Грип в фото – Ой!

Содержание

ГРИП и гиперфокальное расстояние

ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.

ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или  DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.

Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется

кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.

Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.

От чего зависит глубина резкости

На глубину резко изображаемого пространства оказывают влияние всего два параметра:

  1. Фокусное расстояние объектива
  2. Величина диафрагмы

Чем

больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.

Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.

 Как используется глубина резкости

Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз — размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.

Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.

Гиперфокальное расстояние

Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать

гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

На этом снимке резок как передний, так и задний план

Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния

Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании,  и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!

Автор: Евгений Карташов

photo-monster.ru

Как управлять глубиной резкости (ГРИП)

Если Вы хотите создать фотографию с четким главным объектом съемки и мягким, красиво размытым фоном, то обязательно прочитайте эту статью. Будет ли фон и передний план на фотографии одинаково резкими, или что-то из них, в конечном счете, окажется размытым напрямую зависит от такого важного параметра, как глубина резкости. Этим термином принято обозначать расстояние или область пространства от камеры, на котором снимаемый объект будет резким. Как регулировать глубину резкости в фотографии, и как это можно использовать на практике?

Контроль ГРИП

Когда при съемке Вы фокусируетесь на какой-либо точке пространства, то эта точка становится самой резкой, четкой областью на фотографии. Окажутся ли другие области фотоизображения размытыми или они также будут оставаться четкими – все это определяется ГРИП. Аббревиатура «ГРИП» означает — глубина резко изображаемого пространства. Любому начинающему фотографу необходимо понимать, что это значит, и научиться на практике контролировать глубину резкости. Зачем вообще нужно манипулировать глубиной резкости, размывая фон, можно же просто оставить всю фотографию резкой? Все дело в том, что когда мы контролируем глубину резкости, а так же размываем фон, то это позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте съемки. Таким образом, объект становится композиционным центром фотографии.

Где чаще всего используется большая глубина резкости? Она широко используется в фотографировании пейзажей, когда различные объекты располагаются на разной дистанции от камеры, но требуется, чтобы они все оставались четкими на снимке. Другой вариант – когда Вы фотографируете какой-либо объект на том или ином фоне и хотите, чтобы на снимке, помимо четкого переднего плана, также оставался резким и хорошо просматриваемым фон. Этот прием часто применяется при съемке в путешествиях, когда люди фотографируются на фоне архитектурных или природных достопримечательностей.

Малая величина ГРИП. Фокусное расстояние 300 мм. Диафрагма 6.3. Расстояние до объекта меньше метра.

В свою очередь, малая глубина резкости требуется там, где нужно сделать акцент именно на центральном объекте, размывая фон. Это особенно актуально для портретной съемки, когда Вы хотите сосредоточить все внимание зрителя на портретируемом, чтобы фон не сильно отвлекал. Чем сильнее будет размыт фон в данном случае, тем будет лучше. Резким в кадре должно оставаться только лицо или тело модели. Конечно, здесь необходимо соблюдать определенную осторожность – объект съемки просто может не уместиться в области резкости, если Вы слишком сильно ограничите ГРИП.

Управление глубиной резкости

Чтобы представлять себе, как оперировать глубиной резкости во время съемки, нужно знать о трех основных факторах, оказывающих влияние на ГРИП:

— Диафрагменное число

Самый простой способ управления ГРИП – это изменение числа диафрагмы, то есть размера отверстия объектива. Здесь применяется закон: глубина резкости больше, если отверстие объектива меньше, соответственно, наоборот. Если Вам требуется небольшая глубина резкости для размытия фона на фотографии, то придется открыть диафрагму, а значит установить минимальное значение f в настройках.

Фокусное расстояние 75 мм. Диафрагма F1.8. Расстояние до объекта 5 метров.

Если же Вам необходимо сделать все объекты в кадре четкими, то нужно прикрыть диафрагму. Кажется просто, однако учтите тот факт, что при небольшом отверстии диафрагмы может быть дифракция. Это очень негативно влияет на фотографию, делая картинку настолько мягкой, что размытой может выглядеть даже точка фокусировки.

Например, дифракция на очень закрытой диафрагме, такой, как f/22 или f/32, может просто размыть все Ваше фотоизображение. Поэтому при съемке рекомендуется воздержаться от использования наименьшей диафрагмы объектива. Во многих случаях целесообразной выглядит некая золотая середина, то есть, например, использование диафрагмы f/8 в ситуации, когда необходимо оставить несколько объектов на снимке резкими, размыв при этом задний план.

Изменение диафрагменного числа позволяет по своему усмотрению манипулировать глубиной резкости. Именно поэтому многие профессионалы и любители фотографии предпочитают снимать в режиме приоритета диафрагмы, в котором можно легко вручную манипулировать настройками диафрагмы для контроля ГРИП, в то время как автоматика камеры самостоятельно подберет другие настройки для создания качественного снимка.

— Фокусное расстояние

Второй фактор, который непосредственно влияет на глубину резкости, это фокусное расстояние. Поскольку условия освещения постоянно меняются, то ГРИП, которую Вы изменяли с помощью регулирования диафрагмы, в один момент возможно будет не правильной. Чтобы постоянно не подстраиваться под интенсивность света и условия съемки, нужно научиться управлять глубиной резкости посредством фокусного расстояния. При заданном значении диафрагмы глубина резкости будет настолько меньше, насколько большим будет фокусное расстояние объектива. Одним словом, чем больше дистанция, на которую выполняется наводка объектива, тем больше будет глубина резкости.

Фокусное расстояние 85 мм. Диафрагма F.3.5. Расстояние до объекта меньше метра.

Тут важно упомянуть о таком понятии, как гиперфокальное расстояние. Оно определяет расстояние фокусировки, чтобы определить комбинацию фокусного расстояния и диафрагменного числа, обеспечивающую наибольшую ГРИП. Если Вы осуществляете фокусировку оптики на ее гиперфокальном расстоянии, то все, что находится на дистанции половины от этого расстояния до бесконечности, будет оставаться четким в кадре.

— Расстояние до снимаемого объекта

Еще одним фактором, оказывающим серьезное влияние на ГРИП является значение расстояния до объекта съемки. Правило такое: чем больше расстояние до снимаемого объекта, тем больше глубина резкости при тех же значениях диафрагмы и фокусного расстояния. Например, при макросъемке, когда объекты находятся максимально близко перед камерой, на фотоизображении они получатся наиболее четкими, а все остальное окажется размытым. Также нужно сказать и о другой зависимости. Чем дальше от объектива фотокамеры располагаются предметы, тем меньшее влияние на ГРИП оказывают такие факторы, как число диафрагмы и фокусное расстояние.

Фокусное расстояние 300 мм. Диафрагма F6.3, расстояние до объекта 5 метров (кроп).

Как не трудно догадаться, все перечисленные параметры (число диафрагмы, фокусное расстояние, расстояние до объекта) тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому чтобы контролировать глубину резко изображаемого пространства, Вам необходимо научиться грамотно оперировать всеми этими тремя факторами. Эти параметры можно объединить для создания фотоизображения с малой или большой ГРИП в зависимости от того, что Вы хотите видеть на итоговой фотографии. Чтобы преуспеть в умении управлять ГРИП нужна только постоянная практика и эксперименты с творчеством. Постарайтесь отснять как можно больше кадров, изменяя значения апертуры, манипулируя фокусным расстоянием и дистанцией до объекта съемки, чтобы полностью уяснить для себя, как эти параметры сказываются на глубине резкости.

Фокусное расстояние 50 мм. Диафрагма 5,6. Расстояние до ближайшего объекта >100м. (Кликабельно)

Необходимо отметить тот факт, что когда параметры, как фокусного расстояния, так и диафрагмы одинаковы, цифровой фотоаппарат с меньшими размерами светочувствительной матрицы позволит сделать большую глубину резкости. Практически, это означает, что у компактной «мыльницы» изначально будет длинная глубина резкости, а у камеры с полным кадром – узкая. По этой причине, например, снимая достаточно простым фотоаппаратом с сенсором формата 4/3, Вы можете получить пейзажную фотографию, на которой все объекты и задний фон будут в фокусе. В свою очередь, фотографируя на полнокадровую камеру, можно легко получить качественный портрет с резким лицом модели и красиво размытым фоном.

Научившись управлять глубиной резко изображаемого пространства, Вы сможете менять акценты при создании фотоизображений, что очень важно для творчества и получения оригинальных фотографий. Чтобы понять, как изменяется глубина резкости после Ваших различных манипуляций, не забывайте просматривать отснятые фотоизображения прямо на ЖК-дисплее камеры. Вы сможете быстро понять, что не так, и продолжить эксперименты с настройками для достижения оптимального результата.

www.fotokomok.ru

ГРИП и гиперфокальное расстояние

ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.

ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или  DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.

Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.

Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.

От чего зависит глубина резкости

На глубину резко изображаемого пространства оказывают влияние всего два параметра:

  1. Фокусное расстояние объектива
  2. Величина диафрагмы

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.

Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.

 Как используется глубина резкости

Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз — размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.

Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.

Гиперфокальное расстояние

Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

На этом снимке резок как передний, так и задний план

Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния

Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании,  и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!

Автор: Евгений Карташов

photo-monster.ru

​Глубина резкости (ГРИП) в художественной фотографии

Аббревиатуру «ГРИП» вы часто можете встретить в обучающих курсах по фотографии. Расшифровывается она как «Глубина Резко Изображаемого Пространства», а в среде фотографов часто именуется просто «глубина резкости».

Формирование представления о глубине резкости и работе с нею – это важнейшая составляющая базового курса изучения фотографии.

Глубина резкости – это промежуток между двумя точками в кадре, который на фотографии отобразится резким. Давайте рассмотрим подробнее. Объектив камеры может в один момент сфокусироваться только в одной плоскости. Все объекты, попадающие в зону фокусировки, отобразятся на вашем снимке как резкие. Объекты, удаляющиеся от зоны фокусировки (в одну и другую сторону) постепенно теряют резкость. Чем дальше объект от зоны фокусировки, тем более размытым он будет на фото. ГРИП это переменная величина, которую принято измерять и обозначать в метрах.

С помощью ГРИП вы можете расставлять акценты в кадре, выводить на первый план главное и «приглушать» второстепенное, контролировать внимание зрителя и направлять его взгляд на важные детали. Согласитесь, это довольно мощный инструмент общения со зрителем через фотоснимок.



С понятием о ГРИП пересекается понятие «гиперфокального расстояния». Этим термином называют расстояние от передней границы резко изображаемого пространства, в случае, когда объектив фокусируется на бесконечность.

Начинающему фотографу нужно быть очень внимательным при работе с глубиной резкости – небольшое смещение фокуса может стать ошибкой и испортить весь кадр. Например, любому зрителю некачественным покажется портрет, на котором лицо модели размыто, а фокус «ушел» на лицо случайного прохожего.

От чего зависит глубина резкости

ГРИП зависит от нескольких факторов. Вы сможете создавать удачные снимки с необходимой глубиной резкости, освоив особенности каждого из факторов и научившись их комбинировать.

1.Диафрагма. Каждый новичок, едва приступив к обучению фотоискусству, узнает, как важно для удачной экспозиции кадра грамотно подобрать диафрагменное число. Вот и глубина резкости в первую очередь зависит от него.

Значение диафрагмы можно менять в довольно широком диапазоне (чаше всего от f2,8 до f16), а вместе с тем и подстраивать ГРИП под свои творческие замыслы. Максимальное и минимальное значение fзависит от характеристик конкретного объектива. Например, некоторые длиннофокусные объективы позволяют открыть диафрагму до f1,4, а широкоугольные — сузить до f32. Однако вы должны помнить, что использование крайних диафрагменных чисел во время съемки нежелательно – это может привести к появлению аберраций и, как следствие, ухудшению качества снимка.

Когда вы закрываете диафрагму до максимально допустимого значения (т.е. увеличиваете диафрагменное число) – глубина резкости предельно увеличивается. Это позволяет вам сделать резким все пространство кадра.

А если диафрагму приоткрыть, то задний фон за объектом съемки начнет размываться. Предельное размытие фона и выделение главного объекта съемки произойдет при минимальном диафрагменном числе.

В каждой камере есть режим приоритета диафрагмы, который позволяет установить необходимое значение f, а автоматика камеры подберет подходящие значения выдержки для правильного экспонирования кадра.

2.Фокусное расстояние. Если вы хотите регулировать ГРИП, при этом оставляя неизменным значение диафрагмы — изменяйте фокусное расстояние объектива. Уменьшая фокусное расстояние, вы увеличите глубину резкости. Соответственно, с увеличением фокусного расстояния, глубина резкости будет уменьшаться, и некоторые части изображения начнут размываться.

Давайте посмотрим на примерах взаимозависимость ГРИП и фокусного расстояния объектива (значение диафрагмы остается неизменным, f8):

    ·фокусное расстояние 12 мм — ГРИП от 62 см и до бесконечности;

    ·24 мм – 314 см;

    ·50 мм – 51 см;

    ·85 мм – 17 см;

    ·105 мм – 11 см.

Из примера становится понятно: если важно получать резкие изображения – по возможности используйте широкоугольные объективы, а если хотите достичь красивого размытого фона – длиннофокусные.

3.Расстояние до объекта съемки тоже влияет на глубину резкости. Чем ближе вы подойдете, тем меньше будет глубина резкости, а значит все, что находится вокруг снимаемого объекта приобретет мягкое размытие.

Например, фотографы, занимающиеся макросъемкой должны быть очень внимательны к качеству снимков: на расстоянии 10-15 см от объекта при открытой диафрагме, ГРИП может составить всего несколько миллиметров. В таком случае бывает сложно «вписать» объект съемки в зону резкости. Тогда целесообразно снимать с более дальней дистанции, а затем кадрировать изображение в фоторедакторе.

Если вы хотите снимать на очень маленьких дистанциях, вам нужно учесть, что расстояние от камеры до объекта замеряется не от передней линзы объектива, а от матрицы. Для того, чтобы узнать где именно располагается светочувствительный элемент, найдите на корпусе камеры специальное обозначение плоскости матрицы — перечеркнутый кружок.

При прочих равных настройках (f 8 и фокусное расстояние 85 мм) можно, например, проследить такое взаимодействие расстояния до объекта съемки и ГРИП:

ГРИП в художественной съемке

Вы уже поняли, что работа с большой ГРИП дает нам резкое изображение на большей (если не всей) площади карда. Это особенно необходимо в пейзажной и архитектурной съемке, при работе над репортажами, когда передний, средний и задний планы кадра должны быть в фокусе и нести смысловую нагрузку. Большая ГРИП дает возможность показать детали, окружить главный предмет съемки подробностями.

Для того чтобы достичь максимальной резкости всего кадра, пейзажисты рекомендуют помещать точку фокуса сразу за объектами переднего плана. Снимая пейзаж, вы можете «поиграть» с глубиной резкости. Например, передний или задний план съемки оставить вне фокуса. Это художественный эффект позволит также расставить акценты, не уменьшая при этом смысловую нагрузку изображения.



    1.Расположите камеру как можно дальше от предмета съемки.

    2.Закройте диафрагму до минимального допустимого значения (не забывайте о возможном появлении искажений при использовании крайних диафрагменных чисел).

    3.Установите минимальное фокусное расстояние вашего объектива.

    4.Если в вашей камере есть режим DEP, то будет очень удобно воспользоваться им. Вам нужно указать 2 точки, определяющие зону резкости на изображении, а камера произведет автоматический замер экспозиции и выставит подходящие настройки.

Маленькая ГРИП чаще всего применяется для съемки средним и крупным планом (например, портреты и макросъемка). Контроль глубины резкости позволяет отделить основной предмет съемки от фона, создать акцент внимания. В фотографии такой прием размытия фона называется «боке» (от японского «нечеткость»).

Это не значит, что вы всегда должны стараться размыть пространство округ объекта до неузнаваемости и превратить его в неопределенные пятна цвета. Иногда достаточно легкого размытия, чтобы слишком пестрый фон ушел на второй план и перестал «тянуть» на себя внимание зрителя, но при этом можно было догадаться, где именно находится объект. Выбирайте оптимальную ГРИП для конкретных условий съемки в зависимости от своих творческих задач.

Чтобы снять портрет крупным планом с маленькой ГРИП, наведите фокус на глаза человека, тогда, даже если часть лица не попадет в зону резкости, кадр будет удачным. Если модель размещена к вам боком, то фокус следует наводить на тот глаз, который ближе к камере.

Если вы работаете над групповым портретом, то использование минимальной ГРИП, скорее всего, будет для вас не самым удачным решением. Есть риск, что не все модели войдут в зону резкости – тогда фото окажется бракованным. В таких случаях можно прикрыть диафрагму до значения f8 — все участники группового снимка попадут в зону резкости, а фон слегка размоется.



    1.Для получения эффекта размытия фона, максимально для данной ситуации откройте диафрагму.

    2.Используйте наибольшее фокусное расстояние (наилучший результат дают длиннофокусные объективы).

    3.Приблизьтесь к предмету съемки насколько это возможно.

    4.Постарайтесь расположить объект как можно дальше от фона.

Как рассчитать глубину резко изображаемого пространства

В процессе съемки очень важно уметь определить, что же именно попадет в зону резкости в вашем кадре.

Самый простой вариант определения качества изображения – сделать пробный снимок. Вы увидите кадр в целом, но изучить детали и рассмотреть в точности границы четкого и размытого на мониторе камеры будет сложно.

Губину резкости можно проверить с помощью репетира диафрагмы. Этот механизм использовался на пленочных, и до сих пор устанавливается на некоторые цифровые камеры. Если на вашей камере есть функция предпросмотра ГРИП, то зажав специальную кнопку, в видоискателе вы увидите объекты, попадающие в зону резкости.

Если вы владелец объектива с фиксированным фокусным расстоянием, то можете пользоваться специальной шкалой глубины резкости, нанесенной прямо на объектив. По такой шкале легко определить переднюю и заднюю границу зоны резкости в кадре.

Существуют специальные таблицы и различные калькуляторы ГРИП. Чтобы облегчить работу на выездной фотосессии, такой калькулятор можно установить на смартфон. Программа очень проста в использовании. Задав параметры своей камеры и объектива, данные о значении диафрагмы и фокусном расстоянии, вы получите точный расчет глубины резкости.

Постоянно практикуясь, вы станете интуитивно правильно выбирать нужные параметры съемки. Для этого, начиная обучение фотографии, протестируйте свою камеру, чтобы узнать все ее возможности. Для теста сделайте несколько снимков с разным значением диафрагмы и сравните их – выясните, что попало в зону резкости, а что нет.

В тексте использованны фотографии с официального сайта производителя объективов Тамрон

photofeast.ru

Что такое ГРИП в фотографии. Расчет грип.

В этой статье будет описано, что такое ГРИП. По-английски этот термин пишется – depth of field. В фотографии ГРИП один из важнейших элементов и его понимание необходимо для получения технически качественных снимков.

Это аббревиатура и расшифровывается она следующим образом – глубина резкости изображаемого пространства.

Хотя на фотографии изображение плоское, в реальности сцена съемки всегда трехмерна. Она имеет так называемую глубину. Глубина съемочной сцены это расстояние от объектива до последнего предмета, который попадает в кадр.

Например, при съемке в помещении глубина сцены это расстояние от объектива до противоположной стены этого помещения. Если фотография выполняется на улице, тогда глубина сцены фотосъемки может быть очень большой – десятки, сотни метров или даже километры.

Объектив фотоаппаратов имеют ту же особенность, что и человеческий глаз. Он не может дать максимальное четкое изображение по всей глубине пространства, которое попадает в кадр. Максимальная четкость изображения возможна лишь на некоторое расстояние от точки фокуса объектива. На некоторое расстояние вперед и назад от этой точки.

Объектив всегда фокусируется не на всей сцене, а на какой-то части этой сцены. Например, на лице человека, при портретной съемке. И резкое изображение получается только для объекта, на котором сфокусирован объектив, а также на некоторое расстояние перед этим объектом и позади этого объекта.

Вот это расстояние и называется ГРИП. Расстояние ГРИП зависит от оптических характеристик объектива, от размера диафрагмы и расстояния до объекта фокусировки.

Возможные значения (границы – максимум и минимум) ГРИП различны для разных моделей объективов. Есть объективы с большим ГРИП. Есть специализированные объективы с очень маленьким ГРИП (например, портретные объективы).

Упрощенно можно сказать, что ГРИП уменьшается при следующих факторах:

  • При увеличении фокусного расстояния объектива.
  • При уменьшении расстояния до объекта фокусировки.
  • При увеличении (открытии) диафрагмы).

А максимальный ГРИП будет на большом расстоянии до объекта или при максимально закрытой диафрагме или при минимальном фокусном расстоянии.

Зависимость ГРИП от фокусного расстояния объектива:

Зависимость ГРИП от диафрагмы объектива:

Зависимость ГРИП от расстояния до объекта съемки:

Возможные диапазоны ГРИП для конкретного объектива определяются техническими (оптическими) характеристиками этого объектива.

При одинаковом расстоянии до объекта фокусировки и одинаковой диафрагме, два разных объектива могут иметь разные значения ГРИП.

Упрощенно можно сказать, что светосильные фикс-объективы имеют меньший ГРИП. А более «темные» зум-объективы имеют больший ГРИП.

Наиболее часто маленький ГРИП используется в портретной фотосъемке. Поскольку позволяет отделить лицо (или часть фигуры человека) от фона фотосцены (кадра). Лицо на снимке получается резко и четко, а все что позади человека размыто и нерезко.

В фотографировании есть специальный прием съемки, называемый «боке» — при котором максимально размывается фон позади главного объекта. Такое специальное размытие фона достигается выставлением нужных настроек фокусного расстояния, диафрагмы, а также расстоянием до объекта съемки. Существуют даже специализированные фотообъективы, «заточенные» для получения хорошего «боке». С технической точки зрения съемка «боке» заключается в максимальном уменьшении ГРИП.

Смысл такой съемки в том, чтобы визуально выделить главный объект на фотографии. Когда все объекты на фотографии изображены одинаково резко, это может ухудшить восприятие главной части снимка. А если весь снимок нечетки, а главный объект изображен резко, тогда на нем сразу фокусируется внимание зрителя.

Но бывает и обратная задача, когда необходимо получить четкую картинку на большую глубину сцены. Например в архитектурной или интерьерной фотографии. И в этой ситуации тоже нужно понимать, как добиться увеличения ГРИП. Что для этого необходимо сделать.

Правильное понимание того, что такое ГРИП и как им управлять это возможность получать четкие фотоснимки. Четкие настолько, насколько это вам необходимо.

Сопутствующие статьи

Что такое цифровой фотоаппарат

Что такое экспозиция и экспопара в фотографии

Помощник Ру, 2015

 

adiutor.ru

Фотография: как рассчитать глубину резкости

Глубина резкости – это диапазон расстояния, зона, в которой объекты выглядят резкими. Она варьируется в зависимости от типа камеры, диафрагмы и дистанции фокусировки, хотя печатный размер и расстояние просмотра также может влиять на наше восприятие глубины резкости. Эта статья даст вам интуитивное и техническое понимание глубины резкости и ее расчета с помощью калькулятора, а также покажет, как она меняется в зависимости от настроек.

84333

Глубина резкости (ГРИП) – это не кардинальное изменение из нерезкости к острой резкости, это плавный переход. На самом деле, все, что непосредственно перед или в задней части дистанции фокусировки, начинает терять резкость – даже если это не воспринимается нашими глазами или решением камеры.

Пятно рассеяния

Для определения размытости точки, после чего она воспринимается как нерезкая, есть термин “кружок нерезкости или пятно рассеяния”. Если кружок нерезкости становится виден нам, эта область считается вышедшей за пределы глубины резкости и не является “приемлемо чёткой”.

Когда кружок нерезкости становится различим нашими глазами? Допустимо четкое пятно рассеяния, что останется невидимым при увеличении для печати на стандартном размере 20×25 см и при наблюдении со стандартного расстояния – 30 см.

dof_dofmarkers

При такой дистанции просмотра и таком печатном размере производители камер считают кружок нерезкости неразличимым (если его диаметр не больше 0.025 мм после увеличения). Как результат, это стало стандартом при обозначении глубины резкости на объективах (на примере f/22 для объектива 50 мм). Реально человек с идеальным зрением может различить 1/3 этого размера, так что кружок нерезкости должен быть еще меньше, чтобы обеспечить приемлемую четкость.

Для определенной комбинации печатного размера и дистанции обзора кружки нерезкости будут разными. В ниже приведенном примере размытых точек кружок нерезкости в действительности меньше разрешения вашего экрана для двух точек на любой из сторон дистанции фокусировки, и потому они находятся в глубине резкости.

Кстати, глубина резкости задает только максимальную величину кружка нерезкости и не описывает, что происходит с областями, не попавшими в фокус – те области, что мы называем “боке”. Два изображения с одинаковой глубиной резкости могут иметь существенно различное боке, и оно зависит от формы диафрагмы объектива. В действительности, форму круга пятно рассеяния имеет, пока его не увеличить, так при увеличении для большинства объективов это будет многоугольник с 5-8 ребрами.

1

Контроль глубины резкости

Хоть размер печатной фотографии и расстояние просмотра – очень влиятельные факторы, которые решают, будет ли пятно рассеяния видно, еще два важных элемента – это диафрагма и фокусное расстояние. Они определяют размер этого самого круга нерезкости и его видимость на сенсоре вашей камеры. Сильно открытая диафрагма и большое фокусное расстояние производят меньшую глубину резкости. Три фотографии ниже имеют одинаковое фокусное расстояние, но разные значения диафрагмы. Снимки сделаны с объективом 200 мм (поле зрения 320 мм на 35 мм камеры).

dof_image1-f28dof_image1-f80dof_image1-f56

                         f/2.8                            f/8.0                                 f/5.6 

РАЗЪЯСНЕНИЕ: фокусное расстояние и глубина резкости

Обратите внимание, что я не упомянула фокусное расстояние как фактор, что определяет глубину резкости. Несмотря на то, что телеобъективы, как нам кажется, создают намного меньшую глубину резкости, это происходит потому, что их часто используют для увеличения предмета, к которому нельзя подойти ближе. Если объект займет такую же площадь в видоискателе как на широкоугольном, так и на телеобъективе, глубина резкости будет почти независима от фокусного расстояния! Конечно, вам нужно было бы подойти ближе к объекту, если у вас широкоугольный объектив, и отойти дальше, если теле. Соотношение расстояния и показаний настроек ниже:

cats

Важно! Для минимальных фокусных расстояний есть некоторые изменения, хотя этот эффект незначителен по сравнению с диафрагмой и с дистанцией фокусировки. Несмотря на то, что общая глубина резкости практически неизменна, доля глубины резкости впереди и позади дистанции фокусировки изменяется с фокусным расстоянием, как показано ниже:

cats1

Такая вот ограниченность традиционной концепции ГРИП: она принимает во внимание только сам диапазон и не учитывает распределение глубины относительно фокальной плоскости, несмотря на то, что оба фактора могут повлиять на восприятие резкости. Широкоугольные объективы обеспечивают большую глубину резкости за фокальной плоскостью, нежели перед ней, что существенно для традиционной пейзажной и ландшафтной съёмки.

При неизменных точке съемки и дистанции фокусировки объектив с большим фокусным расстоянием выдаст меньшую ГРИП. Вы можете заметить это в повседневном применении, и причина в степени увеличения, а не в дистанции фокусировки. Нам видится то, что для больших фокусных расстояний глубина резкости снижается, суть в том, что они сжимают перспективу. Это делает фон намного ближе к переднему плану — даже если детали не становятся четче. Глубина резкости также кажется меньшей у зеркальных камер, чем у компактных цифровых камер, поскольку зеркальным камерам нужно большее фокусное расстояние для получения аналогичного угла обзора.

Подсчет ГРИП

Для подсчета глубины резкости, нужно для начала определиться с максимальным допустимым кружком нерезкости. Он зависит от типа камеры (размер сенсора или пленки) и от комбинации печатного размера и дистанции просмотра.

Расчеты глубины резкости базово подразумевают, что для приемлемой чёткости размер кружка нерезкости не должен превышать 0.025 мм (мы обсудили это выше), но люди с идеальным зрением могут различать 1/3 этого размера. Если вы используете в качестве стандарта человеческого восприятия 0.025 мм, примете во внимание, что граница глубины резкости может оказаться недостаточно четкой. Приведенный здесь калькулятор ГРИП основан на данном стандарте.

cats2

Глубина фокуса и визуализация диафрагмы

Еще одним взаимосвязанным элементом с кружком нерезкости является концепция глубины фокуса, так называемое”пространство фокуса”. Его отличие от глубины резкости в том, что он описывает диапазон, в котором свет фокусируется на сенсоре камеры, в отличие от количества изображения в фокусе. Это важно, так как он определяет границы того, насколько горизонтальна или вертикальна должна быть пленка или цифровой сенсор, чтобы достичь требуемого фокуса на всех частях изображения.

На рисунке показано насколько глубина фокуса зависит от диафрагмы. Фиолетовые линии демонстрируют максимальные углы, на которых свет может попасть в диафрагму. Область фиолетового цвета показывает все возможные углы. Картинка может быть также использована для иллюстрации глубины резкости, но в этом случае вместо сенсора следует перемещать элементы объектива.

Суть: когда объект находится в фокусе, лучи света из одной точки сходятся в другую на сенсоре камеры. Если лучи достигают сенсора в других положениях (образуя круг вместо точки), объект окажется вне фокуса, и расфокусировка будет нарастать с изменением расстояния.

Читайте также:

Фотография: как правильно выбрать выдержку

Как сделать качественные фотографии во время путешествия

Фотография: 20 базовых терминов

 

say-hi.me

Глубина резкости (ГРИП)

ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.

ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.

Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.

Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.

От чего зависит глубина резкости

На глубину резко изображаемого пространство оказывают влияние всего два параметра:

  1. Фокусное расстояние объектива
  2. Величина диафрагмы

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.

Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.

Как используется глубина резкости

Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз — размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.

Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.

Гиперфокальное расстояние

Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

На этом снимке резок как передний, так и задний план

Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния

Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании, и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!

nikon3100.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *