Картье брессон фотографии: наставления в манифесте «Решающий момент» и 200 фотографий
10 уроков от Анри Картье-Брессона
Portrait of the French photographer Henri Cartier Bresson a founder member of MAGNUM Photos on the roof of the Magnum office penthouse of Magnum Photos in Manhattan on West 57th Street.1961[adrotate banner=»2″]
Советы которые мог бы дать культовый фотограф.
Анри Картье-Брессона часто называют величайшим фотографом в истории и изобретателем современной стрит-фотографии. Вы можете узнать о нём в нашей биографии.
С тех пор, как он впервые вышел на улицу с верной Leica, прошло много времени. Изменились камеры, изменились технологии, изменились люди. Но его советы о самой сути фотосъемки актуальны и сейчас.
1. Сосредоточьтесь на геометрии
FRANCE. The Var department. Hyères. 1932.У Анри Картье-Брессона было замечательное чувство геометрии, которое позволяло интуитивно выстроить композицию. Вертикали и горизонтали, диагонали, кривые, треугольники, круги и квадраты — он искал формы, линии, которые могут вести к персонажу, использовал любые фигуры, чтобы сделать снимок лучше. Большое внимание он уделял и границам кадра — на многих его фотографиях есть обрамление из “естественных” предметов.
2. Имейте терпение
FRANCE. Paris. Place de l’Europe. Gare Saint Lazare. 1932.Говоря о “решающем моменте”, Картье-Брессон отмечал, что иногда тот приходит спонтанно, а иногда его приходится ждать — долго и терпеливо. При этом фотограф очень методично относился к съемке и из множества отснятых работ оставлял только те, где каждый элемент изображения (персонажи, фон, обрамление и так далее) был идеален. Чтобы получить такой снимок, он мог спокойно ждать, пока какой-нибудь прохожий войдет в кадр, чтобы получить законченную композицию. Правда, — говорил Картье-Брессон, — порой этого момента можно так и не дождаться.
3. Путешествуйте
SOVIET UNION. Moscow. 1954. Workers of a state-farm visiting the Metro.Картье-Брессон очень любил путешествовать и работал во всех странах Европы, США, СССР, Китае, Африке. В поездках он старался не только запечатлеть разные срезы жизни, но и больше узнать о тех людях, рядом с которыми жил. Например, в Индии он провел целый год, чтобы изучить местные традиции, проникнуться ее культурой.
Да, отличные кадры стрит-фотографии можно сделать на той же улице, где стоит ваш дом. Но, по мнению французского фотографа и заядлого путешественника, знакомство с новыми странами и культурами приносит вдохновение и позволяет по-новому взглянуть на мир.
4. Пользуйтесь только одним объективом
Работая для фотоагентства Magnum, Анри Картье-Брессон пользовался разными объективами. Но снимая для себя, он предпочитал только один — 50-миллиметровый, и оставался верен своему выбору десятки лет. Его и камеру он называл “продолжением своего глаза”.
Разные объективы позволяют по-разному взглянуть на мир, поэтому экспериментировать с ними можно и нужно, но выбор объектива, одного конкретного фокусного расстояния позволит создать и закрепить ваше собственное художественное видение. Так глаз будет натренирован видеть границы кадра в любой сцене из повседневной жизни, и вы точно будете знать, что будет на фотографии, если снимать с определенного угла или расстояния.
5. Фотографируйте детей
Мальчик с двумя бутылками вина в руках и победной улыбкой на лице — одна из самых узнаваемых фотографий Картье-Брессона. Дети на его снимках всегда выходили естественно и непринужденно. Они — замечательные персонажи для уличной фотографии; редко стесняются камеры и зачастую ее даже не замечают. И это дает возможность запечатлеть истинную сущность ребенка, со всем его весельем, любопытством и шалостями.
6. Будьте незаметными
ITALY. Naples. 1960.Фотографируя на улицах, Картье-Брессон всегда старался быть незаметным. Говорят, он даже заклеивал блестящие детали своей Leica черной изолентой, а иногда просто накрывал камеру платком, чтобы ее не было заметно. Большинство людей на его фотографиях не подозревали, что их снимают, и потому получались естественными.
Сам фотограф одевался так, чтобы слиться с толпой, часто перемещался с места на место, чтобы не привлекать внимания.
7. Смотрите на мир как художник
FRANCE. Paris. 1973.До того, как заняться фотографией, Анри Картье-Брессон увлекался рисованием, а в последние годы жизни снова вернулся к этому занятию. Поэтому и при съемке он пользовался правилами классической живописи, уделяя большое внимание композиции. Она должна постоянно привлекать внимание, — полагал он, — потому что зритель рассматривает фотографию так же, как и картину.
8. Не кадрируйте
SOVIET UNION. Russia. Leningrad. 1973. A portrait of LENIN decorates a facade of the Winter Palace; for May Day celebrations and to commemorate the victory over the Nazis (9 May).Анри Картье-Брессон был категорически против кадрирования изображений. Он был убежден, что строить кадр надо во время, а не после съемки, и если обрамление или композиция смещены, фотографию можно выбрасывать. Забавно, что один из самых знаменитых его снимков, тот, где мужчина прыгает через лужу, все-таки пришлось обрезать (но, как говорил Картье-Брессон, тут уж ничего нельзя было поделать, потому что он снимал через дырку в заборе). Фотографирование — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие, полагал он. Если приходится часто прибегать к кадрированию, значит, хромают способность составлять кадр и фотографическое видение.
9. Стремитесь к большему
Картье-Брессон никогда не испытывал особой эмоциональной привязанности к своим фотографиям, не идеализировал даже самые удачные и признанные всеми снимки. Гордость и самодовольство он считал препятствием для творческого развития. “Сделав кадр, я просто двигаюсь дальше и ищу следующий”, — говорил он.
10. Но не стремитесь делать как можно больше кадров
“Не нужно снимать слишком много, изводя пленку”, — был убежден Картье-Брессон. Казалось бы, в век цифровой фотографии о пленке можно не беспокоиться — снимай и снимай, чтобы точно не пропустить “решающий момент”, было бы место на флешке. Но тут дело в другом. “Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму”, — говорил он. С другой стороны, и необходимость практики фотограф не отрицал. “Первые 10 000 снимков — худшие”, — гласит еще одно известное его изречение. Чтобы достичь золотой середины между бездумным щелканьем затвора и получением опыта, надо помнить, любая съемка должна быть продумана и иметь определенную цель.
10 важных уроков съёмки от мастера фотографии Анри Картье-Брессона
Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра
Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость — один из признаков хорошего удачного кадра.
«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф.
Будьте терпеливы, работайте «мягко»
«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему — как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события — французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента ,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». — советовал он.
Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы — прохожие, фон, композиция — были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.
Путешествуйте, познавайте мир
Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пукнты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.
Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.
Используйте для съёмки один объектив
За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?
Фотографируйте детей
Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.
Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.
Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы
Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.
Воспринимайте мир как художник
Анри Картье-Брессон рисует свой автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк.
Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.
Не кадрируйте фотографии
Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.
Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз — при съёмке: «Процесс фотографирования – это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».
Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров
Трумэн Капоте, 1947 год.
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель.
Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки
Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.
“Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу.” – Анри Картье-Брессон.
Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.
Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны. Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.
Анри Картье-Брессон: Фотопортреты • Magnum Photos
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. 1964. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Автор фотопортретов Трумэн Капоте. Новый Орлеан, Луизиана, США.1947. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты английского художника Фрэнсиса Бэкона. 1971. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского писателя Альбера Камю. Париж, Франция. 1944. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Британский драматург Гарольд Пинтер.1971. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Фотограф Мартина Франк. 1985. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского писателя Жана Полана. Париж, Франция. 1946. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского писателя и семиолога Ролана Барта. Париж, Франция. 1963. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Коко Шанель. Париж, Франция. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского писателя Андре Пьера де Мандиарга и итальянской художницы Леонор Фини. Триест, Италия. 1933. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Автор фотопортретов Эдмунд Уилсон. Нью-Йорк, США. 1963. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французской писательницы Симоны де Бовуар.
Париж, Франция. 1947. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото значок галереи 18 Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Писатель Уильям Фолкнер у себя дома.Оксфорд, Миссисипи, США. 1947. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты британского скульптора Барбары Хепуорт. 1971. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского депутата-коммуниста Мары Лукас (Мари-Клод Фогель-Вайан-Кутюрье). 1945. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты французского писателя и философа Жана-Поля Сартра. Мост Искусств, Париж, Франция.1946. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Малькольм Икс. США. 1961. © Анри Картье-Брессон | Магнум Фото
значок галереи 18Анри Картье-Брессон | Фотопортреты Интервью с Ганди за день до его убийства. Дом Бирла, Дели, Индия.1948. © Анри Картье-Брессон | Magnum Photos
Life Is Once Forever Henri Cartier Bresson Photographs
Henri Cartier-Bresson,
Canada, Montréal (Монреаль, Канада), 1964, отпечатано в 1985 г. Серебряно-желатиновая печать, 9 3/8 × 14 ¼ дюйма ( 23,8 × 36,2 см). Коллекция Менил, Хьюстон. © Henri Cartier-Bresson/Magnum PhotosHenri Cartier-Bresson,
Shangai (Shanghai), 1949, напечатано в 1985 году. Серебряно-желатиновая печать, изображение: 9 3/8 x 14 ¼ дюйма (23,8 x 36,2 см). ), в целом: 12 3/8 x 16 3/8 дюйма (31,4 x 41,6 см). Коллекция Менил, Хьюстон. © Анри Картье-Брессон/Magnum PhotosАнри Картье-Брессон (1908–2004) считается отцом-основателем современной уличной фотографии — движения, призванного запечатлеть течение жизни в публичной сфере. Life Is Once, Forever: Henri Cartier-Bresson Photographs, выставка, состоящая примерно из 50 фотографий из коллекции Menil, рассказывает о новаторской карьере фотографа и его гуманистическом видении.
Картье-Брессон, родившийся в богатой парижской семье текстильных фабрикантов, был космополитом-самоучкой, обладавшим пожизненной способностью обнаруживать сопутствующие события и личности. Фотографировать начал еще ребенком, но отличился в начале 1930-х годов после покупки ручной 35-мм камеры и начала снимать, по его словам, на бегу, или а-ля sauvette, в местах по всему миру. Его ранние изображения были сделаны в Мексике, Испании и Северной Африке и ценились сюрреалистами за их сложные, похожие на коллажи композиции, сделанные из удивительных человеческих жестов и архитектурных настроек.
Во время Второй мировой войны он сбежал из немецкого лагеря для военнопленных, чтобы запечатлеть опустошение Европы в фотографиях и фильмах. После войны он создал тысячи изображений заслуживающих внимания, популярных и случайных предметов, а также сотни случайных и показательных портретов культурных светил. В 1947 Картье-Брессон и небольшая группа фотографов-единомышленников создали легендарное фотографическое агентство Magnum, чтобы пропагандировать свою новую, наполненную жизненной энергией фотожурналистику.
В своей судьбоносной книге 1952 года « Решающий момент » Картье-Брессон резюмировал свой подход как «одновременное признание за долю секунды значения события, а также точная организация форм». Его уличные сцены, пейзажи, портреты и особенно его изображения людей, поглощенных повседневностью, наполнены сверхъестественными, красноречивыми деталями и проникнуты юмором, тайной и пафосом, которым широко подражали, но никогда не было равных.
В начале 1970-х годов, по наущению давних друзей и коллекционеров Джона и Доминика де Мениль, Картье-Брессон просмотрел свои многие тысячи контактных листов с идеей создать краткий отчет о своей работе. Первоначально он выбрал 385 изображений, которые были напечатаны его парижской лабораторией Photographic Services в 1972–73 годах. Версии этого архива находятся в Национальной библиотеке в Париже; Осакский университет искусств, Япония; Музей Виктории и Альберта, Лондон; и в коллекции Menil, которая насчитывает более 600 уникальных изображений Картье-Брессона.