Двойная фотография: Двойная экспозиция: история про людей и про место

Содержание

Двойная экспозиция: история про людей и про место

Двойная экспозиция: история про людей и про место — Canon Kazakhstan

СТАТЬЯ

Амбассадор Canon Алин Дешам рассказывает о том, как сочетание портретов и городских пейзажей позволило ей запечатлеть силу и сплоченность итальянского сообщества.

Амбассадор Canon Алин Дешам совмещает портреты жителей района Сасси города Матера, Италия, с изображениями древних пещерных жилищ, благодаря которым этот регион стал известен. Уникальные каменные сооружения, построенные на основании доисторических поселений, стали эффектным фоном для фотографий. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Алин Дешам

История обитателей Сасси — района небольшого итальянского города Матера — это история о стойкости. Этот лабиринт из каменных домов появился еще в доисторические времена, однако в начале XX века его обитатели — большинство из которых были простыми бедняками и беженцами — жили в условиях крайней бедности. Для нации это стало настоящим позором, поэтому в 1950-е годы тысячи местных жителей подверглись принудительному переселению. Жилища были заложены кирпичами и оставлены разрушаться. Все изменилось в 1990-е годы, когда Сасси был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Приток туристов вдохнул новую жизнь в этот район, и для жителей наступили перемены к лучшему.

В 2019 году французско-тайский документальный фотограф Алин Дешам стала одной из многих фотографов, приглашенных в Матеру для участия в трехмесячной арт-резиденции, спонсируемой Canon. Возможность запечатлеть изменения, происходившие в данном районе, привела к созданию проекта Fiore di resilencia — фотопроекта, в котором с помощью двойной экспозиции слились воедино тающие пейзажи города, цепляющиеся в суровых условиях за жизнь растения и трогательные портреты местных жителей.

В некотором смысле многоуровневый подход к съемке, выбранный Алин, — это визуальное отображение сложной истории района. Этот проект объединил в себе сразу несколько жанров фотографии: портрет, городской пейзаж и уличную фотографию. Но для Алин они все являются частью единого целого. «В конечном счете я придерживаюсь одного жанра — документальной съемки, — объясняет она. — Будь то съемка позирующего человека или людей на улицах — я просто рассказываю миру истории этих людей».

В этой статье Алин делится пятью уроками, которые она извлекла из использования двойной экспозиции во время документальной съемки в Сасси.

Флора в Сасси отличается богатым разнообразием, несмотря на сложные климатические условия. «Когда начинаешь бродить по улицам в этом районе, это действительно поражает», — говорит Алин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM. © Алин Дешам

Камера Canon EOS 5D Mark IV позволяет создавать изображения с двойной экспозицией прямо в камере, однако Алин использовала Adobe® Photoshop® Lightroom® для объединения своих фотографий, усиливая или уменьшая прозрачность с помощью инструмента «Кисть» для создания таких эффектов, как тропа, проходящая сквозь голову объекта съемки. © Алин Дешам

Определитесь с тем, какой посыл несут ваши фотографии

Первый проект Алин с использованием двойной экспозиции получился случайно, когда она по ошибке смешала две пленки с фильмами о путешествиях из Парижа и Бангкока. Получившиеся фотографии стали проектом Sérendipité, который был представлен на фестивале Rencontres Photographiques du 10e в Париже в 2016 году.

Для создания большинства фотографий проекта Fiore di resilencia Алин использовала камеру Canon EOS 5D Mark IV, заранее не задумываясь о том, как именно фотографии будут сочетаться, а затем экспериментировала с выбором композиции на этапе постобработки. Однако она с самого начала знала, какое сообщение хочет донести до зрителей с помощью своих фотографий, а именно то, как каменная основа города и растения, пробившиеся к жизни, несмотря на непригодные условия, отражают силу и стойкость жителей района Сасси. Она проводила время в поисках таких сцен и композиций, которые помогли бы ей рассказать эту историю, таких как голые ветки деревьев, которые могли бы стать фоном для портрета.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К CPS

«В Матере все сделано из камня, поэтому кажется, будто район Сасси обречен быть безжизненным, но в нем повсюду растут дикие растения, — говорит она. — Несмотря на бедность местной почвы, растениям удается выживать. Жители Сасси были отвергнутой частью общества. Было сделано абсолютно все, чтобы не дать им жить здесь, но они остались. Используя двойную экспозицию для создания метафоры, я старалась показать эту удивительную стойкость».

Алин сосредоточилась на съемке уличных сцен и мимолетных мгновений, а также на постановочных портретах — обратите внимание на добавленные образы в правой части кадра. © Алин Дешам

Установите контакт с объектом съемки

Местные жители были рады поучаствовать в создании проекта Алин, и это позволило ей свободно экспериментировать с разными композициями. Портреты получились абсолютно разными: некоторые были сняты в динамичном уличном стиле, а другие кажутся более личными.

Этот проект показал ей значимость близкого контакта даже в самых сложных условиях — Алин не владеет итальянским языком, однако она сумела наладить контакт с местными жителями. «Я задумываюсь об этом даже сейчас. Как мне это удалось? Как мы нашли общий язык? — признается она. — Этот проект вселил в меня уверенность, теперь я не так боюсь встречаться с новыми людьми».

Местные приглашали Алин в свои дома, приглашали на семейные обеды, позволяли посещать религиозные церемонии, однако во время портретной съемки на улицах Алин обнаружила, что налаживание контакта может проявляться и в более мелких деталях. «Иногда вы фотографируете кого-то, они замечают вас, и вы обмениваетесь улыбками, — говорит она. — В итоге вы начинаете разговаривать с этим человеком и думаете, что раз уж вас заметили, то можно сделать и второе фото, и эта фотография становится отличным портретом».

Используйте камеру, которая расширяет вашу свободу творчества

В работе над этим проектом Алин использовала камеру Canon EOS 5D Mark IV в основном из-за ее надежной и простой в использовании системы автофокусировки. «Фокусировкой можно управлять одним пальцем и при этом вести съемку, — отмечает Алин. — Это обеспечивает невероятную универсальность. Эта функция камеры стала моей любимой».

Возможность быстрого переключения между режимами фото- и видеосъемки камеры EOS 5D Mark IV также оказалась очень полезной. Когда во время видеосъемки обитателей Сасси Алин видела идеальный момент для создания портрета, она с легкостью могла переключаться между режимами съемки. «Нет необходимости открывать меню. Для переключения между двумя режимами не приходится тратить драгоценные секунды», — восхищается она.

Лучшие объективы для уличной фотографии

Три профессиональных стрит-фотографа рассказывают об основных объективах, на которые они полагаются при создании потрясающих городских пейзажей.

Узнайте больше

Алин позволили присоединиться к религиозному шествию и обрядам, что стало важным шагом, поскольку местное сообщество разделилось в своем отношении к значительному притоку туристов, который наблюдается в последние годы. © Алин Дешам

Убедитесь, что объектив подходит для ваших задач

Для создания документальных фотографий в собственном стиле Алин требовалось, чтобы объектив был простым в настройке, поэтому она выбрала два объектива: Canon EF 50mm f/1.2L USM и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, которые вместе обеспечили необходимый диапазон фокусных расстояний.

«Объектив EF 50mm f/1.2L USM я предпочитаю использовать для портретов, — говорит она. — С ним у меня получается красивый размытый фон и очень четкие детали — просто обожаю его. Я использовала EF 24-70mm f/2.8L II USM, когда мне требовалось более универсальное оборудование — например, во время съемок в маленьких комнатах, в которых невозможно отойти на достаточное расстояние от объекта, чтобы использовать 50 мм».

Оба объектива являются достаточно компактными, что было особенно полезно для свободы действий. «Большие объективы могли отпугнуть местных жителей, — объясняет Алин. — Думаю, что со мной не стали бы даже разговаривать, если бы я выбрала объектив покрупнее. Они бы подумали, что я шпионю за ними. Когда же люди замечали меня с маленьким объективом, мне удавалось общаться с ними и создавать их портреты».

Возрождение Сасси — это длительный процесс. Многие люди, живущие в этом районе и его окрестностях, не уверены в том, какое будущее их ждет. Фотографии, созданные Алин, пронизаны загадочной атмосферой, будто прерванный на самом интересном месте рассказ. © Алин Дешам

Используйте этап постобработки для экспериментов

Алин создавала двойную экспозицию на этапе постобработки, и будучи открытой для новых идей, использовала все возможности для экспериментов. «У других может быть иной подход, но я люблю пробовать новое», — признается она. Найдя две подходящие фотографии, Алин опытным путем определяла, какие части каждого изображения ей хотелось бы выделить в финальной версии изображения. С помощью инструмента «Кисть» в программе Adobe® Photoshop® Lightroom® Алин выделяла участки, которые хочет оставить видимыми, такие как лица, а затем настраивала прозрачность отдельных участков изображения.

«Можно выделить элементы, которые хочется убрать, — объясняет она. — И весь процесс превращается в рисование. Вы выделяете участки кадра, которые хотите сохранить, и убираете лишние. Мне очень нравится этот процесс. Он очень похож на проявление черно-белой пленки: только те части фотографии, на которые попадут реагенты, станут видимыми. И нет никаких правил, это настоящий творческий процесс».

Автор Jon Stapley

Adobe, Lightroom и Photoshop являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

Aline Deschamps’ kitbag

The key kit pros use to take their photographs

Canon EOS 5D Mark IV

Камера EOS 5D Mark IV подходит для любых условий съемки благодаря широкой функциональности и оптимизированной конструкции. По словам Алин, можно управлять фокусировкой одним пальцем и при этом вести съемку. Это обеспечивает невероятную универсальность.

Дополнительная информация

view more Hide Additional

Canon EF 50mm f/1.2 USM

Светосильный объектив EF 50mm f/1.2L USM с максимальной диафрагмой f/1.2 позволяет получать превосходные результаты даже в условиях слабой освещенности. «Я определенно предпочитаю использовать именно этот объектив для портретной съемки, — признается Алин. — С ним у меня получается красивый размытый фон и очень четкие детали — просто обожаю его».

Дополнительная информация

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот объектив серии L заслужил доверие профессиональных фотографов как лучший зум-объектив благодаря качественной оптике и возможности использовать его практически в любых условиях. По словам Алин, она использовала EF 24-70mm f/2. 8L II USM, когда ей требовалось более универсальное оборудование — например, во время съемок в маленьких комнатах, в которых невозможно отойти на достаточное расстояние от объекта, чтобы использовать 50 мм».

Дополнительная информация

view more Hide Additional

  • СТАТЬЯ

    Свежий взгляд на пейзажную фотографию

    Три фотографа разного стиля рассказывают о том, как необычные ракурсы, уникальные локации и нестандартные технические приемы съемки могут помочь в создании выдающихся пейзажных изображений.

    Узнайте больше

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

    Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с Canon и наиболее удобную работу с нашим веб-сайтом. Узнайте больше об использовании файлов cookie и измените ваши настройки cookie Robin Vandenabeele: Двойная экспозиция в архитектурной фотографии или как выделиться среди других фотографовфотограф: Robin Vandenabeele

    Робин Ванденабил (Robin Vandenabeele) – бельгийский фотограф, специализирующийся на уличной и архитектурной фотографии, хотя, конечно, сам Робин утверждает, что он снимает все подряд и что он просто фиксирует реальность. С самого детства он проявлял интерес к искусству, что в итоге и привело его в фотографию.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Он выбрал фотографию из-за того, что на тот момент она была портативной, быстрой и как заявляет Робин – веселой, а также она помогала ему сохранять воспоминания, которые он постоянно документировал. Поэтому фотография стала предпочтительным инструментом для создания визуального искусства.

    Знакомство с фотографией у Робина началось с пленки. Он достаточно быстро научился своему будущему ремеслу и работе с пленочными камерами, тогда это был 2000-й год. Робин буквально сжигал рулон за рулоном новой пленки, изучал всю доступную литературу и фотокниги, чтобы отточить свои навыки работы с камерой и узнать о новых методах съемки.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    В поисках инновационных способов создания новых композиций, Робин вскоре познакомился и с таким видом фотографии, как мультиэкспозиция или как ее еще называют двойная экспозиция. Техника двойной экспозиции стала техникой выбора для создания уникального нового искусства. Фотограф смешивал световую и теневую части изображения с отзеркаленной копией себя в камере и, таким образом, часто усиливал визуальное воздействие. Так он создавал свои первые абстрактные, а иногда даже сюрреалистические версии знакомого окружения и пейзажей во время своих экспериментов в фотографии.

    Реклама

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Двойные экспозиции требуют не только большого количества технических знаний и ноу-хау, но и невероятного количества творческого видения, чтобы выполнить правильно поставленную задачу и создать что-то поистине очаровывающее для зрителя. Поэтому, когда Робин Ванденабиле показал нам свой работы, свой взгляд на метод работы с двойной экспозицией, мы были просто поражены. Робин снимал в течение последних 15 лет на старую Practice MTL5, пока не перешел на зеркальную камеру Pentax Mz-5.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    «Я люблю пленку за ее зерно, и я люблю слайд-пленку, особенно для перекрестной обработки, результаты которой не перестают меня удивлять», — делится Робин. В то время как перекрестная обработка, кажется, отпугивает многих других фотографов, Робин продолжает ее практиковать, т.к. только таким способом можно создать что-то уникальное, говорит автор фотографий в данной статье.

    Робин снимает все свои двойные экспозиции прямо в камере, затем он перекрестно обрабатывает, сканирует, преобразует в черно-белый, а затем регулирует экспозицию и уровни.

    «Я люблю экспериментировать и портить вещи, просто чтобы увидеть удивительный результат», – делится Робин Ванденабил.

    Мы поговорили с Робином больше о двойных экспозициях и о его творчестве в целом.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Что впервые привело вас в фотографию, почему именно фотография?

    Робин: Я всегда интересовался изобразительным искусством и давно хотел создавать образы сам, но, не имея необходимых навыков рисования и живописи, а также терпения, связанного с ними, я выбрал путь фотографии.

    Я чувствовал, что фотография может стать для меня тем средством, с помощью которого я смогу показать людям, как я вижу мир, захватывая моменты, детали, композиции, которые раскрываются в повседневной жизни или просто тем способом показать, как красиво вещи могут быть освещены в определенные моменты. Вещи, которые не могли быть переведены в слова, могли быть переданы таким образом, как я чувствовал через фотографию.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Двойная экспозиция действительно сложна для многих людей, даже при работе с цифровой камерой, и мы можем только представить, как трудно сделать все это на пленку. С технической точки зрения, как вы выполняли этот тип работы?

    Робин: двойная экспозиция может быть очень сложной, если у вас нет базовых знаний о том, как работает пленка или датчик изображения. В основном вы должны представить себе черный холст, на котором вы рисуете цветным светом. Это похоже на то, как если бы вы стирали черный по крупицам, применяя свет в разных интенсивностях и цветах, пока у вас не останется только белый.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Но вместо того, чтобы использовать кисти, вы будете использовать свою композицию, которая состоит из геометрических пространств с различной интенсивностью. Чтобы сделать успешные двойные экспозиции, вы должны быть в состоянии визуализировать, как будет ложиться один кадр на другой.

    Но на самом деле все очень просто там, где темные участки перекрывают часть изображения, также также останутся темными, но там, где свет и темнота переплетаются, свет будет стираться в соответствии с его интенсивностью. Там, где свет и свет перекрываются, это будет свет на результирующую двойную экспозицию. Таким образом, чтобы визуализировать конечный результат, вы действительно должны знать, что делает ваше изображение, за что отвечают светлые или темные части фотографии. Делать двойную экспозицию исключительно из серого может быть очень трудно, я нахожу.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    В некотором смысле мои двойные экспозиции просты, потому что я кадрирую два одинаковых объекта на одном кадре. С небольшим упражнением не так сложно визуализировать конечный результат, хотя в финальной картине всегда появляются сюрпризы.

    Я полагаю, что при использовании двух разных предметов было бы намного сложнее визуализировать результат. Возможно, быстро нарисованный эскиз или компактная камера могут оказаться полезными в таком случае в качестве визуальной подсказки.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Творчески говоря, как вы придумываете сцены и идеи того, что вы хотите сфотографировать?

    Робин: у меня нет готового мудборда или фиксированных идей о том, чего я хочу достичь, когда работаю над своими личными проектами. Я предпочитаю бродить вокруг и внимательно смотреть на свое окружение. Когда я нахожусь на такой прогулке, я обычно не думаю ни о чем, кроме потенциальных образов, и не вижу ничего, кроме возможных композиций.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Коллеги-фотографы, и, возможно, видеооператоры, признают эту хорошую привычку «смотреть в кадр», без сомнения, тут нужна долгие годы практики. Все это, кажется, происходит довольно подсознательно, и я также обнаружил, что фотография работает очень терапевтически для меня: когда я расстроен или в плохом настроении, и я выхожу фотографировать, сам процесс имеет возможность очистить мою голову от негативных мыслей, и я обычно заканчиваю довольно хорошими результатами в то же время. Это беспроигрышная ситуация.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Такая фотография, очевидно, состоит из множества проб и ошибок; итак, сколько раз вы чувствовали, что вам не удается создать то, что вы себе представляли, и как вы учитесь на своих ошибках?

    Робин: ну, поскольку я много экспериментирую, я склонен рассматривать эти «неудачи», как само собой разумеющееся, а скорее, как фотографический эквивалент мозгового штурма, той стадии планирования, на которой еще нет глупых идей. Любая из этих неудач может стать семенем для следующего проекта. Имейте в виду, что многие фотографические методы и, следовательно, отличные изображения родились из так называемых «неудач», подумайте о соляризации, перекрестной обработке, высоких и сдержанных изображениях и, конечно же, множественных экспозициях.

    фотограф: Robin Vandenabeele

    Так что в моем сознании нет никаких реальных неудач. Хитрость заключается в том, чтобы распознать, что делает изображения уникальными, и попытаться воспроизвести эту функцию, улучшая части изображения, которые не работали. Тем не менее я признаю, что я все же снимаю свою часть «неудавшихся» фотографий, но какой художник производит 100% удовлетворительную работу? Я склоняю шляпу к этому парню или девушке, если такие существуют в реальности.

    Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.

    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele
    • фотограф: Robin Vandenabeele

    [instagram. com/robin_vda_photography], [rova-art.photodeck.com]

    Следите за новостями в наших социальных сетях

    Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube

    15 лучших мастеров — Российское фото

    Прием мультиэкспозиции:
    15 лучших мастеров

    29 января 2014
    Фото:Сергей Вараксин

    Двойная экспозиция как один из способов создания многозначного кадра, напоминающего то ли сон, то ли смешение реальностей, всегда привлекала фотографов. Намеренная неясность, аллегоричность и даже мистичность — вот характерные черты подобных работ. Представляем 15 авторов, работающих в этом жанре.

    Еще французский фотограф Жан Бодрийяр сказал: «Если нет этой неясности, этой дрожи, если действие полностью механистично, если система безошибочно сфокусирована, то мы окажемся на грани сумасшествия. Правдивым будет только то изображение, которое учитывает эту дрожь мира, будь то ситуация или объект, военная фотография или натюрморт, ландшафт или портрет, арт-фотография или репортаж».

    Кстати, одним из первых российских фотографов, применивших технику двойной экспозиции, стал Александр Родченко. Чаще всего он использовал этот прием в портретах.

    Лиля и Осип Брики. Двойная экспозиция, 1924 год. Фото: Александр Родченко

    Сергей Вараксин

    Сергей Вараксин — профессионал советской закалки, владеющий всеми видами фототехники. Удивительно интересный человек, он успешно участвует в различных выставках, его работы завоевывают немало наград. Последним его достижением стало включение в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards в 2013 году.

    Никита Петров

    Петербургский фотограф Никита Петров снимает исключительно в технике двойной мультиэкспозиции. С большим успехом прошли уже две его персональные выставки, и это помимо участия в коллективных. Неутомимый экспериментатор, Никита снимает как аналоговыми, так и цифровыми камерами и порой. .. называет свой стиль браком.

    Олег Норкин

    Еще один петербуржец, «опытный фотограф-любитель», как называет себя сам Олег, снимает философские городские пейзажи с задумчивыми фигурами.

    Константин Наумов

    Работы петербургского фотографа Константина Наумова многослойны как в прямом, так и в переносном смысле. Их суть невозможно ухватить с лету, они требуют вдумчивого, неторопливого созерцания, притягивают зрителя и не отпускают, раскрепощая его поток сознания.

    Александр Орлов

    А. Орлов. Из серии «Doppelganger». 2003-2005

    Выпускник МАРХИ, член Союза архитекторов России, он принимает активное участие в работе OISTAT — Международной организации архитекторов, сценографов и художников театра. Александр Орлов стал заниматься фотографией в 2000 году, всего за несколько лет добился мировой известности, а в 2008 году стал номинантом престижной премии Hasselblad Masters Awards.

    Гийом Зюли

    Гийом Зюли — знаменитый французский фотограф, член агентства VU. Уже много лет он активно сотрудничает с французской прессой: Liberation, Le Monde, Telerama, Le Nouvel Obs. В 1996 году он начал работу над проектом «Двойная экспозиция: фотография и память», основанным на идее города как хранилища памяти, и больше 10 лет фотографировал крупнейшие города и столицы в технике двойной экспозиции. Гийом Зюли работает с высокочувствительной черно-белой пленкой. Его часто называют одним из первопроходцев жанра мультиэкспозиции, его работы выставляются по всему миру. Сегодня он живет и снимает в США.

    Кристофер Реландер (Christoffer Relander)

    Еще один известный французский фотограф Кристофер Реландер начал снимать уже в детском возрасте. Благодаря своему уникальному творческому подходу сегодня он успешно работает с такими международными клиентами, как Adobe, Nikon и Oxford University Press. Особую известность получила серия работ Кристофера с двойной экспозицией между человеком и природой.
    «Моя задача как художника — найти истину, понять, кто я, и стремиться к созданию произведений искусства, которые будут вдохновлять людей взяться за доброе дело», — сказал он в одном из своих интервью.

    Джаспер Джеймс (Jasper James)

    Джаспер Джеймс — известный американский коммерческий фотограф, среди клиентов которого Volvo, Ferrari, British Airways, Ritz-Carlton, Vanity Fair и другие известные бренды. Наряду с профессиональными заказами Джаспер очень много снимает для себя. Один из самых известных его проектов — City Silhouettes, философские кадры, в которых органично объединились силуэты горожан и урбанистические пейзажи Пекина.

    Анета Иванова (Aneta Ivanova)

    Анета Иванова — молодой фотограф из Болгарии. Она начала снимать уже в 13 лет, осваивая фотоискусство полностью своими силами. Больше всего ее интересует портретный жанр, работая в котором, она весьма успешно пользуется техникой мультиэкспозиции. По версии нескольких западных фотографических сообществ Анета входит в число лучших фотографов, работающих с двойной экспозицией. Активная участница выставок и международных проектов, сегодня Анета снимает также в жанрах фэшн и модельной фотографии, не забывая и о творческих замыслах.

    Сара К. Бирн (Sara K Byrne)

    Сара К. Бирн — свадебный американский фотограф. Ее мастерство впечатляет: недавно она издала учебник, в котором рассказала об особенностях техники мультиэкспозиции. Долго проработав в маркетинговой компании, однажды Сара поняла, что хочет посвятить свою жизнь фотографии. По ее же собственным словам, ее вдохновляет постоянное желание экспериментировать.

    Николя Фонта (Nicolas Fontas)

    Николя Фонта — молодой французский фотограф, тоже весьма удачно работающий в технике двойной мультиэкспозиции. Его цветные работы, сделанные в Японии и Калифорнии, уже завоевали большую известность. Николя активно выставляется в крупных галереях и продолжает показывать свой взгляд на крупные мегаполисы.

    Андре де Фрейта (Andre de Freitas)

    Андре де Фрейта, известный также под ником Megatherium, — молодой фотограф и иллюстратор из Перу. Выпускник университета Full Sail, бакалавр в компьютерной анимации, он применяет полученные профессиональные знания в своем творчестве. Как говорит сам Андре, на его работы повлияли такие мастера, как Райан Пфлуджер, Дэймон Лоубл и Райан Шуд. Сегодня он интересуется не только портретной фотографией, но и миром моды и кинематографии.

    Дэн Маунтфорд (Dan Mountford)

    Дэн Маунтфорд — молодой британский фотограф из Брайтона. В свои юные годы он уже успел покорить мир фотопроектом «Мир внутри нас». Примечательно, что работы из этой серии сняты аналоговой камерой.

    Оливер Моррис (Oliver Morris)

    Оливер Моррис также называют одним из самых интересных фотографов, работающих в технике двойной экспозиции. Она комбинирует портреты и пейзажи. Студентка, Оливер все свое свободное время посвящает фотографии и музыке. Волшебство пленки знакомо ей с детства: фотографом была ее мама, и сама она также хочет стать профессионалом в этой области.

    Тирни Гирон (Tierney Gearon)

    Американскому фотографу Тирни Гирон нравится снимать как своих близких, так и просто незнакомых людей. Она называет свои мультиэкспозиционные работы калейдоскопом. По мнению Тирни, фотографии с двойной экспозицией способны точно передавать сложность и хаотичность жизни.

    Автор идеи и подготовка материала — Екатерина Елизарова

    20 превосходных фотографий с двойной экспозицией: пленка и цифровая фотография

    Фотографии с двойной экспозицией представляют собой комбинацию двух изображений, будь то в результате несчастного случая или тщательного планирования. Часто эта комбинация приводит к странным или сюрреалистическим изображениям, в отличие от всего, что вы видели бы в одной экспозиции. Они имеют призрачное или сказочное качество, которое трудно скопировать с помощью других методов.

    Изначально двойная экспозиция ограничивалась пленочной фотографией, но теперь цифровые фотографы могут создавать похожий вид с помощью фотографии редакторы. Тем не менее, по-прежнему существует большая разница в атмосфере между двойной и двойной экспозицией фильмов. Изображения фильмов выглядят «странными» или причудливыми, в то время как цифровые изображения выглядят чистыми и искусными.

    Хотя технически вы можете создать одно и то же изображение с помощью обоих методов, вы, вероятно, этого не сделаете. Это потому, что каждый метод имеет свой рабочий процесс, влияющий на ваши конечные результаты.

    Цифровые камеры позволяют бесконечно снимать и редактировать, а пленочные камеры ограничивают ваши снимки и предотвращают редактирование. Эта небольшая разница в рабочем процессе существенно меняет изображения, которые вы в конечном итоге создадите.

    Ниже приведены 20 превосходных фотографий с двойной экспозицией, 10 пленочных и 10 цифровых. Таким образом, вы можете почувствовать каждый метод и решить, какой из них лучше подходит вашему стилю.

    Двойная экспозиция с пленочными камерами

    Фотосъемка имеет элемент удачи или неожиданности, особенно с двойной экспозицией. Вы можете тщательно планировать и размещать свои снимки, но вы не можете предсказать все, и вы не можете перепроверить ваши снимки.

    Некоторые фотографы любят сюрпризы, которые приходят с фильмом. Они могут сделать двойную экспозицию, чтобы увеличить сюрприз, особенно если они забудут, какие фотографии они объединили. Они надеются на «счастливые случайности» и фотографии, такие странные, они замечательные.

    Двойные экспозиции фильма, тем не менее, требуют некоторой техники. Это не сложно, но есть определенно лучшие и худшие способы получения двойной экспозиции. Вот несколько кратких руководств по началу работы:

    Как сделать двойные экспозиции на пленке — Путешественник на основе фильма

    Как создать двойные экспозиции на пленке — Темная комната

    «Суп из фильма» — еще одна крутая техника, которую можно попробовать. По сути, после съемки фильма вы кипятите контейнер с пленкой в ​​течение 10 минут в воде или химикатах, а затем оставляете его на 24 часа. После этого вы ополаскиваете канистру, даете ей высохнуть в течение дня, а затем развиваете ее. Для получения подробных инструкций прочитайте рецепт от фотографа Ричарда П.Дж. Ламберта.

    Ричард П.Дж. Ламберта — Без названия

    Ричард П.Дж. Ламберта — Вестминстер

    Ричард П.Дж. Ламберт — Халлгримскиркья

    Чун-Хунг Эрик Ченг — Пароход на облачной Миссисипи

    Marketa — Призрак в поле

    Alejo — Teilatuz teilatu

    Вивек Джена — Солнце в субботу

    Q_V_H — Trôi trên sông mayy

    Стефани Картер — Субботнее Утро (99)

    Alejo – И улица

    Двойные экспозиции с цифровыми камерами

    Цифровые камеры дают вам полный контроль над тем, как выглядят ваши двойные экспозиции. Вы можете сделать столько снимков, сколько захотите, и выбрать идеальные для изображения. Затем вы можете изменить и переставить почти все во время постобработки.

    Этот полный контроль может быть обоюдоострым мечом. С одной стороны, вы можете создавать потрясающие образные изображения относительно легко (и дешево). С другой стороны, вы можете потратить часы, пытаясь получить правильное изображение, только чтобы почувствовать, что оно все еще несовершенно.

    В этом отношении цифровые камеры менее беззаботны, чем пленочные камеры. Но если вам удобно с редактированием фотографий и у вас нет пленочной камеры, с которой можно поиграть, это все равно отличный способ.

    Вот список учебников по Photoshop и советы для создания цифровых двойных экспозиций. Если вы используете смартфон, процесс еще проще. Вы просто скачиваете хорошее приложение для редактирования фотографий, такое как Snapseed или Afterlight, и все готово!

    Педро Хеспанха — брат

    Nik Analog Efex Pro
    Даррен Флиндерс — Двойная экспозиция

    Фред Веенкамп — Лети ко мне на луну…

    iPhone установлен гипстатическим
    Эдвин Кейзер — двойной портрет

    DAVID60 — В любви ……. por San Valentin

    DAVID60 — Brillante Penelope….

    Photoshop
    Nimit Nigam — звезды внутри меня

    Компоновка Photoshop
    Гидеон Уэй — день с девушкой на день рождения

    ralfstraßgütl — Алин-Сити

    Изображения iPhone отредактированы с помощью Snapseed.
    Джеймс Лош — Двойная экспозиция | || 101

    Как сделать в фотошопе двойное фото

    Главная » Разное » Как сделать в фотошопе двойное фото


    Как сделать двойную фотографию в Photoshop — Персональная страница Владислава Тининикина

    Всем доброго времени! Сегодня мы с вами научимся, как в фотошопе объединять две тематические фотографии. По этому же принципу можно свести воедино несколько фото. Итак – приступаем к работе!

    Открываем две фотографии в фотошопе. Как я уже говорила, желательно подбирать тематические изображения и приблизительно в одном цветовом тоне, чтобы объединенная фотография выглядела гармонично. Я люблю природу и животных, поэтому выбрала картинки этой тематики – такие вот дикие кошки:

    Первым делом разберемся с размерами картинок – они должны быть приблизительно одного размера хотя бы по высоте. Для этого открываем в «Изображение» — «Размер изображения», появляется окошко, в котором мы можем указать желаемые размеры картинки – я обеим фотографиям выставила высоту 500 пикселей:

    Сохраняем изменения, нажав ОК.

    Далее нужно создать новый документ – набираем на клавиатуре Ctrl+N или создаем через меню «Файл» — «Новый». Даем ему имя, выставляем размеры – я поставила высоту 500 пикселей и ширину 1105 — так как ширина каждой из картинок 550 пикселей, а я хочу, чтобы между ними был небольшой пробел. Цвет фона можно выбрать белый.

    Теперь, когда у нас создан новый документ, мы на него переносим наши картинки при помощи инструмента «Перемещение». Размещаем:

    Посмотрев в палитру слоев, вы увидите, что  сверху фона появляется еще два новых слоя. Предлагаю провести небольшую цветокоррекцию, чтобы выровнять тон изображения и сделать нашу картинку более привлекательной. Для этого объединяем два новых слоя воедино, активировав Слой 2 и нажав сочетание Ctrl+E. Как видите, две фотографии объединились в один слой:

    Затем заходим  в «Изображение» — «Коррекция» и выбираем «Цветовой баланс» (или нажимaем Ctrl+B) и в появившемся окошке мы можем при помощи ползунков, регулируя показатели, создаем любой понравившийся вариант цветокоррекции:

    Нажимаем ОК для сохранения изменений цветового баланса.

    Теперь нам остается лишь свести воедино фон и слой с фотографиями. В палитре слоев активируем фон, кликаем правой кнопочкой мыши и в открывшемся меню выбираем «Выполнить сведение». Наша двойная фотография готова!

    На этом заканчиваю свой урок, до новых публикаций!

    Виктория Гордиенко

    Эффект двойной экспозиции в Photoshop

    Обычно эффект двойной экспозиции применяют фотографы, при этом ничего не используя, кроме своего фотоаппарата, с помощью которого они объединяют две различные фотографии, чтобы создать абстрактное и сюрреалистичное изображение. Тем не менее, мы также можем воспроизвести данный эффект в программе Photoshop, что даст нам дополнительные возможности для проведения коррекции и создания эффекта. Выполняя пошагово данный урок, вы самостоятельно создадите эффект двойной экспозиции. Мы совместим вместе две фотографии, используя обтравочные маски и технику работы с масками.

    Эффект двойной экспозиции популярен не только среди фотографов, эту технику могут использовать художники и дизайнеры для создания красивых абстрактных картин. Вы можете увидеть данный эффект в реальности на обложках альбомов, а также когда начинают идти титры популярных ТВ сериалов. Сегодня мы сфокусируемся над имитацией традиционного эффекта в программе Photoshop. Это относительно простой процесс, тем не менее, конечный результат в большинстве случаев будет зависеть от того, насколько хорошо две исходные фотографии дополняют друг друга. Для вдохновения, вы можете посмотреть работы с эффектом двойной экспозиции на сайте Pinterest.

    Итоговый результат

    Самая распространённая комбинация фотографий – это портрет + сцена с природой, поэтому, я подобрал отличные изображения на стоковых ресурсах. Вначале, я подобрал женский профиль на сайте Stockvault.net. Постарайтесь подобрать портрет с чистым задним фоном, в противном случае, вам будет сложно выделить объект. Второе изображение, которое я подобрал на сайте Unsplash.com – это красивый пейзаж. Одно из преимуществ создания данного эффекта в программе Photoshop – это то, что вы можете экспериментировать с различными изображениями, чтобы подобрать наиболее подходящие друг к другу изображения, поэтому, скачайте несколько исходных изображений, чтобы увидеть, какое из них подходит друг к другу наилучшим образом!

    • Скачать исходные материалы

    Шаг 1

    Вначале выделите объект на исходном изображении.

    С помощью инструмента Перо (Pen tool), создайте контур вокруг женского профиля.

    Шаг 2

    Грубо обведите контур вокруг волос модели, углубляясь на несколько пикселей женского профиля, чтобы избежать выделения заднего фона между волосками.

    Шаг 3

    Создайте контур вокруг изображение модели, замкнув контур на исходной точке. Щёлкните правой кнопкой по созданному контуру и в появившемся окне, выберите опцию Образовать выделенную область (Make Selection), далее, установите Радиус растушёвки (Feather Radius) 0,5рх.

    Шаг 4

    Теперь давайте поработаем над коррекцией созданной грубой линией контура вокруг волос модели. Итак, идём Выделение – Уточнить край (Select > Refine Edge) и в появившемся окне настроек, измените радиус Определения краёв (Edge Detection Radius), включая настройку Сдвига края (Shift Edge), чтобы преобразовать контурную линию в активное выделение.

    Шаг 5

    Расширение краёв выделенной области, также добавит фрагменты заднего фона вокруг лица модели. Выберите инструмент Удалить уточнения (Erase Refinements Tool), это иконка с кистью в настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge), а затем с помощью данного инструмента, прокрасьте поверх каких-либо нежелательных участков заднего фона.  

    Шаг 6

    Поменяйте кисть на инструмент Уточнить радиус (Refine Radius tool). Далее, с помощью данного инструмента, прокрасьте вокруг контурной линии волос, чтобы захватить любые волоски, которые ещё не вошли в контур выделенной области.

    Примечание переводчика: В настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge) имеется две кисти, Уточнить радиус (Refine Radius Tool) и Удалить уточнения (Erase Refinements Tool).

    Шаг 7

    Скопируйте созданное выделение, а затем вклейте на новый слой. Создайте новый слой ниже слоя с выделенным женским профилем, залейте этот слой белым цветом, чтобы отделить портрет модели.

    Шаг 8

    Откройте стоковое изображение с пейзажем, переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с пейзажем поверх всех остальных слоёв. Удерживая клавишу Ctrl+щёлкните по миниатюре слоя с выделенным портретом модели, чтобы загрузить активное выделение вокруг изображения модели. Далее, добавьте слой-маску к слою с пейзажем, чтобы выделить пейзаж по контуру портрета.

    Шаг 9

    Отмените связь между миниатюрой слоя и миниатюрой слой-маски. (Примечание переводчика: щёлкните мышкой по звеньям цепи между миниатюрами). Данное действие позволит перемещать и масштабировать изображение пейзажа независимо от своей слой-маски, поэтому, маска останется в прежнем положении, в то время, как мы подберём наилучшую композицию для нашего эффекта, трансформируя пейзаж.

    Шаг 10

    Продублируйте слой с выделенным портретом модели. Переместите дубликат слоя наверх, расположив поверх всех слоёв. Далее, примените коррекцию Уровни (Levels), идём Изображение – Коррекция – Уровни (Image > Adjustments > Levels). Начните затемнять изображение, смещая бегунки Входных и Выходных значений (Input and Output levels).

    Шаг 11

    Поменяйте режим наложения для дубликата слоя на Осветление (Screen), чтобы затемнённые участки женского профиля стали прозрачными. Изображение, которое мы затемнили Уровнями (Levels), стало похоже на полупрозрачное приведение, это можно исправить с помощью коррекции непрозрачности слоя.

    Шаг 12

    Добавьте слой-маску к слою с полупрозрачным портретом похожим на приведение и с помощью большой мягкой кисти чёрного цвета, прокрасьте отдельные участки для совмещения. Прокрашивая чёрной кистью на слой-маске, мы скрываем участки портрета, в то время, как прокрашивание белой кистью восстанавливает скрытые участки.

    Шаг 13

    Отберите образец светлого оттенка с изображения, а затем замените белый задний фон на оттенок, который вы отобрали.

    Примечание переводчика: с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), отберите образец оттенка. Далее, перейдите на слой с белой заливкой, чтобы выполнить заливку.

    Шаг 14

    Отдельная часть силуэта изображения имеет странную форму в верхней части головы, где мы проводили коррекцию выделения, однако, это можно исправить путём отбора цветового оттенка с заднего фона и прокрашивания мягкой кистью на новом слое.

    Примечание переводчика: автор создаёт новый слой поверх слоя с заливкой (Шаг 13), далее, автор подбирает образец цветового оттенка, чтобы совместить верхнюю часть с задним фоном и прокрашивает мягкой кистью. Если ещё есть участки, которые необходимо исправить, кроме верхней части изображения, то также используйте мягкую кисть.

    Шаг 15

    Добавьте новый корректирующий слой Чёрно-белый (Black & White) поверх всех остальных слоёв, чтобы скрыть краски изображения. Уменьшите непрозрачность данного корректирующего слоя до, примерно, 30%.

    Шаг 16

    Далее, добавьте корректирующий слой Уровни (Levels), чтобы улучшить контраст светотеней.

    Шаг 17

    В заключение, добавьте корректирующий слой Карта градиента (Gradient Map), чтобы создать стиль раздельных тонов. Я использовал светло-бежевый оттенок #e2d9d1 для световых бликов, приглушённый коричневый оттенок #52463b для средних тонов и тёмно-синий оттенок #0e1133 для теней. Поменяйте режим наложения для данного корректирующего слоя Карта градиента (Gradient Map) на Цветность (Color).

    Итоговое изображение представляет эффект двойной экспозиции и отлично смотрится с дополнительными корректирующими слоями. Чёткие линии силуэта реально выделяются от заднего фона в то время, как дополнительный слой с нежным полупрозрачным портретом дополняет детали лица. В отличие от традиционной техники использования фотоаппарата, данную картину всё же можно изменить и скорректировать, что позволяет экспериментировать с различными комбинациями задних фонов и видеть результат в течение всей вашей работы над картиной.

    Надеюсь, что вам понравился данный урок.

    Итоговый результат

    Автор: Chris Spooner

    Создаем стильный эффект двойной экспозиции в Фотошоп

    В этом уроке я покажу вам, как создать эффект двойной экспозиции в Photoshop. Эффект двойной экспозиции можно достигнуть путем совмещения нескольких стоковых изображений, экспериментируя с режимами наложения, а также с использованием корректирующих слоев. Мы также узнаем, как сделать красивый плавный переход между изображениями с помощью слой-маски. Следуйте инструкциям в данном уроке, чтобы узнать, как это сделать.

    Скачать архив с материалами к уроку

    1. Открываем фотографию

    Шаг 1

    Создайте новый документ в Фотошопе с настройками, которые указаны ниже:

    Шаг 2

    Поместите фотографию с пожилым мужчиной в основной документ и разместите его так, как показано ниже. Я выбрал данный образ пожилого мужчины для этого урока, но вы можете выбрать любое другое изображение. Вы также можете использовать изображения с темным силуэтом и потом с помощью режима наложения достичь нужного эффекта.

    Кроме того, убедитесь, что у выбранного изображения задний фон имеет однотонный сплошной цвет, чтобы на нем не присутствовало ни каких лишних деталей.

    Шаг 3

    Как ранее было сказано, мы должны использовать изображение, имеющее сплошной однотонный задний фон, но изображения с бесплатных сайтов иногда не соответствуют нужным требованиям. В моем случае фон сплошной, но он не белый. Используйте корректирующий слой Кривые (Curves), чтобы увеличить яркость заднего фона. Цель здесь – отбелить фон, чтобы изображение с городом, который мы будем добавлять позже, был виден на изображении пожилого мужчины. Нажмите на значок, который находится в низу панели слоев и в контекстном меню выберите Кривые… (Curves…).

    Шаг 4

    Поскольку мы применили эффект ко всему изображению, то это затронет те части, которые нам не нужны. Лучшее решение, чтобы это исправить – воспользоваться маской корректирующего слоя и стереть эффект там, где он не нужен. Только оставьте его на волосах, чтобы потом получить яркий световой эффект.

    На маске слоя Кривых (Curves) с помощью мягкой черной кисти замаскируйте эффект на нужной части изображения.

    Вот как это выглядит на белом фоне:

    2. Создаем эффект двойной экспозиции

    Шаг 1

    В этом шаге мы создадим эффект двойной экспозиции, добавив изображение города, и соединим его с изображением пожилого мужчины, используя режимы наложения. Также, в этом шаге вы можете поэкспериментировать, добавляя разные фотографии, чтобы получить нужный для вас результат. Поэтому не бойтесь выбирать разные изображения, которые вам нравятся – это может быть город, ручей, лес или любое другое изображение.

    Поместите изображение города в основной документ. Воспользуйтесь инструментом Трансформация (Transform Tool) (CTRL + T) и увеличьте изображение, как показано ниже, для того чтобы оно идеально подошло к нашей работе.

    Примечание: Убедитесь, что вы разместили слой с городом выше слоя с пожилым мужчиной.

    Измените режим наложения слоя с городом на Экран (Screen) и как видите, у нас получился эффект двойной экспозиции.

    Шаг 2

    В этом шаге мы должны усилить эффект, который создали до этого. Мы сделаем изображение более сюрреалистичным, давайте для этого сделаем более видимой бороду пожилого мужчины.

    Добавьте слой-маску к изображению города. Возьмите инструмент Кисть (Brush Tool) (B). Установите ее непрозрачность (Opacity) и нажим (Flow) около 30%. Теперь замаскируйте часть изображения города, как показано ниже, чтобы сделать более видимой бороду пожилого мужчины и часть его лица. Это создаст сюрреалистический эффект, так как будет казаться, что его борода висит над дорогой. Если вы хотите, вы можете сделать более видимыми другие части лица.

    Попытайтесь добиться плавного перехода между изображением пожилого мужчины и города. Не торопитесь и делайте все аккуратно.

    Результат:

    3. Добавляем птиц

    Шаг 1

    Создайте новый слой и назовите его «Птицы». Загрузите кисти и нарисуйте птиц, как показано ниже. Не бойтесь рисовать там, где хотите.

    Шаг 2

    Уменьшите непрозрачность (Opacity) слоя с птицами до 60%, чтобы казалось, что они растворяются в свете солнца. Это также поможет нам смешать птиц со светом, который мы будем создать в следующем шаге.

    4. Создаем световой эффект

    Шаг 1

    Создайте новый слой и назовите его «Свет». Установите цвет переднего плана на #5a4119. Теперь, возьмите большую мягкую круглую кисть и нарисуйте ей так, как показано ниже.

    Шаг 2

    Установите режим наложения слоя «Свет» на Линейный осветлитель (Linear Dodge) и уменьшите его непрозрачность до 69%.

    5. Финальная корректировка

    Шаг 1

    Создайте корректирующий слой Цветовой баланс (Color Balance) и подкорректируйте цвет. Измените только значение Средних тонов (Midtones).

    Результат:

    Шаг 2

    Добавьте корректирующий слой Выборочная коррекция цвета (Selective Сolor) и усильте оттенки красного цвета.

    Результат:

    Шаг 3

    Наконец, используйте корректирующий слой Поиск цвета (Color Lookup) и выберите файл «Tension Green».

    Установите непрозрачность (Opacity) корректирующего слоя на 70%.

    Вот окончательный результат:

    Итог

    Спасибо за пройденный урок. Не бойтесь экспериментировать с изображениями, чтобы создать эффект двойной экспозиции, смешивайте их пользуясь режимами наложения и корректирующими слоями, как вы это уже видели в данном уроке. Делитесь работами, например, в твиттере, если вам понравилось, и не стесняйтесь, дайте мне знать, если вам нужна помощь. Хорошего дня!

    Автор урока: Bunty Pundir

    Двойная экспозиция в фотошопе и как ее сделать.

    Вы узнаете как быстро и просто сделать красивое мультифото! – ФотоКто

    Двойная экспозиция в фотошопе.

    Надеюсь, вы заметили отличия от предыдущего варианта снимка «Портрет», так как я посчитал, что намного лучше отразить девушку по горизонтали и убрать желтые осветленные пятна вовсе. 

    Итоговый снимок фотографии с двойной экспозицией мне нравится, я бы здесь больше ничего не менял, собственно и не буду. Но, вы должны знать, что у меня сейчас скорее везение, так как часто требуются дополнительные доводки и ретушь. К примеру, можно сделать тонирование полученной фотографии или отдельных ее частей. Можно перевести в ч.б. все или только одну из частей мультиэкспозиции, а возможно вы захотите добавить еще один слой наложения. В этом случае вам необходимо повторить известные вам шаги о том, как сделать двойную экспозицию в фотошопе.

    Удачных вам фотографий и экспериментов! Не забывайте в двойной экспозиции главное –это фантазия и терпение!