Фотографии родченко: 404 | Артифекс

Содержание

Родченко Александр Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Приезжий с дач, из городов и сел (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Фотография: moma.org

Александр Родченко. Лиля Брик (Портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»). 1924. Фотография: n-europe.eu

Александр Родченко. Портрет матери. 1924. Фотография: fotogenico.ru

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Александр Родченко — легендарный фотограф. Он снимал спорт, а еще уважал футбол

Истории

Революционер искусства.

Александр Родченко — суперзвезда русского авангарда, яркий представитель конструктивизма и вообще универсальный мастер.

Он оставил след в живописи, заложил принципы советского дизайна, работал декоратором в театре и кино, разрабатывал мебель и костюмы, занимался фотомонтажом (есть даже работа, посвященная футболу). Но достижения в области фотографии — отдельная история.

В жанре фотографии Родченко — мировой бренд. Его работы есть в главном музее современного искусства (MOMA в Нью-Йорке) и вообще по всему миру.

Фотографию Родченко «Девушка с лейкой» в 2018-м купили на аукционе «Сотбис» за 519 тысяч долларов. Альберт Уотсон, автор популярного черно-белого снимка Стива Джобса, признавался, что вдохновлялся работами Родченко. Его принципы впитал и легендарный спортивный фотограф Лев Бородулин.

Родченко пришел в фотографию в 33 года. Его отличали две главные фишки

Молодой Родченко занимался живописью и топил за пролетариат, до революции 1917-го он презирал буржуазию и их вкусы в искусстве, говорил, что их (его, Малевича, Татлина) — творцов нового — не понимают.

После революции Родченко начал работать на власть — делать плакаты, писать лозунги, организовывать профсоюзы художников. Вместе с коллегами он установил шрифт для лозунгов и, как сам отмечал, революционизировал художественную молодежь. «Лучшие сейчас советские художники учились у нас: Дейнека, Вильямс, Шлепянов, Шестаков, Гончаров, Тышлер, Лабас и другие», — отмечал Александр в записках.

Родченко называл себя представителем конструктивизма — авангардистского направления, которое характеризуется строгостью, геометризмом и лаконичностью форм. Идеи конструктивизма он отражал на полотнах, изображая беспредметные геометрические композиции разных цветов, составленные из плоскостей, кругов и линий.


Александр Родченко. Композиция № 47. 1917 год

В начале двадцатых он ушел из живописи, поставив жирную точку триптихом из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Все ради того, чтобы образовать группу художников‑конструктивистов и заниматься производственным искусством. То есть соединить искусство с трудом, а произведенные этим трудом предметы — с повседневной жизнью. Сделать искусство утилитарным.

Фотографией Родченко увлекся в 1924 году, когда ему было 33. «Техника захватила, и я начал эксперименты, не выходя из дому. Так появилась серия «Стекло и свет» и балконы, снятые снизу-вверх и наоборот», — объяснял он.

И в этом тезисе Родченко раскрыл одну из главных фишек — ракурсы. Под ракурсами имеется в виду точка зрения — «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Вокруг этого вопроса постоянно возникали споры: а приемлемы ли перспективные искажения фото, стоит ли отклоняться от привычных норм? Но Родченко было все равно: «Я утверждал новую точку съемки и право на эксперимент. Боролся с рутиной и с закостенелыми формами узкопрофессиональной, цеховой фотографии».


Александр Родченко. «Лестница». 1930 год

Родченко, сам того не понимая, внедрил в фотографию принципы конструктивизма. На многих его снимках читается геометричность. Ракурсный снимок подчиняет симметрии фигуру человека или голову, но структурно‑геометрические средства усиливают его выразительность.

Вторая фишка — диагональ. Хороший пример — «Лестница», где лесенки располагаются по диагонали. Диагональная композиция дает снимку больше динамики, усиливает ощущение, что девушка с ребенком поднимается по ступенькам. Диагональ — это линия, а четкие и лаконичные линии — один из главных инструментов конструктивизма.


Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 год


Родченко творил революционные вещи в фотографии, поэтому его мощно критиковали: обвиняли в формализме (когда главное значение отдается форме в отрыве от содержания) и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Претензия прилетела за фото «Пионер-трубач», мол, мальчик выглядит неподобающе. Да и вообще, в ракурсной съемке часто видели доминирование эффекта над информативностью.

Но Родченко придерживался других взглядов: он считал, что новатор всегда меняется и находится в поиске, поэтому не может быть формалистом. Формалист — это подражатель, подхватывающий принцип и использующий его. Родченко стремился показывать предмет со всех сторон и таких точек, с которых его не привыкли видеть («Пионер-трубач» — отличный пример).

Родченко втянулся в спорт со временем. В СССР был культ физкультуры

В 20-30-х годах Александр построил карьеру как фоторепортер, работал в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «30 дней», «Радиослушатель», «Прожектор», «Смена», «Книга и революция», «За рубежом», «Борьба классов», «Коммунистическая молодежь» и других. В этот период начал делать и спортивные репортажи.

«Я увлекся спортивной съемкой в 1932-м. Снимал для стадиона «Динамо» и делал там сменные фотовыставки. Снимки помещал в газете «Вечерняя Москва», — вспоминал Родченко.

Практически все десятилетие он делал репортажи с физкультурных парадов и мероприятий по всем видам спорта (от фехтования до футбола).


Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935 год

Важно заметить, что культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии, он служил пропагандой коммунистического строя. С этой целью строили стадионы, спортзалы, делали агитплакаты, проводили парады и спартакиады. Ценилась хорошая физическая форма, на производствах выделялось время для гимнастики, а молодежь боролась за значок ГТО.


Александр Родченко. «Спортобщество «Динамо». 1935 г

Даже спортивные репортажи Родченко делать не протокольно. Обратите внимание, как он заснял спортивную колонну. На фото есть фирменный ракурс «сверху-вниз», дающий более раскрытую перспективу. Плюс фирменная диагональ, добавляющая динамики. Композиция смотрится органично, несмотря на банальную тематику.

В спортивных фото своя специфика. Акцент с ракурсов смещается на само действие в кадре, на динамику событий, эмоции. Поэтому спортивные кадры Родченко критиковали реже, но иногда все же разносили.

В 1934 году, а выставке появились три фото Родченко из серии «Прыжок в воду». Вверху висел снимок, на котором изображен сгруппировавшийся пловец, как бы улетающий в небо. Ниже — снимок спортсмена, летящего над водой по дуге. И самом низу — фото прыгающего в воду пловца, инструктора Астафьева.

За последний снимок Родченко раскритиковали, утверждая, что фотография убита «физиологической деталью». Потом выяснилось, что критиковавшему снимок автору не понравились волосатые ноги спортсмена.


Александр Родченко. «Прыжок в воду». 1932 (1934) год


Получилось уникально, Родченко удалось составить рассказ из фото, где каждый снимок стал частью целого.

Еще Родченко критиковали за снимок «Физкультурники» («Дорогу женщине»). Александр непопсово заснял две шеренги: его привлек момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.


Александр Родченко. «Физкультурники»

Фотограф Федор Кислов в рецензии написал, что Родченко показал то, чего не стоило: «Физкультурники стоят нестройно, расхлябанно. В таких снимках нужно уметь показать дух коллективной спайки, дисциплину».

В работах Родченко можно увидеть общую черту — кадр компонуется с геометрическим уклоном (да-да, влияние конструктивизма). Обратите внимание на следующую серию фото.


Александр Родченко. «Значок ГТО». 1936 год

Александр Родченко. «Ритмическая гимнастика». 1936 год

Постепенно складывается канон сюжетов для определенных моментов соревнования — прыжок вратаря, финиш гонки. Родченко тоже делал такие фото.

Вот спортсмен успешно преодолевает преграду.

Фирменный ракурс «снизу-вверх».


***

Любимой игрой Родченко был футбол, что отразилось в его творчестве. Его увлечение поддерживала жена Варвара Степанова, она даже проектировала контрастную форму (и не одну) для футболистов.

Любовь к футболу Родченко отразил в нескольких рисунках.


Александр Родченко. «Футбол». 1937 год. Бумага, акварель

Александр Родченко. «Футбол». 1940 год. Станковая графика

Путь в фотографию Родченко начинал с фотомонтажа — он первым в СССР начал иллюстрировать книги о оформлять обложки с помощью этого приема. Он делал фотомонтаж к поэме своего друга Владимира Маяковского «Про это».

Но самый яркий фотомонтаж в карьере Родченко связан с футболом. И называется «Политический футбол», выпущенный к первому в истории чемпионату мира в 1930 году.


Александр Родченко. «Политический футбол». 1930 год. Коллаж

Фотомонтаж показывает не красоту игры, а британских полицейских в футбольной форме, которые противостоят футболистом. За ситуацией якобы следят болельщики, а полицейский по центру напоминает рефери. Родченко изобразил футбол как битву пролетариата и буржуазии.


Богдан Баёв

автор Sports.ru

Про это и про то

В Центре фотографии имени братьев Люмьер 24 января открывается выставка Александра Родченко. Работы — из коллекции Still Art Foundation, основанного Еленой и Михаилом Карисаловыми. Одним из кураторов проекта стал Александр Лаврентьев, внук Родченко.

Обещают показать ранние работы 1920-х-1930-х годов, включая фотографии Маяковского и его круга, семейные фото и хрестоматийные снимки лестниц, балконов, пионера-трубача, сделанные в резком неожиданном ракурсе. Без них не обходится ни одно солидное издание, посвященное истории советской фотографии ХХ века. Работы, представленные на выставке, были напечатаны в 1994-1997 годах для двух альбомов музейной серии. Тираж был маленький — 35 экземпляров. Отбор работ делался дочерью художника Варварой Родченко, Александром Лаврентьевым и галеристом Говардом Шиклером. Но снимки печатались Лаврентьевым и Юрием Плаксиным с авторских негативов в фотолаборатории Родченко. Если учесть, что работы Александра Родченко сегодня находятся известных фотографических музейных собраниях, включая нью-йорский МОМА, ГМИИ им. А.С.Пушкина и московский Мультимедиа Арт Музей, то отпечатки 20-летней давности с негативов 1920-х — сегодня уже раритеты.

При том, что слава Александра Родченко как фотографа и дизайнера даже сегодня перевешивает его известность как художника, фотография была его относительно поздней любовью. История о том, как «беспредметник» Родченко (а в довольно ожесточенной полемике «беспредметников» и «супрематистов» в 1919 году Родченко был на стороне первых, и — на стороне Татлина, а не Малевича) увлекся фотографией, выглядит достаточно парадоксально.

Похоже, что к фотографии он пришел через фотомонтаж. Именно так, а не наоборот. Достаточно сказать, что для ставшего легендарным издания поэмы Маяковского «Про это» (1923), фотографии делали Вассерман, Капустянский и Штеренберг. Абраму Штеренбергу, одному из лучших портретистов отечественной фотографии, Родченко заказывает портреты Владимира Маяковского и Лили Брик, подробно объясняя, какие именно снимки ему нужны для коллажа. Но вот «фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста Родченко». Именно обложка и фотомонтажи придали этому изданию взрывной смысл с забытым привкусом футуристического скандала. Многие из тех, кто был в курсе тайны посвящения поэмы («Ей и мне»), обнаружив на обложке портрет Лили Брик и портреты Маяковского в коллажах, сочли это шокирующим. Сегодня же исследователям очевидно, что фотомонтажи в качестве иллюстраций «придали этой интереснейшей поэме статус документа, живого интимного свидетельства реальной человеческой драмы» (А.Россомахин).

Мало того, фактически это была первая книга, в которой фотомонтажи использовались в качестве иллюстраций. Как доказывает Александр Лаврентьев, идея именно так необычно иллюстрировать поэму, могла принадлежать Маяковскому. Содружество «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко» сработало, говоря словами поэта, «вещь…наилучшей обработки». Речь и поэме, и о книге.

Почему «конструктивист Родченко» увлекся идеей фотомонтажа, который ввели в газетный оборот дадаисты, в общем понятно. С одной стороны, фотомонтаж ассоциировался с новым технологичным миром и видением. Так, например, Густав Клуцис напрямую связывал фотомонтаж с индустрией, и собственно его фотомонтажи, использовавшиеся для оформления советских промышленных выставок за рубежом, разумеется, и были связаны с индустрией. С другой стороны, фотомонтаж был своего рода Рубиконом, перейдя который художник расставался с традиционной живописью. И дадаист Рауль Хаусман, признаваясь в ненависти к художникам, замечает: «…Рассматривая себя скорее как инженеров, мы хотели конструировать, собирать наши работы, чтобы отправлять их в мир». И то, и другое вписывалось в идеологию конструктивизма Александра Родченко, стоявшую на трех китах: ясность структуры, функциональность, технологичность.

Но почему уже в 1924 году Родченко сам берется за «Лейку»? Для того, чтобы делать коллажи, вовсе не обязательно самому снимать. Да, фотография идеально подходила под технологии массовой печати. Она была удобна в работе. Но главным для «конструктивиста Родченко», вероятно, все же было другое — она дарила новое видение. И если коллаж превращал фотографию в визуальный знак в цепочке высказывания (поэтического или политического, сюрреалистического или социалистического — другой вопрос), то фотография «переворачивала» мир.

Родченко в середине 1920-х годов не снимал на заказ. Он экспериментирует с ракурсами, двойной экспозицией, с неожиданными композициями. Фотография не просто давала дополнительную фактуру для «конструкций», она учила искать жесткие «ребра» структур в социальной реальности. «Каждое новое увидение рождает революцию», — написал однажды Родченко. Фотография для него было идеальным конструктором этого нового «увидения». Она была оптикой, которую мог использовать Левый фронт искусств (ЛЕФ). Стеклышко очков Осипа Брика, в которое вписаны буквы ЛЕФ, фактически не портрет, а программная декларация.

В 1916 году Родченко, готовясь к футуристической выставке «Магазин» и выбирая свой путь, выбрал революцию: «В это время я ходил зимой и летом в ободранном осеннем пальто и кепке. Жил в комнате за печкой в кухне, отгороженной фанерой. Я голодал. Но я презирал буржуазию. Презирал ее любимое искусство: Союз Русских художников, эстетов «Мира искусства». Мне были близки такие же необеспеченные Малевич, Татлин и другие художники. (…) Мы были не бухгалтеры и не приказчики буржуазии. Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему. Мы не пережевывали натуру, как коровы жвачку, на своих холстах. Мы создавали понятия. Мы — не изображатели, а новаторы».

Двадцать лет спустя, в 1936 году, после разгрома группы «Октябрь» он был вынужден завершить свое выступление под названием «Перестройка художника» обещанием «создавать вещи, в которых фотографический язык служил бы полностью социалистическому реализму». Как хорошо, что Родченко не исполнил это обещание на «все сто».

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Борис Диодоров — «посол Андерсена в России»:

Александр Родченко. Видеть необыкновенно обыкновенные вещи — PORUSSKI.me

С 24 января и до 5 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдёт новая выставка – «АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО. Из коллекции Still Art Foundation».

Родченко является символом советской фотографии. Его методы, приёмы актуальны до сих пор для многих как российских, так и западных фотографов. Работы узнаваемы и для обывателя, не имеющего отношения к профессиональной фотографии: каждый хоть раз в жизни сталкивался с его творчеством, однако мог и не подозревать или не задумываться над тем, чьей рукой сделан снимок. Так, в экспозиции представлены знаменитые портреты Владимира Маяковского, Лили Брик, Осипа Брика.

Екатерина Лаврентьева на открытии выставки.

Открыла и провела вводную экскурсию правнучка Александра Родченко – Екатерина Лаврентьева, которая также является сокуратором выставки: «Именно фотография позволяет узнать другого человека: как он мыслит, видит, чувствует, как он отбирает действительность. Ведь действительность – одна на всех, одна и та же, но снимков одного и того же момента может быть множество. Чем уникально пространство фотографии, в котором мы сейчас находимся? Своей системой координат, своей уникальной манерой видения, и основные моменты этой системы – ракурс, необычная точка съемки. Кредо Родченко: “Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи”».

Александр Родченко. Критик Осип Брик. 1924

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924

Владимир Маяковский является знаковой фигурой в творчестве Александра Родченко. Он был завсегдатаем его мастерской – более того, фотограф и поэт работали в паре при создании рекламных плакатов. Именно рекламная деятельность повлияла на насмотренность Родченко: в поисках необычных идей и сюжетов ему приходилось штудировать советские и иностранные фотожурналы.

Фотограф запечатлел не только Маяковского, но также поэтов Николая Асеева и Сергея Третьякова, живописца Александра Шевченко и других.

Александр Родченко. Поэт Николай Асеев. 1927. Скорее всего Родченко пришлось взобраться на шкаф, чтобы поместить фигуру поэта полностью, расположив её диагонально.

 

На открытии выставки Екатерина Лаврентьева озвучила очень интересную мысль: «Жизнь фотографа – это несколько секунд; может быть, наберется несколько минут. И то это очень большая роскошь. Почему? Потому что снимки, которые нас с вами окружают, – это выдержка доли секунды. То есть это жизнь человека, которая оказывается в этом пространстве, нам с вами явленная. Задумайтесь об этом, потому что это действительно позволяет как-то иначе смотреть на кадры».

Александр Родченко. Пожарная лестница. 1925

Стоит отметить, что в экспозицию включены также фоторепортажи и архитектурные снимки. Большинство фотографий создавались Родченко с целью собрания портфолио, предполагалось, что эти экспериментальные работы будут, прежде всего, там, где учатся фотографы. Он хотел помочь студентам, только овладевающим техникой, показать им существующие приёмы и убедить их в том, что пробовать новые методы не только можно, но и нужно. В фотографии зачастую делают акцент на композиции, на герое, забывая о технике, которая не менее важна. Поэтому к каждой работе был прикреплен вкладыш с точными характеристиками фотоаппарата и описанием выдержки, экспозиции и использованной плёнки.

Александр Родченко. Девушка с «Лейкой». 1934

Александр Родченко считается одним из идеологов конструктивизма. Он строго отделяет фотографию от живописи и своими снимками стремится обозначить, где же пролегает грань, хоть и нельзя отрицать, что зачастую фотографы черпают идеи из изобразительного искусства. Среди новаторских подходов Родченко к фотосъёмке можно выделить два главных.

Александр Родченко. Лестница. 1929

Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928

Первым приёмом является ракурс. Родченко пытается донести обществу новый взгляд на вещи, открыть то, что до этого момента было недоступно глазу только потому, что человек неправильно смотрел. Больше всего его интересует взгляд «снизу вверх» или «сверху вниз». Силу ракурса использовали и в изобразительном искусстве еще до появления фотографии – так, можно отметить картину Андреа Мантенья «Мёртвый Христос», на которой мы видим тело не в классическом положении, а словно смотрим на него снизу.

Александр Родченко. Сосны, Пушкино. 1927

Диагональ становится вторым, но не по значимости, характерным приёмом Родченко. Линия является связывающим звеном в любом изображении, она создаёт динамику. Фотограф перенял этот подход из живописи, которой он занимался до поимки за хвост момента на камеру. Родченко привык работать быстро, этому он научился благодаря фоторепортажам, что являлись его основным видом деятельности.

На выставке представлены те работы, которые сам Александр Родченко считал для себя знаковыми или удачными. Он и его снимки остаются актуальными и сейчас, его переосмысливают, им вдохновляются не только современные коллеги по цеху, но и архитекторы, дизайнеры.


Заглавная фотография: Александр Родченко. Лиля Брик. 1924

Анна Коровкова

 

Открываю новое, объясняю старое.

 

Великие имена. Символ советской фотографии Александр Михайлович Родченко

фотограф: Александр Михайлович Родченко

Александр Михайлович Родченко родился 1891 году в Санкт-Петербурге. Был одним из значимых лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и книжного, плакатного, кинематографического и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году.

Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменила историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Использование таких приемов, как съемка с необычных ракурсов (крайние точки обзора сверху или снизу), которые сразу получили имя как «родченковский ракурс»; диагональное построение композиции, определяющих динамику и ритм фотографии; детализация и съемка крупным планом; использование двойной экспозиции и деликатную работу с черно-белыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «внешне никогда не встречавшуюся конструкцию», изменить привычный взгляд человека на мир и расширить возможности видения.

Александр Михайлович Родченко — настоящий символ советской фотографии, такая же неотъемлемая часть советской культуры, как например Влади­мир Маяковский в советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют многие приемы, введенные Родченко в фотографический мир искусства.

Кроме того, благодаря Родченко — появилось такое понятие, как современный дизайн, на развитее которого, сильно повлияли пла­каты создаваемые художником, такие как коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество великого фотографа Родченко забыто — а ведь он не только фото­графировал и рисовал плакаты, но зани­мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.

Когда в 1914 году великий фотохудожник приехал в Казань, куда приезжали такие известные футуристы, как Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский, Александр Михайлович Родченко узнает об организованным ими вечере. После его посещения Родченко, в своем дневнике напишет следующие слова:

«Вечер окончился, и взволнованная публика медленно расходилась. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем».

Этот вечер стал переломным для фотохудожника: именно после него вольнослушатель Казанской художественной школы, увлекающийся Гогеном и мир искусниками, понял, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством.

В то же время Александр Михайлович Родченко знакомится со своей будущей супругой, ученицей той же Казанской художественной школы — Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

В Москве, через общих друзей Александр Михайлович знакомится с Владимиром Татлиным, который был одним из лидеров авангарда. Тот в свою очередь приглашает Родченко принять участие в футуристической выставке «Магазин». Участие было платным, однако, вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией, он должен был продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Малевичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чуждыми. Так как Родченко больше был заинтересован в скульпто-живописи Татлина. Позже именитый фотограф в своем дневнике напишет о Татлине следующие слова:

«Я у него научился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

фотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченкофотограф: Александр Михайлович Родченко

[Alexander Rodchenko]

Еще больше новостей и вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram

comments powered by HyperComments

Истории великих фотографов. Александр Родченко.

Из жизни первого русского дизайнера и мастера фотографии

fotobiz.pro начинает большой проект “50 важнейших фотографов современности”. Мы расскажем о фотографах, которые оказали большое влияние на становление фотографического искусства. Об авторах, которые своими работами формировали понятие “современная фотография”. О великих мастерах своего дела, знать имена и работы которых просто необходимо.

Странно, но большинство коммерческих фотографов не задумываются о корнях своей профессии, ориентируясь в работе лишь на коллег или на пару случайно знакомых имён. Но ведь этом смысле, наша профессия мало отличается от профессии, скажем, художника. Спросите мастера кисти, знает ли он кого-нибудь из известных художников — скорее всего, в ответ вы услышите небольшую лекцию о живописи, в которой собеседник расскажет о своих любимых художественных стилях, школах, скорее всего сопроводит рассказ массой дат, фамилий и ссылок на работы. Да, большинство художников имеют специальное образование (хотя бы на уровне художественной школы), где узнают обо всём этом. Но в большей степени это, разумеется, самообразование. Художникам необходимо знать глобальный контекст, потому что создавать работы в отрыве от творчества великих мастеров, без знания азов, невозможно. Так почему же фотографы мыслят иначе?

Первый профессионал в нашем списке — великий русский художник и фотограф Александр Родченко.

Даже если попытаться описать деятельность Александра Родченко исключительно в #тегах, получится несколько страниц текста. Важнейший участник русского авангарда, художник, скульптор, график, фотограф… И многое другое.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, учился в Казанской художественной школе им. Фешина, там же познакомился с будущей женой — талантливым художником Варварой Степановой. Впоследствии занимал ряд важных должностей, среди которых, пост председателя института художественной культуры (на этом посту он сменил другого великого художника — Василия Кандинского)

Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев

— таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Отвергая “украшательство” и идя против эстетических критериев искусства, они наделяли свои работы — от картин до архитектурных форм — множеством деталей, каждая из которых имела важную, конструктивную функцию. Отсюда и название одного из основных направлений их работы — конструктивизм. “Искусство будущего — говорил Родченко — не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч”.

Свою работу Родченко начинал во времена великих перемен: за окном было то, что впоследствии назовут ленинским советским проектом. Надежды на светлое коммунистическое будущее вдохновляли.

Родченко и фотомонтаж

Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа — он был фактически пионером этого искусства в России. Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР. Нужно понимать, что Родченко как истинный коммунист и сторонник советской власти старался направить свои способности на укрепление новых жизненных порядков, поэтому с удовольствием занимался пропагандистской деятельностью. Так, именно в технике фотомонтажа оформлены самые интересные и запоминающиеся агитационные плакаты того времени. Мастерски сочетая текстовые врезки, черно-белые фотографии и цветные изображения, Родченко занимался тем, что сейчас бы назвали дизайном плаката — кстати, его часто называют родоначальником дизайна и рекламы в России. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу “Про это”.

Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский”

— говорил Родченко о знаменитой серии рекламы Моссельпрома, над которой они работали вместе с Маяковским.

Родченко и фотография

Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени. Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела. Ритмический рисунок, композиционно идеальное переплетение линий — всем этим он управляет мастерски.  Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии — раскадровку. Родченко не боялся нарушать совсем недавно закрепившиеся фотографические каноны — делал портреты снизу-вверх или намеренно “заваливал горизонт”. Своим фотографичексим “глазом” он будто стремился охватить весь Советский Союз. Возможно, поэтому многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках.

Родченко продолжал свои эксперименты и после “смерти” авангардного проекта — но при соцреализме и Сталине это уже не поощрялось. В 1951 его даже исключают из Союза Художников и реабилитируют только в 1954 — за 2 года до смерти.

Сегодня имя Александра Родченко носит важнейшее образовательное учреждение в области визуальных искусств — “Московская школа фотографии и мультимедиа”.


Понравилось? Расскажите о нас другим фотографам

Московская школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Александр Родченко | MoMA

Когда первый директор Музея современного искусства Альфред Барр-младший познакомился с Александром Родченко во время его поездки в Москву в 1927 году — один из первых англоязычных историков искусства посетил Советский Союз с тех пор, как Русская революция, — писал он, — Родченко показал нам ужасающее разнообразие вещей — супрематические картины (которым предшествовали самые ранние геометрические вещи, которые я видел, 1915 года, выполненные с помощью компаса) — гравюры на дереве, разрезы линолеума, плакаты, книжные конструкции, фотографии, кино наборы и т.д….[Он] выразил большое удовлетворение, нанеся смертельный удар живописи ». Родченко объявил о смерти живописи в 1921 году, когда на выставке были представлены три монохромные картины — «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет» вместе с работами других русских художников Варвары Степановой, Александры Экстер, Любови Поповой, и Александр Веснин. В этих работах Родченко подчеркивал материальные качества картин, применяя три основных цвета таким образом, чтобы обращать внимание на их суть как материю.«Я свел живопись к логическому завершению и выставил три полотна: красный, синий, желтый», — заявил он. «Я подтвердил: все кончено. Основные цвета. Каждый план — это план, и представления больше не должно быть ».

Отказавшись от живописи, Родченко обратил внимание на слияние искусства с жизнью. Он стал одним из основателей Рабочей группы конструктивистов в 1921 году, которая определила создание искусства как форму профессионального опыта и труда, как и любой другой, а не как духовное призвание.Используя материалы и инструменты архитектора или инженера — циркуль, линейку и фанеру, — в 1921 году он создал серию пространственных конструкций, которые были подвешены к потолку. Создав эти круглые конструкции, он отказался от помещений традиционной скульптуры — массы, пьедестала и драгоценных материалов — в пользу открытых объемов, сделанных из повседневных материалов, таких как проволока и фанера. Его пространственные конструкции наряду с работами ведущих художников-конструктивистов Карела Иогансона, Георгия и Владимира Стенбергов и Константина Медунецкого были включены в выставку, организованную ОБМОХУ ( Общество молодых художников ) в Москве в мае 1921 года.С 1920 по 1930 год Родченко преподавал строительство и слесарные работы во ВХУТЕМАСе ( Высшие художественно-технические мастерские, ), российском эквиваленте немецкого Баухауза.

В середине 1920-х Родченко обратился к другим медиа, включая графический дизайн, книжную иллюстрацию и, прежде всего, фотографию. Во время поездки в Париж в 1925 году он купил ручную камеру, которая позволила ему легко экспериментировать с композицией изображений.Он создал мир с новой точки зрения — сверху, снизу и под другими неожиданными, острыми углами, — побуждая зрителя по-новому взглянуть на знакомые вещи. Его фотографии и фотомонтажи широко публиковались в таких авангардных изданиях, как ЛЭФ и Новый ЛЭФ , а также в государственных изданиях Советское фото и СССР в строительстве . В начале 1930-х годов он использовал фотографию как инструмент социального комментария, критически отображая несоответствие между идеализированным и пережитым советским опытом.Создаваемые им образы контрастировали с социалистическим реализмом, который был объявлен официальным стилем искусства в Советском Союзе в 1934 году. Советские критики сочли Родченко предпочтением сахаристых изображений позитивных, героических и идеализированных предметов, не обремененных испытаниями и невзгодами повседневной жизни. фотография временами слишком формалистична. Тем не менее, он продолжал находить поддержку за границей, участвуя в выставках Film und Foto: Internationale Ausstellung des Deutschen Werkbunds в Städtische Ausstellungshallen в Штутгарте, Fotomontage в Государственной художественной библиотеке и 1936000 Cubism и Cubism в Берлине. Абстрактная живопись: фигуры (1941) в МоМА и Mezinárodní Výstava Fotografie в выставочном зале Manes в Праге.Родченко умер 3 декабря 1956 года в Москве.

Вступительное слово Ксении Нурил, научного сотрудника C-MAP по Центральной и Восточной Европе, Департамент фотографии, 2016

Александр Родченко | Фотография и биография

Александр Родченко — русский скульптор, график, художник и фотограф, живший с 1891 по 1956 год. Он был одним из основателей дизайна и конструктивизма в России. После русской революции он стал одним из самых талантливых художников-продуктивистов и конструктивистов.Прежде чем заняться фотографией и фотомонтажем, Родченко работал графическим дизайнером и художником.

Родченко родился в семье рабочего в Санкт-Петербурге. Хотя у него не было опыта в мире искусства, Родченко решил, что именно он хочет стать — художником. Его вдохновением были журналы по искусству, которые были доступны ему в ранние годы. В 1910 году учился в Казанском художественном училище у Георгия Медведева и Николая Фешина .Спустя пять лет он все еще обучался искусству в Московском Строгановском институте . В это время он начал создавать свои первоначальные абстрактные зарисовки. На его рисунки повлиял Супрематизм Казимира Малевича Супрематизм . В 1916 году работы Родченко вошли в экспозицию Владимира Татлина . На его работы также повлияли такие художественные движения, как футуризм и кубизм . Родченко стал одним из ведущих художников русского авангарда.Помимо того, что он был художником, он был скульптором, а также создавал дизайн плакатов для заводов, предприятий и кинотеатров.

В течение двух лет, начиная с 1922 года, Родченко все больше увлекался фотомонтажами, которые он использовал для дизайна книг и создания плакатов. Для монтажа он использовал уже существующие материалы и изображения. Он популярен своим монтажом Pro eto , стихотворения Владимира Маяковского . Однако в 1924 году, когда он совершенно не смог найти подходящие существующие изображения, ему пришлось использовать те, которые он сделал.Таким образом, он понял, что фотография — лучший подход. По его мнению, фотографии можно делать с любого положения, ракурса и ракурса. Следовательно, фотография хорошо соответствовала динамическому взгляду мужчины.

До 1928 года Александр Родченко не только писал портреты Маяковского или сотрудничал с ним, но и создавал макеты и эскизы этой техникой для журналов конструктивистского искусства, таких как Novy LEF и LEF. Его фотографии использовались в качестве обложек или помещались в этих печатных журналах.Изображения Родченко были без лишних деталей.

Его подход к фотографии сильно отличался от того, как фотографировали другие в то время. Александр Родченко использовал необычные и смелые перспективы, чтобы освободить практику фотографии от общепринятых стандартов. В 1928 году он написал способ современной фотографии, в декларативной форме. В 1927 году Родченко бросил живопись, чтобы полностью погрузиться в сферу фотографии. Год спустя он купил себе камеру Leica , так как с ней было легко работать и работать быстрее.Эта камера облегчила ему просмотр объектов с разных точек зрения и из странных положений. Это также позволило ему зафиксировать неожиданные детали взглядов.

Некоторые элементы были интегрированы в его фотографические композиции, такие как лестницы, решетки и провода, потому что Родченко любил использовать такие грани. Они превратили его композиции в конструктивистские и абстрактные структуры линий. Наиболее известные примеры таких работ: Girl with Leica , 1934 и Stairs , 1930.

Организация кинематографического и фотографического искусства того времени называлась просто: октябрь .Это были самые значимые группы того времени, и в 1930 году Родченко стал ее сподвижником.

В 1930-х годах он сосредоточился на фотографии в спортивном ритме, парадах и хореографии действий и движений. В 1931 году исключен из Октябрьского общества художников. В это же десятилетие Родченко вернулся к живописи и в 1942 году прекратил заниматься фотографией. Тем не менее, он организовывал ретроспективы фотографии.

Фотографии Александра Родченко

Александр Родченко Фотограф | Все о фото


Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1891 года и был одним из самых эклектичных художников, переживших русскую революцию.Скульптор, художник, фотограф и графический дизайнер, он является основателем движения «русский конструктивизм», а также имел большое влияние в фотографии и русском дизайне. В 1907 году, после смерти отца, его семья переехала в Казань. В 1910 году он поступил в Казанское художественное училище, где познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. В 1914 году он переехал в Москву, где некоторое время продолжал художественное обучение в Строгановском институте. В 1915 году с помощью циркуля и линейки он создал свои первые геометрические черно-белые рисунки.В 1916 году, представленный «Татлину» архитектором Виктором Весниным, Александр Родченко представит свои рисунки на выставке «Магазин» вместе с художниками Любовым Поповой, Александром Экстером и Иваном Клюне. На творчество Александра Родченко оказали влияние художники-новаторы-кубисты и футуристы.

В 1917 году он применил свои исследования футуризма к предметам повседневной жизни и спроектировал лампы для «Pittoresque Café», газетных киосков, зданий и т. Д. В то время он основал левое крыло «Painter Syndicat».После русской революции, как большинство русских художников-авангардистов, он станет членом нескольких официальных школ (Пролеткульт, Вхоутемас), где станет учителем.

В 1919 году он представит свои картины «черное на черном» в ответ на серию Малевича «Белое на белом». Тогда же он начал экспериментировать с коллажами и фотомонтажами. В 1921 году он принимал участие в различных выставках, одна из которых называлась «5×5 = 25», где представила Монохромный триптих. Каждый холст представлен основным цветом: красным, желтым и синим.В конце выставки он подписал «Манифест продуктивиста», чтобы отказаться от станковой живописи и сосредоточиться на предметах повседневной жизни. В том же году, в марте, в Институте Инхук возникло «конструктивистское» движение. Инициированный художниками, критиками и теоретиками, его целью было проведение «конкретных экспериментов в реальном мире».

С 1922 года он начал производить графический дизайн для фильмов, книг и политических рекламных щитов. В 1923 году он начал сотрудничать с различными редакторами и до 1925 года иллюстрировал обложку конструктивистского журнала LEF.Под влиянием немецких дадаистских фотомонтажей Родченко начал экспериментировать с фотографиями в 1923 году. Его первый фотомонтаж проиллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». С 1924 года он сосредоточился на фотографии. Он начал экспериментировать с новыми композициями и техниками. Его работа подчеркивала положение объекта и движение в пространстве в сочетании с диагональным обрамлением. Он также написал много портретов.

В 1925 году он отвечал за Советский павильон на Международной ярмарке промышленного и современного искусства в Париже.В 1933 году по заказу российского журнала «СССР на Стройке» фотографировал строительство Балтийского канала. С 1934 по 1939 год Родченко и Степанова выпустили несколько фотоальбомов: «Пятнадцать лет советского кино, Советская авиация, Десять лет Узбекистана». «. Во время Второй мировой войны он, как и другие художники, бежал из Москвы и укрылся в Пермском крае, где будет производить патриотические билборды.

Александр Родченко. Из фонда Still Art …

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку фотографий выдающегося русского художника-авангардиста Александра Родченко из коллекции фонда Still Art Foundation, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми.На выставке будут представлены работы Родченко разных лет, от первых фотоэкспериментов 1920-х годов до конца 1930-х годов. На выставке будут представлены портреты друзей Родченко — художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинематографистов, сотрудников журналов ЛЭФ и Новый ЛЕФ, в том числе знакомый портрет Лили Брик, который использовался в рекламном плакате Ленинградского отделения Госиздата ( Госиздат), несколько фотографий Владимира Маяковского с первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой улице (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, на которой одна из линз в его очках заменена на LEFlogo.На выставке также будут представлены семейные портреты: мамы Родченко, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фотоотчеты: легендарные «Балконы» (1925 г.), «Пожарная лестница» (1925 г.), «Лестница» (1929 г.), а также «Пионер с портретом». Труба (1930) и Девушка-пионерка (1930).

Пионер с трубой 1930 © Александр Родченко


Куратор выставки — внук Родченко Александр Лаврентьев, который ведущий специалист своего дела.На выставке будут представлены 58 серебристо-желатиновых гравюр из двух альбомов серии портфолио музея, изданных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах, собранные под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Фотографии, вошедшие в портфолио и представленные для выставки фондом Still Art Foundation, были напечатаны Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с его оригинальных негативов.

Портрет матери художника 1924 © Александр Родченко


Александр Михайлович Родченко (1891-1956), один из лидеров русского Авангард, новатор в области живописи, скульптуры, дизайна книг, плакатов, кино и театра, начал фотографировать в 1924 году.Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Использование таких приемов, как стрельба с необычного ракурса (крайние точки обзора сверху или снизу), сразу получившее название родченковского; диагональное построение композиций, определяющих динамику и ритмичность фотографии; детализация и снимки крупным планом; Используя двойную экспозицию и тонкую работу с черно-белыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в, казалось бы, невиданную ранее конструкцию, изменить привычный взгляд человека на мир и расширить возможности видеть вещи.

Пожарная лестница 1925 © Александр Родченко



Поэт Владимир Маяковский 1924 © Александр Родченко



Девушка с leica 1934 © Александр Родченко



Критик Осип Брик 1924 © Александр Родченко



Поэт Владимир Маяковский 1924 © Александр Родченко


Ошибка

Что-то случилось получаю uk040215

Чтобы просмотреть все наши предстоящие аукционы, щелкните здесь.

Страница, которую вы ищете, не существует или больше не доступна.
Если вы считаете, что попали на эту страницу по ошибке, свяжитесь с [электронная почта защищена].

Вернуться на домашнюю страницу Показать ошибку
Журнал базы данных может содержать дополнительные сведения

HttpException

 Система.Web.HttpException (0x00000064): что-то произошло при получении uk040215
   в PublicWebMvC.Controllers.LotsController.  d__5.MoveNext () в c: \ Jenkins \ Pipeline Prod-WEB02 \ workspace \ PhillipsPublic.Web \ Controllers \ LotsController.cs: строка 170
--- Конец трассировки стека из предыдущего места, где было создано исключение ---
   в System.Runtime.ExceptionServices.ExceptionDispatchInfo.Throw ()
   в System.Runtime.CompilerServices.TaskAwaiter.HandleNonSuccessAndDebuggerNotification (задача задачи)
   в System.Web.Mvc.Async.TaskAsyncActionDescriptor.EndExecute (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker. <> c__DisplayClass8_0.  b__1 (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeActionMethod (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters.  b__11_0 ()
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters. <> C__DisplayClass11_1.  b__2 ()
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters. <> c__DisplayClass11_1.  b__2 ()
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.AsyncInvocationWithFilters. <> c__DisplayClass11_1.  b__2 ()
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeActionMethodWithFilters (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker. <> c__DisplayClass3_6.  b__3 ()
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker. <> c__DisplayClass3_1.  b__5 (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncControllerActionInvoker.EndInvokeAction (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Controller.<> c.  b__152_1 (IAsyncResult asyncResult, ExecuteCoreState innerState)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Controller.EndExecuteCore (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.Controller.EndExecute (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.MvcHandler.<> c.  b__20_1 (IAsyncResult asyncResult, ProcessRequestState innerState)
   в System.Web.Mvc.Async.AsyncResultWrapper.WrappedAsyncVoid`1.CallEndDelegate (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.Mvc.MvcHandler.EndProcessRequest (IAsyncResult asyncResult)
   в System.Web.HttpApplication.CallHandlerExecutionStep.System.Web.HttpApplication.IExecutionStep.Execute ()
   в System.Web.HttpApplication.ExecuteStepImpl (шаг IExecutionStep)
   в System.Web.HttpApplication.ExecuteStep (шаг IExecutionStep, логическое значение и завершено синхронно)
                  Исключение:  Что-то случилось получение uk040215 

Художников по направлению: Конструктивизм

Художественное движение

Конструктивизм — это художественная и архитектурная философия, зародившаяся в России в 1913 году Владимиром Татлиным.Это был отказ от идеи автономного искусства. Он хотел «конструировать» искусство. Движение выступало за искусство как практику для социальных целей. Конструктивизм оказал большое влияние на движения современного искусства 20-го века, оказав влияние на основные тенденции, такие как движения Баухаус и Де Стидж. Его влияние было повсеместным и оказало сильное влияние на архитектуру, графический дизайн, промышленный дизайн, театр, кино, танцы, моду и, в некоторой степени, музыку.

Термин «Строительное искусство» был впервые использован как насмешливый термин Казимиром Малевичем для описания творчества Александра Родченко в 1917 году.Конструктивизм впервые появляется как положительный термин в «Реалистическом манифесте» Наума Габо 1920 года. Алексей Ган использовал это слово в названии своей книги «Конструктивизм», напечатанной в 1922 году. контррельефы »Владимира Татлина, которые были выставлены в 1915 году. Сам термин придумали скульпторы Антуан Певзнер и Наум Габо, которые разработали индустриальный, угловатый стиль работы, а его геометрическая абстракция чем-то обязана супрематизму Казимира. Малевич.

Конструктивизм как теория и практика возник в значительной степени из серии дебатов в ИНХУКе (Институте художественной культуры) в Москве с 1920 по 22 год. После свержения своего первого председателя Василия Кандинского за его «мистицизм» Первая рабочая группа конструктивистов (включая Любовь Попову, Александра Веснина, Родченко, Варвару Степанову и теоретиков Алексея Гана, Бориса Арватова и Осипа Брика) разработала определение Конструктивизма как совокупности фактуры: особенных материальных свойств объекта и тектоника, его пространственного присутствия.Изначально конструктивисты работали над трехмерными конструкциями как средством участия в индустрии: выставка ОБМОХУ (Общество молодых художников) показала эти трехмерные композиции Родченко, Степановой, Карла Иогансона и братьев Стенбергов. Позже определение будет распространено на дизайн двухмерных произведений, таких как книги или плакаты, с монтажом и фактографией, которые станут важными понятиями.

Конструктивисты не только занимались дизайном для промышленности, но и работали над публичными фестивалями и уличными дизайнами для большевистского правительства после Октябрьской революции.Пожалуй, самый известный из них был в Витебске, где группа Малевича «УНОВИС» рисовала агитационные таблички и здания (самый известный из них — плакат Эль Лисицкого «Бей белых красным клином» (1919)). Вдохновленные заявлением Владимира Маяковского «улицы — наши кисти, квадраты — наши палитры», художники и дизайнеры участвовали в общественной жизни времен Гражданской войны. Ярким примером был предложенный к конгрессу Коминтерна в 1921 году фестиваль Александра Веснина и Любови Поповой, который напоминал конструкции выставки ОБМОХУ, а также их работы для театра.В этот период между конструктивизмом и Пролеткультом было много общего, идеи которого о необходимости создания совершенно новой культуры нашли отклик у конструктивистов. Вдобавок некоторые конструктивисты были активно вовлечены в «Окна РОСТА», большевистскую кампанию общественной информации около 1920 года. Некоторые из самых известных из них были проведены поэтами-художниками Владимиром Маяковским и Владимиром Лебедевым.

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →

Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Constructivism_(art)

Галерея Атлас | Художественная фотографияАлександр Родченко — Галерея Атлас

Галерея Атлас | Художественная фотография Александра Родченко — Галерея Атлас | Художественная Фотография

Обзор

Александр Родченко, пожалуй, самый выдающийся художник-авангардист, поставивший свое искусство на службу политической революции.В этом плане его карьера является образцом столкновения современного искусства и радикальной политики. Он проявил себя как довольно обычный художник, но его встречи с русскими футуристами подтолкнули его к тому, чтобы стать влиятельным основателем конструктивистского движения. И его приверженность русской революции впоследствии побудила его отказаться сначала от живописи, а затем от изобразительного искусства в целом, и вместо этого поставить свои навыки на службу промышленности и государству, создавая все, от рекламы до обложек книг.Работа его жизни была непрерывным экспериментом с необычайным набором средств массовой информации, от живописи и скульптуры до графического дизайна и фотографии. Однако позже в его карьере все более репрессивная политика, направленная против современных художников в России, заставила его вернуться к живописи.

Родченко Александр

Родченко Александр

Pioneer Trumpeter , 1930
Серебряно-желатиновый оттиск, напечатанный позже
11 1/2 x 9 5/8 дюйма(29,2 x 24,5 см)

Родченко Александр

Родченко Александр

Steps, 1929 г.
Серебряно-желатиновый отпечаток

Родченко Александр

Родченко Александр

Радиослушатель , 1929 г.
Серебряно-желатиновый отпечаток
4,3 x 7 дюймов (10,41 x 17,27 см)

Родченко Александр

Родченко Александр

Портрет Владимира Маяковского, 1924 год
Ранняя серебряно-желатиновая печать, ок.1950
9 x 11,25 дюйма (22,9 x 28,6 см)

Родченко Александр

Родченко Александр

Портрет матери, 1924 год
Серебряно-желатиновый отпечаток, отпечаток 1960-х годов
15,1 x 18,9 дюйма (38,4 x 48 см)

Родченко Александр

Родченко Александр

На балконе, 1928 г.
Серебряно-желатиновый отпечаток, набивной ок. 1950
11,2 x 7,3 дюйма (28,5 x 18,5 см)

Родченко Александр

Родченко Александр

Радиослушатель, 1929 г.
Серебристо-желатиновый отпечаток
13.5 x 17 см

Родченко Александр

Родченко Александр

Балконы, 1925 г.
Серебристо-желатиновый принт
Печать Шиклера на оборотной стороне

Родченко Александр

Родченко Александр

Евгения Лемберг с фотоаппаратом, 1934 г.
Серебристо-желатиновый принт
Титульный, датированный, штамп А.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *