Фотоискусство – Фотоискусство — это… Что такое Фотоискусство?

Содержание

Фотоискусство - это... Что такое Фотоискусство?

        разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии (См. Фотография).          Особое место Ф. в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. К середине 20 в., когда группа видов технического искусства пополнилась кинематографом (см. Киноискусство), Телевидением, Радиоискусством, Дизайном и т.д., Ф. превратилось в обширную (и всё более раздвигающую свои границы) область творчества, куда как самостоятельной разновидности входят документальное Ф., художественная фотография и прикладное Ф. (используемое в плакате, оформлении книг, рекламе и т.д.).

         К новому, необычному «техническому» средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразительного искусства. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Ранняя фотография открыто имитировала произведения живописи; каждое направление в изобразительном искусстве 19 в (романтизм, критический реализм, импрессионизм) имело своего двойника в пикториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии. Приверженцы пикториализма, получившего название художественной фотографии, немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразительную культуру, ощутило свою органическую связь с пластическими искусствами. К наиболее примечательным результатам подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. Надар во Франции, Дж. М. Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др., восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных эффектов (освещения и т.д.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого человека.

         Если в портретном жанре уже в середине 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение из нескольких негативов [так, помпезная аллегорическая композиция «Два жизненных пути» английского мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов]. Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графических набросков – так, как это принято при создании живописных полотен.

         Параллельно с направлениями Ф., развивавшимися в искусственной среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон, англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение, в фотопейзаже конца 19 – начала 20 вв. использовались принципы импрессионистической живописи.

         Этнографическая натурная фотография 2-й половины 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью) фотографии с фронтов Крымской 1853–56 (Р. Фентон). Гражданской в США 1861–65 (М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877–1878 (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

         Чрезвычайно большое, в некоторых отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технические и научные достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н. мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом, что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883 рус. фотографом С. А. Юрковским, а затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким Экспозициям, позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж. Истменом портативной камеры «Кодак» (США, 1886–88) дало новый толчок для развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й половины 19 в. и в 20 в. создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические Объективы и др. элементы фотооптики (например, приставки и специальные объективы для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868–69), Ф. Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р. Фишера в 1912 (Германия) заложили основы цветной фотографии.

         Важной вехой в истории Ф. явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых несколькими камерами с разных точек зрения («Галопирующая лошадь», 1878; «Фигура в движении», «Прыгающая девушка» – оба 1887), которые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального мира (а не образных принципов, выработанных в иной области искусства, т. е. в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение получал документализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании, А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле которого создавались произведения, посвященные прозе повседневной городской или сельской жизни, проникнутые горячим сочувствием к «маленькому человеку».

         Важную роль в эволюции Ф. на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы фотографирования, как репортажная съёмка «скрытой камерой» (См. Скрытая камера)
,
длительное фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте камеры «Лейка» (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончательному признанию самостоятельной эстетической ценности фотографических изображений. Внимание обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих жизнь «в формах самой жизни».

         Преодолевая черты этнографической или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных наблюдений в документальной Ф. начала 20 в., лучшие представители зарубежного фоторепортажа 20–30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся буржуазной демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания народных масс (произведения У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в начале 30-х гг. в США).

         В 1910–20-е гг. интенсивно проводились исследования выразительных возможностей фотоматериалов: среди мастеров Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на чувствительную бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света. Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал художественных средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких Дадаизму, Сюрреализму и др. авангардистским течениям).

         Подлинным триумфом документального Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х – начала 30-х гг., возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях. Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах («Огонёк», «Советское фото» и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм революционного искусства. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко, С. О. Фридлянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали новаторские приёмы создания фотографической выразительности (необычные ракурсы и т.д.), отнюдь не превращая их в самоцель (например, эффектная верхняя точка съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране преобразований).

         Наряду с документальным Ф. успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место занял П. А. Оцуп). В 20–30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П. Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Еремин, С. К. Иванов-Аллилуев, К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.

         Создателями советского прикладного Ф. (часто использующего технику Фотомонтажа) явились Родченко и Л. М. Лисицкий, обогатившие художественных возможности книжной иллюстрации, плаката, оформительского искусства.

         Новым этапом развития сов. документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечественной войны 1941–45. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц, А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. З. Санько, М. А. Трахман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными камерами («Лейка», «ФЭД»), военные репортёры сохранили для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи 2-й мировой войны 1939–45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской коалиции (американец Д. Дункан и др.).

         Зарубежное документальное Ф. 1950–1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии, обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков, поставляемых объединением «Магнум», редакциями иллюстрированных журналов типа «Лайф» и агентствами печати (Юнайтед Пресс Интернэшонал, Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Франс пресс и т.д.), наряду с обезличенной фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов, встречаются подлинные произведения искусства. Яркой антимилитаристской направленностью отличались военные фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий 40–50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции современного документального Ф. капиталистических стран представлены также творчеством Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями отмечено развитие документального Ф. социалистических стран [среди ведущих мастеров – Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаилопол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].          Художественная фотография, которая в 19 – начале 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографического творчества, в середине 20 в. заняла более скромное место в современной Ф. В отличие от фотодокументализма, основанного на принципе непосредственного воспроизведения впечатлений «потока жизни», художественная фотография продолжала существовать как особая форма фотографического творчества, в котором автор интерпретирует натуру посредством создания искусственной среды (фотоателье) или посредством различного рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая лежащий в основе фотографического изображения черно-белый контраст, Соляризация
,
различные модификации позитивного процесса (См. Позитивный процесс) и т.д.). Как и на рубеже 19–20 вв., художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. П. Брассаи во Франции, Х. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все – США) и др., фотографируя штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т.д., изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Тенденции к эпической величавости в трактовке дикой природы (А. Адамс, США), психологизму сюрреалистического толка (Т. дель Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистической напряжённости образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны современному зарубежному фотопейзажу. Гуманистическим пафосом проникнуты произведения лучших мастеров зап.-европейского и амер. фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.). Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух (ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).

         Продолжает интенсивно развиваться прикладное Ф., где чисто коммерческие задачи порой переплетаются с подлинно художественным творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного фото и т.д. своеобразных фрагментов гротескно-сатирической летописи современной эпохи.

         В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографических форм художественного видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители которого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских течений).

         Современный этап в развитии сов. документального Ф. (начавшийся в первые послевоенные годы) характеризуется особым многообразием жанровых форм и творческих манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров), балета (Е. П. Умнов), драматического театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин, В. С. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях Великой Отечественной войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати Новости (См. Агентство печати Новости) (АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества иллюстрированных журналов («Огонёк», «Советский Союз», «Смена», «Советский экран» и др.) расширили «географию» советского фоторепортажа (В. А. Генде-Роте, Г. А. Копосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шерстенников и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах, например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию. Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного портрета, в котором человек снят не в специальных условиях фотоателье, но в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием издательства «Планета») развивается новый жанр сов. документального Ф. [создание фотокниг – ежегодников («Фото-70» и т.д.), региональных альманахов («Северное сияние», 1974, и др.), авторских изданий]. Среди национальных школ сов. документального Ф., окончательно оформившихся в 60–70-е гг., одно из ведущих мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.).

         В области советской художественной фотографии в 50–70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет), А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф. Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования, печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В. С. Бутырин, Р. Дихавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетические критерии вырабатывает современное сов. прикладное Ф., привлекающее внимание многих фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).

        

         Лит.: Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же, Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial, Z., 1966–; Pawek K., Das Bildaus der Maschine. Skandal und Triumph der Photographic, Olten – Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim Н. and A., The history of photography from the camera obscura to the beginning of modern era, N. Y., [1969]; The encyclopedia of photography, v. 1–20, N. Y. – Toronto – L., [1974]; One hundred years of photographic history, Albuquerque (New Mexico), 1975.

         А. С. Вартанов.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. Г. Однер (Швеция). «Мать-Земля. Перу». 1955.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. Г. Однер (Швеция). «Мать-Земля. Перу». 1955.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Картье-Брессон (Франция). «Дети, играющие в руинах. Испания». 1933.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Картье-Брессон (Франция). «Дети, играющие в руинах. Испания». 1933.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. П. Стренд. «Белый забор». 1915. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. П. Стренд. «Белый забор». 1915. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. К. Ковач (Венгрия). «Сцепщик». 1960.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. К. Ковач (Венгрия). «Сцепщик». 1960.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Фейнингер. «Ночной взлет геликоптера спасательной службы». 1957. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Фейнингер. «Ночной взлет геликоптера спасательной службы». 1957. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Аведон. «Композитор И. Ф. Стравинский». 1958. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Аведон. «Композитор И. Ф. Стравинский». 1958. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Ротштейн. «Фермер с сыновьями, застигнутые пыльной бурей». 1936. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Ротштейн. «Фермер с сыновьями, застигнутые пыльной бурей». 1936. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. Т. Шнайдерс (ФРГ). «Пузырьки воздуха во льду». 1953.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. Т. Шнайдерс (ФРГ). «Пузырьки воздуха во льду». 1953.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Адамс. «Калифорнийские дюны». 1962. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. А. Адамс. «Калифорнийские дюны». 1962. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. К. Хейман. «Нигерский рабочий». 1962. США.

        Фотоискусство. Зарубежное искусство 20 в. К. Хейман. «Нигерский рабочий». 1962. США.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. М. Лебедев. «Дороги отважных». 1969.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. М. Лебедев. «Дороги отважных». 1969.

        В. А. Калмыков. «В музее». 1965.

        В. А. Калмыков. «В музее». 1965.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Я. Н. Халип. «На выставке трофеев». 1944.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Я. Н. Халип. «На выставке трофеев». 1944.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Г. В. Копосов. «55 градусов». 1965.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Г. В. Копосов. «55 градусов». 1965.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. С. Тарасевич. «12-я симфония (Д. Д. Шостакович)». 1964.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. С. Тарасевич. «12-я симфония (Д. Д. Шостакович)». 1964.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. С. К. Иванов-Аллилуев. «Изба лесника». 1927.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. С. К. Иванов-Аллилуев. «Изба лесника». 1927.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. Страускас. «Дочь рыбака». 1968.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. Страускас. «Дочь рыбака». 1968.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. М. В. Альперт. «Комбат». 1942.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. М. В. Альперт. «Комбат». 1942.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Д. Н. Бальтерманц. «Чайковский. Вроцлав». 1945.

        Фотоискусство. Советское фотоискусство. Д. Н. Бальтерманц. «Чайковский. Вроцлав». 1945.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Э. Атже. «Продавец сладостей». Ок. 1910. Франция.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Э. Атже. «Продавец сладостей». Ок. 1910. Франция.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. А. Стиглиц. «Третий класс». 1907. США.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. А. Стиглиц. «Третий класс». 1907. США.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Л. Мохой-Надь (Венгрия). «Фотограмма». 1922.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Л. Мохой-Надь (Венгрия). «Фотограмма». 1922.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Х. Понтинг. «Судно “Terra nova” в Антарктике» (2-я экспедиция Р. Ф. Скотта). 1912. Великобритания.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Х. Понтинг. «Судно “Terra nova” в Антарктике» (2-я экспедиция Р. Ф. Скотта). 1912. Великобритания.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. М. Б. Брейди (?). «Руины Ричмонда» (Гражданская война в США 1861—65). 1865. Фрагмент. США.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. М. Б. Брейди (?). «Руины Ричмонда» (Гражданская война в США 1861—65). 1865. Фрагмент. США.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Ж. Н. Ньепс. «Двор в Гра, имении Ньепса близ Шалон-сюр-Марн» (одно из первых в мире фотоизображений). 1826. Франция.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Ж. Н. Ньепс. «Двор в Гра, имении Ньепса близ Шалон-сюр-Марн» (одно из первых в мире фотоизображений). 1826. Франция.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Дж. М. Камерон. «Астроном Дж. Ф. В. Гершель». 1867. Великобритания.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Дж. М. Камерон. «Астроном Дж. Ф. В. Гершель». 1867. Великобритания.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Л. Ж. М. Дагер. «Натюрморт в студии художника». 1837. Франция.

        Фотоискусство. Зарубежное фотоискусство 19 — 1-й четв. 20 вв. Л. Ж. М. Дагер. «Натюрморт в студии художника». 1837. Франция.

dic.academic.ru

Фотоискусство - это... Что такое Фотоискусство?

Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов, и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

Проблема определения

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

В справочниках

  • «художественная фотография»: «эвфемизм для ню фотографии»[1].
  • «художественная фотография»: фотография, созданная как предметы искусства — то есть отражающая эмоции и восприятие художника, разделяющая их с другими (зрителями)[2].
  • «Изобразительное искусство фотографии»: создание изображений для воплощения творческого замысла фотографа. … Синоним художественной фотографии[3].

В научных статьях

  • В двух работах Кристоферсон в 1974 г. определил фотохудожника как «человека, создающего и распространяющего фотографии как искусство»[4][5]
  • В 1986 в этнографической и исторической статье Шварца не содержится определения «изобразительного искусства фотографии» в прямом виде, но он сравнивает его с фотографией фотоклубов.[6]Так же он говорит, что художественная фотография связана с другими изобразительными средствами, такими как живопись; «следует своей собственной истории и традициям» (не стремясь повторять достижения своих предшественников), «обладает своей собственной лексикой», «выражает идеи» (например, демонстрация содержания через форму), «новаторское», «субъективное», «образ жизни» и «является частью мирового рынка»

В интернете

Известные фотохудожники

Ссылки

Примечания

  1.  (англ.)Stroebel, Leslie D., and Hollis N. Todd. Dictionary of contemporary photography. Dobbs Ferry, NY: Morgan & Morgan, 1974. ISBN 0871000652
  2.  (англ.)McDarrah, Gloria S., et al. The photography encyclopedia. New York: Schirmer, 1999. ISBN 0028650255
  3.  (англ.)Lynch-Johnt, Barbara, and Michelle Perkins. Illustrated dictionary of photography: the professional’s guide to terms and techniques. Buffalo, NY: Amherst Media, 2008. ISBN 9781584282228
  4.  (англ.)Christopherson, Richard W. Making Art With Machines: Photography’s Institutional Inadequacies. Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 1, April 1974, pages 3-34.
  5.  (англ.)Christopherson, Richard W. From Folk Art To Fine Art: A Transformation in the Meaning of Photographic Work. Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 2, July 1974, pages 123—157.
  6.  (англ.)Schwartz, Dona. [1] Originally published in Urban Life, vol. 15, no. 2 (July 1986), pp.165-195.
  7.  (англ.)Library of Congress. Authority headings search. Retrieved August 6, 2008.
  8.  (англ.)What is Fine Art Photography? rec.photo.digital discussion, March 3, 2001 — March 5, 2001. Retrieved August 6, 2008.
  9.  (англ.)OT- Fine Art photography? rec.photo.equipment.35mm discussion, May 23, 2004 — May 29, 2004. Retrieved August 6, 2008.
  10.  (англ.)Fine art photography. Photo.net Leica and rangefinders — technique forum, May 29, 2003 — June 1, 2003. Retrieved August 6, 2008.
  11.  (англ.)What is 'fine art photography'?, Or should we put the term to one side? Luminous Landscape forum, May 21, 2008 — August 1, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  12.  (англ.)What is Fine Art Photography? Epic Edits Weblog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  13.  (англ.)Defining Fine Art Photography: Introverted. Damien Franco dot Com blog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.

См. также

dic.academic.ru

Фотография как искусство

22 августа 2016г.

Современный мир невозможно себе представить без самого, пожалуй, распространённого на сегодняшний день вида искусств – фотографии. Однако не стоит отождествлять истинное творчество в этом жанре с бесчисленным количеством личных снимков. Настоящее искусство фотографирования – это нечто гораздо большее, чем пресловутые селфи.

Подлинное умение создать настоящее высокохудожественное произведение заключается не просто в фиксации кого-либо объекта, а в причудливой игре света и тени, в передаче (иногда в намеренно искажённом виде) некоей ауры, витающей над местом или субъектом съёмки.

Известно, что люди, всерьёз увлекающиеся фотографированием, смотрят на мир совершенно иначе, чем «простые смертные». Профессиональные фотографы рассматривают окружающий мир через чёрно-белый видоискатель, давая волю своей фантазии, мысленно раскрашивая будущую композицию. И нередко им удаётся создать произведение искусства, которое способно вызывать даже слуховые ассоциации – например, с шумом ветра или ударом грома.

Начинающим фотографам или далёким от этого искусства людям порой всё кажется достаточно простым – поймал в объектив, нажал кнопку… Но так ли это?

Во многом создание фотографий действительно упростилось – ещё пару десятков лет назад для изготовления шедевра нужно было чуть ли не купаться в химикатах, часами сидеть под красным фонарём в тёмной комнате, использовать громоздкие фотоувеличители, резаки и глянцеватели. Теперь это всё в прошлом: достаточно цифрового фотоаппарата и хорошего фотопринтера. Однако всё это – всего лишь инструменты. И искусство настоящего мастера состоит отнюдь не в механическом использовании современной техники. Посредством обычных физических и химических процессов фотограф, используя своё воображение, создаёт картину живого мира, который на некоторых работах кажется нереальным.

Некоторые основные аспекты технического процесса создания фотографий становятся понятными из перевода этого слова с греческого языка. Оно обозначает «светопись», то есть создание изображения с помощью света.

Собственно говоря, всё действо состоит из подбора нужной композиции, правильного и подходящего для художественного замысла освещения, и самого процесса фотографирования. Всё это определяется фотохудожником, исходя из его технических познаний, опыта и художественного замысла.

В наше время практически каждый человек периодически делает фотоснимки – неважно, камерой старенького телефона или профессиональной «зеркалкой». И каждый придаёт фотосъёмке свой смысл, свою необходимость. Для кого-то это просто фиксация людей и событий, а для кого-то – создание высокохудожественной картины. Для многих фотография – способ самовыражения и общения, возможность высказаться и заявить о себе: социальные сети просто завалены миллионами самых разномастных работ. 

Искусство фотографии сегодня стало не просто созданием высококачественных (во всех смыслах) снимков, но и приобрело новое наполнение – самопознание, самовыражение и общение. В современном мире выдающийся фотоснимок моментально становится достоянием огромного количества людей, вызывая дискуссии и широчайшее обсуждение.

Искусство фотографии имеет уникальное свойство (присущее ещё, пожалуй, разве что музыке) – вызывать ассоциации и воспоминания. Даже совершенно незнакомая местность или личность на фотоснимке зачастую напоминает нам о каких-то моментах собственной истории, а иногда даже вызывает нечто вроде дежавю. 

Подтверждением того, что фотографирование давно уже стало самым настоящим видом искусства, может служить вполне сформировавшееся направление в искусствоведении – фотокритика. Конечно же, профессионал и сам способен оценить свою работу, подметить все её черты – как положительные, так и отрицательные. Однако критика окружающих тоже важна, может быть, даже ещё важнее, чем самокритика. Взгляд со стороны позволяет сформировать минимальный стандарт профессионализма и высокой художественности. Именно объективная критика, возводя фотографию в ранг тонкого искусства, позволяет ей очиститься от шелухи дилетантизма и мещанского критиканства.

Конечно, фотография, как и любое другое искусство, прежде всего является не предметом потребления, а концентрированной формой самовыражения мастера. И как раз этим объясняется иной раз поразительное отличие простой фиксации окружающей действительности на фотографический носитель от создания по-настоящему шедевральных фотопортретов, пейзажей и стоп-кадров. 

Фотография как процесс получения и сохранения личных снимков давно уже вышла за пределы наших домов и частных фотоальбомов. Как вид искусства она стала достоянием человечества, и шедевры признанных мастеров по праву занимают свои места в частных коллекциях и крупнейших галереях.

Информационный портал "Новый Ракурс", 2016.
Фотограф: Геннадий Дьячук

nrtv.ru

Фотоискусство — Википедия. Что такое Фотоискусство

Инструменты профессионального фотографа

Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

Проблема определения

«И в недуге и в здравии», работа Жанно Руффа

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

В справочниках
  • «художественная фотография»: «эвфемизм для фотографии в стиле ню»[1].
  • «художественная фотография»: фотография, созданная как предметы искусства — то есть отражающая эмоции и восприятие художника, разделяющая их с другими (зрителями)[2].
  • «Изобразительное искусство фотографии»: создание изображений для воплощения творческого замысла фотографа. … Синоним художественной фотографии[3].
В научных статьях
  • В двух работах Кристоферсон в 1974 г. определил фотохудожника как «человека, создающего и распространяющего фотографии как искусство»[4][5].
  • В 1986 в этнографической и исторической статье Доны Шварц не содержится определения «изобразительного искусства фотографии» в прямом виде, но она сравнивает его с фотографией фотоклубов[6]. Также она говорит, что художественная фотография связана с другими изобразительными средствами, такими как живопись; «следует своей собственной истории и традициям» (не стремясь повторять достижения своих предшественников), «обладает своей собственной лексикой», «выражает идеи» (например, демонстрация содержания через форму), «новаторское», «субъективное», «образ жизни» и «является частью мирового рынка».
В интернете

История

Известные фотографы

Галерея

  • Без названия. Фотограф Даниель Антунеш

  • «Победитель», фотограф Андриус Петручениа

См. также

Примечания

  1. Leslie D. Stroebel, Hollis N. Todd. Dictionary of contemporary photography. Dobbs Ferry, NY: Morgan & Morgan, 1974. ISBN 0871000652
  2. Gloria S. McDarrah, et al. The photography encyclopedia. New York: Schirmer, 1999. ISBN 0028650255
  3. Barbara Lynch-Johnt, Michelle Perkins. Illustrated dictionary of photography: the professional’s guide to terms and techniques. Buffalo, NY: Amherst Media, 2008. ISBN 9781584282228
  4. Richard W. Christopherson. Making Art With Machines: Photography’s Institutional Inadequacies. // Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 1, April 1974, pages 3-34.
  5. Richard W. Christopherson. From Folk Art To Fine Art: A Transformation in the Meaning of Photographic Work. // Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 2, July 1974, pages 123—157.
  6. Dona Schwartz. Camera Clubs and Fine Art Photography: The Social Construction of an Elite Code // Urban Life, vol. 15, no. 2 (July 1986), pp.165-195.
  7. ↑ Authority headings search // Library of Congress. Retrieved August 6, 2008.
  8. ↑ What is Fine Art Photography? // rec.photo.digital discussion, March 3, 2001 — March 5, 2001. Retrieved August 6, 2008.
  9. ↑ Fine Art photography? // rec.photo.equipment.35mm discussion, May 23, 2004 — May 29, 2004. Retrieved August 6, 2008.
  10. ↑ Fine art photography // Photo.net Leica and rangefinders — technique forum, May 29, 2003 — June 1, 2003. Retrieved August 6, 2008.
  11. ↑ What is 'fine art photography'?, Or should we put the term to one side? // Luminous Landscape forum, May 21, 2008 — August 1, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  12. ↑ What is Fine Art Photography? // Epic Edits Weblog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  13. ↑ Defining Fine Art Photography: Introverted // Damien Franco dot Com blog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.

Литература

Ссылки

wiki.sc

| Фотоискусство

АЛЕКСАНДРА ГРЕВЦЕВА: ФОТОГРАФИИ, КАК ОБРАЗЫ ИЗ КНИГ в закладки

Всегда мечтали писать картины, но «с художкой не сраслось» и «на пальцы медведь наступил» так, что держать кисть и наносить правильные мазки вы не умеете, чего нельзя сказать о фотоаппаратуре? Тогда арт-фотография точно для вас, ведь кисть «Фотошопа» может обуздать каждый, а реализовать свои гениальные художественные замыслы можно через снимок. Александра Гревцева в поисках вдохновения…

Вдохновляющие женские фотопортреты Елены Глазуновой в закладки

Что лично для вас фотография? Просто картинка? Реклама в журнале? Или перекодированный текст? Елена Глазунова видит в фотографии вход в другое измерение, в котором всё представляется с непривычной точки зрения, нестандартным и особенно привлекательным.   

Отпуск в Донбассе… или мирный Донецк и его секреты: фоторепортаж Александра Жирнова в закладки 1

Один мой хороший знакомый согласился рассказать читателям «Ридуса» о недавнем путешествии в Донбасс, о разных аспектах жизни и местах — сугубо мирных и прифронтовых. Поведать о бытовых мелочах людям, которые там не бывали. Возможно, кто-то захочет вместо очередного отпуска где-нибудь в Турции посетить этот регион. Сам Андрей Михайлов (Kamer) так и сделал. Взял и поехал. И вот его рассказ. Как добираться В ближайшее время в Донбасс обещают пустить поезда, но пока […]

ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ФОТО «ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ» ОТ NATIONAL GEORGAPHIC: ФИОЛЕТОВЫЙ в закладки

Продолжаем серию интересных и необычных репортажей «Жизнь в цвете» от журнала National Georgaphic. Фиолетовый цвет не очень широко распространен в природе. Это цвет растений и багрового заката. Древние называли фиолетовый цветом мудрости, цветом познания истины и печали. Это символ королевской власти. Новый год на Филиппинах Фиолетовый цвет – цвет печали, но только не в новогодние праздники. (Фото J.T. Noriega): […]

ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ФОТО «ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ» ОТ NATIONAL GEORGAPHIC: БЕЛЫЙ в закладки

Продолжаем серию интересных и необычных репортажей «Жизнь в цвете» от журнала National Georgaphic. Невинность, чистота, мир. Это цвет платья невесты, метели и чистого холста. Его смысл в культуре и обычаях так же разнообразен, как и его оттенки. Проповедь в Папеэ́те, Французская Полинезия Женщины в белой одежде и белых шляпах на воскресной проповеди. (Фото Jodi Cobb): […]

ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ФОТО «ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ» ОТ NATIONAL GEORGAPHIC: КОРИЧНЕВЫЙ в закладки

Продолжаем серию интересных и необычных репортажей «Жизнь в цвете» от журнала National Georgaphic. Коричневый цвет очень широко распространен в природе и не только. Это цвет почвы, шерсти животных, цвет хорошо заваренного чая, коры деревьев и опавших листьев. Он символизирует приземленность и плодородие, устойчивость и стабильность. Пальмы, Бразилия Предрассветный туман в Пантанале — обширной заболоченной тектонической впадине […]

ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ФОТО «ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ» ОТ NATIONAL GEORGAPHIC: СИНИЙ в закладки 1

Продолжаем серию интересных и необычных репортажей «Жизнь в цвете» от журнала National Georgaphic. Синий цвет. Цвет неба и моря. Это основной цвет в природе. На протяжении веков синий цвет означает спокойствие, прохладу, мистику и грусть. Азурит Это азурит под микроскопом — минерал из класса карбонатов. Замысловатые узоры природы. Когда-то из этого ярко-синего минерала делали краски, сейчас его можно встретить […]

Потрясающие снимки со всего мира от National Geographic за 2019 год в закладки 1

Лучшие фотографии National Geographic за 2019 год демонстрируют потрясающие снимки со всего мира. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Убирают пыль. (Фото PAOLO WOODS AND GABRIELE GALIMBERTI): Волки в канадской Арктике исследуют остатки овцебыка. (Фото RONAN DONOVAN): Три тигра в заповеднике диких животных в Кинесбурге, штат Колорадо. (Фото STEVE WINTER): Йосемитская долина — всемирно известная живописная долина ледникового происхождения […]

Как строят метро в Москве: фоторепортаж Александра Попова в закладки

На двух станциях — «Лефортово» и «Авиамоторная» полным ходом идёт работа и они обретают привычный для пассажира вид. Так же на путевых стенах появились буквы с названиями станций. Фотографии и текст Александра «Russos» Попова 1. Снималось в разное время, перед серией фото стоит дата съемки. 2. Станция «Сокольники» БКЛ. 21 октября. 3. Продолжается проходка перегонных тоннелей: 4. […]

Золотая листва, гроздья рябины… По-настоящему осенние фото в закладки 3

Золотая листва, гроздья рябины и тёплые уютные свитера… Заварите себе чашечку горячего чая и насладитесь фото! Игорь Зайцев (@igor_zaycew) Irena K (@irena_k_photo) Anna Bazhenovskaya (@bazhenovskaya) Anna Zakharova (@anna_zakharova_photo) Юлия Войнич (@julia_voinich) Любовь Сорокина (@lubov.photo) Маклакова Татьяна (@tatuanamaklakova) Алла Рыбакова (@alla.rybakova.photo) Татьяна Кочергина (@f.suoza) Елена Соловьёва (@elenasolo.photo) Anna Zakharova (@anna_zakharova_photo) @lesya_ladova Роман Дмитриев (@kepadjan) Елена Соловьёва (@elenasolo.photo) Мария Чернова […]

Эмоциональные монохромные снимки Александра Шёнберга (Alexander Schoenberg) в закладки

Социолог Джон Бергер установил, что чёрно-белая фотография всегда навевает больше мыслей и воспоминаний, чем цветная. Меньше деталей, особенно цветовых акцентов, — больше интерпретаций. Именно поэтому немецкий фотограф Александр Шёнберг предпочитает цветной фотографии монохромную, и достигает таким образом своей главной цели — заставить зрителя задуматься, прочувствовать эмоции снимка и сделать свои собственные выводы. Об этом — в нашем материале.

ИНТЕРЕСНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ФОТО «ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ» ОТ NATIONAL GEORGAPHIC: ЗЕЛЕНЫЙ в закладки 1

Зеленый цвет является одним из самых распространенных цветов в природе. Зелеными бывают и растения, и вода, и животные. Зеленый цвет символизирует жизнь, жизненную силу и саму природу. Правда, зимой этого цвета совсем мало… Фермеры и арбузы Индия, река Ганг. (Фото Jitendra Prakash | Reuters): Черепаха Летом в Афинах жарко, каждый охлаждается, как может. Вот черепаха в зоопарке залезла в […]

Куба — это место, где остановилось время… в закладки 1

Как известно, Куба — это место, где остановилось время. И этот факт как нельзя лучше иллюстрируют кубинские магазины и автомобили. Балетная школа в Гаване, Куба, 17 октября 2019. (Фото Alexandre Meneghini): Лада. Хозяин купил новый автомобиль в 1986 году. (Фото Ismael Francisco): Что-то знакомое: «Газель». За последний год Россия отправила на Кубу 1 000 микроавтобусов. […]

Креатив, сюрреализм и британский юмор в фотографиях Дэвида Стюарта (David Stewart) в закладки

Британский фотограф и режиссёр Дэвид Стюарт (David Stewart) родился в 1958 году в Ланкастере. Его творчество сосредоточено в области рекламной и художественной фотографии. Также заметна тяга фотографа к сюрреалистическим и нередко юмористическим портретам большого формата. Карьера Дэвида Стюарта началась с фотографирования туристов на набережной Морекамбе и панк-групп, в том числе The Clash и The Ramones, когда музыканты […]

Гепард и СЕМЕРО котят! Редчайшее событие от Алексея Осокина в закладки 1

Перед кенийским национальным парком Масаи-Мара стоит множество задач по сохранению редких видов фауны. Но среди всех прочих можно выделить две особенно острые проблемы — сохранение носорогов и гепардов. Про носорогов мы поговорим отдельно, а сегодня вместе с учеными и рейнджерами Масаи-Мара порадуемся невероятному событию… Фотографии и текст Alexey Osokin Полтора месяца назад самочка по имени Силиги […]

ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ SIENA INTERNATIONAL PHOTO AWARDS 2019 ГОДА в закладки 1

Siena International Photography Awards — один из самых престижных фотоконкурсов для фотографов-профессионалов и любителей со всего мира. В 2019 году профессиональным жюри SIPA были выбраны лучшие снимки из 48 000 работ, присланных фотографами из 156 стран. Участники конкурса участвовали в следующих категориях: Путешествия и приключения Увлекательные лица и персонажи Монохром Красота природы Животные в своей среде Архитектура и городские пространства Спорт в действии Фотоистория (серия из 5-9 снимков) Натюрморт Документальное фото и фотожурналистика. […]

photo.boltai.com

от истории до современного произведения

Если бы люди 17-18 века оказались в современной реальности, они бы просто с ума сошли от обилия современных автомобилей, смартфонов и им показалось бы, что они попали в настоящую сказку, если бы перед ними открыли современный ноутбук с морем изображений. Ведь то, что дано было видеть избранным только во сне давно уже стало реальностью, в том числе и рисование светом – то, о чём они мечтали на протяжении стольких веков. Лозунг художников импрессионистов – остановись мгновенье, ты прекрасно – благодаря современной фототехнике стал большей реальностью, чем полотна художников их времени. Понять, что такое искусство фотографии сегодня, поможет маленькое путешествие во времени.

От мечты до открытия

Ещё до великих открытый в физике, позволяющих копировать изображение при помощи света, люди мечтали остановить яркие мгновения. Об этом свидетельствует библейская легенда: когда Иисус вытерся полотенцем, на нём осталось изображение его лица. С тех пор у христиан появился праздник – Преображение Господне. У католиков с этим событием связана другая легенда – Святая Вероника. Эта еврейская женщина вытерла лицо Христа льняным полотном, на котором и отпечатался его лик. С тех пор 12 июля во всём мире считается днём фотографа и фотографии.

В начале 18 века наука сделала существенный шаг вперед. Изображения, нарисованные художниками уже мало кого устраивали – людям хотелось чего-то большего. И вот в 1826 году во Франции Жозеф Ньепс сфотографировал вид из своего окна при помощи камеры-обскуры. Съёмка продолжалась в течение 8 часов при ярком солнечном свете. Так появилась на свет первая фотография. Затем в Англии Ульямс Фокс Генри Тальбот создал особую бумагу, позволяющую сохранять изображение. Затем в 1851 году появляется альбумидная фотобумага, восковые, затем стеклянные негативы. И только в 1861 году американскому учёному Джеймсу Максвейллу удалось получить первую в мире цветную фотографию – изображение полупрозрачной бабочки. Но развитие фотографии на этом не остановилось.

James Clerk Maxwell - фотография цветной бабочки

Первым в мире фотоаппаратом, приближённым к современным, стал Кодак. Созданная американским банкиром Джорджем Истменом, она получила известность в США и Европе, а снимки лошадей принесли ему мировую известность. В 1888 году появилась первая в мире роликовая фотоплёнка Кодак а с 1889 года началось массовое производство фотоплёнок. Но этим всё не ограничилось: компания Polaroid выпустила первый в мире моментальный фотоаппарат, позволяющий получать цветные снимки.

Первый Polaroid

И только в 1975 году миру была представлена первая цифровая камера, открывшая эпоху современного фотоискусства. Её автором стал инженер компании Кодак Стивен Сассун. Именно она положила начало современным цифровым фотографиям, без которых трудно представить современное фотоискусство.

Начало фотоискусства

Первая техника фотографии не давала широкого поля для экспериментов. Дорогие снимки могли позволить себе только избранные и только избранные, но постепенно фотографию стали использовать журналисты и постепенно она вытеснила из газет и журналов рисованные миниатюры. Фотография ещё не воспринималась как искусство, однако с её появлением в Англии, а затем во всей Европе и Америке появилось новое направление – пикториализм (от английского pictorial – природа). С появлением первой фотокамеры Кодак множество фотолюбителей создавали снимки, близкие к чёрно-белым рисункам на полотнах художников. Генри Пич Робенсом в своей книге описал все принципы пикториализма. Что только не делали фотохудожники того времени в поисках оригинальности: рисовали по фото акварельными красками, обрабатывали негативы гуммиарабикой и несколько раз подвергали солнечного воздействию. Постепенно фотохудожники стали откалываться от пикториализма и создавать свои закрытые клубы. Но пикториалисты не сдавались и придумали свои закрытые клубы-сецессионы. Одним из них стал лондонский клуб «Братство кольца», в который мечтали попасть все видные фотохудожники того времени.

В 1902 году вышел под руководством Стиглица в США. Он раскрыл миру возможности фотографии и открыл путь к славе немалому количеству фотохудожников, в том числе и Эдварда Стайхена, изобразившего Нью-Йорк радостным и светлым городом. Затем под влиянием открытий Фрейда и Юнга в фотографии возникло новое направление – сюрреалистической фотографии, раскрывающей сокровенные переживания авторов снимков (Салли Манн). Ближе к 1917 году интерес к пикториализму утих – кубизм и экспрессионизм не располагали к романтике. В России эти направления появились позже – первые фотографии были посвящены освобождению крестьянства, затем в них прослеживалось буржуазное направление. С наступлением советской эпохи этот вид фотографии вызвал немало критики: работы великих российских фотохудожников были признаны слишком эротическими для советского зрителя (Александр Гринберг). Затем российское фотоискусство стало средством советской пропаганды. В нём появились элементы кубизма. Хотя многие фото того времени до сих пор считаются памятниками фотоискусства: знаменитое фото на шоколадке «Алёнка», на котором Александр Герикас в 1960 году запечатлел свою семимесячную дочь, сегодня знакомо даже детям.

Постепенно художественная фотосъёмка стала разбиваться на жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, репортаж, природные снимки и стиль ню. В конце 1953 года выходит первый выпуск известного эротического журнала Playboy под руководством Хью Хефнера, во всем мире открываются разножанровые фотовыставки, проводятся фотоконкурсы. Профессия фотографа становится всё более востребованной и каждый из них ищет свой уникальный приём и способ выделиться из массы себе подобных.

Playboy 1953

Сегодня, когда фотоаппарат есть практически у каждого уважающего себя мужчины, современное фотоискусство превращается в сложный жанр, преуспеть в котором дано далеко не всем. Несмотря на обилие фотоконкурсов и выставок онлайн, настоящая съёмка произведений искусства – всё ещё сложный процесс даже с крутой фототехникой. Если история фотографии 19 века позволяла даже простой снимок бабочки сделать редким произведением искусства, то сегодня профессиональными снимками с ней уже никого не удивишь. Да и ни один современный фотограф не станет искать особые приёмы, чтобы совершить переворот в мировой фотографии. И всё же несколько простых приёмов помогут приблизить снимок к шедевру, а, может и превратить его в настоящую бомбу фотоискусства.

Путь к шедевру

Несколько технических и художественных приёмов помогут создать достойный снимок:

  • Выбор фотоаппарата. Как показывает практика мировой фотографии, шедевры создавались или профессиональными зеркальными камерами, или дешёвыми мыльницами. Любой американский фотограф с мировым именем знает пример, когда яркий снимок создавался копеечной камерой. И всё же современное искусство требует хорошей зеркальной камеры с оптическим зумом, широкой матрицей и качественной, а лучше дополнительной, вспышкой.
  • Выбор момента. Фотоискусство требует постоянной самоотдачи. Поэтому фотоаппарат должен быть всегда с тобой, даже если ты выгуливаешь собаку или направляешься к подружке;
  • Литература. Просмотр шедевров фотоискусства – надёжная основа для создания собственного шедевра. Изучай мастеров, но не забывай ловить момент удачного кадра;
  • Фотошоп. Без уроков ретуши трудно создать шедевр;
  • Внутренняя свобода. Умение видеть прекрасное даётся не всем. Подлинное искусство требует свободы от всех шаблонов и рамок, а фотоискусство так тем более.

Где оценят твоё творчество фотографа

Друзья и родственники не всегда хороший выбор для оценки тебя как фотографа и твои снимки как искусство. Тебе нужна критика! И тут на помощь приходят специальные сайты для фотографа:

  1. Instagram. Глупо было бы не упомянуть его. Но в Инстаграме есть ограничения, поэтому, если ты снимаешь в стиле ню, он тебе не подойдёт для полного отображения твоего таланта.
  2. Unsplash. Очень красивые и современные фотографии на этом сайте. Ты можешь вдохновится работами других и делиться своими снимками. Фотографии расхватываю крупные сайты и СМИ.
  3. Behance. Если ты делаешь эротические кадры, работаешь со снимками на фотошопе, талант к сюрреализму, рекламному искусству или другой иллюстрации – эта платформа для тебя.

statusmen.ru

это искусство » Интересные факты


Фотоаппараты

Содержание:
  1. Главное - освещение
  2. Выбор фона
  3. Фотосъемка портрета
  4. Правило "золотого сечения"
  5. Выбор режима съемки
  6. Состояние модели
  7. Пейзаж
  8. Штатив в помощь
  9. Мыльница

Фотография — уникальное. Образ близкого человека, красоты родного края, милая мордашка любимой собаки, первый весенний цветок — всё это можно сфотографировать, а снимок останется на очень долгую память. Это искусство загадочное, таящее в себе удивительное свойство останавливать мгновение.

Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями  близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

 Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний. Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони. Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных.  Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий — человека на улице.

Главное — освещение

Оборудование фотографаСамое главное — освещение. Классический вариант при съёмке человека — солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека. При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света. Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей — это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца. Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой. Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Фон для фотостудииСамым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму.  Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

ПортретПеред портретной  съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой. В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“. Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой. Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки.  В противном случае снимок получится не профессиональным.

Правило „золотого сечения“

Правило „золотого сечения“Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части. При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра. Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть —  следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Выбор режима съёмки

Выбор режима съёмкиНеопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие. Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними. В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“. Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более. То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

ФотосъемкаПри съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека. Позирование перед камерой фотоаппарата — дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке. Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать  обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Пейзаж

ПейзажКажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно. Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью. Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало. Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи. Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время. Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться.  При съёмке  пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

ШтативОпытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив. Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива. Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку. Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики. Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Мыльница фотоаппаратаНередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях. Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки  или положить в нагрудный карман. И достать его можно быстро  и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.


Похожие статьи:
Мыльница фотоаппарата Мыльница фотоаппарата Мыльница фотоаппарата

mostinfo.su

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о