Фотография моны лизы: Мона Лиза – шедевр Леонардо Да Винчи (+ фото)

С кого написана «Мона Лиза»? – DW – 27.10.2017

Культура

Наталия Королева

27 октября 2017 г.

Действительно ли на знаменитом холсте Леонардо да Винчи изображена жена флорентийского торговца? А если так, то почему великий мастер не расставался со своим творением всю жизнь?

https://p.dw.com/p/2lWX1

Фото: Imago/Cinema Publishers CollectionРеклама

Мало какие образы столь сильно будоражат воображение созерцателя, как женщина, изображенная на картине величайшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»). В сдержанной, мягкой и в то же время торжествующей улыбке, озаряющей лицо этой восседающей в кресле дамы, проявился весь его талант. Картина, сотворенная Леонардо, по подсчетам историков и искусствоведов, пять столетий назад и являющаяся сейчас самым популярным экспонатом парижского Лувра, — пожалуй, самое известное произведение изобразительного искусства в мире. По поводу того, с кого мастер это полотно писал, существует великое множество теорий. И идентичность изображенной на холсте женщины — по сей день загадка.

Находка экспертов

Долгое время считалось, что полотно «Мона Лиза» является портретом Лизы дель Джокондо, супруги одного флорентийского торговца. Однако результаты проведенных в последние годы научных исследований, в процессе которых знаменитая картина подвергалась тщательному анализу с использованием новейших технологий, заставляют в этом усомниться.

Анализ с помощью инфракрасной рефлектограммыФото: picture-alliance/dpa/C2RMF/V.A. Solé/ESRF

Так, во время экспертизы холста, проведенной четыре года назад специалистами Лувра методом инфракрасной рефлектограммы, благодаря которой искусствоведы видят нижние слои картин, обнаружилось: изначально дама на картине выглядела куда более пикантно, чем теперь. На ней красовалось обильно драпировавшееся вокруг тела и напоминавшее тогу полупрозрачное одеяние, один конец которого переброшен через ее плечо. Как полагают некоторые эксперты, женщина ожидала ребенка.

Основания для такого предположения есть: во Флоренции эпохи Возрождения одежду из газовой ткани носили исключительно дети и беременные женщины. К тому же, согласно документам, хранящимся во флорентийском городском архиве, в декабре 1502 года Лиза дель Джокондо разрешилась мальчиком, названным Андреа. Однако как в период ее беременности, так и во время родов Леонардо да Винчи во Флоренции не было. Конечно, Лиза могла ему позировать и позже, облачившись в платье, которое носила, будучи беременной. Но никаких свидетельств тому нет.

В любом случае, первоначальный вариант портрета художник закрасил. Да и последующие версии неоднократно претерпевали изменения. Но почему? Что за тайна тут кроется? А может быть, никакого секрета нет — просто скрытые изображения отражают творческий процесс да Винчи, от набросков будущего произведения до окончательной его формы? Официальные комментарии со стороны историков искусства по этому поводу пока отсутствуют.

Джоконда не женщина?

А еще в Италии есть исследователи, которые склонны считать, что Мона Лиза — это вовсе не женщина. То есть, портрет-то женский, но позировал художнику юноша, причем ни кто иной, как его любимый ученик Джан Джакомо Капротти да Орено, которого называли Салаи — в переводе с итальянского, «дьяволенок». С ним Леонардо да Винчи связывали длительные — более четверти века — и, как предполагается, интимные отношения. Женственного мальчика Салаи, который пришел в мастерскую к Леонардо в 1490 году, будучи еще подростком, напоминают персонажи и нескольких других картин кисти Леонардо да Винчи. В частности, он служил моделью «Иоанна Крестителя».

Несколько лет назад с помощью цифровой техники группа итальянских ученых под руководством Сильвано Винчети обнаружила, что в левом глазу Моны Лизы начертана буква «S», а в правом — буква «L». По версии исследователей, это инициалы имен Салаи и Леонардо. Тут стоит вспомнить и о том, что в эпоху Возрождения Флоренция было Меккой для просвещенных гомосексуалов, которые чувствовали себя в этом городе абсолютно свободно и своей сексуальной ориентации не скрывали.

Очередная загадка для ученых

Но даже если Леонардо и написал портрет именно Лизы дель Джокондо, то почему он не передал эту картину ей или ее супругу — состоятельному человеку, который мог бы хорошо за нее заплатить? Более того, да Винчи дорожил ею настолько, что не расставался с ней почти до конца жизни. Лишь незадолго до смерти гения его ученик Франческо Мельци, которому «Мона Лиза» досталась от Леонардо в наследство, продал полотно королю Франции. Ну, а потом холст был передан в Лувр.

Леонардо да Винчи сделал все для того, чтобы его творение ожидала долгая жизнь. Для создания этой картины он подобрал самые лучшие материалы и работал над ней так долго и тщательно, как ни над одним другим своим произведением. При написании ее мастер применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствии четких границ между предметами. Именно благодаря ей улыбка Моны Лизы приобрела свое удивительное мерцание. Леонардо мог часами рассматривать свое детище, то и дело что-то подрисовывая или подправляя. От сильного перенапряжения с ним даже случались обмороки. Мог ли портрет обычной женщины оказывать на великого мастера столь сильное воздействие? Такой вопрос ставится историками все чаще.

«Монна Ванна»Фото: picture-alliance/akg-images/A. Held

Между прочим, совсем недавно во Франции обнаружен рисунок с изображением обнаженной дамы «Монна Ванна». Как полагают ученые, это мог быть эскиз для картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, выполненный его учеником Салаи с помощью самого мастера. Сотрудники Лувра подтверждают, что он написан в годы жизни Леонардо и отличается высоким качеством, а нсходство портретов указывает похожесть лица и рук. Сейчас эксперты бьются над этой новой интригующей загадкой.

Смотрите также:

 

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу

Чему может научить фотографа портрет Моны Лизы?

                                                         

 

Когда разговор доходит до обсуждения самых популярных картин мира, все приходят к обоюдному мнению, что Мона Лиза, написанная Леонардом Да Винчи, самая признанная в мире.

Когда я пару лет назад посетил Лувр в Париже, я был ошеломлен толпами людей, которые собирались вокруг этой маленькой картины. Люди толкались и пихались, чтобы протиснуться поближе к этому произведению искусства и сделать ее фотографию (позже я получил несколько отличных снимков от этой самой толпы).

Мону Лизу обсуждают уже не одну сотню лет, о ней ведутся споры и выдвигаются предположения. Но чем эта картина так интригует людей, и что мы можем получить от Моны в лице фотографов?

Не смотря на то, что Джоконда была нарисована в 1500-х, мы и сейчас можем найти в ней то, что способно вдохновить владельца фотоаппарата на «подвиги».

Сегодня я хочу исследовать часть аспектов о Моне Лизе, и указать на некоторые детали, которые Леонардо сделал, в процессе написания картины, и которые мы сможем использовать при фотографировании портретов.

Композиция

Если присмотреться к портрету Моны Лизы, мы можем увидеть, что композиция довольно стандартна и проста. Но в те времена подобные формы были чем-то новым, свежим и необычным.
 

Одним из интересных моментов, которым известен портрет, является использование пирамидальной композиции. Она расширяется в области рук и сужается у кистей. Внизу пирамида формирует угол, который позволяет зрителю просто поднять взгляд и встретиться с таинственной улыбкой и необыкновенным взглядом Моны.

 

Такую же форму композиции можете использовать и вы в своих фото. Я не считаю пирамидальную композицию лучшим выбором, но, тем не менее, она все равно остается отличным вариантом для  портретов.

Поза

В наши дни, посмотрев на позу Моны Лизы, мы не заметим ничего необычного, но в те дни это стало очередным новшеством.

На картинке Мона Лиза спокойна и непринужденна. Ее руки сложены вместе, и слегка опираются на ручку стула.

Хотя Мона и обернулась в полоборота,  но все равно у зрителя есть возможность подробно разглядеть ее.

Еще одним необычным шагом для того времени является тот факт, что Леонардо отошел от традиционной нормы, заполнив кадр субъектом.

Последним аспектом позы является то, что Леонардо поместил глаза Моны Лизы на уровне глаз зрителя. Это преподнесло веяние близости к картине (даже если человек стоит выше или ниже Джоконды).

 

Эта классическая поза работает и сегодня. Заполните кадр вашим субъектом, используя три четверти кадра, дайте расслабиться вашей модели, пусть он или она слегка отвернет свое тело от камеры, а взгляд сфокусирует непосредственно на объективе. Дайте возможность вашей модели опереться на что-нибудь (иначе человек будет выглядеть неуклюже). Но все-таки самое главное – ваш субъект должен выглядеть расслабленным.

Фон

Очень много было написано о фоне картины «Мона Лиза». Мы же выпишем несколько замечаний на эту тему.

Во-первых, в те дни было принято держать субъект и фон на одном фокус расстоянии, оставляя вниманию зрителя кучу деталей. Леонардо же наоброт, размыл фон, сделал его более стертым и расфокусированным. 

Это было необычно для того времени, и затем стало тем эффектом, который сегодня используют многие фотографы для своих портретов, увеличиваю апертуру, чтобы сделать размытый фон и сфокусировать внимание зрителя на субъекте.

Хотя на заднем плане есть много интересных деталей, Леонардо выбрал мягкие и приглушенные цвета, чтобы в очередной раз сфокусировать наш взгляд на самой Моне.

 

Существуют различные варианты использования фона при фотографировании портрета. Его можно использовать, чтобы поместить вашу модель в контекст, раскрывая перед зрителем окружающую среду, или же поместить субъект на однотонный фон, который сможет выделить человека.

В некотором роде, Леонардо использовал оба метода для своей картины. Он не фокусировался на фоне, но на нем оставался элемент тайны, который заставлял вглядываться за Мону Лизу. Фон так же визуально дополнил саму девушку некоторыми отражающимися от ее одежды формами и цветами.

Завершая главу, можно сказать, что очень важно позаботиться о фоне вашего портрета, потому что он может либо расширить, либо уменьшить границы вашего фото.

Свет

Одна из деталей, которая нравится мне в Моне Лизе, это свет, который падает на субъект. Леонардо использует его, чтобы притянуть взор зрителя к частям изображения, которые он хочет выдвинуть на первый план (лицо и руки), между делом приятно балансируя изображение.

Леонардо также использует тень (или нехватку света), для того, чтобы добавить глубины и измерение  к различным частям картины, особенно это касается области вокруг шеи Моны Лизы, и ряби на платье ее руки.

 

Позаботьтесь об освещении вашего субъекта. Используйте свет, чтобы сфокусировать взгляд на ключевых частях вашего изображения, но не забывайте и о тенях, чтобы добавить глубину и измерения вашим фотографиям.

Одежда

Леонардо выбрал более темную и  ненавязчивую одежду для своего субъекта. Это тоже было необычным для портретов того времени, потому что в ту пору популярностью пользовались яркие краски.

У платья Моны немного деталей (хотя завитки на груди и сгибы на руках выполнены прекрасно), и это позволяет сохранить атмосферу рисунка, сфокусироваться на лице девушки.

Здесь так же наблюдается недостаток бижутерии и украшений, которые могли бы отвлечь зрителя от лица Моны.

Леонардо, похоже, хотел, чтобы на картине сияла сама девушка, а не что-то второстепенное.
 

 

Одежда – элемент, который может сильно отвлечь внимание зрителя от главных деталей. Подобно Леонарду, используйте ту одежду, которая действительно соответствовала бы субъекту и которая придала бы ему контекст.

Фрейминг

До сих пор я еще ни разу не обмолвился об одной, а вернее даже двух интересных деталях картины. Если взглянуть приблизительно по центру на края картины, мы сможем заметить два таинственных полукруга.

 Считается, что та картина, которую сейчас можно увидеть в Лувре, несколько меньше той, которую изначально нарисовал Да Винчи. Часть изображения была потеряна при одной из реконструкций. Но, что же это за шары?

Наиболее распространенный слух говорит о том, что в первоначальной полной версии картины мы могли видеть Джоконду, сидящую на балконе, по обе стороны которого стояли две колонны. Мы так же можем увидеть стенку этого самого балкона снизу.

Вот пример того, как художник воспроизвел Мону Лизу с этими самыми колоннами.


   Не знаю, были ли колонны оригинальной картины похожими на те, которые изображены на репродукции, но, кажется, Леонардо использовал технику, которую в наши дни используют фотографы, именуя ее Фрэйминг. Эта техника используется для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главном персонаже. Тут так же сохраняется некоторый потенциал для добавления контекста вашему фото (например, с колоннами нам становится более очевидно, что Мона Лиза сидит на балконе).

Тайна

Кто эта женщина? Что на самом деле изображено на фоне Джоконды? Почему она улыбается (Улыбается ли)?

Есть что-то таинственное и в этой картине (ее взгляд одновременно и очарователен и отчужден), и в способе, которым пользовался Леонардо при рисовании этого портрета (он использовал технику «размытия» вокруг краев субъекта, которая тогда была очередным новшеством и придавала картине некоторую таинственность). Все это заставляет зрителя задаваться различными вопросами, пытаться вникнуть в картину активизируя свое воображение. Отсутствие деталей дает зрителю возможность самостоятельно истолковывать картину.

 

Деталь, которая превращает искусную картину в великую, состоит в истории, которую хранит картина.

 Мона Лиза привлекает зрителей, заставляет использовать свое воображение и спорить между собой. И все это просто потому что часть истории осталась не загадкой для зрителей картины. И

это то, чему не сможет научиться по книгам ни один фотограф, но то, что когда-нибудь придет вместе с опытом.

Источник: digital-photography-school.com
Перевод: Pika, takefoto.ru

Картина Моны Лизы: интерактивная оптическая иллюзия

Картина Моны Лизы: Интерактивная оптическая иллюзия | Эксплораториум
(Также называется «Монна Лиза» или «Джоконда» в Италии)

Посмотрите на эти две перевернутые фотографии Моны Лизы.

Теперь посмотрите на те же изображения с правой стороны. (Переверните монитор вверх дном, если не верите нам!)

Вы, наверное, сразу узнали Мону Лизу — даже в перевернутом виде. Две перевернутые Моны могут выглядеть странно (одна, возможно, более странная, чем другой), но поверните их правой стороной вверх, и один выглядит нормально, другой гротеск. Почему такая удивительная разница?

Поскольку перевернутое лицо не является привычной точкой зрения, Вы могли не заметить, что одна из этих фотографий была изменено. На правой фотографии глаза и рот Моны имеют был обернут. Только когда фотографии перевернуты правой стороной вверх, и вид более привычный, что вы замечаете настоящие искажения.

Поскольку вы явно используете компьютер для просмотра, вы можете иметь доступ к программному обеспечению для обработки фотографий и оборудованию для захвата изображений. Попробуйте запечатлеть свое лицо и перевернуть глаза и рот.

На выставке в Эксплораториуме установлены изображения вращающиеся диски. (В нашей версии также отображаются фотографии Ванна Белый, но мы не хотели заморачиваться с авторскими правами. ..) Нам сказали, что этот эффект легче увидеть, если изображение вращается, а не просматривает фиксированные изображения выше. Если бы ты предпочитаю, чтобы изображение Моны повернулось на 180 градусов в QuickTime или MPEG, щелкните значок ниже.

Фильм Мона (формат QuickTime) (260К)

Фильм Мона (формат MPEG) (254К)

Приносим свои извинения Леонардо да Винчи за осквернение своего шедевра

    © Эксплораториум

58 Мона Лиза Изображения: PICRYL

58 СМИ по теме ∙ стр. 1 из 1

бесплатное использование, без ограничений авторского права.

Название и дата из Детройта, Thistle Publications (1912). Фотография картины. Детройт Паблишинг Ко нет. 029478. Подарок; Государственное историческое общество Колорадо; 1949.

Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, известной как Мона Лиза (Joconde по-французски)

Мона Лиза (или Джоконда, Джоконда). Фотография рисунка 15 века, являющаяся общественным достоянием, бесплатное использование, без ограничений авторских прав. Изображение — описание Picryl Скан рисунка XVI века, являющийся общественным достоянием, бесплатно… Подробнее

Общедоступная фотография итальянской художественной картины, средневековья или раннего Возрождения, бесплатная для использования, без ограничений авторского права изображение — описание Picryl.

Цвет изображения Моны Лизы изменен.

Репродукция произведения искусства, являющаяся общественным достоянием, бесплатная для использования, без ограничений авторских прав изображение — описание Picryl

В 2012 году музей Прадо восстановил копию Моны Лизы, сделанную учеником. Он раскрыл оригинальный цвет 1517 года. Путем преобразования портрета и фона ученика: точное восстановление цвета d… Подробнее

Реставрация музея Прадо в 2012 году, проведенная учеником Да Винчи, выявила оригинальный цвет 1517 года. Путем преобразования портрета и фона ученика возможно точное восстановление цвета. Дополнительн… Еще

Скан рисунка 16-го века, являющийся общественным достоянием, бесплатное использование, без ограничений авторских прав. Расположен на углу улиц Линкольн и Хай-стрит. Название, дата и сюжеты предоставлены фотографом. Кредитная линия: Американский писатель Кэрол М. Хайсмит… Подробнее

Французский : Портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо, дочери Монны Лизы, Джоконды или Джоконды.

Описание Picryl: Изображение Леонардо да Винчи, являющееся общественным достоянием, бесплатное для использования, без ограничений авторского права.

Мона Лиза в день всеобщего достояния

Мона Лиза (или Джоконда, Джоконда).

Мона Лиза Идентификатор: historyofpaintin01macf (найти совпадения) Название: История живописи. Год: 1911 (1910-е) Авторы: Макфолл, Холдейн, 1860–1928 гг. Предметы: Живопись Художники Издательство: Лондон и Эдинбург:… Подробнее

Galego: Imaxe da Gioconda construída con 10.000 fotografías de persoas de todo o mundo, na Domus (Корунья).

Скопируйте фотографию. Дата основана на дате отрицаний в том же диапазоне. Подарок; Харрис энд Юинг, Инк. 1955. Общая информация о коллекции Harris & Ewing доступна по адресу http://hdl.loc.gov/loc.pnp/pp.hec. Темп. … Еще

Бесплатные изображения рук. Фото рук в общественном достоянии. Фотографии без лицензионных отчислений.

Лючия Монделла из романа «Обрученные» (Promessi Sposi) с традиционной Сперадой, наложенной на Мону Лизу Леонардо с анализом профессора Риккардо Маньяни

Мона Лиза

Название с обложки. Негатив треснул верхний левый угол. Фотография картины (штамп Mead, Brown & Co.) картины. Детройт Паблишинг Ко нет. 0

. Подарок; Государственное историческое общество Колорадо; 1949.

Портреты. Бесплатные изображения людей. Используйте бесплатные фотографии людей без каких-либо ограничений авторского права.

Скала деи Кампьелли в Пьяни-ди-Боббио над озером Комо, представленная на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза», анализ проф. Риккардо Маньяни

Инфракрасные рефлектограммы Моны Лизы, сделанные Леонардо да Винчи. Français: Инфракрасная рефлектография Джоконды Леонара де Винчи.

Фотография общественного достояния — портрет, 19Альбуминовая печать 19-го века, бесплатное использование, без ограничений авторских прав изображение — Описание Picryl

Цифровое изображение, созданное Кэрол М. Хайсмит для представления ее оригинальной прозрачности пленки; некоторые детали могут отличаться на пленке и цифровых изображениях. Название, дата и ключевые слова предоставлены фотографом…. Подробнее

Портрет Лизы Герардини, наследника Франческо дель Джокондо, дит Монны Лизы, Джоконды или Джоконды

Цифровая реставрация Мины Лизы

Идентификатор: historyofpainti01macf (найти совпадения) Название: История живописи.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *