Фотограф прокудин горский: Дорогами Сергея Прокудина-Горского | Русское географическое общество

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Наследие царского фотографа

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» – русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ

Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 году под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович, оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, Марию, а также наделил «вотчиной, Гора называемой». Отсюда и пошла фамилия Горский. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими.

Будучи очень одаренным и разносторонним человеком, Сергей Михайлович становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского технического общества, а в 1898 году также членом фотографического отдела ИРТО, публикует первые свои работы по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В том же 1898 году на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII–XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

В XX век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – его увлекла цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

Едва получив в свое распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми ее многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

Первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре – октябре 1903 года, запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

Важным этапом  его раннего творчества стала поездка в Туркестан в 1906–1907 годах для фотографирования солнечного затмения с экспедицией Русского географического общества, членом которого он стал еще в 1900 году. Прокудин-Горский с увлечением фотографировал старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи и многое другое, что жителю Петербурга казалось настоящей экзотикой. Вероятно, в тот момент Прокудин-Горский начал осознавать, что самое важное предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской империи.

Его творчеством заинтересовался один из великих князей. А затем на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет, и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.

3 мая 1909 года состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в воспоминаниях 1932 года.

Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего было запланировано за 10 лет сделать 10 000 снимков.

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка была приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 года производится съемка северной части промышленного Урала. В 1910 году Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. Летом того же года он снимает южную часть Урала.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский еще несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России — вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 года демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии».

В августе 1918 года Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В сентябре 1919 года он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино.

С 1921 года и до самой смерти в 1944 году Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923–1925 годах из России перебрались члены его семьи.

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор никому не известно. Первое упоминание о пребывании коллекции во Франции относится к концу 1931 года, когда начался ее показ соотечественникам-эмигрантам. До 1936 года Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки. Впоследствии наследники продали значительную часть коллекции в США, сейчас она находится в библиотеке Конгресса США.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина «родиноведение». Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения – установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению все богатство и красоту бескрайней страны.Новый предмет должен был получить название «Родиноведение». Эти уроки так и не были введены в школах царской России – революция 1917 года помешала замыслу.

Однако, в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году — за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей – вот что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века – качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года незадолго до 80-летия писателя.

Крестьянские девушки. 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды – один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Неизвестная на веранде в Лугано. 1908 год

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). В Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель» Адриану Лаврову. «Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов», – рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Стрелочник-башкир на Транссибирской железной дороге. 1 января 1910 года

Горные работы на Бакальском руднике на Урале. 1910 год

Башкирская деревня. 1910 год

Башкирка в национальном костюме, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Башкир у своего дома. Деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Парень-башкир, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Уфа, вид на железнодорожный мост. 1910 год

Главная мечеть в Уфе, Случевская гора. 1910 год

Панорама старой Уфы. 1910 год

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки. Предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива – документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки «Обед на покосе». Рядом с Сергеем Михайловичем – 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957).

Деревня Новый завод на р. Каменке. С.М. Прокудин-Горский за работой

Материал подготовила Галина Евдищенко

Прокудин-Горский Сергей Михайлович: Российская империя. Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Артикул: p5930582

Купили 111 раз

О товаре

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) — изобретатель, фотограф, издатель и общественный деятель, первооткрыватель цветной фотографии в России. Цель работы Сергея Михайловича — запечатлеть «в натуральных красках» всю красоту и богатство Российской империи, используя технологию совмещения кадров. С 1903 по 1916 гг. Прокудин-Горский успел сделать около трех с половиной тысяч цветных снимков, составивших его уникальное наследие «Коллекцию достопримечательностей Российской империи», которое хранится в Библиотеке Конгресса США.

Коллекция Прокудина-Горского — это своеобразная энциклопедия по истории Российской империи. Многие памятники прошлого, запечатленные фотографом, мы можем видеть только на этих снимках. Нет уже того житейского уклада, а главное, тех людей — свидетелей и участников событий, произошедших в Российской империи начала XX века. В книге представлены как известные, так и довольно редкие снимки фотографа, которые Прокудин-Горский делал путешествуя по Центральной России, Мариинскому водному пути, Средней Азии, Уралу, Сибири и Кавказу.

Характеристики

Автор:
Сергей Прокудин-Горский

Серия:
История России в цвете

Раздел:
История России

Издательство:
АСТ, ОГИЗ

Возрастное ограничение:
12+

Год издания:
2021

Количество страниц:
256

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Формат:
203×262 мм

Вес:
1. 01 кг

Станислав Павлов

Великоленое издание уникальных цветных фотографий Прокудина-Горского сделанных в период правления Императора Николая II. Автор смог запечатлеть различные аспекты истории и быта нашей страны в тот период, что прекрасно развевает множество мифов об истории нашей страны: от лапотной России до нищего крестьянства. Само издание сделано очень качество и станет прекрасным дополнением коллекции альбомов, для тех собирает такое.

Севастьян Механцев

Отзыв о покупке
на book24.ru

Сказать что это книга — значит не сказать ничего. Это настоящий фотоальбом начала прошлого века! Реально, рассматривая фото, попадаешь как на машине времени в прошлое! В своё время ходил в фотокружок, потом в кинокружок, поэтому хорошо знаком с принципами фотографии, ч/б, цветной, а также ч/б киноплёнки. Ума не приложу, как он до всего такого додумался чтобы получить такие фото. Цвета просто великолепны, как-будто и нет разницы в 100 с лишним лет. Залип до часу ночи, просто просматривая фото и читая надписи где. Обязательно найду время чтобы внимательно прочитать. А сейчас реально всем фотолюбителям и ценителям прекрасного советую. Мастхэв! Бумага, как и положено для такого издания, мелованная, качество печати на высоте.

Николай Безбородов

Отзыв о покупке
на book24.ru

Предыдущие две книги от АСТ выходили в маленьком формате. А эта, наконец-таки, получила достойный великого фотографа формат. Новых снимков нет, по понятным причинам, но если вы ранее не покупали книги с фотографиями Прокудина-Горского, то вот ваш отличный шанс поставить на полку или подарить друзьям частичку нашей истории в шикарном оформлении. Цветные фотографии времени, которое для многих известно только по чб, а то и по картинам.

Переворачивает представление о людях и местах. Возможно, вы даже найдёте что-то знакомое на фото – я нашёл.

Несовершенные изображения Сергея Прокудина-Горского – The Public Domain Review

Заархивированные среди обширного фотографического обзора Российской империи Прокудиным-Горским, мы находим изображения, пронизанные звездными трещинами, покрытые плесенью и размытые движением. В такие моменты разрушения Эрика X Эйзен раскрывает пересекающиеся силы, стоящие за этими новаторскими усилиями в области цветной фотографии.

Опубликовано

7 декабря 2022 г.

Перед печатью прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения.

Сергей Прокудин-Горский, Крестьянские девушки [Российская империя] , 1909, цифровая цветная композиция Блеза Агуера-и-Аркаса, 2004. Три молодые женщины предлагают ягоды посетителям их избы , традиционного деревянного дома, в сельской местности. участок по реке Шексне, у города Кириллова — Исток.

«В 9 [вечера]», — записал царь Николай II в своем дневнике 22 января 1911 г., — «Прокудин-Горский показал нам в Полукруглом зале свои прекрасные цветные фотографии Волги и Урала. Мы с Дмитрием играли в бильярд». 1 Наряду с телеграфом княжеской скуки, эта запись свидетельствует о поразительном раннем достижении в истории фотографии: работе Сергея Михайловича Прокудина-Горского, академика и ученого из Мурома, чьи исследовательские интересы сосредоточились на фотохимия. В то время, когда черно-белый был все еще доминирующим фотографическим режимом, Прокудин-Горский усовершенствовал технику захвата сцен в полном цвете, чтобы он мог ослепить публику в Санкт-Петербурге шоу волшебных фонарей, которые казались переполненными. жизнь: тарелки рубиново-красных ягод, пышные оранжереи, сияющие на солнце чешуйчатые церковные крыши.

Будучи редактором и издателем известного фотожурнала

Фотограф-Любитель , Прокудин-Горский использовал свое положение не только для сообщения о достижениях в области цветной фотографии, но и для иллюстрации этих дискуссий избранными репродукциями своих собственных изображений, как лидер в этой области и получив широкую известность благодаря своим портретам Толстого. 2 Волна славы, которую принесли ему эти фотографии, завершилась приглашением в 1909 году в летнюю резиденцию Романовых в Царском Селе, где он устроил императорской семье частную демонстрацию своих работ. На основании этой оригинальной презентации Николас предоставил фотографу виртуальный карт-бланш на воплощение его мечты — задокументировать империю с помощью 10 000 полноцветных изображений, что позволило ему получить доступ к областям, которые в противном случае были бы закрыты, и даже снабдить экспедицию специальный вагон-поезд, превращенный в темную комнату.

Опираясь на работы Джеймса Клерка Максвелла, Адольфа Мите и других, Прокудин-Горский отточил технику, имитирующую то, как человеческий глаз обрабатывает свет, разделяя его на три дискретных канала. С помощью специальных стеклянных пластин тройной ширины фотограф трижды снимал каждую сцену — сначала через синий фильтр, затем через зеленый и, наконец, через красный. Позитивные изображения, проецируемые с использованием тех же фильтров, затем можно было рекомбинировать и накладывать друг на друга, чтобы получить блестящую композицию. 3 В своих сложных требованиях к трем снимкам и трем фильтрам эта техника отличалась от других ранних технологий цветной фотографии, в частности, от Autochrome на основе картофельного крахмала братьев Люмьер, который профессор считал «сложным и капризным» и отказался от него в пользу из его собственных методов. 4

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Эмир Бухарский , 1911. Слева — стеклянные негативы с фильтром, справа — цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

Самые известные произведения Прокудина-Горского обладают как жизненной силой, так и своеобразной горечью, которая исходит от созерцания мира, потерянного для прошлого: мальчики, учащиеся в школе бухарской еврейской общины, ныне в значительной степени рассеянной за счет эмиграции; кочевников-скотоводов в Центральной Азии, чей традиционный образ жизни вскоре радикально изменится в результате насильственного заселения и коллективизации. Но есть что-то столь же притягательное и в тех малоизвестных работах из творчества Прокудина-Горского, в фотографиях, которые их создатель вполне мог понять в каком-то смысле как «неудачи»: искаженные изображения, нечеткие изображения, изображения, пронизанные звездообразными трещинами там, где была пластина. разбиты, покрыты плесенью и грибком, поцарапаны ногтем или запеклись пылью. Здесь наше внимание смещается с элегантных пейзажей и фантастических куполов православных церквей на огромные усилия, затраченные на постановку и создание самих фотографий.

Фраза «истинный цвет» несколько раз встречается в сохранившихся произведениях Прокудина-Горского. Для него это было главным достоинством его творчества, качеством, которое отличало его как от черно-белой фотографии, так и от других форм искусства. «Эти образы вечны — они неизменны», — писал он в письме, пытаясь убедить Толстого позировать ему. «Ни одна нарисованная репродукция не может достичь таких результатов». 5 Спроектированные для зрителей по всей Европе — наиболее распространенный способ, которым произведения Прокудина-Горского были замечены публикой при его жизни — его фотографии были встречены с удивлением и восторженными похвалами: отчет об одном таком показе для группы специалистов сообщает «длительный непрекращающиеся аплодисменты и одобрительные возгласы присутствующих».

6

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Баламут. Батум , ок. 1910 г., цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

Тем не менее заявления фотографа о «истинном цвете» упускают из виду ту степень, в которой, благодаря его особой технике, многие аспекты конечного изображения в конечном счете открыты для выбора, подобно тому, как адажио может звучать четко или созерцательно в зависимости от оркестр интерпретирует его. Фотографии, напечатанные при жизни Прокудина-Горского, например, были выполнены в гораздо более приглушенных тонах, чем яркие оттенки, в которых они обычно демонстрируются сегодня.

7 Отпечатки и цифровые изображения, знакомые современному зрителю, сами по себе являются результатом кропотливых усилий различных сторон в последние годы по наложению трехкратных отфильтрованных негативов фотографа для создания единой единой сцены. Выполненное вручную, правильное сопоставление одного изображения может занять несколько часов, и этот процесс несколько ускорился с появлением новых цифровых инструментов. Но независимо от имеющейся в распоряжении технологии согласование трех экспозиций с цветовой фильтрацией сложно, не в последнюю очередь потому, что и объект, и камера могли смещаться между первым и третьим спуском затвора. Для тех, кто пытается выровнять получившиеся в шахматном порядке негативы, эти несоответствия представляют собой затруднительное положение: что является «истинной» фотографией, композиция, которой должны соответствовать два других негатива?

Из нескольких усилий, которые были предприняты для решения этой проблемы, два выдающихся были предприняты Библиотекой Конгресса. В учреждении хранятся все известные уцелевшие негативы работ Прокудина-Горского с 1948 года, когда библиотека выкупила и вывезла коллекцию из тесного парижского подвала, где она хранилась после отъезда семьи из России. 8 Рука Блеза Агуэра-и-Аркаса, создавшего набор цветных композиций для LOC в 2004 году, мгновенно узнаваема по толстым полосам цвета, образующим своего рода эрзац-рамку вокруг каждого изображения: плавные градации, переходящие в дискретные нити. красного, синего и зеленого цветов. Уолт Франкхаузер, начавший работу над сборником в 1990-х, решил увеличить яркость и контрастность своих изображений. При просмотре нескольких версий одного и того же кадра уверенность в «истинных цветах» Прокудина-Горского вскоре становится туманной и трудно определяемой.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, фотография без названия статуй в нимбах с ключами, книгой и мечом, вероятно, апостолов Петра и Павла, ок. 1910. Слева — цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004; справа — версия Уолта Франкхаузера, 2005–2020 гг. — Источник.

Фотограф, должно быть, прекрасно осознавал трудности, связанные с его техникой, когда приходилось накладывать три негатива для создания четкой сцены. Обычно он избегал фотографировать все, что могло двигаться, работая в помещении, где низкий уровень освещенности требовал, чтобы одна экспозиция растянулась на десять или более минут. 9 Вместо этого зрители угощаются неподвижными и мертвыми предметами: деревянными святыми, искусно одетыми манекенами и чучелами животных, рычание которых гарантированно удерживалось от кадра к кадру.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Белая лисица. Чучела животных из коллекции Н. П. Алина в Чердыни , 1910 г., цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

Яркий свет уличного солнца значительно сократил время экспозиции, и именно здесь Прокудин-Горский пытался запечатлеть сцены из жизни. Но даже если он работал на максимальной скорости, всегда оставался риск того, что внезапное случайное движение создаст то, что Агуэра называет «призраком» — размытие конфетного цвета там, где должна быть твердая форма. Туркменский верблюд розово качает головой; ветер расстилает ковер в видимом спектре света; ребенок появляется и исчезает между дублями. Определенный предмет представлял дополнительные трудности для метода профессора. Реки оказались трудными: у Скалы Пяти Братьев стремительная Чусовая краснеет, а в кадре водопада Гирвас пороги оживают вспышками странного радужного света. Облака и дым также превращаются в приятные пятна, когда они движутся по небу. Хотя Прокудин-Горский вполне мог понимать эти трудности как недостатки своей техники, они составляют фундаментальную часть ее очарования: документальная верность оборачивается чем-то несовершенным, зачарованным и живым.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Торговцы тканями на Регистане, Самарканд , ок. 1910 г., цифровая цветная композиция Уолта Франкхаузера, 2005–2020 гг. — Источник.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Группа детей [Российская империя] , 1909, цифровая цветная композиция Уолта Франкхаузера, 2005–2020. Крайний слева размытый ребенок поворачивает голову к камере на трех негативах, образующих эту цветовую композицию — Источник.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Скала Пят Гратева. [Река Чусовая] , 1912, цифровая цветная композиция Уолта Франкхаузера, 2005–2020 — Источник.

Затем в коллекции Прокудина-Горского есть фотографии, на которые повлияло не случайное происшествие во время их съемки, а несчастный случай спустя столетие. За прошедшие десятилетия негативы разрушились или стали рассадниками грибков; сцены, когда-то ясные, стали блеклыми и неоднородными, поскольку их эмульсия разрушилась. Названия, данные этим несовершенствам реставраторами, обладают иногда поразительной поэтичностью: «крыло бабочки», «жизнь папоротника», «мороз на оконном стекле». 10 Франкхаузер, который выполнил цифровую визуализацию примерно 1400 из 1902 негативов LOC и в целом выступал за усиление резкости своих изображений, пришел к выводу, что «к сожалению, некоторые изображения просто невозможно обработать». 11 Но усилия Агуэры по оцифровке коллекции Прокудина-Горского дают нам представление о том, как могли выглядеть даже эти чрезвычайно поврежденные произведения. На одной фотографии цветовые дефекты превращают дунайский пейзаж в плоскость чистого цвета в стиле Ротко; в другом — клин из беспримесных розовых ломтиков сквозь пасторальную сцену крестьян, обедающих на сенокосе. Речные пейзажи вспыхивают от оспы, папоротники проступают сквозь снег гор в Узбекистане, а синий отпечаток пальца пачкает передний план кадра через Кемь. Именно там, где изображение не создано — цвета сливаются вместе, расходятся — мы получаем представление о том, как оно было создано в первую очередь.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Ужин во время сенокоса. [Российская Империя] , 1909 г., цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Лесопилка Министерства сельского хозяйства и госимущества на левом берегу реки Тобол , 1912, цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 — Источник.

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, На Салюктинских рудниках. На окраине Самарканда , ок. 1910 г., цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

Если Прокудин-Горский чувствовал, что великой силой его фотографий является их верность природе, он также вполне ясно понимал, какой эффект они надеются произвести на зрителя. Увидев широту и красоту страны, он написал в заметках лекцию для своих соотечественников-эмигрантов в Париже в XIX в.30-х годов, был «единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже позабывшей или вообще никогда не видевшей своей Родины, всю мощь, всю значимость, все величие России и тем самым пробудить то национальное самосознание, которое так необходимо». 12 Еще до революции в России, ускорившей отъезд фотографа на Запад, в его работах отчетливо прослеживается националистический и империалистический уклон. Сохранившиеся сочинения Прокудина-Горского изобилуют оценками достижений России в области фотографических технологий, которые явно сравнивают его родную страну с Европой, сравнениями, которые пробуждают долгую историю беспокойства по поводу статуса России по отношению к Западу. 13 В этом контексте важно отметить, что имперские владения часто использовались в качестве барометров европейскости, мнение, пожалуй, наиболее гнусно оспариваемое в цитате из газетной колонки не кого иного, как Федора Достоевского, прославляющего царские завоевания в Туркестане: «Этот позор, что Европа считай нас азиатами висит над нами уже почти два столетия…. С нашим рывком в сторону Азии у нас будет новый подъем духа и силы». 14

Прокрутите всю страницу, чтобы загрузить все изображения перед печатью.

Сергей Прокудин-Горский, Общий вид г. Новые Гагры , ок. 1910 г., цифровая цветная композиция Блеза Агуэра-и-Аркаса, 2004 г. — Источник.

В этом отношении показательно, что фотографический обзор Прокудина-Горского полностью избегал главных городов России Москвы и Санкт-Петербурга в пользу набегов на имперскую периферию. 15 Вышеупомянутая публичная демонстрация 1905 г., вызвавшая у фотографа «длительные непрекращающиеся аплодисменты и возгласы одобрения», была посвящена видам Финляндии, Дагестана и Кавказа — завоеванным территориям, населенным народами с разным этническим происхождением, языком и религией от мнения многих столичных зрителей. Точно так же его восхваление железнодорожных технологий — основного продукта его альбомов и способа передвижения, который сделал возможным само их создание — скрывает тот факт, что эти и другие имперские инфраструктурные проекты часто строились подневольными рабочими. 16 Некоторые из наиболее часто воспроизводимых фотографий Прокудина-Горского происходят из колониального Туркестана, где видения широких, безлюдных ландшафтов и ветшающих тимуридских мечетей, где их некому обслуживать, — изображения, в которых отсутствие живых сюжетов, вероятно, было, по крайней мере частично, продиктовано ограничения его трехцветной техники — предполагают пустую местность, созревшую для захвата русскими поселенцами. 17 Среди его менее живописных видов региона мы находим серию фотографий фабрик и машин, используемых для обработки хлопка — благо для имперской экономики, выращивание которой было основной движущей силой поселения русских в колониальной Средней Азии.

Если фотоархивы, подобные архиву Прокудина-Горского, являются указателями и инструментами империи, что происходит, когда содержащиеся в них изображения ломаются? Заманчиво читать о несовершенствах коллекции, как будто недостатки негатива могут выявить нестабильность создавших его сил, ложь, скрывающуюся за всеми заявлениями о «истинном цвете». Подобно среднеазиатским кочевникам и мигрантам, чьи передвижения постоянно срывали попытки российских колониальных властей загнать их в рамки пограничного режима, мироустройство Прокудина-Горского требовало гробовой тишины, которая никогда не соответствовала действительности. 18 Если что-то сдвинется, если ветер подует слишком сильно, или если что-то случится с хрупким предметным стеклом после того, как будет сделана фотография, останутся только призраки.

Работа Эрики X Эйзен появилась в The Washington Post , The Guardian , The Baffler , n+1 , The Boston Review , AGNI 90 012 и др. Она получила степень бакалавра истории искусства и архитектуры в Гарвардском университете со специализацией на японском искусстве, а также степень магистра истории и сохранения буддийского искусства в Институте искусств Курто. Она редактор в Читатель-лицемер . Ее работы можно найти на сайте www.ericaxeisen.com. Теги 0002 Если вам это понравилось…

Грузия до прихода Советов

Делиться

Люди и впечатляющие городские пейзажи царской Грузии запечатлены в ярких цветах всемирно известным фотографом.

Посетители источника в Боржоми между 1905 и 1912 годами. Некоторые в группе держат в руках чашки после того, как выпили «лечебную» воду, которой город известен во всем мире.

Это один из более чем 100 снимков, сделанных русским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским на территории современной Грузии, в то время входившей в состав Российской империи. Удивительные цветные фотографии были сделаны незадолго до того, как революционеры Владимира Ленина захватили власть в России в 1919 году.17, а позже направили свою победоносную Красную Армию, чтобы установить коммунистическое правление на Кавказе.

Мальчики в военных фуражках щурятся на вечернее солнце, пока Прокудин-Горский работает в Гаграх.

Прокудин-Горский (1863–1944) впервые путешествовал по Кавказу со своей камерой в 1905 году, а затем вернулся в залитые солнцем края в 1912 году как один из первых мастеров цветной фотографии.

Свежепойманная морская трубка, которую Прокудин-Горский назвал «морским петухом», в Батуми.

Прокудин-Горский усовершенствовал сложный ранний метод цветной фотографии, который требовал съемки трех отдельных изображений каждой сцены с цветными фильтрами, помещенными поверх объектива. Когда три черно-белые фотографии были сложены вместе и сквозь них просвечивали красный, зеленый и синий свет, можно было спроецировать цветное изображение.

Рабочие готовят бутылки с шипучей слабосоленой минеральной водой «Боржоми» к транспортировке.

Хотя он работал как минимум в 16 странах, более четверти фотографий, сделанных Прокудиным-Горским за пределами родной России, были сделаны на территории сегодняшней Грузии.

Тбилиси (до 1936 года известный во всем мире как Тифлис), сфотографированный из церкви Святого Давида. Население города, когда эта фотография была сделана более века назад, составляло около 160 000 человек. Мужчина с ножницами позирует рядом с пальмами ветряной мельницы недалеко от Батуми. Волокна пальм можно использовать для изготовления веревок, мешков и грубой ткани. Седобородый мулла с группой своих учеников недалеко от Батуми. Черноморский город был завоеван Османской империей в 1547 году, и многие местные группы обратились в ислам до того, как Батуми был вновь взят русскими и грузинскими войсками в 1878 году. Вид на Сухуми с пришвартованными в гавани пароходами. Популярный источник в лесу, вероятно, недалеко от Боржоми. Весна покрыта граффити, в основном именами людей. Новоафонский монастырь, построенный в конце 1800-х годов русскими монахами. Вид смотрит на юг вдоль береговой линии Черного моря в сторону Батуми. Рабочий позирует в бамбуковой роще недалеко от Батуми. Благодаря мягкому субтропическому климату вдоль побережья Черного моря можно было выращивать различные экзотические культуры, которые не выжили бы в других местах Российской империи. Бамбук использовался в основном для изготовления мебели. Бамбуковые стволы лежали внутри паровых труб в мастерской под Батуми. После пропаривания бамбук достаточно размякнет, чтобы его можно было изогнуть в формы, необходимые для изготовления мебели. Грузинка позирует в своем наряде в неизвестном месте. Резервуары для хранения нефти стоят под палящим солнцем в Батуми. Город переживал экономический бум после того, как трубопровод — самый длинный в мире в то время — был завершен в 1906, который протянулся на 885 километров от богатых нефтяными месторождениями Баку, столицы Азербайджана, до Батуми.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *