Лучший советский фотоаппарат: Киев-2, 10, 15, 19; Смена-8М; Зоркий-4; Алмаз-102; Зенит-ЕТ, 19 и Горизонт

Содержание

Малая Пионерская,12/4 – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

У дома № 12 по Малой Пионерской улице сложная история. Жители окрестностей и даже некоторые сотрудники университета уверены, что раньше здесь была женская тюрьма. Это неправда. До революции на этом месте стояла фабрика купцов Оловянишниковых, производившая дорогую церковную утварь. В 20-х годах уже в новый дом по этому адресу переехал оптико-механический завод «Геодезия». Здесь был изготовлен первый советский образец фотоаппарата типа «Лейка» с условным названием «ФАГ», который должен был стать лучшим в мире. Но, по всей видимости, так им и не стал.

Фирма Оловянишниковых

Митра, фирма П. Оловянишникова. Москва, 1908-1917. Серебро, уральские камни, жемчуг, перламутр, бархат, ткань, позолота. Выс. 19,5 см

net-hobby.ru

Дом № 12 стоит на месте пяти владений, которые начинались от угла Стремянного переулка и шли вдоль улицы. Они состояли из деревянных одноэтажных домов, каменных служб и одной мясной лавки. Угловым участком долгое время владели Зарубины. Последней его хозяйкой вплоть до 1925 года была Мария Матвеевна, в замужестве Иконникова. В следующем по улице владении в середине XIX века жил тульский оружейник Василий Васильевич Лисицын, а до революции — каширский мещанин Петр Антонович Иванов.

Еще дальше по улице находились владения Оловянишниковых. Здесь на М. Дворянской (ныне М. Пионерской) улице к середине XIX века им принадлежало три владения, состоящих из небольших деревянных домов. Древний купеческий род Оловянишниковых происходит из Ярославля, где с 1736 года они были владельцами колокололитейного завода — одного из крупнейших и известнейших в этой области производств в России. В 1848 году Оловянишниковы открыли еще и фабрику церковной утвари в Москве на М. Дворянской улице. В конце века их хозяином был Иван Порфирьевич Оловянишников. У него было много сыновей, и семья организовала товарищество на паях. После смерти Ивана Порфирьевича в 1898 году в состав правления товарищества в разное время входили Иван Иванович, Порфирий Иванович, Владимир Иванович, Виктор Иванович, Георгий Иванович, Николай Иванович Оловянишниковы, а председателем правления была выбрана их мать — Евпраксия Георгиевна, урожденная Горшкова. Владения на М. Дворянской официально принадлежали ей и товариществу.

Церковная утварь. Фирма П. Оловянишникова, худ. С.И. Вашков. Москва, 1901-1910

Из кн: Религиозное искусство. Сборник работ церковной и гражданской утвари, исполненной т-ом П.И. Оловянишникова / Сергей Вашков. — М., 1914.

В начале XX века фирма Оловянишниковых была второй по величине среди московских предприятий, производящих церковную утварь. «Поставщик Двора Его Императорского Величества» — так было написано в их рекламе. Оловянишниковы делали художественные предметы всех стилей — от первых веков христианства до XX века. Они исполняли изделия из золота, серебра, бронзы, железа и других металлов. Дерево и мрамор с художественной резьбой также были в их арсенале. На фабрике производились все предметы, любого размера и практически из любого материала, какие только могли быть востребованы для церковных нужд.

Оловянишниковы постоянно находились в поисках мастеров и особенно художников. Они устроили конкурс среди студентов Строгановского училища, где их внимание привлекли работы Сергея Ивановича Вашкова. И еще до окончания учебы молодой художник, последователь В.М. Васнецова, стал заведующим художественным отделом на фабрике Оловянишниковых. Благодаря его таланту начало XX века стало для фабрики временем расцвета. Производимые здесь изделия достигли того высочайшего художественного уровня, который оценили многочисленные именитые заказчики: императрица Александра Федоровна, великая княгиня Мария Павловна, болгарский царь Фердинанд, митрополиты, патриархи и т.д.

Фабрике не хватало места. В 1912 году Оловянишниковы подали прошение о строительстве нового кирпичного здания, которое должно было разместиться на всех трех владениях. Архитектором был приглашен Леонид Васильевич Стеженский, много строивший по заказу церквей и церковных общин. Новая фабрика Оловянишниковых, четырехэтажное здание, которое и сейчас входит в состав дома № 12, построена в 1915 году. Но это была лишь часть задуманного, остальное построить не удалось.

Фасад здания решен довольно просто: межоконные вертикальные лопатки с небольшим декоративным элементом наверху и изящные надоконные дуги. На первом и последнем этажах они утяжелены имитацией замкового камня.

Но внутренние членения дома невероятно сложны. Не все можно разнести по времени, но большая часть запутанных лесенок и коридоров, подъемов и спусков относится к 1915 году.

Во внутреннем дворе дома есть примечательное здание, относящееся к владениям Оловянишниковых, а сейчас используемое НИУ ВШЭ как хозяйственное помещение. Оно сильно обветшало, но все же сохранило остатки кирпичного декора.

Внутри пространство разделено мощными столбами, потолок со сводами Монье, широко применявшимися в конце XIX — начале XX века в строительстве. Эта конструкция была придумана и внедрена французским садовником Монье. Она состоит из параллельных лучковых железобетонных сводов, сквозь которые пропущены стержни арматуры.

В 1918 году все фабрики подобного профиля были закрыты и национализированы. Фабрика Оловянишниковых тоже прекратила свое существование.

Заводы и фабрики на М. Пионерской

В 1922 году бывшую фабрику по производству церковной утвари заняло отделение Всероссийского товарищества Образцово-производственной ассоциации допризывников — ВТОПАС. Эту организацию создал революционер Н. Подвойский, который считал, что подготовке молодежи к призыву нужно уделять особое внимание. На первом месте был, конечно, спорт: организация имела даже свой футбольный клуб. ВТОПАС занимался строительством спортивных учреждений и изготовлением спортивного инвентаря. Одна такая фабрика и разместилась в доме на М. Пионерской.

В 1926 году ВТОПАС ликвидировали, и в дом переехал оптико-механический завод «Геодезия». История создания специализированного производства геодезических инструментов в России начинается в 1811 году, когда в Санкт-Петербурге были организованы соответствующие мастерские при Военно-топографическом депо. После революции они, уже в качестве фабрики, были переведены в Ташкент, а затем в Москву, став полноправным заводом.

В 1934 году здесь, на М. Пионерской, был изготовлен первый советский образец фотоаппарата типа «Лейка» с условным названием «Фотографический аппарат «Геодезия», или сокращенно ФАГ. По этому поводу журнал «Советское фото» писал: «Испытание советского фотоаппарата, работающего на кинопленке, прошло блестяще. Компактная миниатюрная камера по типу «Лейки», выпущенная заводом «Геодезия» в Москве, своими качествами получила право на серийное производство.

Фотоаппарат ФАГ 1934 г.

fotolyap.ru

…Советская камера должна быть лучшей в мире. Изобретательская мысль работников «Геодезии» разрабатывает вопрос совмещения видоискателя и дальномера в одно смотровое окно, что даст предельную быстроту наводки на резкость и съемки… К концу 1934 г. завод «Геодезия» закончит сборку первых 300 аппаратов и запускает в производство новые 1500. Усилиями рабочих и ИТР «Геодезии» и фотообщественности создается фотокамера из советских материалов, необходимая для журналиста и рабкора, туриста и научного работника, командира и педагога».

В том же 1934 году участок от пересечения со Стремянным переулком до фабричного корпуса Оловянишниковых был расчищен, и началось возведение дома № 12. Предположительно, авторами постройки являются архитектор М.И. Безсмертный и инженер Я.И. Аксенов. Строительство было завершено 1 февраля 1938 года.

Центром композиции является закругленный угол, расположенный на стыке двух улиц — М. Пионерской и Стремянного переулка. Он возвышается над основным объемом на два этажа, превращаясь в подобие замковой башни. От угла симметрично по двум улицам расходятся крылья. По улице М. Пионерская крыло дома стыкуется со зданием бывшей фабрики Оловянишниковых.

Оформление фасадов еще более сдержанно, чем у бывшей фабрики. Угловая часть украшена вертикальными лопатками. По всей высоте пары окон скругленного фасада значительно больше всех остальных и имеют почти квадратную форму. Несмотря на скупость декора именно этот угол из восьми этажей, скрепляющий две улицы, является наиболее примечательной частью здания и доминантой нескольких улиц.

Интерьер дома менялся с каждой сменой владельцев, так же как и дополнения во внутреннем дворе. Скорее всего, к более поздним владельцам относится переход во внутренние строения. Он тоже возводился по частям, о чем говорит кирпичный фриз над первым уровнем, некогда завершавшим переход.

На дворовых фасадах можно проследить много разновременных изменений, местами наслаивающихся, местами почти утраченных или сохранившихся частично.

В результате многочисленных перестроек и достроек в настоящее время план каждого этажа здания отличается от других. В определенные части дома можно попасть только по определенным лестницам, так же как и на некоторые этажи. Неудивительно, что в этих лабиринтах появился миф о существовавшей здесь женской тюрьме.

В 1940 году завод «Геодезия» был переименован в Союзный государственный завод № 356 2-го Главного управления Наркомата вооружений СССР и стал иметь оборонное значение. Возможно, именно тогда над зданием была построена вышка, характерная для тюремных сооружений, но также необходимая и для подобных закрытых предприятий. Существует и еще одна неподтвержденная версия, что вышка строилась как специализированная лаборатория, требовавшая много света.

Надпись на стене дома на противоположной стороне улицы М. Пионерская (ныне не существующего): «Аttention! Аttention! При побегах с лекций эта сторона улицы наиболее опасна!!!»

Фото 1975-1978 гг. Oldmos.ru

С началом Великой Отечественной войны в августе 1941 года завод № 356 был эвакуирован в Свердловск. Сразу после этого дом на М. Пионерской был передан другому заводу — № 398, который занимался производством боеприпасов, точнее, трубок взрывателей для снарядов. И это еще один владелец, который мог надстроить вышку над стратегически важным объектом.

Московский завод боеприпасов находился в ведении Народного комиссариата боеприпасов, которым руководил в то время Борис Львович Ванников, один из создателей атомного проекта СССР, а также нового института, который должен был готовить специалистов, способных совершенствовать и создавать новые виды техники, в том числе и в атомной отрасли. Институт был образован на базе завода боеприпасов № 398 и получил название «Московский механический институт боеприпасов (ММИБ)», позднее — «Московский механический институт (ММИ)», а после войны, в 1953 году, — «Московский инженерно-физический институт (МИФИ)». В ММИБ было три факультета: конструкторский, трубки-взрыватели и технологический. Основным зданием нового института стал дом № 21 на Мясницкой улице, здание на М. Пионерской было передано институту в 1944 году. Сюда же была переведена библиотека вуза, сформированная из дара библиотеки Наркомата боеприпасов и Полиграфического института.

