Фотография в россии: История России в фотографиях

Русская фотография середины XIX — начала XX века

Русская фотография середины XIX — начала XX века

Фотография проникла в Россию сразу после ее изобретения. По поручению Академии наук, академик И.Х. Гамель в 1839 – 1841 гг. знакомится и Ф. Талботом, И. Ньепсом и Л. Дагером и доставляет в Россию описания известных в то время фотографических процессов, необходимую аппаратуру и химикаты, образцы снимков, в частности – большое количество дагерротипов. 23 мая 1839 г. академик Ю.Ф. Фрицше вытупил на заседании Академии с «Отчетом о гелиографических опытах», который содержал подробное описание процесса, изобретенного англичанином Фоксом Талботом. Ю.Ф. Фрицше даже продемонстрировал полученные им изображения листьев растений, сделанные контактным способом — фотограммы. А в октябре 1839 г. Ф.О. Тереминым был сделан дагеротипный снимок Исаакиевского собора в Петербурге. Это и были первые фотографии, сделанные в России.

Первые десятилетия истории фотографии в России – это энергичное совершенствование ее технических средств, освоение новых творческих возможностей, а также изучение и освоение новыми техническими средствами окружающего мира.

Уже в 1840-е годы открываются первые в России фотоателье А.Ф. Грекова, Л.С. Плахова, А.И. Деньера, С.Л. Левицкого, французов Давиньона и Фоконье, немца К. Даутендея и др. В 1850 – 1860- е годы фотография быстро распространялась по многим городам России. На новом поприще искали удачи люди разных сословий и специальностей — дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Подавали прошения об открытии дела доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, чиновники, студенты. Самый большой процент среди владельцев фотографических заведений составляли художники, окончившие Московское училище живописи и ваяния и Санкт-Петербургскую Академию художеств. Фотография очень быстро приобрела массовый характер. К 1882 г. в России имелось уже около 800 фотографических заведений. К 1917 г. фотографические заведения имелись в каждом городе, а в сельской местности работал многочисленные разъездные фотографы. Появляются многочисленные фотолюбители.

Во второй половине девятнадцатого столетия и первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную, жанровую и документальную фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Бергамаско, А. Бунте, К. Булла, И. Барщевский, Е. Вишняков, М. Дмитриев, А. Карелин, В. Каррик, С. Лобовиков, М. Наппельбаум, Д. Никитин, С. Прокудин-Горский, М. Панов, М. Ревенский, Н. Свищов-Паола, С. Соловьев, А. Трапани, К. Фишер,И. Хмелевский, Н. Чарушкин, Шапиро и другие.
В этот период своей истории российская фотография утвердила свое место в качестве особого вида искусства, освоила основные фотографические жанры и виды фотосъемки. Издаются журналы по фотографии. Создаются многочисленные фотографические общества.

В XIX – начале XX века серьезно эволюционировала техника и технология фотографии. Основной технологией, которая использовалась в середине XIX в., был дагеротип. В середине 1850-х гг. дагеротип уступает место мокроколлоидному процессу, на смену которому, в свою очередь, в 1870-х гг. приходят сухие бромжелатиновые пластинки и, затем, целлулоидная пленка, господство которой тянулось на протяжении всего XX века. Совершенствуется фотоаппаратура. Основные направления, по которым это происходит, — совершенствование оптики, изобретение и совершенствование затвора, тенденция к миниатюризации.

Общей тенденцией стало упрощение всех фотографических процессов, что привело к массовому распространению фотографии. Фотография стала частью повседневности, вошла в быт большинства людей.


Этнографическая фотография в России — Портал Культура Петербурга

19 августа отмечается Всемирный день фотографии. В Год культурного наследия России мы решили рассказать об этнографической фотографии.


Этнография, возникшая в XIX веке, изначально была описательной наукой. С ее помощью ученые систематизировали весь полученный огромный объем сведений о других культурах мира. Фотография позволила значительно усовершенствовать сам процесс сбора этнографического материала. В наше время ее значительно потеснила видеосъемка, однако этнографические фотоснимки по-прежнему остаются востребованными среди ученых. 

В 1856 г. известные петербургские фотографы С. Л. Левицкий и А. И. Шпаковский подарили Публичной библиотеке (ныне – Российская Национальная библиотека) портреты деятелей русской культуры, чем положили начало формированию первой отечественной фотоколлекции. Со временем образовалась представительная коллекция снимков этнографического жанра. Подробнее можно узнать на виртуальной выставке РНБ.

В Санкт-Петербурге огромные фотоколлекции можно найти в Кунсткамере и Российском этнографическом музее. Оба музея  выложили значительную часть фотоотпечатков с комментариями из музейного каталога в интернет.

В виду неохватности материала мы расскажем только о некоторых из множества интересных фотографов. Поскольку фамилии Прокудина-Горского, Каррика, Северюгина и так на слуху, мы обратили взор на менее известных для широкой публики этнографических фотографов, которые изучали различные народы России или Российской империи. 


Самуил Мартынович Дудин

Самуил Мартынович Дудин 
(c) collection.ethnomuseum.ru

Появление фотографии в первой четверти XIX века совпало с ростом интереса к изучению культуры разных народов, и съемка cтала применяться в этнографии. В первые десятилетия XX в. исследователи стали приходить к мысли, что для более эффективной работы фотографа в полях необходима научная методика. Одним из первых такие методики стал разрабатывать Самуил Мартынович Дудин (1863–1929), по инициативе которого при Русском музее был организован этнографический отдел, позднее выделенный в первый в России Этнографический музей.

В 1911 года Дудин стал заведовать фотоотделом и отделом изображений Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). В статье «Фотография в научных поездках» он изложил богатый личный опыт фотографической полевой работы. Его методика была передовой для своего времени и даже на сегодняшний день не потеряла своего значения для фотографической фиксации этнографического материала.

Помимо этого С. М. Дудин принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии.

Его фотографии хранятся в фондах Кунсткамеры.

С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи.
Казахстан, Семипалатинская область. 1899
collection.kunstkamera.ru С. М. Дудин. Богатые жених и невеста. Казахи.
Казахстан, Семипалатинская область. 1899
collection. kunstkamera.ru

Николай Аполлонович Чарушин

Николай Аполлонович Чарушин
herzenlib.ru

Николай Аполлонович Чарушин (1852-1937) был народником и социалистом. Он был увлечен революционными идеями и вел пропаганду среди рабочих Санкт-Петербурга. Жизнь привела его сначала в секретную камеру Литовского замка, затем в Петропавловскую крепость на три года, а потом на каторгу. В конце концов его сослали. Там вместе с женой и дочерью он вышел на поселение. 

В 1882 году переселился в город Нерчинск в Забайкальском крае России, где занялся обучением детей и фотографией. В 1886 году Н. А. Чарушин переехал с семьей в Троицкосавск (ныне город Кяхта), основал фотостудию, совместно с другими ссыльными открыл библиотеку, этнографический музей и отделение Русского географического общества. Профессия фотографа позволяла Чарушину кроме всего прочего и  поддерживать связь с политическими ссыльными через поездки с фотографическими целями не только по западному Забайкалью, в Иркутск, и в колонии на берегах Лены.  

В 1888 году в экспедиции географа Г. Н. Потанина посетил столицу Монголии Ургу, откуда вывез богатую коллекцию снимков монголов. Позже Чарушин писал, что фотографировать монголов было сложно. Проблема заключалась в том, что фотография в Монголии была делом невиданным и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немалых усилий стоило изменить данное убеждение, особенно в первое время. 

Часть его фотографий хранится в фондах Кунсткамеры. Также они есть в фондах Кяхтинского краеведческого музея им. В. А. Обручева.

albert-motsar.livejournal.com


Александр Антонович Беликов (1883-1941)

Александр Антонович Беликов (1926)
collection.kunstkamera.ru

Александр Антонович Беликов (1883-1941) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного крестьянина и купца. Он пропагандировал использованияе фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях. Беликов опубликовал по этой теме ряд статей в фотографических журналах, издаваемых в СССР.  В 1925–1929 гг. принял участие в ряде научных этнографо-антропологических экспедиций Ленинградского университета, Географического общества СССР и других организаций. 

Беликову удалось зафиксировать уходящие традиции повседневной деревенской жизни, которые с конца 1920-х годов стали быстро изменяться под воздействием индустриализации и коллективизации в СССР. Умер во время Блокады. Его фотографии удалось сохранить благодаря тому, что жена В.А. Беликова смогла передать их в дар Кунсткамере.

А. А. Беликов. Девушка за прядением. Карелы.
Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927
А. А. Беликов. Девушка за полосканием белья в корыте «хумбар». Карелы.
Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927
А. А. Беликов. 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы.
Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927
А. А. Беликов. 103-летний крестьянин с внучкой. Финны.
Россия, Ленинградская область, Волосовский р-он, Кикерино (д. Арбони близ станции «Кикерино»). 1927

collection.kunstkamera.ru


Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон 

Владимир Ильич Иохельсон
collection.kunstkamera.ru

Владимир Ильич Иохельсон (1855 — 1937) совместил в себе революционера, этнографа и фотографа. Он стал основоположником юкагироведения и одним из ведущих исследователей Севера. Проблема происхождения юкагиров, древнейшего народа северо-восточной Сибири, очень важна для понимания этнической истории многих народов Северной Азии и Америки, поэтому эти исследования являются важнейшим направлением североведения.

Иохельсон несколько месяцев провел в Петропавловской крепости за свою деятельность, а затем был осужден на 10 лет ссылки в Восточной Сибири. В якутской ссылке он стал активно знакомиться с жизнью юкагиров, изучать их язык и быт, ездить в экспедиции и писать о них работы. Как в ссылке, так и после. 

За свои работы неутомимый исследователь получал золотые и серебряные медали от Императорского Российского географического общества и премию им. М. Н. Ахматова от Императорской Санкт-Петербургской АН. Работал сверхштатным этнографом Этнографического музея. Печатался в журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Известия Русского географического общества» и др. В 1918 г. наконец стал сотрудником Азиатского музея в Петрограде, но его работы не публиковались, и для завершения исследований Иохельсон уехал в США. Согласно завещанию ученого, значительная часть его личного архива уже после Второй мировой войны была передана обратно в СССР.

Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.

Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры.

Россия, Якутия (Саха), конец XIX в.
collection.kunstkamera.ru

Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева — ламутка, справа — юкагирка). Юкагиры, ламуты.
Россия, Якутия (Саха), конец XIX в.
collection.kunstkamera.ru


Людмила Михайловна Сабурова

Людмила Михайловна Сабурова
collection.kunstkamera.ru

Людмила Михайловна Сабурова (1921 – 1998) — ученый-этнограф, специалист по этнографии русского народа и русского населения Сибири. 

Училась на кафедре этнографии Филологического факультета ЛГУ. Во время войны работала медсестрой в эвакогоспитале и демобилизировалась в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Защитила диссертацию «Русско-мордовские связи по данным этнографии» В рамках научной деятельности принимала участие в Мордовской этнографической экспедиции в 1955-1956 годах, возглавляла один из отрядов Ангарской экспедиции.

В декабре 1967 года Людмила Михайловна Сабурова была назначена на должность заместителя директора Института этнографии по Ленинграду и проработала на этом посту на протяжении почти 15 лет.

Ее фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.

Вытаскивание самолова. Русские.
Россия, Иркутская область, Братский р-он, Усть-Вихорево д. 1957
collection.kunstkamera.ru
Вязание сети. Русские.
Россия, Иркутская область, Братский р-он, город Братск. 1957
collection.kunstkamera.ru

Василий Иванович Анучин

Василий Иванович Анучин 
ru.wikipedia.org

Василий Иванович Анучин (1875 — 1941) — этнограф, прозаик, публицист, профессор Казанского университета. Он родился в семье рабочего золотых промыслов в с. Базаиха Енисейской губернии. В 1897 году переехал в Санкт-Петербург, где, окончив археологический институт в Санкт-Петербурге, некоторое время работал в Музее антропологии АН (Кунсткамере). Занимался изучением народов Сибири и в 1905—1909 гг. участвовал в экспедициях к Енисейским кетам. Этот малочисленный коренной народ Сибири живет на севере Красноярского края.  

В сентябре 1922 года был арестован ЧК и обвинен в подготовке отделения Сибири от России, затем сослан в Казань с разрешением научной работы в университете.

За свою политическую деятельность Василий Иванович был 17 раз арестован и дважды приговорен к смертной казни.

Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.

 

Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907
сollection.kunstkamera.ru
Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906
сollection.kunstkamera.ru
Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906
сollection.kunstkamera.ru
Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906
сollection.kunstkamera.ru

Михаил Антонович Круковский

Михаил Антонович Круковский
ru.wikipedia.org

Михаил Антонович Круковский (1856\1865 — 1936) — русский писатель, переводчик, фотограф, географ и этнограф. Он родился в Витебской губернии, скончался в Ташкенте, Узбекская ССР. Михаил Антонович написал серию беллетристических и научно-популярных очерков и создал альбомы по этнографии народов России. Выпустил ряд фундаментальных географических изданий, которые часто иллюстрировал собственноручно сделанными фотографиями. 

В конце XIX — начале XX века Круковский путешествовал по России и изучал жизнь простых рабочих и крестьян. Некоторое время жил и работал в Петербурге, издавая ежемесячный детский журнал под названием «Товарищ». Тогда он освоил фотографию и организовал кустарную цинкографическую мастерскую в качестве заведующего художественного отдела журнала. Круковский также подготовил восемь выпусков альбома «Россия в картинах». Все рисунки, помещенные в выпусках альбома «Россия в картинах», были приспособлены для чтений с волшебным фонарем, поэтому изготавливались фотографическим способом на коллодионно-желатиновых пластинах высокой прозрачности. 

Стал первым директором Каменского городского краеведческого музея. В годы Гражданской войны Круковский вместе с семьей жил на Алтае, где отправлялся в этнографические поездки. К одним народам Круковский приезжал согласно плану, к другим попадал случайно. Помимо жителей Алтая он сделал фотографии башкир на территории Салаватского района в Яхъе, Ишимбае, Миндишево. Результатом его поездки стали значимые для салаватцев фотографии, на которых запечатлены жители этих деревень в национальных костюмах, старинные орудия труда, различные постройки, улицы и многое другое. По фотографиям можно было восстановить историю края и кыр-кудейского рода башкирского народа.

Большая часть работ Круковского хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. 52 цифровых изображения из его фотоколлекции были переданы сотрудниками Кунсткамеры музею Салавата Юлаева в Башкорстане.

У Круковского был литературный псевдоним «Деревянщиков М.».

Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.

Башкир с сыном. Башкиры.

Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г.
сollection.kunstkamera.ru

Девушка в традиционном уборе. Мещеряки.

Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г.
сollection.kunstkamera.ru

Башкирки в традиционных костюмах. Башкиры.
Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г.
сollection.kunstkamera.ru
Башкирка с детьми. Башкиры.  
Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г.
сollection.kunstkamera.ru

Нина Ивановна Гаген-Торн

Нина Ивановна Гаген-Торн
etnos.kunstkamera.ru

Нина Ивановна Гаген-Торн (1900 — 1986) — ученый-этнограф, поэт, четвертое поколение питерской служилой интеллигенции, дочь обрусевшего шведа. Была дважды репрессирована (в 1936 и 1947 гг.), обвинений не подписала, получила оба раза по 5 лет. 

В 1927—1930 годах училась в аспирантуре по фольклору НИИ сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока у Д. К. Зеленина. Работала в экспедициях по Русскому Северу, Забайкалью, Поволжью, под руководством П. П. Ефименко принимала участие в Средне-Волжской экспедиции и собирала материал о традиционной женской одежде чувашей. В 1931—1932 годах Гаген-Торн преподавала географию, русский и остяцкий языки в Институте народов Севера. 

С ноября 1932 годах Нина Гаген-Торн работала научным сотрудником II разряда Института по изучению народов СССР АН СССР, а после создания на его базе Института антропологии и этнографии (ИАЭ) СССР ее назначили секретарем редакции справочника «Народы СССР». В ноябре 1933 года перевели в отдел Сибири и Северной Европы для научного описания коллекций отдела. В 1936 году направлена в Поволжье для изучения происхождении бесермян и их культуры.

В 1960–70-е гг. работала старшим научным сотрудником восточнославянского сектора Института этнографии в Ленинграде и изучала коллекции костюмов и украшений народов Поволжья и дунайских болгар в  ленинградских музеях.  

Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши.
Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957
сollection.kunstkamera.ru
Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши.
Россия, Чувашия. 1957
сollection.kunstkamera.ru

 


Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Россия в 10 великолепных изображениях

  • Самая большая страна в мире, Россия представляет собой свирепую и гордую нацию, простирающуюся через Северную Азию и Восточную Европу, почти как континент сам по себе, особенный и уникальный во всех отношениях.

    ─── Изабель О’Тул, 13 мая 2019 г.

    Хотя общее западное представление о нации часто бывает предвзятым, нельзя отрицать замечательных достижений России за последние 200 лет. В советскую эпоху были отмечены некоторые из самых значительных технологических достижений 20-го века, в том числе запуск первых людей в космос во время космической гонки. В нынешнем виде разнообразная география России, от тундры до субтропических пляжей, и богатая культурная история делают ее одним из самых интересных мест для фотографирования в мире.

    © Роб Хорнстра

    1. Роб Хорнстра – Из проекта «Сочи», Сочи, 2012 г.

    Голландский художник Роб Хорнстра фокусирует свою практику в основном на России и других соседних бывших советских республиках. В 2007 году вместе с писателем и режиссером Арнольдом ван Брюггеном Хорнстра начал амбициозный проект «Сочи». Практикуя «медленную журналистику» , они неоднократно возвращались в район Сочи, чтобы заняться этим маленьким и сложным местом, которое оказалось в центре внимания международных СМИ в преддверии Олимпийских игр 2014 года.

    Подход Хорстры сочетает в себе найденную фотографию с современной портретной живописью и документальным повествованием, с различными главами, посвященными различным ключевым темам. Эта серия получила 1-е место в категории «Искусство и развлечения» на церемонии вручения наград World Press Photo Awards 2012.

    © Сергей Прокудин-Горский

    2. Сергей Прокудин-Горский – Лесорубы, Вытегра, 1909

    Сергей Михайлович Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии в России начала ХХ века. И химик, и фотограф, Прокудин-Горский сформулировал план «обучать школьников России своими «оптическими цветными проекциями» обширной и разнообразной истории, культуры и модернизации империи». Обладая знаниями о технологических достижениях, достигнутых в цветной фотографии, и специальной фотолабораторией в вагоне, предоставленной царем Николаем II, Прокудин-Горский задокументировал Российскую империю примерно с 1905-1915.

    Его работа предлагает красочный портрет затерянного мира – до начала Первой мировой войны и русской революции. Это страна растущей промышленности, где железные дороги и фабрики ведут к модернизации, но где обычаи и традиции общества нетронуты, мир до глобализации.

    © Томас Дворжак / Magnum Photos

    3. Томас Дворжак – Девушка с воздушными шарами. Грозный, Чечня, 2002.

    Томас Дворжак был на передовой, фотографируя первую чеченскую войну, когда она началась в 1994 году. Вспыхнул конфликт между чеченскими сепаратистами и российскими федеральными силами, которые пытались установить контроль над горными районами Чечни, но были отброшены партизан, несмотря на их подавляющее преимущество в огневой мощи, живой силе и вооружении. Хотя в 1997 году был подписан мирный договор, конфликт вспыхнул снова в 1999 году. Погибло несколько тысяч человек, что сделало обе войны одними из самых значительных событий в современной российской истории.

    После второго конфликта Дворжак снова присутствовал, чтобы записать последствия. В этом движущемся изображении мы можем видеть опустошение, вызванное конфликтом. Воздушные шары молодой девушки — единственный источник цвета в кадре, она подносит руки к лицу в жесте, который может выглядеть только как траур. Это сюрреалистическое сочетание печали и надежды, как будто сама девушка олицетворяет мир в неспокойном регионе.

    4. Андрей Тарковский – Полароид без названия, 1979-1984

    «задача режиссера – воссоздать жизнь, ее движение, ее противоречия, ее динамику и конфликты. Его долг — раскрыть каждую йоту увиденной им правды…»

    Русский режиссер Андрей Тарковский, которого часто называют величайшим режиссером всех времен, получил самые высокие награды в киноиндустрии. Недавнее обнаружение полароидных снимков Тарковского, сделанных в период с 1979 по 1984 год, за несколько лет до его преждевременной смерти, стало захватывающим открытием как для кинематографистов, так и для фотографов. В духе его фильмов полароидные снимки запечатлевают природу и свет в завораживающей манере, которая насыщает его фильмы. Эти образы — фрагменты провидца, который мог воплотить мечты в реальность даже одним щелчком затвора.

    © Шепард Шербелл

    5. Шепард Шербелл – Августовский переворот, Москва, 1991 г.

    Августовский переворот 1991 г. был попыткой членов правительства Советского Союза отобрать контроль над страной у президента СССР Михаила Горбачева. Лидерами переворота были сторонники жесткой линии Коммунистической партии Советского Союза, которые выступали против программы реформ Горбачева, о которой он договорился, и которая децентрализовала большую часть власти центрального правительства республикам.

    Хотя переворот провалился всего за два дня и Горбачев вернулся к власти, это событие дестабилизировало Советский Союз и, как многие считают, способствовало распаду Советского Союза.

    © Эммануил Евзерихин

    6. Евзерихин Эммануил – Детский хоровод («Детский хоровод»), г. Сталинград, 23, 19 августа42

    Этот узнаваемый образ фонтана передает разрушенные последствия Сталинградской битвы, сопоставляя радостный памятник танцующих вокруг крокодила детей и разбомбленные, горящие здания города на заднем плане. Согласно официальной статистике, в день, когда была сделана фотография, около 40 000 мирных жителей погибли в результате авиаударов нацистов. Сталинградская битва была одной из самых кровопролитных в истории, жертвами которой стали почти 2 миллиона человек.

    В апокалиптическом видении Евзеринхина жизнь, как прежде, перевернулась с ног на голову. Изображение, ставшее комментарием к войне, предполагает, что единственные дети, пережившие войну, сделаны из бетона.

    © Неизвестный фотограф

    7. Неизвестный фотограф – Большевистская революция, 1917 год

    Русская революция 1917 года разрушила царское самодержавие и привела к возникновению Советского Союза. Во главе народных общественных собраний, называемых «советами», состоявших в основном из городского промышленного рабочего класса, стоял Владимир Ленин и его банда революционеров. Этот пример цензуры и пропаганды является одним из наиболее важных примеров «фотошопинга» начала 20-го века и вновь открывает непрекращающиеся дебаты о природе правды и фотографии.

    © Александр Родченко

    8. Александр Родченко – Владимир Маяковский, 1924

    Александр Родченко был одним из самых известных фотографов России, который также работал художником-абстракционистом, скульптором, промышленным дизайнером и, как новатор русского конструктивизма, считал, что искусство должно служить агентом социальных изменений. В 1922 году его внимание переключилось на фотографию. Этот культовый снимок русского поэта-революционера Владимира Маяковского был прекрасно описан коллегой-интеллектуалом Борисом Пастернаком:

    «Он сидел на стуле, как на седле мотоцикла… Его манера держаться наводила на мысль о чем-то вроде решения, когда оно исполнено и последствия его необратимы. Это решение было его самой гениальностью… и он посвятил все свое существо тому, чтобы воплотить его без какой-либо жалости или сдержанности».

    © Николай Бахарев

    9. Бахарев Николай – г. Новокузнецк. 1980

    Родившийся в Сибири художник Николай Бахарев работал фотографом на механическом заводе в СССР в 1980-х годах, но проводил свободное время, документируя недовольную российскую молодежь. Увлеченный интимными сценами повседневной жизни людей, Бахарев делал нелегальные фото в духе общественной работы. Его четкие контрастные черно-белые изображения — это честное изображение жизни за закрытыми дверями.

    Однако в Советском Союзе снимки Бахарева сочли бы низкопробной порнографией, поскольку в то время фотосъемка обнаженной натуры была незаконна. Бахарев воспринял советские ограничения как вызов «Нельзя фотографировать неприятные стороны жизни; нельзя фотографировать голые тела; повседневная жизнь не стоит того, чтобы ее изображали… Стремление к запретному было бы равносильно измене».

    © Неизвестный фотограф

    10. Неизвестный фотограф – Григорий Ефимович Распутин

    Русский мистик и самопровозглашенный святой, друживший с семьей царя Николая II, последнего монарха России, Григорий Распутин приобрел значительное влияние в позднеимперской России. Родившийся в крестьянской семье в сибирском селе Покровское, его описывали как монаха или монаха.0019 «странник» (странник, или пилигрим), чья харизма помогла ему стать светской фигурой.

    В 1905 году он познакомился с царем, а к концу 1906 года Распутин стал целителем царя и сына его жены Александры Алексея, который страдал гемофилией и был единственным наследником Николая. Одни русские считали его мистиком, провидцем и пророком, а другие — религиозным шарлатаном, он был фигурой, вызывающей разногласия, который становился все более непопулярным и в конце концов был убит консервативными дворянами, когда выступил против его влияния на Александру и царя.


    «Русский мужчина отличается склонностью тратить последние сбережения
    на всякие безделушки, даже когда его самые насущные потребности не удовлетворены».
    – Антон Чехов

     

    Все изображения © их владельцев

    Россия в 10 знаковых изображениях

  • ДОЛЯ:
  • Война России на Украине оставит неизгладимый след в фотоиндустрии

    14 комментариев

    Через неделю после начала войны многие начинают задавать вопросы о долгосрочных последствиях войны. Как писатель украинского происхождения, имеющий семью и друзей в Украине, я очень внимательно слежу за новостями, связанными с войной. Война такого масштаба окажет глубокое влияние на большинство отраслей, включая фотографию. Вот мой анализ того, как эта война отразится в фотографии.

    Прежде чем идти дальше, я хотел бы признать, что в мире происходит гораздо больше важных вещей, чем фотография. Российское вторжение в Украину будет иметь далеко идущие последствия для десятков миллионов людей, и не только для фотографии. Тем не менее, поскольку Fstoppers — это фотоиздание, а я — писатель, освещающий фотографию, я сосредоточусь только на том, как эта полномасштабная война влияет на фотоиндустрию.

    Импорт, экспорт и продажа оборудования

    Покупка камер или любого другого оборудования для камер, вероятно, станет более сложной задачей, поскольку компании сокращают экспорт своей продукции в Россию. Поскольку такие компании, как DHL, сократили свои поставки в Россию, будет труднее получить новые запасы для российских фотомагазинов. Более того, чем больше обесценивается российский рубль, тем меньше людей будут покупать новую технику. Продажи камер резко упадут в странах, непосредственно затронутых войной. Более того, поскольку все больше и больше компаний объявляют о санкциях в отношении России, неудивительно, если фотобренды перестанут поставлять продукцию в Россию, поскольку мир дистанцируется. Кроме того, компании, производящие снаряжение в Украине, столкнутся с трудностями в ведении своего бизнеса из-за продолжающейся войны. Нет ничего необычного в том, что фабрики по производству снаряжения и офисы разграблены или разрушены.

    Креативные вакансии в регионе

    Являясь местом проведения многих рекламных кампаний, а также крупным рынком сбыта предметов роскоши, Россия является известным местом для многих людей, желающих работать в творческой индустрии. К сожалению, продолжающаяся война привела к исчезновению большинства творческих рабочих мест, и многие творческие люди, такие как Амер Мохамед, навсегда покидают страну. Кроме того, сектор коммерческой фотографии сильно пострадает, поскольку международные бренды уходят из России в разгар войны. Стоит также отметить, что по мере продолжения войны креативная индустрия в Украине и России в целом будет неуклонно снижаться.

    Производство

    Украина имеет чрезвычайно сильный и мощный производственный бизнес. В Украине и Киеве было снято бесчисленное количество голливудских фильмов и музыкальных клипов. Причина, по которой Украина является популярным местом для съемок, заключается в невероятной сети проката и съемочной группы. Рабочая сила, как и другие затраты, намного ниже в таких странах, как Украина или Россия. Естественно, в связи с продолжающейся войной не будет возможности облегчать съемку фильмов или фотосъемок, что приведет к проблемам с логистикой, а также к увеличению затрат. Кроме того, производство в России также будет затруднено из-за действующего запрета на полеты в воздушном пространстве ЕС и США.

    Программисты и разработчики программного обеспечения

    И Россия, и Украина хорошо известны своими ИТ-мощностями. Некоторые из самых популярных профессий в Украине среди молодых выпускников вузов относятся к сфере информационных технологий. Это означает, что многие компании в сфере фото- и видеосъемки полагаются в своей работе на разработчиков программного обеспечения в обеих странах. Временная нехватка разработчиков программного обеспечения обязательно замедлит выпуск обновлений и разработку новых продуктов. Такие компании, как Luminar, уже опубликовали заявления о поддержке Украины, а также заявления о поддержке своих команд в Украине.

    Смерть фотографа 

    В каждом конфликте есть жертвы среди гражданского населения. Тем не менее, во время российско-украинской войны невооруженные гражданские лица являются предполагаемыми целями армии. Наверняка будет много креативщиков, которые отдадут свои жизни на войне, будь то боевые действия или фотографирование. Хотя, согласно международным конвенциям, представители прессы, такие как фотографы, не могут быть мишенью, уже есть фотографы, которые погибли в результате этой войны.

    Ретушеры

    Насколько мне известно, большинство хороших ретушеров родом из России, Украины или Белоруссии. Качество работы этих людей не имеет себе равных, и известно, что ведущие фотографы мира, такие как Линдсей Адлер, используют ретушеров из Украины и России. Моя команда по ретуши состоит из русских и украинцев. Украинские ретушеры борются за свою жизнь, а некоторые российские ретушеры не смогут так же легко принимать платежи, как раньше, из-за отключения российских банков от SWIFT. Кроме того, из-за этого многие работы пришлось приостановить. Будут задержки и серьезные проблемы для большой части фотографов моды и красоты, таких как я, которые работают с людьми из России/Украины/Беларуси.

    https://www.instagram.com/p/CaR2VFnt8_d

    Законы о фотографии

    В настоящее время полеты дронов запрещены без разрешения властей Украины. Более того, фотографирование может быть расценено как шпионаж. Учитывая, что в России в целом идет репрессия против СМИ, любительская фотография может иногда восприниматься все более параноидальным режимом совершенно неправильно. Справедливо сказать, что продолжающаяся война негативно скажется на фотоклубах и фотографах этих стран в целом.

    Тюремные приговоры

    Традиционно левая творческая индустрия в России, скорее всего, столкнется с репрессиями со стороны правительства, поскольку все больше и больше фотографов, режиссеров и художников выражают свою поддержку Украине. Будучи нелегалом в России, некоторые фотографы могут оказаться за решеткой, отбывая тюремный срок.

    Рецессия

    Хотя я не экономист, предполагается, что эта война приведет к росту цен и, следовательно, уменьшению бюджетов на фотосессии. Что такое COVID-19показал, что рабочие места не исчезают, но их становится меньше, а бюджеты — жестче. Хотя война в Украине вряд ли вызовет глобальную рецессию, она станет дополнительным фактором ущерба, уже нанесенного COVID.

    Российская рука переименовывается в U-Crane

    В завершение на более-менее позитивной ноте хочу поделиться, что компании по аренде кинотеатров поддерживают Украину! Этот робот-манипулятор, разработанный и построенный в Киеве, используется для съемок боевиков и сцен погони.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *