

Цифровая копия печатного издания

с простой навигацией.
  • Прочтите печатное издание на любом цифровом устройстве, можно прочитать в любое время или загрузить на ходу
  • Доступно 5 международных изданий с переводом на более чем 100 языков
  • FT Magazine, журнал How to Spend It и информационные приложения включены
  • Доступ к предыдущим выпускам за 10 лет и к архивам с возможностью поиска

Подробнее

Команда или предприятие

Premium FT.com доступ для нескольких пользователей, с интеграцией и инструментами администрирования

Премиум цифровой доступ, плюс:
  • Удобный доступ для групп пользователей
  • Интеграция со сторонними платформами и CRM-системами
  • Цены на основе использования и оптовые скидки для нескольких пользователей
  • Инструменты управления подписками и отчеты об использовании
  • Система единого входа (SSO) на основе SAML
  • Специализированный аккаунт и команды по работе с клиентами

Подробнее

Узнайте больше и сравните подписки

Или, если вы уже являетесь подписчиком

Войти

фото Лондон заказывает новые выставки для публичной программы

Было объявлено, что публичная программа Photo London 2016 будет включать четыре новые выставки и работы, специально заказанные для ярмарки и представленные в Somerset House во время Photo London с 19 по 22 мая 2016 года.

Don McCullin: Photo London Master of Photography 2016
Первая из этих выставок посвящена работе легендарного военного фотографа Дона МакКаллина, который сегодня был назван фотографом Photo London Master of Photography 2016. Выставка будет представлена ​​компанией Photo Лондон совместно с Hamiltons Gallery.

Сегодня утром на пресс-конференции Дон Маккаллин присоединился к Photo London, чтобы поговорить с художником и режиссером Исааком Жюльеном о своих отношениях с фотографией и о том, почему он считает это важным.Посетители Photo London получат редкую возможность услышать выступление Дона Маккаллина в публичной беседе в Сомерсет-Хаус с куратором фотографии Тейт Саймоном Бейкером в четверг, 19 мая 2016 года.

Walter & Zoniel
В рамках серии специальных заданий Photo London две известные молодые звезды лондонской арт-сцены, Уолтер и Зониэль, превратят жуткие подземные пространства Deadhouse в Сомерсет-Хаусе в гигантскую камеру, чтобы снимать самый крупный из когда-либо созданных амбротипов (или «тинтайп») портрет в качестве живого «хэппенинга» премьеры Photo London.

Крейги Хорсфилд, , Центр фотографии Уилсона
В галереях на набережной в Сомерсет-Хаусе откроется выставка художника Крейги Хорсфилд, номинированного на премию Тернера, куратором которой является Центр фотографии Уилсона. Центр Вильсона является частной коллекцией Майкла Г. Уилсона OBE. Центр предоставляет фотографии музеям по всему миру и рад выставить избранные фотографии Хорсфилда из коллекции.

Сергей Чиликов: Фотопровокации , из Мультимедиа Арт Музей, Москва
Знаменитый Мультимедиа Арт Музей в Москве (бывший Московский Дом фотографии) — единственный музей в России, имеющий специализированную программу фестивали и проекты. Ее директор Ольга Свиблова будет курировать специальную выставку современной российской фотографии Сергея Чиликова для Photo London в Сомерсет-Хаусе.

Фотография в современной России — Art Radar беседует с куратором Ольгой Свибловой, AES + F и Игорем Мухиным — ArtRadarJournal.

com

МОСКВА ПАРИЖ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ МУЗЕЙ ВЫСТАВКИ

В разгар Года Франция-Россия 2010, Maison Européene de la Photographie (MEP) и Мультимедиа Арт Музей , Москва (МАММ), ранее Московский Дом фотографии , выступили партнерами фотовыставки « Фотография в современной России, 1990–2010 », сейчас экспонатов в Париже. Art Radar Asia поговорила с Ольгой Свибловой , куратором и директором МАММ, а также с известным фотографом Игорем Мухиным и художником Татьяной Арзамасовой из AES + F .

Влад Локтев, ‘1: 0’, фотография 1999 г. Изображение предоставлено Maison Européene de la Photographie.

Ольга Свиблова достигла статуса почти суперзвезды в мире искусства благодаря своим документальным фильмам, многочисленным кураторским усилиям и неутомимой преданности искусству, особенно российской фотографии. Art Radar Asia удалось догнать занятую Свиблову, которая ответила на вопросы о состоянии современной российской фотографии, ее росте с начала 1990-х годов и широко распространенных неправильных представлениях о современном российском искусстве.

«Русская фотография, как и современное русское искусство, совершенно неизвестна в мире», — откровенно заявляет Свиблова. «Его гораздо меньше, если сравнивать его с фотографией или современным искусством из другой страны, например Америки, из европейских стран, таких как Франция, Германия или Великобритания». Такие заявления, похоже, противоречат международной известности, которой добились некоторые российские артисты, такие как восходящие звезды AES + F и известные имена, такие как Олег Кулик и Игорь Мухин. Однако для Свибловой широкое признание российских художников все еще является исключением, а не правилом.Куратор подробно рассказывает о последствиях экономического спада для русского искусства:

«Русское искусство было забыто. А также в отношении русского искусства и фотографии не было институтов, которые могли бы поддержать это… был также вопрос, что российский рынок внутри страны не был построен ».

Именно в такой атмосфере Свиблова в 1996 году основала Московский Дом фотографии, ныне известный как Мультимедийный центр современного искусства. В том же году Свиблова организовала первую в России фотобиеннале, а в 1999 году — первый Московский международный фестиваль фотографии.Подобные усилия изменили климат на арт-сцене.

«Итак, сейчас в России совсем другая ситуация… у нас есть институты искусства и фотографии, у нас есть музеи. С другой стороны, фотография стала открываться в российском регионе, фотография стала популярной, а современное искусство вначале стало популярным ».

Изучение популярности фотографии

Для Свибловой нет границы между искусством и фотографией, они являются частью друг друга, а фотография всегда была искусством.Однако фотография как средство массовой информации приобрела огромную популярность и, по словам Свибловой, является одним из «самых важных видов искусства сегодня».

Игорь Мухин, «Москва», фотография 1988 г. Изображение предоставлено Maison Européene de la Photographie.

Успех фотографии в России обусловлен новыми свободами, предоставленными художникам. Это новая свобода, позволяющая фотожурналистике, «уличной» фотографии «показать лицо России», правдиво представлять людей, общество и жизнь России.

«Вы действительно можете сказать, что сегодня фотография — чрезвычайно популярное средство массовой информации. Сегодня меня никто не спрашивает, является ли фотография искусством или нет; он действительно чрезвычайно популярен в России ».

Российский фотограф Игорь Мухин поддержал те же идеи, когда мы спросили его, принимается ли фотография в России.

«Люди перестали смотреть [на] телевизор и доверять ему. Нет независимой прессы. А в Интернете [есть] много фото, фото про сегодня, вчера, про жизнь, и эти фото обсуждают.”

Моухин использует термин «прямое фото» в отношении своих фотографий советской молодежи и комментирует субъективность своей фотографии, говоря, что она не универсальна, поскольку необходим контекст. Художникам, таким как Мухин, необходимы контекст и знание российской истории, чтобы понять суть его «прямой» фотографии. Однако не вся российская фотография специфична для российского опыта. Общение между странами — еще один фактор при изучении популярности российской фотографии.Признавая отсутствие связи между Россией и другими странами, Свиблова подчеркивает важность фотографии как способа развеять заблуждения и рассказать о том, что происходило в России в прошлом и что происходит сейчас.

Николай Полисский, «La Tour», фотография 2000 г. Изображение предоставлено Maison Européene de la Photographie.

Как заявляет Ольга Свиблова, выставка Европарламента в Париже дает еще один шанс «показать, какая новая фотография родилась в то время [1990-2010]… мы можем показать, что произошло в России: на социальном уровне, эмоциональном уровне. , экономический уровень и политический уровень ».Образы революции из первой и второй чеченских войн также составляют важную часть выставки, и Свиблова подчеркивает, как фотографы начали решать проблемы за пределами России на международном уровне.

«Мы пытались показать историю… мы пытались показать первую и вторую чеченские войны, какова была российская стратегия… мы пытались показать лучших фотографов, работающих в то время… В то же время мы пытались показать, что происходит в Страну мы старались показать молодому поколению, старикам.”

В то время как одни художники используют документальную фотографию, чтобы сосредоточиться на опыте России, другие используют документальную фотографию для установления связей с остальным миром. Когда произошло рождение «новой России», современная уличная фотография запечатлела ее со всех сторон.

Российская фотография, международные издания

Хотя это один из самых популярных видов фотографии в России, выставка включает в себя гораздо больше, чем просто документальные изображения.То, что Свиблова называет классической художественной фотографией и модной фотографией, составляет оставшуюся часть шоу и включает в себя такие имена, как Олег Кулик и Арсен Савадов.

AES + F, «Исламский проект: Новая свобода», 2003 г., лямбда-печать. Изображение любезно предоставлено сайтом AES + F.

Свиблова также подробно рассказывает о популярном коллективе художников AES + F, группе, которая использует фотографию как инструмент для решения универсальных и часто спорных концепций. Ссылаясь на изображения из серии «Исламский проект», Свиблова отмечает:

«После 11 сентября их изображения стали очень популярными, распространялись через Интернет и часто раздавались без подписи художника, потому что это было похоже на популярное искусство.Это было не зеркало реальности, но и волшебное зеркало будущего … AES + F — одна из самых сложных, одна из самых сложных, и в то же время одна из самых волшебных [групп] художников ».

В кратком интервью Art Radar с Татьяной Арзамасовой из AES + F художник проливает свет на использование коллективом фотографии в последних сериях, таких как «Последний бунт» и «Праздник Трималхиона». «Мы используем фотографию как инструмент», — отмечает она.

На веб-сайте художников они не пытаются скрыть свой процесс, показывая, как они используют различные изображения в качестве отправной точки для конечного продукта.В целом художники AES, за исключением Владимира Фридкеса, не считают себя «традиционными» фотографами. На вопрос, есть ли у международного сообщества до сих пор неправильные представления о русском искусстве и российской фотографии, Арзамасова ответила, что идея российской фотографии как социалистических СМИ все еще присутствует. «[Люди] думают о России как о бедной … они все еще думают о холодной войне», — заявляет Арзамасова. Не боясь таких стереотипов, AES + F продолжает расширять границы того, что принято считать русским искусством и фотографией.Ольга Свиблова заключает:

«Хорошая фотография — это не просто изображение и документ реальности, это скорее метафора. Если вы знаете язык художника, вы можете прочитать сообщение, и через это сообщение вы сможете увидеть не только сегодня или прошлое, вы можете увидеть наше будущее »

Другие выдающиеся художники, представленные на выставке, которая продлится до 29 августа этого года, включают группу Fenso, Сергея Чиликова, Владимира Куприянова, Георгия Первова и Владимира Фридкеса.

EH / кН

Похожие темы: Русские художники, фотография, кураторы

Похожие сообщения:

Подпишитесь на Art Radar Asia , чтобы узнать больше о выставках современной фотографии

Журнал

Eye | Особенность | Жажда визуального

Московское Café des Artistes было любимым местом отдыха Александра Родченко и Владимира Татлина на пике их конструктивистского мастерства.Спустя почти столетие это наслаждение в стиле модерн является постоянным посещением Ольги Свибловой, основателя / директора и куратора Международной московской фотобиеннале. Кафе было одним из более чем 40 мест проведения мероприятия в этом году, которое проходило с 21 марта по 30 мая 2008 года.

Вдохновленная встречей с Анри Картье-Брессоном в оригинальном Café des Artistes в Париже в 1995 году, Свиблова запустила Фотобиеннале в следующем году. Неустанно увлеченный куратор, она редактирует коллекции Московского Дома фотографии, которые она основала также в 1996 году, чтобы описать историю российской фотографии.В нем хранится более 80 000 изображений.

За последнее десятилетие Свиблова помогла заново познакомить россиян с их фотографической историей посредством недавно обнаруженных работ, которые она представляет вместе с молодыми современниками и легендами из-за рубежа. «Ленин рассматривал фотографию как сильное визуальное оружие для крайне неграмотного населения, оружие пропаганды», — говорит она. Однако Сталин увидел его подрывные силы, и камеры исчезли, за исключением тех, кто находился в руках государственных документалистов и отделов наблюдения.В 1928 году он учредил комитет по реализации своего пятилетнего плана в элегантном универмаге ГУМ, другом месте проведения Фотобиеннале. Вместе с комитетом ушел его журнал Ogoniok , который разносил яркие, оптимистичные цветные фотографии во все уголки империи. «Люди видели только мизансцен и счастливых людей», — с пренебрежением говорит Свиблова. «Нет [в архивах] лиц, которые бы не улыбались».


Натюрморт из документального фильма Натальи Павловской — одного из последних сохранившихся традиционных печатных произведений Москвы.
Вверху: «Два праздника» Сергея Чиликова, 2007 г.

Огоньок занимает важное место в истории российской фотографии. В серии «Лучшие» журнала «Лучшие ковроделы, инженеры, сборщицы винограда и т. Д.» Изображены розовощекие фермерские рабочие и молодые женщины в спецодежде, ухаживающие за спецтехникой. «Герои пятой пятилетки», подборка Свибловой из изображений Ogoniok , включает большие современные принты великолепных, приглушенных, но насыщенных цветов 1950-х годов. Роберт Диамент и Дмитрий Бальтерманц были излюбленными фотографами, советскими эквивалентами сотрудников журнала Life .Портреты рабочих на фабриках первого контрастируют с его мягкими записями расслабляющего Хрущева. Взгляд Бальтерманца на дизайн и узор был применен к воздушным снимкам трамваев в снегу, зонтикам и пейзажам, но его также пригласили снять официальный портрет Сталина в его гробу, утопающий в цветах.

В центре внимания Фотобиеннале 2008 года — чрезвычайно амбициозная хронологическая прогулка по 150-летию российской фотографии под названием «Примавера» (что по-разному переводится как «Весна» или «Примула»).Прекрасный и познавательный опыт, он проходит через историю, от черного и белого к цветному, и, по словам Свибловой, «от царской эпохи через коллективизм, милитаризм и строгость, от дагерротипов, написанных маслом, до полароидов и фотошопа».

Это переосмысление истории через фотографии, которых никогда не видели при жизни большинства посетителей, производит мощный эффект и сочетается с различными подходами пикториалистов, конструктивистов и советских художников. Родченко представлен изображением Rumba , кадра танцующих пар из его фильма 1928 года « Albidum », раскрашенного вручную мелками для имитации цветного негатива.Среди классики приятно видеть случайных уклонистов. Василий Щепкин Herd — это чудесно скомпонованный, тихий минималистский дизайн, созданный просто из ряда коров, поднимающихся по длинному склону в долине реки.

В других местах раскрашенные вручную пейзажи, похожие на открытки, раскрашенные бромойльные принты, соленая бумага, обогащающая цвета крестьянских костюмов, размытые панорамы Москвы, угрюмые коллотипы крымского курорта Ялты и чувственные отпечатки заснеженных крестьянских дворов 1930-х годов. собрать памятную коллекцию.В основе коллекции «Primavera» лежат французские легенды, имевшие отношение к русскому стилю: светотень Эдуарда Буба в его задумчивых портретах Андре Жида середины двадцатого века; Гравюры Марио Джакомелли, обработанные так, чтобы они напоминали рисунки.

Но для Свибловой Богдан Конопка — «герой праздника». Его небольшой, драматичный De Natura Rerum противоречил тенденции все больших «холстов» и включал в себя задумчивые абстрактные цветные портреты, требующие длительных выдержек для совершенствования магического эффекта, «делая световые лучи осязаемыми», как она говорит.

Одно из ее открытий — химик-экспериментатор / фотограф С. Прокудин-Горский, который работал с братьями Люмьер и создал «тысячи автохромов». Здесь она демонстрирует его тонкий парад моды, путешествий, этнографические отчеты, выполненные в технике «трех цветов» с использованием цветных фильтров. Логично, что это сопровождается редкой неформальной коллекцией из семейного альбома Люмьер.


Валерий Нистратов запечатлел невинность и неловкость Девушек на дискотеке , 2000.

В отличие от нереальной реальности архивов Огоньок , чудесный и смелый сериал Евгения Щеглова «Вид из машины» представляет черно-белые сцены малонаселенных улиц Москвы 1950-х годов. Сочиненные и оформленные как кадры из фильмов 1920-х и 30-х годов, они были тайно сняты в разгар слежки КГБ и обладают напряжением в духе Ле Карре. Спустя полвека скрытный Борис Савельев продолжает бродить по этим улицам, привлекая внимание угловатости и освещенности, напоминающих Ман Рэя.

Обилие документальных работ молодых россиян в Фотобиеннале — логичное направление для страны, десятилетиями лишенной честного репортажа. Два увлеченных фотографа, которые сосредоточились на досуге среди нового рабочего класса, перешли на западный монохромный режим, чтобы получить максимальное выражение. «Тутаев» Андрея Гордасевича — это лирический, но неромантичный фоторепортаж, действие которого происходит в сельской деревне во время фестиваля: старые автомобили, деревянные дома и редкие леса образуют фоны для семей, устраивающих пикники среди поленниц, но есть также потрясающий портрет двух детей. озеро, напоминающее Ванессу Виншип турецких сестер .В фильме Сергея Чиликова «Два праздника» исследуется схожая территория, и он также посвящен таким деталям, как груды ощипанных кур и распиленные стволы деревьев. В его эссе о молодых людях из рабочего класса из пригородов используется мягкий цветовой подход к хаосу пьющих.

Значение кино в России — постоянное присутствие в фотографии. Картина Валерия Нистратова « Girls at the Disco » выдающаяся: он, кажется, ставит хореографию отдельных групп девушек, танцующих вместе вдоль горизонта голой травы под открытым уличным фонарем, создавая образ, такой же модернистский и интригующий, как любая уличная сцена Грегори Крюдсона.Не менее освежает и картина Людмилы Зинченко «Объективная Москва», снятая на камеру-торец. Лирический и импрессионистский, он создавался незаметно для глаз через окна и двери, а затем печатался на холсте, чтобы преувеличить магическое зернистое настроение изображений. Композиции кажутся кинематографичными, но Свиблова заявляет: «Она думает как художник».

Кисть бывшей супермодели Юлии Мильнер — цифровая, ее потрясающая видеоинсталляция Universe представляет собой «эротизацию космоса» — богато окрашенные абстракции парящих галактик и туманностей, красиво составленные из цифровых крупных планов ее собственных гениталий.


Стадо, желатиновый принт Василия Щепкина 1960-х годов.

Влияние стиля Magnum на молодых россиян выросло за последнее десятилетие, наряду с влиянием Интернета и международных выставок в Москве. В бывшем винном заводе восемнадцатого века, который является Центром современного искусства «Винзавод», постоянно притягивают пять фотографов Magnum под названием «Свет и тень». Повествование является частью привлекательности, и исследования Лиз Сарфати о модных обычных подростках в обычных условиях также популярны.Единственный российский участник Magnum, Георгий Пинхасов, привлекает нетерпеливые толпы к своему Just Like Light из эссе 1970-х годов на улицах Москвы, сплошь тени и ледяное освещение, что соответствует эпохе. «Цвет: страдания света» Алекса Уэбба интенсивен, необычайно абстрактен и работает с тенями, в отличие от взрыва света Пинхасова. Аналогичным образом, помимо клуба Magnum, проект Александра Смирнова «Цвет и тень» основан на посещении его старого района Санкт-Петербурга. Он использует окружающий свет и лучи, похожие на лучи Родченко, в изумительную геометрию, которая передает настроение ностальгии и потери.А очень современная картина Владимира Мишукова Premonition — девушка, спящая на кровати в скудной комнате, залитой светом, — это кинематографическая постановка, знаменующая растущий интерес к мрачным пейзажам, перспективам и минималистскому дизайну.

Честная портретная живопись вернулась после десятилетий политически контролируемого имиджмейкинга. Пронзительные «Отпечатки» Натальи Носовой показывают широкоформатные черно-белые крупные планы лиц, напечатанные в той высококонтрастной технике, которая ассоциируется с лондонцами после Аведона, такими как Найджел Парри и Стив Пайк.Носова приближается к лицам и рукам выживших, позволяя оттискам их жизней на узловатых пальцах и морщинистых лицах рассказывать свои истории.

«Чтобы знать свое будущее, вы должны знать свое прошлое», — заявляет Свиблова во время одного из своих представлений. Я нашла эту богатую коллекцию работ воодушевляющей и полной сюрпризов, но ее реальное значение имеет для российской публики, особенно для молодых художников, выходцев из того, что Свиблова называет «визуально голодным поколением».

Сью Стюард, писатель, куратор, Сент-Леонардс, Сассекс

Впервые опубликовано в Eye no.69 т. 18


Eye — самый красивый и коллекционный журнал о графическом дизайне, который выходит ежеквартально для профессиональных дизайнеров, студентов и всех, кто интересуется критическими и информированными статьями о графическом дизайне и визуальной культуре. Его можно приобрести во всех книжных магазинах с хорошим дизайном, а также в онлайн-магазине Eye, где вы можете купить подписку и отдельные выпуски.

Любовное письмо Ольги Свибловой в Москву

Куратор и режиссер-документалист Ольга Свиблова — человек, рекламирующий современное российское искусство, известный поборник молодых и исторических художников, а также уважаемая личность в мире искусства в целом.

Свиблова — один из самых плодовитых специалистов Москвы в области фотографии, как основательница и директор Мультимедиа Арт Музея в Москве, а также маэстро, ответственный за вывод русского искусства на несколько мировых сцен (у нее за плечами не менее 500 выставки, как дома, так и за рубежом).

Свиблова была свидетельницей перемен в Москве, городе, в котором она родилась и выросла, чтобы считаться влиятельным игроком на арт-сцене.«В Москве полно мест, где жизнь трансформируется в искусство», — сказала Свиблова в интервью.

Сразу после колледжа Свиблова решила работать дворницей в Москве, и она провела семь лет, подметая и получая минимальную заработную плату, развлекая художников по вечерам и устраивая импровизированные художественные выставки.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *