Лучшие фото ссср: Лучшие советские фотографии галереи им. братьев Люмьер / Назад в СССР / Back in USSR
Яркие восьмидесятые: СССР на пороге перемен
Пьедестал. Чемпионы. XIII Зимние Олимпийские игры. На верхней ступеньке – Н. Линичук и Г. Карпоносов. На третьем месте (справа) – И. Моисеева и А. Миненков. На втором месте – К. Регеци и А. Шаллаи (Венгрия). 17–20 февраля 1980 года. Автор: Дмитрий Донской. США, Лейк-Плэсид.
Конфликт. 1980 год. Автор: Дмитрий Донской.
«Воспоминания о будущем». 1980 год. Автор: Рустам Мухаметзянов. Казань.
Константин Черненко, Леонид Брежнев, Андрей Громыко. 1980 год. Автор: Владимир Мусаэльян. Крымская область, пгт. Ореанда.
Без названия. Костюмы от Славы Зайцева. 1980-е. Неизвестный автор. Москва.
«Олимпийский зевок». 1980 год. Автор: Дмитрий Донской.
Открытие Олимпиады-80. 19 июля 1980 года. Автор: Валерий Шустов. Москва.
Дуэт синхронисток. 1980-е. Автор: Владимир Вяткин.
Ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа. Август 1980 года. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн. Латвийская ССР, Рига.
Большой балет.
«Совет наставника». Галина Уланова и Людмила Семеняка. 1980 год. Автор: Александр Макаров. Москва.
Старт космического корабля. 1980 год. Автор: Альберт Пушкарев. Казахская ССР, Байконур.
Министр обороны СССР Дмитрий Устинов и Леонид Брежнев на трибуне Мавзолея. 1980 год. Автор: Юрий Абрамочкин. Москва.
«Без подшипников нет быстрого движения». ВДНХ. Экспозиция ГПЗ. 1980 год. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
На первомайской демонстрации. 1 мая 1981 года. Автор: Всеволод Тарасевич. Куйбышевская область, Тольятти.
Гуси в багажнике машины. 1980-е. Неизвестный автор.
Первомай. 1 мая 1981 года. Автор: Юрий Абрамочкин. Москва.
В классе. 1980-е. Всеволод Тарасевич.
Празднование последнего звонка в Москве. 25 мая 1981 года. Автор: Иван Второв.
«Вечер. Можно отдохнуть». Май – август 1981 года. Автор: Павел Сухарев. Московская область, дер. Чирково.
«Базар. «Еда!» Кайраккум (Ленинабад)». Из серии «Туркестанский хребет».
Москва. 1982 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Первомай. 1 мая 1982 года. Автор: Юрий Абрамочкин. Москва.
Портрет Леонида Брежнева. Август 1982 года. Автор: Владимир Мусаэльян. Крымская область, пгт. Ореанда.
Похороны Брежнева. 15 ноября 1982 года. Автор: Владимир Вяткин. Москва.
Приветствие Патриарха Всея Руси Пимена на день Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. 1980-е. Автор: Александр Сенцов. Московская область, Загорск.
Открытие спартакиады народов СССР. 23 июля 1983 года. Москва.
Останкино. 1980-е. Автор: А. Буткин. Москва.
На работу в космос. 1983 год. Автор: Альберт Пушкарев. Казахская ССР, Байконур.
На закате. 1980-е. Автор: Валерий Шустов.
Космический корабль «Буран» с ракетой на пути к стартовой площадке. 1980-е. Неизвестный автор.
На лавочке в Летнем саду. 1980-е. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
«Новости дня». 1983 год. Автор: Рустам Мухаметзянов.
Казань.
Без названия. Из семейных архивов первых переселенцев в Калининградскую область. 1980-е. Автор: Л. Жалейко. Калининградская область, Гвардейский район.
Выпускники детского сада. Весна 1984 года. Неизвестный автор. Ленинград.
Парад на плацу. Учебная военная часть. Выпускники Московского Института Электронного Машиностроения проходят военные сборы в Одессе. 1984 год. Автор: Павел Сухарев. Украинская ССР.
Женщина с книгой на набережной. 1980-е. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Парад на Красной площади. 9 мая 1984 года. Автор: Владимир Вяткин. Москва.
Перед заходом солнца. 1984 год. Автор: Рустам Мухаметзянов. Казань.
Пионеры. 1980-е. Автор: Б. Раскин.
Студенты биофака МГУ на субботнике около общежития ДАС. Сентябрь 1984 года. Автор: Марина Воронина. Москва.
Из серии «Пожар на Каспии». 1980-е. Автор: Валерий Шустов.
Ледокол. 1980-е. Автор: Владимир Вяткин.
Буровая установка «Мурманская–20» на точке бурения. 1985 год.
Неизвестный автор.
Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» (ААНИИ) выполняет научные исследования в Арктике. 1980-е. Неизвестный автор.
Изучение тушканчиков. Зоолог Андрей Пузаченко описывает (определяет, измеряет и взвешивает) пойманных тушканчиков. Экспедиция МГУ и АН СССР 1985 года в Туву и Монголию. 20 июля 1985 года. Автор: Иван Второв. Тувинская АССР.
Выставка «Интенсификация – 90». Персональные компьютеры. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Дворец бракосочетаний. Свадебные процессии. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Обложка пластинки «Эверест». 1985 год. Автор: Сергей Борисов. Москва.
Старый базар. 1985 год. Автор: Рустам Мухаметзянов. Казань.
Евгений Евтушенко читает стихи. 1980-е. Автор: Владимир Родионов. Москва.
«Аквариум – 1985». Сергей Курехин, Борис Гребенщиков и Олег Сакмаров. 1985 год. Автор: Сергей Борисов.
Невский проспект. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Ленинградское объединение электронного приборостроения «Светлана».
Собрание, посвященное обсуждению решений Апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Председатель Выборгского РК КПСС А.С. Ефимов на даче. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинградская область.
«Зачитался». 1980-е. Автор: Р. Нетелев.
Школа подводного плавания «Дельфин». 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Прохожие на Невском проспекте. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Открытие торжественной линейки. Пионерлагерь «Юность» московского завода «Эра». Лето 1985 года. Автор: Павел Сухарев. Московская область, дер. Федчино.
Фотограф пионерского лагеря. Пионерлагерь «Юность» московского завода «Эра». Лето 1985 года. Автор: Павел Сухарев. Московская область, дер. Федчино.
Уборка хлеба. 1980-е. Неизвестный автор.
Без названия. 1980-е. Неизвестный автор.
Прохожие на Невском. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
Михаил Горбачев и министр обороны СССР Сергей Соколов.
1985 год. Автор: Юрий Абрамочкин. Москва.
Африка расписывает стену студии Сергея Борисова. 1985 год. Автор: Сергей Борисов. Москва.
«Оберманекен». Анжей. 1986 год. Автор: Сергей Борисов. Москва.
«Цой – 1986». 1986 год. Автор: Сергей Борисов.
Афиша. Группа «Тандем». 1980-е. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
«Юрий Любимов дома на Таганке». 1980-е. Неизвестный автор. Москва.
Из серии «Поет Валерий Леонтьев». 1980-е. Автор: Ю. Сомов.
Клоун. 1980-е. Автор: Г. Цуканов.
Георгий Товстоногов. 1980-е. Автор: Юрий Белинский.
На XXVII съезде КПСС. 25 февраля – 6 марта 1986 года. Автор: Борис Кузьмин. Москва.
Кировский завод. 1986 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
В кафе. 1980-е. Неизвестный автор.
Кооперативное кафе «Ветерок-Анзоб». На пути к Анзобскому перевалу. Сентябрь 1986 года. Автор: Павел Сухарев. Таджикская ССР.
Время не ждет. Президент США Рональд Рейган и Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. 11–12 октября 1986 года.
Автор: Александр Чумичев. Исландия, Рейкьявик.
Демонстрация протеста у Триумфальной арки. 1987 год. Автор: Николай Розов. Москва.
Без названия. 1987 год. Автор: Юрий Абрамочкин. Москва.
За пивом. 1987 год. Автор: Артем Ромашов. Ленинград.
Дворцовая площадь. 1 мая 1987 года. Автор: Артем Ромашов. Ленинград.
Жанна Агузарова. 1987 год. Автор: Сергей Борисов.
Афиша «Поет Светлана Миронова». 1980-е. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
На пьедестале. 10–15 августа 1987 года. Автор: Марина Воронина. Свердловск.
Продавец разной всячины. 21–24 августа 1987 года. Автор: Павел Сухарев. Эстонская ССР, Таллин.
Ленинград. 1987 год. Автор: Артем Ромашов.
«Курильщики». Георгий Гурьянов и Борис Гребенщиков. 1987–1989 годы. Автор: Сергей Борисов.
Шахтеры. 1980-е. Автор: Валерий Шустов.
Плакат I конкурса «Московская красавица». 1988 год. Автор: Сергей Борисов. Москва.
Без названия. Из семейных архивов первых переселенцев в Калининградскую область.
1980-е. Автор: Л. Жалейко. Калининградская область, Гвардейский район.
Уборка монет у вечного огня Могилы Неизвестного Солдата. 1 апреля 1989 года. Автор: Иван Второв. Москва.
Ожидание вертолета. 1980-е. Автор: Юрий Кавер.
Олег Гусев, 1989. Обложка пластинки. 1989 год. Автор: Сергей Борисов.
Афиша «Лауреат премии комсомола республики шоу-группа «Лайме»». 1980-е. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
На уборке картофеля. 1980-е. Автор: Николай Малышев. Московская область, Подольский район.
Костюм от Насти Михайловской. 1989 год. Автор: Сергей Борисов.
В детской библиотеке. 1980-е. Автор: Б. Раскин.
«Вспоминая жертв политических репрессий». 1989 год. Автор: Рустам Мухаметзянов. Казань.
Народный депутат СССР Борис Ельцин с супругой Наиной Ельциной. 1989 год. Неизвестный автор. Кисловодск.
Проект обложки журнала «PHOTO». Автор: Сергей Борисов. 1989 год. Москва.
Искусство военной фотографии в СССР
Центру фотографии имени братьев Люмьер в этом году исполняется 10 лет с момента основания.
К юбилею Победы в Великой Отечественной войне Центр представляет фото из собственной коллекции, посвященные искусству военной фотографии в СССР.
Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом, 1945 год.Современный отпечаток. 43,2 х 31,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Дмитрий Бальтерманц. Чайковский, 1940-е годы. Винтаж. 58 х 45,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Грачев. В Москву с победой. 1945 год. Винтаж. 23,2 х 29,2 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. День Победы. Манежная площадь. 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Петрусов. Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 год. Винтаж. 29 х 39,4 см. Бромсеребряная печать.
Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
В коллекцию Галереи имени братьев Люмьер входят работы Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева, Дмитрия Бальтерманца и других фотографов, которые создавали репортажи во время военных действий.
Военный репортаж
История военного репортажа в советской фотографии берет свое начало уже в 1920-е–1930-е годы. Темой работ фотографов-авангардистов таких, как Борис Игнатович, часто становились военные и физкультурные парады. В 1936 году для фотоальбома «Красная Армия» Яков Халип создает серию фотографий о Балтийском флоте, ставшую впоследствии знаковой для его творчества и истории советской фотографии в целом. Тема авиации этого периода раскрывается в работах многих советских авторов, документировавших авиапарады, например, у Марка Маркова-Гринберга.
Марк Марков-Гринберг
До начала войны фотограф Марк Марков-Гринберг (1907-2006) сотрудничал с агентством ТАСС, «Союзфото» и журналом «СССР на стройке».
Как репортер он был сформирован эпохой 1920-1930-х годов, определившей его способ видения. Движение в сторону «героического стиля», монументальной фотографии вписывалось в общий политический контекст эпохи.
Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944 год. Современный отпечаток. 40 х 50 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
В начале Великой отечественной Войны Марков-Гринберг работал связистом. В первый бой он пошел с катушкой телефониста и фотоаппаратом «ФЭД». В 1942 году его перевели фотографом в политотдел, а затем в газету 48-й армии «Слово бойца». Многие его военные снимки сегодня стали хрестоматийными. Марков-Гринберг проработал в Красноармейской иллюстрированной газете с 1946 по 1953 год, затем работал в издательстве при ВСХВ (ВДНХ), а с апреля 1957 года ─ в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». Марков-Гринберг участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках, а его снимки продолжают экспонироваться и сегодня, кроме того, они входят в собраниях крупнейших мировых музеев.![]()
Из воспоминаний Марка Маркова-Гринберга о работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны:
«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».
«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».
Яков Халип
Советский фотограф и репортер Яков Халип (1908-1980) окончил ВГИК по специальности «оператор». Большое влияние на Халипа оказали Борис Барнет и Сергей Эйзенштейн, с которыми он работал на Московской киностудии. На первой знаковой картине, где Халип работал ассистентом, художником-постановщиком и фотографом был Александр Родченко.
Методы работы Родченко послужили важным образцом для молодого автора. В 1930-м году Яков Халип приходит в знаменитый журнал «СССР на стройке», где работает вместе с такими мастерами фотографии как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и Георгий Петрусов. Вскоре он сам становится одним из ведущих репортеров издания. Там же происходит второе знакомство с Александром Родченко, которого Халип считал своим наставником. Благодаря профессионализму и готовности к экспериментам в 1936-м году Якова Халипа приглашают на работу в журнал «Интурист».
Яков Халип. Торпедист (Виктор Чероков). Балтфлот, 1936 год. Поздний отпечаток. Тираж: 8/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Красная площадь. Салют Победы. Вид на ночной Кремль, 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Ноктюрн на фронте.
1943 год. Винтаж. 40 х 60 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Барабанщики на Красной площади. 7 ноября 1934 г. 1934 год. Поздний отпечаток. Тираж: 7/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Одна из известных серий Халипа — работа над фотоальбомом «Красная Армия» с запоминающимся кадром «В дозоре». Другая не менее знаковая для Якова Халипа работа — документальная серия о работе Дрейфующей станции «Северный полюс-1» и спасении папанинской четверки. В 1938 г. Яков Халип в качестве специального корреспондента газеты «Известия» едет на Северный полюс и становится одним из немногих свидетелей операции. В военной и послевоенной биографии Якова Халипа есть много других историй. Его работы знакомы всем, кто через фотографию соприкасался с историей России 30-х и 40-х годов ХХ века, Второй Мировой войны и послевоенного времени. Фотографируя для газет, журналов и книг, Яков Халип всегда сохранял авторский взгляд, выдерживая тонкую грань между искусством и политикой.
Советская фотография периода Великой Отечественной войны
Яков Рюмкин. ВОВ. Сталинград. В минуты затишья. 1942-1943 годы. Винтаж. 16,5 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Рюмкин. ВОВ. Ленинградский фронт. Советские артиллеристы, авиаторы, танкисты и саперы стерли с лица земли укрепления врага, 1944 год. Винтаж. 17,5 х 27,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Рюмкин. ВОВ. Курская Дуга. Встреча с семьей. Под Белгородом. 1943 год. Винтаж. 14 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Салютные расчеты на Манежной площади перед парадом (2), 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Военная фотография в Советском Союзе выполняла самые разные задачи. Она информировала о положении дел на фронтах, показывала смертоносность войны и фиксировала разрушения в стране.
С другой стороны, она оставалась эмоциональной – фотография показывала горе, несла весточку с фронта, тем, кто в тылу ждал увидеть своих близких, и возвещала о долгожданной победе. В советской военной фотографии можно различить и соцреалистические картины, и постановки, и живую репортажную съемку. Но неизменно высока именно документальная ценность этих видов фотографии войны. Документальная фотография показывает и события, и место действия, и его видение современниками. Фоторепортеры могли запечатлеть картину события, сформированную с целью вдохновить на победу, отстоять свою независимость, и оставить свидетельство этого времени для истории.
Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 года. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. Давай закурим! Дорога на Берлин. Апрель 1945 г., 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30.
30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. 9 мая 1945 года в Москве, 1945. Современный отпечаток. Размер: 48 х 59 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
«…Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины…», – говорил о своей профессии фотограф Александр Устинов.
Фоторепортеры военного времени
Макс Альперт – «Комбат»
Макс Альперт. Комбат, 1942 год. Винтаж. 30 х 23 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Своеобразным символом Великой отечественной войны стала фронтовая фотография Макса Альперта, в том числе эмоционально сильный и драматичный кадр «Комбат». Энергичная фигура командира на переднем плане, выросшая на фоне бесконечного неба, демонстрирует готовность человека встать на грань между жизнью и смертью, усиливает напряжение, намеченное общим направлением атаки.
Мастерство Макса Альперта как фоторепортера позволило превратить мимолетный эпизод боя за мгновение до неминуемой гибели в символ героизма.
Профессиональный опыт фоторепортера, накопленный Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Работая на ТАСС и «Совинформбюро», Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.
Сергей Эйзенштейн так писал о Максе Альперте:
«С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».
Константин Симонов:
«Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной звезды» немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом.
Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».
Михаил Трахман
В годы Великой Отечественной войны Михаил Трахман (1918-1976) работал фотокорреспондентом Совинформбюро. Основным его инструментом была знаменитая камера «Лейка», но часто в его руки попадало и боевое оружие. Он снимал в блокадном Ленинграде, в Пскове и в Белоруссии, участвовал в освобождении Польши и Венгрии. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу немецких войск. В своих дневниках он писал: «Много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни».
Михаил Трахман. Стрелок ведет огонь по самолету противника. Ленинградские партизаны, 1941 год.
Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Парад Победы. Москва 24 июня, 1945 год. Современный отпечаток. 32,1 х 43,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Отмашка. Перед парадом. 1945 год. Современный отпечаток. 43,1 х 31,8 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. На Красной площади в День Победы 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Атака партизан. Ленинград, 1942 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Благодаря этим фотографиям он вошел в историю военного репортажа. Михаил Трахман награжден орденом Красной звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «Партизанской медалью», которой особенно дорожил.
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
editor
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.
60 гениальных фотографий Советского Союза
История
By Sean Sheepskin 07.04.2014
0 29,347
А теперь без лишних слов… Совершите большое путешествие по эпохе СССР по этим душевным фотографиям, сделанным лучшими фотографами Советский Союз.
Внимание: некоторые картинки в подборке небезопасны для работы!
Лебеди : 1963 : Евгений Умнов Зима : 1965 : Юрий Луньков Это мой нрав : 1969 : Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова Силуэт : 1960 : Мирослав Муразов Солдат : 1973 : Владимир Вяткин Не мое собачье дело : 1965 : Владимир Богданов Экипаж 900 Абрам : Юхочкин Москва , 0 : 0 12 Качели : 1977 : Михаил Голосовский Штрихи детства : 1957 : Леонид Лазарев Мартовское солнце : 1962 : Григорий Мхитарян Молодежные победы : Москва, 1963 : Анатолий Болдин Спортивное украшение : 1959 : Бородулин Лев Рождение человека : 1970 : Васильев Сергей Конкурс парикмахеров в Москве : 1975 : Гаврилов Игорь Оповещение о положении ЗУР : 1970 : Куняев Василий Утро моей девушки : 3 Михайловский Три тельняшки : 1968 : Сергей Петрухин Рекордный прыжок Валерия Брумеля : 1963 : Александр Птицын Торпедист Виктор Чероков : 1936 : Яков Халип Новый Запорожец : 1960 : Николай Рахманов На выставке.
Девушка с сумкой : 1960 : Николай Токарев Поезда идут на фронт : 1941 : Александр Устинов Оранжевое солнце : 1960 : Анатолий Хрупов Ритм труда : 1960 : Николай Маторин Праздник молодости и студенты на московских улицах : 1957 : Михаил Трахман Птичница : Кировск, 1950 : Яков Рюмкин Дорога : 1975 : Гунар Бинде Плевать мне на Мальтуса : 1960 : Виктор Ахломов Хлеб привезли : 1960 : Григорий Дубинский Парад 1 мая. Мороженое : 1950 : Юрий Кривоносов Парад на Красной площади : 1970 : Александр Награлян Сельская школа : 1970 : Вадим Опалин Телеведущие : 1960 : Лев Портер Алексей Леонов, командир космического корабля «Союз» 14 : 1973 : Альберт Пушкарев Кто будет новым начальником агентства знакомств? (Заголовок в газете): 1970 : Борис Кауфман Неудачно : 1960 : Николай Хорунжий Воскресенье : 1965 : Игорь Гневашев Одесса. Лестница : 1969 : Фридрих Гринберг Извержение вулкана Толбачик : 1975 : Вадим Гиппенрейтер Пушкинская площадь : Москва, 1940 : Наум Грановский Утро на пляже : Башкирия, 1970 : 1970 Александр Гращенков : 90 0102 Пожар в Москве :2 1960 г.
: Владислав Киврин Потоп : Владимир Лагранж Потеря : 1964 : Эдуард Песов На пепелище : Жиздра, 1943 : Михаил Савин Блокировка : 1970 : Игорь Уткин Разрыв : 1970 : Лев Шерстенников Элегия : 1970 : Валдис Браунс Евгений Моргун удивительный : Василий Егоров Пришли грачи : 1964 : Николай Гнисюк Землетрясение в Армении : Спитак, 1988 : Копачев Александр Михаил Горбачев в окружении 2250 членов нового Конгресса : 1989 : Владимир Федоренко -55C : 1964 : Копосов Геннадий 1970-е : Якутия, река Лена Закадычные друзья. Михаил Румянцев : 1977 : Юрий Белинский Грустный праздник. Новый год в психиатрической больнице : Москва, 1988 : Павел Кривцов 80 км от ЧАЭС : Украина, 1989 : Игорь Костин Безымянный : Владимир Веленгурин 100 000 демонстрантов : 00012 Белоусова Андрюха 1989 и Протопопов : 1965 : Сергей Лидов Через: Люмьер и Росфото
Если вам это нравится, вы также можете увидеть Советский Союз глазами иностранцев
— Sponsored —
53 4
Теги
BestHistoryRetro PhotoСССР
— 9
— 900 — 900 002 Читать ДалееИстория
25.
11.2018
Яркие и полные ностальгии фото СССР Семена Фридлянда
История
19.01.2017
Homo Sovieticus: фотопроект Карла де Кейзера об СССР
История
03.11.2016
Украина в 1982 году: Советская Одесса в фотографиях Яна Берри
25.11.2018
Яркий и полные ностальгии фото СССР Семена Фридлянда
19.01.2017
Homo Sovicicus: фотопроект Карла де Кейзера об СССР
03.11.2016
Украина в 1982: Советская Одесса в фотографиях Яна Берри
06.08.2016
Исторические фотографии городов-курортов советского Крыма 1970-х годов
— Спонсор —
Подписывайтесь, это бесплатно! Ничего не пропустите, получайте наши замечательные материалы прямо на ваш почтовый ящик
Рекомендую для вас
Кнопка «Вверх»
Украинский художник Борис Михайлов о создании искусства в СССР
Борис Андреевич Михайлов родился 25 августа 1938 года в Харькове , Украина, отцу-украинцу и матери-украинке-еврейке.
Он вырос в годы после Голодомора, так называемого сталинского «террора-голодомора», унесшего жизни миллионов украинцев. Одно из самых ранних воспоминаний Михайлова — о том, как он оставил отца, чтобы сесть на один из последних товарных поездов из Харькова вместе с матерью перед вторжением немецких войск в Октябрь 19.41. Через несколько месяцев около 15 000 харьковских евреев были схвачены, отведены в овраг Дробицкий Яр и расстреляны.
Михайлов часто рос с тревогой, с ощущением, что «мир может наступить в любой момент», — говорит он. В 18 лет он поступил в военную академию. Не в силах смириться с военной культурой, он ушел учиться на инженера и в конце концов нашел работу на заводе по производству электрических компонентов для космических кораблей. На фабрике была фотолаборатория, которую Михайлов в течение следующего десятилетия незаконно использовал для обработки изображений, сделанных им в частном порядке. В 19В возрасте 68 лет его жизнь изменилась, когда по наводке КГБ провело обыск в заводской фотолаборатории и обнаружило фотографии своей жены, сделанные Михайловым в обнаженном виде.
Его допросили, его квартиру обыскали, его работы конфисковали и уничтожили. Его обвинили в порнографии и уволили с работы. Это событие убедило его заняться фотографией на постоянной основе.
Сегодня Михайлов — самый знаменитый фотограф Украины. Поскольку война с Россией продолжается, объединяющая ретроспектива его долгой карьеры под названием Борис Михайлов: Украинский дневник » откроется в этом месяце в Maison Européenne de la Photographie в Париже.
The Art Newspaper: Видеть, как ваша родная страна и город каждый день подвергается жестокому нападению, должно быть, травматично. Как вы научились, если вообще научились, справляться с этим ужасающим событием?
Борис Михайлов: Говорят, ко всему можно привыкнуть. Дом рушится, а на его месте строят новый. Но восстановить сломанные, разрушенные жизни невозможно. Я не могу простить это вероломное нападение на мою страну. Я не могу привыкнуть к этой войне, к виду раздираемых бедняков.
Вы фотографировали протестующих на площади Майдан в Киеве в 2013 году. Эта работа была выставлена в Государственном Эрмитаже в России в 2014 году. Если бы я рассказал Борису, который фотографировал на площади Майдан в 2013 году, о событиях 2022 года, ответил бы он с удивлением?
Это правда, что исторически часто случается так, что страны, расположенные близко друг к другу, находятся в состоянии войны. Это сложно для молодых государств и особенно для государств с общей историей. Политическая и культурная напряженность присутствовала всегда, все время, с момента распада Советского Союза и создания независимой Украины. Перспектива российского вторжения остро ощущалась на Майдане, хотя думать об этом тогда было невозможно. У Украины и России общие воспоминания, общая история. Но абсурдность и вероломство нападения разорвали те связи, которые существуют сейчас и могут существовать в будущем. Все сорвано, и я не думаю, что мы еще очень долго сможем воссоздать эти связи.
Серия псевдогероических автопортретов 1992 года, Я не я , отклик на распад Советского Союза © Борис Михайлов/VG Bild-Kunst; Courtesy Galerie Suzanne Tarasiève
Когда вы в последний раз были в Украине?
Это был октябрь прошлого года. К сожалению, я не задержался надолго. Я редко путешествую из-за болезни. Но Киев был полон молодой, энергичной жизни. Он был похож на европейскую столицу. Я верю, что он и дальше будет столицей свободной страны, избравшей свой независимый путь.
Для человека, который никогда не был в Харькове, как бы вы описали свой город?
Харьков всегда казался мне престижным, ведь он был первой столицей Украины. Город является логистическим центром между Востоком и Севером, Югом и Западом. То, как он выглядит, его уникальная история; для меня это рождение современной культуры. Харьков сделал меня фотографом, которым я стал.
Это сформировало дугу моей жизни. И сейчас, в 83 года, у меня есть чувство уверенности — ощущение, что я хоть немного принесла ему пользу.
Какие у вас самые дорогие воспоминания о Харькове?
Когда я смотрю, как страдает мой город, иногда я чувствую только боль. Но временами мой разум полон воспоминаний о городе моего прошлого. Иногда меня переполняют приятные воспоминания. Дружба, которая у меня была. Тепло моих родителей. Гордость, которую город подарил своим жителям. Эти вещи были привиты мне с рождения. Я благодарна за все, что оно мне дало.
Вы часто говорили, что фотография — это «мой выход». Что ты имеешь в виду?
Фотография придала смысл моему существованию. До фотографии все как будто оставалось прежним: жизнь, молодость, дружба, любовь. А вот с фотографией для меня все стало единым. Это был выход, спасение от ощущения, что мое существование пусто.
Вы потеряли работу на фабрике, когда вас поймали за использованием фотолаборатории для проявления обнаженных фотографий. Расскажите о своей жизни до фотографии. Каким человеком ты был?
Жизнь перед камерой теперь кажется своего рода подготовкой. Моя дружба, учеба, работа до фотографирования, даже такие вещи, как игра в баскетбол, плавание — все это сформировало меня с камерой. Вы должны быть уверены в выбранном вами пути, знать, что вы идете по правильному пути. Эта уверенность заключается в качестве вашего творчества. Так будет всегда.
Михайлов запечатлел протесты 2013 года на Майдане в Киеве в сериале Театр войны, второй акт, тайм-аут © Борис Михайлов/VG Bild-Kunst; Courtesy Galerie Suzanne Tarasiève
Вы рассказали о том, как в 1950-х годах группа молодых людей из Харькова попала в тюрьму по обвинению в порнографии, а также о преступлении принятия «западных поз» после того, как они сфотографировали друг друга на пляж.
Вы жили под наблюдением и цензурой большую часть своей ранней жизни. Как это повлияло на работу, которую вы создавали тогда и создаете сейчас?
Это событие надолго взволновало город. Неугодных людей в Советском Союзе часто судили за порнографию или объявляли невменяемыми. В Харькове группу молодых людей обвинили в порнографии и разврате. Сделанные ими фотографии были использованы обвинением в качестве улик. Это были самодельные образы, частные и наивные. Много лет спустя, в начале 1990-х, я познакомился с одним из участников. Он показал мне свое судебное дело, и я увидел фотографии. Они все еще были отмечены судом, но я видел только жизнь, молодость и радость. Сейчас трудно поверить, но в то время и в том месте фотографировать было невозможно. Но мы должны помнить, что каждая эпоха предъявляет свои требования к фотографам и фотографии.
Вы, должно быть, часто чувствовали себя в опасности, создавая свою работу.
Поначалу все казалось пугающим.
Страшно было сделать что-то не так: не так сфотографировать, не так проявить, не так напечатать фотографию. Но главная опасность была на улице. Если бы ты просто фотографировал на улице, кто-нибудь позвонил бы в полицию: «Что ты фотографируешь? Зачем ты фотографируешь?» В то время была очень сильная шпиономания. Было большое недоверие к людям, которые занимались чем-то другим.
Арон Морел, ваш издатель в Лондоне, назвал вас «настоящим подрывником». Интересно, вы принимаете это? Возможно ли оставаться подрывным в сегодняшней либеральной художественной культуре?
Я всегда старался создавать образы, даже когда это было морально и физически сложно. Для этого мне пришлось отказаться от привычек и моделей работы. Возможно, временами я думал, что у меня есть шанс стать подрывником. Но все, что я пытался делать, это стремиться к истине, стараясь при этом не причинять вреда.
В своей серии Case History вы фотографировали самых уязвимых людей Харькова, многие из которых были бездомными.
Вы говорили о необходимости всегда находить сочувствие и уважение в процессе создания имиджа. Вы будете в курсе интенсивных дискуссий в области фотографии и фотожурналистики об этике согласия. Какую позицию вы занимаете в этом споре?
Я был максимально открыт для этого проекта. Я вовлек участников в процесс создания этих фотографий. Фотограф, я считаю, всегда должен привлекать внимание публики к проблеме. Но я также считаю, что фотограф должен искать пути решения этих проблем.
Какое искусство сейчас вас больше всего волнует?
Меня все больше и больше привлекает философия. Мне кажется, лучше всего дать мне объяснение того, что я должен делать, что я должен искать, чтобы соответствовать сегодняшнему времени.
Вы рассчитываете когда-нибудь вернуться в Харьков и сфотографировать его?
Да. Мой дом там. Надеюсь, что мое ожидание не будет напрасным.
