Henri cartier bresson фотографии: Анри Картье-Брессон. Уличный фотограф

С «лейкой» и с блокнотом – Газета Коммерсантъ № 113 (7075) от 02.07.2021

Первой выставкой только что открывшегося после четырехлетней реконструкции Музея истории Парижа Карнавале стала выставка фотографий Анри Картье-Брессона «Возвращение в Париж». По силе воздействия 200 снимков из собрания Карнавале и Fondation Henri Cartier-Bresson стоят всего музея, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Предыдущая фотография

Париж для Анри Картье-Брессона был городом, в котором на каждом углу встречаются художники — как Альберто Джакометти на улице Алезия

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Следующая фотография

1 / 5

Париж для Анри Картье-Брессона был городом, в котором на каждом углу встречаются художники — как Альберто Джакометти на улице Алезия

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов  /  купить фото

Музей Карнавале сказочно богат. Его создатели имели терпение и смелость собрать в одном месте все знаки парижской жизни за века существования города. Все, что ни происходило в Париже, оставило следы в музее, его экспонаты невероятно разнообразны, залы необъятны, запутанны и тяжелы для осмотра. Его экспозиция — как книга, состоящая из одних примечаний.

На этом фоне выставка Анри Картье-Брессона (1908–2004) «Возвращение в Париж» выделяется и строгостью черно-белого цвета, и простотой идеи — как великий фотограф ХХ века воспринимал город, в котором он вырос и провел всю жизнь. Никакой дидактики, он просто ходил и снимал. Покидая город и приезжая обратно, он как будто бы возобновлял диалог со старым другом ровно с того места, на котором его прервал.

Столько же, сколько о Париже, это говорит о Картье-Брессоне, время не меняет его оптики, главное не годы и десятилетия, не внешние изменения, не события, а его взгляд.

Что общего в жизни довоенных предместий, в моментах освобождения Парижа в 1944 году, в демонстрациях 1968 года, в портретах поэтов и художников, в зарисовках сада Тюильри из окна квартиры на улице Риволи, когда он в последние годы жизни попытался увидеть город не через видоискатель камеры, а в измененной графикой реальности.

Все это выставлено в залах Карнавале в виде длинной ленты кадров и образов. И подчеркнуто архитектурой — залы соединены между собой подобием оптического туннеля, в стратегических точках которого размещены стратегические кадры Картье-Брессона — вроде Джакометти, который пересекает улицу под дождем, натянув на голову пальто, точно ходячая скульптура. А в начале выставки в этом тоннеле за стеклом стоит фотоаппарат Leica, верный спутник в путешествиях по городу.

Долгая жизнь и быстро явившееся признание его не изменило. Разве что облегчило жизнь и дало возможность меньше думать о заработке. Вся биография Картье-Брессона в ретроспективе выглядит постоянными попытками обрести свободу. В 1940-м он попал в плен и сбежал только в 1943-м после двух неудачных попыток. Он видел в этом символ своей жизни: «Я всегда буду беглым арестантом».

Сначала «лейка» избавила его от предначертанной семьей судьбы, составила компанию в бродяжничестве по городу и познакомила с другими художниками. «Я многим обязан сюрреализму,— говорил Картье-Брессон,— потому что он научил меня отпускать объектив на волю, дабы раскопать завалы бессознательного и случайного». Он искал свободу в левых идеях, у коммунистов, но разочаровался и в них: «Я чувствовал близость коммунистических идеалов на манер первых христиан. Потом мой пыл охладила книга Андре Жида об СССР». Фотокооператив Magnum был создан им с друзьями для того, чтобы избавиться от диктата заказчиков и издателей, но в 1974 году он ускользнул и оттуда. И наконец, отказался от фотографии с ее техническими ограничениями в пользу графики: «Фотография акт мгновенный, рисунок — это медитация».

Париж научил его скепсису, постоянному недовольству, иронии. Его было не провести. В этом он настоящий парижанин, недаром, снимая протесты 1968 года, он отчетливо ни с одними, ни с другими, а только сам с собой. Ни в одной его фотографии нет идиллии — даже счастье двух целующихся на скамейке пар подчеркнуто одиночеством ребенка. Он между крайностями — как на знаменитом снимке (который в советской традиции был бы постановочным): на веранде кафе Lipp дама в шляпке и красивом жакете с испуганным любопытством косится на девушку а-ля Брижит Бардо с распущенными волосами в коротком платье.

Две моды, два времени, два мира. И наконец, две газеты: у дамы в руках правая Figaro, у девушки на столе — левая Monde.

Попробовав и репортаж, и заказные портреты, Картье-Брессон нашел удовольствие в свободном взгляде на мир, который складывался перед ним в геометрические и человеческие узоры. В его снимках нет сюжета, нравоучения, никакого содержания, кроме того, что мы сами готовы в них вложить, но ведь нас никто не просит это делать. Можно просто смотреть на Париж, как делал это автор, иногда прикладываясь к камере, чтобы записать для себя, как в блокнот, сценку большого городского театра.

Анри Картье-Брессон, легенда французской фотографии

“Фотография – ничто. Меня интересует жизнь.”  Эти слова знаменитого фотографа, великого Анри Картье-Брессона— лучшее объяснение того, почему он настолько популярен во всем мире. И почему его фотографии выглядят зачастую гораздо более живыми, яркими и чувственными, чем то, что мы видим вокруг.

Убедиться в этой магии зоркого взгляда и «Лейки» с 50-мм объективом можно в центре Жоржа Помпиду до 9 июня 2014 года.

«La photographie, ce n’est rien, il n’y a que la vie qui m’intéresse». Ce sont les mots du célèbre photographe Henri Cartier-Bresson qui expliquent le mieux sa popularité dans le monde entier. Et pourquoi ses photos semblent si souvent avoir quelque chose de beaucoup plus vivant, vibrant et sensuel que ce que nous voyons autour de nous. Jusqu’au 9 juin 2014, le centre Georges Pompidou permet de se rendre compte de la magie de cet œil perçant et de son objectif «Leica» de 50 mm.

Китай, 1948 г. Толпа, штурмующая банк в последние дни гоминьдановского режима | Foule attendant devant une banque pour acheter de l’or pendant les derniers jours du Kuomintang, Shanghai, Chine, décembre 1948, Cartier-Bresson / Magnum Photos, courtesy Fondation Henri Cartier-Bresson

 

Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу-ан-Бри недалеко от Парижа. Детская камера Brownie-Box и дядя Луи, одаренный художник, определили будущее маленького Анри. В 19 лет он стал учеником кубиста Андре Лота, однако ни с живописью, ни с фотографией отношения не складывались, поэтому после первых приключений (службы в армии и путешествия в Кот д’Ивуар, где он чуть не умер от лихорадки) Картье-Брессон встал перед выбором.

Все решила одна фотография. Когда Анри увидел снимок Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика», он «неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени» — как он написал много лет спустя. Потом последовали путешествия по Европе, Америке и Мексике, выставки, попытки освоить фэшн-фотографию и кинематограф. Вторая мировая война полностью меняет жизнь талантливого фотографа. Он попадает в плен, бежит из него спустя 35 месяцев, становиться членом Сопротивления и фотографирует, фотографирует историю, разворачивающуюся на его глазах.

Cartier-Bresson est né le 22 Août 1908 dans la petite ville Chanteloup-en-Brie, près de Paris. Un appareil photo pour enfant «Brownie-Box», un oncle artiste, et l’avenir du petit Henri était tracé. À 19 ans, il étudie auprès du cubiste André Lhote, mais ses rapports avec la peinture et la photographie restent jusque là très limitée. C’est donc après ses premières aventures (son service militaire et un voyage en Côte d’Ivoire, où la fièvre a failli l’emporter) que Cartier-Bresson a dû faire un choix.

Tout a été décidé par une seule image: lorsque Henri voit la photo «Enfants jouant sur les rives du lac Tanganyika» prise par Martin Munkácsi, il «a soudain compris que la photographie peut fixer l’éternité dans l’instant» comme il l’écrit bien des années plus tard. Ensuite, il enchaîne les voyages en Europe, en Amérique, au Mexique, les expositions, les tentatives de maîtrise de la photographie de mode ou du cinéma. La Seconde Guerre mondiale change complètement la vie du talentueux photographe. Il est fait prisonnier, s’enfuit après 35 mois, devient un membre de la Résistance et il photographie, il photographie toute l’histoire qui se déroule devant ses yeux.

 

Первые оплачиваемые отпуска, берега Сены, 1936 г. | Premiers congés payés, bords de Seine, France, 1936 © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos, courtesy Fondation Henri Cartier-Bresson

 

 В полной мере талант Картье-Брессона и его уникальный стиль раскрывается, когда он становится сооснователем легендарного «Магнума». Сферами его интересов становятся страны Азии. Репортажи, сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии – сделали его фотожурналистом мирового масштаба. Каким он и оставался до конца жизни, несмотря на то, что в конце пути вновь обратился к живописи и рисунку. Анри Картье-Брессон умер в 2004 году.

Десять лет спустя центр Жоржа Помпиду собрал воедино многочисленные свидетельства (более пятисот!) захватывающего творческого пути, который в полной мере можно назвать приключением.

Помимо ожидаемых фотографий, самых знаменитых, знаковых для своего времени, куратор Клеман Шеру разыскал так же рисунки, наброски и живопись, кинематографические этюды — словом все, что может рассказать об Анри Картье-Брессоне как о многоплановой личности, а не только как об авторе снимков, красующихся на туристических открытках. Безусловно, делом всей его жизни стала фотография, но многие другие увлечения и открытия позволяют увидеть за легендой живого человека — смелого, остроумного, талантливого и трогательного в своей искренней любви к жизни.

Первая часть экспозиции объединяет творчество 1926—1935 годов, время, когда Картье-Брессон находился под влиянием сюрреализма. Это начало его фотографических опытов, связанное с путешествиями по Европе, Мексике и США.

Второй этап посвящен жизни после 1936 года, когда Картье-Брессон вернулся в Нью-Йорк. Работы этого периода открывают отношение фотографа к политике, в частности, к коммунизму и антифашизму, ко Второй мировой войне; в это же время были созданы многие кинематографические работы.

Заключительная третья часть соединяет все то, что было создано мастером после 1947 года и вплоть до 1970, когда он окончательно переключился на живопись.

Le talent de Cartier-Bresson et son style unique se révèle réellement quand il devient co-fondateur du légendaire « Magnum ». Les pays d’Asie suscitent particulièrement son intérêt. Les reportages qu’il réalise dans les pays indépendants ou en passe de le devenir tels que l’Inde, la Chine et l’Indonésie font de lui un photojournaliste de classe mondiale. Ce qu’il restera jusqu’au bout, bien qu’en fin de vie il se soit de nouveau tourné vers la peinture et le dessin. Henri Cartier-Bresson est mort en 2004.

Dix ans plus tard, le Centre Georges Pompidou a réuni de nombreux témoignages et preuves (plus de cinq cents !) du chemin artistique que l’on peut facilement qualifier d’aventure.

En plus des photos les plus attendues, les plus célèbres, et les plus emblématiques de son époque, le commissaire d’exposition Clément Chéroux a retrouvé des dessins, croquis et peintures, études cinématographiques… bref, tout ce qui atteste de la personnalité à multiple facette d’Henri Cartier-Bresson au lieu d’un simple auteur de clichés qui embellissent les cartes postales. Bien sûr, l’art photographique était l’œuvre de sa vie, mais nombre de ses occupations permettent de voir l’être humain derrière la légende — audacieux, plein d’esprit, de talent et touchant d’amour véritable pour la vie.

La première partie de l’exposition combine les années de créativité de 1926 à 1935, alors que Cartier-Bresson était influencé par le surréalisme. C’est le début de ses expériences photographiques liées aux voyages en Europe, au Mexique et aux États-Unis.

La deuxième étape est consacrée à sa vie après 1936, après qu’Henri Cartier-Bresson soit retourné à New York. Les œuvres de cette période révèlent les rapports du photographe à la politique, en particulier, au communisme et à l’antifascisme, et à la Seconde Guerre mondial. A cette époque il y eut également de nombreuses œuvres cinématographiques.

La troisième partie conclue sur tout ce qui a été créé par le maître après 1947 et jusqu’en 1970, date à laquelle il est définitivement retourné vers la peinture.

 

Анри Картье-Брессон | Улица Муфтар, Париж (1954 г.) | Доступно для продажи

Что-то, что заставит вас улыбнуться! — Atlas Gallery На прошлой выставке

Medium

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло 20-го века Возможно, самый влиятельный художник 20-го века Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Ранняя желатиновая серебряная печать, напечатанная в начале 1960-х годов

Художественное произведение

Из сертификата

Включает

11 × 14 дюймов | 27,9 × 35,6 см

11 × 14 дюймов

27,9 × 35,6 см

42 000 долл. США

5 1/2 × 8 1/2 дюйма | 14 × 21,6 см

5 1/2 × 8 1/2 в

14 × 21,6 см

$ 60 000

$ 42 000

Лондон

Получить уведомления для аналогичных работ

Хотите продать работу по этому исполнителю? Продать с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Диапазоны цен на репродукции Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерного изображения. плоскости для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related artists

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Жорж Брак

Французский 1900-2000

Анри Картье-Брессон | Jackson Fine Art

Французский фотограф и художник Анри Картье-Брессон (1908-2004) неустанно работал плодовитым фотожурналистом с 1930 лет вплоть до своей смерти в 2004 году. Ручная камера Leica сопровождала молодого художника, когда он бродил по Парижу; молодой художник помог зародившемуся тогда движению уличной фотографии. Работу Анри Картье-Брессона лучше всего можно представить в его картине «За вокзалом Сен-Лазар» (1932), на которой изображен человек, подвешенный в воздухе, когда он плывет над безмятежной лужей за вокзалом Сен-Лазар; он умел ловить невероятно быстрые моменты, когда они разворачивались вокруг него. Анри Картье-Брессон также стал соучредителем кооператива Magnum Photos в 1919 году.47 вместе с современниками Робертом Капой, Джорджем Роджером, Дэвидом Чимом Сеймуром и Уильямом Вандивертом. Анри Картье-Брессон снимал картины по всему миру, в том числе в Китае во время революции, в Советском Союзе после смерти Сталина и в Индии, когда она обрела независимость.

Молодой художник рано развил и взрастил сильную страсть к живописи, особенно в движении сюрреализма. Старший из пяти детей, он изначально планировал стать художником, учась в свои 20 лет у художника Андре Лота, который специализировался в стиле позднего кубизма. Он начал охотиться с брауни, проведя год на охоте на антилопу и кабана в Кот-д’Ивуаре в 19 году.31. Его внимание переместилось на фотографию, прежде всего на его любимую камеру, 35-мм Leica. Картье-Брессон провел большую часть Второй мировой войны в качестве военнопленного, в конце концов сбежав с третьей попытки в 1943 году от немцев, которые первоначально заключили его в тюрьму. В 1944 году он участвовал во французском подпольном фотографическом отряде, чтобы зафиксировать немецкую оккупацию и отступление. Два года спустя Картье-Брессон создал фильм «Возвращение» для Управления военной информации США, иллюстрирующий освобождение французских военнопленных. В документальном фильме представлены кадры из концлагерей после освобождения. Выросший красивым, утонченным и мирским, Картье-Брессон без проблем завел знаменитых друзей, таких как Жаклин Кеннеди, Трумэн Капоте и Коко Шанель, среди прочих — все они позировали ему для портретов. Художник Анри Картье-Брессон считался человеком с хорошими связями и мастером создания сетей.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *