Фоторепортер это – Фотожурналистика — Википедия
Фотожурналистика — Википедия
Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
- Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
- Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатлённые события.
- Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.
Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.
В случае, если фотограф систематически отражает культурные и общественные события, имеющие культурную и историческую значимость, такой тип фотожурналистики относится к фотохронике.
Изобретенние термина фотожурналистика обычно приписывается Клиффу Эдому (1907—1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там Эдом организовал первую группу фотожурналистики в 1946-м году. Другие называют декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.
Начало[править | править код]
Фоторепортёр и оператор кинохроники за работой. 1928 годДо 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Такие фотографы, как Фрэнк Мидоу Сатклиф, удачно имитировали фоторепортаж, хотя их снимки были в действительности постановочными. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра, с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны (1853—1856), сделанные британскими репортёрами, такими как Уильям Симпсон (William Simpson) [1] из The Illustrated London News или Роджер Фентон [2], были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэттью Брэди Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harper’s Weekly. Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.
Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. Первая полутоновая — репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк) [3]. Изобретенная в 1887 магниевая вспышка (англ. Flash powder) позволила фотографам, таким как Якоб Риис непринуждённо снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании [4].
Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление малоформатной фотографии, представленной в 1925 году немецкими фотоаппаратами «Leica», внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новый формат позволил фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширил их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве.
Аристид Бриан указывает на фотографа, который может попасть даже на секретное заседание. Париж. 1931 год.Закулисные съёмки известных международных политических деятелей на конференциях Лиги Наций в конце 1920-х годов делал отличный юрист, владевший многими языками, Эрих Саломон, который одним из первых стал пользоваться малогабаритной камерой в информационных целях. Это его имели в виду, когда говорили, что «необходимы три условия для проведения конференции Лиги Наций: несколько министров иностранных дел, стол и Эрих Саломон». Фотографы газет и журналов с тех пор следуют его манере, снимая по ходу событий, не дожидаясь позирования.
Хотя фотография стала и частью новостей в газетах и журналах с 1897 г., вплоть до 1927 года многие сенсационные новости (в жёлтой прессе иллюстрировались гравюрами. Первое телефото было передано компанией Western Union в 1921-м году. В 1935 году агентство «Ассошиэйтед Пресс» начало регулярную передачу фотоснимков по фототелеграфу, резко повысив оперативность новостной фотоинформации[1].
С выпуском компанией Leica 35 мм камеры в 1925-м году и появлением первых ламп-вспышек между 1927-м и 1930-м годами наступает «золотая эра» фотожурналистики.
Золотая эра[править | править код]
В «золотую эру» фотожурналистики (1930-е-1950-е) многие журналы (
Огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики вызвала Вторая мировая война. В своей последней стадии война также стимулировала появление на рынке новых более быстрых и компактных камер из Японии, Европы и США.
Поначалу под фотографиями в газетах не указывалось имя фотографа. Возможно, это не считалось необходимым, а может, сами фотографы не горели желанием быть названными, потому что долгое время даже самые выдающиеся фотографии очень плохо поддавались воспроизведению в газетах.
До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения[источник не указан 794 дня].
Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечёткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.
В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге[источник не указан 794 дня].
Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 до начала 1970-х, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фотоагентств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия — это было совсем другое дело.
Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны, чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов.
The Best of Life (1973), например, открывается групповой фотографией (1960) на разворот, на которой запечатлены 39 знаменитых фотографов Life. Но 300 страницами позже, в списке авторов, обнаруживается, что множество из «лучших фото» Life были сделаны анонимными фотографами AP и UPI.
Признание в мире искусства[править | править код]
Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография, бок о бок с художественной фотографией, всё больше и больше занимают места в художественных галереях.
История фотожурналистики в России[править | править код]
В 1994 году в стране был проведён первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ «ИнтерФото» — фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года.
В рамках «ИнтерФото» проходил ежегодный конкурс и выставки «ПрессФотоРоссии»[2],[3].
13 января 2010 года в День российской печати российские фотожурналисты впервые выступили с акцией протеста на Красной площади в Москве, где с 2008 года приказом ФСО России запрещена фотосъёмка с использованием любой профессиональной фотоаппаратуры, в частности с объективом длиной свыше 7 сантиметров[4]. Группа из 20 фоторепортёров газет, журналов и мировых фотоагентств провели флешмоб, в ходе которого производили фотосъёмки, используя профессиональную аппаратуру[5].
Новостная фотожурналистика[править | править код]
Ежедневная съёмка текущих событий, не важно — местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters, AP и AFP, а локальные новости — прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов.
Репортажная фотожурналистика[править | править код]
Репортаж — это та же работа с новостями, но растянутая во времени: в среднем на неделю. Хороший репортаж — это история, и фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко.
Документальная фотожурналистика[править | править код]
По сути, это тот же репортаж, но уже не заключённый в жёсткие временные и редакторские рамки.
Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet) был первой национальной организацией новостных фотографов в мире. Он был основан в 1912 году в Дании шестью фоторепортёрами в Копенгагене. Сегодня он насчитывает около 800 членов.
В 1946 году в США была основана Национальная организация фотографов прессы (NPPA), насчитывает приблизительно 10 тыс. членов. В России попытка создать первую профессиональную гильдию фотожурналистов Pressunion была предпринята в Москве в 2008 году [6], но по состоянию на апрель 2009 года дело не продвинулось дальше создания закрытого сообщества в ЖЖ.
Некоторые другие организации:
Новостные организации и школы журналистики учредили множество разнообразных наград для фотожурналистов. Начиная с 1968 Пулитцеровская премия присуждается в следующих категориях фотожурналистики: ‘Feature Photography’, ‘Spot News Photography’ и ‘Capture the Moment’. Другие награды: World Press Photo, Лучшее из фотожурналистики и Фотография года.
Фотографы, окружившие звезду на Каннском кинофестивале.Фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Что снять, как кадрировать и как отредактировать — вопросы, которые постоянно решает фотожурналист.
Часто этический конфликт может быть смягчён или усилен действиями редактора или фоторедактора, к которым переходят снимки сразу, как только они поступают в редакцию. Фотожурналист часто лишён возможности повлиять на то, как будут использованы его снимки.
Опасность цифровой фотографии в том, что она предоставляет новые способы манипуляции, воспроизведения и передачи изображений. Это неизбежно усложняет множество этических проблем. См. статью «Репортаж с фотожабой».
Национальная ассоциация фотографов прессы США и другие организации создали Этический кодекс.
Основные этические аспекты вписываются в общее законодательство. Законы, относящиеся к фотографии, могут сильно разниться в разных государствах. Ситуация сильно осложняется, когда фоторепортаж, снятый в одной стране, будет затем опубликован во множестве других.
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей — вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации — Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов — профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить, лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств[7].
В России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить[8],[9],[10]
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики Visa Pour l’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Леруа (Jean-François Leroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего — Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Леруа утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества[11]:
Многие агентства сейчас применяют схемы, основанные на принципе единых тарифных ставок и подписки, которые очень нравятся журналам и газетам (…) Эти схемы придуманы людьми, чьей целью является только прибыль. Предлагая подобные схемы, они роют могилу для профессии. Вряд ли нужно упоминать журнальные фотоотделы с менеджментом, нацеленным на получение прибыли, которые используют любительские фото веб-сайты, и платящие одно или два евро за кадр. Подобные технологии распространяются всё шире, и, в результате, фотожурналисты обнаруживают, что не способны финансировать свою работу над фотоисториями, требующими углублённой работы. В этом году, я могу насчитать меньше дюжины фотографов, у которых есть задания журналов на создание реальных новостных репортажей, позволяющих фотографу жить за счёт своей работы и платить по счетам в конце месяца |
В августе 2009 года объявило о своём банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Humanité на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально большая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами[12].
В сентябре 2009 года руководство итальянского агентства Grazia Neri объявило о планах закрыть предприятие. Падение доходов за 2008 год составило более 40 процентов, за год был в два раза сокращён персонал[13].
На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счёт налогоплательщиков, например «Франс Пресс» или «РИА Новости»
Исполнительный директор агентства Getty Images Джонатан Клейн, комментируя банкротство многих фотоагентств в августе 2009 года заявил[14]:
Фотожурналистика означает, что фотографы могут рассказать о событии сами, с помощью фотографий. И всегда были места, где они могли опубликовать свои репортажи. Но в сегодняшнем мире медиа многие (если не большинство) из этих мест попросту исчезли |
В декабре 2009 года объявило о своём закрытии французское фотоагентство Œil Public, существовавшее 15 лет. В официальном заявлении говорится, что экономический кризис сделал невозможным производство документальных фотоисторий[15]
Маленькие, лёгкие камеры существенно усилили роль фотожурналистики. Начиная с 1960-х встроенные моторы, электрическая вспышка, автофокус, качественные объективы и прочие усовершенствования в камерах сделали процесс фотографирования более лёгким. Новые цифровые камеры сняли ограничение на количество кадров на плёнке, на микродиск или карту памяти фотоаппарата могут поместиться сотни и тысячи кадров.
Содержание является самой важной частью фотожурналистики, но возможности быстрого сбора и редактирования изображения принесли значительные изменения. Каких-нибудь 15 лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии с места событий в редакцию требовалось около 30 минут. Сегодня фоторепортёр, вооружённый цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком, может передать высококачественный снимок в редакцию через считанные минуты после того, как кадр был снят. Камерофоны и портативные устройства спутниковой связи предоставили немыслимые ранее возможности мобильной передачи изображений практически из любой точки земного шара.
Фотожурналистом в наше время может называть себя любой человек, не стремящийся к карьере профессионального фотографа, случайно оказавшийся с фотоаппаратом в центре событий, а затем разместивший (зачастую совершенно бесплатно) фотографии в Интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в Интернете, становились сенсацией. С начала XXI века средой для распространения информации и фотографий стала блогосфера. Существуют многочисленные специализированные фотожурналистские блоги на разных языках мира (на русском языке это Фотополигон) и специализированные сообщества в социальных сетях, например, Фотокуйня в сети Facebook.
К концу первой декады XXI века традиционную фотожурналистику активно стала теснить так называемая «Гражданская журналистика», появившаяся в странах Европы и США. Люди различных профессий, как правило не имеющие материальных проблем и не стеснённые в отличие от профессионалов СМИ никакими обязательствами перед своими редакциями, занимаются журналистикой, в том числе и фотожурналистикой в качестве хобби[16], закачивая фотографии в интернет бесплатно, либо насыщая стоковые фотобанки своими снимками, цена на которые составляет 1 или 2 доллара США, которые охотно приобретают по такой цене традиционные СМИ[17].
Показательный пример произошёл в Тегеране летом 2009 года: тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против результатов президентских выборов в Иране. Ни одному из профессиональных фоторепортёров местные власти не разрешили вести съёмки, журналисты мировых фотоагентств не имели возможности выйти за порог своих отелей. Однако вскоре интернет был переполнен сотнями фотографий, которые сняли на свои «мыльницы» и сотовые телефоны сами участники событий — иранцы[17].
- Анри Картье-Брессон
- Бормотов, Александр Тимофеевич
- Пинхасов, Георгий
- Усов, Андрей
- Быков, Борис
- Пилипенко, Сергей
- Максимишин, Сергей
- Земляниченко, Александр Вадимович[18]
- Гунеев, Сергей Геннадьевич
- Евгений Халдей
- Юрий Сомов
- Якоб Август Риис
- Уильям Юджин Смит
- Уолкер Эванс
- Филипенко, Игорь
- Луис Кастаньеда
- Адамс, Эдди
- Беато, Феликс
- en:Werner Bischof
- en:Esther Bubley
- Капа, Роберт
- Фентон, Роджер
- en:Kaveh Golestan
- Хайн, Льюис
- Michael Kush [5]
- en:Walter Iooss
- Кертес, Андре
- Доротея Ланж
- en:Neil Leifer
- en:Mary Ellen Mark
- en:Don McCullin
- Маккарри, Стив
- en:Susan Meiselas
- Джеймс Нахтвей
- Оркин, Рут
- en:Carlos Reyes-Manzo [6]
- en:Steve Ringman
- Робертсон, Джеймс
- en:George Rodger
- Сальгадо, Себастьян
- David Seymour
- Смит, Уильям Юджин
- Уиджи
- Ли Чжэньшэн
- en:Mohamed Amin
- John Harrington
ru.wikipedia.org
Как стать фоторепортером 🚩 Советы по карьере
Бурное развитие фототехники привело к тому, что снимать и делиться своими картинками сейчас имеют возможность практически все. Но, попытавшись разобраться в материалах какого-либо фотосайта, вы увидите, что далеко не все размещенные там снимки достаточно выразительны, чтобы создать у зрителя яркое впечатление о событии. Фоторепортер же должен уметь именно это. Глядя на фотографию, человек должен чувствовать себя так, как будто сам побывал на месте. Этому можно и нужно учиться.Начать, пожалуй, лучше всего с местной газеты. Местные издания постоянно испытывают дефицит фотографий, так что возможность попробовать свои силы у вас будет. Посоветуйтесь с редактором и специалистом по предпечатной подготовке, попросите дать вам задание. Спросите о требованиях к сюжету и качеству. На мероприятии сделайте несколько фотографий каждого эпизода. Это особенно важно, если вы направляетесь на спортивные соревнования. Спортивному фотожурналисту порой приходится делать несколько сотен снимков подряд, чтобы можно было выбрать один для газеты.
Нужно ли получать диплом? Этот вопрос довольно часто возникает у начинающих. Если возможность есть – диплом лучше получить, он лишним не будет. Фотожурналистике учат в некоторых крупных университетах. На факультете журналистики может быть кафедра технологии газетного дела, где и можно получить нужную вам специальность. Такая кафедра есть, например, на факультете журналистики МГУ.
Для начинающих фотожурналистов проводятся мастер-классы, курсы и семинары. Их довольно много, но выбирать надо с осторожностью. Стоят такие занятия обычно недешево, и при том велика вероятность наткнуться пусть не на мошенника, но на человека, который мало что умеет. Но такие мастер-классы проводят, например, фотожурналисты солидных изданий. Не поленитесь просмотреть крупные глянцевые журналы, солидные газеты и хорошо зарекомендовавшие себя интернет-порталы. Посмотрите, чьи снимки они размещают. Если мастер-класс проводит один из таких мастеров – смело записывайтесь и не жалейте средств. Обучение у настоящего мастера своего дела непременно окупится.
Подумайте, каким именно жанром фотожурналистики вы бы хотели заняться. Это может быть новостная, репортажная или документальная фотожурналистика. Если вам больше по душе свежие новости – учитесь самостоятельно искать события, о которых можно интересно рассказать другим. Фоторепортаж – это несколько снимков с одного и того же события, причем происходящее должно быть раскрыто с разных сторон. Документальная фотожурналистика похожа на репортажную, но охватывает более длинный период времени.
В социальных сетях вы найдете профессиональные сообщества фотожурналистов, подвизающихся в разных жанрах этого искусства. Вступите в то, которое вам больше нравится, посмотрите, какие снимки выкладывают участники, на что обращают внимание обсуждающие. Выложите несколько своих снимков. Если их раскритикуют – не обижайтесь, а постарайтесь понять, с какими замечаниями вы согласны, а какие не принимаете. Учитесь критически относиться к своей работе. Кстати, в сообществах можно завести и полезные знакомства с людьми, которые помогут устроиться на работу в интернет-издание.
Освойте несколько программ обработки изображений и предпечатной подготовки. Во многих новостных изданиях ценят оригиналы снимков, но у типографии есть определенные требования, так что навыки обработки лишними не будут.
www.kakprosto.ru
Фоторепортаж — это… Что такое Фоторепортаж?
Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
- Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
- Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
- Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.
Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определенный грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.
Происхождение термина
Изобретенние термина фотожурналистика обычно приписывается Клиффу Эдому (1907–1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там Эдом организовал первую группу фотожурналистики в 1946-м году. Другие называют декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.
История
Начало
До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра, с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны (1853-1856), сделанные британскими репортерами, такими как Уильям Симпсон (William Simpson) [1] из Illustrated London News или Роджер Фентон (en:Roger Fenton) [2], были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэтью Брейди (en:Mathew Brady) Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harper’s Weekly. Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.
Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. Первая полутоновая — репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью Йорк) [3]. Изобретенная в 1887 магниевая вспышка (англ. Flash powder) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс (en:Jacob Riis) непринужденно снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании [4].
Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой «лейки», которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве.
Аристид Бриан указывает на фотографа, который может попасть даже на секретное заседание. Париж. 1931 год.
Закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференциях Лиги Наций в конце 1920-х годов делал отличный юрист, владевший многими языками, Эрих Саломон, который одним из первых стал пользоваться малогабаритной камерой в информационных целях. Это его имели в виду, когда говорили, что «необходимы три условия для проведения конференции Лиги Наций: несколько министров иностранных дел, стол и Эрих Саломон ». Фотографы газет и журналов с тех пор следуют его манере, снимая по ходу событий, не дожидаясь позирования.
Хотя фотография стала и частью новостей в газетах и журналах с 1897 г., вплоть до 1927 года многие сенсационные новости (в желтой прессе иллюстрировались гравюрами. Первая фототелеграмма (en:wirephoto) была передана Western Union в 1921-м году.
С выпуском компанией Лейка 35 мм камеры в 1925-м году и появлением первых вспышек между 1927-м и 1930-м годами наступает «золотая эра» фотожурналистики.
Золотая эра
В «золотую эру» фотожурналистики (1930s–1950s) многие журналы (Picture Post (Лондон), Paris Match (Париж), Life (США), Sports Illustrated (США)) и газеты (The Daily Mirror (Лондон), The Daily Graphic (Нью-Йорк)) заработали репутацию и огромную аудиторию во многом благодаря фотографии и таким фотографам, как en:Robert Capa, en:Alfred Eisenstaedt, en:Margaret Bourke-White, en:W. Eugene Smith и слабому развитию новостной и репортажной телевизионной журналистики.
In Migrant Mother Dorothea Lange produced the seminal image of the Great Depression. The FSA also employed several other photojournalists to document the depression.
По началу под фотографиями в газетах не указывалось имя фотографа. Возможно, это не считалось необходимым, а может сами фотографы не горели желанием быть названными, потому что долгое время даже самые выдающиеся фотографии очень плохо поддавались воспроизведению в газетах.
До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения.
Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечеткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.
В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге.
Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 до начала 1970-х, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на великолепной широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фото агенств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия — это было совсем другое дело.
Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов.
The Best of Life (1973), например, открывается групповой фотографией (1960) на разворот, на которой запечатлены 39 знаменитых фотографов Life. Но 300 страницами позже, в списке авторов, обнаруживается, что множество из «лучших фото» Life были сделаны анонимными фотографами AP и UPI.
Вторая мировая война
Вторая мировая война вызвала огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики. В своей последней стадии война также стимулировала появление на рынке новых более быстрых и компактных камер из Японии, Европы и США.
Признание в мире искусства
Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография, бок о бок с художественной фотографией, все больше и больше занимают места в художественных галереях.
Профессиональные организации
Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet) был первой национальной организацией новостных фотографов в мире. Он был основан в 1912 году в Дании шестью фоторепортерами в Копенгагене. Сегодня он насчитывает приблизительно 800 членов.
В 1946 году в США была основана Национальная организация фотографов прессы (NPPA), насчитывает приблизительно 10 тыс. членов. В России попытка создать первую профессиональную гильдию фотожурналистов Pressunion была предпринята в Москве в 2008 году[1],но по состоянию на апрель 2009 года дело не продвинулось дальше создания закрытого сообщества в ЖЖ.
Некоторые другие организации:
Новостные организации и школы журналистики учредили множество разнообразных наград для фотожурналистов. Начиная с 1968 Пулитцеровская премия присуждается в следующих категориях фотожурналистики: ‘Feature Photography’, ‘Spot News Photography’ и ‘Capture the Moment’. Другие награды: World Press Photo, Лучшее из фотожурналистики и Фотография года.
Фотографы, окружившие звезду на Каннском кинофестивале.
Этические и правовые моменты
Фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Что снять, как кадрировать и как отредактировать — вопросы, которые постоянно решает фотожурналист.
Часто этический конфликт может быть смягчен или усилен действиями редактора или фоторедактора, к которым переходят снимки сразу, как только они поступают в редакцию. Фотожурналист часто лишен возможности повлиять на то, как будут использованы его снимки.
Опасность цифровой фотографии в том, что она предоставляет новые способы манипуляции, воспроизведения и передачи изображений. Это неизбежно усложняет множество этических проблем. См. статью «Репортаж с фотожабой».
Национальная ассоциация фотографов прессы США и другие организации создали Этический кодекс.
Основные этические аспекты вписываются в общее законодательство. Законы, относящиеся к фотографии, могут сильно разниться в разных государствах. Ситуация сильно осложняется, когда фоторепортаж, снятый в одной стране, будет затем опубликован во множестве других.
Кризис фотожурналистики
С 90ых годов XX века телевидение, имевшее большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей — вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий, не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агенств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации — Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов — профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка. Кризис усугбил приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить. В России в начале XXI века стало нормой небрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить[2],[3],[4]
Влияние новых технологий
Маленькие, лёгкие камеры существенно увеличили роль фотожурналистики. Начиная с 1960-х встроенные моторы, электрическая вспышка, автофокус, качественные объективы и прочие усовершенствования в камерах сделали процесс фотографирования более лёгким. Новые цифровые камеры сняли ограничение на количество кадров на плёнке, на микродиск или карту памяти фотоаппарата могут поместиться сотни и тысячи кадров.
Содержание является самой важной частью фотожурналистики, но возможности быстрого сбора и редактирования изображения принесли значительные изменения. Каких-нибудь 15 лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии с места событий в редакцию требовалось около 30 минут. Сегодня фоторепортёр, вооружённый цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком, может передать высококачественный снимок в редакцию через считанные минуты после того, как кадр был снят. Камерофоны и портативные устройства спутниковой связи предоставили немыслимые ранее возможности мобильной передачи изображений практически из любой точки земного шара.
Фотожурналистом в наше время может называть себя любой человек, не стремящийся к карьере профессионального фотографа, случайно оказавшийся с фотоаппаратом в центре событий, а затем разместивший (зачастую совершенно бесплатно) фотографии в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете, становились сенсацией. С начала XXI века средой для распространения информации и фотографий стала блогосфера. Существуют многочисленные специализированные фотожурналистские блоги на разных языках мира. На русском языке это Фотополигон.
К концу первой декады XXI века традиционную фотожурналистику активно стала теснить так называемая «Гражданская журналистика», появившаяся в странах Европы и США. Люди различных профессий, как правило не имеющие материальных проблем и не стесненные в отличии от профессионалов СМИ никакими обязательствами перед своими редакциями, занимаются журналистикой, в том числе и фотожурналистикой в качестве хобби[5].
Некоторые известные фотожурналисты
История фотожурналистики в России
В 1994 году в стране был проведен первый фестиваль документальной фотографии России,Балтийских государств и стран СНГ «ИнтерФото» — фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года, в рамках «ИнтерФото» проходил ежегодный конкурс и выставки «ПрессФотоРоссии» [7],[8].
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
21 совет начинающим фоторепортёрам — Лайфхакер
Как снять хороший репортаж, чтобы его захотели опубликовать известные интернет-ресурсы? Как сделать отличные, необычные, «говорящие» фотографии на мероприятии, где, кроме вас, есть ещё 100500 таких же, как и вы, фотографов? А может быть, вы свадебный фотограф и просто хотите подтянуть свою репортажную часть съёмки? Тогда вам помогут несколько простых, но действенных советов.
Не стоит думать, что репортажная съёмка — самая простая из всех. Вроде бы, дави себе на кнопку, лупи, как из пулемёта, и всё будет хорошо. Но нет, при таком подходе вы просто получите огромную кучу никому не интересных снимков и впустую уменьшите ресурс затвора. Репортаж — довольно сложный жанр. В нём необходимо соблюдать все правила и законы фотографии, но при этом учитывать фактор времени, который всегда играет против вас.
Не зря ключевым понятием репортажной съёмки является термин «решающее мгновение», и главная задача фотографа состоит в том, чтобы поймать его.
При этом не забывая обо всём остальном, что нужно выполнить, чтобы получить технически приемлемый снимок. Умение выбрать и поймать решающий момент приходит с опытом, и это как раз есть то, что принято называть талантом — об этом вам лучше расскажет творчество мастера репортажа Анри Картье-Брессона. Но несколько простых советов помогут вам подняться на одну ступеньку выше в совершенствовании своих навыков репортажной съёмки.
1
Перед съёмкой прокрутите в голове, что бы вы сами хотели рассказать об этом мероприятии, и делайте снимки уже по этому тексту, как бы дополняя его и усиливая. Сделайте для себя план-задание. А вот внеплановые интересные сцены только украсят ваш репортаж.
2
Всегда думайте, что вы можете и хотите сказать этим снимком. Не нужно делать «молчаливые» снимки. Репортажная фотография должна говорить (кричать, плакать, смеяться) сама, без текста.
3
Ищите интересные ракурсы. Простой снимок «в лоб» банален. Так сделают 99% фотографов. Подумайте, как бы сняли происходящее большинство, и не снимайте так. Удачный ракурс — половина успеха. Популярная городская игра «Фотокросс» — отличная тренировка для репортёра с любым стажем!
4
Будьте мобильным. Вам нужно быть одновременно в нескольких местах. Однако хорошо планируйте маршруты передвижений, чтобы не мешать зрителям и другим фотографам. Помните: хороший фотограф как вампир — он не отражается в зеркале и на фотографиях других фотографов.
5
Заранее планируйте места съёмок и то, какими объективами будете оттуда снимать. Лучше всего иметь универсальный объектив, покрывающий все необходимые фокусные расстояния. В этом плане работа репортёра мало чем отличается от ремесла снайпера и киллера.
6
Обзаведитесь объективом с длинным фокусом и широким диапазоном фокусных расстояний. Недорогие «универсалы» для репортажа вполне подходят — звенящая резкость на лицах вам ни к чему.
7
Снимайте происходящее не только на сцене, но и в зрительном зале. Без эмоций зрителей трудно передать атмосферу мероприятия. Обратите внимание на трансляцию концертов и КВН по телевизору — лица наиболее эмоциональных зрителей из зала составляют довольно большую часть планов.
8
Ловите смешные гримасы, нелепые движения, заставайте людей врасплох. Некоторые известные издания специально заточены на использование «шкодливых» картинок: политиков, ковыряющихся в носу, зевающих или спотыкающихся звёзд.
9
Обязательно делайте общие планы, средние и крупные. Это один из основных постулатов репортажа.
10
Правила композиции работают для всех видов фотографии, включая репортажную. Не забывайте правила третей и другие композиционные правила.
11
Всегда старайтесь использовать короткую выдержку путём увеличения ISO. Даже если у вас фотоаппарат с «шумной» матрицей, то качество снимков web-размера будет ОК. К тому же есть много программных «шумодавов».
12
Но не стоит увлекаться «шумодавами» при обработке. Небольшой остаточный шум сам пропадёт при уменьшении фотографии. А вот «пластилиновые» после чрезмерной обработки лица так и останутся.
13
Не используйте вспышку при съёмке концертов в помещениях без отражающих поверхностей: она портит продуманное специалистами световое оформление сцены. К тому же вспышка имеет свойство тормозить, и вы рискуете сделать снимок удачного момента тогда, когда она будет не готова.
14
Помните о текущем фокусном расстоянии объектива и установленной выдержке. Для длиннофокусных объективов нужна очень маленькая выдержка. Помните о формуле: выдержка максимальная = 1 / текущее фокусное расстояние — и делайте запас в сторону её уменьшения.
Научитесь ориентироваться по звуку затвора («клац-клац» или «клаааааац-клац») и в случае длинной выдержки срочно переделывайте фото, если снимаете в режиме приоритета диафрагмы.
15
Помните, что штатив делает вас менее мобильным и не спасает от смазов при съёмках динамичных сцен в малоосвещённом помещении. В крайнем случае можно использовать монопод, чтобы избавиться от доли смазов по причине тряски рук и камеры.
16
Не забывайте о кадрировании — это ваш верный друг, который может сделать из вроде бы неудачной фотографии отличный снимок.
17
Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: разнообразие форматов поможет потом лучше скомпоновать блок из фото.
18
Снимайте только в RAW. Из внутрикамерного JPEG уже ничего путного не вытянуть при необходимости.
19
Не забудьте сделать несколько кадров, которые привязали бы ваш будущий репортаж к месту действия. Скажем, в эти кадры должны попасть узнаваемые всеми здания, памятники, предметы.
20
Делайте как можно больше дублей сцены всегда. Замечали, как трещат затворы профессионалов на пресс-конференциях? Одна и при этом технически неудачная фотография крайне удачного момента — это epic fail фоторепортёра, можно делать сэппуку.
21
Да, и не забудьте купить несколько вместительных и самых быстрых карт памяти, класса 10 как минимум. Про запасной аккумулятор вы уже, скорее всего, знаете.
Удачи!
lifehacker.ru
Особенности работа фоторепортера в различных условиях
Просматривая страницы газет, журналов и интернет-агентств, всегда обращаешь внимание на яркие и динамичные репортажные фотографии, сделанные фотографами в различных уголках света в ситуациях зачастую непростых, а порой и экстремальных. На войне и футбольном матче, на политическом саммите и на митинге оппозиции — задача фоторепортёра как можно быстрее оказаться в самом эпицентре событий. При этом необходимо быстро сделать качественные фотографии, выбраться из всего этого живым и невредимым (сохранив при этом и свою аппаратуру) и успеть передать свои снимки в редакцию раньше чем это сделают твои коллеги (они же конкуренты) по цеху. Мы попробуем приоткрыть завесу, скрывающую тайны мастеров отечественной и зарубежной фотожурналистики, и попытаемся смоделировать ряд ситуаций в которых обычно вынуждены работать фоторепортёры.
Начинается всё, конечно же, с инструментов фотографа: камеры, объективов и т.д., но прежде чем начать рассказ о профессиональной фотоаппаратуре для репортажа, хочу предупредить, что почти 70 процентов фотожурналистов работает камерами и объективами, выданными им в газетах, журналах и агентствах, и только 30 процентов имеют возможность самостоятельно приобрести дорогостоящий комплект оборудования для фотосъёмки. Для репортажной работы идеально подходят две известные японские марки — это Nikon и Canon. Стоит отметить, что обе компании имеют в нашей стране вполне адекватные сервисы, где без проблем можно отремонтировать практически любую поломку фотокамеры, а также пройти тестовый, профилактический осмотр, почистить матрицу и получить массу полезной информации по эксплуатации фотоаппаратуры. Приобретая приглянувшуюся вам модель камеры, не забывайте о том, что аккумуляторные батареи имеют свойства разряжаться в самый неподходящий момент. Поэтому профессионалы всегда имеют в запасе, как правило, от 4 до 8 батарей плюс зарядное устройство с дополнительными шнурами, позволяющими вести зарядку как от обычной бытовой розетки, так от источников с переменным током и от прикуривателя в салоне автомобиля.
Стоит подчеркнуть, что одним из обязательных требований по оснащению фоторепортёра является наличие двух фотоаппаратов. Во-первых, это даёт гарантию продолжения съёмок в случае если одна из камер внезапно выйдет из строя, а во-вторых, при быстрой смене ситуации фоторепортёр не меняет объективы на одной камере, а ведёт съёмку сразу двумя фотоаппаратами, на которых установлены широкоугольный и телеобъектив. Особенно важно это при съёмках спорта, военных действий, учений, политических саммитов и других массовых мероприятий, где объект съёмки движется непредсказуемо.
Теперь можно подумать о той оптике, которой мы будем снимать самые острые и яркие репортажи. Хорошая оптика и у снайпера, и у фотографа стоит больших денег, но для начала фоторепортёр может ограничиться стандартным набором оптики, взяв, например, для себя 16-35 мм и 70-200 мм, и приобрести «экстендер» — насадку на телеобъектив, увеличивающую фокусное расстояние в 1.4 и 2 раза. Кстати, совсем не обязательно покупать новый комплект фотоаппаратуры в магазине: в Интернете много сайтов, ориентированных на «вторичный» рынок фотооборудования, где можно купить профессиональный фотоаппарат и объектив практически за половину их реальной стоимости.
В багаже фотожурналиста есть ещё много различных аксессуаров, которые помогают ему в его нелёгкой работе, но, думаю, нет смысла перечислять их, обратимся уже непосредственно к самой съёмке и подготовке к ней!
«Осенью 1999 года, в 5 часов утра, в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонил редактор одного из международных информационных агентств, «Сергей, в Волгодонске произошёл теракт, ты должен быть там как можно быстрее, мы ждём картинки…», прозвучало из трубки, и абонент отключился.
Согласитесь, что человеку, поднятому рано утром с постели такого рода сообщением, становится несколько неуютно и даже страшновато. Но работа есть работа — быстро умываюсь и чищу зубы, по пути вспоминая сколько километров ехать на машине до Волгодонска, и между надеванием брюк и рубашки пытаюсь вызвать такси (тогда я ещё не был счастливым обладателем авто). К счастью, быстро договариваюсь с диспетчером, (хотя они тоже наверное не привыкли в 5 утра принимать заказы на поездки в 500 километров), машина подъедет за мной уже через несколько минут, теперь главное правильно собраться в непростую командировку. Сколько я там пробуду, не знаю, поэтому кидаю в кофр 20 катушек плёнки Kodak, беру камеру и вспышку, по ходу проверяю объективы и аккумуляторы, беру зонтик и дождевую накидку (всё-таки поздняя осень, кто его знает, что будет с погодой). Одежду выбираю такую, которую будет не жалко порвать и запачкать, ботинки надеваю потеплее и покрепче, обязательно кепку на голову, ну и пару носков кидаю в кофр поверх аппаратуры. Главное правило в таких командировках, это не остаться без денег и связи, поэтому выгребаю с собой всё, что было в бумажнике, обязательно захватываю паспорт (журналистское удостоверение — это хорошо, но дополнительный официальный документ никогда не помешает). Вроде-бы, всё, поехали…»
Так начинается почти 90 процентов всех командировок фоторепортёров: тебе могут позвонить в любое время дня и ночи, дать несколько минут на сборы, и вот ты уже в самолёте, поезде, автомобиле или пароходе – спешишь к месту своего репортажа. Что предстоит снимать? Спорт, теракт или политику? Всё это важно для правильной экипировки и подбору аппаратуры. Если это спорт, например футбол, то сразу ориентируемся на 60 – 80 минут стояния на одном месте.
Захватим с собой маленький туристический стульчик — это окажется большим подспорьем. При желании его можно будет использовать ещё и как подставку для ноутбука при обработке фотографий в перерыве между таймами. Футбол — игра динамичная, но основные действия происходят на порядочном удалении от фотографа, поэтому необходимо иметь телеобъектив, а лучше два, например 300 мм и 70-200 мм, также нам понадобится переходной объектив, 28-70 мм или 35-105 мм, для съёмки игры на более ближних планах. В футболе есть ещё болельщики, которых тоже надо снимать, особенно если они очень активно жестикулируют, поджигают факелы, разворачивают плакаты и транспаранты. Но здесь надо действовать осторожно: как правило, фанаты — народ скандальный и порой не совсем адекватный, поэтому, во избежание эксцессов, я обычно снимаю их из-за полицейского оцепления. И картинка получается хорошая, и меня практически не видно из-за широких ОМОН-овских спин. До начала игры можно поснимать разминку игроков на поле, тренеров обеих команд, но лучшие тренерские кадры, конечно же, получаются во время игры.
Если мы едем на теракт, авиакатастрофу или любое другое ЧС, то при подготовке к этой поездке придётся учитывать очень много различных нюансов. Важна одежда — неизвестно, где вам придётся ходить и куда залезать, чтобы сделать хороший кадр работы спасателей или полицейских, поэтому советую одевать то, что попроще и понадёжней. Вдобавок, у меня в машине всегда лежит зонтик, маленькая алюминиевая лестница, два туристических стула, топорик, несколько фонариков и удлинитель для электропровода с нескольким гнёздами для розеток. Рано или поздно всё это становится крайне необходимым в самый непредсказуемый момент, и, как говорится, лучше пусть оно будет и не пригодится.
Одно из главных правил для съёмки ЧС, нужно представиться ответственному за работу с прессой лицу (пресс-секретарю, офицеру по связям со СМИ, руководителю спасательной операции и т.д.). В 2003 году я находился на ликвидации завала на одной из шахт, тогда под землёй отрезанными от внешнего мира оказались более 20 человек. Спасательная операция продолжалась 8 дней, и вот в конце операции, практически рядом с заваленной шахтой произошёл ещё один, теперь уже внешний обвал грунта. «Пропавшими без вести» на какое-то время объявили двух сотрудников МЧС и меня только потому, что утром я не отметился на специальном листе участников спасательной операции — просто забыл. Не хочу вспоминать все те слова, которые были сказаны в мой адрес после того, как я появился на шахте через пару часов, живой и здоровый. Ведь меня уже собирались приписывать к погибшим под завалом (место провала, кстати, было идеальной точкой для съёмки, и меня там постоянно видели все участники процесса).
Очень важно при работе на ЧС понимать, что все люди вокруг тебя занимаются спасением человеческих жизней, и постоянно щёлкающий рядом фотоаппарат вкупе с наглой журналистской физиономией очень сильно раздражает и спасателей, и полицейских, и экспертов. Поэтому необходимо максимально аккуратно и осторожно, с должным уважением и пониманием относиться к окружающим, вести съёмку ненавязчиво и не лезть туда где идёт самая оживлённая работа по расчистке завалов или поиску пострадавших.
В 2002 году при обрушении жилого дома, спасатели более 12 часов поднимали плиту перекрытия, придавившую молодого парня. Сначала техникой, а потом и вручную десятки человек работали изо всех сил пытаясь побыстрее освободить пострадавшего. Видя, что рук не хватает, а счёт идёт на минуты, я тоже отложил фотоаппарату в сторону и встал в «цепочку» спасателей. К сожалению, Женя, (так звали пострадавшего парня), умер в больнице через два дня после того как его достали из-под завала. Вообще съёмки связанные с человеческими трагедиями, катастрофами и терактами очень давят на психику, и порой после подобных командировок прийти в норму получается далеко не сразу. Есть, правда, особый тип репортёров, которым, по сути, наплевать, что будет происходить перед объективом их камер, они живут (или стараются жить) отрешённо от происходящего вокруг них события, воспринимая жизнь как некий процесс, который необходимо зафиксировать путём нажатия на кнопку затвора фотоаппарата. Кто-то считает, что это правильно, но я себя к таким людям не отношу…
Ну теперь о политике, о президентах, королях и министрах. У нас есть своя корпоративная шутка: перед каждым визитом президента и других высоких гостей нас обязательно проверяет ФСБ, мы обязаны заполнять анкету, в которой указывается название СМИ и наши паспортные данные. Так вот когда-то на вопрос, зачем на протяжении 20 лет проверять перед каждым визитом одних и тех же людей, сотрудник пресс-службы ФСБ ответил: «Чтобы удостовериться в том, что за прошедшее время вас не завербовала вражеская разведка». И теперь, приходя на проверку, перед каждым визитом мы обязательно шутим: «Товарищ полковник, за прошедшее время завербован не был!». Ну, а если серьёзно, то политический репортаж был и остаётся достаточно напряжённым участком работы для фотожурналиста.
При съёмках политиков всегда много излишней суеты, охраны и нервозности, плюс ко всему, практически на всех политических мероприятиях к журналистам применяется довольно жёсткий «дресс-код». Помню много случаев когда серьёзных фотографов «заворачивали» с мероприятий из-за сандалий на босу ногу, цветастых маек и других вольностей журналистской братии. Поэтому, собираясь на съёмку с участием Президента, Премьера и других персон, я всегда помню о необходимости побриться и пристально оглядываю свой гардероб выбирая наиболее подходящие брюки и рубашку.
Отдельная тема для разговора про съёмку политиков — это так называемые «пулы», точки для съёмки, куда охрана и пресс-служба расставляют фотожурналистов. Дело в том, что при визите Президента или другого высокого гостя в страну, город и даже деревню или завод пишется подробный план-схема, на которой помимо всего прочего отмечаются и участки, которые наиболее выгодны (удобны для контроля охраны) для работы фотографов и телеоператоров. В результате, 50-60 снимающих журналистов расставляют на пути следования персоны и собирают всех в одном месте только на пресс-конференции, или большом совещании (если они предусмотрены протоколом визита). В итоге зачастую приходится хитрить, меняться с коллегами местами, входить в наиболее «близкий» контакт с пресс-службой и охраной, объяснять, уговаривать и так далее.
Года три назад я был аккредитован на съёмку официального визита Дмитрия Медведева (тогда он был ещё Президентом России) на одно из крупных предприятий оборонного комплекса. Понятно, что в данном случае помимо президентской охраны и местных сотрудников ФСБ, к «активной работе» с журналистами подключились и сотрудники службы безопасности завода. Но неожиданно мне повезло, пресс-служба пошла навстречу желаниям моей редакции, и я был включён в самый «ближний» пул Президента, удостоившись чести передвигаться в его кортеже рядом с личным фотографом и оператором Медведева. Визит проходил согласно протоколу, ну, а я, находясь в непосредственной близости от руководителя страны, пользовался моментом и щёлкал затвором фотоаппарата каждую секунду.
В конце программы Президент должен был провести личную встречу с региональным губернатором, обычно эти мероприятия проходят с глазу на глаз, а небольшое количество «самых проверенных» журналистов запускают на 5-7 минут для «протокольной» съёмки. И здесь со мной произошёл очень интересный случай. Понятно, что по правилам съёмки освещать встречу двух политиков необходимо «держа в кадре» лица и одного, и другого, но зная активную мимику Медведева, я прокрался за спину губернатора и занял стратегически важную для меня позицию как раз напротив Дмитрия Анатольевича, на расстоянии чуть больше двух метров. Отсняв мотором секунд 15, я обратил внимание, что Президент при разговоре с собеседником несколько раз пристально посмотрел в мою сторону. Естественно я занервничал, думая, что моя «стрельба» затвором отвлекает его от содержательного разговора. Ожидая гнева охраны и пресс-службы, я продолжил работу, несколько сбавив темп, «постреливая одиночными кадрами», но, посмотрев на Медведева, я понял, что мои опасения были напрасными, видно, находясь в хорошем настроении, он начал активно позировать мне, показывая всем своим видом, что ему нравится столь активное внимание со стороны журналистов. Закончив съёмку, я внимательно отсмотрел весь отснятый материал и ещё раз убедился в своей правоте, Медведев мне позировал, но главное было ещё впереди. На следующий день мне позвонили из редакции и сказали, что на сайте Президента РФ появилась МОЯ фотография, отснятая на той самой встрече, причём подписана она была пресс-службой Кремля. Не зная радоваться мне или нет по данному поводу, я пустил в ход все свои знакомства и через пару часов выяснил, что действительно моя фотография попала на президентский сайт, и причиной тому было желание самого Дмитрия Анатольевича. До сих пор я воспринимаю эту историю как байку, из своей жизни, хотя порой испытываю чувство определённой профессиональной гордости, за то, что мою фотографию оценил фотограф, экс-Президент и премьер-министр, Дмитрий Медведев.
prophotos.ru
Профессия фоторепортер | Мамина карьера
Откуда растут фотографы
Честно говоря, фоторепортер как профессия меня изначально не привлекала. Я работала полиграфическим дизайнером, коллеги, интересовавшиеся фотографией, увлекли меня в этот яркий мир. Мы с друзьями изучали фототехнику, делились опытом и знаниями. Часто ездили друг к другу в гости в Петербург, Москву, Украину, гуляли с фотоаппаратами под мышкой, порой узнавая родные города с новых, неожиданных сторон. Вспоминаю сейчас те деньки с огромным удовольствием и нежностью!
И в один прекрасный момент я поняла: у меня есть все, что нужно, чтобы работать фотографом — цифровая зеркальная камера, несколько объективов, пара вспышек для съемки в затемненных условиях.
Что? Где? Когда?
Ответ на вопрос «как начать работать фотографом» будет, наверное, универсален для любой другой деятельности: надо просто начать делать! Just do it, как гениально и просто советует известный слоган. Свадебные фото друзей и друзей друзей, веселые фотосессии с переодеваниями в помещении и на вольном воздухе, студийные работы с серьезным изучением постановки света, интерьеры, предметка и рекламные снимки день и ночь, в любой день недели, в любое время года! Начинающие фотографы так и делают – носят свои дорогие и не очень фотоагрегаты везде и всюду (более опытные уже знают цену кадру и не будут зря тратить ресурс затвора ;))
Если задаться целью и поизучать вопрос, вы найдете много вариантов того как заработать в интернете на фотографии.
Как стать фоторепортером
У меня это получилось довольно просто: умение, желание, немного решительности. Даже везения почти не понадобилось.
В ночных клубах я всегда с завистью следила за работой фоторепортеров (без аккредитации профессиональной техникой пользоваться нельзя) и, наконец, решила им уподобиться: связалась с шеф-фотографом крупного интернет-ресурса и предложила свои услуги. Вообще хотелось просто качественно пофотографировать друзей, а мне предложили работу: сначала бесплатную, не оплачиваемую стажировку, а через некоторое время меня уже посылали на серьезные платные мероприятия. Так профессия фоторепортер стала моим дополнительным заработком.
Работа в выходные и скорее вечером-ночью, позволяла совмещать ее с основной дизайнерской деятельностью (опять же творческая личность, может приходить на службу часам к 12). С середины недели начинались светские мероприятия в респектабельных ресторанах, а к субботнему вечеру тусовочный экстаз достигал своего апогея! И я была глазами всего этого, снимала в прямом и переносном смысле сливки общества и возвращала все это им же в виде красочных картинок.
Один день, то есть вечер-ночь из жизни фоторепортера
День пятницы. Звонок: «В 19 часов в «Гинзу» на концерт «Чайфов» пойдешь?» Конечно, почему бы не сходить в приятный ресторан экстра-
класса, послушать любимых старичков, да еще и за деньги? «А потом в Декаданс или Рэд?» Рэд – совсем уж молодежный клуб, в Деке публика повзрослее-поприятнее, так что выбираю первое.
Проверка всех фотосистем, подзарядка аккумуляторов, в том числе и запасных, настройка ведомых вспышек, протирание стекол (вернее фильтров, которыми запаслась после того, как пытались поцеловать и полить шампанским объективы). Маршрут известен, так что время «про запас» можно не оставлять, но приезжаю минут на 10 раньше, чтобы настроить технику и свое состояние. И понеслась! Лица, улыбки, мои ответные улыбки (вот чего хоть отбавляй и не жалко!), кто-то закрывается от меня ладонью – ок, я не злобный папарацци, вас «вычеркиваем», кто-то наоборот просит «не забывать наш столик». Яркая круговерть, подсвеченная лазерами и стробоскопами, приятная музыка, красивые лица, легкое общение… Под утро еду домой на «частнике». Завтра, после нераннего подъема надо будет отсмотреть, отредактировать и сдать материал.
Я окунулась в профессию фоторепортера по самую макушку! Поклубиться сейчас даже не возникает желания. Наслаждаюсь тихой семейной жизнью, хотя иногда посматриваю в сторону репортажа (но не ночного!), больше для решения финансовых вопросов.
Автор — Мария Сударикова
Рассказы о других профессиях читайте здесь:
Профессия учитель физкультуры. Один день из жизни
Профессия детский психолог. Один день из жизни
Профессия журналист: описание одного дня из жизни
Профессия графический дизайнер. Один день из жизни
Веб-райтер. Один день из жизни
***************************
Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда пройдите аудио-курс «Как маме найти любимую работу: 5 простых шагов». Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.
Статьи, которые могут быть Вам интересны:
mamina-kariera.ru
Как сделать:: фоторепортаж — ikirov.ru
Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.
Что нужно для съемки фоторепортажа?
С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении — вспышку или светосильную оптику ( в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.
Особенность съемки фоторепортажа — отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.
Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.
Где учиться?
Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.
Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.
Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.
Составляющие фоторепортажа
У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.
1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.
2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.
3. Повествовательность. Фоторепортаж — это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.
4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.
Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.
Как снимать?
Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.
Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.
Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.
Выступающего с трибуны оратора не рекомендуется снимать снизу, так как при такой точке съемки черты лица человека будут искажены. Лучше делать кадр с уровня трибуны или издалека при помощи телеобъектива.
Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.
Что делать, если ничего не происходит?
Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.
Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера — изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.
Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом — это непростая задача.
Здесь может быть огромное количество брака — то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.
Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.
Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.
Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.
Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.
Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.
Сделать хороший фоторепортаж — это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.
www.ikirov.ru