Объем в фотографии: Как передать объем в фотографии

Как передать объем в фотографии

Одной из отличительных особенностей фотографий является двухмерное пространство. Видя красоту окружающего мира, человеческий глаз воспринимает её в привычном виде: мы видим краски, свет, глубину, передний, дальний и средний планы. Однако передать привычные глазу элементы изображения на цифровой фотографии не так уж просто, приходится пользоваться специальными приемами, которые познаются только на практике. Подобные приемы использовались издревле художниками, далее ими стали пользоваться фотографы при построении композиции, выставлении света.

  • Как передать объем с помощью композиции
  • Создание объема с помощью света и тени
  • Как передать объем с помощью перспективы
  • Создание объема в фотографии с помощью глубины резко изображаемого пространства
  • Придание объема с помощью виньетирования

Репортажная съемка не столь сильно нуждается в передаче объема и глубины пространства фотографий, однако если говорить о художественной съемке, то обычная передача изображения на экран или фотобумагу не является чем-то ценным и привлекательным, радующим глаз, тем, за что люди и ценят фотографию как искусство.

Наверное, вы не раз замечали что фотография одного и того же места может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от мастерства фотографа. Часто это касается пейзажной съемки. Как передать объем и глубину в фотографии, какие приёмы используются фотографами для повышения выразительности изображения?

Как передать объем с помощью композиции

Создание объема и глубины на фотографии с помощью построения композиции является основным способом повышения выразительности. Ведь свет не всегда возможно поменять, особенно при съемке пейзажей, поэтому больше доступен способ передачи пространство через композицию. Для создания глубины важно передать в одном изображении несколько планов: передний, средний и дальний. Если дальний и средний планы часто неразделимы, и мы привыкли видеть их практически на любой пейзажной фотографии, то передний план часто не передают начинающие фотографы. А зря! Именно этот приём позволит насытить изображение объемом и глубиной.

Представьте деревенский дом на фоне леса — вполне привычная композиция. Дом является элементом среднего плана, а лес – дальнего плана. А теперь представьте, что такой же кадр был снят как бы из-за куста, а в кадр на передний план попал кусок ветки, размытой из-за малой глубины резкости. Такой способ передачи пространства моментально создаст впечатление присутствия зрителя как раз на месте этого куста, будто зритель и есть фотограф, лично наблюдающий данный пейзаж.

Создание объема с помощью света и тени

Вторым способом создания объёма фотографии является применение чередований света и тени на изображении. На уроках изобразительного искусства в школе каждый из нас проходил тему тонирования фигуры. Вспомните как мы рисовали яблоко, вазу или же просто шар и затем штрихами пытались придать предмету необходимый объем. Такой способ как раз и состоит в наложении в нужном месте изображения тени, света или полутени. Результат зависит от выставления освещения, так как сами мы дорисовать тень или свет после фотографирования не имеем возможности. Данный способ чаще используется в предметной, портретной или другой постановочной съемке. Редко это можно сделать при фотографировании пейзажа, так как естественное освещение неподвластно фотографу для изменения.

Главным врагом объема является использование одного источника освещения, чаще контрового света. При съемке с таким освещением объект получается максимально плоским, что всегда выглядит крайне некрасиво. Добавьте второй источник света, и вы сразу же заметите колоссальную разницу в итоговом изображении. Немного тени или бликов заметно улучшат качество изображения с точки зрения придания объема. В интернете можно найти массу световых схем для предметной или портретной съемки, использование которых может помочь вам добиться абсолютно разных результатов. К примеру, в портретной съемке существует понятие изображение в темном или белом ключе, что используется не так уж редко и выглядит впечатляюще. В подобном стиле иногда любят снимать портреты для обложек глянцевых журналов. С помощью настройки только одного лишь освещения можно добиться как выравнивания цвета кожи и текстуры, так и проявления мельчайших деталей поверхности. То есть уменьшение или увеличение объема непосредственно сказывается на выражении того или иного акцента на деталях.

Конечно, работу с тенями, светом можно произвести и после съемки, при постобработке в фоторедакторах, однако такой вариант крайне нежелателен, поскольку пределы возможности редактирования, варьирования теней и света в полученном изображении ограничены. Однако к варианту постобработки иногда приходится прибегать, для чего фотографу рекомендуется производить съемку в формате raw, дающей больше возможностей производства коррекций в редакторах без потери качества.

Как передать объем с помощью перспективы

Еще одним вариантом придания глубины фотографии является использование перспективы. И такой способ каждому знаком со школьной скамьи. Для использования перспективы фотографирование объекта должно производиться по некоторым правилам композиции. Когда в кадре объекты выстраиваются определённым образом, в линию, которая уходит от одного края в другой, или в центр, тогда такая фотография выглядит более объемной. Типичным примером перспективы является фотография уходящего вдаль шоссе, рельс, или проспекта где дома, тротуары и линии разметки сходятся практически в одной точке на горизонте. Снятые таким образом кадры впечатляют, хотя и являются классическим вариантом передачи объема, но классика всегда будет в моде, особенно в фотографии. Используйте такой способ в пейзажной съемке, и вы заметите повышенный интерес к вашим работам, так как ваши снимки будут в большинстве случаев выгодно отличаться от подобных, но снятых без применения правил перспективы.

Создание объема в фотографии с помощью глубины резко изображаемого пространства

Так называемая глубина резко изображаемого пространства характерна для фотографий, снятых на зеркальные камеры или на другие фотокамеры с достаточно большой матрицей. Кроме того ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) часто проявляет себя в макросъемке, из-за особенностей работы оптики на малых фокусных расстояниях. Фотографиям с малым ГРИП характерны такие явления как зона резкости в том месте, куда был направлен фокус и наличием плавного перехода в зону нерезкости в других областях. Таким образом также можно передать объём и глубину, выделяя главный предмет съёмки от фона и других объектов. Кроме того, сам объект может находиться одновременно и в зоне резкости и зоне нерезкости, показывая объём самого себя как объекта съёмки. Для фотографирования с применением ГРИП используйте максимально открытые значения диафрагмы, лучше всего это делать на объективах с большой светосилой. Классическим бюджетным вариантом подобный оптики является объектив с фиксированным фокусным расстоянием и диафрагмой F/1,8.

Заметьте, что такой способ передачи объема и отделения планов подсказан самой природой. Для эксперимента поднесите палец близко к глазу и сфокусируйтесь на нём. Боковым зрением обратите внимание на то, что всё остальное пространство является размытым. Переведите свой взгляд на другой объект, например на стену, вы тут же поймете, что потеряли фокус на своем пальце. То есть человеческий глаз в данном случае работает как светосильная оптика, отделяя передний, средний и дальний планы между собой. Поэтому снятая с применением подобного приёма фотография кажется нам более естественной и приближенной к реальности, а значит более привлекательной.

Придание объема с помощью виньетирования

Виньетирование является паразитным явлением фотографии, однако также является приемом для задуманного акцентирования внимания на заданной области кадра. Именно поэтому виньетирование как прием доступен в фоторедакторах даже начального уровня, в том числе в редакторах на мобильных устройствах. Виньетирование работает подобно глубине резко изображаемого пространства, отводя взгляд зрителя от ненужных областей кадра. Поэтому применение виньетирования может спасти фотографию, снятую без применения вышеописанных способов, но нуждающуюся в акцентировании внимания на отдельных областях. В фоторедакторе найдите кнопку добавления виньетирования, установите центральную точку на объекте, выберите радиус применения, силу и цвет. Чаще используется тёмное виньетирование, которое затемняет края кадра, однако доступно для использования и белое виньетирование.

Обратите внимание, что при наложении эффекта виньетки затемняется весь кадр, поэтому поднятие яркости изображения до или после применения эффекта крайне желательно для оставления нужной экспозиции.

Мы рассмотрели с вами основные способы, как передать объём и глубину в фотографии. Изучите работы известных авторов или посмотрите в интернете картины прославленных художников и вы поймете, что каждый из перечисленных способов используется всеми и всегда. Однако в виду массовости фотографии из-за наличия камеры в каждом устройстве, огромное количество обычных, ничем не выделяющихся, серых, плоских снимков заполонили просторы интернета. Поэтому даже минимальное использование одного из перечисленных способов придания объема уже позволит привлечь внимание к вашим работам и выставить их в более выгодном свете. Помимо придания объёма и глубины активно используйте диагонали, правило третей и спирали фотографии.

Эти понятия не связаны непосредственно с рассматриваемой темой, однако заставляют зрителя обращать внимание в нужное автору место кадра, то есть работают подобно объему.

Свет и объем в фотографии

Фотография – означает в переводе с греческого «светопись» или рисование светом.

Человек имеет бинокулярное зрение, поэтому мы адекватно воспринимаем форму и объем предметов в пространстве, независимо от освещения. В фотографии дело обстоит иначе. На фотоснимке мы видим уже плоское, двумерное изображение. И важную роль в передаче ощущения объема начинает играть освещение в момент съемки.

Свет, падая на объект, создает освещенные и затемненные области, светотеневой

рисунок. Светотеневой рисунок зависит от размера и положения источника света в пространстве. От угла падения лучей и положения источника света зависит размер,

направление и глубина теней. От того, как будет падать свет на снимаемый объект, зависит восприятие будущего изображения на плоскости. Для примера рассмотрим схематичное освещение простого геометрического тела – шара.

При фронтальном освещении объем проявляется очень слабо. невозможно однозначно сказать, что это, круг или шар? Какая-то плоская округлая фигура.

Теперь сместим источник света в сторону и немного вверх, чтобы свет был направлен по диагонали. Что мы видим? Большинство людей будут однозначны в своем мнении – это объемная фигура – шар!

Это правило пришло в фотографию из изобразительного искусства, где вопросам передачи пластики и объема с помощью игры света и тени уделяется очень большое внимание. Теперь рассмотрим два портрета, снятых с различным освещением. Первая фотография снята со встроенной вспышкой фотоаппарата, свет в данном случае фронтальный. Изображение плоское, объем передается плохо.

На втором снимке источник света находится немного сбоку и сверху. Сразу видно различие в передаче объема и пластики лица.

Вывод: объем объекта съемки лучше всего передается при освещении его с направления, отличного от оси объектива,  косыми лучами света.

03/11/2011    Просмотров : 82595    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов

Еще уроки из рубрики «Все основы»

Сортировать: Новые Комментируемые Просматриваемые

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много…

Читать дальше →

09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

9 780

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата…

Читать дальше →

29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

18 231

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше →

17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

32 699

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы…

Читать дальше →

10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

14 123

0

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все…

Читать дальше →

05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

13 008

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в…

Читать дальше →

12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

16 748


Форма и объем: элементы визуального оформления, часть 3

В этом месяце конкурс «Улучшите свою фотографию: 52 недели» фокусируется на основных элементах композиции: линии, форме, форме или объеме, текстуре и цвете. На этой неделе ваша задача — обратить внимание на форму и объем. Посмотрите, как размышления о форме могут помочь вам расти в фотографии. (Нажмите здесь, чтобы прочитать часть 1 «Линия» или часть 2 «Форма».)


Форма и объем Каждую неделю в нашем исследовании визуального дизайна мы добавляли измерение: начиная с одного (линия) и заканчивая двумя (форма). На этой неделе мы добавим третье измерение (известное как форма или объем). Тем не менее, сама фотография по-прежнему является двухмерным изображением. Ключ к подчеркиванию формы и объема в фотографии заключается в преднамеренном использовании света и перспективы.

Направление света важно для определения внешнего вида формы и объема. Идеальным освещением для подчеркивания формы и объема вашего объекта является направленное боковое освещение. Когда свет падает с одного направления сбоку от камеры и объекта, взаимодействие между светом и тенью позволяет зрителю лучше понять все три измерения.

Для автопортрета выше я использовал одну настольную лампу для освещения. Чтобы свет не распространялся и не освещал какой-либо фон, я сделал свой собственный «вынос», обернув конус из черной бумаги вокруг источника света. Свет был расположен перпендикулярно направлению камеры и слева от меня. Это создает сильные тени на руке и лице, которые привлекают внимание к трехмерной форме лица.

Форма и объем: попробуйте Лучший способ действительно увидеть и понять связь между светом и формой — это поэкспериментировать самостоятельно. Выберите простой предмет с заметной трехмерной формой (для примера ниже я использовал цоколь лампы). Найдите чистое и незагроможденное место для съемки, чтобы вы могли сосредоточиться на объекте. (При желании вы можете использовать сложенную втрое доску для простого фона.) Снимайте в темной комнате или ночью, чтобы вы могли контролировать свет. Чтобы облегчить себе задачу, подумайте о съемке со штативом и пультом дистанционного управления, чтобы вы могли оставить камеру и фокус установленными.

Возьмите небольшой источник света, например узконаправленный фонарик или настольную лампу. Оберните черную бумагу вокруг источника света, чтобы у вас был узкий пучок света. Выключите любой другой свет в комнате. Встаньте позади камеры, направьте свет на объект и сделайте снимок (фронтальное освещение). Затем переместите свет в одну сторону и сделайте снимок (боковое освещение). Наконец, переместите источник света так, чтобы он оказался за объектом, и сделайте снимок (подсветка сзади).

Попробуйте также перемещать свет вверх и вниз в этих разных положениях. Как меняется ваш предмет? Как изменения в тенях и направлении света влияют на то, как ваш глаз видит форму и объем объекта?

Если у вас возникли проблемы со зрением и стрельбой при самостоятельном перемещении источника света, рассмотрите возможность просмотра этого демонстрационного видеоролика. Его внимание сосредоточено на том, чтобы научиться видеть и понимать свет, но вы также можете просто наблюдать за яйцом, когда свет движется вокруг него, и думать о том, как меняется ваше восприятие формы и объема яйца.


Как вы будете использовать форму и объем? Рассмотрите возможность поделиться своими экспериментами с формой и объемом на этой неделе. Или примените свои знания на практике и найдите ситуацию, когда ваша фотография подчеркивает форму и объем вашего объекта. Поделитесь ссылкой или фотографией в комментариях ниже или рассмотрите возможность присоединения к сообществу BYP 52 Weeks Google+, чтобы поделиться своей еженедельной фотографией и посмотреть, что снимают другие.


Улучшите свою фотографию: узнайте, как работает ваша зеркальная фотокамера, которую можно приобрести на Amazon. Получите максимальную отдачу от своей камеры с практическими советами о технических и творческих аспектах цифровой зеркальной фотосъемки, которые помогут вам сразу же делать прекрасные снимки.

Узор, Объем, Освещение, Текстура

Создание изображений на основе повторяющихся элементов или узоров обеспечивает единство и структуру изображения. Повторение паттерна создает ритм, которому нравится следовать глазам (рис. 5-15). Когда линии, формы и цвета на изображении расположены упорядоченно (как на обоях), они создают узоры, которые часто повышают привлекательность фотографий. Узор, как и фактура, встречается практически везде. Его можно использовать в качестве основного объекта, но чаще всего его используют как второстепенный элемент для улучшения композиции. Когда шаблон используется в качестве вспомогательного элемента, его следует использовать осторожно, чтобы он не сбивал с толку и не подавлял зрителя. Изображения, которые являются чисто шаблонными, используются редко, потому что они, как правило, монотонны. Шаблоны следует использовать, чтобы усилить и добавить интереса к вашему предмету.

Форма — наиболее распространенный и мощный элемент узора. Повторяющиеся линии, тон и цвет также могут обеспечить единство вашей композиции, а их комбинации создают интересные изображения. Треугольники, квадраты и круги — основные фигуры, которые нужно искать в узоре. Треугольники и квадраты обычно статичны, но их можно размещать для создания динамического эффекта, наполненного напряжением. Круги и кривые приятные формы узора.

Объем

При фотографировании большинства предметов возникает проблема, как символизировать трехмерные объекты на двухмерном изображении. Решение становится простым, когда проводится различие между двумя различными способами появления трехмерных объектов: как положительное, или занятое пространство (объем), или как отрицательное, или незанятое пространство. Если вы сделаете снимок, чтобы показать весь механический цех на борту ремонтного корабля, используя только одну мощную вспышку, размещенную на камере, вы всего символизируют пустое или отрицательное пространство; однако ощущение глубины создается из-за сгущающейся темноты в задней части магазина.

Занятое или положительное пространство (машины) Если вы сделаете снимок, чтобы показать всю машину с фронтальным освещением, она выглядит плоской и без теней. В мастерской на борту ремонтного корабля, используя только одну мощную вспышку, с другой стороны, если вы используете серию источников света по бокам механического цеха для бокового освещения машин, тени отбрасываются по бокам, а занятое или положительное пространство кажется трехмерным; однако, поскольку все машины, как ближние, так и дальние, теперь освещены одинаково, вы не создаете ощущения глубины, а пустое или негативное пространство кажется плоским. Для получения наилучшего изображения механического цеха вы должны освещать машины таким образом, чтобы была представлена ​​трехмерная форма, создавая при этом ощущение глубины за счет уменьшения интенсивности освещения по направлению к задней части цеха.

Освещение

Освещение также является важным творческим элементом композиции. Управляя светом и направляя его туда, куда вы хотите, вы можете приглушить объекты или отвлекающие элементы в сцене, чтобы сделать больший акцент на главном объекте внимания. Для хорошей композиции изображения вы должны понимать, как изменения освещения могут повлиять на внешний вид окружающих вас предметов. Свет и тени можно использовать в композиции, чтобы создать настроение, привлечь внимание к области, изменить или исказить форму или выделить форму и текстуру объекта. Тени являются ключом к видимой форме на фотографиях. Без теней субъект записывает без формы, кривизны или текстуры, кажущийся плоским и безжизненным.

Это не означает, что тени должны быть резкими и черными, чтобы добиться эффекта формы, кривизны и текстуры. Они могут быть мягкими, но при этом иметь достаточную плотность, чтобы показать самую нежную округлость и форму. Как правило, резкие черные тени нежелательны на фотографии из-за потери в них деталей. С композиционной точки зрения черные тени могут быть очень полезны для балансировки сцены и привлечения внимания к интересующей точке. Резкие тени также отлично подходят для подчеркивания текстуры и формы, создания интересных узоров и привлечения внимания к главному объекту; однако одни и те же элементы могут также скрывать детали и уменьшать форму. При резком освещении, например, в ясный солнечный день, тени имеют резко очерченные края и, вероятно, очень темные, иногда до такой степени, что кажутся более сильными, чем основной объект, и привлекают к себе внимание.

Текстура

Текстура помогает подчеркнуть особенности и детали фотографии. Снимая «текстуру» снимаемых объектов, вы можете создать форму. Когда люди видят мягкий пушистый предмет или гладкую блестящую поверхность, у них возникает сильное желание прикоснуться к ним. Вы можете обеспечить большую часть удовольствия, которое люди получают от ощущения прикосновения к таким объектам, визуализируя текстуру на своих изображениях. Текстуру можно использовать для придания реалистичности и характера изображению, и она сама по себе может быть предметом фотографии. Когда текстура используется в качестве второстепенного элемента в изображении, она придает силу основной идее фотографии. Обычно требуется немного другое освещение или небольшое изменение положения камеры, чтобы улучшить передачу текстуры на изображении. Когда область на фотографии имеет богатую текстуру, текстурированная область обычно создает форму или форму; поэтому это следует учитывать при планировании фотографии (рис. 5-16).

Тон

Что отличает хорошую фотографию от отличной? Во многих случаях все сводится к тону. Тон, пожалуй, самый неосязаемый элемент композиции. Это может быть счастье, грусть, ностальгия, романтика или что-то среднее между ними. И хотя тема фотографии играет роль в ее тоне, настоящее волшебство происходит, когда фотограф может использовать свет и композицию для создания изображения, которое точно передает чувство, которое он пытается передать. Тон может состоять из оттенков от белого к серому и к черному, или он может состоять из темных на фоне светлых с небольшим количеством серого или без него. Использование темных областей на фоне светлых является распространенным методом добавления ощущения третьего измерения к двухмерному черно-белому изображению. Взаимодействие светлых тонов с темными в той или иной степени помогает задать настроение композиции.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *