Фото эпохи ссср: Ностальгические фотографии советской эпохи / Назад в СССР / Back in USSR

Содержание

18 редких фото из СССР, где показано счастье и величие страны (50-е 60-е) — Российское фото

18 редких фото из СССР, где показано
счастье и величие страны (50-е 60-е)

2 июля 2021
Фото:Юрий Шаламов. Вечная дружба. Никита Хрущев и Фидель Кастро. 1963 © Галерея Люмьер

Галерея Люмьер в рамках образовательной программы Lumiere Club открывает доступ к Фондам классиков советской фотографии, запуская для них собственные сайты. Сайты будут работать как онлайн-порталы, каждый из которых будет посвящен отдельному мастеру. Работа по сканированию негативов и атрибуции фотографий этих авторов велась Галереей последние 10 лет.

Наум Грановский. Баку. Памятник Кирову. 1950-е © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Баку. Гостиница Интурист. 1950-е © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Минск. Привокзальная площадь. 1960-е © Галерея Люмьер

Галерея Люмьер занимается наследием советских фотографов последние 20 лет с момента основания, рассказывает основатель галереи Наталья Григорьева-Литвинская: «Общедоступность нашего фотографического наследия была и остаётся основной миссией Галереи, а теперь и Клуба Люмьер.
Обладание авторскими правами наших классиков — это прежде всего ответственность. Сохранение негативных фондов и атрибуция изображений занимали и будут занимать годы. Но теперь наша работа станет открытой для всех, и я очень рада, что творческая жизнь этих великих фотографов продолжается».

Эрвин Волкков. Москва. 1950-е —1960-е © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Ленинград. 1960-е © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Ленинград. 1960-е © Галерея Люмьер

Фонды Галереи Люмьер включают работы главного архитектурного фотографа СССР Наума Грановского, русского репортажного фотографа и участника множества зарубежных выставок Юрия Шаламова, а также русско-немецкого фотографа Эрвина Волкова.

Юрий Шаламов. Гигантские пирамиды. Москва. Лужники © Галерея Люмьер © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Звезды экрана Татьяна Соломонова, Альберто Сорди, Джина Лоллобриджида и Сергей Бондарчук в Москве. 1965 © Галерея Люмьер

По словам куратора фондов Галереи Александры Анисимовой, «цель создания сайтов фондов классиков фотографии советской эпохи — объединение на одной платформе фотографий, признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет, опубликованных в книгах, а также мало известных кадров, найденных нами во время исследовательской работы с архивом. Мы надеемся возобновить интерес к творчеству авторов и актуализировать их имена в истории искусства и фотографии».

Наум Грановский. Тбилиси. Аэропорт. 1965 © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Тбилиси. Фуникулер. 1965 © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Шуховская башня, 1929 © Галерея Люмьер

Фонд Наума Грановского: naumgranovsky.art/

Работа с фондом Наума Грановского началась в 2001 году. Семья Грановских бережно сохранила и систематизировала архив, который создавался автором в течение шестидесяти лет. В 2017 году Галерея Люмьер приобрела авторское право и фонд Наума Грановского (сейчас это около 400 отпечатков и 35 000 негативов) и на сегодняшний день является единственным правообладателем, эксклюзивно представляющим работы мастера.

Сегодня на сайте фонда представлено 500 культовых работ главного архитектурного фотографа столицы, а также снимки из его многочисленных поездок по городам СССР. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по городам, по хронологии, по названию или ключевому слову.

Юрий Шаламов. Итальянская актриса Софи Лорен и министр культуры СССР Екатерина Фурцева. 1965 © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Танцоры. 1956 © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Французская актриса Марина Влади. Москва. 1963 © Галерея Люмьер

Фонд Юрия Шаламова: yurishalamoff.art

Юрий Шаламов — русский фотограф, участник большого количества российских и зарубежных выставок, был удостоен нескольких международных наград, его работы печатали как в советской, так и в западной прессе; он прожил почти два десятка лет в XXI веке, но его имя, за редким исключением, так и не нашло своего места в современном цифровом поле.

Сегодня на сайте Фонда представлено 85 работ из архива Юрия Шаламова. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по разделам, по хронологии, по названию или ключевому слову. Разделы «Знаменитости» и «Спорт» являются наиболее полными, поскольку, начиная с 50-х годов, Шаламов снимал много важных политических, культурных и спортивных событий. Разделы «Люди», «Города» и «Москва» включают кадры повседневной советской жизни, сделанные автором в 60 — 70-е годы, в период его работы в газете «Комсомольская правда» и журнале «Советский Союз».

Эрвин Волков. Москва. У кинотеатра «Центральный» на Тверской. 1961 © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Эльбрус. 1957 © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Москва. У театра Российской Армии. 1957 © Галерея Люмьер

Фонд Эрвина Волкова: erwinwolkow.art

Фонд негативов Эрвина Волкова, размещенный на сайте, открывает ту часть архива автора, которая посвящена его путешествию по Союзу в 1950-е —1960-е годы. СССР в работах Волкова широко показан географически — от самых северных районов до южных рубежей, на его снимках — разнообразные типажи людей со всех регионов страны. Этот материал Галерее Люмьер в 2013 году передал ближайший друг Эрвина, его спутник по путешествию, московский фотограф Юрий Кривоносов.

Сегодня на сайте Фонда представлено 200 работ из архива Эрвина Волкова. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по разделам, по хронологии, по названию или ключевому слову. Разделы на сайте представлены в алфавитном порядке в соответствии с географией путешествия автора по СССР (названия современные): Азербайджан, Армения, Белоруссия, Волга, Грузия, Кавказ, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Средняя Азия, Туркмения, Узбекистан, Украина, Эстония.

* Все работы, размещённые на сайтах фондов Галереи Люмьер, защищены авторским правом. Любое размещение, не согласованное с правообладателем фотографий, является нарушением авторских прав и влечет за собой последствия в соответствии с положениями федерального закона об авторском праве и смежных правах Гражданского кодекса РФ.

Всесоюзное увлечение. Фотография в СССР

В 1922 году В.И. Ленин объявил главным из искусств кино. В своем высказывании «вождь мирового пролетариата» не учел одной детали: еще до появления двигающихся изображений умы многих его соотечественников захватили картинки статичные – фотографии. Примерно через 40 лет после образования Советского Союза наступит настоящий фотографический бум, и почти в каждой семье появится свой фотолюбитель, фиксирующий самые важные события, праздники и повседневность.

«Стратегический запас» фотолюбителя

Подготовка к выпуску фототехники советского производства началась в 1919 году, когда вышел декрет о национализации и контроле всей российской фотографической промышленности. Период становления новой индустрии продлился до 30-х годов, и времена эти трудно назвать легкими. До Великой Отечественной войны делали в основном бюджетные модели фотоаппаратов для любителей. Таким фотоаппаратом стал дальномерный ФЭД, созданный в 1933 году по образцу немецкой «Лейки». К сборке ФЭДа, названного так в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, привлекали ребят из детской трудовой коммуны под руководством выдающегося педагога Антона Макаренко.

В послевоенные годы разнообразие советской техники значительно выросло. С 1956 года в СССР начали производить уникальный фотоаппарат «Ленинград». Его отличительная особенность заключалась в том, что пружинный механизм давал фотографу возможность снимать сериями до трех кадров в секунду. Другой известный фотоаппарат, выпускавшийся в северной столице, назывался «ЛОМО Компакт-Автомат». Его использование положило начало целому направлению в искусстве – ломографии. Так называют жанр, целью которого является запечатление на снимках реальной жизни без прикрас и постановок. Однажды за рубежом даже состоялся ломографический конгресс. «Золотой век» фотоинженерной мысли в Советском Союзе пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В этот период широкую популярность приобретают фотоаппараты «Зенит» – их делали на Красногорском заводе.  

В наши дни для того, чтобы сделать хорошую фотографию, не надо прилагать массу усилий. Большинство современников использует для фотосъемки мобильный телефон, причем по качеству изображения порой совсем не уступают профессиональной технике. Советские фотолюбители относились бережно к каждому кадру, а увидеть результат своего труда могли только после проявки пленки. Всего в катушке, кстати, было 36 кадров. Пленка разной светочувствительности продавалась завернутой в черную светонепроницаемую бумагу, а на коробочке указывался завод-изготовитель. Каждый фотолюбитель тогда знал: мало сделать снимок, нужно еще продемонстрировать немалую сноровку при намотке пленки в кассету, а затем подготовить все необходимое для проявки пленки и печати фотографии.

Сначала изготавливали два раствора: проявитель и закрепитель (он же – фиксаж). Их наливали в ванночки, которые называются кюветами. Когда пленка уже проявлена, ее заправляли в фотоувеличитель – специальное приспособление на регулируемой ножке с объективом и лампой, которое проецирует кадр на фотобумагу. Сама бумага тоже особенная: она темнеет и портится при воздействии любого света, кроме красного. В фотоувеличителе же стоит яркая лампа накаливания, и благодаря ее секундному излучению на бумаге появится отпечаток с пленки. Чтобы снимок проступил на бумаге, ее кладут в раствор проявителя. Благодаря химической реакции на бумаге постепенно проступает изображение. Казалось бы, вот и готова карточка. Но как только бумагу доставали из кюветы с проявителем, реакция продолжалась, и снимок мог сильно потемнеть. Вот почему фотографию промывали обычной водой из-под крана, а далее окунали в закрепитель. Через несколько минут готовую фотографию можно было снова промыть. Такая печать получила название серебряной из-за присутствия в фотобумаге частиц серебра, реагирующих на свет. Фотографии советского периода были преимущественно черно-белыми. Получить цветные изображения было куда сложнее. Такая фотография замешана на иных химикатах и требует соблюдать осторожность даже при свете красной лампы.

Фотографию – в массы!

Число фотографов – любителей и профессионалов – в СССР неизменно каждый год росло. Снимки делали повсюду: в крупных городах и маленьких населенных пунктах, на природе и в квартирах, запечатлевали семейные праздники, спортивные соревнования, государственные мероприятия. Съемку в 1961 году провели даже в космосе. «Серебряный космонавт» Герман Титов, чей 25-часовой полет доказал, что человек способен работать, есть и спать в космическом пространстве, в невесомости сделал первые фотографии Земли.  «Я тогда впервые подумал, что планета наша очень маленькая. И я физически ощутил необходимость братства и дружбы между людьми на всей планете, ведь представим себе, что к нам на планету когда-нибудь прилетят «гости» из других миров. Они же должны увидеть человеческую земную цивилизацию, а не следы атомной трагедии…», – вспоминал он через несколько лет.

У каждого фотографа были свои излюбленные темы и места для съемки. Советский фотограф и журналист Семён Осипович Фридлянд был известен как в СССР, так и за его пределами. С 1925 года он работал в журнале «Огонек» и стал автором самых разнообразных снимков. В стремлении передать атмосферу времени он показывал жизнь простого человека в советских республиках и городах: от Новосибирска до Севастополя. Главной целью Фридлянда было познакомить зрителя с красивыми людьми молодой страны, занятых трудом, воспитанием детей, повседневными заботами и радостями. Он стал одним из первых советских фотографов, отказавшихся от постановочной съемки.  

Позднее начался творческий путь другого мастера – Владимира Лагранжа. В 1957 году в издательстве «Изогиз» была опубликована серия фотооткрыток «Виды Крыма». Тогда юному фотолюбителю было всего восемнадцать лет. Спустя два года Лагранж уже начал работать в Фотохронике ТАСС. Самые известные свои фотографии он сделал в начале 1960-х годов, в разгар «оттепели». После ТАСС Владимир Лагранж сотрудничал с общественно-политическим изданием «Советский Союз», выходившем также и заграницей. На международной выставке в Будапеште в 1963 году фотограф получил главный приз за изображение тренирующихся маленьких балерин в студии на Ленинских горах. Это был первый конкурс Лагранжа – и сразу победа.

С тех пор ключевыми в творчестве фотографа стали сюжеты из жизни молодежи – школьников, студентов и рабочих. Но вместе с портретами неизвестных людей фотограф работал и над изображениями творческой элиты того времени, поэтов и артистов. Его объектив запечатлел самые яркие фигуры эпохи – Беллу Ахмадулину, Евгения Евстигнеева, Олега Ефремова. Наиболее известным и узнаваемым снимком Владимира Лагранжа стали «Голуби мира» – фотография, сделанная в 1962 году на Красной площади. Впоследствии фотограф признавался, что для создания удачного снимка ему пришлось пойти на безобидную хитрость. Не всегда удается застать птиц в таком большом количестве и не спугнуть их, поэтому Лагранж подкормил голубей пшеном. В год, когда фотография увидела свет, журнал «Советское фото» отдал под ее размещение целый разворот, а в будущем она станет заглавным экспонатом почти каждой выставки работ Владимира Лагранжа.

кто запечатлел страну в эпоху перемен. Рассказываем о первых советских фотографах и их работах

Публикации раздела Образование

Первые советские фотографы запечатлели, как государство менялось после революции. На их снимках появлялись известные партийные деятели и простые труженики, стройки и заводы, которые позже стали легендарными предприятиями. Фотографы добирались в самые отдаленные уголки СССР и создавали целые серии «о первых успехах коммунистического государства». Вспоминаем знаменитых мастеров и их работы.

Моисей Наппельбаум

Советский политический деятель Владимир Ленин. Петроград, 1918 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Поэтесса Анна Ахматова. Петроград, 1922 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург

Поэт Александр Блок. 1920 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Моисей Наппельбаум стал известным фотографом еще до революции. В 1896 году у него уже было собственное ателье на родине в Минске, а в 1912 году — в Петербурге. В 1918 году фотографа пригласили сделать снимок Владимира Ленина. Работа оказалась настолько удачной, что ему поручили подготовить портреты всех видных руководителей государства: Анатолия Луначарского, Феликса Дзержинского, Моисея Урицкого, Льва Троцкого, Иосифа Сталина, Льва Каменева. Про снимок Надежды Крупской Наппельбаум вспоминал: «Я сделал два погрудных снимка. Но вдруг увидел руки, так спокойно положенные на колени. Я понял, как великолепно довершают образ эти морщинистые, трогательные, заботливые руки большого человека. <…> Я постарался сделать изображение предельно скупо: скромная поза, скромное положение рук».

В 1919 году Моисей Наппельбаум открыл первое фотоателье при ВЦИКе. Там он делал портреты не только чиновников, но и знаменитых артистов, писателей, художников. К фотографу приходили Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд и многие другие. В 1930-е годы Наппельбаум фотографировал советских академиков. В 1935 году на персональной выставке в Москве он выставил 400 работ. Вскоре Моисею Наппельбауму присвоили звание заслуженного артиста республики, чего до этого не удостаивался ни один фотограф.

Георгий Зельма

Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе. Ташкент, Узбекская ССР, 1925 год. Фотография: Георгий Зельма / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Автопортрет. 1925–1926 годы. Фотография: Георгий Зельма / russiainphoto.ru

Донбасс. Украинская ССР, 1929 год. Фотография: Георгий Зельма / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Георгий Зельма родился в Ташкенте в 1906 году. Его отец рано скончался, а мать с детьми после революции переехала в Москву. В гимназии, где учился Зельма, работал детский клуб фотографии. Там школьник и увлекся съемкой. О его хобби узнал сосед по коммунальной квартире писатель Илья Эренбург. Он подарил юному фотографу первый аппарат — Kodak. В 1923 году Георгий Зельма окончил гимназию и устроился ассистентом в студию «Русфото», где закреплял и промывал снимки. Спустя год он уже работал ассистентом-механиком в Институте кинематографии в Петрограде.

В 1924 году фотограф стал специальным корреспондентом в Средней Азии и уехал в Узбекистан. Он вспоминал: «По законам шариата мусульманин ни в коем случае не смел фотографироваться. Но меня выручало знание узбекского языка и умение играть на дутаре — национальном струнном инструменте. В любом кишлаке я прежде всего заходил в чайхану и начинал играть. Дехкане (зажиточные крестьяне в Средней Азии. — Прим. ред.) с удовольствием слушали музыку, вступали в беседу, а потом я шел с ними на хлопковое поле, в их дома и начинал снимать». Георгий Зельма фотографировал первые сельскохозяйственные артели, школы и женские клубы. В 1925 году корреспондент сделал знаменитые снимки «Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе», «Старик крестьянин занимается в кружке по ликвидации неграмотности». С 1926 года работы Зельмы публиковала «Правда Востока», а с 1928 года — всесоюзные «Советское фото» и «Прожектор». Известным на всю страну стал портрет Таджихон Шадиевой — первой женщины в СССР, снявшей паранджу.

В 1929 году Георгий Зельма переехал в Москву. Его часто отправляли в командировки: он работал и в Сибири, и на Донбассе, и в Арктике. С 1930 года Зельма сотрудничал с журналом «СССР на стройке» и снял серию фотоочерков «10 лет Якутской Социалистической Республики» и «Советский Союз из неба». Репортажи он готовил по несколько месяцев. Когда Григорий Зельма занялся серией снимков «Жизнь колхоза «Партизаны» от рассвета до полуночи», то жил и работал вместе с крестьянами.

Читайте также:

  • Тест: как накормить аристократа XIX века?
  • Тест: железные дороги в русской культуре
  • История волонтерства в России: от ритуалов помочи до субботников

Аркадий Шайхет

Парад на Красной площади. Велосипедисты. Москва, 1925 год. Фотография: Аркадий Шайхет / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна, Нижегородская область, 1929 год. Фотография: Аркадий Шайхет / Мультимедиа Арт Музей, Москва

На пашне. Село Коломенское, Московская губерния, 1927 год. Фотография: Аркадий Шайхет / Мультимедиа Арт Музей, Москва

До революции Аркадий Шайхет был слесарем на судостроительном заводе. Фотографировать он начал только в 1922 году, когда устроился в московское ателье «Рембрандт» ретушером. Спустя год Шайхет уже работал в редакции «Рабочей газеты», чуть позже — в издании «Московский пролетарий». Он снимал и похороны Ленина, и парады на Красной площади, и портреты чиновников. Однако самыми известными стали снимки о будничной жизни: «Испытание трактора в Сельхозакадемии», «Велосипедисты» и «Ходоки в приемной М.И. Калинина».

На кадры обратил внимание редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов, и с 1925 года Шайхет снимал для издания репортажи. Он фотографировал рабочих, отдыхавших на курорте в Крыму, выборы в местные советы. В 1925 году Шайхет готовил серию снимков об электрификации страны и сделал кадры «Открытие Шатурской электростанции» и «Лампочка Ильича». На первом фотограф запечатлел торжественный митинг. На втором — то, как крестьянин впервые вкручивал лампочку в избе.

В 1927 году корреспондента арестовали и обвинили в том, что он передавал снимки польской дипломатической миссии. Фотограф провел в тюрьме полгода, пока Михаил Кольцов не добился его освобождения и приостановки дела. В 1928 году снимки Шайхета показали на выставке «Советское фотоискусство за 10 лет».

Во время открытия целлюлозно-бумажного комбината в Балахне Аркадий Шайхет сделал фото «Комсомолец за штурвалом». Кадр стал символом эпохи индустриализации. Репортер также запечатлел первые поезда Туркестано-Сибирской дороги, строительство новых домов в Москве и поставку зерна из Украины. В 1929 году Аркадий Шайхет сфотографировал раскулаченную семью. Женщины и дети, которых выгнали на улицу без вещей, сидели на земле и ждали высылки на Север. Этот снимок под названием «Раскулаченные около своего дома. Украина» показали в 1930 году в Доме печати на выставке «Огонька».

В 1931 году фотограф снял репортаж о рабочем «24 часа из жизни Филипповых». За пять дней он сделал серию из 78 снимков, которую опубликовала немецкая «Рабочая иллюстрированная газета». Однако все кадры были постановочными: и то, как дочь Филиппова в белой футболке играла с подругой в большой теннис, и то, как сын покупал новый костюм и рубашку без очереди.

С 1934 года Шайхет снимал для журнала «СССР на стройке». В это время появились кадры «Самолет в колхозе», «Сортировка зерна», «Корабль степей». Однако вскоре репортеру перестали поручать ответственные съемки: Шайхет отказывался вступать в партию, а в 1936 году раскритиковал свою серию о Филипповых и заявил, что нельзя приукрашивать действительность. В 1938 году Аркадия Шайхета уволили из «Огонька», «Советского фото» и «СССР на стройке».

Марк Марков-Гринберг

Портрет поэта Владимира Маяковского. Ростов-на-Дону, 1926 год. Фотография: Марк Марков-Гринберг / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Автопортрет. 1929 год. Фотография: Марк Марков-Гринберг / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Повариха. 1930 год. Фотография: Марк Марков-Гринберг / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Марк Марков-Гринберг впервые взял в руки камеру в 17 лет, а спустя год уже работал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг». В 1925 году ему поручили сделать портрет приехавшего на выступление Владимира Маяковского. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темно. Но молодой фотограф не растерялся: он прямо с кровати взял белую простынь и держал напротив окна для отражения света. Кадр получился удачным, и его опубликовали не только в «Советском Юге», но и в журнале «Огонек». В 1926 году Марков-Гринберг переехал в Москву и устроился в издание «Смена». А вскоре стал сотрудником «Пресс-клише ТАСС».

Фотограф снимал первые советские ясли и детские сады, пионерские лагеря и молодежные парады. Самыми известным кадрами стали «В столовой. Няня кормит малышей», «В игровой комнате. Горка», «Малыши в кроватках», «Матери кормят детей» и многие другие. Марков-Гринберг часто делал портреты работающих женщин: «Птичница», «Повариха», «Звеньевая комсомолка Нина Овчарова из колхоза «За родину». В 1934 году для издания «Союзфото» Марков-Гринберг подготовил очерк «Уголь и розы» о донбасском шахтере Никите Изотове. Портрет рабочего сравнивали с монументом: мощная фигура, плотный слой угольный пыли на лице и одежде. Большинство снимков серии были постановочными, включая знаменитый кадр «Счастливое детство».

В 1935 году репортер запечатлел, как двуглавых орлов на башнях Кремля меняли на красные звезды. Марков-Гринберг назвал серию «Поворот истории». Снимки «Спуск двуглавого орла с башни Кремля», «Подъем звезды на Спасскую башню Кремля» и «Звезда установлена на Спасской башне кремля» стали самыми известными работами фотографа.

Михаил Прехнер

Первая конная армия. 1935 год. Фотография: Михаил Прехнер / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Автопортрет в шезлонге. Москва, 1930-е годы. Фотография: Михаил Прехнер / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Москва. 1930-е годы. Фотография: Михаил Прехнер / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Михаил Прехнер родился в 1911 году в Варшаве. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Москву. В 14 лет он начал снимать: фотографии учился у старшего брата, который и подарил Михаилу Прехнеру первый аппарат. В 1930 году фотограф начал работать в «Союзфото», а спустя год его снимки «Первая конная армия», «Университеты», «Красная армия» и «Индустрия социализма» опубликовало знаменитое издательство «Изогиз». Это открыло Михаилу Прехнеру дорогу в журнал «СССР на стройке», сотрудником которого он стал в 1932 году. Его работы напечатали в 17 номерах.

Фотограф снимал открытие новых направлений железных дорог, жизнь небольших городов, стройки на Дальнем Востоке и новые корабли военно-морского флота. С 1933 года Прехнер участвовал во всех выставках советских репортеров за рубежом, а в 1938 году получил Большую серебряную медаль в Бельгии. Художник Александр Родченко вспоминал: «Прехнер решил задачу просто — взять от всех самое лучшее: от Шайхета — сухость тематики, от меня — точки и ракурсы. Получился явный успех». Фотограф погиб в 1941 году во время эвакуации войск из Таллина.


Автор: Елизавета Ламова

Теги:

СССРПерсоныОбразованиеПубликации раздела Образование

старинных фотографий показывают жизнь за железным занавесом

старинных фотографий показывают жизнь за железным занавесом Значок поискаУвеличительное стекло.
Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Путешествовать

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.

Скачать приложение

Дети любуются картиной в солнечный день на пляже в России. Владимир Богданов/ФотоСоюз/Getty Images
  • До окончания холодной войны железный занавес отделял Советский Союз от остальной Европы.
  • Жизнь в Советском Союзе была ограничена, но по мере смены его лидеров правила становились все мягче, и на его жителей начало распространяться западное влияние.
  • Молодежь увлеклась американской культурой, а старшее поколение придерживалось коммунистического строя и преданности государству.
  • Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.

Железный занавес был символической и идеологической стеной, а затем и физической, которая отделяла Советский Союз от Западной Европы после Второй мировой войны. Имя, широко приписываемое Уинстону Черчиллю, намекало на то, что жизнь в СССР была скрытной и сильно отличалась от других западных, капиталистических стран.

Но старинные фотографии позволяют заглянуть за кулисы и показывают, что, хотя члены Советского Союза неустанно трудились, чтобы доказать свою мощь остальному миру, было также время для музыки, шоппинга и отдыха на солнце.

Вот какой была жизнь за железным занавесом.

Железный занавес был образным и политическим барьером, разделявшим Европу на две части.

Улица Горького в Москве. Совфото/Universal Images Group/Getty Images

Он изолировал Советский Союз от западных стран в период между окончанием Второй мировой войны и концом холодной войны в 1991 году. немного более расслабленным.

Коллеги поздравляют лучшую швею швейного цеха. ТАСС/Getty Images

Источник: Британская энциклопедия

В 1961 году была построена Берлинская стена, и на протяжении 60-х, 70-х и 80-х годов начала формироваться комбинация любопытства и увлечения американской культурой.

Танцующая пара. Гарольд Хаусвальд

Источник: History. com

Такая музыка, как джаз, давала людям возможность поэкспериментировать с новой версией развлечения, с которой они ранее не были знакомы.

Молодые люди играют джаз на улице. ЛЮБОМИР КОТЕК/AFP/Getty Images

Но советские лидеры продолжали запрещать рок-н-ролл.

Панки зажигают в Петербурге.
Джоанна Стингрей / Getty Images

Источник: Smithsonian Magazine

«Охотники за стилем» были в основном советской версией сегодняшних хипстеров. Они слушали контрабандную музыку и танцевали на скрытых дискотеках, пока их не арестовывала полиция.

Группа охотников за стилем, создающих самые смелые наряды, какие только могут придумать. Марк ДЕВИЛЬ/Гамма-Рафо/Getty Images

Источник: Smithsonian Magazine

Увлечение стилем панк покорило молодежь.

Эта группа панков — это, наверное, все, чего боялись советские лидеры. Питер Тернли/Corbis/VCG/Getty Images

Источник: The Guardian.

Восточный Берлин. Харальд Хаусвальд

В 1950-х годах «костные пластинки» представляли собой старые рентгеновские снимки, напечатанные на тонких виниловых пластинах, которые использовались для распространения американской рок-музыки.

Качество звука было ужасным, но оно давало привкус бунта, к которому они стремились.

Панк бездельничает в 1987 году. Марк ДЕВИЛЬ/Гамма-Рафо/Getty Images

Спорт, особенно футбол, был популярен в Советском Союзе. Когда футбольная команда выиграла чемпионат Европы в 1960 году, было грандиозное празднование.

Болельщики перепрыгивают через забор и бегут по полю после футбольного матча. Харальд Хаусвальд

Источник: livemint 

В первые годы существования Советского Союза сталинское руководство организовало команды, чтобы государство могло сохранить контроль.

Футбольная команда в Москве, Россия, 1960 год. Фото В. Сычева/ТАСС/Getty Images

Хотя к 1960-м годам правительство уже не полностью контролировало ситуацию, оно по-прежнему использовало победы в качестве инструмента пропаганды и заявляло об успехе всякий раз, когда была крупная победа.

Источник: livemint, футболград

 

Для бунтарской молодежи спортивные соревнования стали очередным поводом выпить и пошалить.

Мужчина падает под дерево после футбольного матча, в то время как другие присутствующие покидают это место. Харальд Хаусвальд

Но по мере того, как молодые граждане создавали проблемы, старшее поколение продолжало представлять советскую культуру и вести коммунистический образ жизни.

Трое мужчин в общественном транспорте кажутся унылыми после долгого рабочего дня. Харальд Хаусвальд

Но преобладающим видом транспорта были общественные автобусы.

Автобус едет по Центральной площади. Марк Редькин/ФотоСоюз/Getty Images

Источник: ForeignPolicy

В обычный день взрослые отправляются на работу и время от времени заглядывают в магазин.

Мужчины и женщины отправляются на работу в солнечный день. Совфото/Universal Images Group/Getty Images

Фотограф Дэвид Хлински сказал Fast Company, что «очень немногие продукты имеют клеймо, похожее на легендарные товарные знаки Запада».

Группа женщин восхищается показом простой одежды в Москве, 1977 год. Гилберт УЗАН/Гамма-Рафо/Getty Images

«Скорее, — сказал он, — это были универсальные продукты, лишенные какой-либо сопутствующей мифологии».

Источник: Fast Company

 

Зима в Восточной Европе известна своими экстремально низкими температурами, из-за которых ежедневные поездки на работу и походы за продуктами становятся еще труднее.

Закутанная женщина стоит в центре Москвы. Саймон Нотт / Getty Images

Но зимняя погода не помешала военным парадам.

Танки проезжают мимо огромного портрета Ленина на Красной площади, 7 ноября 1977 года. Беттманн / Getty Images

Каждый ноябрь тысячи людей собирались в морозную погоду, чтобы отпраздновать годовщину образования Советского Союза перед Красной площадью.

Ракеты демонстрировали военную мощь и возможности Советского Союза.

Толпа аплодирует во время парада, когда мимо проезжают военные танки, 7 ноября 19 года. 77. ТАСС/Getty Images

Читать далее

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Функции Советский Союз Берлинская стена

Подробнее. ..

Украинский художник Борис Михайлов о творчестве в СССР

Борис Андреевич Михайлов родился 25 августа 1938 года в Харькове, Украина, в семье украинца и матери-еврейки. Он вырос в годы после Голодомора, так называемого сталинского «террора-голодомора», унесшего жизни миллионов украинцев. Одно из самых ранних воспоминаний Михайлова — это то, как он оставил своего отца, чтобы сесть на один из последних товарных составов из Харькова вместе с матерью перед вторжением немецких войск в октябре 1941 года. Яр овраг и расстрел.

Михайлов в детстве часто был охвачен тревогой, ощущением, что «мир может наступить в любой момент», — говорит он. В 18 лет он поступил в военную академию. Не в силах смириться с военной культурой, он ушел учиться на инженера и в конце концов нашел работу на заводе по производству электрических компонентов для космических кораблей. На фабрике была фотолаборатория, которую Михайлов в течение следующего десятилетия незаконно использовал для обработки изображений, сделанных им в частном порядке. В 1968 году его жизнь изменилась, когда по наводке КГБ провело обыск в заводской фотолаборатории и обнаружило фотографии своей жены в обнаженном виде, сделанные Михайловым. Его допросили, его квартиру обыскали, его работы конфисковали и уничтожили. Его обвинили в порнографии и уволили с работы. Это событие убедило его заняться фотографией на постоянной основе.

Сегодня Михайлов — самый знаменитый фотограф Украины. Поскольку война с Россией продолжается, объединяющая ретроспектива его долгой карьеры под названием Борис Михайлов: украинский дневник откроется в этом месяце в Maison Européenne de la Photographie в Париже.

The Art Newspaper: Видеть, как твоя родная страна и город каждый день подвергаются таким жестоким нападениям, должно быть, травматично. Как вы научились, если вообще научились, справляться с этим ужасающим событием?

Борис Михайлов: Говорят, ко всему можно привыкнуть. Дом рушится, а на его месте строят новый. Но восстановить сломанные, разрушенные жизни невозможно. Я не могу простить это вероломное нападение на мою страну. Я не могу привыкнуть к этой войне, к виду раздираемых бедняков.

Вы фотографировали протестующих на Майдане в Киеве в 2013 году. Эта работа выставлялась в Государственном Эрмитаже в России в 2014 году. Если бы я рассказал Борису, который фотографировал на Майдане в 2013 году, о событиях 2022 года, ответил бы он с удивлением?

Это правда, исторически сложилось так, что близкие друг к другу страны часто находятся в состоянии войны. Это сложно для молодых государств и особенно для государств с общей историей. Политическая и культурная напряженность присутствовала всегда, все время, с момента распада Советского Союза и создания независимой Украины. Перспектива российского вторжения остро ощущалась на Майдане, хотя думать об этом тогда было невозможно. У Украины и России общие воспоминания, общая история. Но абсурдность и вероломство нападения разорвали те связи, которые существуют сейчас и могут существовать в будущем. Все сорвано, и я не думаю, что мы еще очень долго сможем воссоздать эти связи.

Серия псевдогероических автопортретов 1992 года, Я не я , реакция на распад Советского Союза © Борис Михайлов/VG Bild-Kunst; Courtesy Galerie Suzanne Tarasiève

Когда вы в последний раз были в Украине?

Это был октябрь прошлого года. К сожалению, я не задержался надолго. Я редко путешествую из-за болезни. Но Киев был полон молодой, энергичной жизни. Он был похож на европейскую столицу. Я верю, что он и дальше будет столицей свободной страны, избравшей свой независимый путь.

Для человека, который никогда не был в Харькове, как бы вы описали свой город?

Харьков всегда казался мне престижным, ведь он был первой столицей Украины. Город является логистическим центром между Востоком и Севером, Югом и Западом. То, как он выглядит, его уникальная история; для меня это рождение современной культуры. Харьков сделал меня фотографом, которым я стал. Это сформировало дугу моей жизни. И сейчас, в 83 года, у меня есть чувство уверенности — ощущение, что я хоть немного принесла ему пользу.

Самые дорогие воспоминания о Харькове?

Когда я смотрю, как страдает мой город, иногда я чувствую только боль. Но временами мой разум полон воспоминаний о городе моего прошлого. Иногда меня переполняют приятные воспоминания. Дружба, которая у меня была. Тепло моих родителей. Гордость, которую город подарил своим жителям. Эти вещи были привиты мне с рождения. Я благодарна за все, что оно мне дало.

Вы часто говорили, что фотография — это «мой выход». Что ты имеешь в виду?

Фотография придала смысл моему существованию. До фотографии все как будто оставалось прежним: жизнь, молодость, дружба, любовь. А вот с фотографией для меня все стало единым. Это был выход, спасение от ощущения, что мое существование пусто.

Вы потеряли работу на фабрике, когда вас поймали за использованием фотолаборатории для проявления обнаженных фотографий. Расскажите о своей жизни до фотографии. Каким человеком ты был?

Жизнь перед камерой теперь кажется своего рода подготовкой. Моя дружба, учеба, работа до фотографирования, даже такие вещи, как игра в баскетбол, плавание — все это сформировало меня с камерой. Вы должны быть уверены в выбранном вами пути, знать, что вы идете по правильному пути. Эта уверенность заключается в качестве вашего творчества. Так будет всегда.

Михайлов запечатлел протесты 2013 года на Майдане в Киеве в сериале Театр войны, второй акт, тайм-аут © Борис Михайлов/VG Bild-Kunst; Courtesy Galerie Suzanne Tarasiève

Вы рассказали о том, как в 1950-х годах группа молодых людей из Харькова попала в тюрьму по обвинению в порнографии, а также о преступлении принятия «западных поз» после того, как они сфотографировали друг друга на пляж. Вы жили под наблюдением и цензурой большую часть своей ранней жизни. Как это повлияло на работу, которую вы создавали тогда и создаете сейчас?

Это событие надолго взволновало город. Неугодных людей в Советском Союзе часто судили за порнографию или объявляли невменяемыми. В Харькове группу молодых людей обвинили в порнографии и разврате. Сделанные ими фотографии были использованы обвинением в качестве улик. Это были самодельные образы, частные и наивные. Много лет спустя, в начале 1990-х, я познакомился с одним из участников. Он показал мне свое судебное дело, и я увидел фотографии. Они все еще были отмечены судом, но я видел только жизнь, молодость и радость. Сейчас трудно поверить, но в то время и в том месте фотографировать было невозможно. Но мы должны помнить, что каждая эпоха предъявляет свои требования к фотографам и фотографии.

Вы, должно быть, часто чувствовали себя в опасности, создавая свою работу.

Поначалу все казалось пугающим. Страшно было сделать что-то не так: не так сфотографировать, не так проявить, не так напечатать фотографию. Но главная опасность была на улице. Если бы ты просто фотографировал на улице, кто-нибудь позвонил бы в полицию: «Что ты фотографируешь? Зачем ты фотографируешь?» В то время была очень сильная шпиономания. Было большое недоверие к людям, которые занимались чем-то другим.

Арон Морел, ваш издатель в Лондоне, назвал вас «настоящим подрывником». Интересно, вы принимаете это? Возможно ли оставаться подрывным в сегодняшней либеральной художественной культуре?

Я всегда старался создавать образы, даже когда это было морально и физически сложно. Для этого мне пришлось отказаться от привычек и моделей работы. Возможно, временами я думал, что у меня есть шанс стать подрывником. Но все, что я пытался делать, это стремиться к истине, стараясь при этом не причинять вреда.

В своей серии История болезни вы фотографировали самых уязвимых людей Харькова, многие из которых были бездомными. Вы говорили о необходимости всегда находить сочувствие и уважение в процессе создания имиджа. Вы будете в курсе интенсивных дискуссий в области фотографии и фотожурналистики об этике согласия. Какую позицию вы занимаете в этом споре?

Я был максимально открыт для этого проекта. Я вовлек участников в процесс создания этих фотографий. Фотограф, я считаю, всегда должен привлекать внимание публики к проблеме. Но я также считаю, что фотограф должен искать пути решения этих проблем.

Какое искусство волнует вас сейчас больше всего?

Меня все больше и больше привлекает философия. Мне кажется, лучше всего дать мне объяснение того, что я должен делать, что я должен искать, чтобы соответствовать сегодняшнему времени.

Вы рассчитываете когда-нибудь вернуться в Харьков и сфотографировать его?

Да. Мой дом там. Надеюсь, что мое ожидание не будет напрасным. Что-то, я надеюсь, упадет мне на колени, как это уже случалось раньше.

Что вы хотите сказать многим прогрессивным россиянам, которые в частном порядке выступают против путинского режима и войны на Украине?

В военное время трудно давать советы. Каждый должен принять решение для себя. Но можно встать и пойти на работу, как это делали в советское время.

Борис Михайлов: Украинский дневник , Maison Européenne de la Photographie, Париж, 7 сентября – 15 января 2023 г.

Биография

Год рождения: 1938 Харьков, Украина

Lives: Харьков и Берлин

Основные выставки: 2017 Украинский павильон, Венецианская биеннале; 2016 Выступление перед камерой , Тейт Модерн, Лондон; 2014 Манифеста 10, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Prix ​​Pictet, Музей Виктории и Альберта, Лондон; 2012 Подделка: обработанная фотография до Photoshop , Метрополитен-музей, Нью-Йорк; 2011 Музей современного искусства, Нью-Йорк; 2007 Павильон Украины, Венецианская биеннале; 2004 Институт современного искусства, Бостон; 2001 Haus der Kulturen der Welt, Берлин; 2000 Hasselblad Center, Гётеборг; Галерея фотографа, Лондон; 1999 Национальный центр фотографии, Париж; 1998 Stedelijk Museum, Амстердам; 1995 Портикус, Франкфурт-на-Майне; Институт современного искусства, Филадельфия; 1991 Международный Карнеги, Музей Карнеги, Питтсбург; 1990 Музей современного искусства, Тель-Авив

Представитель: Galerie Barbara Weiss, Берлин; Спровиери, Лондон; Сюзанна Тарасьев, Париж

В картинках: История холодной войны

В картинках: История холодной войны.

Обновлено 12:45 по Гринвичу (2045 гонконгских тонн) 26 декабря 2021 г.

AP

Крымский курортный город Ялта стал местом исторической встречи британских, американских и советских лидеров — Уинстона Черчилля, Франклина Д. Рузвельта и Иосифа Сталина — 19 февраля.45. Поскольку поражение нацистской Германии было неизбежным, союзники Большой тройки согласились совместно управлять послевоенной Германией, в то время как Сталин пообещал честные и открытые выборы в Польше.

Окончание Второй мировой войны подготовило почву для Холодной войны — борьбы между коммунизмом и капитализмом, которая столкнула Восток с Западом и поставила мир на грань ядерной войны.

Пик напряженности пришелся на 1960-е годы. Это десятилетие, когда разыгрался кубинский ракетный кризис, Соединенные Штаты вступили во Вьетнамскую войну для борьбы с коммунистическими силами, а президент Джон Ф. Кеннеди отправил команду кубинских эмигрантов в кубинский залив Свиней, чтобы попытаться свергнуть лидера Фиделя Кастро.

Холодная война закончилась 30 лет назад с распадом Советского Союза в декабре 1991 года.

Взглянем на другие знаменательные события той эпохи в истории.

Решение Соединенных Штатов применить атомную бомбу против Японии в августе 1945 года положило конец Второй мировой войне. Сотни тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки погибли мгновенно или умерли от радиации после бомбардировок.

Роджер Вайоллет/Getty Images

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает с речью в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, 5 19 марта.46. ​​«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике через континент опустился железный занавес», — заявил он.

George Skadding/The LIFE Picture Collection/Shutterstock

24 июня 1948 года Советский Союз сделал попытку установить контроль над Берлином, заблокировав все сухопутные пути к городу. Берлин был разделен на четыре сектора под контролем США, Великобритании, Франции и Советского Союза, но сам город полностью находился в оккупированной Советским Союзом восточной Германии. С июня 1948 г. по май 1949 г. самолеты США и Великобритании доставили жителям Западного Берлина 1,5 млн тонн грузов. После 200 000 полетов Советский Союз снял блокаду. Здесь оборванная группа берлинцев стоит среди руин здания возле аэродрома Темпельхоф, пока грузовой самолет C-47 доставляет в город еду.

Walter Sanders/The LIFE Picture Collection/Shutterstock

В августе 1949 года президент Гарри Трумэн подписал Североатлантический договор, положивший начало НАТО. Двумя годами ранее он запросил у Конгресса 400 миллионов долларов помощи для борьбы с коммунизмом в Греции и Турции. Доктрина Трумэна обязывала оказывать американскую экономическую и военную помощь любой стране, которой угрожает коммунизм.

Corbis/Getty Images

Иосиф Сталин (слева) на встрече с Мао Цзэдуном в Москве 19 декабря49. В июне 1949 г. китайские коммунисты объявили о победе над националистическими силами Чан Кай-ши, которые впоследствии бежали на Тайвань. 1 октября Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику. Два месяца спустя Мао отправился в Москву, чтобы встретиться со Сталиным и обсудить китайско-советский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Sovfoto/Universal Images Group/Getty Images

25 июня 1950 года северокорейские коммунистические силы вторглись в Южную Корею. Двумя днями позже президент Трумэн приказал войскам США оказать помощь южнокорейцам. Здесь морские пехотинцы США высаживаются в Инчхоне, когда бушует битва. Три года спустя было подписано соглашение о перемирии, и граница между Севером и Югом осталась примерно такой же, какой она была в 19 веке.50. Готовность Китая и Северной Кореи прекратить боевые действия отчасти объяснялась смертью Сталина в марте.

Interim Archives/Getty Images

Школьники учатся защищать себя в случае ядерной атаки, отрабатывая упражнение «пригнуться и укрыться» в своем классе в 1951 году.

BettmannGetty Images

Тело Сталина в гробу после его смерти 5 марта 1953 г., после перенесенного инсульта. Забальзамированное тело советского коммунистического лидера демонстрировалось до 1961 года.

Serge Plantureux/Corbis/Getty Images

29 марта 1951 года Юлиус и Этель Розенберги были осуждены за продажу атомных секретов США Советскому Союзу. Розенберги были отправлены на электрический стул в 1953 году, несмотря на возмущение либералов, которые изображали их жертвами антикоммунистической охоты на ведьм.

Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Осуждение Розенбергов способствовало подъему маккартизма, антикоммунистической кампании, возглавляемой сенатором США Джозефом Маккарти из Висконсина в 1950-х годах. Почти 400 американцев, в том числе рядовые, знаменитости и некоторые из тех, кто носил форму американских военных, были допрошены на секретных слушаниях, где Маккарти и его сотрудники были обвинены в их предполагаемой причастности к коммунистической деятельности. В то время как Маккарти пользовался общественным вниманием и первоначально продвинулся по карьерной лестнице с началом слушаний, ситуация изменилась. Его резкое обращение с армейскими офицерами на секретных слушаниях ускорило его падение.

Bettmann/Getty Images

4 октября 1957 года Советский Союз запустил Спутник, первый искусственный спутник на орбиту Земли. В 1958 году Соединенные Штаты создали НАСА, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, и космическая гонка была в самом разгаре.

Sovfoto/Universal Images Group Editorial/Getty Images

В 1959 году левые силы Фиделя Кастро свергли правительство Фульхенсио Батисты на Кубе. Вскоре Кастро национализировал сахарную промышленность и подписал торговые соглашения с Советским Союзом. В следующем году его правительство конфисковало активы США на острове.

Universal History Archive/Universal Images Group/Getty Images

Советский лидер Никита Хрущев выступает на саммите в Париже в 1960 году, который был прерван, когда американский высотный самолет-разведчик U-2 был сбит во время полета над Советским Союзом.

MPI/AGetty Images

Пилот самолета-разведчика U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс позирует в летном шлеме среди других улик, связанных с судебным процессом над ним в Москве в 1960 году. в миссии по исследованию погоды.

Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин совершил облет Земли на борту космического корабля «Восток-1». смущение для Соединенных Штатов, уже уязвленных первым в гонке Советским Союзом запуском спутника «Спутник-1» четырьмя годами ранее.

Sovfoto/Universal Images Group/Shutterstock

Молодая женщина в сопровождении своего парня стоит у Берлинской стены, чтобы поговорить с матерью на стороне Восточного Берлина в 1962. Стена разделяла восточную и западную части города. США отклонили предложения советского лидера Никиты Хрущева сделать Берлин «вольным городом», доступ к которому контролировался Восточной Германией, и в августе 1961 года коммунистические власти начали строительство стены, чтобы предотвратить бегство восточных немцев в Западный Берлин.

Bettmann/Getty Images

Репортеры фотографируют президента США Джона Ф. Кеннеди за своим столом после того, как он подписал эмбарго на поставки оружия Кубе в 1962 году. Эмбарго фактически поместило Кубу на карантин. В 1961 января организованное США вторжение 1400 кубинских изгнанников потерпело поражение от сил Кастро в заливе Свиней. Президент Кеннеди взял на себя полную ответственность за катастрофу. В следующем году Советский Союз установил на Кубе ядерные ракеты, способные достичь большей части территории США. Кеннеди приказал морскую блокаду Кубы, пока Советы не уберут ракеты. Шесть дней спустя Советы соглашаются убрать ракеты, обезвредив одно из самых опасных столкновений холодной войны.

Беттманн/Getty Images

Советский грузовой корабль «Физик Курчатов» покидает Кубу по пути в Россию в 1962 году, во время кубинского ракетного кризиса. На палубе шесть крытых брезентом ракетных транспортеров с ракетами.

Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Американские войска были отправлены в Южный Вьетнам в 1965 году после того, как появились сообщения о том, что северовьетнамские патрульные катера обстреляли военный корабль США «Мэддокс» в Тонкинском заливе. Война во Вьетнаме длилась почти десять лет и унесла жизни более 58 000 американцев.

Тим Пейдж/Corbis/Getty Images

Ракетные установки на военном параде на Красной площади в Москве в 1967 году.

Sovfoto/Universal Images Group/Shutterstock

Молодая чешка кричит: «Иван, иди домой!» солдатам, сидящим на танках на улицах Праги в 1968 году. 5 января 1968 года реформатор Александр Дубчек стал генеральным секретарем Коммунистической партии Чехословакии, пообещав «максимально широкую демократизацию» по мере того, как движение «Пражская весна» охватило всю страну. В августе лидеры СССР и Варшавского договора направили силы вторжения численностью 650 000 человек. Дубчек был арестован, и к власти вернулись сторонники жесткой линии.

Bettmann/Getty Images

Астронавт Аполлона-11 Эдвин Э. «Базз» Олдрин-младший идет по лунной поверхности 20 июля 1969 года. Он и командир миссии Нил Армстронг стали первыми людьми, ступившими на Луну. Их миссия считалась американской победой в холодной войне и последующей космической гонке, что соответствовало цели президента Кеннеди, озвученной в 1961 году, «высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю» до конца десятилетия.

NASA/AFP/Getty Images

На глазах у кремлевских лидеров и помощников президента президент США Ричард Никсон обменивается рукопожатием с председателем Коммунистической партии Леонидом Брежневым после подписания одного из нескольких соглашений, достигнутых во время их семидневного саммита в 1919 году.74.

Bettmann/Getty Images

Афганские повстанцы на крыше подбитого российского бронетранспортера в Афганистане в феврале 1980 года. Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году, когда коммунист Бабрак Кармаль захватил контроль над правительством. Поддерживаемые США мусульманские партизаны почти десятилетие вели дорогостоящую войну против Советов.

Eric Marrapodi/CNN

Воздушные шары выпущены во время церемонии открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. После того, как США бойкотировали Московские летние игры в 1919 г.80, страны Восточного блока, включая Советский Союз и Восточную Германию, бойкотировали Игры 1984 года.

Suzanne Vlamis/AP

Президент США Рейган на праздновании 750-летия Берлина обращается к жителям Западного Берлина у подножия Бранденбургских ворот, недалеко от Берлинской стены, 12 июня 1987 года. Слова президента можно было услышать и с восточной (контролируемой коммунистами) стороны стены. «Снесите эту стену!» был знаменитый призыв Рейгана к Горбачеву разрушить Берлинскую стену. Многие считают, что речь Рейгана, произнесенная в тот день, подтвердила начало конца холодной войны и падение советского блока.

Майк Сарджент/AFP/Getty Images

Президент Рейган и советский лидер Михаил Горбачев подписывают соглашение о контроле над вооружениями, запрещающее использование ядерных ракет средней дальности в декабре 1987 года. 1989. Горбачев отказался от доктрины Брежнева, которая обязалась использовать советскую силу для защиты своих интересов в Восточной Европе. В сентябре Венгрия открыла границу с Австрией, что позволило восточным немцам бежать на Запад. После массовых публичных демонстраций в Восточной Германии и Восточной Европе 9 ноября пала Берлинская стена..

Jacques Langevin/Sygma/Getty Images

Ликующие люди наступают на голову статуи Феликса Дзержинского, основателя и начальника советской тайной полиции, позже известной как КГБ, которая была свергнута перед штаб-квартирой КГБ в Москве в августе 23, 1991.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *