Фото родченко: 10 лучших фотографий Александра Родченко

«Вся расцветает и дышит присущими ей ароматами» Как гений русского авангарда навсегда изменил мировую фотографию: Фото: Искусство: Культура: Lenta.ru

Александр Родченко не нуждается в представлениях — мало найдется художников, которые внесли такой вклад в отечественную и мировую культуру: один из самых ярких творцов русского авангарда, идеолог и основоположник конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы, замечательный живописец, скульптор, график. На открывающейся 24 января в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» будет представлена еще одна важная ипостась Родченко, в которой он произвел революцию в мировом масштабе. В искусство фотографии Родченко привнес конструктивистский подход, через эксперименты с кадром выразившийся в нестандартной, изобретательной работе с ракурсами, и динамичную, диагональную композицию. Эти приемы для фотографов 1920-х были сенсационными — и при этом они продолжают оставаться актуальными до сих пор. «Лента.ру» публикует некоторые из лучших фотографических работ Родченко и сопровождает их высказываниями и цитатами самого художника. Посмотреть часы работы выставки и купить билеты можно на официальном сайте Центра фотографии им. братьев Люмьер.

«Сбор на демонстрацию», 1928 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о фотографии как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности…»

Поэт Владимир Маяковский, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства».

«Лестница»,1925 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о ракурсах съемки: «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — «съемки с пупа», аппарат на животе.

Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме «с пупа», пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним».

Критик Осип Брик, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об объектах съемки: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».

Девушка с «Лейкой», 1934 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о будущем: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».

Лиля Брик, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный камень среди грязной темной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»

«Пионер — трубач», 1930 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об искусстве будущего: «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и прочему».

«Лестница», 1929 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о линиях в фотографии:

«Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».

Портрет матери, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о будущем фотографии: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли. Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет… Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба). Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны. Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги. Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня».

Спортивный клуб «Динамо», 1935 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о восприятии фотографии: «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте».

Девушка-курьер, 1928 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о себе: «…Он пришел к фотографии. Черная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир. Мир привычный и обыденный — с новых точек. Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно. Вот он будет агитировать фотографией. За все новое, молодое и оригинальное. Но тут… полет кончился. На сцене опять дежурная лампа. В зале пусто и темно. Ни полета… Ни аплодисментов… Критика обрушилась со всей силой. За формализм, за ракурсы и т. д. Он стал опять одиноким ребенком. Он стал вредным и опасным. Ему подражают, но от него отказываются. Друзья боятся даже к нему приходить. И он решил уйти… Со сцены фотографии, разочарованный и усталый».

«Свобода в объективе. Классики советской фотографии». Александр Родченко, Владимир Лагранж и Юрий Рост. выставка. Санкт-Петербург 2015 — Музей современного искусства Эрарта

Выставка «Свобода в объективе. Классики советской фотографии» объединила три проекта, представляющих творчество великих советских мастеров: Александра Родченко, Владимира Лагранжа и Юрия Роста

  • Владимир Лагранж. Голуби мира. 1962

  • Владимир Лагранж. Вратарь. 1961

  • Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе «Динамо». 1932

  • Юрий Рост. Белла Ахмадулина на даче в Переделкино. Россия

  • Владимир Лагранж. Урок сольфеджио. 1969

/

Творчество Александра Родченко представлено проектом «Круг Родченко. Стильные люди». Впервые показанный на фестивале «Мода и стиль в фотографии-2005», проект рассказывает о ближнем круге классика русского модернизма, главного инженера конструктивизма, пионера советской фотографии.

Безусловно, Александр Родченко был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры своего времени. Сам фотограф, его жена Варвара Степанова, друзья и единомышленники Владимир Маяковский, Лилия и Осип Брики оказали огромное влияние на развитие фотографии, живописи, дизайна, театра, кино, полиграфии и моды ХХ века. Они не просто жили, а создавали новый стиль эпохи, в котором не было случайных деталей. Неповторимый стиль одежды каждого персонажа из круга Родченко всегда являлся продолжением внутреннего стиля личности. Фотографии безупречно передают и тот, и другой.

Работы Владимира Лагранжа объединены в проекте «Оттепель», впервые показанном в рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014». Лагранж — участник международных конкурсов и выставок, обладатель многочисленных профессиональных премий и медалей, один из ста фотокорреспондентов мира, принявших участие в создании книги «Один день из жизни Советского Союза» (издана в США).

Его работы находятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России, Италии, Великобритании, Швейцарии и Австралии. Годы оттепели были уникальным временем в советской истории. Тогда в стране неуловимо изменилось настроение. Новое чувство свободы ярко выражают фотографии Владимира Лагранжа, в частности знаменитый снимок «Голуби», который журнал «Советское фото» опубликовал на целый разворот — редкий шаг для изданий того времени. На смену традиционным, официозным, застывшим снимкам с парадов и съездов Политбюро пришли кадры, безусловно, еще постановочные, но уже дышащие свободой, позволяющие сформировать иной взгляд на эпоху. Новое поколение фотографов обратилось к новым формам выражения и новым ценностям. Снимки Владимира Лагранжа рассказывают обо всех этих переменах, а также о наиболее значительных событиях того времени.

Проект «Групповой портрет на фоне мира» Юрия Роста — легендарного фотографа, писателя и поэта, путешественника, журналиста и публициста — это размышление о любви и понимании как единственных возможных способах постижения мира. Черно-белые портреты изображают людей, как известных, так и неизвестных, цветные — уникальные места нашей планеты, практически не затронутые деятельностью человека: королевство Мустанг, Гренландия, остров Пасхи, Антарктида, Исландия, Галапагос. Изображения сопровождают поэтичные тексты автора. Проект дает возможность увидеть красоту мира и почувствовать единение с ним. Юрий Рост — удивительный рассказчик, в арсенале которого два мощных художественных средства — текст и фотография. Автор знаменитых снимков с мюнхенской Олимпиады, портретов академика Андрея Сахарова, Фаины Раневской и Анри Картье-Брессона никогда не считал себя фотографом: по собственному признанию, он просто «усиливал» свои тексты фотографиями, используя их как «физическую опору». Ведь именно в этом единстве они способны создать новый образ и новый смысл.

Репортаж с открытия

Информационный партнер

текущие выставки

все выставки

Родченко — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 49 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • «Тени» Александра Родченко — издательство Йельского университета

    Поделиться этой статьей:

    Александр Родченко, Асфальтирование Ленинградского шоссе в Москве, 1929-1930 гг. Серебряно-желатиновый отпечаток. Архив А. Родченко и В. Степановой, Москва/Усадьба Александра Родченко.

    27 февраля 2023 г. | тлб76 | Искусство и архитектура, Европейская история, Политика

    Глебова Аглая Константиновна

    Каким должен быть современный мир? У советского художника Александра Родченко, как и у многих его товарищей-авангардистов как к востоку, так и к западу от Москвы, было твердое мнение по этому поводу. Современный мир был миром скорости, перемен и движения. Это было также одним из технического прогресса. В современном мире, писал Родченко в 1928 г., не может быть вечных истин, единого подхода к научной или культурной проблеме, а только постоянное развитие. Пространство тоже теперь постоянно менялось: город заводов и небоскребов, по которому проезжали автомобили, автобусы и трамваи, был не тотальностью, а сетью, которую можно было увидеть лишь частями, косо. Точно так же и современный человек (включая Владимира Ленина) не определялся уникальной личностью, а, скорее, был «много… а иногда и совершенно противоположных». Именно эту множественность и случайность и должна была запечатлеть фотография, выбранная Родченко среда. Для него моментальный снимок особенно хорошо подходил для документирования современности из-за того, что Родченко считал его основными качествами: мгновенность, мобильность и массовая воспроизводимость.

    Тогда поразительно обнаружить среди фотографий Родченко постановочные портреты; длительные экспозиции; необычные гравюры, искусно написанные вручную; натюрморты, которые не выдают никакого интереса к миру за пределами студии, и пейзажи, в которых нет ни намека на движение, и это лишь немногие исключения из его гипермодернистской программы. Эти фотографии, некоторые из которых малоизвестны, являются частью того, что я называю «теневым творчеством» Родченко: работы, которые уже давно затмеваются изображениями, которые лучше соответствуют глубоко укоренившейся привязанности модернизма к конкретной среде, которая также является неотъемлемой частью творчества Родченко. собственная заявленная приверженность особенно современной и модернистской версии фотографии (быстрой, серийной, остраняющей, многократной). Александр Родченко: Фотография во времена Сталина Таким образом, он отступает от собственного изречения художника и установленных прочтений его работ, чтобы исследовать временные и материальные расширения фотографии Родченко. Подзаголовок книги указывает не на монолитную эпоху сталинизма — хотя фигура Сталина неудивительно вырисовывается по мере того, как 1930-е годы подходят к концу, — а на множественные темпоральности, которые работа Родченко вынесла на поверхность, несмотря на ускоряющуюся «битву за время», ведущуюся под эгидой пятилетних планов. Александр Родченко утверждает, что в условиях форсированной и беспощадной модернизации отказ от новизны, разрыва и скорости мог быть неотложным, даже критическим.

    Такой отказ наиболее очевиден в закрашенных фотографиях Родченко, на которых художник подчеркивал временность отпечатков, возвращаясь к ним с мелком и кистью в руке. Но объятия тишины и созерцания также очевидны в большей части «теневого творчества» Родченко, а также в его более канонических фотографиях. Начиная с конца 19В 20-х годах в работах Родченко недавнее прошлое все больше оформлялось как часть настоящего, показывая сосуществование устаревшего и настоящего, длительности и устремленности в будущее, «бывшего» и «того, что есть» (или «что должно быть»).

    Александр Родченко, Карельский пейзаж , 1933. Серебряно-желатиновый отпечаток с нанесением краски. Мультимедиа Арт Музей, Москва/Усадьба Александра Родченко.

    Фигуры новизны изобиловали, в частности, в фотографии Родченко конца 1920-х годов, но и здесь трансформация почти никогда не была тотальной. Фотография сделана около 1930 представляет собой парадигматическую композицию Родченко, косой взгляд, который художник отстаивал как способ увидеть мир по-новому (фотографировать с любой точки, кроме «с пупка»! — восклицал он).

    Александр Родченко, Асфальтирование Ленинградского шоссе в Москве , 1929-1930 гг. Серебряно-желатиновый отпечаток. Архив А. Родченко и В. Степановой, Москва/Усадьба Александра Родченко.

    Городская улица возвышается по диагонали, что одновременно раскрывает и остраняет этот срез городского пространства. Мы находимся в гуще событий в Москве; каток прокладывает Ленинградское шоссе, связывающее еще новую и старую столицы, а один из оживленных московских вокзалов находится в нескольких сотнях метров. Шоссе асфальтировали впервые, так как весь район вместе с большей частью города и большей частью территории Советского Союза претерпевал быстрые изменения в стремительной эпохе первой пятилетки. На фотографии Родченко приход техники показан как факт, лоскутный процесс и зрелище: обратите внимание на дюжину свидетелей, чьи тени падают на готовую полосу асфальта.

    Изображение также появилось на обложке журнала Смена в 1931 году, подходящая иллюстрация к названию журнала, означающее Смена или Смена . Номер был оформлен художницей Варварой Степановой, которая также была партнером Родченко на протяжении всей жизни (позднее, в 1930-е годы, они участвовали в десятках важных заказов по графическому дизайну; в последней главе моей книги обсуждается один пример их сотрудничества). Степанова обрезала фотографию для обложки, приблизив нас к машинам; несколько кадров Родченко внутри номера также дают нам ощущение меняющегося пространства Москвы, с новыми трамвайными линиями, прорезающими густую сеть улиц, и жителями, собирающимися в недавно построенном Парке культуры и отдыха. Однако преображение, запечатленное на фотографиях Родченко, почти никогда не бывает тотальным: обратите внимание, например, на конную повозку на улице, параллельной шоссе, и на выступающие очертания дореволюционных церквей в верхнем левом углу, перекрытые титульное «изменение» в дизайне обложки Степановой.

    Александр Родченко, Обложка журнала   ДАИШ, №. 9, 1929. Библиотека Принстонского университета/усадьба Александра Родченко.

    Как и многие художники-авангардисты, а может быть, даже больше, чем большинство, Родченко работал сразу в нескольких средах. Например, во второй половине 1920-х годов он продолжал много работать как в графическом, так и в кинодизайне. Тем не менее, с середины 1920-х до середины 1930-х годов фотография была основным направлением практики Родченко, отчасти потому, что он видел в ней уникальную связь с моментом, в котором он жил, с тем, что он называл «настоящим» или «подлинным» персонажем. современной жизни. Это был не просто вопрос мнения: по мере того, как Родченко начинал делать себе имя в фоторепортаже, он все чаще работал по заданию и брался за самые разные сюжеты. Подборка фотографий, сделанных Родченко в 1929 для тематических выпусков только одного журнала, Даеш’ [ Дадим ], дает представление о диапазоне: от Московской электростанции, представляющей дух «полного вперед» первой пятилетки, на фотосерии о молочном и зерновом производстве, о московском ботаническом саду, о текстильной фабрике, о яслях, о не вовремя проложенных водопроводных трубах и, самое известное, об автомобильном заводе АМО.

    Этот список предлагает лишь малую часть тем, которые задокументировал Родченко. Он сфотографировал множество сайтов и проектов, некоторые из которых его мало интересовали, если вообще интересовали; некоторые, к которым он, возможно, относился скептически; и некоторые, которые подвергли его экспоненциальному насилию режима. Таким образом, фотографическая и смежная с фотографией практика Родченко касалась широкого круга советской жизни и ее преобразований в первое десятилетие сталинизма. В результате данная монография разворачивается не только хронологически, но и тематически, концентрируясь на линиях культурного разлома момента и исследуя образы Родченко в их постоянно меняющемся дискурсивном поле, где смысл и ценность таких понятий, как «личность» или «экология может радикально измениться в течение года или нескольких месяцев, а иногда и нескольких дней. Пять глав книги посвящены некоторым насущным проблемам советской 1930-х годов, таких как вопрос коллективности (городские фотографии Родченко неожиданно открывают пространство для социалистического интерьера) и места природы и экологии в быстро индустриализирующейся нации. Возникает портрет художника, ищущего другой способ — или, скорее, способы — реагировать на быстро меняющуюся политику того времени и бороться с ней.


    Аглая К. Глебова — доцент кафедры истории искусств Калифорнийского университета в Беркли.


    Искать:

    Последние сообщения

    • Гего.
  • alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *