Фотограф родченко: 10 лучших фотографий Александра Родченко
Адреса Москвы | Родченко
- Текст: Александр Лаврентьев
Он родился над сценой «Русского клуба» — маленького театра на Невском, в котором его отец служил бутафором.
- Поделиться:
- Читать позже:
Сохранилась «Выпись из метрической книги» Успенской Спасо-Сенновской церкви в Санкт-Петербурге под № 688, где сказано, что «тысяча восемьсот девяносто первого года ноября двадцать третьего родился и декабря первого крещён Александр. Родители его: Смоленской губернии, Вяземского уезда, Жуковской волости, безземельный крестьянин Михаил Михайлов Родченко и законная жена его Ольга Евдокимовна, оба православные и первобрачные. Восприемники: отставной унтер-офицер 93-го Иркутского пехотного полка Пётр Григорьев Чудаков и той же волости крестьянская девица Александра Никанорова Ратченко».
Мальчик живёт вместе с родителями в двух маленьких комнатах за сценой. Большую часть времени он один. Его игрушки — бутафория, которую отец делает для спектаклей. Из воспоминаний детства — атмосфера театра, сцена, которая казалась необходимым атрибутом любого дома, зимний сад. В Петербурге запомнились вода, река, публика в театре вечером в тёмной пропасти зрительного зала. Он редко потом приезжал в этот город. Один раз — в 1938 году вместе с Всесоюзной выставкой советского фотоискусства, которую развешивал как художник-оформитель.
Александр Родченко в производственном костюме на фоне деталей пространственных конструкций. Фотография Михаила Кауфмана. 1922–1923 год
На небольшом эскизе, сделанном уже в Казани, куда семья переехала в 1907–1908 годах, изображён необычный город. Это сложный механизм со скрытой подземной жизнью фабрик и машин. Родченко учился в Казанской художественной школе на правах вольнослушателя, подрабатывал сначала уроками, а потом помогал профессору Казанского университета Бруно Адлеру — готовил иллюстрации, перерисовывал для его трудов по истории материалы археологических раскопок в Поволжье, орнаменты, костюмы, предметы быта.
Казанский период Родченко — это учёба в школе, где готовили, в частности, помощников декораторов. В его ранних эскизах можно увидеть много театрального — и фигуры в интерьерах разных эпох, и костюмы к пьесе Оскара Уайльда. Любимые журналы Родченко — «Мир искусства», «Золотое руно», «Сатирикон», ему страстно хотелось в них участвовать. Графика мирискусников, отточенная линия Сомова, иллюстрации Бёрдсли — всё это стало отправной точкой в его творчестве. Свои опыты на поле геометрической абстракции (композиции, выполненные при помощи чертёжных инструментов — рейсфедера, циркуля и линейки) он впервые выставит уже в Москве в 1916 году на футуристической выставке «Магазин», устроенной Владимиром Татлиным.
Самостоятельно пройдя путь от фигуративного искусства, от символизма к абстракции, он выработал оригинальную художественную систему, суть которой была изложена в тексте «Все опыты» 1920 года. Каждая его работа минимальна по используемым средствам выразительности, каждый новый цикл — это изобретение нового формально-композиционного хода. За этими работами стояло особое представление о пространстве, динамике, окружающем мире.
Лестница. Фотография Александра Родченко. 1929 год
Родченко начал систематически заниматься архитектурой и визионерским проектным творчеством в 1919 году, став членом группы «Живскульптарх» (комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу при архитектурно-строительном подотделе Отдела Изо Наркомпроса). Целью деятельности творческой группы был «синтез живописи, скульптуры и архитектуры, создание нового синтетического искусства путем объединения достижений этих пространственных искусств в области цвета, пластики и конструкций». Вместе с живописцем А. Шевченко, скульптором-кубистом Б. Королёвым и архитекторами В. Кринским и Н. Ладовским он разрабатывал экспериментальные проекты зданий. Завершала этот цикл оригинальная концепция «города с верхним фасадом», смысл которой в том, что город неизбежно будет развиваться вверх, появится новая точка зрения — из пролетающих дирижаблей и самолётов, с переходов, мачт, высотных зданий.
Систематическая работа над архитектурными эскизами повлияла и на живопись и графику Родченко. Архитектура стала первым полем синтеза новых художественных систем.
Время дизайна для него начинается в 1922 году. Он работает с Дзигой Вертовым и придумывает кино-титры, он преподаёт на металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа, созданном на базе отделения чеканки и эмали Строгановского училища, проектирует прозодежду и чайный сервиз. А с 1923 года в течение нескольких лет занимается коммерческой рекламой в содружестве с Владимиром Маяковским. Приезжего они отправляли за покупками в ГУМ, предлагали трудящимся растительное масло и хлеб от Моссельпрома, призывали родителей использовать резиновые соски вместо тряпичных, вместо ханжи и самогона звали пить трёхгорное пиво, а за учебниками приглашали в магазины Госиздата.
Возможно, одной из причин начала систематических фотосъёмок Родченко в городе и стала потребность зафиксировать тут и там появлявшуюся уличную рекламу, выполненную под маркой «реклам-конструктор Маяковский-Родченко».
Фотографируя в дальнейшем, Родченко постоянно интересовался этим предметным слоем городской среды. Трамваями и автобусами, остановками и киосками, уличной торговлей, витринами и вывесками. Внимание к городу, его деталям, фиксация уличного быта с позиции движущегося горожанина стала источником обращения Родченко к поиску новых ракурсов, отражающих изменение темпа жизни и взгляда на мир.
Он и природу оценивает с позиции организованности-неорганизованности, и в ней находит намёки на городской урбанистический ландшафт, снимая сосны в Пушкино, на даче Маяковского, в остром резком ракурсе. За это на страницах журнала «Советское фото» его потом обвинят в плагиате с немецкого фотографа Ренгер-Патча. В своём ответе Родченко скажет, что сделал это умышленно, показав универсальность нового видения, захватывающего все типы и классы объектов.
В подобной манере он снимал как новостройки (что было важно для показа эстетики архитектурного конструктивизма), так и исторические здания, дома XIX и начала XX века. Первые ракурсные снимки сделаны камерой West Pocket Kodak в 1925 году с балкона и крыши его дома на Мясницкой. Во время работы художником-постановщиком фильма «Москва в Октябре» в 1927 году он тщательно подбирал выразительные уголки города для натурных съёмок. Одним из интересных объектов для него стал Брянский (ныне Киевский) вокзал и перекрытия конструкции инженера В. Шухова.
Портрет Александра Родченко. Фотография Александра Бродского. Приблизительно 1935 годТрамвай. Фотография Александра Родченко. 1932 год
С одной стороны, Родченко, всего несколько лет назад перешедшего от абстрактной живописи к производственному искусству, всегда интересовало пространство, перспектива, архитектурная форма в кадре. Он укладывал объёмы зданий в композицию кадра так, как если бы продолжал заниматься абстрактной геометрической живописью, но только при помощи фотоаппарата «Лейка». Он выбирал верхний ракурс как наименее разработанный и поэтому актуальный.
С другой стороны, в поле зрения Родченко всегда был уличный быт, динамика городской жизни, всё то, что современниками почти не замечается. По его фотографиям можно судить, как люди одевались в конце 1920-х — начале 1930-х годов, как они садились в автобус или трамвай, какие вывески и объявления размещались над входом в магазины, как и где люди обедали, как чинили мостовую и укладывали асфальт. Подобных событий в жизни города бесконечное множество. И только фотоаппарат в силах угнаться за их чередой.
Работая фоторепортёром журналов «Даёшь», «Смена», газеты «Вечерняя Москва», Родченко снимал обед на фабрике-кухне, процесс приготовления пищи, однодневный детский сад, развлечения в Парке культуры, газетные киоски, поливку улиц и уличное движение. Он показал известную всем театральную площадь Москвы с фронтона Большого театра, где находится квадрига Аполлона. Каждая съёмка знакомых уголков города превращалась для него в экспедицию. Бывало, что редакция журнала давала Родченко список сцен, которые ему полагалось запечатлеть, но чаще всего он сам выбирал те «решающие» моменты, которые определили бы суть происходящего. Оба типа решений, оба взгляда позволяли Родченко находить завершённые, самоценные, внутренне цельные выразительные кадры. В 1932 году заказная съёмка Москвы воплотилась в серию открыток. Это была, наверное, одна из первых авторских серий в истории советской фотографии.
В 1929 году Александр Родченко и Борис Игнатович организовали фотообъединение «Октябрь», в состав которого вошёл и ленинградский фотограф Николай Штерцер (репрессирован в 1938 году). Группа «Октябрь» была уникальным содружеством мастеров-экспериментаторов: Елизар Лангман, Владимир Грюнталь, Дмитрий Дебабов, Борис Кудояров (автор блокадного цикла фотографий), Родченко, Игнатович и Штерцер каждый фотографический приём доводили до предельного визуального воплощения.
Рассматривая сегодня городские сцены, увиденные Родченко, мы оказываемся пассажирами его фотографической «машины времени».
Литература:
«Выпись из метрической книги». Рукопись. Архив А. Родченко и В. Степановой.
Хан-Магомедов С. О. Дизайн, архитектура, агитационное и полиграфическое искусство в творчестве художника Александра Родченко // А. М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982.
À PROPOS
Александр Лаврентьев — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, внук А. М. Родченко.
Модуль «Блок «Поделиться» +» не установлен
Lumiere Gallery — Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation — Lumiere Gallery
24.01.2020 — 17.04.2020
Выставка работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке представлены знаменитые портреты друзей Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер – трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).
Александр Михайлович Родченко (1891–1956) – один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Используя такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который сразу же стали называть «родченковским»; диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру; съемка детали и крупного плана; применение двойной экспозиции и тонкая работа со светотеневыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности «видеть вещи».
Сокуратором выставки выступил внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.
Выставка “Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation” доступна к аренде в рамках регионального выставочного-издательского проекта. После запуска в 2020 году в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва), с 2021 года Галерея Люмьер и Фонд Still Art организовывают фотовыставки в таких музеях как Площадь Мира (Красноярск), Дом Радио (Санкт-Петербург), Ельцин Центр (Екатеринбург), Галерея Прогресса (Киров), Галерея современного искусства ГМИИ РТ (Казань), Музей Модерна (Самара). В дополнение к выставке альбом “Александр Родченко 1920 — 1930” был издан в 2021 году Галереей и Фондом и передан в дар библиотекам и музеям России для популяризации искусства фотографии в городах и регионах.
Выставка Родченко в Казани
Выставка Родченко в Самаре
Выставка Родченко в Кирове
Выставка Родченко в Санкт-Петербурге
Выставка Родченко в Красноярске
Книга Родченко
цитат Александра Родченко | PhotoQuotes.com
Цитаты
17Артикул
2 Каждая фотогруппа знает, что фотографировать; а вот как фотографировать умеют немногие. Рабочий, сфотографированный так, будто он Христос или аристократ, работающая девушка, словно Мадонна, — красноречивые примеры того, чего делать нельзя. Чтобы выразиться яснее, мы должны найти новую эстетику (не бойтесь слова эстетика). Давайте искать и находить дальновидный энтузиазм, чтобы представить нашу новую социалистическую действительность с помощью фотографии.
Кадр новопостроенного завода – это не просто объект, а источник гордости и радости за индустриализацию нашей страны, и именно это мы должны показать – «как» фотографии. Для этого мы обязаны экспериментировать. Сфотографировать простые факты так же, как и описать их просто; в этом нет ничего нового и в этом вред. Живопись может скрыть просто изображаемый факт, так же как письмо может скрыть просто описанный факт. Так что вы, поклонники фактов, не описываете их так просто. Это, товарищи, вы быстро забываете, кто справа, а кто слева.
Не «Лев», который просто фотографирует факты, а тот, кто борется с «а-ля Искусство»
фотографии с фотографией самого высокого качества. А для этого необходим эксперимент, вплоть до «станковизации» профессии. Что такое «Станковизированная» фотография? Такого термина на самом деле не существует, но подумайте об этом; это может быть экспериментальная фотография. Не учиться теоретически, игнорируя советы практиков. Абстрактные теории для практиков придумал теоретик-эстетик — они представляют огромную опасность.
Александр Родченко
«Внимание», «Новый Лев» № 11, 1928 г. [цитируется по: «Международный ежегодник Creative Camera 1978», Coo Press, Лондон, 1977, с. 228 – 229]
Александр Родченко
Герман Каргинов, Родченко, Editions du Chene, Paris, 1977
Александр Родченко
Фотография Год 1980, LIFE Library of Photography
Страница: 32
Мы боремся со станковой живописью не потому, что она есть эстетическая форма живописи, а потому, что она не современна, потому что не успевает выявить техническую сторону, она есть избыточное, исключительное искусство и не может быть ни к чему полезному. массы. Поэтому мы боремся не с живописью, а с фотографией, выполненной как офорт, рисунок, картина сепией или акварелью.
Родченко Александра
Это новое, быстрое, реалистическое изображение мира — фотография — должна, в силу своих возможностей, быть занята тем, чтобы показывать нам мир со всех сторон, развивая в нас способность видеть со всех сторон. Когда я впервые занялся фотографией, отказавшись от живописи, я не осознавал тогда, какую тяжелую руку живопись наложила на фотографию. Вы же понимаете, что самые интересные точки зрения для современной фотографии — это взгляд сверху вниз, снизу вверх, что угодно, только не прямо «из пупка»? Современный город с его многоэтажными домами, специально построенными фабриками и мельницами, окнами в два-три этажа, трамваями, автомобилем, вездесущими световыми вывесками, океанскими лайнерами, самолетами, все это… изменилось волей-неволей, пусть и не сильно, привычной психологии зрительного восприятия. Казалось бы, только камера в состоянии отразить сегодняшнюю жизнь.
Александр Родченко
Александр Родченко пишет в Новом Лефе, 1928, № 9.
Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
Нажмите, чтобы скопировать ссылку Скопировано
Luminous-Lint — Фотограф — Родченко Александр Михайлович Родченко
Другое: Родченко Александр
Другое: Родченко Александр
Другое: Родченко Александр
Другое: Александр Родченко Михайловича
Советский художник-конструктивист, скульптор, дизайнер и фотограф.

Подготовка биографий
Биография предоставлена Focal Press
Разносторонний и влиятельный художник послереволюционной России Родченко помог основать конструктивистское движение. Его ранние конструктивистские идеи о роли художников в прогрессивном коммунистическом обществе повлияли на эстетику его широкомасштабных проектов в различных областях дизайна, фотографии и кинопроизводства. Он известен своими экспериментальными работами в области фотомонтажа и новаторской фотографической композицией, усиленной резкими наклонными углами, неортодоксальными перспективами и неожиданным кадрированием. Хотя он занял видное место в культурной бюрократии раннего большевизма, его художественный идеализм не смог выжить в жестоком культурном климате сталинизма, и последние два десятилетия своей жизни он провел в изоляции и безвестности.

(Автор: Гэри Вальцер, фотограф и консультант)
Майкл Перес (главный редактор), 2007, Focal Encyclopedia of Photography, 4-е издание , (Focal Press) [ISBN-10: 0240807405, ISBN- 13 : 978-0240807409]
(Используется с разрешения)
Премиум-контент для тех, кто хочет разбираться в фотографии |
Подписки
Семейная история Если вы связаны с этим фотографом и заинтересованы в отслеживании своей расширенной семьи мы можем разместить заметку здесь для вас, чтобы помочь. Это бесплатно, и вы будете удивлены, кто свяжется с вами. [email protected] |
9 0116
Визуальные индексы для этого фотографа доступны подписчикам.

Подписки
В Википедии есть биография этого фотографа. | Показать на этом сайте | Перейти на веб-сайт |
У Getty Research, Лос-Анджелес, США есть запись ULAN (Единый список имен художников в Интернете) для этого фотографа. Это полезно для проверки имен, и они часто содержат краткую биографию. | Перейти на веб-сайт | |
Grove Art Online (www.groveart.com) содержит биографию этого художника. [ПРИМЕЧАНИЕ: это услуга по подписке, и вам нужно будет платить ежегодную плату за доступ к контенту.] | Показать на этом сайте | Перейти на веб-сайт |
Следующие книги являются полезными отправными точками для получения кратких биографий, но они не заменяют монографий отдельных фотографов.![]() |
• Битон, Сесил и Бакленд, Гейл, 1975 Волшебный глаз: гений фотографии с 1839 года по настоящее время (Бостон и Торонто: Little, Brown & Company), стр. 142 [Полезно короткий биографии с личными отступлениями и одним или несколькими примерами изображений.] • Капа, Корнелл (ред.) 1984 Международный центр фотографии: Энциклопедия фотографии (Нью-Йорк, Crown Publishers, Inc. — Книга Pound Press) p 0,436 437 • Кока-кола, Ван Дерен с Дайаной С. Дюпон 1986 Фотография: аспект модернизма (Нью-Йорк: Hudson Hills Press, Художественный музей Сан-Франциско) стр. 182 • Фернандес, Орасио (ред.) 2000 Fotografía Pública: Photography in Print 1919-1939 (Aldeasa) p.209-211 [Этот каталог испанской выставки является одним из лучших источников иллюстраций фотомонтажа и книжного дизайна периода между двумя мировыми войнами.] • Уивер, Майк (ред. ![]() |
Если есть анализ одной фотографии или полезного автопортрета, я выделю его здесь. |
Остроумие и мудрость. |
«Противоречия перспективы. Контрасты света. Контрасты формы. до… композиций, смелость которых превосходит воображение художников… Потом создание тех мгновений, которых не существует, придуманных с помощью фотомонтажа. Негатив передает совершенно новые стимулы чувствующему уму и глазу».![]() |