Подводный фотограф – Как стать подводным фотографом

Содержание

15 мастеров подводной фотографии — Российское фото

Подводный мир не может не привлекать людей. Но вот погрузиться с аквалангом под воду могут не все: у кого-то нет времени или возможностей, а кому-то это кажется слишком опасным. Так или иначе, но потому-то так и востребованы подводные фотографы, способные показать реалии этого загадочного мира даже тем, кто никогда и близко не подойдет к берегу океана. В этой статье мы подобрали для вас 15 лучших подводных фотографов России, у каждого из которых за спиной немалый опыт и коллекция выдающихся снимков, неизменно радующих зрителя.

Андрей Нарчук

Андрей Нарчук, один из самых известных российских фотографов, твердо убежден в том, что и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности очень важно любить природу и наблюдать за ней. Андрей знает об этом не понаслышке, поскольку, еще будучи студентом, со своей первой камерой оказался на Красном море, где впервые увидел подводный мир. «Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращении, — купил подводный бокс к своей камере. Через пару месяцев я снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные под водой, окончательно изменили мою жизнь».

С тех пор море стало неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Нарчука. Он много путешествует, много снимает — не только подводные пейзажи или макро, но и просто огромный и многообразный мир вокруг себя: «Жизнь не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше…»

Виктор Лягушкин

Путь Виктора Лягушкина к подводной фотосъемке был отнюдь не прямолинеен: выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, художник-декоратор по образованию, с 1993 года он работал графическим дизайнером. И лишь в 1998 году Виктор начал по-настоящему увлекаться фотографией. На его хобби огромное влияние оказала поездка в Мексику, где он впервые познакомился с подводными пещерами.

Через несколько лет съемка в них стала его главным увлечением и любимой работой. Сегодня он автор книг, победитель многих международных конкурсов и лауреат национальной премии «Подводный мир», но все так же увлечен подводными пещерами: «В своих фотографиях я стараюсь отразить сказочность и архетипичность этих мест, волшебный мир, который, несомненно, существует. Люди потеряли ключ к восприятию природы как чего-то удивительного. Осталось лишь восхищение технической стороной работы фотографа».

Дмитрий Мирошников

Дмитрий Мирошников — один из известных российских подводных фотографов, сайт которого наполнен множеством чудесных снимков. И трудно поверить, что работать в жанре подводной фотосъемки он начал всего порядка пяти лет тому назад! «Мир фотографии я открыл для себя в одной из поездок, так называемых дайв-сафари, когда живешь на корабле одну-две недели и каждый день погружаешься; я познакомился с известным подводным фотографом Александром Сафоновым, призером конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Его увлечение этим жанром буквально заразило меня».

Сегодня Дмитрий не просто профессионально занимается подводной съемкой: для него это и отдых, и творческий вызов, и просто любимое дело. «Я стараюсь показать то, что для себя называю „нереальной реальностью“ — отображение другого, сюрреалистического, мира, который находится совсем рядом с нами, но очень не похож на наш. Я весьма ценю художественность снимка, цвет и композицию; ценю больше, чем документальность кадра и биологическую редкость увиденного».

Александр Сафонов

Александр Сафонов родился в Воронеже, но в силу профессии и увлечений предпочитает большую часть времени проводить в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии и Гонконге. Большую часть времени Александр работает программистом, хотя вот уже более десяти лет он профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой.

Начав с компактных мыльниц, он быстро перешел к профессиональной фототехнике и сегодня является одним из признанных мастеров своего жанра и победителем различных конкурсов, включая авторитетный Wildlife Photographer of the Year.

Виталий Сокол

Виталий Сокол — не совсем типичный для данного обзора фотограф. Подводная фотография не является его основным направлением, более того, подводный мир для него — в большей степени способ показать на его фоне нечто совсем другое, скажем, фэшн-съемку.

Снимать Виталий начал еще в школе, пленочным фотоаппаратом, и испробовал, по его словам, весь жанровый арсенал, доступный мальчишке с развитым воображением — «от фотомонтажа и мультиэкспозиционных фотоиллюзий на черном фоне до макро и репортажей с соревнований по боксу». Возможно, именно благодаря этому у Виталия сложилось не совсем привычное представление о фотоискусстве — он не считает его чем-то уникальным и обособленным, а рассматривает лишь как один из приемов изобразительного искусства в целом.

Впрочем, несмотря на несколько прикладное отношение к жанру подводной съемки, Виталий Сокол по-настоящему им очарован: «Подводный мир — это же мир сновидений, фантазий и невесомости! Он настолько прекрасен и ярок, что самым естественным желанием было вместо тысячи слов сделать одно фото, чтобы поделиться этим с людьми».

Дмитрий Виноградов

Как и многие, Дмитрий Виноградов увлекся фотосъемкой еще в детстве, будучи школьником. Сегодня он профессиональный фотограф, заслуженно считающийся одним из лучших мастеров в стране, путешественник, председатель Московского открытого фотоклуба, член Союза журналистов России, член Российского географического общества. Кроме того, с 2003 года он профессионально занимается дайвингом и после первой же поездки на Красное море, по его словам, понял, что «дайвинг — это болезнь, и теперь придется снимать еще и под водой».

Всю подводную фотографию Дмитрий условно разделяет на широкоугольную и макро. При этом, как он считает, характер съемки в большей степени зависит не от творческих идей фотографа, а от места погружения: «Есть так называемые макросайты, где в изобилии представлена подводная макрожизнь. Туда берем камеру с макрообъективом. А есть подводные сайты с великолепными морскими пейзажами, и значит, надо ставить на камеру фишай». Ну а больше всего Дмитрий любит снимать затонувшие корабли.

Андрей Некрасов

Сегодня Андрей Некрасов — один из самых увлеченных и награждаемых авторов на постсоветском пространстве, несмотря на молодость и не самый большой стаж подводной фотосъемки, всего чуть больше десяти лет. А начинал он подростком, будучи с детства увлечен морем. К слову, Андрей окончил морскую школу ДОСААФ по специальности «легкий водолаз», имеет звание инструктора подводного спорта.

В подводной съемке Андрей Некрасов придерживается своего, вполне обособленного, стиля: «Большинство подводных фотографов избегают снимать с задержкой дыхания, и напрасно — в этом я убедился за пять дней подводной съемки у берегов Египта. Чуть задержав дыхание, можно приблизиться к самым недоверчивым морским обитателям, которые, пугаясь шума и пузырьков, остаются невидимыми для большинства. К таким осторожным и пугливым относится и морская щука — сарган. На этот редкий экземпляр я потратил почти целую пленку», — рассказывает Андрей.

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев, возможно, наиболее профессиональный российский подводный фотограф. Он не только снимает, но и является автором известной книги «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих», был редактором журналов «Подводный клуб», «Дайв тек» и «Предельная глубина», наставник многих фотографов из этого списка. Кроме того, он высококлассный дайвер, имеющий степень инструктора PADI MSDT и CMAS One Star.

Дыхало-отверстие в мантии моллюска, тридакны. Красное море, сафари на дальний юг.

А началось все очень давно, еще в 1986 году, когда Алексей сделал свои первые подводные снимки. С тех пор он стал лауреатом многих конкурсов, но по-прежнему восторгается подводным миром — и совершенно необязательно это должна быть красочная глубина южных морей: «Меня вдохновляет подводный мир как таковой, и мне одинаково интересно нырять и снимать как в подмосковном озере, так и в тропиках. Ведь практически в любом водоеме можно, неожиданно для себя, найти нечто удивительное, а лучшей наградой для фотографа являются интересные снимки», — утверждает Алексей.

Ольга Каменская

Ольга Каменская по образованию учитель химии. Но так случилось, что она всерьез увлеклась дайвингом и даже дошла до уровня инструктора CMAS. Профессией это, впрочем, не стало, хотя по-прежнему остается заметной частью ее жизни.

А с 2003 года Ольга Каменская является еще и подводным фотографом. И не просто фотографом, а профессионалом и инструктором по подводной съемке. За прошедшие годы она побывала практически во всех основных дайверских регионах — в странах Америки, Европы, Азии и Океании. Не забывает Ольга и о подводном мире российских водоемов. К слову, она является автором прекрасного альбома «Байкал. Царство воды и льда», который был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений.

Оксана Истратова

Оксана Истратова — один из крупнейших в России специалистов по затонувшим кораблям. Она автор книги «Загадки затонувших кораблей. Черное море. Крым». С 2004 года занимается техническим дайвингом, который предполагает глубоководные и затяжные погружения в ограниченном пространстве.

И практически всегда Оксана Истратова берет с собой камеру. За годы работы она создала огромную коллекцию фотографий затонувших кораблей и подводных лодок, но по-прежнему каждое погружение для нее — событие и всплеск эмоций. «Опуститься на корабль, где, ты точно знаешь, погибли люди, — как прийти на мемориал. Я ощущаю некое почтение к умершим. Естественно, ни о каких поисках наживы и речи не идет. Ты словно приходишь отдать дань памяти этих людей», — рассказывает Оксана.

Сергей Шанин

Сергей Шанин — один из самых нестандартных и талантливых современных российских фотографов. Он сумел совместить этот вид творчества с техническим и даже в чем-то научным процессом.

Подводной фотографией Сергей занимается вот уже 20 лет и, как он сам уверяет, в своих снимках пытается показать красоту и многообразие подводного мира. Сергей Шанин — признанный автор, победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе он дважды побеждал в «Золотой черепахе».

Надежда Кулагина

Надежда Кулагина подводной фотографией занимается очень недолго, всего с 2010 года, но уже добилась признания и известности. По собственным словам, ее всегда интересовало, каково это — нырять на немалую глубину с аквалангом за плечами и пытаться снять нечто такое, что было бы достойно внимания и восхищения. Впрочем, для нее фотография — скорее, хобби, приложение к основной работе переводчика и многочисленным путешествиям по всему миру.

Работы Надежды Кулагиной всегда проникнуты каким-то оптимизмом и вызывают доверие к обитателям морских глубин. Возможно, все дело в ее отношении к жителям моря: «Находиться среди морских обитателей вовсе не страшно. В эти моменты меня больше заботит выбор правильного ракурса, настройки камеры и положение вспышек. А еще я боюсь, что в самый ответственный момент, когда я нажму кнопку спуска, моя модель уплывет».

Константин Новиков

Константин Новиков в подводную фотосъемку пришел благодаря своей любви к природе. Кстати сказать, она привела его не только в фотографию, но и на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Более всего Константина интересовали биомедицина и иммунология, так что он даже стал лейтенантом медицинской службы и кандидатом биологических наук. После защиты диссертации Константин продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника на том же биофаке, на кафедре физиологии микроорганизмов.

Подводной съемкой Константин Новиков увлекся в 1997 году, впервые оказавшись под водой с аквалангом. Сегодня же он — инструктор по дайвингу PADI, а также имеет звание ER Instructor TDI. Также он занимается фридайвингом, то есть погружается под воду без запаса воздуха, исключительно за счет возможностей организма, являясь инструктором AIDA.

Такой немалый запас профессионализма позволяет Константину Новикову делать впечатляющие снимки из морских глубин. И хотя фотосъемка является лишь увлечением, результаты, регулярно демонстрируемые Константином, не позволяют усомниться в том, что и к этому занятию он подходит предельно серьезно.

Тарас Скидоненко

Тарас Скидоненко относится к тому типу подводных фотографов, которые до первых погружений и камеру-то в руках не держали. И лишь оказавшись на глубине, впечатлившись ее пейзажами и обитателями, ощущали в себе потребность как-то зафиксировать свои эмоции и передать их другим людям.

По словам самого Тараса, нырять он начал случайно — в 1995 году в Турции, будучи в отпуске, решил попробовать любительское погружение с аквалангом. Что интересно, первые погружения в мутную воду у берегов Антальи не оставили особенных впечатлений, но зародили интерес. И вот уже почти 20 лет Тарас Скидоненко погружается в самые разные водоемы самых разных регионов мира, отовсюду привозя чудесные фотоснимки.

Вадим Зверев

Вадим Зверев — состоявшийся бизнесмен, немалого добившийся на почве коммерции и предпочитающий осваивать новые направления бизнеса, которые соответствовали бы его увлечениям. Как говорит он сам: «Мне нравится фотографировать — я открываю профессиональную фотостудию; мне нравится нырять — я открываю дайв-центр „Барракуда“; мне нравится путешествовать — я открываю туристическое агентство и ныряю по всему миру».

И пусть фотография и дайвинг — лишь увлечения для Вадима, он все равно многого достиг и в том и в другом. Его снимки, быть может, не несут в себе какой-либо философии или глобальной идеи, но зато они честно и восторженно показывают мир, скрытый от нас толщей воды.

«В первую очередь мне хочется показать и раскрыть образы „коренных обитателей“ моря, потому что они — его естественная и гармоничная составляющая, и все мы ныряем прежде всего, чтобы познакомиться с ними и узнать их поближе. Да и, честно говоря, мне легче входить в контакт с морскими обитателями. Я просто разговариваю с ними на их языке» — рассказывает Вадим Зверев.

Автор идеи и подготовка материала — Екатерина Елизарова

rosphoto.com

Повышаем мастерство • Подводная фотосъемка

Сколько всего замечательного и красивого на Земле можно сфотографировать, а сколько под толщей воды?! Сколько животных, рыб, красочных рифов находятся в царстве Нептуна! Или, быть может, Вам интересно снимать обнаженную натуру под водой? Или хочется запечатлеть подружку в виде русалки? Но как всё это запечатлеть? Что для этого надо? Именно об этом мы и поговорим в этом уроке.


Подводный мир — это другая среда обитания, с иными законами, ведь под водой вы можете «парить» и «летать», в окружении других обитателей, для которых вы чужак и совсем не Царь природы. Кроме этого, вы получите новые, невероятно яркие ощущения.  Подводная фотосъёмка имеет две главные особенности, а именно: водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличными от воздушной среды. Во-вторых, вы должны уметь хорошо плавать. Также есть и ряд других нюансов, которые следует учитывать начинающему подводному фотографу, о них речь пойдёт далее.

 

 

В подводной фотографии работают все те же принципы и правила, которые применимы к фотографии «на воздухе». Но одних базовых знаний мало. Если уж вы решили снимать под водой, то придется обзавестись специальной фототехникой или купить для своей зеркалки водонепроницаемую «упаковку» — аквабокс, разобраться в особенностях фотосъемки под водой и только потом отправляться на съемку подводных пейзажей.

 

Конечно подводный фотограф должен уметь хорошо плавать, так как плохо получится, если это будут вашими последними снимками. С Вами будут (если вы решили глубоко погрузиться в пучину вод) акваланг, фотоаппарат, ласты, может быть фонарь. И за всем этим надо следить, а также передвигаться с этим в воде. Легче, если вы находитесь в бассейне, желательно всё таки с аквалангом, чтобы постоянно не подниматься на поверхность за свежим глотком воздуха.

Сложность фотографирования под водой во многом обусловлена непривычным поведением света. Сама вода представляет собой гигантскую преломляющую линзу, поэтому объекты кажется больше и ближе. При этом снижается угол обзора объектива.

 

 

Фототехника для подводной съемки

Камера, объективы, вспышки профессионального уровня — это удовольствие не из дешевых, и может обойтись в несколько тысяч долларов. Тем, кто не готов выложить такую сумму, можно пробовать свои силы, вооружившись подводной цифровой «мыльницей». У этих фотоаппаратов минимум кнопок управления и фиксированное фокусное расстояние объектива. Но на хорошие снимки с такой фототехникой не рассчитывайте, они сгодятся разве что для семейного альбома. Поэтому оптимальный вариант для любительской подводной съемки — зеркальная или системная камера, упакованные в водонепроницаемый бокс (стоит очень недешево) или подводный пакет (он же – чехол, стоит дешевле, чем бокс). 

 

 

Поскольку водная толща изобилует миллиардами различных микроорганизмов и органической взвесью, которая поднимается в том числе и по вине передвижения самого дайвера, видимость под водой сокращается значительно, вплоть до одного-двух метров, а бывает достигает и нуля. В этих условиях, предпочтительными объективами для съёмки подводных пейзажей являются широкоугольные объективы, или насадки с применением мощных подводных вспышек. Но здесь нужно помнить одно правило — какой бы мощностью не обладала ваша вспышка, максимальное расстояние между вами и снимаемым объектом не должно превышать полтора-два метра, на большее её мощности всё рано не хватит.  Оптика светосильная, предпочтительнее макро-объектив и широкоугольный. Макро даст возможность снимать крупный план, широкий угол идеален при съемке людей и подводных пейзажей.

 

Каждые 10 метров погружения в водную глубину уменьшают видимый спектр света на один цвет. Спектр состоит из таких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. То есть через десять метров пропадает красный цвет, через двадцать — оранжевый, через тридцать — жёлтый и т. д.

Поскольку большая часть подводной фотосъёмки практикуется на глубине до 30 метров, можно смело представить воду как один сплошной сине-зелёный фильтр. Именно тут, начинающего фотографа и подстерегает первая серьёзная проблема. На такой глубине из цветового спектра уже «выбиты» самые тёплые цвета, но человеческий мозг, по прежнему продолжает выравнивать цветовой баланс, компенсируя их потерю, в результате чего фотограф видит полноцветную картинку. Похожую аналогию можно провести с флюорисцентным светом — все предметы будут окрашены в зелёный цвет, но человеческий глаз всё равно будет считать их разноцветными.

Поскольку, даже самые современные камеры не наделены таким мощным компенсатором цвета, в подводной фотосъёмке задействуется такой компенсирующий инструмент, как фотовспышка. Она решает такие задачи: выравнивает баланс цветов и конечно же исправляет проблему недостатка освещения.

 

 

Хорошо если над водой царит яркая солнечная погода, но если небо затянуто тучами? Время экспозиции под водой становится больше в разы, по сравнению с аналогичным процессом на суше. Эту проблему также способны решить импульсные осветители.

 


Условия для съемки


Под водой света гораздо меньше, поэтому выбирайте время, когда вода прозрачная, спокойная. Даже при небольшой волне колебания песка сократят видимость, цвета потеряют яркость. Вообще же, чем глубже, тем меньше теплых оттенков, и если вы хотите получить действительно цветную фотографию, то снимайте на небольшой глубине, около поверхности воды или подсвечивайте вспышкой. Лучшим временем для подводной съемки на небольшой глубине считается полдень, погода – ясная, солнечная.

 

 


Как снимать под водой

Старайтесь подобраться к тому, что снимаете, как можно ближе. Чем меньше воды будет между вами и объектом съемки, тем больше света попадет на матрицу, тем качественнее будет снимок. Если делать снимки с большого расстояния, то вы получите зеленовато-голубой фон с темным пятном, которое и будет тем самым, заинтересовавшим вас объектом. При обычной подводной съемке расстояние не должно быть больше 1-2 метров, при подводной макросъемке – буквально сантиметры.

 

Ловите игру света и тени. При недостатке освещения снимайте против света, снизу вверх, выставляя экспозицию по солнцу или по светлому слою воды. Тогда снимок получится очень контрастным – темный объект и яркий фон (силуэтная съемка). Коллег-дайверов стоит снимать в портретном жанре, т.е. так, чтобы человека можно было узнать. Расстояние – не более метра. Или же придумать сюжет для жанровой съемки и выбрать подходящий фон и антураж.

 

 

Также, под водой очень эффектно смотрится обнажённая натура. Но не стоит обольщаться отличными результатами, поскольку подводное «Ню» — довольно сложный жанр. Хотя бы для модели, ведь фотограф имеет с собой достаточный запас воздуха, тогда как девушке приходится позировать с задержкой дыхания, а это чревато недвусмысленным выражением лица и маленьким временным интервалом нахождения под водой. Да и недостаточно тёплая температура воды сыграет злую шутку с моделью, незащищённую гидрокостюмом — «гусиная» кожа смотрится конечно не ахти, вкупе с разъеденными морской солью глазами.

 


Композиция подводной съемки

Чтобы снимки были динамичными, «живыми», в силуэтной съемке объект съемки должен быть расположен немного под углом (учитывайте правило третей). Иначе кадр получится статичным, застывшим. В портретной съемке стандартная компоновка кадра выглядит так: на переднем плане кораллы, рыбки, растения, камни и тому подобное. Средний план – аквалангист, пловец, ныряльщик (в объектив не смотрим!). Задний план – вода, водоросли и прочее. Следите за тем, чтобы руки не оказались на переднем плане – снимок сразу потеряет эффектность. Если снимаете широким углом, отслеживайте что у вас в кадре – поскольку объектив берет широко, вероятность попадания в кадр посторонних предметов довольно велика. Фотографировать рыбок нужно «с головы», с максимально близкого расстояния — снимок получится с искажением, но очень эффектным и выразительным.

 


Не снимайте дайверов «вдогонку» и не гоняйтесь за уплывающей от вас рыбкой – хороших кадров все равно не получить. Лучше продумайте сюжет заранее, и договоритесь с коллегами кто и как будет вам позировать. Ну а с морскими обитателями – это как повезет.

В подводной фотосъемке творческий подход только приветствуется. Пробуйте совмещать и комбинировать разные жанры – пейзажную съемку с силуэтной, портретную с пейзажной. И не забывайте, что камеру нужно настраивать перед тем, как войти в воду, в подводной съемке все приготовления заканчиваются на берегу.

 

 

Ответы на самые популярные вопросы по подводной фотосъемке

Вопрос 1 – Почему стоит рассматривать водонепроницаемую камеру или дорогостоящий аквабокс? Существуют ведь пластиковые водонепроницаемые чехлы для цифровых камер.


Есть водонепроницаемые чехлы для цифровых фотоаппаратов. Они представляют собой плотный пластиковый пакет, который не позволяет воде попадать на камеру. В процессе использования качество чехлов значительно ухудшается. Качество изображения страдает, и стоимость у них не слишком высока. Да и согласитесь — из-за дешевого пакета дать погибнуть вашей любимой и недешевой камере? — нет уж, увольте.

 


Существуют крепкие, прочные чехлы для определенных видов камер для подводной съемки — аквабоксы. Их стоимость выше самих камер, но обеспечивают очень высокий уровень защиты и удовлетворяют требованиям серьезных подводных фотографов.

 

Подводные камеры же оснащены толстым, прочным корпусом, который не только защищает внутренности камеры, но и делает съемку намного проще, так как камера полностью погружается под воду, и не всплывает на поверхность воды.

 


Вопрос 2 – Сейчас представлен большой выбор камер, какую лучше выбрать?


Выбор камеры будет зависеть от того, где вы будете ее использовать. Также немаловажный критерий при выборе камеры – это бюджет, которым вы располагаете. Если вы не ограничиваетесь конкретной суммой средств, то вам следует определиться, для каких целей вы приобретаете камеру. Если вы собираетесь фотографировать своих детей в бассейне или на пляже, то вам не понадобиться камера с опциями для ныряльщиков.
Вы собираетесь делать снимки при низких температурах, на большой глубине, то для вас будет лучше купить камеру, которая будет подходить именно для таких условий. 

 


Вопрос 3 – Хорошо, я сузил свой выбор, какие характеристики имеют решающее значение?


Необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Максимальная глубина, на которой камера остается водонепроницаемой. Естественно вам необходимо знать, насколько глубоко можно погрузиться с вашей камерой. В среднем это глубина составляет 2,5 – 3 метра без специального подводного бокса. Некоторые более дорогие модели могут погружаться на глубину порядка 10 метров. Такие камеры более надежные и прочные. Однако не стоит забывать, если вы собираетесь использовать камеру для похода, катания на лыжах, в бассейне, то камеры с глубиной погружения 3 метра будет более чем достаточно.

Стабилизация изображения. Если камера оснащена объективом, стабилизирующим изображение, то это поможет вам при съемке под водой или в движении.

Емкость аккумулятора. Вполне вероятно, что камера будет вашим постоянным спутником на свежем воздухе. Следовательно, у вас не будет электрической розетки под рукой, чтобы зарядить вашу камеру. При подводной съемке необходимо использовать вспышку, а это грозит тем, что ваша камера разрядится еще быстрей. Поэтому, выбирая камеру, убедитесь, что емкости аккумулятора будет хватать на 150-200 снимков, без подзарядки. Чем выше, тем лучше.
Фокусное расстояние и макросъемка. При выборе камеры нужно проверять насколько широкий у нее угол обзора, и может ли она фокусироваться на отдельных элементах. Лучше всего приобрести камеру с широкоугольным объективом, с фокусным расстоянием 24мм или 28мм, но не более 35мм. Что касается макросъемки, то чем более детально камера может сфокусировать, тем лучше. Минимального расстояния фокусировки от 3см до 10см будет вполне достаточно.

Предел температуры. Выбирайте камеру, которая будет выдерживать температуру замерзания воды (0 градусов по Цельсию). Идеальной камерой будет та, которая выдерживает температуру до -8 градусов по Цельсию и даже ниже.

Ударостойкость. Не составит трудности подобрать камеру, удовлетворяющую этой характеристике. Камеры выполняют из прочных материалов. Внутренние детали камеры изготавливают из металла с резиновыми прокладками. Главное убедитесь, что камера не будет слишком тяжелой для вас.

 


Вопрос 4 – Я купил свою первую водонепроницаемую камеру. Что мне делать дальше?


Настало время съемки! Вам нужно подробно изучить руководство пользователя, и определить, какие функции наиболее значимы для вас. Нет ничего хуже, чем бегать и настраивать камеру, в то время когда прямо перед вами происходит что-то необычайное, что вам непременно хотелось бы снять на свою камеру.

 


Вопрос 5 – Качество снимков, сделанных на мою водонепроницаемую камеру намного хуже, тех, что сделаны на обычную цифровую камеру. Означает ли это, что моя камера неисправна?


Во многих случаях качество съемки действительно уступает цифровым аналогам. Для чувствительной электроники и оптики необходима определенная защита. Поэтому подводные камеры оснащены толстым слоем защитного стекла. Изображения получаются не такими четкими и контрастными, как на цифровых камерах. Но они вполне приемлемы. 

 


Вопрос 6 – Есть ли в моей подводной камере дефекты и неполадки?


Просто используйте ее, так как бы вам хотелось. Опустите камеру под воду, например. Главное не забывать о том, что проверять дефекты вашей камеры можно до тех пор, пока не истек гарантийный срок. Пока камера на гарантии, вы можете обменять ее на другую. Поэтому необходимо обнаружить дефекты (если они имеются) до окончания гарантийного срока.

 


Вопрос 7 – Почему у подводных камер есть ограничения по глубине погружения?


Подводная камера снабжена резиновыми уплотнителями и металлическими замками, которые не пропускают воду. Чем глубже вы погружаетесь под воду, тем большее давление оказывается на вашу камеру. Чрезмерное давление может привести к поломке. Поэтому важно не превышать предел допустимой глубины.
 

Вопрос 8 – Что нужно делать, чтобы подводная камера прослужила как можно больше времени?


Но не стоит думать, что если камера из прочного материала и водонепроницаемая, то ее можно забросить до следующей съемки. Помните, что морская вода, лед, хлорированная вода в плавательных бассейнах, грязь агрессивно влияют на вашу камеру. После съемки необходимо промыть камеру чистой водой, и тщательно просушить перед хранением.


Тем не менее, несмотря на все сложности, попробовать себя в подводном фотоискусстве непременно стоит каждому фотографу хотя бы раз, и достигнутые успехи будут зависеть от степени подготовленности к этому новому для себя делу.

Успехов Вам и всего фотографического!

dphotoworld.net

Победители фотоконкурса Underwater Photographer of the Year 2017

Международный конкурс подводной фотографии показал свои лучшие работы в этом году. Главную победу присудили французскому фотографу Габриэлю Баратью (Gabriel Barathieu), запечатлевшему «Танцующего осьминога» в лагуне острова Майотта в Индийском океане.

Всего на рассмотрение судей поступило более 4500 подводных фотографий от участников из 67 стран.

Мне пришлось ждать весеннего отлива, когда глубина всего 30 сантиметров, чтобы осьминог заполнил толщу воды. Для съёмки этого кадра я подобрался как можно ближе с широкоугольным объективом, поэтому осьминог выглядит огромным, – рассказал о своей работе Габриэль Баратью.


Главный победитель — «Танцующий осьминог». Автор фото: Габриэль Баратью

Другие подводные фотографии, вошедшие в число лучших работ конукрса Underwater Photographer of the Year 2017:

Категория «Британский подводный фотограф года» – «Из ниоткуда»


Автор фото: Ник Блейк (Nick Blake), Великобритания

«Подающий надежды британский подводный фотограф года» – «Океанское в небе»


Автор фото: Орасио Мартинес (Horacio Martinez), Аргентина

Категория «Самый перспективный британский подводный фотограф года» – «Небольшое стадо касаток»


Автор фото: Николай Джорджиу (Nicholai Georgiou), Великобритания

Категория «Широкий угол» – «Одна на миллион»


Автор фото: Рон Уоткинс (Ron Watkins), США

Категория «Макро» – «Добыча?»


Автор фото: Со Ят Вай (So Yat Wai), Гонконг

Категория «Обломки» – «Обломки Louilla на закате»


Автор фото: Чаба Тёкёли (Csaba Tökölyi), Венгрия

Категория «Поведение» – «Твой дом и мой дом»


Автор фото: Цин Лин (Qing Lin), Канада

Категория «Портрет» – «Лицом к лицу»


Автор фото: Лоринц Ференц (Lorincz Ferenc), Венгрия

Категория «Компактный» – «Я с вас глаз не свожу!»


Автор фото: Дженни Штромволль (Jenny Stromvoll), Мозамбик

Категория «Британские воды, широкий угол» – «Глаза в глаза»


Автор фото: Мелвин Редекер (Melvin Redeker), Нидерланды

Категория «Британские воды, макро» – «Изображение дракона»


Автор фото: Кирсти Эндрюс (Kirsty Andrews), Великобритания

Категория «Британские воды, компактный» – «Шотландская фейерверковая анемона»


Автор фото: Саймон Йейтс (Simon Yates), Великобритания.

Смотрите также:

cameralabs.org

Подводный мир в работах победителей конкурса Underwater Photographer of the Year 2019

«Надеюсь, вы так же впечатлены работами победителей, как и судьи этого конкурса: Мартин Эдж, Питер Роулендс и я. «Подводный фотограф – 2019» (UPY-2019) привлек больше участников, чем когда-либо прежде. Конкурсные работы поступили из 65 стран. Конкуренция была еще более жесткой. Но как бы я ни любил лауреатов специальных премий, наибольшую ценность для меня представляет конкурсная коллекция в целом, потому что она демонстрирует искусство подводной фотографии с разных сторон. Пожалуйста, наслаждайтесь каждой работой», – написал Алекс Мастард, председатель жюри Underwater Photographer of the Year.

На рассмотрение судей было представлено более пяти тысяч фотографий со всего мира. Участники конкурса продемонстрировали свое мастерство в категориях «Макро», «Широкий угол», «Обломки», «Поведение», «Портрет», «Черно-белое фото».

Подводным фотографом 2019 года назван Ричард Барнден. Победу ему принесла фотография под названием «Вызов». 


Подводный фотограф года Ричард Барнден (Великобритания). «Вызов». 

«Когда солнце садится на Южном перевале острова Факарава, около 700 акул, патрулирующих устье канала, начинают свою охоту. Спускаясь в темноту, я чувствую, как мое сердце бьется все быстрее. Сотни акул покрывают дно. Эта незадачливая рыба-попугай плавала в коралловых зарослях, ища убежище, а за ней по горячим следам следовали стаи акул». (Ричард Барнден)


Победитель в категории «Широкий угол». «Нежные гиганты». Автор фото: Франсуа Баелен (Франция).

«Нежные гиганты Франсуа Баелена, снятые у острова Реюньон. В самом конце дня этот горбатый кит отдыхал на глубине 15 метров. Я предложил ему принять участие в съемке. Он не заставил себя упрашивать: ему было очень любопытно. Снизу сцена выглядела нереально, и я рад, что в фотографии запечатлелся этот момент. Горбатые киты – удивительные и мирные животные, и я до сих пор не могу поверить, что человечество по-прежнему охотится на них». (Франсуа Баелен)


2 место в категории «Широкий угол». «Крабоед». Автор фото: Джессика Фаррер (США).

Любопытный тюлень-крабоед, снятый в заливе Плино (Антарктический полуостров) был сфотографирован в снежный день, когда группа из восьми его собратьев ныряла возле айсбергов. «Они плескались и кружились вокруг нас. Это был один из самых запоминающихся дней общения с тюленями». (Джессика Фаррер, биолог по образованию)


Победитель в категория «Макро». «Быстрая каракатица». Автор фото: Фабио Ярдино (Италия).

«В первые три месяца года я часто бываю в Триестском заливе на северо-востоке Италии, где совершаю ночные погружения, чтобы сфотографировать маленьких каракатиц. Способ перемещения этих морских обитателей навел меня на мысль сделать панорамный снимок и запечатлеть эффект движения, чтобы придать динамизм изображению. Используя технику медленной синхронизации вспышки, мне удалось сделать этот кадр». (Флавио Ярдино)

2 место в категории «Макро». «Внутри яйца». Автор фото: Флавио Вайлати (Италия). 

«Чтобы сделать этот снимок, я отправился на Филиппины и фотографировал этих тварей. Мне пришлось ждать, пока это существо окажется в том положении, которое я себе представлял». (Флавио Вайлати)


3 место в категории «Макро». «Тигровая волна». Автор фото: Хенли Спирс (Филиппины). 

Голову большой тигровой рыбы с открытой пастью захлестнуло синей волной. Самец этой рыбы несет ответственность за охрану икры, пока она не будет готова к появлению мальков. «Я провел три погружения, постепенно завоёвывая доверие, чтобы самец позволил мне запечатлеть его крупным планом». (Хенли Спирс)


Победитель в категории «Обломки». «Большие пушки». Автор фото: Рене Андерсен (Дания). 

«Корабль Его Величества «Одейшес» (Audacious HMS) был линкором дредноутного типа, который подорвался на мине и затонул в 1914 году у берегов Ирландии. Я использовал штатив и 3 больших синих видеофонаря, чтобы осветить башню с величественными 13,5-дюймовыми пушками». (Рене Андерсен)


2 место в категории «Обломки». Обломки затонувшего корабля Хрисула Кей, Египет. Автор фото: Тобиас Фридрих (Германия). 

«Поскольку носовые части затонувшего корабля Хрисула Кей в Красном море слишком велики, чтобы их можно было поместить на одном снимке, моя идея состояла в том, чтобы создать панорамные фото из нескольких кадров и объединить их вместе в одну большую панораму, чтобы получить хороший обзор всей груды обломков корабля с этой точки зрения». (Тобиас Фридрих)


2 место в категории «Поведение». «Погоня». Автор фото: Скотт Портелли (Австралия). 

«Погоня» Скотта Портелли – это невероятное столкновение с дикой природой, когда несколько китов соревнуются за самку. Погоня может продолжаться в течение нескольких часов и даже суток. «Это поистине душераздирающее и адреналиновое действо». (Скотт Портелли)


3 место в категории «Поведение». «На вершине». Автор фото: Лян Фу (Китай). 

«Фотография была сделана в Лембе (Индонезия). Змеиный угорь с великолепной креветкой, висящей на нем. Моя цель – использовать сильную тень, чтобы усилить интерактивное поведение змеиного угря и креветки. Поэтому я снял вертикально, чтобы объект заполнил кадр». (Лян Фу)


Победитель в категории «Портрет». «Летай и улыбайся». Автор фото: Николас Самарас (Греция). 

«Я посетил Стратони (полуостров Халкидики, северная Греция) три раза в августе 2018 года, занимаясь проектом, связанным со съемкой морских коньков. И вдруг появился этот счастливый лучик. Мне удалось с ним поплавать и сфотографировать его». (Николас Самарас)


2 место в категории «Портрет». «Годзилла». Автор фото: Брюс Судвикс (США). 


Победитель в категории «Черно-белое». «Между двумя мирами». Автор фото: Хенли Спирс. 


2 место в категории «Черно-белое». Автор фото: Кен Кифер (США).


Победитель в категории «Компактный». Снято у острова Амбон, Индонезия. Автор фото: Энрико Сомоги.


2 место в категории «Компактный». Автор фото: Man BD (Малайзия).


Победитель в категории «Многообещающий». «Рай». Автор фото: Тайип Ким (Корея). 

2 место в категории «Многообещающий». Автор фото: Матей Бергок (Словения).

Победитель в категории «Британские воды, широкий угол». Автор фото: Роберт Бейли (Великобритания).


2 место в категории «Британские воды, широкий угол». Автор фото: Джек Перкс (Великобритания).

Победитель в категории «Британские воды, макро». Автор фото: Артур Кингдон (Великобритания).

2 место в категории «Британские воды, макро». Автор фото: Пол Петтитт (Великобритания).


Победитель в категории «Британские воды, живущие вместе». Автор фото: Виктория Уокер (Великобритания).

2 место в категории «Британские воды, живущие вместе». Автор фото: Артур Кингдон (Великобритания).


Победитель в категории «Британские воды, компактный». «Время отдыха?» Автор фото: Мартин Эдсер (Великобритания).


2 место в категории «Британские воды, компактный». Автор фото: Майкл Уэйд (Великобритания).

Победитель в категории «Охрана морей». Автор фото: Эдуардо Асеведо (Испания).


2 место в категории «Охрана морей». Автор фото: Жоау Родригес (Португалия).


3 место в категории «Охрана морей». «Тихий убийца». Автор фото: Ноам Кортлер (Израиль).


Категория «Широкий угол». Автор фото: Майк Коростелев (Россия).

Смотрите также:

cameralabs.org

Изумительные подводные фотографии

Подводная съёмка позволяет мастерам фотографии получить необыкновенные, легкие, таинственные и очень необычные работы. Мы подготовили для вас подборку наиболее интересных снимков фотографов, специализирующихся на подводной съемке. Аквариумные рыбки — лучшие модели для подводной съёмки, но герои сегодняшней подборки — люди.

Бенджамин фон Вонг

Движимый желанием творческого вызова преодолеть невозможное, Бенджамин фон Вонг стал известен своей эпической подводной фотографией. Его гиперреалистичный стиль со слиянием спецэффектов и инновационных концепций восхищает зрителей. Фантазия позволяет Бенджамину создавать новые миры в каждом своем подводном снимке.

Виталий Сокол

Виталий Сокол — российский фотограф из Москвы. На своих снимках Виталий показывает нам красоту женского тела в танце. Мы подобрали несколько наиболее выдающихся его работ из проекта «Танец под водой».

Габриэль Виртель

Габриэль — голландский фотограф-самоучка немецкого происхождения. Она начала свою карьеру в 2011 году, а сегодня отмечена публикациями в многочисленных модных журналах. Выразительные подводные снимки Виртель передают зрителю особую мистическую атмосферу. Габриэль сохраняет элегантность классической фотографии и добавляет сюрреалистические элементы, которые являются характерным средством выражения.

Дженн Бишоф

Джен Бишоф — подводный фотограф-портретист. Дженн говорит, что вода для нее — это в первую очередь творческая муза и близкий друг. В своей стихии она снимает великолепные модные и рекламные фотографии. На модных снимках она создает смелые образы, часто пользуясь легким движением, создаваемым подводной средой.
«Я развиваюсь, решая задачи, с которыми сопряжена подводная фотография. Ограничения дают мне возможность придумывать творческие решения», — говорит Дженн.

Елена Калис

Елена Калис — фотограф с Багамских островов. Удивительная красота этих мест вдохновляет Елену на создание ее фантазийных подводных снимков. В своих работах она показывает нам магическую силу океана, иногда светлую и солнечную, а иногда, наоборот, темную. Ее образы под водой словно дышат свободой. Дети всегда охотно участвуют в фотосессиях Елены, потому что они как никто другой любят сказки. Часто главной героиней фотосессий становится дочь Елены. Она примеряет на себя образы различных сказочных персонажей. Как говорит сама Елена: «Работу под водой можно сравнить с тем, что вы попали в другое измерение, но это так волнующе и интересно, что остановиться уже невозможно…»

Зена Хэллоуэй

Зена — необычный фотограф из Англии. Ее фотографии отличаются прямотой и неординарностью. Ее подводные снимки раздвигают границы воображения и пределы творчества. Результатом ее творчества являются поистине волшебные образы, которые получили признание во всем мире.

Майкл Дэвид Адамс

Майкл — фотограф из Нью-Йорка, но он много путешествует по миру и фотографирует в разных странах. Майкл занимается подводной съемкой, и у него есть много интересных серий работ с подводных фотосессий. Нисходящие лучи света и отражения в воде на коже моделей делают его фотографии совершенно незабываемыми.

Марк Моусон

Марк Моусон — фотограф из Лондона, который специализируется на подводной съемке и имеет опыт более 25 лет! Его фотографии наполнены светом и легкостью, на них мы можем наблюдать вдохновляющие и творческие образы.

Рафал Макиела

Рафал — фотограф, специализирующийся на подводной съемке. Он работает со своей профессиональной командой, которая проводит высококачественные рекламные сессии под водой. С помощью собственной фотостудии он воплощает любые проекты.

Шмидт и Хейндрикс

Немецкий фотограф Кристиан Шмидт и американский специалист по подводной съемке Шон Хейнрикс создали серию подводных фотографий недалеко от побережья Филиппин. На снимках запечатлены известные фотомодели в компании с китовыми акулами. Фотографы провели в тропических водах Филиппин около четырех месяцев, чтобы спланировать эту пятидневную уникальную фотосессию. Она должна была привлечь внимание к бедственному состоянию китовых акул, которые находятся под угрозой вымирания.

Смотрите ещё: Подводный исторический парк — уникальный музей в Хорватии


ribalych.ru

как увезти впечатления с собой

24.08.2017

Кто поспорит, что фотоаппарат — одно из величайших изобретений. Благодаря ему, сегодня можно запечатлеть не только наш мир, но и другой – мир подводный. Не менее красочный и разнообразный, где бурлит жизнь и порой происходит настоящее волшебство.

Подводная фотосъемка – это целое искусство, при правильном подходе, доступное каждому.

История подводной вселенной в снимках

Если ранее, для того, чтобы сделать фото, необходимо было произвести массу манипуляций, выставить громоздкий аппарат, еще и проявлять картинку, то о подводных съемках речь зашла только в середине 20-го века. Что говорить, подводным фотографам тогда было нелегко. Громоздкое оборудование, неподъемный костюм, неудобные боксы для камер и технически сложный процесс самой съемки.

Если бы Вильям Томпсон (который первым сделал подводный снимок в 1856 году) увидел, как сегодня наши туристы камерой (весом 100 г) в два счета делают потрясающие снимки своего дайвинга в Красном море, — он упал бы в обморок. Трудно поверить, но за 150 лет многое изменилось. Сегодня самая простая «мыльница» делает фотографии, которые и не снились Вильяму Лонгли и Чарльзу Мартину даже в самых красочных снах (в 1923 году эти двое сделали первые цветные снимки под водой).

Что учесть начинающему подводному фотографу

Отправляясь в теплые края на дайвинг, считается просто преступлением не привезти домой фотографии. Снимки с подводного путешествия – это фотографии пестрых рыбок, удивительной красоты кораллов, экзотических обитателей морских глубин, затонувших кораблей и подводных богатств. Фотографии призваны передавать хоть часть волшебства этой подводной вселенной!

Отправляясь в подобное путешествие, главное задаваться вопросом, не какие плавки и купальник взять, а чем вы будете фотографировать. Нельзя просто взять ваш домашний цифровик и упаковать его в полиэтиленовый пакет, надеясь, что он не намокнет.

Как выбрать удачный фотоаппарат для подводной фотосъемки

Обратите внимание, хорошая камера:

• Выдерживает погружение до 10 м (чем меньше этот параметр, тем выше вероятность того, что при более глубоком погружении камера протечет)

• Имеет достаточного размера LCD-дисплей (просматривать получившееся фото лучше на месте, чтобы не рыдать в самолете, обнаружив, что после первых двух кадров «что-то пошло не так»)

• Имеет вспышку

• Обеспечивает выдержку от 1/125 до 1/500 секунды (рыбка-то не стоит на месте), а также режим диафрагмы на f/11-f/20 (для резкости объектов)

При этом от вас требуется умение плавать, нырять и, собственно, пользоваться камерой.

Основные пункты настройки камеры:

• Фотосъемку под водой фотоаппарат понимает, как режим «scene»(«сюжет») – в этом положении камера компенсирует недостающие цвета, делая снимки менее мутными и с присутствием красных оттенков;

• Для DSLR (или других, не имеющих подводного режима) – выставите RAW с режимом баланса белого «sunlight»;

• Выбор объектива. К вашему счастью, их всего два: сверх-широкоугольный(для съемки подводных ландшафтов и крупных объектов) и макро-объектив (своего рода микроскоп – позволяет фотографировать мельчайшие объекты).

Не забудьте о водонепроницаемом боксе! Стоит учесть, что на этом аксессуаре лучше не экономить. Потом очень грустно будет выливать воду из фотоаппарата и понимать, что рыбка вам все-таки зря позировала. Хорошо зарекомендовали себя производители: Subal,Nexus, Sea&Sea, Ikelite,Sealux. Они располагают широким рядом боксов для моделей практически всех камер.

И научитесь пользоваться камерой в боксе до погружения, в воде это будет сделать крайне трудно. А морским жителям не обязательно слушать вашу ругательную речь.

«Остановись мгновение»: как сделать хорошие подводные фото

Погружаясь под воду, отключайте мозг. Заставить рыбку плыть в нужном направлении или вовсе не двигаться – забудьте, вы не в мультике, такого не бывает. 

Запомните: даже то, что должно, по идее «расти смирно», - колыхается! Такова сущность воды, результат течений, волн и даже вашего присутствия. Здесь двигается абсолютно все. Поэтому, правила таковы:

  1. Абсолютная выдержка – ваша и фотоаппарата
  2. Настройка максимального разрешения
  3. Приблизьтесь на как можно меньшее расстояние до объекта – это увеличит шансы на красочное фото
  4. Вспышка – без нее никак!

Техники и ухищрения

Истинно талантливые снимки опытные фотографы тренируются делать годами! Да-да, в том числе и те, которые на National Geographic работают. Не нужно расстраиваться, что с первого раза у вас получились «немножко» не такие фотографии. Займитесь изучением техник и приемов, которые позволят делать хорошие качественные снимки, тренируйтесь и набирайтесь опыта.

Если вам наскучила банальность и заурядные композиции, ищите новые подходы к раскадровке вашего отдыха. Попробуйте сплит-фотографию, или поснимайте ночной дайвинг. Кстати, дайвинг с акулами тоже очень разнообразит ваш отдых. Сможете ли вы фотографировать – вопрос, но пасть акулы запечатлеется в вашей памяти навсегда, это точно.

Подводный мир – это сказка. Доставьте себе удовольствие забрать с собой самые счастливые моменты вашего в нее путешествия. И поделитесь ими с другими!


proboating.ru

Подводная съемка — уроки фотографии, выбор камеры, объектива и другого оборудования

Дата публикации: 31.08.2018

Виктор Лягушкин — известный подводный фотограф и амбассадор Nikon, чьи работы публиковались в журналах Daily Mail, Time, Stern, National Geographic и других. Мы попросили Виктора, победителя множества международных фотоконкурсов и автора книг и документальных фильмов о подводной съёмке, рассказать об особенностях этого жанра.

Подводная съёмка начинается с подготовки

В подводной съёмке подготовка важна больше, чем в любом другом жанре. Нельзя надеяться на удачу: перед погружением нужно чётко представлять, что ты хочешь снять, как это должно выглядеть в результате, какие настройки техники будут использоваться. В воде снимать намного труднее, чем на поверхности, хотя бы потому, что запас воздуха ограничен и нет времени делать много дублей. Особенно, если в съёмке участвует модель, которая находится под водой без снаряжения. Например, фотосессия проекта «Принцесса китов» в Белом море с чемпионкой мира по фридайвингу Натальей Овсеенко заняла у нас меньше 12 минут, а подготовка длилась 2 месяца. Конечно, у фотографа обязательно должны быть отличные дайверские навыки: прежде чем погрузиться вместе с камерой, нужно хотя бы 100 раз нырнуть без неё, чтобы уверенно чувствовать себя под водой.

Nikon D200, AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Вода — мутный голубой фильтр

Физические свойства воды совсем не такие, как у воздуха, соответственно, и съёмка в этих условиях очень специфична.

Во-первых, вода в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух, и в 770 раз плотнее. А если она ещё и мутная, то есть с большим количеством примесей — микроорганизмов, неорганических частиц — видимость и вовсе может стремиться к нулю. Во-вторых, на глубине исчезают цвета — по одной составляющей спектра на каждые 8 метров. То есть сначала пропадают красные оттенки (вспомним поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), потом оранжевые, жёлтые и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. В-третьих, коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха. Из-за этого все объекты визуально увеличиваются в размерах и кажутся расположенными на треть ближе, чем есть на самом деле.

Nikon D750, AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED

Технические приёмы подводной съёмки: свет

Как же фотографу справиться с трудностями съёмки под водой? Если фотосессия проходит на маленькой глубине и вода достаточно прозрачная, можно довольствоваться естественным светом, тем более что современные зеркальные камеры обладают широким динамическим диапазоном. Время съёмки зависит от того, какой световой рисунок хочет создать фотограф: в течение дня лучи проникают под воду под разными углами. Например, для съёмок каньонов Грузии мне понадобилось около недели, чтобы определить, когда именно солнце даёт нужный рисунок. Если же фотограф опускается на 10 метров и глубже, без искусственного освещения не обойтись. Именно оно способно вернуть кораллам, водорослям и морским обитателям привычные цвета или хотя бы чёткие силуэты. Дополнительными источниками света выступают вспышки и фонари, в последнее время набирает популярность видеосвет. Я обычно использую от 5 до 11 искусственных источников света одновременно.

Nikon D3X, AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Технические приёмы подводной съёмки: фокусные расстояния

Поскольку в воде все предметы кажутся больше, чем есть на самом деле, и видимость может опускаться до нуля, главный совет для фотографа прост: подойти как можно ближе к объекту съёмки. И, конечно, использовать широкоугольные объективы. 90% подводных фотографий в мире делаются на объективы Fisheye, которые дают максимальный угол обзора — до 180 градусов. При этом «фишаи» искажают пропорции, поэтому снимать портреты и некрупные объекты (например, небольших рыб) ими не рекомендуется. В качестве подводного портретника я использую AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED и другие широкоугольные фиксированные светосильные объективы. Для макросъёмки мелких объектов — например, криля — отлично подходят AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED и AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED.

Стоит также иметь в виду, что подводный мир многие люди никогда вживую не видели, поэтому не представляют его размеров. Хорошо, когда на фоне ландшафта видна фигура дайвера: она выступает в роли «линейки».

Nikon D750, AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Оборудование для подводной съёмки: защитные боксы и порты

Я, как и большинство профессиональных подводных фотографов, снимаю в основном зеркальными камерами, помещёнными в защитные цельнометаллические боксы. Они позволяют использовать весь функционал устройств, любые совместимые объективы, выдерживают глубину до 60 метров и не протекают, в отличие от более дешёвых гермопакетов. Последние можно рассматривать как экономвариант, но вероятность протечки у них намного выше, максимальная глубина погружения — всего 10 метров, к тому же управлять камерой приходится через целлофан, а это неудобно. Ещё одно существенное преимущество боксов — к ним можно подключить сколько угодно вспышек. Что касается объективов, то «фишаи» и широкоугольники традиционно упаковываются в сферические порты, которые представляют собой полусферу либо сегмент сферы. Кривизна стекла нивелирует коэффициент преломления воды и эффект «приближения» объектов. Для макрообъективов используются порты с плоским оптическим стеклом.

Готовый к транспортировке на место погружения набор техники Виктора Лягушкина

В среднем набор оборудования для профессиональной подводной съёмки обходится в несколько раз дороже обычного «наземного». Но и сделанные кадры отличаются кардинально: подводная съёмка даёт фотографам возможность заглянуть в неизведанные уголки мира и почувствовать себя первопроходцем. Открыть миру нечто принципиально новое — в этом и заключается смысл подводной фотографии.

prophotos.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *