Фотокинопулемет – Фотопулемёт — Википедия

Фотокамеры для военных целей

Армейские камеры занимают особое место среди фотоаппаратуры специального назначения. Фотоаппараты, выпускавшиеся в разное время для нужд армии, предназначались, главным образом, для разведки, фотографирования местности с целью планирования стратегических наступательных и оборонительных операций, а также для рассекречивания огневых позиций противника и контроля бомбометания. Впервые фотоаппаратура в армии начала применяться передовыми капиталистическими странами в Первую мировую войну. Именно тогда стала осуществляться фотосъемка с самолетов при военных действиях.

Царское командование в России также было вынуждено обратиться к этому новому для себя делу, даже несмотря на пренебрежительное отношение к фотосъемке, утвердившееся тогда в высших чинах армии. В результате, в 1914 году благодаря аэрофотосъемке была получена карта района Мазурских озер с огневыми точками противника. После войны армейская фотоаппаратура получила дальнейшее развитие, и, в результате, стала возможной не только съемка военных объектов с летательных аппаратов, но и фотографирование местности в обычных полевых условиях с дальних расстояний.

«Фото-танк»

Среди армейской фотоаппаратуры, информация о которой получила достаточно широкое распространение, можно отметить немало необычных и интересных конструкций. Чего стоит хотя бы прототип «фото-танка» Т-26ФТ, который былсоздан советскими инженерами в 30-е годы. При разработке этой поистине уникальной машины за основу был взят легкий танк Т-26, состоявший в то время на вооружение армии. «Фото-танк» Т-26ФТ предназначался для осуществления кино- и фотосъемки полосы обороны противника при проведении разведывательных мероприятий. Опытный образец этой машины был произведен в конце 1937 года.

«Фото-танк» Т-26ФТ (ист. tanki-media.ru)

По задумке его создателей, «фото-танк» должен был производить съемку военных объектов, маршрута движения и панорамы местности как с места, так и прямо на ходу. Для этого с обычного танка Т-26 сняли пушечное вооружение и оставили в нем только 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом. Тем не менее, 45-мм пушку замаскировали деревянным муляжом.

Внутри машины имелось два специальных отделения: в башне танка располагалось отделение съемки, а в средней части корпуса, позади механика-водителя – отделение обработки снимков. В левой боковой стенке башни были сделаны два отверстия диаметром 80 мм с закрывавшимися броневыми задвижками для объектива фотоаппаратуры. Эти отверстия снаружи были замаскированы. Кроме того, в отделении съемки размещался перископ наблюдения, который был связан с кинофотоаппаратурой, электродвигатели приводов киноаппаратуры и фотоаппарата, радиостанция и пулемет.

Довольно громоздкий фотоаппарат устанавливался в башне с направлением объектива под углом 45 градусов от оси канала ствола пушки. Его подвешивали сразу в четырех точках, которые имели специальную амортизационную подвеску. Сам фотоаппарат в танке Т-26ФТ представлял собой полуавтомат с двумя конусами, тремя светофильтрами и двумя объективами «Индустар» Ф-300 и Ф-210. Особый тросовый механизм позволял изменять углы наклона камеры к горизонту.

Прямо в танке в отделении обработки снимков можно было проявить отснятые кадры, ведь здесь, помимо навигационного прибора, находился увеличитель, проявочный стол, бачки, химикаты для обработки и сушильный шкаф. Этот необычный «фото-танк» мог передвигаться с такой же скоростью, как и обычный линейный танк Т-26. Впрочем, машине так и не суждено было показаться себя в боевых условиях. Были проведены полигонные испытания, но танк Т-26ФТ не попал в серийное производство.

Фотокинопулеметы

В середине 30-х годов прошлого столетия также был разработан фотокинопулемет СЛП. Фотокинопулеметы – это автоматические малогабаритные камеры, которые устанавливались на боевом самолете для того, чтобы обеспечить объективный контроль применения стрелково-пушечного вооружения. Фотопулеметы впервые начали применяться в Первую мировую войну, и там доказали свою состоятельность.

Но наиболее широкое распространение такие аппараты получили уже во Вторую мировую войну, особенно в немецкой, американской и английской истребительной авиации. Например, в коллекции Британского музея Второй мировой войны в Лондоне хранится первая съемка атаки немецкого самолета на советский И-153, датированная 22 июня 1941 года. Фотокинопулеметы устанавливали на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках. Как правило, их подвешивали на пилоне под крылом или на фюзеляже, а в отдельных случаях даже встраивали непосредственно в конструкцию самолета.

Советский фотокинопулемет СЛП, который начал производиться в Ленинграде в 30-е годы, был снабжен электрическим приводом и съемочным объективом «Индустар-7» с фокусным расстоянием 104,3 мм. Фотокинопулемет СЛП мог вести киносъемку на 35-мм пленку и снимать до 200 кадров форматом 23,75 х 24 мм на скорости 10 — 17 кадров в секунду. Этот аппарат устанавливался неподвижно на фюзеляже самолета для тренировки летчика или на подвижном пулемете для тренировки воздушного стрелка.

Благодаря особой оптической системе можно было одновременного получать на одном и том же снимке, как непосредственные цели самолета, так и циферблат встроенного секундомера. Корпус аппарата был изготовлен из алюминиевого сплава. Фотокинопулемет СЛП применялся в ВВС РККА и по многим своим характеристикам (компактности, весу, оригинальности конструкции) превосходил зарубежные аналоги на тот момент времени.

Съемочные аппараты для крупномасштабной съемки

В период Великой Отечественной войны в советской армии стал применяться съемочный прибор «ДФ» и его дополнение — перископический длиннофокусный фотоаппарат «ПДФ». Аппарат «ДФ» разрабатывался для осуществления крупномасштабной съемки в боевых условиях на основе советской камеры «ФЭД». Он состоял из объектива с фокусным расстоянием 1500 мм и относительным отверстием 1:25, промежуточного корпуса с лимбом и, собственно, фотоаппарата «ФЭД».

Оптическая система прибора «ДФ», включавшая в себя семь линз, была заключена в трубу. В объективе была устранена дисторсия. Перемещение трубы с оптической системой производилось вдоль оси прибора для того, чтобы обеспечить наводку на резкость. Для переноски съемочного аппарата в полевых условиях использовался специальный укладочный ящик. Таким образом, солдат мог нести прибор в укладочном ящике за спиной на двух плечевых ремнях. К съемочному прибору «ДФ» был разработан увеличитель «УДФ», который позволял получать отпечатки форматом 110 х 165 мм и демонстрировать диапозитивы на матовое стекло, чтобы их можно было подробно рассмотреть с помощью 6-кратной лупы.

Съемочный прибор «ДФ» (ист. almanacwhf.ru)

Дополнением съемочного прибора «ДФ» служил перископический длиннофокусный аппарат «ПДФ», в оптической системе которого были использованы плоские зеркала, что позволило сделать аппарат более компактным. Этот прибор также был укомплектован фотоаппаратом «ФЭД». Правда, впоследствии его заменили на камеру «Зоркий-4» с байонетным креплением.

Оптическая система «ПДФ» имела сменное фокусное расстояние 1500 и 300 мм, что предоставляло возможность осуществлять фотосъемку с 30-ти и 6-ти кратным увеличением. Перископический длиннофокусный фотоаппарат успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В частности, с его помощью регулярно производилось фотографирование переднего края обороны противника под Ленинградом в 1943 году. Фотоматериалы, полученные на Ленинградском, Волховском и других фронтах, позволяли советскому командованию рассекретить огневые позиции противника и разработать стратегические планы для контрнаступления.

Фотоаппарат для фоторазведки «ФС-2»

В 1943 году в советской армии также появился аппарат для фоторазведки «ФС-2». Он был основан на все том же легендарном фотоаппарате «ФЭД», но оснащался специальной зеркальной приставкой и объективом «ГОИ» 300 мм, который был смонтирован на деревянном ложе. Основное предназначение «ФС-2» заключалось в том, чтобы вести фоторазведку с наземных наблюдательных пунктов путем быстрой крупномасштабной съемки удаленных предметов. Конструкция этого съемочного аппарата позволяла производить фотосъемку с рук, с приклада, не прибегая к каким-либо подставкам или треногам.

Армейский фотоаппарат «ВТСВС» (ист. fotolyap.ru)

Нельзя не упомянуть и об армейском фотоаппарате «ВТСВС», название которого можно расшифровать как «Военно-топографическая служба Вооруженных сил». Он производился уже после войны. Аппарат имел ФЭД-овский корпус со смонтированным байонетным кольцом от камеры «Киев», и комплектовался трофейными немецкими объективами «CarlZeissSonnar» с фокусным расстоянием 50 мм. Камера «ВТСВС», выпущенная очень ограниченным тиражом, отличалась превосходной отделкой из натуральной кожи черного или голубого цвета. Впрочем, несмотря на отличное техническое оснащение и качественную отделку, фотоаппарат имел скорее наградное, памятное назначение.

Фотоаппаратура для различных целей и сегодня используется в армии. Даже трудно подсчитать, сколько жизней солдат позволила сохранить фоторазведка во время боевых действий в разных странах мира на протяжении прошлого столетия.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка 

обязательна)

www.fotokomok.ru

Фотопулемёт Википедия

Фотопулемёт на самолёте Первой мировой войны Кадры с фотопулемёта английского истребителя, атакующего немецкий Bf 110G. 26 февраля 1943 г.

Фотопулемёт или фотокинопулемёт — автоматическая фото- или кинокамера, устанавливаемая на боевом самолёте в качестве средства объективного контроля применения вооружения, как правило, стрелково-пушечного[1]. Включение в работу фотокинопулемёта обычно синхронизировано с выключателями стрельбы (гашетками). В более современных летательных аппаратах вместо плёночных фотокинопулемётов применяют видеокамеры с записью видеоинформации на магнитную ленту или цифровые носители. Контроль работы телевизионных прицельных систем и прицельных комплексов производится более сложными системами по целому ряду параметров.

Первые упоминания фотопулемётов относятся к Первой мировой войне. Изначально они применялись для обучения воздушных стрелков (как на истребителях, так и на бомбардировщиках). Как правило, в тренировочных целях фотопулемёт устанавливался либо вместо оборонительного вооружения бомбардировщика, либо подвешивался на пилоне под

ruwikiorg.ru

Фотопулемёт — Machinepedia


Фотопулемёт

Фотопулемёт или фотокинопулемёт — это автоматическая малогабаритная фото- или кинокамера, которую устанавливают на боевом самолёте как средство объективного контроля применения вооружения, обычно стрелково-пушечного (контроль работы телевизионных прицельных систем и прицельных комплексов выполняется системами, которые намного сложнее по целому ряду параметров). Включение в работу фотокинопулемёта, как правило, синхронизируется с выключателями стрельбы (гашетками). В новых летательных аппаратах вместо плёночных фотокинопулемётов используются видеокамеры с записью видеоинформации на магнитную ленту или цифровые носители.

Широкое распространение фотопулемёты получили во время Второй мировой войны. Фотопулемёты устанавливали на истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, а также на учебных самолётах. Полученные с их помощью фото или киноматериалы были доказательством подтверждения победы лётчика или стрелка. Широко использовались в немецкой, американской и английской истребительной авиации. В советской авиации использовались намного реже, однако их значение и в тренировке, и в бою было всем известно. Кадры, снятые при помощи фотопулемётов, часто можно видеть в военной кинохронике. Первая съёмка атаки немецкого самолёта на советский И-153, датированная 22 июня 1941 года 5 часами 20 минутами утра продолжительностью 20 секунд хранится в коллекции Британского музея Второй мировой войны в Лондоне.

Наиболее распространённым типом фотопулемёта в советской авиации был ПАУ-22, в немецкой — EK 16. Советский фотокинопулемет СЛП, выпускавшийся в 1930-е гг. в Ленинграде заводом ГОМЗ, использовал 35-мм кинопленку и мог снять до 200 кадров форматом 23,75×24 мм в темпе 10…17 кадр/с. Привод механизма — электрический. Съемочный объектив — «Индустар-7» с фокусным расстоянием 104,3 мм и светосилой 1:3,5. С помощью дополнительного объектива на каждый кадр снимался также циферблат встроенного секундомера. Механизм имел электрический обогрев.

machinepedia.org

фотокинопулемёт - это... Что такое фотокинопулемёт?


фотокинопулемёт

фотокинопулемёт, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

Синонимы:
  • фотокерамика
  • фотокоагуляция

Смотреть что такое "фотокинопулемёт" в других словарях:

  • фотокинопулемёт — фотокинопулемёт …   Словарь употребления буквы Ё

  • Фотокинопулемёт —         специальный Киносъёмочный аппарат, обеспечивающий при стрельбе из пулемёта (пушки) непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений – цели и сетки прицела (см. Прицелы). На киноленту иногда впечатываются показания приборов… …   Большая советская энциклопедия

  • Фотокинопулемёт — специальный киносъёмочный аппарат, применяемый в авиации для контроля за качеством прицеливания, условиями выполнения и результатами атак при стрельбе, пусках ракет и бомбометании; обеспечивает непрерывную покадровую съёмку одновременно двух… …   Словарь военных терминов

  • фотокинопулемёт — фото/кино/пул/е/мёт/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Фотопулемёт — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Як-17 — в Центральном музее ВВС РФ Тип …   Википедия

  • Плёночный фотоаппарат — Основная статья: Фотоаппарат …   Википедия

  • Яковлев Як-17 — Як 17 Як 17 в Центральном музее ВВС РФ Тип истребитель Производитель ОКБ Яковлева Первый полёт июнь1947 Начало эксплуатации …   Википедия

  • Авиационное вооружение —         устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных… …   Большая советская энциклопедия

  • ФКП — Сокращение ФКП имеет значения: Федеральная космическая программа Федеральное казённое предприятие Фактор космического полёта Федерация Корейской промышленности Флагманский командный пункт Фотокинопулемёт Фотоконтрольный прибор Функция комплексной …   Википедия

lopatin.academic.ru

Фотокинопулемёт - это... Что такое Фотокинопулемёт?


Фотокинопулемёт

специальный киносъёмочный аппарат, применяемый в авиации для контроля за качеством прицеливания, условиями выполнения и результатами атак при стрельбе, пусках ракет и бомбометании; обеспечивает непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений — цели и сетки прицела.

Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.. 1988.

Синонимы:
  • Фортификация
  • Фрегат

Смотреть что такое "Фотокинопулемёт" в других словарях:

  • фотокинопулемёт — фотокинопулемёт, а …   Русский орфографический словарь

  • фотокинопулемёт — фотокинопулемёт …   Словарь употребления буквы Ё

  • Фотокинопулемёт —         специальный Киносъёмочный аппарат, обеспечивающий при стрельбе из пулемёта (пушки) непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений – цели и сетки прицела (см. Прицелы). На киноленту иногда впечатываются показания приборов… …   Большая советская энциклопедия

  • фотокинопулемёт — фото/кино/пул/е/мёт/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Фотопулемёт — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Як-17 — в Центральном музее ВВС РФ Тип …   Википедия

  • Плёночный фотоаппарат — Основная статья: Фотоаппарат …   Википедия

  • Яковлев Як-17 — Як 17 Як 17 в Центральном музее ВВС РФ Тип истребитель Производитель ОКБ Яковлева Первый полёт июнь1947 Начало эксплуатации …   Википедия

  • Авиационное вооружение —         устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных… …   Большая советская энциклопедия

  • ФКП — Сокращение ФКП имеет значения: Федеральная космическая программа Федеральное казённое предприятие Фактор космического полёта Федерация Корейской промышленности Флагманский командный пункт Фотокинопулемёт Фотоконтрольный прибор Функция комплексной …   Википедия

military_terms.academic.ru

Аэрофотоаппарат — Википедия

Аэрофотоаппара́т — фотоаппарат специального назначения, предназначенный для аэрофотосъёмки участков земной поверхности с атмосферного летательного аппарата в хозяйственных, научных и военных целях[1]. Состоит из съёмочной камеры, устройства её крепления к носителю (аэрофотоустановки) и командного прибора для автоматического дистанционного управления съёмочным процессом[2]. По назначению аэрофотоаппараты делят на топографические и обзорные, по времени применения — на дневные, ночные и универсальные, по принципу действия — на кадровые, щелевые и панорамные. Кроме того, аэрофотосъёмка может быть плановой, когда оптическая ось объектива направлена в точку надира, и перспективной, когда она расположена под наклоном к горизонту.

Аэрофотоаппараты разных типов

Первые попытки воздушной съёмки, предпринятые Надаром в 1855 году, проводились при помощи крупноформатных фотоаппаратов, предназначенных для портретной съёмки, и не приспособленных для аэрофотографии. Первый специализированный аэрофотоаппарат, пригодный для съёмки больших площадей на несколько фотопластинок, был построен французом Тибулье в 1884 году[3]. Через пять лет российский инженер Ричард Тиле сконструировал «панорамограф», близкий по конструкции к французскому аналогу, и состоящий из шести камер, расположенных под наклоном вокруг седьмой с вертикальной оптической осью[4]. Запуск затворов всех фотоаппаратов производился изобретённым Тиле электронивелиром, улавливающим отвесное положение оптической оси центральной камеры[5].

Первый настоящий аэрофотоаппарат, специально приспособленный для съёмок с воздуха, сконструировал в 1886 году русский инженер Вячеслав Измайлович Срезневский, использовав в качестве основы изобретённый им же пыле-влагозащищённый противоударный экспедиционный фотоаппарат, который изобретатель создал для экспедиции Николая Пржевальского в 1882 году. [6][7]

Наиболее бурное развитие аэрофотоаппаратов началось после появления первых самолётов, более пригодных для воздушной разведки, чем аэростаты. Съёмка с одноместного летящего самолёта потребовала автоматизации большинства процессов. Первый аэрофотоаппарат, приспособленный для маршрутной съёмки кадровым методом, был изобретён в 1896 году русским военным инженером Владимиром Потте[8][9]. Впервые он использован для оценки результатов учебных стрельб морской артиллерии в 1898 году, а в 1912 году автором получен патент № 22433[10]. Съёмка проводилась на катушечную фотоплёнку с форматом кадра 13×18 сантиметров объективом с фокусным расстоянием 210 мм и относительное отверстие f/4,5. Во время Первой мировой войны аэрофотоаппарат использовался для разведывательных аэрофотосъёмок. Конструкция фотоаппарата Потте в то время была лучшей в мире. Он использовался в СССР до конца 1920-х годов для создания топографических карт[11][12].

В 1918 году фирма Eastman Kodak начала производство первого в мире полностью автоматизированного аэрофотоаппарата «К-1»[13][14]. Создание собственного аэросъёмочного оборудования в СССР началось под руководством Михаила Бонч-Бруевича после организации Всероссийского общества «Добролёт» в 1923 году[11]. Первым советским автоматическим аэрофотоаппаратом стал «АФА-13», сконструированный КБ ВООМП в 1934 году[4]. Дальнейшее развитие аппаратуры этого типа связано с разработкой широкоугольных ортоскопических объективов, позволяющих получать снимки больших площадей одним кадром без искажений. Значимым успехом советской оптической промышленности стала разработка в 1935 году инженером Михаилом Русиновым объектива «Лиар-6»[15]. При фокусном расстоянии 100 мм этот объектив покрывал кадр формата 13×18 см, обеспечивая угол поля зрения 104°[16]. Немецкий аналог «Топогон», созданный в скором времени, обладал меньшей светосилой и недопустимо большой дисторсией. В конструкции аэрофотоаппаратов появляются приборы, фиксирующие элементы внешнего ориентирования: радиовысотомеры, статоскопы, гиростабилизаторы и другие. Внедряется автоматическое управление экспозицией. К началу 1950-х годов аэрофотоаппараты превратились в специализированное авиационное устройство с высокой степенью автоматизации.

Современная портативная цифровая система для крупномасштабной аэрофотосъёмки на базе беспилотного мультикоптера

Бурное развитие цифровой фотографии на рубеже XX и XXI столетий предопределило появление цифрового аэрофотоаппарата. Главным препятствием замены аэрофотоплёнки фотоэлектрическим преобразователем стал небольшой формат доступных ПЗС-матриц, не превышавший в первых цифровых камерах размера 86×49 миллиметров[17]. Сопоставимой с обычными аэрофотоаппаратами разрешающей способности удалось добиться в 2000 году компаниям Leica Geosystems и Intergraph при помощи объединения четырёх цифровых камер с такими сенсорами по 28 мегапикселей каждый и последующей обработки полученных файлов на компьютере[18]. Дальнейшее развитие цифровых аэрофотоаппаратов идёт в направлении уменьшения размеров элементарного пикселя, а не увеличения площади матрицы. Так, второе поколение аэрокамер «Z/I Imaging DMC II» содержит в одном корпусе 4 спектрозональных цифровых камеры с небольшими сенсорами и одну 250-мегапиксельную с размером матрицы 90×84 мм. При этом диагональ фотодиодов не превышает 5,6 микрона[17]. Другое направление разработки заключается в использовании вместо кадровой фотоматрицы ПЗС-линейки по принципу щелевого аэрофотоаппарата[18][19]. Кроме оперативности получения результатов, одним из главных достоинств цифровых аэрофотоаппаратов является низкий уровень геометрических искажений изображения местности. Он достигается за счёт высокой точности изготовления фотоматриц и возможности программной коррекции искажений объектива[20].

В последние годы получает распространение дешёвая технология аэрофотосъёмки с беспилотных летательных аппаратов[21]. Из-за небольшого потолка беспилотников доступна только съёмка небольших территорий в крупных масштабах, для которой вместо специализированных цифровых аэрофотоаппаратов может быть использована аппаратура общего назначения, в том числе цифровые зеркальные и беззеркальные фотоаппараты[22][23]. Несмотря на преимущества цифровых методов, аналоговые аэрофотоаппараты продолжают использоваться, принимая участие в гибридной технологии при геодезических съёмках с больших высот. При этом дешифруется не плёночный негатив, а цифровой файл, полученный сканированием аэрофотоплёнки на фотограмметрическом сканере. Получаемое при этом разрешение в 180 мегапикселей превосходит этот же параметр большинства серийных цифровых аэрофотоаппаратов, обычно не превышающий 40 мегапикселей[18].

Советский аэрофотоаппарат «АФА-42»

Главное отличие от всех остальных видов фотоаппаратуры заключается в необходимости обеспечения высокой точности измерений на местности при дешифровке снимков, требующей минимальных геометрических искажений изображения[24]. Это достигается тщательным выравниванием аэрофотоплёнки в кадровом окне, высокой ортоскопичностью используемых объективов и точной ориентацией относительно земной поверхности. Данные о времени, параметрах полёта и ориентации в момент съёмки впечатываются большинством аэрофотоаппаратов на плёнку или записываются в цифровой файл снимка. Некоторые аэрофотоаппараты дополнительно впечатывают сенситометрический клин[25].

В современных аэрофотоаппаратах отсутствует видоискатель, поскольку они непригодны для съёмки с рук, и закрепляются на летательном аппарате неподвижно или через стабилизирующие платформы. Кадрирование производится изменением положения носителя при помощи специальных систем самолётовождения, интервалометров, а также датчиков высоты и крена. Управление аэрофотоаппаратами осуществляется дистанционно при помощи командных приборов, размещаемых в кабине экипажа и сопряжённых с аэронавигационным оборудованием и системами спутникового позиционирования. Часто аэрофотоаппараты снабжаются электрообогревом, предотвращающим запотевание стёкол и замерзание механизмов на большой высоте.

Кадровые аппараты[править | править код]

Наиболее распространены кадровые аэрофотоаппараты, ведущие площадную или маршрутную съёмку местности последовательным фотографированием её участков с перекрытием соседних снимков[26]. По классификации, принятой в обычной фотографии, большинство кадровых аэрофотоаппаратов можно отнести к крупноформатным, и из-за большого размера кадра они оснащаются системой выравнивания фотоплёнки в кадровом окне (чаще всего при помощи вакуума или прижима к стеклу)[27]. Площадь экспонируемого кадра ограничивается прикладной рамкой с координатными метками. В советских аэрофотоаппаратах наиболее распространённым был формат кадра 18×18 сантиметров, а в аппаратуре иностранного производства чаще встречается кадр 23×23 см[28]. В настоящее время советский стандарт не используется[18].

Транспортировка аэрофотоплёнки и взвод затвора в большинстве случаев происходят при помощи встроенного электропривода. Объектив постоянного фокусного расстояния неподвижно сфокусирован на «бесконечность», поскольку съёмка происходит с высот, превышающих это значение для любого объектива[25][26]. Иногда для охвата большой площади земной поверхности используются многообъективные кадровые фотоаппараты, в которых каждый объектив ведёт съёмку отдельного участка[1]. В цифровых кадровых фотоаппаратах применяются ПЗС-матрицы прямоугольной формы. В полноформатных цифровых камерах используется одна матрица, а в среднеформатных готовое изображение сшивается компьютером из нескольких, полученных с небольших матриц через разные объективы[19]. В большинстве случаев для повышения разрешающей способности фильтр Байера не используется, и при необходимости получения цветного или спектрозонального изображения съёмка ведётся четырьмя монохромными камерами за соответствующими светофильтрами[29].

Щелевые аппараты[править | править код]

Такие аэрофотоаппараты осуществляют маршрутную аэрофотосъёмку не покадрово, а непрерывно, по принципу щелевой фотографии. Фотоплёнка с постоянной скоростью перемещается мимо щели, расположенной в фокальной плоскости объектива. При установке щелевого аэрофотоаппарата на носитель эта щель располагается перпендикулярно к направлению полёта[30]. Движение плёнки синхронизируется с полётом таким образом, чтобы её скорость совпадала со скоростью перемещения оптического изображения[26]. Выдержка регулируется не затвором, а шириной щели. Готовый снимок представляет собой сплошной кадр на рулоне фотоплёнки с непрерывным изображением местности, расположенной вдоль всего маршрута[31]. Технология позволяет вести съёмку на малой высоте (50—100 м) и высоких скоростях полёта носителя (более 1000 км/ч), что недостижимо для кадровых аэрофотоаппаратов. Кроме того, щелевые аппараты более пригодны для ночной съёмки, поскольку даже при длинных выдержках дают несмазанное изображение.

В цифровых аэрофотоаппаратах аналогичной конструкции (сканирующих) вместо щели размещена ПЗС-линейка, а изображение формируется в кадровой памяти[18]. Для измерительных целей аэроснимки, сделанные щелевыми аппаратами непригодны из-за геометрических искажений и разницы масштабов, получаемых в направлении полёта и перпендикулярном к нему[32]. Цифровые щелевые камеры позволяют компенсировать искажения обработкой полученных данных специальным программным обеспечением. Достоинством сканирующих цифровых аппаратов является возможность получения цветного и спектрозонального изображения с высоким разрешением. Для этого вместо одной устанавливаются несколько ПЗС-линеек (чаще всего 3 или 4), расположенных за цветоделительной системой. В кадровых цифровых фотоаппаратах на монохромное изображение высокой чёткости накладывается цветное с низким разрешением, снижая информативность дешифровки. Двухщелевые аэрофотоаппараты позволяют вести съёмку сразу в двух разных масштабах или создавать трёхмерную модель местности за счёт параллакса, получаемого при движении самолёта. При этом первая щель фиксирует местность до её пролёта, а вторая — после, с другого ракурса[20].

Панорамные аппараты[править | править код]

Служат для площадной аэрофотосъёмки последовательной фиксацией широких участков (панорам) местности, практически от горизонта до горизонта поперёк маршрута. Это достигается в простейшем случае многообъективными кадровыми аэрофотоаппаратами, состоящими из одной плановой и нескольких перспективных камер, расположенных наклонно[33]. Специализированный панорамный фотоаппарат сканирует местность вращением объектива вокруг нодальной точки вместе с экспонирующей щелью. При этом фотоплёнка неподвижна и выровнена на поверхности цилиндра или конуса из оптического стекла, с радиусом, равным фокусному расстоянию объектива. Принцип действия таких аэрофотоаппаратов сходен с обычными фотоаппаратами для панорамной фотографии. В случае конической поверхности получается не планово-панорамный, а перспективно-панорамный снимок местности. В панорамных аппаратах с косвенным сканированием объектив неподвижен, а развёртка осуществляется расположенными перед ним вращающимися зеркалом или призмой[34]. При этом аэрофотоплёнка перемещается синхронно с движением сканирующей системы[35]. Панорамная аэрофотосъёмка также непригодна для точных измерений из-за геометрических искажений и применяется в специальных целях.