Здание Московского института электронного машиностроения. Вид со Стремянного переулка

Фото 1975-1985 гг. Oldmos.ru

Скорее всего, ко времени пребывания здесь МИФИ относится постройка небольшой мансарды над правым крылом нового здания. Этот светлый объем с характерным скошенным потолком еще более усложняет и без того запутанные коридоры и переходы здания.

К 1940-1950-м годам можно отнести и оформление кабинетов новой части здания стенами из стеклоблоков, которые выходят в коридоры, создавая специфическое пространство.

В 1963 году МИФИ получил новые обширные площади на Каширском шоссе, и здание на М. Пионерской вновь сменило вывеску.

В 1962 году на базе Вечернего машиностроительного института был создан Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ). Основное его здание находилось в Большом Вузовском (см. Б. Трехсвятительский пер., д. 3) переулке, а здесь, на М. Пионерской, было его дополнительное здание. С 1993 года институт стал называться «Московский государственный институт электроники и математики», сохранив прежнюю аббревиатуру.

От МИЭМа сохранилось и несколько кабинетов с характерными для 1960-х годов панелями из ДСП.

Много судеб сплелось в этом доме, много было на этом месте взлетов и падений, открытий и творческих удач. Но история дома не закончена. Он ждет еще своих исследователей.

Большая благодарность краеведу, специалисту по истории Москвы А.А. Фролову за помощь в установлении времени постройки и автора дома № 12 по М. Пионерской улице.


Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2012 года.
 

Статьи о фотографии. Разные интересные наблюдения про фото

Навигация:


Основные:

  1. Навыки фотографа превыше техники
  2. Что такое выдержка и на что она влияет
  3. Что такое диафрагма и на что она влияет
  4. Что такое ISO и на что оно влияет
  5. Что такое экспозиция и поправка экспозиции для ЦЗК
  6. Что такое мультиэкспозиция
  7. Что такое боке. Что влияет на рисунок боке. Примеры фотографий и описание боке
  8. Что такое виньетирование
  9. Что такое дисторсия
  10. Что такое баланс белого в фотоаппарате
  11. Что такое хроматические, сферические и другие аберрации
  12. Что такое фокусное расстояние объективов
  13. Что такое кроп фактор
  14. Еще раз про кроп и ЭФР
  15. Что такое гистограмма и как ее использовать
  16. Что такое телеконвертер и как он работает
  17. Что такое макрокольца и их использование
  18. Что такое реверсивный макро адаптер. Объектив перевертыш для макросъемки.
  19. Что такое реверсивное кольцо. Связка двух объективов для макросъемки
  20. Что такое стабилизаторы изображений
  21. Что такое режимы фотоаппарата. Режимы P,A,S,M фотоаппарата
  22. Что такое Гиперфокальное расстояние и ГРИП
  23. Что такое предварительный просмотр глубины резкости
  24. Что такое EXIF модуль в фотографии
  25. Что такое монокль. Фото на монокль
  26. Что такое брекетинг экспозиции и брекетинг баланса белого
  27. Что такое защитные светофильтры и где их использовать
  28. Что такое поляризационный фильтр
  29. Что такое пинхол, фотографии на консервную банку
  30. Что такое буфер кадров
  31. Какие объективы бывают. Разные типы объективов
  32. Зачем нужна внешняя вспышка
  33. Что такое ведущее число
  34. Что такое монопод
  35. База со всеми объективами Nikon, Canon, Pentax
  36. Фототехника в аренду


Интересные:

  1. Электронная передняя шторка затвора сильно портит боке
  2. ND светофильтр переменной плотности искажает зону нерезкости
  3. Xiaomi Redmi Note 8 Pro, сенсор Samsung ISOCELL Plus на 64 МП
  4. Афтофокусные Speed Booster’ы
  5. Новая и самая важная причина моей любви к беззеркалкам
  6. Как добиться короткой выдержки и получить эффект остановки времени
  7. HDR из одного RAW файла. Псевдо-HDR
  8. Взаимосвязь фокусного расстояния, угла обзора и дистанции фокусировки
  9. Про фокусировку
  10. Про пиксели и субпиксели
  11. Про ‘Гигапиксели’
  12. Про RAW конвертеры
  13. Зависимость угла обзора объектива от дистанции фокусировки (Focus Breathing)
  14. Величина ОВИ
  15. Мифы про зум и фикс объективы
  16. Особенности кропнутых камер и объективов
  17. Линейка объективов Voigtlander Nokton со светосилой 1:0.95
  18. Особенности кропнутых камер, часть 2
  19. Матрицы CMOS и CCD
  20. Фокусировка там, куда смотришь. Автоматически!
  21. Как фотографировать крещение ребенка
  22. Вспышка днем – как использовать
  23. Вспышка и высокие значения ISO
  24. Как фотографировать в походе
  25. Световое перо
  26. Эффект лучей звезды на фотографиях
  27. Какой тип фотоаппарата выбрать
  28. JPEG или RAW
  29. CCD Blooming (Блюминг ПЗС-матриц)
  30. Информация про JPEG
  31. Как фотографировать свадьбу
  32. Можно ли фотографировать зимой на морозе?
  33. Как фотографировать зиму
  34. Как фотографировать салют без штатива
  35. Использования пульта ДУ
  36. Делаем простой рассеиватель на встроенную вспышку
  37. Делаем простой самодельный Center Spot фильтр
  38. Делаем собственный узор в зоне нерезкости
  39. Работа с планшетом. Возможности планшета для обработки фотографий.
  40. Мегапиксели – так ли они важны?
  41. Мегапиксельная математика
  42. Мегапиксели и фотокниги
  43. Лучший советский портретный объектив с фиксированными фокусными расстояниями от 85 до 135мм
  44. Бюджетные портретники под зеркалки Nikon (постоянно обновляется)
  45. Тянем JPEG – вытянуть не можем
  46. Программная реализация ISO на некоторых камерах
  47. Табличка основных обозначений объективов Tamron, Nikon, Sigma, Canon, Tokina
  48. Чистка матрицы фотоаппарата
  49. Лучший советский полтинник
  50. Как фотографировать пейзаж
  51. Устройство оптического видоискателя. Особенность некоторых камер Nikon
  52. Использование дальномерной оптики на зеркальных камерах
  53. Нюансы строения зеркала в современных ЦЗК
  54. Недостатки современных DSLR камер
  55. Задержки в работе цифровых камер из-за карточек памяти
  56. Брекетинг фокусировки (брекетинг фокуса)
  57. Преимущество режима серийной съемки
  58. Очень дешевый способ обзавестись дешевой полноформатной зеркальной камерой
  59. Как проверить фотоаппарат перед покупкой
  60. Шум затвора
  61. Особенности светосильной оптики
  62. Механический затвор
  63. 1/4000 против 1/8000
  64. CMOS больше 10 лет топчется на месте?
  65. Как часто нужна шкала дистанции фокусировки и шкала глубины резкости?
  66. Про горячие пиксели
  67. Засветка через ОВИ
  68. ОВИ и ЭВИ – достоинства и недостатки
  69. Наглядная демонстрация ‘эффекта пылесоса’
  70. Грязь на боке (на кружочках в зоне нерезкости)
  71. Фарш-боке с помощью мясорубки
  72. Легенды идут в бой. Старые камеры с отличным качеством изображения.
  73. Выбор системы. Лето 2015
  74. Камеры: основная, запасная, вторая
  75. Юмор: Polo D3000 – молчаливое признание
  76. Пять вещей, с которых я начинаю обработку в Adobe Photoshop Lightroom
  77. Скорость записи данных на карту памяти
  78. Советы, которые помогли мне в работе фотографом
  79. Что дальше?
  80. Беззеркалки, канувшие в бездну
  81. Blackmagic Pocket 4K и советские объективы
  82. Простой и понятный средний формат
  83. Задача про шум и ресайз
  84. Бледно-голубая точка, 0.12 пикселя
  85. Вечные вопросы
  86. Беззеркальная лихорадка
  87. Мои любимые блики
  88. Удалить или сохранить?
  89. Про гибридную асферику
  90. Важный недостаток матричного стабилизатора
  91. Huawei P30 Pro VS Canon EOS 5D Mark IV
  92. Сферический беззеркальный кроп в вакууме
  93. Синдром обзорщика
  94. Самые светосильные зум-объективы
  95. Автофокусные фиксы с самой большой светосилой
  96. Интересный набор мануальных фиксов на все случаи жизни
  97. Про печать
  98. Жанр ‘спрятанная мать’
  99. Один объектив, чтоб править миром
  100. Почему Leica M?


Для владельцев Nikon:

  1. Основная информация по типам и совместимости зеркальных объективов и фотоаппаратов Nikon. Статья обязательна для ознакомления с системой Nikon.
  2. Все цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon. Их типы и даты анонсов. Обозначения фотоаппаратов s, h, x, e, a.
  3. Старые и новые объективы с ручной фокусировкой. Nikon AI, AI-S, NON-Ai, PRE-AI, AI-converted.
  4. Старые объективы Nikon Nikkor серии ‘P’ (AI-P)
  5. Новые объективы Nikon Nikkor серии ‘E’
  6. Портретные объективы Nikon для FX камер с фиксированным фокусным расстоянием и поддержкой автоматической фокусировки с диапазоном фокусных расстояний от 85-200 мм (классические портретники Nikon Nikkor).
  7. Информация про все 50 мм автофокусные фикс объективы Nikon.
  8. Вся информация про пыле- влагозащищенные объективы Nikon.
  9. Количество контактов микропроцессора на объективах Nikon Nikkor.
  10. Про скорость фокусировки с безмоторными объективами.
  11. Режимы фокусировки на камерах Nikon
  12. Системы фокусировки на камерах Nikon
  13. Особенности режима фокусировки ‘A’ для некоторых объективов Nikkor с переключателем ‘A-M’
  14. Камеры начального уровня Nikon и приоритетность фокусировки
  15. Система Nikon и объективы от сторонних производителей
  16. Диафрагма и видео на ЦЗК Nikon
  17. Интересное свойство диафрагмы на ЦЗК Nikon
  18. ‘AF-P’ и ‘E’ сидели на трубе
  19. Настройка ловушки фокусировки для камер Nikon
  20. Следящая автофокусировка с системой Lock-On
  21. Режимы фокусировки ‘A/M’ и ‘Memory Recall’
  22. Методы замера экспозиции в камерах Nikon: матричный, средне-взвешенный, точечный
  23. Принцип работы автоматического управления чувствительностью ISO
  24. Командный режим работы со вспышкой. Nikon CLS. Дистанционное управление вспышкой
  25. Автоматический режим с приоритетом диафрагмы для вспышек Nikon и автоматический режим вспышки без TTL
  26. Режим RPT. Многократная вспышка.
  27. Функция моделирующей подсветки на вспышках Nikon.
  28. DSLR камеры времен палеозойской эры (E2/E2s, E2N/E2NS, E3/E3S) и мысли про ISO
  29. Цветные фильтры для вспышек Nikon
  30. Советская оптика на Nikon. Как использовать старые советские объективы на Nikon.
  31. Переходник M42-Nikon с корректирующей линзой
  32. Одуванчик Лушникова для Nikon AF
  33. О выборе фикса для кропа – 35 или 50 мм.
  34. Что такое ISO Lo1 на камерах Nikon
  35. ADL, Noise reduction и другие полезные настройки камер Nikon
  36. Функция удаления пыли по эталонному снимку
  37. Раздел ‘Мое Меню’ на некоторых камерах Nikon
  38. Настройка RAW для камер Nikon
  39. Оптические схемы всех объективов Nikon DX.
  40. Оптические схемы большинства автофокусных фикс объективов Nikon Nikkor FX
  41. Два типа моторов Nikon SWM
  42. Какую вспышку выбрать для камер Nikon?
  43. Реверсивный макро адаптер для объективов Nikon G
  44. Использование вспышек Nikon Speedlight на ЦЗК Canon
  45. Кто производит сенсоры для камер Nikon
  46. Nikon D700. Утраченный баланс
  47. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 1. Дискретные портретники
  48. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 2. Производительность
  49. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 3. Автофокусные полтинники
  50. Какую любительскую цифровую зеркальную камеру Nikon выбрать?
  51. Очень простой способ повысить резкость с некоторыми фотоаппаратами Nikon
  52. Замер экспозиции с мануальной оптикой и камерами Nikon D5200-D5600
  53. S5 Pro становится резче!
  54. По этой ссылке можно посмотреть реальные цены на все современные объективы Nikon


Для владельцев Canon:

  1. Про Canon EOS
  2. Датчики фокусировки ЦЗК Canon EOS
  3. Датчики замера экспозиции ЦЗК Canon EOS
  4. Использование советских объективов на Canon
  5. Объективы Nikon для камер Canon EOS
  6. Использование вспышек Nikon Speedlight на ЦЗК Canon
  7. Переходник Contax/Yashica-Canon EOS
  8. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 1. Дискретные портретники
  9. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 2. Производительность
  10. Противостояние систем Nikon/Canon. Часть 3. Автофокусные полтинники.
  11. Список всех объективов с байонетом Canon EF-M
  12. Canon EF vs Nikon F, еще одна мелочь
  13. Какую любительскую цифровую зеркальную камеру Canon выбрать?


Акции, конкурсы, заметки


Фотохитрости

  1. Часть 1. Подсветка для автофокусировки прожектором вспышки; бленда от руки; светорассеиватель на вспышку; SU-4; быстро научиться фотографическим понятиям
  2. Часть 2. Упрощение работы в режиме М; максимальное макро; виньетирование на разные объективы
  3. Часть 3. Как избежать смаза при фотографировании с рук
  4. Часть 4. Размытый фон; что влияет на размытый фон; как лучше настроить камеру для размытого заднего плана
  5. Часть 5. Выбор снимков; удаление и блокировка при удалении снимков; мысли про карточки памяти
  6. Часть 6. Зум эффект; зум с протяжкой; интересные картинки
  7. Часть 7. Увеличение радиуса действия вспышки; мысли про индикацию дистанции работы вспышки
  8. Часть 8. Ручное управления мощностью вспышки; проблема 1\60с; вспышка в режимах S и M.
  9. Часть 9. Принцип работы TTL; преимущества ручного режима работы со вспышкой
  10. Часть 10. Блокировка срабатывания вспышки. Ускорение работы при фокусировке по одной точке.
  11. Часть 11. Кнопка AF-L/AE-L. Блокировка экспозиции, фокусировки, примеры работы.
  12. Часть 12. Ловушка фокусировки для камер Nikon, настройка и примеры использования.
  13. Часть 13. Длительность замера экспозиции, настройка быстрого управления выдержки и\или диафрагмы.
  14. Часть 14. Перестройка режимов AF-S, AF-C при работе с внешней вспышкой. Особенности подсветки фокусировки.
  15. Часть 15 для Nikon. Форматирования карточки памяти, двухкнопочный сброс настроек, шкала экспозиции при работе со вспышкой, работа в режиме Live View
  16. Часть 16 для Nikon. Банки меню съемки
  17. Часть 17. Промежуточные значения выдержки для точной настройки экспозиции.
  18. Часть 18. Синхронизация снимков с двух и более камер
  19. Часть 19. Упрощение работы с простеньким радиосинхронизатором – создание полуавтоматической работы с триггером.
  20. Часть 20. Упрощение работы с Non-AI объективами Nikon и старшими камерами Nikon
  21. Часть 21. Увеличиваем ГРИП методом кадрирования.
  22. Часть 22. Блокировка выдержки и диафрагмы с помощью специальной функции.
  23. Часть 23. Как снять заклинивший фильтр
  24. Часть 24. Быстрый способ создать разворот фотокниги
  25. Часть 25. Поляризационный фильтр и ОВИ
  26. Часть 26. Зум вспышки, удобство бустера

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | VK | Instagram | Twitter.

Ностальгическая корзина Десятка наиболее известных брендов времен СССР: Бизнес: Бизнес: Lenta.ru

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. Последнее время в обществе сложился стереотип, согласно которому во времена Советского Союза такого понятия, как бренд, попросту не существовало. То есть люди ели просто сыр, пили молоко или минеральную воду, носили пальто или ботинки. Тем не менее торговые марки в СССР были, и было их значительно больше, чем нынче принято думать. Были и поистине легендарные. «Лента.ру» решила поностальгировать и вспомнить самые яркие советские бренды. Некоторые, кстати, живы до сих пор.

Советский шоколад всегда пользовался популярностью. Кондитерская промышленность страны выпускала много различных марок шоколада и шоколадных конфет, сохранившихся до сих пор: «Мишка на Севере» и «Мишка косолапый», «Грильяж», «Огни Москвы». Наиболее известным, даже за рубежом, был молочный шоколад «Аленка», выпускать который начали в 1965 году. Его отличительной особенностью являлся кремовый вкус.

История бренда уходит в начало 1960-х, когда советским правительством была принята новая продовольственная программа. Особенное место в ней отводилось созданию доступного по цене молочного шоколада. В результате экспериментов кондитеров родилась «Аленка». Рецептура была разработана на московской фабрике «Красный Октябрь», а вот производство внедряли и на «Рот Фронте», и на фабрике имени Бабаева.

Примечательно, что на первых этикетках «Аленки» изображались девочка в синем платке, девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Известное нам «хрестоматийное» изображение «Аленки», которое до сих пор кочует с обертки на обертку, получилось так: в 1960 году журналист Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочь Лену в шелковом платке. Портрет опубликовали журналы «Советское фото» и «Здоровье».

В это время «Красный Октябрь» мучительно искал идеи для обертки нового массового шоколада. Фабрика даже разработала собственный портрет «Аленки» на основе картины Васнецова «Аленушка», но идея не получила поддержки ответственных лиц.

Тогда руководство фабрики объявило открытый конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой для оформления шоколада. Как вы уже, наверное, догадались, в конкурсе победила фотография Геринаса. После творческой переработки художником Николаем Масловым, фабрика получила родное и знакомое многим поколениям потребителей изображение девочки в платке.

Шоколад «Аленка»

Фото: Комсомольская правда / Russian Look / Globallookpress.com

Каждый байкер в СССР знал, что такое мотоцикл «Урал». И хотя он мало похож на американские Harley Davidson, в Союзе у него практически не было конкурентов. Эксплуатировался он чаще всего как безальтернативное средство передвижения в сельской местности. В большинстве случаев использовали его не сам по себе, а в модификации с коляской. «Урал» был наследником мотоцикла М-72, который, в свою очередь, был копией немецкого BMW R71.

Мотоцикл «Урал-3 М66». Продукция Ирбитского мотоциклетного завода

Фото: М. Филимонов / РИА Новости

Исходя из того что «Уралы» практически пропали с российских улиц, можно подумать, будто производство легендарного мотоцикла прекратилось. Однако это не так. Машину до сих производят на Ирбитском мотоциклетном заводе в Свердловской области, но только три процента мотоциклов продаются в России. Остальная продукция уходит на рынки США, Канады, Австралии и Европы, где по достоинству оценили брутальность советского «Урала».

«Зенит» — зеркальный малоформатный фотоаппарат, выпускавшийся с 1952 по 1956 год. Разработан на базе фотоаппарата «Зоркий». Позднее Красногорский завод пытался возобновить выпуск, и фотоаппарат с различными доработками производился вплоть до 2000-х годов. В 2005 году он был снят с производства.

«Зенит» пользовался большой популярностью в СССР. В советское время фотоаппараты Красногорского механического завода не только продавались на внутреннем рынке, но и экспортировались во многие страны, включая Германию, Италию, Францию, Англию. «Зенит» серии «Е» стал одной из самых распространенных зеркальных камер в мире — их было выпущено около 15 миллионов штук.

Узкопленочная фотокамера «Зенит-3М». Экспонат Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Монреале

Фото: Игорь Виноградов / РИА Новости

О возможности возобновления выпуска фотоаппаратов «Зенит» в 2014 году говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. А уже в феврале 2016 года о том же самом заговорили в госкорпорации «Ростех». Однако когда будет запущено производство — пока неизвестно.

Надо сказать, что «Зенит» — один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов, который был переделан из дальномерной камеры.

Более известный в народе как «чай со слоном» — из-за картинки на упаковке, изображающей слона с погонщиком. Как большинство современных сортов фасованного черного чая, представлял из себя купаж разных сортов чайного листа. В качестве основных использовались грузинские и индийские чаи.

Внешний вид упаковки был разработан на московской чайной фабрике в 1967 году, а в 1972-м «чай со слоном» поступил в продажу. После этого данный сорт чая стали выпускать и другие чаеразвесочные фабрики СССР, в том числе иркутская, рязанская, уфимская и одесская.

Объем упаковки варьировался от 50 до 125 граммов. Чай имел два сорта — высший и первый, в зависимости от которых менялась и картинка на упаковке. Например, на чае высшего сорта голову слона раскрашивали в зеленый цвет, а на первом сорте — в синий.

Какао в России до конца XIX века было редкостью. Но в 1908 году фабрика «Эйнем» выпустила десертный шоколад «Золотой ярлык», о чем было объявлено в московских газетах. Одновременно появился шоколад «Серебряный ярлык».

Какао «Золотой ярлык»

Имя автора первоначального дизайна шоколада история не сохранила, но более позднюю упаковку, которую унаследовало хорошо известное нам какао, придумал Михаил Губонин из села Болшево Мытищинской волости Московской губернии. В 1961-1967 годах Губонин работал художником на фабрике «Красный Октябрь», и именно ему принадлежит авторство этикеток таких кондитерских бестселлеров, как «Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и других.

Первая запись в прейскуранте «Моссельпрома» о какао «Золотой ярлык» появилась в 1920-х годах ХХ века. Какао тогда продавали в коробках и банках темно-фиолетового цвета с орнаментальным золотым поясом.

Выпускали его в больших объемах, а для привлечения внимания покупателей изготавливались рекламные листовки в виде художественных открыток. Само какао при этом, впрочем, как и в Европе, позиционировалось как очень полезный для здоровья продукт.

Во многих советских домах имелись радиоприемники «Ригонда», «Гауя», «Селга» или «Фестиваль». Тот, кто видел их дизайн и слышал их звук, не забудет их никогда. Производил их Рижский радиозавод, который на родном языке назывался — VEF Radiotehnika RRR (Akciju sabiedrība «VEF Radiotehnika RRR», где RRR — Rīgas Radio Rūpnīca).

RRR. В одном из цехов Рижского производственного объединения ВЭФ

Фото: В. Берзиньш / РИА Новости

Предприятие было основано в 1927 году еще в независимой Латвии. А в 1940 году, с приходом советской власти, завод был национализирован и объединен с фирмой Kolifox, которая тоже специализировалась на производстве радиотехники. Новое предприятие получило название Radiopionieris. Во время Великой Отечественной войны, уже в оккупации, произошло еще одно слияние, теперь уже с фирмой A. Apsītīs un F. Žukovskis, принесшее компании название Radiotehnika.

Под этим брендом Рижский радиозавод имени А.С. Попова становится крупнейшим производителем аудиотехники в СССР. Его логотип RRR был известен всей стране. После 1991 года, когда Латвия вышла из состава Советского Союза, завод продолжил выпуск аудиоаппаратуры и профессиональных акустических систем Hi-Fi и сейчас является одним из крупнейших производителей в Восточной Европе.

Из продукции, которую выпускало предприятие в СССР, наиболее известными были магнитола Riga 110, портативный радиоприемник «Гауя» и легендарная «Ригонда» — стационарная ламповая радиола первого класса, которая производилась с 1963 по 1977 год.

Большой популярностью у советских модниц пользовались духи «Красная Москва». Выпускала их фабрика «Новая заря», а до революции 1917 года их же производило товарищество «Броккар и К» под названием «Любимый букет императрицы». Аромат этот был создан специально для императрицы Марии Федоровны сыном французского мыловара Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых. Производство аромата под новым брендом «Красная Москва» возобновили в 1925 году, уже в Советской России. Духи содержат более 60 компонентов, основная нота — фиалковый комплекс, к которому добавляются ароматы ириса и гвоздики.

Духи «Красная Москва» парфюмерной фабрики «Новая заря» завоевали Гран-при на международной выставке в Брюсселе в 1958 году

Фото: Александр Красавин / РИА Новости

Существует и другая версия, согласно которой «Красная Москва» была создана в 20-х годах прошлого века при участии Полины Жемчужиной — будущей жены небезызвестного наркома Вячеслава Молотова, того самого, который подписывал пакт о ненападении с фашистской Германией.
В 1958 году духи были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.

Крайне популярный продукт и у домохозяек, готовивших из него супы, и у студентов, закусывавших им дешевую выпивку. Оригинальная рецептура сыра «Дружба» появилась в начале 1960-х годов в экспериментальной лаборатории объединения «МОЛОКО» (современный «Карат»).

Само предприятие было основано в 1934 году как Московский завод плавленых сыров, первое в Советском Союзе предприятие, освоившее производство плавленого сыра. Современный имущественный комплекс предприятия создан в 1970 году на территории Останкинского молочного комбината, с 1996 года носит название «Карат».

Сырок «Дружба»

Сегодня торговая марка «Дружба» является общероссийской. Это означает, что в магазинах продаются плавленые сыры «Дружба» от разных производителей с практически идентичной упаковкой. При этом зачастую за плавленый сыр выдается сырный продукт, упакованный в обертку привычного «советского» дизайна.

В 2015 году завод «Карат» впервые провел масштабный ребрендинг плавленых сыров «Дружба», «Янтарь», «Волна» и «Шоколадный». В новой версии завод отказался от советского стиля в оформлении плавленых сырков: привычного глобуса и размашистых букв «Дружба». Неизменным остался только узнаваемый цветовой код: красно-желтый для «Дружбы», сине-желтый для «Волны», бирюзово-желтый для «Янтаря». Таким образом одной легендой стало меньше.

Народное признание часы «Победа» получили благодаря удачному механизму, содержащему 15 рубиновых камней, которые позволяли держать завод часов целые двое суток. Сама марка появилась к годовщине победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году. Название часов и их характеристики лично утвердил глава СССР Иосиф Сталин.

Первый прототип был произведен на Пензенском часовом заводе в 1945 году, в серию часы запустили через год на Кировском часовом заводе. Впоследствии понравившуюся населению марку стали выпускать и на других предприятиях. Выпуск часов «Победа», как и многих других советских брендов, прекратился в середине 90-х.

Мужские наручные часы марки «Победа». Москва, 1957

Фото: А. Чепрунов / РИА Новости

Ну и, наконец, известный во всей стране от Калининграда до Камчатки напиток — портвейн «777». Этикетка его гласила, что он произведен из лучших сортов винограда. Так ли это было на самом деле, сейчас сказать сложно. По вкусовым качествам данная алкогольная продукция относилась скорее к разряду «бормотухи», но благодаря дешевизне и доступности пользовалась огромным спросом у разных категорий граждан. В народе напиток получил ласковое название «Три топора» — благодаря сходству цифры «7» с этим инструментом.

Эффект от него, надо сказать, был сногсшибательным. В первую очередь из-за крепости в 17 процентов и содержания сахара от пяти до 10 процентов от объема бутылки. Чаще всего портвейн был белым, однако производились также красные и розовые модификации. Несмотря на название, данный продукт портвейном не являлся, а относился (с некоторой натяжкой) к категории крепленых вин. По классификации современной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) его можно определить как «винный напиток, произведенный с добавлением этилового спирта». Но в СССР потребитель об этом не думал. Портвейн «777» просто пили.

5 типичных советских фотоаппаратов, о которых вы могли не знать

Многие люди, не заставшие эпоху Советского Союза, не знают, как процветала в СССР фотоиндустрия. Поэтому в этой статье я решил рассказать о некоторых необычных фотоаппаратах советских времён, о которых вы могли не слышать.

Фотоснайпер

Это, безусловно, самый странный из представителей советских фотоаппаратов и единственный, который я не положил бы в свой багаж, отправляясь в аэропорт. Потому что он выглядит как оружие. На нём даже кнопка спуска затвора заменена на спусковой крючок. Этот фотоаппарат создавался с прицелом на фотографов дикой природы.

У этих фотоаппаратов интересная история, заслуживающая отдельной статьи. Короче говоря, они были разработаны с учетом потребностей конечного пользователя: конечный пользователь — солдат советской армии, которому некогда возиться с копией Leica. В конце концов, большинство советских парней и мужчин имели опыт стрельбы из винтовки.

Распространенный миф, связанный с Фотоснайпером, состоит в том, что эта камера использовалась агентами КГБ. Но по опыту владения одной из них, я могу вам сказать: с такой камерой в руках люди на улицах считают вас угрозой, а не фотолюбителем. Во всяком случае, наличие камеры в форме винтовки привлечет внимание, а не уменьшит его.

Снимает Фотоснайпер довольно медленно, что никак не соответствует представлению о хорошей камере для съемки дикой природы. Фокусировка также неудобная, так как для неё используется небольшая ручка вместо кольца на объективе, да и смотреть в видоискатель практически невозможно.

Киев 303

А вот эта маленькая камера действительно могла бы быть камерой агента КГБ. Снимает она на миниатюрную 16-миллиметровую пленку. Естественно, её назначение — сделать фото хоть какого-то качества. На самом деле, это такая простая камера, что вариантов цветов корпуса у неё больше, чем настроек выдержки.

Объектив Киев 303 далёк от совершенства. Расстояние фокусировки можно изменять от 50 см до бесконечности, но известно, что сам объектив имеет серьёзные проблемы с ошибкой параллакса на более коротких расстояниях. Так что никакой это не фотоаппарат для разведчика, а компактная семейная камера.

Киев 88

Этот подражатель легендарного Hasselblad, пожалуй, самый доступный способ начать заниматься среднеформатной фотографией. По сути, Киев 88 ничем не отличается от Hasselblad — можно даже совмещать и взаимно использовать их комплектующие.

Киев 88 совместим со множеством объективов, поддерживает работу с выносной вспышкой и даже TTL- видоискателем. Именно это делает советские среднеформатные фотоаппараты популярным выбором среди новичков.

Красногорск Ф-21

А вот и настоящая шпионская камера, которая широко использовалась для спецопераций и фотосъемки секретных документов.

Среди оригинальных особенностей этой камеры нужно упомянуть автоматический намотчик, чем-то напоминающий часовой механизм: перед использованием его нужно было заводить большой ручкой в центре камеры. В заведённом состоянии он позволял делать быструю серию фотографий.

Для съёмки в этой камере использовалась 21-мм фотоплёнка. В сравнении с Киев 303 это было существенным улучшением, позволяющим получать более резкие снимки.

Горизонт

Панорамные камеры всегда имеют необычную форму. Однако советский фотоаппарат Горизонт получил по-настоящему нестандартный корпус, выполненный из пластмассы.

Горизонт позволяет снимать панорамы вплоть до 120 градусов. Принцип прост: когда барабан внутри камеры вращается, он обнажает пленку. В каком-то смысле это просто подвижный объектив.

А на какие советские камеры приходилось снимать вам?

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях