Пикториализм в фотоискусстве: «Пикториали́зм» — происхождение и значение слова
Пикториализм в фотографии. Большая российская энциклопедия
Пикториализм в фотографии. Пикториализмом (от англ. рictorial – живописный) называют интернациональное направление в фотоискусстве 1860-х гг. – первой трети 20 в. Оно ставило своей целью сближение фотографического кадра с искусством живописи, имитацию художественной манеры произведений прерафаэлитов, импрессионистов и символистов за счёт использования особых приёмов: технических – мягкий фокус, печать каждого элемента кадра с отдельного негатива, обработка позитивов химическими веществами (бромойль, гуммойл, цианотипия, карбоновая печать, платиновая печать и др.) – и изобразительных (кадрирование). Пикториализм имел большое значение в преодолении фотографией её утилитарной роли, в признании её художественной ценности, повышении её статуса до одного из видов искусства и в значительной степени трансформировал отношение к ней зрителя.
Термин «пикториализм» впервые использован в эссе английского фотографа Г.
П. Робинсона «Живописный (или пикториальный) эффект в фотографии» (1869; Robinson H. P. Pictorial effect in photography. London, 1869), где изложены взгляды на фотографию как на средство художественного выражения. Обоснование пикториализма также связано с получившей незадолго до того большую популярность теорией Г. фон Гельмгольца о невозможности фокусировать человеческий глаз одновременно на всех попадаемых в поле зрения объектах и остающихся, таким образом, размытыми в периферийных областях. В то же время в статье британского фотографа П. Г. Эмерсона «Фотография, пикториальное искусство» (Emerson P. H. Photography: a pictorial art // The Amateur Photographer. 1886. Vol 3, March 19. P. 138–139) заявлено и о самостоятельных амбициях фотоискусства, прототипом которого, как и любого другого изобразительного искусства, рассматривалась природа.
Первые опыты пикториалистической фотографии были связаны с желанием воспроизводить многофигурные сцены больших исторических картин и отличались назидательностью (О.
Г. Рейландер, «Два образа жизни», 1857). Расцвет этого направления приходится на период с 1885 по 1915 гг. и связан уже не столько с этическими, сколько с эстетическими идеями (А. Стиглиц, К. Гаварден, Льюис Кэрролл, К. Х. Уайт, А. де Мейер, Дж. М. Камерон, А. Л. Коберн, Р. Демаши).
Главный печатный орган движения – журнал Camera Work, издававшийся А. Стиглицем в 1903–1917 гг. в Нью-Йорке. Большую роль в развитии пикториализма играли разнообразные сообщества фотографов: «Братство связанного кольца» (The brotherhood of the linked ring) в Лондоне, «Фото-сецессион» (Photo-secession) в Нью-Йорке, Японское фотографическое сообщество (日本写真会, Нихон сясин-кай) в Токио, Общество французских фотографов (Société française de photographie, SFP) в Париже, Мадридское королевское фотографическое общество (Real Sociedad Fotográfica de Madrid) и другие фотоклубы мира.
Уже в начале 1920-х гг. пикториализм подвергся резкой критике со стороны представителей нового движения документальной фотографии; лидирующее положение в фотоискусстве заняло направление новое видение.
Несмотря на это, художественные приёмы пикториализма используются по сей день; особенно долго он сохранял свои лидирующие позиции в области модной фотографии (Э. Стейхен, А. де Мейер).
Дата публикации: 21 мая 2022 г. в 20:40 (GMT+3)
Пикториализм | Черно-белый пейзаж — 30 Дней Фотоприключений — LiveJournal
В 1826 году француз Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce) впервые в истории на стеклянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальтового раствора, зафиксировал вид из окна своей лаборатории. Этот день и считается днем рождения фотографии. Конечно, произошло это не вдруг и не сразу. Данному событию предшествовали годы проб, экспериментов, ошибок, разочарований. Но неизбежное случилось — ФОТОГРАФИЯ РОДИЛАСЬ. И завоевала мир.
Первые фотографы были настоящими героями, первопроходцами. Все приходилось делать «с нуля». Это требовало определенных знаний и… денег. Фотографический процесс был невероятно дорогим.
Как это не странно звучит, но первые фотографии несли чисто коммерческий смысл. Фотографировали только тех, кто мог заплатить. Клиенты требовали своего изображения максимально приближенного к реальности.
Но ничто не стоит на месте. Среди фотографов возникло понимание, что простое копирование действительности и документальное сходство не может стать искусством. Вопрос о том, что же такое фотография: искусство или документальность, возник еще на заре развития фотографии. И этот спор, надо сказать, не прекращается до сих пор.
Пикториали́зм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивавшее в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой.
Впервые словосочетание «Пикториальная фотография» ввел английский фотограф Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson), опубликовавший в 1869 году книгу «Пикториальный эффект в фотографии». Он утверждал, что фотограф в своей работе должен подчиняться тем же правилам, что и художник, пользующийся для создания своей картины.![]()
Идеи Робинсона нашли отклик у многих фотографов. Многие фотографы начали работать в этом стиле. Создавались целые общества фотографов — пикториалистов.
Так в Англии в 1892 году многие известные фотографы объединились в общество под названием «The Linked Ring», или как его еще называли «Братство соединенного кольца», целью которого было «соединить вместе всех, кто заинтересован в развитии фотографии как вида Высокого Искусства».
Одним из организаторов этого общества был Джордж Дэвисон (George Davison). Интересно, что на заре своего увлечения фотографией, Дэвисон был ярым приверженцем натуралистической фотографии, но постепенно перешел на сторону пикториализма и оставался верным этому течению до конца жизни.
Большую роль в развитии пикториализма в Англии сыграл и Александр Кейгли (Alexander Keighley).
С детства он мечтал о карьере художника, но под давлением отца был вынужден заниматься семейным бизнесом. Не имея возможности заниматься живописью, он нашел «отдушину» в своем увлечении фотографией. Исследователи творчества Кейгли считают, что в своих фотоэкспериментах он шел «впереди своего времени».
Хочется тут упомянуть и еще одном английском фотографе — Альфреде Горслее Гинтоне (Alfred Horsley Hinton). Пейзажист-лирик по призванию, он немало сделал и в области фотопортрета. Но особенно велики его заслуги как общественного деятеля. Горслей Гинтон был руководителем популярного фотографического журнала «Amateur Photographer», автором многочисленных статей по фотографии и редактором ряда учебных изданий.
Активное участие в деятельности общества «The Linked Ring» принял и Элвин Лэнгдон Коберн (Alvin Langdon Coburn). Интересно то, что свою карьеру фотографа Коберн начал в Америке, и уже там зарекомендовал себя.
В Англию он переехал после женитьбы и сразу же примкнул к обществу. А в 1931 году он был избран Почетным членом Королевского фотографического общества.
Надо отметить, что «The Linked Ring» было не единственным обществом пикториалистов. Американской группе «Photo-Session» удалось добиться признания фотографии как вида изобразительного искусства. У истоков основания этой группы стояли такие известные мастера светописи, как Клэренс Х. Уайт, Эдвард Штайхен и Альфред Стиглиц.
Кларенс Хадсон Уайтт (Clarence Hudson White) — один из самых ярких и преданных представителей американского пикториализма, до конца оставшись на позициях этого направления. В 1916 году он основал общество «Фотографы-пикториалисты Америки», став его первым президентом.
Он родился в небогатой семье и, несмотря на ранее увлечение искусством, вынужден был работать бухгалтером. Он занялся фотографией в 1893 году, но из-за больших цен на фотоматериалы не мог позволить себе делать более двух фотографий в неделю.
Эдвард Штайхен (Edward Steichen) начал свою карьеру в начале прошлого века и сразу же показал себя как превосходный мастер своего дела. В 1905 году Штайхен вместе с Альфредом Стиглицем создал Маленькие галереи «Фото-Сецессиона». Но, по признанию мастера, чем больше он снимал, тем больше разочаровывался в фотографии. Со временем он он отошел от пикториализма и начал заниматься рекламной фотографией. Яркий пример того, как коммерция победила искусство.
Следует отметить, что фотография Штайхена «Водоем при лунном свете» была продан за рекордную сумму в $2,9 миллиона на аукционе Sotheby’s. Эта фотография является второй самой дорогой в мире.
Печальна судьба фотографа Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz) , основоположника пикториализма в Америке. Именно ему принадлежат слова: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери».
Основатель общества «Photo-Secession», журнала «Camera Work», учитель, вдохновитель и меценат, открывший дорогу многим известным американским фотографам.
Постепенно он тоже отошел от пикториализма и обратился к «чистой» фотографии.
Одной из учениц и последовательниц Альфреда Стиглица была
Вернемся обратно в Европу. Нельзя не упомянуть о представителе французской пикториальной фотографии. Ведь именно Франция считается родиной художников — импрессионистов, идеи которых и заложены в пикториальную фотографию.
Робер Демаши (Robert Demachy)— французский фотограф-пикториалист. Он был достаточно богатым человеком и мог себе позволить заниматься искусством так, как ему хотелось. Активно снимая с 1880 года, Демаши получил мировую известность в девяностых годах и к началу двадцатого века был, пожалуй, самым выдающимся фотохудожником Франции.
Здесь же хочется упомянуть о чешских фотографах, оставивших большой след в пикториальной фотографии.
Яромир Функе (Jaromir Funke) — одна из самых примечательных фигур в истории чешской фотографии первой половины XX века. Его взлет на вершину фотографического мира был неожиданным и ярким.
Наибольшее внимание Функе уделял эмоциональной фотографии. По его мнению, эмоция — это отправная точка и конечная цель каждого отдельного снимка и фотоискусства в целом. Он мечтал о «сказочных безднах, созданных из фотографируемой реальности», о «человеческой мечте, сфотографированной чтобы поделиться ею с другими».
И конечно же знаменитый чешский фотограф Йозеф Судек (Josef_Sudek), который пришел в фотографию именно как пикториалист. Ему принадлежат знаменитые слова: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы». Учился он фотографировать всю жизнь. И хотя постепенно Судек отошел от пикториализма, его работы занимают ведущее место среди фотографий этого течения.
Сложная судьба у пикториализма.
Его идеи «чистого искусства», «искусства ради искусства», выпячивание «красивостей» со временем потерпели крах. Наступала другая эпоха, более рациональная, более жестокая, более скоростная, на сцену выходили другие ценности. Пикториализм умирал. Зрителям требовались другие изображения. Фотографов, работающих в этом жанре критиковали, запрещали выставлять свои работы. Их называли «политически близорукими», отстающими от времени. Концом эпохи пикториализма считаются двадцатые годы прошлого столетия.
Долгое время пикториализм был незаслуженно забыт. И лишь в последнее время интерес к нему вспыхнул с новой силой. Уже современные фотографы пытаются вернуть его принципы в фотографию. Кто-то экспериментирует со старинными техниками съемки, обработки и ретуширования. Кто-то идет новым путем, создавая стилизации путем использования цифровых средств. Вновь создаются общества, снова организуются выставки. «Красивости» вновь оказались востребованными.
В конце своей статьи хочу показать работы китайского фотографа Дон Хонг-Оай (Don Hong-Oai).
С двумя целями. Во-первых, работы фотохудожника подтверждают, что пикториализм возрождается. А во-вторых, что это течение — достояние не только западной культуры. Законы восточной культуры вносят в пикториализм неповторимое очарование.
Tags: lana_1909, интересное, полезное
Telegram channel
Пикториализм в Америке | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
После того, как в 1888 году компания Kodak представила портативную любительскую камеру, благородные джентльмены с художественными амбициями больше не доминировали в сфере фотографии. В то время как армия «снимков по выходным» вторглась в область фотографии, небольшая, но настойчивая группа фотографов поставила на карту притязания своего медиа на принадлежность к изобразительному искусству. Они отказались от подхода к фотографии «наведи и снимай» и обратились к трудоемким процессам, таким как печать бихроматом камеди, которая включала ручное покрытие художественной бумаги самодельными эмульсиями и пигментами, или они делали платиновые отпечатки, которые давали богатые, тонально тонкие изображения.
Другие американские фотографы-пикториалисты, такие как Ф. Холланд Дэй (33.43.158), устроивший первую важную выставку американской пикториальной фотографии в 1919 г.00— Новая школа американской фотографии при Королевском фотографическом обществе в Англии — решили сохранить независимость от группы, чтобы преследовать эстетические цели вдали от самоуверенной и часто властной личности Штиглица. Другие, в том числе Адольф де Мейер (49.55.327), стали ассоциироваться с Фото-Сецессионом по приглашению Штиглица. К концу Первой мировой войны Штиглиц и Стейхен (33.43.39) избавлялись от живописного фасада пикториальной фотографии, чтобы способствовать неприукрашенной демонстрации естественной силы медиума, а именно его способности производить правдивую передачу абстрактной формы и тональности. вариации в реальном мире. Эта новая глава в стилях каждого из этих художников была шагом на пути к международному феномену модернизма в искусстве, и оба использовали эту вену, чтобы создать свои лучшие работы.
Штиглиц распустил Фото-Сецессион и Camera Work в 1917 году, но Кезебир, Коберн и Уайт продолжали делать фотографии, как и в первые годы века, и в 1916 году стали основателями организации под названием Пикториальные фотографы Америки. пошли разными путями, все они сыграли важную роль в раскрытии выразительного потенциала фотографии и демонстрации того, что ее ценность заключается не только в воспроизведении очертаний окружающего нас мира. Работы пикториалистов были так же красиво прорисованы, как холст любого художника, и так же искусно построены, как композиция любого художника-графика. Манипулируя представлением информации на фотонегативе, пикториалисты привносили в наше восприятие изображения собственную чувствительность, тем самым наполняя его изобразительным смыслом.
Цитата
Хостетлер, Лиза. «Пикториализм в Америке». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.
org/toah/hd/pict/hd_pict.htm (октябрь 2004 г.)
Дополнительное чтение
Петерсон, Кристиан А. После фото-сецессиона: американская пикториальная фотография, 1910–1955 . Нью-Йорк: WW Нортон, 1997.
Дополнительные эссе Лизы Хостетлер
- Хостетлер, Лиза. «Фотография в Европе, 1945–60». (октябрь 2004 г.)
- Хостетлер, Лиза. «Новая документальная традиция в фотографии». (октябрь 2004 г.)
- Хостетлер, Лиза. «Альфред Штиглиц (1864–1946) и американская фотография». (октябрь 2004 г.)
- Хостетлер, Лиза.
«Группа f/64». (октябрь 2004 г.) - Хостетлер, Лиза. «Фотография в послевоенной Америке, 1945-60». (октябрь 2004 г.)
- Хостетлер, Лиза. «Международный пикториализм». (октябрь 2004 г.)
- Хостетлер, Лиза. «Структура фотографических метафор». (октябрь 2004 г.)
Пикториализм | Национальные галереи Шотландии
Движение девятнадцатого века среди фотографов, которые исследовали художественный потенциал новых технологий в поисках стилистических моделей в картинах.
Раннее фотодвижение, возникшее в Европе и Северной Америке в 1880-х годах, которое исследовало роль фотографии как формы искусства, отдавая предпочтение красоте, тайне и атмосфере, а не точным научным данным.
Стиль перекликается с популярными стилями живописи той эпохи, включая романтизм, импрессионизм, символизм и прерафаэлитов.
Всего через четыре года после того, как было объявлено об изобретении фотографии, Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон создали чрезвычайно плодотворное партнерство, которое будет направлять развитие пикториальной фотографии, уделяя особое внимание живописным, атмосферным свойствам среды. К 1840-м годам в обращении находились два типа фотографии: дагерротип, изобретенный Луи-Жаком-Манде Дагером во Франции, и калотип англичанина Уильяма Генри Фокса Талбота. Калотип, представленный в Шотландии ученым сэром Дэвидом Брюстером, очаровал Хилла; получивший образование в области изобразительного искусства и зарекомендовавший себя как художник-пейзажист, он увидел экспериментальные и непредсказуемые возможности среды, сравнив ее с актом рисования, письма: «Грубая и неравномерная текстура на всей бумаге является основной причиной калотипии.
провал в деталях перед дагерротипом… и в этом вся суть. Они выглядят как несовершенная работа человека… а не сильно уменьшенная совершенная работа Бога».
В период между 1843 и 1847 годами Хилл и Адамсон выполнили огромное количество работ, с большой тщательностью документируя людей и места Шотландии. Адамсон выучился на инженера, прежде чем научился фотографии у своего старшего брата, доктора Джона Адамсона, интерес, который отразился в его изображениях шотландских городских пейзажей с Хиллом, в том числе в их знаменитых изображениях строящегося памятника Скотту, которые придают зданию призрачный вид. жуткое качество. Среди их самых известных работ — документация шотландской рыбацкой деревушки Ньюхейвен, запечатлевшая глубоко атмосферные исследования местных рабочих, которые поддерживали жизнь этого места.
Английский фотограф Генри Пич Робинсон был одним из первых, кто описал растущую тенденцию эстетической художественной фотографии как «живописную» в своей книге «Изобразительный эффект в фотографии: намеки на композицию и светотень для фотографов», 1869.
Робинсон утверждал, что живописность , эффекты светотени в фотографии могут придать им большее ощущение таинственности и серьезности, чтобы соперничать с любым видом искусства. В Шотландии жило наследие Хилла и Адамсона; Адамсон умер молодым, но Хилл передал свои знания следующему поколению, работая с растущими голосами, включая Томаса Аннана, а затем и его сына, Джеймса Крейга Аннана, который стал самым известным фотографом-пикториалистом Шотландии.
Аннан научился фотографии у своего отца и отправился с ним в Вену, чтобы изучить процесс фотогравюры у его изобретателя Карла Клича. Эта техника была близка к гравюре и имела конечный результат ручной работы, который оказался чрезвычайно популярным по мере того, как пикториализм распространился в международных кругах. Аннан много путешествовал по Голландии и Италии в 1890-х годах, впитывая влияние художественного авангарда, особенно Уистлера и Гольбейна, резонансные тональности которых находят отражение в его фотографиях, в том числе в угрюмой и навязчивой работе «Темные горы», 1890.
К 1900 году Аннан заработал международную репутацию ведущего фотохудожника, прославившегося своим художественным изобретением, которое превратило современные предметы в мечтательные, символистские сцены. В 1901 году Аннан курировал Международную выставку художественной фотографии в Глазго, на которой было представлено 500 произведений искусства из Европы и США. Были включены гравюры Nine Hill и Adamson, прославляющие их роль первых основателей движения пикториалистов.
К концу девятнадцатого и началу двадцатого века пикториализм стал международным движением, идеи которого распространились по Европе и Соединенным Штатам. В 1891 На Международной выставке художественной фотографии в Вене было представлено более 600 фотографий, среди которых особенно выделялись работы английских фотографов Генри Пича Робинсона, Альфреда Маскелла, Лайделла Сойера и Джорджа Дэвисона. Эта группа английских фотографов позже создала группу, известную как The Linked Ring, прославляя то, что они называли « развитием высшей формы Искусства, на которое способна фотография».
Используя различные экспериментальные методы, они создавали импрессионистские изображения с необычным освещением, копировальными отпечатками, манипуляциями в темной комнате и камерами-обскуры. Группа расширилась за счет включения различных американских участников по мере роста их репутации. Подобные клубы возникли и в других городах, в том числе в парижском Photo-Club и Photo-Secession в Нью-Йорке, возглавляемые Эдвардом Стайхеном и Альфредом Штиглицем.
Штиглиц также редактировал всемирно известный журнал о роскоши Camera Work, печатая насыщенные тональные фотогравюры на бумаге высшего качества, который вскоре стал признан ведущим голосом той эпохи в области художественной фотографии. Аннан внес различный вклад, в том числе серию репродукций, сделанных с негативов Хилла и Адамсона, подняв статус шотландской фотографии во всем мире и повлияв на новое поколение; Трогательная и чутко наблюдаемая практика американского фотографа Пола Стрэнда во многом была сформирована под влиянием Аннана, представившего работы Хилла и Адамсона.

«Группа f/64». (октябрь 2004 г.)