Первые фотографии в россии – !
Хронология фотографии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Хронология основных событий в истории фотографии. Изобретения и открытия, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие технологии.
Первая человеческая фигура, запечатлённая на дагеротипе. 1838 год Первый калотип Тальбота «Окно аббатства Лекок».1835 год
- 1801 Немецкий физик Иоганн Риттер открывает ультрафиолетовое излучение, благодаря почернению хлористого серебра[2];
- 1802 Томас Веджвуд и Хамфри Дэви опубликовали в Лондоне «»;
- 1814 Хамфри Дэви открыл ещё одну светочувствительную соль серебра — йодистое серебро[4];
- 1816 Жозеф Нисефор Ньепс получил с помощью камеры-обскуры изображение своего двора на бумаге, пропитанной хлористым серебром[2]. Изображение было негативным, а Ньепс так и не нашёл способа его обращения в позитив[5]. В результате он отказывается от солей серебра в дальнейших изысканиях
- 1819 Джон Фредерик Вильям Гершель, сын Вильяма Гершеля, открыл способность тиосульфата натрия растворять соли серебра[7][4];
- 1822 Жозеф Нисефор Ньепс начал опыты с битумом, скопировав этим способом портрет Папы Пия VII. Светочувствительный слой экспонировался контактным способом сквозь оригинал гравюры, без использования камеры-обскуры[8][9];
- 1824 Жозеф Нисефор Ньепс получил первый светостойкий фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии. Однако из-за хрупкости литографского камня, послужившего подложкой для светочувствительного асфальтового слоя, снимок был уничтожен при попытке печати на бумаге;
- 1826 Антуан Жером Балар открыл светочувствительность бромида серебра[4];
- Жозеф Нисефор Ньепс познакомился в Париже с другим исследователем в области фотографии Жаком Луи Дагером[10];
- 1827 (по некоторым данным 1826 год) Жозеф Нисефор Ньепс получил на пьютеровой пластинке первый дошедший до наших дней фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии — «Вид из окна в Ле Гра»[11][12][13];
- 1829 Ньепс и Дагер заключили нотариальное соглашение о совместных работах по усовершенствованию технологии гелиографии[14];
- 1833 Негативные фотографические изображения удаётся получить на бумаге, пропитанной нитратом серебра, художнику из Бразилии Эркюлю Флорансу[10][15][16];
- 1835 Фокс Тальбот создал первый бумажный негатив снимка «Окно аббатства Лекок» с помощью миниатюрной камеры-обскуры[12]. В качестве фотоматериала использована бумага, пропитанная нитратом серебра и раствором соли[17];
- Дагер открыл возможность проявления скрытого изображения экспонированной посеребрённой пластинки парами нагретой ртути[14]
- 25 января Тальбот представил в Лондонском королевском обществе технологию калотипии — способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого возможно тиражирование позитивов[21];
- Карл Фридрих Гаусс разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах;
- Йозеф Максимилиан Пецваль рассчитал объектив с рекордной для тех лет светосилой f/3,7. Это позволило существенно сократить выдержку, упростив портретную съёмку[22];
- Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли в Нью-Йорке первое в мире портретное фотоателье[23][24];
- 23 марта Ричард Берд открывает первое европейское портретное ателье в Лондоне[27];
- Людвиг Мозер создал первый стереофотоаппарат для дагеротипных пластинок[29];
ru.wikipedia.org
История фотографии в России. Первые фотографии и фотоаппараты
Хобби 28 декабря 2016Стремление запечатлеть моменты жизни, происходящие с человеком или окружающим его миром, существовало всегда. Об этом говорят и наскальные рисунки, и изобразительное искусство. В полотнах художников особо ценилась точность и детализация, способность запечатлеть объект в выгодном ракурсе, свете, передать цветовую палитру, тени. На такую работу порой уходили месяцы работы. Именно это желание, а также стремление сократить временные затраты и стали толчком для создания такого вида искусства, как фотография.
Появление фотографии
В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.
Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание camera obscura, буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.
Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.
Этапы развития фотографии
В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:
• Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.
• Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.
• Далее пластину обрабатывали растворителем.
• После травили кислотой.
В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.
Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.
Первое знакомство с искусством фотографии в России
История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.
История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.
После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке – женская фигура.
После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.
Способ Талбота
История фотографии в России получила развитие благодаря людям, живо интересовавшимся новым видом искусства. Таким был и Юлий Федорович Фрицше, известный русский ботаник и химик. Он первым освоил метод Талбота, заключавшийся в получении негатива на светочувствительной бумаге с последующей его печатью на листе, обработанном солями серебра и проявляющемся при солнечном свете.
Фрицше сделал первые фотографии-калотипы листьев растений, после чего вступил перед Акадамией Наук в Санкт-Петербурге в мае 1839 года с докладом. В нем он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.
Вклад Ю. Фрицше
Благодаря Фрицше история фотографии в России шагнула чуть дальше: он предложил заменить гипосульфат натрия, которым пользовался для проявления картинки Талбот, на аммиак, чем заметно модернизировал калотипию, улучшив качество изображения. Юлий Федорович также был первым в стране и одним из первых в мире, кто провел исследовательскую работу по фотографии и фотоискусству.
Алексей Греков и «художественная кабина»
История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.
Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день – все 45.
Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.
Вклад Сергея Левицкого
Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.
Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.
Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.
Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.
Русский след в фотоискусстве
Деятели искусств, мастера фотографии, изобретатели и ученые из России внесли большой вклад в историю и развитие фотоискусства. Так, среди создателей новых видов фотоаппаратов известны такие русские фамилии, как Срезневский, Езучевский, Карпов, Курдюмов.
Даже Дмитрий Иванович Менделеев принимал активное участие, занимаясь теоретическими и практическими проблемами изготовления фотоснимков. А совместно со Срезневским они стояли у истоков создания фотографического отдела в Русском техническом обществе.
Широко известны успехи яркого мастера русской фотографии, которого можно поставить на одну ступень с Левицким, Андрея Деньера. Он был создателем первого фотоальбома с портретами известных ученых, врачей, путешественников, писателей, артистов. А фотохудожник А. Карелин стал известен всей Европе и вошел в истории фотографии как основоположник жанра бытовой съемки.
Развитие фотоискусства в России
Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.
Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.
В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».
Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.
Источник: fb.ru
monateka.com
Первые 20 снимков в истории фотографии
В каком году сделано первое селфи, что стало поводом для создания первой фейковой фотографии и с чего началась фотожурналистика.
За почти 200 лет своего существования фотография прошла долгий и любопытный путь. Например, официальным годом рождения ее считается 1839-й, однако первая фотография (сохранившаяся до наших дней), была снята ранее — в 1826-м или 1827-м году. Первый цифровой фотоаппарат был изобретен в 1975-м, а первая цифровая фотография сделана в 1957-м.
В нашей подборке — эти и еще 18 других “первых” кадров в удивительной истории фотодела.
1. Первая фотография
Первая фотография, сделанная камерой, датируется 1826 годом (реже — 1827-м). Изображение, снятое Жозефом Нисефором Ньепсом и известное как “Вид из окна в Ле Гра”, было создано с помощью камеры-обскуры на пластинке, покрытой тонким слоем битума. Битум на разных частях пластины застывал в зависимости от попавшего на него количества света, затем неэкспонированный битум смывался. Эту технологию Ньепс назвал гелиографией — “солнечным письмом”.
2. Первая фотография человека
Первый снимок, на котором запечатлен человек, сделал Луи Дагер в 1838 году. Дагер снимал вид из окна на оживленную улицу Парижа, Бульвар дю Тампль; выдержка составляла почти 10 минут, из-за чего прохожих на фотографии запечатлеть не удалось — они просто не находились на одном месте достаточно долго, чтобы остаться на картинке. Однако в левом нижнем углу виден стоящий человек, которому чистят ботинки. Позже анализ снимка позволил установить, что на нем запечатлены и другие люди — сможете найти их?
3. Первое селфи
Задолго до того, как селфи вошли в моду, американский фотограф Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет. Дело было в 1839 году. Чтобы запечатлеть себя, Корнелиусу пришлось позировать больше минуты.
4. Первая фотография луны
Первая фотография спутника Земли была снята 26 марта 1840 года Джоном Дрейпером. Этот дагерротип был сделан из обсерватории в Нью-Йоркском университете. Судя по состоянию снимка, ему немало досталось за более чем полтора века с момента съемки.
5. Первая поддельная фотография
Первое фейковое фото сделал Ипполит Байар в 1840 году. Байар и Луи Дагер претендовали на титул “Отца фотографии”. По некоторым данным, Байар изобрел свой процесс получения фотоснимков до того, как Дагер создал дагеротипию. Однако объявление о его изобретение задержали, и слава первооткрывателя досталась Дагеру. В качестве протеста Байар сделал этот постановочный автопортрет, сопроводив его подписью о своем самоубийстве из-за того, что его работу не оценили.
6. Первое фото президента
Первым американским президентом, запечатленным на фото, стал Джон Куинси Адамс, шестой глава США. Однако этот дагерротип был сделан в 1843 году, а Адамс оставил свой пост в 1829-м. Первым президентом, сфотографированным во времена президентства, стал Джеймс Полк. Его фото было снято в 1849 году.
7. Первая фотография солнца
Первая фотография солнца была сделана французскими физиками Луи Физо и Леоном Фуко 2 апреля 1845 года, с помощью процесса дагеротипии (не говорите Байару!) и выдержкой 1/60 секунды. При внимательном осмотре можно заметить солнечные пятна.
8. Первая новостная фотография
Имя первого фотожурналиста в истории не сохранилось, зато его работа — да. На дагерротипе, сделанном в 1847-м, запечатлен арест мужчины во Франции.
9. Первая аэрофотосъемка
Первое фото с высоты птичьего полета было сделано в 1860 году. Разумеется, снимали его не с дрона, а с воздушного шара. Фотограф, Джеймс Уоллес Блэк, озаглавил свой снимок “Бостон, как его видят орел и дикий гусь”.
10. Первая цветная фотография
Первая цветная фотография была сделана физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, на лекции в Королевском институте, в качестве доказательства его теории о съемке в цвете. Собственно затвором щелкнул другой человек — фотограф Томас Саттон, изобретатель первой зеркальной камеры, но авторство приписывают Максвеллу, поскольку это он разработал сам процесс получения цветного изображения.
11. Первая цветная пейзажная фотография
Первая пейзажная фотография в цвете была сделана в 1877 году. Фотограф, Луи Артюр Дюко дю Орон, был пионером цветной фотографии и создателем процесса цветной печати, которая использовалась для этого изображения. На нем запечатлен пейзаж юга Франции, о чем говорит название снимка — “Пейзаж юга Франции”.
12. Первая фотография молнии
Молнии — исключительно интересный предмет для съемки. Первым фотографом, который запечатлел это явление, стал Уильям Дженнингс. Снимок сделан в 1882 году.
13. Первая фотография торнадо
Это торнадо запечатлел в 1884 году фермер и фотограф-любитель А.А. Адамс из Канзаса. Фотография была сделана бокс-камерой, с расстояния в 22 километра от смерча.
14. Первое фото авиакатастрофы
Катастрофы — не самый приятный объект для съемки. Но изучение таких случаев может помочь найти и исправить ошибки, чтобы не допустить трагедий в будущем. На этом фото 1908 года запечатлена гибель авиатора Томаса Селфриджа. Его самолет был экспериментальной разработкой авиастроительной компании Aerial Experiment Association. Вместе с Селфриджем в самолете находился Орвилл Райт, но он пережил крушение.
15. Первая фотография из космоса
Первая фотография из космоса была заснята 24 октября 1946 года, с ракеты V-2 № 13. На черно-белом снимке запечатлена Земля с высоты более 100 километров. Изображение снято на 35-мм кинокамеру, которая делала фото каждые 1,5 секунды во время всего взлета ракеты.
16. Первый запуск ракеты с мыса Канаверал
Впервые запуск с мыса Канаверал был запечатлен на фото в июле 1950 — фотограф НАСА снял старт исследовательской двухступенчатой ракеты Bumper 2. На фото виден и ряд других фотографов, которые снимали это событие.
17. Первая цифровая фотография
Первая цифровая фотография была сделана в 1957 году, почти за 20 лет до того, как инженер Kodak изобрел первую цифровую камеру. Фотография — цифровой скан кадра, изначально сделанного на пленку. На снимке — сын Расселла Кирша, изобретателя цифрового сканера. Разрешение картинки — 176×176: квадратное фото, вполне годится для Instagram.
18. Первое фото обратной стороны Луны
Первое фото “темной” стороны Луны было получено с советской станции “Луна-3”, 7 октября 1959 года. На основании снимков, присланных межпланетной станцией, была составлена первая карта обратной стороны спутника, не видимой с Земли.
19. Первая фотография Земли с Луны
Землю с Луны впервые запечатлели 23 августа 1966 года. Фото сделал аппарат Lunar Orbiter, во время 16-го оборота вокруг спутника.
20. Первая фотография с Марса
Первую фотографию Марса сделал космический аппарат “Викинг-1”, вскоре после того, как он сел на поверхность красной планеты. Снимок датирован 20 июля 1976 года; изображения с “Викинга” позволили изучить поверхность Марса и ее структуру.
Это далеко не полный список самых “первых” фотографий в истории — “за кадром” остались и первое подводное фото, и первое свадебное, и первый портрет женщины, и первый фотомонтаж, и многое другое. Не на каждом из них запечатлен исторический момент, но все они уже сами по себе — исторические моменты.
fototips.ru
Цветная фотография — Википедия
Цветная фотография — разновидность фотографии, способная воспроизводить яркостные и цветовые различия снимаемых объектов в цветах, близких к натуральным[1]. В современной цветной фотографии фотоматрица или фотоматериал записывают информацию о цвете непосредственно в момент экспозиции путём разделения изображения на три частичных, соответствующих распределению яркости трёх основных цветов. Такая технология соответствует способу восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза.
Первый цветной дагеротип, созданный Хиллом между 1851 и 1856 годамиЗаписанная информация используется при воспроизведении изображения путём аддитивного синтеза цвета смешиванием в соответствующих пропорциях красного, синего и зелёного основных цветов на мониторах и видеопроекторах, или способом субтрактивного синтеза вычитанием из белого жёлтым, пурпурным и голубым красителями при печати на бумаге или аналогичных материалах. Колоризованные снимки не относятся к цветной фотографии, и рассматриваются как раскрашенный вариант чёрно-белой.
Первые попытки получения цветного изображения связаны с прямой фиксацией спектрального состава света и предпринимались Ньепсом задолго до изобретения фотографии. Идея была основана на обнаруженном ещё в начале XIX века изменении окраски солей серебра под действием цветного излучения[2]. Первым результатом в этом направлении исследований стала «гелиохромия», которую пытался запатентовать в 1853 году американец Ливай Хилл[3]. Однако, подробности технологии изобретателем не раскрывались, а большинство современников считало его мошенником, выдающим раскрашенные дагеротипы за цветную фотографию[4][5]. Известны работы, проводившиеся в этом же направлении Александром Беккерелем, в 1849 году получившим на хлорированной серебряной пластинке цветное изображение спектра[2]. При слабом освещении полученный снимок мог сохраняться, но под прямым светом быстро выцветал[6][7]. Ни Хилл, ни Беккерель не могли объяснить природу получаемого цвета, и лишь в 1868 году Вильгельм Ценкер предположил влияние стоячих волн на спектральный состав отражённого от поверхности пластинки света[8].
Это направление исследований было доведено до логического завершения французским физиком Габриэлем Липпманом, получившим в 1908 году Нобелевскую премию за разработку липпмановского процесса. Технология позволяла физически точно воспроизводить цвета снятых объектов за счёт регистрации волновой картины, возникающей при интерференции прямого и отражённого излучений в толстых фотоэмульсиях. Первые результаты были получены физиком уже в 1891 году: спектральный состав цветов на фотографиях Липпмана в точности соответствовал исходному[1]. Из-за технической сложности эта технология не получила распространения в практической фотографии, но позднее была усовершенствована и использована для создания цветных голограмм. В конце XIX века был предложен мелкодисперсный растровый способ непосредственного воспроизведения цвета с записью микроскопических спектров отдельных точек изображения, получаемых при помощи дисперсии, но практического воплощения эта технология также не получила[2].
До конца XIX века главным препятствием на пути реализации любых способов цветной фотографии оставался узкий диапазон спектральной чувствительности существовавших на тот момент фотоматериалов, способных отображать лишь коротковолновую сине-фиолетовую часть видимого спектра[2]. Первым прорывом в этом направлении стало открытие в 1873 году Германом Фогелем явления оптической сенсибилизации и создание в 1884 году ортохроматических эмульсий[9][10]. Однако, полноценная фиксация красно-оранжевого участка цветовой шкалы стала возможна только после 1905 года, когда Бенно Гомолка изобрёл красный сенсибилизатор пинацианол, позволивший создать панхроматические фотоматериалы[11][12]. Тем не менее, разработка технологий получения цветного изображения во второй половине XIX века не прекращалась.
Трёхцветная теория[править | править код]
Основные усилия по разработке цветной фотографии сосредоточились в области трёхцветных технологий, основанных на теории цветоощущения, созданной в 1855 году Джеймсом Максвеллом. Она опиралась на теорию Гельмгольца-Юнга о существовании трёх видов светочувствительных колбочек в сетчатке человеческого глаза. Один из них реагирует на длинноволновой диапазон видимого излучения, который мы называем красным цветом, другой возбуждается средним участком спектра, соответствующим зелёному цвету, а третий регистрирует противоположный — синий конец диапазона. Теория Максвелла доказывает, что для воспроизведения ощущения глаза от того или иного спектрального состава излучения достаточно использовать эти три первичных цвета, варьируя их пропорцию. Такой способ цветовоспроизведения, в отличие от физически точного липпмановского, позволяет воспроизводить цвет с физиологической точностью на основе явления метамерии[13][14]. То есть, при том же цветовом ощущении, которое глаз испытывает от цвета объекта съёмки, спектральный состав воспроизведённого излучения может значительно отличаться от исходного.
Для воспроизведения цвета по требуется цветоделение при съёмке и обратный синтез при получении готового изображения. Первая фотография «Тартановая лента», основанная на трёхцветной теории, была получена Томасом Саттоном 17 мая 1861 года[15]. При съёмке банта из разноцветных шотландских лент было получено три цветоделённых изображения, которые были сложены в общий снимок путём одновременной проекции на экран через цветные светофильтры. Во время лекций, сопровождавшихся показом этого снимка, Максвелл констатировал, что для реализации технологии необходимо увеличить светочувствительность фотопластинок к зелёному и красному излучениям. Современные историки строят различные предположения о способе, которым Саттон получил этот снимок, поскольку доступные на тот момент фотоматериалы были совершенно не чувствительны к красному свету, и лишь в малой степени — к зелёному. В 1861 году учёным было известно, что многие красные красители отражают ультрафиолетовое излучение, и скорее всего, Саттоном был использован соответствующий светофильтр[16][11]. Альтернативная версия исходит из того, что красный позитив был отретушированным вариантом одного из двух других[17][15]. Через несколько лет французский изобретатель Луи дю Орон смог сенсибилизировать фотопластинки к красному цвету с помощью хлорофилла[15].
Несмотря на успехи этих исследований, результаты работы Максвелла и дю Орона были быстро забыты фотографами из-за недоступности панхроматических фотоматериалов. О них вспомнили только в 1890-х годах, когда появились практические технологии регистрации всего видимого спектра.
Цветные фотоаппараты[править | править код]
Цветной снимок и его цветоделённые диапозитивы, сделанные Прокудиным-Горским фотоаппаратом МиттеДля получения трёх цветоделённых изображений съёмка может вестись одновременно тремя фотоаппаратами, на объективы которых надеты цветные светофильтры. Такой способ позволяет снимать как неподвижные, так и подвижные объекты при условии точной синхронизации затворов. Известны конструкции трёхобъективных фотоаппаратов, снимающих три цветоделённых кадра на общей пластинке. Однако, расстояние между оптическими осями объективов неизбежно приводит к параллаксу, заметному при отображении близких предметов. На снимке получаемый дефект выглядит, как цветная кайма на их контурах[18].
Наиболее простым способом избежать пространственного параллакса является последовательная съёмка одним и тем же фотоаппаратом на три фотопластинки через разные светофильтры[19]. Эта техника получила довольно широкое распространение в конце XIX — начале XX века. Однако, перезарядка и смена светофильтра удлиняли съёмку и могли вызвать недопустимое смещение камеры между соседними экспозициями. Поэтому, для последовательной съёмки появился специальный тип аппаратуры с удлинённой сдвижной кассетой, в которой перед фотопластинкой размещались светофильтры. Три экспозиции выполнялись при пошаговом вертикальном смещении кассеты, опускающейся по направляющим под действием силы тяжести[* 1]. В 1897 году Фредерик Айвс запатентовал фотоаппарат с механическим приводом сдвига кассеты, сопряжённым с затвором.
Наиболее совершенной конструкцией обладали камеры такого типа с совмещёнными приводами затвора и замка кассеты, разработанные в 1903 году Адольфом Мите и исключающие сдвиг фотоаппарата[20]. Именно этим типом аппаратуры пользовался ученик Мите Сергей Прокудин-Горский, создавший за время экспедиций по Российской империи первую в мире крупную коллекцию цветных фотографий[21][22]. Съёмка велась на специальные удлинённые фотопластинки формата 8×24 сантиметров, на которых одновременно размещались три цветоделённых негатива[23][24]. Несмотря на достоинства, из-за временно́го параллакса последовательная съёмка годилась только для неподвижных сюжетов[18].
Другой тип цветных фотоаппаратов, пригодный для беспараллаксной съёмки движущихся объектов, предусматривал одновременную съёмку через общий объектив[19]. Для этого внутри корпуса размещалась цветоделительная система, состоящая из полупрозрачных зеркал и светофильтров, делящих свет на три цветные составляющие, которые направляются на разные фотопластинки[25][26]. Сложность состояла в необходимости точного соблюдения одинаковой длины всех трёх оптических путей в воздухе и стекле, чтобы обеспечить точное совмещение при последующей печати[27]. Фотоаппараты такого типа, несмотря на громоздкость, использовались в некоторых сферах, например в журнальной полиграфии, вплоть до середины 1950-х годов, обеспечивая недостижимую для ранних многослойных фотоматериалов точность цветоделения и получение раздельных негативов для изготовления печатных форм[28]. Позднее этот способ цветоделения стал общепринятым в профессиональных камерах цветного телевидения.
Синтез цветного изображения[править | править код]
Несмотря на появление работоспособных технологий, к концу XIX века цветная фотография оставалась уделом энтузиастов, готовых самостоятельно дорабатывать аппаратуру и сенсибилизировать фотопластинки. Кроме сложностей съёмки и цветоделения, фотографы сталкивались с другой, не менее сложной проблемой синтеза цвета фотоснимка из трёх чёрно-белых негативов. Наиболее широкое распространение получил аддитивный способ, разработанный в 1888 году Фредериком Айвсом под названием «Хромоскоп», до этого уже упоминавшийся Дю Ороном[29][30]. Отпечатанные на диапозитивных фотопластинках «хромограммы» состояли из трёх цветоделённых чёрно-белых позитивов, которые вставлялись в специальные рамки и могли просматриваться приспособлением, состоящим из зеркал со светофильтрами, оптически объединяющих изображения подсвеченных слайдов. Наибольшей популярностью пользовались стереоскопические модели «Хромоскопа», позволявшие наблюдать цветную стереопару, состоящую из шести диапозитивов. Существовал и проекционный вариант «Хромоскопа Айвса», усовершенствованной версией которого пользовался Прокудин-Горский[24].
Другим способом синтеза цвета стала пигментная фотопечать, разработанная Дю Ороном в 1868 году. Технология была субтрактивной и её достоинством было получение готового снимка на бумажной подложке. Его рассматривание не требовало специальных приспособлений, состоящих из зеркал и призм. Кроме того, использование пигментов, а не красителей, делает полученные снимки самыми долговечными из когда-либо существовавших. В 1919 году процесс был усовершенствован и получил название «карбро», пользуясь популярностью до середины XX века[31]. В 1930-х годах на смену карбропроцессу пришла более технологичная гидротипная печать.
Растровые технологии[править |
ru.wikipedia.org
История фотографии в России — Myfotik
История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии.
В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие.
Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.
Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном.
Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений. В конце
X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. «темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов.
Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.
Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство иногда называли camera lucina (с лат. «светлая комната»). Благодаря именно этому нехитрому устройству мы знаем, например, как выглядел Архангельск в середине XVII века: его точную перспективу сняли в те времена с помощью camera obscura. Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6–8 часов на ярком солнце.
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3–4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы оо один снимок.
Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греч. «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-
В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX – XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде.
Например, снимаемый человек разговарива пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагерротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии.
По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагерротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-
В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.
В 80-
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года – сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так ригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.
Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-
Многие русские фотографы-
По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин.
Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.
Среди фотографов-
В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-
В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи.
Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.
В советское время раскрашивание черно-
Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.
Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на двнь неважного качества, и анилиновую розово-
В конце 1930-
Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-
На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.
myfotik.ru
Фотография в истории — самые первые кадры
Уже 187 лет прошло с тех пор, как люди научились делать фотографии. Выше вы видите первый в мире снимок, который сделал Жозеф Ньепс с обыкновенной гравюры. Правда, это не совсем фотография — скорее гелиографией. Десять лет назад этот снимок перешел во владение к национальной библиотеке Франции.
Спустя год на свет появится первый реальный снимок реального мира — благодаря восьмичасовой экспозиции появилось это фото, которое демонстрирует вид из окна Ньепса.
Луи Дагер из той же местности, что и Жозеф, имел свою особенную технологию по получению дагеротипа. Именно на его фотографии впервые появился человек. Судя по снимку, на нем человек, которому чистят ботинки посреди улицы.
А вот и первый портретный снимок, его сделал изобретатель Роберт Корнелиус и он является автопортретом. Точная дата создания фото неизвестна — сделано оно осенью 1839 года.
Это — первая фотография изображающая особь женского пола — Дороти Дрейпер. Фото — дело рук её брата, небезызвестного фотомастера Джона Дрейпера. Тот же год, что и предыдущее фото.
Наверняка вам интересно, когда было сделано первое эротическое фото. Мы вам запросто это расскажем — случилось сие событие в 1850-м году, а создал этот шедевр Феликс Мулен, конечно же из Франции.
Роджер Фентон не только первый военный фотограф в мире — он еще и основатель фотографического искусства в Англии. На фото вы можете увидеть его фургон, на котором он колесил по территориям Крымской войны. За всю её истории он запечатлил более трех сотен негативов.
Это изображение 1850-го больше интересно с медицинской точки зрения. На нем изображен строитель Финеас Гейдж, голову которого насквозь прошил прут из металла, который вы можете увидеть на фото. После этой ужасной травмы мужчина прожил еще двенадцать лет. Его череп до сих пор сохраняется в Гарварде.
Одно из следующих двух фото является первым, сделанным в Азии. Первая фотография открывает нашему взору мост через речку Инд. Считается, что фото отснято в 1861-м.
Второе фото показывает нам Лахор, который также в Пакистане. Точная дата снимка до сих пор оспаривается специалистами — считается, что оно сделано в 1864-м, но скорее всего дата более ранняя.
А вот и первый кадр из подводных глубин, который датируется 1865-м годом. Сделан он в Англии Уильямом Томпсоном.
И — встречайте! Первый цветной снимок, который создал физик Джеймс Максвелл в 1861-м.
А вот и первый кадр, который отснят в профессиональной студии в 1893-м. Где и кем не известно.
А вот первый реальный объект на цветном фото. Место — Франция, автор — Луи дю Орон.
Панорама Парижа из 1858 года от Гаспара Турнашона стала первым снимком с воздуха.
Следующий кадр был более высокого качества, это уже 1860-й год и фотограф Джеймс Блейк.
Осенью 1946-го впервые была сделана фотография из космического пространства. Ракета была конечно же американской, а на фотографии можно увидеть Мексику.
Это первое цифровое фото — всего навсего обычный снимок, который отсканировали в электронный формат. Дело сделал Расел Кирш из США в 1957
Если вам нравятся старые фотографии, мы предлагаем вам взглянуть на следующий пост: Каторга в Нерчинске
ribalych.ru
История фотографии. Эта статья посвящена истории фотографии. Вы узнаете, когда была создана первая фотография и кто ее создатель.
Как вы уже убедились на собственном опыте, в фотографии всё удивительным образом запутано и переплетено: большие числа соответствуют маленьким значениям, скорость измеряется в долях секунды, из белого получается чёрное, а потом снова белое…
Монохромная фотография
На самом деле, всё началось с имени. Впервые слово «фотография» прозвучало с трибуны в марте 1839 года из уст сэра Джона Хершеля, но сейчас доподлинно известно, что несколькими неделями ранее, его употребил немецкий астроном Иоганн вон Мадлер. Но даже его нельзя назвать изобретателем фотографии, потому что впервые изображение было зафиксировано химическим способом с помощью оптического прибора на двенадцать лет раньше.
Джон Хершель (1792–1871) — известнейший английский астроном и физик.
Первым показал теоретические начала, по которым должны составляться объективы из двух стекол, чтобы по возможности ослабить влияние сферической и хроматической аберрации.
Мадлер Иоганн Генрих (1794-1874), немецкий астроном.
Автором первого фотографического изображения был Нисефор Ньепс, за что мы все его любим и помним, что, впрочем, не даёт ему права называться полноправным и безоговорочным отцом фотографии.
Жозеф Нисефор Ньепс (1765 —1833) — французский изобретатель, известный как первоот-крыватель фотографии.
Ещё в середине восемнадцатого века, некий француз де ля Роше предсказал, что на холсте, покрытом особым липким веществом можно отобразить реальный объект. Далее он писал, что получившееся зеркальное изображение можно сделать вечным, высушив холст в темноте. Точность его предсказания поражает воображение, но давайте повременим надевать лавры на голову де ля Роше. Дело в том, что фотография стала возможна, благодаря открытию двух явлений из совершенно различных естественнонаучных областей — оптического и химического. На самом деле, удивительно, почему фотографию не изобрели раньше. Судите сами:
Линза, или «прожигающее стекло» было известно еще древним грекам (в частности, в одном из своих трактатов, его упоминал Аристофан).
Камера-обскура — общий вид.
Безлинзовую камеру обскуру (светонепроницаемый ящик с крошечным отверстием в одной из сторон) Леонардо Да Винчи подробно описал ещё в 1519 году. В семнадцатом веке камеру обскуру усовершенствовали, заменив отверстие на линзу, а заднюю стенку на матовое стекло, на которое проецировалось изображение. Однако, на тот момент не существовало иного способа сохранить изображение, кроме как отрисовать его вручную по методу студентов, копирующих друг у друга чертежи на оконном стекле. Художники эпохи Возрождения, в частности Вермеер, нередко пользовались проекционным ящиком, чтобы облегчить создание эскиза. В XIX веке среди художников популярным стало другое устройство, камера люсида, изобретённое еще в семнадцатом веке Кеплером. Она представляла собой комбинацию призмы и линз и создавала на бумаге полупрозрачное изображение, которое художник обводил по контуру, а затем заполнял деталями с натуры. Однако, ни камера люсида, ни проекционный ящик не давали возможности создавать изображения без наличия навыков живописи. Естественно, что идея фиксирования реальности с документальной точностью была очень привлекательной, но усилия в этой области на протяжении веков не приносили успеха. Ещё древние знали, свойстве некоторых красок постепенно терять цвет. Однако, что было причиной этих изменений (свет, воздух, или тепло), не знали.
В XVII веке, Роберт Бойль описал потемнение хлорида серебра, но он был уверен, что происходит это на воздухе, а не под действием света. Его современник Анжело Сала заметил, что нитрат серебра темнеет на свету. Почти через двести лет, англичанин Томас Веджвуд подошел к фотографии практически вплотную: экспериментируя с солями серебра, он получил воспроизводимые результаты по созданию силуэтов предметов, но предотвращать их полное почернение он так и не научился. Впервые эту задачу удалось решить Нисефору Ньепсу в 1827 году. В качестве светочувствительного материала, он использовал битум, свойство которого твердеть под воздействием солнечных лучей было уже давно известно. Правда, первая в истории человечества успешная фотосъёмка, заняла у Ньепса восемь часов. В качестве первого фотоаппарата, Ньепс приспособил уже знакомый нам проекционный ящик, заменив матовое стекло на светочувствительный материал. Разумеется, изображение на покрытой битумом пластине оказалось не только перевёрнутым но и обращённым зеркально, но это были сущие пустяки на фоне общего успеха.
Первая в мире фотография. Гелиография Ньепса. 1826 г.
Некто Луи Дагер, известный в Париже специалист по театральным декорациям, заинтересовался экспериментами Ньепса и склонил его к сотрудничеству 4 января 1829 года. Правда, Ньепс вскоре сошел с ума, а через четыре года и вовсе умер. Оставшись в одиночестве, Дагер продолжал эксперименты и сделал два важных открытия: он научился «проявлять» невидимое, или, как говорят, латентное изображение на медной пластине, покрытой хлоридом серебра, парами ртути и «фиксировать» его раствором соли.
Луи Жак Манде Дагер. (1787–1851) Литография. 1837 г.
Узнав об успехах Дагера, французское правительство повело себя очень прозорливо и приобрело права на изобретение в июле 1839 года. 19 августа 1839 года процесс был обнародован под названием «дагеротипия». Было бы вполне логично предположить, что эта дата станет днём рождения фотографии, но не тут-то было.
Луи Дагер, Натюрморт с гипсовыми отливками 1839
Оказывается, восемью месяцами ранее, англичанин Генри Фокс Талбот доложил в Королевском Обществе о изобретенном им не требующем художественных навыков способе получения изображения на бумаге. Калотипия (так Талбот почему-то назвал свой процесс) принципиально отличалась от способа Дагера и имела как достоинства, так и недостатки. Внешне, готовый дагерротип больше походил на гравюру, чем на фотографию, и не существовало технологии его копирования. Гениальность изобретения Талбота была в том, что фотографии можно было тиражировать в неограниченных количествах. В основе метода лежит тот самый негативно-позитивный процесс, который используется в фотографии и по сей день. На первом этапе, изображение через объектив проецировалось на бумагу, покрытую хлоридом серебра. В результате получался негатив, с которого, на таком же листе бумаги, контактным способом печатался позитив. Калотипы Талбота существенно уступали дагеротипам в четкости, но, как в скором времени выяснилось, в портретной фотографии это было даже к лучшему.
Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877). Дагеротип, Антуан Клоде. 1844 год.
Лестница. Калотип Талбота. 1843 г.
Естественно, что ни дагеротипы, ни бумажные негативы Талбота нельзя было увеличивать (фотоувеличение стало возможным только после появления прозрачных подложек). Поэтому размер фотографии определялся исключительно форматом камеры. Большой размер фотопластины (стандартом был 6×8 дюймов, но существовали и камеры гораздо большего формата) накладывал определённые требования на применяемую оптику. Фокусное расстояние в 250-300мм считалось портретным, поэтому даже объективы средней светосилы были довольно увесистыми. Оправы объективов делались из бронзы. Сейчас себе такое позволяет только Leica, а в те далёкие времена лёгких алюминиевых сплавов еще не знали. Как следствие, фотоаппараты тех времён были настолько тяжелы и громоздки, что о съёмке без специального штатива не могло быть и речи. Скажу больше, студийные фотоаппараты тех времён напоминали, скорее, башенные орудия со встроенной червячной системой поворота в трёх плоскостях.
Но вернёмся к нашим героям. Не подозревая о существовании Дагера, Талбот искренне считал себя изобретателем фотографии. Можете себе представить, в какое бешенство его привело известие о том, что вся слава принадлежит не просто кому-то другому, а еще и французу. Обидевшись, Талбот запатентовал свой метод так, что пользоваться им могли себе позволить только очень состоятельные люди. Дагер тоже был не лыком шит и умудрился получить патент, предотвращавший бесплатное занятие фотографией на территории Великобритании. В этой связи, развитие фотографии в Соединённом Королевстве до 1851 года практически приостановилось.
Тем временем, французы не унимались. Племянник покойного Ньепса Абель Де Сан-Виктор решил усовершенствовать процесс Талбота. Понимая, что проблемы с чёткостью были следствием использования бумаги в качестве подложки негатива, он решил заменить бумагу на стекло. Чтобы закрепить хлорид серебра на гладкой поверхности, Абель смешал его с яичным белком, став, таким образом, изобретателем фотоэмульсии. Процесс назвали альбуминовым. Он давал отличные результаты, ничуть не хуже дагерротипов, но отличался очень низкой светочувствительностью. Из-за длинных выдержек, портретная фотография по процессу Абеля не представлялась возможной. Именно поэтому все дошедшие до нас альбуминовые отпечатки — это пейзажи и архитектура. Все существовавшие на тот момент фотопроцессы имели один общий недостаток: низкую светочувствительность, требовавшую выдержек, исчисляемых десятками секунд, или минутами. Это создавало неудобства фотографам и приносило мучения их клиентам.
Фредерик Скотт Арчер (1813-1854)
В поисках процесса, более подходящего для работы с людьми, Фредрик Скотт Арчер изобрёл эмульсию на основе коллодия. Коллоидный процесс не только укоротил выдержки до двух- трех секунд, но, кроме этого, его себестоимость оказалась в десятки раз ниже, чем у дагеротипов. Разумеется, как и всё в фотографии, достоинства коллоидного процесса имели свою цену. Фотограф должен был успеть сделать экспозицию и проявить пластину до того, пока эмульсия высохнет. Поэтому, полив её производился прямо в фотоаппарате. Кроме того, коллоидный процесс требовал громоздкого оборудования. Всё это делало съёмку, даже в студии, занятием более чем хлопотным. Попытки же изобрести способ хранения мокрых экспонированных пластин для проявки в более удобных условиях приводили к резкому снижению светочувствительности.
Следующим значительным событием в развитии фотографии было изобретение желатиновой эмульсии доктором Ричардом Мэддоксом в 1871 году. Важность изобретения Мэддокса была еще и в том, что оно сделало возможным фабричное производство фотоматериалов.
Джордж Истман (1854 — 1932)
До 1884 года, желатиновые пластины производились без подложки. Джордж Истман (наверняка Вам знакома фирма Истман-Кодак) предложил поливать желатиновую эмульсию на недавно изобретённый Ганнибалом Гудвином целлулоид. Так, собственно, и появилась фотоплёнка. Роль изобретения Истмана трудно переоценить. Плёнка не только облегчила неподъёмные чемоданы фотографов (представьте, раньше каждая фотопластинка была в десять раз толще и тяжелее, да еще и могла разбиться при не очень осторожном обращении), но и открыла совершенно новые горизонты для конструкторов фотокамер. Возможность сворачивать целлулоидную плёнку в рулон привлекла внимание братьев Люмье, изобретателей кино. Томас Эдисон усовершенствовал идею Истмана изобретением перфорации. Перфорированная 35мм киноплёнка, предложенная Эдисоном в 1892 году используется практически в первозданном виде и в наши дни. Единственным значительным усовершенствованием её была замена огнеопасного целлулоида на сначала ацетатную, а в 1949 году на целлюлозно-триацетатную плёнку.
Нужно отметить, что фотоэмульсии девятнадцатого века отличались не просто низкой светочувствительностью, но еще и полным её отсутствием по отношению к красной и зелёной частям спектра. Естественно, что, фотографируя на такие материалы, невозможно было получить правильную тональную передачу. Герман Фогель случайно открыл метод сенсибилизации фотоматериалов к зелёному цвету. Сейчас эмульсии, чувствительные к зелёной части спектра, называются ортохроматическими. Правда, панхроматические фотоматериалы, чувствительные еще и к красному цвету, появились только в 1906 году благодаря доктору Кеннету Мису. До этого, актрисы немого кино пугали непосвященных, разгуливая по съёмочным площадкам с зелёными губами. В 1911 году, на оптико-механическое производство Leitz Wetzlar был принят главным инженером Оскар Барнак. Ещё в 1905 году ему в голову пришла гениальная идея уменьшить размер негатива, что позволило бы сделать фотоаппараты более портативными. Он же изобрёл и устойство для проекционной печати — фотоувеличитель. Первая мировая война остановила изыскания Барнака, но в 1915 году ему удалось убедить Эрнста Лейца в целесообразности своей идеи, показав ему фотоснимки, сделанные прототипом новой камеры. Поработав ещё десять лет над изобретением Оскара Барнака, Leitz представил миру новинку с забавным названием Ur-Leica, кардинально развернувшую оглобли эволюции фотографических технологий. Взяв в качестве фотоматериала стандартную 35мм киноплёнку, Барнак расположил её горизонтально и удвоил по длине размер кинокадра формата 18×24мм. Роль принципиально новой конструкции оказалась гораздо больше, чем инженеры фирмы Leitz могли предполагать. Говоря популярным в те годы милитаристическим языком, фотоаппарат перестал быть башенным орудием и превратился в личное оружие, всегда готовое к бою. Портативность, незаметность и легкость в управлении сделали Лейку незаменимой для документальной фотографии и фотожурналистики.
Ur-Leica 1913-14 гг.
Миниатюризация фотоаппаратов породила проблему, с которой фотографы девятнадцатого века были не знакомы. Фотографическая эмульсия представляет собой застывшую взвесь твёрдых кристаллов галогенида (чаще всего, бромида) серебра в желатине. В процессе проявления, эти кристаллы превращаются в зёрна металлического серебра. При контактной печати формата 6×8 дюйма (примерно 15×20см), микроскопические зёрна не видны, но, чтобы получить отпечаток такого же размера с негатива размером 24×36мм, требуется значительное увеличение. В результате, изображение выглядит зернистым. В то время, как в художественной фотографии зернистость вполне допустима и даже иногда желательна, в большинстве фотографический отраслей она представляла серьёзную проблему. Причём, как оказалось, зернистость фотоматериалов напрямую связана со светочувствительностью. Современные фотоплёнки существенно совершеннее тех, которыми пользовались первые владельцы портативных камер. Их чувствительность в тысячи раз выше, при том, что зерно существенно мельче и плотнее.
Цветная фотография
Первое в мире перманентное цветное фотоизображение получил английский физик и математик Джеймс Максвелл в 1861 году. Для этого, он сделал три идентичных снимка одного и того же предмета (клетчатой ленты) с красным, синим и зелёным фильтрами, а потом спроецировал изображение на экран тремя проекционными аппаратами через те же фильтры. Случилось это до того, как Фогель научился сенсибилизировать фотоматериалы, и долгое время было непонятно, как ему удалось, в присутствии группы традиционно скептически настроенных членов Королевской Академии Наук синтезировать цветное изображение. Оказалось, что красный фильтр пропускал ультрафиолетовые лучи, отраженные от ленты, а зеленый фильтр не был идеальным и пропускал часть синего спектра. Несмотря на свою нестопроцентную корректность, метод Максвелла доказал принципиальную возможность аддитивной цветной фотографии.
Джеймс Клерк Маквселл (1831 — 1879гг). Английский физик, автор уравнений классической электродинамики в 1861 году получил первую цветную фотографию с помощью так назы-ваемого аддитивного метода.
После Максвелла, уже используя сенсибилизированные хлорофиллом фотоматериалы, француз Луи Хайрон разработал вполне воспроизводимый аддитивный метод. Хайрон экспонировал черно-белые пластины через красный, синий и зелёный светофильтры, получая таким образом цветоделённые негативы. Потом он синтезировал цветное изображение при помощи изобретённого им же «хроноскопа», в котором изображения с трёх негативов сводилось в одно при помощи зеркал.
Следующим шагом в развитии цветной фотографии было изобретение так называемого субтрактивного метода. Луи Дюко дю Орон описал метод, в котором негативы получаются по уже знакомой аддитивной технологии через синий, зеленый и красный зональные фильтры, но потом они копируются на светочувствительные желатиновые фолии, окрашенные в дополнительные цвета (соответственно, желтый, пурпурный и голубой). Далее, три желатиновых позитива складываются в сэндвич и освещаются белым светом. Метод дю Орона существенно упростил проецирование фотографий на экран: теперь, вместо трёх проекторов, или капризного хроноскопа, достаточно было простого проекционного аппарата, мало чем отличающегося от современного диапроектора. Дю Орон предсказал появление многослойных фотоматериалов (именно такими и являются современные цветные плёнки), но воплотить свою идею в жизнь он не смог по причине низкого уровня технологии полива фотоэмульсии.
В 1903 году братья Люмье (те самые, которые изобрели кинематограф) предложили интересный процесс «Автохром» — предшественник всех современных обратимых процессов. В качестве фотоматериала они использовали слой, состоящий из смеси бромида серебра и трех видов гранул крахмала, сцепленных с зеленым, синим и красным красителями. В результате обработки, получалось позитивное изображение. Недостатком процесса была очень низкая яркость проецируемого изображения. В те времена не было ещё достаточно ярких источников света, в связи с чем процесс братьев Люмье широкого распространения не получил.
Первым настоящим практиком цветной фотографии был придворный фотограф дома Романовых Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В своей работе он пользовался аддитивным методом, который довёл до совершенства. Сейчас большинство негативов Прокудина-Горского находятся в Библиотеке Конгресса США, на веб-сайте которой они свободно доступны в оцифрованном виде.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 — 1944). Лондон, ориентировочно 1920 год.
Интерьер православной церкви в Смоленске.
Широкое распространение цветная фотография получила в 30-х годах XX века, когда фирмой Истман Кодак была выпущена первая обратимая (то есть, на которой получалось позитивное изображение, как на дагерротипах) цветная плёнка Kodachrome 25, только несколько лет назад снятая с производства. Так долго она продержалась на рынке, благодаря удивительно высокому качеству изображения, конкурирующего даже с самыми современными фотоматериалами. Что же касается долговечности, Kodachrome до сих пор считается непревзойденным лидером — слайды, снятые пятьдесят лет назад, выглядят так, будто их проявили вчера. Проблема заключалась в сложности процесса обработки. На самом деле, Kodachrome — это трёхслойная чёрно-белая плёнка, в которую красители вводились на стадии проявки. В домашних условиях это было неосуществимо, поэтому отснятые плёнки отсылались в специальные лаборатории. Сейчас во всём мире существует единственная лаборатория, принимающая к обработке Kodachrome. Находится она в штате Канзас, да-да, в том самом Канзасе, откуда ураганом унесло в волшебную страну Элли с Тотошкой.
В 1942 году, Кодак выпустил первую негативную цветную плёнку Kodacolor, позволяющую получать цветные отпечатки. Несмотря на это, до семидесятых годов прошлого века, слайды были самым распространённым видом цветной фотографии в США, и Kodachrome господствовал до 1978 года, пока не появились обратимые плёнки, обработка которых была доступна даже фотолюбителям. Постепенно, с появлением автоматических мини-лабораторий, негативные плёнки стали вытеснять слайды. Несмотря на более высокое качество изображение, которое обеспечивали обратимые фотоматериалы, альбом с отпечатками было смотреть куда удобнее, чем устраиваться всей семьёй в тёмной комнате с коробкой слайдов, проектором и экраном. До конца ХХ века большинство фотолюбителей и часть профессионалов (портретисты, свадебные фотографы, газетные фотожурналисты) работали с негативными цветными плёнками, а профессиональные фотографы, снимающие для цветной полиграфии (реклама, fashion, техническая фотография и т.п.), пользовались слайдами.
История фотографии. Эта статья посвящена истории фотографии. Вы узнаете, когда была создана первая фотография и кто ее создатель.
___________________________
Читайте также:
Известный художник-сюрреалист Никас Сафронов многократно рисовал обнаженную натуру, но снимать ее на фотокамеру ему не доводилось.
rosphoto.com