Аэрофотообъективы делятся на оптику, предназначенную для топографических или обзорных съёмок[36]. К их оптическим качествам предъявляются самые высокие требования, часто взаимоисключающие. Они должны обладать минимальными геометрическими искажениями при больших углах поля зрения и высокой светосиле. В то же время, разрешающая способность таких объективов должна быть высокой как в центре, так и по полю, чтобы обеспечить высокую дешифровочную пригодность аэрофильма. Дополнительным требованием является температурная стабильность, исключающая ухудшение качества изображения при охлаждении объектива на больших высотах. Мировое объективостроение во многом обязано своим прогрессом масштабным работам по проектированию новейшей аэрооптики, развёрнутым в нескольких странах после Первой мировой войны.

Существенный вклад в это внесла советская оптическая промышленность во главе с Государственным оптическим институтом им. Вавилова. За несколько десятилетий были созданы оптические схемы светосильных широкоугольных анастигматов, ставших образцом для многочисленных подражаний, и открывших новые перспективы для других разработчиков. Наибольшую известность получили следующие советские аэрофотообъективы[37]:

  • «Ортогон-8» — Фокусное расстояние 55 мм; угол поля зрения 133°; формат кадра — 18×18 см.
  • «Руссар-33» — Фокусное расстояние 100 мм; разрешение в центре 52 лин/мм; угол поля зрения 104°; формат кадра — 18×18 см.
  • «Орион-1А» — Фокусное расстояние 200 мм; разрешение в центре 32 лин/мм; угол поля зрения 92°; формат кадра — 30×30 см.
  • «Уран-16» — Фокусное расстояние 750 мм; разрешение в центре 28 лин/мм; угол поля зрения 30°; формат кадра — 30×30 см.
  • «Телемар-7М» — Фокусное расстояние 1000 мм; разрешение в центре 33 лин/мм; угол поля зрения 24°; формат кадра — 30×30 см.
  • «Телемар-12» — Фокусное расстояние 1800 мм; разрешение в центре 20 лин/мм; угол поля зрения 22°; формат кадра — 50×50 см.

Кроме советских объективов высокими оптическими качествами обладает иностранная оптика, такая как «Аэроэктар» и «Геогон» (США), «Авиогон» (Швейцария) и «Плеогон» (Германия). Для облегчения дешифровки аэронегативов и снижения влияния атмосферной дымки на контраст, в большинстве аэрофотоаппаратов предусмотрено размещение перед объективом различных светофильтров. В зависимости от высоты, с которой проводится аэрофотосъёмка, выбираются светофильтры, в той или иной мере отсекающие коротковолновую часть спектра, которая подвергается наибольшему рассеянию в атмосфере[38]. Светофильтры применяются также при съёмке в невидимых лучах, пропуская только полезную часть светового излучения.

В СССР выпуск первых аэрофотоаппаратов был налажен на московском заводе «Геодезия», в годы войны эвакуированном за Урал. В дальнейшем основным производителем стал Казанский оптико-механический завод «КОМЗ». Кроме Советского Союза аэрофотоаппараты выпускались в других странах с развитой оптико-механической промышленностью: США, Великобритании, Италии, Франции, Германии и Японии[28]. Наиболее известна аппаратура американской компании Fairchild Aerial Camera, немецкой Carl Zeiss и французской S. F. O. M.

Современная цифровая аэрофотоаппаратура выпускается компаниями Hexagon AB (результат слияния Leica Geosystems и Z/I Imaging, Швеция), IGI mbH (Германия), Visionmap (Израиль), Optech и Applanix (Канада), Vexsel Imaging (Австрия) и другими[39]. В 2004 году выпуск цифровой сканирующей аэрофотокамеры «3-DAS-1» налажен на украинском НПП «Геосистема»[40].

  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 31.
  2. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 119.
  3. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 6.
  4. 1 2 Фотокурьер, 2006, с. 23.
  5. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 7.
  6. ↑ Срезневский, Вячеслав Измайлович (неопр.).
  7. ↑ Срезневский, Вячеслав Измайлович (рус.). www.moi-slovari.ru. Дата обращения 16 февраля 2019.
  8. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 8.
  9. ↑ Аэрофотоаппарат Потте (АФА-Потте) (рус.). Авиамузей. Дата обращения 4 августа 2017.
  10. ↑ Путь фотоаппарата, 1954, с. 67.
  11. 1 2 А. И. Шершень. Развитие аэрофотосъёмки в России (рус.). Дополнительные материалы. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 7 февраля 2016.
  12. ↑ Путь фотоаппарата, 1954, с. 68.
  13. Лосева Н. А. Основные события в истории создания аэрофотосъёмочной аппаратуры (рус.). Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии (17 февраля 2005). Дата обращения 10 февраля 2016.
  14. ↑ Evolution of Airborne Remote Sensing (англ.). Миссурийский университет науки и технологий. Дата обращения 11 февраля 2016.
  15. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 10.
  16. ↑ Фотокурьер, 2006, с. 24.
  17. 1 2 KLAUS J. NEUMANN. The Z/I DMC II – “Imaging Revolution” (англ.). ABSTRACT. Wichmann/VDE Verlag (2011). Дата обращения 9 февраля 2016.
  18. 1 2 3 4 5 Геопрофи, 2006, с. 45.
  19. 1 2 А.Ю. Сечин. Эпоха цифровой аэросъёмки (рус.). Геоинформационный портал (22 сентября 2009). Дата обращения 9 февраля 2016.
  20. 1 2 Геопрофи, 2006, с. 47.
  21. ↑ Аэрофотосъёмка с БПЛА (рус.) (недоступная ссылка). Услуги. Беспилотные системы «Атлас». Дата обращения 12 февраля 2016. Архивировано 22 февраля 2016 года.
  22. ↑ Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъёмки для картографирования (рус.) (недоступная ссылка). Технологии. Компания «Экогеотех». Дата обращения 12 февраля 2016. Архивировано 17 ноября 2016 года.
  23. ↑ Аэрофотосъёмка. Разновидности аппаратов (рус.). «Сервис-Гео». Дата обращения 12 февраля 2016.
  24. ↑ Фотограмметрия, 1984, с. 4.
  25. 1 2 Я. Е. Щербаков. Аэрофотоаппараты (рус.). Расчёт и конструирование аэрофотоаппаратов. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 17 февраля 2016.
  26. 1 2 3 Г. Абрамов. Аэрофотосъёмка — основные понятия и термины (рус.). Дополнительные материалы. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 17 февраля 2016.
  27. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 208.
  28. 1 2 Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 226.
  29. ↑ Геопрофи, 2006, с. 46.
  30. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 229.
  31. ↑ Фотокурьер, 2006, с. 25.
  32. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 231.
  33. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 274.
  34. А. С. Кучко. Классификация азрофотоаппаратов (рус.). Аэрофотография (Основы и метрология). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 17 февраля 2016.
  35. ↑ Аэрофотосъёмка. Аэрофотосъёмочное оборудование, 1981, с. 276.
  36. ↑ Волосов, 1978, с. 430.
  37. ↑ Волосов, 1978, с. 438.
  38. ↑ Волосов, 1978, с. 433.
  39. О. Н. Зинченко. Цифровые камеры для топографической аэрофотосъёмки (рус.) (недоступная ссылка). Обзор моделей. ЗАО «Фирма «Ракурс» (декабрь 2013). Дата обращения 9 февраля 2016. Архивировано 16 февраля 2016 года.
  40. ↑ Цифровой самолетный сканер «3-DAS-1» (рус.). Государственное научно-производственное предприятие «Геосистема». Дата обращения 10 февраля 2016.
  • Д. С. Волосов. Глава VI. Фотографические объективы специального применения // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — С. 430—448. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 18—20. — 449 с. — 100 000 экз.
  • А. Н. Лобанов. Фотограмметрия / Н. Т. Куприна, 3. Н. Чумаченко. — М.: «Недра», 1984. — 552 с. — 7 900 экз.
  • А. А. Сыров. Путь фотоаппарата / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1954. — С. 58—71. — 143 с. — 25 000 экз.
  • Советские специальные фотоаппараты для аэрофотосъёмки (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 4/112. — С. 22—28.

ru.wikipedia.org

фотокинопулемёт - это... Что такое фотокинопулемёт?


фотокинопулемёт

фото/кино/пул/е/мёт/.

Морфемно-орфографический словарь. — М.: АСТ.. Тихонов А. Н. . 2002.

Синонимы:
  • фотокерамика
  • фотоконкурс

Смотреть что такое "фотокинопулемёт" в других словарях:

  • фотокинопулемёт — фотокинопулемёт, а …   Русский орфографический словарь

  • фотокинопулемёт — фотокинопулемёт …   Словарь употребления буквы Ё

  • Фотокинопулемёт —         специальный Киносъёмочный аппарат, обеспечивающий при стрельбе из пулемёта (пушки) непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений – цели и сетки прицела (см. Прицелы). На киноленту иногда впечатываются показания приборов… …   Большая советская энциклопедия

  • Фотокинопулемёт — специальный киносъёмочный аппарат, применяемый в авиации для контроля за качеством прицеливания, условиями выполнения и результатами атак при стрельбе, пусках ракет и бомбометании; обеспечивает непрерывную покадровую съёмку одновременно двух… …   Словарь военных терминов

  • Фотопулемёт — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Як-17 — в Центральном музее ВВС РФ Тип …   Википедия

  • Плёночный фотоаппарат — Основная статья: Фотоаппарат …   Википедия

  • Яковлев Як-17 — Як 17 Як 17 в Центральном музее ВВС РФ Тип истребитель Производитель ОКБ Яковлева Первый полёт июнь1947 Начало эксплуатации …   Википедия

  • Авиационное вооружение —         устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных… …   Большая советская энциклопедия

  • ФКП — Сокращение ФКП имеет значения: Федеральная космическая программа Федеральное казённое предприятие Фактор космического полёта Федерация Корейской промышленности Флагманский командный пункт Фотокинопулемёт Фотоконтрольный прибор Функция комплексной …   Википедия

morphem_ru.academic.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о