Глубина резкости в фотографии – Формула и таблица расчета глубины резкости. Как рассчитать глубину резкости

Содержание

Глубина резкости в фотографии

Поделиться статьёй:

Одним из главных факторов, влияющих на качество фотографии, является глубина резкости или ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). При настройке фокуса фотоаппарата на определенной точке можно заметить, что оставшееся изображение может быть как полностью размытым, так и оставаться резким и четким. Именно эта самая четкость кадра зависит от глубины резкости, поэтому каждый фотограф, который нацелен на совершенствование своих навыков, обязан разобраться в правилах подбора глубины резкости — ведь это одна из самых важных составляющих хорошего кадра.

Содержание статьи:

 

Что такое глубина резко изображаемого пространства?

Для того, чтобы разобраться с этим понятием, сформулируем его определение:

Глубина резко изображаемого пространства или ГРИП — это расстояние между самым близким и самым далеким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Все, что лежит ближе или дальше зоны глубины резкости оказывается размытым в разной степени.

То есть, в области глубины резкости объекты будут максимально четкими, а те объекты, что находятся вне ее — размываются, причем чем дальше объект от ГРИП, тем сильнее он будет размыт на фотографии. В каждой такой зоне резкости будет такая точка, объект в которой выглядит максимально резким. У маленькой ГРИП будет большая зона размытия изображения и наоборот.

Стоит отметить, что все параметры глубины резкости достаточно условны и в определении, написанном выше, говорится лишь о восприятии картинки человеческим зрением. Можно посмотреть на любую фотографию и убедиться в том, что каких-то четких границ резкости и нерезкости на картинке попросту не существует. Любая резкость на изображении переходит в нерезкость плавно, без каких-либо четких границ — так что каждый человек сам решает, где проводить грань между этими двумя понятиями.

Важно понимать, что только на дистанции фокусировки оптика дает картинку с максимальной резкостью, которая располагается в точке фокуса. Все остальные объекты, находящиеся на других расстояниях, будут постепенно размываться и причем чем дальше, тем сильнее. Опытные фотографы при настройке ГРИП обычно определяются на свой глазомер и стаж работы.

Правильно настроенная глубина резкости в кадре позволяет максимально воплотить задумки фотографа в жизнь, расставить акценты и показать самое важное. Например, в пейзажной съемке принято использовать большую ГРИП — так вы выделите как самый главный объект, так и оставите просматриваемым фон и второстепенные детали. В портретной же съемке значения должны быть намного меньше — концентрация на модели очень важна, а дополнительные хорошо просматриваемые детали только отвлекают зрителей от самого человека.

Факторы, влияющие на глубину резкости

Известно, что ГРИП можно изменять: делать меньше или больше, подстраивая под свои творческие задумки. В этом процессе фотографам помогают определенные факторами, научиться работать с которыми очень важно и нужно. Именно размер отверстия диафрагмы, фокусное расстояние, дистанция до точки фокусировки и разрешение определяют то, какой будет глубина резко изображаемого пространства.

Диафрагма

В первую очередь, стоит упомянуть об апертуре. Это такое отверстие в объективе, которое позволяет попадать определенному количеству света на датчик камеры. Размер открытия диафрагмы измеряется в значении f — диафрагменном числе, которое представляет из себя отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше это отверстие — тем меньше диафрагменное число, а значит и меньше будет глубина резкости. Если же диафрагма почти закрыта, то ГРИП будет намного больше.

Именно изменения “отверстия” в диафрагме являются самым простым и популярным способом отрегулировать глубину резкости. Для того, чтобы сделать ее большой, просто установите f на значение 11 и выше. Чаще всего большая ГРИП подходит для съемки с большим количеством яркого дневного света — в таком случае ее можно установить и на больших значениях: например, f/16. Так в фокусе будет находиться весь кадр, а значит пространство на фотографии будет максимально четким.

Если на фотографии присутствуют несколько объектов, которые следует выделить — то фотографы предпочитают использовать значение из “золотой середины” f/8 — с ним фон получится размытым и не отвлечет внимание от объектов.

Иногда требуется как можно больше закрыть диафрагму доводя значения до f/32 и даже больше — в таких случая требуется учесть возможное возникновения дефекта под названием “дифракция”, который способен сильно повлиять на мягкость картинки (даже сама точка фокусировки может стать немного размытой). Именно поэтому фотографы-пейзажисты и используют среднее значение f/8 — и получают шикарные снимки.

Фокусное расстояние

ГРИП, настроенная с помощью диафрагмы, может в какой-то момент стать неправильной и неподходящей. Надо учитывать тот факт, что количество света и положение объектов может меняться, а значит, и сама апертура должна изменяться вместе с ними. Особенно актуально это для фотографов, снимающих ландшафты широкоугольной оптикой — им просто необходимо использовать в работе другой способ настройки глубины резкости, а именно — фокусное расстояние.

Физические свойства объектива при фокусном расстоянии влияют на ГР не меньше, чем другие факторы. Например, короткое, которое меньше 27 миллиметров и сфокусировано на расстоянии 5 метров с диафрагмой f/4 будет иметь ГРИП больше, чем, например, большое фокусное расстояние 300 миллиметров с теми же расстоянием и значением f.

Для того, чтобы разобраться в вопросе как можно лучше, к фотоаппаратам прилагается инструкция с диаграммой ГРИП для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Итак, чем больше фокусное расстояние, тем тем меньше будет глубина резко изображаемого пространства. Чем фокусное расстояние меньше, тем она будет больше. Причина этого явления в том, что длиннофокусные объективы увеличивают изображения и, конечно же, пятна рассеяния.

Дистанция до точки фокусировки

Расстояние от объекта до объектива — это еще один пункт, на который стоит обращать внимание при работе с ГРИП. Да, еще можно менять с помощью изменения расстояния! Чем ближе объект располагается к объективу (при условии, что фокус расположен на этом объекте), тем глубина резкости будет меньше. Такой способ ее изменения можно назвать наименее доступным и практичным — ведь при изменении расстояния будет меняться сама композиция кадра. Поэтому наилучшим решением здесь будет сохранить композиционное решение с помощью изменения фокусного расстояния вашей оптики.

Стоит отметить, что отношение между дистанцией фокусировки и глубиной резко изображаемого пространства при прочих равных условиях всегда остается неизменным.

Разрешение

Разрешение изображение тоже влияет на то, какой будет ГРИП. Чем большее число пикселей будет содержать сенсор вашей фотокамеры (то есть, чем меньше будет размер индивидуального пикселя) и чем мельче будут кристаллы галогенида серебра в пленке — тем лучше будут различаться малые кружки нерезкости. Как только разрешение уменьшается, то с ним повышается глубина резкости.

Как предугадать ГРИП?

Стоит отметить, что есть несколько способов, которые помогают в работе фотографам определять глубину резкости и делать резкими в фокусе даже те объекты, которые не находятся в центре кадра.

Видоискатель — важный элемент в фотоаппарате, который позволяет увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. Вы увидите минимальную ГРИП, несмотря на то, какое значение диафрагмы f будет установлено.

Функция предпросмотра есть на большинстве современных камер — при нажатии на специальную кнопку установится заданное вами значение диафрагмы.

Яркость — тот параметр, на который не стоит обращать внимание при использовании функции предпросмотра. Да, изображение будет казаться слишком темным, но это поможет понять, какой будет глубина резкости на фотографии.

Live view — это режим, которым также можно воспользоваться в работе. Например, когда на фотокамере отсутствует кнопка предпросмотра. Для того, чтобы увидеть, какой эффект будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, необходимо выйти и снова зайти в этот режим.

Просмотр изображения с достаточно близкой дистанции поможет оценить резкость в режиме Live View — с помощью зума можно увеличить любую часть изображения.

Проверка снимка осуществляется уже после того, как кнопка спуска была нажата. Так вы можете рассмотреть изображение наиболее детально, используя зум для детального рассмотрения.

Использование всех факторов в работе

Для того, чтобы максимально полно управлять глубиной резкости и создавать кадры, воплощающие все ваши задумки, применяйте в работе над фотографией все вышеперечисленные способы управлять ГРИП: размер отверстия диафрагмы, фокусное расстояние, дистанция до точки фокусировки и разрешение — их можно объединить и создавать как малую, так и большую глубину резкости.

Например, если вы будете использовать длинный объектив с большим открытием апертуры, то ГРИП снимка будет не такой большой, как например, если бы вы снимали на расстоянии с помощью широкоугольника с малым открытием диафрагмы.

Если заменить широкоугольную оптику на телеобъектив, то изображение также изменится — при перемещении назад вам придется заново регулировать композицию на фотографии.

Когда вы приближаетесь к предмету и уменьшаете глубину резкости, а отдаляясь — увеличиваете. Работа с ГРИП представляет собой творческий процесс с бесконечным количеством вариантов снимков. Снимайте как можно больше фотографий, экспериментируя с апертурой и ее размерами, расстоянием от предмета до объектива и фокусным расстоянием.

Помните, что при фотографировании отсматривать получившиеся кадры лучше всего сразу — так вы сразу заметите недочеты и ошибки в работе, тут же их исправите.

Для того, чтобы разобраться в вопросе как можно лучше, к фотоаппаратам прилагается инструкция с диаграммой ГРИП для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Когда использовать малую ГРИП, а когда большую?

Большая глубина резкости может понадобиться во всех тех случаях, когда в фокусе необходимо оставить как можно большее число объектов. В первую очередь — в съемке пейзажей, где важно показать все планы и детали сюжета. Именно такие фотографии снимаются почти на закрытых диафрагмах со значениями f/8-f/16. Исключением могут быть разве что фотографии, где все объекты довольно сильно удалены от камеры, а переднего плана как такового нет — в таких случаях даже диафрагму закрывать не обязательно.

Стоит отметить, что каждый раз, когда мы имеем дело с композицией с множеством планов, стоит задуматься о небольшом закрытии диафрагмы. Не обязательно, чтобы это был пейзаж — это могут быть групповые портреты, фото предметов. Для съемки натюрмортов прикрыть диафрагму необходимо для того, чтобы объект попал в ГРИП полностью, так как при съемке мелких предметов на небольшой дистанции глубина резкости может быть слишком небольшой — особенно актуально это правила для съемок коммерческого характера.

В макрофотографиях диафрагму необходимо закрывать довольно значительно — чтобы маленький предмет точно был резким в кадре. Обычно значения диафрагму устанавливаются от f/16 до более высоких значений. На рынке оптики даже представлены макрообъективы с возможностью снимать на значении f/32.

Малая глубина резкости необходима в тех случаях, когда мы хотим выделить главный объект, сделать его резким, а фон максимально размыть. В таких случаях речь, чаще всего, идет о портретах, где важно сконцентрировать внимание зрителя на человеке. Но с тем самым боке — размытым до “кружочков” фоном, нравится работать не только портретистам, но и просто любителям выделять объекты по максимуму, так что снимать на такой ГРИП можно, по сути, что угодно.

Советуем вам как можно практиковаться в применении разной глубины резкости и экспериментировать со всеми факторами, влияющими на нее — тогда качественные снимки начнут получаться у вас уже очень скоро!

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Контроль глубины резкости в фотографии


Большая глубины резкости весьма приветствуется в пейзажной фотографии, допустим, вы хотите сфотографировать снимок со скалой на переднем плане, но все же, хотите оставить фон просматриваемым и резким. В данном случае, вы хоть и концентрируетесь только на скале, но оставляете фон просматриваемым
В портретной фотографии, мы зачастую хотим сделать глубину резкости немного меньше. Нам важно сфокусироваться на человеке, а фон сделать размытым. Таким образом, мы делаем акцент на модели, а фон не отвлекает.


Правильно настроить глубину резкости очень важно, так вы сможете грамотно расставить акценты на своей фотографии. Это метод, часто используется в художественной фотографии, с его помощью фотографы создают приятные образы и нужную атмосферу.


Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на глубину резкости, и узнаем, как вы можете контролировать DoF в камере.

Контроль глубины резкости через диафрагму

f/2.8


Простое правило из физики говорит о том, что при малой апертуре, такой как выбрана на примере, мы получим снимок с меньшей глубиной резкости, а с большой апертурой, такой как, на фотографии ниже, получим изображение с большей глубиной резкости.


Так что, если вы хотите, размыть фон, вам следует выбрать небольшую апертуру, а если хотите оставить его четким, сделайте её больше.


Золотую середину, скажем, F/8, полезно использовать тогда, когда есть несколько объектов, которые вам нужно оставить резкими, но при этом, вы хотите, сделать фон размытым и не отвлекающим.

 

f/13

Вы можете закрыть диафрагму объектива до минимума, поставив на значение f/32 или даже f/45, но это не всегда целесообразно.


При очень маленьком открытии диафрагмы, может возникнуть такое явление как дифракция, оно оказывает существенное влияние на снимок и делает изображение нас только мягким, что даже точка фокусировки будет немного размытой.


По этой причине, профессиональные фотографы-пейзажисты не склонны использовать наименьшую диафрагму объектива, а устанавливают ей значение на, так называемой, золотой середине.

Управление DoF с помощью фокусного расстояния

40mm


В любой момент глубина резкости настроенная с помощью диафрагмы может стать не точной и не правильной. Количество света и положение может меняться, а значит и значение апертуры всегда нужно менять. Это особенно актуально для ландшафтных фотографов, которые часто снимают с широкоугольными объективами, поэтому стоит уметь настраивать глубину резкости с помощью фокусного расстояния.

 

60mm

Если вы хотите ограничить глубину резкости, и больше выделить свой основной объект съемки вы можете управлять её с помощью фокусного расстояния своего объектива и масштабирования.

Глубина резкости и расстояние до объекта

Объект рядом с камерой


Если вы когда-либо пробовали снимать макро или в режиме макросъемки вы заметили, что глубина резкости становится очень незначительной, когда объект находятся очень близко к камере.


В результате, мы получаем более резкое и четкое изображение предметов, которые находятся к нам ближе всего, а фон становится более размытым.

 

 

Предметы, которые находятся максимально близко перед камерой, будут наиболее четкими.


Это касается и съемки последовательных изображений, каждое из которых имеет в центре внимания определенную, всегда разную точку. Затем изображения объединяются, и только резкие области каждой фотографии используются для того, что бы быть объединенными в один, очень четкий снимок.


Не забывайте, что не все фотографии в макросъемке должны быть на 100% резкими, некоторые предметы, такие как цветы отлично смотрятся при съемке крупным планом с очень маленькой глубиной резкости.

Используйте все три фактора для управления DoF

F/4


Все три влияющие фактора (диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до объекта) могут быть объединены для создания изображения с большой или малой глубиной резкости, в зависимости от изображения, которое вы хотите получить в итоге.


Используя длинный объектив, и настройка его на большое открытие апертуры приведет к тому, что ваше изображение будет иметь гораздо меньшую глубину резкости, чем снимок, сделанный на расстоянии с помощью широкоугольного объектива при небольшой апертуре.


Замена широкоугольного объектива на телефото объектив, также меняет вид изображения на вашем кадре, так что вы можете заметить, что при перемещении немного назад, вам придется заново регулировать композицию на фото.


Приближаясь к предмету, вы уменьшаете глубину резкости, отдаляясь от него, она увеличивается. Ключом к успеху станет фантазия и творческие эксперименты. Постарайтесь отснять множество фотографий, меняя значения апертуры, фокусное расстояние и расстояние до предмета.


Фотографируя, и настраивая свой фотоаппарат, не забывайте просматривать отснятый материал, сразу же, в фотокамере, делая выводы о том, что правильно, а что не правильно вы делаете. Так же учтите, что на видоискателе будущий снимок будет смотреться не так, как он выглядит на самом деле.


Цифровые камеры тем и прекрасны, что вы в любой момент можете проверить, что у вас получилось. В отличие от пленочных фотоаппаратов, где настраиваться следует долго и внимательно.

cameralabs.org

Секреты глубины резкости

Объектив в состоянии навестись на резкость только на определенной дистанции. Предметы, находящиеся на большом или маленьком расстоянии от  предмета съемки  могут быть достаточно резкими. Эта зона визуальной резкости может быть настолько мала, что будет едва заметна или может увеличиться настолько, что можно будет  увидеть четкое изображение до самого горизонта. Глубину резкости можно назвать  зоной визуальной резкости

Только идеальный фокус на определенном расстоянии может создать совершенно четкое изображение, составленное из небольших точек. При этом объекты, расположенные ближе или дальше, будут по-прежнему выглядеть резкими, их размытие будет слишком минимальным, чтобы быть заметным человеку.

Фотографируя пейзажи, мы стремимся к тому, чтобы достичь максимальной резкости во всем изображении, начиная с травы рядом со штативом и заканчивая самыми далекими холмами, но это не правило и не закон, а личный выбор фотографа. В портрете и при съемке спортивных сюжетов наоборот, размытый фон и находящиеся рядом с объектом съемки предметы, помогут сконцентрировать внимание на главном объекте.

Держим ситуацию под контролем

Глубина резкости может сильно различаться и обусловлена в основном тремя факторами.

Первый — это открытие диафрагмы. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Запомните, что например, f/16 выражает меньшую диафрагму (отверстие объектива закрыто), а f/4 это большее диафрагменное число (отверстие объектива открыто). В зеркальных фотоаппаратах с предустановленными программами, при съемке пейзажей используются более закрытые диафрагмы, чтобы увеличить глубину резкости, а при съемке спортивных событий или портретов более открытые.

Чтобы контролировать открытие диафрагмы, установите режим приоритета диафрагмы и, камера автоматически подберет значение выдержки для установки точной экспозиции. Снимать в режиме приоритета диафрагмы, регулируя только диафрагменное число, достаточно просто, но это не всегда позволяет достичь желаемых результатов. К счастью, глубина резкости регулируется также с помощью фокусного расстояния. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

Например, устанавливая фокусное расстояние 18 мм, можно создать полностью четкое изображение. Поэтому, если вы хотите размыть фон, используйте более длинное фокусное расстояние.

Третий фактор — это расстояние между фотоаппаратом и предметом съемки.

Чем меньше это расстояние, тем меньше глубина резкости. В качестве примера можно привести макросъемку при которой глубина резкости совсем отсутствует и в фокусе будут находиться все отдельные детали предмета съемки. Для достижения лучшей глубины резкости при съемке на большом расстоянии,  не всегда достаточно просто сфокусироваться на самом отдаленном предмете.

К сожалению, упомянутые три фактора контроля глубины резкости не всегда хорошо работают вместе. Например, если вы решите установить широкоугольный объектив для лучшей глубины резкости, то предмет съемки окажется слишком маленьким и вы решите уменьшить расстояние до предмета съемки, чтобы увеличить его размеры.. но — это приведет к уменьшению глубины резкости.

Три способа изменения глубины резкости

Каким же образом диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки могут изменить резкость изображения?

Выделим красным цветом места, где предмет съемки будет в фокусе.

1. Изменяем диафрагму

Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. Это не проблема, а возможность при фотографировании поместить вне фокуса менее важные детали фотографии.

2.Изменяем расстояние до предмета съёмки

Чем ближе предмет съемки, тем меньше глубина резкости.

3. Изменяем фокусное расстояние

Установки зума или объектива влияют на глубину резкости. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.

Что происходит, когда некоторые части изображения не в фокусе?

Только  некоторые части изображения, сфотографированные с правильного расстояния, будут восприниматься сенсорами фотоаппарата как точки и предметы, остальные  же объекты, расположенные на другом расстоянии, окажутся вне зоны фокуса,  и тогда  каждая светлая точка станет диском, так называемым диском нерезкости

Чем дальше будет предмет от точки фокусировки, тем больше будут диски. Это образует зону допустимой резкости, которую мы называем глубиной резкости. 

Диски нерезкости очень важны в фотографии.

Глубина резкости не касается только объектов вне фокуса. Разные части изображения могут быть слегка вне фокуса (маленькие диски нерезкости)  и полностью расфокусированными.

Предметы, которые находятся рядом с зоной максимальной глубины резкости, еще различимы и поэтому могут создавать помехи в восприятии изображения.  Чтобы уменьшить этот деффект, необходимо еще больше размыть некоторые части изображения ( обычно это фон) для того, чтобы они стали полностью неузнаваемы. То есть необходимо сделать все для того, чтобы уменьшить глубину резкости. Этим объясняется выбор  фотографами-профессионалами объективов с максимально возможной открытой диафрагмой. 

Смотря в видоискатель невозможно оценить, какой  эффект  окажет открытие диафрагмы на глубину резкости, так как в момент фокусирования диафрагма всегда максимально открыта и закрывается только в момет нажатия на кнопку спуска. Многие зеркальные фотоаппараты, например, Nikon, имеют кнопку предпросмотра, которая позволяет увидеть результат съемки с выбранными нами параметрами диафрагмы.  Эта функция позволяет оценить глубину резкости, но не позволяет оценить полностью качество снимка, так как изображение будет затемненным.

Многие фотоаппараты не имеют функции предпросмотра и тогда можно использовать режим Live View. Будьте внимательны, так как в режиме Live View не отображаются измененные настройки диафрагмы. Поэтому, чтобы увидеть, как будет влиять изменение настроек диафрагмы на изображение, необходимо выйти из режима Live View и снова зайти. Если в вашем фотоаппарате нет ни режима Live View, ни функции предпросмотра, единственный выход — рассматривать отснятое изображение зуммируя детали.

Как предугадать глубину резкости?

Можно сделать предметы резкими и в фокусе, даже если они находятся не в центре изображения.

Используем видоискатель

С помощью видоискателя можно увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. При этом вы увидите минимальную глубину резкости, независимо от того, какое значение диафрагмы установлено

Предпросмотр

Многие зеркальные фотоаппараты имеют кнопку предпросмотра, при нажатии которой устанавливается заданное вами значение диафрагмы

Не обращайте внимание на яркость

При использовании кнопки предпросмотра, изображение покажется более темным, однако, это поможет представить какой будет глубина резкости  на изображении.

Используйте live view

Если в вашем фотоаппарате нет функции предпросмотра, используйте режим Live View. Чтобы увидеть эффект, который будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, выйдите и снова зайдите в режим Live View

Рассматривайте изображение с близкого расстояния

Для оценки резкости в режиме Live View, с помощью зума, можно увеличить любую часть изображения.

Проверьте снимок

После того, как вы нажали на кнопку спуска, можете рассмотреть фото во всех его деталях, увеличивая изображение кнопкой зума

Упражнения на практике

Это упражнение поможет вам применить ваши знания в области оценки глубины резкости.

Результат вашей работы будет более понятным при использовании небольшого пространства стола, так как глубина резкости лимитирована небольшим расстоянием. Мы использовали игру «Монополия», но вы можете фотографировать бутылки, консервные банки, чашки и любые предметы, которые найдете на кухне. Если есть возможность, используйте штатив, чтобы избежать эффекта шевеления во время съемки и тогда, любое отсутствие резкости, будет зависеть только от глубины резкости.

Если у вас нет штатива, снимайте в ярко освещенном помещении и используйте высокое значение ИСО, например, 1000, чтобы выдержка была достаточно короткой для того, чтобы использовать все возможные значения диафрагмы.

Установите на объективе фокусное расстояние 55 mm, сфокусируйтесь на самой ближней к вам точке и, перейдя в режим приоритета диафрагмы, установите ее минимальное значение для того, чтобы диафрагма была максимально открыта (обычно f/4-5,6) и нажмите на спуск. Теперь закройте диафрагму, установив ее значение на f/22, и сделайте второй снимок. Далее установите на объективе минимальное фокусное расстояние, например, 18mm и повторите съемку, установив минимальную и максимальную величину диафрагмы.

Рассмотрите внимательно полученные четыре снимка на компьютере, зумируя изображение, чтобы оценить отсутствие резкости в той или иной части изображения. Возможно, с диафрагмой f/22 изображение не будет полностью резким,  но на меньшем фокусном расстоянии глубина резкости будет больше и предметы, которые раньше были полностью вне фокуса, теперь будут различимы.

photo-monster.ru

Глубина резкости или ГРИП в фотографии. Как научиться управлять — Блог Владимира Захарова

Доброго времени суток дорогие читатели!

Для получения интересного, запоминающегося снимка, фотографу необходимо знать ключевые моменты в использовании камеры.  Одним из таких является глубина резкости.

Что такое глубина резкости или ГРИП

В терминологии фотографа, существует такое понятие как ГРИП — глубина резкости изображаемого пространства. Давайте разберёмся что это такое.

Глубина резкости — расстояние между передней и задней границами резко изображаемого пространства. Если объяснить простыми словами, это область в кадре, в приделах которой элементы будут максимально чёткими. ГРИП связана с оптическими свойствами объектива.

Глубина резкости

Малая и большая ГРИП

В обиходе можно встретить такие выражения как малая или большая глубина резкости (ГРИП).

Итак, при малой глубине резкости изображаемого пространства, резким будет только объект фокусировки, остальное будет размыто.

Фотография ниже, хорошо демонстрирует это параметр. В фокусе находятся только тюльпаны, фон и другие детали размыты. Такой режим подходит к портретной съемки или когда нужно выделить деталь.

f/2.2; 50mm; iso100

При большой ГРИП, второстепенные объекты будут иметь практически такую же резкость, как основной объект фокусировки. Резкость будет как в плоскости фотографии, так и в её глубину.

f/11; 50mm; iso100

Как управлять глубинной резкости в фотоаппарате

Управлять глубиной резкостью можно с помощью трёх основных способов:

  1. Открывая или закрываю диафрагму. При изменении относительного числа диафрагмы происходит изменение глубины резкости. А именно: чем больше открыта диафрагма тем меньше ГРИП, и соответственно наоборот, при закрытии диафрагмы будит увеличиваться ГРИП.
  2. Изменяя расстояния до объекта съемки, даёт возможность изменить глубину резкости и размыть задний фон. Чем ближе камера будет к объекту, тем будет меньше ГРИП  даже при зажатой диафрагме. Расстояние также можно изменять с помощью зума объектива.
  3. Изменение расстояния между объектом съемки и задним фоном также можно влиять на глубину резкости. Чем дальше задний фон от объекта съемки, тем он будет более размытым, соответственно уменьшая ГРИП.

Более подробно, о трёх способах управления глубинной резкости, можно ознакомится в статье Как сделать задний фон размытым.

Чайки. f/6.3 200mm iso100

Как рассчитать значения для ГРИП

В сети существует множество различных онлайн калькуляторов, а также таблиц, позволяющих сделать расчёт и определить необходимые значения для глубины резкости.

Один из самых лучших на мой взгляд калькуляторов, является созданный польским фотографом и программистом Михаэлем Бемовски.

Калькулятор Михаэля Бомовски содержит в своём арсенале множество настраиваемых параметров. Несомненным преимуществом калькулятора его возможность показать визуально конечный результат.

Калькулятор для глубины резкости

Но всё же, только личный опыт фотографа может дать наилучший результат.

Нужно помнить, что на камерах с разными физическими размерами матрицы, ГРИП будет отличаться при одинаковых параметрах съемки.

Как научится определять нужную ГРИП без программ

Для того, чтобы научиться определять параметры, для нужной глубины резкости, необходимо проделать несколько, приведённых ниже, упражнений. Для выполнения упражнений, установите камеру в режим приоритета диафрагмы.

Упражнение 1

  • установите значение диафрагмы к примеру f3,5, фокусное расстояние 50 мм;
  • выберите объект съемки на расстоянии 10 м и сделать снимок;
  • Не меняя расстояние до объекта, измените значение диафрагмы на f8, потом f16 и тоже сделайте по одной фотографии.

Упражнение 2

  • разбейте расстояние до объекта на три части, 1м, 5м, 8 м;
  • установите диафрагму в значение f8;
  • меняя расстояние по своим метка, делайте снимки, при этом значение f не изменяем.

Упражнение 3

  • установите диафрагму в значение f8;
  • не меняя положения, измените фокусное расстояние объектива к примеру: 50 мм; 80; 130 мм, сделайте по фотографии.

Данные упражнения помогут понять зависимость и влияние, перечисленных выше параметров на ГРИП.

Роза f/1.8 50mm iso100

Заключение

Правильное использование ГРИП может в корне изменить как качество, так и значение фотографии. Данный параметр, позволяет акцентировать внимание на конкретном элементе объекта съемки, размыв всё второстепенное.

Творческим идеям нет придела. Как вы будите использовать ГРИП в своих работах зависит от Вас.

Желаю удачи в творческих начинаниях!

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

Смотрите также:

Понравилась статья? Сделай репост, поделись с друзьями. 

[Всего голосов: 4    Средний: 5/5]

Похожее

vzest.ru

Как создать ощущение глубины на ваших фотографиях


Советы по материалам Дианы Эфтэйха.

Не смотря на то, что удаленные объекты с увеличением расстояния кажутся все меньше и меньше, в уме вы все равно можете представить реальный размер отдаленного объекта. А что касается прямых параллельных линий, то по мере отдаления они кажутся сходящимися в одной точке, хотя мозг продолжает воспринимать их как параллельные прямые. Это явление известно как «шкала постоянства». Речь идет о неменяющейся тенденции в восприятии объекта, связанной с опытом зрителя, несмотря на его значительное несоответствие по отношению к наблюдаемому образу. 

 

Так как фотография – это оптическая запись реальности, то к ней применимы те же принципы. И для сохранения реалистичности в изображении должна быть передана глубина. Кроме того, усиление ощущения глубины стремится вовлечь зрителя в картину и создать для него эффект присутствия в конкретных условиях. Всем этим можно управлять с помощью различных типов перспектив, которые мы еще обсудим ниже в этой статье, а также используя глубину резкости и кадрирование.

 

Перспективой в фотографии называют метод представления трехмерных объектов на двумерной плоскости, с сохранением представления об отдаленности объектов по отношению друг к другу, а также визуально передается ощущение о расстоянии между ними и камерой.

Таким образом, чтобы повысить чувство глубины на ваших снимках, вы можете использовать некоторые из ниже перечисленных факторов.


Линейная перспектива

 

Это наиболее распространенный тип перспективы, используемый в фотографии, который характеризуется сходящимися линиями. Хотя эти линии в основном параллельны, чем дальше они простираются от камеры, тем ближе друг к другу они кажутся, пока наконец не сходятся в одной или нескольких точках. Это случается в том случае, если они имеют возможность простираться на достаточное расстояние в пределах кадра. Таким образом, прямые в фотографии становятся диагоналями, придавая ей ощущение динамизма и увлекая взгляд зрителя вдаль сцены. Так возникает ощущение глубины.

 

Фото: Ben Fredericson (xjrlokix)

Фото: Баз Ламмерс

Широкоугольные объективы, как правило, подчеркивают линейную перспективу, так как увеличивают глубину восприятия, позволяя расширить расстояние между передним и задним планом сцены. Тем самым они подчеркивают появление сходящихся линий. В то же время телеобъективы зрительно сокращают расстояние между передним планом и фоном, поэтому линии не имеют возможности сойтись.

 

Это явление известно как сжатие объектива и характерно для телеобъективов, которые как бы сжимают пространство, сокращая расстояние между передним и задним планом. Такой эффект визуально сближает элементы сцены и друг к другу, и к камере, причем в большей степени, чем это есть на самом деле.


Фотография ниже была сделана 18-миллиметровым широкоугольным объективом, и вы можете убедиться, насколько широко охвачена сцена. При этом усилено ощущение глубины, подчеркиванием и увеличением появления сходящихся линий.

 

Фото: -… Wink-…

Перспектива сходящихся линий также во многом зависит от угла съемки и наклона камеры. Низкий ракурс даст совсем иной эффект по сравнению со съемкой с некоторой возвышенности.


Уменьшение перспективы

Уменьшение перспективы связано с линейной перспективой и описывает способ передачи изображения, на котором чем дальше от камеры находится объект, тем меньше он выглядит. Если у вас есть сцена с дорогой и линиями электропередач по обе стороны от нее, то на ближнем крае, то есть на переднем плане будет появляться самый высокий объект, а затем последуют объекты, которые будут становиться все короче и короче. Такая тенденция будет усиливаться по направлению к заднему фону, пока объекты не превратятся в пятнышко на снимке.

 

Этот тип перспективы лучше всего работает с элементами, которые имеют идентичный или очень схожий размер и размещены на разном расстоянии от камеры. Чувство глубины кадра будет усиливаться из-за того, что зритель знает о том, что в реальности эти элементы одинаковой величины.

 

Фото: Джованни Орландо

Представленная ниже фотография является отличным примером обеих линейных перспектив. Вы можете ощутить ярко выраженную глубину с уменьшающей горизонтальной, а также с вертикальной перспективой.

 

Фото: paul bic

Еще один удачный пример уменьшения в перспективе это популярное использование винтовой лестницы, фотографировать при этом следует сверху. Представьте, что в центре лестницы есть прямая вертикальная линия. Это будет служить своего рода воображаемым горизонтом, хотя, так как речь идет о вертикали, будем считать, что это ось. Чем ниже по лестнице скользит ваш взгляд, тем меньше выглядит круг в центре. И, наконец, он сужается до величины одной точки. Это в том случае, если лестница идет достаточно далеко. На фотографиях ниже отличные примеры с этим приемом:

 

Фото: SantiMB.

 

Фото: Марсель Жермен


Воздушная перспектива

Воздушная перспектива (также известная, как атмосферная) в основном распространена в пейзажной фотографии, где особенно актуальны туманные, неясные сцены. Съемка в дымке и тумане подчеркивает формы субъектов, а также добавляет глубину сцене. Объекты, которые ближе всего расположены к камере, отличаются насыщенным естественным цветом. Но по мере отдаленности объекта от объектива краски блекнут, расплываются и теряют насыщенность.

 

При взгляде на такую фотографию вам кажется, что сцена состоит из слоев, наложенных друг на друга. Возникает тональный контраст между передним и задним планом, а середина кадра дает ощущение расстояния между ними. Такое разделение плоскостей создает ощущение глубины.

 

Фото: Éole Wind

 

Фото: Джеймсом Иордании

 

Фото: Марсель Жермен

Легко ощутить глубину в изображении на таких картинах, как те, что вы видите ниже. Сначала глаз воспринимает то, что наиболее очевидно, а именно более темный передний план. Затем взгляд зрителя движется за пределы переднего плана, скользя вглубь сцены, где изображение светлее и светлее. Такие сцены обычно состоят в основном из одного цвета, но контраст между различными плоскостями возникает в результате различия между тем, как падает на них свет, создавая карту тональностей, по которой путешествует глаз зрителя, различая каждую часть одну от другой.

 

Фото: coyote-agile

Воздушная перспектива широко используется в живописи, а также обретает все большую популярность среди пейзажных фотографов. Они ловко используют погодные условия в свою пользу, чтобы создавать яркие, по-новому выглядящие изображения даже фотографируя хорошо известные сцены.

 

Телеобъективы лучше работают, чтобы подчеркнуть воздушную перспективу на фотографии, чем широкоугольные. Потому что часть сцены, которая расположена ближе к камере (в которой присутствует меньше тумана, больше резкость объекта и насыщенность цвета), как правило, выпадает из кадра. И если вы используете телеобъектив, то имейте в виду, что вам может понадобиться штатив, потому что он, как правило, в большей степени подвержен тенденции вызывать дрожание камеры по сравнению с некоторыми другими объективами.

 

Лучше всего для такого приема подходит зимний туман и пасмурные дни. Хотя и летние туманные дни, также как и низко плывущие облака отлично работают. Грамотно выбирая экспозицию, вы можете обмануть экспонометр вашей камеры, который посчитает, что сцена ярче, чем есть на самом деле, в результате чего получите необходимое подвергание.

 

Что вам нужно сделать, так это добавить пару остановок, используя функцию компенсации экспозиции на вашей камере, или, если съемка ведется в ручном режиме, то выбрать чтение сцены, а затем настроить скорость затвора, диафрагмы и ISO с передержкой сцены на пару остановок.


Тональная перспектива

Тональная перспектива описывает, как мы воспринимаем размещение объектов в пределах кадра, а, следовательно, и глубину фотографии, основываясь на тональных изменениях от темных к светлым по мере продвижения в кадре. Это может быть подчеркнуто при размещении более светлых объектов на темном фоне, который помогает выделить их и выдвинуть вперед, тем самым добавляя изображению ощущение глубины.

 

Также немаловажную роль в восприятии ощущения глубины на фотографии играют цвета объектов. Например, теплые оттенки красного, желтого и оранжевого цвета имеют тенденцию продвигать, а холодные цвета, например, синий, фиолетовый и зеленый, как правило, способствуют отступлению. Таким образом, размещение красного объекта на синем фоне или желтого на зеленом будет подчеркивать и усиливать ощущение глубины в фотографии.


Глубина резкости

Глубина резкости влияет на степень четкости и размытия присущую различным элементам кадра. Наш мозг воспринимает четкие предметы, как более близко расположенные, в то время как размытые объекты воспринимаются как отдаленные. Причем, ощущение увеличения расстояния возрастает с усилением размытости объекта.

 

Представьте себе, съемку с фокусировкой на лице при диафрагме f/2.8, где человек стоит прямо перед кирпичной стеной. Объект будет выглядеть немного резче, чем стена, потому что она отступает на задний план.

 

Затем попробуйте поставить этого человека в паре метров от стены и сфокусируйтесь. Стена будет выглядеть более размытой, чем в предыдущем сценарии, потому что увеличилось расстояние между ними. Если этот человек сделает еще несколько шагов вперед, то стена будет казаться еще более размытой.

 

Наибольшее ощущение глубины в изображении возникает в том варианте снимка, где ваша модель наиболее удалена от кирпичной стены. Потому что именно в этом случае разница в резкости между передним планом, то есть моделью и фоном, то есть стеной, является наиболее выраженной.

 

Фото: Дастин Диаз


Кадр в кадре

Очень эффективным способом добавления глубины в кадре может быть использование в качестве главного предмета объектов переднего плана, которые входят в кадр на фоне отступающих элементов в вашей фотографии. Этот прием вовлекает зрителя в картину, и он ощущает свое присутствие в кадре, где изучает предметы и объекты, а не просто разглядывает фото. Также создается ощущение действия, размера и динамизма.

 

Фото: Trey Ratcliff


Заключение

Вы ознакомились с простыми, но эффективными методами, которые призваны помочь вам добавить больше глубины в фотографии и сделать их более интересными и привлекательными для зрителей. Некоторые из приемов могут быть использованы в комплексе, в чем вы могли убедиться на примерах из представленных изображений. Когда вы все сделаете правильно, результат вас просто ошеломит.

cameralabs.org

Глубина резкости в фотографии.

Поделиться статьёй:

Для неопытного фотографа поставлена крайне сложная задача – разобраться в многообразии параметров, влияющих на получаемое изображение. А таких параметров множество – свет бывает естественный, импульсный и постоянный, открытие диафрагмы, фокусное расстояние, отражение и преломление лучей и многое другое. И самый важный собирательный параметр, который объединяет их в систему, зависит от настроек камеры и напрямую влияет на получаемый снимок – ГРИП. Не с высокой температурой и кашлем, а глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости.

 

Если говорит простыми словами, то ГРИП – участок или область, в которой снимаемый предмет максимально четко и резко изображается на снимке. Его можно «ловить» интуитивно, методом проб и ошибок, или высчитать, и опытами и практикой определить его для каждого сочетания параметров камеры.

  • По физическим законам объект бывает максимальной резкости в единственной точке пространства, на одном показателе удаленности от объектива – фокальная плоскость, но глубина резкости именно область, имеющая свои размеры.

Чтобы понять смысл и четко представлять это, нужно понять, что человеческий глаз тоже линза. И мы не замечаем участки размытости предмета в границах «от и до», эти границы и очерчивают ГРИП. Например, для точки до 0,1 мм в диаметре эти параметры размытости не улавливаются взглядом на расстоянии 0,25 м. Точки меньшего диаметра будут при этих параметрах четкими, а большего диаметра уже размытыми, нерезкими.

Как используется ГРИП?

Этот параметр нужно обязательно учитывать, при необходимости привлечения внимания к определенному объекту в кадре. Например, чтобы снять портрет на размытом фоне, выделив его, или «выдвинуть» здание или деревья вдалеке, смазав ближние объекты.

В первом случае, фокусировка идет на гиперфокальное расстояние, а во втором – на бесконечность. В некоторых случаях фотограф специально размывает элементы для достижения художественной идеи. С четким понимание глубины резкости такие вещи делать гораздо проще.

Гиперфокальное расстояние – дистанция до ближней к фотографу точки резкого изображения, при фокусе объектива на бесконечность. Похоже на ГРИП, но отмеряет расстояние от фотографа до точки резкости, в то время как глубина резкости начинается с точки расположения линзы и заканчивается там, где изображение начинает размываться и становится нечетким. Этот параметр зависит от фокусного расстояния объектива и степени открытия шторок диафрагмы. Но зависимость прямо пропорциональная, чем меньше отверстие диафрагмы и фокусное расстояние объектива, тем показатель гиперфокального расстояния ниже, то есть находится ближе к фотографу.

Рассчитав значение гиперфокального расстояния однажды, можно начинать съемки любого пейзажа с фокусировки на него. Даже без расчета значения ГРИП получаются резкие снимки при известных значениях фокусного расстояния и степени раскрытия шторок диафрагмы.

Нерезкий объект невозможно выправить в редакторах. Цвет изменяется, эффекты накладываются на изображение, резкость практически невозможно навести в готовом снимке.

Взаимозависимость ГРИП и основных настроек камеры – фокусного расстояния, степени открытия диафрагмы и расстояния от камеры до объекта. Изменяя значения, увеличивается или уменьшается значение глубины резкости до нужных на данный момент параметров.

Для предметной каталожной съемки ГРИП – важная характеристика, продаваемые объекты должны находиться в кадре целиком и максимально четко. Тут действуют другие правила, нежели в художественной съемке – фон не важен, он оттеняет предмет или создает настроение кадра или не должен быть виден вовсе, снимается со штатива, с ручными настройками фокуса. Это позволяет добиться максимальной резкости снимка и полной прорисовки мельчайших элементов объекта.

Открытие диафрагмы

Степень раскрытия шторок диафрагмы – первый и основной параметр, влияющий на глубину резкости, причем обратно пропорционально.

  • Чем шире открыта диафрагма, тем меньше значение ГРИП и наоборот.

Учитывая этот момент, понимаем, что при постепенном закрытии шторок, при постоянных остальных параметрах, глубина резкости растет. Площадь, на которой все объекты резкие, удлиняется и увеличивается в двух направлениях. И наоборот, сделать объект резким, а остальные нет, получается при фокусировании на нем и открытии диафрагмы до момента расплывания ненужных объектов, оставив в фокусе нужные.

 

При портретной съемке не следует максимально раскрывать диафрагму, даже при необходимости получения максимальной резкости переднего плана. Могут уйти в размытие важные детали, например, при съемки в пол-оборота вторая половина лица может оказаться не в фокусе, стать нерезкой. Смотрится такой снимок не очень художественно и понравится ли клиенту неизвестно.

При большом желании размыть фон и выделить лицо человека, диафрагму нужно слегка прикрыть для нужного результата в данной ГРИП. Тогда персонаж не потеряется и не сольется с задним планом.

В качестве примера ситуация — для съемки людей при хорошем освещении, для оптимального фокуса нужно выставить диафрагму f/8 – f/11. Тогда глубина резкости будет достаточной, чтобы сфокусироваться на человеке максимально четко, изображение будет резким, а фон слегка размытым.

  • Когда диафрагма f/1,2 — f/2, ГРИП настолько мала, что попасть в нее достаточно сложно. В таком случае снимать неудобно и шанс сделать нормальные снимки низкий, есть риск получить участки хроматической абберации.

Хроматические абберации, или ХА появляются на изображении в виде цветных ореолов по контуру предмета, снижая общую четкость и резкость снимка. Получаются из-за преломления и расщепления световых лучей на линзе объектива.

При макросъемке используется максимально закрытая диафрагма- f/16 – f/22, так как расстояние до объекта минимально возможное. Но до порога доходить не стоит, есть риск получить на готовых снимках искажения – дифракции.

Дифракция – размытие объекта на изображении, независимо от детализации снимка и его разрешения. Этот дефект исправить в редакторе невозможно, нужно избегать его в процессе съемки.

 

Фотографы используют фикс-объективы, позволяющие максимально открыть диафрагму без потери качества изображения. Таким образом, максимально сужается ГРИП и выделяются нужные объекты, а остальное становится размытым, нерезким.

Так добиваются эффекта «боке» — цветные кружочки на фоне, придающие фотографии настроение праздника и радости. Для получения максимально красивых «кружочков» нужен светосильный объектив, с максимальным открытием диафрагмы – до f 1,4, или даже f 1,2.

Расстояние минимальной фокусировки, фокусное расстояние

У каждого объектива есть техническая характеристика – минимальное фокусное расстояние, которое напрямую влияет на съемку вблизи от объекта. Оно показывает на каком расстоянии может располагаться предмет съемки, максимально близко к фотографу, чтобы при этом он был в фокусе и на снимке выглядел четким.

Фокусное расстояние – это минимальная дальность, на которой объектив способен сфокусироваться на объекте съемки. Показывает, как близко можно поднести предмет к объективу, чтобы его можно было четко сфотографировать при других неизменяемых параметрах.

 

Тут зависимость такая же, как и с диафрагмой – чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости при статичных остальных параметрах. То есть широкоугольный объектив будет иметь большую ГРИП в сравнении с обычным, а увеличить ее можно, дополнительно закрывая отверстие диафрагмы.

Для примера можно взять следующие параметры:

  • Открытие диафрагмы – f/8,0;
    Расстояние до объекта съемки – 2 метра.

На выходе мы получим разные показатели глубины резкости при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Так 12 миллиметровая линза выдаст ГРИП от 62 см до бесконечности, а 200 миллиметровый – всего 3 см, самые лучшие показатели в этом случае получатся у 24-х миллиметрового – целых 314 см.

Расстояние между фотографом и объектом

При съемках на улице – это один из важнейших показателей, фотографу нужно знать, как далеко отойти от модели или предмета, чтобы получить нужный эффект. Показатель ГРИП зависит от этого параметра прямо пропорционально – чем ближе вы к объекту, тем меньше будет глубина резкости.

Именно поэтому макросъемка требует особых навыков и опыта – при диафрагме f/22, фокусном расстоянии объектива 60 мм, если поместить объект на расстояние 15 см, то поймать глубину резкости будет крайне сложно – она будет составлять всего 3,3 см.

Рассмотрим на примере, взяв за основу неизменяемые параметры:

  • Диафрагму откроем до значения f/8,0;
    Объектив возьмем с фокусным расстоянием 85 мм.

Если подойти к объекту вплотную с такими настройками, то на расстоянии 0,2 и 0,5 м глубина резкости будет всего 1 и 0,92 см, соответственно. Отходим дальше, до 1 метра и получаем уже 4 см ГРИП. Нам этого недостаточно, отходим еще, и к расстоянию 5 метром от объекта, мы получаем уже 1,1 м глубины резкости. Максимальное значение можно получить, отойдя от предмета съемки на 15 метров – это будет 11 метров 10 см.

Таким образом, изменять параметры глубины резкости можно, просто изменяя расстояние до снимаемого объекта, это актуально при уличных и пейзажных съемках.

Расчет ГРИП по формуле

А точные расчеты будут необходимы, когда снимки планируется печатать в большом формате, где все недостатки будут заметны. Это актуально для рекламной съемки, особенно, если изображены предметы крупным планом, или акцент делается на лице модели. Тогда на помощь фотографу приходит формула расчета глубины резкости.

  • P = R1 — R2,

    где P – это глубина резкости;

    R1 – это передняя граница, ближняя к фотографу;

    R2 – это дальняя от фотографа точка, где все объекты резкие.

Эти границы также считаются, используя формулы:

 

Параметры, которые используются здесь:

  • R – дальность фокусировки;

    f – фокусное расстояние используемого объектива;

    K — цифра из знаменателя значения диафрагмы;

Z — размер кружка рассеяния – это тот же минимальный диаметр кружка, при котором мы видим его четко. Для современных фотоаппаратов лучше использовать значение «z» — 0,015 мм, так как предлагаемое значение в 0,03 мм вмещают много пикселей и на картинке выглядят уже кружочком, а не точкой.

С помощью этой формулы можно посчитать ГРИП, однако, она давно уже не используется в таком виде. Существуют калькуляторы глубины резкости, адаптированные для смартфонов, онлайн-версии или устанавливаемые на ПК. Ими можно пользоваться даже в процессе съемки, когда необходимо исправить ситуацию, получаемую в ходе работы.

  • Примеры подобных приложений, Hyper Focal Pro, F-Stop Calculator.

При расчете нужно также учитывать, что передняя и задняя граница ГРИП находятся на разной удаленности от точки фокусировки. В идеале это должно выглядеть следующим образом. Например, при съемке пейзажа – передняя очень близко к точке, а задняя гораздо дальше.


В качестве заключения

Опытный фотограф интуитивно чувствует, какую настройку и в какую сторону изменить, чтобы получить нужный результат, а неопытный может использовать специальные программы для расчета оптимальных параметров.

При внесении данных о предстоящей съемке, она выдаст оптимальные данные для настроек диафрагмы и расстояния до объекта, при неизменном фокусном расстоянии. Или наоборот, предоставит данные для настройки, чтобы менять только фокусировку в процессе съемки.

Через полгода-год активных съемок в разных условиях, каждый фотограф определить нужные параметры для себя и своей камеры, чтобы получался нужный результат на выходе. Свой стиль также требует опыта и наработанных примеров. Практикуйтесь в настройке, рассчитывайте параметры и проверяйте их на практике, подбирая варианты для себя под каждый вид съемок. Создавайте художественные шедевры и получайте удовольствие от неожиданных результатов.

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Как настроить глубину резкости

Поделиться статьёй:

Часто на различных форумах для профессионалов вы можете увидеть необычную аббревиатуру, которая очень созвучна с простудным заболеванием. Что она обозначает? Глубина резко изображаемого пространства, сокращенно – ГРИП. Так называют зону, находясь в которой, любой объект в кадре будет выделяться, выглядеть резким.

ГРИП можно по праву считать лучшим инструментом выразительности в фотографии. Изменение глубины резкости помогает расставлять акценты в кадре, привлекать и управлять вниманием зрителей, а также создавать объем на снимке.

 

Глубина резкости снимка

Вам необходимо помнить о том, что даже самая, казалось бы, безобидная ошибка, допущенная при фокусировке, может сильно испортить ваш снимок. И при этом будет абсолютно неважно, снимали вы портрет или же запечатлели модель во весь рост. Недостаточная резкость снимка очень сильно бросается в глаза, да так, что это способен заметить даже тот, кто не владеет знаниями о правилах фотографии.

Как пользоваться глубиной резкости при съемке крупным планом? Ответ прост – фокусируйтесь на глазах. В любом портрете глаза являются показателем резкости, и когда они оказываются вне фокуса, то ваш снимок очень сильно проигрывает.

 

Глубина резкости в фотографии: отделяем объект съемки от фона

Как мы уже выяснили, оптимальная глубина резкости способствует отличному визуальному эффекту – отделению объекта от фона. Снимок приобретает объем, фон размывается, объект привлекает внимание зрителя – в общем, отличная формула успеха.

Но не стоит напрочь стирать фон, не везде это смотрится органично. Может получиться так, что вы уничтожите красивую локацию, и превратите ее в скудный пятнистый фон, который будет напоминать студийное фото для школьного альбома. Когда фон «читается» (т.е. можно образно представить, где проходит съемка), это добавляет фотографии особого антуража, который может сделать ваш снимок более успешным. Запомните, когда вы хотите выделить какой-либо объект в кадре, думайте о том, как добиться глубины резкости.

 

Управление глубиной резкости в фотоаппарате

Именно значение диафрагмы больше всего влияет на глубину резкости снимка. Но существуют еще два момента, от которых зависит ГРИП. Это фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки.

Как только вы на своем опыте осознаете, как могут повлиять вышеупомянутые факторы на снимок, научитесь грамотно их комбинировать, то сразу поймете, как изменить глубину резкости и как создать композицию с нужной ГРИП.

Теперь предлагаем рассмотреть три этих момента в порядке их важности для конечного результата. От чего зависит глубина резкости?

 

Диафрагма

Влияние диафрагмы на глубину резкости – это то, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

И сейчас лирическое отступление для новичков, поэтому если вы знаете, где находится диафрагма в фотоаппарате и как ею пользоваться, то смело можете пропустить этот пассаж текста.

Диафрагма в цифровом фотоаппарате – это «отверстие», через которое проходит свет на матрицу вашей камеры. Умело обращаясь с диафрагмой, вы сможете получать прекрасные кадры с отличной экспозицией. Также с помощью этого нехитрого отверстия вы сможете регулировать размытие фона.

Как настраивать диафрагму в фотоаппарате? Диафрагма обозначается буквой f, рядом с которой всегда находятся цифры. Так вот чтобы открыть диафрагму, необходимо выставить меньшее число, а для того чтобы закрыть – нужно действовать с точностью наоборот.

Теперь поговорим о связи диафрагмы с ГРИП. Здесь все предельно просто: открытая диафрагма – это маленькая глубина резкости. Закрытая дает большую глубину резкости.

Максимальные значения диафрагмы в фотоаппарате напрямую зависят от объектива вашей камеры. Некоторые позволяют выставить диафрагму до 2,0 и даже до 1,2. Правда, такие значения усложнят вам работу.

 

Как определить глубину резкости? Конечно, существуют различные формулы, по которым можно высчитывать идеальную ГРИП, но мы советуем пользоваться онлайн калькулятором.

 

Фокусное расстояние

Как уменьшить глубину резкости?  Увеличьте фокусное расстояние объектива!

Дано:  Значение диафрагмы 8,0, объект на расстоянии двух метров.

Решение:

Фокусное расстояние12 мм24 мм50 мм85 мм105 мм200 мм
Глубина резкости62 см — ∞314 см51 см17 см11 см3 см

 

Резюмируем: если вам необходимо слегка размыть фон, оставаясь с тем же значением диафрагмы, просто используйте длиннофокусную оптику.

 

Расстояние до объекта

Здесь малая глубина резкости достигается благодаря расстоянию между вами и объектом съемки.  Чем ближе, тем глубина меньше. Как увеличить глубину резкости? Все просто – отойдите подальше от объекта.

Как вы уже и сами догадались, размытие при малой глубине резкости в макросъемке вызовет некоторые трудности. Если мы имеем фокусное  расстояние 60 мм, значение диафрагмы f/22 и расстояние до объекта, к примеру, сантиметров пятнадцать, то в результате глубина резкости составит 0,33 см, то есть всего 3,3 мм.

 

Глубина резкости объектива

На самом деле только объективы с большой глубиной резкости с хорошей линзой (например, такой как у Canon, серии «L») могут обеспечить хорошую резкость в любых условиях. К примеру, объектив Canon 24-105 L IS и Canon 600 f4 L IS дают отличную четкость даже при диафрагме f/4.

 

Эффект глубины резкости

Выделить объект на фотографии можно и в процессе обработки. В любом, даже самом простецком редакторе есть кисть размытия. Берете кисть и аккуратненько, нежненько размываете нужные участки. Так вы сможете создать более художественный эффект и сможете вволю пофантазировать.

 

Вывод

Надеемся, что теперь у вас не возникнет трудностей с уменьшением или увеличением глубины резкости, и вы с легкостью сможете выставлять нужное сочетание значения диафрагмы, расстояния от камеры до объекта и фокусного расстояния.

Для того чтобы упростить данную процедуру на многие дискретные объективы нанесена специальная шкала, с помощью которой можно легко осуществить проверку глубины резкости и гармонично подобрать параметры съемки.

 

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *