Композиция фотография: Фото композиция – что такое композиция в фотографии – ФотоКто
Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Можно сказать, что композиция это соотношение и взаиморасположение частей.
О композиции как фотографии, так и вообще написано великое множество книг и учебников. Безусловно есть очевидные вещи, но есть и спорные. Можно без сомнений сказать, что без знаний основных композиционных приемов сделать приличную фотографию просто невозможно. Чувство композиции врожденное, как музыкальный слух. Как и слух его можно развить. Но если этого чувства нет, то скорее всего Вам придется смириться с мыслью, что в фотографии будете только посредственным ремесленником. Ниже я опишу основные составляющие композиционного решения снимка.
Для передачи пространства на снимке необходимо знать и использовать закономерности линейной и тональной перспективы.
Линейная перспектива
Линейная перспектива: параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, предметы и объекты имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше чем дальше они от нас находятся.
Линейная перспектива снимка, прежде всего, зависит от выбора точки съемки. Это высота на которой установлена камера, расстояние до объекта и направление съемки. По мимо этого на передачу перспективы оказывает влияние фокусное расстояние объектива. Помните широкоугольный объектив растягивает перспективу, а длиннофокусный — сжимает.
Линейная перспектива и ритм повторяющихся объектов служат дополнение друг к другу:
Тональная перспектива
Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.
Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом
Ракурс съемки
Немаловажно для передачи пространства на фотографии является наличие разных планов объектов съемки. Большинство снимков можно разделить на три плана: передний, средний и задний. Одноплановые сюжеты почти всегда лишены объема пространства. Более темный передний план подчеркнет глубину пространства на фотографии.
Например, при съемке в туманную погоду, когда отсутствует прямой не рассеянный свет, который помог бы выявить объем, наличие переднего или нескольких планов создаст глубину на снимке.
Часто разделить планы помогает открытая диафрагма, то есть маленькая глубина резкости. Этот прием будет более выражен, если Вы воспользуетесь длиннофокусным объективом.
Точка съемки
При съемке очень важен выбор точки съемки. Если предположить, что свет падает на предмет съемки, то при разных поворотах объект окажется или более узнаваемым, или будет выявлена его фактура. Фактически точка съемки определяет предмет и его свойства.
Акцент в фотографии
Акцент – это способ сосредоточить внимание зрителя на главном объекте или важной детали при помощи его расположения в кадре, за счет цветового или тонального акцента. В сочетании с другими правилами композиции этот прием дополнительно усиливает эмоциональное воздействие. Эти способы часто применяются в рекламной фотографии.
Суть черно-белых фотографий
Черно-белые фотографии имеют удивительную внутреннюю силу, которой очень часто нет у цветных. Притягательность черно-белых снимков в том, что они отходят от воспроизведения реальности дальше, чем цветные. Мир в черно0белых тонах непривычен глазам человека и отображается уже в некоем символическом виде.
Тем не менее, большинство людей делают цветные фотографии. Это связано с человеческим восприятием мира и изображений. Проще смотреть на цветное изображение, чем додумывать, как определенный цвет переходит в серый оттенок. Массовое появление цветных минилабораторий привело к тому, что большинство снимающих разучились снимать на черно-белую пленку, или никогда этого не делали из-за трудоемкости проявки и печати в домашних условиях.
С появлением цифровых технологий популярность так и осталась за цветной фотографией. Но и по сей день есть фотографы, которые не только снимают в чб, но и делают это по старинке аналоговым способом.
Правила построения композиции
Выделим несколько правил, которые не имеют исключений:
— Каждая фотография должна иметь сюжетный центр;
— Сюжетный центр должен быть один.
Итак, сюжетный центр — главная часть изображения, она несет основную смысловую нагрузку. Сюжетный центр может располагаться в одном месте более или менее компактно. На пример на портрете во весь рост сюжетным центром является лицо человека, на крупно-плановом портрете центром будут глаза.
Еще сюжетный центр можно разделить на несколько частей, расположенных в разных местах снимка. Важно что бы эти части имели смысловое взаимодействие — противопоставление, сравнение или перечисление.
Композиционный центр
Показываем ссору на снимке. Скамейка через весь кадр, двое сидят по разные стороны, ближе к краям скамьи, отвернувшись друг от друга (смотрят в разные стороны). Сюжетным центром выступят две фигуры, Он и Она. Они являются одним центром, но при этом разнесены по разные стороны кадра.
Красивое отражение в воде. Здание в весеннем парке. Сюжетный центр будет основан на красивом отражении объектов. Ведь и сам объект и его отражение будут одним сюжетным центром, хотя между ними нет геометрического объединения.
Сюжетный центр может занять всю площадь кадра, любой одноплановый снимок с ритмическими повторами. Представьте березовую рощу, снимок заполнен параллельными стволами деревьев.
Взгляните еще раз на свои снимки, особенно ранние, и попробуйте отыскать сюжетный центр. Есть вероятность, что Вы его там не будет. Это будет лучшим объяснением, почему снимок не удался. По этому Вам и казалось, что с кадром, что то не так.
Помните, что сюжетный центр должен быть один, и конкурентов у него не должно быть. Все объекты композиции, претендующие на роль сюжетного центра, будут лишними в кадре. Они будут отвлекать зрителя от того что вы хотели показать. Такие снимки можно разрезать по полам и получить две фотографии со своими сюжетными центрами.
Важно не засорять изображение. Оно должно быть лаконичным. Множество случайных деталей, пагубно влияют на раскрытие основного сюжета. При этом эти детали, могут не мешать сюжетному центру, но поверьте, они будут мешать, будут отвлекать внимание зрителя и могут не дать ему сосредоточится на главном.
Различные технические средства помогают нам избавиться от лишних деталей в кадре. Например при помощи длиннофокусного объектива или открытой диафрагмы мы можем размыть фон, смазав при этом детали которые помешают восприятию снимка. Использование широкоугольного объектива позволит заполнить кадр основным объектом, то есть занять большую часть плоскости изображения. В этом случае мелкие детали заднего плана будут изображены очень мелко.
Равновесие в фотографии
Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет наставлений и рекомендаций, которые расскажут Вам все раз и навсегда. В основном придется опираться на врожденное чувство композиции. Но некоторые знания все, же пригодятся.— В каждом кадре, нужно соблюдать два типа равновесия. Первое – это равновесие по пятнам. Для анализа изображения этим методом, просто расфокусируйте его. На изображении (оно будет лишено содержания), Вы получите множество пятен разной яркости, при этом они должны быть уравновешены. Второе – это равновесие по смысловым частицам фотографии. Не забывайте учитывать направление взглядов и движения снимаемых объектов, расположение линейных частиц кадра и соотношение площадей объектов.
— Мы ходим по земле, а не парим в невесомости, все объекты на чем-то лежат, стоят и пр. Для нашего восприятия, изображаемые люди и объекты стоящие или лежащие на какой то поверхности, являются нормой. Если человек изображен во весь рост, обрезать границей кадра ботинки, будет не допустимо. Нельзя подвешивать здания в воздухе если оно не помещается в кадр.
— Нужно очень осторожно относиться к изображению вертикалей и горизонталей в кадре. Они режут композицию, особенно если такой элемент пересекает кадр от края до края. В силу своей естественности, линия горизонта в этом плане не так опасна, но не стоит размещать ее посередине снимка, ее лучше сместить вниз или вверх. Вообще изображения линии горизонта следует избегать, замещая ее деталями или плавными переходами цветов и текстур.
Для каждого из выше перечисленных советов есть исключения, но использовать их можно только сознательно и с твердой целью достижения творческого замысла. Правила же нужно запомнить и довести их использование до автоматизма.
Кадрирование изображения
Кадрирование изображение или обрезание лишних частей кадра – это процесс, целью получить безупречное или наиболее выигрышное композиционное решение. Кадрирования сопровождает нас практически на всех этапах создания снимка. Главная ошибка начинающих заключается во включении в кадр только сюжетного центра или наоборот, когда в кадре размещают максимальное количество деталей. Конечно нужно стремиться полностью заполнить кадр, но не переусердствуйте и не засоряйте снимок.
Правило золотого сечения в фотографии
Одним из базовых понятий композиции является так называемое золотое сечение, открытое еще в Древней Греции. Золотое сечение — это метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а Численно это выражается отношением 5 к 8 (более точно 8/13 или 13/21).
Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части.
Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.
Композиция в фотографии — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. wikipedia.
При правильном использовании композиции в своих фотографиях, можно контролировать внимание зрителя. При правильном формировании объектов в кадре, при правильном кадрировании фотографии, вы сами показываете смотрящему — на что обратить внимание сначала, а на что потом. С помощью композиции вы показываете ключевой объект и уводите внимание от второстепенных. Успех снимка на 80% зависит от удачной композиции.
Те кто заинтересовался фотографией и композицией в фотографии, скорее всего уже слышали про понятие — «Золотого сечения». Простое сечение делит кадр по горизонтали и вертикали на три части.
Золотое сечение выглядит так:
Если объект в кадре находится на одном из пересечений этих линий — вы можете быть уверены, что внимание зрителя упадет на этот объект в первую очередь. Располагая объекты вдоль воображаемых линий, вы сделаете фотографию более сбалансированной, а нужный объект сразу привлечет к себе внимание.
Композиция в фотографии
Люди видят картину мира в объеме. Фотоаппарат же передает плоское изображение. Для передачи объема предметов и глубины пространства на фотографии мы можем использовать приемы перспективы. Перспектива помогает показать расположение объектов в пространстве, а значит объем на фотографии.
Перспектива. Виды.
Линейная перспектива.
Сходящиеся линии. Свойство человеческого восприятия таково, что большие объекты — нам кажутся ближе, а маленькие — дальше. Далекие объекты — меньше, а ближние — крупнее. Расположите точку схождения линий на одной из точек пересечения, и кадр будет смотреться более выигрышно.
Воздушная перспектива.
Дым, дождь, туман, горячий воздух… Все эти явления делают воздух плотнее. За счет чего, дальние объекты выглядят менее контрастными.
Найди птичку 🙂
Фото сделано мной на побережье Индийского океана
Это еще один из способов, передать глубину пространства и объяснить смотрящему на фотографию — что находится ближе, а что дальше.
Тональная перспектива.
Восприятие цветов у всех людей приблизительно одинаковое. Теплые оттенки воспринимаются нами ближе, чем холодные. Это правило можно применять в фотографии, располагая объекты теплых цветов на переднем плане, а объекты холодных оттенков (серый, голубой, синий) на заднем. Так фотография будет смотреться гораздо гармоничнее.
Направляющие линии.
Один из способов управления вниманием зрителя — это направляющие линии на фото. Точнее объекты, дающие зрителю возможность передвигаться по ним взглядом.
Статика и динамика.
Композиция в фотографии может передавать настроение и ощущения. Вертикальные снимки нам кажутся более динамичными, а горизонтальные более спокойными и статичными. Поэтому придать дополнительную динамику кадру можно придать, сделав его вертикальным.
Диагонали.
Диагонали так же придают динамику снимку и задают настроение. Например восходящие диагонали создают впечатление роста и стремления, а так же задают небольшое напряжение.
Пространство.
Не забывайте оставлять пространство для взгляда. Оставляйте воздух на фотографии. Не заполняйте объектом весь кадр. Если вы фотографируете портрет, то оставьте свободное место в той части кадра — куда направлен взгляд модели.
Симметрия и асимметрия.
В основном симметрия делает кадр очень статичным. Вспомните большое количество фотографий заката с солнышком прямо по центру кадра. Для зрителя не понятно, что важнее в кадре, море или небо. Расположите горизонт на одной из линий третей, и фотография будет смотреться гораздо интересней. А солнышко же можно расположить на пересечении этих прямых. Таким образом на фотографии появится ключевой объект.
Ну и не заваливайте горизонт 🙂 Снимок с неровной линией горизонта выглядит не доделанным и неопрятным. Оправдывающим фактором может служить то, что из горизонта, вы строите стильную диагональ.
При использовании в одном кадре несколько этих правил — композиция усилит эффект от просмотра. И позволит зрителю взглядом путешествовать в пространстве фотографии.
Следите за обновлениями, подписывайтесь. Пишите комментарии.
Если статья показалась вам полезной, расскажите пожалуйста о ней друзьям, нажав на одну из кнопочек «Поделиться». Буду благодарна 🙂
Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER
Данное правило гласит, что снимок визуально становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное число предметов. Вы как бы обрамляете один предмет с помощью двух других. А обрамление придает фотографии своеобразие. В фотографии ниже, девушку окружают два ее брата. Наш взгляд автоматически смотрит в центр.
А теперь посмотрим на идентичную фотографию, где изображено только двое. Она смотрится скучно и предсказуемо. Когда на фотографии изображено четное число объектов, наши глаза автоматически ищут середину между ними, и данный процесс занимает больше времени, чем в случае с нечетным числом объектов.
Причина проста – когда на фотографии нечетное число объектов, найти среди них средний предельно просто. Смотреть на такую фотографию нам заведомо комфортнее. А значит – это дополнительное преимущество, которое дает нам простое правило композиции! Понятно, если мы фотографируем влюбленную пару (и у них еще нет детей), то их только двое. Однако, где это возможно, используйте правило «нечетное количество объектов, вместо четного».
2-е Правило композиции. Правило трети
Данное правило гласит, что мы должны разделить наш снимок на три части по горизонтали, и на три части по вертикали. То есть, провести 4 воображаемые линии, вот так:
Звезды на рисунке означают те места, где выгодно располагать ваш объект на снимке. При этом объект может занимать сразу несколько звезд, либо располагаться вдоль центральных линий, в любом случае он окажется в фокусе внимания.
Рассмотрим несколько примеров. Например, линия горизонта. Она никогда не делит наш снимок пополам. Она располагается в нижней трети снимка, добавляя нашему снимку глубины и красоты.
Наши глаза автоматически фокусируются на линиях, делящих снимок на три равных части. Поэтому расположение объекта съемки вдоль таких линий — заранее выигрышный кадр.
И еще один интересный момент. Помните, мы ведь читаем слева направо? А это значит, что если человек на фотографии расположен левее – наши глаза воспринимают снимок еще быстрее и легче.
Вы можете намеренно нарушить правило, говорящее о расположении объекта левее центра снимка. Расположите его правее, и снимок будет дольше держать на себе внимание, несмотря на то, что разница в мельчайших долях секунд.
3-е Правило композиции. Правило пространства
Правило пространства – это иллюзионное правило, оно придает снимку больше движения, действия. И на самом деле это правило не имеет ничего общего с тем, чтобы оставить на вашей фотографии больше пустого места (это скорее относится к «правилу трети», которое рассмотрено выше).
Правило пространства на фотографии дает следующий эффект: кажется, что мы видим лишь часть снимка, а на самом деле там запечатлено нечто большее.
Например, мы фотографируем кого-то с большой дистанции. То есть между вами и объектом съемки – большое пространство, но кроме этого, сам человек на вашей фотографии смотрит «куда-то вдаль». То есть, на фотографии видно только часть композиции, а то, куда же смотрит человек на фото, остается втайне.
Если вы фотографируете ребенка, особенно на улице, оставьте пространство как перед объективом, так и в какой-либо стороне от него, чтобы создать эффект того, что ребенок целенаправленно куда-то двигается, а вот куда – этот вопрос остается за кадром. При взгляде на такой снимок, глаза автоматически ожидают следующего движения ребенка, ждут, что раскроется еще одна картинка, которая изначально оставалась за кадром. Все это придает нашему снимку динамики, движения, пространства.
По сути Правило Пространства показывает на фотографии, где мы были и куда направляемся.
В статье используются фотографии зарубежного фотографа – Даны Саггс, с ее согласия.
СТАТЬЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ФОТОСТУДИЕЙ FOTIME
МОСКВА
http://www.fotime.ru
Тел. 8 (964) 792-44-71
Фотография берет свое начало в творчестве и вдохновении, становится отражением вашего взгляда на мир. Это сплошная свобода самовыражения, — но есть ли в ней вообще место правилам? Конечно! Правила композиции в фотографии должны быть у вас всегда в ходу, ведь от них зависит успех вашей работы. Освежив в памяти основы, вы, возможно, найдете вдохновение и разожжете в себе творческий огонь. Давайте рассмотрим все существующие правила композиции и выясним, как лучше их применять (или нарушать) в своих работах. 1. Правило третей Используя правило третей, вам нужно научиться накладывать на кадр воображаемую сетку. Здесь главное — помнить основные точки пересечения линий и размещать важные элементы вдоль этих линий. Так вы сделаете кадр визуально привлекательнее. 2. Золотое сечение Правило золотого сечения отличается от правила третей балансом фотографии. В золотом сечении фокус снимка смещен чуть ближе к центру (и используется больше деталей). История появления этого правила уходит в глубь веков — золотое сечение можно увидеть на многих выдающихся произведениях искусства. 3. Направляющие линии Воспользуйтесь структурами и линиями естественного пейзажа. Используйте эти линии соразмерно своему объекту, и они будут направлять взгляд зрителя вглубь изображения. 4. Диагонали Самое главное отличие диагональных линий от других приемов композиции состоит в том, что они делают изображение динамичным, даже если сами объекты съемки не двигаются. 5. Обрамление Если вы ищете обрамление для своего снимка, помните, что рукотворные объекты тоже могут служить естественным обрамлением. Это могут быть окна или двери, так что обязательно воспользуйтесь ими — сделайте их рамкой для своих работ! 6. Контраст фигуры и фона Постарайтесь поместить объект в фокус, заставьте его выделяться, построив композицию снимка на его контрасте с фоном. Чем больше контраста, тем более эффектными будут снимки, и тем более выразительным станет сам объект съемки. 7. Заполнение кадра Подойдите к объекту как можно ближе. Пусть он заполнит собой кадр, станет фокусом и центральной фигурой фотографии. Обратите внимание, как в этом примере, фон был использован как узор для заполнения кадра. 8. Глаза — в центре кадра При портретной съемке размещайте доминирующий глаз в центре фотографии. Так фотография становится более интригующей, ведь возникает впечатление, что запечатленный на ней человек смотрит прямо на зрителя. 9. Узоры и повторения Всем нам нравятся узоры. Причина проста — они радуют глаз своей эстетической привлекательностью. Попробуйте подойти к теме узоров с другой стороны, добавьте в свою фотографию что-то, что вмешается в их стройный рисунок и придаст снимку элемент неожиданности. 10. Симметрия и асимметрия Идеально симметричная фотография пленит нас красотой, простотой и своеобразной элегантностью. Гармония симметричных снимков приятна для глаз и потому нравится очень многим людям. То же самое можно сказать и о легкой вариации этого приема: с помощью пустого пространства ассиметричные снимки становятся интереснее и выразительнее. Существует всего 10 самых важных правил композиции. Но по правде, вы сами лучше, чем кто-либо, знаете — правила существуют, чтобы их нарушать. В фотографии самое важное — выработать собственный стиль, воплощать свою эстетику и уникальный взгляд на мир. Вот то единственное правило, которое вы должны неукоснительно соблюдать.
Композиция в фотографии — Я фотограф
Фотографии могут быть красивыми. Они могут украшать наш дом или офис, они могут быть опубликованы в книгах, журналах и календарях, они даже могут получать призы и награды в различных конкурсах.Захватывающий пейзаж может перенести зрителя, в его воображении, в другое место и в другое время. Красивый натюрморт излучает настроение спокойствия, теплоты и магии. Великолепный портрет человека помогает заглянуть в душу этого человека и позволяет нм разделить с ним его радость или горе. Великие картины несут сообщение. Помните об этом. Для фотографов существует огромный рынок сбыта,потому что потребители этого рынка знают, что люди, покупающие их иллюстрированные материалы, как правило западают на картинки. Визуальная коммуникация — это то, что объединяет всех людей нашей планеты. Сюжетов для съёмки- бесконечное множество. Единственное, что вас может ограничить — ваш собственный разум.
Но что же делает фотографию успешной? Ответ достаточно прост и узнав его,несколько простых правил, вы сможете уже сегодня улучшить качество ваших фото.
Но здесь есть одно НО. Как известно нет ни одного правила, которое нельзя было-бы нарушить. Некоторые известные фотографы намеренно нарушают многие базовые правила композиции фотографии. Они это делают так, чтобы улучшить снимок и превратить его в шедевр. Но для этого необходимо знать эти правила и отчётлива представлять себе, почему и как их можно нарушать.
Правило первое: Снимите это поближе. Нет, ещё ближе. Нет, ещё чуть ближе! Стоп!Вот он, нужный кадр!
Первое правило композиции можно толковать так: упрощайте. Чем проще ваше фото, тем большее внимание достаётся главному объекту на нём, а значит тем успешнее вы можете донести своё сообщение до зрителя. Есть тысяча способов, как сделать это, но съёмка поближе — самый простой из них. А эффект достигается за счёт того, что-вы исключаете из фона кадра все отвлекающие детали.
Пройдитесь по фотосайтам, где фотографы публикуют свои работы, получают на них критику и критикуют работы других участников сайта. На таких сайтах невозможно сосчитать количество «цветочных» фотографий. Все мы хотя бы раз в жизни снимали цветок. Цветы прекрасны по определению. Они повсюду, их можно легко запечатлеть. Да и они сами же как будто просятся в кадр: «Сними меня!».
Прежде чем вы кликните по кнопочке, наблюдая в видоискатель очередной цветок,сделайте следующее: близко-близко рассмотрите цветок. Как можно ближе — в буквальном смысле. Рассмотрите детали всех лепестков, нежные пестики-тычинки,любые характеристики, которыми этот цветок обладает. Спросите себя, что в этом цветке так настойчиво требует съёмки. Это стопка сегодняшних газет за вазой, в которой стоит цветок, что так привлекает вас? Может это деревянный стол, на котором стоит ваза, или это лоток для газет позади всё той же вазы? Может это сама ваза??? Вы уверены, что хотите на своём фото запечатлеть всё перечисленное? Нет! Это цветочный бутон, который хочет быть звездой вашей фотографии!
И поэтому снимайте лишь бутон. Установите камеру на штатив, как можно ближе к цветку, но сохраняя при этом фокус. Возможно, вам придётся захватить в кадр немного цветочного стебля, или вазы, или даже стола. Но, ради всего святого,уберите эту стопку газет на заднем плане! Конечная картинка будет вид на зрителям в качестве некой прямоугольной формы. И если вы хотите показать зрителям цветок, то он должен занимать как можно больше пространства в этой прямоугольной форме. Мы назовём её «кадр».
Съёмка как можно ближе — это очевидно, если вы начинаете думать об этом. Но если-бы вы знали, сколько снимков со-стопкой-газет-на-заднем-плане создаётся! И при этом сам цветок занимает лишь десятую и даже меньшую часть финального снимка, всё остальное пространство которого напичкано отвлекающими элементами.Самый простой способ избавиться от этих элементов — вынести их за границы кадра. Но иногда бывает даже лучше приблизиться к объекту так, чтобы он занимал всё пространство кадра. И тогда зритель вашего снимка столкнётся нос к носу с заснятым объектом! Попадание в яблочко! Не возникает никаких вопросов, что-же изображено на фотографии. Ваш зритель сполна получает визуальное сообщение. Мы называем это «заполнением кадра».
Резюмируя: сфокусируйте внимание на вашем объект съёмки, непрестанно думая о том, что вы хотите подчеркнуть. Просто попробуйте этот приём в следующий раз,когда будете проводить фото-сессию, и вы увидите результат!
Ниже я приведу пару фотографий, найденных на айстоке, для иллюстрации первого правила.
Это классический снимок розы. Кадр заполнен лишь лепестками розы и ничем более.Вы просто чувствуете, что вот-вот — и вы коснётесь цветка. Свет создаёт нужной глубины тени, подчёркивающие каждый лепесток по отдельности. И этот восхитительный водоворот лепестков затягивает вас! Нет ничего отвлекающего: ни вазы, ни стола, ни стопки газет!
В эту фотографию можно влюбиться! Красивое тонирование и простота превосходно работают в данном снимке. Легко заметить, как фотограф на самом деле постарался снять этот портрет как можно ближе. Фокус снимка — на этой прекрасной неподдельной улыбке, подчёркнутой мимическими морщинками у глаз и чуть заметными ямочками на щеках мужчины. Всё привлекает ваше внимание именно к этой фантастической улыбке!
Правило второе: фотографическая композиция
Большинство фотографов-профессионалов позиционируют объект их съёмки в специальном месте кадра. Когда вы думаете, в каком месте кадра объект должен находиться, вы компонуете кадр. Помните об этом! Когда художник начинает с чистого полотна, он думает, где ему нарисовать речку, где горы, где деревья,где облака и всё остальное, что должно быть нарисовано. При создании фотографии мы имеем дело с таким же процессом.
Вы ещё помните о фотографировании цветка, которое мы обсуждали в первом правиле? Девять из десяти фотографий с цветком и Барби на заднем плане были таковы, что сам цветок находился в так называемом «мёртвом центре»фотографии. Для человека это что-то на уровне инстинкта — скомпоновать кадр по центру. Когда мы смотрим на живой цветок, наши глаза фокусируются перед нами по центру. Мы не кладём цветок на стол, а потом не прикладываемся ухом к столу,чтобы смотреть на цветок из-зо всех сил заводя взгляд за глазные орбиты. И наш мозг прекрасно об этом знает и именно поэтому желает разместить объект как раз по середине кадра, куда предположительно будут смотреть наши глаза. Трюк заключается в том, чтобы осознать следующее: когда снимок сделан и сообщение запечатлено, зритель должен поместить этот снимок прямо перед собой и сфокусировать глаза прямо перед собой. Но так не бывает! И поэтому забудьте о центрировании объектов!
Существует несколько классических приёмов композиции. Для того, чтобы использовать их, вы должны учиться видеть объекты в терминах линий и форм.Иногда линии видны сразу: например, линия горизонта в закатной фотографии.Иногда линии не очевидны. Один из трюков для распознавания линий и форм состоит в том, чтобы прищурить глаза так, чтобы видеть картину в размытом виде. И тогда линии и формы теней и света станут видны. И вы сможете скомпоновать кадр. И пусть зритель не увидит этих линий и форм на конечном фото, но его ощущения от просмотра снимка будут совсем другими.
Правило третей и золотого сечения
Одно из самых известных правил композиции — это правило третей. Чтобы понять его, мысленно разделите кадр на три части в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вы получите сетку для игры в крестики-нолики:
Правило третей должно быть определяющим, если в снимаемой сцене превалируют горизонтальные и вертикальные линии.
Правило третей происходит от правила золотого сечения, которое гласит, что объект должен быть помещён на пересекающиеся линии третей.
Так, например, для компоновки сцены заката линию горизонта необходимо поместить на место либо на верхней либо нижней линии третей.
Лирическое отступление о теории золотого сечения.
Золотое сечение, это иррациональное число равное 1,618……… и бесконечная последовательность цифр следует. Это число вычисляется, используя последовательность Фибоначчи. Фибоначчи был итальянским математиком в 1170 году н.э. и однажды онрешил поэкспериментировать со следующим рядом чисел, вычисляющимся по формуле xi+1=xi+xi-1. То есть каждое число — это результат сложения двух предыдущих чиселр яда. При этом x0=0, x1=1. Иными словами мы имеем последовательность чисел:
0+1 = 1
1+1 = 2
1+2 = 3
2+3 = 5
3+5 = 8
5+8 = 13
8+13 = 21
13+21 = 34
21+34 = 55
34+55 = 89
55+89 = 144
89+144 = 233
144+233 = 377
233+377 = 610
И так далее. И что? И ничего! Но, если мы посмотрим на соотношения этих чисел,то обнаружим кое-что интересное.
Отношение 1 к 1 = 1
Отношение 2 к 1 = 2
Отношение 3 к 2 = 1.5
Отношение 5 к 3 = 1.6666
Отношение 8 к 5 = 1.6
Отношение 13 к 8 = 1.625
Отношение 21 к = 1.61538
Отношение 34 к 21 = 1.61538
Отношение 55 к 34 = 1.61764
Отношение 89 к 55 = 1.6181
Отношение 144 к 89 = 1.6179
Отношение 233 к 144 = 1.6180
Отношение 377 к 233 = 1.6180
А сейчас мы посмотрим, какое отношение к фотографиям имеет всё это. Давайте посмотрим на следующий рисунок:
Посмотрите, прямоугольник состоит из квадратов. Отношение этих квадратов составляет наше магическое число 1,618! И это магическое число не просто математическая абстракция. Оно присутствует в природе! Посмотрите на раковину улитки. Отношение витков раковины есть 1,618! То же самое касается сердцевины подсолнуха, у которого семена расположены по спирали. У большинства цветков количество лепестков равно 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и даже 89. И даже симфонии Моцарта и Бетховена подчиняются этому числу. Не известно, было ли это сделано случайно или это просто совпадение. Говорят, что Моцарт был математик-любитель.Несколько лет назад было проведено исследование лиц нескольких топ моделей. Их пропорции находятся в отношении 1,618. Это число повсюду, и инстинктивно человеческий глаз находит красоту в тех объектах, которые подчиняются этому числу.
И исходя из вышесказанного следует идея третей. Кадр нужно разбить на восемь частей по горизонтали и вертикали. Затем, если провести справа-слева и снизу-сверху линии на расстоянии 3/8, на пересечении этих линий будут находится точки золотого сечения.
Но разбиение на три части гораздо удобнее, чем разбиение на восемь частей. А практичность его гораздо больше, поэтому чаще используют правило третей.
Вот пейзаж, демонстрирующий правило третей. Нет ничего более скучного, чем пейзаж с горизонтом по центру. Если вы поместите горизонт на нижнюю линию третей, то вы подчеркнёте небо, как на фотографии выше. Если же небо не очень интересно, то, расположив горизонт на верхнюю линию третей, вы придадите картинке глубину а зрители ощущение участия, бедто он находится в том самом месте, которое изображено на снимке, как на фотографии ниже:
Чувствуете пыль на ваших ботинках?
Вернёмся к фотографиям цветов. Заметьте, как маргаритка на фото сверху помещена в точку золотого сечения. Фон не отвлекает. Маргаритка хорошо видна зрителю,несмотря на то, что на фотографии присутствуют другие цветы на заднем плане. В этом также заслуга и применения «глубины резкости», как части композиции Чем дальше камера от объекта, тем больше объекта попадает в фокус. У пейзажей глубина резкости большая (глубокая), а у макро-снимков — очень маленькая (shallow depth of field), ведь объектив слишком близко к объекту.Поскольку на снимке выше маргаритка находится очень близко к объективу, а другие цветы дальше, то в результате мы получаем потрясающий эффект, при котором ближняя маргаритка захватывает всё внимание зрителя.
Если вы фокусируете камеру на некий объект, то всё находящееся на том-же расстоянии от объектива, что и объект, будет в фокусе. То, что ближе или дальше,будет менее резким. Управление диафрагмой камеры контролирует глубину резкости.Чем меньше диафрагма, например, f/22, тем глубже зона резкости, тем больше объектов будут в фокусе. При более открытой диафрагме, например, f/2, резких объектов будет меньше.
Далее мы рассмотрим шесть других способов использования линий и форм для усиления снимка.
Треугольник
Когда вы снимаете прямоугольный кадр и располагаете композицию в треугольнике,который одним углом находится в каком-то угле кадра, а двумя другими — на противоположных сторонах кадра, то вы усиляете ваш снимок. Посмотрите например:
Пальма, шезлонги и часть острова на горизонте образуют треугольник.
Другой способ использования треугольника — это расположение в соответствии с золотым сечением следующим образом: мысленно нарисуйте диагональ вашего кадра от одного угла к другому. Вторую линию проведите из какого-нибудь»неиспользованного» угла кадра так, что бы она пересекала первую диагональ под прямым углом.
Фотография выше разделена на три секции по только что предложенной схеме. Эта композиция совсем не выглядит на первый взгляд, как треугольная. Но, тем не менее, она является таковой.
Обрамление кадра
Одним из средств усиления пейзажей является использование подручных средств на переднем плане около двух и более сторон кадра в качестве «рамки».Например, это могут быть ветки деревьев, как на снимке ниже. Иногда нагромождения валунов образуют дырки, фотографируя сквозь которые можно также получить эффект рамки, каменной. Интересный эффект достигается при фотографировании улицы из окна дома. Это же касается арок и дверей. Старайтесь в данном случае обрамлять «рамкой» все стороны кадра. В противном случае композиция чаще всего будет лишена баланса.
Фотография ниже — пример использования архитектурных деталей в качестве рамки кадра. Снимок привлекает к себе внимание, потому что, несмотря на контровой свет и тонирование, всё ещё остаются видны детали за окном, на которые любопытно посмотреть.
Направляющие линии
Дороги и тротуары — отличный пример направляющих линий, которые проведут взгляд зрителя вглубь снимка. На фотографии выше тропинка представляет собой вьющуюся кривую, которая, при наличии деревьев на переднем плане, создающих эффект присутствия, приглашает зрителя войти в кадр и прогуляться по парку. Любой тип дороги, дорожки и тропинки может использоваться для создания подобного эффекта.Посмотрите ещё один пример и т.д .
Посмотрите, как дорожная разметка ведёт ваш взгляд вплоть до горизонта, который находится на верхней линии третей. Обратите внимание на глубину резкости данного снимка. Фокус на переднем плане, на части дороги, городской пейзаж вне фокуса. Данный эффект даёт зрителю ощущение присутствия на данной дороге,ведущей куда-то.
Направляющие линии создаются не только дорогами и тропинками. Угол лепестков маргаритки может привести взгляд зрителя к центру цветка. Ряд деревьев или светофоров,пропадающих в перспективе, может также уводить взгляд зрителя.
Круг
После долгого обсуждения золотого сечения и правила третей, я покажу вам пример, когда эти правила можно нарушить. В частности, для композиции кадра может быть использован круг, если выбрать правильный объект съёмки и т.д .
Внешний круг удерживает взгляд зрителя на кадре, не позволяет ему уйти заграницы кадра. Сегменты ведут взгляд к центру снимка. Все вместе, эти элементы создают сильную композицию, даже если она нарушает классические правила.
Ритм
Добавить динамизма вашему снимку поможет «визуальный ритм», то есть повторение форм и линий для создания интереса.
Множество вертикальных линий фотографии выше работают вместе и усиливают фото.Простая коричневая кора контрастирует с белым снегом и бесцветным небом,подчёркивая повторяющийся паттерн данного снимка. Ещё один пример ритма из повторяющихся арок показан на снимке ниже.
Отрицательное пространство
Отрицательное пространство — это термин дизайна, который обозначает пустое пространство или пространство, лишь малая часть которого занята некими объектами или элементами. Отрицательное пространство используется, чтобы показать малость объекта по сравнению с окружением .
На фотографии выше главный объект — группа из трёх игроков в красной униформе. Но поскольку они находятся в контексте массива ярко-зелёного негативного пространства, то создаётся ощущение, что игроки находятся на огромном поле (что так и есть). Впечатляющий эффект производится за счёт контрастных ярких цветов и композиции: игроки смотрят на огромное поле. Фантастика!
В заключение хочу сказать: Практикуйтесь, практикуйтесь и ещё раз практикуйтесь. Выделите день специально для того, чтобы попробовать применить на практике каждое из правил. А потом будьте суровыми судьями сами себе испросите: «Можно было бы снять лучше», если ответ «да», то выделите ещё один день и опять практикуйтесь.
Композиция в фотографии: 6 эффектных приемов
Композиция в фотографии занимает одно из самых первых мест по важности применения. Очень редкий кадр может быть удачным, без применения основных правил композиции.
Да, правила существуют чтобы их нарушать. Но перед тем как начать обходить законы построения композиции, необходимо изучить принципы построения кадра и размещения объектов на фотографии. Поэтому мы подобрали для вас 5 эффектных приемов, которые можно применять во время фотосъемки и тем самым улучшить итоговые фотографии.
Перед тем как читать далее, советуем ознакомиться с одной из наших предыдущих статей: Жанры фотографии: 42 направления фотосъемки
Что такое композиция в фотографии
Композиция в фотографии — это управление взглядом зрителя в кадре. Вы, как фотограф, используя определенные приемы, решаете на что зрители смотрят в первую очередь и на что во вторую. Тем самым заставляя обращать внимание на ключевые объекты и пропускать то что не так уж важно.
Успех фотографии на восемьдесят процентов зависит от удачной композиции
Именно об этом и пойдет речь далее. Если освоите несколько не хитрых правил композиции, то у получите все шансы сделать ваши фотографии гораздо привлекательнее.
Виды перспективы
Мы видим окружающий нас мир в объеме. Фотоаппарат же создает снимки в двухмерном формате. Поэтому, для создания пространства, можно использовать прием перспективы. Она помогает указать расположение объектов в пространстве. То есть, указать который из них находится близко, а который далеко.
Существует три основных вида перспективы:
- Линейная
- Воздушная
- Тональная
Линейная перспектива. Сходящиеся вдаль линии образовывают линейную перспективу. Это могут быть очертания дорог, зданий или уходящие вдаль столбы. Наше восприятие мира так устроено, что мы крупные объекты считаем ближе, а более мелкие воспринимаем как более дальние.
Воздушная перспектива. Туман, дымка от костра делают воздух плотнее, поэтому дальние предметы становятся менее контрастными. Это хороший способ, позволяющий показать зрителю что находится близко, а что дальше. Таким образом, можно показать глубину пространства.
Тональная перспектива. Все люди воспринимают цвета примерно одинаково. Теплые цвета: оранжевый, желтый и красный кажутся нам ближе, чем холодные. Этому есть объяснение. Мы привыкли видеть огонь, кожу других людей рядом с собой.
Холодные небо и горизонт от нас всегда далеко, поэтому в композиции это можно использовать, располагая теплые цвета на переднем плане, а холодные цвета (синий, голубой) на заднем плане.
Направляющие линии
Еще один способ — направляющие линии. С его помощью можно управлять взглядом зрителя, создав своеобразные дорожки, по которым взгляд будет перемещаться абсолютно неосознанно.
Это может быть тянущаяся сквозь пейзаж тропинка, последовательно расположенные элементы ландшафта или интерьера. Очень легкий, главное включить воображение. Попробуйте.
Золотое сечение
В видоискателе, а также на экранах многих фотоаппаратов, можно заметить горизонтальные и вертикальные линии, которые пересекаются в четырех местах, образуя прямоугольники. Именно в этих точках может проходить золотое сечение. Если главный объект попадет в места пересечения, взгляд зрителя устремится на него в первую очередь.
Этот прием еще проще, чем предыдущий. Не обязательно помещать главный объект точно в места пересечения линий. Главное чтобы он был рядом с этими точками.
Статика и динамика
Композиция помогает не только обозначить главные объекты. Она также позволяет передать ощущения или настроение. Если сравнивать горизонтальный и вертикальный кадр, то первый вам покажется статичнее. Придать дополнительную динамику снимку можно, просто сделав его вертикальным.
Хороший способ добиться нужной реакции зрителя — использовать диагонали. Их можно строить из чего угодно. Это могут быть линия горизонта, край крыши и другие элементы архитектуры. Помните о том, что диагональ может быть использована как способ задать настроение.
Линии, поднимающиеся слева направо, воспринимаются как направления роста. Они символизируют успех. Но также ассоциируются с напряжением. Поскольку в гору идти нелегко.
Пространство для взгляда
Существует одно очень важное правило при съемке портрета. Всегда оставляйте пространство для взгляда. Обратите внимание на то, куда смотрит ваша модель и кадрируйте так, чтобы было больше пространства там, куда направлен ее взгляд.
Областью за моделью можно пожертвовать, сократив ее до минимума. Правило золотого сечения здесь также уместно.
Симметрия и асимметрия
Симметрия в кадре может быть красивой, но часто она делает фотографию статичной и скучной. Ярким примером могут стать популярные изображения закатов. Когда зритель видит морской пейзаж с горизонтом и солнцем посередине, он не проникается. А все потому что фотограф не подсказал ему, что в кадре важнее небо, солнце или море.
Попробуйте выбрать что-то одно, обрезав вторую половину так, чтобы она не мешала восприятию. Расположите горизонт по одной из линий третей. Солнце поставьте в одну из точек пересечения. При таком кадрировании скучный снимок моментально станет гораздо интереснее.
Не забывайте поправлять горизонт. Фотография с заваленным горизонтом смотрится неопрятно и намекает на недоделанность. Выбирайте что-то одно. Либо вы строите из горизонта диагональ (если это чем-то оправданно) либо выравнивайте его так, чтобы привередливому зрителю не было к чему придраться.
Заключение
Надеемся, мы смогли вас убедить, что композиция в фотографии очень важный элемент. Попробуйте применять эти приемы во время фотосъемки. В один кадр можно включать несколько правил композиции. Это усилит эффект и позволит зрителю путешествовать взглядом по вашей фотографии.
Композиция в фотографии
• Привлечь внимание можно яркими красками, размером, необычнымобрамлением или противоречивым сюжетом.
• Удерживать внимание можно интересным сюжетом или сценкой.Старайтесь упрощать снимок до необходимого минимума, который раскрывает смысл снимка, ведет зрителя к основной идее кадра. Фотография не должна смущать или оскорблятьчувства. Постарайтесь сделать гармоничный, приятный глазу кадр, возле которого — если его,к примеру, повесить на стенку — вы бы смогли продержаться достаточно долго.
Кроме вышеуказанного, фотография должна быть технически хорошего качества : правильно экспонирована, качественно проявлена и резкая в положенных местах (если, конечно, не применяются какие-то особые специальные эффекты)
Следует знать, что фотокамера видит мир всего » одним глазом «, поэтому не способна передать трехмерность. Поэтому композиция должна быть такой, что обеспечивает чувство глубины у зрителя,т.е. многоплановой. Иметь средний, средний и задний планы.
Есть такая штука — называется ракурс. Идея в том, что с разных сторон ид на объект разный. В связи с этим какие-то детали объекта оказываются видимыми или, наоборот, скрытыми. К примеру, Баба-Яга с огромным носом может иметь очень стройную и симпатичную шейку. Которую можно и запечатлеть на фото. Короче говоря меняя ракурс (т.е. точку съемки) можно полностью изменить весь вид, дух и идею сюжета.
Общие советы
Очень советую прочитать все советы — точно найдете что-нибудь новенькое.
Не надо компоновать кадр симметрично, кроме случаев построения ритмичных рисунков кадра или симметрии, как главной идеи.
Не рекомендуется помещать линию горизонта или поверхности воды по середине кадра — такое построение стремится разделить кадр на две независимые части и запутывает зрителя, пытающегося определить какая же часть кадра важнее. Так же кадр может распадаться на части в случае дерева (столба) в центре кадра и , соответственно, линии изменения яркости, цвета или угол дома. Кроме обусловленных идеей кадров.
Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Попытайтесь выделить главный объект, используя направление солнечных лучей (тени), положения фотоаппарата, ограничивая резко изображенное пространство или выбирая контрастный цвет фона.
Избегайте больших пустых пространств, таких, как чистое голубое небо,скучная однообразная равнина или гладь воды. Постарайтесь найти что-нибудь,заполняющее пустоту, как, например, свисающая ветка или облачко.
Стройте кадр по диагонали. Не делайте этого если горизонт или, к примеру , здание будет выглядеть странно. Диагональная композиция с направлением лево-низ к право-верх спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Соблюдайте горизонтальное положение воды и плывущих кораблей. Наклон поверхности водоема режет глаз.
Старайтесь не наклонять строения. Во-первых,надо камеру ровно держать. Во-вторых,если снимаем короткофокусным — 28 мм объективом (чтоб больше влезло) то надо помнить об искажениях и о том, что если наклонять камеру вверх или вниз, то искажения увеличиваются. Для съемок архитектуры существуют специальные шифт-объективы.
Обрамление сюжета (рамка). Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки и таким образом подчеркивая главный объект. Используйте этот прием так же для заполнения пустого скучного пространства неба или сокрытия нежелательных участков изображения. Рамка так же может помочь в создании более объемного кадра (в виде какого-нибудь из планов). Не надо делать рамку главным смысловым элементом.
Заполняйте кадр сюжетом. Подойдите как можно ближе. Используйте зум. Сделайте ваш объект максимально большим. Это позволяет зрителю сразу выделить главное на снимке без продолжительного блуждания по всей картинке.
Попробуйте соблюсти сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела тяжелее, чем нижняя. Тоже самое касается и сторон.
Фотографируйте портрет крупного плана на уровне глаз человека. Если вы фотографируете человека стоящим, лучше опустить фотоаппарат на уровень его груди или талии. При использовании этого приема ноги не кажутся короткими,при использовании нормального (50 мм) или короткофокусного (28 мм) объектива.
Не ленитесь опуститься вниз, фотографируя детей и животных. Снимайте с высоты их голов. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. В любом случае обращайте внимание на фон. Следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона не проходили через голову.
При съёмке портрета очень важное значение,обычно, имеют глаза. Поэтому они должны иметь наибольшую чёткость на фотографии. Если Вам тяжело «поймать» глаза, можно сфокусироваться на верхней пуговице воротника, которая во многих случаях совпадает с плоскостью глаз.
Хорошо чтобы на фотографии были бы линии, ведущие глаз зрителя к главному объекту кадра. Эти линии могут быть образованны дорогой, забором или аллеей. Не делайте такую ведущую линию слишком доминирующей, т.к. глаз может так устать, что и не дойдёт до Вашего главного объекта. Ведущие линии должны располагаться под наклоном снизу вверх или сверху вниз.
Когда фотографируете движение (бегущий человек) оставляйте ему место для движения, т.е. располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её. Композиция будет казаться более динамичной, если кадр построен справа налево. Используйте маленькую глубину резко изображённого пространства (если ваш фотоаппарат позволяет регулировать этот параметр), чтобы изолировать ваш объект от окружающей среды.
Не искажайте лиц. Короткофокусная линза с близкого расстояния делает нос огромным, а уши маленькими. Слишком длинный фокус сделает лицо плоским. Для съемок портрета наиболее подходит расстояние 2 метра с линзой примерно 100 мм (для 35 мм камеры). В этом случае пропорции лица передаются наиболее правильно. Тем не менее можно получить интересные эффекты,пользуясь короткофокусным объективом (порядка 20 мм).Но в этом случае надо приблизиться буквально вплотную.
Избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.
Снимайте объемно. Например, вид на здание позволяющий рассмотреть его фасад и боковую сторону лучше,чем просто фасад. Включайте в сюжет предметы переднего плана — ветку дерева, почтовый ящик и т.п., даже если они выходят не резкими.
Семейные фотографии можно улучшить, используя фон, образующий рамку. Или немного воображения может помочь рассадить семью на лавочке в садике. Не надо выстраивать всех в шеренгу.
Унылый сюжет можно значительно оживить, включив в кадр фигуру человека, например, с целью отношения размеров. Если еще на человеке яркая одежда или зонтик это еще более украшает сюжет. Приятный глазу вид может не иметь выраженного центра интереса, в таком случае можете поместить в кадр Вашего товарища, смотрящего на это красивое место или расположившегося на пикник. Поставьте фотоаппарат на штатив и таймер сфотографируете самого себя.
Когда фотографируете людей, не обрезайте части тела как попало. Фотографируйте всю фигуру или до середины бедра. Руки обрезайте до плеча, а не до кистей рук. Не ставьте человека как куклу, а усадите его в три четверти оборота или пусть обопрется о дерево. Добавьте действия — пусть, к примеру, нюхает цветочек или даже кушает вкусный бутерброд. Придайте человеку компактную позу, чтобы заполнить кадр. Например, сидя с поджатыми ногами. Конечно, если человек будет чувствовать себя в этой позе удобно…
Еще про фотографии людей. Следите, чтобы из головы человека не росли рога, деревья или телеграфные столбы. Если растут — отойдите немного в сторону. Если можете изменять диафрагму — откройте ее, чтобы уменьшить глубину резко изображенного пространства и тем самым ослабить влияние фона.
Ловите красивое небо. Блеклое белое, затянутое облаками небо или чистое голубое не всегда выглядят достаточно маняще. Часто сцена выглядит гораздо лучше с пушистыми редкими облачками. Конечно, это означает необходимость ждать, или даже прийти в другой раз, чтобы получить красивый снимок.
Еще совет — включать нечетное число одинаковых предметов. Т.е. один или три цветочка выглядят лучше, чем два или четыре. Для особенных сюжетов это правило можно, конечно нарушать.
Обращайте внимание на тени. Хотя для невооруженного глаза тени могут казаться легкими и прозрачными, на фото они будут выглядеть гораздо тяжелее, чем вы помните сцену. Можно для смягчения теней использовать заполняющую вспышку.
Композиция кадра Часть 1
Разговаривать о композиции можно, конечно, очень долго. По этому поводу существует огромное количество самых разнообразных мнений и рекомендаций… Это я так, чтоб, значит разговор начать. А вообще-то, конечно существуют достаточно строгие правила, соблюдая которые можно очень даже свои фотографии улучшить. Итак, поехали!
Правило №1 (самое важное)
Вы должны знать, что именно вы хотите снять. Конечно, может быть удачный случайный кадр, но постарайтесь вспомнить какова вероятность того, что стадо макак, владеющих печатной машинкой, напечатают «Войну и мир» Л.Н.Толстого?!
Информация к размышлению:
Хороший снимок должен сам говорить за себя. По возможности, так,чтоб человек, который фотографию рассматривает, обратился к вам с вопросом,к примеру,»А это где такая статуя розакартина ?» а не «А это что?».Очень часто бывают случаи глубокого разочарования из-за неинтересного снимка. А как сделать, чтоб интересный?
Заполняйте кадр объектом съемки
Чтобы все пространство кадра было занято тем, что хотите снять. И по возможности, чтоб ничего лишнего там, не было. Конечно, помните о возможностях своего фотоаппарата. В смысле фокусировки на близкое расстояние. Так, простая мыльница позволяет сделать резкий кадр не ближе, чем на 2.5 метра…
Видоискатель — не оптический прицел!
Это не я придумал. Честно! А ведь действительно, рассматривая многие фотографии, создается впечатление безуспешных попыток фотографировавшего «всадить пулю» в лоб объекту съемки. А верхняя половина кадра остается просто ничем не занятой. То есть, конечно, занятой, но уже, неизвестно чем. То есть фоном (о фоне дальше).
Чистая психология — у очень многих аппаратов в центре окошка видоискателя располагается какая-нибудь рамочка или крестик, показывающий область, откуда автоматика аппарата берет данные для автофокуса и автоэкспозиции. И человек, сам, не отдавая себе отчета, располагает элементы композиции так, чтобы в эту рамку (крестик) поместить самое важное. Как с этим явлением бороться? Хитрые производители камер предусмотрели для таких случаев предварительную фокусировку. То есть надо навести камеру куда техника хочет и нажать до половины кнопку спуска. В этом случае автоматика сфокусируется на нужном вам предмете, и больше ёрзать не будет. А вот теперь можно переформировать кадр по вашему вкусу, конечно в пределах здравого смысла, т.е. с зафиксированным фокусом ходить не рекомендуется — тут хорошопомнить о глубине резкости. Переформатировали? Вот и хорошо, теперь можно кнопку дожимать до конца, соответственно, аппарат щелкает, жужжит, в общем срабатывает. Только теперь, кадр скомпонован как вам нужно.
Композиция кадра Часть 2
Золотое сечение или все на троих
Берем пространство кадра и делим его. Делим на три равные части по горизонтали и по вертикали.Нужно помещать сюжетно важную деталь будущего снимка в точку пересечения разделительных линий.
Таким образом мы имеем четыре основных фокуса (точки пересечения линий). Кстати, такие линии или подобные метки имеются в видоискателях некоторых дорогих фотоаппаратов. Уместно задать вопрос о выборе наиболее подходящего сюжету фокуса. Существует мнение, что лево — низ и право-верх наиболее «сильные» по своему действию.
Оставляйте людям ноги!
Это я к тому, что ежели у человека есть ноги, резонно оставить ему их, чтоб были. Очень распространенная ошибка заключается в том, что очень мало внимания уделяется границам кадра. Сам грешу, все еще иногда, но пытаюсь исправиться. Надо, чтобы человек имел голову (бывает, тоже режут) и стоял на земле (или любой другой поверхности). Вырабатывайте привычку перед тем, как нажать, быстренько глазами пробежать весь периметр окна видоискателя и проверить «все ли влезло». Сразу очень тяжело привыкнуть. Зато потом… Очень рекомендую.
Автор: Игорь Варшавский
Источник: http://photoclub.by/