Права на фотографии: Авторское право фотографа: защита, последствия нарушений, договор
Авторские права на фотографии
Рекламная фотография и распределение прав на нее
12 октября 2011
Фото:<a href=»http://www.accidentlawyerutah.org/»>accidentlawyerutah.org</a>
Текст:Ольга Смирнова
Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.
Рекламная фотография, как и любая фотография, является объектом авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных). В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим использованием фотографии.
Исключительные права регламентируют порядок дальнейшего использования созданной фотографии, в том числе вопросы ее видоизменения (переработки), включения в сборники, опубликования и др. Помимо авторских прав, при создании и дальнейшем использовании рекламной фотографии реализуются права на использование изображений (образов) людей (граждан) и предметов, к коим помимо неодушевленных предметов относятся растения и животные. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») животные отнесены к имуществу. Все вопросы, связанные с авторскими правами, а также права на использование изображений (образов) урегулированы нормами ГК РФ (ссылки на его статьи будут приведены далее по тексту). Согласно ст. 1225 (п. 1 п/п 1) и 1259 (п. 1) ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ, в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права – права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. Законодательство России не устанавливает каких бы то ни было ограничений по кругу лиц, которые могут быть авторами фотографии.
Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. Поскольку в последнее время все чаще при создании рекламной фотографии используют труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. Как показывает опыт, оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации (об этом разговор пойдет далее).
Может ли рекламодатель (работник рекламодателя) или лицо, сделавшее заказ на создание рекламной фотографии, быть ее автором? Согласно ст. 1228 (п. 1 абз. 2) какие-либо лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, авторами признаны быть не могут. Но очень часто рекламодатель (заказчик) передает фотографу подробное задание (описание) будущей фотографии, в котором описывает, какие предметы должны быть изображены, в каком ракурсе, в композиции с каким предметами и каков должен быть сюжет фотографии. Автору известны случаи, когда заказчик описывал даже требования, предъявляемые к фотомоделям, снимаемым на рекламные фотографии. Однако все эти описания, как бы подробны и конкретны они ни были, непосредственно не создают фотографию, а являются всего лишь идеями. На основании положений ст. 1259 (п. 5) ГК РФ идея как таковая не является объектом авторского права. Исключение может составить случай, когда заказчик либо его работник сами непосредственно будут осуществлять постановку сцен, которые фотограф должен будет только отснять. Но такие случаи, если они и имеются, носят редкий единичный исключительный характер, не являясь типичными. То есть рекламодатель, заказчик рекламной фотографии или же их работники не могут быть авторами рекламной фотографии.
Исходя из предыдущих пунктов, авторами рекламной фотографии могут быть признаны фотограф и фотомодель, и никто более. Соответственно, исключительные права сначала возникают только у этих лиц, т.к. на основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным.
Согласно ст. 152-1 ГК РФ целенаправленное изображение человека как основного объекта изображения на фотографии допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату.
Правовой статус изображения животных, растений и неодушевленных объектов заслуживает отдельного рассмотрения. Не раз многими юристами было разъяснено, что законодательство предусматривает ограничения на изображение человека, но поскольку подобные ограничения не предусмотрены для вещей, то фотосъемку и иное изображение чужого имущества можно проводить без каких бы то ни было ограничений. Однако необходимо помнить, что фотография является объектом исключительных прав. А сами исключительные права на основании ст. 128, 1013 (п. 1), 1226 ГК РФ охватываются понятием «имущество». То есть вместе с созданием фотографии ее автор (авторы) приобретают имущество, коим являются исключительные права. Согласно ст. 136 ГК РФ таковое приобретение квалифицируется как «получение плодов, продукции, доходов в результате использования», в данном случае речь идет об использовании животных, растений и неодушевленных объектов, т.к. имущество (исключительные права) было приобретено с их помощью. На основании ст. 209 (пп. 1, 2) ГК РФ использовать имущество вправе только его собственник или же иное лицо, которому собственник разрешил таковое использование каким бы то ни было образом. Исходя из изложенного, следует, что фотосъемка животных, растений и неодушевленных объектов возможны только с согласия их собственника. Правда, этот вывод пока что не подтвержден практикой, но и не опровергнут.
Принимая во внимание изложенное, следует рассмотреть вопросы договорных отношений при создании рекламной фотографии. Основной отличительной особенностью этого жанра является то, что создается рекламная фотография по заказу рекламодателя. В подавляющем большинстве случаев рекламодателем или заказчиком является фирма, юридическое лицо. Следовательно, на основании ст. 153, 154 (п. 1), 160, 161 (п. 1 п/п 1), 420, 434 ГК РФ заказ на создание рекламной фотографии должен быть оформлен в виде договора в письменной форме. Названный договор может быть квалифицирован как «договор авторского заказа» (ст. 1288, 1289 ГК РФ). Заказчиком по договору является рекламодатель (иной заказчик), а автором (исполнителем) – фотограф. Следует учесть, что по умолчанию договор авторского заказа не предусматривает переход исключительных прав к заказчику. Поэтому в таковом договоре должна быть прописана процедура передачи исключительных прав на созданные рекламные фотографии. В противном случае исключительные права останутся у фотографа. Даже в этом случае заказчик обретет право использования рекламных фотографий в неограниченном объеме и количестве при осуществлении собственной деятельности на безвозмездной основе, но… он никому не сможет передать этого права! Также в договоре авторского заказа целесообразно прописать обязанности сторон по предоставлению имущества для съемок и взаимоотношения с моделями. Как вариант, заказчик может обеспечить это за счет собственных сил и средств (как полностью, так и частично), наняв модель и предоставив собственное имущество либо урегулировав все вопросы с собственником фотографируемого имущества. Чаще всего заказчик поручает оформить отношения с моделью фотографу. Особенностью оформления отношений с фотомоделью при создании рекламной фотографии является то, что у фотомодели нужно получить разрешение на использование ее изображения и что фотомодель должна полностью передать принадлежащие ей исключительные права фотографу или заказчику. В противном случае у рекламодателя могут возникнуть препятствия при использовании фотографий (связанные с нарушением прав модели – исключительных и на изображение). О том, как должны быть оформлены отношения с фотомоделью, было описано в журнале «Фотодело», № 7–8 (июль-август) 2009 г., стр. 46–47. В договоре авторского заказа целесообразно установить режим соблюдения личных неимущественных прав, т.е. указания имени фотографа и модели. По умолчанию при каждом случае использования рекламной фотографии заказчик (иное лицо) обязано будет указывать имена фотомодели и фотографа. Следует учесть, что сроки выполнения заказа являются существенным условием договора, т.е. согласно ст. 432 (п. 1) ГК РФ они должны быть определены договором авторского заказа в обязательном порядке. Но… указанный срок при невыполнении фотографом своих обязанностей по уважительной причине может быть продлен на одну четверть установленного срока (т. н. «льготный срок») без применения штрафных санкций.
Передача прав на фотографии \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Передача прав на фотографии
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача прав на фотографии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Интеллектуальная собственность:
- Защита интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность
- Объекты интеллектуальной собственности
- Передача исключительных прав НДС
- Пиратство в интернете
- Показать все
- Интеллектуальная собственность:
- Защита интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность
- Объекты интеллектуальной собственности
- Передача исключительных прав НДС
- Пиратство в интернете
- Показать все
- Нематериальные активы:
- 320 КОСГУ
- Акт ввода в эксплуатацию НМА
- Акт приема-передачи нма
- Амортизационные группы НМА
- Амортизация НМА
- Показать все
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Использование фотографий, взятых из Интернета: правовые риски, практика, рекомендации
(Гайдук В. П.)
(«ИС. Авторское право и смежные права», 2022, N 6)Так, суд частично удовлетворил требование (снизив размер компенсации) фотографа о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительного права, компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных авторских прав с ответчиков, которые использовали фотографии в рекламных целях. При этом из судебных актов следует, что ранее фотограф передал фотографии заказчику на основании договора на проведение фотосессии, в котором отсутствовала передача исключительного права на фотографии [1]. Еще один пример из практики, который отражает данный подход: в споре между администратором сайта и владельцем сайта, в котором администратор сайта размещал созданные им фотографии для своего клиента (ответчик по делу — владелец сайта) и в дальнейшем размещал их на сайте, выиграл администратор сайта, поскольку в договоре не были прописаны обязанности администратора сайта по созданию фотографий для клиента и, соответственно, не была осуществлена передача прав на фотографии клиенту администратором сайта [2].
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
«Гражданское право социального государства: Сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маковского (1930 — 2020)»
(отв. ред. В.В. Витрянский, Е.А. Суханов)
(«Статут», 2020)Суд отметил, что договор авторского заказа не был заключен в надлежащей письменной форме — была лишь достигнута устная договоренность автора с заказчиком об изготовлении ряда фотографий для размещения в меню заказчика за плату, определяемую в зависимости от количества фотографий. Вопрос о передаче прав на фотографии, как следует и из переписки сторон и их пояснений в суде, сторонами не оговаривался. Выводы суда первой инстанции о передаче истцом прав на фотографии путем их пересылки по электронной почте противоречат ст. 1291 ГК РФ, так как при передаче самого произведения, в том числе по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Кроме того, электронная переписка сторон прямо свидетельствовала о том, что автор отказался передать заказчику фотографии, не согласившись с размером вознаграждения. Суд заключил, что доступ к файлам с фотографиями был предоставлен заказчику истцом в целях отбора подходящих для заказчика снимков из числа выполненных, но это само по себе не означало выдачи разрешения использовать снимки в хозяйственной деятельности заказчика. В приведенном выше примере (дело N А60-57091/2016) на основе точно такого же действия истца судами был сделан прямо противоположный вывод.
Что фотографы должны знать об авторском праве
Если вы фотограф, вам необходимо знать несколько ключевых моментов о законе об авторском праве и средствах защиты, доступных вам.
Во-первых, авторское право защищает оригинальные авторские работы, включая оригинальные фотографии. Произведение является оригинальным, если оно создано самостоятельно и является достаточно творческим. Креативность в фотографии может проявляться по-разному и отражать художественный выбор фотографа, например, угол и положение объекта(ов) на фотографии, освещение и время. Как владелец авторских прав вы имеете право делать, продавать или иным образом распространять копии, адаптировать работу и публично демонстрировать свою работу.
Во-вторых, вы должны знать, что защита авторских прав существует с момента «фиксации» оригинального произведения на материальном носителе. Например, у фотографов фиксация происходит, когда вы делаете снимок. Вам не нужно делать ничего больше, чтобы ваша работа была защищена авторским правом.
Регистрация вашей работы
Хотя ваша работа защищена авторским правом с момента ее фиксации, Бюро регистрации авторских прав США рекомендует зарегистрировать ее у нас, чтобы сделать общедоступной запись о вашей собственности, а также для получения дополнительных юридических преимуществ, таких как возможность подать иск о нарушении авторских прав в отношении произведений в США и добиваться определенных видов денежной защиты. Для подачи заявки на регистрацию в Бюро регистрации авторских прав США требуется заявка, регистрационный сбор и копия произведения (которую Ведомство называет «депозитом»).
В зависимости от того, была ли ваша работа опубликована, существует несколько различных вариантов онлайн-заявки. В целях защиты авторских прав фотография публикуется, когда копии этой фотографии распространяются среди публики путем продажи, сдачи в аренду, лизинга, одалживания или иной передачи права собственности на копии. Фотография также публикуется, когда копии этой фотографии предлагаются группе лиц для дальнейшего распространения или публичного показа. Публичный показ фотографии сам по себе не является публикацией.
Чтобы зарегистрировать одну фотографию, опубликованную или неопубликованную, используйте стандартное приложение.
Другие варианты для неопубликованных работ:
- Групповая регистрация неопубликованных фотографий для регистрации до 750 неопубликованных фотографий одного и того же автора, и автор является заявителем.
Другие варианты опубликованных работ:
- Групповая регистрация опубликованных фотографий для регистрации до 750 опубликованных фотографий одного и того же автора, и автор является истцом.
- Групповая регистрация вкладов в периодические издания для фотографий, впервые опубликованных в качестве вклада в периодическое издание, такое как газета, журнал или журнал.
Вы можете обратиться в нашу службу поддержки за помощью в определении наилучшего варианта для вас.
Примечание о работах, сделанных по найму
Обычно автором и первоначальным владельцем авторских прав на фотографию является лицо, которое «снимает» или «делает» фотографию. Единственным исключением из этого правила является случай, когда фотография создается как «работа, сделанная по найму». Работа, сделанная по найму, имеет место, когда фотограф создает работы в рамках своей работы (например, в публикации) или когда существует прямое соглашение между фотографом и заказчиком о создании работы для конкретной, установленной законом цели. . Для получения дополнительной информации см. «Работы, сделанные по найму» (Циркуляр 30). Если фотографии были созданы как «работы, сделанные по найму», работодатель или заказчик считается автором и владеет авторскими правами на изображения, а не фотографа. Изображения по-прежнему могут быть зарегистрированы как группа, если все фотографии были созданы для одного и того же работодателя, работодатель указан в качестве автора каждой фотографии, а фотографии указаны в заявке как «работы, сделанные по найму».
Если ваша работа используется незаконно
Вы имеете право подать в суд, если ваша работа используется незаконно, без вашего разрешения и не в соответствии с установленными законом исключениями или ограничениями, такими как добросовестное использование. Однако, если ваша работа произведена в Соединенных Штатах, вам необходимо зарегистрировать свою работу в Бюро регистрации авторских прав, прежде чем подавать иск о нарушении прав. Кроме того, если вы подаете в суд на кого-то за использование вашей работы без вашего разрешения, и вы хотите попытаться получить покрытие гонораров ваших адвокатов или получить некоторые другие виды компенсации (так называемые установленные законом убытки), время вашей регистрации имеет значение. Подробнее об этом здесь.
Как правило, иски об авторских правах рассматриваются в федеральном суде. Бюро регистрации авторских прав в настоящее время создает Совет по претензиям в отношении авторских прав, который, когда он заработает, станет новым форумом для разрешения споров об авторских правах в отношении убытков на общую сумму менее 30 000 долларов США. Он призван стать экономичной и оптимизированной альтернативой федеральному суду. Подробнее о ЦБК можно прочитать здесь.
Как работают права на фотографии, лицензирование и право собственности?
Это сложная мешанина из спагетти. Посмотрим, сможем ли мы немного распутать его.
Во-первых, кому принадлежит фотография?
Фотографии и изображения являются интеллектуальной собственностью. Таким образом, право собственности на фотографию начинается и почти всегда остается за фотографом.
«Наем» фотографа не меняет права собственности.
Так что, если вы наймете фотографа? Не будет ли это означать, что фотографии принадлежат вам?
На самом деле нет. Даже когда вы нанимаете фотографа для специальной фотосессии, это, как правило, договорные отношения. Поэтому фотограф по-прежнему будет владельцем полученных фотографий. Фотограф может предоставить вам неограниченную лицензию на эти фотографии, но законное право собственности остается за фотографом.
Только если сотрудник фотографирует на работе, используя ваше оборудование и в оплачиваемое рабочее время, вы, работодатель, будете считаться владельцем фотографий.
Ваша фотолицензия предназначена для вас (а не для ваших подрядчиков или СМИ).
Итак, как мы упоминали ранее, профессиональные фотографы никогда не продают фотографии. Скорее, они дают вам разрешение (лицензию) на его использование. Лицензируя фотографию, вы не являетесь ее владельцем.
Вы также не имеете право передать фото третьим лицам для использования. Это очень распространенное заблуждение. Скажем, вы архитектор, и вы заплатили фотографу за съемку вашего последнего индивидуального дома, и вы получили очень открытую лицензию на использование этих фотографий.
То, как вы используете фото , часто влияет на цену.
Приобретая лицензию, вы платите за использование фотографии особым образом. Разрешения на фотографию подробно описывают, как вы можете (и не можете) использовать фотографию. Некоторые разрешения имеют очень строгие ограничения и привязаны к конкретному носителю (например, одна реклама в региональном журнале, одна прямая почтовая рассылка, одно видео, одна телевизионная реклама или рекламный щит по одному адресу), определенному периоду времени или основаны на количество просмотров.
Некоторые разрешения предназначены только для редакционного использования (не для рекламы печатных рекламных материалов). Или разрешение может быть более общим (предоставляя вам полную свободу использования фотографии на вашем веб-сайте и в любых отправляемых вами электронных письмах). Фотография не принадлежит исключительно вам (если вы не платите дополнительно).
В большинстве случаев при покупке изображения в стоковом агентстве вам будут предоставлены неисключительные права на это фото. Это означает, что эта фотография может быть легально найдена на многих других сайтах, рекламных щитах, прямой почтовой рассылке или газетных объявлениях. Некоторые агентства предложат продать вам исключительные или полуисключительные права (часто в зависимости от географического региона). Вы определенно платите больше за этот тип эксклюзивности.
Стоковая фотография (обычно) хороший способ.
Часто такие агентства, как Corbis или Getty Images, лицензируют права партиями, используя модель, известную как стоковая фотография. Рынок стоковой фотографии хорошо известен, недорог и является эффективным методом защиты прав на использование самых разных фотографий.
Покупка фотографии из неизвестного источника может быть рискованной. Ничто не мешает «стоковому» агентству с сомнительной репутацией создать веб-сайт, разместить его за границей и продать права на изображения, которыми они не владеют.
Точно так же опасно доверять веб-источникам, предлагающим «бесплатные» стоковые фотографии или картинки, так как эти изображения могли публиковаться много раз и фактически являются интеллектуальной собственностью кого-то другого.
Сохраните квитанцию… это контракт.
Квитанция от складского агентства с подробным описанием предоставленного разрешения (для рассмотрения) будет действительным контрактом. В этом контракте всегда должно быть указано, какую компенсацию получает владелец или агентство и какие разрешения предоставляются.
Контракт, скорее всего, будет ограничен средством (веб-сайт, электронная почта, прямая почтовая рассылка, брошюра), разрешением, количеством экземпляров (просмотры веб-сайта, напечатанные брошюры) или может потребовать от вас указать фотографии или ссылку на владельца /фотограф.
Целесообразно вести подробные записи о покупках лицензий на фотографирование. Будет важно предоставить действительное доказательство использования, если ваша лицензия когда-либо будет оспорена владельцем изображения.
Защитите себя (и фотографа) уведомлением об авторских правах.
Размещая уведомление об авторских правах в нижней части веб-сайта, вы, как владелец веб-сайта, заявляете, что имеете право отображать все, что есть на сайте. В этом уведомлении об авторских правах обычно также объявляется, что «все права защищены», уведомляя других о том, что владелец будет защищать право собственности на этот контент.
Имейте в виду, что если вы лицензируете какой-либо контент у другого владельца, может быть целесообразно добавить такую фразу, как «Имена, изображения или подобие других компаний, продуктов и услуг используются с разрешения и являются собственностью их соответствующих владельцев.
Что делать, если вы получили неприятное письмо.
У крупных стоковых агентств есть юридический и технический персонал, занимающийся выявлением незаконных пользователей их изображений. Не говоря уже о сложном программном обеспечении, которое отслеживает использование их фотографий с нарушением авторских прав. Технология постоянно совершенствуется, и устанавливается юридический приоритет.
Если вы получили требование об оплате или письмо о прекращении и воздержании от владельца авторских прав:
1. Учитывайте источник. Если письмо не от одного из известных фондовых агентств, знайте, что это может быть мошенничество.
2. Очистите воздух. Вы можете быстро все исправить, если предоставите подтверждение лицензии и продемонстрируете, что используете фотографию в рамках согласованных условий.
3. Используйте контроль повреждений. Если вас поймали на использовании фотографии без соответствующей лицензии, обратитесь к своему адвокату.