Диафрагма фотоаппарата и как ею управлять: Как выставлять диафрагму. Практикум — Уроки фотографии
Фотоаппарат Зенит-Е | обзор с примерами фото
Содержание страницы
Фотоаппарат Зенит-Е – самая массовая модель фотоаппарата Зенит. Выпускались на Красногорском Механическом Заводе (город Красногорск, Московская область) и Белорусским Оптическим Объединением. Выпуск продолжался с 1965 по 1986 год, а общий тираж камер только КМЗ – порядка 4,3 миллионов экземпляров (Модели Е, ЕС, и В).
- Фотоаппараты “Зенит”
Зенит-Е – не автоматизированные однообъективные зеркальные фотоаппараты. Семейство механических индикаторных фотоаппаратов и их упрощённых версий без встроенного экспонометра. В 1975 году производство Зенит-Е было развернуто в Беларуси, на Заводе “Зенит” города Вилейка.
Зенит-Е является модернизацией “Зенит-3М”, с использованием механизмов фотоаппарата Зоркий-6, а также, разработанных новшеств для фотоаппарата Кристалл-2, который в серию не пошел). Конструкция представляет собой литое шасси, в котором установлены механизмы, и к которому прикреплены декоративные панели.
В перерывах между фудфишингом и прокрастинацией, я смотрел то на Зенит-Е, то на модель Зенит-3М (наследник Кристалла) и думал, что Зенит-Е на самом деле является его наследником. И действительно, если не вдаваться в подробности, можно сказать, что было какое-то производство деталей, некоторые задумки, и их реализовали в новом корпусе. Механически, продукция СССР местами имеет унификацию механики и зеркальных, и дальномерных фотоаппаратов. Однако, Зенит-3М это скорее, промежуточное “официальное звено”, ибо Зенит-Е более похож на Кристалл-2 по количеству изменений в механике, только корпус стал более брутальным.
Первые фотоаппараты выпускались с резьбой M39. Через несколько лет после старта производства, Зенит-Е был модернизирован: сменилось крепление объектива с M39 на M42. Произошло это не только из-за того, что M39 на тот момент было устаревшим соединением, но еще и потому, чтобы побороть путаницу с объективами от дальномерных камер, использовавших аналогичное крепление М39.
Не смотря на начало производства фотоаппаратов Зенит-Е, зеркальный Зенит-3М со своей устаревшей конструкцией и креплением объективов М39 производился параллельно еще 5 лет, до 1970 года. Фотоаппараты Зенит-Е поставлялись в комплекте с объективом Индустар 50-2 50мм f/3.5, Гелиос-44-2 58мм f/2. Оптику с этой камеры можно безболезненно применять на современных цифровых фотоаппаратах через переходник с резьбы M42.За пределами СССР продавался как под оригинальным транслитерированным наименованием («Zenit-E»), так и под марками:
- «Revueflex-E» (для Германии)
- «Phokina» и «Photokina-XE» (для Франции)
- «Cambron-SE» (для рынка США)
- «Meprozenit-E» (для Японии)
- «Diramic-RF100» (для Канады)
- А также, как: «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex»
База у большинства фотоаппаратов Зенит, Зоркий и ФЭД со шторными затворами, в СССР, в принципе, была едина.
Фотоаппарат выпускался продолжительное время, и имел модификации, производившиеся параллельно. Если за выход новой модели не считать мелкие модернизации старой, то серийный выпуск Зенит-Е и фотоаппаратов на его базе можно растянуть до 1995 года (30 лет!) с внушительным многомиллионным тиражом. В таком случае, в список модификаций “Зенита-Е” попадут модели:
- Зенит-Е (3334540)
- Зенит-В (889617)
- Зенит-ВЭ (1506)
- Зенит-ЕС (Фотоснайпер (ФС-3)(97938)
- Зенит-ЕМ (979140)
- Зенит-ЕТ (61099)
- Зенит-ВМ (1239)
- Зенит-TTL (1632212)
- Зенит-10 (332144)
- Зенит-11 (60745)
- Зенит-12С для ФС-12 (118486)
- Зенит-12 (94489)
- ЗЕНИТ-12сд (468956)
- ЗЕНИТ-12xp (1550240)
- ЗЕНИТ-122 (1971745)
- ЗЕНИТ-122-50 (6541)
- ФС-122-2 (44743)
- ЗЕНИТ-212k – (32149)
- ФС сувенирный (211)
- ЗЕНИТ-312m (84004)
- ЗЕНИТ-412DX (21257)
- ФС-412 (430)
- ЗЕНИТ-412LS (25197)
На БелОМО выпускались фотоаппараты, данных по выпуску которых обнаружить не получилось:
- Зенит-Е
- Зенит-ЕТ
- Зенит-12 pro
- Зенит-15 (аналог Зенит-ТТЛ)
- Зенит-15М (аналог Зенит-ТТЛ с пластиковым обвесом)
- Зенит-21XS (аналог Зенит-ТТЛ с пластиковым обвесом)
- Зенит-122 (аналог Зенит-12СД с пластиковым обвесом)
- Зенит-122К
- Зенит-130 (аналог Зенит-12СД с пластиковым обвесом)
Итого, только фотоаппаратов, произведенных на КМЗ, получается 11 808 628 штук за все время выпуска. (393 620 в год, 1078 фотоаппаратов в день, или 45 фотоаппаратов в час при сменах 24/7/365). Во всех вышеуказанных моделях эргономика плюс-минус одинакова, а внешний вид похож. За исключением версий 312, 412, металл корпуса в которых заменили на пластик.
Если копнуть немного глубже, можно увидеть, что в списке выше – шасси на базе шторного затвора Leica 1925 модельного года, с доработками. Затвор Leica (1925 модельного года по выходу первой модели), стоял еще и в дальномерных фотоаппаратах СССР – ФЭД и Зоркий. А если посмотреть на зарубежные камеры, можно внезапно увидеть, что некоторые производители шли по тому же пути. Например, Canon прокачивали свои копии Leica до 1959 года (примерно). С конвейера самой Leitz Camera фотоаппараты со шторными затворами выходили и в 2010 году.
Зенит-Е в работе
Корпус, качество сборки, эргономика
Зенит-Е имеют верхнюю часть корпуса из латуни, окрашенной электрохимическим способом. На передней панели Зенит-Е размещен рычаг механизма задержки спуска, разъем объектива, выход для подключения ламп-вспышек.
Снаружи произведена декоративная отделка.Зенит-Е не зависимо от состояния, не люфтит и не скрипит, так как полностью металлический. Без кофра в эксплуатации не сильно удобен за счет плоских боковых поверхностей. На мой взгляд, это самый компактный пленочный зеркальный фотоаппарат, не смотря на эргономику кирпича.
Управление
Фотоаппарат Зенит-Е – классика, с полностью ручным управлением. Единственные помощники фотографа – калькулятор экспозиции и стрелка гальванометрического устройства экспонометра. Управление экспозицией в фотоаппарате Зенит-Е представлено:
- Диском-калькулятором выдержек, с убирающейся ручкой перемотки пленки;
- Окном экспонометра и стрелочным указателем уровня освещенности;
- Фотоэлементом экспонометра, размещенным над креплением объектива;
- Диском установки выдержки затвора
Управление диафрагмой
Визирование через видоискатель
Видоискатель во всех зенитах – честная пентапризма, с покрытием 65% площади кадра. Зеркало очень маленькое – это плата за габариты камеры. Часто, после проявки пленки, можно было заметить лишние детали в кадре. Фокусировка производится по матовому стеклу, на котором нет ни микро растра, ни клиньев. Внутри, в самом видоискателе, никакой индикации не имеется. Сам по себе видоискатель достаточно темный.
Управление выдержкой
Затвор у Зенита-Е фокальный, шторно-щелевой. Прорезиненые матерчатые шторки затвора – не самый надежный, зато относительно простой вариант. Затвор оснащен ограниченным числом выдержек, замедления нет, и самая длинная выдержка – 1/30 секунды. Выдержки выставляются при взведенном затворе, имеется дополнительный переключатель для синхронизации со вспышкой на 1/30 сек.
Главный минус шторного затвора заключается в том, что он может прогореть, если оставить фотоаппарат с объективом на солнце. Не накрытый крышкой объектив фокусирует солнечные лучи на шторках, и тем самым, прожигает их.
Синхронизация со вспышкой
“Башмак” в Зенит-Е – холодный, не имеет электрических контактов. На корпусе установлен разъем FP-синхронизации для внешних ламп-вспышек, а под диском выдержек есть переключатель синхронизации для электронных, и ламп-вспышек.
Экспонометр и замер экспозиции в Зенит-Е
Экспонометр внешний, селеновый, без запитки от батарей. Имеет малый срок службы, так как материал экспонометра стареет. Вообще, экспонометр в Зенит-Е – название условное. Скорее, это гальванометрическое устройство, реагирующее на уровень освещения, и весьма неточное в своих показаниях, так как расположено не в корпусе, как поздние TTL-датчики, и засвечивается со всех сторон. Живет он отдельно от фотоаппарата и не совмещен с диском выдержек. Фотограф мог полагаться на показания гальванометра, высчитывая экспозицию методом подгона меток калькулятора, к отклонившейся стрелке, на диске слева. Значения подбирались исходя из установленного светочувствительного материала.
Не окрашенные корпуса объективов “Гелиос” давали лишнюю засветку экспонометру Зенит-Е, поэтому корпуса штатных объективов с началом выпуска “Зенит-Е” стали окрашивать в черный цвет. Впоследствии, от яркой, и бликующей на солнце верхней панели избавятся, заменив ее на черную.
Удобство работы
Удобство работы с фотоаппаратом из 60-х, посредственное. Ныне с эргономикой и электроникой все многим лучше, она доступнее обывателю. Сделать сколько надо кадров, наложить фильтры и выложить инстаграмм, не вникая в настройки, – сейчас это распространенное явление. А как снимали тогда? В те времена, когда твоим инстаграммом были альбомы, отпечатанные по заказу? Продуманная композиция, параметры съемки, проявление фотопленки, печать в красной комнате… 30 прищепок под отпечатки… наверняка, не только так.
Зенит-Е без кофра, по моим личным впечатлениям, неудобен. Он тонкий и тяжелый. Это фотоаппарат для неспешной съемки и вдумчивого расположения объектов в кадре. Темный видоискатель, охват которого не покрывает большей площади кадра, и в котором фокусировочный экран, как таковой, только матирован – не доставит особого удовольствия.
- Как научиться фотографировать на любой фотоаппарат
Взвод затвора происходит с протяжкой пленки и определенным усилием. Усилие возрастает на бывших в употреблении фотоаппаратах. Спуск жесткий. Зеркало срывается с места, потом также резко падает назад.
Шум
Аппарат сложно назвать тихим. Самой тихой работой обладает ФЭД и Зоркий первых моделей. Зенит-Е, по сравнению с ними – очень громко работает. Очень сильная вибрация по корпусу, как от срабатывания затвора, так и от прыгающего зеркала. Вибрация эта компенсируется частично весом фотоаппарата. В поздних моделях зенитов избавятся от металла снаружи, и работа механизмов спуска начнет вызывать большее недоумение.
Надежность
Из множества Зенитов, которые мне попадались, 40% имели проблемы с затворами, 2% – с механикой подъема зеркала, 30% – проблемы по части органов управления (ломаный пластиковый упор курка взвода затвора, разболтанные крепления объективов, и прочие относительно не критичные мелочи). примерно 5% – с проблемными экспонометрами. 3% – аппараты в идеальном состоянии, из них – 30% с проблемами в затворах.
Типичные неисправности Зенит-Е
- Деградировавший экспонометр
- Сломанный затвор
- Оторванные шторки
- Ослабшие пружины взвода
- Вышедший из строя автоспуск
Работа с пленкой
Смотка пленки рулеточного типа, ручка перемотки убирается в корпус фотоаппарата. Счетчик кадров — ручной, сброса нет. Загрузка фотопленки производится под заднюю открывающуюся крышку. Замок крышки расположен таким образом, что его необходимо блокировать дополнительно, так как высок риск открытия крышки в процессе переноски.
Какая нужна пленка для фотоаппарата Зенит?
Для камер Зенит подойдет любая пленка 135 типа (35mm), в стандартных катушках. Можно использовать как черно-белую, так и цветную, можно накрутить пленку самому. Можно купить у мастеров. Хорошо подойдет бюджетная любительская цветная пленка от Fujifilm или Kodak, черно-белая Тасма. Пленки c ISO 400 подходят для условий слабого освещения, а на пленки с ISO 200 лучше снимать на улице при ясной или немного облачной погоде.
Как загрузить пленку в фотоаппарат Зенит-Е
- Открыть крышку.
- Катушку вставить в приемник.
- Вытянуть хвост пленки.
- просунуть хвост в щель оси под курком взвода затвора.
- взвести затвор и убедиться, что хвост пленки зажат.
- Закрыть крышку.
- Установить счетчик на 0.
- Установить светочувствительность на диске калькулятора в необходимое значение.
- Начать съемку. Первый кадр, после нулевого, как правило, засвечен на половину.
Как вытащить пленку из фотоаппарата Зенит-Е
- Нажать на кнопку рядом с кнопкой спуска затвора
- Вытащить рычаг перемотки пленки из диска слева (не до конца)
- Начать смотку по часовой стрелке
- Когда хвост пленки освободится, сопротивление на рычаге ослабнет
- Открыть крышку
- Вытащить рычаг перемотки до конца
- Достать пленку
- Как вытащить пленку из Зенита
- Как вставить пленку в Зенит
Пример фото на Зенит-Е
Автор фото – Даниил Белошейкин
Технические характеристики
Зенит-Е
Тип камеры | 35мм камера с фокальным затвором горизонтального хода |
Размер отпечатка | 24 x 36 мм |
Объектив в комплекте | Гелиос 44-2, Индустар-50, Индустар 50-2 |
Крепление объектива | Унифицированное резьбовое соединение (M39×1/45,2 с 1967 года – M42×1/45,5) |
Замер экспозиции | Внешний, над креплением объектива. Стрелочный индикатор на верхней крышке, используется с диском калькулятора выдержек. Ручной расчет параметров экспозиции согласно показаниям стрелки гальванометра |
Затвор | Двухосевой фокальный затвор с матерчатыми шторками. Основной диск выдержек содержит значения MF, X, B, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, и 1/500 сек |
Видоискатель | Пентапризма, охват 65%, матовый фокусировочный экран |
Синхронизация вспышки | FP |
Загрузка пленки | После открытия задней крышки, кассета с пленкой вставляется внутрь. |
Счетчик кадров | Ручной ввод от 0 до 38 на верхней крышке камеры, совмещен с курком взвода затвора и кнопкой спуска |
Перемотка пленки | Ручка перемотки на верхней крышке, напоминание о светочувствительности установленной в камере пленки |
Габариты и вес | ? |
- Фотоаппараты Зенит
Резюме
В свое время это был популярный фотоаппарат. За счет цены и набора качеств, удачно преподнесенный рынку. Кто знает, быть может, увидев тогда, в 60-70х, в продаже не дешевую в СССР зеркалку “Зенит”, я бы может, и приобрел его. Но пройдет каких-то десять лет, и СССР с ГДР начнут проигрывать высокоскоростным затворам и программным автоматам японских конкурентов. Сейчас это все – глубокая архаика. Сейчас – жми, накладывай фильтр и размещай в сеть.
Камеры достаточно распространены, и не составляет проблем найти их в продаже. Белорусские варианты на этом этапе производства особых отличий не имеют.
- Автор: Фотограф в Череповце Алексей Гвоздев
- https://liveviewer.ru
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 22 575
Скачать как PDF
Что мы,в сущности, знаем о диафрагме?
ДиафрагмаДиафрагма объектива (от греч. διάφραγμα — перегородка) в оптических приборах — разновидность апертурной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива, то есть диаметр проходящих через него пучков света. Такая регулировка используется для управления светопропусканием и глубиной резкости. Диафрагма объектива представляет собой непрозрачную перегородку с круглым отверстием переменного диаметра, центр которого совпадает с оптической осью. Регулировка диаметра отверстия может выполняться тремя основными способами:
Револьверная диафрагма представляет собой поворотный диск с набором отверстий разного диаметра и применяется в некоторых простейших фотоаппаратах, например «Школьник», а также в оптических приборах.
Вставная диафрагма представляет собой набор пластин с разными отверстиями, вставляющихся в прорезь оправы объектива между линзами. Оба первых типа обеспечивают абсолютно круглое сечение световых пучков, но не допускают промежуточных значений относительного отверстия.
Ирисовая диафрагма получила наибольшее распространение в фото-, кино- и телевизионных объективах, поскольку позволяет бесступенчато регулировать относительное отверстие и имеет самую компактную конструкцию.
Диафрагма — это регулируемое отверстие (от греческого — перегородка), с помощью которого можно управлять глубиной резкости, светосилой и экспозицией. Разные объективы имеют разную диафрагму, которая состоит из нескольких металлических лепестков серповидной формы, которые при закрытии диафрагмы вращаются, чем больше лепестков, тем приятнее боке. Обычно встречается от трёх и более лепестков, приятное боке получается уже при семи, восьми лепестковой диафрагме. Большее количество лепестков создаёт боке более круглой формы при закрытой диафрагме, что делает изображение привлекательнее. Пяти лепестковая диафрагма также часто используется как в фото, так и в видео съёмке создавая при этом боке пятиугольно – ромбовидной формы. Диафрагму принято обозначать « f/ число » чем больше число, например f/22 тем сильнее закрыта диафрагма и наоборот чем меньше число f/1.4, тем сильнее открыта диафрагма. При открытой диафрагме на плёнку или матрицу света попадает больше, если же мы начинаем закрывать диафрагму, уменьшая отверстие, уменьшается количество света, который проецируется от объекта съёмки на плёнку (матрицу). Таким образом, открывая и закрывая диафрагму, мы управляем светосилой.
— Закрываем диафрагму — f/1.4, f/2, f/2.8, f/4 и до f/22
— Открываем диафрагму — f/22, f/16, f/11, f/8 и до f/1.4
Нужно отметить что, закрывая диафрагму, мы уменьшаем светосилу, это влияет на экспозицию, что бы экспозиция оставалась правильной следует уменьшить выдержку, в современных фотоаппаратах это действие выполняется автоматически, за исключением ручного режима (manual). Таким образом, с помощью диафрагмы мы управляем экспозицией. Что бы увеличить отверстие, а вместе с ним и количество света попадающего на матрицу нужно уменьшить число (например, f/1.4), и наоборот, чтобы уменьшить отверстие нужно повысить число (например, f/22), в этом моменте часто путаются начинающие фотографы. Для регулировки диафрагмы на объективах есть специальное кольцо, на современных зеркальных фотоаппаратах управление диафрагмой осуществляется с фотокамеры.
Фотограф так же может использовать диафрагму в достижение различных художественных целей, ведь с помощью диафрагмы можно управлять глубиной резкости, и получать всегда разные результаты, снимая одни и те же предметы. При открытой диафрагме (f/1.4) глубина резкости будет минимальной, а чем сильнее мы будем закрывать диафрагму (f/1.4, f/2, f/2.8 и т. д.) тем сильнее увеличим радиус глубины резкости. С лева фотография с диафрагмой f/1.8, а с права f/5 видно, что при уменьшении отверстия увеличивается глубина резкости.
С помощью диафрагмы можно размыть фон и выделить любой объект, тем самым, скрывая некоторые недостатки, ведь фон не всегда бывает красивым. При максимально открытой диафрагме объекты теряют резкость, так же как и при сильно закрытой, тут лучше устроить тест самому объективу, так как есть разные объективы широкоугольные, портретные, телеобъективы и у каждого разный диаметр диафрагмы. Светосильный портретный объектив с диафрагмой f/1.2 – f/16 отличается техническими показателями характеристики диафрагмы от широкоугольного объектива f/4 – f/22. В фотографии диафрагма как выдержка и светочувствительность (ISO) имеет большое значение. И если понять принцип работы диафрагмы можно смело отключать режим авто и переходить в ручной режим съёмки что расширит ваши творческие возможности.
Назначение диафрагмыОсновное предназначение диафрагмы объектива — регулировка его относительного отверстия и светосилы, необходимая для точного дозирования проходящего света и получения правильной экспозиции. При регулировке диафрагмы её отверстие закрывается от краёв к центру, поскольку наиболее высокое качество изображения обеспечивается центральной частью световых пучков. Различают геометрическое и эффективное относительные отверстия: геометрическое представляет собой отношения диаметра входного зрачка объектива к его фокусному расстоянию и выражается дробью с числителем, равным единице. В фотографии вместо единицы часто используют латинскую букву f, которая конкретизирует назначение дроби: например, относительное отверстие 1/5,6 обозначается f/5,6. Эффективное относительное отверстие всегда меньше геометрического, поскольку учитывает потери на поглощение и рассеяние света в стекле[6]. Эти потери уменьшаются при помощи просветления, но в сложных многолинзовых объективах могут быть существенны и должны учитываться, поэтому шкалы диафрагмы отражают значения эффективных относительных отверстий. В современной киносъёмочной оптике для обозначения эффективных относительных отверстий часто используется буква T. В то же время, значение предельной светосилы фотообъектива, указанное на его оправе, отражает геометрическое относительное отверстие.
Градуировка шкал диафрагмы производится в диафрагменных числах таким образом, что каждому соседнему делению соответствует изменение светосилы в два раза. Таким образом, при выборе соседнего значения шкалы, экспозиция всегда меняется на одну экспозиционную ступень. Так как светосила является квадратом относительного отверстия, последнее должно изменяться в √2 раз[5]. Поэтому соседние диафрагменные числа отличаются в √2 раз: f/0,7; f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64. Конкретные значения диафрагменных чисел, используемых производителями для градуировки шкал, должны соответствовать международному стандарту ISO 517—73. В СССР ему соответствовал ГОСТ 17175—82, использовавшийся для объективов общего назначения. Кроме основного ряда чисел, отличающихся на одну экспозиционную ступень, стандартный ряд содержит два вспомогательных, со значениями отличающимися на 1/2 и 1/3 ступени. В большинстве случаев шкалы диафрагм маркируются только значениями основного ряда, но иногда допускается использование промежуточных значений. Диафрагменные числа, обозначающие геометрическую светосилу некоторых объективов, могут браться из промежуточных рядов, поскольку отражают расчётный предел возможностей конкретной конструкции, например 1,2; 4,5; 6,3.
В вариообъективах максимальное относительное отверстие может быть переменным в зависимости от фокусного расстояния. В этих случаях на оправе через тире или тильду указываются крайние значения диафрагменного числа, например 3,5~5,6. Ручная регулировка диафрагмы в современных фотообъективах возможна только ступенчато из-за особенностей управления зеркальных фотоаппаратов. Однако в автоматических режимах приоритета выдержки или программном ирисовая диафрагма регулируется бесступенчато, как в киносъёмочной и телевизионной оптике.
Влияние диафрагмы на изображениеИзображение при диафрагме 1/1,4 (слева) и 1/9 (справа). Основная разница: хроматические аберрации, общая резкость, глубина резкостиКроме регулировки экспозиции и глубины резкости, изменение относительного отверстия при помощи диафрагмы влияет на другие важные параметры изображения:
дифракция — как любая другая оптическая система, объектив дифракционно ограничен за счёт дифракции света на краях апертурной диафрагмы. Это выражается в снижении разрешающей способности при уменьшении относительного отверстия;
аберрации — уменьшение относительного отверстия приводит к снижению аберраций системы, поскольку уменьшается сечение пучков. Наименьшие значения аберрации принимают при диафрагме, закрытой до минимального значения;
Таким образом, при закрывании диафрагмы одновременно со снижением аберраций возрастает дифракционное ограничение. Максимальное разрешение объектива достигается при средних значениях диафрагмы: f/8—f/11, когда аберрации и дифракция уравновешены.
виньетирование — чем меньше отверстие, тем меньше спад освещённости от центра к краям изображения. Виньетирование максимально при полностью открытой диафрагме и становится малозаметным при закрытии диафрагмы на две и более ступени. Это объясняется тем, что оправа объектива, которая служит основной причиной виньетирования, ограничивает лишь края световых пучков, диаметр которых уменьшается при снижении относительного отверстия.
Диафрагма с кольцом предварительной установкиШифт-объектив «PC-Nikkor 3,5/35» с предварительной установкой диафрагмыНа объективе фотоаппарата имеются два кольца. С помощью одного из них, имеющего фиксатор через 1 или 0,5 ступени, выставляется необходимое значение диафрагмы, но при этом сама диафрагма остается открытой, чтобы можно было производить фокусировку. После проведения фокусировки вторым кольцом диафрагмируют объектив и производится фотографирование. В этом случае изображение объекта съемки в видоискателе зеркального фотоаппарата будет затемнено.
До массового распространения прыгающей диафрагмы объективы зеркальных камер снабжались дополнительным кольцом, позволяющим быстро изменить значение диафрагмы с полностью открытой до рабочего значения, задаваемого другим кольцом, которое обычно называется «кольцом предустановки».
Такая конструкция использовалась в иностранной оптике для зеркальных камер (например, «Asahi Pentax», «Miranda-D») до изобретения прыгающей диафрагмы, или позднее, когда её механическая реализация по тем или иным причинам затруднена, в том числе в шифт-объективах. Например, объектив «PC-Nikkor 3,5/28» с такой диафрагмой выпускался до 2006 года. Иностранное название: «диафрагма с предустановкой» (англ. Preset Diaphragm). Наиболее широкое распространение диафрагма с кольцом предустановки получила в советских объективах для фотоаппаратов «Зенит»: «Гелиос-44-2», «Юпитер-9» «Мир-1» и других. Некоторые объективы («Индустар-61 Л/З», «Юпитер-37А») имели одно кольцо, служившее как для установки значения, так и для «доводки» диафрагмы. В этом случае предустановка осуществлялась после нажатия на кольцо в осевом направлении.
Прыгающая диафрагмаЭлектромагнитный исполнительный механизм прыгающей диафрагмы объектива Canon EFНаиболее сложная разновидность привода ирисовой диафрагмы, обеспечивающая кадрирование и фокусировку при полном отверстии в камерах со сквозным визированием и фазовым автофокусом. Кроме зеркальной фотоаппаратуры прыгающая диафрагма использовалась в киносъёмочной технике: например в кинокамере «Arriflex 16SR» и в объективах «Taylor Hobson». В этом случае она автоматически закрывается при запуске лентопротяжного механизма, обеспечивая точную фокусировку перед съёмкой.
Наиболее ранние механизмы прыгающей диафрагмы оснащались пружиной с предварительным взводом, которая закрывает относительное отверстие после нажатия на спусковую кнопку. Кольцо установки значения диафрагмы изменяет только положение механизма, задающего степень закрытия при срабатывании привода. После каждого снимка диафрагма не возвращалась в открытое состояние и требовался её взвод. Такое устройство под названием «автоматическая пружинная диафрагма» (англ. Automatic Spring Diaphragm) исключает дополнительное усилие на кнопке, и нашло применение как в иностранной фотоаппаратуре, например, полуавтоматических объективах для «Экзакты», «Topcon-R» и «Pentax S1», так и в отечественной, например в объективе «Индустар-29» фотоаппарата «Салют». Наиболее известный отечественный объектив с таким приводом — «Таир-3ФС» для «Фотоснайпера». В зарубежных источниках заводная диафрагма получила название «полуавтоматической» (англ. Semi Automatic Diaphragm). Однако, широкого распространения система не получила, поскольку быстро уступила место самовозвратному механизму. Такая диафрагма, в отличие от предыдущего типа, не требовала взвода после каждого снимка, и автоматически возвращалась в открытое состояние. В результате в видоискателе постоянно наблюдается яркое изображение при полном отверстии. В СССР самовозвратную диафрагму первоначально называли «моргающей», а за рубежом «автоматической» (англ. Fully Automatic Diaphragm, Fully Automatic Lens). Поэтому иностранные объективы первых серий с таким приводом диафрагмы часто содержали в названии слово «Auto»: например, «Nikkor Auto», «Auto-Takumar» и т. д.
В фотоаппаратах прыгающая диафрагма закрывается до рабочего значения специальным механизмом, как правило совмещённым с подъёмом зеркала. При этом используется усилие пружин или электромагнита, а не спусковой кнопки, что обеспечивает плавный спуск. Прыгающей диафрагмой оснащались практически все зарубежные зеркальные фотоаппараты, начиная с середины 1960-х годов, а также советские камеры «Зенит-19» и «Зенит-18». Байонетные зеркальные фотоаппараты «Киев», камеры серии «Зенит-Автомат» и семейства «Алмаз» имели аналогичный механизм, поскольку прыгающая диафрагма и её привод являются составной частью большинства байонетов. В современных объективах с прыгающей диафрагмой, лишённых кольца её установки, например Canon EF, закрытие производится электромагнитом, одновременно регулирующим рабочее значение в соответствии с командами камеры. В некоторых фотосистемах, например, Nikon AI-S механический привод прыгающей диафрагмы выполняет также функцию выбора её рабочего значения в автоматических режимах приоритета выдержки и программном.
Прыгающая диафрагма повышает удобство съёмки, но лишает фотографа возможности визуальной оценки глубины резкости, поскольку изображение в видоискателе видимо только при полном отверстии. Для полноценного контроля изображения большинство фотоаппаратов оснащаются репетиром диафрагмы.
Механизм прыгающей диафрагмы во многом аналогичен центральному фотозатвору и обладает сопоставимым быстродействием. Эти особенности ограничивают количество лепестков: дешёвые объективы оснащаются диафрагмой, имеющей 6 или даже 5 лепестков, образующими отчётливый многоугольник. Такое сечение пучков негативно сказывается на характере оптического рисунка, поэтому дорогая оптика оснащается многолепестковыми механизмами. При использовании объективов, оснащённых прыгающей диафрагмой через адаптер на фотоаппаратах других фотосистем, её привод не работает
Нажимная диафрагмаОбъектив с механизмом нажимной диафрагмы на оправеДиафрагма, закрываемая до рабочего значения вручную за счёт дополнительного усилия на спусковой кнопке или кнопке оправы объектива, кинематически совмещённой со спусковой. Предшествовала изобретению прыгающей диафрагмы и впервые использована в камерах «Exakta», а затем «Topcon» и «Miranda», в сочетании с расположением спусковой кнопки на передней стенке корпуса. В иностранных источниках называется «автоматическая нажимная диафрагма» (англ. Automatic Pressure Diaphragm). Ранние образцы основаны на оригинальной конструкции оправы объектива со специальной кнопкой закрывания диафрагмы.
По такому же принципу сконструирован штатный объектив «Гелиос-44» для фотоаппарата «Старт». В СССР выпускалась серия фотоаппаратов с приводом от спусковой кнопки внутри корпуса: «Зенит-ЕМ», «Зенит-11», а также разработанные на основе «Зенита-TTL», включая более поздние «Зенит-122» и «Зенит-412». С таким приводом могут использоваться объективы с механизмом прыгающей диафрагмы, как правило с резьбовым креплением. В зарубежном фотоаппаратостроении нажимная диафрагма быстро уступила место прыгающей, поскольку приводит к недопустимому возрастанию усилия на спусковой кнопке.
Моргающая диафрагмаПри нажатии на спусковую кнопку эта диафрагма закрывается до заранее установленного значения только на время выдержки. После закрытия затвора диафрагма автоматически открывается.
Подавляющее большинство современных зеркальных фотоаппаратов имеет моргающую диафрагму, меньшее количество — нажимную.
Рассмотрим основные технические характеристики объектива: фокусное расстояние, величину максимального относительного отверстия и угол поля изображения. Фокусное расстояние выражается в миллиметрах и указывается на оправе объектива (округленно). Понятно, что масштаб изображения сильно удаленных предметов, создаваемого объективом, прямо пропорционален его фокусному расстоянию: при увеличении фокусного расстояния используемого объектива в два раза линейные размеры изображений всех предметов также возрастут вдвое.
По степени механизации закрытия до рабочего отверстия диафрагменный узел зеркального фотоаппарата, часть которого расположена в объективе, а часть — в камере, можно классифицировать на:
Ручные:
- 1) не имеющий механизации — наводку рекомендуется производить при максимальном отверстии, после наводки устанавливается нужное значение диафрагмы вращением единственного кольца установки диафрагмы .
Это характерно для чисто механических зеркальных фотоаппаратов без встроенной системы экспонометрии. - 2) с ручной механизацией — быстрым поворотом кольца диафрагмы до стопора, предварительно устанавливаемого другим кольцом — кольцом установки диафрагмы .
Это устройство диафрагмы характерно для чисто механических зеркальных фотоаппаратов без встроенной системы экспонометрии или с несопряженным внешним экспонометром.
Автоматические:
- (3) с так называемой «нажимной диафрагмой «, — когда закрытие диафрагмы производится передачей усилия из камеры.
Согласно ГОСТ-25205-82 (Фотоаппараты и съемочные фотографические объективы. Термины и определения.) нажимной диафрагмой называется: » диафрагма съемочного объектива, отверстие которой изменяется до заранее выбранного размера с преодолением усилия пружины, открывающей диафрагму «.Усилие передается либо вручную, либо пружинным приводом из камеры. В первом случае, рычаг привода диафрагмы сблокирован со спусковой кнопкой — нажатием на нее происходит закрытие диафрагмы до предварительно указанного кольцом установки диафрагмы рабочего отверстия. Данный тип камеры отличается длинным и тугим ходом спусковой кнопки.
Во втором варианте диафрагму аналогичным первому способом открывает изнутри пружинный привод , взведенный при взводе затвора и перемотке пленки.
Возврат в максимально открытое состояние производится пружиной, расположенной внутри объектива после закрытия затвора и отвода нажимного рычага.В случае пружинного привода из камеры диафрагма объектива закрывается до предварительно указанного рабочего отверстия только в момент спуска затвора, поэтому вручную закрыть диафрагму невозможно без наличия, обычно на объективе, специальной рукоятки — репетира.
Нажимная диафрагма характерна для зеркальных фотоаппаратов со встроенной системой экспонометрии через объектив (TTL) со светоизмерением по реально установленной диафрагме .
Все фотоаппараты линий ЗЕНИТ-12 с резьбовым присоединением объектива к камере и фотоаппараты линии ЗЕНИТ-7, где был применен пружинный привод из камеры — имеют нажимную диафрагму , вне зависимости от того, что ошибочно указано в их Руководствах.
- (4) с так называемой » прыгающей диафрагмой «, когда механизм закрытия диафрагмы приводится пружиной, расположенной внутри объектива при освобождении упора механизмами камеры, связанными с затвором, а возврат в максимально открытое состояние после закрытия затвора — посредством пружины, электромагнитом или другим электроприводом (что можно выделить в отдельную категорию), расположенными внутри камеры.
Согласно ГОСТ-25205-82 прыгающей диафрагмой называется: «диафрагма съемочного объектива, отверстие которой изменяется до заранее выбранного размера под действием пружины».
Диафрагма закрывается до предварительно указанного рабочего отверстия только в момент спуска, поэтому для оценки глубины резкости вручную закрыть диафрагму невозможно без наличия в камере специального отдельного механизма — репетира который часто, в том числе и в руководствах, называется неграмотно: «репетитором». Не все фотокамеры были снабжены репетиром, к примеру: ЗЕНИТ-КМ, в отличие от предыдущих моделей того же семейства, такого механизма не имел.
Этот тип диафрагмы характерен для электронно-управляемых зеркальных фотоаппаратов с TTL-экспонометрией со светоизмерением по максимальному отверстию диафрагмы с последующим пересчетом экспопараметров на предустановленное значение диафрагмы, т.е. для фотокамер с автоматическими режимами работы и, как правило, байонетным присодинением объектива, позволяющем получить информацию от объектива о предстоящей во время съемки степени уменьшения светового потока относительно максимального отверстия.
К вариантам 3 и 4 может применяться устаревшее и малоиспользуемое в настоящее время название «моргающая диафрагма» (вариант: «мигающая») — отверстие как бы «моргает» — сначала закрывается, а потом открывается.
Первоначально термин «моргающая диафрагма» применялся только для резьбовых объективов, имеющих нажимную диафрагму по вышеуказанной терминологии. Термин «моргающая диафрагма » остался в индексе «М», которым маркируются резьбовые (M42x1) объективы с нажимной диафрагмой . Такие объективы имеют в оправе подпружиненный штырек, через который передается усилие на закрытие диафрагмы .
Как управлять диафрагмой и создавать изображения, которые вам нравятся NYIP предлагает высококачественные онлайн-курсы фотографии, доступные, удобные и аккредитованные.
Управление диафрагмой — один из самых действенных способов улучшить ваши изображения. Это также тема, которая продолжает озадачивать студентов-фотографов во всем мире. Вместо того, чтобы излишне усложнять вопросы, я предпочитаю демистифицировать предмет. В этом уроке я покажу, как можно использовать как широкую, так и маленькую диафрагму для получения последовательных и красивых результатов.
Рассмотрите предысторию
Когда я собираюсь сделать снимок, первый вопрос, который я задаю себе: «Какой фон подойдет лучше всего?» С дикой природой, спортом, портретами и натюрмортами я часто хочу, чтобы объект был резким, а фон был мягким размытым. Как вы увидите в приведенном выше примере, размытый фон позволяет зрителю сосредоточиться на красивых деталях бабочки, а не на листьях позади нее. Для этого я выбрал широкую диафрагму, настроив меньшее число f. При f/5.6 отверстие в вашем объективе физически широко открыто, создавая так называемую малую глубину резкости.
В приведенном выше примере я сфотографировал атлантического тупика с f/5.6. Птица очень острая, а листва вдалеке очень мягкая. Тема фотографии явно связана с его красочным клювом, и на фотографии мало что может отвлечь от него. По этой причине фотографы дикой природы обычно используют широкую диафрагму в большинстве своих работ. Чтобы еще больше усилить эффект, попробуйте расположиться так, чтобы между объектом и фоном было расстояние.
Замораживающее действие
Если вы пролистаете страницы Sports Illustrated, то заметите, что большинство игроков четкие, а болельщики не в фокусе. Широкая диафрагма, выбранная фотографом, не только создает небольшую глубину резкости, но и пропускает в камеру много света. Таким образом, можно использовать короткую выдержку, чтобы заморозить действие. Если вы серьезно относитесь к спортивной фотографии, объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 стоит вложений. Вы можете даже слышать, как люди называют их «светосильными объективами», что описывает скорость, с которой широкая диафрагма пропускает свет в камеру.
Сосредоточьтесь на том, что важно
Прежде чем двигаться дальше, позвольте мне немного сосредоточиться. При использовании широкой диафрагмы убедитесь, что ваши активные точки фокусировки находятся на объекте, который вы хотите сделать максимально резким. Эти две фотографии виноградника были сделаны с одинаковой диафрагмой f/1.8, но выглядят они совершенно по-разному. Это связано с тем, что я разместил точку фокусировки, указанную здесь стрелками. Для изображения сверху я сосредоточился на ближайших ко мне лозах. В результате все за ним мягкое. Для изображения внизу я сосредоточился на далеких лозах. Затем небольшая глубина резкости размывает все, что находится перед точкой фокусировки.
Мы видим, как все это сочетается в образе самца оленя. Я видел большого оленя в октябре сразу после восхода солнца. С моей активной точкой фокусировки на его лице я знал, что олень будет резким. Широкая диафрагма f/5.6 создавала небольшую глубину резкости. Размытым был не только фон, но и высокие камыши на переднем плане. Перспектива создает впечатление, будто мы шпионим за существом сквозь высокую траву.
Как видите, широкая диафрагма позволяет создавать изображения, превосходящие обычные снимки. Благодаря этим новым знаниям вы начнете узнавать приемы, которые другие фотографы использовали в своих фотографиях. Начните практиковаться с широкой диафрагмой, и вскоре вы будете менять настройки как профессионал. Теперь давайте обратим внимание на маленькие апертуры.
Маленькие отверстия
Среди студентов-фотографов распространено заблуждение, что четкие фотографии — это результат исключительно короткой выдержки. Хотя это часть уравнения, другим не менее важным фактором является апертура. Достигнув большей глубины резкости, можно удерживать весь объект в фокусе. Во второй части нашего урока по диафрагме я расскажу о конкретных диафрагмах и методах, используемых для создания очень резких изображений.
Не позволяйте терминологии обмануть вас. Термин «малая апертура» относится к физическому размеру отверстия объектива. Это может показаться нелогичным, поскольку фактическое число f больше. Тем не менее, f/22 — это меньшая диафрагма, чем f/16, потому что лепестки диафрагмы внутри объектива не открываются так широко. См. пример выше.
Когда вы слышите, как фотографы говорят, что они «прижимают диафрагму», это означает, что они используют более узкое отверстие диафрагмы, например, от f/8 до f/11 или от f/11 до f/16. Это делает все резким от ближнего к дальнему, отсюда и фраза «большая глубина резкости». Я придумал фразу, чтобы помочь вам запомнить это. «Чем больше значение диафрагмы, тем больше глубина резкости».
Большая глубина резкости также полезна при фотографировании цветов или объектов крупным планом. Если диафрагма слишком широкая, например, f/2.8, резкими будут только несколько лепестков. Решение не обязательно должно быть f/22, которое больше подходит для обширного ландшафта; лучшим компромиссом будет f/8, обеспечивающая достаточную глубину резкости для большинства возможностей макросъемки. Затем, просто сфокусировавшись на центре цветка, весь объект остается достаточно резким.
На большом просторном ландшафте бывает сложно определить, на чем сфокусироваться. Для меня приложения, которые точно рассчитывают, где сфокусироваться, просто непрактичны (или не интересны). Чтобы еще больше подчеркнуть эффект маленькой апертуры, я нашел простое решение, которое действительно работает. Наведите точку фокусировки на объект, который находится на 1/3 высоты от нижней части кадра, и используйте маленькую диафрагму, например, f/22. Резким будет не только объект в нижней трети, но и все, что впереди и позади него. В качестве примера я сосредоточился на большом валуне в нижней части кадра на этой фотографии из национального парка Йосемити.
Куда входит штатив
Хотя f/22 может быть идеальной настройкой для пейзажей, она представляет собой проблему для фотографов, особенно в условиях слабого освещения. Поскольку малая диафрагма не пропускает много света в узкое отверстие объектива, для получения хорошей экспозиции необходимо использовать более длинную выдержку и/или более высокое значение ISO. Это более длительное время экспозиции является основной причиной, по которой большинство пейзажных фотографов используют штативы.
Бонусный совет
Если использование штатива невозможно, вы можете создать импровизированную опору для камеры, поместив камеру на сумку, стену или даже землю. Затем, чтобы избежать толчков камеры во время экспозиции, установите двухсекундный таймер для автоматического срабатывания затвора.
Эта статья спонсирована Нью-Йоркским институтом фотографии. NYIP предлагает высококачественные онлайн-курсы фотографии, доступные, удобные и аккредитованные.
Узнайте больше из нашей категории «Советы и руководства»
Крис Коррадино
— генеральный директор и главный инструктор Photo Mentor NYC, службы персонального наставничества для фотографов всех уровней квалификации. Для получения дополнительной информации посетите сайт christography.com.
Мне нужна помощь с…Как контролировать глубину резкости с помощью диафрагмы
Вам нравится эта кинематографическая малая глубина резкости в портретной съемке? Взаимосвязь между диафрагмой и глубиной резкости — одна из первых вещей, которые нужно понять в фотографии. Мы собираемся показать вам, как использовать диафрагму объектива для управления глубиной резкости менее чем за 60 секунд.
Видео – Как создать глубину резкости с помощью диафрагмы
youtube.com/embed/-mkD_f9pWjw?feature=oembed&width=700&height=1000&discover=1″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Обзор – Что такое диафрагма?
Диафрагма — это диаметр отверстия, которое позволяет свету проникать в объектив и попадать на датчик камеры. Размер диафрагмы измеряется в фокусных отношениях и обозначается как f/числа. Самый простой способ понять размер диафрагмы:
- Широкая диафрагма = меньшее диафрагменное число
- Узкая апертура = более высокое диафрагменное число
Поскольку диафрагма измеряется дробно, чем шире диафрагма, тем меньше диафрагменное число (f/2). Чем уже диафрагма, тем выше диафрагменное число (f/22).
Диафрагма и глубина резкости
Глубина резкости изображения зависит от размера апертуры. Простой способ запомнить это: чем меньше ваше число f, тем меньше ваша глубина резкости. Точно так же, чем выше ваше число f, тем больше ваша глубина резкости.
- Широкая диафрагма = f/2 = малая/меньшая глубина резкости
- Узкая диафрагма = f/22 = более глубокая/большая глубина резкости
Стандартные комплектные объективы не имеют широкой апертуры. Но простые недорогие (от 100 до 2000 долларов) 50-миллиметровые объективы с фиксированным фокусным расстоянием — прекрасное первое дополнение к вашему набору для достижения кинематографической малой глубины резкости в портретной съемке: Canon, Nikon и Sigma.
F-ступени и экспозиция
Размер диафрагмы влияет не только на глубину резкости, но и на экспозицию.
- Широкая диафрагма = f/2 = больше света и ярче экспозиция
- Узкая диафрагма = f/22 = менее светлая и более темная экспозиция
Понимание диафрагмы — один из ключей к освоению ручной экспозиции. Узнайте больше о треугольнике экспозиции из «Фотографии 101» здесь: