Фотограф прокудин горский: Дорогами Сергея Прокудина-Горского | Русское географическое общество

Содержание

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Наследие царского фотографа

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» – русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ

Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 году под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович, оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, Марию, а также наделил «вотчиной, Гора называемой». Отсюда и пошла фамилия Горский. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими.

Будучи очень одаренным и разносторонним человеком, Сергей Михайлович становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского технического общества, а в 1898 году также членом фотографического отдела ИРТО, публикует первые свои работы по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В том же 1898 году на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII–XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

В XX век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – его увлекла цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

Едва получив в свое распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми ее многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

Первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре – октябре 1903 года, запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

Важным этапом  его раннего творчества стала поездка в Туркестан в 1906–1907 годах для фотографирования солнечного затмения с экспедицией Русского географического общества, членом которого он стал еще в 1900 году. Прокудин-Горский с увлечением фотографировал старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи и многое другое, что жителю Петербурга казалось настоящей экзотикой. Вероятно, в тот момент Прокудин-Горский начал осознавать, что самое важное предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской империи.

Его творчеством заинтересовался один из великих князей. А затем на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет, и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.

3 мая 1909 года состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в воспоминаниях 1932 года.

Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего было запланировано за 10 лет сделать 10 000 снимков.

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка была приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 года производится съемка северной части промышленного Урала. В 1910 году Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. Летом того же года он снимает южную часть Урала.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский еще несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России — вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 года демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии».

В августе 1918 года Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В сентябре 1919 года он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино.

С 1921 года и до самой смерти в 1944 году Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923–1925 годах из России перебрались члены его семьи.

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор никому не известно. Первое упоминание о пребывании коллекции во Франции относится к концу 1931 года, когда начался ее показ соотечественникам-эмигрантам. До 1936 года Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки. Впоследствии наследники продали значительную часть коллекции в США, сейчас она находится в библиотеке Конгресса США.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина «родиноведение». Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения – установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению все богатство и красоту бескрайней страны.Новый предмет должен был получить название «Родиноведение». Эти уроки так и не были введены в школах царской России – революция 1917 года помешала замыслу.

Однако, в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году — за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей – вот что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века – качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года незадолго до 80-летия писателя.

Крестьянские девушки. 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды – один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Неизвестная на веранде в Лугано. 1908 год

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). В Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель» Адриану Лаврову. «Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов», – рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Стрелочник-башкир на Транссибирской железной дороге. 1 января 1910 года

Горные работы на Бакальском руднике на Урале. 1910 год

Башкирская деревня. 1910 год

Башкирка в национальном костюме, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Башкир у своего дома. Деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Парень-башкир, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 год

Уфа, вид на железнодорожный мост. 1910 год

Главная мечеть в Уфе, Случевская гора. 1910 год

Панорама старой Уфы. 1910 год

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки. Предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива – документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки «Обед на покосе». Рядом с Сергеем Михайловичем – 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957).

Деревня Новый завод на р. Каменке. С.М. Прокудин-Горский за работой

Материал подготовила Галина Евдищенко

Цветные фотографии Сергея Прокудина-Горского

Цветные фотографии
Сергея Прокудина-Горского

4 апреля 2013

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский в течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект — цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды — через 3 фильтра — красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией — стеклянными пластинами в 20 ящиках — сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина — Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.

Грузия до прихода Советов

Делиться

Люди и впечатляющие городские пейзажи царской Грузии запечатлены в ярких цветах всемирно известным фотографом.

Посетители источника в Боржоми между 1905 и 1912 годами. Некоторые в группе держат в руках чашки после того, как выпили «лечебную» воду, которой город известен во всем мире.

Это один из более чем 100 снимков, сделанных русским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским на территории современной Грузии, в то время входившей в состав Российской империи. Удивительные цветные фотографии были сделаны незадолго до того, как революционеры Владимира Ленина захватили власть в России в 1919 году.17, а позже направили свою победоносную Красную Армию, чтобы установить коммунистическое правление на Кавказе.

Мальчики в военных фуражках щурятся на вечернее солнце, пока Прокудин-Горский работает в Гаграх.

Прокудин-Горский (1863–1944) впервые путешествовал по Кавказу со своей камерой в 1905 году, а затем вернулся в залитые солнцем края в 1912 году как один из первых мастеров цветной фотографии.

Свежепойманная морская трубка, которую Прокудин-Горский назвал «морским петухом», в Батуми.

Прокудин-Горский усовершенствовал сложный ранний метод цветной фотографии, который требовал съемки трех отдельных изображений каждой сцены с цветными фильтрами, помещенными поверх объектива. Когда три черно-белые фотографии были сложены вместе и сквозь них просвечивали красный, зеленый и синий свет, можно было спроецировать цветное изображение.

Рабочие готовят бутылки с шипучей слабосоленой минеральной водой «Боржоми» к транспортировке.

Хотя он работал как минимум в 16 странах, более четверти фотографий, сделанных Прокудиным-Горским за пределами родной России, были сделаны на территории сегодняшней Грузии.

Тбилиси (до 1936 года известный во всем мире как Тифлис), сфотографированный из церкви Святого Давида. Население города, когда эта фотография была сделана более века назад, составляло около 160 000 человек. Мужчина с ножницами позирует рядом с пальмами ветряной мельницы недалеко от Батуми. Волокна пальм можно использовать для изготовления веревок, мешков и грубой ткани.
Седобородый мулла с группой своих учеников недалеко от Батуми. Черноморский город был завоеван Османской империей в 1547 году, и многие местные группы обратились в ислам до того, как Батуми был вновь взят русскими и грузинскими войсками в 1878 году. Вид на Сухуми с пришвартованными в гавани пароходами. Популярный источник в лесу, вероятно, недалеко от Боржоми. Весна покрыта граффити, в основном именами людей. Новоафонский монастырь, построенный в конце 1800-х годов русскими монахами. Вид смотрит на юг вдоль береговой линии Черного моря в сторону Батуми. Рабочий позирует в бамбуковой роще недалеко от Батуми. Благодаря мягкому субтропическому климату вдоль побережья Черного моря можно было выращивать различные экзотические культуры, которые не выжили бы в других местах Российской империи. Бамбук использовался в основном для изготовления мебели. Бамбуковые стволы лежали внутри паровых труб в мастерской под Батуми. После пропаривания бамбук достаточно размякнет, чтобы его можно было изогнуть в формы, необходимые для изготовления мебели.
Грузинка позирует в своем наряде в неизвестном месте. Резервуары для хранения нефти стоят под палящим солнцем в Батуми. Город переживал экономический бум после того, как трубопровод — самый длинный в мире в то время — был завершен в 1906, который протянулся на 885 километров от богатых нефтяными месторождениями Баку, столицы Азербайджана, до Батуми. Танкеры в черноморском порту отправляли нефтепродукты на западные рынки. Мужчина делает паузу, курит сигарету рядом с урожаем растений в Батумском ботаническом саду. Аккуратная усадьба вдоль «шоссе», идущего к побережью Черного моря. Фотография была сделана с вершины холма, откуда открывается вид на деревню, известную сегодня как Бзыб, в отколовшейся от Грузии Абхазии. «Этюд девушки» ясным летним днем Дом на вершине скалы в Тбилиси с опасной тропой, ведущей к реке и лодке. Труба справа сбрасывает сточные воды в реку Мтквари. Лодки простаивают на берегу моря недалеко от Батуми.

После большевистской революции 1917 года Прокудин-Горский бежал из России и в конце концов поселился в Париже.

Вскоре после его смерти в 1944 году Библиотека Конгресса США приобрела у родственников великого фотографа 1902 снимка, в том числе 139 снимков, сделанных на территории сегодняшней Джорджии.

  • Этническая чистка? Страх? Ремонтно-восстановительные работы? Почему Россия на самом деле хочет выгнать украинцев из Херсона

На этих фотографиях Россия показана совершенно в другом свете

Крестьянские девушки. Российская Империя | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Даша Фомина

28 ноября 2017 г.

По заданию царя Николая II пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский почти десять лет путешествовал по Российской империи. Используя свой гениальный метод создания цветных снимков, фотограф документировал жизнь страны, прекратившей свое существование в 1917 году. самим царем Николаем II для проведения новаторской фотосъемки, которую фотограф позже назовет делом всей своей жизни

Эмир Бухары. Бухара | © Сергей Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса

Прокудин-Горский проехал огромную страну от Кавказа до Уральских гор и Сибири в специально приспособленном вагоне для фотолаборатории. Между 1909 и 1915 годами фотограф сделал более 10 000 цветных изображений, запечатлевших все, что он видел.

Екатерининский родник, г. Боржом | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Группа детей, Российская Империя | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса США

Работа на Бакальском руднике | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Для создания цветной фотографии Прокудин-Горский использовал фотоаппарат собственной разработки, сделав три черно-белых снимка через отдельный красный, зеленый или синий фильтр. Объединив отфильтрованные кадры, Прокудин-Горский получил бы фотографию с полным хроматическим спектром.

После коммунистической революции дальновидный фотограф и его семья были вынуждены покинуть Россию в 1918 году. После его отъезда около половины его негативов были конфискованы российскими властями. В 1922 Прокудин-Горский с семьей поселился в Париже.

Пожилой сарт (Бабайка), Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Группа еврейских детей с учителем, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Портрет в профиль женщины, возможно, туркменки или киргизы, стоящей на ковре у входа в юрту, одетой в традиционную одежду и с украшениями | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса США

Торговец дынями, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Торговец тканями, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

В 1948 году оставшиеся негативы и альбомы Прокудина-Горского были проданы наследниками фотографа Библиотеке Конгресса. В 2001 году Библиотека организовала выставку T he Империя, которая была Россией: воссоздание фотографической записи Прокудина-Горского, и с тех пор бесплатно предлагает изображения негативов в высоком разрешении в Интернете.

Пинхус Карлинский. Восемьдесят четыре года [старый]. Шестьдесят шесть лет службы. Смотритель Черниговского шлюза | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Три поколения. Калганов А.П. с сыном и внучкой. Двое последних работают в цехах Златоустовского завода | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Дагестанские шрифты | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Дагестанские шрифты | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса США

Туркменский мужчина позирует с верблюдом, нагруженным мешками, вероятно, с зерном или хлопком, Средняя Азия | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Башкирский стрелочник | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой но страстная миссия: вдохновлять людей выйти за свои границы и испытать то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня.
Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, увлекательные мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *